Псалом 1: текст молитвы, значение и история, толкование, для чего читают и правила чтения священного текста

Псалом 1 Давида: текст, толкование, сила

«Дорога в тысячу ли начинается с первого шага» – говорит китайская мудрость. Доброе начало – это уже половина хорошего дела. С чего начинается 1 Псалом Давида? Со слов о блаженном муже.

В Библии слово «блаженный» переводится, как «благословенный» или «счастливый». Хотя ни первое, ни второе слово не передают всей глубины, содержащейся в библейском термине.

Макариос Блаженный – это человек, носящий в себе истинные смыслы бытия. Еще на земле он приобщен к жизни будущей – небесной, райской. Не зря Господь Иисус Христос, сын Давидов, начал свою нагорную проповедь к учению о блаженстве: блаженный нищий духом, блаженный плачущий, блаженный кротцыи. Мы еще много будем говорить о блаженствах.

А вот первая жемчужина:

Теперь приведем первый псалом Давида (текст на церковно-славянском):

Псалом 1: толкование

Блаженному мужу, оказывается, нельзя делать некоторых вещей, но важны не только запреты, нужна и позитивная деятельность. По Давиду, блаженный муж должен непрестанно заниматься тем, чтобы сочетать свою волю с волей Бога и изучать закон Божий день и ночь. Тогда он будет похож на дерево, посаженное при потоках воды: листья его не отпадают, а ветви отягчаются плодами.

Нам детям суетного и торопливого века известна общая проблема – мы ничего не успеваем. Мчатся часы, пролетают дни, проходят годы, а наши планы так и остаются планами. Мы так их и не реализовываем. От чего так? Давид убежден, что это потому, что мы мало думаем о Боге и его законе. Если бы человек думал о Боге чаще, изучал его заповеди, он был бы во всем успешен. А вот с нечестивыми дело обстоит иначе.
Нечестивые и грешники, уподобляются в псалме пыли или сухому песку перед лицом сильного ветра. Ветер разметает пыль, и она беспомощна перед его лицом, ее нельзя собрать. Вот почему нечестивые не устоят на суде и грешники – в собрании праведных.

Псалом 1 содержит много ключевых, исключительно важных для нас слов:

  • «Блаженство» ­– это основание и начало нашего учения нравственного. Здесь пророк хочет показать, что блаженство и в настоящей жизни, и в будущей сообщается лишь людям праведным, тем, кто исполняет закон Господний.
  • «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» – блажен праведник, который не ходит к нечестивым и не имеет с ними никаких дел.
  • «Закон Господень» – закон, заповеди, словеса Господни, завет «Господень» – именно так мы представляем закон, зная, что за ним скрывается несколько синонимов, которые образуют, то, что называют законом Божьим. Закон, где он показал нам свою волю, и мы добровольно должны его соблюдать. О чем и говорит первый псалом.
  • «Блаженная жена» – это Пресвятая Богородица, которую ублажает православная церковь.

Псалтирь. Кафизма 1. Псалом 1. Толкование по стихам:

  1. Первый стих. Праведный человек уклоняется от врагов и зла, а также всякого рода искушений. Он направил все свои силы на противостояние соблазнам.
  2. Второй стих. Праведный человек направляет каждое слово осмысленно к Господу. Они не расходятся с законом Божьим. Он не имеет никаких дел с нечестивыми.
  3. Третий стих. Искренняя вера в Создателя возвысит праведного человека: физически, духовно и материально.
  4. Четвертый, пятый и шестой стихи. В них рассказано о противостоянии грешников и праведников. Все они предстанут перед Божьим судом.

Интересно! Первая песнь – это повод для размышления. В этом стихе описан человек, ведущий праведную жизнь. Он не религиозный, но в тоже время соблюдает закон Божий.

История написания псалма

В названии подчеркивается, что этот псалом написал именно Давид, хотя святая церковь приписывает все псалмы ему, как и в целом оформление самой книги Псалтырь, но все-таки бытуют и другие мнения. И этот псалом начальный, самый первый решили подписать, что это Давидов псалом, с него начинается Псалтырь.

Внимание! В латинской, греческой и еврейской версии молитвы нет подтверждения, что автором произведения является именно Царь Давид.

Поскольку псалом 1 относится к числу песней-размышлений, в нем не содержится никаких исторических фактов. Это тоже мешает установить время написания псалма и его авторство.

В содержании псалма указано только отличие между тем, какая судьба ждет праведных и нечестивых людей, и отлично подходит в качестве введения в книгу Псалтырь.

Из-за более ранних отсылок (к примеру, Книга Деяний) историки решили, что раньше первый и второй псалмы были единой песнью.

Если исследователи правы, то можно точно сказать, что авторство двух первых псалмов действительно принадлежит Царю Давиду, во времена его войны с аммонитянами и сирийками (эти исторические события описаны в Книге Царств).

