Последование ко Святому Причащению – священные тексты, молитвы, каноны к таинству

Последование ко Святому Причащению: каноны и православные молитвы

История таинства Евхаристии

Первое Причастие совершилось в Сионской горнице, когда причащались святые апостолы, что описано в cвятом Евангелии. В Великий четверг перед своим арестом и смертной казнью Иисус Христос на Тайной Вечере даровал людям таинство Евхаристии. Спаситель благословил хлеб, собственноручно преломил его и дал ученикам со словами «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое». В этот момент хлеб уже был не просто хлебом, а стал истинно Телом Христовым. Затем взяв чашу виноградного вина, возблагодарив Отца Небесного, Христос подал и ее апостолам, говоря: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Господь принес в жертву за людей самого себя. Он дал апостолам Свою Плоть и Кровь, а уже на следующий день Его обрекли на страдания. Завершив причастие учеников, Спаситель заповедал им: «Сие творите в Мое воспоминание». С тех пор Евхаристия совершается во всех православных храмах. Этого великого таинства лишены еретики, считающие себя христианами, например, католики и протестанты, так как еретические таинства не действительны.

Таинство Причастия в Церкви

Православный – это не просто человек, который верит в существование Бога. Истинно православные люди находятся в благодатном общении с Господом. В Таинстве Евхаристии человек приобщается к Святымх Дарам, соединяется с Христом. Древние христиане не могли представить не причащающегося христианина, это было противоестественно. Для Великого Таинства люди собирались, даже если им угрожала смерть.

Известны случаи, когда по маловерию людей им даровалось чудо – хлеб и вино, под видом которых православные принимают Тело и Кровь Спасителя, действительно становились мясом и кровью. В частности, об этом свидетельствует всемирно известное Ланчанское чудо. Оно совершилось в VIII веке в городе Ланчано, Италия. Это было до Великой Схизмы. Разделения на католиков и православных еще не было.

Видео «Покаянный канон к Иисусу Христу, Божией Матери и Ангелу Хранителю»

В этом видеосюжете представлена аудиозапись молитвенного обращения.

Основные правила подготовки к Евхаристии

Кратко о подготовке к Таинству можно прочесть в молитвослове. Этот раздел обычно размещают после Последования ко Святому причащению.

Готовясь ко Причастию, следует быть особенно внимательным к следующим действиям:

  • домашняя молитва;
  • посещение храмовых богослужений;
  • пост;
  • душевное состояние, поведение;
  • покаяние, исповедь;
  • поведение во время Причастия и после него.

Готовясь к Таинству, нужно по возможности посещать все богослужения, которые буду проходить в храме. Обязательно нужно участвовать в вечерней службе накануне завтрашнего причастия. Следует читать утреннее и вечернее правило, а также по одному канону в день.

Важно следить за своими мыслями и чувствами, не допускать обид, раздражения, ссор, гордости, тщеславия. Нельзя удерживать в себе плохие и злые мысли даже на минуту. В этом поможет непрестанное мысленное чтение Иисусовой молитвы. В дни подготовки человек отказывается от любого рода развлечений и интимных отношений.

Во время подготовки нужно примириться с ближними, всех простить, ни на кого не держать зла. Важно осознать свои грехи, свое недостоинство, искренне покаяться. Исповедь проводится на вечерней службе накануне Причастия или утром непосредственно перед ним.

Три совмещенные канона ко Причастию

Усилив домашнюю молитву, нужно ежедневно читать по одному канону. Так, если причастие будет в воскресный день, то в среду нужно прочесть «Канон покаянный ко Господу», в четверг – «Молебный ко Пресвятой Богородице», в пятницу – «Ангелу-Хранителю». В субботу читаются все три канона вместе. Существует практика совмещения их в один. Тогда песни канона читаются поочередно из каждого из них, некоторые стихиры и тропари опускают.

В молитвослове каноны могут быть раздельными или совмещенными в один. Если совмещенного нет, а человек боится допустить ошибку при самостоятельном совмещении, можно их прочесть полностью один за другим.

Молитвы ко Святому Причащению

После трех канонов нужно прочесть особое Последование ко Святому Причастию. Оно включает в себя псалмы, канон и ряд молитв ко Господу. Существует практика раздельного чтения Последования. Начало и канон читается вечером, а молитвы утром. Можно прочесть все Последование сразу вечером, но после этого уже нельзя есть и пить. В конце правила размещены стихи и тропари, которые нужно читать, уже подходя причащаться.

После трех канонов нужно прочесть особое Последование ко Святому Причастию

Кроме канонов и последования, можно прочесть акафист Иисусу Сладчайшему и/или акафист ко Святому Причащению.

Все молитвы печатаются на церковнославянском языке, но русскими буквами. Перевод молитвенных правил на русский язык недопустим. Молитвы из правила ко Причастию обращаются к самому Господу, а не святому.

Евхаристия – величайшее Таинство Церкви. Чтобы к нему приступить, нужно тщательно подготовиться. Еще апостол Павел заповедовал испытывать себя, указывая, что из-за недостойной подготовки люди болеют и умирают.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подготовка к таинству исповеди и святого причастия: какие каноны читать?

