Великий Вторник в православии: что это такое, история и традиции, смысл и значение, что нужно и нельзя делать

Великий Вторник в православии: что это такое, история и традиции, смысл и значение, что нужно и нельзя делать

Во Вторник Страстной седмицы вспоминается день, когда Господь Иисус Христос учил в Иерусалимском Храме. В тот день Господь рассказал Своим ученикам о Своем втором пришествии и притчи о десяти девах и талантах.

Великий вторник. Толкования

Библеист Анна Шмаина-Великанова, объясняя смысл евангельских событий Страстной седмицы, не находит в них четкой границы между вторником и средой:

В великий вторник и среду происходит много разговоров. Споры и даже ссора с фарисеями, саддукеями, книжниками; пророчество о разрушении Храма и Иерусалима; пророчество о Кресте, не услышанное учениками; помазание, когда женщина (Мария в одном варианте) отирает Его ноги своими волосами. И, наконец, предательство Иуды. Если считать, что все это происходит во вторник, то получается, что среда у евангелистов выпадает. Мне это кажется маловероятным. Я думаю, что события надо поделить так, как это делает православное богослужение — равномерно между Великим вторником и средой; но в своем описании евангелисты все-таки ставят все в один день, который можно назвать вторникосредой.

Великий вторник. Спор с фарисеями

Во всех четырех Евангелиях, когда речь заходит об оппонентах из числа еврейского народа (единственный оппонент не из их числа — Пилат) — это обычно фарисеи, саддукеи, книжники, первосвященники, старейшины. Что можно сказать об этих людях?

Фарисеи. Это слово в европейских языках и в русском совершенно оторвалось от своего исторического значения и стало значить «лицемеры». Действительно, Господь произносит несколько раз: «Горе вам, фарисеи лицемеры» как единое словосочетание. Но Он имеет в виду не то, что лицемерие — характерное свойство фарисеев, а то, что среди них встречаются лицемеры и вот им — «горе». Само по себе фарисейство не предполагает лицемерия. Это круг благочестивой интеллигенции, который никогда не был многочисленным, но всегда был очень влиятельным. Чтобы быть фарисеем, нужно было иметь очень хорошее образование. Они ставили себе задачу жить в миру, как в Храме, и их определяющая особенность была в том, что они стремились дома есть пищу ритуально чистую и в состоянии ритуальной чистоты, омывая руки, как если бы все они были священниками и пришли в Храм.

При слабом знакомстве с еврейской религией нам кажется, что это общее место. Что все евреи едят кошерную пищу чистыми руками и не едят трефную (не кошерную). Но тогда, до 70 года I века, большинство людей были крестьянами. И, как это свойственно крестьянскому народу (в том числе русскому в XVIII-XIX веке), они приходили в Храм, приносили жертвы, очищались, а дома жили по-другому. В одном еврейском предании фарисей-ученик делится своим горем: он тщательно готовил общую трапезу, чтобы пришел мудрец и провел беседу, почитал с ними Писание. Все должно было быть ритуально чистым. Ритуально чистая скатерть, ритуально чистая посуда, ритуально чистые гости и члены семьи. Организация такого рода мероприятия очень сложна, бедный человек посвятил ей полгода. И тут — приезжает тесть из деревни и привозит жареного поросенка в подарок. Какая уж тут ритуальная чистота! Пришлось все отменять, отзывать приглашения. Убыток был чудовищный, но нельзя же сказать тестю: «Убирайся вон со своим поросенком».

О чем говорит этот отрывок? О том, что общее сознание народа было не особенно религиозным. Так что фарисеи были самые благочестивые люди своего времени, самые думающие, самые знающие, самые преданные Богу. И задача их была самая достойная, какая может быть – то, что мы называем сейчас «воцерковлением жизни». Почему же Господь постоянно полемизирует именно с этими людьми? Откуда их ненависть к Нему? На первый вопрос я бы ответила так: с ними Христу было о чем разговаривать. У них были вопросы, они могли спрашивать и слушать, в то время как остальные ждали только исцелений и помощи. А ненависть объясняется тем, что фарисеям было что терять. Тем, кто и так не соблюдал ритуальной чистоты, не важно, что Он отменяет ритуальную чистоту, говоря: «есть неумытыми руками — не оскверняет человека» (Мф. 15:20).

Великий вторник. Разговор с саддукеями

Саддукеи — совсем другие люди. Во вторникосреду саддукеи издевательски спрашивают Христа о том, как исполняется Закон, когда женщина должна поочередно выйти замуж за шестерых братьев умершего бездетным мужа и чьей она будет женой после воскресения, если все семь братьев умрут бездетными (Мф. 22:24-28). Почему такой дурацкий вопрос? Потому что они не верят в воскресение.

Саддукеи сосредоточили свое внимание на Храме. Почти все саддукеи были священники (но не все священники были саддукеи, священники были и фарисеями и обычными людьми). Их главная идея была в том, что происходящее в Храме — вот единственное, что важно. Вне Храма пусть люди делают что угодно. Пусть ходят на голове, пусть едят свинину, лишь бы приходили в Храм и там очищались, лишь бы в Храме приносились жертвы. Некоторые из них по этой причине во время иудейской войны стали коллаборационистами, чтобы сохранить Храм, но надо сказать, что в то время, когда Храм разрушали, большинство из них его не покинули. Они с семьями остались в горящем Храме.

На протяжении многих и многих поколений первосвященники происходили только из нескольких саддукейских очень богатых и знатных семей. Поэтому мы видим такую странность, что есть первосвященник Каиафа, а есть его тесть — тоже первосвященник — Анна (это не женское имя, а перевод имени Ханан, Анания). Дело в том, что римляне все время смещали первосвященников и назначали новых по принципу «разделяй и властвуй». Как только человек освоился, у него появились связи, он крепко сидит, его надо убрать. На плечи первосвященника ложилась вся тяжесть взаимодействия с Римом.

На утрени Великого вторника вспоминаются события, описанные у евангелиста Матфея (22-я глава с 15-го стиха и 23-я глава). Но содержание службы вторника заимствовано из притчи о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Христовом.

Притча о десяти девах — тема первых трех дней Страстной седмицы. Именно к ней отсылают тропарь Великого Понедельника, Великого Вторника и Великой Среды «Се, Жених грядет в полунощи» и ексапостиларий «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный».

В притче описывается принятый во времена земной жизни Господа Иисуса Христа ритуал, связанный с бракосочетанием. Подруги невесты ожидали ночью прихода жениха. Жених входил, за закрытыми дверями подписывался брачный договор, и начинался брачный пир. Те, кто опаздывал встретить жениха, на пир не допускались.

Десять подруг невесты ждут жениха, пятеро засыпают, и у них заканчивается масло в светильниках. В это время должен прийти жених. Они просят других поделиться. Те отказываются, чтобы не остаться самим без масла. Девушки с погасшими светильниками убегают, чтобы купить масло, но тем временем двери брачного чертога закрываются, и «неразумные девы» уже не могут туда попасть.

Вторая притча Великого вторника (о талантах) повествует о правителе, который, уезжая, раздает своим слугам таланты (мера веса) серебра. Слуги пускают серебро в ход и вернувшемуся хозяину возвращают его имущество с прибылью. Но один слуга, которому достался лишь один талант серебра, закапывает его в землю и правителю возвращает только его, объясняя это тем, что понимал, что хозяин у него все равно все отнимет. Правитель щедро одарит первых слуг, а последнего жестоко наказывает за нерадение.

Обе притчи имеют эсхатологический характер, то есть касаются темы Второго Пришествия Христова и конца Истории.

Церковь Христова — ожидающая Его прихода Невеста. Брачный пир, описанный в притче, — пришедшее в силе Царствие Небесное, ожидание которого и должно сопровождать всю жизнь христианина. Таким образом, мудрые девы — это те, кто каждую секунду готов встретить Спасителя, а девы неразумные — те, кто к Его приходу не готов, почему и оказываются вне чертога брачного.

Та же тема прослеживается в притче о талантах. Уехавший господин — это Сам Господь Иисус Христос, а таланты — дарования, данные Им людям. Тот, кто не развивает даров, данных Господом, будет Им наказан.

У нас есть к Вам просьба.

