Псалом 103: текст молитвы, значение и история, толкование, для чего читают и правила чтения священного текста

Псалтирь 103 псалом

Толкование Псалма 103

И тем же призывом, исполненным любви к Всевышнему, начинается этот псалом. Некоторые богословы рассматривают псалмы 102 и 103 – на основании единства их содержания и сходства поэтических приемов – как дополняющие друг друга. И хотя имя Давида как автора Псалма 103 в еврейском оригинале не имеется, в Септуагинте, авторами греческого перевода Псалтири, оно поставлено. Пс. 103 – это трогательная и вместе возвышенная хвала Богу Творцу и Вседержителю.

Тогда как Пс. 102 славит Господа за милостивые явления силы Его в человеческой истории и за Его сострадание к людям, в Пс. 103 внимание автора обращено на творческое могущество Господа, на мудрость и благость Его управления вселенной, которую Он создал. Псалмопевец представляет Бога простирающим над миром небеса, подобно шатру; на языке аллегорий воспевает он образование и «устроение» земли как места человеческого обитания. Водные источники, моря и горы и все, что населяет их, день и ночь – все во власти Господа, и все живет и обновляется действием Духа Его. Творение – совершенно, но грешники нарушают гармонию его, отсюда заключительная молитва автора псалма, чтобы Бог искоренил «беззаконных» с лица земли (стих 35).

А. Славословие Господу Творцу (103:1-23)

Пс. 103:1-4. Благослови, душа моя, Господа, ибо Он дивно велик, начинает псалмопевец. И далее на языке удивительно поэтических образов следует описание этого величия. Светом, который образовал в первый день творения, Господь как бы «одет», он – часть Его непостижимого существа. Образ небес, распростертых над землей, подобно шатру, явно перекликается с тем, как описано создание неба в книге Бытия (Быт. 1:6-8), и точно соответствует сказанному в Ис. 40:22. Жилище Самого Бога в непостижимой высоте названо «горними чертогами» (стих 3) по ассоциации с «верхней горницей» (на плоской крыше), которая была лучшей комнатой в древнееврейском доме.

Псалмопевцу привычен образ Бога, «шествующего на облаках», и он называет их колесницею Его. В стихе 3 и 4 природные стихии – такие, как ветер и огонь, представлены, наравне с ангелами, исполнительными служителями Божиими. По некоторым переводам стих 4 звучит как: Он творит посланниками (в значении «ангелами», «служителями») Своими ветры (русское духов).

Пс. 103:5-9. Вкратце излагается история образования земли. В поэтическом видении псалмопевца земля была поставлена Богом на твердых основах, и покрыта, как одеянием, водами бездны, так что и вершины гор не были видны из-под воды (стих 6). От прещения Божиего (т. е. «по Божиему грозному гласу», по повелению Его) началось «упорядочение» хаотических водных стихий: воды стали собираться в океаны и реки, которые потекли в долины – согласно «месту своего назначения»; пределы и границы были Богом положены и им и морям (стих 9).

Пс. 103:10-18. Между гор и в долинах Господь сотворил источники, украшающие их и дающие жизнь всякой твари, потому что вода не только утоляет жажду… зверей и птиц, но и «питает» траву для скота, и зелень для человека (стихи 10-12,14). Следует описание разнообразных форм жизни, каждая из которых свидетельствует о все предусмотревшей мудрости Творца и Его неустанном попечительстве о творении.

Пс. 103:19-23. Многогранна и кипуча земная жизнь, направляемая Создателем. Он сотворил луну и солнце для определения времени (и солнце знает свой запад, т. е. время своего захода; стих 19). А всему живому Он дал знание времени своей активности: ночной ли (зверью) или дневной (человеку).

Б. Хвала премудрому правлению Божиему (103:24-32)

Пс. 103:24-30. Она звучит в стихе 24, служа своеобразным подведением итога всему сказанному перед этим и одновременно – вступлением к последующим стихам.

Жизнью наполнено море: нет числа животным малым и большим, живущим и резвящимся в нем, и среди них левиафан (крокодил), который представлялся древним одной из самых страшных и сильных тварей, живущих в водной стихии (главы 40-41 книги Иова и комментарии на них). Нои «свидетели» человеческого разума – корабли, построенные людьми, плавают в море.

