Великий Понедельник в православии: что это такое, история и традиции, смысл и значение, что нужно и нельзя делать

Об особых посвящениях семи дней недели: когда и кому нужно молиться

Архимандрит Назарий (Омельченко)

– Отче, просветите, пожалуйста, имеют ли дни недели особые посвящения?

– Богослужебная жизнь Православной Церкви циклична. Существует три богослужебных круга: годовой, седмичный и суточный. Годовой содержит в себе подвижные и неподвижные праздники, повторяющиеся из года в год; седмичный состоит из дней недели, которые посвящены самым важным событиям земной жизни Спасителя и наиболее чтимым святым; суточный круг составляют девять богослужений. Они повторяются каждый день.

Таким образом, каждый из семи дней недели в Православной Церкви имеет свое повящение. Некоторые из них, как то воскресение, среда и пятница, особо чтились еще во времена Древней Церкви, и их смысловая нагрузка не менялась на протяжении веков. Итак, понедельник посвящен Небесным Силам, вторник – Иоанну Предтече, среда – день предательства Иудой Спасителя, потому особо чтится Крест Христов, четверг посвящен святым апостолам и Святителю Николаю, пятница – день Крестной Жертвы Спасителя, в субботу особо почитаются все святые, первая среди которых Богородица, а также поминаются все усопшие. Воскресенье – малая Пасха – день Светлого Христова Воскресения, благодаря которому дарована вечная жизнь всему человечеству.

– Что значит: понедельник посвящен Ангелам?

– В понедельник Церковь особо почитает святых Ангелов. Это почитание выражается в молитвенном призывании Небесных Сил бесплотных. За богослужением понедельника звучат молитвословия, в которых верующие просят помощи у своих Ангелов Хранителей, а также и у прочих Ангелов, чтобы они сопутствовали человеческой жизни и помогали спасти душу христианскую. В Православной Церкви есть учение, согласно которому у каждого христианина есть Ангел Хранитель, который дается человеку во время Таинства Крещения. Да и вся жизнь человеческая тесно связана с невидимым ангельским миром. Некоторые благочестивые христиане, усугубляя свой подвиг, берут в этот день на себя бремя поста. Такая же практика существует и в некоторых монастырях. Монахи подражают Ангелам, посвящая жизнь служению Богу и восхвалению Его Небесной Славы, потому и отмечают особо день почитания Небесных Сил бесплотных.

– А как понять: вторник посвящен Иоанну Крестителю? Как посвятить этот день ему?

– Во вторник Церковь прославляет всех ветхозаветных праведников и пророков, которые своей верностью Богу сделали возможным пришествие Спасителя мира. Святой Иоанн Креститель является олицетворением верности Богу, праведности и подвижничества. По словам Спасителя, Предтеча «Больший среди рожденных женами». Посвятить день святому – значит, прежде всего, если вы не знакомы с его житием, то поинтересоваться главными вехами жизни и подвига святого. Основой подвига Иоанна Крестителя является аскеза и служение Богу. Исследуя жизнь Предтечи, каждый христианин увидит яркий пример для подражания. Потому, посвящая день святому, проанализируйте свою жизнь и определите те добродетели, которые объединяют нас. Если таких нет, перед вами большое поле для духовного делания.

– Среда посвящена Кресту. Чем отличается этот день от других?

– В среду заканчивается воспоминание Церковью Ветхого Завета и начинается прославление новозаветных событий. Среда и пятница являются днями воспоминания о страданиях и крестной смерти Спасителя. В среду Иуда предал Спасителя. С этого дня фактически начались страдания Спасителя. В святи с этим особенно почитается Крест как орудие нашего спасения. В этот день на протяжении всего года нужно держать пост.

– Четверг посвящен апостолам и Святителю Николаю Чудотворцу. Как вести себя в этот день?

– В четверг Церковь вспоминает святых апостолов, трудами которых христианство утвердилось на земле. В этот же день мы почитаем преемника апостолов, одного из самых почитаемых святых Православной Церкви – Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца. Сегодня фактически в каждом православном доме находится иконка этого великого Угодника Божьего. И потому почтение Святителя должно выражаться не просто в памятовании, а в живой и реальной молитве.

– В пятницу мы как-то особенно должны вспоминать Распятие Христа? Служат ли особые молитвы в храмах в этот день?

– Пятница – день вспоминания страстей и Крестной смерти Спасителя. День постный. Церковь молитвенно состраждет и прославляет искупительный подвиг Христа.

– Суббота посвящена всем святым. Как ее отметить?

– В субботу мы чтим всех святых. Первая среди них Богородица. В традиции русской Церкви каждому христианину нарекается имя в честь какого-то святого. Таким образом, в субботу, почитая всех святых, мы прибегаем к молитвенному предстательсвтву своего святого, а также и к другим святым, близким нашему сердцу, но для которых нет особо установленного дня на протяжении недели.

В этот день христиане особо молятся об упокоении усопших, вспоминая своих родных, близких и всех, от века почивших. Поминание может выражаться как в келейной молитве, так и через участие в панихиде, совершаемой традиционно в храмах в этот день.

– Воскресенье посвящено Господу. Как правильно провести этот день?

– Воскресный день – малая Пасха. Он посвящен Господу и почитается христианами с апостольского времени. В этот день каждый верующий должен посетить храм для участия в Божественной литургии. Поскольку воскресение Христово является надеждой для всех людей, то и почитание этого дня особо. Лучше всего после богослужения провести день в доброделании: посетить больных, помочь нуждающимся, проведать престарелых. Также в воскресенье следовало бы посвятить несколько часов чтению Священного Писания и совершению молитвы. Правильно было бы проанализировать события прошедшей недели (что доброго и плохого случилось за этот период) и постараться выстроить определенный план действий в духовной жизни на следующие семь дней. Таким образом, стержень духовной жизни, который формируется благодаря участию человека в богослужении и нравственному совершенствованию, поможет человеку даже в трудных жизненных обстоятельствах не сходить из пути, ведущего к Истине.

Архимандрит Назарий (Омельченко),
преподавателm Киевских духовных школ
Беседовала Наталья Горошкова

Великий Понедельник Страстной седмицы Великого Поста

Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
Мф. 21, 22

Иаков, Иосиф и его братья Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию и каждый называется Великим.