Слушать псалом 1

Псалтырь – универсальная вещь. Его могут петь и читать в радости, в горести и по случаю каких-то торжеств, и по случаю смерти или рождения кого-нибудь. Псалтырь читается по любому случаю: и за здравие, и за упокой.

Почему-то у многих сложилось впечатление, что Псалтырь – это что-то заупокойное. Ничего подобного. Это самая читаемая книга Библии. Его очень широко используют на Богослужении (чуть ли не половина – это Псалтирь).

На литургию, ежедневные антифоны читают просто псалмы. Огромное количество песнопения взято из псалмов. Сейчас мы предлагаем Вам послушать, как звучит псалом 1:

Особенно красиво звучит 1 кафизма в исполнении Валаамского монастыря.

Интересно! Неусыпаемая псалтырь получила это название по той причине, что ее чтение осуществляется без перерывов, круглосуточно. Этой молитвой нужно молиться только монастырях.

Правила чтения псалма 1

Несмотря на то, что при богослужениях молитву поют или читают на старославянском языке, православный может прочитать псалом 1 на русском.

Сила псалма 1, или в каких случаях его советуют читать:

  • Если не получается справиться с искушениями.
  • Если вера во Всевышнего ослабевает.
  • Если Вы столкнулись с депрессией, и Вас захватило уныние.

Помимо этого, первый псалом может читаться при сельскохозяйственных работах.

Важно! Текст этого псалма читается в храмах на утренней службе в субботу. Сколько и когда читать псалтырь дома? Здесь нет определенных правил, поэтому Вы можете читать его ежедневно в любое время.

Есть интересная история о двух монахах, из которых один учил другого читать псалмы. Когда они выучили первый псалом, второй ученик ушел и отказался учиться далее. Через много лет они встретились. «Читаешь ли ты псалмы дальше?» – спросил первый у второго. «Нет!» – отвечал тот. –«Почему?». – «Потому, что я еще не научился на практике исполнять то, что понял из первого», – ответил бывший ученик.

Если бы мы с Вами ничего больше не читали и не учили, но хорошо усвоили смысл первого начинательного псалма, мы все-таки бы знали много полезного и важного для жизни. Но мы будем учиться и дальше читать!

В чем заключается духовная польза чтения Псалтири?

Святитель Амвросий Медиоланский говорит: «Во всем писании дышит благодать Божия, но в сладкой песне псалмов дышит она преимущественно. История наставляет, закон учит, пророчествует, предвозвещает, нравоучение убеждает, а книга псалмов убеждает во всем этом и есть самая полная врачебница спасения человеческого». В храме псалмы читаются ежедневно за всяким утренним и вечерним богослужением. В чем же заключается духовная польза чтения Псалтири? Почему важно неукоснительно использовать эту книгу в своем домашнем молитвенном правиле? На эти вопросы отвечают священнослужители Русской Православной Церкви.

Читая Псалтирь, мы, несмотря на все наши грехопадения, воздвигаем свои сердца горе

– Псалтирь – собрание, должно быть, самых древних богослужебных текстов, составленных в разное время разными людьми, но в основе своей написанных ветхозаветным царем и пророком Давидом. Уже исходя из того, что книга эта – богослужебная по преимуществу, польза её заключается в возможности теснейшего и живого молитвенного общения человека с Богом. А цель такого общения – наше освящение и приобщение благости Божией. Кроме богослужебного употребления, существует древняя православная традиция домашнего, или «келейного», чтения этой великой книги. В любом случае, духовная польза чтения Псалтири заключается в принесении духовных плодов, которые суть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Всё это – дары Духа Святого, но подаются они ищущим Бога, и чтение Псалтири, с одной стороны, служит исповеданием этого нашего искания, а с другой – в этом искании нам помогает. Потому что псалмопевец Давид именно и отличался крайним своим, всецелым устремлением к Богу. Притом он не лишен был грехов и треволнений, и страхов, и борений (всё это нашло отражение в Псалтири), как это свойственно и нам. Но всю эту житейскую, скажем так, мятежность Давид преодолевал непрестанно крайним упованием на Бога с любовью и покаянием. Вот почему, читая Псалтирь, мы вместе с этим великим мужем и сами, несмотря на все наши грехопадения, скорби и трудности, воздвигаем свои сердца горе, в надежде, что Господь не оставит нас, но по молитвам святого, также познавшего трудности земного странствия, подаст нам решимость неотступного и повседневного устремления ко Господу и упования на Него. А то, что Господь никогда не оставляет человека, имеющего такое сокрушенное сердечное расположение и соответствующие труды, – множество подтверждений этому мы опять же находим в Псалтири, где Давид снова и снова благодарит Господа за то, что во всех многосложных и опасных обстоятельствах жизни Он не оставляет раба Своего, одаривая многими милостями и щедротами, главная из которых – сама возможность теснейшего и живого общения с Богом.

