Праздник Обрезание Господне: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Коротко о празднике: Обрезание Господне

+ инфографика и материалы для распечатки

Дата: 14 января

Статус: великий праздник

Событие:

Церковь вспоминает евангельское событие, когда, согласно еврейскому закону, восьмидневный младенец Христос принял обрезание: По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве (Лк 2:21).

Тропарь праздника:

На Престо́ле огнезра́чнем/ в Вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м Ду́хом,/ благоволи́л еси́ роди́тися на земли́/ от Отрокови́цы Неискусому́жныя, Твоея́ Ма́тере, Иису́се,/ сего́ ра́ди и обре́зан был еси́, я́ко Челове́к осмодне́вный./ Сла́ва всеблаго́му Твоему́ сове́ту,/ сла́ва смотре́нию Твоему́,// сла́ва снизхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче.

История:

Ритуал обрезания восходит к глубокой, ветхозаветной древности. В книге Бытие рассказывается, как однажды Бог таинственно явился праведному Аврааму и пообещал ему — тогда еще бездетному — что от него произойдет великий народ: Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя (Быт 12:2).

Когда же Аврааму исполнилось 99 лет, Бог вновь явился ему, чтобы закрепить с ним завет, сказав: Да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола (Быт 17:10–12).

В тот же день Авраам и все его домочадцы обрезались, как и повелел им Господь. А через год Сарра, его жена, родила праведнику долгожданного сына — Исаака. С тех пор иудеи, как потомки Авраама, обрезали новорожденных младенцев мужского пола на восьмой день в знак своей верности завету с Богом и своей отделенности от всего языческого мира.

Господь, вочеловечившись, пришел, как сам Он сказал, не нарушить закон, а исполнить его (Мф 5:17). Принятие же обрезания было необходимой частью исполнения этого закона. Без этого ритуала нельзя было стать частью израильского общества. «Тот, кто намерен жить по новым законам, — пишет митрополит Вениамин (Федченков), — тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно “законопослушный” человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое. Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения (обрезание — первое священнодействие после рождения) сразу же начинает исполнять закон. Законодавец первый подчиняется закону».

Христос начинает исполнять, «воплощать» закон Моисея. И принятие обрезания стало первым шагом на этом пути.

Кроме того, как пишут отцы Церкви, многие ветхозаветные ритуалы носили прообразовательный характер. Это значит, что свое окончательное, завершенное значение они приобрели в откровении Нового Завета — в словах, поступках и домостроительстве Мессии, Иисуса Христа. Так, обрезание в Церкви было упразднено и заменено таинством Крещения, о котором этот иудейский ритуал символически свидетельствовал.

На смену ветхозаветному обрезанию в христианстве пришло таинство Крещения. Фото Наталии Стеценко

На это в своем Послании к Колоссянам указывал апостол Павел. По слову апостола, плотское обрезание иудеев заменяется у христиан обрезанием духовным: В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым (Кол 2:11). В Послании же к Римлянам апостол подчеркивает новый, христианский смысл обрезания как «обрезания сердца»: Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога (Рим 2:28–29).

Интересные факты о празднике:

1 Праздник Обрезания сыграл важную роль в истории Церкви. В конце I века среди христиан возникла одна из первых ересей — докетизм. Ее последователи считали, что Христос был не реальным человеком, а духом, который лишь казался воплотившимся. Евангельское свидетельство об обрезании стало важным свидетельством того, что Христос был истинно воплощенным.

2 На Обрезание служится литургия святителя Василия Великого ввиду того, что этот праздник совпадает с днем памяти великого святого. В народном календаре вечер накануне Обрезания назывался «Васильевым».

3 От совершения обрезания христиане были освобождены на Апостольском Соборе 49 года. Решение Собора было следующим: Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили… угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете (Деян 15:23–29).

4 На Обрезание выпадает дата празднования старого Нового года. «Старым» он называется потому, что в советской России, после перехода на новый стиль, старый новый год «сместился» на 14 января — по новому стилю.

Обрезание Господне: история и значение праздника

Он отмечается 14 января

13.01.2020 в 18:02, просмотров: 3253

14 января православные христиане отмечают Обрезание Господне и память Василия Великого. Праздники ежегодно выпадают на так называемый «старый Новый год», однако с точки зрения церкви этот день не является новолетием – оно празднуется 14 сентября, или 1 сентября по юлианскому календарю.