В Богослужении этого дня Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы пожить с Ним. В таинственном созерцании сближая события Ветхого и Нового Завета, она показывает нам грядущие невинные страдания Спасителя в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа, по зависти братьев невинно проданного и униженного, но после восстановленного Богом. «Иосиф, – говорится в Синаксаре, – есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для Своих единоплеменников – иудеев, продается учеником за тридцать серебреников, заключается в мрачный и тесный ров – гроб и, восстав из него собственною силою, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и вконец побеждает его, владычествует над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом – Своею живоносною плотию».

Из событий евангельских Святая Церковь воспоминает иссушение бесплодной смоковницы. Изсохшая смоковница, по словам Евангелия была для Апостолов знаменательною проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек пред Богом духовно мертв. По разуму Святой Церкви, бесплодная смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял; но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния. Кроме повествования об иссушении смоковницы, утреннее Евангелие назидает нас сказанной Спасителем в этот именно день притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина. В этой притче нельзя не видеть и страшного осуждения христианам, дерзостно нарушающим заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающим распинать Сына Божия своими прегрешениями. В Евангельском чтении на Литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного народа Иудейского и кончину мира, как они были предызображены Иисусом Христом. Изображением великих и разнообразных бедствий и признаков разрушения Иерусалима и кончины века верующие побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради».

«Закон Божий», издательство «Новая книга»

Песнопения из службы в понедельник Страстной седмицы Великого Поста

Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.«Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот слуга, которого Он найдет бодрствующим; а кого найдет уныло спящим – тот недостоин. Смотри же, душа моя, не отягощайся сном, чтобы тебя не предали смерти и не закрыли пред тобой двери Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят, Ты Господи. По молитвам Богородицы помилуй нас!»
Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения убоявшися, братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость.«Братие, убоявшись приговора, постигшего иссохшую смоковницу за неплодие, принесем плоды, достойные покаяния, Христу, дарующему нам великую милость».
Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.«Вижу, мой Спаситель, Твой украшенный чертог, и нет у меня достойной одежды, чтобы войти туда: просвети одеяние моей души, о Светодавец, и спаси меня».

Евангелие от Матфея

Поутру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней, и, ничего не нашедши на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода во век. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились, и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: если будете иметь веру, и не усумнитесь; не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись, и ввергнись в море, – будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

Священное Писание и его толкование

  • Иеромонах Ириней (Пиковский). О бесплодной смоковнице. Проповедь в Великий Понедельник

Мы вступаем сегодня в тяжелые дни: в дни, когда мы вспоминаем Страсти Христовы, в дни, когда и нам будет нелегко приходить в храм выносить долгие службы, молиться. Многие поставят перед собой вопрос: а стоит ли ходить, когда тело так устало, когда мысли разлетаются, когда нет внутренней собранности и настоящего участия в том, что происходит.

Вспомните тогда то, что было в дни Страстей Христовых: сколько было народа, и добрых и страшных людей, которые много бы дали, чтобы вырваться из ужаса и из истомленности этих дней. Те, которые были близки ко Христу, – как у них разрывалось сердце, как истощались последние силы, телесные и душевные, в течение этих немногих страшных дней… И как сотни людей, вероятно, хотели бы вырваться из этой недели, быть свободными от того, что происходило: от гнева, от страха, от ужаса…

И жизнь никуда не давала уйти; никуда не могла отойти от страстей Господних Пречистая Дева Богородица; никуда не могли укрыться от своего ужаса ученики Христовы, даже в те минуты, когда страх побеждал и они старались спрятаться от гнева народного. Никуда не могли уйти, забыть происходящее Никодим, Иосиф Аримафейский, тайные ученики Христовы, верные женщины-мироносицы. Уйти было некуда, потому что ужас обитал в их сердцах, потому что ужас охватывал их извне и изнутри. И так же некуда было уйти от этого тем, которые с ненавистью, упорно, злобно добивались Христова убийства.

И вот, когда вспоминаешь это, – разве не найдешь себе места в храме в течение этих страстных дней? И у них мешались мысли, у них холодело сердце, и у них истощались силы; но они жили этим событием. И то, что будет происходить на этих днях, это не мертвое воспоминание о когда-то прошедшем; это событие, которое находится в сердце наших дней, на нем зиждется жизнь нашего мира и наша жизнь.

Поэтому, что бы вы не переживали, как бы мало вы – мы – ни переживали, будем ходить на эти службы, погружаться в то, что они нам предъявляют. Не будем стараться из себя насильственно выжать какие-то чувства: довольно посмотреть; довольно послушать; и самые события – потому что это события, а не воспоминание – пусть нас ломают телом и душой. И тогда, когда, не вспоминая себя, а думая о Христе, о том, что происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той великой субботы, когда Христос упокоился во гробе, – и на нас найдет покой. И когда ночью мы услышим весть о Воскресении, тогда мы тоже сможем вдруг ожить от этого страшного оцепенения, от этой страшной смерти Христовой, умирания Христова, которому мы хоть сколько-то приобщимся в течение страстных дней. Аминь.

Что можно и что нельзя делать на Сретение Господне в 2020 году

Соблюдение традиций в день церковного праздника Сретения Господня касается каждого верующего человека. Зная о том, что можно делать в этот день, а что находится под запретом, можно изменить жизнь к лучшему и привлечь в нее удачу.

Ежегодно верующие отмечают один из главных праздников в православной религии. Сретение Господне отмечено в церковном календаре как непреходящее празднование, поэтому в 2020 году верующие вновь соберутся в храмах и церквях 15 февраля, чтобы почтить Господа молитвами. В этот день священнослужители напоминают о важном событии — встрече Иисуса, которому исполнилось ровно 40 дней с момента рождения, со старцем Симеоном и Анной Пророчицей. День праздника — важное событие в православии, и эксперты сайта dailyhoro.ru рекомендуют познакомиться с запретами этого дня, а также с тем, что верующим нужно сделать обязательно.

Читайте также:  День памяти Ксении Петербургской: история, традиции, значение и смысл

Что нельзя делать на Сретение Господне

В день великого праздника верующим воспрещается употреблять горячительные напитки. Употребление алкоголя ведет к порочной жизни, и Господь не приемлет такой привычки. 15 февраля — отличный день для избавления от вредных привычек, и каждый, кто искренне попросит небеса о помощи, получит поддержку и покровительство.

В день великого церковного праздника верующим возбраняется выяснять отношения, ссориться и распространять слухи. Такое поведение развращает души и впускает в них Дьявола, что отворачивает от праведного пути, ведущего к свету и благополучию.

