Псалом 101: текст на русском языке, толкование и значение, для чего читают

Псалом 101

Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое

Молитва нищего, когда он унывает и изливает пред Господом моление своё.

1 Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет.

1 Господи, услышь молитву мою, и вопль мой к Тебе да придёт.

2 Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя.

2 Не отврати лица Твоего от меня, в день, когда я скорблю, склони ко мне ухо Твоё, в день, когда призову Тебя, скоро услышь меня.

3 Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася.

3 Ибо исчезли как дым дни мои, и кости мои, как хворост, высохли.

4 Уязвен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой.

4 Я был подсечён, как трава, и иссохло сердце моё, так что забыл я съесть хлеб мой.

5 От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей.

5 От гласа стенания моего пристали кости мои к плоти моей.

6 Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи.

6 Я уподобился пеликану в пустыне, я стал как филин на развалинах.

7 Бдех и бых яко птица особящаяся на зде.

7 Не спал и стал как птичка, сидящая одиноко на кровле.

8 Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся.

8 Весь день поносили меня враги мои, и хвалящие меня мною клялись.

9 Зане пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях.

9 Ибо пепел, как хлеб, я ел, и питьё моё слезами растворял

10 От лица гнева Твоего и ярости Твоея: яко вознес низвергл мя еси.

10 от гнева Твоего и ярости Твоей, ибо, подняв, Ты низверг меня.

11 Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох.

11 Дни мои склонились как тень, и, как трава, я иссох.

12 Ты же, Господи, во век пребываеши, и память Твоя в род и род.

12 Но Ты, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе – в род и род.

13 Ты воскрес ущедриши Сиона, яко время ущедрити eго, яко прииде время.

13 Ты, восстав, смилуешься над Сионом, ибо время помиловать его, ибо пришло время,

14 Яко благоволиша раби Твои камение eго, и персть eго ущедрят.

14 ибо возлюбили рабы Твои камни его и о прахе его жалеют.

15 И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея.

15 И убоятся народы имени Господня и все цари земные – славы Твоей,

16 Яко созиждет Господь Сиона, и явится во славе Своей.

16 ибо построит Господь Сион и явится во славе Своей.

17 Призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их.

17 Он призрел на молитву смиренных и не пренебрёг молением их.

18 Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа.

18 Да напишут это для рода иного, и народ созидаемый восхвалит Господа,

19 Яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с Небесе на землю призре,

19 ибо склонился Он с высоты святой Своей, Господь с небес на землю призрел,

20 услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных,

20 чтобы услышать стенания узников, освободить сыновей умерщвлённых,

21 возвестити в Сионе Имя Господне, и хвалу Его во Иерусалиме.

21 возвестить на Сионе имя Господне и хвалу Ему в Иерусалиме,

22 Внегда собратися людем вкупе, и царем, еже работати Господеви.

22 когда соберутся народы вместе, и цари – для служения Господу.

23 Отвеща eму на пути крепости eго: умаление дней моих возвести ми.

23 Обратился он к Нему на пути, в дни крепости своей: “О немногих днях моих возвести мне;

24 Не возведи мене в преполовение дней моих: в роде родов лета Твоя.

24 не похить меня на половине дней моих: в роде родов – годы Твои”.

25 В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса.

25 В начале Ты, Господи, землю основал, и дело рук Твоих – небеса;

26 Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся, яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я и изменятся.

26 они погибнут, а Ты пребудешь, и все, как одежда, обветшают, и, как одеяние, Ты свернёшь их, и изменятся.

27 Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют.

27 Но Ты – тот же, и годы Твои не кончатся.

28 Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится.

28 Сыны рабов Твоих найдут приют, и семя их навек устроится.

Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя. Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася. Уязвен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой. От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей. Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи. Бдех и бых яко птица особящаяся на зде. Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся. Зане пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях. От лица гнева Твоего и ярости Твоея: яко вознес низвергл мя еси. Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох. Ты же, Господи, во век пребываеши, и память Твоя в род и род. Ты воскрес ущедриши Сиона, яко время ущедрити его, яко прииде время. Яко благоволиша раби Твои камение его, и персть его ущедрят. И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея. Яко созиждет Господь Сиона, и явится во славе Своей. Призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их. Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа. Яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с Небесе на землю призре, услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных, возвестити в Сионе Имя Господне, и хвалу Его во Иерусалиме: внегда собратися людем вкупе, и царем, еже работати Господеви. Отвеща ему на пути крепости его: умаление дней моих возвести ми. Не возведи мене в преполовение дней моих: в роде родов лета Твоя. В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть Небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся, яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я и изменятся. Ты же Тойжде еси, и лета твоя не оскудеют. Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится.

