Прощеное воскресенье: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Масленица: смысл, история и традиции

Все приведенные варианты ответа будут верными, ведь Масленица – праздник многоликий и вмещает в себя огромное число смыслов и символов. И все-таки, что такое Масленица? Откуда она появилась? Как ее отмечали раньше?

Почему христиане празднуют Масленицу?

Масленица: дохристианская история

Масленица: смысл праздника

Традиции, обычаи и обряды Масленицы

Масленица – Колодий

Кулачные бои на Масленицу

Масленица: сжигание чучела зимы

Как празднуют Масленицу в других Церквях

Вопросы о Масленице

Масленица: Сырная седмица. Особенности богослужения

Масленица: история праздника. Почему христиане празднуют Масленицу?

Последний день Сырной седмицы называется Прощеным воскресеньем. Оно заканчивает собою череду подготовительных недель к Великому посту. Всего «вводный» период длится 22 дня, и за это время Церковь настраивает верующих на нужный духовный лад.

Такое пристальное внимание к великопостному циклу вполне закономерен, ведь он является стержнем всего литургического года в большинстве христианских Церквей. Пост – время особое. Это, как очень удачно выразилась поэтесса Наталья Карпова, «семь медленных недель, дарованных тебе для покаянья». Это особый ритм жизни. Естественно, что радикальные перемены в душе не совершаются в одночасье, и здесь нужна серьезная подготовка – и ума, и эмоций, и тела.

Если углубимся в историю, то увидим, что Сырная седмица – наиболее древняя среди недель перед Великим постом. Она появилась под влиянием палестинской монашеской практики – местные иноки почти весь сорокадневный период перед Пасхой проводили в одиночестве, разойдясь по пустынным местам. К началу Страстной седмицы они сходились снова, но некоторые не возвращались, умирая в пустыне. Понимая, что каждый новый пост может стать последним в их жизни, черноризцы за день до расставания просили друг у друга прощение и обменивались теплыми словами. Отсюда и название этого дня – Прощеное воскресенье.

У традиции всю неделю вкушать молочную пищу – даже в понедельник, среду и пятницу – тоже монашеское происхождение. Ведь что такое пустыня? Это отсутствие пищи, а иногда – и воды. Естественно, перед таким испытанием нужно накопить силы. Речь, конечно, не идет о том, что в эти дни монахи объедались скоромными блюдами. Просто ввиду предстоящего в их жизни аскетического периода пост в понедельник, среду и пятницу отменялся.

Миряне эту монашескую традицию переняли и развили, но при этом смысл она получила несколько иной. Христианину-обывателю не нужно идти ни в какую пустыню, поэтому исчезает необходимость предварительного подкрепления себя белковой пищей. Но есть другой момент – в миру много соблазнов, сразу отказываться от которых рискованно. Поэтому постовые ограничения стали вводить постепенно, и Сырная седмица – один из таких этапов, когда уже нельзя вкушать мясо и играть свадьбы, однако еще можно веселиться и получать радость общения. Однако и не увлекаться особо, помня, что скоро пост.

Дохристианская история Масленицы

Масленица – исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена. Сразу оговоримся – Церковная традиция не считает его «своим», и в православном календаре нет позиции с таким названием. Зато там есть Сырная седмица и неделя (воскресенье) Сыропустная, а они имеют совершенно иной смысл, чем народная Масленица.

Думаю, если говорить о славянском наследии, то здесь речь может идти, скорее, о том, почему Церковь все-таки освятила языческий праздник и наполнила его новыми идеями. Ответ очень прост – христианство, пожалуй, самая толерантная религия на Земле. Возможно, это звучит странно на фоне частых заявлений со стороны о нетерпимости христиан, но это так. Христианство – религия преображения, которая все, что с ней соприкасается, не нивелирует, а очищает от греховной грязи и переосмысливает в ключе Евангелия.

Церковь не внесла Масленицу в свой календарь, но, тем не менее, она ее переплавила, и именно это многовековое влияние христианства сделало некогда языческий праздник тем ярким и гротескным периодом, который известен уже несколько столетий. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего сакрального значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья.

Масленица: смысл праздника

Начнем с того, что в древности этот праздник был куда более многогранным, нежели в дореволюционное время. В его основе лежало общее для всех языческих культур цикличное восприятие времени, и чем архаичнее была цивилизация, тем больше внимания она уделяла тому, чтобы подчеркнуть эту идею цикличности.

Праславянская Масленица отмечалась в начале весны – в день весеннего равноденствия, когда день окончательно отвоевывал у ночи преимущество. По современному календарю это примерно 21 или 22 марта. В средней полосе, на территории нынешних России, в Беларуси и Украине – регионах, где, собственно, и зародились масличные обычаи, – последние дни первого весеннего месяца всегда были непредсказуемы. То оттепель придет, то морозы прижмут. «Весна с зимой борются», – говорили наши предки. И вот именно на Масленицу проводился некий рубеж, до которого в мире господствовал холод, а после – окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было один из главных предметов празднования.

А там, где есть жизнь, там и ее умножение. Масленица помимо идеи цикличности несет в себе элементы культа плодородия. Земля воскресала, впитывала последний зимний снег, наливалась соками. И теперь люди должны были ей помочь, дать этому процессу некую сакральную основу. Говоря более привычным языком, обряды Масленицы призваны освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай. Для крестьян, которые составляли основу древнерусского общества, урожай был главной ценностью, поэтому неудивительно, что масленичным церемониям уделялось особое внимание. Масленица была своего рода языческой литургией, только в роли Бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву.

Третий – не менее важный момент – продолжение рода. Плодородие земли находит свое продолжение в тех, кто на ней живет и питается ее растениями. Если ты вкушаешь ту пищу, которую тебе дала Матушка-Земля, то ты же должен дать жизнь и другому. Идея круговорота жизни, ее отдачи и передачи детям была ключевой для языческого сознания. Жизнь сама по себе была основополагающей ценностью, а все остальное было лишь средством ее достижения.

