Праздник Преображения Господня: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Праздник Преображения Господня — дата, смысл, традиции

Преображение — что это

Праздник Преображения Господня был установлен в память об изменении облика Иисуса Христа на горе Фавор перед тремя его учениками: Петром, Иаковом и Иоанном. Это событие описывается в трёх Евангельских текстах — (Мф. 17: 1–6); (Мк. 9: 1–8); (Лк. 9: 28–36).

Традиция праздновать Преображение Христа на горе Фавор принадлежит равноапостольной царице Елене ( ок. 250-330 гг. н.э.), матери Римского императора Константина Великого (равноапостольного Константина). Это место было выбрано не случайно, гора Фавор — настоящее украшение Святой Земли. Она была свидетельницей многих ключевых событий в истории Израильского народа. Однако некоторые исследователи указывают на другие места, где могло произойти Преображение.

События, легшие в основу праздника

Христос, взяв трёх учеников, поднялся на гору. Очевидно, восхождение было трудным. Устав от пути, ученики заснули. Во время их сна Иисус преобразился:

“И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею” (Лк. 9: 29).

Когда ученики проснулись, они увидели, как Господь беседует с двумя пророками — Моисеем и Илиёй. От Христа исходил яркий свет и божественная благодать. От радости, которая разливалась вокруг, Пётр захотел остаться на горе Фавор навсегда. Он предложил Господу создать три кущи (шатры, временные жилища) — Ему и двум пророкам.

«Когда Он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5).

Ученики испугались и упали на землю, закрывая лицо руками. И исчезла вся Слава Господня и пророки Его. Когда ученики поднялись, они увидели только Иисуса Христа.

Когда Господь сошёл с учениками с горы Фавор, Он повелел им молчать о видении, открывшемся им. Молчать до тех пор, пока Он не воскреснет из мертвых. Богословы считают, что этим чудом Иисус Христос хотел ободрить и поддержать своих учеников, не хотевших отпускать Его на добровольную жертвенную смерть. Своим Преображением Христос наглядно показал апостолам свою божественную природу. А через явление двух ветхозаветных пророков подтвердил, что его будущая Крестная Смерть является исполнением древних пророчеств о Мессии.

Праздник Преображения Господня: история и значение

Точную дату оформления Преображения как церковного праздника назвать сложно. Есть мнение, что его установила равноапостольная Елена, мать императора Константина Великого, в IV веке. Она построила храм на горе Фавор в честь Преображения Господня. Среди учёных есть мнение, что праздник был установлен позже, в V — VI веках в Армении и Каппадокии. Но первая версия является традиционной и более распространена.

Из Евангелия понятно, что Преображение Господне произошло за сорок дней до распятия Спасителя. То есть в конце февраля — начале марта. Тогда почему же мы празднуем Преображение 6(19) августа?

Это связано с распространением православия и миссионерским движением. Церковь, распространяясь по языческим землям, старалась на место древних языческих праздников ставить христианские. При этом оставлялись элементы внешнего оформления празднования, но полностью менялась суть. Так случилось и с праздником Преображения.

Когда христианство пришло в Грецию, Преображение Господне поставили на место празднования в честь Диониса, бога вина и виноделия. Из внешней атрибутики осталось только освящение в церкви гроздей винограда. А когда из Византии Православие пришло на Русь, виноград заменили яблоками, которые в основном и произрастали на нашей территории, и другими плодами. Так праздник Преображения Господня получил второе, бытовое название — Яблочный Спас.

Что означает Преображение Господне

Спаситель преобразился, показав ученикам свою славу для их ободрения, дать им надежду и духовные силы, чтобы пережить те три дня, когда Он будет мёртв. Ведь даже тогда ученики воспринимали его как пророка, царя, посланника Божьего, но не Сына Господа. Глас Святого Духа, прозвучавший с небес, был очередным знамением, которое раскрывало перед учениками всю силу и власть их Учителя.

Мы, когда читаем Евангелие, часто недоумеваем: почему ученики не понимают смысла притчей и некоторых слов Спасителя? Всё дело в том, что мы уже знаем, что Он — Сын Божий. Мы уже понимает общий смысл Его иносказаний. Апостолы же до последнего момента не понимали весь смысл сказанного и происходящего. Им ещё не было открыто со всей ясностью и очевидностью, что Иисус Христос — Сын Божий.

Явление двух пророков тоже имеет глубокий смысл. Моисей, вождь и законодатель народа Израильского, склоняет голову перед Иисусом Христом. Это значит, что Он и является основателем Ветхого и Нового Завета. А Илия, пророк-ревнитель, карающий богохульников и еретиков, смиренно внимает Спасителю, подтверждая, что Он — долгожданный Мессия.

На иконах Преображения Господня Спаситель изображается стоящим на горе Фавор. По бокам от него пророки, а у ног — апостолы, упавшие на землю и закрывшие лица от исходящего от Христа нетварного света. На более поздних иконах появляются ангелы, сопровождающие Иисуса и пророков, и дополнительные элементы, раскрывающие подробности события.

Значение праздника Преображения Господня велико не только для учеников Христа, но и для современных православных христиан. Праздник олицетворяет обновление и очищение человеческой природы с Божьей помощью. С древних времён Преображение любимо русскими людьми. В честь этого праздника строились церкви и монастыри, празднование всегда было торжественным и многолюдным.

Особенности праздничного богослужения

Преображение — двунадесятый праздник, поэтому богослужение в этот день торжественное. На вечерней службе служится лития и совершается освящение хлебов. Поётся Великий прокимен, песнопения праздника и Преображенский канон. На Литургии антифоны и тропари тоже праздничные. Вместо “Достойно есть” исполняется задостойник праздника. От дня Преображения до отдания праздника священнослужители носят белое облачение.

