Псалом 19: текст на русском языке, для чего читают молитву, значение и толкование

Псалом 21

В жизни христиан встречаются всякие ситуации, радостные и печальные, но порой жизнь накрывает так, что хочется кричать от отчаяния, видя впереди только тупик.

Псалом 21 — молитва отчаяния, когда человек уже видит тени краха в духовной, душевной и физической жизни, и остается единственная надежда — Творец, Иисус и Дух Святой.

В связи с чем был написан псалом отчаяния и надежды

Новообращенные христиане с трудом верят, что эта песня была написана почти за 1000 лет до рождения Иисуса Христа, настолько реально в ней описаны переживания Спасителя во время Его казни.

Помазанный Богом, но еще не вступивший на престол, Давид был призван действующим царем Саулом в царский дом, как музыкант. Одержимый сатанинскими силами Саул, вначале полюбивший пастушка, начал относиться к нему с подозрением и ревностью из-за всеобщей любви к Давиду. Царь несколько раз предпринимал попытки убить верного ему служителя, но Бог отводил руку убийцы.

Нависшая угроза заставила будущего царя Израиля скрываться под защитой пророка Самуила, в присутствии которого все окружающие начинали пророчествовать.

Саул преследовал Давида и его приверженцев, поэтому они постоянно меняли место своего пребывания, от филистимлян к моавитянам, а оттуда в землю Иуды, где окружающие люди Давида и он сам были обложены плотным кольцом войска Саула. Выбраться у них не было никакой надежды.

В это время Давид возопил к Богу, который помог ему найти выход из тупиковой ситуации. Так появился Псалом 21, в первой части которого явно слышны нотки отчаяния и сетования, а вторая половина посвящена вере и надежде на Божью помощь.

1 Начальнику хора. При появлении зари. Псалом Давида.

2 Боже мой! Боже мой! [внемли мне] для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего.

3 Боже мой! я вопию днем,- и Ты не внемлешь мне, ночью,- и нет мне успокоения.

4 Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля.

5 На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их;

6 к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде.

7 Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе.

8 Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою:

9 «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему».

10 Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей.

11 На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты — Бог мой.

12 Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет.

13 Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня,

14 раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий.

15 Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей.

16 Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной.

17 Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.

18 Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище;

19 делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий.

20 Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне;

21 избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою;

22 спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня.

23 Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя.

24 Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля,

25 ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему.

26 О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его.

27 Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки!

28 Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников,

29 ибо Господне есть царство, и Он — Владыка над народами.

30 Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей.

31 Потомство [мое] будет служить Ему, и будет называться Господним вовек:

32 придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь.

Как понимать псалом 21

Первые стихи псалма 21 дают понять, что писавший их человек, а это был царь Давид, обложенный со всех сторон врагами, находился на пороге жизни и смерти.

Слова о том, что Бог оставил Давида, созвучным словам Иисуса, произнесенными на Кресте. Спаситель также спрашивал у Отца, почему Он оставил Своего Сына в момент страшных страданий. Давид является старозаветным прообразом Иисуса Христа.

Изгнанник кричит к Богу от безысходности, когда войско Саула буквально дышало рядом с его укрытием, в то же время он утверждает, что Бог не раз помогал отцам, которые на Него уповали.

Далее опять мы слышим слова, через тысячу лет прозвучавшие у креста: «Если ты веришь Богу, спаси себя сам!». Противник буквально издевался над Давидом, предвкушая его смерть.

Псалмопевец взывает к Господу, принося перед ним свои страхи:

  • враг сильнее и наполнен яростью;
  • собственную слабость;
  • истощение от постоянного преследования.

Спрятавшийся в горах царь сравнивает врага с рыкающим львом, в то время как его собственное состояние подобно разлившейся воде и иссохшим костям, когда жизненных сил практически не осталось, но жива была вера и надежда на Всевышнего.

В 17 стихе мы проводим параллель с распятием Христа, когда Давид говорит о том, что поражены его руки и ноги. Здесь мы четко видим Иисуса, висящего на кресте, с пробитыми гвоздями ладонями и ногами.

Далее в 19 стихе читаем о том, что еще не победившие враги уже делят вещи Давида, бросая жребий. Так, через 1000 лет римляне будут делить одежды Христа.

Продолжая свои рыдания, изгнанник продолжает называть Бога единственным Спасителем, утверждая, что, даже приняв смерть, он будет славословить Творца.

В стихе 20 псалмопевец, как впоследствии и Иисус, называет Бога своей силой, которая всегда рядом. Об одном просит Давид, чтобы Бог не удалился от него.

Далее идут пророчества, которые касаются и нас с вами.

В то время, когда жизненные силы будут уже на исходе, следует ухватиться за пророческие стихи 21 псалма.

В них говорится о том, что:

  • Бог не отвергает скорби страждущего;
  • всегда слышит воззвания к Нему;
  • бедные будут накормлены:
  • благодарные сердца будут славить Творца;
  • язычники, а это мы с вами, познают Единого Бога и Его сына.