Строки Псалтири остаются актуальными вот уже почти три тысячи лет

– Псалтирь – самая популярная сейчас книга Ветхого Завета. Исходя из смысла коротких песней, которые раньше исполнялись под аккомпанемент похожего на гусли инструмента, можно понять, что их авторы ставили своей целью восхваление Бога в любых житейских ситуациях: от покаяния и славления Бога до восхождения на крутые ступени ветхозаветного храма. А поскольку и у современного читателя довольно разнообразная жизнь, то и строки Псалтири остаются актуальными вот уже почти три тысячи лет. К сожалению, существует довольно серьезный перегиб в обществе: многие считают Псалтирь исключительно книгой, чтомой по усопшим. Но это умаляет значение прекрасного труда пророка Давида и единомышленников. Ведь те строки о покаянии, о справедливости Божией, о Его милости, о заботе и о долге верного последователя помогают не только усопшим, но более читающим. Именно в этом я вижу источник духовной пользы Псалтири.

– В Евангелии от Матфея мы читаем о событиях, которые происходили на Голгофе: А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46). Этот текст воспроизводится Христом из Псалтири: Боже мой, Боже мой, для чего Ты оставил Меня? (Пс. 21, 2). Таким образом, Господь Иисус Христос научает нас, что в самые тяжелые моменты жизни нужно обращаться к святой Псалтири и от ее псалмов находить для себя молитвенные слова утешения. И действительно, когда мы молимся по Псалтири, то, с одной стороны, восхваляем Бога, так как в еврейской традиции эта книга с древности называется – Книга Восхвалений (ивр. ‏ תהלים ‏‎ (тəhилим). А с другой стороны, многие псалмы имеют покаянную содержательность, направленность, и они подсказывают нам такие слова, которые помогают нам в сердечном раскаянии перед Богом раскрыть свою душу и совершить акт настоящего покаяния. А так как в Псалтири не только покаянные, но и хвалительные псалмы, мы и каемся пред Богом, читая Псалтирь, и прославляем Его, читая Псалтирь, а также воспеваем Его чудные Имена, которые во множестве присутствуют на страницах Псалтири, когда говорится о Боге – Великом, Могущем, Милосердном, Любвеобильном и т.д.

В Древней Руси Псалтирь была излюбленным чтением. По Псалтири учили детей читать

В Древней Руси Псалтирь была излюбленным чтением. По Псалтири учили детей читать. И когда в Советское время занимались изучением берестяных грамот, то, хотя люди в основном на бересте писали на житейские темы, можно было выявить скрытые цитаты. По скрытым цитатам определили, что самой читаемой книгой Древней Руси является именно Псалтирь. Второе место занимали притчи царя Соломона. Уж не знаю почему. Может, потому, что там очень часто затрагивается семейная тематика, воспитание детей, – то, что было близко нашим предкам, которые воспринимали Православие прежде всего как образ жизни.

Читайте также:  Псалом 10: текст на русском языке, толкование и значение, для чего читают

Чтение Псалтири – это особое состояние духа: когда человек погружается в эти глаголы, он как бы стяжает ангельскую благодать. Мы знаем, что ангелы непрестанно предстоят Престолу Божию и воспевают Его чудные Имена. И всякий раз, когда православный христианин или христианка, взрослый человек или ребенок открывают Псалтирь и начинают по ней молиться, они присоединяются к ангельскому хору. И, живя на земле, они как бы оказываются на небесах.

Псалтирь – это Божие слово к нам. Сам Бог дал нам Псалтирь как пример и образец молитвы

– Почему важно читать Псалтирь, а не только молитвослов или акафисты? Потому что псалмы – это не просто древние, трудно понятные молитвы, как многие думают, а часть Священного Писания, данного нам Самим Богом. Если любая молитва – наше обращение к Богу, стремление к Нему, подобно как пламя свечи устремляется к небу, то Псалтирь – это Божие слово к нам, это свет, нисходящий с неба и просвещающий самые тайные стороны нашей души. Псалтирь – книга Богооткровенная. Через царя и пророка Давида Сам Бог дал нам Псалтирь как пример и образец молитвы. «Вот так вы должны обращаться ко Мне, каяться во грехах, чего-то просить, прославлять Своего Творца и восхищаться Промыслом Божиим», – говорит нам Господь через священную книгу Псалтири.

Псалтирь – духовная защита от любых темных сил

Псалтирь включает в себя всё, все виды молитв: здесь и покаяние во грехах, и прошение в различных нуждах, скорбях нашей жизни, и благодарение Бога за Его многочисленные благодеяния, и радостное славословие Господа как нашего Отца и Промыслителя. Псалтирь – духовная защита от любых темных сил, и вместо того чтобы всюду бояться какой-то там порчи, достаточно просто читать регулярно Псалтирь, так что к тебе не приблизится никакой искуситель. Не случайно псалмы включены практически во все церковные моления и молебны.

Псалтирь вкратце излагает Священную историю – от сотворения мира и вплоть до Страшного Суда, о котором сказано, что Господь грядет судити земли: судити вселенней в правду и людем истиною Своею (Пс. 95, 13). Всё наше богослужение насыщено священными строками из Псалтири, поэтому тот, кто дома читает псалмы, тот и в храме лучше понимает богослужение.

