Праздник Василия Великого: история, значение и смысл, традиции и литургия

Православная Литургия — история, содержание, смысл

Литургия это главная христианская служба

Литургия это особое богослужение, занимающее главное место в жизни Церкви. Все священные действия и молитвы этой службы сосредоточены на подготовке к Таинству Евхаристии (от греч. «благодарение») и самому принятию Тела и Крови Иисуса Христа. Впервые Литургия (Евхаристия) была совершена Самим Спасителем совместно с Его апостолами во время Тайной Вечери. Это произошло непосредственно перед страданиями и смертью Иисуса Христа, о чем свидетельствуют все Евангелисты, а также апостол Павел.

Высокое значение Причастия для духовной жизни каждого христианина невозможно переоценить. Евхаристия это бескровная жертва “о всех и за вся”, которую принес Господь Иисус Христос. И по завету Спасителя мы творим Ее в воспоминание об этой жертве.

“Литургия — это дивный подарок Иисуса Христа. Литургия — это мост, по которому можно пройти в жизнь вечную”

(Иоанн Кронштадтский, “Моя жизнь во Христе”).

Божественная Литургия: история возникновения и развития

Апостолы по примеру Спасителя продолжили совершать Божественную Литургию и причащаться Святых Христовых Тайн по порядку, установленному Христом. Они за общей трапезой творили молитвы, затем после вечери совершалось преломление хлебов и Причащение. Через некоторое время Литургия была отделена от общей трапезы, совершаемой верующими на молитвенных собраниях.

Во времена первых христиан порядок совершения Литургии не был никак регламентирован и передавался устно. Постепенно она дополнялась новыми молитвами и священными действиями. Это привело к существенным различиям в содержании и особенностях совершения богослужения в различных христианских общинах.

Привести богослужебные тексты к единству удалось лишь в IV веке, после прекращения гонений на христиан. Святителем Василием Великим (архиепископ Кесарии Каппадокийской) был составлен чин Литургии. Иоанном Златоустом этот чин несколько изменен и сокращен. Это два основных, наиболее часто используемых чинов. Но также существуют чины Литургии других авторов:

— апостола Иакова: имеет общие корни с литургией Василия Великого, но значительно длиннее. Особенностью является раздельное Причастие: сначала вкушается Тело, а затем Кровь Иисуса Христа. Используется в Коптской Церкви и некоторых других Православных Церквях;

— апостола Марка: все молитвы читаются священником громко, литургия начинается с Великого Входа. В настоящее время данный Литургический чин не имеет широкого распространения.

Литургия в переводе с греческого языка означает “общее дело”, в котором принимает участие вся христианская община. Литургию также иногда называют Обедней, ее положено совершать от рассвета до полудня, в предобеденное время.

Виды Литургии

В современной Православной Церкви совершается три основных чина Литургии:

– Литургия святителя Иоанна Златоуста. Совершается круглый год, кроме дней Великого поста и в Вербное Воскресенье. По своему содержанию она практически не отличается от литургии святителя Василия, но сокращены некоторые молитвы;

Святитель Иоанн Златоуст пишет:

“Помысли, какой чести ты удостоен? Какою наслаждаешься трапезою? На что с трепетом взирают ангелы и не смеют воззреть без страха по причине сияния, отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотию со Христом.”

– Литургия святителя Василия Великого служится всего 10 раз в году. 1 января (в этот день Церковь вспоминает святителя, создавшего этот чин), 6 января, 18 января. А также в первые пять воскресных дней Великого поста, в Великий Четверг и Великую Субботу Страстной недели.

– Литургия Преждеосвященных Даров. Составлением чина этой литургии занимался Григорий Двоеслов, Папа Римский, в VI веке. Особенность этого литургического чина заключается в том, что Таинство Евхаристии не совершается непосредственно на богослужении, на котором верующие причащаются. Святые Дары освящаются заранее на полной Литургии в воскресение и хранятся в специальном ковчеге. Ее возникновение ознаменовано тем, что христиане в дни строгого поста считали неуместным совершать торжественную службу. Но чтобы верующие имели возможность причащаться в будние дни, было принято решение использовать Преждеосвященные Дары. Совершается только в Великий пост.

Структура Литургии

  1. Проскомидия;
  2. Литургия оглашенных;
  3. Литургия верных.

Проскомидия

Проскомидия (греческое слово, означающее “принесение”) — в этой части литургии приготавливается вещество для Таинства. Хлеба (используется квасная просфора) и вина. Красное вино разбавляется с водой – это символизирует событие произошедшее на кресте, когда из ребра Иисуса Христа истекла кровь и вода. Также на проскомидии молитвенного поминаются здравствующие и умершие православные христиане. При этом из просфоры вынимаются частицы, которые опускаются в специальную чашу – потир. Все действия, происходящие на проскомидии, не случайны и символизируют то или иное Евангельское событие.

Литургия оглашенных

Литургия оглашенных. Оглашенные – это некрещеные люди, которые готовятся к этому Таинству. Они могут присутствовать на первых двух частях литургии. Ход литургии оглашенных направлен на подготовку к Причастию. Священник или священники, если их на службе несколько, вместе с прихожанами совершают молитву за весь мир. Также читается Апостол и Евангелие (главы, соответствуют определенному дню богослужения). После возгласа: “Оглашенные, изыдите” заканчивается вторая часть литургии и все люди, не относящиеся к православной церкви и не принявшие крещение, должны выйти. В наши дни традиция давать желающим креститься длительное время для подготовки практически не используется. Поэтому оглашенных как таковых не существует. Этот возглас носит символическое значение.

Литургия верных

Литургия верных, то есть крещеных людей, которые могут приступать к Таинству Евхаристии. В этой части литургии нужно особо внимательно сосредоточиться на молитве. Именно в это время хлеб и вино непостижимым образом становятся Телом и Кровью Иисуса Христа и верующие приступают к Таинству причастия. Во время литургии верных не нужно выходить из храма и совершать иные действия, кроме молитвы.