Пищу для обитателей моря предусмотрел Господь, и от Него они принимают ее (стихи 27-28). Глубокая мысль содержится в стихах 29-30: это мысль о Боге Вседержителе, т. е. о постоянном присутствии Его в мироздании, о вечной Его активности в нем, ибо всякое создание, у которого Он отнимает дух (дыхание), превращается в прах (в персть свою возвращаются), и всякое, которому Он «посылает дух Свой», обретает жизнь. Именно так все и созидается, и постоянно обновляется лице земли (стих 30). Другими словами, Бог творит мир и сегодня.

Пс. 103:31-32. Автор псалма славит Господа, столь могущественного, что от «одного Его прикосновения» происходят землетрясения и извержения вулканов. Он хочет, чтобы чудные дела Господа на земле, о которой Он заботится, над которой осуществляет мудрый контроль (Призирает на землю), были Ему в радость (да… веселится Господь о делах Своих!).

В. Молитва о торжестве гармонии в мире (103:33-35)

Пс. 103:33-35. Псалмопевец выражает желание петь Господу… всю жизнь; он хотел бы, чтобы размышления его о Боге и пение Ему были Ему угодны («благоприятны»). В заключение он выражает свое страстное желание, чтобы исчезли с земли… грешники, которые самым существованием своим нарушают гармонию мира, сотворенного Богом. Завершающее слово псалма – Аллилуия! – означает «Восхвалите Иегову»; начиная с Пс. 103, восклицание это, характерное для хвалебных псалмов, часто встречается в Псалтири.

Псалом 103

Псалом Давиду, о мирстем бытии

Псалом Давида, о происхождении мира.

1 Благослови, душе моя, Господа. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси.

1 Благословляй, душа моя, Господа! Господи Боже мой, возвеличен Ты весьма, славословием и благолепием облекся Ты,

2 Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо, яко кожу.

2 одеваясь светом, как одеждою, простирая небо, как покров из кожи.

3 Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню.

3 Ты скрываешь в водах горние чертоги Свои, назначаешь облака для восхождения Своего, шествуешь на крыльях ветров,

4 Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный.

4 творишь Ангелов Своих духами, и служителей Своих – пламенем огненным,

5 Основаяй землю на тверди ея, не преклонится в век века.

5 Ты утвердил землю на основании её, – не наклонится она во век века.

6 Бездна, яко риза, одеяние ея, на горах станут воды,

6 Бездна, как одежда – покрывало её, на горах встанут воды;

7 от запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся.

7 от угрозы Твоей они побегут, от звука грома Твоего убоятся.

8 Восходят горы и нисходят поля в место, еже основал еси им.

8 Восходят на горы и сходят на равнины, на место, которое Ты назначил для них, –

9 Предел положил еси, eгоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю.

9 предел положил, которого не перейдут, и не обратятся, чтобы покрыть землю.

10 Посылаяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды.

10 Ты посылаешь источники в ущельях, посреди гор пройдут воды,

11 Напаяют вся звери сельныя, ждут онагри в жажду свою.

11 напоят всех зверей полевых, дикие ослы утолят жажду свою,

12 На тых птицы небесныя привитают, от среды камения дадят глас.

12 при них птицы небесные поселятся, из среды скал издадут голос.

13 Напаяяй горы от превыспренних Своих, от плода дел Твоих насытится земля.

13 Ты орошаешь горы с высот Своих, – от плода дел Твоих насытится земля, –

14 Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли.

14 произращаешь траву скоту и зелень на службу людям, чтобы извести хлеб из земли,

15 И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем, и хлеб сердце человека укрепит.

15 и вино, веселящее сердце человека, чтобы лицо его сияло от елея, и хлеб сердце человека укрепит.

16 Насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил.

16 Насытятся деревья на равнине, кедры ливанские, которые Ты насадил, –

17 Тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводительствует ими.

17 там птички совьют гнёзда, жилище аиста возвышается над ними.

18 Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем.

18 Горы высокие – оленям, скала – убежище зайцам.

19 Сотворил есть луну во времена, солнце позна запад свой.

19 Сотворил Он луну для указания времён, солнце познало закат свой.

20 Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии.

20 Ты простёр тьму, и настала ночь; в ней будут бродить все звери лесные,

21 Скимни рыкающии, восхитити и взыскати от Бога пищу себе.

21 молодые львы, рыча в надежде добыть и разыскать от Бога пищу себе.

22 Возсия солнце и собрашася и в ложах своих лягут.

22 Взошло солнце, и они собрались, и в логовах своих улягутся, –

23 Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера.

23 выйдет человек на дело своё и на работу свою до вечера.