И последнее, что можно сказать о сакральной составляющей Масленицы. Этот праздник был еще и поминальным. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом – в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Наиболее распространенным способом задобрить духов была тризна – поминальные действа, включавшие в себя жертвоприношения, траурный плач, обильные трапезы. Считалось, что в тризнах невидимо участвуют сами покойники.

По сути, Масленица была одной из попыток человека приблизиться к тайне жизни и смерти, своеобразной системой, в рамках которой весь космос воспринимался как бесконечная череда умирания и воскресения, увядания и расцвета, тьмы и света, холода и тепла, единства и борьбы противоположностей. Кстати, интимные отношения в отличие от средиземноморских и западноевропейских культур тоже воспринимались славянами как нечто сакральное, как источник новой жизни. И даже сладость соития была не целью, а неким священным фоном, на котором зарождалось новое бытие. Сейчас в это трудно поверить, но это так.

После принятия христианства сакральное наполнение Масленицы практически исчезло, остался лишь его внешний антураж и та веселость, которая известна нам по произведениям дореволюционных писателей.

Традиции, обычаи и обряды Масленицы

Первый интересный обычай – есть молочную пищу. О том, что это церковное установление, мы уже говорили. Но ведь масло, молоко, творог, блины, сметана стояли на столах предков задолго до Крещения Руси! Дело в том, что в конце марта первый раз после зимы отелялись коровы, и в домах появлялось молоко. Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, а старые запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основным источником белка. Отсюда и название – Масленица, Масница, Блинница.

Еще одно (пожалуй, даже более древнее) название этого праздника – Колодий. Связано оно с обычаем, который и в поздние времена на Украине и в Беларуси. В течение целой Колодочной недели параллельно с другими обрядами сельские женщины совершали удивительное действо – «колодочную жизнь». Они брали толстую палку-колодку, наряжали ее и представляли, будто это – человек. В понедельник Колодка «рождалась», во вторник – «крестилась», в среду она «переживала» все остальные моменты своей «жизни». В четверг Колодка «умирала», в пятницу ее «хоронили», а в субботу «оплакивали». В воскресенье же наступала кульминация Колодия.

В течение всего праздника женщины ходили с Колодкой по селу и привязывали ее ко всем, кто еще был холост или не замужем. Не забывали и о родителях несемейных юношей и девушек. Конечно, никто не желал ходить с таким «ярлыком», и поэтому давали женщинам определенный откуп. Им могли быть цветные ленты, бусы или блюдца, выпивка и сладости.

Следующая особенность праздника – тоже характерная преимущественно для Украины и Беларуси – это его «женскость». Масленица так и звалась в народе – Бабская неделя. Она воспринималась как период, во время которого так или иначе главную роль в веселых обрядах играли именно представительницы прекрасного пола. В эти дни проводились помолвки, а в еще более древнюю эпоху – заключались браки. То есть налицо тот самый культ плодородия, о котором мы говорили выше. При этом внимание уделялось всем аспектам женского бытия – и девственности (восхвалялась идея девушки-красавицы и девушки-невесты), и материнства (женщина-мать, женщина-хранительница), и мудрости (женщина-старушка, женщина советчица). Доставалось «на орехи» и негативным качествам. Например, в пятницу зять должен был пригласить тещу в свой дом, потчевать ее, угощать водкой других гостей и приговаривать: «Пейте, люди добрые, чтоб у моей тещи в горле не пересыхало!». Это был тонкий намек на излишнюю говорливость жениной мамы. Кстати, так называемые «золовкины посиделки» и вообще хождение женщин в гости друг к другу тоже являются частью «бабского» элемента праздника.

К слову, о еде. Это очень важный момент всех древнеславянских праздников. Когда семья садилась за стол, то тем самым приглашала и предков поучаствовать в этой трапезе. Поминальное происхождение имеют и традиционные блины. С подачи русского фольклориста Александра Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что блин – это образ Солнца. Но есть и другая научная версия, что у славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый (намек на вечность), теплый (намек на земную радость), сделан из муки, воды и молока (намек на жизнь). Обоснованием поминального происхождения всем знакомого лакомства может служить, к примеру, такой обычай: В первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко – «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой».

К поминальным элементам относят и такие обычаи, как взятие снежного городка или кулачные бои. Сейчас подобного рода потехи почти безобидны, но раньше они были очень опасными для жизни. Это отголоски еще более древней традиции, когда пролитая во время таких боев кровь воспринималась как жертва духам умерших или самим богам. При этом убивать кого-либо не стремились, однако именно такой выплеск энергии, буйства, разухабистости наполнялся сакральным смыслом. Жертвой было и сжигание чучела зимы – этот обряд совершался в конце праздника, а пепел чучела развеивался по полю, освящая землю. Такой же священный смысл имели и песни-веснянки, исполняемые девушками в лесах, на опушках, в рощах и на берегах водоемов – они как бы призывали на землю силы добра, просили благословение у Матери-Природы на начало нового урожайного года.

И, наверное, самой пикантной традицией был обычай в некоторых регионах современной России (например, в Архангельских краях) при проводах Масленицы совершать такое действо: После объезда деревни распорядители праздника – «Масленица» и «Воевода» – раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях оголялся только «Воевода» и в таком виде произносил праздничную речь, которая и завершала гуляния. Смысл такого «стриптиза» сейчас понять трудно, однако предки влагали в него не только потешный, но и философский смысл. Это было символом смерти, умирания и рождения. Ведь человек и рождается нагим, и детей зачинает нагим, и умирает, по сути дела, тоже нагим, не имея за душою ничего, что можно забрать с собою в могилу…

Вопросы о Масленице:

Как Церковь смотрит на языческую обрядовую сторону этой недели?

Можно ли вообще христианам участвовать в массовых гуляниях на Масленицу?

Однозначно ответить вряд ли возможно, и вот почему.

С одной стороны, христианство отвергает большинство философских посылов язычества. Например, Библии чуждо учение о цикличности времени. Она говорит о том, что время – линейно, что у него, как и у всего бытия, есть отправная точка, а в его основе лежит не что иное, как воля Божья. Также евангельская мысль отрицает идею одушевленности материальной природы, а ведь именно таков был образ мышления у большинства язычников.