Важно! Торжествующие ноты наполняют концовку Псалма 21, в них псалмопевец утверждает величие и всемогущество Бога, который был, есть и будет, и прославиться в теперешних и будущих поколениях.


В каких случаях и как правильно читать псалом 142

История написания и авторство

Авторство и история составления во многом определяется благодаря надписанию псалма. Текст 142-го псалма имеет свое надписание «Псалом Давиду». А добавленное к нему выражение «Егда гоняше его Авессалом, сын его» является свидетельством святых отцов. Так, Феодорит, Иоанн Златоустый и другие отцы соглашались с тем, что автором текста является пророк Давид, а также с тем, что в древние времена, кроме первого надписания, псалом не имел других. Блаженный Феодорит отмечал, что ему приходилось лишь на некоторых письменах находить слова о преследовании царя сыном. И в еврейских письменах, и у переводчиков подобного надписания не было.

Текст 142-го псалма имеет надписание «Псалом Давиду»

Но слова о гонении близки к правде, ведь сам текст говорит именно об этом. Псалом является молитвой Давида к Господу, мольбой о помощи в тяжелое время, когда сын восстал против него. В то время на сторону Авессалома перешла большая часть израильтян, поэтому царь Давид в сопровождении немногих людей, оставшихся ему верными, был вынужден покинуть Иерусалим и прятаться в пустыне. Над ним нависла угроза потерять царский престол и собственную жизнь. И в таком сложном положении он уповал на Бога и молился.

Толкование и смысл псалма

Современный перевод на русский язык не обладает той емкостью слов, которая присуща церковнославянскому языку, и часть смысла теряется. Самостоятельное толкование любой молитвы или псалма опасно для души. Благо, святые отцы, водимые Духом Святым, оставили толкования многих книг, в том числе Псалтири. По словам святого Афанасия Великого, данный текст имеет похожее содержание с предыдущим. Царь и пророк Давид молится о спасении от гонителей.

Любой человек должен научиться в любых напастях и сложных обстоятельствах прибегать за помощью к Господу. Нужно понимать, что молитва эта относится ко всему человечеству, которое притесняется сатаной. И от его мучительной для людей власти царь Давид просит у Бога освобождения через пришествие в мир Спасителя.

Пророк просит Бога услышать его, помочь. Он говорит, что в то время, когда пребывал в неведении, он не отличался от мертвого (мертвыми называли бывших идолослужителей). Святой Афанасий учит, что слова «Скоро услыши мя Господи, исчезе дух мой» следует произносить в крайнем случае, когда в беде душа человеческая, но не стоит их использовать в обычных делах.

Псалмопевец просит научиться исполнять волю Божию. По словам святителя Иоанна Златоуста, счастлив не только тот, кто знает волю Бога, но исполняющий ее, т. к. это намного сложнее.

Под словами о том, что Дух Божий наставит псалмопевца на «правую землю», понимается наставление на ровный путь – благочестивую жизнь, которая ведет душу к спасению. Этот путь свободен от различных преткновений, которыми являются грехи, страсти, порочные привычки. Словами «Скажи мне Господи путь, в оньже пойду» пророк молится о том, чтобы удостоиться учения Евангелия. Просьба спасения от врагов подразумевает врагов мысленных.

Видео «Чтение псалма 142»

В этом видеоролике представлена аудиозапись молитвенного обращения к Господу Богу.

В каких нуждах читают псалом 142

Текст псалма входит в чинопоследование Великого повечерия и в состав Шестопсалмия. В молитвословах часто можно встретить разделы, содержащие указатели псалмов, читаемых в разнообразных нуждах. Подобные указатели являются не чьей-то выдумкой, но трудами святых отцов. Широко известен труд преподобного Арсения Каппадокийского о чтении Псалтири в изложении преподобного Паисия Святогорца.

Псалом 142 читают в следующих нуждах:

  • в дороге;
  • во время скорби, в несчастьях;
  • в период беременности, чтобы Господь защитил женщину и она не потеряла ребенка;
  • при женских болезнях.

Общие правила чтения

Псалтирь следует читать на церковнославянском языке. Вначале это может показаться трудным, но привыкнуть несложно. Можно использовать тексты, написанные церковнославянским языком, но русскими буквами, чтобы было легче. Не стоит пользоваться переводами на русский язык.

Читайте также:  Акафист и молитвы Пресвятой Богородице пред ее иконой "Остробрамская" - священные тексты Богоматери о зачатии ребенка

Псалом 19

Псалом 19 можно отнести к благодарственным молитвам по случаю победы и завершения трудного похода. Несмотря на то, что автором текста псалма 19 является Давид, в тексте идет повествование от третьего лица, от имени его народа. О походах и победах царя Давида ходили легенды, каждое его возвращение на Родину праздновалось и встречалось ликованием. По предположениям исследователей этот псалом был написан после победы над сиро-аммонитянами, когда Давид надел на себя корону, снятую с головы царя аммонитов. Так же бытует мнение, что царя в данной песне представляют как прообраз Иисуса, который принес спасение для грешников и открыл дверь в вечную жизнь.