В день Сретения нельзя убираться. Это время посвящают молитвам, не отвлекаясь на мирские дела. Уборку верующие проводят заранее, чтобы встретить великий день с чистыми помыслами и в чистом помещении. Безусловно, церковь не запрещает убираться, если в этом есть острая необходимость, однако в день празднования не стоит забывать о духовном развитии и пропускать время молитв. Исключить стоит и иную работу, связанную с тяжелым трудом: ремонт, переезд, перестановка мебели, строительство.

На Сретение верующие постятся, но не строго, а лишь исключают из рациона мясные продукты. Воздержание и усмирение плоти также ведет к духовному росту и помогает укреплять силу воли.

В день церковного празднования воспрещается гадать и ворожить, проводить обряды и даже косвенно участвовать в них.

Не стоит в день праздника активно веселиться, забывая о молитвах, направленных на спасение душ. Это касается не только посещения увеселительных мероприятий, но и длительного просмотра телевизионных передач, а также компьютерных игр.

Что нужно сделать 15 февраля 2020 года

Верующие обязательно посещают храмы и церкви, где возносят молитвы Господу и славят его. Во время праздничного богослужения верующие просят у небес защиты и покровительства, а также причащаются.

После торжественной службы верующие приносят домой освященные свечи, названные громницами. Их используют для защиты дома и живущих в нем от любых бед. Также со службы верующие приносят освященную воду, обладающую уникальными свойствами.

На Сретение принято приглашать родных на обед, во время которого вновь возносят молитвы и благодарят Господа за его милость. Молитвы возносят не только за себя, но и за всех живущих на земле, желая всем благ и процветания, прощая врагов и недоброжелателей, оставляя их поступки на волю Господа.

Помощь ближним — еще один обязательный к исполнению пункт. Помогать принято ежедневно, однако в день праздника каждый добрый и безвозмездный поступок ценится особенно, если он не совершен с корыстной целью.

Сретение Господне — великий светлый праздник, во время которого каждый сможет избавиться от груза на душе. В светлый праздничный день уместным и благоприятным будет прощение обид и встреча с людьми, которые близки сердцу, а также молитвы за них и просьбы Господа о защите от любых невзгод. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Великая Среда в православии — что это такое, история и традиции, смысл и значение, что нужно и нельзя делать

Вели́кая среда́ (греч. Μεγάλη Τετάρτη), Страстна́я среда — среда Страстной недели, на которой вспоминаются покаяние грешницы, помазавшей миром Иисуса Христа в доме Симона и этим приготовившая Иисуса к погребению, а также решение Иуды предать Христа первосвященникам за тридцать сребреников.

Великая среда: история и значение ^

На церковной службе в Страстную среду прославляется женщина-грешница и порицается измена Иуды. Эти два евангельских события и становятся центром внимания в этот день.

События Великой среды

Не прошло и недели после въезда Христа в Иерусалим, как события его жизни стали меняться радикальным образом. Со среды Мессия больше не проповедовал в храме, Он стал больше времени проводить со своими учениками, подготавливая их к важной миссии. Фарисеи выискивали способы уничтожить Христа, и в этом им помог сребролюбивый Иуда.

Будущую смерть Иисуса почувствовала некая женщина, в Библии называемая Марией. Одни апостолы называют ее грешницей, другие — просто Марией, некоторые источники склоняются к версии, что это была Мария Магдалина. Последовательница Христа признала в Нем истинного Бога и пришла просить о будущем спасении.

Она принесла миро — драгоценное масло — и, разбив целый сосуд, вылила миро на голову Спасителя, омыв слезами его ноги, после чего вытерла их своими волосами. Апостолы возмутились тем, что она посмела прикасаться к Учителю. Иисус же спокойно сказал, что эта женщина осознала свои грехи и принесла все, что у нее было, чтобы получить благословение и очиститься.

Именно этот эпизод повествует нам о жертвенности, подвиге поклонения и очищения. Но в этот же день совершилось предательство. Проведя с Христом 3 года, видя его жизнь и чудеса, Иуда предал Господа.

Что можно и нельзя делать

В Великую среду на храмовых богослужениях проводится параллель между грешницей, угодившей Господу, и близким другом, предавшим Его. Для празднования этого дня есть молитвенный порядок, который читает каждый православный перед походом в церковь для исповеди.

В среду верующие люди вспоминают 2 истории — о бесконечной любви и о неверности, — что подталкивает на размышления о своей судьбе и о проблемах выбора жизненного пути. Если имеются греховные мысли, священнослужители призывают молиться еще больше, искать внутри грех и искоренять его.

В этот торжественный день особенно почитаются цветы, которыми можно украсить свой дом. Все живое 24 апреля будет устремлено к красоте. И красота должна быть не только внешняя, но и внутренняя, выражающаяся в мыслях, действиях и богоугодных делах.

  • Важно позаботиться о своих вещах, жилище, приготовиться к Великому четвергу.
  • С Чистого четверга и до Пасхи включительно убираться и выносить мусор запрещено. Поэтому уборку завершали в Великую среду. Нарушив данную традицию, вы рискуете привлечь в свой дом несчастья.
  • Согласно церковным законам, Великая среда — день сухоядения. Разрешено есть только овощи и фрукты без термической обработки.
  • В Великую среду принято подавать милостыню и преподносить подарки нуждающимся, чтобы не поддаться греху сребролюбия.

В этот день в храмах совершается таинство исповеди. Священнослужители утверждают, что Великая среда — это подходящий день для того, чтобы исповедоваться и покаяться в совершенных грехах.

На Руси в Великую среду под крышу было принято класть хлеб, соль и мыло. Считалось, что хлеб и соль наделяются положительной энергетикой и благодаря этому становятся сильным оберегом для дома и его обитателей. Мылом умывалась вся семья, чтобы защитить себя от порчи и болезней.

В среду Страстной недели Господь увидит истинно верующих людей, готовых отдать все ради своего спасения, и это совсем не деньги, а время, изменение жизни, поведения, — и пошлет им свое благословение. Бог примет и падшего грешника, если тот искренне раскается в своих грехах.