Обрезание Господне относится к великим праздникам — семнадцати праздникам с торжественным богослужением, которые по значимости уступают лишь Пасхе. Тем не менее, он стоит в иерархии ниже двунадесятых праздников — двенадцати из великих праздников, считающихся более важными, чем пять остальных.

В иудаизме обрезание играет примерно ту же роль, что и крещение в христианстве — оно символизирует приобщение недавно родившегося ребёнка к религии. младенец Иисус, будучи сыном еврейки, принял обрезание по ветхозаветному закону на восьмой день после своего рождения.

В христианстве отсутствует традиция обрезания в прямом смысле этого слова. В празднике принято видеть призыв к смирению и к самоограничению, то есть «отсечению» страстей и дурных мыслей.

В народно-христианской традиции на 1 января по юлианскому календарю приходится Васильев день — в часть святителя Василия Великого, или Василия Кесарийского, которому, в числе прочего, приписывается изобретение иконостаса. В день памяти этого христианского святого, по некоторым данным, крестьяне ходили по домам с поздравлениями и пожеланиями благополучия, а в домах пекли печенье, напоминающее коров, свиней, овец и домашнюю птицу. Считалось, что люди, просыпающиеся в этот день первыми и умывающиеся водой из колодца, родника или реки будут бодрыми и подвижными на протяжении всего последующего года.

  • Самое интересное
  • По теме
  • Комментарии

Оставьте ваш комментарий

Комментарии пользователей

  • Оренбург чистят от снега и елок
  • Свыше 210 тысяч туристов посетили Вологодчину в зимние праздники
  • Медведев призвал не “радоваться такой чепухе, как Новый год”
  • Концепцию украшения Калуги к Новому году обсудят с жителями

Самое интересное

Популярно в соцсетях

© ЗАО “Редакция газеты “Московский Комсомолец” Электронное периодическое издание «MK.ru»

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77-45245 Редакция – ЗАО “Редакция газеты “Московский Комсомолец”. Адрес редакции: 125993, г. Москва, ул. 1905 года, д. 7, стр. 1. Телефон: +7(495)609-44-44, +7(495)609-44-33 , e-mail info@mk.ru. Главный редактор и учредитель – П.Н. Гусев. Реклама третьих сторон

Все права на материалы, опубликованные на сайте www.mk.ru, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте www.mk.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал mk.ru, до или после цитируемого блока.

Для читателей: в России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля».
Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».

Праздник Обрезание Господне — история и происхождение, значение и смысл, традиции, когда и как праздновать

Православная церковь 14 января торжественно отмечает праздник Обрезания Господня — во всех храмах в этот день проходят праздничные богослужения

Обрезание Господне считается великим праздником, но он не принадлежит к двунадесятым и празднуется один день — без предпразднества и попразднества.

История

Праздник этот очень древний — первые сведения о нем относятся к IV веку, то есть примерно к тому же периоду, когда христиане начали отдельно праздновать Рождество.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

Евангельское предание гласит, что на восьмой день после Рождения Иисус Христос, по ветхозаветному закону, прошел обряд обрезания. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), которое назвал архангел Гавриил еще в день Благовещения Деве Марии.

Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. У евреев этот обряд, которому уже много веков, был установлен для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками.

«И взял Авраам Измаила, сына своего и всех, рожденных в доме своем, и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова, и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог».

Правила предписывали совершать обрезание на восьмой день, когда новорожденный окрепнет. К тому же число 8 выражало полноту и совершенство. Откладывать на более позднее время совершение повеленного считалось выражением пренебрежения и небрежности, недопустимой там, где речь о повелении Божием.

Читайте также:  Рождественский пост: история и смысл, дата в 2020 году, правила и календарь питания, что можно и нельзя есть, как правильно соблюдать пост

Касалось это мальчиков, так как для продолжения рода достаточно освящения главы семьи, жена же с мужем составляла единое целое. Первоначально главное внимание было направлено на умножение численности народа, и потому в Ветхом Завете строго узаконено прежде всего единство крови и веры.