24 Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси, исполнися земля твари Твоея.

24 Как величественны дела Твои, Господи, всё премудростью Ты сотворил; исполнилась земля творений Твоих.

25 Сие море великое и пространное, тамо гади, имже несть числа, животная малая с великими,

25 Это море великое и обширное, там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими.

26 тамо корабли преплавают, змий сей, eгоже создал еси ругатися eму.

26 Там проплывают корабли, там этот дракон, которого Ты сотворил, чтобы насмехаться над ним.

27 Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время.

27 Все от Тебя ожидают, что Ты дашь им пищу в своё время.

28 Давшу Тебе им соберут, отверзшу Тебе руку всяческая исполнятся благости,

28 Когда Ты дашь им, они её соберут, отверзешь руку Твою – всё насытится благом.

29 отвращшу же Тебе лице, возмятутся, отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся.

29 А отвратишь лицо Твоё – смятутся, отнимешь дыхание их – и исчезнут, и в прах свой возвратятся.

30 Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли.

30 Пошлёшь Духа Твоего – и будут созданы, и обновишь Ты лицо земли.

Читайте также:  Молитвы, очищающие душу и тело - сильные православные тексты о очищении души и исцелении тела

31 Буди слава Господня во веки, возвеселится Господь о делех Своих,

31 Да будет Господу слава вовеки, возвеселится Господь о делах Своих.

32 призираяй на землю, и творяй ю трястися, прикасаяйся горам, и дымятся.

32 Он взирает на землю и приводит её в трепет, касается гор – и они дымятся.

33 Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь,

33 Буду петь Господу всю жизнь мою, воспевать Бога моего, пока существую.

34 да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе.

34 Да будет сладостна Ему беседа моя, а я возвеселюсь о Господе.

35 Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им. Благослови, душе моя, Господа.

35 Да исчезнут грешники с земли и беззаконники – так, чтобы не было их. Благословляй, душа моя, Господа!

Слава:

Слава:

Благослови, душе моя, Господа. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо, яко кожу. Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню. Творяй Ангелы Своя – духи и слуги Своя – пламень огненный. Основаяй землю на тверди ея, не преклонится в век века. Бездна, яко риза, одеяние ея, на горах станут воды. От запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся. Восходят горы и нисходят поля в место, еже основал еси им. Предел положил еси, егоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю. Посыляяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды. Напаяют вся звери сельныя, ждут онагри в жажду свою. На тых птицы небесныя привитают, от среды камения дадят глас. Напаяяй горы от превыспренних Своих, от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли. И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем, и хлеб сердце человека укрепит. Насытятся древа польская, кедри ливанстии, ихже еси насадил. Тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводительствует ими. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем. Сотворил есть луну во времена, солнце позна запад свой. Положил еси тьму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии. Скимни рыкающии, восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Возсия солнце и собрашася и в ложех своих лягут. Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси! Сие море великое и пространное, тамо гады, имже несть числа, животная малая с великими. Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им — соберут, отверзшу Тебе руку — всяческая исполнятся благости. Отвращу же Тебе лице – возмятутся, отымеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли. Буди слава Господня во веки, возвеселится Господь о делех Своих. Презираяй на землю, и творяй ю трястися, прикасаяся горам – и дымятся. Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе. Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им. Благослови, душе моя, Господа.

Толкование православной молитвы псалом 103

В тексте православного псалма 103 Давид продолжает восхвалять Создателя, но если в 102 псалме эта похвала касалась человеколюбивых качеств Бога, милующих всех боящихся Его, то 103-й плавно переносит читателя в мир физический: он превозносит Господа, как премудрого творца всего сущего.

Толкование 103 псалма говорит о том, что все предметы мира, видимые глазу, должны подталкивать верующих людей к славословию, и вызывать у них мысли о величии Бога, сумевшего создать подобную гармонию в мире. 103 псалом исполняется в православных храмах в начале воскресной вечерни, даруя молящимся возвышенный настрой.

Христианский псалом 103 это молитва о благополучии

Текст 103 псалма призывает каждого читающего задуматься над премудрым устроением мира: его автор перечисляет все, что создал Господь: светила дневные и ночные, моря и реки, полные рыбы, леса и долины, наполненные дичью. Псалмопевец призывает нас не забывать о том, что все Божии творения созданы Премудростью Божией, и даны человеку в пользование, и не забывать благодарить Его за это. Оба парных псалма: 103 и 102, признаны шедеврами мировой литературы за возвышенный и гармоничный слог, и неоднократно описаны критиками. Читать и слушать онлайн 103 псалом издавна принято о финансовом благополучии.