Исповедь и причастие — это возможность очищения души и возможность приблизиться к Господу. Честность и искреннее желание человека встать на истинный путь делают данные церковные обряды в одинаковой степени простыми и сложными.

Исповедь нужна для отпущения грехов, а причастие — для воссоединения с Богом. Каноны, читаемые перед такими значимыми событиями, станут вашими верными помощниками при подготовке к ним.

Подготовка к исповеди

Таинством покаяния считается чистосердечное признание в грехах и следуемое за ним раскаяние. Самое важное — огромное желание очистить душу. Исповедь дает человеку духовные силы, чтобы тот мог противостоять злу. Список своих грехов можно написать на листе бумаги.

Оправдания им искать не стоит. Лучше всего анализировать каждый прожитый день: решать для себя, что сегодня было сделано хорошо, а что — имело отрицательную окраску. Так вы со временем научитесь внимательнее относиться к своим мыслям и поступкам.

Существует тайна исповеди: все сказанное вами останется в стенах церкви. За разглашение информации священник может потерять свой сан. В конце духовное лицо прочитает разрешительную молитву. Это значит, что грехи отпущены.

До исповеди помиритесь с теми, с кем были в ссоре; попросите прощения за то, в чем чувствуете свою вину. Следует отличать личное покаяние и таинство исповеди. Во втором случае человек рассказывает о своих грехах публично перед батюшкой и желает от них очиститься.

Заранее приготовленный список грехов поможет вам ничего не забыть и рассказать о том, что в последний момент хотелось скрыть. В любой церковной лавке можно приобрести книгу «Полная исповедь»: в ней находится подробный список грехов, а также особенности таинства.

К человеческим грехам относят:

  • неверие в Бога и сотворение себе кумиров;
  • развратные деяния, осуждение поступков других людей;
  • убийство;
  • аборт (исключением являются медицинские показания);
  • ложь и клевету;
  • лень.

Непосредственно перед самой исповедью особые молитвы читать не требуется. За вас это сделает священник после окончания вечерней службы. Желательно при этом присутствовать и внимательно слушать.

Подготовка к причастию

Причащение — самый важный ритуал для православного; таким образом осуществляется воссоединение с Богом. Данное таинство допускается проводить раз в год или чаще; важным показателем здесь будет желание человека, его искренность.

Перед принятием причастия полагается:

  • соблюдать пост (отказ от пищи и воды минимум в течение суток перед ритуалом);
  • воздержаться от половой жизни;
  • покаяться на исповеди;
  • нужно обязательно быть крещеным;
  • читать три специальных канона — один за другим (либо прочтение совмещенного канона);
  • совершать только добрые поступки;
  • не держать зла на других людей;
  • перед самим причастием посетить вечернюю службу.

В церковной практике приготовления к причащению называют говением. Телесная чистота достигается постом, а для очищения души требуется молитва. В дни поста категорически запрещена пища животного происхождения (мясо, яйца, молоко).

И даже фруктами и овощами также увлекаться не стоит: ваше сознание сейчас не должно рассеиваться по мелочам. Помимо отказа от пищи исключите в этот период из своей жизни нахождение в социальных сетях, компьютерные игры и просмотр телевизора.

Никто не может быть допущен до причащения без исповеди. Исключение делается только для детей до семи лет и тех людей, которые находятся в смертельной опасности.

Также нельзя причащаться женщинам во время менструации. Молодые матери могут совершать причастие лишь через сорок дней после родов. Клирик должен прочесть над такой женщиной специальную молитву.

Структура канонов

Другое определение слова: особая песня, с помощью которой прославляют церковный праздник или праведника. Каноны объясняют смысл ритуального причастия, готовят к нему тело и душу человека.

Канон существует с VIII века и состоит из девяти песен; он может быть большим или маленьким. Песни канонов сложены из стихов: первый из них называется «ирмос», следующие за ним — тропари.

Любой канон состоит из 4-7 тропарей. Перед каждым стихом читают запев. Вторую песню разрешается произносить только в праздничные дни. Во время чтения канонов важно не забыть о совершении поклонов.

Прочтение

К святым таинствам необходимо готовиться не только покаянием и постом, но и читать молитвы. Их существует несколько — для чтения дома или в храме. Это поможет духовно очиститься и избавиться от греховных мыслей.

Произнесение всех молитв перед таинством причастия требует спокойствия, сосредоточенности и внимательности. В некоторых случаях церковь разрешает разделить чтение всех канонов на несколько дней.

Важно не только просить прощения у Господа, но и самому простить всех тех, на кого затаилась обида. Нельзя вспоминать о чужих недочетах, даже если они породили цепочку ваших собственных грехов. В молитвах Господу обещают больше никогда не повторять прежних ошибок.

Последование ко святому причащению содержит тексты, написанные различными христианскими авторами, сюда относят:

  • начальные молитвы. В них человек обращается к Господу с просьбой благословить свой труд и простить грехи;
  • псалмы и тропари. Здесь продолжается тема смирения перед величием Божиим;
  • молитвы ко причастию. В текстах постигается тайна Христа и вспоминается о его страданиях;
  • краткие причастные стихи. Их нужно читать про себя уже в храме, непосредственно перед самим таинством.

