Псалом 2: текст на русском языке, толкование, для чего читают священный текст

Псалом 2

ПСАЛОМ 2- ТЕКСТ С УДАРЕНИЯМИ И ПЕРЕВОДОМ

Псалом № 2 слушать:

КАФИЗМА 1

Псалом 2
Псалом Давиду
Псалом 2
Псалом Давида
1 Вску́ю шата́шася язы́цы, и лю́дие поучи́шася тще́тным?1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?
2 Предста́ша ца́рие зе́мстии, и кня́зи собра́шася вку́пе на Го́спода и на Христа́ Его́.2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.
3 Расто́ргнем у́зы их и отве́ржем от нас и́го их3 Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их.
4 Живы́й на Небесе́х посмее́тся им, и Госпо́дь поруга́ется им.4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.
5 Тогда́ возглаго́лет к ним гне́вом свои́м и я́ростию Свое́ю смяте́т я́5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:
6 Аз же поста́влен есмь Царь от Него́ над Сио́ном, горо́ю свято́ю его́,6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
7 возвеща́яй повеле́ние Госпо́дне. Госпо́дь рече́ ко Мне: Сын Мой еси́ Ты, Аз днесь роди́х Тя.7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
8 Проси́ от Мене́, и дам Ти язы́ки достоя́ние Твое́, и одержа́ние Твое́ концы́ земли́.8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
9 Упасе́ши я́ жезло́м желе́зным, я́ко сосу́ды скуде́льничи сокруши́ши я́.9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».
10 И ныне, ца́рие, разуме́йте, накажи́теся вси судя́щии земли́.10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!
11 Рабо́тайте Го́сподеви со стра́хом и ра́дуйтеся Ему с тре́петом.11 Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом.
12 Приими́те наказа́ние, да не когда́ прогне́вается Госпо́дь и поги́бнете от пути́ пра́ведного, егда́ возгори́тся вско́ре я́рость Его́. Блаже́ни вси наде́ющиеся Нань.12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

ОБЪЯСНЕНИЕ И КРАТКОЕ ТОЛКОВАНИЕ 2 ПСАЛМА

Это пророческий псалом о царстве Мессии Иисуса Христа. В форме разговора псалмопевец изображает здесь врагов Христа, Его Божественное достоинство, звание Его и призвание подчиненных Ему народов. В псалме сем, как видно из книги Деяний апостольских (Деян.4:25), говорится о восстании нечестивых иудеев и язычников на Спасителя мира Иисуса Христа. Давид пророческим духом предвидит это восстание и в удивлении вопрошает: какая причина такого восстания?

Пс.2:1 Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным.

По переводу с еврейского: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?» Слово шаташася (с греческого – «возгордились») выражает гордость, крамолу и мятеж со стороны восставших против Христа врагов Его. Языцы— это, в Священном Писании, разные народы, не знающие истинного Бога и поклоняющиеся идолам. На тот момент «языцами» можно было назвать римлян и представители римской власти, которые принимали участие в том, чтобы погубить Господа Иисуса.
Под словом людие пророк разумеет здесь врагов Христа из иудеев (фарисеи, первосвященники и книжники иудейские), которые старались искусить и погубить Христа; но напрасны были все ухищрения их, – они поучишася (получились, оказались) тщетными.

Пс.2:2 Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его.

«Восстают цари земли и князья совещаются вместе против Господа и против помазанника Его».
Возмущение против Христа началось не от простого народа, а от верховной власти, со стороны царей и князей. Первым мятежником, восставшим против Христа, при самом рождении Его, был царь Ирод. Потом, во время страданий Господа Иисуса Христа, восстали против Него другой Ирод и игемон Пилат Понтийский с князьями и прочими знаменитыми людьми иудейской земли.
Далее, по вознесении Господа Иисуса Христа на небо, открылись гонения на веру и Церковь Христову, и опять же эти гонения и возмущения против христианской Церкви начинались по приказу и распоряжению таких же правителей иудейских и потом императоров римских.

Пс.2:3 Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их.

Псалмопевец, как бы от лица врагов, объясняет причину, почему цари и князи с народами и людьми восстали против Христа. Возвещенный Господом Иисусом новозаветный нравственный закон Его – закон «духовной жизни» – противен греховной природе человека, погрязшего в чувственных страстях, он оказывается тяжелым для нечестивых царей, князей и народов.
И вот, начиная восстание против Господа Бога и Христа Его, эти цари и князи собираются как бы на общее совещание и во всеуслышание объявляют: «Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их».

