Псалом 10: текст на русском языке, толкование и значение, для чего читают

В каких случаях и как правильно читать псалом 142

История написания и авторство

Авторство и история составления во многом определяется благодаря надписанию псалма. Текст 142-го псалма имеет свое надписание «Псалом Давиду». А добавленное к нему выражение «Егда гоняше его Авессалом, сын его» является свидетельством святых отцов. Так, Феодорит, Иоанн Златоустый и другие отцы соглашались с тем, что автором текста является пророк Давид, а также с тем, что в древние времена, кроме первого надписания, псалом не имел других. Блаженный Феодорит отмечал, что ему приходилось лишь на некоторых письменах находить слова о преследовании царя сыном. И в еврейских письменах, и у переводчиков подобного надписания не было.

Текст 142-го псалма имеет надписание «Псалом Давиду»

Но слова о гонении близки к правде, ведь сам текст говорит именно об этом. Псалом является молитвой Давида к Господу, мольбой о помощи в тяжелое время, когда сын восстал против него. В то время на сторону Авессалома перешла большая часть израильтян, поэтому царь Давид в сопровождении немногих людей, оставшихся ему верными, был вынужден покинуть Иерусалим и прятаться в пустыне. Над ним нависла угроза потерять царский престол и собственную жизнь. И в таком сложном положении он уповал на Бога и молился.

Толкование и смысл псалма

Современный перевод на русский язык не обладает той емкостью слов, которая присуща церковнославянскому языку, и часть смысла теряется. Самостоятельное толкование любой молитвы или псалма опасно для души. Благо, святые отцы, водимые Духом Святым, оставили толкования многих книг, в том числе Псалтири. По словам святого Афанасия Великого, данный текст имеет похожее содержание с предыдущим. Царь и пророк Давид молится о спасении от гонителей.

Любой человек должен научиться в любых напастях и сложных обстоятельствах прибегать за помощью к Господу. Нужно понимать, что молитва эта относится ко всему человечеству, которое притесняется сатаной. И от его мучительной для людей власти царь Давид просит у Бога освобождения через пришествие в мир Спасителя.

Пророк просит Бога услышать его, помочь. Он говорит, что в то время, когда пребывал в неведении, он не отличался от мертвого (мертвыми называли бывших идолослужителей). Святой Афанасий учит, что слова «Скоро услыши мя Господи, исчезе дух мой» следует произносить в крайнем случае, когда в беде душа человеческая, но не стоит их использовать в обычных делах.

Псалмопевец просит научиться исполнять волю Божию. По словам святителя Иоанна Златоуста, счастлив не только тот, кто знает волю Бога, но исполняющий ее, т. к. это намного сложнее.

Под словами о том, что Дух Божий наставит псалмопевца на «правую землю», понимается наставление на ровный путь – благочестивую жизнь, которая ведет душу к спасению. Этот путь свободен от различных преткновений, которыми являются грехи, страсти, порочные привычки. Словами «Скажи мне Господи путь, в оньже пойду» пророк молится о том, чтобы удостоиться учения Евангелия. Просьба спасения от врагов подразумевает врагов мысленных.

Видео «Чтение псалма 142»

В этом видеоролике представлена аудиозапись молитвенного обращения к Господу Богу.

В каких нуждах читают псалом 142

Текст псалма входит в чинопоследование Великого повечерия и в состав Шестопсалмия. В молитвословах часто можно встретить разделы, содержащие указатели псалмов, читаемых в разнообразных нуждах. Подобные указатели являются не чьей-то выдумкой, но трудами святых отцов. Широко известен труд преподобного Арсения Каппадокийского о чтении Псалтири в изложении преподобного Паисия Святогорца.

Псалом 142 читают в следующих нуждах:

  • в дороге;
  • во время скорби, в несчастьях;
  • в период беременности, чтобы Господь защитил женщину и она не потеряла ребенка;
  • при женских болезнях.

Общие правила чтения

Псалтирь следует читать на церковнославянском языке. Вначале это может показаться трудным, но привыкнуть несложно. Можно использовать тексты, написанные церковнославянским языком, но русскими буквами, чтобы было легче. Не стоит пользоваться переводами на русский язык.

Псалом 10: для чего читают, толкование, текст молитвы

Для чего читают Псалом 10? Каково толкование Псалма и что значат его стихи? Слушать онлайн или читать текст молитвы Псалом 10 на русском языке вы можете у нас на сайте.

1 На Господа я уповаю; как вы скажете душе моей: «Улетай на горы, как птичка»?
2 Ибо вот, грешники натянули лук, приготовили стрелы в колчане, чтобы поразить во мраке правых сердцем.
3 Ибо то, что Ты исправил, они разорили, а праведник что сотворил? Господь во храме святом Своём;
4 Господь, на небесах престол Его. Глаза Его за бедным наблюдают, веки Его испытывают сынов человеческих.
5 Господь испытывает праведного и нечестивого, а любящий неправду ненавидит свою душу.
6 Как дождь низведёт Он на грешников сети: огонь, и сера, и бурный ветер – их доля из чаши.
7 Ибо праведен Господь, и правду возлюбил, к правоте обращено лицо Его.

Псалом о вере праведного человека и наказании, которое ждет нечестивого

Десятый Псалом Ветхого Завета необходимо читать тем, чья жизнь похожа на испытание – возникла тяжелая жизненная ситуация, возможно, кто-то из родных или близких заболел или оказался в непростом положении. Не помешает ознакомиться с Псалмом и тому, кто далек от исполнения воли Божьей и Его слова. Потому что Давид говорит здесь о том, какова будет участь каждого нечестивого. Что ждет того, кто отворачивается от Бога и не хочет признать Его господство и силу.

Каждый Псалом Библии наполнен славословием и прославлением Господа, поэтому слова в них вдохновляют праведников на хвалу и поклонение Богу. Считается, что Псалом был написан Давидом, когда он скрывался от своего сына Авессалома, который был очень обижен на отца и хотел занять его престол. Царь находился в очень тяжелой для него ситуации. Назревал дворцовый переворот, который должен был решить судьбу Давида – умрет он и на престол воссядет его сын Авессалом или трон снова окажется в руках Давида, но тогда пострадает его сын. Царь, конечно, не желает, чтобы Авессалом погиб, потому что любит его. Несмотря на то, что тот поднял восстание и устроил настоящую революцию.

Детальное толкование

Десятый Псалом Ветхого Завета условно можно поделить на 5 частей:

  1. Давид уповает на Господа (стихи 1 и 2)
  2. Царь описывает то, что сделали его враги для того, чтобы поймать его (стихи 2 и 3)
  3. Давид поет о том, что в это время скорби и притеснения делает Господь (стихи 4 и 5)
  4. Описано то, что ждет нечестивого от Бога, какая участь ему приготовлена (стих 6)
  5. Как Господь относится к праведнику (стих 7).