Псалтирь – это камертон, который задает очень точный тон всей духовной жизни

Иногда говорят, что мы не понимаем псалмов, и, значит, зачем их читать. Но если мы не понимаем состав лекарства, то это не значит, что в болезни мы не должны его принимать. Как еще говорят, «ты не понимаешь, зато бесы понимают»: они отходят от искушаемого человека, когда слышат священные слова псалмов. Если не начать читать Псалтирь, то ты ее так никогда и не научишься понимать. Смысл становится понятен по мере нашего возрастания и духовного опыта, когда псалмы входят в нашу духовную жизнь, когда они становятся созвучны голосу нашего сердца.

Псалтирь имеет исключительную ценность, о которой мы подчас не задумываемся. Эту ценность трудно передать на словах. Ее понимаешь со временем. Псалтирь – это как камертон, который задает очень точный тон всей духовной жизни. Псалтирь дает нам духовную бодрость и трезвость, освобождает сердце от нашедших искушений, помогает выправить свой жизненный путь по стезе исполнения Божией воли.

Псалом 1: для чего читают, толкование, текст молитвы

Для чего читают Псалом 1? Каково толкование Псалма Давида и что значат его стихи? Слушать онлайн или читать текст молитвы Псалом 1 на русском языке вы можете у нас на сайте.

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
4 Не так — нечестивые, [не так]: но они — как прах, возметаемый ветром [с лица земли].
5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.
6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Псалом Давида о том, каким должен быть муж (мужчина)

Читать первый Псалом необходимо тем, кто хочет знать, каким Бог видит поведение праведника – человека, который хочет угодить воле Всевышнего. Из Псалма можно узнать, что Бог обещает тому, кто живет в соответствии в Божьими законами и заповедями. В Псалме прослеживается сравнение между праведниками и грешника. В конце главы описано то, что ждет каждую из этой категории людей в будущем. Что должно привести читающего человека на мысль – что выбрать в жизни. Следовать Божьим путям и заповедям или выбрать свой, кажущийся правильным, путь.

Детальное толкование

Первый Псалом Ветхого Завета можно поделить на 5 частей:

    Описание того, каким бывает благочестивый мужчина и то, как он ведет себя в повседневной жизни (стихи 1-2). Благословение, которое Бог обещает человеку, описанному в первой части (стих 3). Описание нечестивого человека и его сравнение с прахом (стих 4). Наказание, которое ждет грешника (стих 5). Участь праведника и нечестивца (стих 6).

Деление условное, сделано для того чтобы лучше понять значение Псалма и его основную мысль.

Часть 1 – Поведение благочестивого мужа

Стих 1

Слово «блажен» означает полное счастье, радость, которой нет границ. Часто можно услышать, как людей, у которых есть отклонения в умственном или психической развитие, называют «блаженными». Оттого понимание этого слова исказилось в мышлении большинства людей. Блаженный не значит придурковатый. Слово подразумевает человека, который по-настоящему счастлив.

Слово «муж» не означает человека, который вступил в законные отношения с женщиной и стал ее супругом. Это человек мужского пола. Хотя свесь Псалом смело можно применить и к женщинам. Потому что далее по тексту происходит сравнение грешника и праведника в поведении. Первым и вторым может быть и женщина, которая тоже способна выбирать свой путь и линию поведения.

«Не ходит на собрание нечестивых» – не совещаться с теми, кто является грешниками. Нечестивец – человек, оскорбляющий что-то священное и непорочное. Те, кто советуется с таким человеком, вскоре начинаете поступать так же. Человек всегда влияет на человека. Случается это и на подсознательном уровне. Как супруги, которые прожили много лет, начинают копировать мимику и жесты друг друга. Так и люди, друзья, знакомые, которые, не осознавая того, начинают повторять сначала слова друг друга, а потом и копировать манеру поведения. Мысли их начинают «сходиться»

«Не сидит в собрании развратителе» – не проводит время с теми, кто развращен. Развратитель – человек распущенный, нарушающий нормы общественной морали. В основном это касается области сексуальных отношений. Когда мужчины сидят и обсуждают либо своих жен, либо женщин в целом, говорят о них похотливо. Праведный человек не участвует в таких беседах и не поддерживает подобные разговоры. Для него это является омерзительным.

Параллельных стихов из Писания нет.

Стих 2

«В законе Господа воля его» – человек выбирает следовать Божьи заповедям, а не тому, что делает большинство людей. Воля его в том, чтобы исполнять то, что написано в Библии. Несмотря на то что знакомые и друзья не поддерживают его в этом, а выбирают советоваться с нечестивыми и проводить время с развратителями. Возможно и сами являются таковыми людьми. Бог наградил каждого человека волей, с помощью которой он вправе выбирать, как ему жить и поступать каждый день. На этом основании праведник выбирает Божий путь и соглашается с Его промыслом.