Почему читают три канона?

Согласно священной церковной традиции, молятся самому Господу, Святой Матери и Ангелу-Хранителю. Ангелы ближе всего расположены к людям; они чаще являлись к человеку помогали святому или праведнику, а порой и наказывали грешника.

Ангелы могут читать мысли других и умеют говорить абсолютно на всех языках. Изображаются обычно в виде прекрасных юношей. Таинство причастия было установлено самим Господом во время Тайной Вечери. Там он дает последние наставления апостолам.

Какие читать каноны ко святому причащению:

  • канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу. Настраивает душу на покаяние. В его сюжет заложено освобождение израильтян из египетского плена. Если смотреть глубже, здесь рассказывается о душе, которая раньше была грешной, а теперь очистилась. В этом ей помог Иисус;
  • канон молебный ко Пресвятой Богородице. Верующие обращаются здесь к Божьей Матери с просьбой о помощи: необходимо побороть страсти и спасти грешную душу;
  • канон Ангелу-Хранителю. У каждого человека после крещения появляется свой ангел. Он направляет его на верный путь и помогает сохранить здоровье и душевные силы.
Читайте также:  Молитва о будущем Николаю Чудотворцу - прошение святому от тревоги о будущем, правила чтения

Как вести себя в храме?

Подходить к священнику, который совершает таинство причащения, необходимо со сложенными на груди руками. При этом правая — располагается сверху.

После принятия отойдите к столику и возьмите запивку. Положено оставаться до конца службы и выслушать благодарственные молитвы.

На время проповеди из алтаря выносят крест, к которому позже можно будет приложиться.

Видео по теме

Какие читать покаянные каноны перед исповедью и причастием:

Исповедь и причастие — очень важные события в жизни православного человека. Но далеко не все знают, что мало пройти эти таинства; не менее ответственный шаг — серьезная подготовка к ним. Все ваши действия только тогда обретут силу и начнут работать, когда будут сопровождаться неугасаемой верой в Господа.

Последование ко Святому Причащению — значение, молитвы, правила

Причастие как главное Таинство Церкви

Последование ко Святому Причащению — обязательная подготовка к важнейшему православному Таинству. Причащение (Евхаристия) – главная составляющая духовной жизни христианина. Это мистическое, таинственное соединение Бога и человека через вкушение Тела и Крови Иисуса Христа.

Таинство Евхаристии описано в Евангелии, установил его Спаситель на Тайной Вечере в присутствии апостолов. Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28).

“Ты беседуешь в молитве с Богом, вкушая Тело Единородного Сына Его и пия Кровь Его ,– веселись же в радовании, что удостоился стать храмом Его” (преподобный Ефрем Сирин).

Подготовка к Причастию: молитвы

Приступая к Причастию, человек соединяется с Богом “во оставление грехов и жизнь вечную”. Так как Тело и Кровь Спасителя являются величайшей святыней, то, стремясь соединиться с Богом, христианин должен принести покаяние за совершенные грехи, тем самым очистив свою душу. Также Причастие предваряет пост и молитвенное правило.

Молитва – неотъемлемая часть духовной жизни человека, которую невозможно представить без общения с Богом. Молитвы ко Святому Причащению это важная часть подготовки к Таинству. Формальный подход к “вычитыванию” правила недопустим. Бог знает все помыслы человека, состояние его сердца, мыслей, с которыми он готовится к Причастию. Поэтому задача особых молитв перед Таинством Евхаристии заключается в том, что через прочтение слов, проходящих через ум и сердце, подготовиться ко встрече со Святыней.

Последование ко Святому Причащению

Неотъемлемой и обязательной частью молитвенного правила является “Последование ко Святому Причащению”. Первые упоминания о Последовании как о чине, состоящем из нескольких последовательно читающихся молитв и псалмов, можно отнести к VI – XII векам. В Палестинским монастырях молитвы перед Причастием прочитывались иноками во время Божественной Литургии. В византийских Типиконах XI – XII веков Последование ко Святому Причащению являлось обязательным к прочтению монахами, которые готовились приступить к Таинству Евхаристии.

Со временем практика прочтения Последования во время Божественной Литургии потеряла свою актуальность. Причина – значительное увеличение количества молитв ко Причастию. Прочитать их во время богослужения, не пропуская при этом важнейшие части Литургии, стало практически невозможно. Было принято решение прочитывать Последование до начала утренней службы. Такой порядок действует и по сей день.

Последование ко Святому Причащению состоит из:

– псалмов 22, 23, 115, 50;

– молитвы святого Иоанна Златоуста;

– благодарственных молитв (читаются после Причастия).

Последование ко Святому Причащению: правила чтения

Молитвенное правило ко Причастию не обязательно прочитывать сразу. Это можно сделать в течение всех дней подготовки к Таинству. Главное в молитвенном делании не количество слов и не формальное их прочтение, а усердная, внимательная молитва, сопровождающаяся покаянием в грехах и призывом к Богу о прощении.