Статьи нашего сайта охватывают все приходы Гагаузской автономии. Для продолжения плодотворной работы сайта, нам необходима ваша помощь! Мы планируем делать видео передачи с участием священнослужителей Гагаузии, в связи с чем собираем средства для приобретения специального оборудования.

Пожалуйста, поддержите сайт “Православная Гагаузия”. Вы можете отправить нам любое пожертвование (10, 15 или 20 лей), чтобы сайт продолжал работу. Нам не обойтись без Вашей помощи!

Великий Вторник

Историческое содержание

Ве­ли­кий Втор­ник: ке­са­рю – ке­са­ре­во

Втор­ник Страст­ной сед­ми­цы – один из са­мых глав­ных и на­сы­щен­ных глу­бо­ким ду­хов­ным смыс­лом дней бо­го­слу­жеб­но­го го­да. В этот день Хри­стос пря­мо го­во­рит уче­ни­кам о гря­ду­щих стра­да­ни­ях, по­след­ний раз про­по­ве­ду­ет в Иеру­са­лим­ском хра­ме, и фа­ри­сеи пы­та­ют­ся ис­ку­сить Спа­си­те­ля.

Втор­ник Страст­ной сед­ми­цы – один из са­мых глав­ных и на­сы­щен­ных глу­бо­ким ду­хов­ным смыс­лом дней бо­го­слу­жеб­но­го го­да. В этот день в церк­ви чи­та­ет­ся це­лых че­ты­ре гла­вы из Еван­ге­лия, со­дер­жа­ние ко­то­рых осмыс­ля­ет­ся, в первую оче­редь, в от­но­ше­нии жиз­ни каж­до­го че­ло­ве­ка, че­ло­ве­че­ства и Церк­ви в це­лом, в ка­но­нах и пес­но­пе­ни­ях, ше­дев­рах древ­ней хри­сти­ан­ской по­э­зии. Толь­ко при­сут­ствуя на бо­го­слу­же­нии, мож­но по­нять весь со­кро­вен­ный смысл и глу­би­ну со­бы­тий это­го дня, слов и притч, ска­зан­ных в этот день Спа­си­те­лем уче­ни­кам и на­ро­ду.

По­след­няя про­по­ведь в Иеру­са­лим­ском хра­ме: «Ке­са­рю – ке­са­ре­во»

При­бли­жа­ясь к дням Сво­их стра­да­ний, Гос­подь был осо­бен­но бли­зок и от­кро­ве­нен со Сво­и­ми уче­ни­ка­ми. Я уже не на­зы­ваю вас ра­ба­ми, ибо раб не зна­ет, что де­ла­ет гос­по­дин его; но Я на­звал вас дру­зья­ми, по­то­му что ска­зал вам все, что слы­шал от От­ца Мо­е­го (Ин.15:15), – го­во­рил в этот день Спа­си­тель апо­сто­лам. Те­перь Он уже не при­кро­вен­но, но с осо­бен­ной яс­но­стью воз­ве­щал им о том, что Ему на­доб­но по­стра­дать, чтобы та­ким об­ра­зом при­го­то­вить их к Сво­им стра­да­ни­ям: Вы зна­е­те, что через два дня бу­дет Пас­ха, и Сын Че­ло­ве­че­ский пре­дан бу­дет на рас­пя­тие (Мф.26:2).

Вме­сте с тем, в Ве­ли­кий втор­ник Хри­стос по­след­ний раз про­по­ве­до­вал пе­ред на­ро­дом в Иеру­са­лим­ском хра­ме, со­от­вет­ствен­но Его про­по­ведь име­ла осо­бен­ное зна­че­ние. Раз­мыш­ляя о еван­гель­ском чте­нии это­го дня, свя­ти­тель Фе­о­фан За­твор­ник за­ме­ча­ет: «До­ста­точ­но бы­ло толь­ко вы­слу­шать все это со вни­ма­ни­ем, чтоб уве­рить­ся, что Он есть ис­тин­ный Спас ми­ру – Хри­стос, и по­ко­рить­ся Его за­по­ве­дям и уче­нию». Мы мо­жем лишь крат­ко оста­но­вить­ся на неко­то­рых мо­мен­тах это­го еван­гель­ско­го по­вест­во­ва­ния.

Ночь на втор­ник Иисус Хри­стос так­же про­вел в Вифа­нии, и во втор­ник утром опять при­шел во храм Иеру­са­лим­ский и мно­го учил во хра­ме и вне хра­ма (Мф.24:1). Фа­ри­сеи, уже окон­ча­тель­но ре­шив­ши­е­ся на убий­ство Хри­ста, не пре­ми­ну­ли вос­поль­зо­вать­ся мо­мен­том и уло­вить Спа­си­те­ля в сло­вах, спро­во­ци­ро­вав Его на от­вет, ко­то­рый неиз­беж­но ли­бо при­вел бы к воз­му­ще­нию на­ро­да, ли­бо стал бы по­во­дом для по­ли­ти­че­ско­го до­но­са рим­ским вла­стям. Их ли­це­ме­рие при этом до­стиг­ло по­чти ка­ри­ка­тур­ной фор­мы: ма­ло то­го, что они, рев­ни­те­ли За­ко­на и на­цио­на­ли­сты, не по­гну­ша­лись для осу­ществ­ле­ния за­мыс­лов со­ю­зом с пред­ста­ви­те­ля­ми оди­оз­ней­шей сек­ты иро­ди­ан, по су­ти де­ла, по­соб­ни­ка­ми рим­ских ок­ку­пан­тов, фа­ри­сеи на­ча­ли свою речь уди­ви­тель­но фаль­ши­вы­ми и льсти­вы­ми сло­ва­ми: Учи­тель! мы зна­ем, что Ты спра­вед­лив, и ис­тин­но пу­ти Бо­жию учишь, и не за­бо­тишь­ся об уго­жде­нии ко­му-ли­бо, ибо не смот­ришь ни на ка­кое ли­це (Мф.22:16). Те же лю­ди недав­но го­во­ри­ли о Хри­сте: Он не от Бо­га (Ин.9:16), Он об­ма­ны­ва­ет на­ро­ды (Ин.7:12); и да­же: Ты са­ма­ря­нин, и бес в Те­бе (Ин.8:48), но те­перь им ка­за­лось, что они при­ду­ма­ли во­прос, ко­то­рый при лю­бом от­ве­те по­гу­бит Иису­са, и льсти­вы­ми сло­ва­ми пы­та­лись сде­лать так, чтобы Он не ушел от от­ве­та.

Фа­ри­сеи спро­си­ли Хри­ста: как Те­бе ка­жет­ся? поз­во­ли­тель­но ли да­вать по­дать ке­са­рю, или нет? (Ин.8:49). Лу­кав­ство во­про­са за­клю­ча­лось в том, что, ес­ли бы Спа­си­тель от­ве­тил: да, – то фа­ри­сеи об­ви­ни­ли бы Его пе­ред на­ро­дом в под­держ­ке рим­ских ок­ку­пан­тов, а ес­ли: нет, – то до­нес­ли бы на Него вла­стям как на мя­теж­ни­ка. Иисус от­ве­тил очень муд­ро и про­сто: Он по­про­сил при­не­сти рим­скую мо­не­ту, ди­на­рий, на ко­то­рой бы­ло от­че­ка­не­но изо­бра­же­ние им­пе­ра­то­ра, ке­са­ря, и ска­зал свою зна­ме­ни­тую фра­зу: итак от­да­вай­те ке­са­ре­во ке­са­рю, а Бо­жие Бо­гу (Мф.22:21). Кро­ме глу­бо­ко­го ду­хов­но­го смыс­ла (о том, что свет­ская власть не име­ет пра­ва вме­ши­вать­ся в де­ла ве­ры, а уче­ние Хри­сто­во вы­ше лю­бой по­ли­ти­че­ской идео­ло­гии), эти сло­ва име­ли и неоспо­ри­мую жи­тей­скую прав­ду: раз Иудея до­пус­ка­ла хож­де­ние на сво­ей тер­ри­то­рии рим­ской мо­не­ты и соб­ствен­но яв­ля­лась ча­стью Рим­ской им­пе­рии, есте­ствен­но, она долж­на бы­ла под­чи­нять­ся рим­ским за­ко­нам и пла­тить по­да­ти. Да и сам ди­на­рий, со­глас­но ан­тич­но­му пра­во­во­му со­зна­нию, в неко­то­ром смыс­ле, дей­стви­тель­но при­над­ле­жал им­пе­ра­то­ру: изо­бра­же­ние ке­са­ря яв­ля­ет­ся зна­ком то­го, что мо­не­та от­че­ка­не­на от его име­ни, и он, со­от­вет­ствен­но, яв­ля­ет­ся вер­хов­ным соб­ствен­ни­ком всей де­неж­ной мас­сы им­пе­рии. Иудею, тем бо­лее, стран­но бы­ло бы стре­мить­ся со­хра­нить у се­бя мо­не­ты с язы­че­ским изо­бра­же­ни­ем обо­жеств­ля­е­мо­го им­пе­ра­то­ра. Че­ло­ве­че­ское лу­кав­ство в оче­ред­ной раз не смог­ло про­ти­во­сто­ять бо­же­ствен­ной муд­ро­сти.