Вполне естественно, что, столкнувшись с масличными обрядами, Церковь увидела в них выражение системы, которая резко контрастировала с наследием Христа, апостолов и святых отцов. Поэтому очень долго приходилось бороться с самыми жуткими языческими обычаями. Например, епархиальные власти следили, чтобы гуляния не превращались в оргии, а кулачные бои либо взятие городка не были столь опасными для жизни, как раньше. Грубо говоря, шла постепенная десакрализация праславянского Колодия.

Читайте также:  Праздник Яблочный спас: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Но, с другой стороны, Православие не стало полностью уничтожать Масленицу как светский народный праздник, в котором присутствовали и вполне положительные смыслы. Это и уважение к природе, и трепетное отношение к женщине (особенно в традициях народов Украины и Беларуси), и почитание предков, и любовь к прошлому.

Ну, а можно ли участвовать христианам в массовых гуляниях? Хороший ответ однажды дал преподобный Антоний Великий, с которым случилась такая история. Однажды охотник, стрелявший в пустыне дичь, заметил, как старец беседовал с монахами, и они все дружно и искренне смеялись. Увиденное смутило человека, и он начал обвинять святого в праздности. В ответ на нападки тот попросил охотника взять лук и натягивать тетиву до предела. Лучник возмутился и заявил, что тетива наверняка лопнет, если ее натягивать сверх положенного. На это старец ответил:

– Если, собеседуя с братьями, будем напрягать тетиву превыше меры их, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им немного снисхождения.

Понятно, что иноки Антония смеялись редко. Но если разрядка нужна была даже монахам, закаленным духовными подвигами, то как трудно без элементарных человеческих радостей прожить мирянину.

Масленица – праздник радостный, и если он будет проведен в духе любви и добра, то нет ничего плохого, когда человек веселится на снежной горке, катке, в гостях или дома. Очень важно, чтобы праздник объединял, а не разъединял. Чтобы он был сопряжен и с посещением страждущих, и с дарением тепла тем, кто его недополучает.

А извратить можно все, что угодно… И если человек знает, что там, куда он идет, будет возлияние, объедуха (кстати, это одно из народных названий Масленицы) и прочие непотребства, то, конечно, соучаствовать в них однозначно грешно.

Масленица в других Церквях

Здесь опять-таки нужно разграничить Масленицу и Сырную седмицу. Каждый народ, который живет в той части планеты, где есть четкая смена времен года, имеет в своей культуре праздник весны. Идеи цикличности, плодородия, продолжения рода и почитания предков присущи почти всем земным цивилизациям, поэтому тут можно много рассказывать о весенних торжествах народов мира.

С Сырной седмицей дело обстоит иначе. Она есть в календарях всех Православных Церквей греческой традиции. Знают ее и западнорусские униаты – православные, признавшие примат Рима, но сохранившие греческий обряд.

У католиков-латинян аналог Сырной седмицы – воскресенье, понедельник и вторник перед «Пепельной средой» – последние три дня перед Великим постом, когда разрешено вкушать скоромную пищу. В разных европейских странах эти дни имеют самые различные названия, и в народном сознании связаны с карнавалами – массовыми гуляниями. Карнавалы тоже имеют языческое происхождение, а их смысл приблизительно тот же, что и у восточных славян. Во всяком случае, был. Сейчас карнавалы (как и Масленица) превращаются в коммерческое мероприятие и красочное шоу, которое полностью утратило связь не только с древней языческой, но и с церковной традицией тоже.

И, наконец, стоит вспомнить праздник Армянской Апостольской Церкви – Бун Барекендан («Истинная Масленица»). Он отмечается в воскресенье перед Великим постом. Этот день знаменит не только богатыми угощениями, ярмарками и народными гуляниями, но и тем, что бедняки и нищие становились предметом всеобщего внимания и пользовались благами общественного стола. В субботу перед Истинной Масленицей завеса алтаря закрывается на весь период Великого поста и открывается только в день Воскресения Христова. В день Масленицы Литургия в Армянской Церкви совершается за закрытой завесой.

Особенности богослужения Сырной седмицы

В принципе, таких основных особенностей – две. Прежде всего, Устав запрещает служить Литургию в среду и пятницу – так же, как и в сам пост во все будние дни (Великим постом по средам и пятницам совершается особая Литургия Преждеосвященных даров). Эта связано с тем, что в Православии совершение Евхаристии – всегда праздник и радость. А будничные великопостные богослужения пронизаны несколько иным настроением – настроением “светлой печали”. И второе – в эти дни впервые в году совершается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего». Во время поста она повторяется много раз в день, а на Сырной седмице ее творят лишь дважды, как бы напоминая, что скоро душа войдет в совсем иной ритм – ритм усиленной молитвы и покаяния.

Прощеное воскресенье: церковное богослужение и традиции

Христианская сущность праздника Прощеное Воскресенье, история возникновения и значение. Как правильно вести себя в этот день. Традиции церковного богослужения в честь праздника. Народные традиции и праздничный стол.

Прощеное Воскресенье – это праздник христианского высочайшего смирения. В этот день православный человек скорбит о своей гордыне и просит прощения у окружающих, которых задел намеренно по злобе или по простоте ума, или мог обидеть нечаянно словом или делом, даже не осознавая этого факта, поддавшись невоздержанию или в душевном ослеплении. Однако важно при этом искренне прощать самому, то есть провести такую работу над собственной душой, чтобы суметь отпустить обиды, даже незаслуженные и лично попросить прощения у обиженного.

Почему воскресенье называется прощеным?

Прощеное Воскресенье Церковь почитает в преддверие Великого поста, на масленичной неделе. Этот день заключает последнюю неделю, в которую разрешается употреблять в пищу молоко, творожные блюда и яйца в ходе подготовки к грядущему сорокодневному посту. Примирение с обиженными является первым шагом к последующей работе над собой, к очищению души и подготовке к глубокому покаянию перед Пасхой. С облегченной, примиренной душой верующий входит в пост и стремится к самосовершенствованию, к Богу, чтобы исповедаться и заслуженно причаститься Святых Таинств, обрести в духовном подвиге евангельские добродетели.

Как правильно просить прощения?

