Праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи – смысл, история и особенности дня

День Усекновения главы Предтечи Христова Иоанна – когда в 2018 году, история, смысл, значение, икона и тропарь праздника, что можно и нельзя есть в этот день. Три обретения честной главы Пророка и Крестителя Христова Иоанна.

Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи Русская Православная Церковь всегда отмечает 11 сентября. В этот день православные придерживаются строгого поста.

11 сентября вспоминаются события, описанные в Новом Завете, когда предсказавшему пришествии Спасителя и крестившему его в Иордане отрубили мечом голову из-за приходи неблагочестивой царицы. Правитель Иудеи не хотел казнить его, так как опасался народного гнева. Но он жил в блуде с женой брата, за что был обличаем пророком, и Иродиада подговорила свою дочь Саломею хитростью принудить Ирода казнить Иоанна. Саломея запросила в уплату за красивый танец голову Иоанна, и Ироду пришлось выполнить обещание – голову Предтечи ей принесли на блюде.

Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи – смысл, история и особенности дня

Этот день строгого поста. Держащие пост не едят мясо, рыбу, яйца и молочные продукты, можно использовать только растительное масло. Это выражение нашей скорби о мученической кончине великого Иоанна Крестителя.

Сосуд с главой Предтечи захоронили отдельно от тела, и через много лет его обрел благочестивый вельможа Иннокентий при строительстве церкви. Известно, что уже после первого обретения честной главы, от святыни происходили чудеса. Однако перед свой кончиной, Иннокентий повелел опять зарыть сосуд, что бы уберечь его от поругания в сложный период.

Далее с этим сосудом произошла чудесная история. Есть предание, что во время правления императора Константина, Предтеча явился двум инокам и указал место нахождения своей главы. Когда иноки выкопали святыню, их смутил враг и они решили оставить ее себе. Но вскоре они встретили попутчика – горшечника, которого попросили помочь нести их ношу. Но Иоанн вновь явился, теперь горшечнику и тот покинул иноков вместе с драгоценным сосудом. После этого он долго хранился в его семье, передаваясь из поколения в поколение.

Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи – смысл, история и особенности дня

Так случилось, что по прошествии времени, запечатанный сосуд с главой пророка попал в руки отпавшего от церкви священника Ефставия. Какое-то время он использовал чудодейственную силу, исходящую от главы, для обращения людей к ереси, но вскоре кощунство открылось. Евстафий закопал сосуд в пещере, желая в будущем взять его, но эта пещера была вскоре использована для устроения там монастыря. И вот в 452 году архимандриту монастыря Маркеллу явился Иоанн и указал, где покоится его глава. Это событие считается вторым чудесным обретением главы Иоанна Крестителя. Вскоре сосуд перенесли в Емессу, а позже в столицу Византии Константинополь.
Но на этом перипетии святыни не закончились. В 850 году главу пророка вновь перенесли в Емессу, а потом в Команы. Но в период иконоборчества святыню спрятали. После того, как иконопочитание было восстановлено, Патриарху Игнатию было откровение о нахождении честной главы. Святыню вновь обрели, уже в третий раз. В настоящее время часть главы Предтечи Христова покоится на святой горе Афон.

Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи – смысл, история и особенности дня

Иконография дня памяти Усекновения главы Иоанна Крестителя очень разнообразна. В Византии широкое распространение получил такой иконописный сюжет: пророк склонился в пустыне, а воин заносит над ним меч. Был и такой вариант, когда голова была уже отделена, а воин вкладывает меч в ножны.

В Древней Руси чашу с главой Иоанна Предтечи писали на фоне храма. По сторонам изображались монахи, священники и император Константин.

Иногда русские иконописцы изображали святого склоненным, со связанными впереди руками, а воин заносит над ним меч.

Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи – смысл, история и особенности дня

В последние столетия стали нередко изображать Иоанна в пустыне, склоненного над сосудом со своей главой. Иногда бывает, что икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыне» дополняется и изображением тарели с усеченной главой.

Отдельно натуралистически изображенную главу Пророка стали писать под влиянием католической традиции. Такая иконография была больше распространена в южнорусских приходах и не считается канонической.

Память праведнаго с похвалами,/ тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/ показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший,/ яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./ Темже за истину пострадав, радуяся,/ благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/ вземлющаго грех мира// и подающаго нам велию милость.

Усекновение главы Иоанна Крестителя : почему убийство пророка – праздник

11 сен­тяб­ря Цер­ковь празд­ну­ет Усек­но­ве­ние гла­вы Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на. День му­че­ни­че­ской смер­ти «ве­ли­чай­ше­го из рож­ден­ных же­на­ми» опи­сан еван­ге­ли­ста­ми Мат­фе­ем (Мф. 14:1-12) и Мар­ком (Мк. 6:14-29). Что про­изо­шло с Иро­дом по­том? Где на­хо­дит­ся се­го­дня гла­ва свя­то­го? По­че­му по­стить­ся в этот день – это зна­чит стать сво­бод­нее от раб­ства удо­воль­стви­ям?

По­сле смер­ти Иро­да Ве­ли­ко­го рим­ляне по­де­ли­ли тер­ри­то­рию Па­ле­сти­ны на че­ты­ре ча­сти, на­зна­чив в каж­дую из них пра­ви­те­ля из сво­их став­лен­ни­ков. Ирод Ан­ти­па по­лу­чил от им­пе­ра­то­ра Ав­гу­ста Га­ли­лею в свое управ­ле­ние. Иоанн Кре­сти­тель об­ли­чал Чет­ве­ро­власт­ни­ка в том, что он, оста­вив свою за­кон­ную же­ну (дочь ара­вий­ско­го ца­ря Аре­фы), неза­кон­но со­жи­тель­ство­вал с Иро­ди­а­дой, же­ной сво­е­го род­но­го бра­та Филип­па. За это Ирод за­клю­чил свя­то­го в тем­ни­цу. Неко­то­рые ис­то­ри­ки утвер­жда­ют, что Ирод сде­лал это не столь­ко из-за зло­бы на Иоан­на Кре­сти­те­ля, сколь­ко по­то­му, что же­лал за­щи­тить его от сво­ей воз­люб­лен­ной, зная ее мсти­тель­ный нрав. Иро­ди­а­да бы­ла чрез­вы­чай­но зла на про­ро­ка.

Усек­но­ве­ние гла­вы Иоан­на Пред­те­чи про­изо­шло во вре­мя пи­ра в честь дня рож­де­ния Иро­да, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ли вель­мо­жи, ста­рей­ши­ны и ты­ся­че­на­чаль­ни­ки. Дочь Иро­ди­а­ды Са­ло­мия (Са­ло­мея) тан­це­ва­ла пе­ред го­стя­ми, рас­по­ло­жив тем са­мым к се­бе Иро­да, ко­то­рый по­клял­ся дать ей все, что она ни по­про­сит – хо­тя бы да­же и по­ло­ви­ну сво­е­го цар­ства. По на­го­во­ру сво­ей ма­те­ри Иро­ди­а­ды, у ко­то­рой по­яви­лась воз­мож­ность ото­мстить свя­то­му Иоан­ну и на­все­гда из­ба­вить­ся от упре­ков и об­ли­че­ний, Са­ло­мея по­про­сил дать ей го­ло­ву Иоан­на Кре­сти­те­ля и при­не­сти ее на блю­де. Ирод сму­тил­ся, так как бо­ял­ся гне­ва Бо­жия за убий­ство про­ро­ка, а так­же на­род­но­го гне­ва, по­сколь­ку Пред­те­ча был лю­бим жи­те­ля­ми Га­ли­леи. При этом из Еван­ге­лий из­вест­но, что Ирод во мно­гом слу­шал свя­то­го Иоан­на и по­сту­пал по его сло­вам – но, как пи­шет свт. Иоанн Зла­то­уст, пра­ви­тель «цар­ство­вал над удо­воль­стви­я­ми, вер­нее, был ра­бом удо­воль­ствий». Зла­то­уст по­ла­га­ет, что, ско­рее все­го, клят­вой Ирод при­крыл­ся, как бла­го­вид­ным пред­ло­гом – на са­мом же де­ле, ис­тин­ной при­чи­ной его по­ступ­ка бы­ла бо­язнь по­те­рять Иро­ди­а­ду.

