Праздник Рождество Пресвятой Богородицы: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Рождество Богородицы: история, традиции и приметы праздника

Рождество Пресвятой Богородицы, как и Рождество Христово, — один из важных православных праздников. С этим торжеством связаны важные традиции, которые должен соблюдать каждый православный верующий.

21 сентября во многих храмах нашей страны будут проходить торжественные службы в честь Рождения Великой Божией Матери. Именно в этот день родилась Дева Мария, которая впоследствии подарила миру Спасителя — Иисуса Христа.

Рождество Богородицы традиционно отмечалось с размахом и считалось одним из крупнейших православных событий. Многие традиции праздника, которые чтили наши предки, сейчас забываются. Чтобы этого не произошло окончательно, эксперты сайта dailyhoro.ru собрали для вас наиболее важные из них.

История праздника

К сожалению, до нашего времени дошло мало сведений об истории дня Рождества Богородицы. Но известно, что праздник начали отмечать в начале 7 века. Богоматерь родилась во времена правления Великого Ирода, в маленьком городе недалеко от Иерусалима. В то время там проживала верующая бездетная пара — супруги Анна и Иоаким, которые каждый день молили Господа даровать им ребенка. Однажды к ним явился ангел, оповестивший о том, что Бог услышал их молитвы и послал семейной паре девочку, которую они назвали Марией.

Традиции праздника

Великий церковный праздник Рождества Богородицы связывали с народным праздником сбора урожая — Осенинами.

Рождество Пресвятой Богородицы, как и другие церковные праздники, имеет свои традиции. Испокон веков люди чтили и соблюдали их. Для верующих этот день обладал особой духовной силой.

Женщины и девушки 21 сентября шли рано утром на речку. Считалось, что если женщина умоется до восхода солнца, ее красота сохранится до старости. Если незамужняя девушка умоется до восхода, то в этот год будет сосватана.

Молодожены звали своих родителей в гости. Считалось, что родители должны в этот день давать советы по хозяйству невесте и жениху. Молодая жена готовила праздничный пирог и угощала гостей. Если пирог подгорал, то ее мужу вручали кнут, чтобы он наказал жену за испорченное блюдо. В свою очередь жених показывал, как он ведет хозяйство во дворе. Если в завершение праздника гости были довольны, они вручали подарки молодым и благодарили за гостеприимство.

Для женщин в этот праздник было обязательной традицией посещать церковь, чтобы поставить свечку Пресвятой Богородице. Свечку обматывали бумажкой, на которой заранее писали свои просьбы. Какие желания сгорят, те и будут исполнены. Если сгорали все желания, значит, все просьбы исполнятся.

Приметы на Рождество Богородицы

Помимо традиций, которые было необходимо соблюдать, с этим праздником было связано множество народных примет, большая часть которых касается погоды.

Чтобы узнать, насколько холодной будет зима, в этот день наблюдали за птицами. Если они летают низко и жмутся друг к другу, ожидали холодную зиму, если летали высоко в небе — теплую.

Если Рождественское утро туманное, значит, осенью погода будет дождливая, а если небо утром безоблачное, то следует ожидать сухой и холодной погоды.

Считалось, что в Рождество Богородицы Солнце и Месяц играют в прятки. С этого времени наступало осеннее равноденствие, когда длина дня оказывалась равной длине ночи. После день будет становиться короче.

Женщины, которые в Рождество не подадут просящим, могли не надеяться в ближайший год родить детей. Это связано с особой символикой праздника и значением Богородицы в православной культуре, которая всегда считалась покровительницей матерей и материнства.

Не только наши предки уделяли внимание важным церковным событиям, но и в настоящее время люди с уважением относятся к православным праздникам. В этот день в церквях и храмах вы можете увидеть много верующих людей, которые пришли помолиться, попросить у Святой Девы прощения, благословения и, конечно же, здоровья. Берегите себя и своих близких и не забывайте нажимать на кнопки и

ЧАСТЬ 1. ДВУНАДЕСЯТЫЕ БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (8/21 сентября)

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселённей: из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Иоаким и Анна поношение бесчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим Рождество Твое.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ

Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание о нем есть уже в IV веке. По свидетельству древнего предания, святая равноапостольная царица Елена в начале IV века построила в Палестине храм в честь и память Рождения Божией Матери. Об этом событии повествуют святители Иоанн Златоуст и Епифаний Кипрский, а также блаженные Августин и Иероним. В честь праздника святыми песнотворцами (в V в. – Антонием, архиепископом Константинопольским, в VI в. – Стефаном Святоградским; в VII в. – святым Андреем Критским; в VIII в. – святыми Иоанном Дамаскиным и Германом, Патриархом Константинопольским; в IX в. – Иосифом Студитом) составлены многие песнопения, которые и ныне поются за богослужением в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Так, с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии Богоневесты».

Для Своего воплощения «во исполнение Божественнаго смотрения (домостроительства)» 5 Сын Божий избирает Чистую и Пренепорочную Деву, происшедшую по отцу Своему Иоакиму из царского рода Давидова 6 , а по матери Анне – из первосвященнического рода Ааронова 7 . «Пронареченная от родов древних» 8 и «от всех родов предызбранная в жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога» 9 , Пресвятая Дева Мария была дочерью целомудренных и праведных родителей, плодом горячей веры и молитвы, испрошенной у Бога престарелыми и бездетными Иоакимом и Анной 10 .