Слушать на видео псалом 103 на на русском языке

Читать православный текст псалом 103 на русском языке

Давида о сотворении мира.

Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием; Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий. Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды. От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят; восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них. Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю. Ты послал источники в долины: между горами текут воды, поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою. При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос. Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека. Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил; на них гнездятся птицы: ели — жилище аисту, высокие горы — сернам; каменные утесы — убежище зайцам. Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад. Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, и они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом; скроешь лице Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли. Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих! Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся. Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь. Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе. Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!

Псалом 103

Один из самых поэтичных и образных текстов псалтыри – псалом 103. В нем описываются шесть дней творения и человек как его венец. Как велико величие Бога как создателя и правителя всего мира, и, исходя из этого, как правильно думать о всемогуществе Бога – все это раскрывает текст псалма 103.

Текст молитвы псалом 103

На церковнославянском языке с ударениями

Псалом Давиду, о мирстем бытии,

1 Благослови́, душе́ моя́, Го́спода. Го́споди, Бо́же мой, возвели́чился еси́ зело́. Во испове́дание и в велеле́поту обле́клся еси́.

2 Одея́йся све́том, я́ко ри́зою, простира́яй не́бо, я́ко ко́жу.

3 Покрыва́яй вода́ми превы́спренняя Своя́, полага́яй о́блаки на восхожде́ние Свое, ходя́й на крилу́ ве́треню.

4 Творя́й Ангелы Своя́ ду́хи и слуги́ Своя́ пла́мень о́гненный.

5 Основа́яй землю́ на тве́рди ея́, не прекло́нится в век ве́ка.

6 Бе́здна, я́ко ри́за, одея́ние ея́, на гора́х ста́нут во́ды,

7 от запреще́ния Твоего́ побе́гнут, от гла́са гро́ма Твоего́ убоя́тся.

8 Восхо́дят го́ры и нисхо́дят поля́ в ме́сто, е́же основа́л еси́ им.

9 Преде́л положи́л еси́, его́же не пре́йдут, ниже́ обратя́тся покры́ти зе́млю.

10 Посыла́яй исто́чники в де́брех, посреде́ гор про́йдут во́ды.

11 Напа́яют вся зве́ри се́льныя, ждут она́гри в жа́жду свою́.

12 На ты́х пти́цы небе́сныя привита́ют, от среды́ ка́мения дадя́т глас.

13 Напая́яй го́ры от превы́спренних Свои́х, от плода́ дел Твои́х насы́тится земля́.

14 Прозяба́яй траву́ ското́м, и злак на слу́жбу челове́ком, извести́ хлеб от земли́.

15 И вино́ весели́т се́рдце челове́ка, ума́стити лице́ еле́ем, и хлеб се́рдце челове́ка укрепи́т.

16 Насы́тятся древа́ польска́я, ке́дри Лива́нстии, и́хже еси́ насади́л.

17 Та́мо пти́цы вогнездя́тся, ероди́ево жили́ще предводи́тельствует и́ми.

18 Го́ры высо́кия еле́нем, ка́мень прибе́жище за́яцем.

19 Сотвори́л есть луну́ во времена́, со́лнце позна́ за́пад свой.

20 Положи́л еси́ тму, и бысть нощь, в не́йже про́йдут вси зве́рие дубра́внии.

21 Ски́мни рыка́ющии, восхи́тити и взыска́ти от Бо́га пи́щу себе́.

22 Возсия́ со́лнце и собра́шася и в ло́жах свои́х ля́гут.

23 Изы́дет челове́к на де́ло свое́ и на де́лание свое́ до ве́чера.

24 Яко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди, вся прему́дростию сотвори́л еси́, испо́лнися земля́ тва́ри Твоея́.

25 Сие́ мо́ре вели́кое и простра́нное, та́мо га́ди, и́мже несть числа́, живо́тная ма́лая с вели́кими,

26 та́мо корабли́ препла́вают, змий сей, его́же созда́л еси руга́тися ему.

27 Вся к Тебе́ ча́ют, да́ти пи́щу им во бла́го вре́мя.

28 Да́вшу Тебе́ им соберу́т, отве́рзшу Тебе́ ру́ку вся́ческая испо́лнятся бла́гости,

29 отвра́щшу же Тебе́ лице́, возмяту́тся, отъи́меши дух их, и исче́знут, и в персть свою́ возвратя́тся.