Псалом 101 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Псалтырь

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 101

Толкование Псалма 101

Необычная надпись, соответствующая первому стиху этого псалма, говорит о нем как о псалме-размышлении в тягостных обстоятельствах, как о псалме личной печали (каковым он в большей своей части и является). Мысли, содержащиеся в нем, перекликаются с таковыми в Пс. 21, 68, 78. Известное сходство наблюдается также между этим псалмом и некоторыми размышлениями и высказываниями в Ис. 40-66.

А. Скоро услышь меня. Ибо сердце мое поражено (101:2-12)

Пс. 101:2-12. Страждущий, который обращается к Господу, испытывает крайнюю нужду в скором ответе Его, ибо скорбь его, уныние и печаль достигли предела. Услышь… скоро услышь меня! – молит он. На языке образов аллегорий описывает он свою бедственную ситуацию. Быстро бегущие дни свои, которые проводит в страдании, псалмопевец уподобляет дыму, бесследно тающему в воздухе; горечь мыслей, преследующих его, так глубоко проникает в него, что и кости его словно обожжены ею и уподобились головне.

Сердце его поражено, и иссохло, как трава (часто встречающийся в Библии образ бедствия, гибели: сравните стих 12; Пс. 36:2; 102:15-16; Ис. 40:6-8). Страждущий лишился аппетита (стих 5), и от этого, как и от постоянных стенаний своих, настолько исчах, что остались от него “кожа да кости” (стих 6). В стихах 7-8 – образы его одиночества.

Он знает, что враги клянут (стих 9) именем его тех, кому хотят несчастья (т. е. желают им таких же несчастий, какие обрушились на псалмопевца). В стихе 10 можно видеть сугубо образное выражение, но фраза Я ем пепел, как хлеб, может подразумевать и то, что в знак печали псалмопевец постоянно посыпает пеплом голову. Причину своих страданий он видит в гневе Господа, у Которого когда-то он знал блаженные дни (Ты вознес меня), но теперь он низринут Им в пучину бедствия. Я иссох, как трава, повторяет он (стих 12 сравните со стихом 5). Жизнь его ненадежна и неустойчива, как уклоняющаяся тень.

В. Господь умилосердится над Сионом (101:13-23)

Пс. 101:13-14. Внезапный “поворот темы” – от эфемерности существования псалмопевца к вечности Божиего бытия. Очевидно, причина страданий автора связана была со страданиями всего Сиона (Иерусалима), и сам псалом написан был в связи с каким-то бедствием, постигшим город. Но вот в псалме возникает мажорная нота, ибо поющий его выражает уверенность в том, что Господь умилосердится над Сионом, ибо… пришло время… помиловать его.

Пс. 101:15-18. Он напоминает Господу о безмерной любви к Иерусалиму его жителей, которым дороги не только камни его, но и пыль (“прах”), покрывающая его улицы. И проникается все большей верой в то, что Господь откликнется на молитву беспомощных и вновь созиждет Иерусалим; он уже не сомневается в возвращении в город главы Господней, которой убоятся… все цари земные.

Читайте также:  Молитва от испуга у взрослых и детей – защита от святых

Пс. 101:19-23. И о том, что произойдет, узнают потомки; ибо об этом напишется, и они тоже вознесут хвалу Господу, Который внимательно всматривается е небес в то, что происходит на земле (стих 20). Он слышит стой узников и посылает освобождение обреченным на смерть (оконч. Стих 21). По этой причине с благодарностью возвестят на Сионе имя Господне и хвалу Ему в Иерусалиме в тот день, когда соберутся народы вместе и для служения Господу (стих 23), провидит псалмопевец.