Подобного деления нет в самой Библии. Оно сделано для того, чтобы выделить смысловые части для более глубокого понимания содержания и его детального изучения.

Часть 1 – «На Господа уповаю»

Стих 1

Псалом исполняет Давид в присутствии своего начальника хора. Царь находится в стесненных для него обстоятельствах, потому что ему приходится скрываться от собственного старшего сына. Тот держал обиду на Давида за то, что мужчина не рассудил по справедливости между ним и Амноном (другим сыном Давида). Этой ситуацией решили воспользоваться противники Давида и расколоть царство – стали подговаривать Авессалома на то, чтобы тот взбунтовался, совершил заговор и переворот.

Хотя изначально у него не было таких намерений. Он долгое время скрывался от Давида, потому что убил Амнона. Но когда вернулся, Давид простил и впустил его во дворец. И вроде все наладилось. Но сам Бог когда-то сказал Давиду, что в его доме будет поднят меч. Это время пришло именно тогда, когда врагам царя удалось подговорить Авессалома на переворот.

Друзья и помощники царя советовали ему уйти в горы от сына, говоря, «улетай на гору вашу, как птица», но Давид не хотел делать этого, он уповал на Бога и ждал, что скажет ему Господь в этой ситуации. Он во всем привык полагаться на Бога.

Параллельных стихов из Библии нет.

Часть 2 – «Нечестивые натянули лук»

Стихи 2 и 3

Давид описывает то, как ведут себя его враги в то нелегкое для царя время. Они уже полностью вооружены и приготовлены к битве. Их не останавливает и то, что Давидом не было проиграно еще ни одно сражение. Они так уверены в силе его молодого сына Авессалома, что готовы погубить собственного царя для того, что посадить на престол того, кто даже не являлся его приемником. Потому что Бог сказал Давиду, что следующим царем после него станет его младший сын Соломон, рожденный ему от Вирсавии, которую он сделал своей женой вопреки воле Бога.

Именно поэтому сейчас Давид находится в ситуации, когда его собственный сын восстал против него – это было предречено Господом за то, что Давид когда-то убил мужа Вирсавии для того, чтобы сделать ее своей женой. Давид горюет, спрашивая своих советников о том, что же ему делать. Он потрясен случившимся, и чувствует себя так, как говорит – «когда разрушены основания». Он считает, что почва ушла из-под его ног, нет того, на что можно было бы опереться.

Такой исход взаимоотношений с сыном стал для него неожиданностью. Он не думал, что враги смогут переманить Авессалома на свою сторону и настроить его против собственного отца. Но недруги знали слабое место Авессалома – тот случай, когда Давид не смог наказать Амнона за изнасилование, которое тот совершил против сестры Авессалома Фамари. Именно вспоминая это, нечестивые быстро склонили сердце Авессалома на то, чтобы отобрать у Давид престол и править самому.

Параллельных стихов из Слова Божьего нет.

Часть 3 – «Господь испытывает праведного»

Стих 4

Давид уверен, что Бог в это время, когда ему плохо, не безучастен:

    Он находится в своем святом храме, Он смотрит на все, что происходит на земле, Он испытывает своих людей – праведников.

Поэтому трудности, которые проходит Давид, он воспринимает, как испытание, потому что знает, что заслужил такой проверки. Царь не раз грешил и оступался. А Господь, прощая, никогда не оставляет человека без наказания. За каждый свой поступок все равно приходится отвечать.

Но существенная разница в том, уповает ли человек во время испытания на Бога или нет. Грешники страдают от собственных проступков и, проходя трудности в своей жизни, не всегда приходят к Богу за помощью. Оттого им трудно и порой невыносимо проходить сложности. Праведник хоть и наказывается Господом, знает, что пройдет испытание с достоинством, потому что сам Бог будет поддерживать его в это время, направлять и подталкивать.

    Авв 2:20 – Бог сидит в Своем Святом храме и пред Ним замолкают все, живущие на земле.

Стих 5

Давид уверен, что проходит испытание, но также знает, что любим Богом. А вот в отношении нечестивых он уверен, что Господь ненавидит их. Не самых людей, поступающих гнусно, а их поступки, согласно которым они живут. Божья воля в том, чтобы спасти каждого человека, потому что Он создал всех. Но некоторые люди сами выбирают для себя путь, противным тому, который выбрал для них Господь. Этим они навлекают на себя разнее неприятности – страхи, болезни, сложности. За это Бог не может излить на них свою любовь и поддержать в трудной для них ситуации.

Параллельных стихов из Библии нет.

Часть 4 – «Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли»

Стих 6

Давид поет о том, какая участь приготовлена Богом для нечестивых. У Господа для них приготовлена чаша, которую он выльет на всех, кто притесняет праведного и осознанно грешить перед Ним. В этой чаше содержатся горящие угли, сера, палящий ветер и огонь. Наказание весьма суровое, потому что вещества, находящиеся в сосуде, испепеляют, делает ничем то, что когда-то существовало, уничтожают и истребляют.

Параллельных стихов из Слова Божьего нет.

Часть 5 – «Ибо Господь праведен»

Стих 7

Почему Господь поступает так с нечестивыми? Давид отвечает на этот вопрос под водительством Духа Святого. Потому что Бог праведен и любит праведных. Он видит всех людей и особенно обращает Свое внимание на тех, кто послушен ему, чтобы помогать и поддерживать их в то время, когда они в этом нуждаются. Для того чтобы наказанных Им было как можно меньше, Господь медлит с судом, давая шанс грешникам для покаяния. Потом никто из них не сможет сказать Господу, что не успел покаяться в своих грехах. Потому что это будет неправдой. Пока есть время для примирения с Господом, нужно им воспользоваться.

Параллельных стихов из Библии нет.

Краткое толкование

Коротко десятый Псалом Ветхого Завета можно истолковать так:

    «Почему вы говорите мне, убегать в горы? Я уповаю на Бога и не постыжусь в своей вере». «Нечестивые уже приготовились к битве со мной, натянули свои луки, направили свои стрелы». «Что делать мне, когда вокруг много людей, ополчившихся против меня?» «Я знаю, что Бог сидит в Своем Святом храме, смотрит на меня и испытывает мое сердце». «Он испытывает меня, а нечестивого ненавидит». Поэтому Давид полагается на Господа и знает, что Он поддержит его и не даст случиться плохому. Бог приготовил для грешников чашу, наполненную палящим ветром, серой, огнем и горящими углями. Бог, будучи сам праведным, любит и поддерживает праведных. Он наблюдает за теми, кто послушен Ему.