Параллельный стих из Писания:

    Нав 1: 8 – необходимо читать Библию день и ночь, чтобы она не отходила от глаз и от уст того, кто ее изучает. Это нужно для того, чтобы с точностью исполнять то, что в ней написано. Только человек будет успешен в своих путях и все его поступки будут благоразумными.

Часть 2 – Благословение, которое ожидает благочестивого человека

Стих 3

Праведник сравнивается с деревом, которое «посажено при потоках вод», то есть, растет возле озера (реки, моря), что очень важно для его насыщения. Без воды любое растение гибнет. Такое дерево плодовитое и плоды его созревают в срок – не рано и не поздно. Листья растения сочны и зелены, не вянут. Дерево благоухает, наслаждается ветром, солнцем и водой. Оно довольно и счастливо.

Так же чувствует себя и тот, что слушает Господа и следует Его путям. «Во всем, что он ни делает, успеет» – в любом мероприятии ему сопутствует удача и везение. Все в его руках получается. Не возникает трудностей ни в одной деятельности, которая не противоречит заповедям Господа. Хорошее обещание, которое сулит преуспевание, как в материальном, так и в любом другом плане.

Читайте также:  Молитва 77 сон Божией Матери - священный текст и прошение святой о помощи и защите, правила чтения молитвы

Параллельный стих из Писания:

    Иер 17:8 – дерево пускает корни возле воды, ему не страшна жара или засуха. Плоды его созревают постоянно.

Часть 3 – Сравнение нечестивого человека с прахом

Стих 4

Если в третьем стихе праведник был сравнен с деревом, которое растет и не знает бед и лишений, то здесь грешник предстает в виде праха. Прах – это пыль, что-то ничтожное и малоценное. Колоссальная разница. «Прах, взметаемый ветром» – это нечестивый, которого заносить то в одну сторону, то в другую. Он не знает покоя, не имеет корня как дерево, не успевает насладиться жизнью – то поднимается, то опускается, то носится из стороны в сторону.

Параллельные стихи из Писания

    Иов 21: 18 – грешник сравнивается с соломинкой, которая уносится ветром; Пс 34: 5 – прах вздымается ветром и Ангел Господень прогоняет его от себя; Ис 29:5 – враги праведного человека сравниваются с мелкой пылью, которая разлетается мгновенно.

Часть 4 – Наказание для грешников

Стих 5

«Потому не устоят» – нечестивые не смогут быть твердыми и держать ответ за свои поступки. Не имели корня и основания. Не понимали, почему поступали, как поступали. «Не устоят на суде…в собрании праведных» – среди безгрешных людей они не смогут находиться. На суде у них не будет защитника. Их жизнь сама будет свидетельствовать против них.

Параллельных стихов из писания нет.

Часть 5 – То, что ждет грешника и праведного

Стих 6

Описывается, что у грешника и праведника свой путь. Каждый жил так, как считал нужным. Однако путь того, кто следовал Божьим путям и заповедям, известен Богу, потому что все, что он делал, было «перед» Ним. А путь нечестивца «погибнет», то есть, не будет иметь успеха и хорошего результата. Очень часто человек, отвергая Бога в своей жизни, живет и не подозревает, что после его смерти все, что он нажил, никто не оценит. Наследники могут быстро растранжирить его накопления и любые материальные блага. А результат жизни праведного будет влиять на поколения вперед даже после смерти, потому что Бог благословляет его.

Параллельных стихов из писания нет.

Краткое толкование

Истолковать первый Псалом коротко можно так:

    Человек, который по-настоящему счастлив, не сидит вместе с теми, кто ведет развращенные беседы, не советуется с ними и не принимает их точку зрения, Он думает только о Божьих заповедях и о том, как угодить Господу, размышляет об этом постоянно – день и ночь, Он сравним с деревом, которое не знает нужды ни в воде, ни в солнце, ни в питании, зеленое, сочное, в самом расцвете своих сил, Грешник же похож на прах – субстанция, которая не имеет никакой ценности. Поэтому не устоять нечестивому на суде и не сидеть вместе с праведными людьми. Бог знает как жил праведник и грешник. Но путь человека, который старался жить по Божьим законам, известен Ему. А путь, который выбрал грешник, не будет успешным. Конец такой жизни всегда приводит человека к разочарованию и пониманию того, что все дни прошли перед его глазами бесцельно.

Первый Псалом состоит из 6 стихов и 6 предложений. Находится на странице 569 Библии синодального перевода. Исполнил первый Псалом царь Давид.

Слушать Псалом 1


Значение псалма 1 для православных христиан и правила его прочтения

История создания псалма 1

Историки и теологи до сих пор не установили истинного автора, который написал первый псалом. Они исключают царя Давида, составившего Псалтырь, поскольку свои тексты он подписывал. Даже приблизительно установить время написания и исторические события того периода затруднительно.