В. Лета Твои не кончатся (101:24-29)

Пс. 101:24-29. И опять неожиданный “поворот темы”: снова сетует псалмопевец на изнурившее его страдание, попущенное Господом, которое сократило дни его (стих 24). Он просит не восхищать души его теперь, когда он прожил лишь половину дней своих. Жизнь Самого Господа бесконечна (Твои лета в роды родов: стих 25), так пусть же Он в милости Своей хоть несколько продлит и его жизнь, подразумевает псалмопевец.

В стихах 26-28 – краткий, но торжественный гимн величию и неизменности в вечности Бога-Творца, которые подчеркиваются бренностью и “изменяемостью” творения (сравните 2-Пет. 3:10; Откр. 21:1).

“Гимн” этот цитируется автором послания к Евреям (Евр. 1:10-12). Псалмопевец обращается в стихе 26-28 к вечному Господу, с Которым новозаветный писатель отождествляет Иисуса Христа как того Бога, Который создал этот мир и “содержит” его силой Своей.

В стихе 29 автор псалма выражает надежду на осуществление идеального предназначения еврейского народа, на то, что он будет жить в согласии с Господними заповедями и из рода в род утверждаться пред лицем Господа. Народ этот, однако, “уклонился” от путей, указанных ему, и на “сегодняшний день” предназначение это осуществляется христианами.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Псалом 101

В трудные минуты человек обращается к Господу с мольбой и просьбами, так как не видит других источников спасения. Бог всегда слышит обращения верующих и не оставляет их в беде. Псалом 101 словно крик души взывает к Господу, наполненная страданиями и отчаянием молитва обращена к единственному Спасителю и Защитнику.

Текст молитвы псалом 101

На церковнославянском языке

Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое

1 Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет.

2 Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя.

3 Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася.

4 Уязвен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой.

5 От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей.

6 Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи.

7 Бдех и бых яко птица особящаяся на зде.

8 Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся.

9 Зане пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях.

10 От лица гнева Твоего и ярости Твоея: яко вознес низвергл мя еси.

11 Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох.

12 Ты же, Господи, во век пребываеши, и память Твоя в род и род.

13 Ты воскрес ущедриши Сиона, яко время ущедрити eго, яко прииде время.

14 Яко благоволиша раби Твои камение eго, и персть eго ущедрят.

15 И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея.

16 Яко созиждет Господь Сиона, и явится во славе Своей.

17 Призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их.

18 Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа.

19 Яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с Небесе на землю призре,

20 услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных,

21 возвестити в Сионе Имя Господне, и хвалу Его во Иерусалиме.

22 Внегда собратися людем вкупе, и царем, еже работати Господеви.

23 Отвеща eму на пути крепости eго: умаление дней моих возвести ми.

24 Не возведи мене в преполовение дней моих: в роде родов лета Твоя.

25 В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса.

26 Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся, яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я и изменятся.

27 Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют.

28 Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится.

На русском языке

Молитва нищего, когда он унывает и изливает пред Господом моление своё.

1 Господи, услышь молитву мою, и вопль мой к Тебе да придёт.

2 Не отврати лица Твоего от меня, в день, когда я скорблю, склони ко мне ухо Твоё, в день, когда призову Тебя, скоро услышь меня.

3 Ибо исчезли как дым дни мои, и кости мои, как хворост, высохли.

4 Я был подсечён, как трава, и иссохло сердце моё, так что забыл я съесть хлеб мой.

5 От гласа стенания моего пристали кости мои к плоти моей.

6 Я уподобился пеликану в пустыне, я стал как филин на развалинах.

7 Не спал и стал как птичка, сидящая одиноко на кровле.

8 Весь день поносили меня враги мои, и хвалящие меня мною клялись.

9 Ибо пепел, как хлеб, я ел, и питьё моё слезами растворял

10 от гнева Твоего и ярости Твоей, ибо, подняв, Ты низверг меня.

11 Дни мои склонились как тень, и, как трава, я иссох.

12 Но Ты, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе – в род и род.

13 Ты, восстав, смилуешься над Сионом, ибо время помиловать его, ибо пришло время,

14 ибо возлюбили рабы Твои камни его и о прахе его жалеют.

15 И убоятся народы имени Господня и все цари земные – славы Твоей,

16 ибо построит Господь Сион и явится во славе Своей.

17 Он призрел на молитву смиренных и не пренебрёг молением их.

