Праздник Рождество Христово: история и происхождение, значение и смысл, традиции и интересные факты

История светлого праздника Рождества для детей

Рождество — один из самых важных праздников для каждого христианина. Его отмечают всей семьей и дети принимают активное участие в праздновании. Любознательным малышам наверняка интересно будет знать, что это за событие, почему его отмечают и что означают рождественские традиции. Чтобы ребенок понимал, насколько важен этот день, стоит ему поведать историю Рождества Христова для детей. Важно донести до своего чада историю этого великого дня в такой форме, которая будет ему близка и понятна. Именно адаптированная версия истории Рождества поможет малышу понять суть праздника, ведь традиционный взрослый вариант, описанный в Библии, может быть для него слишком сложным для восприятия.

Свой рассказ можно сопровождать иллюстрациями из детской Библии, если малыш пока еще не умеет читать.

А начать повествование лучше с рассказа о главном герое праздника.

Кто такой Иисус?

Иисус — это сын Бога. Бог послал его на землю для того, чтобы спасти всех нас. Для этого Иисусу пришлось погибнуть, но так было задумано — его муки были искуплением за грехи наших предков. Жил Иисус очень давно, более двух тысяч лет назад, но мы до сих пор помним о нем и о том, что он пожертвовал собой, ради того, чтобы мы сейчас жили.

Что же такое Рождество?

Как и у любого человека, у Иисуса был День его рождения. Именно 7 января принято считать Днем рождения нашего спасителя, хотя точной даты его рождения никто не знает. Во многих странах, в том числе в Европе и США, Рождество отмечают 25-го декабря, по старому стилю. Рождество — это праздник в честь рождения Иисуса, и мы отмечаем его до сих пор в память о сыне Божьем.

История рождения Иисуса

Ну а теперь поговорим подробнее о том дне, когда Иисус родился, но начнем свой рассказ с его родителей — Марии и Иосифа. На самом деле отец Иисуса — Господь, но Иосифу была доверена важная миссия — вырастить и воспитать сына Божьего.

Перед самым рождением Иисуса Иосиф с Марией вынуждены были отправить
ся в город Вифлеем, так как царь приказал провести перепись населения. В Вифлееме было очень много людей и все дома и гостиницы были заняты теми, кто прибыл на перепись, поэтому Марии с Иосифом пришлось заночевать в пещере вместе со скотом. Именно в эту ночь и родился маленький Иисус. Поскольку в пещере не было кроватки, младенца пришлось положить прямо в ясли. Ясли — это ящик, из которого едят животные, и он обычно заполнен сеном. Именно на это мягкое сено и положила Мария своего новорожденного малыша.

В честь этих яслей и назвали ясли в детском садике, в которые ходят детки возрастом до трех лет.

Но вернемся к нашей истории. В эту же ночь неподалеку проходили пастухи со своим стадом и увидели яркий свет и ангела, который возвестил о рождении спасителя, который пришел на землю, чтобы спасти всех от грехов. Также ангел велел пастухам отправиться к младенцу и рассказал, что он лежит в яслях.

Также в ту ночь на небе появилась яркая звезда — Вифлеемская, которая указала путь к новорожденному младенцу мудрецам-волхвам. Они догадались, что свет звезды возвещает о рождении Спасителя и отправились к нему с дарами. Волхвы знали, что Иисусу суждено стать Царем Небесным на земле.

Правящий в те времена царь Ирод тоже услышал весть о рождении царя и испугался, что Иисус может заменить его на троне, потому велел убить всех младенцев в городе. Сыну Божьему чудом удалось уцелеть.

Пост перед Рождеством

За сорок дней до Рождества принято соблюдать пост, то есть не употреблять мяса, яиц, молока, лишь изредка позволяется рыба и растительное масло. Такой пост нужен для того, чтобы очистить тело, но главное предназначение поста не в этом, он нужен для того, чтобы очистить душу. В период поста нельзя злится, обижаться, ссорится, думать о плохом. Именно для того, чтобы все стали хоть чуточку добрее и нужен пост.

Сочельник

Последний день поста и перед день Рождества принято называть сочельником. А если быть точнее, то это вечер перед праздником. Сочельник бывает не только перед Рождеством, но рождественский сочельник наиболее почитаемый христианами день. В этот день усиленно готовились к празднованию Рождества.

Название сочельника произошло от названия блюда — сочиво. Сочиво готовят из злаков — ячменя, риса, пшеницы. Злаки отваривают и замачивают с маком, орехами, фруктами. Масла в сочельник не добавляли, ведь это был еще день поста, а чтобы блюдо получилось более вкусным и сытным, клали в него немного меда.

Ставили на стол в сочельник и другие блюда. Их должно было быть 12 — столько, сколько было апостолов у Иисуса. К тому же, все блюда на сочельник должны быть постными, ведь всё еще продолжается рождественский пост.

Рождественские традиции

Этот день славится своими традициями, которые немного подзабылись, но сейчас все стараются вспомнить их и соблюдать, ведь эти традиции объединяют семьи, делают их дружнее, а само Рождество долгожданным, ярким и незабываемым.

На самом деле таких традиций существует очень много и в каждом краю они отличаются, но есть несколько основных, которые соблюдаются многими людьми.

Наряжать деревце — не такая уж и давняя традиция. Появилась она давно, но окончательно утвердилась чуть больше ста лет назад. Сейчас елка у многих ассоциируется с Новым Годом, но изначально елку наряжали к Рождеству. Первые елки были украшены не шариками, а яблоками, пряниками, колокольчиками, маленькими свечками. Каждое из украшений имело свой смысл и назначение. А главное украшение елки — звезда на верхушке символизирует ту самую Вифлеемскую звезду, которая оповестила о рождении Иисуса.

Колядки

Колядовали преимущественно дети и молодежь, они ходили от дома к дому и пели колядки, а хозяева должны были их отблагодарить. Считалось, что чем больше колядников придет в дом, тем лучше и счастливее будет весь следующий год.