Схема литургии верных:

– перенесение Честных Даров с жертвенника на престол;

– приготовление верующих к освящению Даров;

– освящение (пресуществление) Даров;

– приготовление к причастию;

– благодарение за причащение и отпуст (молитва священника, обращенная к Богу, Богородице и всем святым, молитвами которых призывает Господа простить и спасти всех православных христиан).

Заканчивается Божественная Литургия благословением священника проповедью на ту или иную тему (чаще всего по прочитанному на службе отрывку из Евангелия). Каждый присутствующий целует крест.

Смысл и значение Литургии

Воскресная литургия и иные церковные службы совершаются на церковно-славянском языке, и многие люди, только пришедшие в храм, могут столкнуться со сложностями в понимании молитв. Чтобы этого не произошло, существует ряд книг с объяснением литургии. Например, “Объяснение Божественной литургии” священноисповедника Сергия Правдолюбова. Также написано немало брошюр с переводом Литургии на русский язык.

Христианин призван к святости Самим Богом. Но чтобы этой святости достигнуть, необходимо сначала почувствовать хотя бы отчасти и ненадолго великую радость пребывания с Ним, которая ожидает верующих в Царствии Небесном. Такое чувство возможно испытать присутствуя телом и душой на Литургии и приступая к Причастию. Божественная Литургия для того и совершается, чтобы верующие люди могли получить благодать Святого Духа и соединиться с Иисусом Христом.

Паисий Святогорец говорил:

“Божественная Литургия освящает человека. Если христианин не идет в воскресенье в церковь, то как он освятится?” (С болью и любовью о современном человеке).

Для христианина духовная жизнь без Литургии и Таинства причастия немыслима, только таким путем возможно достигнуть Царствия Божия.

“Главная цель Божественной Литургии в том, чтобы христиане, хотя бы те немногие, кто к этому готов – причащались. Во всех молитвах Божественной Литургии говорится о верующих, которые будут причащаться.”

(Паисий Святогорец “С болью и любовью о современном человеке”).

Литургия Иоанна Златоуста и Василия Великого – в чем разница?

В воскресные дни Великого поста совершается не привычная нам литургия свт. Иоанна Златоуста (она постом служится по субботам), а литургия свт. Василия Великого. В чем заключаются различия между двумя литургиями – рассказывает священник Феодор Людоговский.

В наши дни (и это уже многовековая практика) может служиться одна из трех литургий: свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого и свт. Григория Двоеслова. Есть дни, когда литургии вовсе быть не должно.

Литургия свт. Иоанна Златоуста служится, так сказать, по умолчанию, вне особых условий.

Литургия свт. Василия Великого совершается 10 раз в году: в рождественский и крещенский сочельники, в день памяти самого святителя, в воскресенья Великого поста (с 1 по 5-е), а также в Великий Четверг и в Великую субботу.

Литургия свт. Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров) – это не вполне литургия: на ней не происходит освящения Даров. Фактически это вечерня, на которой совершается причащение. Служится она по средам и пятницам Великого поста (на 5-й седмице – еще и в четверг), а также в первые три дня Страстной седмицы. Кроме того, она совершается также в тех случаях, когда праздник 1-го и 2-го обретения главы Иоанна Предтечи (24 февраля по церковному календарю) и память 40 мучеников Севастийских (9 марта) приходится на понедельник, вторник или четверг (за исключением 1-й седмицы поста); было бы логично распространить это правило на память свт. Григория Двоеслова (12 марта), однако обычно этого не происходит.

Наконец, литургия не совершается в среду и пятницу Сырной седмицы, в Великую пятницу, а также в пятницу, предшествующую праздникам Рождества Христова и Богоявления в том случае, если эти праздники приходятся на воскресенье или понедельник (а их сочельники, соответственно, – на субботу или воскресенье).

Относительно канунов тех величайших праздников (Пасхи, Богоявления и Рождества Христова) следует заметить, что литургия, которая совершается в эти дни, соединяется с вечерней: сначала служится вечерня, которая затем переходит в литургию свт. Василия Великого (и по уставу, во всех трех случаях эта служба должна иметь место во второй половине дня, а не утром, как это обычно у нас бывает). Поскольку литургический день начинается с вечерни, можно сказать, что литургия свт. Василия Великого, совершаемая в канун Пасхи, Богоявления и Рождества, относится уже к самому празднику. Точнее, это первая праздничная литургия – а вторая служится утром, и это литургия свт. Иоанна Златоуста. Да, общеизвестно, что двух литургий в одни день быть не может, но именно так среди других дней церковного года выделены три этих праздника.

Итак, у нас есть две «полные» литургии, т. е. такие литургии, на которых совершается освящение Даров. Прежде всего надо сказать, что эти две службы очень близки друг другу. Я имею в виду, что в древней Церкви было много чинов литургии – и отличались они друг от друга весьма существенно. На фоне этих различий последования Златоуста и каппадокийского святителя – почти близнецы. С точки зрения нынешних мирян, стоящих вне алтаря, но при этом (что на деле бывает не часто) вслушивающихся и вдумывающихся в службу, главное отличие редкой литургии свт. Василия Великого от более «обыденной» Златоустовой в том, что на последней поется «Достойно есть…», а на первой – «О Тебе радуется…». Ну и прочие песнопения исполняются в разной манере: на литургии святителя Василия они звучат более протяжно.

Но неужто к этому сводятся все отличия, неужели из-за этого в церковном календаре всякий раз отмечается, что в такой-то день совершается именно литургия Василия Великого? Конечно, нет. Литургия – это не только общая молитва, и уж совершенно точно – не одни лишь красивые песнопения. Литургия – это служба, на которой Христос вновь и вновь приносит Себя в жертву; это служба-благодарение (евхаристия) – наше благодарение за спасение, дарованное нам Христом. И средоточие литургии – евхаристические молитвы, которые священник читает после пения Символа веры. К величайшему сожалению и, без преувеличения, к нашей беде, эти молитвы последние полторы тысячи лет читаются священником «тайно» (т. е. молча, про себя, или же тихо, вполголоса). Между тем именно в этих молитвах и содержится всё богословие литургии. На деле же миряне вынуждены довольствоваться обрывками этих молитв – причастными оборотами и придаточными предложениями.