И он сдер­жи­ва­ет свою клят­ву, дан­ную в при­сут­ствии вы­со­ких го­стей: он от­да­ет со­от­вет­ству­ю­щий при­каз – и про­ис­хо­дит Усек­но­ве­ние гла­вы Иоан­на Пред­те­чи. Су­ще­ству­ет пре­да­ние, со­глас­но ко­то­ро­му уста мерт­вой гла­вы про­ро­ка по-преж­не­му про­дол­жа­ли об­ли­чать пра­ви­те­ля: «Ирод, не долж­но те­бе иметь же­ну Филип­па, бра­та тво­е­го». По­сле это­го Са­ло­мия в яро­сти ис­ко­ло­ла язык про­ро­ка иг­лой и за­ко­па­ла гла­ву Кре­сти­те­ля в нечи­стом ме­сте.

Ирод про­дол­жал пра­вить неко­то­рое вре­мя по­сле Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи – еван­гель­ская ис­то­рия сви­де­тель­ству­ет о том, что Пон­тий Пи­лат по­сы­лал к нему свя­зан­но­го Иису­са Хри­ста (Лк.23,7-12).

Даль­ней­шая судь­ба Иро­да и Иро­ди­а­ды сло­жи­лась пе­чаль­но. Лю­бов­ни­ки бо­я­лись, что свя­той Иоанн вос­креснет из мерт­вых, а Ирод, ко­гда на­чал про­по­ве­до­вать Иисус Хри­стос, ужас­нул­ся это­му, ска­зав: «это Иоанн Кре­сти­тель; он вос­крес из мерт­вых, и по­то­му чу­де­са де­ла­ют­ся им».

По про­ше­ствии вре­ме­ни по­сле Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи, Са­ло­мия, пе­ре­хо­дя зи­мой по льду ре­ку Си­ко­рис, про­ва­ли­лась под во­ду и лед сда­вил ее та­ким об­ра­зом, что го­ло­ва на­хо­ди­лась на по­верх­но­сти, а те­ло – в ле­дя­ной во­де. Она тщет­но пы­та­лась вы­брать­ся, но это ей не уда­ва­лось – так про­дол­жа­лось до тех пор, по­ка ост­рые глы­бы не пе­ре­ре­за­ли ее шею. Те­ло Са­ло­мии не на­шли, а го­ло­ву при­нес­ли Иро­ду с Иро­ди­а­дой, по­доб­но то­му, как неко­гда при­нес­ли гла­ву Иоан­на Пред­те­чи. Усек­но­ве­ние гла­вы Иоан­на Пред­те­чи от­ра­зи­лось и на судь­бе са­мо­го Иро­да – в от­мест­ку за бес­че­стие сво­ей до­че­ри, ара­вий­ский царь Аре­фа на­пра­вил свои вой­ска про­тив него. Ирод по­тер­пел по­ра­же­ние и по этой при­чине раз­гне­вал рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Ка­ли­гу­лу. Он был со­слан вме­сте с Иро­ди­а­дой в за­то­че­ние в Гал­лию, а за­тем – в Ис­па­нию.

По­сле Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи, его уче­ни­ки по­греб­ли те­ло свя­то­го в Са­ма­рян­ском го­ро­де Се­ва­стии. Свя­тая гла­ва Иоан­на Кре­сти­те­ля бы­ла най­де­на и по­гре­бе­на в со­су­де на Еле­он­ской го­ре. По­сле­ду­ю­щие со­бы­тия раз­ви­ва­лись сле­ду­ю­щим об­ра­зом: один по­движ­ник ко­пал ров для ос­но­ва­ния хра­ма, на­шел свя­ты­ню и хра­нил ее у се­бя. А пе­ред сво­ей смер­тью, опа­са­ясь, что свя­ты­ня мо­жет быть по­ру­га­на, скрыл ее в зем­ле в том же са­мом ме­сте, где и об­на­ру­жил.

В 452-м го­ду про­рок ука­зал в ви­де­нии ме­сто со­кры­тия сво­ей гла­вы – и она бы­ла вновь об­ре­те­на, по­сле че­го ее пе­ре­нес­ли в Емес­су, за­тем – в Кон­стан­ти­но­поль. В па­мять это­го уста­нов­лен еще один празд­ник, нераз­рыв­но со­пря­жен­ный с Усек­но­ве­ни­ем гла­вы Иоан­на Пред­те­чи – об­ре­те­ние его чест­ной гла­вы. Празд­ник пер­во­го и вто­ро­го чу­дес­но­го об­ре­те­ния от­ме­ча­ет­ся Цер­ко­вью 8 мар­та (24 фев­ра­ля ста­ро­го сти­ля).

Во вре­ме­на ико­но­бор­че­ских го­не­ний гла­ва бы­ла вы­ве­зе­на в Ко­ма­ны (Аб­ха­зия), из­вест­ном как ме­сто ссыл­ки и кон­чи­ны свт. Иоан­на Зла­то­уста, и спря­та­на в зем­ле. По­сле вос­ста­нов­ле­ния ико­но­по­чи­та­ния св. пат­ри­ар­ху Иг­на­тию но­чью во вре­мя мо­лит­вы бы­ло ука­за­но ме­сто, где хра­нит­ся чест­ная гла­ва. Та­ким об­ра­зом свя­ты­ня бы­ла об­ре­те­на вновь. Это со­бы­тие празд­ну­ет­ся 7 июня (25 мая) как Тре­тье об­ре­те­ние гла­вы св. Иоан­на Пред­те­чи

День стро­го­го по­ста

Усек­но­ве­ние гла­вы св. Иоан­на Пред­те­чи от­ме­ча­ет­ся 11 сен­тяб­ря (29 ав­гу­ста). Мит­ро­по­лит Су­рож­ский Ан­то­ний в од­ной из про­по­ве­дей так трак­ту­ет тот факт, что Усек­но­ве­ние гла­вы свя­то­го (то есть на­силь­ствен­ное убий­ство) – яв­ля­ет­ся имен­но празд­ни­ком:

«Се­го­дня мы празд­ну­ем день Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи… Сло­во “празд­но­вать” мы при­вык­ли по­ни­мать как ра­дость, но оно же зна­чит “оста­вать­ся без де­ла”, а без де­ла мож­но оста­вать­ся, по­то­му что за­хлестнет ду­шу ра­дость и уже де­ла нет до обыч­ных дел, а мо­жет это слу­чить­ся по­то­му, что ру­ки опу­сти­лись от го­ря или от ужа­са. И вот та­ков се­го­дняш­ний празд­ник: за что возь­мешь­ся пе­ред ли­цом то­го, о чем мы слы­ша­ли се­го­дня в Еван­ге­лии?»

По­это­му в день Усек­но­ве­ния преду­смот­рен стро­гий пост, во вре­мя ко­то­ро­го не упо­треб­ля­ет­ся в пи­щу мя­со, мо­лоч­ные про­дук­ты, ры­ба. «Не бу­дем мы со­общ­ни­ка­ми чре­во­уго­дия Иро­да», – го­во­рит Ти­пи­кон. Устав по­яс­ня­ет, как пра­виль­но от­но­сить­ся к это­му празд­ни­ку:

«Бу­дем есть мя­со или дру­гую изыс­кан­ную пи­щу? А Кре­сти­тель жил в без­вод­ной и бес­трав­ной пу­стыне — ни хле­ба не ел, ни дру­гой еды не имел. Ви­но пьем? А он не пил ни ви­на, ни дру­го­го пи­тья мир­ско­го. Сто­лом и одром его бы­ла зем­ля, вку­шал он толь­ко ак­ри­ды (струч­ки рож­ко­во­го де­ре­ва, по дру­гим ис­точ­ни­кам — род съе­доб­ной са­ран­чи) и ди­кий мед. Вме­сто ча­ши – при­горш­ни во­ды, те­ку­щей из кам­ня. По­это­му про­ве­дем этот день в по­сте и мо­лит­ве».