Главная особенность праздника — чин освящения плодов. Обычно прихожане приносят с собой корзины с различными фруктами. Священник после заамвонной молитвы освящает их, окропляя святой водой. Чин освящения плодов символизирует снятие с природы печати проклятия, которое пало на всю землю с грехопадением человека.

Тропарь, глас 7

Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же, / показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́, / я́коже можа́ху, / да возсия́ет и нам, гре́шным, / свет Твой присносу́щный / моли́твами Богоро́дицы, // Светода́вче, сла́ва Тебе́.

Кондак, глас 7

На горе́ преобрази́лся еси́, / и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́, / сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша, / да егда́ Тя у́зрят распина́ема, / страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное, / ми́рове же пропове́дят, // я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ (6/19 августа)

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху. Да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

На горе преобразился еси и, якоже вмещаху ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедях, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Пречистыя Плоти Твоея преславное преображение.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ

Праздник Преображения Господня существовал уже в IV веке, как это видно из многих поучений святого Ефрема Сирина и святого Иоанна Златоуста. Существование праздника в IV веке показывает, что истоки его – в предшествовавших трех веках христианства. От VII века сохранилось Слово на Преображение Господне святого Андрея Критского (635–680), в котором Преображение рассматривается не только с догматической точки зрения, но и в смысле широко празднуемого церковного торжества. В VIII веке святыми Иоанном Дамаскиным и Космой Маиумским были составлены стихиры и каноны праздника, которыми Православная Церковь и сегодня прославляет событие Преображения Господа Иисуса Христа.

Праздник посвящен воспоминанию события, случившегося на горе Фавор и описанного у евангелистов Матфея и Луки ( Мф. 17, 1–13 ; Лк. 9, 28–36 ). Евангельские чтения на утрене и Литургии и песнопения службы праздника дают полное представление об этом событии.

Земная жизнь Господа Иисуса Христа подходила к концу. Близилось время Его страданий. Спаситель видел, что ученики Его веруют в Него, как в Сына Божия, и на вопрос Его к ним: «Вы за Кого почитаете Меня?» – апостол Петр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» ( Мф. 16, 15–16 ). Но когда Господь начал открывать ученикам тайну ожидающих Его во Иерусалиме многих страданий и смерти, апостол Петр горячо и решительно стал возражать Христу: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою» ( Мф. 16, 22 ).

По прошествии шести дней Господь взял Своих учеников Петра, Иакова и Иоанна помолиться на гору Фавор. Его выбор пал на этих учеников потому, что именно они – апостолы Петр, Иаков и Иоанн, по словам стихиры, «хотели быть с Ним и во время предания Его» 309 , приглашает их, чтобы они, увидев чудо Его Преображения, не соблазнились, не устрашились, когда наступит час Его страданий 310 .

И когда Господь молился, Лик Его просиял, как солнце, ризы и одежда Его сделались белыми, как снег. С преобразившимся Господом беседовали явившиеся к Нему во славе два ветхозаветных мужа, давно оставившие землю: пророки Моисей и Илия. Они беседовали об исходе Христа, который Ему надлежало совершить во Иерусалиме, об ожидавших Его Кресте и смерти, о конце Его земной жизни. Апостол Петр в порыве великой радости от Фаворского сияния, воскликнул: «Господи, хорошо нам здесь быть, если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Не успел апостол договорить своих восторженных слов, как вдруг светлое облако осенило находившихся на горе, из облака раздался чудный Божественный глас, обращенный к апостолам: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его послушайте».

Событие Преображения Господа Иисуса Христа на Фаворе подробно раскрывается в стихирах и тропарях службы праздника; при этом изъясняется его глубокий догматический и нравственный смысл.

Явившиеся преобразившемуся Господу и с Ним беседовавшие «Моисей Боговидец и Илия огнеколесничник и неопальный небошественник» свидетельствовали, «яко Той есть истинное Отеческаго Существа сияние, господствуяй живыми и мертвыми»; они свидетельствовали, что это есть «Творец и Исполнитель закона и пророков» 311 . И был к апостолам «глас свыше Отечь из облака шумно предсвидетельствующь и глаголющь: «Сей есть, Его же нетленно из чрева прежде денницы родих, Сын возлюбленный Мой, егоже послах спасти» людей в Троицу крещаемых и исповедающих «нераздельную державу Божества» 312 .

Пророки Моисей и Илия своим явлением не только свидетельствуют о Божественности Спасителя, но и предвозвещают Его спасительный подвиг и крестные страдания. И поэтому Преображение Господа Иисуса Христа «провозвещало и славное Креста ради спасительное Воскресение», и избавление мира от преступлений 313 . На Фаворской горе Господь Иисус Христос, преобразившись, показал «славу Божественного Своего зрака (образа) 314 , славу Своего Божества» 315 , «являя началобразныя доброты благолепие, и то – не всесовершенно». С одной стороны, уверяя, удостоверяя учеников в Своем Божестве (и Богочеловечестве), Он вместе с тем и щадит их, «да не како со зраком и еже жити погубят, но якоже можаху вмещати, телесныма очима стерпяще» 316 . Поэтому «Божества Своего (только) малу зарю обнажил» Спаситель 317 , скрывая «под плотию сокровенную молнию Своего Существа и Божественного благолепия» 318 . «Создавший невидимыми руками человека по Образу Своему Христос (во время Преображения) явил в сем создании (в человеке) первообразную красоту Свою, уже не как в Образе, но каков Он Сам по Существу (в блистании Божества), будучи Богом и человеком» 319 .