18 Да напишут это для рода иного, и народ созидаемый восхвалит Господа,

19 ибо склонился Он с высоты святой Своей, Господь с небес на землю призрел,

20 чтобы услышать стенания узников, освободить сыновей умерщвлённых,

21 возвестить на Сионе имя Господне и хвалу Ему в Иерусалиме,

22 когда соберутся народы вместе, и цари – для служения Господу.

23 Обратился он к Нему на пути, в дни крепости своей: «О немногих днях моих возвести мне;

24 не похить меня на половине дней моих: в роде родов – годы Твои».

25 В начале Ты, Господи, землю основал, и дело рук Твоих – небеса;

26 они погибнут, а Ты пребудешь, и все, как одежда, обветшают, и, как одеяние, Ты свернёшь их, и изменятся.

27 Но Ты – тот же, и годы Твои не кончатся.

28 Сыны рабов Твоих найдут приют, и семя их навек устроится.

История написания

Точной информации об авторстве псалма 101 нет, мнения специалистов разделились на два лагеря. Анализ других текстов Священного Писания и песен Псалтири показал противоречивые результаты. Одни склоняются к тому, что песнь была написана царем Давидом в период восстания его родного сына Авессалома, который не только склонил на свою сторону многих придворных, но и преследовал отца. Предательство сына стало страшным ударом для Давида, от него отвернулись многие вельможи, даже армия подчинилась Авессалому, желавшего свергнуть отца. Одинокий, преданный, вынужденный прятаться Давид был разбит и сломлен, он молил Господа о помощи и защите, не находя спасения ни в чем другом.

Другая часть теологов полагает, что текст псалма 101 относится к событиям вавилонского пленения евреев. Авторство песни они приписывают пророкам Даниилу или Неемии, но даже здесь нет точности.

Когда читать псалом 101?

Для лучшего понимания дома разрешается читать псалом 101 на русском языке, во время церковных служб песни исполняются в старославянском варианте. Обращаться к тексту следует в следующих ситуациях:

  • в трудное время, когда одолевает отчаяние и уныние;
  • при потере желания жить, разочаровании в жизни;
  • когда нет уверенности в будущем и надежды в лучшее;
  • при бедах и трудностях, когда кажется, что нет решения проблемы.

Читать псалом 101 рекомендуется перед иконами, можно зажечь свечу или лампаду. Важно понимать, что эта молитва состоит не из жалости к себе и утешений, а мольбы о помощи и раскаянии.

Толкование псалма 101

Для разбора песни, толкования псалма 101, следует обратиться к каждому стиху по отдельности.

В первых стихах описывается прискорбное положение автора, при этом не следует забывать и о подписи к тексту псалма 101, из которого становится ясно, что трудности в жизни бывают у всех, и у царя, и у пастуха. Бедствия и несчастья, описанные в этих строках, показывают отчаянное положение псалмопевца, его уныние и бессилие перед лицом врага. Автор говорит о себе, как о чем-то высохшем и обгоревшем, что от нечаянного касания или дуновения ветра может обратиться прахом. Так же следует сравнение с пеликаном, обитателем полноводных мест, оказавшимся в пустыне. Эти строки подходят как к истории еврейского народа, оторванного от дома и лишенного будущего, так и к жизнеописанию царя Давида, покинутого всеми и преследуемого сыном.

Истинное раскаяние прослеживается в стихах, автор признает свою вину перед Господом и Его всемогущество. И всё же не утихает мольба о прощении, о милости Божьей, которая является единственным спасением, как для человека, так и целого народа.

В стихах 17-24 псалма 101 у автора появляется надежда и уверенность в будущем. Говорится о том, что Господь услышит молитвы, освободит от бед и проклятий верующих и покарает грешных за их преступления. В последних стихах воздается хвала Господу, как Создателю и Защитнику. Бог вечен, поэтому только в нём найдут спасение и утешение праведные.

Читайте также:  Молитва Николаю Чудотворцу о детях - молитвы о здоровье и послушании

Псалом 101

Первый стих представляет общее указание на содержание псалма, как молитву праведного, обращенную к Богу в период его бедствий. Под праведником здесь разумеется не отдельное лицо и под бедствиями – не лишения и жизненные неудачи частного человека, но первый берется для обозначения целого народа, является собирательным лицом, а потому и бедствия его – бедствия и страдания целого народа. Последний же по псалму изображается одиноким и покрытым поношениями от врагов (ст. Пс.101_7–9). Сион представляется разрушенным и народ еврейский может только оплакивать его камни, но не может приступить к его восстановлению, о каковом и молит Господа (Пс.101_14–15). Такая картина состояния еврейского народа и Иерусалима указывает на время плена вавилонского, когда евреи жили среди других народов и когда близилось уже назначенное пророком Иеремией время окончания его. Писатель псалма неизвестен.