Рождество Пресвятой Девы Богородицы, по выражению церковной песни, было радостью для всего мира, для всей вселенной – «Ангелов и человеков» 11 , ибо из Нее воссияло для всех «Солнце Правды – Христос Бог наш». Это – «день Господень» 12 , «Начало нашего спасения» 13 , начало явления на земле воплощенного домостроительства Божия, ибо уже с Рождения Богоматери начинается Боговоплощение 14 . «Предопределенная скиния нашего примирения с Богом начинает ныне бытие, имея родить нам Слово, явившееся в твердости («дебельством явльшася») плоти 15 . Пресвятая Дева, «пронареченная», предызбранная от всех родов, «премногия ради чистоты Своей» 16 и смирения, послужила великой тайне спасения людей через Боговоплощение, ибо Она была Матерью Творца всех – Христа Бога 17 , «присносущнаго Существа Божественное пребывалище» – Божие обиталище 18 , храм Божий и небо одушевленное, «Престол свят на земли предуготованный» 19 , «Питательница жизни нашея» 20 .

«Всепетая Дева» явилась «Едина воистину Богородица» (Великая вечерня, 2-я стихира на стиховне), «храм святый, Божества приятелище, в немже преславное, совершенное содеяся таинство, неизреченнаго соединения, сошедшихся во Христе естеств» 21 . Она – «Едина, Единаго вводящи Христа во спасение душ наших» 22 .

Святой Андрей Критский в Слове на день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». По словам преп. Иоанна Дамаскина, «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость» 23 . «Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется» 24 . В лице Пречистой Девы Богородицы вся тварь участвует в спасении, как Богочеловеческом деле. Сама Она есть лучший «начаток» человеческого рода и человеческого естества. Пресвятая Богородица явилась «начатком нашего спасения» 25 , Она – «всех жизнь и очищение» 26 , «радости и спасения Ходатаица» 27 , «Еюже земная с небесными» 28 соединяются. Она – «клятвы отъятие, благословения подание» 29 , «Адамово обновление, и Евино воззвание, и нетления источник, тли пременение: Еяже ради мы обожихомся, и от смерти избавлени быхом» 30 .

Святая Церковь в богослужебных песнопениях праздника прославляет высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию «мановением всех Создателя и Вседержителя» 31 .

«Днесь всемирныя радости провозвещение, днесь возвеяшася ветри, спасения провозвестницы: естества нашего разрешается неплодство. Неплоды бо (Анна) мати показуется (Материю Марии Девы) Девствующия (Которая остается Девой) и по рождестве Зиждителеве. Из Нея же чуждее (человеческое естество) присвояет, и заблуждшим плотию спасение содевает, Иже (есть) естеством Бог – Христос Человеколюбец и Избавитель душ наших» 32 .

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

На великой вечерне после входа – чтение трех паремий, которые читаются и на других Богородичных праздниках.

В первой паремии ( Быт. 28, 10–17 ) говорится о лествице (лестнице), которую видел Патриарх Иаков. Эта лествица духовно и преобразовательно знаменует Пресвятую Деву, через Которую снисшел на землю и соединился с человеческим естеством Сын Божий.

Во второй паремии (Иезек. 44, 2–4) сказано о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но пройдет Господь Бог Израилев и «будут (они) затворены». Эти затворенные врата являют собой преобразование Приснодевства Девы Марии Богородицы.

В третьей паремии говорится о Премудрости, создавшей себе дом, и ясно указывается на Пресвятую Деву Марию, от которой воплотился и родился Христос Спаситель.

На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника.

На утрене на полиелее поется величание. После величания, малой ектений и седальна праздника поется первый антифон 4 гласа.

Этот антифон («От юности моея»), как правило, поется по полиелее на всех двунадесятых Господних и Богородичных праздниках, бываемых в седмичные дни. Если Богородичный двунадесятый праздник случится в воскресенье, то поются степенны антифоны текущего гласа. В воскресенье первый антифон 4 гласа поется только при совпадении с двунадесятыми Господскими праздниками: Воздвижения Креста Господня, Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Неделей Ваий (Входа Господня во Иерусалим), Пятидесятницы, а также в Неделю Апостола Фомы – праздника, имеющего многие особенности богослужения двунадесятого праздника.

В праздник читаются два канона. Первый канон – святого Иоанна Дамаскина (VIII в.); второй – святого Андрея Критского (VII в.). Второй канон посвящен не только Рождеству, но и Введению во храм Пресвятой Богородицы, как близким между собой событиям, ибо праздник Введения относится к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, как Сретение Господне к Рождеству Христову. Катавасия – это ирмосы ближайшего великого праздника Воздвижения Креста Господня: «Крест начертав Моисей» (исходя из такого принципа катавасию положено петь и в некоторые другие великие Богородичные и Господские праздники: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение, Вознесение Господне и др.). Ирмосы обоих канонов по Уставу положено петь дважды. На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поем, но поются припевы праздника. Обычно вместо «Честнейшую Херувим» поется первый припев и ирмос второго канона.