Читайте также:  Именины Софии: день ангела по церковному календарю 2020

В Преображении уже ясно открывается тайна домостроительства Божия о нашем спасении, «превечное, сокровенное таинство» явления Сына Божия во плоти для спасения людей.

В Преображении Господь явил Свое «неизреченное смотрение и милость, и многое милосердие, имже спасл еси мир, грехом погибающий» 320 . В Преображении ясно было показано обожение человеческой природы через Воплощение Сына Божия. Христос Спаситель «очерневшее Адамово естество, преображься облистати паки сотворил еси, претворив е (его) в Своего Божества славу же и светлость» 321 . «Во всего Адама облекся, Христе, очерневшее древле естество изменив, просветил еси и изменением зрака (лица) Твоего, богосоделал (обожил) еси» 322 . «Неприступною славою на горе Фаворстей явлься неизреченно, неодержимый (необъятный) и незаходимый Свет, Отчее сияние, тварь уяснив (создание облистав, просветив), человеки обожи» 323 .

В службе на Преображение Господне в стихирах указывается, что небесный голос обращается ко всем, носящим имя Христово. Всем следует преображаться под яркими, животворящими «очами Света Христова», всем следует устраивать свою жизнь по заветам Христа, – слушать Его («Того послушайте»). «От Света пресекий первородный свет, яко во свете дела поют Тя, Христе, Содетеля, во свете Твоем пути наша направи», то есть Ты, рассеявший первозданное сияние света, чтобы во свете творения воспевали Тебя, Творца своего, во Свете Твоем управи наши пути 324 .

Христос показывает Преображением, в лице апостолов, всем Своим последователям: «яко высотою добродетелей (жизни во Христе) облиставше (они) и Божественной славы сподобятся» 325 .

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

Праздник Преображения Господня принадлежит к числу Господских двунадесятых праздников. Служба в день праздника совершается вся по Минее; если праздник случится в воскресенье, то воскресная служба отменяется – поется только служба праздника.

На великой вечерне прокимен бывает или дня, или – великий прокимен. Великий прокимен «Бог наш на небеси и на земли» бывает на великой вечерне (под праздник) в том случае, когда праздник попадает на субботу. В субботу вечером поется обычный великий прокимен «Господь воцарися» (см. «Богослужебные указания на 1950 год»).

Когда же праздник совершается в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу, то под самый праздник, на великой вечерне поется прокимен дня, а великий прокимен поется в вечер праздника, т. е. накануне дня, следующего за праздником. На благословении хлебов (на литии), на «Бог Господь» и в конце утрени – тропарь праздника. На утрене по полиелее поется величание. Далее – малая ектения и седальны праздника. Степенны – 1 антифон 4 гласа. Прокимен и Евангелие. Псалом 50. «Слава»: «Всяческая днесь радости исполнишася, Христос преобразися пред ученики». «И ныне» – то же. Затем стихира, глас 5: «Божества Твоего, Спасе» (это особенность службы: обычно в этом месте поется: «Слава»: «Молитвами апостолов». «И ныне»: «Молитвами Богородицы» и прочее).

На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поем – поется припев и ирмос 9 песни.

Припев: Величай, душе моя, на Фаворе Преобразившагося Господа.

Указанный припев поется к каждому из тропарей 9 песни, которые читает чтец.

Ирмос 9 песни: Рождество (рождение) Твое нетленно явися: Бог из бокý Твоею (от Твоего чрева), пройде, яко плотоносец (в человеческой плоти) явися на земли, и с человеки поживе. Тя, Богородице, тем (поэтому) вси величаем.

В конце утрени и Литургии – отпуст праздника (см. Служебник): «Иже на горе Фаворстей преобразивыйся во славе перед святыми Своими ученики и апостолы, Христос, Истинный Бог наш».

На Литургии – антифоны праздника: «Воскликните Господеви вся земля» и прочее. На входе – входное праздника: «Господи, поели Свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою». Вместо «Достойно» – задостойник «Рождество Твое нетленно явися» с припевом «Величай, душе моя»; и так – до отдания праздника. Причастен – праздника.

В попразднство на Литургии после малого входа поется «Приидите, поклонимся» с праздничным припевом в конце: «Спаси ны Сыне Божий, Преобразивыйся на горе, поющия Ти: Аллилуиа».

К особенностям праздника Преображения Господня относится то, что в этот день совершается освящение плодов. Обычай освящать плоды – древний. Предписания относительно этого обычая изложены уже в 3 Апостольском Правиле (ср. 28 правило VI Вселенского Собора). Основанием для установления этого обычая 6 августа явилось то, что на Востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшими для пропитания из которых являются злаки и виноград. Эти плоды приносятся для благословения, в знак благодарности Богу, а также по причине их прямого отношения к Таинству Евхаристии, о чем говориться в молитве, читаемой над «гроздием». В Русской Православной Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не поспевает к этому времени, освящаются яблоки, но они освящаются другой молитвой, только как «начатки овощей».

Освящение плодов 6 августа имеет еще и другое, таинственно-символическое значение: в событии Преображения Господу благоугодно было показать новое, обновленное состояние, к которому уже приобщено человеческое естество в Воскресении Господа и далее будет приобщаться в общем воскресении верующих. Но поскольку вся природа, после того как через человека в нее вошел грех, пришла в расстройство, то теперь и она вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. В этой надежде человек утверждается также и церковным благословением плодов.