В состав Последования входит, например, молитва Василия Великого. В ней человек призывает Господа принять его покаяние. Молящийся просит услышать моление, обращенное к долготерпеливому и многомилостивому Отцу. Высказывается надежда, что Творец не хочет, чтобы погибло лучшее Его творение.

Так и в каждой из молитв Последования, составленных великими святыми Христианской Церкви, можно увидеть, каким должно быть истинное раскаяние в грехах. Нам показаны примеры, как нужно обращаться к Богу и готовиться к главному событию духовной жизни человека – соединению с Самим Иисусом Христом. С Господом, Который по безмерной любви принес за каждого человека Бескровную Жертву.

“Достойное Причащение Святых Таин возможно только при постоянно благочестивой жизни или после решительного раскаяния в жизни греховной и решительного оставления ее, засвидетельствованного и запечатленного принесением покаяния по наставлению Святой Церкви” (святитель Игнатий Брянчанинов).

Последование ко Святому Причащению – священные тексты, молитвы, каноны к таинству

Войти

Последование ко Святому Причащению на русском языке (часть 1)

Последование ко Святому Причащению на русском языке в переводе иером. Амвросия (Тимрота)

По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Молитва Святому Духу

Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё Собою наполняющий, Источник благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.

От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается тропарь Пасхи:
«Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ, и тем, кто в гробницах, жизнь даровав».. (Трижды)

От Вознесения до Троицы начинаем молитвы со “Святый Боже. “, опуская все предшествующие.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (3)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва Святой Троице

Всесвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради!

Господи, помилуй. (3)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

Господи, помилуй. (12)

Придите, поклонимся Царю нашему, Богу!
Придите, поклонимся и припадем ко Христу, Царю, нашему Богу!
Придите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему!

Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться
Он пасет меня на злачных лугах и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на пути правды ради имени Своего.
Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня.
Ты приготовил предо мною трапезу на виду у врагов моих; умастил елеем главу мою; чаша моя переполнена.
Так, благость и милость Твоя да сопровождают меня во все дни жизни моей, и поселюсь я в доме Господнем на долгие дни.

Владенье Господне – земля и все, что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней,
Ибо Он воздвиг ее на морях и над потоками рек водрузил ее.
Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?
Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно ближнему своему, –
Тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.
Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!
Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.
Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
Кто сей Царь славы? – Господь сил, Он – царь славы.

Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен.
Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь.
Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?
Чашу спасения вознесу и имя Господа призову.
Обеты мои, что воздал я Господу, пред всем народом Его исполню.
Драгоценна в очах Господних смерть святых Его!
О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты избавил меня от уз моих.
Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову.
Обеты мои, что воздал я Господу, пред всем народом Его исполню.
Во дворах Храма Господнего, посреди тебя, Иерусалим!

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Аллилуия. (трижды) И три поклона.

Тропари, глас 8-й

Беззакония мои презри, Господи, от Девы рожденный, / и сердце моё очисти, / делая его храмом пречистого Твоего Тела и Крови; / не отринь меня от Твоего лица, / имеющий безмерно великую милость.

Слава: На причащение святынь Твоих / как дерзну я, недостойный? / Ведь если осмелюсь подойти к Тебе с достойными, / одежда меня обличает, – ибо не в такой идут на вечерю, / и получу осуждение многогрешной души моей. / Очисти, Господи, скверну души моей / и спаси меня, как Человеколюбец.

И ныне: Бесчисленно множество моих, Богородица, согрешений, – / к Тебе я прибег, Чистая, нуждаясь в спасении. / Воззри милостиво на немощную мою душу / и ходатайствуй пред Сыном Твоим и Богом нашим, / да будет мне дано прощение / соделанных мною согрешений тяжких, / единая Благословенная.

(Во время Великого Поста:

Когда славные ученики / при умовении на вечере просвещались, / тогда Иуда
злочестивый, отягченный недугом сребролюбием омрачался, / и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. / Смотри, любитель стяжаний, / на удавление из-за них стяжавшего! / Беги от ненасытной души, / дерзнувшей на это против Учителя! / Господи, ко всем благой, слава Тебе!)

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
Многократно отмой меня от нечистоты моей, и от греха моего очисти, отстирай меня,
Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда пред очами моими.
Пред Тобою, Тобою Одним согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
Вот, Ты возлюбил правду о сокрытом в сердце моем и показал, что мудрость Твоя знает все, что внутри у меня.
Окропи меня иссопом, и стану чист; омой меня, и буду белее снега.
Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.
Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.
Сердце чистым сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Верни мне радость быть спасенным Тобою и Духом владычественным укрепи меня.
Научу заблудших путям Твоим, и согрешившие к Тебе возвратятся.
Избавь меня от кровавой доли, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правосудие Твое.
Господи! открой уста мои, и уста мои возвестят хвалу Тебе:
Ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; всесожжения не угодны Тебе.
Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.
Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалиму:
Тогда благоугодны будут Тебе жертвы оправдания, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Читайте также:  Молитва святому Николаю Чудотворцу о помощи

Ирмос: Придите, люди, / воспоем песнь Христу Богу, / разделившему море и проведшему народ, / который Он вывел из рабства египетского, / ибо прославился.