Псалом причисляют к типу песней-размышлений, поскольку он не содержит конкретизирующих фактов. Он показывает различия между праведными и грешными людьми, и служит введением к поэтической книге Псалтырь.

Более поздние исследования натолкнули ученых на размышления о том, что Псалом 1 и 2 были единой песнью. Если предположить, что эти догадки верны, то автором является Давид, который написал их в период военных действий с сирийцами и аммонитянами (книга Царств).

Псалом причисляют к типу песней-размышлений

Толкование и значение Первого Псалма

Главная идея, проходящая красной линией через песнь, заключается в том, что праведник – блажен. Это означает, что человек, соблюдающий слово Божье и ступающий его дорогой, счастлив. Под счастьем подразумевается как земное, так и духовное благополучие. Слово «муж» обозначает обычного человека, а «нечестивый» – отступившего от заповедей Всевышнего.

Толкование Псалма дает лучшее представление о тексте и его глубинном смысле. В первом стихе содержится описание деяний праведного человека, который любыми путями избегает общения с грешниками. «Не ходит, … не стоит, … не сидит» – три вида уклонения от греховного. Во втором стихе заключена мысль о постоянном пребывании праведника в мыслях о Всевышнем вместо общения с неправедным.

Когда читаем третий стих, погружаемся в последствия исполнения Божьего слова. Праведный человек благополучен как в духовном, так и материальном аспекте. Автор сравнивает его с деревцем, которое пустило корни у водоема. В 4-6 стихах сравниваются праведники и грешники. Отступников сравнивают с пылью, которую уносит при малейшем дуновении ветра. Также идет речь о суде, который свершится над ними, только не ясно о каком именно – небесном или земном.

Видео «Толкование псалма 1»

В этом видеосюжете представлено подробное толкование молитвы.

Правила чтения

Первая кафизма содержит псалом 1, который читают на утренней службе, т.е. в субботу вечером в церкви. В домашних условиях его можно читать как на церковнославянском языке, так и в современном переводе.

Особых наставлений по времени чтения псалмов нет, поскольку они наполнены привычными для человека переживаниями.

Главное правило, чтобы душа была открыта и благоговейно воспринимала послание. Обращаются к первому псалму когда:

  • в сердце поселилась тоска;
  • жизненные испытания пошатнули веру и нужна поддержка;
  • в преддверии сельскохозяйственных работ;
  • в период искушений.

Текст псалма 1 из книги Псалтырь

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

4 Не так — нечестивые, (не так): но они — как прах, возметаемый ветром (с лица земли).

5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.

6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Первый псалом доносит до человека основное значение веры. Он раскрывает отличия между праведными и грешными людьми, а также предрекает их дальнейшую судьбу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Псалом 1

В богослужениях во многих религиях цитируется именно псалом 1. Это начало сборника Псалтырь, который начинают читать с Великого поста. В хвалебной песне указывается на жизнь праведников и грешников. Сама молитва наполнена простыми рассуждениями о судьбе и праведности человека.

Текст молитвы псалом 1

Каждый верующий христианин почти наизусть знает первый псалом. В храмах зачитывают текст на церковнославянском. Дома можно использовать русский вариант молитвы.

На церковнославянском языке с ударениями

Псалом Давиду, не надписан у еврей

1 Блаже́н муж, и́же не и́де на сове́т нечисти́вых и на пути́ гре́шных не ста, и на седа́лищи губи́телей не се́де,

2 но в зако́не Госпо́дни во́ля его́, и в зако́не Его́ поучи́тся день и нощь.

3 И бу́дет я́ко дре́во насажде́нное при исхо́дищих вод, е́же плод свой даст во вре́мя свое́, и лист его́ не отпадет́, и вся, ели́ка а́ще твори́т, успе́ет.

4 Не та́ко нечести́вии, не та́ко, но я́ко прах, его́же возмета́ет ветр от лица́ земли́.

5 Сего́ ра́ди не воскре́снут нечисти́вии на суд, ниже́ гре́шницы в сове́т пра́ведных.

6 Яко весть Госпо́дь путь пра́ведных, и путь нечисти́вых поги́бнет.

На русском языке

Псалом Давида, не надписанный у евреев.

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

4 Не так — нечестивые, не так: но они — как прах, возметаемый ветром с лица земли.

5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.

6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

История написания

Хотя считается, что автором всех псалмов является царь Иерусалима и Иудеи Давид, к тексту псалма 1 он не имеет никакого отношения. В еврейской, греческой и латинской версии молитвы нет подтверждения тому, что именно царь – автор произведения.

Это песнь-размышление. Соответственно здесь нет описаний событий или исторических фактов. Печально, что именно из-за этого нельзя установить время его написания. Псалом 1 Давида является песнью о судьбах праведников и нечестивых людей. Это введение в сборник Псалтырь. Считается, что первая и вторая песнь были единой, но позже произошло разделение.

Для чего читают псалом 1?