Это традиция соблюдается и сейчас, правда не в таких масштабах, как раньше. Но сохранение традиций сплачивает семьи, помогает сохранить связь поколений, поэтому необходимо рассказывать детям про праздник Рождество Христово, история для детей об этом празднике должна звучать в каждом доме.

Ужин с семьей и крестными

Рождество — семейный праздник и в этот день вся семья собирается за одним столом. Также дети носят угощение своим крестным родителям. В разных регионах эта традиция отличается, но всегда ужин крестным несут после ужина с родителями. А крестные в свою очередь дарят крестникам сладости, деньги, подарки.

Кутья

Сладкая, из пшеницы, риса или другого злака — для детей это настоящее лакомство. На сочельник готовят голодную, постную кутью или, как ее еще называют, сочиво. Эта кутья жидкая, без масла и молока. На Рождество же принято готовить богатую кутью с молоком и маслом.

Также в кутью добавляют сухофрукты, шоколад.

Чудо Рождества

Считается, что на Рождество небеса открываются и у них можно просить о чем угодно. Главное, чтобы желание было искренним, светлым.

В ночь перед Рождеством и в день Рождества случаются чудеса: люди исцеляются от болезней, сбываются их сокровенные мечты. Но для того, чтобы чудо произошло, надо в него верить. Детям важно вселить эт веру в чудо, с которой легче идти по жизни и преодолевать трудности. Поэтому надо своим малышам рассказать про Рождество, история праздника для детей должна звучать как сказка, хорошая, добрая сказка, в которую ребенок поверит и в его душе станет немного теплее и светлее)))

Рождество: история возникновения

Ни евангельские свидетельства, ни какая-либо надежная традиция не позволяют определить точную дату рождения Христа. На протяжении трех первых веков истории христианства церковь выступала против языческого обычая празднования дней рождения, хотя имеются указания на то, что чисто религиозное воспоминание рождества Христова было включено в чин праздника Богоявления. Климент Александрийский упоминает о существовании такой практики в Египте на рубеже 2 и 3 вв.; есть свидетельства о том, что этот праздник отмечался и в других землях. После победы Константина Великого Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова. Уже с конца 4 в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января).

С Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные события. О них нам рассказывают евангелисты Матфей и Лука.

В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собиралось множество народу, и свободных мест в гостинице не оказалось. Им пришлось провести ночь за городом, в пещере где пастухи укрывали свой скот от грозы. Там и появился на свет Младенец Иисус, которого Матерь Божия, спеленав, положила на сено в ясли для скота.

В это же время на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Спаситель. В знак великой радости о сбывшемся обетовании Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!». И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу. Восточные мудрецы – волхвы, увидели воссиявшую в небе новую, необыкновенно яркую звезду. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына, которого ждал иудейский народ.

Волхвы направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где находится Спаситель мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».

Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Иосиф же, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.

Рождество на Руси

На Руси Праздник Рождества Христова был особенно любим.

В сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений «Волхвы же со звездою путешествуют», ничего не ели и не садились за стол. Родители рассказывали детям о том, как волхвы пришли поклониться новорожденному Иисусу Христу и принесли ему дорогие новогодние подарки. Ребятишки с малых лет перенимали от старших не только народную мудрость, но и сложившиеся веками традиции и обычаи.

В домах украшали любимую с детства рождественскую елку.

А в ночь на 25 декабря по всей стране, в малых и больших церквях, совершалось торжественное Богослужение.

Двенадцать дней после Рождества до Крещения Господня называются святками – то есть, святыми днями, освященными приходом в мир Спасителя. Отмечать особо эти дни Церковь начала с древних времен.

Уже в уставе VI века преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни святок не полагается класть поклоны и совершать венчание. Вторым Туронским Собором 567 года все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки – в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами.

Хозяйки красиво накрывают столы, готовят лучшие угощения. Также принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.

Особой традицией святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети наряжались, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения – тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Обычай колядования был распространен повсеместно, но в разных районах страны он имел свои особенности.

В некоторых районах России звезду заменяли «вертепом» – своеобразным кукольным театром, в котором представляли сцены Рождества Христова. Празднование святок богато отражено в фольклоре и литературном творчестве. Рождественские дни становятся, по выражению великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, «днями семейного сбора», днями милосердия и примирения. Рассказы о добрых, чудесных событиях, происходящих с людьми в Рождество, получили название святочных историй.

С 1917 года, в атеистическом советском государстве, о Рождестве и упоминать запрещалось, не только праздновать. Вифлеемскую звезду заменили на пятиконечную (и строго следили, чтобы у любой изображаемой звезды было только пять лучей), зеленая ель также была подвергнута опале, как рождественский символ. Люди, в то время тайком проносили зеленые веточки в дом и прятали их в дальних комнатах от посторонних глаз. В 1933 году специальным Указом правительства ель вернули людям, но уже как новогоднюю.

Читайте также:  Именины Екатерины: когда по церковному календарю в 2020 году

В годы репрессий Рождественские службы совершали тайно в домах, в лагерях, тюрьмах и ссылках. Рождество праздновали в самых невероятных условиях, рискуя потерять работу, свободу и даже жизнь.

Постановлением президента РСФР 1991 года Рождество Христово вновь является официальным праздничным днем для всех народов Российской Федерации.

Сегодня «Рождество Христово» в России – это Великий Православный праздник.

Рождество Христово: история возникновения рождественского праздника — 13 фактов о празднике, которые должны знать все

Многим известна история появления на свет Христа – Сына Божьего. Его рождение описано в Евангелие от Луки и Матфея. Значение Рождества настолько огромно, что от него ведется летоисчисление и называют его «матерью всех праздников». За столь длинный путь произошло немало удивительных событий, которые навсегда останутся в нашей истории.

13 интересных фактов о Рождестве Христовом

1. Как появилась дата Рождества

В древности историки много спорили, пытаясь выяснить точную дату Рождества. Существует две версии.

Первая гласит, что до V века все восточные церкви отмечали этот праздник 6 января вместе с Крещением Господним, который назывался Богоявлением. Но после указания папы Юлия праздник Рождество перенесли на 25 декабря.