Пс.2:4–5 . Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им. Тогда возглаголет к ним гневом Своим и яростию Своею смятет я.

Но цари, князи и народы напрасно стараются противодействовать закону Христову, потому что закон этот от Бога, а Богу кто может противиться? Царь царствующих, все видит и все знает, а потому легко разрушит и рассеет все козни врагов Своих и отвергнет их от лица Своего, посмеется и поругается им.
Господь возглаголал потом гневом Своим (не словами возглаголал, а тяжкими казнями) сначала на иудеев, враждовавших против Христа и Его небесного учения и воздвигших гонение на учеников Его, св. апостолов, а потом и на язычников римлян, почти целых три столетия воздвигавших гонения на веру Христову и ее последователей.
И действительно, всего 34 года по вознесении Господа на небо, римлянами был разрушен главный иудейский город Иерусалим, а позже и сами римляне потерпели множество бед от нападений на них гуннов, вандалов и других народов с Востока.

Пс.2:6–7 Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его, возвещаяй повеление Господне.

Сионом называется гора в иудейской земле, которую царь Давид завоевал у одного из хананейских племен – у иевуссеев; потом на этой горе он основан Иерусалим. С того времени вся Церковь иудейская стала именоваться Сионом, а по вознесении Господа Иисуса Христа на небо, на основанную Им Церковь христианскую также перешло это название ветхозаветной церкви.
В настоящем изречении псалма пророк как бы от имени Самого Христа говорит восставшим на Него: «Вы хотите свергнуть с себя ненавистное для вас иго закона Моего, вы говорите: расторгнем узы их и отвергнем от нас иго их; но Господь Бог, Отец Мой Небесный, посмеется вам, и гневом и яростию Своею приведет вас в смятение, и вы должны будете узнать, что Я поставлен от Него Царем над Сионом, горою Его святою, т.е. над Церковью Его, которая распространится по всей земле. А потому, не страшась никаких угроз и козней человеческих, Я возвещаю вам повеление, или предвечное определение Самого Господа».

Пс.2:7–8 Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли.

В этих стихах содержится пророческое слово о рождении Сына Божия и о главенстве Его над всею Церковью и над всем миром.
Сын Мой ecи Ты, – говорит о предвечном рождении Сына Божия (от Бога Отца, по Божеству), а другая – Аз днесь родих Тя – о Его временном рождении от Марии Девы, по человечеству, о Его воплощении.
Продолжая речь свою от имени Христа Сына Божия, пророк-псалмопевец говорит: «Я, помазанный от Господа Царем над святой горой Сионом, поставленный Главой Церкви Божией, возвещаю вам повеление Самого Господа, Живущего на небесах, который сказал Мне: Ты Сын Мой, Я родил Тебя и от вечности – по Божеству, и во времени – по человечеству, а потому проси у Меня и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе. Ты Сын Мой, хотя и по изволению Моему, но добровольно воплотился на земле, пострадал и из мертвых воскрес, ради спасения человеков; но так как иудеи, к которым Ты явился на земле, отвергли Тебя, то проси у Меня, и дам во владение Тебе народы до самых последних пределов земли».
Сущность сего пророчества заключается в том, что Христос, Сын Божий, поставлен Царем над горой Сионом, т.е. Главой всей Церкви, которая не ограничится одними пределами Иудеи, или Палестины, но распространится на все народы, объемлет все царства мира, по всей вселенной.

Пс.2:9 Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я.

«Когда Царство Твое и власть Твоя, – продолжает пророк от лица Бога, – распространятся во всех странах и покорятся Тебе все народы земные, тогда власть Твоя над ними будет тверда и несокрушима, как железо, и Ты будешь производить над ними суд правый, которому никто не может воспротивиться; Ты будешь поступать так, как поступает гончар, который хорошо сделанные глиняные сосуды определяет на доброе употребление, а неудавшиеся изделия разбивает, сокрушает или отпускает в нечистое употребление»

Пс.2:10–11 И ныне, царие, разумейте, накажитеся, вси судящий земли. Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему со трепетом.