Пост в день Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи уста­нов­лен, ве­ро­ят­нее все­го, вме­сте с празд­ни­ком, на­ча­ло ко­то­ро­го от­но­сит­ся к пер­вым вре­ме­нам хри­сти­ан­ской Церк­ви. Древ­ность по­ста в этот день под­твер­жда­ет­ся уста­вом иеру­са­лим­ско­го мо­на­сты­ря прп. Сав­вы Освя­щен­но­го. В нем го­во­рит­ся, что пост в день Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи «за­ве­щан древни­ми свя­ты­ми от­ца­ми».

Не есть круг­лое – суе­ве­рие

От­но­си­тель­но празд­ни­ка Усек­но­ве­ния гла­вы Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на су­ще­ству­ет мас­са суе­ве­рий, не име­ю­щих от­но­ше­ния к су­ти по­чи­та­е­мо­го со­бы­тия. На­при­мер, что в этот день нель­зя ста­вить на стол ни­че­го круг­ло­го (ни блюд, ни та­ре­лок), нель­зя есть пи­щу круг­лой фор­мы (то есть – кар­то­фель, лук, яб­ло­ки, ар­бу­зы), ис­поль­зо­вать ру­бя­щие и ре­жу­щие пред­ме­ты. На­при­мер, по бе­ло­рус­ско­му по­ве­рью, свя­зан­но­му с днем Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи, в те­че­ние го­да го­ло­ва свя­то­го по­чти при­рас­та­ет об­рат­но, но как толь­ко лю­ди в этот день нач­нут ре­зать хлеб – сно­ва от­па­дет. У юж­ных сла­вян в день Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи стро­го со­блю­дал­ся за­прет на крас­ные пло­ды и на­пит­ки, так как счи­та­лось, что «это кровь свя­то­го Иоан­на». По­это­му в этот день не ели чер­но­го ви­но­гра­да, по­ми­до­ров и крас­но­го пер­ца.

Ра­зу­ме­ет­ся, эти суе­ве­рия рас­про­стра­ня­лись (и рас­про­стра­ня­ют­ся ино­гда до сих пор) сре­ди лю­дей ма­ло­цер­ков­ных и не име­ют ни­ка­ко­го ос­но­ва­ния в тра­ди­ци­ях Церк­ви от­но­си­тель­но дня празд­но­ва­ния Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи.

Где на­хо­дит­ся гла­ва св. Иоан­на Пред­те­чи

В ми­ре су­ще­ству­ет несколь­ко свя­тынь, непо­сред­ствен­но свя­зан­ных с со­бы­ти­я­ми Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи. Это ча­сти­цы гла­вы свя­то­го Иоан­на Кре­сти­те­ля: пе­ред­няя часть гла­вы на­хо­дит­ся в ка­то­ли­че­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в го­ро­де Амье­на (Ита­лия), часть гла­вы хра­нит­ся в Лав­ре свя­ти­те­ля Афа­на­сия Ве­ли­ко­го на Афоне, а гроб­ни­ца про­ро­ка с ча­стью его гла­вы на­хо­дит­ся в ме­че­ти Омай­я­дов в Да­мас­ке. На ме­сте об­ре­те­ния гла­вы Иоан­на Кре­сти­те­ля – Еле­он, го­ры Воз­не­се­ния в Иеру­са­ли­ме – на тер­ри­то­рии рус­ско­го Спа­со-Воз­не­сен­ско­го мо­на­сты­ря по­стро­е­на ча­сов­ня в па­мять это­го со­бы­тия, а ме­сто об­ре­те­ния от­ме­че­но углуб­ле­ни­ем в мо­за­ич­ном по­лу.

В Москве ча­сти­цы мо­щей св. Иоан­на Пред­те­чи на­хо­дят­ся в несколь­ких хра­мах. На­при­мер, в Иоан­но-Пред­те­чен­ском жен­ском мо­на­сты­ре и хра­ме Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Ви­но­гра­до­во.

11 сентября 2019: Усекновение главы Иоанна Предтечи

«Нет судьбы более величественной и более трагичной», — писал митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди на Усекновение главы Иоанна Предтечи.

«Нет судьбы более величественной и более трагичной», — писал митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди на Усекновение главы Иоанна Предтечи. 11 сентября православные христиане вспоминают новозаветное событие — насильственную смерть великого пророка, который предсказал пришествие Мессии и крестил Господа Иисуса Христа в водах реки Иордан.

События Усекновения главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — полное название праздника. 11 сентября (29 августа по старому стилю) Русская Православная Церковь вспоминает новозаветные события, описанные в 14-й главе Евангелия от Матфея и 6-й главе Евангелия от Марка.

Святого Иоанна Крестителя, который предсказал пришествие Мессии и крестил Иисуса Христа в реке Иордан, заключили в темницу по приказу царя Ирода Антипы. Ирод в то время правил в Галилее, и великий пророк обличал грехи и злодеяния его и его окружения. Тетрарх (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) боялся казнить святого: его любил народ, и Ирод страшился народного гнева. Но жена его брата Иродиада, с которой он сожительствовал, подговорила свою дочь Саломею обманом заставить царя убить узника. На пиру Саломея танцевала для Ирода. Танец так понравился ему, что он поклялся исполнить любое ее желание. Саломея попросила голову Иоанна на блюде. Ирод исполнил просьбу. Так пророк принял мученическую смерть.

Читайте также:  Лазарева суббота: что за праздник, как и когда праздновать, история, значение и традиции

За что заключили в тюрьму Иоанна Предтечу

Иоанн Креститель обличал тетрарха (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) Галилеи Ирода Антипу за многие злодеяния. Ирод сожительствовал с женой своего брата Филиппа Иродиадой, чем грубо нарушал еврейский обычай. Пророк не боялся жестокого царя и говорил о его грехах перед народом. Ирод посадил его в темницу, но не хотел казнить: боялся людских волнений: иудеи любили и почитали праведника.

Когда отмечается Усекновение главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи Русская Православная Церковь вспоминает 11 сентября (29 августа по старому стилю).

Что можно есть в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи

В этот день — строгий пост. Постящиеся не едят мясо, рыбу, яйца и молочные проукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом. Гастрономические ограничения в этот праздник — выражение нашей скорби о смерти великого Иоанна Крестителя.

Глава Иоанна Предтечи — история святыни

Спустя много лет после казни Иоанна Предтечи земля, в которой покоился сосуд со его святой главой, перешла в собственность благочестивого вельможи Иннокентия. Сосуд обнаружили во время строительства церкви. Это было первое чудесное обретение главы Иоанна Крестителя.

От святыни стали происходить чудеса. Иннокентий благоговейно хранил главу пророка, а незадолго до своей смерти снова зарыл ее в том же месте — чтобы она не была поругана иноверцами.
По преданию, во время правления императора Константина святой Иоанн Креститель явился двум инокам — паломникам, которые приехали в Иерусалим. Они откопали сосуд с его святой главой и решили присвоить великую святыню себе. Спрятали в мешок и отправились домой. По дороге они встретили горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Предтеча вновь явился — горшечнику. По слову пророка этот благочестивый человек покинул иноков вместе с главой пророка. Запечатанный сосуд передавали в его семье от поколения к поколению.