Читайте также:  Название Пасха: почему так называется праздник, история и значение

Если вернуться к вопросу, который мы задали вначале – чем одна литургия отличается от другой? – то ответ должен быть таким: они отличаются своими евхаристическими молитвами. В литургии святителя Василия Великого эти молитвы гораздо более пространны (именно поэтому и песнопения этой литургии более протяжны – хор должен «заполнить паузу», возникающую во время безмолвного чтения молитв). Собственно говоря, Златоустова литургия, как принято считать, представляет собой сокращение литургии Василиевой.

Приведем в качестве примера хотя бы первую из евхаристических молитв (в учебниках она называется prefatio – вступление) и непосредственно связанное с ней песнопение «Свят, Свят, Свят…» (Sanctus) в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота).

Литургия свт. Иоанна Златоуста

Литургия свт. Василия Великого

Священник (тайно):

Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя восхвалять, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего, ибо Ты – Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно существующий, так же существующий, Ты и единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты из небытия в бытие нас привел, и отпадших восставил снова, и неотступно делал все, доколе на небо нас не возвел и не даровал нам Царство Твое будущее. За все это благодарим Тебя, и единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, за все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас. Благодарим Тебя и за это общее служение, которое Ты принять из рук наших благоволил, хотя и предстоят Тебе тысячи Архангелов и мириады Ангелов, Херувимы и Серафимы шестикрылые, многоокие, воспаряющие, окрыленные…

Сущий, Владыка Господи, Боже Отче Вседержитель, поклоняемый! Поистине достойно и справедливо и сообразно великолепию святости Твоей Тебя хвалить, Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебе поклоняться, Тебя благодарить, Тебя славить, единого истинно существующего Бога, и Тебе приносить с сердцем сокрушенным и духом смирения это словесное служение наше, ибо Ты даровал нам познание Твоей истины. И кто способен изречь могущество Твое, сделать известными все хвалы Твои, или поведать о всех чудесах Твоих во всякое время? Владыка всех, Господи неба и земли и всего творения, как видимого, так и невидимого, сидящий на престоле славы и взирающий на бездны, безначальный, невидимый, непостижимый, неописуемый, неизменный, Отче Господа нашего Иисуса Христа, великого Бога и Спасителя, надежды нашей, Который есть образ Твоей благости, печать равнообразная, в Самом Себе показывающий Тебя, Отца, Слово живое, Бог истинный, предвечная премудрость, жизнь, освящение, сила, свет истинный, чрез Которого Дух Святой явился, – Дух истины, дар усыновления, залог будущего наследия, начаток вечных благ, животворящая сила, источник освящения, Которым укрепляясь все творение и словесное, и разумное Тебе служит и Тебе воссылает вечное славословие; ибо все подчинено Тебе. Ибо Тебя хвалят Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начальства, Власти, Силы и многоокие Херувимы; пред Тобою вокруг стоят Серафимы; шесть крыл у одного и шесть крыл у другого, и двумя они покрывают лица свои, а двумя ноги, и двумя летая, взывают друг к другу не умолкающими устами и в непрестанных славословиях…

Вслух:

…победную песнь поющие, взывающие, восклицающие и говорящие:

Хор:

«Свят, свят, свят Господь Саваоф!
Полны небо и земля славою Твоей!
Осанна в вышних!
Благословен Грядущий во имя Господне!
Осанна в вышних!»

Повторю: этих и прочих евхаристических молитв миряне не слышат – однако, как можно видеть из самого текста молитв, они произносятся не от лица одного лишь священника, но от имени всех христиан, всей общины – поэтому наше участие в литургии остается неполноценным, если мы не слышим самого главного. Дождемся ли мы в обозримом будущем гласного чтения евхаристических молитв – вопрос открытый. Но ничто не мешает мирянину уже сейчас найти в интернете полный текст обеих литургий, прочесть все молитвы, вдуматься в них, прочитать комментарии.

Думается, если бы все наши прихожане были бы знакомы с молитвами литургии – и св. Иоанна Златоуста, и св. Василия Великого – то в головах бы было гораздо меньше всяких суеверий, предрассудков и прочих далеких от Евангелия представлений о вере и спасении.

Кто написал Литургию Василия Великого?

В православных храмах основной службой является Литургия, носящая имя святителя Иоанна Златоуста, и священники и прихожане фактически круглый год молятся именно за этим богослужением. Но есть дни в церковном календаре, когда мы служим Литургию имени другого прославленного святого — святителя Василия Великого. Она служится всего лишь десять раз в год и один из них — день памяти Василия Великого, который празднуется 14 января по новому стилю (1 января по старому стилю). В день памяти святителя Василия Великого хотелось бы поговорить о литургии носящей его имя и ответить на вопросы: Зачем в Православной Церкви два чинопоследования литургии? Почему литургия Василия служится в определенные дни? Есть ли общий прототип литургий и как соотносятся два чинопоследования (формуляра) литургии?

История и происхождение

Достаточно часто в популярной православной литературе, предназначенной для прихожан, можно встретить такое утверждение, что святитель Василий Великий сократил древнее чинопоследование апостола Иакова, брата Господня, которое пришло к нам непосредственно из апостольской среды, а святитель Иоанн Златоуст, в свою очередь, сократил Литургию Василия Великого. Причем это мнение имеет достаточно высокий авторитет и в научной литературе XIX века. Но на самом деле все было не так и здесь надо сделать необходимое уточнение, которое должно приблизить нас к истине.