Хотя чаще всего используется в богослужении текст молитвы на старославянском, праведный человек может читать псалом 1 на русском языке. Молитву зачитывают в следующих случаях:

  • При унынии и депрессии;
  • Если ослабла вера;
  • Если в жизни есть искушения;
  • Часто используется во время сельскохозяйственных работ.

Толкование псалма 1

Основная идея текста в том, что праведник блаженный. С этих слов и начинается толкование псалма 1.

Стих 1: Праведный человек не поддается искушениям. Он всячески уклоняется от зла и врагов. Вся внутренняя сила направлена на борьбу с соблазнами.

Стих 2: Праведный человек всеми мыслями направлен к Господу, а не к общению с нечестивыми. Каждое свое слово и действо он соотносит с законами Божьими.

Стих 3: Вера в Господа может возвысить человека: и духовно, и физически, и материально.

Стихи 4-6: Противостояние праведников и грешников. Ведь любой из нас когда-нибудь встретиться с Всевышним на Божьем суде.

Правила чтения

Зачитывается текст в храмах на утренней службе в субботу. В домашней обстановке можно читать ежедневно. Определенных правил чтения псалма 1 нет.

Читайте также:  Православные молитвы от табакокурения: прошение святых о помощи для бросающих курить

Псалом — что это такое. Как их читать

ЧТО ТАКОЕ ПСАЛМЫ

Псалтырь для христианина, является одной из важных книг. Название Псалтырь произошло от греческого «псало», что означает играть на струнах.

Псалмы, принято считать книгой молитв на все случаи жизни, составляются даже списки, в которых указываются значения псалмов. Их слагали в течение 8-ми столетий. Более 80-ти псалмов были написаны царем Давидом (X век до Рождества Христова), в жизни которого были горе и радость, любовь и предательство близких людей. Кроме его псалмов в книгу вошли псалмы Соломона, Моисея, Асафа и его потомков, Емана, Ефама, сынов Кореевых и 41 псалом неизвестных писателей.

Царь Давид первый начал сопровождать пение составленных им молитв к Богу игрой на «псалтырионе», музыкальном инструменте, очень похожим на современную арфу.

Очень часто во время служб исполняется благодарственный 33-й псалом – это очень красивое и проникновенное произведение.

Мы привыкли читать только молитвы, а о псалмах забываем. Церковь рекомендует помнить о них, поэтому многие стихи из псалмов включены в церковные служения, в современные молитвы, а ставший уже классическим, 50-й покаянный псалом, входит в ежедневное утреннее правило к прочтению. Зная о том, какой грех совершил святой пророк Давид, и то, какими словами, записанными в 50-м псалме, он выразил свое сожаление и раскаяние по этому поводу, гораздо лучше начинаешь понимать чувства, переданные в псалмах .
Эти молитвенные воззвания к Господу исполнены любви и благодарения и вселяют в сердца людей чувство благоговения и сопереживания, раскаяния и радости о Господе.

Со мной, автором статьи, произошел интересный случай в аэропорту. Отложили наш рейс. Точно так же, как и отложили предыдущий рейс этой же авиакомпании, который должен был улететь в тот же пункт назначения, что и мы, но на час раньше. Сидим, ждем вылета. Моя супруга достала псалтырь и начала читать псалмы . Прочитала несколько псалмов и вдруг, пассажиров нашего рейса просят пройти на посадку. Наш самолет все-таки улетел вовремя, а вылет предыдущего рейса, к сожалению, опять был отложен.

Святой Ефрем Сирин так писал о псалмах:

Псалом – отгнание демонов.
Псалом – оружие против страха ночного.
Псалом – успокоение от дневных трудов. Псалом – безопасность младенцев.
Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу.
Псалом и из каменного сердца вызывает слезы.
Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает суд, смиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами.

СОКРАЩЕНИЯ В ПСАЛТЫРИ

Написанные в тексте Псалтири сокращения означают следующее:

Слава:
Читать:

  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).
  • Господи, помилуй. (Трижды).
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

По окончании кафизмы, в последней Славе читает ся только:

  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В молитвах, по окончании какой-либо кафизмы написано:
Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш

Читать последовательно следующие молитвы:

  • Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
  • Господи, помилуй. (Трижды)
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

После «Отче наш» читается указанный в псалтире тропарь, потом «Господи помилуй» (40 раз) и молитва.

Если продолжаете читать далее следующую кафизму, то ее начинают с молитвы:

  • Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
  • Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
  • Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Бо́гу нашему. (Поклон)

Если Вы оканчиваете чтение псалтири в этот день, то читаете последовательно:

  • Достойно есть
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Господи, помилуй. (Трижды)
  • Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и Святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

В 118 псалме есть такое сокращение- (среда), которое означает «середина» псалма. Оно служит для удобства священников, т. к. в середине псалма в службу включаются заупокойная ектения об усопших и другие заупокойные песнопения.