Ин­три­ги фа­ри­се­ев да­ли по­вод Спа­си­те­лю об­ра­тить­ся к на­ро­ду с очень важ­ной ре­чью. В сво­ей про­по­ве­ди Хри­стос ука­зал на те страш­ные изъ­я­ны в ре­ли­ги­оз­ной жиз­ни из­ра­иль­ско­го на­ро­да, в первую оче­редь, в от­но­ше­нии его во­ждей, тех же фа­ри­се­ев, ко­то­рые и при­ве­дут к то­му, что иудеи от­верг­нут сво­е­го ис­тин­но­го Ца­ря и Спа­си­те­ля и пре­да­дут Его на рас­пя­тие. На­до за­ме­тить, что на сло­вах фа­ри­сеи дей­стви­тель­но бы­ли рев­ни­те­ля­ми бла­го­че­стия: они тре­бо­ва­ли от на­ро­да стро­го­го ис­пол­не­ния за­по­ве­дей Бо­жи­их и са­ми пре­тен­до­ва­ли на то, чтобы быть при­ме­ром сле­до­ва­ния За­ко­ну. Сам Спа­си­тель при­звал Сво­их слу­ша­те­лей: всё, что они ве­лят вам со­блю­дать, со­блю­дай­те и де­лай­те (Мф.23:3). Од­на­ко, по­доб­ная рев­ность пи­та­лась от­нюдь не ис­крен­ней ве­рой и лю­бо­вью к Бо­гу, а ба­наль­ным вла­сто­лю­би­ем, ко­ры­сто­лю­би­ем, тще­сла­ви­ем и ли­це­ме­ри­ем, т.е. же­ла­ни­ем вме­сто то­го, чтобы жить под­лин­ной жиз­нью в Бо­ге, на­деть на се­бя некую бла­го­че­сти­вую мас­ку, за ко­то­рой мож­но спря­тать свой лик, ис­ко­ре­жен­ный слиш­ком че­ло­ве­че­ски­ми стра­стя­ми. Мы ви­дим, как по­доб­ная внут­рен­няя уста­нов­ка при­ве­дет к пря­мо­му бо­го­убий­ству. Со­блазн фа­ри­сей­ства угро­жа­ет каж­до­му ве­ру­ю­ще­му че­ло­ве­ку, по­это­му Хри­стос так ре­зок в Сво­их сло­вах к фа­ри­се­ям: Он срав­ни­ва­ет их с окра­шен­ны­ми гро­ба­ми, во­ждя­ми сле­пы­ми, по­рож­де­нья­ми ехид­ни­ны­ми (т.е. детьми га­дюк, ко­то­рые, по ан­тич­ным по­ве­рьям, про­гры­за­ли чре­во сво­им ро­ди­те­лям, тем са­мым, уби­вая их), и не жа­ле­ет на них и дру­гих, не ме­нее же­сто­ких слов.

Читайте также:  Именины Анатолия: день ангела по церковному календарю 2020

Неожи­дан­но Спа­си­тель за­кан­чи­ва­ет Свою гроз­ную речь уди­ви­тель­но тро­га­тель­ны­ми и горь­ки­ми сло­ва­ми: Иеру­са­лим, Иеру­са­лим, из­би­ва­ю­щий про­ро­ков и кам­ня­ми по­би­ва­ю­щий по­слан­ных к те­бе! сколь­ко раз хо­тел Я со­брать де­тей тво­их, как пти­ца со­би­ра­ет птен­цов сво­их под кры­лья, и вы не за­хо­те­ли! Се, остав­ля­ет­ся вам дом ваш пуст (Мф.23:37-38). Хри­стос по­ка­зал, что, несмот­ря на все без­за­ко­ния Из­ра­и­ля, Он все рав­но лю­бит Свой на­род и скор­бит о его ско­ром па­де­нии, как Он лю­бит каж­до­го че­ло­ве­ка и скор­бит о его гре­хах.

Непо­сред­ствен­но по­сле об­ли­че­ния фа­ри­се­ев, вый­дя из хра­ма, Спа­си­тель пред­ска­зы­ва­ет сво­им уче­ни­кам судь­бу Иеру­са­ли­ма. Ука­зы­вая на ве­ли­че­ствен­ные зда­ния Иеру­са­лим­ско­го хра­ма, Хри­стос ска­зал: ви­ди­те ли всё это? Ис­тин­но го­во­рю вам: не оста­нет­ся здесь кам­ня на камне; всё бу­дет раз­ру­ше­но (Мф.24:2). Про­ро­че­ство в точ­но­сти ис­пол­ни­лось в 70 го­ду по Р.Х., ко­гда им­пе­ра­тор Тит взял штур­мом и раз­ру­шил до ос­но­ва­ния сто­ли­цу Иудей­ско­го цар­ства. Речь о скорб­ном бу­ду­щем Иеру­са­ли­ма по­сте­пен­но пе­ре­хо­дит к про­ро­че­ствам о судь­бах все­го ми­ра и гря­ду­щем Вто­ром при­ше­ствии Спа­си­те­ля. Эс­ха­то­ло­ги­че­ские пред­ска­за­ния Хри­ста име­ют сво­ей це­лью не удо­вле­тво­ре­ние празд­но­го лю­бо­пыт­ства о по­след­них днях ми­ро­зда­ния, столь свой­ствен­но­го че­ло­ве­ку во все эпо­хи, а кон­крет­ную нрав­ствен­ную за­да­чу: убе­дить уче­ни­ков все­гда ду­хов­но бодр­ство­вать и в лю­бой мо­мент быть го­то­вым к встре­че с Бо­гом, по­то­му что не зна­е­те, в ко­то­рый час Гос­подь ваш при­дет (Мф.24:42). Речь здесь идет не толь­ко о Вто­ром при­ше­ствии Спа­си­те­ля и по­сле­ду­ю­щем за ним Страш­ном су­де, но и неиз­беж­ной для каж­до­го че­ло­ве­ка кон­чине, дня и ча­са ко­то­рой то­же ни­ко­му не да­но знать, кро­ме Бо­га.

Прит­чи о невер­ном и бла­го­ра­зум­ном ра­бах и о де­ся­ти де­вах

Свою мысль Хри­стос объ­яс­ня­ет дву­мя прит­ча­ми: о ра­бах, невер­ном и бла­го­ра­зум­ном, и о де­ся­ти де­вах.

Гос­по­дин по­ки­да­ет свой дом и по­ру­ча­ет управ­ле­ние двум слу­гам. Один, ду­мая, что хо­зя­ин вер­нет­ся неско­ро, на­чи­на­ет бить то­ва­ри­щей сво­их и есть и пить с пья­ни­ца­ми (Мф.24:49); дру­гой ис­прав­но де­ла­ет свое де­ло. Гос­по­дин вер­нет­ся неожи­дан­но и бла­го­ра­зум­но­го ра­ба сде­ла­ет управ­ля­ю­щим име­ни­ем, а с невер­ным по­сту­пит су­ро­во: рас­се­чет его, и под­вергнет его од­ной уча­сти с ли­це­ме­ра­ми; там бу­дет плач и скре­жет зу­бов (Мф.24:51).