Приметы Страстной среды:

  • Злость, бесчестность, дурные помыслы в такой день обернутся против грешника, лишив его поддержки Свыше.
  • Заготовленные в среду пасхальные яйца пролежат дольше и не потеряют своей свежести.
  • Если на улице все еще лежит снег, его можно собрать, растопить и полить этой водой все домашние цветы, чтобы сохранить их красоту и здоровье.
  • Веточки вербы, оставленные с Вербного воскресенья, станут оберегом для всей семьи. Их желательно поставить рядом с иконостасом.
  • В среду непременно нужно что-то протереть, соскоблить, почистить — это принесет мир и гармонию в дом.
  • Если умыться ледяной проточной водой, то уйдут все невзгоды. Разумеется, необходимо сопроводить этот ритуал специальными молитвами.

Евангельский рассказ

…сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.

У Луки и Иоанна рассказ о помазании Иисуса миром относится не к Великой среде, рассказ Марка совпадает с Матфеем.

После этого, вошёл сатана в Иуду (Лк. 22:3) и пошёл он к первосвященникам «чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его» (Мк. 14:10-11).

30 сребреников — цена предательства

Был среди учеников и Иуда Искариот, он носил денежный ящик для пожертвований, которые раздавались бедным. Иуда больше всех возмущался бесполезной, с его точки зрения, мира ценой в 300 динариев, ибо сам был вором. (Иоан. 12:5-6)

Этот великий подвиг жертвенности совершался параллельно с грязным предательством, которое можно сравнить с ударом в спину близкого друга. Кто же такой Иуда, почему он так поступил, проведя с Иисусом 3 года, видя Его дела и чудеса.

Историки описывают ужасные вещи про этого еврея. Есть сведения, что он был одержим сатаной и убил своего отца, за это получил наказание в виде ношения воды ртом на гору для полива дерева.

Иуда не мог не слышать о чудесах, творимых человеком по имени Иисус. Встречи с Ним искали многие, среди которых были:

  • неизлечимо больные;
  • одержимые бесов;
  • страдающие сухостью конечностей;
  • прокаженные;
  • слепые и глухие.

Все приходящие к Учителю получали исцеление, и это давалось бесплатно. Возможно, Иуда надеялся научиться всему этому и зарабатывать потом большие деньги, ведь женщина, страдающая 12 лет кровотечением, истратила на лечение все свои сбережения. Став богатым, Иуда мог обрести власть.

Возможно, читая, как всякий еврей, пророка Даниила, (Дан.7:14) он надеялся занять место поближе к будущему царю Израиля.

В течение трех лет Иуде пришлось сопровождать Учителя по городам, при этом порой ночуя в чистом поле, терпя голод и холод, но чего не вытерпишь ради удовлетворения своих амбиций. Время шло, а Учитель все не становился царем, мало того, Его начали преследовать уважаемые в городе люди, мечты рушились на глазах.

Любил ли Иуда Иисуса, как остальные ученики? Почему он ни разу не назвал Его Господом, а только Учителем, что по-еврейски звучит, как равви. Предатель решился на грязное дело ради 30 сребреников, за них можно было купить небольшой участок земли.

30 сребреников Иуды

Некоторые историки пытаются представить Иуду жертвой, ибо на него выпала миссия предать Христа. Учитель никак не мог стать причиной смертного греха, тогда все Его проповеди о любви можно было считать ложью.

Вершиной лицемерия стал поцелуй, которым предатель показал римским воинам Учителя. Почему грязный предатель вдруг прозрел и увидел, что послал на смерть невиновного? Осознав, что он натворил, Искариот пошел в храм и вернул деньги, бросив их на пол, после чего, пошел и повесился.

Священники не захотели положить кровавые деньги в храмовую копилку, ибо понимали, что это была плата за невинную кровь. Иисуса распяли не как раба, ибо смертью на кресте карались разбойники, а как Царя, у Него в голове даже табличка была прибита «Царь Иудейский». Миссия выполнил Свое задание на земле и принял смерть, как Царь.

Иуда увидел, что предал Посланника Небес, раскаялся, но у него не хватило веры покаяться. Бывший ученик Христа повесился от позора. Мог ли он остаться в живых? Мог, если бы верил в Бога, в Его заповеди, в Царство Небесное и спасение через Христа.

Петр трижды предал Учителя, отказался от Него в ту страшную ночь, но сумел покаяться, веря в спасительную миссию Иисуса, и стал краеугольным камнем христианства.

Важно! Как часто мы, будучи неверными, совершаем грех, предавая Спасителя, но при этом имеем великий дар — прощение по благодати. Иисус Христос пришел на землю, чтобы все, кто верует в Него, могли в будущем попасть в Небеса.

Главная молитва в Великую среду ^

  • «Леность свою осознаю, радуюсь каждому дню, прожитому во кресте. Велико мое покаяние. Даруй, Господи, страдания за нас принявший, спаси нас. Милость Твоя да распространится над челом каждого, войдет в души, смирит смятение и крик диавольский. Озарит светом небесным путь во тьме, да проведет нас путем безгреховным. Аминь».

В Великую среду особую силу имеет молитва, изменяющая жизнь. Произнесенная от чистого сердца, она поможет вам найти в душе мир и любовь.

Молитва, изменяющая жизнь

  • «Господи, поможи мне исправиться, поможи найти суть своя, поможи мне найти путь свой истинный и избави меня от лукаваго! Крест земной и небесный мне укажи, укажи своей дланью, чтобы мог я понять, что есть грех и мог бы отвратить сей грех от меня. В покаянии к Тебе прибегаю, покаянием жизнь моя полнится. Ангел-Хранитель с небес ко мне сходит и несет мне волю Твою. Святый Боже, Святый Бессмертный, к Тебе взываю я, истинный раб Твой. Да будет воля Твоя и указы мне, и последую за Христом, Сыном Твоим, и восславлю в молитвах Имя Твое. Аминь.»

Особенности богослужения Великой Среды

В Великую Среду в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и в последний же раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина с поклонами. Поклоны прекращаются до праздника Пятидесятницы (будут совершаться только перед Плащаницей).

В богослужебных текстах Великой Среды бескорыстие женщины-грешницы, возлившей на главу Господа драгоценное миро, противопоставляется сребролюбию Иуды, продающего Христа первосвященникам. Это подчеркивается, например, в стихире самогласной:

Егда грешная приношаше миро, тогда ученик соглашашеся пребеззаконным. Овая убо радовашеся, истощающи миро многоценное: сей же тщашеся продати Безценнаго. Сия Владыку познаваше, а сей от Владыки разлучашеся. Сия свобождашеся, а Иуда раб бываше врагу. Люто есть леность, велие покаяние: еже мне даруй Спасе, пострадавый о нас, и спаси нас.