С давних пор существует традиция искренне и чистосердечно просить прощения у сослуживцев, соседей, родственников со словами: «Прости за то, что согрешил перед тобой!», на что следует ответ: «Бог простит, и я тебя прощаю, прости меня и ты!» После чего совершается христианское лобызание трижды в щеку. В случае, если человек не может сам простить и попросить прощения, ему закрыта дорога к покаянию и Благодати Божией, поскольку гордыня парализовала его душу. Поэтому так важно искренне молиться об обиженном некогда человеке, видеть, прежде всего, собственные грехи и личное несовершенство. Если даже он не может простить давний грех, нужно найти в себе силы не ответить озлоблением, предать забвению все дурное, избежать осуждения.

Совет. Начните молиться за своих врагов и обязательно сходите на исповедь в Церковь!

История Прощеного Воскресенья

Истоки этого праздника берут начало из жизни первых праведников Египта, которые уединялись с молитвами в пустыне на 40 дней для подготовки к Пасхе (уподобляясь Господу), для преодоления искушений и укрепления души.

В безводной пустоши подвижников ожидали большие опасности: дикие животные и ядовитые насекомые, слабость телесная из-за недостатка воды. Поэтому они просили друг у друга прощения, как будто готовились к смерти, прощали все грехи. Постепенно эта традиция утвердилась в обрядах Церкви.

В русском народе Прощеное Воскресенье всегда почиталось: в семьях старшие просили прощения у младших, богатые и знатные – у своих слуг и крестьян. На селе крестьяне ходили в гости к соседям и к родне, посещали болящих и вспоминали об одиноких родственниках с желанием посильно им помочь.

Царь первый подавал пример христианского смирения: просил прощения у монастырской братии и архиереев, в войсках – у солдат, проводил амнистию осужденных и раздавал повсеместно милостыню. В этот день даже приостанавливались военные действия.

Богослужение в храме

Служба в Прощеное Воскресенье начинается с воспоминания о событиях изгнания Адама из Эдема (Рая) из-за грехопадения. Литургию священники служат в золотом облачении, читают Евангелие от Матфея и выдержку из Нагорной проповеди, в которой идет речь о прощении окружающим обид как о важном условии прощения Господом собственных грехов, об условии стяжания небесных сокровищ. Проводится аналогия между греховностью человечества и состоянием души падшего Адама. Пронзительно звучат строки сокрушения Адама о собственных грехах.

После Литургии начинается Вечерня, перед которой идет чтение 9 часа. Открывается служба пением прокимна «Благословен Бог наш» одновременно осуществляется выход духовенства с каждением. Далее звучат прокимны «Свете тихий», «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего…». Творится молитва « Сподоби , Господи».

В минорном тоне творятся вечерние молитвы. Настоятель громко читает молитву св. Ефрема Сирина с троекратным поклоном. Затем он произносит « Владыко Многомилостиве », присутствующие преклоняют колена.

Далее проводится Чин Прощения.

Настоятель кладет поклоны перед образами Иисуса Христа и Пречистой Девы Марии, целует крест и прикладывается к иконам. Звучат стихиры и прокимены , прославляющие Отца Небесного, Духа Святого, Христа и Богородицу, призывающие к духовному подвигу Поста и приготовлению к сопричастию в вечной пасхальной радости.

После этого настоятель произносит текст проповеди, по окончании которой со смирением просит прощения у прихожан. Присутствующие священнослужители вслед за ним прикладываются к образам и к кресту. Просят друг у друга прощения. Миряне также целуют крест.

Народные традиции

Прощеное Воскресенье совпадает с периодом массовых гуляний в честь Масленицы, однако этот праздник наполнен глубоким духовным смыслом, является преддверием поста как периода духовных испытаний и борьбы со страстями.

В честь праздника принято было накрывать стол и созывать ближних и дальних родственников.

Готовили скоромные блюда, исключая мясо и птицу.

На стол ставили:

– рыбные закуски, икру;

– блины простые и дрожжевые на пшеничной, гречневой, овсяной муке со сметаной и с начинкой;

– вареники и сырники;

– пироги и расстегаи.

Это застолье собирало всех родных, молодых и старшее поколение: здесь сглаживались разногласия и прощались давние обиды. Традиции праздника живы и поныне. Принято дарить подарки и делать пожертвования бедным, проявлять милосердие и любовь к ближним. При дворах богатых людей ставили угощение для нищих, всякий желающий мог принять в нем участие.

Следует помнить, что Великий Пост – это добровольное ограничение земных потребностей тела для совершенствования роста духовного. Он будет полезен всем! События Прощеного Воскресенья направлены на очищение от страстей, на возрастание в сердце верующего любви, что важно для последующей готовности к спасению во Христе, к изменению жизни к лучшему.

Прощенное воскресенье: православные традиции и обычаи праздника

История происхождения праздника

Немногие знают, что истоки этого интересного празднества нужно искать в палестинской и египетской культурах. Именно здесь более 2000 лет назад нашла пристанище семья Иисуса Христа, Пречистой Девы и Иосифа Обручника, которые вынуждены были скрываться от прославившегося своей жестокостью царя Ирода.

Со временем начали появляться и обустраиваться христианские монастыри. Перед началом Великого поста жившие на территории монастырей монахи покидали стены своих обителей и отправлялись на 40 дней в пустыню. Находясь в одиночестве, они молились и готовились ко встрече с Иисусом Христом в день Его воскрешения.

Однако, как известно, выжить в пустыне очень тяжело. Опасность окружает со всех сторон: отсутствие воды и еды, голодные дикие звери и ядовитые пауки, холодные ночи и жаркие дни. Многие понимали, что могут не вернуться. Прощаясь с близкими людьми, монахи стали просить за все прощения. Так и возник праздник Прощеного (Прощеного) воскресенья.

Когда празднуют Прощеное воскресенье? Четко установленной даты это празднество не имеет. День празднования Прощеного воскресенья зависит от числа, на которое припадает Воскресение Христово.

Видео «Прощеное воскресенье: суть празднества»

В этом видеосюжете представлено значение праздника, а также описаны распространенные традиции и обычаи этого дня.