Как говорит предание, потом святыня попала в руки еретика — священника Евстафия. Он был последователем ереси арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Но тайное стало явным — кощунство открылось. Евстафий закопав святыню в пещере рядом с Емессой, желая потом вернуться и забрать ее.

Еретику не удалось вернуть себе главу пророка: в пещере основали монастырь. В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу явился Иоанн Креститель. Святой указал, где покоится его глава. Это было второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Ее перенесли в Емессу, а затем в столицу Византии — Константинополь.
В 850 году главу пророка вновь перенесли в Емессу, а потом, во время набега сарацин, в Команы. Когда в Команах начались иконоборческие гонения, святыню спрятали. Когда иконопочитание было восстановлено, Патриарх Игнатий во время молитвы получил знание о месте, где хранится честная глава. Святыню нашли — это было третье чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Главу перенесли в придворную церковь. Сейчас часть ее хранится на святой горе Афон.

Первое и второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя Церковь вспоминает 9 марта по новому стилю (24 февраля по старому стилю). Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи — 7 июня по новому стилю (25 мая по старому стилю).

Молитвы Усекновения главы Иоанна Предтечи

Тропарь Предтече
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающего нам велию милость.

Кондак Предтече

Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Величание Предтечи

Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Смысл праздника Усекновение главы Иоанна Предтечи

Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

«11 сентября мы празднуем память человека, который явился пророком, предтечей, крестителем Господа нашего Иисуса Христа.

День Усекновения главы Иоанна Предтечи — это день расставания святого с этим миром, в который он пострадал от людского гнева и жестокости. Чему учит нас этот праздник? Казалось бы, зло победило добро: праведник убит, его палачи живы. Да, мученическая смерть стала итогом его жизни и подвига, но она не стерла те добро и правду, что он нес людям. Точно так же те из нас, кто погиб за веру и правду, жили не зря. Жизнь, отданная во имя истины, может быть величайшей жертвой. Она не напрасна, с ее помощью человек проповедует свои идеалы».

Икона Усекновения главы Иоанна Предтечи

До нас дошли иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи ранневизантийской эпохи. Это миниатюра из Александрийской хроники и фрески церкви святого Иоанна Предтечи в Чавушине в Каппадокии.

В средневизантийский период широкое распространение получил такой иконописный сюжет: пророк склонился, и воин заносит над ним меч; действо происходит на фоне пустыни. Также главу святого Иоанна изображали отделенной от тела. При этом из шеи пророка изливалась кровь, а его палач стоял над ним и вкладывал меч в ножны.

На древнерусских иконах главу пророка Иоанна Крестителя писали в чаше на фоне храма. По обе стороны от нее были написаны монахи, священнослужители и император Константин.

Часто русские иконописцы изображали святого склоненным, со связанными впереди руками; при этом воин заносил над ним меч. Такой сюжет можно увидеть, например, на фресках в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде (1125 год), в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове (около 1140 года), в церкви Благовещения на Мячине в Великом Новгороде (1189 год).

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Усекновение главы Иоанна Предтечи

Нет судьбы более величественной и более трагичной — Усекновение главы Иоанна Крестителя

Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха, мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно, и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став человеком и умерев за нас и ради нас.

Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку. И это бывает постоянно, но часто еле заметно или проходит вовсе незамечено. Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, – быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной. Он нам говорит, что все, что бы мы ни сделали доброго для любого человека, мы для Него сделали; тем самым Он призывает нас быть здесь как бы на Его месте. А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом Завете мы читаем о пророках; пророк Амос говорит, что пророк – это человек, с которым Бог делится мыслями Своими. Но не только мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исайю, который в видении видел Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? – и пророк встал и сказал: Меня, Господи…

Но вот среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и кого Бог назвал величайшим среди тех, которые рождены на земле. Это Иоанн Креститель. И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной.

Вся судьба его была в том, чтобы как бы не быть для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть – Господь.

Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: «Он глас вопиющий в пустыне». Он только голос, он настолько стал единым, настолько уже не отличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его как человека, человека плоти и крови, человека, который может тосковать и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, – словно этого человека нет. Он и его призвание – одно и то же; он – голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты, потому что вокруг Иоанна люди были, а пустыня от этого оставалась неизменной.

И дальше Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он – друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он – друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было. И дальше сам Креститель говорит о себе по отношению к Господу: «Мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос». Надо, чтобы обо мне забыли, чтобы только о Нем помнили, надо, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, подобно Андрею и Иоанну на берегах Иордана реки, для того, чтобы последовать неразделенным сердцем только за Ним: я живу только для того, чтобы меня не стало!

И последнее – страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда уже вокруг него суживался круг приходящей смерти, когда не было у него уже выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась. Шла на него смерть, кончалась жизнь, где ничего у него не было своего, в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди – мрак. И в этот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали? Если Тот, то стоило в юных летах заживо умереть. Если Он – Тот, стоило умаляться из года в год, чтобы Иоанна забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей. Если Он – Тот, тогда стоило теперь и умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего Иоанн жил, было исполнено и совершено. Но вдруг Он не Тот? Тогда потеряно всё: и юность, и величайшая сила зрелых лет, всё погублено, всё бессмысленно; и еще страшнее, что случилось это потому, что Бог будто ‘обманул’. Бог, призвавший Иоанна в пустыне, Бог, отведший его от людей, Бог, вдохновивший его к подвигу самоумирания. Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет?

И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: «Ты ли Тот?», Иоанн не получает прямого, утешающего ответа. Христос не отвечает ему: «Да, Я Тот, иди с миром!» Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет, – ничего, кроме одного грозного предупреждения: «Блажен тот, кто не соблазнится о Мне. Пойдите, скажите Иоанну». И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца, верь, не требуя ни свидетельств, ни доказательств, ни знамений. Верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей, глас Господень, повелевающий творить дело пророка. Пророки в своем порой величайшем подвиге каким-то образом могут опереться на Господа. Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и ради этого явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых. И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему каждый раз, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех – самый великий.

Сегодня мы празднуем день усекновения… Празднуем… Слово «праздновать» мы привыкли понимать как радость, но оно же значит «оставаться без дела», а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?

И вот в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, нас призывает Церковь молиться о тех, которые тоже в ужасе и трепете и недоумении, и в отчаянии иногда, умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью. После того как вы приложитесь ко кресту, помолимся о всех тех, которые на поле брани жизнь положили, чтобы жили другие, склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, которые из тысячелетия в тысячелетие, а не только в наше время, погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел через всю трагедию жертвы до конца умирания и смерти без единого слова утешения, а только властным повелением Божиим: «Верь до конца, и будь верен до конца!».

Частица мощей Иоанна Предтечи

Перед частицей мощей Иоанна Предтечи можно помолиться в храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове. Это Северо-Восточный округ Москвы, Троицкое благочиние.

Каменный храм построили в 1772-1777 годах на средства Александра Глебова, владельца поместья в Виноградове — по проекту известного архитектора Василия Баженова. В годы советской власти храм не закрывался, но в 1930-ом у общины изъяли церковный дом.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском (селе Дьяково)

Храм находится в Москве по адресу: проспект Андропова, дом 39, строение 7.

Читайте также:  Праздник Рождество Христово: история и происхождение, значение и смысл, традиции и интересные факты

Церковь возвели в селе Дьякове в середине XVI века. В некоторых своих чертах она предвосхищала собор Василия Блаженного. Одни исследователи связывают закладку храма с венчанием Ивана Грозного на царство в 1547 году; другие предполагают, что он был заложен как моленный храм Ивана Грозного за сына, царевича Ивана, родившегося в 1554-ом.