Сторонники второй версии склоняются к тому, что Божий сын родился на шестой день в первый месяц, как и Адам, поэтому и отмечать Рождество принято 6 января.

Но вскоре было решено, что такому важному событию нужна отдельная дата. Отсчитав 9 месяцев от даты смерти, которая была точно известна (25 марта – еврейская Пасха), историки определили, что Рождество припадало на дату 25 декабря. Григорианский календарь «разделил» католиков и православных: сегодня в России Рождество отмечают по старому стилю – 7 января, католики же празднуют рождение Сына Божьего 25 декабря.

2. Крещение Руси

С принятием христианства началась новая история Киевской Руси. После Крещения старые языческие традиции начинают постепенно отступать. Летописи подтверждают, что первое Рождество после Крещения Руси отмечалось в 988 году, 25 декабря. Не одно столетие Рождество являлось основным праздником в зимнее время года, имеющим большее значение, чем Новый год. Даже реформа Петра I об обязательном праздновании Нового года не смогла изменить ситуацию. Рождество было главным торжеством зимы вплоть до 1918 года, когда Советские власти наложили на него запрет.

3. Вертеп и Рождество

Известное всем слово «вертеп» имеет прямое отношение к рождественскому празднику. Вызывая сейчас негативные ассоциации, вертеп в старославянском языке переводится как пещера. По библейским преданиям именно в пещере родился Иисус. В конце XVII века в России появляется вертепный кукольный театр, который впоследствии становится народным. Он представлял собой деревянный ящик, сделанный в два этажа в виде сценической площадки. Театр назван в честь рождения Христа в пещере, укрывшей его от Ирода. Сценки из жизни Иисуса проходили в двух частях: бытовой и религиозной. В дальнейшем появляются и другие сюжеты, которые традиционно ставили до Октябрьской революции.

4. Древние обряды

Несмотря на запрет Российской империи наряжаться в кумирские одеяния, игрища и идолопоклоннические предания, а в некоторых регионах языческие обряды и колядование сохранились по сей день. Рождество – это начало Святок, которое проходит до 19 января. В этот период запрещалась охота на животных и птиц. В деревнях сооружали соломенный стог и сжигали его всей семьей, чтобы умершие предки могли погреться у огня и способствовали плодородию.

5. Подготовка к Рождеству

Перед Рождеством наводили порядок в доме, купались в бане, надевали новую одежду и застилали стол чистой скатертью. Пол покрывали свежей соломой, таким образом напоминая, что Иисус появился на свет в хлеву и лежал в яслях на соломе. В доме устанавливали ель, украшенную Вифлеемской звездой и различными сладостями.

6. Традиционная еда

Рождественский ужин традиционно служил приглашением для одиноких путников или знакомых. Даже волки не оставались без угощения. Считалось, что познав человеческую доброту, дикие звери не будут вредить скотине. Основным блюдом рождественского стола была свинина. Из нее готовили холодец, жарили и фаршировали. Также ели рыбу, дичь, зайцев и гусей с яблоками. Блюда подавались как запеченные в печи целиком, так и с кашей в нарезанном виде. Разнообразная выпечка в виде пирогов, расстегаев, ватрушек и курников была изготовлена с разными начинками: овощными, фруктовыми, мясными и рыбными. Пили кисель и компот с медом, пастилой и хворостом.

7. Старые рождественские поверья

Крестьяне верили, что если в Рождественский день в жилище из посторонних людей женщина войдет первой, то в грядущем году вся женская половина дома будет болеть. Другой дурной приметой считалось выпить на завтрак простой воды. Такой человек, по преданию, будет испытывать жажду все лето. В этот день нельзя было шить и плести, а ножки стола связывали, так как верили, что это поможет сохранить скотину в стаде.

8. Разгром наполеоновской армии и возведение храма

Победа над Наполеоном для Русской церкви связана с Рождеством, когда 25 декабря 1812 года Александр I подписал Манифест о создании самого известного храма – Рождества Христа Спасителя. Храм возведен в Москве в знак благодарности за спасение от гибели России.

9. Запрет Рождества

1917 год стал для православных граждан началом новой жизни, в которой запрещено не только отмечать один из самых любимых праздников, но и даже упоминать о нем. Под запрет попадает ель, символизирующая Рождество, а на смену Вифлеемской звезде приходит пятиконечная. Жители украдкой проносили еловые ветви, чтобы спрятать их в самом укромном месте. Рискуя своей работой, свободой и жизнью, в годы репрессий Рождество отмечали в невероятных условиях, проводя тайные службы в домах.

10. Рождество на Соловках

В тюрьмах и лагерях празднование Рождества могло закончиться смертью. Борис Ширяев, православный писатель в своей книге «Неугасимая лампада» описывает события 1920-х годов, происходившие в Соловецком лагере. Каторжан за такую провинность отправляли на Секирку, где ни один заключенный не проживал больше двух месяцев. Если каторжан не расстреливали сразу, то существование на Секирке было мучительным: морили голодом, холодом, били за то, что заключенный заговорил или просто пошевелился. В книге описано, как верующие христиане на каторге праздновали Рождество, зная, чем это может обернуться, если их заговор раскроется.

11. Разрешение на праздник

Хотя Новый год признан светским праздником в 1935 году, и запрет был снят, наряженные елки стали новогодними, а звезда на верхушке так и осталась пятиконечной. Официально Рождество на законодательном уровне возродили лишь в конце 1990 года. 7 января 1991 года Рождество становится нерабочим днем. Возможно, предпосылкой послужил всесоюзный 24-часовой телемарафон Советского детского фонда. Он проходил 7 января 1990 года и собрал по тем временам рекордную сумму – 102 миллиона рублей, доказав, что Рождество является для россиян особенным днем, о котором все помнят, несмотря на запрет. После распада СССР Новый год так и остался главным семейным праздником, а Рождество празднуют лишь православные верующие.

12. Отказ от старых традиций

За то недолгое время, когда православный праздник Рождества Христова был запрещен, многие традиции были утрачены. В настоящее время старые обычаи пытаются возродить, восстанавливая их по крупицам. Одним из них является поверье, что усопших нужно поминать огнем, а снопы соломы перед иконой привлекут в дом благополучие. Рождественская вода считалась целебной, поэтому в ней не только мылись, но и замешивали тесто на пироги и караваи.