Текст молитвы псалом 19

На церковнославянском языке

1 Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля.

2 Послет ти помощь от Святаго и от Сиона заступит тя.

3 Помянет всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди.

4 Даст ти Господь по сердцу твоему и весь совет твой исполнит.

5 Возрадуемся о спасении твоем и во имя Господа Бога нашего возвеличимся. Исполнит Господь вся прошения твоя.

6 Ныне познах, яко спасе Господь христа Своего, услышит eго с Небесе Святаго Своего, в силах спасение десницы Его.

7 Сии на колесницах, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем.

8 Тии спяти быша и падоша, мы же востахом и исправихомся.

9 Господи, спаси царя и услыши ны, воньже аще день призовем Тя.

На русском языке

1 Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иакова,

2 да пошлёт Он тебе помощь из святилища и с Сиона да поддержит тебя.

3 Да вспомнит всякую жертву твою, и всесожжение твоё да соделает тучным.

4 Да даст тебе Господь по сердцу твоему, и весь совет твой да исполнит.

5 Мы возрадуемся о спасении твоём и именем Господа, Бога нашего, возвеличимся. Да исполнит Господь все прошения твои!

6 Ныне познал я, что спас Господь помазанника Своего: Он услышит его с неба святого Своего; в могуществе – спасение десницей Его.

7 Эти – на колесницах, и эти – на конях, мы же имя Господа, Бога нашего, призовём.

8 Эти споткнулись и упали, мы же встали и распрямились.

9 Господи, спаси царя и услышь нас в день, когда мы призовём Тебя.

Для чего читают псалом 19?

Псалом 19 достаточно знаменит и часто читается на праздничных службах в церкви и является так называемым царским псалмом. Этот псалом отлично подходит при необходимости духовной поддержки верующего человека, который не может разрешить свое затруднительное положение. Для человека, находящегося в печали необходимы именно слова любви от Господа, которые вселяют надежду на благополучный исход. Молитва обычно произносится на церковнославянском языке вне зависимости от места ее чтения. Однако существуют исключения и православным позволяется читать псалом 19 на русском языке в целях познания и изучения, поскольку церковнославянский язык достаточно сложен для неподготовленного человека.

Толкование

Молитва верующего народа в помощь царю Давиду начинает псалом, а продолжается текст уже повествованием самого автора. Каждый стих 19 псалма пропитан мольбой и прошением. Богословы тесно связывают 19 и 20 псалмы, объясняя это тем, что они были написаны в ходе одних и тех же событий.

  • Стих 1: здесь отражается обращение к руководителю хора, сам псалом написан от третьего лица, что не является исключением и уже встречается в Псалтыре. Толкователи считают, что это своеобразная молитва Давида о самом себе.
  • Стих 2-3: народ возлагает надежду на помощь Бога в борьбе с врагами Давида, не веря в свои силы. Услышавший просьбы Господь пошлет милость народу во главе с Давидом, восседая на своем месте на горе Сион.
  • Стих 4: автор говорит, что каждая жертва, которую принесет Давид вызовет лишь благоволение и милость со стороны Создателя. Жертвоприношение «тучного» то есть жирного животного говорило о том, что приносящий благочестив, ведь готов отдать самое ценное из своего хозяйства.
  • Стих 5: псалмопевец надеется, что Бог позволит Давиду удачно свершить свои намерения и одержать победу над врагами.
  • Стих 6-9: вновь и вновь иудеи жаждут помощи от Бога, ведь их враги преобладают в силе и количестве. Автор подменяет временные понятия, называя будущее настоящим, где в ходе войны с аммонитянами помазанник Божий почувствует любовь и милость его. Народ истинно верует, что именно Божья сила и помощь помогут противостоять тысячам врагов.

Псалтирь | псалом 19

Воля Божья заключается в том, чтобы молитвы, ходатайства и благодарения за царей и всех правителей совершались особым образом. Этот псалом является молитвой, а следующий – благодарением за царя. Давид был воинствующим правителем и большую часть времени занят войной. Этот псалом был написан либо по случаю какого-то его особого похода, либо в общем, как образец для использования в обычном служении Церкви. В этом псалме мы можем увидеть:

(I) чего народ просит у Бога для царя (ст. 2-5);

(II) с какой уверенностью они просят этого. Ликует народ (ст. 6), владыка (ст. 7) и они вместе (ст. 8,9). Поэтому псалмопевец заканчивает псалом молитвой Богу, прося Его выслушать (ст. 10). В этом Давида можно рассматривать как прообраз Христа, чьим царством среди людей во все века была Церковь, а Давид – его искренним доброжелателем.

Начальнику хора. Псалом Давида.