Итак, поймите, все цари и все судьи земные, что напрасны все ваши усилия противоборствовать Христу, Сыну Божию, Который есть Царь всего мира; вы не можете ниспровергнуть Его Божественного закона, который так противен вам.
Поймите это и обратитесь к Нему с раскаянием, когда уверуете в Него и раскаетесь в своей вражде к Нему, тогда будете служить Ему с любовью и сыновним страхом, боясь оскорбить Господа, Отца Небесного и Благодетеля вашего. А такое служение Ему доставит вам радость и успокоение. «Работайте Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом».

Пс.2:12 Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость его: блажени вси надеющиеся Нань.

В этих последних словах псалма такое наставление пророка: «Вразумитесь, цари и народы, и покайтесь; примите Евангельское учение Христово и исправьтесь, чтобы не прогневался на вас Господь, Сын Божий, и чтобы вам не погибнуть в вашем заблуждении, вне пути праведного, ведущего ко спасению.
Если не вразумитесь и не исправитесь, то далеки будете от Христа, Который есть путь (Ин. 14:6) правды и спасения; и когда настанет суд Божий, воспламенится ярость Его, тогда вы погибнете. Если же уверуете в Господа, вразумитесь Его Божественным учением, покаетесь и будете иметь надежду на Него, то получите спасение и наследуете вечное блаженство: блажени вcu надеющиеся Нань».

Псалом 2

Основное содержание псалма 2 доносит мысль о том, нападение врагов на царя бессмысленно: помазанник Божий находится под его защитой и покровительством. В молитве выражается уверенность в том, что власть Мессии распространится от Сиона по всему миру.

Текст молитвы псалом 2

На церковнославянском языке с ударениями

Во время богослужения текст псалма 2 читается на церковнославянском (старославянском) языке. Он позволяет создать особую атмосферу, чтобы донести слова молитвы до Бога:

1 Вску́ю шата́шася язы́цы, и лю́дие поучи́шася тще́тным?

2 Предста́ша ца́рие зе́мстии, и кня́зи собра́шася вку́пе на Го́спода и на Христа́ Его́.

3 Расто́ргнем у́зы их и отве́ржем от нас и́го их

4 Живы́й на Небесе́х посмее́тся им, и Госпо́дь поруга́ется им.

5 Тогда́ возглаго́лет к ним гне́вом свои́м и я́ростию Свое́ю смяте́т я́

6 Аз же поста́влен есмь Царь от Него́ над Сио́ном, горо́ю свято́ю его́,

7 возвеща́яй повеле́ние Госпо́дне. Госпо́дь рече́ ко Мне: Сын Мой еси́ Ты, Аз днесь роди́х Тя.

8 Проси́ от Мене́, и дам Ти язы́ки достоя́ние Твое́, и одержа́ние Твое́ концы́ земли́.

9 Упасе́ши я́ жезло́м желе́зным, я́ко сосу́ды скуде́льничи сокруши́ши я́.

10 И ныне, ца́рие, разуме́йте, накажи́теся вси судя́щии земли́.

11 Рабо́тайте Го́сподеви со стра́хом и ра́дуйтеся Ему с тре́петом.

12 Приими́те наказа́ние, да не когда́ прогне́вается Госпо́дь и поги́бнете от пути́ пра́ведного, егда́ возгори́тся вско́ре я́рость Его́. Блаже́ни вси наде́ющиеся Нань.

На русском языке

Чтобы уменьшить сложность восприятия и понимания отдельных строк молитвы для современного верующего, а также возможности чтения молитвы в домашних условиях (келейно), молитва переведена на русский язык. Если читать псалом 2 на русском языке, его содержание более глубоко проникает в душу:

Читайте также:  Акафист Иоанну Воину - священные тексты мученику от воровства и обидчиков

1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?

2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.

3 Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их.

4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.

5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:

6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;

7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;

8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;

9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».

10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!

11 Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом.

12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

История написания

Так как псалом 2 относится к вступительным песням Псалтыри, возможно было предположить, что его происхождение относится к наиболее ранним, написанным Давидом. Исследования показали, что написание относится приблизительно к периоду правления Давида, когда случилась самая большая война за всю историю его правления. На это же время приходится, предположительно перенос Ковчега завета на Сион.

Для чего читают псалом 2?

Главный посыл псалма 2 обращен к царям и сильным мира сего: повиноваться Господу и почитать его. Та ответственность, которая лежит на их плечах, обязывает заботиться о людях, вникать в их проблемы, а не относиться к ним свысока, пренебрегая в своей жизни решением их проблем.