Читайте также:  Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы: история и происхождение, значение и смысл, традиции

(Когда грешница приносила миро, ученик договаривался с беззаконными. Она радовалась, тратя многоценное миро, он же желал продать Бесценного. Она познавала Владыку, он отлучался от Владыки. Она освобождалась, а Иуда становился рабом врагу. Сильна леность, велико покаяние: его даруй мне, Спасе, пострадавший за нас, и спаси нас.)

Эти события вспоминаются в Великую Среду.

Самая известная стихира этого дня написана преподобной инокиней Кассией — святой IX века.

Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне глаголющи! яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит? Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, иже безмерную имеяй милость.

(Женщина, впавшая во многие грехи, Твою ощутившая Божественную сущность, приняла чин мироносиц, рыдая, приносит Тебе миро прежде погребения, говоря: О, горе мне! Ночь мне невоздержанного блуда, мрачная и безлунная ночь греха. Приклонись к моим сердечным воздыханиям, Приклонивший небеса несказанным Твоим истощанием, да облобызаю пречистые Твои ноги, шаги которых Ева в полдень в раю услышав, в страхе скрылась, и отру их своими волосами. Множество грехов моих и бездну судеб Твоих кто исследует? Спаситель души моей, имеющий безмерную милость, не презри Твою рабу.)

В Великую Среду в последний раз поется тропарь «Се, Жених грядет в полунощи» и ексапостиларий «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный».

Се, Жених грядет в полуночи

(Хор Валаамского монастыря) 1.64MB

(Женский хор. Диск “Время поста и молитвы”) 3.71MB

Се Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща: / недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. / блюди убо душе моя, / не сном отяготися, / да не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: / Свят, Свят, Свят еси Боже, / Богородицею помилуй нас.

Чертог Твой вижду, Спасе 1.20MB

Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси мя.

Что можно и что нельзя делать на Рождество 7 января

В период празднования христианских праздников многие задаются вопросами о запрете тех или иных действий. Что …

Масленица: смысл, история и традиции

Все приведенные варианты ответа будут верными, ведь Масленица – праздник многоликий и вмещает в себя огромное число смыслов и символов. И все-таки, что такое Масленица? Откуда она появилась? Как ее отмечали раньше?

Почему христиане празднуют Масленицу?

Масленица: дохристианская история

Масленица: смысл праздника

Традиции, обычаи и обряды Масленицы

Масленица – Колодий

Кулачные бои на Масленицу

Масленица: сжигание чучела зимы

Как празднуют Масленицу в других Церквях

Вопросы о Масленице

Масленица: Сырная седмица. Особенности богослужения

Масленица: история праздника. Почему христиане празднуют Масленицу?

Последний день Сырной седмицы называется Прощеным воскресеньем. Оно заканчивает собою череду подготовительных недель к Великому посту. Всего «вводный» период длится 22 дня, и за это время Церковь настраивает верующих на нужный духовный лад.

Такое пристальное внимание к великопостному циклу вполне закономерен, ведь он является стержнем всего литургического года в большинстве христианских Церквей. Пост – время особое. Это, как очень удачно выразилась поэтесса Наталья Карпова, «семь медленных недель, дарованных тебе для покаянья». Это особый ритм жизни. Естественно, что радикальные перемены в душе не совершаются в одночасье, и здесь нужна серьезная подготовка – и ума, и эмоций, и тела.

Если углубимся в историю, то увидим, что Сырная седмица – наиболее древняя среди недель перед Великим постом. Она появилась под влиянием палестинской монашеской практики – местные иноки почти весь сорокадневный период перед Пасхой проводили в одиночестве, разойдясь по пустынным местам. К началу Страстной седмицы они сходились снова, но некоторые не возвращались, умирая в пустыне. Понимая, что каждый новый пост может стать последним в их жизни, черноризцы за день до расставания просили друг у друга прощение и обменивались теплыми словами. Отсюда и название этого дня – Прощеное воскресенье.

У традиции всю неделю вкушать молочную пищу – даже в понедельник, среду и пятницу – тоже монашеское происхождение. Ведь что такое пустыня? Это отсутствие пищи, а иногда – и воды. Естественно, перед таким испытанием нужно накопить силы. Речь, конечно, не идет о том, что в эти дни монахи объедались скоромными блюдами. Просто ввиду предстоящего в их жизни аскетического периода пост в понедельник, среду и пятницу отменялся.

Миряне эту монашескую традицию переняли и развили, но при этом смысл она получила несколько иной. Христианину-обывателю не нужно идти ни в какую пустыню, поэтому исчезает необходимость предварительного подкрепления себя белковой пищей. Но есть другой момент – в миру много соблазнов, сразу отказываться от которых рискованно. Поэтому постовые ограничения стали вводить постепенно, и Сырная седмица – один из таких этапов, когда уже нельзя вкушать мясо и играть свадьбы, однако еще можно веселиться и получать радость общения. Однако и не увлекаться особо, помня, что скоро пост.

Дохристианская история Масленицы

Масленица – исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена. Сразу оговоримся – Церковная традиция не считает его «своим», и в православном календаре нет позиции с таким названием. Зато там есть Сырная седмица и неделя (воскресенье) Сыропустная, а они имеют совершенно иной смысл, чем народная Масленица.

Думаю, если говорить о славянском наследии, то здесь речь может идти, скорее, о том, почему Церковь все-таки освятила языческий праздник и наполнила его новыми идеями. Ответ очень прост – христианство, пожалуй, самая толерантная религия на Земле. Возможно, это звучит странно на фоне частых заявлений со стороны о нетерпимости христиан, но это так. Христианство – религия преображения, которая все, что с ней соприкасается, не нивелирует, а очищает от греховной грязи и переосмысливает в ключе Евангелия.

Церковь не внесла Масленицу в свой календарь, но, тем не менее, она ее переплавила, и именно это многовековое влияние христианства сделало некогда языческий праздник тем ярким и гротескным периодом, который известен уже несколько столетий. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего сакрального значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья.

Масленица: смысл праздника

Начнем с того, что в древности этот праздник был куда более многогранным, нежели в дореволюционное время. В его основе лежало общее для всех языческих культур цикличное восприятие времени, и чем архаичнее была цивилизация, тем больше внимания она уделяла тому, чтобы подчеркнуть эту идею цикличности.