История противостояния отца и сына закончилась для Давида и печально, и радостно. Он смог вернуть себе престол, но вместе с этим потерял Авессалома, который был убит военным начальником Давида. Хотя царь перед битвой строго наказывал своим людям, чтобы они не трогали Авессалома. Однако начальник войска решил, что так будет лучше.

Смерть же восставшего сына была нелепой – он обладал красивыми длинными волосами и, скача на коне от преследователей, запутался ими в кроне дерева и повиснул. Военный начальник Давида обнаружил его висящим и убил. После всего Давид долго находился в печали и даже не мог праздновать победу и то, что все кончилось для него хорошо. Но потом смог оправиться и выйти к своему народу с речью.

Десятый Псалом Ветхого Завета состоит из 7 стихов. Находится на 572 и 573 страницах Библии синодального перевода. Имеет одно параллельное местописание, которое помогает лучше раскрыть смысл того стиха, к которому оно относится.

Читайте также:  Псалом 5: текст молитвы на русском языке, толкование, для чего читают и в чем помогает священный текст

Слушать Псалом 10


Псалтирь | псалом 10

В этом псалме нам представлена борьба и победа, одержанная Давидом над сильным искушением оказать недоверие Богу и воспользоваться бесчестными средствами в трудные времена для собственной безопасности. Предполагается, что он был написан в то время, когда Давид почувствовал негодование против зависти Саула, несколько раз бросавшего в него копье. Тогда ему посоветовали бежать из страны. «Нет, – отвечает псалмопевец, – я доверяю Богу и поэтому останусь на своей земле». Обратите внимание,

(I) как он представляет это искушение и, возможно, обсуждает его (ст. 1-3).

(II) Как Давид реагирует на него и заставляет молчать, размышляя о владычестве и провидении Бога (ст. 4), Его благоволении к праведным и о гневе, который сохраняется для нечестивцев (ст. 5-7). Во времена всеобщего страха, когда оскорбления врагов Церкви становятся дерзкими и пугающими, очень полезно поразмышлять об этом псалме.

Начальнику хора. Псалом Давида.

Стихи 1-3. В этих стихах представлено:

I. Твердое решение Давида полагаться только на Бога: «На Господа уповаю…» (ст. 1). Тому, кто истинно боится Бога и служит Ему, позволено полагаться на Него, и такой человек не постыдится, поступая так. Святые, которые имеют Бога своим Господом, расположены, чтобы сделать Его своей надеждой. Даже когда у них есть другие объекты, на которые можно положиться, они не осмеливаются и не делают этого, а уповают лишь на Бога. Они надеются не на свое золото, лошадей и колесницы, а лишь на Него; поэтому, когда источник второстепенной важности подводит, их надежды не подводят их, ибо первостепенный источник тот же и всегда будет таким же. Псалмопевец, перед тем как описать свое искушение оказать недоверие Богу, говорит о своем решении уповать на Него и в жизни, и в смерти.

II. Возмущение искушением, которое противоположно по своей сущности: «Как же вы говорите душе моей, которая возвратилась к Богу и обрела в Нем покой: «Улетай на гору вашу, как птица», чтобы спастись от охотника?» Эти слова можно воспринять,

1. Как серьезный совет его робких друзей. Некоторые с большой вероятностью именно так воспринимают их. Немногие искренние доброжелатели Давида, увидев ярость Саула против него и то, с какой злобностью царь хотел погубить его, настойчиво всеми средствами уговаривали его бежать в безопасное место и не слишком полагаться на полученное им помазание, которое, как они считали, скорее способствовало его гибели, чем спасению. Больше всего в этом предложении его огорчало не то, что это было бы признаком трусости и не подобало солдату, а что это было бы признаком его неверия и не подобало святому, который так часто говорил: «На Господа уповаю». Размышляя таким образом видим, что два следующих стиха содержат пояснения, на которых основываются советы этих малодушных друзей Давида. Они хотели, чтобы он бежал, (1) потому что он не был в безопасности там, где находился (ст. 2). «Посмотри, – говорят они, – нечестивые натянули лук, Саул и его приспешники хотят лишить тебя жизни, а честность твоего сердца не послужит тебе безопасностью». Посмотри, сколько враждебности присутствует в нечестивцах против честных людей – в семени змея против семени жены; сколько стараний они прилагают, как готовятся, чтобы досадить святым: «Стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем: во тьме, чтобы те не рассмотрели их злые замыслы и не избежали их; чтобы ни Бог, ни кто-либо другой не помешал и не наказал их.

(2) Так как Давид не был больше полезен там, где находился. «Ибо, – говорят они, – когда разрушены основания (как это было при царствовании Саула), когда гражданское государство и правительство поколеблются и собьются с пути (Пс 74:4; 81:5), что будешь делать Ты со Своей праведностью, чтобы возместить обиду? Увы, нет смысла спасать царство, которое так разрушилось; что бы ни делал праведник, это ничего не даст». Abi in cellam, et dic, Miserere mei, Domine – скорей в твою обитель и там воскликни: «Помилуй меня, Господи». Потеря надежды на успех препятствует многим совершать в трудные часы то государственное служение, которое они могли бы.

2. Эти слова можно воспринять как насмешку, которой враги дразнили его, насмехаясь над исповеданием его доверия Богу и презрительно предлагая испытать, какую выгоду от этого он имел бы сейчас. «Ты говоришь, что Бог – твоя скала; так беги к Нему сейчас и посмотри, станет ли тебе от этого лучше». Таким же образом они прилагали усилия, чтобы пристыдить мысли нищего, говоря: «Нет им помощи в Господе» (Пс 13:6; 3:4). Уверенность и утешение, которое имеют святые в Боге, когда все остальные надежды и радости в творениях рушатся, являются загадкой для плотского мира и соответственно высмеиваются им. Толкуя эти слова подобным образом, мы видим, что следующие два стиха – это ответ Давида на их сарказм, в котором он (1) жалуется на злобность тех, кто оскорбляет его (ст. 2): «Нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве». В Псалме 63:4 говорится, что их стрелы – язвительные слова, такие же, как эти, которыми они стараются лишить Давида упования на Бога, что для него – как меч для костей.

(2) Он противостоит искушению с отвращением (ст. 3). Давид рассматривает это предложение как разрушающее основание, на котором стоит каждый израильтянин: «Если вы разрушите основания, если вы лишите добрых людей их упования на Бога, если вы сможете убедить их, что их религия – это надувательство и насмешка и таким образом обманете их, то вы погубите их, разобьете их сердца и сделаете самыми несчастными из всех людей». Принципы религии – это основания, на которых строится вера и надежда праведных. Очень важно, чтобы в своих стремлениях, как и в исполнении долга, мы твердо противостояли всем искушениям к неверию; ибо если вера и надежда будут разрушены, если мы лишимся их, то что сделает праведник? Хорошие люди погибнут, если у них не будет Бога, к которому они могли бы прийти, на которого можно было бы положиться и надеяться в будущем получить благословения.