Полное чинопоследование Литургии имеет достаточно долгую историю своего становления и Литургия во времена Иоанна Златоуста по своему последованию достаточно сильно отличается от Литургии, служащейся в современных храмах. Но одна главная часть службы, ее смысловой центр, остается фактически неизменным — это Евхаристический канон, или как его называют греки — анафора. Вообще — наименование «Евхаристический канон» пришло к нам из латинского запада и является техническим термином западной литургики, поэтому в этом материале автор будет пользоваться тем названием центральной части Литургии, которое имеет православное происхождение. Мы будем рассматривать историю и происхождение именно центральных частей, потому что некоторые моменты в этой службе появились позднее, чем жили прославленные святители, именем которых и названы два основных формуляра Литургии в Православной Церкви.

История развития литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста — это одна и та же история развития чина Литургии в городе Константинополе. История началась в IV веке, 11 мая 330 года, в день освящения «обновления» Константинополя, в Месяцеслове (календаре) Типикона эта память до сих пор указывается, хотя в официальных календарях она почему-то исчезла, и в основном закончилась в XIV веке с кодификацией (письменной фиксацией) служения Константинопольского чина литургий в монастырях Афона. Кодификация связана с именем Патриарха Константинопольского Филофея Коккина (1354-1355 и 1362-1376 гг., до патриаршества подвизался на Афоне). Чин Божественной литургии был введен во всех Православных Церквях, хотя на русской почве некоторые черты ранних чинов сохранялись и после XIV века — вплоть до Патриарха Никона и его книжной справы.

К древним источникам

Точку в споре, кто же действительно написал анафору Литургии Василия Великого и Иоанна Залатоуста, поставили исследования последних пятидесяти лет. Для этого понадобились как нахождение и издание древних литургических текстов, так и современные компьютерные методы. В результате оказалось, что анафора Василия есть результат редакторской правки древней анафоры Церкви города Кесарии Каппадокийской, в которой святитель Василий и был архиепископом, причем правку эту делал тот же человек, что написал известный трактат «О Святом Духе» — то есть, проще говоря, сам святитель Василий Великий. В столице империи эта анафора была введена никак не позже времени, когда епископом там был святитель Григорий Богослов (примерно 379-381 гг.).

В то же время, анафора Златоуста есть результат редакторской правки древней анафоры Антиохии, носившей имя Апостолов. Эта анафора сохранилась в нередактированном виде в сирийском переводе. Редактор анафоры, что доказывается филологическими методами — сам святитель Иоанн Златоуст. В Константинополе это последование было введено в годы его епископства. И если Литургия Василия Великого, как более ранняя, первоначально служилась по воскресениям и большим праздникам, то Литургия Иоанна Златоуста стала второстепенной, служившейся в непраздничные дни, будни и субботы. Более того, даже имя святителя Иоанна за этим чинопоследованием закрепилось далеко не сразу, еще Пято-Шестой Трулльский Собор (691-692 гг.) называет Литургию Златоуста «Литургией Апостолов».

Связаны генетически?

Если задаться целью сравнить две анафоры, то увидим, что они совсем разные: порядок следования частей анафоры, богословие и словесные выражения. Но есть и общее между ними, анафоры достаточно быстро были гармонизированы в плане возгласов священника и устойчивых богословских и богослужебных оборотов (штампов), особенно это касается раздела поминовений. Это и наводило впоследствии некоторых на ту мысль, что анафоры связаны генетически. Хотя это и не так. Не может текст, в котором один порядок и взаимосвязь тем сюжета, быть сокращением текста с совершенно другим порядком и взаимосвязью тем.

Самые первые из дошедших до нас сборников литургических текстов, в частности так называемый евхологий Барберини, составленный во второй половине VIII века — свидетельствуют о том, что в это время главной в Константинополе была Литургия Василия Великого. Именно она выписана в тексте евхология (служебника) первой и помещена перед Литургией Иоанна Златоуста. Сам же текст Иоанновой литургии содержит пропуски и отсылки к тексту Литургии Василия Великого, которая, напротив, содержит полный текст молитв.

Десять раз в год

Литургия Иоанна Златоуста стала выходить на первое место только на рубеже X-XI веков, уже после периода иконоборчества. С чем это было связано — с меньшим размером молитв анафоры или по иным причинам, но она оттеснила Литургию Василия на второе место. В конце концов, дело дошло до того, что в современной практике Православных Церквей Златоустова литургия служится ежедневно, кроме неевхаристических дней Великого поста, а Литургия святого Василия Великого — только десять раз в году, но эти дни очень примечательны и являются одними из важнейших дней церковного календаря. Современный устав предписывает совершение Литургии святого Василия Великого в Великий Четверг, Великую Субботу, Навечерия Рождества Христова и Богоявления, пять воскресений Великого поста, а также собственно день памяти свт. Василия — 14 января. Таким образом, подтверждается правило, сформулированное известным литургистом Робертом Тафтом: литургическая структура подвергается наименьшим изменениям в наиболее важные дни церковного года. Безусловно, самыми важными днями церковного года для византийского обряда остаются Пасхальное трехдневие (от Распятия до Воскресения), построенное по его образцу богослужение Рождества и Богоявления, а также Великий Четверг и период Великого поста.

Устав Великого поста, который более архаичен, чем устав других времен церковного года, сохранил древний статус литургий Василия и Иоанна. До сих пор Литургия Иоанна Златоуста служится по субботам Великого поста, а Васильева литургия служится по воскресеньям, таким образом, Златоуст оказывается на второстепенном месте. Сохранившиеся в церковном уставе дни служения Литургии свт. Василия показывают, что ранее в Константинополе она предназначалась для всех воскресных и праздничных дней церковного года. Почему Литургия Василия Великого служится в навечерие Рождества и Крещения, можно прочитать в материале «Зимняя Пасха».

Читайте также:  Праздник Рождество Христово детям: история православного праздника, его традиции и значение для ребенка

Сокращена или дополнена?