Во вто­рой прит­че си­ту­а­ция для пер­со­на­жей еще тра­гич­ней. Де­сять дев до­жи­да­ют­ся при­хо­да же­ни­ха: пять из них муд­рые, – они за­ра­нее всё при­го­то­ви­ли: взя­ли с со­бой све­тиль­ни­ки и за­пас­лись мас­лом для них; осталь­ные же, нера­зум­ные, по­на­де­я­лись на то, что ждать же­ни­ха не при­дет­ся, и мас­ла с со­бой не за­хва­ти­ли.

Же­них же за­мед­лил, нера­зум­ные де­вы усну­ли, све­тиль­ни­ки их по­гас­ли, а ко­гда же­них при­шел в по­лу­но­щи, они бро­си­лись ис­кать мас­ло, опоз­да­ли и за­ста­ли уже за­кры­тые две­ри. Так и лю­бой че­ло­век дол­жен все­гда бодр­ство­вать, чтобы не гас свет его ве­ры, чтобы он мог до­стой­но встре­тить гря­ду­ще­го Спа­си­те­ля. При всей ви­ди­мой су­е­те, при том, что очень мно­гие лю­ди сей­час в физи­че­ском смыс­ле недо­сы­па­ют, ду­хов­ная спяч­ка ед­ва ли не са­мая от­ли­чи­тель­ная чер­та на­ше­го вре­ме­ни. Ар­хи­манд­рит Ки­рилл (Пав­лов) за­ме­ча­тель­но ска­зал об этом: «В на­ше вре­мя бо­лее, чем ко­гда-ли­бо, нуж­но пом­нить это предо­сте­ре­же­ние, ибо те­перь осо­бен­но мно­го дрем­лю­щих и спя­щих. Ду­шев­ный сон – это не те­лес­ный сон, укреп­ля­ю­щий ор­га­низм, а на­про­тив, сон нездо­ро­вый, бо­лез­нен­ная спяч­ка, в ко­то­рой лю­ди го­ня­ют­ся за су­е­той и ду­ма­ют, что они жи­вут дей­стви­тель­ной жиз­нью, за­бы­вая о ду­ше, о Бо­ге и о Бу­ду­щей Веч­ной Жиз­ни».

Об этом же по­ет­ся в тро­па­ре пер­вых трех дней Страст­ной сед­ми­цы: «Вот, Же­них при­хо­дит в пол­ночь, и бла­жен тот слу­га, ко­то­ро­го Он най­дет бодр­ству­ю­щим; а ко­го най­дет уны­ло спя­щим – тот недо­сто­ин. Смот­ри же, ду­ша моя, не отя­го­щай­ся сном, чтобы те­бя не пре­да­ли смер­ти и не за­кры­ли пред то­бой две­ри Цар­ствия, но вос­прянь, взы­вая: Свят, Свят, Свят, Ты Гос­по­ди. По мо­лит­вам Бо­го­ро­ди­цы по­ми­луй нас!».

Молитвы

Тропарь на Великий Вторник, глас 8

Се Жени́х гряде́т в полу́нощи,/ и блаже́н раб, Его́же обря́щет бдя́ща,/ недосто́ин же па́ки, Его́же обря́щет уныва́юща./ Блюди́ у́бо, душе́ моя́,/ не сно́м отяготи́ся,/ да не сме́рти пре́дана бу́деши,/ и Ца́рствия вне затвори́шися,/ но воспряни́ зову́щи:/ Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же,// Богоро́дицею поми́луй нас.

Перевод: Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас!

Кондак на Великий Вторник, глас 2

Час душе́ конца́ помы́сливши,/ и посече́ния смоко́вницы убоя́вшися,/ да́нный тебе́ тала́нт трудолю́бно де́лай, окая́нная,/ бо́дрствующи и зову́щи:// да не пребу́дем вне черто́га Христо́ва.

Перевод: О часе конца помысли, душа, и участи срубленной смоковницы убоявшись, над данным тебе талантом потрудись, несчастная, бодрствуя и взывая: да не останемся мы вне брачного чертога Христова!

Тайны мира и человека

Великая суббота – Благовещенье. Приметы, обычаи

Последний день Великого поста перед светлой Пасхой — Великая суббота — в 2018 году приходится на 7 апреля. Это день, когда христиане вспоминают о пребывании Христа во гробе после распятия, когда Его душа сошла в ад, чтобы вывести из него праведников.

Пост длился 48 дней, и за это время у верующих было время подумать над своей жизнью, вспомнить деяния Иисуса Христа, когда он находится на земле, и подготовиться к Пасхе.

Если приготовления еще не окончены, то Страстная суббота – самое время, чтобы завершить все подготовительные дела.

Для верующих Великая суббота перед Пасхой — это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью.

Великую субботу в народе называют Тихой субботой, так как в этот день не принято веселиться и развлекаться, стоит удержаться и от различных ссор. Большим грехом считают в этот день сквернословие и ругань, поэтому нужно следить за своим языком. Еще одно название Великой субботы – Красильная суббота – говорит о том, что пора приниматься за подготовку крашенок на Пасху.

Библейское предание

Согласно Библии и церковному учению, в этот день Господь сходит в ад и низвергает власть смерти над человечеством. Он входит в рай с благоразумным разбойником, которого распяли вместе с ним и как Сын Божий, восседает на Божественном Престоле с Богом Отцом и Святым Духом.

После Распятия и смерти Иисуса Христа Иосиф купил плащаницу — длинное полотно, в котором иудеи погребали покойников, пришёл к Пилату и стал просить у него тело для погребения.

Следует отметить, что по обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства их можно было предать погребению.

Тело Христа сняли с Креста, умастили благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере, принадлежавшей Иосифу. Фарисеи, знавшие пророчество Христа о Его Воскресении, опасались похищения тела и приставили к гробу стражу. Это обстоятельство стало непреложным доказательством истинности Христова Воскресения.

Что нельзя делать в Великую субботу перед Пасхой

Хорошо проникнуться атмосферой Великой субботы, узнать краткую историю, что лежит в традициях этого дня, и что он означает. Тогда станет понятно, что именно не следует делать в столь драматичные часы.

Прежде всего, это день, в котором нужно постараться сдерживать все земные страсти. Недопустимо ругаться, тем более сквернословить и вообще раздражаться. А значит, все выяснения отношений лучше оставить на потом. Ведь грядет Пасха, и пора настраиваться на светлые волны праздника.

По возможности лучше не уделять время веселым вечеринкам, перенести празднование каких-либо дат. Нежелательно заниматься домашней работой, тяжелым трудом. Лучше так спланировать свое время, чтобы выполнить рутинные обязанности до скорбного часа.

Конечно, не надо смеяться, безудержно веселиться в субботу перед Пасхой. Ведь мы бы наверняка не стали этого делать в дни памяти о своем близком. А если речь идет о том, что добрая половина человечества вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа, понятно, что это только увеличивает нашу ответственность.

Великая и страстная суббота — время христианского покаяния

В этот день все верующие стараются осознать свои грехи, пытаются найти смысл жизни, обрести душевный покой. В Великую субботу необходимо простить всем обиды и попросить прощения у тех, кому обиды нанесли.

Великий пост заканчивается в воскресенье, поэтому в субботу рекомендуется употреблять в пищу только хлеб, воду и сырые овощи, и фрукты.

Ночь без сна на страстную субботу

Православные христиане в ночь с субботы на воскресенье бодрствуют. Даже если вам не удалось попасть в храм, дома надо зажечь свечу перед иконой Иисуса Христа и посвятить молитвам некоторое время.

Последняя суббота перед Пасхой – день помощи бедным и нуждающимся. Можно и нужно раздавать угощения знакомым и незнакомым людям, а так же оказывать благотворительную помощь деньгами. А родственникам надо приготовить Пасхальные подарки.

Приметы, обряды и поверья Великой субботы

Православные свято верят в то, что дни перед Пасхой являются вещими. И вот, что было подмечено ещё нашими предками:

Какой будет погода в Великую Субботу, такой она преимущественно будет и летом этого года.

Родиться в этот день, как и на Пасху, означает быть здоровым, счастливым и самодостаточным. Если ребёнок родился в Великую Субботу перед Пасхой, зачастую он имеет уникальные способности.