Припев 1: Сердце чистым сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.
Хлебом жизни вечной / да будет мне Тело Твоё святое, благосердный Господи, / и драгоценная Кровь – / от недугов многообразных защитой.

Припев 2: Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. .
Оскверненный делами непристойными, несчастный, / недостоин я, Христе, причащения / Твоего пречистого Тела и божественной Крови, / которых меня удостой.

Припев 3: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Земля благая, благословенная Божия Невеста, / Колос израстившая невозделанный и спасительный миру, / сподоби меня, Его вкушая, спасаться.

Ирмос: На скале веры меня утвердив, / широко раскрыл Ты уста мои против врагов моих, / ибо возвеселился дух мой, воспевая: / “Нет святого, как Бог наш, / и нет праведного более Тебя, Господи!”

Сердце чистым сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.
Капли слез подай мне, Христе,/ скверну сердца моего очищающие, / чтобы добросовестно очищенным / приступал я с верою и страхом, Владыка, / ко причащению божественных Даров Твоих.

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Да будет мне в прощение согрешений / пречистое Тело Твоё и божественная Кровь, Человеколюбче, / в Духа же Святого общение и в жизнь вечную, / от страстей же и скорбей – в избавление.

Пресвятая Богородица, спаси нас.
Пресвятая, трапеза Хлеба Жизни, / свыше по милости сошедшего / и миру новую жизнь дающего, / удостой и меня ныне, недостойного, / со страхом вкусить его и жить.

Ирмос: Ты пришел от Девы не посланник, / ни Ангел, но Сам Господь во плоти, / и спас всего меня, человека. / Потому я к Тебе взываю: / “Слава силе Твоей, Господи!”

Сердце чистым сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.
Восхотел Ты, нас ради воплотившись, Многомилостивый, / быть заклан, как овца, за грехи человеческие. / Потому я умоляю Тебя / и мои изгладить согрешения.

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Исцели души моей раны, Господи, / и всего меня освяти, / и удостой, Владыка, чтобы я, несчастный, / приобщился к Таинственной Твоей Вечере божественной.

Пресвятая Богородица, спаси нас.
Умилостивь и ко мне от Тебя Рожденного, Владычица, / и сохрани меня, раба Твоего, чистым и без порока, / чтобы я, принимая духовный жемчужину, освятился.

Ирмос: Света Податель и веков Творец, Господи, / во свете Твоих повелений наставь нас, / ибо мы иного бога, кроме Тебя, не знаем.

Сердце чистым сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.
Как Ты предрек, Христе, / да будет так и мне, убогому рабу Твоему, / и пребудь во мне, как обещал, / ибо вот, я Тело Твоё ем божественное и пью Кровь Твою.

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Слово Божие и Боже! / Уголь горящий Тела Твоего / да будет в просвещение мне, омраченному, / и во очищение оскверненной душе моей – Кровь Твоя.

Пресвятая Богородица, спаси нас.
Мария, Матерь Божия, / благоухания священная Скиния, / Твоими молитвами сосудом избранным меня соделай, / чтобы мне причаститься Святынь Рожденного Тобой.

Ирмос: В бездне греховной носимый, / непостижимую милосердия Твоего призываю бездну: / от гибели Боже меня изведи!

Сердце чистым сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.
Ум, душу и сердце освяти, Спаситель, / и тело моё, / и удостой приступить не в осуждение / к Страшным Таинствам, Владыка.

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Да устранюсь я от страстей / и получу благодати прибавление, / и жизни утверждение / причащением, Христе, Святых Таинств Твоих.

Пресвятая Богородица, спаси нас.
Боже, Святое Божие Слово, / всего меня освяти, / ныне приходящего Божественным Твоим Таинствам, / святой Матери Твоей мольбами.

Господи помилуй (3)

Кондак, глас 2-й
Не возбрани мне, Христе, / принять ныне Хлеб – Тело Твоё / и божественную Твою Кровь; / пречистых Твоих, Владыка, и страшных Таинств причащение / да не в суд будет мне, злосчастному, / но да будет мне в жизнь вечную и бессмертную.

Ирмос: Кумиру златому мудрые юноши не поклонились, / и в пламя сами вступили и идолов их осмеяли; / среди пламени воззвали – и оросил их Ангел, возвестив: / “Услышана уже уст ваших молитва!”

Сердце чистым сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.
Да будет мне ныне причащение / Твоих бессмертных Таинств, Христе, / источником благ, светом, и жизнью, и бесстрастием / и средством к преуспеянию и
умножению добродетели божественной, / чтобы я прославлял Тебя, О единый Благой!

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Да избавлен буду от страстей, / и врагов, и бед, и всякой скорби, / я, ныне с трепетом и любовью, со благоговением приходящий / к Твоим бессмертным и божественным Таинствам, Человеколюбец, / и поющий Тебе: / “Благословен Ты, Боже отцов наших!”