Икона «Рождество Христово»

Праздник Обрезания сыграл важную историческую роль в конце первого века нашей эры, когда среди христиан возникла одна из первых ересей —докетизм. Ее название происходит от греческого «докео», что означает «казаться». Последователи докетизма считали Христа не реальным человеком, а призраком или духом, который лишь казался воплотившимся. Евангельское свидетельство о том, что Он прошел обрезание в спорах того времени стало важным свидетельством того, что плоть Христа была осязаемой, а значит и Сам Он был истинно воплощенным.

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся.

История празднования

Известный священник митрополит Вениамин (Федченков) делясь своими размышлениями, что это за день 14 января, в который отмечается Обрезание Господне, поясняет статус этого праздника. Он относится к особо чтимым великим церковным датам, не являясь двунадесятым торжеством, так же, например, как и праздник Покрова Богородицы. Но это не уменьшает его значение в христианстве, наоборот, он акцентирует внимание на важном духовном моменте.

По ветхозаветному закону обрезание младенца мужского пола было положено совершать священнику на 8-й день от рождения, что и было сделано с новорожденным Иисусом Христом. В этот же день младенцу давали имя. Это древнее таинство символизировало заключение завета Бога с человеком.

Мужчина не прошедший этот обряд считался язычником, то есть не признающий Бога. В ветхозаветные времена таинство обрезание приравнивалось к современному таинству крещения. Фактически это был праздник исполнения Божьего Закона.

Он относится к особо чтимым великим церковным датам

Можно сказать, что для современного христианина года праздник Обрезание Господне несколько затерялся среди праздничных новогодних дней, церковных торжеств — Рождества Христова, Крещения, но стоит понять, для чего Иисус Христос принял обрезание, и значение этой даты становится ярче и величественнее.

Значение праздника Обрезание Господне

Ветхий Завет обязывает всех верующих делать мальчикам обрезание, эта процедура означает очищение от греховного падения. Праздник Обрезания Господня произошел в честь кровавого обряда, совершенного 14 января. Иисус не имел за собой греха, хоть и находился в человеческом теле. Поступив согласно иудейскому закону, Спаситель показал свою близость ко всему человечеству, этот поступок должен стать примером и научить людей стремиться к духовному совершенству. Кровь, которая неизбежно возникает во время процедуры, считается священной.

Для чего Иисус Христос принял Обрезание?

Господь, принимая обрезание, показал пример исполнения закона, поэтому 14 января великий праздник Обрезание Господне. Это говорит о том, что достижение больших духовных высот, вначале складывается из исполнения заповедей;

  • чтобы молитва, сказанная своими словами, была богоугодной, необходимо освоить их церковный чин;
  • чтобы почувствовать свободу в духе, нужно научиться дисциплине повиновения;
  • чтобы стать беспристрастным, нужно научиться бороться со страстями. То есть, чтобы стать христианином нового завета мало принять крещение, нужно освободить себя от ветхогозаветого понимания жизни.

Принятие Иисусом обрезания являлось подтверждением его человеческого естества

Кроме этого, принятие Иисусом обрезания являлось подтверждением его человеческого естества и не давало возможности появляться различным еретическим домыслам, по этому вопросу.

Предмет торжества и богослужения

Праздник Обрезание Господне у православных отмечается 14 января. Также в этот день вспоминают о церковном наречении спасительного имени Божьему Сыну. Названный безгрешный Младенец является символом спасения и поклонения. Иисус утверждал, что его имя способно изгонять нечистых духов и приносить здравие всем истинно верующим. Даже язычники, вспоминая о Спасителе, могут надеяться на очищение от непонимания истинной природы вещей.

Праздник Обрезание Господне проходит в один день. Для него не предусмотрены ни попразднества, ни предпразднества. Также 14 января Церковь вспоминает святого Василия Великого.

На всенощном бдении во славу этого божественного торжества священнослужители произносят три паремии (притчи):

  • Первая рассказывает об Аврааме и его диалоге с Господом, который наказывает установить ритуал обрезания в знак единения с Ним.
  • Вторая и третья паремия восхваляет Самого Всевышнего и Его Сына, пришедшего в материальный мир для страдания за всех грешных людей.
  • Далее на божественной литургии Василия Великого читается тест Апостола. Здесь прихожане слышат о воплотившемся Спасителе и о нерукотворном (духовном) ритуале Обрезания через Крещение.
  • Священнослужители раскрывают Писание и благоговейно повествуют о наречении Мессии его истинного имени. Далее богослужение наполняется словами о бесконечной крепости духа Божьего Сына, его мудрости, благодати и нескончаемом человеколюбии.
  • После божественной литургии совершается молебен на Новый год.