13. Жалобы на Рождество

Сложно представить, что Рождество не у всех россиян вызывает восторг и радость – известно, что у него есть противники. Такие случаи произошли в 1999 и 2008 году. Атеисты и неоязычники неоднократно подавали в Конституционный суд жалобы. В качестве аргумента приводилась Конституция РФ, в которой написано, что ни одна религия не является обязательной, а значит, Рождество не может быть выходным днем для каждого гражданина. К счастью для всех остальных миллионов жителей, такие жалобы отклоняют с пояснением, что законодатель вправе решать, кому и когда отдыхать.

Рождество – это праздник, прошедший испытание не только временем, но и трудностями, связанными с запретом. С каждым годом количество людей, считающих Рождество не просто продолжением новогодних каникул, только растет.

Рождество Христово, или в чем смысл праздника

06.01.2019

Уже не верится, что были времена, когда праздник Рождества Христова в нашей стране совсем не отмечался. Мы уже привыкли к «рождественским скидкам» и к «рождественским каникулам». Мы бегаем по магазинам и выбираем подарки близким и сувениры знакомым.

В канун Рождества Христова мы делаем массовую рассылку красивых рождественских картинок по всем вайберо-вотсапп направлениям, мало разбираясь в символике этих картинок. Поздравляем друг друга: «С Рождеством!» – и вновь усаживаемся за праздничный стол, продолжая череду новогоднего веселья.

А какой смысл на самом деле кроется в празднике Рождества Христова? Уж наверняка смысл не только во взаимном обмене подарками. И как мы слышим поздравления? «С Рождеством!» С «Рождеством» чего, кого? Взрослый человек, быть может, и знает, что Рождество, всё-таки, Христово.

И вот, друзья, мы с вами подобрались к самому интересному для нас, для взрослых. Давайте напомним сами себе о том, что именно мы празднуем в день Христова Рождества. Что это за праздник? Какие у него традиции? Какой в них заложен смысл?

Рождество Христово является одним из двенадцати великих праздников православной Церкви, иначе: двунадесятых праздников. Это торжественный день для всех христиан. Ведь в этот день в человека воплотился сам Бог, Спаситель рода человеческого. То есть, Бог пришёл к людям младенцем Иисусом, рождённым у Пресвятой Девы Марии.

Справедливости ради стоит отметить, что об обязательном праздновании Рождества Христова в Священном Писании ничего не сказано. Более того, ни один евангелист не указывает точной даты рождения Иисуса, в то время как другие события жизни Марии, Иосифа и Иисуса указаны с хронологической точностью. Это связано с тем, что иудеи не отмечали дни рождения. Первое упоминание о Рождестве было у римского епископа Либерия в 360 году. А во II веке о Рождестве говорили в день Богоявления. В этот праздник отмечали сразу три события: Рождение Иисуса, принесение даров и Крещение. А в старых требниках Рождество называют «Зимней Пасхой», ведь Воскресение Христово было следствием Рождества.

Ровно за 9 месяцев до рождения Иисуса Христа к Марии явился Архангел Гавриил и принёс ей Благую весть о том, что она станет Божьей Матерью. Именно поэтому это событие вспоминают в праздник Благовещенье. «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами. Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца». Мария смутилась, ведь она была невинна. Действительно, как она сможет родить, если она «мужа не знает»? На это Гавриил сказал: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, и рожденный наречется Сыном Божьим».

В те времена Иудея была восточной частью Римской империи. Римский император Октавиан Август решил провести перепись населения. Причём, иудеи должны были переписываться не по месту проживания, а по месту происхождения. Сама Мария и обручившийся с ней Иосиф были потомками царя Давида, происходившего из Вифлеема. Поэтому, не смотря на то, что Мария с Иосифом жили в галилейском Назарете, им следовало для переписи отправляться в Вифлеем, раз уж их предок – царь Давид – был родом из Вифлеема.

Факт того, что Иосиф и Мария – потомки царя Давида очень важен. Ведь задолго до Рождества Христова пророки говорили о том, что придёт Спаситель, Мессия, и будет он из рода царя Давида.

Итак, Мария с Иосифом отправляются в Вифлеем. Из-за большого количества людей, которые прибыли в город для переписи, для Иосифа и Марии не нашлось места в гостинице. И им ничего не оставалось, как устроиться на ночлег за гордом в пещере, где в ненастье пастухи прячут скот. В эту ночь у Марии и родился Сын Божий – Иисус. Мария спеленала своего Сына и положила в ясли – место, куда обычно кладут корм для скота. А животные своим дыханием согревали младенца.

Вот как пишет Иосиф Бродский:

В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,

чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе,

Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;

мело, как только в пустыне может зимой мести.

Ему все казалось огромным: грудь Матери, желтый пар

из воловьих ноздрей, волхвы — Бальтазар, Каспар,

Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.

Он был всего лишь точкой. И точкой была Звезда.

Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,

на лежащего в яслях Ребенка издалека,

из глубины Вселенной, с другого ее конца,

Звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.

Иосиф Бродский 24 декабря 1987 первая публикация — 1988, Париж

О рождении Спасителя первыми узнали пастухи. Как повествует евангелист Лука, к пастухам явился Ангел Господень и возвестил им Великую Радость: «Ныне родился в городе Давидовом Спаситель! Вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». А вместе с Ангелом явилось целое воинство небесное, возвестившее: «Слава в вышних Богу!» Простые пастухи были первыми, кто поклонился Спасителю. И простые же люди стали первыми проповедниками Христа.

Читайте также:  Именины Ивана: день ангела по церковному календарю

Персидские Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар давно наблюдали за звёздами и искали в движении звёзд закономерности. Когда они увидели на Востоке Вифлеемскую звезду, то поняли: означает она рождение Спасителя. Волхвы отправились в путь, чтобы поклониться Спасителю и принести ему дары: золото – знак царской власти, ладан – знак священства и смирну – благовоние, которым умащивали тела усопших (символ того, что Иисус Христос умрёт, как человек, но Воскреснет, как Бог).