Храм сильно переделали в XIX веке, но все переделки удалили во время реставрации в 60-х годах XX века. В 1962-ом на купольном своде центрального столпа были расчищены фрагменты первоначальной росписи — изображение круга со спиралями из красных кирпичиков. Интересно, что значение этой росписи ученые до сих пор не раскрыли.

Народные традиции праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи

В народе праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи называли также Полетовщик, Полеток, Иван-пролеток, Репный праздник, Головосек, Иван — осенний торжок, Иван-постный, Иван-пост и так далее.

На традиции празднования сильно влияли древние языческие верования и бытовые суеверия. Многие христианские символы в народном сознании исказились и приобрели гротескное значение. Например, в праздник Усекновения нельзя было есть круглые плоды и овощи, потому что… они похожи на главу пророка. Яблоки, картофель, арбузы, лук, репа были под запретом. Старались спрятать подальше острые предметы: они напоминали простому люду меч, которым воин отсек голову святого. Поэтому овощи не резали, а хлеб ломали руками. В некоторых регионах со стола убирали плоды и напитки красного цвета — цвета крови Крестителя.

Но были народные традиции, больше связанные с погодой и календарным циклом, нежели с язычеством. День Усекновения главы Иоанна Предтечи считался началом осени: «С Иван-поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает».

Этот праздник — начало «Репных Дней». Постились строго, не водили хороводы и не пели песен, потому что «Иродова дочь плясанием и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя». К праздничному столу было принято звать бедняков и странников.

Рекомендовано для использования на уроках ОПК.

Значение православного праздника Усекновение главы Иоанна Предтечи

История и событие праздника

Святой пророк Иоанн Предтеча был послан Богом для приготовления народа, «…приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». О нем существуют ветхозаветные пророчества. Сам Христос назвал Своего Крестителя так: «…из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя».

Пророк Иоанн учил людей, призывал к покаянию, крестил. Из-за обличения святым царя Ирода, взявшего в жены супругу собственного брата Филлипа, и сотворившего тем самым большое беззаконие, царь Ирод велел поместить святого в темницу. Несмотря на заключение, царь любил слушать святого Иоанна и многое делал, слушаясь его. Жена царя, Иродиада, ненавидела пророка и желала ему смерти за обличения в беззаконии.

Однажды когда царь праздновал свой день рождения и устроил большой пир, Соломия, дочь Иродиады, танцевала перед гостями и царем. Ее танец очень понравился Ироду, и он обещал за это исполнить любое желание девицы, даже отдать ей половину своего царства. Соломия спросила у матери, что ей попросить, а Иродиада, злобясь, научила дочь просить голову Иоанна Крестителя. После объявления Соломией этой просьбы Ирод опечалился, но не смог переступить через данное перед людьми слово, и велел воину отсечь голову пророка.

До наших дней сохранились иконы, относящиеся к ранневизантийской эпохе

Отрубленную голову принесли Соломии, а она отдала ее матери. Несмотря на усечение, святой пророк продолжал обличать Иродиаду – голова лежала на блюде и говорила. Иродиада от злобы исколола язык святого Иоанна иголкой, а затем закопала голову в нечистом месте. Отсеченная голова продолжала говорить и призывать к покаянию, но Иродиада не вняла случившемуся чуду.

Супруга царского домоправителя Хузы Иоанна тайно откопала голову пророка, с благоговением переложила ее в сосуд и похоронила на Елеонской горе. Тело Иоанна Крестителя было погребено его учениками. Позже голова святого Предтечи была обретена.

Ирод, Иродиада и Соломия были наказаны Господом. Однажды Соломия переходила замерзшую реку и провалилась под лед. На поверхности осталась только голова, а все тело было в воде. Как некогда она танцевала перед царем до убийства пророка, так и теперь она болтала ногами в воде, словно в танце. Это продолжалось, пока ее голова не была отрезана льдом. Тело девицы так и не нашли, а ее голову принесли Ироду и Иродиаде.

Царь Арефа двинул свои войска на Ирода, чтобы отомстить за свою дочь – брошенную законную жену Ирода. В этой битве Ирод был разбит и сослан разгневанным римским императором в Галлию, а потом в Испанию. Там его вместе с Иродиадой поглотила земля. История праздника относится к началу существования Церкви Христовой. В те же времена было установление поста в этот день.

Видео «Усекновение главы Иоанна Предтечи»

В этом видеосюжете рассказывается история и традиции празднества.

Особенности празднования

С праздником Усекновения главы Иоанна Предтечи связан ряд традиций и суеверий. Рассмотрим, что можно и что нельзя делать в этот день.

Правила богослужения

В честь праздника совершается Всенощное бдение. На Великой вечерне читаются отрывки из Ветхого Завета – паремии, описывающие пророчества ветхозаветных пророков об Иоанне Крестителе. На утрени читают два праздничных канона, составленных св. Иоанном Дамаскином и св. Андреем Критским. На Литургии чтения из Деяний Апостолов и Евангелия рассказывают о событии усекновения честной главы Предтечи Господня.

Хотя убийство святого пророка – печальное событие, церковь с радостью празднует этот день, воздая хвалу победоносному страдальцу и обретенному небесному заступнику.

Народные традиции и суеверия

В некоторой местности до сих пор считается, что в этот день нельзя употреблять в пищу любые продукты круглой формы, нельзя ничего резать и рубить, а также есть и пить продукты и напитки красного цвета. Это суеверия, не имеющие ничего общего с православием. Возможно, они укоренились в кругах необразованных и маловоцерковленных людей как побочное явление бывшего на Руси до крещения язычества.

На самом деле резать хлеб или откусывать яблоко в этот день не является грехом. Напротив, человек навредит своей душе, если будет следовать суевериям. Хорошей традицией и одновременно добрым произволением и обязанностью православного человека является посещение храма и участие в вечерней службе и Божественной Литургии.

Православные обряды и заговоры

В древние времена в народе использовались заговоры на лошадей, которые применяли в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи. Некоторые люди считают, что в этот день нужно загадать желание и оно исполнится. На самом деле применение обрядов и заговоров – большое заблуждение, осквернение праздника и грех, так как любой заговор – это служба бесам. В православии не существует заговоров, которые, по сути, являются колдовством. Для православных людей, пекущихся о вечной участи своей души, использование заговоров неприемлемо.

Чего нельзя делать

В этот день Церковью установлен строгий пост. В пищу не употребляют продукты животного происхождения. В этот праздник также нельзя грешить, танцевать, устраивать развлекательные мероприятия. Ограничение на танцы связано с тем, что убийству святого пророка предшествовал танец Соломии – торжество вакханалии и разврата. Танцы в целом неприемлемы для православного человека в любой день года, но в этот праздник на пресекновении танцев делается особый акцент.

В этот день Церковью установлен строгий пост

Иконы и храмы в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи

До наших дней сохранились иконы, описывающие события Усекновения главы Иоанна Предтечи, относящиеся к ранневизантийской эпохе. Выделяются средневизантийские иконы и работы русских иконописцев. На иконах изображаются следующие сюжеты:

  1. Святой пророк склонился, а воин, стоящий над ним, уже занес меч. На заднем плане изображена пустыня.
  2. Голова лежит отдельно от тела Предтечи, из шеи течет кровь. Палач уже вкладывает меч в ножны.
  3. Склоненный Креститель изображается со связанными впереди руками. Над ним воин заносит меч.
  4. На блюде лежит глава Честного Пророка и Предтечи Господня.

В России и многих православных странах существует масса храмов и обителей в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя. Один из самых старых храмов, который сохранился до нашего времени, датируется 1529 г. Он был возведен по приказу царя Василия III, который молился в тот период о даровании наследника. Это обетный храм на шесть престолов. После появления на свет сына царь возвел еще Ивановский монастырь и храм в честь Усекновения главы Предтечи Господня.