Пресвятая Богородица, спаси нас.
Спасителя Христа непостижимо уму родившая, / облагодатствованная Богом, молю Тебя ныне я, раб Твой, / чистую – нечистый: / меня, готовящегося ныне приступить к пречистым Таинствам, / всего очисти от скверны плоти и духа.

Ирмос: В печь огненную / ко отрокам еврейским сошедшего, / и пламя в росу
превратившего Бога, / воспевайте, все творения, как Господа / и превозносите во все века.

Сердце чист сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.
Небесных, и страшных, / и святых Твоих Таинств, Христе, / и божественной Твоей и таинственной Вечери / удостой и меня, отчаявшегося, ныне сделаться участником, / Боже, Спаситель мой!

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Под кров благосердия Твоего прибегнув, Благой, / взываю к Тебе со страхом: / “Пребудь во мне, Спаситель, и я, как Ты сказал, в Тебе; / ибо вот, дерзая на милость Твою, / ем Тело Твоё и пию Кровь Твою!”

Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе.
Трепещу, принимая огонь, чтобы не сгореть мне, / как воск и как трава. / О страшное таинство! О благосердие Божие! / Как я, глина, Божественных Тела и Крови причащаюсь / и становлюсь бессмертным?

Ирмос: Безначального Родителя Сын, Бог и Господь, / воплотившись от Девы, нам
явился / омраченных просветить, собрать рассеянных. / Потому мы всеми воспеваемую Богородицу величаем.

Сердце чистым сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.
Он благ – Господь: вкусите и узрите! / Ибо ради нас некогда став нам подобным, / и один раз принеся Себя как дар Отцу Своему, / всегда закалывается, освящая причащающихся.

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Душою и телом да освящусь я, Владыка, / да просвещусь, да спасусь, / да сделаюсь домом Твоим, / через причащение священных Таинств / имея Тебя во мне живущим со Отцом и Духом, / Благодетель многомилостивый.

Верни мне радость быть спасенным Тобою и Духом владычественным укрепи меня
Да будет мне, Спаситель мой, Тело Твоё / и Кровь Твоя драгоценнейшая / как огонь, сожигающий вещество греха / и попаляющий страстей терние, / и как свет, всего меня просвещающий / для поклонения Божеству Твоему.

Пресвятая Богородица, спаси нас.
Бог воплотился от чистой крови Твоей. / Потому всякий род воспевает Тебя, Владычица, / и множества Бесплотных Тебя славят, / ибо через Тебя они ясно увидели над всем Владычествующего, / принявшего природу человеческую.

Достойно есть воистину / прославлять Тебя, Богородицу, / вечно блаженную и всенепорочную / и Матерь Бога нашего. / Честью высшую Херувимов / и несравненно славнейшую Серафимов, / девственно Бога-
Слово родившую, / истинную Богородицу – Тебя величаем.

От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни пасхального канона:
«Ангел возглашал Благодатной: / “Чистая Дева, радуйся! / И снова скажу: Радуйся! / Твой Сын воскрес в третий день из гроба, / и мертвых воскресил”. / Люди, торжествуйте! Светись, светись, новый Иерусалим, / ибо слава Господня над тобою взошла! / Ликуй ныне и красуйся, Сион! / Ты же радуйся, Чистая Богородица, / о воскресении Рожденного Тобой.»
Есть также традиция в течение двунадесятых праздников читать припев и ирмос 9 песни праздничного канона – задостойник.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (3)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва Святой Троице

Всесвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради!

Господи, помилуй. (3)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

Здесь читается тропарь праздника или святого дня.

Или:
Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / ибо, не находя себе никакого оправдания, / молитву эту мы, грешные, Тебе приносим, как Владыке: / “Помилуй нас!”

Слава: (здесь читается кондак праздника или святого дня)
Или:
Господи, помилуй нас, ибо на Тебя мы уповаем, / не прогневайся на нас сильно / и не вспомни беззаконий наших: / но воззри и ныне, как Благосердный / и избавь нас от врагов наших. / Ибо Ты – Бог наш и мы – Твой народ, / все мы дело рук Твоих / и имя Твоё призываем.

Читайте также:  Молитвы Власию: текст молитвы святому о здравии, помощи и домашних животных

И ныне: (здесь читается Богородичен гласа)
Или:
Милосердия двери отверзи нам, / благословенная Богородица, / дабы мы, надеясь на Тебя, не постыдились, / но избавились молитвами Твоими от бед, / ибо Ты – спасение рода христианского.

(От Пасхи до Вознесения читаются следующие тропари:
Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ, и тем, кто в гробницах, жизнь даровав
Слава: Хотя и сошел Ты во гроб, Бессмертный, но уничтожил силу ада и воскрес как победитель, Христе Боже, женам-мироносицам возгласив: “Радуйтесь!” и Твоим Апостолам мир даруя, Ты, дающий падшим воскресение.
И ныне: Божественная освященная Скиния Всевышнего, радуйся! Ибо чрез Тебя, Богородица, радость подана взывающим: “Благословенна Ты между женами, всенепорочная Владычица!”)