Теперь вернемся к популярной православной литературе и мнению о том, что Иоанн Златоуст сократил Литругию Василия Великого. К XV веку, когда в Византии уже успели забыть, что в древности существовало множество не исключавших друг друга анафор литургий, знали только о литургиях Василия Великого, и Иоанна Златоуста. А еще на память приходила Литургия Иакова, хотя и она вышла из практики литургического обихода Иерусалима в XI-XII веков. Возможно, ее не забыли, так как упоминание о ней есть в канонах Пято-Шестого Собора. А в обиходе Римо-католической Церкви вообще осталась только одно чинопоследование мессы.

В развернувшейся в это время греко-латинской полемике грекам нужно было как-то объяснить наличие у них самих двух литургий против одной мессы у латинян, а также подтвердить апостольское происхождение этих литургий. Римскую мессу, естественно приписывали апостолу Петру (хотя в более раннюю эпоху ее приписывали свт. Григорию Двоеслову). Вот и возникла легенда, связавшая между собой два памятника VI века — литургию апостола Иакова и литургию 8-й книги «Апостольских постановлений» с литургиями Василия и Златоуста. Составители легенды не знали о сравнительно позднем происхождении этих текстов, веря в их апостольский авторитет. Иаков и Климент записали «Апостольскую Литургию», а потом Василий Великий ее «сократил», а Иоанн Златоуст «сократил» уже и так «сокращенную» до него Литургию Василия Великого. В действительности дело происходило как раз обратным способом — литургия всегда развивалась путем добавлений, к примеру: Василий Великий расширил анафору Кесарии, а Иоанн Златоуст — Антиохии; с течением веков к литургии добавились антифоны и малый вход; усложнился чин проскомидии.

Первое упоминание о версии последовательных «сокращений» было озвучено известным борцом с католиками святителем Марком Эфесским на Ферраро-Флорентийском Соборе, а в ее классическом виде, где она приписана свтятителю Проклу Константинопольскому (+446-447 гг.), версия известна благодаря Константину Палеокаппе, известному греческому фальсификатору XVI в. Константин Палеокаппа записал эту легенду, обработал ее, надписал именем святителя Прокла, младшего современника Иоанна Златоуста. В этом виде она вошла даже в собрание трудов Прокла. Поэтому нет ничего удивительного, что последующие комментаторы, в том числе, наши известные литургисты Иван Иванович Дмитревский, Евграф Иванович Ловягин и другие, доверяя авторитету свт. Прокла, ее повторяли снова и снова.

Протодиакон Дмитрий ПОЛОВНИКОВ

Рождественская литургия: внутренний смысл и особенности служения

Те, кто отмечает Рождество Христово, уже хорошо знают, что в этот праздник принято дарить подарки и поздравлять друг друга красивыми открытками. Некоторые слышали про особенный рождественский ужин с индейкой в странах Запада. Но существует еще один, очень важный и сугубо церковный ритуал, который непременно знаменует это событие — рождественская литургия. Смысл этого действа определяется как общим значением самого Рождества, так и литургическим церковным обрядом. Поэтому необходимо для начала поговорить о каждом из этих элементов в отдельности.

Рождество Христово — история, смысл и значение праздника

Как следует из названия, Рождество Христово — это день рождения Иисуса Христа. Вообще-то дата этого события несколько условна в церковном календаре, так как, во-первых, изначально в церкви это событие не праздновалось. Во-вторых, когда его все-таки приняли, то объединили вместе с крещением Христа и эпизодом посещения восточными волхвами младенца Иисуса вскоре после его появления на свет. Назывался этот объединенный праздник Теофанией, или, по-русски, Богоявлением. И праздновался он 6 января. Ну а в-третьих, чуть позже эти события все же разнесли по разным датам, в результате чего память о Рождестве стала приходиться на 25 декабря — день зимнего солнцестояния (в то время).

Это было не случайно, но и с событием рождения Христа никак не связано. Дело в том, что зимнее солнцестояние — крупный языческий праздник, в который почитались многие солярные божества самых различных пантеонов. Христианские власти империи, чтобы перекрыть древние языческие традиции, в целях евангелизации связали эту дату с рождением Христа — Солнцем правды, как его именуют христиане, очевидно, противопоставляя «ложным» с их точки зрения солнечным богам. С тех пор дата поменялась еще один раз — во время смены юлианского календаря григорианским. Тринадцать дней разницы между ними обуславливают то, что сегодня Рождество в России празднуется 7 января. Эта ситуация актуальна для тех церквей, которые в своей внутренней жизни придерживаются юлианского календаря.

Само по себе Рождество знаменует собой идею Боговоплощения. Христиане верят в то, что сам Бог стал человеком в лице Иисуса, и его рождение от земной женщины и при этом девственницы — великое чудо. Верующие усматривают в этом событии исполнение пророчеств Ветхого Завета о пришествии Мессии — божественного посланника, который спасет мир. Поэтому праздник Рождества для них так важен.

Литургия — определение понятия

Само слово «литургия» с греческого языка переводится как «общее дело». В дохристианские времена им обозначались общественные служения и повинности аристократии на содержание нужд города. В христианской церкви этим термином стало называться главное богослужение, в ходе которого совершалось центральное таинство — Евхаристия. Лейтмотивом всей церемонии служила идея, согласно которой предложенные на алтаре хлеб и вино мистериальным образом пресуществлялись в плоть и кровь Христа (внешне оставаясь хлебом и вином), которыми затем причащались верующие. Это таинство было установлено самим Иисусом во время так называемой Тайной вечери и им же было заповедано воспроизводить его во время собраний учеников, то есть христиан. Без участия в этом ритуале, как считается, невозможно обрести спасение, которое предлагает Бог во Христе. Вот почему регулярное служение и участие в литургии так важны для верующих.

Со временем в церквях выработалось огромное множество чинопоследований литургии. Некоторые из них уже не существуют. Другие, развившись, продолжают употребляться до нашего времени.