Праздник Преображения Господня имеет один день предпразднства – 5/18 августа и семь дней попразднства. Отдание праздника совершается 13/26 августа.

ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ ПЛОДОВ

После заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник совершает каждение плодов, затем читает молитву «во причащении гроздия» («Благослови, Господи») и молитву («Владыко Господи Боже наш») «о приносящих начатки овощей» (см. в Малом и Большом Требнике), после чего, при пении тропаря, окропляет плоды святой водой 326 . Затем – «Буди Имя Господне» и отпуст праздника.

В Успенском соборе Московского Кремля освящение плодов совершалось после отпуста Литургии. Особенностью дня самого праздника Преображения, как и всех Господских праздников (см. Типикон, 15 сентября), является то, что вечером в самый день праздника на великой вечерне бывает вход с кадилом и, как сказано выше, поется великий прокимен.

Преображение, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах».

Коротко о празднике: Преображение

Что мы знаем о празднике

Дата: 19 августа
Статус: двунадесятый праздник

Событие: мы вспоминаем евангельское событие, когда на горе Фавор апостолы Иоанн, Петр и Иаков увидели Христа во всей Его Божественной, вечной славе.

История:

Приближались последние дни земной жизни Христа. Впереди — торжественный вход в Иерусалим, Тайная Вечеря, смерть на Кресте и Воскресение. Накануне этих страшных и великих дней Господь впервые прямо спросил своих учеников, за кого они Его считают. Тогда Петр твердо и без колебаний ответил: Ты — Христос, Сын Бога Живаго (Мф 16:16), выразив мнение всех апостолов. Значимость его слов заключалась в том, что до этого Сам Иисус никак явно не открывал перед ними Свою Божественную природу, ради того чтобы апостолы уверовали в Него как в Бога не вынужденно, а свободно. Ведь Он мог открыться перед учениками во всем Своем величии и славе уже в самом начале проповеди, но тогда апостолы исповедовали бы Иисуса как Бога просто из страха, под впечатлением от открывшегося перед ними.

Тогда же Господь, начиная «настраивать» апостолов к предстоящим событиям, сказал, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф 16:21). Слова эти так опечалили апостолов, что Петр даже стал прекословить Учителю: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф 16:22).
По прошествии нескольких дней Господь, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. И когда они оказались на вершине, Христос преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1–2). При этом явились два великих ветхозаветных пророка — Илия и Моисей, которые беседовали с Господом о Его будущих страданиях и смерти (Лк 9:31).

На гору опустилось светлое облако, из которого раздался голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф 17:5). Апостолы в ужасе упали на землю.

Когда же они услышали слова, обращенные к ним: встаньте, не бойтесь (Мф 17:7), и поднялись, то ветхозаветные пророки и облако уже скрылись, а перед ними стоял их Учитель — уже не сияющий ослепительным светом.

Так Спаситель приоткрыл апостолам Свою Божественную природу, укрепив их в вере перед Своими грядущими мучениями и смертью на Голгофе и показав каждому, кто последует за Ним, тот свет, которым он преобразится в Царствии Небесном.

Икона праздника

Пророки Моисей и Илия — главные пророки Ветхого Завета. Моисей умер, не достигнув земли обетованной, Илия был взят на небо живым. Их явление, пишет Златоуст, означало, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

Гора Фавор — пологая.
Скалы на иконе — символ духовного восхождения верующего к Богу, а также образ крепкой, как камень, веры.

Апостолы, ослепленные светом, лежат на земле. Иаков и Иоанн закрывают рукой лицо, не смея взирать на Преображенного Спасителя, и только Петр смотрит на Христа, готовясь произнести слова: «Наставник! хорошо нам здесь быть».

Мандорла — круг света вокруг Христа, символ Божественной славы и величия.

Лучи света, исходящие от фигуры Христа — образ света Преображения: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить (Мк 9:3).

Фаворский свет — свет Божественной славы, которым просияло лицо Христа во время Преображения. В XIV веке возник богословский спор о том, что это был за свет — тварный или нетварный. В итоге восторжествовала позиция святого Григория Паламы, который писал, что ученики Христа «видели, и видели доподлинно, то нетварное и Божественное Сияние, тогда как [Сам] Бог пребывал незримым в [Своей] пресущественной Сокрытости». И так как Сам Христос этим светом освятил человеческую природу, то и каждый уверовавший в Спасителя человек, по учению Церкви, может также сподобиться своего личного Преображения, восприняв нетварный, Фаворский свет. Таков величайший смысл этого двунадесятого праздника.Феофан Грек, знаменитый русский иконописец XIV века, написал одну из самых известных икон Преображения Господня. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее.

Фаворский свет в палитре Феофана Грека будто бы «материализовался», вспышками присутствуя на каждом изображении.
На миниатюре Лицевого летописного свода Феофан Грек и Семён Чёрный расписывают церковь Рождества Богородицы в Москве.

Преображение Господне 2020: история и традиции праздника

Так Евангелие описывает одно из величайших событий в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа — Преображение.

Писание не уточняет, где именно это случилось, но Предание указывает на гору Фавор, что располагается в 9 км от Назарета. Хотя некоторые современные исследователи полагают, что с большей долей вероятности это произошло на другой вершине — Ермон, которая выше и была в те времена безлюдна, в то время как на Фаворе находилось римское укрепление. Впрочем, важно не место, а само событие, ведь это был первый раз, когда Господь явился перед людьми во всем Своем Божественном сиянии. Он знал, что предстоящие испытания уже близки, что апостолам предстоит проверить на прочность свою веру, и потому явил им чудо, позволив воочию убедиться в том, о чем они знали раньше лишь с Его слов.