Читайте также:  Именины Кристины: когда по церковному календарю 2020

Припев: Величай, душе моя, преславное Рождество Божия Матере.

Ирмос: Чужде матерем девство, и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем.

Затем указанный припев поется к тропарям первого канона 33 .

На Литургии вместо «Достойно» поется задостойник – ирмос «Чужде матерем девство» с припевом. Тот же задостойник поем на каждой Литургии в попразднство до отдания праздника. Обычно задостойник праздника поется на Литургии до отдания включительно и во все другие великие Господские и Богородичные праздники. Задостойником в эти праздники служит обычно ирмос 9 песни канона с припевом или без припева.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (7/20 сентября) и четыре дня попразднства. Отдание его бывает 12/25 сентября.

На следующий день после праздника (9/22 сентября) совершается память святых праведных Богоотец Иоакима и Анны.

Великая вечерня, 6 стихира на «Господи, воззвах».

Рождество Пресвятой Богородицы — дата, история и значение праздника

Содержание праздника

События, описывающие Рождество Пресвятой Богородицы и послужившие основой праздника, описаны в Протоевангелии от Иакова. Этот текст относится к апокрифам — историческим христианским текстам, не включённым в новозаветный канон. Он написан на греческом языке предположительно во II веке после Рождества Христова. Речь в нём идёт большей частью про события, предшествующие Евангельской истории.

Нас интересует отрывок Протоевангелия, повествующий о праведных Иоакиме и Анне. Супруги были весьма набожны. Они были очень обеспечены и тратили свои богатства на дары храму и на жертвы Богу. Иоаким, например, каждый раз, когда Закон Моисея предписывал принести жертву в храме, приносил её в двойном размере.

Но на один из еврейских праздников Иоакима не допустили в Иерусалимский храм принести Богу дары. Это случилось из-за того, что тот был бездетен и в преклонных летах. Евреи считали, что чем больше детей у человека, тем больше он угоден Господу. Бездетных общество отвергало, люди не хотели иметь с ними никаких дел, почитая их грешниками.

Одна из центральных тем Ветхого Завета — каждый иудей мечтал, что среди его потомков родится Мессия. Поэтому бесплодие считалось проявлением гнева Божьего или наказанием за скрытые пороки и грехи. Иоаким и Анна страдали за-за отсутствия детей. Когда Иоакима не допустили в храм, он принял на себя строгий пост и ушёл в пустыню молиться Господу. Анна осталась в городе, но тоже неустанно молилась. Она не отчаивалась, помня о жене Авраама, Сарре, которой Господь на старости лет дал сына.

На сороковой день к супругам сошёл ангел и возвестил о скором зачатии ребёнка. Они поклялись, что отдадут своего первенца в Храм для служения Господу. Так супруги и поступили. Когда девочке, названной Марией (по еврейски — «госпожа, надежда») исполнилось три года, Иоаким и Анна отдали её на воспитание в Иерусалимский храм. Сами они после этого прожили около двенадцати лет.

История праздника Рождества Пресвятой Богородицы

Первые упоминания о празднике датируются V веком. Их можно найти, во-первых, в проповеди Прокла, патриарха Константинопольского, на Востоке. Во-вторых, и в сакраментарии (собрание текстов, которые произносились во время мессы) папы Геласия на Западе. Но эти свидетельства не имеют полной достоверности. Некоторые исследователи оспаривают подлинность слов патриарха Прокла. А самые ранние копии требника папы Геласия принадлежат VIII веку. К тому же необходимо учитывать, что в большей части документов V века Богородичных праздников нет вообще. А из Господских праздников — только Рождество Христово и Крещение Господне.

Многие учёные считают, что большая часть Богородичных праздников зародилась только в VII веке. Но найдены тексты нескольких гимнов в честь Рождества Богородицы, написанных святым Романом Сладкопевцем (VI век).

Судя по всему, праздник Рождества Пресвятой Богородицы появился в Греции. Оттуда пришёл в Рим и распространился по дочерним Церквям. Сейчас этот праздник отмечается во многих христианских общинах. Католический и православный тропари этого праздника полностью совпадают, что большая редкость. Отмечается Рождество Божьей Матери 21 сентября в Православии. 8 сентября — в Католицизме, Англиканстве и в Сирийской Церкви. 9 мая — среди коптских христиан.

Значение и символика праздника

Для любого христианина Рождество Пресвятой Богородицы — значимый праздник. Это день, который ознаменовал собой начало эры нового завета, начало нашего спасения. Многовековой путь евреев к рождению Мессии приблизился к концу, родилась Та, которая способна вместить Божьего Сына, Иисуса Христа.

Считается, что дом богоотцов Иоакима и Анны расположен в северо-восточной части Иерусалима, но точного указания на место нет. В этой части города стоят два храма — православный и католический, между ними расстояние около 700 метров. И каждая конфессия считает, что именно их церковь стоит на месте рождения Девы Марии.