Псалом 2 используется при богослужении в храмах. Эта песня звучит обычно при всенощных воскресных бдениях с прибавлением троекратного «Аллилуиа». Проводится в Великую пятницу Страстной недели (Великий пяток). Этот день является скорбным, так как вспоминается смерть и погребение Спасителя.

Толкование псалма 2

Чтобы понять содержание каждой строки молитвы, необходимо их толкование, что позволит понять глубину его содержания, если читать псалом 2 на русском языке.

  • Стих 1: рассказывает о тех язычниках, кто не принимает Христа, а замышляет крамолу и мятеж. Врагами Христа являются не только чуждые народы, поклоняющиеся языческим идолам, но и жители Иудеи фарисеи и другие искусители, желающие гибели Христа, но тщетно преследующие эти цели.
  • Стих 2: те, кто восстал против Христа, не были простыми людьми: это были цари и другие известные в зеле Иудейской люди, возомнившие себя богами и поклоняющиеся языческим идолам. После его гибели именно они начали гонения на христианскую церковь.
  • Стих 3: в нем даются пояснения, почему начались восстания против Христа: язычникам и идолопоклонникам был противен закон духовной чистоты и нравственности, который проповедует христианство. Оно оказывается неприемлемым для нечестивцев, людей, погрязших в грехе, низменных страстях.
  • Стихи 4-5: певец утверждает, что сопротивление христианскому закону бессмысленно, так как Бог все видит и все знает. Ему не составляет труда обратить в прах все козни, замышляемые врагами. Они будут наказаны отлучением от Христа, который только посмеется над ними. Но противников ждет и наказание. Те, кто восстал против Христа и небесного учения будут поражены гневом Господним. Те, кто устраивает гонения на христианскую веру, сам будет уничтожен.
  • Стихи 6-7: в этих стихах псалма певец от имени Христа обращается к восставшим против него и поясняет, что он поставлен над народами Всевышним, поэтому вера, независимо от их сопротивления, распространится по всей земле. Это – повеление Господа. Сионом в молитве называется не только гора, где был заложен священный город Иерусалим, но и вся христианская церковь.
  • Стих 8: в нем сообщается пророчество о рождении Сына Божьего и о том, что он воцарится над всем миром, как и христианская церковь, которая станет почитаемой и принимаемой всеми народами мира.
  • Стих 9: в этом стихе ведется разговор от лица Бога, который сообщает, что все народы покорятся и примут христианскую церковь. Над ними будет вершиться суд Божий, и власть его будет тверда и безгранична. С теми же, кто будет противиться, будет позволено обращаться, как гончар поступает с плохо сработанными изделиями: разбивает и уничтожает их.
  • Стихи 10-11: продолжая начатый в предыдущем стихе разговор, певец наставляет царей и «судей земных» не сопротивляться Христу, Сыну Божию. Это именно он – Царь всего мира, низвергнуть которого невозможно. Он советует не упорствовать, а покориться, служить ему, радоваться и просить милости Господа.
  • Стих 12: последняя строка псалма содержит призыв, наставление пророка не противиться воле Божьей, исправиться, покаяться и ступить на путь праведный, чтобы не будить ярость Господа и открыть себе путь к спасению.

Псалом Давида 2: текст молитвы на русском языке

Каждое послание царя Давида поистине уникально. Псалом 2 – пророческое воззвание к человечеству, в котором Давид демонстрирует недовольство царями, не слышащими Господа Бога. Вместе с первым псалмом второй представляет вступление к книге Псалтырь.

История написания

Второй псалом считается мессианским, то есть содержащим в себе пророчества о Христе. В еврейской, греческой и латинской библиях этот псалом не имеет в написании имени Давида, но в славянской традиции оно существует. Однако в книге «Деяний апостолов» приведены слова Петра, цитирующего псалом в ответ на гонения верующих христиан священниками, которым управляли Ирод и Понтия Пилат. При этом апостол Петр отмечал, что так утверждает раб Божий, отец Давид.

Отталкиваясь от обетования псалма 2, Петр рассказывает о покровительстве Иисуса Христа тем, у кого сильная вера. Ученые подразумевают, что написание этого псалма относится к тому времени, когда Божий ковчег уже перенесли на Сион.

В первых стихах псалма 2 царь Давид недоумевает, как князья и цари могут восстать против Создателя.