Праздник Усекновения главы Крестите Господня описывает скорбные события и сопровождается постом, но прославляет Великого Пророка. С этим днем связано множество беспочвенных суеверий и обычаев.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи — история и происхождение, значение и смысл, традиции, когда и как праздновать

Это торжество считается великим и отмечается ежегодно 11 сентября (29 августа — ст. ст.). Праздник посвящен памяти мученической кончины преподобного Иоанна Крестителя (Предтечи), которому была отрублена голова по приказу царя Ирода.

Об этом знаменательном событии, произошедшем в 32 г. н.э., рассказывают Евангельские послания от Матфея и Марка. В этот день православные верующие обязательно соблюдают пост, выражая скорбь о насильственной кончине честнейшего пророка христианского мира.

Церковные обряды праздника

Накануне торжества происходит всенощное бдение. Стихиры к этому событию написали знаменитые гимнографы: Иоанн монах и Герман. Во время великой вечерни поются три паремии, в которых содержится истинное пророчество о святителе Иоанне Крестителе.

Икона Усекновение главы Иоанна Предтечи

На утрене священнослужители читают Евангелие от Матфея. Первый канон торжества написал Иоанн Дамаскин, а второй — Андрей Критский. На великой литургии читаются текста Евангелия и Апостолов, которые посвящены событию усекновения.

  • В тропаре торжества похвалами чтится память праведника. Предтеча — славнейший пророк, котором Господь уготовал крестить Проповеданного. Поется, что святитель, принимая мученическую смерть, радовался божественным разумением.
  • Во второй стихире праздника говорится о том, что ученица дьявола сплясала на кровавом пиру и взяла в награду голову Крестителя. Далее, критикуются лживые действия тетрарха Ирода, поклявшегося лишить жизни святого пророка. Итак, Церковь не перестает восхвалять пострадавшего за веру и уничижать имена тех, кто убивает ради удовольствия.
  • Во время кондака прихожане слышат о том, что усекновение произошло по великому замыслу Господа, чтобы Креститель возвестил о пришествии Спасителя. Иродиада же, испросившая казни, плачет, потому что просила обманчивой жизнь вопреки любви к Богу.

На заметку! Это торжество считается днем поминовения тех, кто пожертвовал жизнью за отечество и хранил верность добру и истине. РПЦ установила традицию в 1769 г. после войн с Турцией и Польшей.

О других великих недвунадесятых праздниках:

День стро­го­го по­ста

Усек­но­ве­ние гла­вы св. Иоан­на Пред­те­чи от­ме­ча­ет­ся 11 сен­тяб­ря (29 ав­гу­ста). Мит­ро­по­лит Су­рож­ский Ан­то­ний в од­ной из про­по­ве­дей так трак­ту­ет тот факт, что Усек­но­ве­ние гла­вы свя­то­го (то есть на­силь­ствен­ное убий­ство) – яв­ля­ет­ся имен­но празд­ни­ком:

«Се­го­дня мы празд­ну­ем день Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи… Сло­во «празд­но­вать» мы при­вык­ли по­ни­мать как ра­дость, но оно же зна­чит «оста­вать­ся без де­ла», а без де­ла мож­но оста­вать­ся, по­то­му что за­хлестнет ду­шу ра­дость и уже де­ла нет до обыч­ных дел, а мо­жет это слу­чить­ся по­то­му, что ру­ки опу­сти­лись от го­ря или от ужа­са. И вот та­ков се­го­дняш­ний празд­ник: за что возь­мешь­ся пе­ред ли­цом то­го, о чем мы слы­ша­ли се­го­дня в Еван­ге­лии?»

По­это­му в день Усек­но­ве­ния преду­смот­рен стро­гий пост, во вре­мя ко­то­ро­го не упо­треб­ля­ет­ся в пи­щу мя­со, мо­лоч­ные про­дук­ты, ры­ба. «Не бу­дем мы со­общ­ни­ка­ми чре­во­уго­дия Иро­да», – го­во­рит Ти­пи­кон. Устав по­яс­ня­ет, как пра­виль­но от­но­сить­ся к это­му празд­ни­ку:

«Бу­дем есть мя­со или дру­гую изыс­кан­ную пи­щу? А Кре­сти­тель жил в без­вод­ной и бес­трав­ной пу­стыне — ни хле­ба не ел, ни дру­гой еды не имел. Ви­но пьем? А он не пил ни ви­на, ни дру­го­го пи­тья мир­ско­го. Сто­лом и одром его бы­ла зем­ля, вку­шал он толь­ко ак­ри­ды (струч­ки рож­ко­во­го де­ре­ва, по дру­гим ис­точ­ни­кам — род съе­доб­ной са­ран­чи) и ди­кий мед. Вме­сто ча­ши — при­горш­ни во­ды, те­ку­щей из кам­ня. По­это­му про­ве­дем этот день в по­сте и мо­лит­ве».

Пост в день Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи уста­нов­лен, ве­ро­ят­нее все­го, вме­сте с празд­ни­ком, на­ча­ло ко­то­ро­го от­но­сит­ся к пер­вым вре­ме­нам хри­сти­ан­ской Церк­ви. Древ­ность по­ста в этот день под­твер­жда­ет­ся уста­вом иеру­са­лим­ско­го мо­на­сты­ря прп. Сав­вы Освя­щен­но­го. В нем го­во­рит­ся, что пост в день Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи «за­ве­щан древни­ми свя­ты­ми от­ца­ми».

Традиции празднования

Бытие Иоанна Крестителя чрезвычайно почитается православным миром, а дата усекновение отмечается особенным образом. В этот день не рекомендуется веселиться, играть в азартные игры и устраивать богатое застолье. Верующие должны отказаться от пышных яств и соблюсти строгий пост.

В РПЦ праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя причисляют к великим, но не считают двунадесятым (относящимся к бытию Спасителя и Богородицы). Так как Предтеча вел аскетический образ жизни в пустыне, питался скромно, день 11 сентября является постным. Запрещается потреблять не только мясо и молочную продукцию, но даже рыбу.

Церковь настаивает мирян не быть сообщниками чревоугодия Ирода, но держаться приличия в употреблении пищи. Пример аскетичной жизни нам дал Иоанн Креститель, который жил в пустыне.

Иоанн Креститель — Предтеча Иисуса Христа

Верующие молят Господа о прощении, вразумлении всех грешников и помощи человечеству. В многочисленных российских церквях 11 сентября проходят праздничные служения. С раннего утра и до вечера прихожане чтят память великого пророка, принявшего мученическую смерть во славу Господа.

Священнослужители служат молебны о страдальцах, болеющих страшными недугами. В этот день также принято отдавать дань уважения всем воинам, погибшим за свое отечество. Беря пример с Иоанна Предтечи, христианин должен проповедовать любовь к Всевышнему и возлагать надежду на Самого Творца.

На заметку! Пост, который проходит в праздник Усекновения честной главы Крестителя, был установлен еще во время первых христиан. Его древность подтверждается уставом монастыря, построенного в честь Саввы Освященного. В тексте говорится, что пост завещан ранними отцами Церкви.

Не есть круг­лое – суе­ве­рие

От­но­си­тель­но празд­ни­ка Усек­но­ве­ния гла­вы Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на су­ще­ству­ет мас­са суе­ве­рий, не име­ю­щих от­но­ше­ния к су­ти по­чи­та­е­мо­го со­бы­тия. На­при­мер, что в этот день нель­зя ста­вить на стол ни­че­го круг­ло­го (ни блюд, ни та­ре­лок), нель­зя есть пи­щу круг­лой фор­мы (то есть – кар­то­фель, лук, яб­ло­ки, ар­бу­зы), ис­поль­зо­вать ру­бя­щие и ре­жу­щие пред­ме­ты. На­при­мер, по бе­ло­рус­ско­му по­ве­рью, свя­зан­но­му с днем Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи, в те­че­ние го­да го­ло­ва свя­то­го по­чти при­рас­та­ет об­рат­но, но как толь­ко лю­ди в этот день нач­нут ре­зать хлеб – сно­ва от­па­дет. У юж­ных сла­вян в день Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи стро­го со­блю­дал­ся за­прет на крас­ные пло­ды и на­пит­ки, так как счи­та­лось, что «это кровь свя­то­го Иоан­на». По­это­му в этот день не ели чер­но­го ви­но­гра­да, по­ми­до­ров и крас­но­го пер­ца.