Стихи 2-6. Эта молитва о Давиде озаглавлена «псалом Давида»; и в этом нет ни малейшего абсурда, ибо псалмопевец был особым божественным образом вдохновлен, чтобы составить инструкцию или образец молитвы, которую можно было использовать в церкви для молитвы о себе и о тех, кто был у власти под его руководством. Более того, эта молитва вполне подходит для тех, кто нуждается в молитвах друзей и хочет сказать им, что именно друзья должны просить у Бога для них. Даже великие и благочестивые мужи, которые знают очень хорошо, как молиться о себе, должны не пренебрегать, а искренне желать, чтобы другие, даже их подчиненные, молились о них. Павел часто просил своих друзей молиться о нем. Власти должны высоко ценить и ободрять молящихся людей, так как от этого зависит их сила (Зах 12:5,10), и делать все возможное, чтобы люди были заинтересованы в молитве о них, и не предпринимать против них действий, чтобы не лишиться их молитв. Обратите внимание,

I. Что в этих стихах Давид учит их просить у Бога для царя.

1. Чтобы Бог ответил на его молитвы: «Да услышит тебя Господь в день печали (ст. 2), да исполнит Господь все прошения твои (ст. 6)». Обратите внимание:

(1) даже самый великий из мужей может оказаться в беде. У самого Давида было много печальных дней, разочарований, бедствий, когда его попирали ногами, и трудностей. Ни венец на голове, ни благодать в сердце не могли избавить его от них.

(2) Даже величайшие мужи должны много молиться. Давид, будучи занятым человеком, военачальником, был постоянен в молитве. Хотя у него были пророки, священники и много других хороших людей среди подчиненных, которые молились о нем, в то же время он не считал, что это дает ему повод не молиться о себе. Пусть же ни один верующий не надеется получить ответ на церковную молитву, молитву своих служителей или друзей о нем, если сам, будучи в состоянии помолиться о себе, в то же время пренебрегает молитвой. Мы должны желать, чтобы другие молились о нас, но их молитвы не должны звучать вместо наших и главенствовать. Счастлив народ, имеющий молящихся правителей, после чьих молитв он может сказать: «Аминь».

2. Чтобы Бог защитил его и сохранил ему жизнь во время военных действий: «Да защитит тебя имя Бога Иаковлева и поставит тебя вне пределов досягаемости твоих врагов».

(1) «Пусть Бог Своим провидением сохранит тебя, тот Бог, который сохранил Иакова в день печали». Давида охраняли сильные воины, но он вручает себя и народ вручает его под защиту всемогущего Бога.

(2) «Пусть Бог Своей благодатью избавит тебя от страха перед злом. Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник верою — и безопасен (Прит 18:11). Пусть Давид сможет укрыться в этой крепкой башне, как он делал это много раз».

3. Чтобы Бог помог ему продолжать свое дело для общего блага, чтобы в день сражения Он послал ему помощь из святилища и подкрепление с Сиона (ст. 3);

и чтобы это было не обычное провидение, а взятое из ковчега завета, которое несет особое благоволение Бога к избранному народу Израиля; чтобы Бог помог ему, совершая обетования и в ответ на молитвы, вознесенные во святилище. Милости из святилища самые приятные: доказательства особой любви Бога, Божьи благословения и то, что мы принадлежим Ему. Сила с Сиона – это духовная сила, сила души, сила во внутреннем человеке и то, чего мы больше всего должны желать для себя и других в служении и в страданиях.

4. Чтобы Бог засвидетельствовал, что Он принимает жертвы, вознесенные с молитвами в соответствии с законом того времени, перед тем как царь отправится в опасный поход: «Да воспомянет Господь все жертвоприношения твои и всесожжение твое превратит в пепел (ст. 4), то есть пусть Бог дарует тебе победу и успех, о которых ты просил в молитве с жертвами, и таким образом даст нам полное доказательство того, что Он принял жертву, как всегда это делал, посылая огонь с небес». Мы можем знать, что Господь принимает наши духовные жертвы, если Своим Духом Он зажигает в наших душах святой огонь благочестивой и божественной любви, которая побуждает наши сердца гореть.

5. Чтобы Бог увенчал успехом все его предприятия и благородные замыслы ради общественного благополучия (ст. 5): «Да даст тебе Господь по сердцу твоему». Об этом приближенные Давида могли молиться в вере, так как знали, что он был человеком по сердцу Богу и поступал лишь так, чтобы угодить Ему. Тот, кто прежде всего стремится прославить Господа, может надеяться, что Он тем или иным образом удовлетворит его просьбы; а тот, кто живет так, как того желает Бог, может быть уверен, что Господь исполнит его желания. «Положишь намерение, и оно состоится у тебя».

II. Какую уверенность они имеют в том, что получат хороший ответ на эти прошения о себе и о своем добром царе (ст. 6): «Мы возрадуемся о спасении твоем. Мы, Твои слуги, возрадуемся о спасении и процветании нашего правителя»; или, другими словами: «О Господь! В Твоем спасении, в Твоей силе и обетовании спасать мы возрадуемся, то есть на него мы полагаемся сейчас, и в конце оно будет поводом, чтобы мы возрадовались». Сердце того, кто направил свой глаз на спасение Господа, исполнится радостью об этом спасении: «Во имя Бога нашего поднимем знамя».