Читайте также:  Праздник Василия Великого: история, значение и смысл, традиции и литургия

Ведь, несмотря на большое количество чудес, совершенных Господом, ученики все равно в глубине души воспринимали Его как мудрого учителя, доброго человека, но все-таки не Бога. И вот на горе Фавор Он явил им Свою неземную суть, и совершилось это очень наглядно, информативно и доступно для понимания. Белизна одежд Спасителя стала такой, какую не мог создать ни один земной мастер. Очень важно было и присутствие при Преображении Моисея и пророка Илии. Своим присутствием они показали, что Господь не отвергает ветхозаветное учение, как считали фарисеи, а сами пророки, повинуясь Ему, показали, что Он есть Бог истинный. Кроме того, некоторые люди в то время принимали Иисуса за вернувшегося на землю пророка Илию, но сейчас все встало на свои места.

Господь показал Свою истинную Божественную суть апостолам и всем нам, христианам, маловерным и вечно сомневающимся.

Когда отмечается

Праздник Преображения Господня или, как его называют в народе, Яблочный Спас, относится к двунадесятым праздникам (двенадцати главным событиям в жизни Иисуса Христа и Богородицы) и отмечается Православной Церковью 19-го августа (6-го по григорианскому календарю).

Конечно, сегодня невозможно точно определить дату этого события, однако христианские историки указывают, что, скорее всего, это случилось незадолго до Крестной Смерти Спасителя — примерно в феврале или марте. Но почему же тогда мы отмечаем Преображение в конце августа?

Дело в том, что, воцарившись в мире, христианская Церковь постаралась не столько запретить языческие праздники, сколько органично заменить их. Вопреки модному сейчас мифу о насилии над идолопоклонниками, которое якобы чинили носители новой веры, христианство входило в сознание людей постепенно, не руша большинства народных традиций (если они, конечно, не противоречили заповедям). Так, праздник урожая, отмечавшийся повсеместно в конце лета, превратился в День Преображения Господня — можно сказать, тоже преобразился. На юге в этот день праздновали сбор винограда, а в России, где он не растет, солнечную лозу заменили яблоки. Так появилось народное название Преображения — Яблочный Спас. Вот такое мирное сочетание народного дня сбора плодов и православного праздника.

История праздника

К славянам праздник Преображения и освящения даров земли пришел из Византии. А вот на Западе он появился довольно поздно — лишь в средневековье. Кстати, некоторые деноминации протестантов до сих пор отмечают Преображение весной.

Сегодня этот день празднуется Русской Православной Церковью повсеместно. По всей стране 19 августа звонят колокола, а люди идут в храмы и несут туда яблоки, чтобы освятить их и разделить с близкими.

Двунадесятый праздник Преображения Господня наполнен множеством народных традиций, органично сочетая их с православными. Как и тысячи лет назад, современные люди очень любят ритуалы и обряды, и чин освящения яблок, совершаемый после Божественной литургии, пришелся по душе всем.

Накануне праздника служится всенощная, а утром читаются каноны преподобных Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина. В этот день священнослужители облачаются в белые ризы, символизирующие сияющие одежды, в которых явился Своим ученикам Христос.

Праздник приходится на Успенский пост, однако в этот день разрешается его послабление: допустимо есть рыбу, растительное масло и пить вино. А еще, согласно традиции, это первый день, когда можно начинать вкушать плоды нового урожая. Раньше люди строго соблюдали это правило и до Второго Спаса не прикасались к яблокам. Затем съедались первые, освященные плоды, а уж после можно было печь яблочные пироги, варить варенье и просто наслаждаться сочными дарами садов.

О духовном смысле Преображения для каждого из нас говорит отец Игорь (Сильченков), настоятель Храма Покрова Пресвятой Богородицы села Рыбачье Алуштинского благочиния Симферопольской и Крымской епархии РПЦ МП: «В этот день мы читаем прекрасные слова молитвы кондака о том, что апостолы увидели славу Христову столько, сколько сердце их смогло ее вместить. И на это стоит обратить особое внимание. Наверное, на горе Фавор могли быть и другие люди, но они бы просто ничего не увидели. Они стояли бы рядом, но не увидели преобразившегося Христа.

Как тогда, так и сегодня люди живут бок-о-бок, едят одну и ту же еду, дышат одним воздухом, но один человек горит верою во Христа и дорожит каждой секундой своей жизни, ради того, чтобы посвятить ее Господу и спасению своей души, а другой равнодушно пройдет мимо храма и даже не заглянет туда, несмотря на великий праздник. Один человек никогда не боится, будет ли у него еда и одежда, что случится завтра и будут ли у него деньги, потому что знает, что единственное, что ему действительно необходимо сегодня, завтра и всегда — это спасение души, молитва и покаяние, и только это он боится потерять и этим дорожит, и этот человек видит Славу Божию и вмещает ее в свое сердце. А другой, тот, что не зашел в храм, потом спрашивает Бога, откуда в жизни взялось столько неудач и несчастий, почему ничего не получается: ни в работе, ни в семье, ни с детьми. А ответ очень простой: потому что он не молился и не просил Бога помощи обо всем этом. Человек не может вместить Благодать Божью, если душа его переполнена грязью, самооправданием, леностью. Такой человек, конечно, никогда не сможет увидеть Славу Божью. Каждый из нас начинает видеть ее и вмещать в свое сердце только тогда, когда остановится от земной суеты, осознает грехи и станет готовиться к покаянию».