Почему праведные Иоаким и Анна пользуются таким почитанием? В конце богослужения священник всегда читает отпуст и перечисляет всех святых, память которых празднуется в день сей, и в конце каждого отпуста вспоминаются богоотцы Иоаким и Анна. Всё дело в словах Христа: “По плодам их узнаете их” (Мф. 7:20). Могут ли быть плоды достойнее, чем Пресвятая Богородица?

Кроме того, благодаря союзу Иоакима и Анны в Деве Марии соединились две важнейшие иудейские ветви. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна — из колена Левия. Таким образом, в Христе соединились кровь царского рода и кровь семьи Первосвященников.

На ранних иконах праздника изображается фигура праведной Анны, которая полулежит или сидит на ложе. Обычно в иконописи это символизирует лёгкие роды. В руках у святой спелёнутый младенец. Вокруг Анны располагаются фигуры женщин, повивальных бабок, служанок и людей с дарами. На более поздних изображениях появляется и праведный Иоаким, а также множество мелких бытовых деталей — младенец в колыбели, озеро, дом.

Вызывают определённый интерес и клейма (маленькие изображения ключевых моментов жизни святого, расположенные по периметру основного образа) на иконах Рождества Пресвятой Богородицы. Там изображаются моменты жития богоотцов: жертва Иоакима в Храме; отказ первосвященника принять жертву; Иоаким в пустыне; Анна в саду; явление ангела богоотцам; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма; само Рождество Богородицы и другое.

Особенности праздничного богослужения

На вечерней службе читаются три паремии Богородичных праздников. Также совершается лития и благословение хлебов. В ключевых моментах поётся тропарь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. На утрене на полиелее поется величание. После величания, малой ектений и седальна праздника поется первый антифон 4 гласа — “От юности моея”, который обычно поётся на двунадесятые праздники. В конце вечерней читаются два канона — святого Иоанна Дамаскина и святого Андрея Критского.

На Литургии вместо «Достойно» поется задостойник — ирмос «Чужде матерем девство» с припевом.

Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4:

Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный.

Кондак Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4:

Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства,/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и пита́тельницу Жи́зни на́шея.

Величание на Рождество Пресвятой Богородицы

Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чтим святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим Рождество́ Твое́.

Праздник Рождество Пресвятой Богородицы — история и происхождение, значение и смысл, традиции, когда и как праздновать

Православный праздник Рождество Пресвятой Богородицы означает великое торжество веры и явление Миру Матери Иисуса Христа, Сына Господня. Ее появление на Свет Божий было чудом, равно как и непорочное зачатие, явившее Миру Спасителя.

История празднования

Согласно Преданию, Дева Мария родилась в Иерусалиме.

Но в РПЦ распространена версия, которой повсеместно придерживался святитель Димитрий Ростовский, что Ее появление на свет Божий случилось в Назарете, где и проживали ее родители Иоаким и Анна.

Рождение Богородицы

Итак… К северу от Иерусалима в горной области около Эздрелонской долины лежал небольшой городок Назарет. Ничем знаменательным этот град, как и его жители, не прославился, поэтому среди евреев существовало мнение о том, что из Назарета ничего доброго не может происходить.

Но в этом городке проживала супружеская чета, именно их Бог избрал быть родителями Матери Спасителя Мира. Выходец из царского рода и дочь первосвященника, Иоаким и Анна, были людьми зажиточными, имели богатство, прислугу и хозяйство. Но это не помешало им благоговейно относиться друг к другу, вести богобоязненное житие, проявлять дела милосердия. За эти качества горожане очень любили благочестивое христианское семейство.

Другие праздники Рождества:

Но супругов очень удручало отсутствие детей, к тому же в те времена это являлось знаком наказания (гнева) Божиего. Но супруги не роптали, они постоянно умоляли о даровании им радости в жизни в виде долгожданного малыша, хотя в их преклонных летах рождение чада в принципе уже и не представлялось возможным.

Богородица и ее родители

Весть Ангела

Однажды Иоаким удалился в пустыню, дабы усиленно молиться и держать строгий пост. Праведная супруга, признав в себе вину бесчадия, сильно скорбела и стала еще усерднее молиться Богу о даровании дитя. И тут случилось чудо — Ангел Господний спустился с Небес и возвестил ей о том, что мольба услышана Создателем и скоро свершится зачатие, от которого в семье родится дочь, благословенная, выше всех земных дочерей, и велел дать ей имя Мария.

Этот же Ангел явился к Иоакиму. Он возвестил ему о скором рождении дочери. В ответ праведный муж пообещал, что если так и случится, что Анна родит дочь, то он непременно отдаст ее на служение Богу.

Читайте также:  Праздник святых апостолов Петра и Павла: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Праведник направился в Иерусалим, где у золотых ворот его ожидала Анна, вместе же они вернулись в Назарет. А по истечении срока чревоношения женщина произвела на свет дочь, которую родители нарекли Марией, как и велел Ангел.

Иоаким устроил грандиозное застолье, на которое было созвано множество народа. Во время пира отец поднял Дочь и испросил священников благословить ее.