Волхвы пришли в Иерусалим и там начали расспрашивать: где же новорожденный Царь Иудейский, где он, чтобы ему поклониться? В те времена Иудеей правил жестокий царь Ирод. Он был мнителен, подозрителен и беспощаден. От знатоков священного писания Ирод узнал, что пророки действительно говорили о рождении Царя Иудейского, Спасителя в роде Давидовом в городе Вифлееме. Ирод даже не подумал, что речь идёт о Царстве Небесном. Больше всего на свете он беспокоился за свой трон и за свою власть. Поэтому он решил хитростью узнать у волхвов время и место рождения Спасителя, чтобы убить Его: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».

Так волхвы отправляются в Вифлеем, а новая звезда указывала им путь. Ровно над тем местом, где был Иисус, звезда остановилась. С великой радостью волхвы вошли в пещеру и увидели Марию и Спасителя. Они поклонились Ему и принесли свои дары. Но во сне волхвы получили откровение не возвращаться к Ироду, а идти в свою страну другим путём. Когда же волхвы отправились домой, к Иосифу явился Ангел Господень и сказал, чтобы он с Марией и Младенцем бежали в Египет и были там, пока Ангел не возвестит.

Как раз в это время Ирод понял, что Волхвы обманули его и, в страхе за свой трон, приказал убить всех мальчиков Вифлеема возрастом до двух лет. В Египте Мария, Иосиф и Иисус прожили до самой смерти царя Ирода.

На том месте, где Спаситель пришел в наш мир, сейчас стоит базилика Рождества Христова. Её заложила равноапостольная императрица Елена. Под базиликой находится пещера, её место отмечено звездой с 14-ю лучами. Базилика действует непрерывно, не смотря на то, что она страдала от войн и пожаров.

Так зачем же вочеловечился Сын Божий? Суть человека соединилась с Божественной сутью – Иисус облёкся в человека, чтобы исцелить человечество и принести нам удивительный дар благодати. А от нас требуется этот дар принять. Явление Бога – это жертва, которой искупились человеческие грехи не только прошлые, но и будущие.

Праздник Рождества наполнен символами и традициями.

Сам праздник Рождества Христова начинается с поста, который длится с 28 ноября по 6 января. Пост готовит тело, а молитва – душу к восприятию самого события Рождения Христа. Подобно волхвам, принесшим свои дары, мы приносим Господу свои, дары духовные.

Канун Рождества Христова – предпраздничный день – Сочельник. Это день очень строгого поста. В этот день не едят до появления на небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде. В Сочельник готовят праздничные блюда: сочиво и кутью. Они готовятся из пропаренных злаков и мёда.

Основным символом Рождества была и остаётся Рождественская ель. А ещё Священные дары: золото, ладан и смирна – и конечно, Вифлеемская звезда. Именно эта звезда привела язычников-волхвов к яслям Спасителя. Считается, что после этого волхвы сами приняли христианство и проповедовали Христа. Теперь Вифлеемскую звезду крепят на макушках Рождественских елей в домах.

Ель же всегда была символом Рождества. Связано это вот с чем. Когда Ирод, опасаясь за своё положение, приказал убить всех младенцев, считается, что Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели.

Ангел и колокольчики напоминают нам о возвещении Рождения Господа пастухам. Звон колокольчиков прославляет Господа.

В России укрепилась традиция делать Рождественский вертеп, то есть пещеру Рождества. Её делают своими руками верующие и устанавливают и в храмах, и на площадях, и в домах.

А в Рождественский Сочельник на окна принято ставить горящую свечу. Свеча – символ человеческой души, которая горит перед Богом и освещает путь другим. Зажжённая свеча в окне перед Рождеством говорит, что в этом доме готовы к встрече и ждут Христа.

И конечно, даря подарки близким на Рождество Христово, мы уподобляемся волхвам, которые принесли Младенцу Иисусу золото, ладан и смирну.

Вы спросите: зачем нам праздник Рождества Христова? Митрополит Антоний Сурожский сказал: «Христос стал Человеком для того, чтобы все мы, все без остатка, включая тех, которые в себя потеряли всякую веру, знали, что Бог верит в нас, верит в нас в нашем падении, верит в нас, когда мы сами изверились друг во друге и в себе, верит так, что не боится стать одним из нас».

Не знаете как рассказать ребёнку о Рождестве Христовом? Мы спросили об этом отца Михаила, священника храма Казанской Божьей Матери.

Рождество Христово: смысл, история и традиции праздника

Зачем Бог стал Человеком?

Раннехристианский мыслитель Ириней Лионский (II в.), говоря о празднике Рождества Христова, тайне боговоплощения, пояснял: «Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом». Рождество Спасителя стало единой, универсальной точкой отсчета, ставшая целью и смыслом для всего временного мира. Состоявшееся событие разделило мировую историю на две эпохи – до и после Рождества Христова.

Святой Иоанн Златоуст называл праздник Рождества Христова началом всех праздников: «…В этом празднике имеют начало и основание свое и Богоявление, и священная Пасха, Вознесение Господне и Пятидесятница. Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, а это – праздник Богоявления; и не пострадал бы, а это – Пасха; и не послал бы Святого Духа, а это – Пятидесятница. Итак, от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки».

Известно, что рождение Христа было предсказано ветхозаветными пророками – этого ждали на протяжении нескольких веков. Это великое событие имеет отношение к каждому из ныне живущих людей – об этом, в частности, свидетельствует и церковная гимнография. К примеру, в праздник Рождества Христова наиболее часто воспеваемыми песнопениями являются тропарь и кондак Рождества.

В текстах песнопений есть одна характерная особенность – частое повторение относительно событий двухтысячелетней давности слов «днесь» и «ныне». Церковь в богослужебной практике таким образом вводит человека в особую реальность – каждый становится духовным участником и свидетелем совершающихся событий Рождества Христова.