30 По́слеши Ду́ха Твоего́, и сози́ждутся, и обнови́ши лице́ земли́.

31 Бу́ди сла́ва Госпо́дня во ве́ки, возвесели́тся Госпо́дь о де́лех Свои́х,

32 призира́яй на зе́млю, и творя́й ю́ трясти́ся, прикаса́яйся гора́м, и дымя́тся.

33 Воспою́ Го́сподеви в животе́ мое́м, пою́ Бо́гу моему́, до́ндеже есмь,

34 да услади́тся Ему бесе́да моя́, аз же возвеселю́ся о Го́споде.

35 Да исче́знут гре́шницы от земли́, и беззако́нницы, я́коже не бы́ти им. Благослови́, душе́ моя́, Го́спода.

Читайте также:  Молитва о ненавидящих и обидящих нас - текст молитвы, правила чтения

На русском языке

Псалом Давида, о происхождении мира.

1 Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием;

2 Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер;

3 устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.

4 Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий.

5 Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки.

6 Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды.

7 От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;

8 восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для ни

9 Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.

10 Ты послал источники в долины: между горами текут воды,

11 поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.

12 При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.

13 Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.

14 Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,

15 и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.

16 Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;

17 на них гнездятся птицы: ели — жилище аисту,

18 высокие горы — сернам; каменные утесы — убежище зайцам.

19 Он сотворил луну для указаниявремен, солнце знает свой запад.

20 Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери;

21 львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.

22 Восходит солнце, и они собираются и ложатся в свои логовища;

23 выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.

24 Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.

25 Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;

26 там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.

27 Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.

28 Даешь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом;

29 скроешь лице Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются;

30 пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли.

31 Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!

32 Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся.

33 Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.

34 Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.

35 Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!

История написания

Конкретного повода для написания псалма историки и языковеды не нашли. Но судя по необычайно торжественному настроению песни, исследователи полагают, что псалом 103 был написан после победы царя Давида над неверными или когда Бог избавил его от гонений.

Для чего читают псалом 103?

Святые отцы – составители псалтыри на всякую потребу, рекомендуют читать псалом 103:

  • чтобы выразить духовную радость;
  • чтобы Господь благословил имущество людей, чтобы они не унывали, не отчаивались, а прославляли Бога;
  • чтобы получить финансовую помощь.

Толкование

Чтобы вникнуть в содержание текста, можно читать псалом на русском языке. Разъяснить более подробно толкование псалма 103 помогают творения святых отцов.

  • Стихи 1-3: Каждого благочестивого человека пророк учит хвалить Бога как Творца, который показал человеку только часть Своего величия, которую может вместить человеческий разум. Давид описывает свойства Бога понятными для людей образами. Свет, который мы видим – одежда Бога, небо – шатер для Него, облака – колесница, ветер – крылья.
  • Стих 4: Здесь описывается образ невидимого мира: ангельские чины, огненные серафимы, которые исполняют повеления Бога – помогают праведным и предупреждают об опасности нечестивых.
  • Стих 5: С этого стиха пророк описывает свойства сотворенной земли, которая будет стоять незыблемо до тех пор, пока Богу годно.
  • Стихи 6-15: Царь Давид поэтично описывает устройство земли, обращая наше внимание на то, как это премудро устроено Богом на пользу человека. Вот воздушная бездна, вот воды, которые повинуются Богу и сохраняются в пределах океанов и рек, вот звери, которые пьют воду из рек, вот небесные птицы – все они получают пищу от природы, сотворенной Богом.
  • Стихи 16-18: Пророк описывает, что все живет по мановению Божьему: деревья возвышаются и дают пристанище птицам, горы – убежище для серн, утесы – для зайцев.
  • Стихи 19-24: Бог обозначил для человека и время суток: заход луны возвещает ночь – время охоты диких зверей, хищников, а рассвет – начало нового дня, когда человек выходит на свое дело до вечера. Так автор заканчивает описание земли.
  • Стихи 25-30: Не менее великое творение Божие – море. Всего времени существования человечества еще не хватило, чтобы исследовать водное пространство, потому что «нет числа» пресмыкающимся, которые в нем живут. И так устроено Богом, что каждое животное находит себе подходящую пищу, какие-то виды умирают, а какие-то появляются вновь, так и обновляется «лицо земли».
  • Стихи 31-35: Пророк передает свое удивление и восхищение тем, насколько премудро устроил весь мир Бог, что и извержения гор-вулканов устраивает в пользу человека. Поэтому Давид имеет только одно желание – веселиться от дел Божиих и петь о них в своих песнях, чтобы Богу была приятна его молитва. От ревности по Богу Давид хочет, чтобы исчезли грешники с земли, чтобы все люди также славили Бога.