Рождество Богородицы. Фреска Джотто

История праздника

К сожалению, до нашего времени дошло мало сведений об истории дня Рождества Богородицы. Но известно, что праздник начали отмечать в начале 7 века. Богоматерь родилась во времена правления Великого Ирода, в маленьком городе недалеко от Иерусалима. В то время там проживала верующая бездетная пара — супруги Анна и Иоаким, которые каждый день молили Господа даровать им ребенка. Однажды к ним явился ангел, оповестивший о том, что Бог услышал их молитвы и послал семейной паре девочку, которую они назвали Марией.

Значение праздника

Именно в то время, когда в мире наблюдался сильнейший упадок нравственных ценностей и существовала огромная потребность в возрождении веры, родилась Пресвятая Дева. Именно Она была избрана Творцом быть достойнейшей из достойных дабы быть Богородицей и явить миру в образе человеческого естества сына Божия.

О других Богородичных праздниках:

Появление на свет Марии приблизило земной мир к Царству Божию, к познанию истины и вечной жизни во Христе. А Самой Богородице была уготована судьба быть милосердной Заступницей православных христиан.

Праздник

Первые упоминания о праздновании Рождества Пресвятой Богородицы встречаются на Востоке в V веке — в словах Прокла, архиепископа Константинопольского (439-446), а на Западе — в сакраментарии (требнике) папы Геласия (492–496).

В тоже время, палестинское предание повествует, что храм в честь Рождества Богородицы построила в Иерусалиме еще святая Елена — мать императора Константина Великого.
Официальное утверждение праздника в Византии, по наиболее распространенной версии, произошло в правление императора Маврикия — на рубеже VI и VII веков.

Несмотря на эти ранние упоминания, на Западе праздник стали широко отмечать лишь в XII-XIII веках. Лишь на Лионском Соборе 1245 года папа Иннокентий IV сделал октаву праздника обязательной для всей Западной церкви, а папа Григорий XI (1370–1378) установил для праздника бдение с постом и особую литургию.

Как отмечают праздник Рождество Богородицы

Начиная с VI века, верующие люди спешат в храмы, где совершаются торжественные богослужения. Люди славят Бога и тот день, когда Господь даровал миру в виде Пречистой Девы надежду на приход в мир Спасителя.

Хозяюшки пекли хлеба с буквами «Р» и «Б», что означало «Рождество Богородицы». Их раздавали всем членам семьи, родственникам, друзьям, а хранили под иконой Иисуса Христа, до дня Его Рождества. Считалось, что вкусив кусочек этого хлеба с молитвой, возможно излечиться от всевозможных хворей.

На Святой Земле Иерусалим и Назарет в эти праздничные дни становятся центром паломничества. Огромный поток верующих стекается к святыням, связанным с земные житием Царицы Небесной. Особенно люди стремятся посетить источник Девы Марии и церковь Благовещения Богородицы в Назарете, греческую церковь Рождества Богородицы в Иерусалиме. Согласно Преданию, она построена на том месте, где ранее стоял дом родителей Марии.

В этот день Небеса слышат все молитвы православных христиан, поэтому необходимо покаяться во грехах, благодарить Творца и молитвенно испрашивать исполнения просимого.

Важный момент! В день Рождества Пресвятой Богородицы нельзя употреблять спиртные напитки, мясо и непостные продукты. Это день постный! Запрещена физическая работа, табу на ссоры, осуждения. Необходимо соблюдать душевную чистоту, совершать добродетель, помогать словом и делом.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»

Приметы на Рождество Богородицы

Помимо традиций, которые было необходимо соблюдать, с этим праздником было связано множество народных примет, большая часть которых касается погоды.

Чтобы узнать, насколько холодной будет зима, в этот день наблюдали за птицами. Если они летают низко и жмутся друг к другу, ожидали холодную зиму, если летали высоко в небе — теплую.

Если Рождественское утро туманное, значит, осенью погода будет дождливая, а если небо утром безоблачное, то следует ожидать сухой и холодной погоды.

Считалось, что в Рождество Богородицы Солнце и Месяц играют в прятки. С этого времени наступало осеннее равноденствие, когда длина дня оказывалась равной длине ночи. После день будет становиться короче.

Женщины, которые в Рождество не подадут просящим, могли не надеяться в ближайший год родить детей. Это связано с особой символикой праздника и значением Богородицы в православной культуре, которая всегда считалась покровительницей матерей и материнства.

Не только наши предки уделяли внимание важным церковным событиям, но и в настоящее время люди с уважением относятся к православным праздникам. В этот день в церквях и храмах вы можете увидеть много верующих людей, которые пришли помолиться, попросить у Святой Девы прощения, благословения и, конечно же, здоровья. Берегите себя и своих близких и не забывайте нажимать на кнопки и