Эти литургические гимны насыщенны хвалебными текстами, а также несут значительную мораль. Каждое событие из материальной жизни Христа и Богоматери становится поводом для извлечения соответствующих уроков. Обрезание Христа является сюжетом, в котором можно найти определенный смысл. Сын Божий с самого рождения учит простых людей повиновению религиозным законам. Христос не имел нужды в обрезании, но все-таки прошел этот ритуал, чтобы приблизиться к человеку и направить того на путь духовного возвышения.

Обрезание прообраз таинства Крещения

Поэтому праздник года Обрезание Господне, напоминает, помогает нам обратить внимание на состояние своей души. Духовная жизнь это не бег по церковному кругу. Это постоянное развитие души на пути к её спасению.

Этот праздник даёт опытно вспомнить, узнать, что исполнение законов насыщает, утешает

Праздник Обрезание Господне является ориентиром для определения качества пути христианина. Не произошло ли «застревание», зацикливание в нём, не появилось ли чувство только обрядового участия в таинствах, литургии.

Этот праздник даёт опытно вспомнить, узнать, что исполнение законов насыщает, утешает, избавляет от зла, а значит, даёт благодать душе. Он является прообразом современного таинства крещения, ибо исполнив ветхозаветное обрезание, при крещении Иисуса Христа на Него снизошёл Святой Дух в образе белого голубя.

В чем суть обряда

Это знаковое для религии событие свершилось на 8 день после непорочного явления на свет Младенца-Христа.

Пречистая Дева и ее покровитель (обручник) Иосиф принесли новорожденного в Иерусалимский храм. Обряд был необходим, потому что названные родители Спасителя являлись законопослушными иудеями, ценящими традиции и устои религии.

Обрезание в ветхозаветной традиции — обрядовое установление, состоящее из удаления крайней плоти у новорожденных на 8-й день. Всевышний предписал его Аврааму (духовному предку иудеев) и всем последующим потомкам. Обрезание стало рассматриваться как великое знамение завета между Всемогущим Богом и народом иудейским. В день ритуала давалось имя, служащее символическим закреплением божественного договора.

На заметку! Иудейская традиция утверждает, что человек — единственное вселенское существо, обладающее личностью. Поэтому процедуре наречения имени уделяется значительное внимание. После проведения этого ритуала человек выделяется из огромной массы народа, и его можно узнать.

Христос как потомок Авраама был обрезан в соответствующий день и обрел имя Иисуса. Младенцу было предначертано взять на себе грехи каждого и искупить их собственной кровью на кресте. Ранее Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что Мессию, которого она родит непорочно, назовут именем Иисус.

  • В Ветхом Завете утверждалось: ритуал обрезания проводится как знак истинного Завета с Всевышним Господом.
  • Процедура предназначена для очищения от первородного падения, которое символизируется крайней плотью.
  • К тому же обрезание — в качестве первого проливания крови — рассматривалось как наказание за прародительское ослушание.

Важно! Сын Божий не нуждался в этой процедуре, потому что, хоть и был в теле человеческом, греха не имел. Он проявил большое смирение и принял обрезание, так как пришел в мир, чтобы исполнить моральный закон. Этим жестом Спаситель показал, что близок каждому верующему, и ждет духовного совершенства от всякого человека.

Иконография торжества

Во время праздника Обрезания Господне у православных на церковный аналой возлагают изображение святого Василия Великого. Это торжество чаще наблюдается на внутренней росписи храмов. Образов этого события существует только небольшое количество.

Читайте о святом:

Святитель Василий Великий

  • На иконе демонстрируется сцена обрезания Младенца-Христа.
  • Внутри церковной обители, на специфическом возвышении, изображены священники с Мессией на руках. Голова новорожденного излучает яркое сияние.
  • Слева от основных событий располагается Богородица и её обручник Иосиф. Рядом находится слуга, вставший на колени и держащий блюдо для религиозных жертвоприношений.
  • Облаченный в торжественные одеяния первосвященник совершает акт обрезания крайней плоти. За ним располагается помощник, а в просвете церковной арки можно наблюдать яркий свет.