Умереть на Пасху и накануне Светлого праздника – означает быть отмеченным Богом. Эти души попадают прямиком в Рай.

Если собаки воют – к войне.

Если перед Пасхой вымыть все комнаты (особенно детскую) водой из колодца, все злые наговоры, плохие эмоции и негативная энергия будет «смыта».

Катание на качелях поможет «сдуть» все грехи с человека.

Благовещение Пресвятой Богородицы: история, смысл и традиции праздника

7 апреля верующие отмечают один из важнейших христианских праздников

Благовещение — один из самых главных и радостных праздников в православном календаре. В этом году день благой вести выпадает на Седмицу — 4-ю неделю Великого поста.

Дата празднования

Датой Благовещения считается 25 марта по григорианскому календарю и 7 апреля — по юлианскому. От 25 декабря (7 января), которое с IV века считается днем Рождества Христова, эту дату отделяют ровно девять месяцев.

В православии Благовещение входит в перечень двенадцати важнейших праздников после Пасхи. Его отмечают каждый год в один и тот же день. В православной церкви, которая ведет летоисчисление по юлианскому календарю, — это 7 апреля. В этом году Благовещение выпадает на Великий пост и совпадает со Страстной субботой. Это значит, что в праздник нельзя будет есть рыбу. По монастырскому уставу во время Великого поста рыба разрешена только два раза — в Благовещение и в Вербное воскресенье. Но значение Страстной пятницы, как и каждого дня Страстной седмицы, отменяет эти послабления.

Смысл и история

События Благовещения описаны только одним евангелистом — Лукой, а также встречаются в некоторых апокрифах.

Архангел Гавриил явился Деве Марии и возвестил: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами», сообщив, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия. В христианской традиции считается, что это известие стало первой благой вестью, которую человечество получило со времен грехопадения Адама и Евы.

Название праздника

Само название «Благовещение» («Евангелисмос» по-гречески) — от слова «Евангелие». «Евангелие» — означает «благовестие», «радостная весть».

Название праздника вошло в обиход только с VII века. До этого в сочинениях авторов тех лет встречались названия: «День приветствия», «Возвещение», «Приветствие Марии», «Зачатие Христа», «Начало искупления» и т.д. Полное название праздника в православии звучит так: «Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».

Хотя сам праздник появился раньше: большинство историков считают, что традиции праздновать Благовещение установились не ранее IV века.

Кто празднует Благовещение 7 апреля

Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская православные церкви, Украинская греко-католическая церковь (в пределах Украины), а также старообрядцы отмечают Благовещение по юлианскому календарю — 7 апреля.

Традиции праздника

По традиции после Литургии во многих храмах выпускают белых птиц. Этот обычай восходит к народной традиции встречи весны. Как и многие другие, этот языческий обычай с приходом христианства был адаптирован к христианским ценностям. Из Евангелия мы узнаем, что Святой Дух сошел на Господа во время его крещения в реке Иордан в виде голубя. Непорочное Зачатие Девой Марией Иисуса Христа архангел Гавриил также объясняет действием Духа Святого: Дух Святой найдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя (Лк 1:35). Из слияния народного обычая, образа Святого Духа и евангельских слов и появилась эта традиция.

Церковь говорит о том, что в день Благовещения, как и в другие большие церковные праздники, каждому верующему христианину нужно постараться отложить свои дела ради присутствия в храме и молитвы.

В этот день не совершаются заупокойные службы и моления, церковь также не проводит венчания в этот день. Те, кто хочет пожениться, не вступая в противоречие с православными традициями, могут это сделать начиная с первого воскресенья после Пасхи.

Масленица: смысл, история и традиции

Все приведенные варианты ответа будут верными, ведь Масленица – праздник многоликий и вмещает в себя огромное число смыслов и символов. И все-таки, что такое Масленица? Откуда она появилась? Как ее отмечали раньше?

Почему христиане празднуют Масленицу?

Масленица: дохристианская история

Масленица: смысл праздника

Традиции, обычаи и обряды Масленицы

Масленица – Колодий

Кулачные бои на Масленицу

Масленица: сжигание чучела зимы

Как празднуют Масленицу в других Церквях

Вопросы о Масленице

Масленица: Сырная седмица. Особенности богослужения

Масленица: история праздника. Почему христиане празднуют Масленицу?

Последний день Сырной седмицы называется Прощеным воскресеньем. Оно заканчивает собою череду подготовительных недель к Великому посту. Всего «вводный» период длится 22 дня, и за это время Церковь настраивает верующих на нужный духовный лад.

Такое пристальное внимание к великопостному циклу вполне закономерен, ведь он является стержнем всего литургического года в большинстве христианских Церквей. Пост – время особое. Это, как очень удачно выразилась поэтесса Наталья Карпова, «семь медленных недель, дарованных тебе для покаянья». Это особый ритм жизни. Естественно, что радикальные перемены в душе не совершаются в одночасье, и здесь нужна серьезная подготовка – и ума, и эмоций, и тела.

Если углубимся в историю, то увидим, что Сырная седмица – наиболее древняя среди недель перед Великим постом. Она появилась под влиянием палестинской монашеской практики – местные иноки почти весь сорокадневный период перед Пасхой проводили в одиночестве, разойдясь по пустынным местам. К началу Страстной седмицы они сходились снова, но некоторые не возвращались, умирая в пустыне. Понимая, что каждый новый пост может стать последним в их жизни, черноризцы за день до расставания просили друг у друга прощение и обменивались теплыми словами. Отсюда и название этого дня – Прощеное воскресенье.

Читайте также:  Праздник Медовый спас: история и происхождение, значение и смысл, традиции

У традиции всю неделю вкушать молочную пищу – даже в понедельник, среду и пятницу – тоже монашеское происхождение. Ведь что такое пустыня? Это отсутствие пищи, а иногда – и воды. Естественно, перед таким испытанием нужно накопить силы. Речь, конечно, не идет о том, что в эти дни монахи объедались скоромными блюдами. Просто ввиду предстоящего в их жизни аскетического периода пост в понедельник, среду и пятницу отменялся.

Миряне эту монашескую традицию переняли и развили, но при этом смысл она получила несколько иной. Христианину-обывателю не нужно идти ни в какую пустыню, поэтому исчезает необходимость предварительного подкрепления себя белковой пищей. Но есть другой момент – в миру много соблазнов, сразу отказываться от которых рискованно. Поэтому постовые ограничения стали вводить постепенно, и Сырная седмица – один из таких этапов, когда уже нельзя вкушать мясо и играть свадьбы, однако еще можно веселиться и получать радость общения. Однако и не увлекаться особо, помня, что скоро пост.

Дохристианская история Масленицы

Масленица – исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена. Сразу оговоримся – Церковная традиция не считает его «своим», и в православном календаре нет позиции с таким названием. Зато там есть Сырная седмица и неделя (воскресенье) Сыропустная, а они имеют совершенно иной смысл, чем народная Масленица.

Думаю, если говорить о славянском наследии, то здесь речь может идти, скорее, о том, почему Церковь все-таки освятила языческий праздник и наполнила его новыми идеями. Ответ очень прост – христианство, пожалуй, самая толерантная религия на Земле. Возможно, это звучит странно на фоне частых заявлений со стороны о нетерпимости христиан, но это так. Христианство – религия преображения, которая все, что с ней соприкасается, не нивелирует, а очищает от греховной грязи и переосмысливает в ключе Евангелия.

Церковь не внесла Масленицу в свой календарь, но, тем не менее, она ее переплавила, и именно это многовековое влияние христианства сделало некогда языческий праздник тем ярким и гротескным периодом, который известен уже несколько столетий. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего сакрального значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья.

Масленица: смысл праздника

Начнем с того, что в древности этот праздник был куда более многогранным, нежели в дореволюционное время. В его основе лежало общее для всех языческих культур цикличное восприятие времени, и чем архаичнее была цивилизация, тем больше внимания она уделяла тому, чтобы подчеркнуть эту идею цикличности.