Стихи 4-7. Говорят, что когда дерево трясут, то его корни становятся крепче и глубже. Попытки врагов Давида поколебать его уверенность в Боге побудили его прилепиться к Господу еще крепче и обновить свои религиозные принципы, что он и совершает для своего собственного удовлетворения и чтобы заглушить все искушения к неверию. Больше всего веру Давида и многих других шокировало процветание нечестивцев на их злых путях, а также нужды и душевные страдания, которые иногда выпадали на долю лучших людей. В результате возникали подобные злые мысли: « Тщетно служение Богу, и мы можем назвать гордецов счастливыми». Но для того чтобы заглушить и пристыдить подобные мысли, в этих стихах нас призывают задуматься о том, что:

I. Есть Бог на небесах: «Господь во святом храме Своем…» (ст. 4), откуда Он всегда наблюдает за нами, хотя мы не можем Его видеть. И пусть враги святых не обижают их, словно они в недоумении и не знают, что делать; нет, у них есть Бог, они знают, где найти Его и как молиться своему Отцу Небесному. Он пребывает во святом храме Своем, то есть в Своей Церкви; Он является Богом, который состоит в завете и общении со Своим народом через Посредника, прообразом Которого был храм. Нам не нужно говорить: «Кто пойдет на небеса, чтобы оттуда принести нам Бога, которому можно доверять?» Нет, Слово близко к нам, а Бог – в Слове; Дух Божий пребывает в Его святых – живых храмах, и Господь – тот Дух.

II. Этот Бог управляет миром. Господь имеет на небесах не только жилище, но и Свой престол, и Он устанавливает господство на земле (Иов 38:33), ибо Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает (Пс 102:19). Поэтому Писание говорит, что все управляется властью небесною (Дан 4:23). Давайте же верой видеть Бога на Его престоле: на Его престоле славы, бесконечно превосходящего великолепие и величие земных владык; на Его престоле, с которого Он управляет, дает закон, совершает движение, дает цели для всех тварей; на Его престоле суда, откуда Он воздает каждому человеку по его делам; на Его престоле благодати, к которому Его народ смело может приступать, прося милости и благодати. И тогда не будет повода огорчаться из-за гордости и силы угнетателей или страданий, которые выпадают на долю праведных.

III. Этот Бог в совершенстве знает характер каждого человека. Очи Его зрят; вежды Его испытывают сынов человеческих; Он видит не только их, но и через них; Он знает не только то, что они говорят, но и что они думают, замышляют; когда они действительно взволнованны, а когда притворяются. Мы видим людей такими, какими они нам кажутся, а Господь знает, какими они есть на самом деле, как ювелир знает, какую цену представляет металл после того, как испытал его. Писание говорит, что Бог испытывает глазами и веждами, так как Он знает людей не так, как их земные владыки по докладам и утверждениям, а благодаря собственному строгому исследованию, которое не может быть ошибочным или обманчивым. Знание о том, что суд Божий над людьми будет совершаться в соответствии с истиной, может утешить нас, когда люди обманываются относительно нас, даже те, которых, как нам кажется, мы испытали.

IV. Если Он поражает хороших людей, то делает это для их испытания и поэтому для их же блага (ст. 5). Господь испытывает всех сынов человеческих, чтобы впоследствии сделать… добро (Втор 8:16). Поэтому давайте не будем расшатывать наши основания, терять надежду и веру в Бога.

V. Как бы в настоящее время ни процветали и побеждали преследователи и угнетатели, они и сейчас пребывают под гневом Божьим и погибнут от него.

(1) Наш Господь – святой Бог, и поэтому Он ненавидит их и не может вынести их вида: нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его, ибо нет ничего более противоположного честности и добродетельности Его природы. Их процветание не является доказательством любви Бога, а их плохое обращение с Ним безусловно делает их объектами Его ненависти. Тот, Кто ненавидит все, что не Им было сотворено, ненавидит тех, кто творит это зло. Доктор Хаммонд предлагает другое чтение этого стиха: «Господь испытывает праведного и нечестивого (безошибочно производит отличие между ними, что нам не под силу), и любящий насилие ненавидит свою собственную душу», из чего следует, что преследователи сами навлекают на себя погибель (Прит 8:36).

(2) Бог – праведный Судья, и поэтому накажет их (ст. 6). Их наказание будет [1] необратимо: «Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу». Здесь присутствует двойственная метафора, чтобы подчеркнуть неизбежность наказания нечестивцев. С небес на них прольются бедствия (Иов 20:23), от которых нельзя укрыться или удрать (см. ИНав 10:11; 1Цар 2:10). Это наказание удивит их, как внезапный дождь иногда удивляет путника в летний день. Для них это будут сети, которые крепко держат узников до дня расплаты.

[2] Ужасно. Это будут горящие угли, огонь и сера, что четко указывает на гибель Содома и Гоморры. Это наказание будет очень подходящим, ибо именно такая гибель предназначена для тех, кто подвергается казнью вечного огня (Иуда 7). Огонь гнева Божьего, опускающийся на серу их собственной вины, будет яростно пылать и доберется до самого нижнего ада и до крайней отметки вечности. Какой страшной буре подвергнутся нечестивцы после смерти! Какое ложе в вечности сделают они для себя в озере из огня и серы в обществе мертвых и проклятых! Именно это имеется здесь в виду; именно такой будет их чаша – наследство, уготовленное для них Всевышним и переданное им (Иов 20:29). Такой будет чаша, данная им в руки и которую они должны будут выпить до конца (Пс 74:9). Каждый человек имеет свою чашу, предназначенную для него. Тот, кто выбрал Господа как свою чашу, будет иметь то, что он избрал и будет счастлив вечно в своем выборе (Пс 15:5). Тот же, кто отказался от Его благодати, должен будет испить чашу Его гнева (Иер 25:15; Ис 51:17; Авв 2:16).

VI. Хотя добрыми и честными людьми могут пренебрегать и плохо о них отзываться, но Бог признает их Своими; Он благоволит к ним, улыбается им и именно поэтому сурово рассчитается с преследователями и угнетателями, так как те, кого они угнетают и преследуют, дороги Ему (ст. 7), ибо касающийся вас касается зеницы ока Его. Господь любит их и работу Своей благодати, совершенную в них. Бог праведен, поэтому Он любит праведность везде, где находит ее, и становится на защиту праведных, которых обижают и угнетают; Ему нравится совершать суд ради них (Пс 112:6). Поэтому мы должны быть последователями Бога: любить правду, как Он любит ее, для того чтобы постоянно пребывать в Его любви. Он милостиво смотрит на них, лице Его видит праведника; Он не только в мире с ними, но и дает веселье их сердцам, позволяя им знать, какой Он. Бог, как любящий отец, с наслаждением смотрит на них, а они, как послушные дети, абсолютно довольны Его улыбкой. Они ходят во свете Господа.