Важно! Сын Божий пришел для установления Нового религиозного закона, и Он обязан был подчиниться старому. Обрезание — самое первое священнодействие после Богоявления. Оно уже говорит о том, что законодатель сам подчиняется закону. Это доказывает его праведную природу, а не ложную.

Это божественное событие празднуется ежегодно 14 января. В церковной литургии ему отводится только один день. Торжество устанавливалось для того, чтобы искоренить разнузданность обычных людей, пошло и развратно справляющих Новый год. Символически акт обрезания указывает на связь Господа и всех людей, а также подтверждает причастность Спасителя к потомству Авраама.

Посмотрите видео о празднике Обрезания Господня

Божественная литургия Василия Великого

Обрезание Господне имеет постоянную, ежегодную дату 14 января. Этот день совпадает с памятным днём архиепископа Кесарии Кападокийской – святителя Василия Великого. Он стал прославленным святым отцом вселенской Церкви, ревнителем, хранителем веры христианской. По чину, им составленному, 10 – ть раз в году служится божественная Литургия. Одна из них совпадает с праздником Обрезание Господне. Молитвы святого Василия Великого отличаются большим объёмом молитвенных текстов, образностью и лиризмом.

Читайте также:  День памяти Ксении Петербургской: история, традиции, значение и смысл

Поэтому богослужения, совершаемые по чину святого Василия Великого, занимают несколько больше времени, чем литургия Иоанна Златоуста, который понимая человеческую немощь, несколько сократил время служения. Это не отразилось на главной сути и смысле божественной Литургии — таинстве Причастия.

Обрезание Господне – молитва

С того времени, когда много лет назад Иисус Христос принял обряд обрезания, день в середине первого месяца года стал памятной датой для православного народа. Церковный праздник Обрезание Господне 14 января не так широко известен, как Рождество или Крещение, которые его окружают, но его смысл трудно оспорить. В ночь перед торжеством во всех церквях проводится всенощное бдение, а с самого утра читается особенная молитва, ведь праздник Обрезания является именинами Иисуса – в этот день он получил имя и приобщился к Богу.

Обрезание Господне – акафист

Во всех церквях празднуется 14 января, величание и акафист, посвященные известному таинству, после которого младенец Иисус приобрел имя и стал подобен человеку, читают в храмах повсеместно. Хвалебные песнопения восславляют Обрезание Великое Господне, напоминают о том, как много Спаситель сделал для того, чтобы показать иудейскому народу божью любовь и получить благословение. В православии обрезание сродни обряду крещения, телесный ритуал видоизменился, и стал духовным.

Приметы православного праздника Обрезание Господне

С давних пор народ собирал приметы, связанные с погодными явлениями, с их помощью можно предсказывать изменения на ближайшее время и будущий год. Некоторые суеверия связаны и с 14 января – днем Обрезания Господня.

  • солнечный день 14 января означает, что в году будет много счастья и удачи;
  • хорошая погода предсказывает, что фрукты хорошо уродятся;
  • иней на деревьях утром в день Обрезания Господня сулит богатый урожай зерновых;
  • оттепель – следует ждать урожай ржи;
  • снежный день предсказывает, что весь год будет удачным;
  • ветреный праздник Обрезания – стоит готовить корзинки для сбора орехов и ягод — их будет много;
  • гололед на 14 января – овощи в огороде уродятся;
  • звездное небо в ночь перед праздником Обрезания Иисуса – к богатому урожаю.

14 января 2020 года – Обрезание Господне: история, значение праздника

Обрезание Господне. В чем смысл этого праздника? Что он значит для христиан?

Обрезание Господне в 2020 году православными христианами будет праздноваться 14 января. Историю этого Великого праздника Вы сможете узнать, прочитав статью.

Обрезание Господне в 2020 году — 14 января

14 января в 2020 году Православная Церковь торжественно отмечает праздник Обрезания Господня в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, предреченное Архангелом Гавриилом еще при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику – Иисус (Спаситель).