Обычаи праздника: что можно и стоит делать в этот день

  • Рождество Богородицы в миру считается женским праздником, когда каждую даму следует почитать как продолжательницу рода.
  • Бездетные женщины посещают праздничное богослужение, после чего устраивают обед и приглашают за стол бедняков, дабы те после еды помолились за хозяюшку, мечтающую о даровании малыша. Считается, что молитвы Божией Матери о даровании детей, вознесенные именно в день Ее Рождества, имеют особую силу.
  • Ранее этот Богородичный праздник считался началом нового года. Принято было зажигать лучину и не гасить ее даже ночью. Когда первая догорала, от нее возжигалась следующая и так далее. В современное время некоторые верующие придерживаются этой традиции: у них постоянно, днем и ночью, горит лампада у икон.
  • День Рождества Богородицы начинал отсчет сватовства: с этого дня в дома незамужних девиц засылали сватов. В этот день так же хорошо играть свадьбу — семья всегда будет под Покровом Царицы Небесной.
  • С древних времен и по сегодняшний день существует традиция: женщины рано утром отправлялись к водоему. Считается, если девушка или женщина умоет лицо до восхода солнца, то красота ее лица сохранится до преклонных лет. Конечно, в этом есть что-то языческое, но вреда нет никакого.
  • С недели Рождества хозяйки убирали лук с грядок, а до ее начала необходимо было убрать весь прочий урожай с полей. Сельчане засевали поля рожью, а пчеловоды готовили ульи к зимовке.

Успение Пресвятой Богородицы: молитвы о помощи и защите

Успение Пресвятой Богородицы — единственный праздник в честь блаженной и благочестивой Девы Марии. Именно в …

Приметы

С этим днем было связано много народных примет. На Рождество Богородицы определяли, какая будет осень и какой зима. Если в этот день погода будет солнечной, то и осень предстоит теплая и ясная, без обильных дождей. Если небо будет пасмурным — то и осенние холода придут с дождями.

Если с утра в этот день идет дождь, он может длиться еще 40 дней, а зима будет ранняя и очень холодная. Если утром 21 сентября на траве роса — ровно через месяц на земле будет иней. Если солнце быстро высушит росу, зима будет малоснежная, а если роса будет сохнуть до обеда, зимой можно ожидать обилия снега.

В народе говорили, если на Богородицу птицы поднимаются в небо, то осень еще далеко, а если жмутся к земле и ищут корм, то зима будет холодная и голодная.

Под утро смотрели и на звезды. Если звезды крупные и яркие, то скоро нужно ожидать холодных утренников, если звезды, напротив, тусклые — тепло продержится еще долго.

Если в этот день ветрено, зима будет малоснежная, с суровыми ветрами. Если с утра тепло, а после обеда стало холоднее, морозы ударят очень рано, а зимой будут очень сильные заморозки. Самые лютые морозы зимой выпадали на Крещение.

В давние времена женщины рано утром старались пойти на речку и встретить этот день у воды. Считалось, что если женщина умоется в этот день водой до восхода солнца, то она будет красива до самой старости. А если девушка умывалась до восхода солнца — быть ей в этом году просватанной.

Чтобы в доме все было благополучно, женщины шли утром в церковь и ставили Пресвятой Богородице свечки, которые были обмотаны бумажными цветами. На низ свечки надевали бумагу, на которой были написаны просьбы Пречистой Деве. Смотрели, с какой стороны обгорит бумага, ведь именно эта просьба и будет исполнена. Если же бумага сгорала полностью, значит, все просьбы были услышаны.

В этот день пекли специальные хлебцы, на которых выдавливались буквы «Р» и «Б», что означало «Рождество Богородицы». Такие хлебцы обязательно раздавали всем домашним, чтобы они приобщились к великому празднику.

Эти хлебцы клали под иконы и хранили до Рождества Иисуса Христа. Если кто-то в доме заболевал, брали кусочек такого хлебца, толкли его и добавляли в воду, которую давали выпить больному. Иногда хлебец просто давали съесть, а запить его больной должен был святой водой. Воду также святили и на Рождество Богородицы.
Материал подготовлен на основе открытых источников.

Начало Рождественского поста 28 ноября: традиции, обычаи и молитвы

Ежегодно к великому празднику Рождества Христова верующие готовятся заранее, очищая душу и тело. Чтобы не …

Венчание в церкви: правила, традиции и приметы

Венчание — это таинство, при котором Бог подает будущим супругам божественную благодать. Таинство имеет глубокий …

Воздвижение Креста Господня: что это за праздник

Воздвижение является одним из самых важных православных праздников. Он связан с событиями 4 века нашей …

Какого числа и как отмечают праздник Рождество Пресвятой Богородицы

История и смысл праздника

Информацию о Рождестве Пресвятой Богородицы Церковь получила не из Писания, а из Предания. Родители Царицы Небесной – праведные Иоаким и Анна дожили до преклонного возраста, но оставались бездетными. Отец Богородицы происходил из царского рода, а мать была дочкой первосвященника. В те времена в народе их бесплодие считалось признаком совершения страшного греха и, как следствие, кары Божией. Бездетные пары были порицаемы в обществе и много скорбели, что не смогли стать родителями.

Рождество Пресвятой Богородицы является первым двунадесятым праздником

Читайте также:  Двунадесятые праздники: список в православии, значение и виды

Как-то Иоаким пришел в храм, но первосвященник не позволил ему совершить приношение жертвы по причине отсутствия у Иоакима потомства. Не находя утешения, он пошел в пустыню, где постился и молился. Анна была дома, но также постилась и молилась Господу. Во время их совместной усердной молитвы их посетил Ангел Божий, возвестивший о том, что их молитвы услышаны, они зачнут и родят, а об их потомстве будут говорить по всему миру. Получив благую весть от Ангела, супруги бросились навстречу друг к другу и встретились у городских ворот.