Преображение Господне: смысл и история праздника

Преображение Господне относится к одному из самых великих и почитаемых христианских событий. Своё начало история праздника берёт в IV веке. Известно, что Византийская царица Елена, почитаемая как святая, повелела построить на горе Фавор Христианский храм Преображения Господня.

Преображение Господне история Праздника

Как повествует Евангелие, рассматриваемое событие произошло приблизительно за сорок дней до начала Пасхи, являвшегося празднованием прихода весны. Но в восточной ветви христианства существует традиция праздновать Преображение в конце лета. Существует версия, что это связано с Великим постом. Из-за него праздник и перенесли – чтобы не отвлекать верующих мысленным переживанием одного события от переживания другого.

Преображение Господне Википедия

В Википедии сказано: предание гласит об установлении праздника Преображения Господня в IV веке в Армении. У его истоков стоял просветитель священномученик Григорий – первый Католикос всех армян. Изначально праздник отмечался только восточными христианами.

Согласно другим источникам, начало празднования относится к VI веку, когда правил византийский император Маврикий. Известно, что в VIII веке событие уже отмечалось в Палестине. В Константинополе праздник окончательно утвердился при императоре Льве-философе около 900-го года.

Дата празднования Преображения Господня в православии – 19 августа по новому стилю. Каждый год в этот день христиане вспоминают события на горе Фавор. О точном обосновании привязки именно к этой дате неизвестно. Есть версия, что она совпадает с днём освящения часовни на горе Фавор, открытой в честь Преображения.

А также существует предположение о том, что церковь приурочила празднование к поре завершения сбора винограда, которую сопровождали гуляния, посвящённые богу Вакху. Это должно было способствовать вытеснению языческих верований. Праздник является одним из двунадесятых, то есть из 12 великих праздников.

Преображение Господне дата в других церквях

У католиков этот день имеет статус праздника, но не торжества, то есть его «ранг» более низкий. Он приходится на 6 августа, но, если это будний день, возможен перенос на ближайшее воскресенье. В Ассирийской церкви Востока праздник также назначен на 6 августа.

Для христиан Армянской апостольской церкви – это один из главных праздников, который любим народом. Сначала его отмечали в начале года по армянскому календарю, и он был языческим. Люди обливали друг друга водой и выпускали в небо голубей. Сегодня эти элементы сохранились, но церковью был придан им христианский смысл. Это воспоминание о Всемирном Потопе. В VI веке Преображение было включено в число пасхальных праздников и перенесено на седьмое воскресенье после Пятидесятницы.

Преображение Господне на горе Фавор

События, послужившие поводом для праздника, описаны в Евангелиях и повествуют о том, что Иисус вместе с любимыми учениками – Петром, Иоанном и Иаковом поднялся на гору Фавор, чтобы вознести молитву Богу Отцу. Когда он читал её, произошло чудо: лицо его осветилось, словно от солнечных лучей, а одежды стали белоснежными. В это время рядом с Христом были пророк Илия и Моисей. Они вели беседу о его будущих мучениях во имя искупления человеческих грехов.

Увидев преображение Сына Божия, и, сказав, что здесь им хорошо находиться, Пётр предложил поставить на горе три палатки – для Иисуса и обоих пророков. Затем на них спустилось облако, из которого раздался глас Божий, призвавший слушать своего «возлюбленного» сына. После того как видение исчезло, Иисус наложил запрет на рассказы об увиденном и услышанном до того времени, когда он воскреснет из мёртвых.

Истолкование событий на горе

Во время своего земного пути Господь не сотворял ни одного из чудес без особого предназначения. Каждое из них служит для поучения и назидания. Как трактуется описанное событие исходя из его духовного смысла?

Преображение Господне имеет следующее толкование в Богословии.

  1. Демонстрируется Явление Святой Троицы. То есть открытие её перед людьми через Бога Единого. Из облака Бог Отец призвал внимать его учению.
  2. Преображение Иисуса говорит о проявлении в нём как в Сыне Божием двойственной природы – человеческой и божественной. Об этом двойственном естестве всегда шли споры среди богословов.
  3. Отцы церкви рассматривают Преображение как знак того, что все люди преобразятся в царствии небесном.
  4. Символично и присутствие двух пророков с разной судьбой. Моисей умер естественной смертью, а Илия был взят живым на небо. Это говорит о подвластности Богу всего живого.

Особенности празднования

  • Яблочный Спас – так называет Преображение Господне народ. Причина тому – требование церковного устава освещать в этот день плоды, относящиеся к вновь собранному урожаю. По старой традиции люди приносят в церковь фрукты, чтобы сотворить над ними молитву по окончании литургии (обедни) – главного богослужения.
  • А также в этот день православным разрешено есть плоды нового урожая в первый раз. До Преображения вкушать яблоки и виноград воспрещается. Такое ограничение начинается с Петрова поста.
  • Служители Православной церкви в день Преображения Господня используют белые одежды как символ вечного божественного света, отразившегося на Фаворе в лике Иисуса Христа.
  • На Яблочный Спас можно употреблять в пищу рыбу – в качестве некоторого праздничного послабления строгого поста.

Праздничное песнопение

Праздничное песнопение или акафист в честь Преображения содержит в себе трактовку евангельских событий. Произносимые в это время в храме молитвы, обращённые к Иисусу Христу, носят характер хвалебных и просительных. Каждый икос (часть утреннего канона) заканчивается словами апостола Петра, произнесёнными им на Фаворе в момент восторга о том, что добро (хорошо) находиться нам всем под покровом Божией благодати. Тем самым верующие, вторя апостолу, славят милосердие Божие, возвышающее человека до своего величия.