Праславянская Масленица отмечалась в начале весны – в день весеннего равноденствия, когда день окончательно отвоевывал у ночи преимущество. По современному календарю это примерно 21 или 22 марта. В средней полосе, на территории нынешних России, в Беларуси и Украине – регионах, где, собственно, и зародились масличные обычаи, – последние дни первого весеннего месяца всегда были непредсказуемы. То оттепель придет, то морозы прижмут. «Весна с зимой борются», – говорили наши предки. И вот именно на Масленицу проводился некий рубеж, до которого в мире господствовал холод, а после – окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было один из главных предметов празднования.

А там, где есть жизнь, там и ее умножение. Масленица помимо идеи цикличности несет в себе элементы культа плодородия. Земля воскресала, впитывала последний зимний снег, наливалась соками. И теперь люди должны были ей помочь, дать этому процессу некую сакральную основу. Говоря более привычным языком, обряды Масленицы призваны освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай. Для крестьян, которые составляли основу древнерусского общества, урожай был главной ценностью, поэтому неудивительно, что масленичным церемониям уделялось особое внимание. Масленица была своего рода языческой литургией, только в роли Бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву.

Третий – не менее важный момент – продолжение рода. Плодородие земли находит свое продолжение в тех, кто на ней живет и питается ее растениями. Если ты вкушаешь ту пищу, которую тебе дала Матушка-Земля, то ты же должен дать жизнь и другому. Идея круговорота жизни, ее отдачи и передачи детям была ключевой для языческого сознания. Жизнь сама по себе была основополагающей ценностью, а все остальное было лишь средством ее достижения.

И последнее, что можно сказать о сакральной составляющей Масленицы. Этот праздник был еще и поминальным. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом – в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Наиболее распространенным способом задобрить духов была тризна – поминальные действа, включавшие в себя жертвоприношения, траурный плач, обильные трапезы. Считалось, что в тризнах невидимо участвуют сами покойники.

По сути, Масленица была одной из попыток человека приблизиться к тайне жизни и смерти, своеобразной системой, в рамках которой весь космос воспринимался как бесконечная череда умирания и воскресения, увядания и расцвета, тьмы и света, холода и тепла, единства и борьбы противоположностей. Кстати, интимные отношения в отличие от средиземноморских и западноевропейских культур тоже воспринимались славянами как нечто сакральное, как источник новой жизни. И даже сладость соития была не целью, а неким священным фоном, на котором зарождалось новое бытие. Сейчас в это трудно поверить, но это так.

После принятия христианства сакральное наполнение Масленицы практически исчезло, остался лишь его внешний антураж и та веселость, которая известна нам по произведениям дореволюционных писателей.

Традиции, обычаи и обряды Масленицы

Первый интересный обычай – есть молочную пищу. О том, что это церковное установление, мы уже говорили. Но ведь масло, молоко, творог, блины, сметана стояли на столах предков задолго до Крещения Руси! Дело в том, что в конце марта первый раз после зимы отелялись коровы, и в домах появлялось молоко. Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, а старые запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основным источником белка. Отсюда и название – Масленица, Масница, Блинница.

Еще одно (пожалуй, даже более древнее) название этого праздника – Колодий. Связано оно с обычаем, который и в поздние времена на Украине и в Беларуси. В течение целой Колодочной недели параллельно с другими обрядами сельские женщины совершали удивительное действо – «колодочную жизнь». Они брали толстую палку-колодку, наряжали ее и представляли, будто это – человек. В понедельник Колодка «рождалась», во вторник – «крестилась», в среду она «переживала» все остальные моменты своей «жизни». В четверг Колодка «умирала», в пятницу ее «хоронили», а в субботу «оплакивали». В воскресенье же наступала кульминация Колодия.

В течение всего праздника женщины ходили с Колодкой по селу и привязывали ее ко всем, кто еще был холост или не замужем. Не забывали и о родителях несемейных юношей и девушек. Конечно, никто не желал ходить с таким «ярлыком», и поэтому давали женщинам определенный откуп. Им могли быть цветные ленты, бусы или блюдца, выпивка и сладости.

Следующая особенность праздника – тоже характерная преимущественно для Украины и Беларуси – это его «женскость». Масленица так и звалась в народе – Бабская неделя. Она воспринималась как период, во время которого так или иначе главную роль в веселых обрядах играли именно представительницы прекрасного пола. В эти дни проводились помолвки, а в еще более древнюю эпоху – заключались браки. То есть налицо тот самый культ плодородия, о котором мы говорили выше. При этом внимание уделялось всем аспектам женского бытия – и девственности (восхвалялась идея девушки-красавицы и девушки-невесты), и материнства (женщина-мать, женщина-хранительница), и мудрости (женщина-старушка, женщина советчица). Доставалось «на орехи» и негативным качествам. Например, в пятницу зять должен был пригласить тещу в свой дом, потчевать ее, угощать водкой других гостей и приговаривать: «Пейте, люди добрые, чтоб у моей тещи в горле не пересыхало!». Это был тонкий намек на излишнюю говорливость жениной мамы. Кстати, так называемые «золовкины посиделки» и вообще хождение женщин в гости друг к другу тоже являются частью «бабского» элемента праздника.

К слову, о еде. Это очень важный момент всех древнеславянских праздников. Когда семья садилась за стол, то тем самым приглашала и предков поучаствовать в этой трапезе. Поминальное происхождение имеют и традиционные блины. С подачи русского фольклориста Александра Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что блин – это образ Солнца. Но есть и другая научная версия, что у славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый (намек на вечность), теплый (намек на земную радость), сделан из муки, воды и молока (намек на жизнь). Обоснованием поминального происхождения всем знакомого лакомства может служить, к примеру, такой обычай: В первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко – «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой».

К поминальным элементам относят и такие обычаи, как взятие снежного городка или кулачные бои. Сейчас подобного рода потехи почти безобидны, но раньше они были очень опасными для жизни. Это отголоски еще более древней традиции, когда пролитая во время таких боев кровь воспринималась как жертва духам умерших или самим богам. При этом убивать кого-либо не стремились, однако именно такой выплеск энергии, буйства, разухабистости наполнялся сакральным смыслом. Жертвой было и сжигание чучела зимы – этот обряд совершался в конце праздника, а пепел чучела развеивался по полю, освящая землю. Такой же священный смысл имели и песни-веснянки, исполняемые девушками в лесах, на опушках, в рощах и на берегах водоемов – они как бы призывали на землю силы добра, просили благословение у Матери-Природы на начало нового урожайного года.

И, наверное, самой пикантной традицией был обычай в некоторых регионах современной России (например, в Архангельских краях) при проводах Масленицы совершать такое действо: После объезда деревни распорядители праздника – «Масленица» и «Воевода» – раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях оголялся только «Воевода» и в таком виде произносил праздничную речь, которая и завершала гуляния. Смысл такого «стриптиза» сейчас понять трудно, однако предки влагали в него не только потешный, но и философский смысл. Это было символом смерти, умирания и рождения. Ведь человек и рождается нагим, и детей зачинает нагим, и умирает, по сути дела, тоже нагим, не имея за душою ничего, что можно забрать с собою в могилу…

Вопросы о Масленице:

Как Церковь смотрит на языческую обрядовую сторону этой недели?

Можно ли вообще христианам участвовать в массовых гуляниях на Масленицу?

Однозначно ответить вряд ли возможно, и вот почему.

С одной стороны, христианство отвергает большинство философских посылов язычества. Например, Библии чуждо учение о цикличности времени. Она говорит о том, что время – линейно, что у него, как и у всего бытия, есть отправная точка, а в его основе лежит не что иное, как воля Божья. Также евангельская мысль отрицает идею одушевленности материальной природы, а ведь именно таков был образ мышления у большинства язычников.

Вполне естественно, что, столкнувшись с масличными обрядами, Церковь увидела в них выражение системы, которая резко контрастировала с наследием Христа, апостолов и святых отцов. Поэтому очень долго приходилось бороться с самыми жуткими языческими обычаями. Например, епархиальные власти следили, чтобы гуляния не превращались в оргии, а кулачные бои либо взятие городка не были столь опасными для жизни, как раньше. Грубо говоря, шла постепенная десакрализация праславянского Колодия.