Особенности чтения псалма 103

В церковных богослужениях 103 псалом читают в начале вечерни, то есть он открывает суточный богослужебный круг, является предначинательным. Священник читает псалом вне алтаря, перед закрытыми Царскими вратами, что напоминает об Адаме, стоявшем перед дверями рая, из которого был изгнан.

В домашней обстановке можно читать псалом 103 на русском языке и на церковнославянском – он более традиционен и передает молитвенный дух, перед зажженной свечой или лампадкой, в уединении.

Псалом 103: значение, православное толкование, в чем помогает

Псалмы написаны царем Давидом, они все являются боговдохновенными и святыми. В разные моменты жизни верующие берут в руки псалтирь и читают заветные строки с верой в сердце. Когда у моей сестры родилась доченька, я открыла для чтения псалом 103.

Он возвеличивает бога, единственного творца вселенной. Эти священные слова раскрывают его великолепие как Творца и Вседержителя. В такой торжественный момент как появление нового человека на свет хочется воспевать хвалу Творцу жизни, потому что другие слова становятся неуместными. Также этот псалом читают при финансовых нуждах и привлечении изобилия материальных благ.

Краткое содержание псалма

Итак, псалом 103 относится к группе песнопений, раскрывающих бога в мироздании и истории. К этой группе относятся и иные псалмы: 8, 64, 89, 138, 148. В этих псалмах возвещается, что бог создал мир и сам является по своей природе бытием. Творец назвал человека венцом своего творения, что наделяет его определенными преимуществами и возлагает ответственность.

Давид вдохновляет всё человечество на восхваление бога, ведь каждая травинка и песчинка в море говорит о своем Творце. Когда мы видим красивый закат солнца, душа поет: «Благослови, душе моя, Господа!». Когда мы созерцаем красоты природы, невозможно удержаться от восхищения создателем вселенной.

Псалом 103 воспевают в церкви в начале вечерней воскресной литургии, он воодушевляет верующих.

Царь Давид перечисляет в славословии создателю всё то, что он сотворил великой милостью своей. Мир устроен мудро и разумно. Псалмопевец призывает каждого человека не забывать о Творце и постоянно прославлять его за то, что он нам дал. Слог псалма возвышен и гармоничен, это славословие признано шедевром мировой литературы.

В первых четырех стихах Давид прославляет мудрое величие Творца. Это величие описано в поэтических образах и раскрывает восхищение псалмопевца перед Творцом. В следующих пяти стихах Давид коротко описывает процесс создания земли. Творец всё устроил гармонично, он определил всем вещам на земле свое место.

В следующих восьми стихах псалмопевец рассказывает о значении воды для всех живущих и о создании разнообразных форм жизни, наполняющих землю. В стихах 19-23 Давид рассказывает, как мудрость божья установила определение времён: были созданы небесные светила. Богом были установлены ночь и дневное время, чтобы творение знало время всему происходящему на земле.

В 103 псалме впервые появляется слово «аллилуйя».

Стихи 24-30 подводят итог всему сказанному. Также Давид указывает, что Господь постоянно присутствует в своем творении и правит землей. Он ежеминутно обновляет творение, наполняя его дыханием и жизнью. Творение может жить только лишь благодаря животворящему духу Господа, а не имеющие животворящего духа обращаются в прах.

В стихах 31-32 Давид напоминает, что бог в гневе своем может творить и землетрясения, ему повинуются вулканы. Псалмопевец высказывает желание, чтобы Творцу было приятно управлять созданной им вселенной и чтобы ничто не омрачало его радости о делах своих.

В стихах 33-35 Давид выражает искреннее желание постоянно прославлять величие Господа, выражая надежду, что его славословие будет приятно богу. Также Давид упоминает и о грешниках, которые своими деяниями постоянно нарушают гармонию вселенной и огорчают бога.

В чем помогает

Этот псалом читают, когда необходима финансовая помощь. В славословии перечислены неисчислимые богатства, которыми наделил всевышний землю. Это и леса, полные дичи, и глубокие воды с множеством рыбы. Куда не кинешь взгляд, везде видишь изобилие природных богатств. Прославляя величие Господа, можно привлечь к себе его изобилие.