Чины литургии, используемые в РПЦ

Что касается практики современной Русской Церкви, то сегодня в ней общепринятыми являются три чина литургии: Иоанна Златоуста, Василия Великого и литургия преждеосвященных даров, употребляющаяся только Великим постом. Наиболее частой, так сказать, повседневной, является литургия Иоанна Златоуста. А чин Василия Великого идет в ход только десять раз в году. Рождественская литургия — в их числе. Но только в том случае, если навечерие, то есть канун самого праздника, приходится на субботу или воскресенье. В противном случае в день праздника служится рождественская литургия Иоанна Златоуста, а Василия Великого — в канун.

Особенности служения литургии на Рождество

Как и любая праздничная церемония, богослужение, приуроченное ко дню появления Иисуса Христа на свет, имеет свои особенности. Первое, чем отличается рождественская литургия — текст. Так, вместо повседневных псалмов на службе поются праздничные антифоны. Вместо так называемого Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуия». Аналогично «Достойно есть» заменяется на «Величай, душе?… Любити убо нам… ». Последнее, чем отличается рождественская литургия — текст библейских чтений, то есть евангелия и апостольского послания, которые в этот день повествуют о поклонении волхвов и воплощении Бога соответственно. Масштаб праздника также подчеркивает время служения Евхаристии. Если во все прочие дни она отправляется рано утром, то в данном случае ночь — обычное время, когда служится рождественская литургия. Сколько длится она — вопрос сложный. Это зависит от скорости чтения, пения, от количества причащающихся и от местных традиций. Если в некоторых приходах укладываются за два часа, то в ряде монастырей службу могут растянуть практически на всю ночь.

Рождество и рождественская литургия: 2015 год

Последнее, что стоит отметить, это даты празднования в текущем, 2015 году. Поскольку, как уже было сказано, одна часть церквей придерживается григорианского календаря, а другая — юлианского, то и получается, что одни уже отпраздновали Рождество в этом году 6 января. Для других же рождественская литургия будет отправляться в самом конце 2015 года — 25 декабря. Что касается Русской православной церкви, то она входит в число уже отпраздновавших церквей.

Что такое литургия простыми словами?

В православной церкви существует немало богослужений. Каждое из них не только торжественно и красиво. За внешними обрядами скрывается глубокий смысл, который необходимо понимать верующему человеку. В этой статье мы расскажем простыми словами о литургии. Что это такое и почему именно литургия считается самым важным богослужением у христиан?

Суточный круг

Богослужение – это внешняя сторона религии. Через молитвы, песнопения, проповеди и священнодействия люди выражают свои благоговейные чувства к богу, благодарят его и вступают в таинственное общение с ним. В ветхозаветные времена было принято совершать службы непрерывно в течение дня, начиная с 6 часов вечера.

Какие богослужения входят в суточный круг? Перечислим их:

  1. Вечерня. Ее совершают вечером, благодаря Бога за прошедшей день и прося освятить приближающуюся ночь.
  2. Повечерие. Это служба после ужина, на которой даются напутствия всем готовящимся ко сну и читаются молитвы с просьбой к Господу защитить нас во время ночного отдыха.
  3. Полунощница раньше читалась в полночь, но в настоящее время совершается перед утреней. Она посвящена ожиданию второго пришествия Иисуса Христа и необходимости всегда быть готовыми к этому событию.
  4. Утреню служат перед восходом солнца. На ней благодарят творца за прошедшую ночь и просят освятить новый день.
  5. Службы часов. В определенное время (часы) в церкви принято вспоминать события смерти и воскресения Спасителя, сошествие на апостолов святого духа.
  6. Всенощное бдение. “Бдение” означает “бодрствование”. Это торжественное богослужение совершается перед воскресными днями и праздниками. У древних христиан оно начиналось с вечерни и длилось всю ночь, захватывая утреню и первый час. Историю спасения грешного человечества через схождение на землю Христа вспоминают верующие во время всенощного бдения.
  7. Литургия. Это кульминация всех богослужений. Во время нее совершается таинство причащения.

Божественная литургия

Прообразом для нее стала тайная вечеря, на которую Спаситель в последний раз собрал своих учеников. Он дал им чашу с вином, символизирующим кровь, пролитую Иисусом за человечество. А затем разделил на всех пасхальный хлеб как прообраз своего тела, принесенного в жертву. Через эту трапезу Спаситель подарил людям самого себя и велел совершать обряд в память о нем до конца мира.

Что такое литургия сейчас? Это воспоминание о жизни Иисуса Христа, его чудесном рождении, мучительной смерти на кресте и вознесении на небо. Центральным событием является таинство причащения, на котором прихожане вкушают жертвенную пищу. Тем самым верующие соединяются со Спасителем, и на них нисходит божественная благодать. Кстати, с греческого “литургия” переводится как “совместное дело”. Во время этой службы остро ощущается собственная причастность к церкви, единение живых и мертвых, грешных и святых через центральную фигуру Иисуса Христа.

Литургические каноны

Первыми служить литургию начали апостолы. Они делали это по примеру Иисуса Христа, добавив к таинству причащения молитвы и чтение Библии. Считается, что изначальный чин службы составил апостол Иаков, брат Спасителя, сын плотника Иосифа от первой жены. Передавался канон устно от священника к священнику.

Впервые текст литургии был записан в 4 веке святителем и архиепископом Василием Великим. Он канонизировал вариант, принятый на его родине (Каппадокия, Малая Азия). Однако предложенный им чин был продолжительным во времени, и не все прихожане выдерживали его. Святитель Иоанн Златоуст сократил службу, взяв за основу изначальную литургию апостола Иакова. В настоящее время канон Василия Великого служится десять раз в году, в особые дни. В остальное время предпочтение отдается литургии Златоуста.

Читайте также:  Именины Ирины: день ангела по церковному календарю, что означает

Божественная литургия с пояснениями

На Руси ее называли “обедней”, так как совершалась она до обеда. Литургия – необыкновенно красивая, богатая служба. Но по-настоящему прочувствовать ее может только тот, кто осознает глубокий смысл происходящего. Ведь главное действующее лицо во время литургии – не священник, а сам господь. Святой дух незримо нисходит на хлеб и вино, приготовленные к таинству причащения. И они становятся плотью и кровью Спасителя, через которые любой человек освобождается от греховного начала.