Воспевая этот псалом, мы должны ободрять себя и побуждать других доверяться Богу во все времена; должны полагаться на Него – Он защитит нашу невиновность и сделает нас счастливыми; должны бояться Его недовольства больше, чем смерти, и желать Его благоволения больше, чем жизни.

Псалтырь

Чтение псалмов на всякую потребу

Какие псалмы читать в различных обстоятельствах, искушениях и нуждах

Икона. Царь и пророк Давид-псалмопевец

Читайте также:  Молитва Пресвятой Богородице о помощи в работе - прошение святой на успех и удачу в делах

Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18

Против нападений бесовских: 45, 67

При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51

Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11

Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138

Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42

В благодарность за победу над врагом: 17

Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142

При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101

В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139

  • Основы Православия – подборка лучших публикаций о Православии
  • Полный псалтырь со всеми кафизмами и молитвами – одним текстом (формат htm)
  • Смотрите также иные молитвы в нашем разделе “Православный молитвослов” – молитвы разные на все случаи жизни, молитвы святым, молитвы путешествующих, псалмы, Молитвы воинов, молитвы за болящих, молитвы на разные случаи семейной жизни: благословление на вступление в брак, молитвы о покровительстве Бога вступающим в брак, молитвы о счастливом браке, молитвы беременных женщин о благополучном разрешении и о рождении здоровых детей, молитвы родителей о детях молитвы при бесплодии, молитвы о учащихся детях и многие другие.
  • Молитвы о благополучии и счастье семьи – подборка известных православных молитв о семье
  • Молитвы православных воинов – сборник молитв для духовной помощи и защиты православных воинов, а также молитвы во время бедствия и нашествия врагов, иноплеменников и иноверных..
  • “Православные акафисты” – сборник акафистов
  • Молитва и ее необходимость для нашего спасения – сборник поучительных публикаций
  • Словарь православных гимнографических терминов (значение слов акафист, глас, икос, кондак, канон, тропарь и пр.)

В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140

Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66

Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28

Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40

Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138

В болезнях: 29, 46, 69

В смятении душевном: 30

В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69

В утешение угнетаемым: 19

От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139

Когда имеешь потребность исповедования истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137

О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129

В радости духовной: 102, 103

Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52

Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72

В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148

Перед выходом из дома: 31

В дороге: 41, 42, 62, 142

Перед посевом: 64

От потопления: 68

В гонениях: 53, 55, 56, 141

О даровании мирной кончины: 38

О желании переселиться в вечные селения: 83

Если одолевает лукавый: 142, 67

“Изъяснение каждого псалма Псалтири”. – М.: Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2000.

Изложено по преподобному Арсению Каппадокийскому афонским старцем Паисиеем. Преподобный Арсений использовал псалмы для благословения, подходящие к различным случаям; особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность.

Цифрой указан номер псалма, а затем указано, при какой нужде его следует читать:

1. Когда посадить древо или лозу, да принесут плод.

2. Да просветит Господь грядущих на собрания и советы.

3. Да оставит людей злоба, и да не пытают они неправедно ближних своих.

4. Да исцелит Господь мягкосердечных, впадающих в уныние при виде деяний жестокосердных.

5. Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем.

6. Да освободит Господь находящегося под заклятием.

7. Мучимым страхом от козней и угроз злодеев.

8. Уязвленным бесами или нечестивыми людьми.

9. Да прекратятся бесовские страхования во сне или искушения днем.

10. Жестокосердным супругам, что препираются и разводятся (когда жестокосердный муж или жена терзают супругу или супруга).

11. Душевнобольным, что мучимы злобой и нападают на ближних.

12. Страдающим болезнями печени.

13. От беса читать трижды в день три дня.

14. Да обратятся воры или разбойники, и вернутся восвояси и да покаются.

15. Да найдется потерянный ключ.

16. При тяжких несправедливых обвинениях читать трижды в день три дня.

17. При землетрясениях, других бедствиях или буре с грозой.

18. Да разродится роженица.

19. Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись.

20. Да умягчит Господь сердца богатых и подадут они милостыню бедным.

21. Да сдержит Господь пожар, и да не будет большого ущерба.

22. Да усмирит Господь непокорных детей, чтобы не огорчали они родителей.

23. Да откроется дверь, когда ключ потерян.

24. Сильно страдающим от искушений, что теряют и жалуются.

25. Когда кто испрашивает что у Бога, чтобы Он подал просимое без вреда для просящего.

26. Да защитит Господь крестьян от вражеской рати, чтобы не было вреда народу и полям.

27. Да исцелит Господь страдающих душевными и нервными болезнями.

28. Страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря.

29. В опасностях в дальних землях сущим, среди варваров и безбожных, да защитит их Господь и да просветит людей земель тех и умирит их, дабы узнали Бога.

30. Да ниспошлет Господь достаточно зерна и плодов, когда погода неблагоприятна для земледелия.

31. Да найдут заблудившиеся и смятенные путники дорогу.

32. Да откроет Господь правду о неправедно осужденных и да отпустят их на свободу.

33. Стоящим на пороге смерти, когда терзают их бесы. Или когда неприятель вторгается со зловещими намерениями.

34. Да освободит Господь добрых от козней злых, что притесняют людей Божиих.

35. Да рассеется враждебность после споров и недоразумений.

36. Израненным разбойниками.

37. При зубной боли.

38. Да найдут брошенные и впавшие в уныние работу, чтобы больше им не скорбеть.

39. Да помирятся хозяин и работник после ссоры.

40. Да разрешится жена от бремени успешно, если роды преждевременные.

41. Молодым, когда страдают от несчастной любви.

42. Да освободятся соотечественники из вражеского плена.

43. Да откроет Господь супругам правду, если было между ними недоразумение, чтобы жить им в мире и любви.

44. Страдающим болезнями сердца или почек.

45. Молодым, которым враги из зависти не позволяют жениться.

46. Дабы примириться работнику или хозяину, когда работник уходит обиженный хозяином, и да найти ему работу.

47. Когда шайки разбойников грабят людей и происходят тяжкия бедствия, читать в продолжение 40 дней.

48. Тем, чей труд сопряжен с опасностями.

49. Да покаются удалившиеся от Бога и обратятся, дабы спастись им.

50. Когда по грехам нашим для вразумления посылает Бог кару (мор людей или животных).

51. Да покаются жестокосердные правители и да умягчатся сердца их, и да перестанут мучить народ.

52. Да благословит Бог сети и да наполнятся они рыбой.