Само наречение этого имени является знамением величайшего служения вочеловечившегося Сына Божия, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21). В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от первородного греха. Это еще не было полное, истинное очищение, которое установил Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив Свою Кровь на Кресте. Ветхозаветное обрезание было как бы наказанием за прародительское преслушание: «се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50, 7).

Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом – в каком завете с Богом нуждался Присносущественный Творец и Законоположник мира? По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: «Не нарушить закон пришел Я, но исполнить». Святитель Димитрий Ростовский писал: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».

Проповедь священника Михаила Немнонова

Мы совершаем сегодня сразу два праздника, но оба они — о Едином. Обрезание Господне говорит нам об истинном человечестве Иисуса Христа, о Его человеческом теле и всей нашей природе, Им воспринятой. Святой Василий Великий, земная жизнь которого закончилась именно в этот святой день, напоминает нам о Божестве Христа — о том, что Христос всегда был и есть Один из Святой Троицы.

Священник Михаил Немнонов

В песнопениях, посвященных святому Василию, мы слышали вчера за всенощным бдением, что он богатством добродетели все плотское мудрование подчинил Духу, возненавидев плоть и мир и миродержца, что он душевные страсти, вкупе же и телесные отсек духовным мечем и желанием любомудрия обрезал покрывало своей души. Но хотя святитель Василий был великим подвижником и аскетом, главным делом его жизни была борьба за православное учение о Единой Божественной Природе в Трех Лицах, или Ипостасях Святой Троицы.

Много было в то время людей неправомыслящих, сильны они были в этом мире, и святой Василий не только сам сумел избежать заблуждения, что удалось не всем, но и провел этим узким путем свою паству, и помог уже пошатнувшимся в вере снова встать на верный путь. Апостол Павел пишет к Ефесянам: Преклоняю колена мои пред Отцем Господа Иисуса Христа… да даст вам… верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина, и высота (Ефес. 3, 14-18). На святом Василии Великом эти слова исполнились в полной мере, потому что он умел быть чутким ко всему, что несет нам Божественное Откровение.

Никто еще не обрезал душевные и телесные страсти без живой веры в Христа — Бога и Человека. Не имеет спасительной веры тот, кто признает во Христе только Человека и отрицает Его Божество. Но такой веры не имеет и тот, кто верит в Христа как в Бога и не видит в Нем Человека.

Христос принимает обрезание именно как Человек. Евангельское повествование об этом событии немногословно: По прошествии восьми дней после Рождества, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Напомню, что Иисус в переводе с еврейского значит Бог спасает. И обрезание Он принял также нашего ради спасения. Прежде всего, чтобы исполнить данный Им же Закон и показать нам через это, что и мы должны исполнять все, что Он нам заповедал. И, во-вторых, Он снова показал нам, что Его плоть — это плоть человека, что Он — не призрак, не Дух бесплотный, не видение в образе человека, а Сам Человек.

Чтобы мы не забыли о другой стороне дела, в 12 лет от роду Он напоминает о Своем Божестве. В Евангелии говорится, что после праздника Пасхи Он остался в храме и Иосиф с Божией Матерью не заметили этого. Через три дня они вернулись в храм и нашли Его, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; и все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И Он говорит Своей Матери: Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? И дальше Он снова пошел с ними домой, в Назарет, и там, как Человек, был в повиновении у них.

Христос показал нам Свое человечество и Свое Божество и во многих других случаях. Точнее всех говорит об этом святой Лев Великий. Он указывает, что свойства той и другой природы соединились во Христе таким образом, что каждая действовала, как ей свойственно, но при этом «Один и Тот же есть истинно Сын Божий и истинно Сын Человеческий. Что рождается плоть, — этим обнаруживается человеческая природа; что рождает Дева, — это доказывает божественное могущество.

Смиренные пелены показывают младенчество дитяти; лики ангелов возвещают величие Всевышнего. Алкать, жаждать, утомляться и спать, очевидно, свойственно человеку. Но пять тысяч человек насытить пятью хлебами, но самарянке подать воду живую, но ходить непогружающимися стопами по поверхности моря, но заставить улечься вздымающиеся волны, запретить буре, — без сомнения, свойственно Богу. И… как не одной и той же природе свойственно плакать от чувства жалости об умершем друге и властным словом вызвать его опять к жизни из четверодневного гроба, или висеть на дереве и, обратив свет в ночь, заставить содрогнуться все стихии, — так не одной и той же природе свойственно говорить: Я и Отец одно, и говорить: Отец Мой больше Меня«.