Во время литургии восстанавливается единство материального и божественного, людей и бога, нарушенное когда-то Адамом и Евой. В храме наступает царствие небесное, над которым не властно время. Каждый присутствующий переносится на тайную вечерю, где Спаситель лично дает ему вина и хлеба, призывая всех быть милосердными и любящими. Теперь подробно рассмотрим каждый этап литургии.

Подача записок

Что такое литургия? Это служба, во время которой стираются границы между царствием небесным и земным. Мы можем напрямую обратиться к Богу с прошением о близких. Но еще большей силой обладает коллективная молитва. Чтобы вся церковь помолилась о дорогих вам людях, живых или усопших, необходимо заранее подать записку в свечную лавку.

Для этого используют специальный бланк или обычный лист бумаги, на котором рисуется крест. Далее подпишите: “За здравие” или “За упокой”. Молитва во время литургии особенно нужна людям больным, страдающим, оступившимся. Записки об упокое подаются в дни рождения и смерти покинувшего этот мир человека, на его именины. Допускается указывать на одном листе бумаги от 5 до 10 имен. Они должны быть получены при крещении. Фамилии и отчества не нужны. В записку нельзя включать имена некрещеных людей.

Проскомидия

Это слово переводится как “принесение”. Древние христиане сами несли в церковь хлеб, вино, масло и другие продукты, необходимые для причащения. Сейчас эта традиция утрачена.

Литургия в храме начинается тайно, при закрытом алтаре. В это время читаются часы. Священник готовит дары на жертвеннике. Для этого он использует 5 служебных просфор в память о пяти хлебах, которыми Иисус накормил толпу. Первая из них называется “Агнец” (ягненок). Это символ безвинной жертвы, прообраз Иисуса Христа. Из нее вырезается четырехугольная часть. Затем вынимаются кусочки из других хлебов в память Богородицы, всех святых, живых священнослужителей и здравствующих мирян, усопших христиан.

Потом приходит очередь малых просфор. Священник зачитывает имена из записок, поданных прихожанами, и вынимает соответствующее количество частиц. Все кусочки укладываются на дискос. Он становится прообразом церкви, где собираются воедино святые и заблудшие, больные и здоровые, живущие и ушедшие. Хлеб погружается в чашу с вином, что означает очищение через кровь Иисуса Христа. В завершение проскомидии священник накрывает дискос покровами и просит бога благословить дары.

Литургия оглашенных

Оглашенными в древности называли тех, кто только готовится к крещению. На этой части литургии может присутствовать любой желающий. Начинается она с выхода диакона из алтаря и восклицания: “Благослови, Владыко!” Затем следует пение псалмов и молитв. На литургии оглашенных вспоминается жизненный путь Спасителя от рождения и до смертных страданий.

Кульминацией становится чтение Нового Завета. Евангелие торжественно выносят из северных врат алтаря. Впереди идет священнослужитель с горящей свечой. Это свет учения Христова и одновременно прообраз Иоанна Предтечи. Диакон несет поднятое вверх Евангелие – символ Христа. За ним идет иерей, склонив голову в знак покорности Божьей воле. Шествие заканчивается у амвона перед царскими вратами. Во время чтения Священного Писания присутствующим следует стоять, почтительно преклонив головы.

Затем священник озвучивает поданные прихожанами записки, вся церковь молится за здравие и упокой указанных в них людей. Завершается литургия оглашенных возгласом: “Оглашенные, изыдите!” После этого в храме остаются только крещеные.

Литургия верных

В полной мере осознать, что такое литургия, могут люди, допущенные к причастию. Последняя часть службы посвящена тайной вечере, смерти Спасителя, его чудесному воскресению, вознесению на небо и грядущему второму пришествию. На престол выносятся дары, читаются молитвы, в том числе самые главные. Хором прихожане поют “Символ веры”, где излагаются основы христианского учения, и “Отче Наш”, подарок самого Иисуса Христа.

Кульминацией службы становится таинство причащения. После него собравшиеся благодарят бога и молятся о всех членах церкви. В самом конце поется: “Буде имя Господне благословенно отныне и до века”. Священник в это время благословляет прихожан крестом, все по очереди подходят к нему, целуют крест и с миром идут домой.

Как правильно причащаться

Не приняв участия в этом таинстве, вы не ощутите на себе, что такое литургия. Перед причастием верующий должен раскаяться в грехах, исповедаться священнику. Также предписан пост длительностью минимум 3 дня, во время которого не следует есть мяса, молочных продуктов, яиц и рыбы. Причащаться нужно на голодный желудок. Рекомендуется также воздержаться от курения и приема лекарств.

Перед причащением скрестите руки на груди, положив правую поверх левой. Встаньте в очередь, не толкайтесь. Когда подойдете к священнику, назовите имя и откройте рот. В него положат кусочек хлеба, смоченный в вине. Поцелуйте чашу священника и отойдите. Возьмите на столике просфору и “теплоту” (запивку из вина, разбавленного водой). Только после этого можно разговаривать.

Что такое литургия? Это возможность вспомнить весь путь Спасителя и соединиться с ним в таинстве причащения. После службы в храме человек укрепляется в вере, его душа наполняется светом, гармонией и умиротворением.

Храм свт. Спиридона Тримифунтского г. Покровска (Энгельса)

О храме и приходе

Сбор средств на строительство храма

Построим храм вместе!

Ваше посильное пожертвование поможет построить храм!

Рубрики

с 2015 года

Три Литургии Великого поста

Сегодня поговорим о главном Богослужении Церкви, о значении Евхаристии для человека и о том, каковы отличительные особенности каждой из трёх Литургий.

О Божественной Литургии

Литургия в переводе с греческого языка означает «совместное служение». Священники и миряне собираются для богослужения в установленное время в храмах для совершения общей молитвы. Поются и читаются просительные, хвалебные и благодарственные тексты. Священники совершают Таинства, через которые людям передается благодать и возможность стать ближе к Богу.