Праславянская Масленица отмечалась в начале весны – в день весеннего равноденствия, когда день окончательно отвоевывал у ночи преимущество. По современному календарю это примерно 21 или 22 марта. В средней полосе, на территории нынешних России, в Беларуси и Украине – регионах, где, собственно, и зародились масличные обычаи, – последние дни первого весеннего месяца всегда были непредсказуемы. То оттепель придет, то морозы прижмут. «Весна с зимой борются», – говорили наши предки. И вот именно на Масленицу проводился некий рубеж, до которого в мире господствовал холод, а после – окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было один из главных предметов празднования.

А там, где есть жизнь, там и ее умножение. Масленица помимо идеи цикличности несет в себе элементы культа плодородия. Земля воскресала, впитывала последний зимний снег, наливалась соками. И теперь люди должны были ей помочь, дать этому процессу некую сакральную основу. Говоря более привычным языком, обряды Масленицы призваны освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай. Для крестьян, которые составляли основу древнерусского общества, урожай был главной ценностью, поэтому неудивительно, что масленичным церемониям уделялось особое внимание. Масленица была своего рода языческой литургией, только в роли Бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву.

Третий – не менее важный момент – продолжение рода. Плодородие земли находит свое продолжение в тех, кто на ней живет и питается ее растениями. Если ты вкушаешь ту пищу, которую тебе дала Матушка-Земля, то ты же должен дать жизнь и другому. Идея круговорота жизни, ее отдачи и передачи детям была ключевой для языческого сознания. Жизнь сама по себе была основополагающей ценностью, а все остальное было лишь средством ее достижения.

И последнее, что можно сказать о сакральной составляющей Масленицы. Этот праздник был еще и поминальным. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом – в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Наиболее распространенным способом задобрить духов была тризна – поминальные действа, включавшие в себя жертвоприношения, траурный плач, обильные трапезы. Считалось, что в тризнах невидимо участвуют сами покойники.

По сути, Масленица была одной из попыток человека приблизиться к тайне жизни и смерти, своеобразной системой, в рамках которой весь космос воспринимался как бесконечная череда умирания и воскресения, увядания и расцвета, тьмы и света, холода и тепла, единства и борьбы противоположностей. Кстати, интимные отношения в отличие от средиземноморских и западноевропейских культур тоже воспринимались славянами как нечто сакральное, как источник новой жизни. И даже сладость соития была не целью, а неким священным фоном, на котором зарождалось новое бытие. Сейчас в это трудно поверить, но это так.

После принятия христианства сакральное наполнение Масленицы практически исчезло, остался лишь его внешний антураж и та веселость, которая известна нам по произведениям дореволюционных писателей.

Традиции, обычаи и обряды Масленицы

Первый интересный обычай – есть молочную пищу. О том, что это церковное установление, мы уже говорили. Но ведь масло, молоко, творог, блины, сметана стояли на столах предков задолго до Крещения Руси! Дело в том, что в конце марта первый раз после зимы отелялись коровы, и в домах появлялось молоко. Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, а старые запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основным источником белка. Отсюда и название – Масленица, Масница, Блинница.

Еще одно (пожалуй, даже более древнее) название этого праздника – Колодий. Связано оно с обычаем, который и в поздние времена на Украине и в Беларуси. В течение целой Колодочной недели параллельно с другими обрядами сельские женщины совершали удивительное действо – «колодочную жизнь». Они брали толстую палку-колодку, наряжали ее и представляли, будто это – человек. В понедельник Колодка «рождалась», во вторник – «крестилась», в среду она «переживала» все остальные моменты своей «жизни». В четверг Колодка «умирала», в пятницу ее «хоронили», а в субботу «оплакивали». В воскресенье же наступала кульминация Колодия.

В течение всего праздника женщины ходили с Колодкой по селу и привязывали ее ко всем, кто еще был холост или не замужем. Не забывали и о родителях несемейных юношей и девушек. Конечно, никто не желал ходить с таким «ярлыком», и поэтому давали женщинам определенный откуп. Им могли быть цветные ленты, бусы или блюдца, выпивка и сладости.

Следующая особенность праздника – тоже характерная преимущественно для Украины и Беларуси – это его «женскость». Масленица так и звалась в народе – Бабская неделя. Она воспринималась как период, во время которого так или иначе главную роль в веселых обрядах играли именно представительницы прекрасного пола. В эти дни проводились помолвки, а в еще более древнюю эпоху – заключались браки. То есть налицо тот самый культ плодородия, о котором мы говорили выше. При этом внимание уделялось всем аспектам женского бытия – и девственности (восхвалялась идея девушки-красавицы и девушки-невесты), и материнства (женщина-мать, женщина-хранительница), и мудрости (женщина-старушка, женщина советчица). Доставалось «на орехи» и негативным качествам. Например, в пятницу зять должен был пригласить тещу в свой дом, потчевать ее, угощать водкой других гостей и приговаривать: «Пейте, люди добрые, чтоб у моей тещи в горле не пересыхало!». Это был тонкий намек на излишнюю говорливость жениной мамы. Кстати, так называемые «золовкины посиделки» и вообще хождение женщин в гости друг к другу тоже являются частью «бабского» элемента праздника.

К слову, о еде. Это очень важный момент всех древнеславянских праздников. Когда семья садилась за стол, то тем самым приглашала и предков поучаствовать в этой трапезе. Поминальное происхождение имеют и традиционные блины. С подачи русского фольклориста Александра Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что блин – это образ Солнца. Но есть и другая научная версия, что у славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый (намек на вечность), теплый (намек на земную радость), сделан из муки, воды и молока (намек на жизнь). Обоснованием поминального происхождения всем знакомого лакомства может служить, к примеру, такой обычай: В первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко – «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой».

Читайте также:  Именины Валерии: день ангела по православному календарю

К поминальным элементам относят и такие обычаи, как взятие снежного городка или кулачные бои. Сейчас подобного рода потехи почти безобидны, но раньше они были очень опасными для жизни. Это отголоски еще более древней традиции, когда пролитая во время таких боев кровь воспринималась как жертва духам умерших или самим богам. При этом убивать кого-либо не стремились, однако именно такой выплеск энергии, буйства, разухабистости наполнялся сакральным смыслом. Жертвой было и сжигание чучела зимы – этот обряд совершался в конце праздника, а пепел чучела развеивался по полю, освящая землю. Такой же священный смысл имели и песни-веснянки, исполняемые девушками в лесах, на опушках, в рощах и на берегах водоемов – они как бы призывали на землю силы добра, просили благословение у Матери-Природы на начало нового урожайного года.