Вот о чем напоминает нам праздник Обрезания. И мы, идя вслед за Христом и обращаясь к нашим святым, как и они, обрежем духовным мечем свои душевные и телесные страсти, прежде всего — нашу самость, гордыню и себялюбие, от которых берут начало и прочие. Только тогда мы сможем уразуметь, как пишет апостол, превосходящую разумение любовь Христову и исполниться полнотою Божией (Ефес. 3, 19). Господь всех претерпел обрезание, чтобы обрезать наши грехи. Потерпим и мы болезненное чувство от расставания с грехами, чтобы быть с Господом. Аминь.

История и христианский смысл праздника Обрезание Господне

Историческое содержание

Ветхозаветный обряд обрезания во времена Нового Завета заменило таинство Крещения. Обрезание было дано людям самим Богом, явившимся Аврааму – в то время бездетному старцу. Господь пообещал, что от Авраама будет происходить многочисленный, великий народ. Когда Авраам достиг 99 лет от роду, Господь вновь его посетил, и в знак завета между ними велел проводить обрезание каждому мальчику восьми дней от роду.

Читайте также:  Именины Екатерины: когда по церковному календарю в 2020 году

Обрезание Господне празднуют ежегодно 14 января

Авраам и его домашние совершили этот обряд в тот же день, как получили повеление от Бога. Спустя год по обетованию его уже пожилая жена, несмотря на невозможность зачать по причине природных особенностей организма ее возраста, родила сына, которого назвали Исаак. С того времени в народе был положен обычай обрезания. Так люди сохраняли связь с Богом, отделялись от язычников. Этот обычай был отменен собором святых Апостолов, который прошел примерно в 49-50 году после Рождества Христова.

Господь Иисус Христос сказал, что Он пришел исполнить закон, а не нарушать его. Поэтому законодатель сам стал исполнителем закона и принял обрезание как положено.

Празднование Обрезания Господня началось Церковью предположительно в IV ст. Прп. Стефан Савваит составил канон, посвященный этому событию. В то время, когда существовало множество ересей и заблуждений, а традиция язычников приучила людей праздновать в этот день Новый год, сильно напиваясь и теряя человеческий облик, праздник призывал людей к воздержанию. Это было удивительное совпадение – событие, которое было призывом к удалению от себя всего губительного для души, ограничению страстей, отмечали в период массовых вакханалий. Так пресекалось падение и разнузданность людей.

Видео «Обрезание Господне: толкование праздника»

В этом видеоролике протоиерей рассказывает о значении торжества.

Богословское толкование

Господь Иисус Христос не нуждался в обрезании, но принял его, приблизившись к человеку и направляя его к духовному росту и исправлению.

Традиция совершать обрезание, посвящая ребенка Богу, существовала у разных народов, в том числе и среди египтян. Евреи считали, что кровь – вещество священное, потому что кровь – это душа. А кровь, которая истекала из органа, дающего жизнь, значила, что жизнь, данная Богом как дар, посвящена Ему.

Святые отцы церкви толкуют обрезание, совершенное над Христом следующим образом:

  1. Божий Сын принял обрезание, дав пример человечеству неукоснительного следования закону, Воле Божией.
  2. Еще одна причина – подтверждение того, что Христос имел плоть человека, такую же, как у остальных, которая устает и испытывает боль. Так никто не может сказать, что у Него была призрачная плоть, хотя в I ст. н. э. существовала ересь – докетизм, утверждавшая это.

Праздник, установленный 14 января, является символом необходимости проводить духовное обрезание своего сердца. Ведь не изменившись кардинально в нравственном отношении, никто не может приблизиться к Богу.

Обрезаться духовно – значит побеждать собственные пороки и страсти, каяться и обращаться к Господу.

Богослужебные особенности

Праздник отмечается один день, без пред- и попразднства. Он совпадает с днем памяти святого Василия Великого, поэтому в народе порой этот день называют Васильевым. Служится литургия Василия Великого, которая служится редко.