Действительно, несмотря на преклонный возраст, Анна зачала и через девять месяцев родила дочь Марию. Для Бога нет ничего невозможного: «Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо елика хощет». Праведные родители пообещали посвятить ребенка Богу, и когда девочке исполнилось три года, ее отдали в Храм.

Праздник в честь Рождества Пресвятой Богородицы появился приблизительно в V столетии. Первые упоминания об этом событии были обнаружены в записях патриарха Прокла и в требнике, принадлежавшем Папе Римскому Геласию.

Об этом празднике писали такие учители Церкви, как Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. В Палестине сохранилось предание, утверждающее, что равноапостольная царица Елена возвела в Иерусалиме храм в честь Рождения Пресвятой Богородицы.

Видео «Рождество Пресвятой Богородицы»

В этом видеоролике представлена история праздника, а также описано его значение.

Дата празднования

Праздник непереходящий, потому всегда отмечается в сентябре 21 числа, через девять месяцев после праздника зачатия святой Анны (22 декабря). В 2019 году этот день выпал на субботу. Если же праздник выпадает на среду или пятницу (постные дни), то на трапезе разрешается рыба.

20 сентября совершается предпразднство, а в течение четырех дней после праздника, до 25 сентября – попразднство.

Богослужение Рождества Богородицы

Вечером 20 сентября совершается вечернее богослужение, а утром в праздник – Божественная литургия. Паремии вечерней службы содержат отрывки из Ветхого Завета, повествующие о следующих событиях:

  • видение Иакова – лестница, соединяющая землю и небо, ставшая прообразом Богородицы;
  • пророчество Иезекииля, в котором пророк называет Матерь Господа вратами, которыми проходит Святой Старейшина и Святой Домостроитель;
  • притча, повествующая о Доме, который уготовала для Себя Ипостасная Премудрость – о Пресвятой Богородице.

Вечером 20 сентября совершается вечернее богослужение

Праздничная служба содержит творения таких отцов Церкви, как:

  • преподобный Иоанн Дамаскин;
  • святой Андрей Критский;
  • патриарх Константинопольский Герман;
  • епископ Солунский Анатолий;
  • святой Стефан и Сергий Святоградцев.

Народные традиции и обычаи

Как и в любой церковный праздник, каждый православный человек в этот день должен посетить Божественную литургию, подготовиться к торжеству покаянием, по возможности приступить ко Святому Причастию. В этот день запрещена любая физическая работа, кроме самой необходимой, например, накрыть и убрать со стола, наколоть дров для печи именно на этот день, а не в запас. Хотя эта пора приходится на уборку земли, и многие заняты работой в огороде, в этот праздник все земельные труды останавливаются.

В этот день лучше отказаться от массовых гуляний

Раньше в народе существовало поверье, что в этот день нужно с особенным усердием молиться об успешном замужестве дочерей и благополучии детей в целом. Незамужние девушки молились о даровании хорошего жениха. Кроме этого, люди ходили друг к другу в гости, одаривали подарками, приносили угощения.

В деревнях устраивались народные гуляния, размах которых зависел от того, какой урожай был собран. При хорошем урожае люди могли праздновать около недели. Созывая в этот день гостей, особое внимание уделялось сватам и зятьям, так как было важно наладить хорошие отношения с новыми родственниками.

Земледельцы благодарили Царицу Небесную и землю за дарованный урожай. Здесь хорошо видно смешение языческих обычаев обращения к земле и православных молитв к Богородице. На самом деле язычество недопустимо ни в какой форме, так как представляет собой завуалированное служение бесам. В некоторых краях существует обычай в этот день поминать усопших, как в Родительскую субботу.

Иконы и храмы в честь Рождества Богородицы

Первые иконы, изображающие Рождество Пресвятой Богородицы, датируются VI ст. Они были широко распространены в искусстве России и Византии в начале второго тысячелетия. Главные особенности иконографии:

  1. Святая Анна, облаченная в красный мафорий, находится на высоком ложе.
  2. Возле святой Анны стоит служанка.
  3. В нижней части иконы изображается омовение младенца.
  4. К матери подходят девы с дарами.
  5. Святой Иоаким находится не рядом, а смотрит из окна башни или находится в дверях, так как мужчинам не всегда разрешалось входить в женскую часть дома.

После Крещения Руси началось возведение храмов и монастырей. Пресвятая Богородица особо почитаема русскими людьми как Матерь Божия и как заступница и защитница России от врагов. В Ее честь строилось много обителей и храмов. К одним из первых относятся:

  1. Храм в Кремле, возведенный княгиней Евфросинией в 1392 году.
  2. Собор в Бобреневом монастыре.
  3. Боголюбский монастырь во Владимирской области.
  4. Ферапонтов монастырь.
  5. Богородице-Рождественский монастырь в Москве.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы относится к главным двенадцати праздникам Церкви. В его честь освящено множество храмов и монастырей. В народе существует ряд обычаев, связанных с этим событием. Это первый двунадесятый праздник после наступления церковного новолетия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рождество Пресвятой Богородицы

В сентябре Православная Церковь отмечает сразу два двунадесятых праздника: Рождество Пресвятой Богородицы и Воздвижение Честного Креста Господня. Рождество Пречистой следует раньше другого праздника. Отмечается он 21 сентября по новому стилю. Праздник имеет свою историю.