Прославление красоты и величия мироздания настраивает душу на торжественный лад. Разве можно быть нуждающимся в таком изобилии, которое создал Господь? Если душа верующего наполнится славословием и воспеванием премудрости божьей, он обязательно ниспошлет изобилие от щедрот своих.

Читайте также:  Молитва для поступления в ВУЗ - прошения святым на успешную сдачу экзаменов и поступление на бюджет

Псалом 103 — текст:

Как правильно читать псалтирь келейно (дома)? Перед чтением необходимо очистить помыслы от мирской суеты, простить в сердце своих обидчиков и не держать на них зла. Необходимо возжечь лампадку или свечу перед образами и настроиться на благость.

Читать текст псалма 103 нужно вслух, но не громким голосом. Желательно, чтобы вас никто не отвлекал во время чтения. Старайтесь правильно расставлять ударения в словах, для этого необходимо прослушать псалом в аудиозаписи.

Нужно ли стоять во время чтения? Это не обязательно, допускается сидеть за столом в приличной позе (не закидывать ногу на ногу, не принимать неестественные позы). Во время чтения нельзя выражать бурные эмоции, даже если ощущаешь всей душой величие Господа. Театральные эффекты во время произнесения священных слов недопустимы.

Нужно ли читать псалом на церковнославянском языке или можно в переводе на современный русский язык? В домашнем чтении можно использовать перевод на современный язык, в этом нет греха. Псалом в переводе воспринимается более органично, что способствует укреплению веры и пониманию.


Псалтирь | псалом 103

Непосредственно за искренним, воодушевленным и трогательным изображением Промысла Божия в судьбе человека, в нравственном мире, Давид рисует и высоко поэтическую картину промыслительной деятельности Бога в жизни мира физического.

Благослови, душа моя, Господа, благого Творца и Промыслителя над миром. Ты сотворил свет, облако, огонь и все стихии физического мира (первый и второй дни творения, 1–4); образовал воду и землю, и той и другой назначил пределы (5–9); Ты произвел источники, растения и животных (10–13); Ты создал нужное для питания скота и человека, и всему существующему назначил соответствующие места обитания (14–18). Днем и ночью воды и земли полны жизни и движении (19–26) и все существующее живет и питается Твоими дарами и поддерживается Твоей милостивой силой (27–32). Буду всегда петь Господа и да не будет более беззаконных на земле (33–35).

Пс.103:1. Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием;

Пс.103:2. Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер;

Пс.103:3. устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.

Пс.103:4. Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий.

Господь велик во всем своем творении; все предметы видимого мира говорят о Его «величии и славе», т. е. своим существованием, красотою и разнообразием они безмолвно восхваляют Господа, являясь величественным внешним выражением Его силы. Свет – является как бы Его одеянием, небо – шатром, раскинутым над всей землей; Ты обитаешь над водами («горние чертоги» – верхняя комната, самая почетная в еврейских домах); управляешь облаками, по которым ходишь (древние в тучах видели образ явления Бога), как и по ветрам так, как человек по земле. Стихии мира, напр., ветер и огонь, являются такими же быстрыми и точными исполнителями Твоей воли, как и ангелы. Здесь указания на многочисленные чудеса, совершаемые Богом при посредстве внешней природы, напр., через землетрясения, грозы, огонь и т. п.

Пс.103:5. Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки.

Пс.103:6. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды.

Пс.103:7. От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;

Пс.103:8. восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.

Пс.103:9. Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.

Изображается кратко история творения земли. Земля утверждена Богом непоколебимо: ничто уничтожить и обратить ее в прежнее хаотическое состояние не может, хотя в начале миросоздания твердая масса земли была окружена «бездною, как одеянием», так что вершины гор закрыты были водою. По творческому же повелению («от прещения», «от гласа грома» – образы силы Божественного приказания) воды отошли от земли, обнаружились горы, и появились поля в назначенных им местах; воды же сосредоточились в определенных пределах, из которых они сами собой не могут вылиться.

Пс.103:10. Ты послал источники в долины: между горами текут [воды],

Пс.103:11. поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.

Пс.103:12. При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.

Пс.103:13. Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.

Но земля не лишилась совершенно воды. В долинах и среди гор появились источники, дающие воду живущим там всяким зверям и диким ослам. Последние были многочисленны на Востоке и любили жить среди гор. Около водных источников появились и деревья, а на них гнездятся разноголосые птицы, оживляющие своим пением все горы и долины.