КАК ЧИТАТЬ ПСАЛМЫ

Вообще церковь рекомендует читать псалмы , также, как и Евангелие все время. Закончив чтение книги, нужно начинать сначала, и так, в течение всей жизни . Псалмы можно читать без благословения священника, но для постоянного чтения рекомендуется все-таки благословение получить. Постоянное чтение- это труд, его можно назвать даже малым подвигом, и наверняка найдутся силы, которые будут противиться его исполнению.

При чтении Псалтири будет полезно зажечь дома свечу, но ее отсутствие никаким грехом не считается. Главное — это Ваш настрой на молитвы. Для тех, кто только знакомится с псалтирем, вполне можно сначала читать псалмы по-русски, хотя на богослужениях их читают на церковнославянском языке. Очень полезно почитать толкования святых отцов на псалмы и разобраться с их историей, тогда, со временем у человека обычно возникает желание читать только на церковнославянском языке.
При чтении псалтыри (как и любой молитвы), иногда возникает необходимость оторваться — в этом нет ничего страшного, потом можно продолжить с того места, где произошла остановка. Но все же лучше постараться не отвлекаться во время молитв.

Псалтырь разделен на части, которые получили название кафизмы. При домашнем чтении псалмы можно читать по одному, по два, три и больше в день, по одной «славе» (несколько псалмов между словами «слава»), хорошо читать по целой кафизме. Лучше всего читать Псалмы не выборочно, а подряд, с самого начала и до конца.

Начинать чтение псалтири нужно с начальных молитв, которые должны быть указаны в начале каждого сборника, потом читать сами псалмы . Если чтение прерывается и Вы продолжаете на следующий день, заново начальные молитвы читать не нужно. Оканчивать чтение всей псалтири необходимо читая молитвы, которые указаны для чтения по окончании псалтири.
Когда все это прочитано, начинаем все заново с начальных молитв.

Во время чтения Псалтири можно помолиться за кого-то, в этом случае во время чтения «Славы» читают :

  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).

Поминаете имена людей, о которых хотите помолиться (как в утреннем Помяннике), затем далее:

  • Господи, помилуй. (Трижды).
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Одновременно читать о здравии и о упокоении нельзя, но во время чтения псалмов в пределах одной кафизмы это можно делать на разных «Славах«:
— на первой «Славе» о здравии поминается Патриарх, епископы, весь священнический чин и Ваш духовник (если есть);
— на второй «Славе» — о здравии все родные и близкие;
— на третьей – о упокоении, начиная с почивших Патриархов, и заканчивая всеми, кого мы знаем и за кого молимся.

КАКИЕ ПСАЛМЫ ЧИТАЮТ В РАЗЛИЧНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

Конечно, псалмы — это очень сильные молитвы, но воспринимать их как «волшебные слова» или «заклинания» нельзя, от их чтения Ваша жизнь сразу же не пойдет в нужное русло. Хотя, если духовно правильно относиться вообще к вере, и в частности к псалмам , то они помогут. Обязательно!

В интернете можно найти описание ситуаций, при которых помогает чтение псалмов — какой спасет от зубной боли, для удачного замужества, получения жилья и т.д. Это частные случаи и, возможно кому они помогли, но основная суть не в этом.

Главная идея псалмов, для чего они существуют, это раскаяние в своих грехах и благодарность Богу за Его милости к нам, людям. В текстах псалмов также часто встречаются мольбы Господу о помощи в трудных обстоятельствах и в защите от врагов. При этом святые отцы указывают, что враги, которые упоминаются в псалтыри — это именно внутренние враги человека: гордыня, злость, ненависть и т.д. Искоренив их (внутренние проблемы), остальные неприятности, по Божией милости, оставят Вас в покое.

Поэтому на вопрос какие псалмы читать в разных определенных случаях (если нет возможности читать псалмы каждый день), можно ответить, что в первую очередь

читают благодарственный или прославляющий Бога псалом, потом нужно искренне покаяться в своих грехах, возможно даже в каких то конкретных, за которые Бог учит Вас, создав определенную неприятную ситуацию, которую Вы хотите разрешить. После покаянного псалма обычно читают псалом о помощи или заступничестве, а потом — опять благодарственный псалом Господу.

Молитвенный набор на разные жизненные случаи у каждого может быть свой. В своем выборе очень полезно почитать толкование псалмов, историю их возникновения и тогда ваша душа поможет вам выбрать наиболее понятные и близкие псалмы.

Например, схиархимандрит Виталий (Сидоренко; † 1992), которого почитают за подвижника, давал следующие наставления своим чадам: перед выходом из дома нужно читать 26, 50 и 90 псалмы, и после каждого псалма нужно читать «Богородице Дева радуйся«, эти молитвы помогут оградить от беды:

Псалом 26 , как видно из значений псалмов, означает упование на Бога, его читают при унынии и оклеветании, в защиту от врагов, в напастях.
50 псалом — молитва о прощении грехов и в покаянии
90 псалом— упование на защиту Божию в любых обстоятельствах.

Ссылка на основную публикацию