История мытаря и фарисея

Зачем просить прощения? Именно таким вопросом задаются многие невоцерковленные или считающие себя безгрешными люди. В ответ приведем притчу о мытаре и фарисее, которая упоминается в Евангелии от Луки.

Фарисей и мытарь пришли в храм помолиться Господу Богу. Обращаясь ко Всевышнему, фарисей ставил себя на ступень выше. Во всех его речах звучало сравнение с другими и превознесение себя. Мытарь, напротив, боялся даже глаза поднять, чувствуя свою вину. Сборщик податей говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику». Именно его и простил Господь, поскольку «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а принижающий себя будет возвышен».

Фарисей и мытарь просят у Господа Бога прощения

Как просить прощения и прощать

Основное значение этого праздника – взаимное прощение. Нужно присмирить свою гордыню и найти в себе силы попросить прощения и простить друг друга. Все мысли и слова должны быть чистыми и искренними. Нельзя приносить извинения, просто следуя традициям.

Просят прощения обязательно у тех, кому причинили вред и обидели. Нужно уметь признавать не только сказанное, но даже недобрые мысли. Также стоит попросить прощения у всего человечества. Нередко наши сердца наполнены злостью, равнодушием, отчужденностью и непониманием друг друга.

Прощать также нужно искренне, даже если порой это очень больно. Обида и душевная боль живут долго. Но, простив человеку его прегрешения и недобрые проступки, даешь самому себе шанс на очищение и лучшую жизнь. Произнесенная фраза «Бог простит, и я прощаю!» говорит о том, если Господь прощает любые прегрешения и проступки, то и человек должен следовать его примеру.

Читайте также:  Праздник святых апостолов Петра и Павла: история и происхождение, значение и смысл, традиции

В Прощеное воскресенье произносят фразу «Бог простит, и я прощаю!»

Традиции Прощеного воскресенья

Любой религиозный праздник сопровождается определенными традициями и обрядами. К слову, Прощеное воскресенье отмечают лишь православная и грекокатолическая церкви. Также данное празднество характерно для некоторых языческих религий.

Русские обычаи

Прощеное воскресенье отмечают накануне Великого поста. Поэтому трапезы в этот день могут быть самыми разнообразными. Разрешается употреблять в пищу молоко, сметану, сыр, масло и яйца. А вот мясные продукты запрещено есть. Также не рекомендовано употребление спиртных напитков.

Количество приемов пищи совпадает с количеством дней недели. То есть, трапезничают в этот день 7 раз. Вечером, когда последняя трапеза завершится, оставшиеся блюда раздают обездоленным или отдают животным. Можно оставить лишь одну тарелку вкусной сладкой каши, которая предназначена для умерших родственников.

Нужно обязательно сходить в церковь, исповедаться во всех грехах и причаститься. Однако перед посещением храма Божьего необходимо сходить в баню, хорошо помыться и переодеться в чистые одежды.

На Руси существовала традиция при взаимном прощении трижды поцеловать друг друга. Так и появилось народное название праздника – целовальник. Также в давние времена было принято, чтобы отец семейства садился на стул во главе стола, а к нему по очереди подходили члены семьи и просили прощения. По окончании такого ритуала и сам глава семейства просил родных простить все его согрешения и недобрые поступки.

С Прощеным воскресеньем связано немало примет и поверий. Например, какая погода стоит в этот день, такую стоит ждать в праздник Воскресения Христова. Если получится уснуть до полуночи, то весь год не будет проблем со сном.

Языческие обычаи

Помимо церковных и народных традиций, с праздником Прощеного воскресенья связано множество языческих обрядов.

Изначально Масленицу – день прощания с зимой – праздновали в православную Сырную седмицу. После Крещения Руси эти два празднества объединили. Отсюда и пошла традиция печь блины и сжигать чучело Масленицы. Все эти обряды сопровождались массовыми народными гуляньями, танцами и песнями. Последнее воскресенье перед началом Великого поста превратилось в народный праздник.

Круглые масленые блины, которые являлись главным символом праздника, напоминали теплое весеннее солнышко. Считалось, что если все блины съедят, то семью ждет успешный и зажиточный год. Причем первую порцию выпечки обязательно относили на кладбище, чтобы почтить усопших.

Во время празднества разводили многочисленные костры. Огонь должен был разбудить весну и прогнать зиму. Согласно языческим традициям, прыжки через огонь приравнивались к обряду очищения. По окончании народных гуляний производили сжигание чучела Масленицы. Оставшийся пепел собирали и рассыпали в полях и огородах. Древние славяне придерживались мнения, что таким образом призывают землю дать большой урожай.

Что нельзя делать

Поскольку Прощеное воскресенье помогает людям избавиться от душевных страданий и очиститься от греховных помыслов, в этот день нельзя сквернословить, повышать голос, провоцировать конфликты и участвовать в них. Также запрещено злиться и обижаться на окружающих. Нельзя никому желать зла, а также отказывать в помощи и милостыни.

Просить прощения и прощать нужно искренне. Ложь считается сильным грехом. Прощеное воскресенье считается днем добра, мира и искренности. В этот день можно прийти на кладбище, чтобы помянуть усопших и попросить у них прощения за все свои прегрешения.

Прощеное воскресенье – время для духовного очищения перед светлым христианским праздником Воскресения Христова. Теперь вы знаете, какого числа и как праздновать этот чистый и наполненный добротой день.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Прощёное воскресенье – история, традиции, обряды, что можно делать, а что нельзя в этот праздник

В этот день принято просить прощения друг у друга за все проступки и прегрешения.

Православное Прощеное воскресенье в этом году отмечается 10 марта, в последний день Масленичной недели.

Прощёное воскресенье традиции, обряды, история

В этот день каждому выпадает шанс получить прощение за все прегрешения и поступки, которые он совершал в течение года. Светлый праздник несет покаяние и освобождение от тяжкого бремени перед началом не менее важного периода – Великого поста.

В православный праздник во всех церквях проходят вечерние богослужения и особенный обряд “чин прощения”. В момент обряда священнослужители и верующие просят прощения за все огорчения.

История воскресного прощения

Древняя традиция прощения берет свои истоки из палестинской и египетской культур. Предание гласит, что перед началом поста одинокие монахи отправлялись в пустыню, где жили 40 дней без еды и воды.