Читайте также:  Именины Марии: день по церковному календарю, что означает

Отдание Преображения – окончание праздника – происходит 26 августа. Акафист Преображению Господню часто совершается во время вечерней службы в начале празднований. Но его могут читать и на протяжении всей недели. Молитва обычно заканчивает Литургию.

Народные традиции

Празднование Преображения Господня в православии имеет свои особенности. Следуя многовековым традициям, христиане заготавливают запас свежих фруктов, которые часто собраны на собственных земельных наделах.

Плоды, отличающиеся спелостью и привлекательным внешним видом, приносятся в храм и кладутся на стол, находящийся в центре. Их готовят к освящению. Особенно это действо радостно для ребёнка. Детям выдаются корзинки с фруктами, чтобы они держали их самостоятельно.

В некоторых семьях в этот праздник есть обычай поздравлять друг друга и вручать подарки, читать стихи. После окончания службы люди возвращаются домой и приступают к праздничному обеду, который начинается с вкушения освящённых плодов. В виде исключения христианам разрешено есть рыбу, несмотря на пост. На Яблочный Спас также подаются разнообразные блюда из яблок и мёда – пироги, варенье. А также в этот день принято ходить в гости к родственникам и добрым знакомым.

Как празднуют на Святой Земле

На Святой Земле также празднуют Преображение Господне, но со своими особенностями. Обычно на горе Фавор царит покой и уединение. Паломники появляются здесь, как правило, начиная с Великого поста и заканчивая Пятидесятницей. Но при приближении Преображения настроение меняется. Российские туристы и паломники занимают общежития и гостиницы. Верующие также прибывают и из окрестностей для празднования в непосредственной близости к месту события.

После вечерней службы люди ужинают и ложатся спать как можно раньше, чтобы с рассветом посетить утреннее праздничное богослужение. Литургия, как правило, сопровождается причастием, а прихожане крестят младенцев.

Местные христиане празднуют особым способом. Они разбивают палатки в церковном дворе. Пьют вино, танцуют в сопровождении музыкальных инструментов, стреляют из ружей, исполняют песни, ведут застольные беседы, шумят и нередко выясняют отношения. Веселье прекращается с первым звоном колоколов, зовущим к утренней службе.

По завершении богослужения начинается крестный ход, встречаемый радостными возгласами и выстрелами. После литургии веселье продолжается.

О чём говорят приметы

Празднованию Преображения сопутствуют народные приметы, которые связаны в основном с урожаем.

  • Во время праздника принято угощать плодами со своего участка нищих и бедных. Тогда на будущий год урожай будет обильным. Если этого не происходит – хорошему урожаю не бывать.
  • Зерно нужно успеть убрать до 19 августа, так как после этого дня дожди очень вредны для него. Такие дожди в народе называют «дождь-хлебогной».
  • Церковный запрет на употребление фруктов до Яблочного Спаса связан с их недостаточным созреванием до этого времени. Виноград и яблоки становятся зрелыми лишь в последней трети августа. Именно тогда от них будет польза. Нарушение «яблочного воздержания» ассоциируется у верующих с грехом первых людей в саду Эдем, вкусивших запретный плод и навлекших Божий гнев на себя и своих потомков.

Как учит православная церковь, нельзя возводить народные приметы в абсолют. Нужно относиться к ним как к дани традициям и больше обращать внимание на духовный смысл праздника.

Преображение Господне фото иконы

Эта икона имеет историю ещё более давнюю, чем сам праздник. На заре возникновения христианского искусства икон как таковых не существовало. Изображения делались на стенах храмов, и состояли они из символов. Объяснение тому – гонения на христиан. Так, крест изображался в виде якоря, Иисуса символизировала рыба. Ещё он представал в образе пастуха или Орфея – героя древнегреческих мифов.

Фигуры людей стали изображаться начиная с VI века, часто в виде панно из мозаики. Прототипом всех икон Преображения стал шедевр, созданный в Синайском монастыре по заказу императора Юстиниана. На нём видны и Христос, и сопровождавшие его апостолы. Привычная на сегодняшний день композиция сформировалась к IX веку. Ярким примером иконы Преображения, написанной по этому канону, является икона XV века, находящаяся в Кремле, в Благовещенском соборе.

Большое пространство на ней отведено скалам. На самом деле, гора Фавор имеет пологие склоны. Скалы – это символ крепкой веры и пути к Вечности. Многочисленные деревья обозначают крест, на котором распяли Христа. Его ученики изображены в лежачих позах, что является знаком неподготовленности к произошедшему событию Преображения и назиданием верующим о необходимости готовиться к встрече с божественным, дабы не быть ослеплёнными в духовном смысле.

Спаситель воспаряет над скалами, окружённый мощным радужным сиянием в виде овала, называющегося мандорла. Это название взято из итальянского и означает миндалину. Обычно оно окружает изображение Иисуса и Божьей Матери, иногда – святых. Это свидетельство славы и благодати. На описываемой иконе этот свет символизирует Преображение, происшедшее с Христом.

Присутствие библейских пророков Илии и Моисея говорит о встрече двух миров – мира живых и мира мёртвых. В глазах Господа оба они едины, так как для него не существует мёртвых – все живы.

Важным посылом является присущая иконе яркость, обилие золотого цвета, которые представляют собой аллегорию райской жизни. Этот образ подкрепляется роскошной растительностью и сиянием, исходящим от Иисуса, заполняющим весь фон иконы. Преображение Господне приоткрыло перед его учениками и перед всеми верующими завесу тайны, за которой находится будущая извечная жизнь.