53. Да просветит Господь богатых, купивших рабов, и да отпустят они их на свободу.

54. Да восстановится доброе имя семьи, что была неправедно обвинена.

55. Для мягкосердечных людей, уязвленных ближними.

56. Страдающим от головной боли, происходящей от великой скорби.

57. Да благоприятствуют обстоятельства трудящимся с добрыми намерениями и да запретит Господь бесам и лукавым людям.

58. Немым, да даст им Господь дар речи.

59. Да откроет Господь правду, когда много людей осуждены неправедно.

60. Тем, кому трудно работать от лени или от страха.

61. Да избавит Господь от напастей слабого, дабы тот не жаловался.

62. Да принесут поля и деревья плоды при засухе.

63. Когда укусит кого бешеная собака или волк.

64. Да процветают купцы.

65. Да не принесет лукавый в дом разлад, и да не ввергнет семью в скорбь.

66. Благословение да будет на домашнем скоте.

67. Да излечится страдающая выкидышами.

68. Когда разольются от дождей реки и смывают людей и дома.

69. Мягкосердечным, которые по пустякам грустят и впадают в отчаяние, да укрепит их Господь.

70. Одиноким, которые по козням бесовским наскучили ближним и впадают в отчаяние, да помилует их Господь и исцелит.

71. Да благословит Бог новый урожай, который собирают крестьяне.

72. Да покаются разбойники.

73. Да защитит Господь крестьян, которые работают на полях, когда неприятель окружил деревню.

74. Да умирится злобный хозяин и не терзает своих ближних, работников.

75. Матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь.

76. Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, дабы дети слушались родителей, а родители любили детей.

77. Да просветит Господь заимодавцев, дабы они были сострадательны и не вымогали долги у должников.

78. Да защитит Господь деревни от грабежа неприятельским войском.

79. Да исцелит Господь больного водянкой.

80. Да не оставит Господь бедных в нужде и горе, впавших в отчаяние от бедности.

81. Дабы люди покупали товары у крестьян, и те не впадали в горе и отчаяние.

82. Да запретит Господь злодеям, замыслившим убийство.

83. Да охранит Господь домашнюю утварь, скот и плоды трудов.

84. Да исцелит Господь раненых разбойниками и страдающих от испуга.

85. Да спасет Господь мир, когда приходит чума и люди умирают.

86. Да продлит Господь жизнь тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие.

87. Да защитит Господь беззащитных, страдающих от жестокосердных ближних.

88. Да укрепит Господь болезненных и слабых, дабы не изнемогали они на работе и не впадали в уныние.

89. Да пошлет Господь дождь в засуху, и да наполнятся пересохшие источники.

90. Да исчезнет бес, являющийся перед человеком и пугающий его.

91. Да даст Господь людям благоразумие, чтобы возрастали они духовно.

92. Да защитит Господь корабль, находящийся в опасности в море. (Преподобный также советовал кропить корабль святой водой с четырех сторон.)

93. Да просветит Господь смутьянов, что сеют раздоры в народе и вызывают беспорядки и разделения.

94. Да не подпадут супруги влиянию чар, что заставляют их ссориться и препираться.

95. Да исцелит Господь глухих.

96. Да рассеются чары.

97. Да утешит Господь удрученных горем.

98. Да благословит Бог молодых, что хотят оставить все и последовать Ему, и да подаст им благодать. (По-видимому, речь идет о собирающихся принять монашеский постриг – прим. переводчика.)

99. Да благословит Господь творящих волю Его и да исполнит желания их.

100. Да подаст Господь дары и таланты добрым и простосердечным людям.

101. Да благословит Господь власть имущих, дабы они были добры и сострадательны и помогали людям.

102. Да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью.

103. Да благословит Господь имения людей, дабы не впадали они в уныние, но прославляли Бога.

104. Да покаются люди и исповедуют свои грехи.

105. Да просветит Господь людей, дабы не отступили они от пути спасения.

106. Да исцелит Господь бесплодную.

107. Да усмирит Господь врагов и да оставят они свои злые намерения.

108. Да исцелит Господь больного падучей. Да помилует Господь неправедно обвиняющих, чтобы они покаялись.

109. Дабы младшие уважали старших.

110. Да покаются неправедные судьи и право судят людей Божиих.

111. Да защитит Господь воинов, отправляющихся на войну.

112. Да благословит Господь бедную вдову, дабы она заплатила долги и спаслась от тюрьмы.

113. Да исцелит Господь слабоумных детей.

114. Да благословит Господь бедных детей и утешит их, дабы не страдали они от богатых детей и не впадали в уныние.

115. Да исцелит Господь от ужасной страсти лжи.

116. Да сохранится в семье любовь и да прославят Бога.

117. Да смирит Господь варваров, когда они окружают деревню и наводят страх на жителей, и да отвратит их от злых намерений.

118. Да устрашит Господь варваров и запретит им, когда они убивают невинных женщин и детей.

119. Да подаст Господь долготерпенье тем, кому приходится жить с лукавыми и неправедными.

120. Да защитит Господь рабов от рук неприятеля, чтобы их не искалечили, прежде чем они вернутся на свободу.

121. Да исцелит Господь страдающих суеверием.

122. Да исцелит Господь слепых и страдающих глазными болезнями.

123. Да защитит Господь людей от змей, дабы те не жалили.

124. Да защитит Господь поля праведных от злых людей.

125. Да исцелит Господь страдающих головными болями.

126. Да принесет Господь мир в семью, если возникла ссора.

127. Да не коснется домов злоба врагов и да пребудут в семье мир и благословение Божие.

128. Да исцелит Господь страдающих от мигрени. Да явит Господь милость свою на жестокосердных и несдержанных, которые приносят горе мягкосердечным.

129. Да ниспошлет Господь мужество и надежду тем, кто начинает новую работу и не искусны в ней, и да не испытают они великих трудностей.

130. Да подаст Господь людям покаяние и.утешит их надеждой, чтобы спастись им.

131. Да явит Господь милость свою в мире, где по нашим грехам не прекращаются войны.

132. Да просветит Господь народы, дабы стали они миролюбивыми и жили в мире.

133. Да защитит Господь людей от всякой напасти.

134. Да сосредоточатся люди во время молитвы и да соединятся их души с Богом.

135. Да защитит Господь беженцев, когда те оставляют свои дома и уходят, да спасутся они от варваров.

136. Да умирит Господь вспыльчивого.

137. Да просветит Господь правителей, дабы те понимали нужды народа.

138. Да избавит Господь слабых духом от искушений кощунственными мыслями.

139. Да умирит Господь тяжелый характер главы семьи, дабы не страдали от него домашние.

140. Да умирит Господь жестокого правителя, терзающего ближних.

141. Да умирит Господь смутьяна, приносящего горе людям.