История появления праздника

Свидетельства о праздновании Рождества Пресвятой Богородицы появились в истории довольно рано. Уже в четвертом веке Нашей эры имеются упоминания о нём. Известно, что святая Елена велела воздвигнуть храм в честь этого праздника в Палестине.

В творениях святых отцов первых веков христианства есть упоминания об этом празднике, а именно:

Значение праздника Рождества Пресвятой Богородицы Приснодевы Марии

Святой Андрей Критский тоже пишет об этом празднике в своём слове, называя его «началом праздников». Причина этому в том, что Матерь Божия открыла Своим рождением новую эру, подкреплённую надеждой на спасение человеческого рода. Человечество после грехопадения прародителей Адама и Евы находилось под гнётом клятвы. Люди не могли уже попасть в рай, что составляло цель появления на земле человека.

Несколько веков люди должны были умирать и идти в ад, что было наказанием за грехи. Но Господь, не хотящий смерти грешников, решил Сам снизойти и искупить человечество Своей смертью на кресте. Но для этого Он должен был появиться на земле как простой человек. Так было задумано, чтобы Он ничем не выделялся среди людей. Поэтому Он должен был родиться от женщины, хотя и без участия мужского пола.

Для этой цели была избрана Самая Чистая и Святая Жена на земле. Ей стала девица Мария, Она приходилась родственницей Иосифу, который был из рода Давида. Так сбылось предсказание, что Христос будет из рода Давидова. Иосиф взял Её к себе после того, как Она закончила Своё многолетнее пребывание в храме. Её отдали в храм в возрасте трёх лет согласно обету Её родителей, которые рассматривали Её появление на свет как подарок Свыше. Поэтому они решили посвятить Дочь Богу.

О родителях Приснодевы Марии

Святые Иоаким и Анна были бездетные. Поскольку в Израиле считалось многочадие особым благословением Божиим, то супругов, не имеющих детей, считали грешными, несущими таким образом наказание.

Иоаким и Анна терпели постоянно поношение от своих соплеменников. Когда Иоаким пришел в храм с целью принести жертву Богу, то его тельца отвергли священники, сказав, что он слишком грешный, чтобы делать это. Расстроенный муж отправился в пустыню и принес горячую молитву ко Господу.

Бог услышал Своего верного раба и послал ему Ангела, утешившего его и велевшего ему идти домой. В это время его супруга увидела возле своего крыльца гнездо, в котором вылупились птенцы. Родители-птицы радостно ухаживали за ними. Анна всплакнула, позавидовав их счастью. «Все имеют детей, кроме нас» — думала она. Когда ей явился Ангел и сказал, что Бог услышал её молитвы, и у них родится Дочь, Анна не поверила. Ведь они с мужем уже перешагнули порог старости, и детей у них не может быть физиологически. Но Ангел уверил её в верности обетования.

После этого спустя девять месяцев у престарелых супругов родился долгожданный ребёнок, которого назвали Мария, что означает «Госпожа». Она поистине стала Госпожой для всего человеческого рода, Царицей Небесной, потому что сподобилась носить в себе Творца мира, создавшего вся видимая и невидимая.

Эта почетная участь досталась Ей не просто так: Мария никогда не грешила в жизни, даже мыслями! За это её прозвали «Пречистой». Весь православный и католический мир почитает Пресвятую Богородицу и этот праздник, как день Её рождения, потому что Она стала Матерью Спасителя, искупившего человеческий род.

Особенности богослужения

Тропарь и кондак праздника прославляют Пресвятую Богородицу и Её святых родителей. А также в них говорится о том, что Иоаким и Анна избавились в этот день от поношения бездетности, а Адам и Ева избавились от проклятия древнего.

В этот праздник служится всенощное бдение. Паремии на великой вечерне вспоминают лествицу Иакова, затворённые врата, которые видел пророк Иезекииль, и дом, который построила себе Премудрость. Эти пророчества предрекают появление на свет Богоизбранной Отроковицы.

После полиелея на утрени поется величание праздника, которое прославляет Пресвятую Богородицу и Её святых родителей. Затем поется «От юности моея». Каноны праздника написали: святой Иоанн Дамаскин и святой Андрей Критский.

Катавасия поется празднику Воздвижения Креста Господня : «Крест начертав Моисей». «Честнейшая» не поется, вместо нее запевы праздника.

На литургии святого Иоанна Златоуста поется прокимен Богородицы, апостол и Евангелие праздника.

Песнопения к празднику написали:

  • святой Андрей Критский;
  • святой Иоанн Дамаскин;
  • святой Стефан Святоградец;
  • константинопольские патриархи (Анатолий, Сергий, Герман) и др.

Этот праздник является одним из самых любимых в народе.

Рождество Пресвятой Богородицы — история из Закона Божия

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Ссылка на основную публикацию