За день до этого они примирялись с другими и просили прощения за все грехи, ведь каждый понимал, что не все смогут пережить последующие голод, жажду и другие опасности. Так воскресенье и получило определение “прощеное”.

Священнослужители считают, что мало получить прощение ближнего, прежде всего мы должны научиться прощать. Поэтому в этот день уместно вспоминать золотое правило нравственности: “относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе”. И мера нашего отношения может стать мерой отношения Всевышнего к нам.

Родоначальником церковного обычая стал Иисус, который велел прощать обиды своим близким. Смысл его слов приравнивают к снисхождению, милосердию, сочувствию и любви.

Традиции Прощеного воскресения

В этот день верующие вспоминают слова Сына Божьего о прощении, сказанные на Нагорной проповеди. Также люди упоминают изгнание Адама из райского сада и сравнивают это со своевольным отдалением от церкви и потерей духовной связи.

Также в Прощеное воскресенье верующие посещают могилы родных, приносят им гостинцы и просят прощения, а также молятся за здравие живых.

Перед тем как молить о прощении, нужно сходить в церковь и исповедаться. По традиции, люди, которые просят прощения обоюдно, должны поцеловаться трижды. Поэтому Прощеное воскресенье получило название “целовальника”.

Настоятель православного прихода в честь Святого Николая Японского отец Павел Сердюк

Прощеное воскресенье: священник о традициях веры и молодежи в церкви

В светлый день старшие родственники первыми просили прощения у молодых. А на Руси государи просили прощения у подданных и солдат.

После слов прощения близким и друзьям верующие идут в храм, где слушают вечернюю службу.

В это время принято собираться за большим семейным столом на “блинную” трапезу. После можно сходить в баню и “смыть” свои грехи перед Великим Постом.

Традиции и запреты Прощеного воскресенья

Издавна крупным прегрешением считали сквернословие и непрощение. Каждый должен был суметь простить обидчика.

В Прощеное воскресенье семья садилась за трапезу семь раз, а оставшуюся еду не убирали до утра. Считалось, что соблюдение этой традиции помогало обеспечить благосостояние и изобилие на год.

Блины, приготовленные в этот день, съедались без остатка – тогда семья становилась сплоченной.

По погоде прогнозировали будущую осень: безоблачная погода предрекала хороший урожай и теплый сезон.

Что можно и нельзя делать в Прощеное воскресенье

– В Прощеное воскресенье категорически запрещено устраивать конфликты, злиться на окружающих, повышать голос, оскорблять кого-то и самому обижаться.

– Намерения людей должны быть только положительными, а поступки человечными.

– Надо быть готовым к тому, что вы должны простить человека и отпустить обиду. Таким образом вы освободитесь от душевных тревог и переживаний.

– В Прощеное воскресенье не рекомендуется выполнять тяжелую работу.

– Желательно перед началом Великого поста принять исповедь.

– Придите на кладбище, где похоронены ваши близкие и родные, поминая их молитвой и добрыми словами.

Прощеное воскресенье помогает многим людям облегчить душевные страдания и забыть самые страшные обиды.

Как просить прощения и что нужно отвечать

Главный ритуал Прощеного воскресенья заключается в том, чтобы побороть свое высокомерие и расскаяться за свои поступки перед другими людьми и Богом. Христиане верят, что именно через покаяние наступает облегчение в душе каждого человека.

В Прощеное воскресенье нужно обязательно просить прощения вслух. А в ответ нужно говорить фразу “Бог простит, меня прости” или “Бог простит, и я прощаю”. При этом первыми должны обратиться взрослые к младшим: родители извиниться перед детьми, начальник – у подчиненных. Православные просят прощения в этот день с рассвета до самой ночи, а на ужин употребляют уже постную пищу.

Читайте также наши стихи посвященные этому дню

Прощеное воскресенье – история и традиции

Прощеное воскресенье традиционно приходится на последний день Масленицы. Этот праздник имеет языческие корни, но настолько тесно вошел в сознание людей, что его традиции перемешались с церковными. В этот день народ провожал зиму песнями и весельем, а также ходил на кладбище, чтобы попросить прощение у умерших родственников. На могиле оставляли блины – «помин» для усопших.

На Руси Прощеное воскресенье почитали особым образом. В этот день не считалось зазорным попросить прощение у человека, низшего по статусу или чину. Государи кланялись перед подданными, генералы винились перед простыми солдатами.
В день Прощеного воскресенья ровно на сутки прекращались все сражения.

Прощеное (прощенное) воскресенье, красивый, гуманный русский обычай. Перед строгими днями Великого поста очистите душу, повинитесь, попросите у всего народа честного, как сказал Господь: “Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Мф. 6, 14-15).

Прощеное воскресенье – последний день перед Великим постом

Пословица “Не все коту Масленица” произошла оттого, что после Масленицы наступает пост, а с ним вместе – строго воздержная жизнь. С первого дня поста многие не пьют даже воды, пока не отслушают заутрени. Первые три дня ничего не варят: едят одно сухое, соленые огурцы, грибы, квашеную капусту, хрен да редьку и пр. С четверга варят из овощей кушанья без постного масла.
Кончилась Масленица, впереди – Великий пост и Пасха.

Прощеное воскресенье – история праздника

Не все знают, что обычай просить прощение пришел к нам из Египта. Эта страна около двух тысяч лет назад приютила от преследований Ирода святую семью – Иисуса и его мать Марию. Позже здесь появились христианские монастыри.

Монахи перед Пасхой уходили на сорок дней в пустыню, чтобы в одиночестве молиться господу нашему, становясь в помыслах своих духовно еще чище, и тем самым подготовить себя ко встрече с Христом в день его воскрешения. Но в пустыне человеку одному провести сорок дней очень трудно.
Опасности подстерегают на каждом шагу. Это и голодные звери, и змеи, и ядовитые пауки. Монахи, уходя в пустыню, знали, что могут не вернуться назад, и что, возможно, больше никогда не увидят людей, с кем они прощаются. Поэтому уходя, они просили прощения у всех за все, даже за дурные мысли, которые возможно возникали у них в голове.