142. Да защитит Господь беременную женщину, дабы не потерять ей плод.

Читайте также:  Молитвы святой Троице - священные тексты в честь праздника и прошения святым о помощи, счастье и исполнении желаний

143. Да умирит Господь брожение в народе, дабы не было бунта.

144. Да благословит Бог труды людей и примет их.

145. Да исцелит Господь страдающих кровотечением.

146. Да исцелит Господь укушенных и раненных злодеями.

147. Да усмирит Господь диких зверей, да не причинят те вреда людям и хозяйству.

148. Да ниспошлет Господь благоприятную погоду, дабы люди собрали богатый урожай и прославили Его.

Все вышеприведенные толкования принадлежат преподобному Арсению, следующие два – отцу Паисию со Святой Горы Афон:

149. В благодарность Богу за Его многие милости и за обилие Его любви, что не знает границ и пребывает с нами.

150. Да ниспошлет Господь довольство и утешение братьям и сестрам нашим в дальних землях сущим, и братьям и сестрам нашим усопшим, что еще дальше от нас. Аминь.

“Православная жизнь” (Приложение к “Православной Руси”) № 12, 2007

Псалом 102

Псалом 102 написан царем Давидом в зрелом возрасте, когда он познал любовь и предательство, победу и поражение, и, наконец, обрел покой, за который царь благодарит Бога, ибо во всем видел он руку Творца.

Значение псалма

В Псалтыре 150 псалмов, среди них есть:

  • песни плача;
  • просьбы об отмщении;
  • псалмы благодарения;
  • оды любви Творца.

Псалом 102 — ода-благодарение Богу, за все, что Он сделал в жизни, написанная царем Давид в зрелые годы, когда он более всего доверял Творцу свою жизнь.

Важно! Эта молитва озарена любовью, укрепляющей дух, она помогает в решении жизненных проблем.

Псалом 102 каждое воскресное утро слышат все прихожане во время утрени.

Торжественное исполнение псалмопения наполняет душу благодарственной хвалой Всевышнему.

Людям, страдающим хроническими и неизлечимыми болезнями, рекомендуется постоянно читать и слушать благодарственную молитву, с верой произносить каждое слово, как будто исцеление уже пришло.

1 Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его.

2 Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.

3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;

4 избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;

5 насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.

6 Господь творит правду и суд всем обиженным.

7 Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои.

8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:

9 не до конца гневается, и не вовек негодует.

10 Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:

11 ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его;

12 как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;

13 как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.

14 Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть.

15 Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет.

16 Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.

17 Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,

18 и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.

19 Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.

20 Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его;

21 благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его;

22 благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!

Толкование Псалма 102

Глубочайший смысл содержат первые строки псалма 102, где Давид говорит, что он благословляет Всевышнего не только душой, но и всеми внутренностями, каждой клеткой и каплей крови. Господу важны не слова, а состояние сокрушенного сердца и дела, творимые в Его славу.

Псалмопевец призывает людей никогда не забывать благодеяний Бога. Как часто еврейский народ, созданный и избранный Творцом, отрекался от Него во имя идолов и лжебогов, был наказуем, каялся, и снова Всевышний дарил ему Свою любовь и милость.

Многие христиане также очень быстро забывают о подаренной милости, исцелении, благополучно пройдя путь проблем с помощью Господа, снова начинают жить греховной жизнью.

Важно! Бог настолько милостив и долготерпелив, что очищает все беззакония и немощи, как только грешники приходят к Его престолу с раскаянием и покаянием.

Благословляя Всевышнего, человек укрепляет свою нетленную жизнь Божьим венцом победы в конце жизненного пути. Творец Своею милостью покрывает все добрые дела, умножая награду за них.

Все, кто исполняет желание сердца Всевышнего, будут обновляться во время приближения к старости. Царь Давид сравнивает этот период с обновлением орлов. Эти гордые птицы по достижении многих лет имеют длинные закрученные когти, которые уже не могут держать добычу, и стертый клюв.

Для обновления орел усилием воли через сильные боли срывает старые когти, разбивает в кровь и снимает изношенный клюв, ждет, когда все вырастет заново и обретает новую силу. Когда гордая птица не сможет обновить свое тело, она умирает.

Христиане, как орлы, должны решительно расстаться с прежними грехами, даже если при этом придется пройти через боль и разрыв кровных уз. Утвердившиеся в Боге остаются вечно молодыми душой.

Несмотря на то что все люди на земле являются грешниками, Давид просит Всевышнего творить милостыню всем, кто был обижен. Фараон не хотел отпускать еврейский народ из рабства, многие из евреев были грешными, но Бог навел на египтян 10 страшных казней, но Свой народ вывел из плена по великой любви Своей.

Псалмопевец умоляет Творца вести его по жизни, как Он вел Моисея с народом по пустыне, постоянно, днем и ночью находясь Духом Святым в стане евреев. Как сладко и как страшно находиться в руке Божьей, который дарит Свои щедроты, долготерпение, даже гневаясь в определенные периоды, Он не до конца наказывает, никогда не отрекаясь от грешника.

Бог прогневался на Адама и Еву, выгнал их в холодные степи умирать, но потом сменил гнев на милость. Он послал Сына Своего, чтобы Тот спас все человечество ценой Своей крови (Иона 3:16-21).

Силой Своей любви Творец растворяет все беззакония наши, которые приносятся перед Его престолом в покаянии. Божье наказание за грешную жизнь покрывается Его же милостью. Бог оберегает детей Своих, которые живут в страхе Божьем, Он удаляет глаза, видя раскаянные грехи на расстояние востока от запада. Для тех, кто чтит заповеди Господни, Бог является Отцом, который никогда не оставит Своих детей в проблеме.

Всевышний знает, насколько немощен человек телом, душой и духом, и как коротка его жизнь, которую Давид сравнивает с травой полевой. Взросла, расцвела, и высохла под палящим солнцем. Растение умирает, а человеческая жизнь коротка на земле, но вечна в Небесном царстве.

Душа, разлучаясь с телом, идет за духом, о котором христиане должны заботиться в первую очередь, храня заветы Божьи.

Давид пишет, что каждому, кто достойно пройдет земной путь, уготован престол на небе, уже уготован, нам надо только дойти в славе и милости Божьей. Псалмопевец призывает всех Ангелов и небесное войско, творящее Его волю, благословить Всевышнего за милость, дарованную грешникам, живущим на земле.

Важно! В псалме 102 православные христиане постоянно благодарят Всевышнего за освобождение от рабства греха, демонических сил и нападок врагов.


Псалом 1 Давида: текст, толкование, сила

«Дорога в тысячу ли начинается с первого шага» – говорит китайская мудрость. Доброе начало – это уже половина хорошего дела. С чего начинается 1 Псалом Давида? Со слов о блаженном муже.