Рождество Христово: вифлеемская пещера

Творец, принимая образ Своего творения, «уничижается», совершает то, что по-гречески называется «кенозис», а по-старославянски – «истощание».

Евангелист Лука свидетельствует: «И было во дни те: от императора Августа вышел указ о том, чтобы по всей земле шла перепись. Это была первая перепись, когда наместником Сирии был Квириний. Все шли на перепись, каждый в свой город. Направился также Иосиф из Галилейского города Назарета в Иудею, в Давидов город, именуемый Вифлеем, потому что был он из рода и дома Давида. Он шел на перепись вместе с обрученной ему Марией, Которая ожидала ребенка. И вот, когда они находились там, пришло Ей время для родов, и родила Она Сына Своего, первенца, и спеленала Его, и положила в ясли для скота, потому что на постоялом дворе не нашлось для них места» (Лк 2:1-7).

Именно так – в пещере, предназначенной для стойла, среди соломы и сена, разбросанных для корма и подстилки скоту, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не то чтобы какого-то земного величия, но даже минимального удобства – родился Богочеловек, Спаситель мира. Такое несвоевременное для Святого семейства путешествие через всю Палестину объясняется тем, что римляне записывались по месту своего проживания, иудеи же – по месту происхождения. Иосиф и Мария, как известно, являлись потомками царя Давида, родом из Вифлеема, расположенного в семи километрах к юго-западу от Иерусалима. Известно, что представители этой династии были лишены трона еще в VI в. до н.э. и вели жизнь частных граждан, не афишируя своего происхождения.

В прибавление к кратким евангельским свидетельствам о Рождестве Христовом, ряд подробностей появления на свет Спасителя содержатся в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии Псевдо-Матфея». Согласно этим апокрифам, Мария почувствовала наступление родов и Иосиф пошел искать повитуху. Возвратившись к ней, он увидел, что роды уже произошли, а в пещере засиял свет такой силы, что они не в состоянии были его вынести и лишь спустя некоторое время свет исчез и явился Младенец.

По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздает Младенцу Своему благоговейное попечение». Он пишет, что рождение Христа произошло до того, как Иосиф привел повитуху – Саломею. При этом Саломея упоминается в апокрифах, как засвидетельствовавшая чудо сохранения девственности Богородицы. Ее образ также вошел в иконографию Рождества Христова.

Поклонение пастухов и волхвов

Известие о родившемся Спасителе дошло до пастухов, дежурящих ночью у своего стада. Им явился Ангел и сообщил об этом – и именно пастухи первыми пришли поклониться Родившемуся в ту ночь.

Чудесною звездою было возвещено о Рождестве Христовом волхвам, «звездословцам» — по сути, в их лице весь прежний языческий мир преклонил колени перед истинным Спасителем мира. Волхвы нашли то место, где родился Спаситель, и «падши поклонились Ему» (Мф.2:11). Они принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Золото – как царю, ладан – как Богу, смирну – как «имеющему вкусить смерти, ибо иудеи со смирной погребают мертвецов, чтобы тело оставалось нетленным», как трактует Священное Писание блаженный Феофилакт Болгарский.

Он же пишет: «Они (волхвы – Авт.) из пророчества Валаама научились тому, что Господь и Бог, и Царь и что Он имеет умереть за нас. Но выслушай это пророчество. «Возлег, — говорит, — почил, как лев» (Числ. 24:9). «Лев» обозначает царское достоинство, а «возлег» — умерщвление».

Избиение младенцев

Иудейский царь Ирод связывал серьезные опасения с Рождеством Христовым, так как считал, что на свет появился новый царь, Который отнимет у него царский трон. Поэтому он сказал волхвам вернуться из Вифлеема в Иерусалим, чтобы сообщить ему, где находится Младенец. Но волхвы получили откровение во сне – не возвращаться к деспотичному правителю. Так они и поступили. Ирод же пришел в ярость и дал приказ убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. Вифлеем был окружен войсками, словно в военное время, исполняющие приказ воины врывались в дома, вырывали младенцев из рук матерей, швыряли их на землю, топтали ногами, били головой о камни, поднимали на копья, разрубали ударами меча.

«Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет», — свидетельствует евангелист Матфей, Мф. 2:18.

14 тысяч – таково число убитых детей. Однако Ироду не удалось осуществить задуманного. Святой Иосиф Обручник, получил во сне откровение бежать в Египет вместе с Марией и Младенцем. Что и было седлано в ту же ночь.

Блаженный Феофиалакт Болгарский, поясняя Евангелие от Матфея, пишет: «Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут».

Святой Иоанн Златоуст трактовал это чудовищное событие следующим образом: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным или обездоленным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек твой благодетель?»

Время и дата Рождества Христова

Попытки установить год Рождества Христова по датам сопутствующих событий (годов правления императоров и царей) не привели к какой-либо конкретной единой дате. По-видимому, исторический Иисус Христос родился между 7 и 5 гг. до н. э. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году. В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 г. до н. э. до 7 г. н. э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период.

Установление празднования Рождества Христова

Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество Христово (согласно иудейскому мировоззрению, рождение человека — «начало скорбей и болей»). Для христиан более важным с вероучительной точки зрения был и является праздник Воскресения Христова (Пасха). После того, как в христианские общины вошли греки (и другие эллинистические народы), под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова. Древний христианский праздник Богоявления 6 января идейно совмещал и Рождество , и Крещение Господне, ставшие впоследствии разными праздниками. Рождество Христово стало праздноваться отдельно с IV века.

Читайте также:  Праздник Масленица: история и происхождение, православный или языческий праздник, значение и смысл, традиции

Русская Православная Церковь, использующая юлианский календарь, празднует Рождество Христово 7 января по григорианскому календарю. Рождество входит в число двунадесятых праздников и предваряется сорокадневным постом.

Впервые о празднике Рождества Христова упоминается у Климента Александрийского. Во времена Иоанна Златоуста, как видно из его бесед, на Востоке днем праздника было определено 25 декабря.