Но, с другой стороны, Православие не стало полностью уничтожать Масленицу как светский народный праздник, в котором присутствовали и вполне положительные смыслы. Это и уважение к природе, и трепетное отношение к женщине (особенно в традициях народов Украины и Беларуси), и почитание предков, и любовь к прошлому.

Ну, а можно ли участвовать христианам в массовых гуляниях? Хороший ответ однажды дал преподобный Антоний Великий, с которым случилась такая история. Однажды охотник, стрелявший в пустыне дичь, заметил, как старец беседовал с монахами, и они все дружно и искренне смеялись. Увиденное смутило человека, и он начал обвинять святого в праздности. В ответ на нападки тот попросил охотника взять лук и натягивать тетиву до предела. Лучник возмутился и заявил, что тетива наверняка лопнет, если ее натягивать сверх положенного. На это старец ответил:

– Если, собеседуя с братьями, будем напрягать тетиву превыше меры их, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им немного снисхождения.

Понятно, что иноки Антония смеялись редко. Но если разрядка нужна была даже монахам, закаленным духовными подвигами, то как трудно без элементарных человеческих радостей прожить мирянину.

Масленица – праздник радостный, и если он будет проведен в духе любви и добра, то нет ничего плохого, когда человек веселится на снежной горке, катке, в гостях или дома. Очень важно, чтобы праздник объединял, а не разъединял. Чтобы он был сопряжен и с посещением страждущих, и с дарением тепла тем, кто его недополучает.

А извратить можно все, что угодно… И если человек знает, что там, куда он идет, будет возлияние, объедуха (кстати, это одно из народных названий Масленицы) и прочие непотребства, то, конечно, соучаствовать в них однозначно грешно.

Масленица в других Церквях

Здесь опять-таки нужно разграничить Масленицу и Сырную седмицу. Каждый народ, который живет в той части планеты, где есть четкая смена времен года, имеет в своей культуре праздник весны. Идеи цикличности, плодородия, продолжения рода и почитания предков присущи почти всем земным цивилизациям, поэтому тут можно много рассказывать о весенних торжествах народов мира.

С Сырной седмицей дело обстоит иначе. Она есть в календарях всех Православных Церквей греческой традиции. Знают ее и западнорусские униаты – православные, признавшие примат Рима, но сохранившие греческий обряд.

Читайте также:  Праздник Рождество Пресвятой Богородицы: история и происхождение, значение и смысл, традиции

У католиков-латинян аналог Сырной седмицы – воскресенье, понедельник и вторник перед «Пепельной средой» – последние три дня перед Великим постом, когда разрешено вкушать скоромную пищу. В разных европейских странах эти дни имеют самые различные названия, и в народном сознании связаны с карнавалами – массовыми гуляниями. Карнавалы тоже имеют языческое происхождение, а их смысл приблизительно тот же, что и у восточных славян. Во всяком случае, был. Сейчас карнавалы (как и Масленица) превращаются в коммерческое мероприятие и красочное шоу, которое полностью утратило связь не только с древней языческой, но и с церковной традицией тоже.

И, наконец, стоит вспомнить праздник Армянской Апостольской Церкви – Бун Барекендан («Истинная Масленица»). Он отмечается в воскресенье перед Великим постом. Этот день знаменит не только богатыми угощениями, ярмарками и народными гуляниями, но и тем, что бедняки и нищие становились предметом всеобщего внимания и пользовались благами общественного стола. В субботу перед Истинной Масленицей завеса алтаря закрывается на весь период Великого поста и открывается только в день Воскресения Христова. В день Масленицы Литургия в Армянской Церкви совершается за закрытой завесой.

Особенности богослужения Сырной седмицы

В принципе, таких основных особенностей – две. Прежде всего, Устав запрещает служить Литургию в среду и пятницу – так же, как и в сам пост во все будние дни (Великим постом по средам и пятницам совершается особая Литургия Преждеосвященных даров). Эта связано с тем, что в Православии совершение Евхаристии – всегда праздник и радость. А будничные великопостные богослужения пронизаны несколько иным настроением – настроением “светлой печали”. И второе – в эти дни впервые в году совершается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего». Во время поста она повторяется много раз в день, а на Сырной седмице ее творят лишь дважды, как бы напоминая, что скоро душа войдет в совсем иной ритм – ритм усиленной молитвы и покаяния.

Великий пост: история, традиции и правила

Общество Духовное развитие

Содержание

С понедельника у верующих православных начинается Великий пост. В чем смысл этого древнего обряда, как правильно его провести, каковы правила и запреты?

Традиции поста есть во всех без исключения культурах и культах. Его смысл всегда сводится примерно к одному: сознательными ограничениями на физическом и телесном уровне достичь иного, более высокого уровня очищения на уровне сознания и духа постящегося человека.

Именно поэтому кроме запрета есть некоторые продукты во время поста любая религия вводит жесткие ограничения на развлечения и светскую жизнь, поскольку и тело, и душа подчиняются в это время единой идее очищения и смирения, ухода от ежедневной суеты. В этом году Великий пост начинается с понедельника 19 февраля и продлится до 7 апреля. Какие правила нужно будет соблюдать в течение 48 дней?

Великий пост в православии

Православие, конечно, не стало исключением: традиции поститься пришли в Древнюю Русь вместе с христианством, хотя, разумеется, и дохристианским язычникам понятие поста было знакомо. По времени да и по смыслу тоже Великий пост является самым длинным и важным. Его цель — подготовить верующих к одному из самых светлых и замечательных христианских праздников — к Пасхе.

Периоды Великого поста

Великий пост насчитывает четыре периода. Первые 40 дней называются Четыредесятницей, следующие восемь дней посвящены Страстям Господним, которые предшествовали его Вознесению.

С особой строгостью принято соблюдать первую и последнюю недели поста, притом что в любые дни полностью запрещено употреблять мясную, молочную и рыбную пищу, яйца. Мысли и речи тоже нужно хранить в чистоте, нельзя сквернословить и бурно предаваться любому веселью. Весь пост запрещены любые телесные утехи и наслаждения, бракосочетания и личные праздники наподобие отмечания дня рождения.

Первая неделя Великого поста

Считается, что эта неделя — “чистая”, а самый важный в ней день — понедельник, который в этом году приходится на 19 февраля, этот день принято посвятить полному голоданию. Любопытно, что само название — “чистый понедельник” — не является церковным, но активно используется в том числе искренне верующими людьми и в наше время.

Дело в том, что именно в понедельник до появления христианства на Руси было принято чистить дом от разгульного, озорного и распутного духа Масленицы, который чествовался в предыдущую неделю и заканчивался сжиганием чучела. Жилые помещения тщательно мыли и убирали: отдраивали полы, скоблили песком и золой посуду и утварь. По дому носили раскаленный кирпич или уголь, на который брызгали водой с уксусом или мятой.

Жители непременно отправлялись в баню — и парились там что было сил. Впрочем, учитывая количество съеденного в предыдущую неделю — а раньше даже и две, — такой “детокс” был вполне оправдан. Кроме того, нужно было как-то растянуть имевшиеся запасы еды — часто к тому времени уже довольно скудные — до появления первых овощей и ягод, поэтому чисто логически и экономически пост вполне оправдан.

Богослужения в храмах совершаются в темных облачениях на этой неделе — и прихожанам рекомендуется тоже посещать церковь в максимально простой одежде темных оттенков в первую неделю поста. Довольно многие верующие вообще не принимают пищу в первые семь дней, ограничиваясь только чистой питьевой водой и чтением молитв.

Последняя неделя Великого поста

Ее другое название — Страстная Седмица. Все дни этой недели, завершающей Великий пост, принято называть великими, и в каждый день предписывается делать совершенно конкретные вещи.

Великий понедельник

Снова необходимо подготовить жилье к празднику светлой Пасхи — заново вымыть, почистить, починить и покрасить все, что нуждается в обновлении.

Великий вторник

Этот день посвящается подготовке праздничной одежды, в которой будет отмечаться Пасха. Белье нужно тщательно рассортировать и отгладить.

Великая среда

В этот день необходимо завершить все начатые хозяйственные работы, избавиться от мусора и вплоть до окончания Великого поста больше не отвлекаться на бытовые вопросы. Именно в среду закупаются яйца и все необходимое для их росписи.