Читайте также:  Именины Надежды: когда по церковному календарю 2020

Ра­зу­ме­ет­ся, эти суе­ве­рия рас­про­стра­ня­лись (и рас­про­стра­ня­ют­ся ино­гда до сих пор) сре­ди лю­дей ма­ло­цер­ков­ных и не име­ют ни­ка­ко­го ос­но­ва­ния в тра­ди­ци­ях Церк­ви от­но­си­тель­но дня празд­но­ва­ния Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи.

Где на­хо­дит­ся гла­ва св. Иоан­на Пред­те­чи

В ми­ре су­ще­ству­ет несколь­ко свя­тынь, непо­сред­ствен­но свя­зан­ных с со­бы­ти­я­ми Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи. Это ча­сти­цы гла­вы свя­то­го Иоан­на Кре­сти­те­ля: пе­ред­няя часть гла­вы на­хо­дит­ся в ка­то­ли­че­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в го­ро­де Амье­на (Ита­лия), часть гла­вы хра­нит­ся в Лав­ре свя­ти­те­ля Афа­на­сия Ве­ли­ко­го на Афоне, а гроб­ни­ца про­ро­ка с ча­стью его гла­вы на­хо­дит­ся в ме­че­ти Омай­я­дов в Да­мас­ке. На ме­сте об­ре­те­ния гла­вы Иоан­на Кре­сти­те­ля – Еле­он, го­ры Воз­не­се­ния в Иеру­са­ли­ме – на тер­ри­то­рии рус­ско­го Спа­со-Воз­не­сен­ско­го мо­на­сты­ря по­стро­е­на ча­сов­ня в па­мять это­го со­бы­тия, а ме­сто об­ре­те­ния от­ме­че­но углуб­ле­ни­ем в мо­за­ич­ном по­лу.

В Москве ча­сти­цы мо­щей св. Иоан­на Пред­те­чи на­хо­дят­ся в несколь­ких хра­мах. На­при­мер, в Иоан­но-Пред­те­чен­ском жен­ском мо­на­сты­ре и хра­ме Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Ви­но­гра­до­во.

Под­го­то­вил: Дмит­рий Бо­ри­сов

Когда отмечается Усекновение главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи Русская Православная Церковь вспоминает 11 сентября (29 августа по старому стилю).

Глава Иоанна Предтечи — история святыни

Спустя много лет после казни Иоанна Предтечи земля, в которой покоился сосуд с его святой главой, перешла в собственность благочестивого вельможи Иннокентия. Сосуд обнаружили во время строительства церкви. Это было первое чудесное обретение главы Иоанна Крестителя.

От святыни стали происходить чудеса. Иннокентий благоговейно хранил главу пророка, а незадолго до своей смерти снова зарыл ее в том же месте — чтобы она не была поругана иноверцами.

По преданию, во время правления императора Константина святой Иоанн Креститель явился двум инокам — паломникам, которые приехали в Иерусалим. Они откопали сосуд с его святой главой и решили присвоить великую святыню себе. Спрятали в мешок и отправились домой. По дороге они встретили горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Предтеча вновь явился — горшечнику. По слову пророка этот благочестивый человек покинул иноков вместе с главой пророка. Запечатанный сосуд передавали в его семье от поколения к поколению.

Как говорит предание, потом святыня попала в руки еретика — священника Евстафия. Он был последователем ереси арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Но тайное стало явным — кощунство открылось. Евстафий закопав святыню в пещере рядом с Емессой, желая потом вернуться и забрать ее.

Еретику не удалось вернуть себе главу пророка: в пещере основали монастырь. В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу явился Иоанн Креститель. Святой указал, где покоится его глава. Это было второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Ее перенесли в Емессу, а затем в столицу Византии — Константинополь.

В 850 году главу пророка вновь перенесли в Емессу, а потом, во время набега сарацин, в Команы. Когда в Команах начались иконоборческие гонения, святыню спрятали. Когда иконопочитание было восстановлено, Патриарх Игнатий во время молитвы получил знание о месте, где хранится честная глава. Святыню нашли — это было третье чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Главу перенесли в придворную церковь. Сейчас часть ее хранится на Святой Горе Афон.

Первое и второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя Церковь вспоминает 9 марта по новому стилю (24 февраля по старому стилю). Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи — 7 июня по новому стилю (25 мая по старому стилю).

Икона, изображающее событие

Иоанн Предтеча искренне верил в Господа, проповедовал о Небесном Царстве, подготавливал народ к сошествию Мессии. Пророк крестил самого Иисуса и призвал большинство признать его Сыном Божьим.

Святой лик является неотделимой частью всего торжества. Образ демонстрирует грань, за которую способна перешагивать людская ненависть.

    Во многих городах России хранятся списки, изображающие отсечение честной главы Иоанна Предтеча. Эти иконы, показывающие страшные события, является очень популярными и значимыми.

Усекновение главы Иоанна Предтечи

  • Древнейшие образы написаны в ранний период становления Византии. В центре сюжета — склоняющийся перед воином с мечом пророк Иоанн. В альтернативных версиях — отрубленная честная глава святителя и его тело, из которого льется кровь.
  • На древнерусских иконах голова пророка демонстрировалась в чаше на фоне церкви. По обе стороны от главного объекта располагались священнослужители и император Константин.
  • Перед списками молят о добром здравии и сохранении жизни, просят об исцелении души от дьявольских наваждений, об укреплении веры и придании сил. Святые образы способны даровать спасение от осквернителей и врагов.
  • Смысл торжества

    Дата усекновения — день, повествующий о расставании святого Иоанна с этим миром, где он много страдал от ненависти и гнева. Мученическая смерть не смогла разрушить правду, всегда звучащую из уст Предтеча. Жизнь, которая отдается ради жертвы, ценится Церковью.

    Иоанн, долгое время проживавший в пустыне, соединился со своим служением Всевышнего и перестал замечать собственные нужды. Задача пророка — возвещение о скором явлении Спасителя, и нет для него более ценного действа.

    Иоанн Предтеча чрезвычайно любит Сына Божьего и готов забыть собственное эго, он способен отдать всё ради защиты Его. Предтеча желает, чтобы вся слава досталась Господу, а о нем самом совершенно забыли. Креститель стал величайшим пророком, потому что в борьбе со страхами полагался только на Могущество Отца и не терял полноценной уверенности.

    В день Усекновения честной главы Иоанна Крестителя Церковь призывает молиться о тех, кто умирал в больших страданиях. Духовные герои склонялись для того, чтобы другие воспрянули.

    На заметку! Частицы мощей святителя располагаются в соборе Владимирской иконы Богородицы, который построен в северо-восточной части Москвы в 1772 г. Автором церковного проекта был знаменитый архитектор В. Баженов.

    11 сентября православный мир вспоминает событие усекновения честной главы Иоанна Предтечи. Церковь воспевает мученичество пророка, отдавшего жизнь ради Божьего Сына и христианских заповедей. Следуя примеру святителя, необходимо бороться с проявлениями бесчестия в своем окружении.

    Горький праздник: Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна

    Смысл праздника Усекновение главы Иоанна Предтечи

    Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

    «11 сентября мы празднуем память человека, который явился пророком, предтечей, крестителем Господа нашего Иисуса Христа.