Празднику Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, известный под именем Рождественского или Филиппова. Канун или день навечерия праздника Рождества называется сочельником или сочевником, так как, согласно церковному уставу, в этот день полагается употреблять в пищу сочиво, т. е. сушеные хлебные зерна, размоченные водой. По сложившемуся обычаю, пост этого дня хранится до вечерней звезды. Уже в IV в. было определено, как праздновать навечерие праздника, если оно выпадает на воскресенье. В это время совершаются царские часы, называемые так потому, что на них положено возглашать многолетие царю, всему царствующему дому и всем православным христианам. Во время часов церковь вспоминает различные ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Христову. После полудня совершается литургия Василия Великого, если только навечерие не случится в субботу или воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста. Всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором церковь выражает свою духовную радость о Рождестве Христовом пением пророчественной песни: «яко с нами Бог».

Десять интересных фактов о Рождестве

Празднование Рождества Христова всегда вызывает вопрос, почему этот праздник выпадает на разные даты в католической и православной религии и почему рождественские традиции так отличаются? Интереснейшие факты о Рождестве дадут уточнения по этим моментам.

Когда родился Иисус Христос: даты и ошибки

День празднования Рождества Христова имеет отношение к дате рождения Господа Иисуса Христа. День и год появления Иисуса на свет не зафиксирован документально. Факт рождения Христа стали пытаться определить намного позднее, когда личность Иисуса приобрела значение для христианства.

Существуют разные факты не только по дате, 25 декабря или 7 января, но и в годе рождения Христа.

Одни источники утверждают, что Спаситель родился в 747 году от основания Рима, по другим, в 754 году через 4 года после смерти царя Ирода, который умер весной 750 года, как отмечают летописи. Этот факт не может быть актуальным. В Евангелии от Матфея содержится информация, что событие произошло в период правления царя Ирода.

Достоверным принято считать, что Христос родился в 749 году от основания Рима. Подтверждение — факты в Евангельском повествовании и светской хронике тех лет.

О числе и месяце рождения Иисуса Христа множество предположений. Некоторые исследователи отвергают как дату католического, так и православного Рождества, выдвигая версию, что событие могло происходить осенью или весной.

Признанной считается версия отсчета месяца и дня рождения Спасителя по Евангельскому описанию о зачатии Иоанна Крестителя, которое приходится на сентябрь, о чем говорят арифметические вычисления по событиям из жизни Захария.

Вторым фактом является информация, что на 6 месяце беременности Елисаветы (7 апреля) явился архангел Гавриил с вестью о непорочном зачатии и рождении богомладенца через 9 месяцев. По православию (григорианский календарь) Рождество Христово 7 января, у католиков — 25 декабря.

Как волхвы узнали о рождении Спасителя и почему пришли

Информация о волхвах, пришедших поклониться Иисусу Христу и принесших дары, тоже имеет расхождение в отношении того, кем были эти волхвы, когда посетили Деву Марию и что послужило причиной их прихода из дальних земель в Вифлеем.

Существует несколько версий о том, кем были волхвы. Одни утверждают, что это были люди царских кровей из восточных стран, язычники, давно ожидающие пришествия нового иудейского царя, Мессии.

По другим утверждениям, волхвы были магами, которые слушали предсказания своего учителя Заратустры, что в небе появится звезда, которая укажет место появления на свет сына Божия. Им было предсказано, что богомладенцу следует поклониться и принести дары.

Независимо от того, что считать достоверной информацией о происхождении волхвов, общим является то, откуда они узнали о рождении на свет Спасителя. Волхвы увидели в небе яркую звезду, которую посчитали особым знаком и пошли за ней. О небесном явлении также существует много версий, что это было: яркая комета или выстраивание в одну линию нескольких планет, свет от которых был похож на яркую звезду. Есть и третья версия, что в это время произошло рождение новой звезды, которая вспыхнула на небосклоне. Астрономами давно замечено, что при рождении на свет значительной личности, происходят аналогичные явления, как знак особого человека.

В любом случае волхвов, ожидающих предсказанного события, яркая звезда направила в Иерусалим, а потом в Вифлеем, где они и увидели младенца и Деву Марию.

Их появление символично в отношении того, что было предсказано, что Спасителя признают сначала чужие (язычники), чтобы свои (иудеи) пришли и приняли веру.

Какая легенда существует о четвертом волхве

Помимо трех волхвов из восточных стран, был четвертый, который пришел из русских земель, чтобы поклониться и отдать дары Спасителю. Путник был молодым царем, который слышал о предсказании от родителей и увидел яркое знамение на небе.

Отправился в путь, встретив через некоторое время трех волхвов, присоединился к ним.

Волхвы в одну из ночей оставили русского царя из-за недоверия к нему. Дальнейший путь ему пришлось преодолевать в одиночку, наблюдая за тем, как живут и страдают люди, и познавая самого себя.

Эцард Шапер, автор легенды, описал путь русского царя к младенцу Иисусу Христу, приписав его к числу волхвов.

Почему именно ель стала символом Рождества

Существует легенда, что поклониться рождению сына Божия пришли не только люди, но и представители природы. Ель посчитала себя недостойной, потому что кроме иголок у нее ничего не было. Она стояла в стороне и не решалась подойти к младенцу.

Другие деревья решили помочь ели и стали украшать ветки плодами, цветами. Ель стала нарядной и смогла подойти к Иисусу и над макушкой ели засветилась звезда, которая добавила дереву еще большей торжественности. С тех пор ель всегда зеленая, в отличие от других деревьев, и являлась долгое время только символом Рождества.

Существует еще и языческая версия о ели, символе Рождества. Люди верили, что духи живут в деревьях и цветах. Чтобы задобрить духов в холодное время деревья стали наряжать в качестве даров.

Официальные факты указывают, что впервые украшать ель на Рождество стали в Германии, как символ «райского дерева». Ее вносили в дом в день почитания Адама и Евы, которое приходилось на 24 декабря.

Традиция перенеслась в другие страны и дошла до России. Привезли ее в Петербург немцы, которые на Рождество оставались в городе, но праздник хотели отметить как на родине. После этого рождественская елка наряжалась в разной местности, даже когда празднование Рождества было под запретом.