Постепенно этот обычай распространился и закрепился. Раньше на Руси в этот день прекращались сражения, противники должны были сложить оружие и просить прощения друг у друга. Даже царь в этот день просил прощения у своих подданных.

Люди до последней зари ходили по домам и просили прощения у родственников, соседей, совсем незнакомых людей. И прощать надо было с чистым сердцем, ведь бог прощает всем нам наши прегрешения, а мы что же, выше Бога? Мы тоже должны простить и дальше жить в мире и согласии, как и хотел Христос.

История Мытаря и Фарисея

Некоторые думают, что им не за что просить прощения, потому что они живут правильно, не воруют, не убивают, никому не делают ничего плохого. Тут полезно вспомнить историю фарисея и мытаря.

Фарисей жил правильно, молился, постился дважды в неделю и считал себя за это лучше других. Он просил у Бога признания своих заслуг.

Мытарь собирал с людей налоги, служа захватчикам, поэтому люди по большей части его ненавидели. Он ясно осознавал свое положение и все, чего просил у Бога – прощения.
Бог принял просьбу Мытаря и отказал Фарисею, потому что тот, ослепленный своей гордыней, пытался возвысить себя и стать на один уровень с Богом.

Святое воскресенье – День прощения

Все мы вольно или невольно совершаем разные крупные и мелкие прегрешения – ругаемся, (пусть даже вполне справедливо!) за растущие с каждым днем цены. Бывает, скандалим в очередях, бурчим, когда в переполненном автобусе кто-то наступил нам на ногу, или когда сосед в воскресное утро, вдруг, решил вбить в стену гвоздь для вешалки.
Да мало ли когда и кого мы за прошедший год обидели делом или неосторожно оброненным словом! Вот за все это мы и должны попросить прощения, не формально, конечно, а вполне осознанно и постараться в будущем уже этих ошибок не повторять (не будем же мы каждый раз извиняться за одно и то же). Если все сделают это от чистого сердца, наша жизнь обязательно станет лучше.

Просить прощения у близких. Проснувшись утром, не откладывая, попросить прощения за все причинённые обиды у своих домочадцев. Просить прощение нужно искренне, сожалея о причинённой родному человеку боли. Если трудно попросить прощения, можно перед этим представить себя на месте обиженного и ощутить самому, как ему было плохо. Тогда вы обязательно пожалеете и раскаетесь в злом поступке. Просьба о прощении получиться как-бы сама собой. В семьях не ложились спать, не помирившись друг с другом.

Читайте также:  Праздник Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение): история и происхождение, значение и смысл, традиции

Просить прощения у умерших. В этот день принято приходить на могилы к родным и близким, чтобы попросить прощения у тех, с кем уже нельзя повидаться. Мы часто сожалеем, что обижали человека при его жизни. В этот день есть возможность попросить прощения и снять тяжесть со своей души.

Простить просящих. В Прощёное воскресенье нужно от души прощать тех, кто просит нас об этом. И даже тех, кто не может или не хочет просить у нас прощения. Просто, простить все накопившиеся обиды, задумавшись о том, что обидчики наши бывают так же неправы, как и мы сами и душа их страдает от этого.

Главное для человека в Прощёное воскресеньеискреннее раскаяние в совершённом злом поступке по отношению к другому человеку и прощение своих обидчиков. Ведь все мы просим прощения своих грехов у Господа. Как мы прощаем других, так и Господь простит нам. Прощать других – значит с чистою душой подойти к Великому посту, подготовиться духовно.

Посетить храм. В храмах на Литургии читают библейское повествование об Адаме и Еве, вспоминают грехопадение наших прародителей и изгнание их из Рая. Читают в храмах и Евангельское повествование, где Иисус Христос поясняет слова молитвы Отче Наш “и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим”. Господь сам показывает нам путь в Царство Божие – отказаться от злых обид, любить и прощать друг друга.

Прощеное воскресенье: смысл, история, порядок богослужения (+видео, аудио)

Евангельское чтение в Прощеное воскресенье:

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Толкуя евангельские стихи о взаимном прощении обид в Прощеное воскресенье, епископ Феофан Затворник восклицает: «Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения, под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным, — и всё тут. Прощеный день — какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы, как до́лжно, пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом…»

Проповеди в Прощеное воскресенье

Проповедь Патриарха Кирилла в Прощеное воскресенье

Сообразно с Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. После вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Чин прощения. История установления

Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.

На Руси в канун Великого поста наши благочестивые предки испокон веков исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощения у последнего и ничтожного. И государи просили прощения у своих подданных. С этой целью они объезжали войска, просили прощения у солдат, посещали монастыри, где просили прощения у братии, приезжали к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.

Прощеное воскресенье в Кафедральном соборе Христа Спасителя г.Калининграда

Чин прощения: порядок

Чин прощения, как правило, совершается в храмах в воскресенье вечером — это служба вечерни сырной седмицы. Начинается служба как обычная вечерня, но в храме уже все по-другому: на аналоях великопостные черные или фиолетовые ризы, в середине службы и священники меняют облачение на темное. По-особенному торжественно и радостно: начинается весна постная, весна духовная!

Вечерня начинается по-обычному. На «Господи воззвах» поются стихиры:

Творение господина Иосифа. Стихиры, глас 2.
Подобен: Егда от Древа:

Воздержанием тело смирити вси потщимся, божественное преходяще поприще непорочнаго поста и молитвами и слезами Господа спасающаго нас взыщем, и забвение злобы всеконечное сотворим, вопиюще: согрешихом Ти, спаси, якоже древле ниневитяны Христе Царю, и общники ны сотвори Небеснаго Царствия Благоутробне.

Себе отчаяваю, помышляя дела моя Господи, всякаго мучения достойная: се бо презрев честныя Твоя Спасе заповеди, блудно мое житие иждих. Темже молюся, тучами покаяния мя очистив, постом и молением яко един милостивый просвети, и не гнушайся мене Благодетелю всех, и Преблагий.

Ин господина Феодора, глас той же.
Подобен: Паче ума даров:

Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа: в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и святую Пасху, духовно радующеся.

Таже в Минеи святому, подобны 3.