Читайте также:  Молитва Николаю Чудотворцу о детях - молитвы о здоровье и послушании

(1) «Мы развяжем войну во имя Его; мы увидим, что наша цель благая и сделаем Его славу целью нашего каждого похода; мы спросим совета у уст Его и возьмем Его вместе с нами; мы будем следовать в Его направлении, умолять Его о помощи и уповать на нее; мы отдадим в Его руки исход событий». Давид выступил против Голиафа во имя Господа Саваофа (1Цар 17:45).

(2) «Мы будем праздновать наши победы во имя Его. Когда мы поднимем наши знамена и трофеи с ликованием, это будет сделано во имя нашего Бога; Он получит всю славу от нашего успеха, и ни один из инструментов не получит и малой части почестей, которые принадлежат Ему».

Воспевая эти стихи, мы должны приносить Богу наши сердечные благочестивые желания о добром управлении, под которым сейчас находимся, и его процветании. Но мы можем смотреть дальше: эти молитвы о Давиде являются пророчествами относительно Христа, Сына Давидова, и в Нем был получен щедрый ответ; Он совершил дело нашего искупления и вступил в войну с силами тьмы. В день скорби, когда Его душа была особенно переполнена печалью, Господь услышал Его – «Он услышан был за Свое благоговение» (Евр 5:7), – и послал Ему помощь из Святилища, ангела с небес, чтобы укрепить Его, узнать о Его жертве за грех, которой стала Его душа, принять Его всесожжения и превратить их в пепел; огонь должен был объять грешника, прикрепленного к жертве, которая была благоугодна Богу. И Он даровал Ему то, что было у Него на сердце, дал Ему возможность увидеть муки Его души для Его удовлетворения, протянул в руке Свое благоволение, исполнил все Его прошения о Нем самом и о нас. Отец всегда слышит Его прошения и отдает им предпочтение.

Стихи 7-10. В этих стихах I. Давид ликует, так как о нем молятся добрые люди (ст. 7): «Ныне познал я (я, написавший этот псалом, знаю это), что Господь спасает помазанника Своего, ибо Он возбудил сердца потомков Иакова молиться о нем». Обратите внимание: когда Бог изливает на людей дух молитвы, это сулит блага для любого владыки и народа и вполне может быть воспринято как счастливое предзнаменование. Если Господь видит, что мы ищем Его, то мы найдем Его; если Он побуждает нас уповать на Его слово, то скоро Он утвердит его для нас. И теперь, когда так много людей, стремящихся в небеса, молится о Давиде, он не сомневается, что Бог услышит его и пошлет ему добрый ответ, который (1) исходит с небес, ибо Господь отвечает ему со святых небес Своих, прообразом которых было святилище (Евр 9:23), с престола, который Он приготовил на небесах и прообразом которого был ковчег завета.

(2) Будет иметь свое воздействие здесь, на земле, ибо Господь отвечает ему могуществом спасающей десницы Своей; Он даст действенный ответ на его молитвы и молитвы его друзей о нем, но не в письме и не словом из уст Своих, а, что намного лучше, Своей десницей, могуществом спасающей десницы своей. Таким образом, совершив благо для него, Бог даст понять, что слышит его.

II. Его народ ликует в Боге, радуется взаимоотношениям, установленным с Ним, откровению о Нем самом, дарованному им. Всем этим они отличаются от тех, кто живет без Бога в этом мире. Обратите внимание (1) на разницу между мирскими и благочестивыми людьми в том, на что они надеются (ст. 8). Чада этого мира полагаются на побочные причины и думают, что все хорошо, если они улыбаются им; они надеются на свои колесницы и коней, и чем больше их они могут вывести в поле, тем более уверены в своих военных победах. Возможно, в этом месте Давид имел в виду сирийцев, чья армия в основном состояла из колесниц и всадников, как мы видим это из истории побед Давида над ними (2Цар 8:4; 10:18). «Нет, -говорят израильтяне, – у нас нет ни колесниц, ни лошадей, на которых можно надеяться, да мы и не хотим их. А если бы мы и имели их, то не строили бы на этом свои надежды на успех. А мы именем Господа Бога нашего хвалимся; а мы вспомним и будем полагаться на имя Господа, Бога нашего, на отношения, в которых мы находимся с Ним как с Господом, Богом нашим, и на знания, которые мы имеем о Нем благодаря имени Его», то есть все те знания, которые Он дал нам о Себе. Все это мы будем помнить, и каждое воспоминание будет ободрять нас. Отметьте: тот, кто сделал Бога и Его имя своей хвалой, может положиться на Него и уповать на Его имя.