Какие рождественские поверья существовали ранее

С давних времен люди старались замечать определенные вещи в природе, чтобы предсказать будущее. Не осталось в стороне и Рождество. Большая часть поверий связана с урожайностью года, капризами погоды, удачи и богатства в семье или у конкретного человека. Не менее интересны поверья девушек, которые желали понять, быть ли замужеству. Многие поверья легли в основу рождественских гаданий и подготовки крестьян к полевым и огородным работам.

  • В сочельник хозяева выходили на улицу и смотрели в ночное небо, пытаясь определить урожайность года. Много звезд и отсутствие облачности сулили богатый урожай и достаток.
  • В Рождество обращали внимание на погоду, если утро и день сопровождались снегом, год будет удачным и урожайным, что обязательно принесет достаток.
  • Для хлеборобов хорошим знаком считалось наличие инея на ветках в Рождество. Это предвещало отличный урожай.
  • Обращали особое внимание на то, кто первым в Рождество войдет в дом из посторонних людей. Желательно, чтобы это был мужчина, потому что чужая женщина — нездоровье в течение года для женской половины семьи.

Количество поверий под Рождество, которым придавалось важное значение, много, но большая часть для современного человека кажется нелепицей. Не признает этого и церковь, потому что считает все поверья отголосками язычества и отсутствия в человеке истинной веры. В прежние времена люди придавали магическое значение многим природным явлениям, потому что не могли их объяснить. А поверья на урожайность года сегодня оказываются недостоверными, потому что природа ведет себя непредсказуемо.

Традиции и обычаи празднования Рождества

Помимо рождественского поста, предшествующего празднику, есть определенные традиции и обычаи, которые принято соблюдать, чтобы Рождество принесло настоящую радость:

  • В Сочельник 6 января целый день следует отказываться от еды и воды до появления на небе первой звезды. Вечером семья должна оставаться в доме, не ходить по гостям и никого не приглашать к себе.
  • На ужин перед Рождеством должно быть приготовлено 12 наименований постных блюд. Утро следует встречать с богатым столом из 12 блюд, но уже без ограничений по использованию продуктов животного происхождения.
  • Каждый человек к празднику должен купить себе обновку и выйти в ней к рождественскому ужину. Одежды в этот день должны быть светлыми.
  • Принято дарить подарки, как символ даров, которые принесли волхвы Иисусу Христу.
  • Вспоминают в этот день про усопших. Нужно зажечь большую свечу. Ранее было принято накрывать для усопших на стол, ставя дополнительные столовые приборы.
  • Домашние животные должны быть сытыми и их можно накормить чем-то особым.
  • 7 января нужно посещать людей, близких и приятных во всех отношениях. С теми, кто вызывает негативные эмоции, лучше не встречаться и простить все обиды.
  • Несмотря на то что Святки — время для гаданий, 7 января лучше не гадать.

Фактов о традициях в семье и религии много, но, главное, иметь хорошее настроение и ни с кем не ругаться.

Как появились Дед Мороз и Санта Клаус

Дед Мороз и Санта Клаус — это добрые волшебники, которые дарят людям подарки. Их появление имеет различную историю и прообразы, которые подтверждают, что эти персонажи зимнего праздника нельзя отождествлять. Если Санта Клаус приходит в дома католиков именно в канун Рождества (25 декабря), то Дед Мороз — это символ Нового года, не имеющий ничего общего с религией и образом святого Николая.

Санта Клаус, как символ католического Рождества, появился в 1822 году, когда американец Клемент Кларк Мун написал стихотворение, где Санта был изображен как добрый эльф, приносящий подарки. Прообразом этому персонажу стал святой Николай, которого почитали католики за щедрость, доброту и помощь нуждающимся. Современный образ Санты Клауса возник благодаря рекламе компании Кока-Кола. В некоторых странах Рождество до сих пор символизирует образ святого Николая в священных одеяниях.

Прообразом российского Деда Мороза является сказочный персонаж Морозко, который отождествлялся с духом зимы. Как символ Нового года Дед Мороз появился в канун 1936 года, как прототип рождественского деда с образом из русских сказок.

Дни Николы в России почитаются особо и не отождествляются с Рождеством, потому что это праздник рождения Иисуса Христа.

История сочельника и сочиво

Сочельником называется последний день рождественского поста, который приходится на 6 января. Название образовано от слова «сочиво», которым называли блюдо, приготовленное из зерен различных злаков и сока из семян. С блюда начиналась вечерняя трапеза с первой звездой. Для вкуса в сочиво добавляли только мед. Блюдом угощали всю семью. Эти традиции перекликаются с сюжетом, когда язычники хотели потешиться над постом верующих и окропили кровью животных все продукты на рынке. Пророк Даниил предложил ученикам размочить зерно и сухофрукты и питаться только этим.

Как появилась традиция дарить открытки

Рождественские открытки появились в Англии еще в 1794 году. Создателем был художник Добсон, который создал образ зимнего леса и счастливой семьи у елки. Но в качестве подарка первым отправил открытку в 1843 году человек по имени Генри Коул, не желая заниматься ручным написанием поздравительных визиток, обратился к художнику Хорсли нарисовать тематическую открытку. Открытка ручной работы была отправлена по почте бабушке в качестве рождественского подарка.

Эта традиция получила популярность в обществе и открытки стали печатать большими тиражами, часть из которых была привезена в Россию людьми, путешествующими в Англию и Европу.

Торжественный стол — почему и откуда

Обязательным атрибутом Рождества Христова является разнообразие стола. Праздник отмечают с вечера 6 января по григорианскому стилю и обязательно готовят к ужину 12 постных блюд. Во главе стола сочиво или кутья (постная каша с медом и фруктами) и взвар (компот из сухофруктов с медом).

Утром хозяйка должна приготовить новых 12 блюд, но с добавлением продуктов, запрещенных в пост. Чем богаче трапеза, тем больше удачи, тепла и богатства будет в семье. Стол не должен быть пустым и нужно угостить всех, кто приходит в дом. Число блюд — это символ 12 апостолов, как факт их важности в праздновании.

Ссылка на основную публикацию