Господи, услышь меня в день моей скорби и тяжелых бедствий (2–3), которые иссушили меня. Я одинок, как пеликан, и враги мои – мною клянут. Пища моя растворяется слезами (4–10). Вследствие Твоего гнева я иссох, как трава (11–12). Восстань, Господи, умилосердись над Сионом, камни которого оплакиваются нами; пошли Твою помощь, которой настало время, чтобы народы убоялись Твоего имени (13–16). Господь услышит молитву узников и возвратит их на Сион, чтобы они возвещали имя Господне пред всеми народами (17–23). Хотя это спасение из плена несомненно произойдет, но писатель опасается, что его поколение, изнуренное бедствиями, не доживет и не увидит этого счастливого времени. Для Бога вечного не имеет значения течение времени, но не так с человеком, жизнь которого коротка, а в тяжелых условиях плена еще более может сократиться. Писатель и молит Бога вечного и всещедрого, дать ему увидеть время спасения, когда сыны рабов Его начнут новую жизнь (24–29).

Пс.101:4 . ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня;

С этого стиха и кончая 6, – общее описание тяжести положения, переживаемого автором. «Дни исчезли, как дым» – жизнь прошла в бесплодных стенаниях и ожиданиях Божественной милости, как дым бесследно исчезает в воздухе, «кости мои обожжены, как головня» . Бедствия писателя и всего народа настолько тяжелы и изнурительны, что его мускулы, кожа прилипли к костям и он напоминает головню, высохшую и обожженную огнем.

Пс.101:5 . сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой;

«Сердце мое поражено» – праведник потерял мужество. – “Кости мои прильпнули» – см. ст. 4.

Пс.101:7 . Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах;

С 7 ст. идет конкретное описание того положения, которое испытывал праведник. Он походит на “пеликан а в пустыне” или “филин а на развалинах» . Первая птица любит пустынные места и избегает обитаемые местности. Филин – ночная и одинокая птица. Сравнение указывает на то одинокое положение, которое занимал еврейский народ в плену вавилонском. Сродниться с другими народами, подвластными той же Вавилонской монархии, он не мог, так как этому сближению мешали особенности его религиозных верований, его быта, культуры. Да кроме того, для истинного еврея плен вавилонский является не заключительной стадией его политической жизни, а временным явлением, по окончании которого должен наступить период новой и обновленной жизни в дорогой для него Палестине. Заботиться в этом случае об упрочении и благоустроении своего внешнего положения являлось бесполезным и бессмысленным, что еще более содействовало разобщенности племени еврейского от других народов. Он являлся «пеликаном и филином».

Пс.101:8 . не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле.

«Одинокая птица на кровле» – вероятно, так называемый синий дрозд, устраивающий свои гнезда на верху жилищ и утесов.

Пс.101:9 . Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною.

«Клянут мною» . Трагическая судьба еврейского народа сделала последнего предметом клятвы для других. Когда кому-либо желают высказать зложелания, то ничего не находят более выразительного, как сказать «пусть будет с тобою, как совершилось с евреями».

Пс.101:10 . Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами,

Пс.101:11 . от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознес меня и низверг меня.

Есть хлеб, растворенный слезами, значит всегда быть в угнетенном настроении. – «Вознес меня и низверг меня» . Когда-то еврейский народ, пользуясь покровительством ему Господа, достиг необычайного величия среди народов Востока, теперь же его положение – полно унижения. Можно видеть в этом выражении и такое сравнение: насланные Господом на евреев бедствия были вихрем, который крутил их и вертел, а потом разбросал по всему Востоку, как разбрасывается пыль.

Пс.101:12 . Дни мои – как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава.

«Дни мои – как уклоняющаяся тень» . Тень не имеет определенной величины, так и жизнь пленного еврея не имеет устойчивости: в окружающих его бедствиях она так же легко может исчезнуть и прекратиться, как исчезает тень предмета, когда случайное облачко набежит и закроет солнце.