(2) На источник их уверенности, по которому мы можем судить о мудрости их выбора. Вещи являются такими, какими они оказываются. Посмотрите, кто в конце постыдится своего упования, а кто – нет (ст. 9). «Те, которые уповают на свои колесницы и лошадей, поколеблются и падут, а их колесницы и кони не только не спасут их, но и помогут им утонуть и сделают их более легкой и богатой добычей для победителя (2Цар 8:4). Мы же, уповающие на имя Господа, Бога нашего, не только будем стоять прямо и основательно, а встанем и выступим против врага и победим его». Обратите внимание: верующее и послушное упование на Бога и Его имя является самым верным путем к продвижению и утверждению, чтобы встать и стоять прямо; и это удержит нас, когда все другие упования подведут тех, кто надеялся на них.

III. Они заканчивают свою молитву о царе славословием: «Господи! спаси царя…» (ст. 10). Читая этот стих, мы можем воспринять его не только как молитву, чтобы Бог благословил царя: «Господи, спаси царя и даруй ему успех!», но и просьбу, чтобы Он сделал его благословением для них. «Пусть царь услышит нас, когда мы взываем к нему о справедливости и милости»12 . Тот, кто хочет иметь хороших правителей, должен молиться о них такими словами, ибо они, как и все другие творения, являются такими, какими Бог их делает. Или же эти слова могут относиться к Мессии, Царю царей: «Пусть Он услышит нас; пусть Он придет к нам в соответствии с обетованием в назначенное время; пусть Он, как великий Учитель молитв, примет все наши прошения и представит их Отцу». Но многие толкователи по-другому трактуют этот стих, изменяя паузу: «Господи! спаси царя и услышь нас, когда будем взывать к Тебе». Таковым является резюме всего псалма, и в таком виде он включен в Английскую литургию: «Господи! Спаси царя и милостиво услышь, когда мы будем взывать к Тебе».

Воспевая эти стихи, мы должны ободрять себя уповать на Бога, побуждать себя молиться ревностно (что является нашей обязанностью) о властях, чтобы под их начальством нам вести тихую и мирную жизнь в благочестии и честности.

Псалом 90 — история, смысл, особенности молитвы

Псалом 90: история создания

90-й псалом является одним из самых известных молитвенных песнопений. Он содержится в Псалтыри – книге Ветхого Завета, насчитывающей около полутора сотен псалмов (жанр духовных песнопений). Псалом 90 на русском языке очень популярен среди верующих. Он также известен православным христианам по своим первым словам: «Живый в помощи Вышняго».

Автором этого псалма, как и основной части Псалтыри, является ветхозаветный еврейский царь и пророк Давид, живший в 11-10 веках до нашей эры. Текст был написан им в качестве благодарности и хвалы Богу после чудесного избавления израильского народа от эпидемии моровой язвы.

Псалом 90 на русском языке: толкование

В греческой Псалтыри этот псалом называется «Хвалебная песнь Давида». В данном заголовке отражена главная тема псалма – Бог защитит и утешит каждого, кто уповает на него. Отличительной чертой этой священной песни является диалогичность. В псалме присутствуют 2 рассказчика. Они подробно описывают, как Бог защищает и помогает тем, кто верует и надеется на Него. С помощью ярких, поэтичных образов псалом повествует, что блажен каждый, кто имеет Покровителем Бога. И что Всевышний убережёт уповающего на Него от любой опасности.

Приводятся различные примеры опасности: сеть ловца (символизирует путы дьявола). Летящая стрела (имеет и буквальное значение, и переносное – грехи и страсти). Мятежные словеса (то есть клевета и злословие). Аспид, василиск, лев, змий (дикие животные и нечистые духи). Полуденный бес (символ греховного дневного расслабления, лени, чревоугодия). А также телесные раны, и ночные страхи. Кроме того, в псалме сказано, что уповающий на Бога не только убережется от врагов, но и увидит их падение и справедливое наказание.

Последние строки псалма особенно торжественны. Всё вышесказанное подтверждается словами самого Бога: Он услышит, спасёт всех познавших и возлюбивших Его.

90-й псалом в богослужении и домашней молитве

Псалом 90 используется как на богослужениях, так и в домашней молитве, в повседневной жизни. Когда читается псалом 90? В Православии его читают на службе 6-го часа, который посвящён Распятию Иисуса Христа. А также на Великом Повечерии, во время отпевания и панихиды.

Верующие зачастую используют этот псалом и в домашней молитве. Чтение псалмов толкуется церковным преданием и традициями как крайне сильное оружие против дьявола. Упражнение в псалмопении воспитывает в человеке преданность и благодарность Богу, способствует укреплению душ верующих в борьбе с нечистыми духами и страстями.

Псалом как молитва в опасности

Псалом 90 уже много веков читается христианами в опасных ситуациях. Причем не только во время бесовских наваждений, но и при нападении врагов, опасных животных, а также, чтобы защититься от злословия и клеветы. Христианским воинам разных исторических эпох в одежду вшивали текст этого псалма, написанный на бумаге или ткани. Но, разумеется, использовать текст псалма только в качестве защитного амулета недостаточно. Нужно обращаться к Богу словами царя Давида и надеяться на Его милость и помощь.