Вход с кадильницею: Свете тихий:

Прокимен глас 8:

Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю.

Стих: Спасение Твое Боже да приимет мя.

Стих: Да узрят нищии, и возвеселятся.

Стих: Взыщите Бога, и жива будет душа ваша.

И паки высочайшим гласом: Не отврати лица Твоего:

На стиховне самогласен глас 4:

Возсия благодать Твоя Господи, возсия просвещение душ наших. Се время благоприятное, се время покаяния, отложим дела тьмы, и облечемся во оружия света: яко да преплывше поста великую пучину, в тридневное Воскресение достигнем, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, спасающаго души наша.

Стих: К Тебе возведох очи мои:

И повторяем тойже.

Таже стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас:

И мученичен: Прославляемый в памятех святых Твоих Христе Боже, от них умоляемь, низпосли нам велию милость.

Слава, самогласен в Минеи, аще имать: И ныне, Богородичен по гласу Минеи. Аще ли не имать, Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже.
Подобен: Яко добля:

Ангельстии чини Тя Богомати прославляют: Бога бо Всечистая родила еси, Отцу, и Духу соприсносущна, и ангельская воинства от не сущаго хотением поставивша. Егоже моли от тли спасти и просветити души православных, Тя воспевающих Всечистая.

Ныне отпущаеши: Трисвятое: поклоны три. Пресвятая Троице: Отче наш: И настоящия тропари, глас 4: Богородице Дево радуйся: И творим поклон един. Слава: Крестителю Христов: поклон един. И ныне: Молите о нас святии апостоли: поклон един. Таже, Под Твое благоутробие: без поклона. Господи помилуй, 40 кротким и тихим гласом. Слава, и ныне: Честнейшую херувим: Именем Господним благослови отче. Священник: Сый благословен Христос Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Мы же: Аминь. И молитву: Небесный Царю:

И творим три поклоны великия, и глаголем молитву преподобнаго Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.

После этого настоятель храма произносит проповедь, затем священники просят прощения у прихожан и друг друга. После этого все клирики выходят к амвону, а прихожане подходят, целуют крест или икону, испрашивают прощения у клириков.

Святые отцы о прощении:

Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий: простите ближним согрешения их пред вами.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти.
Святитель Иоанн Златоуст

Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя.
Преподобный Ефрем Сирин

Хотя обязанный просить у тебя извинения и не просит его, и не беспокоится о том — почему и ты мог бы счесть для себя извинительным не прощать ему сделанных против тебя проступков, — однако ты, несмотря на то, прости его, если можно, призвав его к себе, а если это невозможно, сам в себе, не показывая своими поступками, что желаешь отомстить.

Преподобный Исидор Пелусиот

«На реках Вавилонских». Старинный напев из обихода Синодального хора. Мужской хор Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Регент — Владимир Горбик. Концерт в Большом зале Московской консерватории 27 февраля 2008 г.

Статьи о прощении:

  • Патриарх Кирилл: Чтобы изменить жизнь, нужно навести порядок в наших сердцах и простить друг друга
  • Если мы не успели попросить прощения…Митрополит Сурожский Антоний
  • Протопресвитер Александр Шмеман: Простить = не сердиться? (+АУДИО)
  • Он не заслуживает даже моей обиды, и потому я охотно прощаю его… (+АУДИО) Протопресвитер Александр Шмеман
  • Сумеем ли простить? (+ВИДЕО) Протоиерей Александр Ильяшенко
  • Прот. Сергий Правдолюбов: Прощать — это элементарная техника безопасности
  • Таинство прощения Протоиерей Димитрий Струев
  • Прощение и примирение: в чем разница? Священник Андрей Лоргус
  • Обида: для чего она нужна и почему мы ее боимся? (+Видео) Ольга Михайловна Красникова
  • Примирение и прощение: практические советы Лидия Сиделева
  • Тайна ПрощенияПротоиерей Виталий Шинкарь
  • О псевдопрощении Священник Валерий Шемчук
  • Скажи «стоп» первый Священник Феодор Людоговский
  • Желать ли врагам здоровья-успехов-в-работе-личной жизни? Священник Константин Островский
  • Расточительный сын Протоиерей Игорь Прекуп
  • Почему на Прощеное воскресенье отвечают «Бог простит»?
  • Мелодия Священник Александр Дьяченко
  • Два словаНаталья Семушкина
  • Великие примеры прощения Валерия Ефанова
  • Я прошу прощения… (+ АУДИО) Марина Журинская
  • Прощеное воскресенье с детьмиАнастасия Абрамова (Крячко)
  • Прощеное воскресенье: найти человека, перед которым реально стоило бы извиниться
  • Сакраментальное слово «прости» Протоиерей Игорь Прекуп
  • Козел отпущения Священник Ричард Рене
  • Прощение — освобождение Игумен Спиридон (Баландин)
  • Прощеное воскресенье — «Что осудили в другом — есть в нас»… Священник Сергий Круглов
  • Прощение — главная форма противостояния злу
  • Как говорить «прости» Богу и людям Митрополит Сурожский Антоний
  • Долги наши, или Двойная мораль христиан Священник Феодор Людоговский

Современные пастыри о прощении:

Митрополит Вениамин (Федченков):

«…что делать, если у кого-нибудь не хватает сил попросить прощения у того, кого он считает виновным перед собой (а не себя самого). На это прежде всего нужно сказать словами Самого Господа: «Невозможное для человека — возможно Богу!» Решись попросить прощения, а уж прочее сделает Сам Господь. Поэтому не говори: это дело непосильное мне! Это — неправда: Бог поможет!»

Епископ Диоклийский Каллист:

«… чин взаимного прощения очень далек от того, чтобы быть просто обрядом. Он может быть, и часто бывает, глубоко действенным событием, изменяющим жизнь тех, кто в нем участвует. Я могу вспомнить случаи, когда обмен прощениями накануне Великого поста послужил мощным стимулом, внезапно разрушающим давние преграды и позволяющим по-настоящему восстановить отношения между людьми. Эта вечерня Прощеного воскресенья лучше всяких слов говорит нам о том, что в великопостное плавание никто не может пускаться в одиночку».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

«Нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним».

Ссылка на основную публикацию