    День Усекновения главы Иоанна Предтечи — это день расставания святого с этим миром, в который он пострадал от людского гнева и жестокости. Чему учит нас этот праздник? Казалось бы, зло победило добро: праведник убит, его палачи живы. Да, мученическая смерть стала итогом его жизни и подвига, но она не стерла те добро и правду, что он нес людям. Точно так же те из нас, кто погиб за веру и правду, жили не зря. Жизнь, отданная во имя истины, может быть величайшей жертвой. Она не напрасна, с ее помощью человек проповедует свои идеалы».

    Частица мощей Иоанна Предтечи

    Перед частицей мощей Иоанна Предтечи можно помолиться в храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове. Это Северо-Восточный округ Москвы, Троицкое благочиние.

    Каменный храм построили в 1772-1777 годах на средства Александра Глебова, владельца поместья в Виноградове — по проекту известного архитектора Василия Баженова. В годы советской власти храм не закрывался, но в 1930-ом у общины изъяли церковный дом.

    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском (селе Дьяково)

    Церковь возвели в селе Дьякове в середине XVI века. В некоторых своих чертах она предвосхищала собор Василия Блаженного. Одни исследователи связывают закладку храма с венчанием Ивана Грозного на царство в 1547 году; другие предполагают, что он был заложен как моленный храм Ивана Грозного за сына, царевича Ивана, родившегося в 1554-ом.

    Храм сильно переделали в XIX веке, но все переделки удалили во время реставрации в 60-х годах XX века. В 1962-ом на купольном своде центрального столпа были расчищены фрагменты первоначальной росписи — изображение круга со спиралями из красных кирпичиков. Интересно, что значение этой росписи ученые до сих пор не раскрыли.

    Православная Жизнь

    В чем суть праздника, что нужно делать в этот день, разъясняет митрополит Антоний (Паканич).

    – Владыко, 11 сентября православные отмечают праздник Усекновения главы Пророка и Крестителя Господня Иоанна. В чем его главная суть?

    – В это воскресение мы, православные христиане, празднуем день мученической кончины величайшего пророка Иоанна Предтечи, который, по учению Православной Церкви, является последним из пророков и первым из апостолов. Он стал «посредине закона и благодати», то есть между Ветхим и Новым Заветом.

    Евангельское повествование содержит подробное описание убийства Иоанна Предтечи (Мф. 14:1–12; Мк. 6:14–29). По велению царя Ирода Антипы пророк Божий был посажен в темницу за открытое обличение Его Величества в незаконном сожительстве с Иродиадой, женой его брата Филиппа. И тем не менее царь Ирод почтительно относился к Иоанну Крестителю, о чем свидетельствует евангелист Марк: «Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк. 6:20). Безнаказанные обличения Иоанна Крестителя и нерешительность Ирода так обозлили Иродиаду, что она замыслила в сердце своем погубить праведника. Вскоре представился и удобный случай – царский пир. По наущению Иродиады ее дочь развлекала царя сладострастными танцами и так преуспела в своем мастерстве, что восторженный царь дал клятвенное обещание выполнить любое ее желание. Злоба и ненависть распутной Иродиады затмили ее разум, и она неистово требовала от дочери просить главу Иоанна. «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк. 6:26). Честная глава величайшего пророка пала под мечом палача.

    Суть праздника Усекновения главы пророка Иоанна – это страшный и одновременно величайший пример христианину стояния в правде. Ведь честный пророк принял мученическую кончину за сохранность закона Божьего, не обольстившись ни царской благосклонностью, ни устрашившись Иродиадиного гнева. Этот праздник поучает нас быть смелыми ради Христа, не бояться говорить правду, даже если она кому-то неприятна, неудобна. Зачастую глас правды Божьей больнее всего затрагивает самые страшные и глубинные грехи каждого человека. Восприятие правды для нераскаянной души сродни пытке – ей невыносимо, крайне мучительно чувствовать в себе Свет. Ей хочется укрыться во тьму греха еще глубже, отторгнуть, изгнать Христа. В точности так, как поступила Иродиада, смертельной казнью сомкнув уста праведника. Но для всех православных христиан Предтеча и Креститель Господний Иоанн навеки стал гласом правды Божьей; Он глас, вопиющий в пустыне (Ин. 1:23), то есть голос, который ветреные и пустые души зовет принести покаяние и получить живительную влагу Божественной благодати.

    – В этот день положен строгий пост. Почему убийство пророка Иоанна Предтечи мы называем праздником?

    – Преподобный Иустин (Попович) называет Усекновение главы Крестителя Иоанна малой или второй Великой Пятницей: «Сегодня погублен наибольший из всех рожденных женами – святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн. В Великую Пятницу люди Бога убили, Бога распяли. В день сегодняшний, святого великого праздника, люди убили наибольшего из людей». Сам Господь наш Иисус Христос говорит о пророке Иоанне: «Из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» (Лк. 7: 28), нет больших пророков по своей приближенности к Сыну Божьему Иисусу Христу.

    Поэтому по Уставу нашей Церкви праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи – это всегда постный день, даже если он приходится на воскресенье, как в этом году. Пост установлен для подражания великому постнику Иоанну Предтече, который вел аскетический образ жизни, питался в пустыни только акридами и диким медом (Мк. 1:6), не пил вина и сикера (Лк. 1:15).
    Жизнь пророка Иоанна Предтечи величественна и трагична, поэтому православные христиане воспевают не саму смерть или убийство как нечто хорошее, а подвиг стояния в вере и истине до самой смерти. Как сказано в богослужебных текстах этого праздника, Иоанн Предтеча стал «честным мучеником Господним», положив начало многочисленному сонму христианских страстотерпцев.

    Смерть Иоанна Крестителя имеет и глубокий богословский смысл: он стал Предтечей Спасителя не только в Первом Его пришествии, но умер для того, чтобы и на земле, и в аду приуготовить путь Господу: «Предтечи славное усекновение произошло по некоему Божественному замыслу, чтобы он и пребывавшим во аде возвестил о пришествии Спасителя» (Кондак праздника).

    – Бытует множество суеверий вокруг этого праздника. Например: нельзя ничего резать, что якобы напоминает собой голову – арбузы, круглые фрукты и овощи. Вообще считается, что в этот день не стоит брать в руки острые вещи: нож, топор, пилу, то есть все, что напоминает мученическую смерть святого. В народе говорят, что если срезать головку капусты в этот день, то может потечь кровь. Прокомментируйте, пожалуйста.

    – Все вышеперечисленные «запреты» – не более чем народные суеверия, которые не имеют ничего общего с христианской традицией и истинной верой. Подобного рода предрассудки возникают из-за непонимания сути праздника. Церковь почитает и преклоняется пред подвигом Иоанна Предтечи, его непоколебимым стоянием в правде Божьей, хранением закона, данного всем людям, независимо от их положения в обществе. И усекновение Честной Главы праведника – итог его благочестивой, святой жизни. Это не предписание трепетно относиться ко всем предметам округлой формы в этот день. Подобные утверждения сродни языческому представлению мира, не имеющие внутреннего духовного смысла.

    Православная вера и суеверие – несовместимы, потому что вера делает человека свободным от греха, а суеверие – зависимым от любого действия человека или природы. Говоря о суевериях и приметах, святитель Иоанн Златоуст приводит следующий пример: «Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь».

    В день, установленный Церковью для почитания мученической кончины Иоанна Предтечи через Усекновение его святой главы, следует вспомнить, что Господь возвеличил Иоанна Крестителя как никого из людей. Прп. Иустин так говорит об этом: «Святой Предтеча в себе, в личности своей, вместил все добродетели неба, все добродетели всех пророков, всех апостолов, всех мучеников, всех Ангелов небесных, всех исповедников». Поэтому истинно правильная духовная жизнь в покаянии дает возможность человеку преобразиться, приблизится к Богу и стать святым.

    Ссылка на основную публикацию