В Библии слово «блаженный» переводится, как «благословенный» или «счастливый». Хотя ни первое, ни второе слово не передают всей глубины, содержащейся в библейском термине.

Макариос Блаженный – это человек, носящий в себе истинные смыслы бытия. Еще на земле он приобщен к жизни будущей – небесной, райской. Не зря Господь Иисус Христос, сын Давидов, начал свою нагорную проповедь к учению о блаженстве: блаженный нищий духом, блаженный плачущий, блаженный кротцыи. Мы еще много будем говорить о блаженствах.

А вот первая жемчужина:

Теперь приведем первый псалом Давида (текст на церковно-славянском):

Псалом 1: толкование

Блаженному мужу, оказывается, нельзя делать некоторых вещей, но важны не только запреты, нужна и позитивная деятельность. По Давиду, блаженный муж должен непрестанно заниматься тем, чтобы сочетать свою волю с волей Бога и изучать закон Божий день и ночь. Тогда он будет похож на дерево, посаженное при потоках воды: листья его не отпадают, а ветви отягчаются плодами.

Нам детям суетного и торопливого века известна общая проблема – мы ничего не успеваем. Мчатся часы, пролетают дни, проходят годы, а наши планы так и остаются планами. Мы так их и не реализовываем. От чего так? Давид убежден, что это потому, что мы мало думаем о Боге и его законе. Если бы человек думал о Боге чаще, изучал его заповеди, он был бы во всем успешен. А вот с нечестивыми дело обстоит иначе.
Нечестивые и грешники, уподобляются в псалме пыли или сухому песку перед лицом сильного ветра. Ветер разметает пыль, и она беспомощна перед его лицом, ее нельзя собрать. Вот почему нечестивые не устоят на суде и грешники – в собрании праведных.

Псалом 1 содержит много ключевых, исключительно важных для нас слов:

  • «Блаженство» ­– это основание и начало нашего учения нравственного. Здесь пророк хочет показать, что блаженство и в настоящей жизни, и в будущей сообщается лишь людям праведным, тем, кто исполняет закон Господний.
  • «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» – блажен праведник, который не ходит к нечестивым и не имеет с ними никаких дел.
  • «Закон Господень» – закон, заповеди, словеса Господни, завет «Господень» – именно так мы представляем закон, зная, что за ним скрывается несколько синонимов, которые образуют, то, что называют законом Божьим. Закон, где он показал нам свою волю, и мы добровольно должны его соблюдать. О чем и говорит первый псалом.
  • «Блаженная жена» – это Пресвятая Богородица, которую ублажает православная церковь.

Псалтирь. Кафизма 1. Псалом 1. Толкование по стихам:

  1. Первый стих. Праведный человек уклоняется от врагов и зла, а также всякого рода искушений. Он направил все свои силы на противостояние соблазнам.
  2. Второй стих. Праведный человек направляет каждое слово осмысленно к Господу. Они не расходятся с законом Божьим. Он не имеет никаких дел с нечестивыми.
  3. Третий стих. Искренняя вера в Создателя возвысит праведного человека: физически, духовно и материально.
  4. Четвертый, пятый и шестой стихи. В них рассказано о противостоянии грешников и праведников. Все они предстанут перед Божьим судом.

Интересно! Первая песнь – это повод для размышления. В этом стихе описан человек, ведущий праведную жизнь. Он не религиозный, но в тоже время соблюдает закон Божий.

История написания псалма

В названии подчеркивается, что этот псалом написал именно Давид, хотя святая церковь приписывает все псалмы ему, как и в целом оформление самой книги Псалтырь, но все-таки бытуют и другие мнения. И этот псалом начальный, самый первый решили подписать, что это Давидов псалом, с него начинается Псалтырь.

Внимание! В латинской, греческой и еврейской версии молитвы нет подтверждения, что автором произведения является именно Царь Давид.

Поскольку псалом 1 относится к числу песней-размышлений, в нем не содержится никаких исторических фактов. Это тоже мешает установить время написания псалма и его авторство.

В содержании псалма указано только отличие между тем, какая судьба ждет праведных и нечестивых людей, и отлично подходит в качестве введения в книгу Псалтырь.

Из-за более ранних отсылок (к примеру, Книга Деяний) историки решили, что раньше первый и второй псалмы были единой песнью.

Если исследователи правы, то можно точно сказать, что авторство двух первых псалмов действительно принадлежит Царю Давиду, во времена его войны с аммонитянами и сирийками (эти исторические события описаны в Книге Царств).

Слушать псалом 1

Псалтырь – универсальная вещь. Его могут петь и читать в радости, в горести и по случаю каких-то торжеств, и по случаю смерти или рождения кого-нибудь. Псалтырь читается по любому случаю: и за здравие, и за упокой.

Почему-то у многих сложилось впечатление, что Псалтырь – это что-то заупокойное. Ничего подобного. Это самая читаемая книга Библии. Его очень широко используют на Богослужении (чуть ли не половина – это Псалтирь).

На литургию, ежедневные антифоны читают просто псалмы. Огромное количество песнопения взято из псалмов. Сейчас мы предлагаем Вам послушать, как звучит псалом 1:

Особенно красиво звучит 1 кафизма в исполнении Валаамского монастыря.

Интересно! Неусыпаемая псалтырь получила это название по той причине, что ее чтение осуществляется без перерывов, круглосуточно. Этой молитвой нужно молиться только монастырях.

Правила чтения псалма 1

Несмотря на то, что при богослужениях молитву поют или читают на старославянском языке, православный может прочитать псалом 1 на русском.

Сила псалма 1, или в каких случаях его советуют читать:

  • Если не получается справиться с искушениями.
  • Если вера во Всевышнего ослабевает.
  • Если Вы столкнулись с депрессией, и Вас захватило уныние.

Помимо этого, первый псалом может читаться при сельскохозяйственных работах.

Важно! Текст этого псалма читается в храмах на утренней службе в субботу. Сколько и когда читать псалтырь дома? Здесь нет определенных правил, поэтому Вы можете читать его ежедневно в любое время.

Есть интересная история о двух монахах, из которых один учил другого читать псалмы. Когда они выучили первый псалом, второй ученик ушел и отказался учиться далее. Через много лет они встретились. «Читаешь ли ты псалмы дальше?» – спросил первый у второго. «Нет!» – отвечал тот. –«Почему?». – «Потому, что я еще не научился на практике исполнять то, что понял из первого», – ответил бывший ученик.

Если бы мы с Вами ничего больше не читали и не учили, но хорошо усвоили смысл первого начинательного псалма, мы все-таки бы знали много полезного и важного для жизни. Но мы будем учиться и дальше читать!

Ссылка на основную публикацию