Пс.101:13 . Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род.

Помилование Богом праведника есть снисхождение к последнему. Бог вечен, Его обетования о спасении из плена несомненно исполнятся, но праведник еврейский, в частности то поколение людей, которое сейчас в плену, не вечно, жизнь их ограничена. Писатель и молит Господа исполнить свои обетования над этим поколением людей, исстрадавшихся в плену.

Пс.101:14 . Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, – ибо пришло время;

«Пришло время» помиловать евреев. Это место указывает, что псалом был написан незадолго до окончания плена, предсказанного пророком Иеремией, вероятно, во время уже мидо-персидского владычества, когда лучшие из евреев, напр., пророк Даниил, задумывались над судьбою, ожидающей их народа ( Дан. 9:2, 18–20 ).

Пс.101:16 . И убоятся народы имени Господня, и все цари земные – славы Твоей.

Народ, прежде служивший предметом клятвы, как отверженный Богом, с возвращением из плена и помилованием, дарованным ему Господом, снова возвысится в глазах всех племен Востока. Исполнение над ним предсказанного Богом покажет величие Его имени и вызовет у народов страх пред Ним, как существом всемогущим.

Пс.101:17 . Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей;

Пс.101:18 . призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их.

Пс.101:19 . Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа,

Пс.101:20 . ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю,

Пс.101:21 . чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти,

Пс.101:22 . дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его – в Иерусалиме,

Пс.101:23 . когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу.

Писатель верит в исполнение Божественных обетований и уже воспевает ожидаемый великий момент обновления Израиля. По восстановлении Иерусалима из него «соберутся народы вместе и царства для служения Господу» . Ожидание писателем всесветного владычества Иеговы и всемирного величия Иерусалима показывает, насколько глубоко изучены им книги пророков, которые рисуют обыкновенно послепленный период жизни евреев как начало новой эры жизни мира, когда совершится объединение всех народов под властью Мессии и распространится мир по всему миру, Такими ожиданиями, напр., полны пророчества Исаии (гл. 2, 9, 11, 40–66), пророка Иеремии (XXXI гл.) и др. пророков.

Пс.101:26 . В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук;

Пс.101:27 . они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся;

Пс.101:28 . но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся.

Возвышенное учение о вечности и неизменяемости Бога. Господь – Творец всего мира. Он изначален, не имеет времени и начала происхождения. Все же существующее в мире, как и сам мир, обязаны своим происхождением Богу, получили начало своего бытия от Него. Как ограниченный своим происхождением, он ограничен и продолжительностью своего существования: все, что получило начало во времени, имеет и временное существование, а потому мир может и непременно погибнет. Ограниченный во времени, мир ограничен и в силах, а потому подвержен постоянным переменам: он, как одежда, ветшает и изменяется. Господь же, существующий до вечно, не имеет и конца Своего существования, а как существующий вне пределов времени, Он и не подлежит изменениям, налагаемым на все предметы мира тем же временем: Он самобытен, вечен и неизменяем.

Означенное величественное исповедание самобытности, вечности и неизменяемости Господа, в связи с указанием на ничтожество, кратковременность и непостоянство человеческого существования (см. ст. 24–25), является кроткой молитвой к Богу, ниспослании милости изведением из плена писателя и его поколения.

Пс.101:29 . Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицем Твоим.

Будущая, послепленная жизнь рисуется писателю в чертах осуществления того идеального назначения, к которому призывался пророками еврейский народ. – “Семя их ( рабов Твоих ) утвердится пред лицем Твоим» – будет твердо веровать в Тебя, неуклонно исполнять Твои заповеди, а потому и постоянно пользоваться Твоим благоволением. История жизни еврейского народа показывает, что он уклонился от своего идеального назначения, и слава, ожидаемая для него писателем псалма, перешла к новому Израилю, – христианам.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Псалтирь – Псалом 86 – профессор Александр Павлович Лопухин 1253,7K

Псалтирь 101 псалом

Толкование Псалма 101

Необычная надпись, соответствующая первому стиху этого псалма, говорит о нем как о псалме-размышлении в тягостных обстоятельствах, как о псалме личной печали (каковым он в большей своей части и является). Мысли, содержащиеся в нем, перекликаются с таковыми в Пс. 21, 68, 78. Известное сходство наблюдается также между этим псалмом и некоторыми размышлениями и высказываниями в Ис. 40-66.