Православное богослужение представляет собой суточный круг молитвенных последований: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню и часы. Венцом службы является Божественная Литургия. На Литургии совершается Таинство Евхаристии (греч. благодарение). Таинство установлено самим Господом Иисусом Христом на Тайной вечери. Апостолы передали богослужебную традицию принесения Бескровной жертвы, проповедуя христианство по миру.

Первые христиане причащались за трапезой в общении друг с другом, это называлось агапами. Для благочестивых мирян обычным делом было получение Святых Даров в специальных сосудах. Верующие имели возможность в своих домах совершать богослужение мирским чином с семьей и родными, после чего приобщаться Тела и Крови Христа. В более поздний период эта традиция постепенно сошла на нет. Евхаристия стала главной частью Божественной Литургии и совершалась исключительно священниками в храме.

Значение Евхаристии для христианина

«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день»
(Иоан.6:54)

Во время Евхаристии Хлеб и вино соединяются с Божеством Христа, и происходит их преложение в Тело и Кровь Иисуса Христа. Верующие после надлежащей предварительной подготовки и покаяния на исповеди приступают к Святому причастию и соединяются с Богом в Его Таинстве. Регулярное участие в Литургии является необходимым условием для спасения души и вечной жизни. Ведь в Таинстве Евхаристии человек преображается и вступает в единство с Господом. Причащение Святых Христовых Тайн дает нам силы духовные и телесные. В нас нет жизни, если мы пренебрегаем этой возможностью – принять Самого Спасителя.

Богослужебный чин Литургии

Богослужебные тексты складывались на протяжении многих веков, постоянно дополняясь. Священное Писание и слова молитв составлялись праведными людьми по вдохновению от Святого Духа. В первых христианских общинах богослужения велись по разным литургическим чинам. В раннем христианстве служилась Литургии апостола Иакова, названная Византийской. Литургию апостола Марка служили в Египте и Александрии.

В современной богослужебной практике сложилось три чина Литургии. Это Литургии Василия Великого, Иоанна Златоуста, и Григория Двоеслова, каждая из которых в Русской Церкви совершается в зависимости от дней недели и событий церковного календаря. И только в период Великого поста последовательно служатся все три Литургии по установленным дням Четыредесятницы.

Литургия Василия Великого

Устав Церкви предписывает совершать данную Литургию всего 10 раз в год. 7 из них выпадают на время Великого поста. Как можно понять из названия, автором литургического чина был архиепископ Василий Великий, вселенский учитель Православия, живший в IV веке.

Песнопения этой службы протяжнее привычных. Тайные молитвы, которые священник читает в алтаре, длиннее, чем в текстах Литургии Иоанна Златоуста. Вместо молитвы «Достойно есть» поется «О тебе радуется». В богослужебных указаниях говорится, что петь данный гимн необходимо стоя, со страхом и благоговением, что подчеркивает постное настроение службы.

Литургию Василия Великого служат каждое воскресенье Великого поста (с первого по пятое), в Великий Четверг и Великую Субботу.

В Великий пост 2019 Литургия Василия Великого будет совершаться:

В марте: 31-го числа

В апреле: 7, 14, 25, 27- го числа.

Литургия Иоанна Златоуста

«Помысли, христианин, какой чести ты удостоен? Какою наслаждаешься трапезою? На что с трепетом взирают Ангелы и не смеют воззреть без страха, по причине сияния отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотью со Христом»

Святитель Иоанн Златоуст

Наиболее часто совершаемая Литургия составлена вселенским учителем Церкви IV века архиепископом Иоанном Златоустом. Святитель взял за основу текст Литургии Василия Великого, сократив и переделав некоторые фрагменты. В Великий пост Литургия Иоанна Златоуста служится только по субботам, а также в Вербное воскресенье.

В Великий пост 2019 Литургия Иоанна Златоуста будет совершаться:

В марте: 30-го числа

В апреле: 6, 13, 21-го числа.

И, конечно же, данный чин Литургии будет служиться в ночь с Великой Субботы на день Светлого Христова Воскресения, Пасхи.

Литургия Преждеосвященных Даров (Григория Двоеслова)

Литургия есть самое яркое и радостное событие в богослужебном круге. Первые христиане даже называли Литургию Пасхой. Правило 49-го Лаодикийского собора установило более строгий чин Литургии на будничных службах Великого поста. Великопостные богослужения и молитвы призваны вызвать покаянное чувство у верующих. И более «скромная» Литургия способствует этому как нельзя лучше.

Изначально чинопоследование этой службы не было единообразным, потому что передавалась устно. Изложил чин Литургии письменно епископ Римский, Григорий Двоеслов (VI век). Так Литургия Преждеосвященных даров стала носить имя святителя. Шестой Вселенский Собор утвердил чин Литургии Григория Двоеслова для святой Четыредесятницы.

На этом богослужении верующие причащаются Святыми Дарами, освященными прежде, за Литургией Василия Великого или Иоанна Златоуста. Поэтому еще одной особенностью Литургии Преждеосвященных Даров является отсутствие Проскомидии (когда за христиан вынимаются частицы просфор). Это означает, что и не подаются записки о здравии и упокоении. Также на этой службе не причащают младенцев.

За богослужением не читаются послания апостолов и Евангелие. Вместо них прочитываются ветхозаветные пророчества, отрывки из книги Бытия и Притчи Соломона.

Совершается Литургия Преждеосвященных даров в соединении с великопостной вечерней. Служится она в среду и пятницу, в праздники 40 мучеников севастийских, Первого и Второго Обретения Главы Иоанна Предтечи.

В Великий пост 2019 Литургия Преждеосвященных Даров будет совершаться:

В марте: 27 и 29-го числа

В апреле: 3, 5, 10, 12, 17, 19-го числа.


Материал сети Елицы

Ссылка на основную публикацию