Последование ко святому причащению. Каноны

Обряд причащения (евхаристия, переводится как признательность) играет одну из важных ролей в священном христианском образе и деятельности Храма. Евхаристия является одним из семи Господних обрядов, упоминающихся в Священные Книги. Первый раз такой обряд был совершен нашим Спасителем Иисусом Христом. Большинство людей наверняка, не один раз слышали, что крещенные и праведные люди совершая этот обряд и вкушают Кровь и Тело Господа Христовым.

Такое таинство требует обязательную подготовку не только физическую, а и душевную. Детей не достигших семилетнего возраста принято причащать не исповедованных, а остальные люди должны обязательно покаяться. Кроме того, советуют придерживаться поста и читать молитвы накануне обряда, потому как евхаристия считается большой радостью общности и разговора с Всевышнем.

Последование к таинству Причащения, и его возникновение.

Такое таинство первый раз было совершено вечером перед предательством Иуды и мучительной смерти Христа. Иисус Христос вместе с апостолами находился в доме, и готовился к пасхальному ужину по древней еврейской традиции. Такого обычая придерживалась каждая иудейская семья, потому как было своеобразным напоминанием иудеям об выходе их предков из Египта под защитой пророка Моисея. Эта дата была памятью об избавлении от рабства иудеев.

Но Христос наполнил в эту праздничную трапезу новым смыслом. В Святом Писании эта трапеза упоминается как «тайная вечеря». Иисус Христос положил начало на этой последней трапезе таинство Евхаристии. Христос пошел на мучительную смерть, принося в жертву свою божественную кровь и девственное тело за все грехи человечества и соблазны. Обряд причащения является вечной память о самопожертвовании Всевышнего ради рода человеческого. Христос превратил свою Кровь в вино, а Тело в хлеб, и наказал ученикам сберечь этот обряд.

Главное требование к таинству причащению — важность евхаристии

Праведный человек, который не причащался не может познать все божественные таинства и выходит из покровительства Всевышнего. Люди, которые постоянно и одухотворенно совершают такой обряд, согласно Божьим речам «постоянно находятся вблизи Его». Таинство Причащения очищает душу и тело, максимально приближая людей к Господу. Этот обряд нужно проводить, чтобы Спаситель смог проникнуть в сердце и души человека. Лишь только те люди, которые прошли причащение могут уповать на то, что Господь постоянно будет с ними, весь их жизненный путь.

Таинство Евхаристии в храме. Порядок проведения.

Совершение обряда Евхаристии в храме носит название литургия. Сперва священнослужитель приготавливает все что нужно для Таинства Причащения, в это же время праведные люди ведут свои приготовления к Евхаристии. Затем проводят обряд Дарения, освещения хлеба и вина, потом начинается Евхаристия прихожан. Стоит отметить, что это таинство также совершают и после обряда крещения. Людям, которые не проходили обряд крещения участвовать в обряде Дарения Господних даров не разрешается, их участие находится под запретом.

Порядок проведения Евхаристии. Такая великая церковная служба состоит из трех самостоятельных частей:

служба для преданных.

Проскомидия переводится с греческого языка как «приношение». В древности было принято, чтобы прихожане приходили со всем необходимым для Евхаристии. В наше время в церкви обряд проводят с вином (обязательно виноградным и красным, потому что оно похоже на кровь) и просфорами — церковный хлебец, сделанный из квашеного теста.

Божественная служба названых в древние времена совершалась для верующих, прошедших долгую подготовку и таинство крещения, узнавших все догматы вероисповедания. В современном мире такого таинства оглашения нет. С верующими на этом этапе проводят крещение, сперва поговорив с ними. Затем, когда произносятся слова «оглашенные выйдите» все прихожане приготавливаются к Евхаристии, а те верующие кто был на исповеди уходят из храма, так как начинается самая главная часть церковной службы.

Служба преданных проводится после наказа уйти оглашенным. Преподобный отец уходит обратно в престол с кубком и оставляет ее на алтаре, накрывая его специальным покровом. Певцы поют псалтырь — Ангельскую песнь. Затем все присутствующие прихожане получают одобрение священнослужителя, причащаются. После того как прихожане пройдут обряд причащения, преподобный отец забирает кубок. Священник произносит признательную молитву. В завершении службы он говорит опус, поминая всех ангелов и Богородицу, а прихожане прикладываются к кресту.

Каноны к обряду Евхаристии

Люди, готовящиеся к обряду обязаны прочитать следующие каноны к таинству Причащения:

канон Небесному Защитнику;

молитвенный канон Пречистой Богородицы;

Покаянная молитва нашему Господу Богу.

Все эти обращения рекомендуют прочитать перед таинством Евхаристии.


Подготовка и чтение молитв перед исповедью и причастием

Все мы грешны перед Господом нашим, но если верить Библии, каждый заслуживает прощения. К сожалению, сегодня нечасто встретишь честных, правдивых и безгрешных людей. Но это еще не значит, что поздно все исправить.

Исповедавшись и раскаявшись в своих Грехах, действительно можно заслужить прощения. Ведь покаяние и искреннее сожаление о содеянном поможет очистить душу. Вопрос состоит лишь в том, как это правильно сделать?