Преображение Господне – одно из важнейших событий и ярких символов Христианства. Название горы Фавор в переводе с еврейского языка означает чистый свет. Она являет собой символ чистоты, которую ощущает верующий после общения с Богом, освобождения души от греха. Преображение Иисуса символизирует основную цель христианской веры – победу духовного над плотским, очищение, которое возможно для каждого, кто стремится к Богу.

Преображение Господне – большой праздник с особым смыслом

Праздник Преображения Господня называют также Второй или Яблочный Спас. Этот двунадесятый праздник всегда совершается 19 августа (6 августа по старому стилю). Он имеет один день предпразднества (18 августа) и семь дней попразднества (с 20 по 26 августа). Отдание праздника совершается 26 августа. Преображение Господне всегда бывает в дни Успенского поста. Устав разрешает в этот день вкушать пищу с рыбой. В этот день верующие приносят в храм яблоки и виноград, чтобы освятить первые плоды нового урожая.

Преображение Господне, история праздника

Преображение – это одно из чудесных явлений царства Божьего на земле. Произошло оно на горе Фавор, куда Иисус направился, взяв с собой троих учеников – Петра, Ионна и Иакова. Ученики шли и молчали, предчувствуя, что сегодня им откроется нечто удивительное – великая тайна.

На той горе ученики смогли видеть великое чудо – Преображение Христа, явление Его величия и славы. Иисус преобразился, Его лицо стало светлым, как солнце, а одеяния – белыми, как снег. К Христу пришли два великих пророка: Моисей и Илья. Что самое интересное – Моисей к тому времени уже давно умер, и Илья был забран на небо живым. Явились они для того, чтобы побеседовать с Иисусом о Голгофской жертве, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Иисуса.

Аппостолов в тот день ожидало еще одно чудо, еще более яркое. Вдруг с неба вниз сошло светлое облако, откуда раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте». Спускаясь с горы, Иисус и ученики не проронили ни слова, лишь у подножия Сын Божий сказал, чтобы те молчали об увиденном, пока он не воскреснет из мертвых.

Что такое Преображение Господне и в чем его смысл

Исходя из истории, описанной выше, можно теперь заметить важные моменты такого великого чуда. Гора, на которой произошло Преображение Иисуса, представляла собой церковь, где Христос соединил два Завета. В настоящее время во время службы священники надевают белые наряды, как символ небесного сияния, произошедшего на горе Фавор много лет тому назад.

Преображение Господне имеет еще второе название – Второй или Яблочный Спас. Если окунуться опять же в историю появления христианства и вспомнить, что мы эту религию взяли из Византии, то там в этот день было принято святить виноград. Но так как в наших широтах виноград не приживается, решили использовать яблоки, которые как раз поспевали ко дню Преображения Господня. Хотя по сути своей 19 августа каждого года можно освящать любые плоды, которые уже поспели к празднику.

Когда празднуется Преображение Господне

Преображение Господне (Второй или Яблочный Спас) – один из самых важных христианских праздников. Относится к двунадесятым – 12-ти самым главным после Пасхи православным праздникам, преимущественно с закрепленной датой.

Отмечается каждый год 19 августа в память Преображения Иисуса Христа на горе Фавор. По старому стилю – 6 августа.

Как утверждается в Евангелие, Преображение произошло за 40 дней до Пасхи, но отмечается не в феврале, а в августе, иначе празднование было бы во время Великого поста. На 40 день после события отмечают Воздвижение Креста Господня (27 сентября).

История празднования Преображения Господня

Преображение Господне – один из самых древних праздников. Первое упоминание о нем датируется IV веком, но, скорее всего, отмечали его и задолго до этого. Отмечая этот день, когда Бог явился людям в человеческом обличии, православная церковь исповедует соединение во Христе двух естеств: божественного и человеческого.

В IV веке равноапостольная святая царица Елена возвела храм на месте Преображения Господа, с этого дня были объявлены торжества в честь события. На местах, где спали ученики Спасителя, построили трехпрестольный храм. Еще три храма возвели в VI веке: во имя пророков Илии, Моисея и самого Спасителя.

В XIX веке Архимандрит Иринарх и иеродиакон Нестор установили на горе Фавор алтарь, служились молебны паломникам, жертвовавшим средства на строительство и поддержку храма. До освещения святыни патриархом Иерусалимским Кириллом II Иринарх не дожил всего год.

Какой смысл в празднике Преображения Господня

Священное Писание Нового Завета повествует о событии Преображения Христова. Там говорится о том, что Христос взял с собой трех учеников Петра, Иакова и Иоанна на гору помолиться. Во время моления Христа он поднялся в воздух и лицо его просияло, а одежды сделались белыми, как свет. Христос преобразился перед своими учениками на горе Фавор.

В этом событии христианская Церковь усматривает особый смысл. На Фаворе Господь являет своим ученикам божественную славу и величие. Это было необходимо для святых апостолов для укрепления их духа, ведь в скором времени Христу надлежало умереть за грехи человечества.

Православная Церковь возвещает о том, что в Господе Иисусе Христе было два естества – божественное и человеческое. На Фаворе Христос преображает человеческую природу (естество), делает ее благодатной и освящает. Смысл этого праздника в том, что после пришествия Христа в мир абсолютно каждый человек может достигнуть святости.

После Боговоплощения Христа природа человека уже способна принять божественную нетварную благодать. Примером как раз является чудесное Преображение Господа, которое христианская Церковь торжественно вспоминает и отмечает 19 августа по новому стилю.

Ссылка на основную публикацию