Как псалом помог войну пережить

Известно большое количество историй о том, как 90-й псалом помогал в опасных ситуациях. Особенно много таких свидетельств связано с различными ситуациями в периоды военных действий. Во время Великой Отечественной Войны. Некоторые из них описаны в книгах Виктора Николаева “Живый в помощи”, Андрея Фарберова “Спаси и сохрани” и Марии Гордовой “Ветер Нежность”.

В последней, например, приводится рассказ участника Великой Отечественной войны Петра Завьялова. Петра призвали в армию, мать дала ему листок с 90-м псалмом и велела зашить в гимнастерку. Молитва неоднократно спасала жизнь рассказчика: он выжил в Сталинградской битве и Курской дуге. В 1944 году он потерял листок с псалмом, позже получил ранение. Но Пётр уже хранил эту молитву в сердце и, пока был сознании, молился. Врач потом сказал, что он родился в рубашке. Пётр Завьялов закончил службу в Германии и благополучно вернулся домой с боевыми наградами.

Читайте также:  Молитва на Новолетие – священные новогодние тексты в первый день года о благословении и помощи

Псалом — что это такое. Как их читать

ЧТО ТАКОЕ ПСАЛМЫ

Псалтырь для христианина, является одной из важных книг. Название Псалтырь произошло от греческого «псало», что означает играть на струнах.

Псалмы, принято считать книгой молитв на все случаи жизни, составляются даже списки, в которых указываются значения псалмов. Их слагали в течение 8-ми столетий. Более 80-ти псалмов были написаны царем Давидом (X век до Рождества Христова), в жизни которого были горе и радость, любовь и предательство близких людей. Кроме его псалмов в книгу вошли псалмы Соломона, Моисея, Асафа и его потомков, Емана, Ефама, сынов Кореевых и 41 псалом неизвестных писателей.

Царь Давид первый начал сопровождать пение составленных им молитв к Богу игрой на «псалтырионе», музыкальном инструменте, очень похожим на современную арфу.

Очень часто во время служб исполняется благодарственный 33-й псалом – это очень красивое и проникновенное произведение.

Мы привыкли читать только молитвы, а о псалмах забываем. Церковь рекомендует помнить о них, поэтому многие стихи из псалмов включены в церковные служения, в современные молитвы, а ставший уже классическим, 50-й покаянный псалом, входит в ежедневное утреннее правило к прочтению. Зная о том, какой грех совершил святой пророк Давид, и то, какими словами, записанными в 50-м псалме, он выразил свое сожаление и раскаяние по этому поводу, гораздо лучше начинаешь понимать чувства, переданные в псалмах .
Эти молитвенные воззвания к Господу исполнены любви и благодарения и вселяют в сердца людей чувство благоговения и сопереживания, раскаяния и радости о Господе.

Со мной, автором статьи, произошел интересный случай в аэропорту. Отложили наш рейс. Точно так же, как и отложили предыдущий рейс этой же авиакомпании, который должен был улететь в тот же пункт назначения, что и мы, но на час раньше. Сидим, ждем вылета. Моя супруга достала псалтырь и начала читать псалмы . Прочитала несколько псалмов и вдруг, пассажиров нашего рейса просят пройти на посадку. Наш самолет все-таки улетел вовремя, а вылет предыдущего рейса, к сожалению, опять был отложен.

Святой Ефрем Сирин так писал о псалмах:

Псалом – отгнание демонов.
Псалом – оружие против страха ночного.
Псалом – успокоение от дневных трудов. Псалом – безопасность младенцев.
Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу.
Псалом и из каменного сердца вызывает слезы.
Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает суд, смиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами.

СОКРАЩЕНИЯ В ПСАЛТЫРИ

Написанные в тексте Псалтири сокращения означают следующее:

Слава:
Читать:

  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).
  • Господи, помилуй. (Трижды).
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

По окончании кафизмы, в последней Славе читает ся только:

  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В молитвах, по окончании какой-либо кафизмы написано:
Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш

Читать последовательно следующие молитвы:

  • Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
  • Господи, помилуй. (Трижды)
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

После «Отче наш» читается указанный в псалтире тропарь, потом «Господи помилуй» (40 раз) и молитва.

Если продолжаете читать далее следующую кафизму, то ее начинают с молитвы:

  • Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
  • Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
  • Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Бо́гу нашему. (Поклон)

Если Вы оканчиваете чтение псалтири в этот день, то читаете последовательно:

  • Достойно есть
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Господи, помилуй. (Трижды)
  • Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и Святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

В 118 псалме есть такое сокращение- (среда), которое означает «середина» псалма. Оно служит для удобства священников, т. к. в середине псалма в службу включаются заупокойная ектения об усопших и другие заупокойные песнопения.