И, наверное, самой пикантной традицией был обычай в некоторых регионах современной России (например, в Архангельских краях) при проводах Масленицы совершать такое действо: После объезда деревни распорядители праздника – «Масленица» и «Воевода» – раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях оголялся только «Воевода» и в таком виде произносил праздничную речь, которая и завершала гуляния. Смысл такого «стриптиза» сейчас понять трудно, однако предки влагали в него не только потешный, но и философский смысл. Это было символом смерти, умирания и рождения. Ведь человек и рождается нагим, и детей зачинает нагим, и умирает, по сути дела, тоже нагим, не имея за душою ничего, что можно забрать с собою в могилу…

Вопросы о Масленице:

Как Церковь смотрит на языческую обрядовую сторону этой недели?

Можно ли вообще христианам участвовать в массовых гуляниях на Масленицу?

Однозначно ответить вряд ли возможно, и вот почему.

С одной стороны, христианство отвергает большинство философских посылов язычества. Например, Библии чуждо учение о цикличности времени. Она говорит о том, что время – линейно, что у него, как и у всего бытия, есть отправная точка, а в его основе лежит не что иное, как воля Божья. Также евангельская мысль отрицает идею одушевленности материальной природы, а ведь именно таков был образ мышления у большинства язычников.

Вполне естественно, что, столкнувшись с масличными обрядами, Церковь увидела в них выражение системы, которая резко контрастировала с наследием Христа, апостолов и святых отцов. Поэтому очень долго приходилось бороться с самыми жуткими языческими обычаями. Например, епархиальные власти следили, чтобы гуляния не превращались в оргии, а кулачные бои либо взятие городка не были столь опасными для жизни, как раньше. Грубо говоря, шла постепенная десакрализация праславянского Колодия.

Но, с другой стороны, Православие не стало полностью уничтожать Масленицу как светский народный праздник, в котором присутствовали и вполне положительные смыслы. Это и уважение к природе, и трепетное отношение к женщине (особенно в традициях народов Украины и Беларуси), и почитание предков, и любовь к прошлому.

Ну, а можно ли участвовать христианам в массовых гуляниях? Хороший ответ однажды дал преподобный Антоний Великий, с которым случилась такая история. Однажды охотник, стрелявший в пустыне дичь, заметил, как старец беседовал с монахами, и они все дружно и искренне смеялись. Увиденное смутило человека, и он начал обвинять святого в праздности. В ответ на нападки тот попросил охотника взять лук и натягивать тетиву до предела. Лучник возмутился и заявил, что тетива наверняка лопнет, если ее натягивать сверх положенного. На это старец ответил:

– Если, собеседуя с братьями, будем напрягать тетиву превыше меры их, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им немного снисхождения.

Понятно, что иноки Антония смеялись редко. Но если разрядка нужна была даже монахам, закаленным духовными подвигами, то как трудно без элементарных человеческих радостей прожить мирянину.

Масленица – праздник радостный, и если он будет проведен в духе любви и добра, то нет ничего плохого, когда человек веселится на снежной горке, катке, в гостях или дома. Очень важно, чтобы праздник объединял, а не разъединял. Чтобы он был сопряжен и с посещением страждущих, и с дарением тепла тем, кто его недополучает.

А извратить можно все, что угодно… И если человек знает, что там, куда он идет, будет возлияние, объедуха (кстати, это одно из народных названий Масленицы) и прочие непотребства, то, конечно, соучаствовать в них однозначно грешно.

Масленица в других Церквях

Здесь опять-таки нужно разграничить Масленицу и Сырную седмицу. Каждый народ, который живет в той части планеты, где есть четкая смена времен года, имеет в своей культуре праздник весны. Идеи цикличности, плодородия, продолжения рода и почитания предков присущи почти всем земным цивилизациям, поэтому тут можно много рассказывать о весенних торжествах народов мира.

С Сырной седмицей дело обстоит иначе. Она есть в календарях всех Православных Церквей греческой традиции. Знают ее и западнорусские униаты – православные, признавшие примат Рима, но сохранившие греческий обряд.

У католиков-латинян аналог Сырной седмицы – воскресенье, понедельник и вторник перед «Пепельной средой» – последние три дня перед Великим постом, когда разрешено вкушать скоромную пищу. В разных европейских странах эти дни имеют самые различные названия, и в народном сознании связаны с карнавалами – массовыми гуляниями. Карнавалы тоже имеют языческое происхождение, а их смысл приблизительно тот же, что и у восточных славян. Во всяком случае, был. Сейчас карнавалы (как и Масленица) превращаются в коммерческое мероприятие и красочное шоу, которое полностью утратило связь не только с древней языческой, но и с церковной традицией тоже.

И, наконец, стоит вспомнить праздник Армянской Апостольской Церкви – Бун Барекендан («Истинная Масленица»). Он отмечается в воскресенье перед Великим постом. Этот день знаменит не только богатыми угощениями, ярмарками и народными гуляниями, но и тем, что бедняки и нищие становились предметом всеобщего внимания и пользовались благами общественного стола. В субботу перед Истинной Масленицей завеса алтаря закрывается на весь период Великого поста и открывается только в день Воскресения Христова. В день Масленицы Литургия в Армянской Церкви совершается за закрытой завесой.

Особенности богослужения Сырной седмицы

В принципе, таких основных особенностей – две. Прежде всего, Устав запрещает служить Литургию в среду и пятницу – так же, как и в сам пост во все будние дни (Великим постом по средам и пятницам совершается особая Литургия Преждеосвященных даров). Эта связано с тем, что в Православии совершение Евхаристии – всегда праздник и радость. А будничные великопостные богослужения пронизаны несколько иным настроением – настроением “светлой печали”. И второе – в эти дни впервые в году совершается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего». Во время поста она повторяется много раз в день, а на Сырной седмице ее творят лишь дважды, как бы напоминая, что скоро душа войдет в совсем иной ритм – ритм усиленной молитвы и покаяния.

Чистый понедельник: традиции, ритуалы и обряды

Первый понедельник Великого Поста называется Чистым. Название связано с традицией очищения дома после праздника Масленицы — изгнание ее духа из помещения. После очищения дома шли мыться в баню, чтобы очистить свои тела. Парни и мужики устраивали шуточные кулачные бои, чтобы «выбить» из тела блины.