А. Скоро услышь меня. Ибо сердце мое поражено (101:2-12)

Пс. 101:2-12. Страждущий, который обращается к Господу, испытывает крайнюю нужду в скором ответе Его, ибо скорбь его, уныние и печаль достигли предела. Услышь… скоро услышь меня! – молит он. На языке образов аллегорий описывает он свою бедственную ситуацию. Быстро бегущие дни свои, которые проводит в страдании, псалмопевец уподобляет дыму, бесследно тающему в воздухе; горечь мыслей, преследующих его, так глубоко проникает в него, что и кости его словно обожжены ею и уподобились головне.

Читайте также:  Молитва Покрова Пресвятой Богородицы - священные тексты Богоматери о помощи в исцелении

Сердце его поражено, и иссохло, как трава (часто встречающийся в Библии образ бедствия, гибели: сравните стих 12; Пс. 36:2; 102:15-16; Ис. 40:6-8). Страждущий лишился аппетита (стих 5), и от этого, как и от постоянных стенаний своих, настолько исчах, что остались от него «кожа да кости» (стих 6). В стихах 7-8 – образы его одиночества.

Он знает, что враги клянут (стих 9) именем его тех, кому хотят несчастья (т. е. желают им таких же несчастий, какие обрушились на псалмопевца). В стихе 10 можно видеть сугубо образное выражение, но фраза Я ем пепел, как хлеб, может подразумевать и то, что в знак печали псалмопевец постоянно посыпает пеплом голову. Причину своих страданий он видит в гневе Господа, у Которого когда-то он знал блаженные дни (Ты вознес меня), но теперь он низринут Им в пучину бедствия. Я иссох, как трава, повторяет он (стих 12 сравните со стихом 5). Жизнь его ненадежна и неустойчива, как уклоняющаяся тень.

В. Господь умилосердится над Сионом (101:13-23)

Пс. 101:13-14. Внезапный «поворот темы» – от эфемерности существования псалмопевца к вечности Божиего бытия. Очевидно, причина страданий автора связана была со страданиями всего Сиона (Иерусалима), и сам псалом написан был в связи с каким-то бедствием, постигшим город. Но вот в псалме возникает мажорная нота, ибо поющий его выражает уверенность в том, что Господь умилосердится над Сионом, ибо… пришло время… помиловать его.

Пс. 101:15-18. Он напоминает Господу о безмерной любви к Иерусалиму его жителей, которым дороги не только камни его, но и пыль («прах»), покрывающая его улицы. И проникается все большей верой в то, что Господь откликнется на молитву беспомощных и вновь созиждет Иерусалим; он уже не сомневается в возвращении в город главы Господней, которой убоятся… все цари земные.

Пс. 101:19-23. И о том, что произойдет, узнают потомки; ибо об этом напишется, и они тоже вознесут хвалу Господу, Который внимательно всматривается е небес в то, что происходит на земле (стих 20). Он слышит стой узников и посылает освобождение обреченным на смерть (оконч. Стих 21). По этой причине с благодарностью возвестят на Сионе имя Господне и хвалу Ему в Иерусалиме в тот день, когда соберутся народы вместе и для служения Господу (стих 23), провидит псалмопевец.

В. Лета Твои не кончатся (101:24-29)

Пс. 101:24-29. И опять неожиданный «поворот темы»: снова сетует псалмопевец на изнурившее его страдание, попущенное Господом, которое сократило дни его (стих 24). Он просит не восхищать души его теперь, когда он прожил лишь половину дней своих. Жизнь Самого Господа бесконечна (Твои лета в роды родов: стих 25), так пусть же Он в милости Своей хоть несколько продлит и его жизнь, подразумевает псалмопевец.

В стихах 26-28 – краткий, но торжественный гимн величию и неизменности в вечности Бога-Творца, которые подчеркиваются бренностью и «изменяемостью» творения (сравните 2Пет. 3:10; Откр. 21:1).