Великий четверг

На этот день приходится больше всего примет, обрядов и действий. Традиционные куличи пекутся именно в четверг, но это не просто кулинарная необходимость, а целый сакральный ритуал, который требует тщательной подготовки. Перед замешиванием теста следует страстно помолиться и тщательно вымыть тело.

Великая пятница

Нельзя ничего стирать, шить, резать или готовить. Запрещено слушать музыку, громко разговаривать, есть что-либо. Нарушение подобных жестких запретов считается тяжким грехом, поэтому даже те, кто допускал некоторые послабления в предыдущие дни по разным причинам, стараются не нарушать Великой пятницы.

Великая суббота

День подготовки к завтрашнему великому празднику Воскресения. Красятся яйца и готовится праздничный стол — этот день, пожалуй, один из самых хлопотных для хозяек.

Разрешенная в пост еда

В понедельник, среду и пятницу принято есть только холодную пищу, во вторник и четверг можно есть горячую еду. Растительное масло и вино допускаются в небольших количества в субботу и воскресенье и в дни памяти святых — лучше всего уточнять запреты каждого дня в специальном календаре, если вам важно в точности соблюдать все предписания церкви: такие календари с полным расписанием выпускаются каждый год.

Замена белка в дни поста

Врачи-диетологи настаивают на максимальном разнообразии рациона в дни поста, особенно это касается тех, кто желает ограничить себя в еде впервые — на фоне резкой смены ежедневного рациона возможны обострения различных хронических заболеваний.

Очень важно постараться заменить привычный животный белок растительным — это, в первую очередь, разнообразные бобовые и продукты из сои. Необходимо употреблять в пищу орехи, сухофрукты и грибы, есть побольше свежих и маринованных овощей и фруктов. В пост разрешены крупы, цельнозерновой хлеб и изделия из муки. Молоко и молочные продукты, запрещенные на это время, можно заменить аналогами, изготовленными из растительного сырья.

Соблюдение строгого поста запрещено детям, старым и больным людям, беременным, кормящим женщинам и тем, кто занят очень тяжелой физической работой.

Страстная суббота: история, традиции, что можно и нельзя, приметы

Великая суббота, Страстная суббота — суббота Страстной седмицы, последний день перед Пасхой — Воскресением Христовым. Для православного человека этот день одновременно наполнен и скорбью, и радостью: Иисус Христос еще лежит во гробе, но все вокруг преисполнено радостью от приближающегося пасхального воскресенья.

Страстная суббота — единственная постная суббота в году. Для соблюдающих пост — это самый строгий день страстной недели. Для верующих, которые не постятся, последний день перед Пасхой также является значимым. Считается, что его нужно провести в молитвах, посетить храм и завершить пасхальные приготовления, но воздержаться от суетных мирских дел.

Когда в 2016 году Великая суббота

Страстная или Великая суббота в 2016 году приходится на 30 апреля.

Первая суббота Страстной седмицы

В этот день Иосиф из Аримафеи пришел к Пилату и стал просить у него тело Христа для погребения. Согласно обычаям римлян, тела, распятые не кресте, не снимали, и они становились добычей хищных птиц. Однако, получив соответствующее разрешение, можно было совершить обряд погребения.

Для проведения обряда Иосиф купил плащаницу (четырёхметровое льняное полотно). Тело Иисуса сняли с креста, умастили благовониями, обвили плащаницей и положили в погребальной пещере в саду Иосифа.

В Евангелие от Матфея (Мф. 27:62-66) сказано: «На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мёртвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать».

Великая суббота в православии — богослужения

Богослужения Страстной субботы сохранили ряд черт и традиций раннехристианских служб, также ряд литургических особенностей этого дня прослеживается в «Паломничестве Эгерии», написанном в IV веке.

Поскольку Великая суббота — это канун Светлого Христова Воскресения и одновременно единственная суббота, приходящаяся на пост, этот день считают и траурным, и праздничным. По обычаям важнейших постных дней литургия совершается после вечерни, как это делается в Великий четверг, навечерие Рождества Христова и Богоявление). Так же в страстную субботу совершают крещение оглашенных (люди, не принявшие крещение, но верящие и желающие, чтобы над ними совершили обряд). Поскольку понятие «оглашенные» возникло в древней церкви, в богослужении присутствуют ветхозаветные чтения.

Согласно традициям Православной Церкви в день Страстной субботы чтение утрени начинается ночью, но Русская православная церковь совершает чин утрени в вечер пятницы. На возвышение посреди храма водружают украшенную цветами икону Христа, лежащего во гробе — священная Плащаница. Священнослужители песнопениями утреннего канона славят Иисуса Христа.

Во время службы утрени Страстной субботы совершается Крестный ход, где Святую Плащаницу обносят вокруг храма, сопровождая пением погребального «Святый Боже…». Именно на этой службе первый раз упоминают, что «суббота — самый благословенный день».

В субботу Страстной седмицы в Иерусалимском храме Воскресения каждый год происходит одно из главных чудес — схождение Благодатного огня. После чего Благодатный огонь передается в православные храмы по всему свету.

В конце Литургии поют пасхальный тропарь, символизирующий приближение начала Пасхи. В этот день в большинстве храмов проходит освящение куличей, пасох и крашеных яиц – традиционных символов Пасхи.

Ближе к двенадцати часам ночи совершают полунощнице, на которой поется канон Великой субботы. В конце священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь с Царскими Вратами и кладут ее на Престол. Там Плащаница остается до праздника Вознесения Господня.

Что можно есть в Великую субботу

До появления в небе первой звезды, как правило, в Страстную субботу соблюдается строгий пост. Многие верующие предпочитают воздержаться в этот день от приема любой пищи.

Если же по каким-то причинам верующий не соблюдает пост, то в Страстную субботу допускается прием растительной пищи, в том числе и горячей, например, овощной суп.

Однако по церковному уставу, в этот день положено только сухоядение. То есть пища не должна содержать даже растительного масла. Оно разрешается только в исключительных случаях. До трех часов ночи следующего воскресения запрещена любая скоромная (жирная) пища. Под запретом также спиртные напитки.

Однако РПЦ не требует от людей беспрекословного соблюдения поста в Великую субботу. Каждый человек принимает решение самостоятельно, в зависимости от возраста и состояния здоровья.

Чем заняться в Страстную субботу

По традиции, этот день посвящается исключительно подготовке к Пасхе. Однако уборка, стирка, глажка и готовка — не входят в список разрешенных дел. Мирские хлопоты в этот день не приветствуются. Положено молиться и отдыхать, ведь ночь люди, как правило, проводят в церкви.

Если вы не успели испечь куличи вовремя, то, делая это в Великую субботу, убедитесь, что никто кроме вас не находится на кухне, пока поднимается тесто. Время приготовления куличей лучше провести в спокойствии и одиночестве.

Чего нельзя делать в Великую субботу?

Считается, что в Великую субботу нельзя петь, даже посвященные Богу песни. Великая суббота — день тишины и покоя. В этот день нельзя отмечать дни рождения, нельзя справлять свадьбы, и от секса тоже придется воздержаться. Любимые мужские занятия — охота и рыбалка — тоже запрещены. Рукоделие для милых дам также не приветствуется.

Как мы уже упоминали выше, никакой уборки, стирки и тому подобного. Также не стоит уделять время садово-огородным работам, строительству и ремонту. Даже принять расслабляющую ванну лучше заблаговременно.

Не стоит поминать умерших, однако можно посетить кладбище и навестить родственников.

Народные традиции и приметы в Страстную субботу

В Великую субботу не стоит есть и пить во время приготовления пасхального угощения. Кулич не удастся, если во время его извлечения из печки хозяйка будет на кухне не одна.

Если Страстная суббота выдалась солнечной, то ждать теплого лета, если пасмурная — лето будет холодным и дождливым.

Девушкам на заметку: если не спать всю ночь в Великую субботу, ожидайте счастливого замужества. А мужчин ждет удача в работе.

Бодрствующие фермеры и огородники могут рассчитывать на плодородный сезон. А всех людей ждут просто счастье, радость, удача и здоровье.

Если освященное яйцо опустить в воду, она становится целебной, приносит здоровье и счастье.

Ссылка на основную публикацию