Примечательно, что старыми обрядами интересуются молодые люди. Меня дочка буквально заставила перевернуть массу информации, чтобы узнать о старинных традициях праздника. Также я поделюсь с вами магическим обрядом на избавление от болезней и неудач, который проводят именно в этот день.

Чистый понедельник в 2020 году выпадает на 2 марта. С этого дня начинается Великий Пост.

Традиции и обряды

Чистый Понедельник является логическим продолжением Прощеного Воскресенья, которым завершается праздник Масленицы. Этот день проводят в работе по дому: стараются вымыть везде, почистить столовое серебро и навести блеск в кухне. По церковным традициям этот день принято проводить в посте, а вечером посетить литургию.

На заметку! Оставшиеся куски пирогов и блинов после Масленицы принято скармливать птицам, доедать их нельзя.

Несмотря на наведение чистоты в помещении и посещение бани, этот день предназначен для духовной работы и очищения души. В церкви этот праздник начинается с вечерней воскресной службы, верующие просят прощения у своих близких. Это необходимо сделать в самом начале поста, чтобы подготовиться к великому празднику Пасхе с чистой душой и без обиды на ближнего в своем сердце.

В понедельник и вторник желательно выдержать строгий пост и полностью отказаться от еды, но для немощных духом или телом делается исключение: можно вкушать постную пищу после заката. Чтобы подчеркнуть строгость поста, было принято ходить в старой одежде.

Великий Пост длится 7 недель, но только в Чистый Понедельник и Страстную Пятницу рекомендуется полностью отказаться от любой пищи.

На заметку! Бытовало поверье, что в Чистый Понедельник можно легко избавиться от курения.

Однако в народе бытовал свой обычай, который назывался «полоскать рот». Считалось, что после масленичных гуляний необходимо опохмелиться в понедельник с утра, заодно и прополоскать рот после масленичных угощений. Но после мытья в бане принимать алкоголь было строго запрещено. В связи с полосканием рта водкой в народе Чистый понедельник называли Полоскозуб. Церковь этот народный обычай не одобряла и не одобряет.

С глубокой старины дошел до наших дней обряд очищения дома с помощью мяты и уксуса. Для этого клали в таз кирпич и заваривали мяту, добавляли уксус и опрыскивали все углы в помещении. После такого очищения в доме пахло свежестью, а от духа Масленицы не оставалось и следа.

Исторические корни праздника

Фактически Чистый понедельник не является каким-то особенным днем в церковном календаре, просто с него начинается Великий Пост. Традиции отмечать этот день сохранились с дохристианской Руси, когда народ праздновал масленичную неделю и готовился к встрече весны. Женщины делали уборку в доме, мужчины чинили сломавшиеся вещи, зимнюю одежду очищали и складывали в сундуки. Также всё семейство непременно отправлялось в баню, чтобы смыть с себя болезни и неудачи, а самые смелые купались в реке либо озере.

В отличие от языческого праздника, смысловое значение Чистого Понедельника расширилось. Например, принято держать строгий пост, и не только отказываться от еды, но и от увеселительных мероприятий. Православные накладывали на себя различные ограничения, которые, по их мнению, способствовали лучшему духовному очищению.

Многие не правильно воспринимают церковный пост как просто отказ от вкушения пищи. На самом деле отказ от еды — не главное, он необходим для поиска душевного равновесия и углубления в христианское вероучение. На пустой желудок лучше воспринимаются многие истины, а отказ от развлечений освобождает время для духовного поиска.

Нельзя воспринимать христианские посты как своеобразную диету и мечтать сбросить вес. Отказ от скоромной пищи усмиряет плоть, что и является наиболее ценным во время поста. Конечно, во время поста тело очищается от шлаков и токсинов, но не ради этого они были созданы.

В Чистый понедельник больные быстро идут на поправку, а также можно быстро избавиться от бытовых проблем.

Однако в наше время строгость церковных ограничений не соблюдается, так как христиане утратили благоговение перед божественными откровениями. Так, запрет близости во время поста часто приводит к разрушению семейных отношений, а отказ посещать культурные мероприятия — к потере рабочего места или иным неприятностям социального характера.

Что можно, а что нельзя делать

В народе тщательно хранились и передавались потомкам приметы и суеверия, связанные с каждым церковным праздником. До нас дошли следующие поверья:

  • нужно продолжить традицию прощеного воскресенья — просить прощения у ближних;
  • нельзя проводить день в праздности и веселье: его посвящают телесному и духовному очищению, а также очищению помещения;
  • нельзя сквернословить и выяснять отношения;
  • нельзя чревоугодничать, принимать пищу до заката солнца;
  • нельзя употреблять алкогольсодержащие напитки;
  • хозяйки пересаживают цветы в вазонах, чтобы они хорошо росли;
  • женщинам нельзя навещать кого-либо и выходить из дома;
  • в этот день нельзя доедать оставшуюся после Масленицы пищу: ее отдают скотине, птицам;
  • в этот день нельзя вкушать пищу — можно лишь пить чистую воду;
  • следует ограничить социальные контакты до минимума: информационная гигиена важна не меньше телесной.

Однако строгость ограничения в пище не касается детей и больных людей.

Женщины старались в этот день не заниматься рукоделием, чтобы не запутать свою судьбу. Также запрещалось ходить с распущенными волосами, чтобы их не запутал домовой. Считалось, что запутанные домовым волосы невозможно расчесать: приходится состригать колтуны ножницами и сжигать в огне. Также колтуны в волосах считались одним из признаков порчи.

Хозяйки обметали смоченной тряпкой все углы дома. Затем эту тряпку использовали для лечения болей в суставах и пояснице: нужно было просто обмотать тряпкой больное место.

Ведуны в этот день запасались печной золой. Считалось, что она помогает в лечении многих недугов, а также освобождает от алкоголизма.

Для привлечения достатка и сохранения молодости нужно было умыться на заре из серебряной или золотой посуды.

Избавиться от болезней

Чтобы быстро избавиться от болезней (измылить недуг), нужно было в Чистый Понедельник купить кусок мыла, а сдачу не брать и не благодарить за покупку. Придя домой, нужно дать подержать это мыло невинному ребенку либо безбрачным: женщине или мужчине. После этого мылом мыли руки и приговаривали:

Как мыло с моих рук

Вода Божья смывает,

Так пусть вся хворь

С тела моего убывает.

Аминь. Аминь. Аминь.

Что потом нужно делать с мылом? Можно просто оставить в мыльнице для пользования.


Ссылка на основную публикацию