Пс.103:14. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,

Пс.103:15. и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.

Пс.103:16. Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;

Пс.103:17. на них гнездятся птицы: ели – жилище аисту,

Пс.103:18. высокие горы – сернам; каменные утесы – убежище зайцам.

Земля производит хлеб, вино и елей человеку; на ней же появляются и сады при долинах, и роскошные кедры на Ливане; там же селятся птицы, выше всех гнездо свивает аист; на горах же живут серны, а среди камней укрываются зайцы. Таким образом – всюду жизнь и движение.

Пс.103:19. Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад.

Пс.103:20. Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери;

Пс.103:21. львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.

Пс.103:22. Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища;

Пс.103:23. выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.

Пс.103:24. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.

Солнце и луна исполняют данное Богом назначение, служить указателями времени, и солнце знает свой срок («знает запад» – знает свой закат, когда перестает светить). Когда солнце прекращает светить, настает ночь, вместе с тем начинается и особенная жизнь; тогда хищные звери (львы) и все, селящиеся в дубравах (лесах и рощах) выходят искать себе соответственной их инстинктам и физическому строению пищи. С восходом же солнца они скрываются в логовищах; тогда выступает со своими дневными занятиями человек. Как величествен и премудр весь мир, так устроенный Богом и полный кипучей и разнообразной жизни в каждый момент дня и ночи!

Пс.103:25. Это – море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;

Пс.103:26. там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.

Не безжизненно и море: там невозможно пересчитать всех гадов и разнообразных животных от малых до великих; там плавают корабли по поверхности воды, как громадные чудовища, свидетельствующие о великой силе творческого ума человека, а под водою играет левиафан (крокодил), (см. Иов. 40:20-27, 41:1-26), для которого не страшны ни другие обитатели вод, ни самая бездна морей.

Пс.103:27. Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.

Пс.103:28. Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом;

Пс.103:29. скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются;

Пс.103:30. пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли.

Все это многообразие тварного нуждается в Боге, все ждут от Него пищи себе в нужное время, ее и дает им Господь. Но весь этот мир тварей неминуемо гибнет, когда Господь «сокроет лице», не дает им пищи, и возрождается, когда Господь «посылает свой дух», когда снова возвращает всему живущему свою милость.

Здесь выражено возвышенное учение о постоянном промышлении Бога над миром, своей силой и ниспосылаемыми Им дарами поддерживающего и питающего все тварное.

Пс.103:31. Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!

Пс.103:32. Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся.

Пс.103:33. Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.

Пс.103:34. Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.

Пс.103:35. Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!

Пусть будет слава Богу от всего Его творения, которое да радует Его своим благоговением («да веселится») к Нему, как всемогущему существу, второе так заботится («призирает») о нем (тварном) и Который так всемогущ, что может сотрясти и уничтожить землю и воздымить горы, т. е. образовать вулканы. Давид заключает псалом желанием, чтобы это слабое изображение величия Божия было угодно Ему, и чтобы нечистое, греховное исчезло с земли и не оскверняло святости творения.

102-й псалом – пятый в шестопсалмии. Указав и раскрыв ранее (Пс. 87) тяжесть и гибельность отверженного от Бога состояния, Церковь здесь побуждает человека дорожить и заботиться о своем спасении, указывая словами этого псалма на великую любовь Бога к человеку, на Его долготерпение и снисхождение, дающее возможность каждому грешнику надеяться и искать Божественной помощи.

103-й псалом называется предначинательным, так как им полагается начало вечерни. Указанием на величие миросоздания и Промысл Божий над ним, всякий молящийся располагается к серьезному и внимательному отношению ко всему содержанию богослужения, как руководству для него со стороны Великого, всемогущего и любвеобильного Существа.

По силе языка, его точности, яркости и образности выражений, а отсюда и особенной рельефности изображения предмета речи, этот псалом многими древними и современными исследователями его считается выдающимся по своей художественности эпическим произведением во всей мировой литературе.

«Иов, пророки, Экклезиаст, и особенно псалмы, наполнены величественными описаниями». Псалом «Благослови, душа моя, Господа» представляет шедевр этого рода. Гораций остается далеко позади этой поэзии (Шатобриан). «Можно сказать, что 103 псалом заключает в себе единственный эскиз мира» (А. Гумбольт).

Ссылка на основную публикацию