Раскаянье и исповедь

Как известно, исповедь является таинством, происходящим между грешником и Богом посредством раскаянья перед собой и священнослужителем. Конечно же, как и перед любым другим обрядом, ритуал покаяния требует соответствующей подготовки.

Подготовка к причастию и исповеданию

Для тех, кому ничего не известно ни об исповеди, ни о причастии, рекомендуется ознакомиться с самим принципом данного таинства.

Сама суть исповедования лежит в раскаяньи, так что прежде чем отправиться в церковь, следует хорошенько поразмыслить о своих грехах.

Придётся вспомнить и переосмыслить наиболее страшные и греховные свои злодеяния. К главным грехам, требующим раскаянья, относят:

  • Грехи против Бога (гнев на Господа и его промысел, сомнения в вере…);
  • Грехи против ближнего своего (воровство, прелюбодеяние, убийство…);
  • Грехи против самого себя (уныние, зависть, самолюбие, сквернословие…).

Некоторые священники рекомендуют записать все упомянутое на листе бумаги. Такой лист следует тщательно перечитывать, каждый раз каясь в каждом грехе, и искренне пообещать Богу и самому себе сойти с неправедного пути.

Как только человеку удастся действительно осознать всю неправду своих поступков, раскаяться в них и перестать совершать подобные деяния — можно переходить к следующей части подготовки к исповеди и причастию.

Помимо раскаянья, следует просить о прощении не только у Господа, но и у самого себя. Человек должен примириться с собственными грехами и отпустить их, пообещать себе следовать вере и законам ее, никогда не гневить Бога и самого себя.

Помимо искреннего искупления греховных деяний, просящий Бога о помиловании обязательно должен поверить в отпущение своих грехов и прощение, иначе исповедь не даст должного результата.

Пост перед исповедью

Избавление от грехов подразумевает не только очищение духа от скверны, но и тела от всего отягощающего. Прежде чем приступить к исповеди, следует пройти недельный (в крайнем случаи трехдневный) святой пост.

Следует отказаться от употребления пищи животного происхождения: молочных продуктов, мяса, яиц. Рыбу также нужно исключить из рациона. Строго запрещено употребление алкогольных напитков, наркотических веществ и табака.

Телесной близости следует избегать. К исповеди нельзя готовиться женщинам во время менструации.

К тому же пост перед таинством подразумевает исключение всех развлечений (компьютерные игры, просмотр телевизора, азартные игры).

Молитвы перед исповедью и причастием

Пост и покаяние в грехах хоть и наиболее важны, но не являются окончательным этапом подготовки к раскаянью. Подготовка к таинству требует чтения молитв. С тем, какие молитвы читать перед исповедью и причащением, следует изначально ознакомиться, прежде чем приступать к соблюдению поста. Каждый этап очищения сопровождается определенными молитвами или канонами, которые следует обязательно прочесть с верой в прощение вас Господом.

Молитвой называют личное обращение человека к Богу. Она помогает обратиться к Господу с просьбой об искуплении и прощении греховных действий и мыслей. Искренне раскаявшись и произнеся молитву, люди просят о даровании сил на борьбу с греховными страстями и пороками, а также о милости в простых людских потребностях.

При подготовке к Исповеди и Причастию человек в дни поста обязательно должен читать соответствующие молитвы, при этом читают их и утром, и перед отходом ко сну. Помимо молитв, к ежедневному чтению обязателен хотя бы один из канонов.

Покаянные каноны

Обычная подготовка к причастию для начинающих включает в себя чтение:

  • «Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу».
  • «Канон молебный ко Пресвятой Богородице».
  • «Канон Ангелу-Хранителю».
  • «Последование ко Святому Причащению».

Эти каноны следует читать по одному ежедневно, сразу после утреннего чтения молитв.

Перед самим ритуалом причастия следует дополнительно прочесть «Последование ко Святому Причащению» .Что касается утренних и вечерних молитв — можно читать любую покаянную молитву. Также можно читать и «Отче Наш», с глубоким раскаяньем и верой в прощение.

Накануне посещения храма

Вечер накануне исповеди и причастия является одним из наиболее сложных этапов подготовки.

Начиная с полуночи и до самого конца службы в Храме следует отказаться от любой пищи и воды.

К обычному чтению покаянных канонов и молитв следует прочитать покаянные каноны перед исповедью и молитву о покаянии.

Таинство исповеди и причастия

Утром, после чтения канонов и молитв, следует отправиться в Храм для участия в богослужении. Важно помнить, что до окончания Исповедания и Священного Причастия, нельзя ни есть ни пить. Обязательно нужно отстоять всю службу, внимательно слушая и воспринимая каждое слово священнослужителя. Как только служба будет окончена, можно обратиться к батюшке за исповедью.

Богу следует изложить все свои грехи и еще раз раскаяться в них. Именно Богу, ведь священник лишь посредник и дарует прощение исключительно от лица Господа Нашего.

Примирившись с собой и Богом, следует также обязательно поблагодарить его за прощение и попросить сил вести жизнь честную и православную. После того как вы исповедались, можно приступать к причастию.

Ссылка на основную публикацию