«Гимн» этот цитируется автором послания к Евреям (Евр. 1:10-12). Псалмопевец обращается в стихе 26-28 к вечному Господу, с Которым новозаветный писатель отождествляет Иисуса Христа как того Бога, Который создал этот мир и «содержит» его силой Своей.

В стихе 29 автор псалма выражает надежду на осуществление идеального предназначения еврейского народа, на то, что он будет жить в согласии с Господними заповедями и из рода в род утверждаться пред лицем Господа. Народ этот, однако, «уклонился» от путей, указанных ему, и на «сегодняшний день» предназначение это осуществляется христианами.

Церковное толкование молитвы псалом 101

В еврейской, латинской и православной Библиях 101 псалом указан, как анонимный, однако по некоторым признакам можно догадаться если не об авторстве, то хотя бы о времени его написания.

Христианский текст 101 псалма написан от лица человека, страдающего из-за Божьей немилости, проявляющейся в виде различных жизненных неудач и лишений, но в контексте псалма этот человек олицетворяет собой целый народ. Псалом 101 представляет Иерусалим разрушенным, а Скинию Завета – разоренной: это дает исследователям основания полагать, что в нем описывается период Вавилонского пленения.

Христианский псалом 101 это молитва за людей, облеченных властью

Текст 101 псалма несколько раз меняет свою тематику: от страданий автора он плавно переходит к величию Божию и Его любви к Своему избранному народу. Затем в его строках появляется уверенность в том, что Господь не оставит Израиль и восстановит его после разрушений, но в конце псалмопевец вновь сетует на несчастья, которые сокращают дни его жизни, а также просит Бога не забирать его сейчас, когда он прожил лишь половину отпущенного ему срока. Слушать онлайн, читать и смотреть видео с текстом 101 псалма рекомендуется о представителях власти, чтобы Создатель дал им мудрость править благочестиво.

Слушать на видео православную молитву псалом 101 на русском языке

Читать текст молитвы псалом 101 на русском языке

Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою.

Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, когда воззову к Тебе, скоро услышь меня; ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня; сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой; от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей. Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах; не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле. Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною. Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами, от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознес меня и низверг меня. Дни мои — как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава. Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род. Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, — ибо пришло время; ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют. И убоятся народы имени Господня, и все цари земные — славы Твоей. Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей; призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их. Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа, ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его — в Иерусалиме, когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу. Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои. Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов. В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся. Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицем Твоим.

Православный псалтырь, текст псалом 101 на церковно славянском языке

Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к тебе да прiидет. Не отврати лица твоего от менe; в oньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо твое; в oньже аще день призову тя, скоро услыши мя. Яко исчезоша яко дым днiе мои, и кости моя яко сушило сосхошася. Уязвлен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой. От гласа воздыханiя моего прильпе кость моя плоти моей. Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на развалине. Бдех и бых яко птица особящаяся на кровле. Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящiи мя мною кленяхуся. Зане пепел яко хлеб ядях и питiе мое с плачем растворях, от лица гнева твоего и ярости твоея; яко вознес низвергл мя eси. Днiе мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох. Ты же, Господи, во век пребываеши, и память твоя в род и род. Ты воскрс ущедриши Сiона; яко время ущедрити eго, яко прiиде время. Яко благоволиша раби твои о каменiи eго, и персть eго ущедрят. И убоятся языцы имене Господня, и вси царiе земстiи славы твоея; яко созиждет Господь Сiона и явится во славе своей. Призре на молитву смиренных и не уничижи моленiя их. Да напишется сiе в род ин, и людiе зиждемiи восхвалят Господа; яко приниче с высоты святыя своея, Господь с небесе на землю призре, услышати воздыханiе окованных, разрешити сыны умерщвленных; возвестити в Сiоне имя Господне и хвалу eго во iерлиме, внегда собратися людем вкупе и царeм, eже работати Господеви. Отвеща eму на пути крепости eго; умаленiе днiй моих возвести ми; не возведи мене во преполовенiе днiй моих; в роде родов лета твоя. В началех ты, Господи, землю основал eси, и дела руку твоeю суть небеса. Та погибнут, ты же пребываеши; и вся яко риза обетшают, и яко oдежду свiеши я, и изменятся. Ты же тойжде eси, и лета твоя не оскудеют. Сынове раб твоих вселятся, и семя их во век исправится.

Ссылка на основную публикацию