Паремии вечернего богослужения включают отрывки из Ветхого Завета, рассказывающие историю становления ритуала, прославляющие Бога и Его Сына, который принял плоть ради того, чтобы пострадать за всех людей и искупить их Своей пречистой кровью. На Литургии читается Апостол и Евангелие, повествующие о прообразе Крещения, обрезании самого Господа и наречении Ему имени.

Праздник отмечается один день, без пред- и попразднства

По завершении литургии начинается молебен, посвященный будущему году. 14 января по новому стилю – это 1 января по старому. Именно в этот день Государем Петром Великим было установлено празднование Нового года, т. е. после Рождества Христова и по завершении поста, не нарушая его.

Иконография торжества

Сюжет события отображается на иконах и посредством храмовой росписи. На иконах изображается Пресвятая Богородица, несущая младенца Христа на руках. Ее встречает святой Захария (священник), который стоит на особом возвышении. Богородицу сопровождают люди и Иосиф–обручник. На заднем плане в виде башенки–кивории помещается символ храма. В руках священника на некоторых иконах изображают специальный нож.

Существуют иконы, на которых изображает непосредственно ритуал обрезания. Младенец Иисус окружен священниками, готовящимися совершить законный обряд. Рядом стоит Пресвятая Богородица и Иосиф–обручник.

На иконах изображается Пресвятая Богородица с младенцем Христом на руках

В целом иконы этого праздника встречаются нечасто. Если в храме нет иконы Обрезания Господня, то в день празднования на главный аналой выносят икону святого Василия Великого.

Праздник Обрезания Христова призывает людей к очищению. На основании этого исторического события была разрушена ересь – докетизм. Празднование в середине января способствовало сдерживанию человеческого падения в греховную бездну на фоне празднования Нового года.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Праздник Обрезание Господне: история и происхождение, значение и смысл, традиции

«По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца,
дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве
Евангелие от Луки, 2:21»

14 января Православная Церковь торжественно отмечает праздник Обрезания Господня в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, предреченное Архангелом Гавриилом еще при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику – Иисус (Спаситель). Само наречение этого имени является знамением величайшего служения вочеловечившегося Сына Божия, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом.

Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом – в каком завете с Богом нуждался Присносущественный Творец и Законоположник мира? По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: «Не нарушить закон пришел Я, но исполнить». Святитель Димитрий Ростовский писал: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех». По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание еще и для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся (Кол. 2:11-12).

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом (память 28 октября). Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета Бога с людьми, Он получил и Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира (Мф. 1:21; Мк. 16:17; Мк. 9:38-39; Лк. 10:17; Деян. 3:6 Деян. 3:16; Фил. 2:9-10). Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.

О необязательности обрезания для христиан, обращавшихся в веру Христову из язычества, можно прочитать в 15 главе книги Деяний святых апостолов. Послание святого апостола Павла к Галатам практически полностью посвящено его полемике с христианами из иудеев, которые не могли смириться с тем, что язычники, становившиеся христианами, не подвергались обрезанию и освобождались от исполнения ритуальных норм закона Моисеева. Сейчас нам не просто понять остроту этого вопроса, потому что в современное время данная проблематика не является актуальной. Однако тогда для апостола Павла спор об обязательности обрезания для язычников носил крайне принципиальный характер: нужно было устранить все возможные препятствия на пути вхождения в Церковь язычников! Достаточно вспомнить то рвение, которое апостол Павел проявил, полемизируя в Антиохии с апостолом Петром и некоторыми иерусалимскими христианами. Об этом можно прочитать в 3 главе Послания к Галатам. Приведем лишь один стих, выражающий суть аргументации апостола Павла: «Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16).

Для апостола Павла оправдание верою в Иисуса Христа – один из краеугольных камней всего его богословия. Потому так настойчиво он отвергает идею оправдания делами закона, настаивая на необязательности обрезания как одного из «дел закона». Вера во Христа и крещение во имя Христово – вот что отныне делает человека участником завета с Богом – Нового Завета. В том же Послании к Галатам апостол Павел воодушевленно восклицает: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:26-28). С пришествием в мир Христа ничего более не является определяющим для духовной жизни человека, кроме его причастности Самому Христу. И в завершении нашего размышления хочется еще раз процитировать Послание к Галатам, которое в библейской науке справедливо определяется как благовестие христианской свободы: «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Гал. 6:15).

Священник Михаил Ромадов

Ссылка на основную публикацию