КАК ЧИТАТЬ ПСАЛМЫ

Вообще церковь рекомендует читать псалмы , также, как и Евангелие все время. Закончив чтение книги, нужно начинать сначала, и так, в течение всей жизни . Псалмы можно читать без благословения священника, но для постоянного чтения рекомендуется все-таки благословение получить. Постоянное чтение- это труд, его можно назвать даже малым подвигом, и наверняка найдутся силы, которые будут противиться его исполнению.

При чтении Псалтири будет полезно зажечь дома свечу, но ее отсутствие никаким грехом не считается. Главное — это Ваш настрой на молитвы. Для тех, кто только знакомится с псалтирем, вполне можно сначала читать псалмы по-русски, хотя на богослужениях их читают на церковнославянском языке. Очень полезно почитать толкования святых отцов на псалмы и разобраться с их историей, тогда, со временем у человека обычно возникает желание читать только на церковнославянском языке.
При чтении псалтыри (как и любой молитвы), иногда возникает необходимость оторваться — в этом нет ничего страшного, потом можно продолжить с того места, где произошла остановка. Но все же лучше постараться не отвлекаться во время молитв.

Псалтырь разделен на части, которые получили название кафизмы. При домашнем чтении псалмы можно читать по одному, по два, три и больше в день, по одной «славе» (несколько псалмов между словами «слава»), хорошо читать по целой кафизме. Лучше всего читать Псалмы не выборочно, а подряд, с самого начала и до конца.

Начинать чтение псалтири нужно с начальных молитв, которые должны быть указаны в начале каждого сборника, потом читать сами псалмы . Если чтение прерывается и Вы продолжаете на следующий день, заново начальные молитвы читать не нужно. Оканчивать чтение всей псалтири необходимо читая молитвы, которые указаны для чтения по окончании псалтири.
Когда все это прочитано, начинаем все заново с начальных молитв.

Во время чтения Псалтири можно помолиться за кого-то, в этом случае во время чтения «Славы» читают :

  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).

Поминаете имена людей, о которых хотите помолиться (как в утреннем Помяннике), затем далее:

  • Господи, помилуй. (Трижды).
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Одновременно читать о здравии и о упокоении нельзя, но во время чтения псалмов в пределах одной кафизмы это можно делать на разных «Славах«:
— на первой «Славе» о здравии поминается Патриарх, епископы, весь священнический чин и Ваш духовник (если есть);
— на второй «Славе» — о здравии все родные и близкие;
— на третьей – о упокоении, начиная с почивших Патриархов, и заканчивая всеми, кого мы знаем и за кого молимся.

КАКИЕ ПСАЛМЫ ЧИТАЮТ В РАЗЛИЧНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

Конечно, псалмы — это очень сильные молитвы, но воспринимать их как «волшебные слова» или «заклинания» нельзя, от их чтения Ваша жизнь сразу же не пойдет в нужное русло. Хотя, если духовно правильно относиться вообще к вере, и в частности к псалмам , то они помогут. Обязательно!

В интернете можно найти описание ситуаций, при которых помогает чтение псалмов — какой спасет от зубной боли, для удачного замужества, получения жилья и т.д. Это частные случаи и, возможно кому они помогли, но основная суть не в этом.

Главная идея псалмов, для чего они существуют, это раскаяние в своих грехах и благодарность Богу за Его милости к нам, людям. В текстах псалмов также часто встречаются мольбы Господу о помощи в трудных обстоятельствах и в защите от врагов. При этом святые отцы указывают, что враги, которые упоминаются в псалтыри — это именно внутренние враги человека: гордыня, злость, ненависть и т.д. Искоренив их (внутренние проблемы), остальные неприятности, по Божией милости, оставят Вас в покое.

Поэтому на вопрос какие псалмы читать в разных определенных случаях (если нет возможности читать псалмы каждый день), можно ответить, что в первую очередь

читают благодарственный или прославляющий Бога псалом, потом нужно искренне покаяться в своих грехах, возможно даже в каких то конкретных, за которые Бог учит Вас, создав определенную неприятную ситуацию, которую Вы хотите разрешить. После покаянного псалма обычно читают псалом о помощи или заступничестве, а потом — опять благодарственный псалом Господу.

Молитвенный набор на разные жизненные случаи у каждого может быть свой. В своем выборе очень полезно почитать толкование псалмов, историю их возникновения и тогда ваша душа поможет вам выбрать наиболее понятные и близкие псалмы.

Например, схиархимандрит Виталий (Сидоренко; † 1992), которого почитают за подвижника, давал следующие наставления своим чадам: перед выходом из дома нужно читать 26, 50 и 90 псалмы, и после каждого псалма нужно читать «Богородице Дева радуйся«, эти молитвы помогут оградить от беды:

Псалом 26 , как видно из значений псалмов, означает упование на Бога, его читают при унынии и оклеветании, в защиту от врагов, в напастях.
50 псалом — молитва о прощении грехов и в покаянии
90 псалом— упование на защиту Божию в любых обстоятельствах.

Ссылка на основную публикацию