С 1 по 4 стих Давид, сражающийся в бесконечных войнах, знает, что Господь находится рядом с ним, называет все войны против Всевышнего бессмысленными. Они спровоцируют гнев и смех Господний. То есть все попытки свергнуть Помазанника Господнего завершатся их поруганием и посмеянием. Никому не удалось свергнуть Давида, который заручился поддержкой самого Господа.

В 7 стихе говорится о том, что Господь Бог родил Сына Своего. Царь Давид считает себя им. Также в стихе мы находим строки о том, что Мессия изначально был с Богом, еще от самого сотворения мира.

В 8-9 стихах звучит сильное обетование от Создателя. Христиане могут просить у него все, главное на добро и с чистой верой. Все враги и проблемы будут уничтожены жезлом и пропадут как осколки глиняного сосуда.

Господь дает право царю Давиду властвовать на земле, держа в руках железный жезл, а все его враги станут словно глиняные сосуды, которые он легко поразит.

10-11 стих – это обращение к царям, имеющим власть. Они со страхом и трепетом служат Творцу.

Для чего читается псалом 2?

Строгих правил по чтению псалма 2 нет. Хотя некоторые считают, что его нужно читать людям высокого ранга, например, премьер-министрам, депутатам, директорам, президенту. То есть тем, кто наделен некими полномочиями, властью и несет ответственность за людей. Тогда это относилось к царям, сегодня к президентам и всем людям, которые имеют высокое положение и определенную власть.

Как бы там ни было, привычка читать псалмы царя Давида меняет мышление человека, наполняя его:

  • сильной верой;
  • желанием посылать молитвы Господу;
  • желанием творить добро людям;
  • чувством защищенности и уверенности в завтрашнем дне.

Псалом 2: толкование и объяснение

Как Вы уже поняли, псалмы бывают разными. Есть псалмы покаянные, радостные, благодарственные, а есть особый раздел псалмов – «мессианские». Мессия – это одно из ключевых понятий священного писания и священной истории. В переводе с еврейского оно означает «помазание» и по-гречески звучит как «Христос». Кстати, по-еврейски слово «мессия» звучит как «машиах». Дело в том, что у греков нет в словаре буквы «Ш», и там где еврей говорил «Ш», грек произносил «С». Так «Моше» превратился в «Моисея», а «Шломо» в «Соломона».

Впервые о Мессии писание говорит тогда, когда рассказывает о грехопадении. Господь Бог положил между змеем, вовлекшим жену и ее мужа в грехопадение, и между женой. От семени жены Господь пообещал пришествие в мир искупителя, который сотрет главу змея.

До сегодняшнего дня главным различием между иудеями и христианами является то, что мы веруем в Мессию, уже пришедшего, а иудеи все еще ждут его. Это главная тема всей еврейской истории. Страстное ожидание пришествия искупителя и страстное желание приблизить этот час.

Псалом 2 говорит о Мессии как уже пришедшем. Псалом говорит о том, что князья земли и цари, славные люди, собрались вместе, чтобы свергнуть с себя божественный закон.

Христос называет свои заповеди и учения благим игом. Именно это иго пытается сбросить с себя уже несколько столетий разгородившиеся от своих знаний люди. Так, больной горячкой срывает с себя бинты и пластыри. Ситуация эта понятна изнутри нашей жизни, которую мы проживаем. Люди уже несколько столетий пытаются стереть с себя последние знаки принадлежности к вере. Человеку свойственно гордиться тем, что выше его. Так, индус гордиться ведами, а мусульманин – Хараном. Только бывшие христиане, цивилизованные и образованные, гордятся не Христом и его Евангелием, а актрисами и спортсменами, путешественниками и учеными. На трапезе мира Господу отвели последнее место, как последнему нищему.

В псалме Господь Бог изображается как смеющийся, и ему прекрасно известно, что враждующие против него враждуют сами против себя. У Ивана Андреевича Крылова есть прекрасная басня о том, как люди начали враждовать с небом. Они набрали кучу смертоносного металла, камней, дротиков, стрел и стали ожесточенно и яростно метать все это вверх. Финал предсказуем. Оружие обрушилось на голову безумцев. Так бывает со всяким, кто враждует против Бога.

Псалом обещает гневное возмездие. Причем гневаться и наказывать будет Сын – Помазанный, Мессия. В псалме втором Христос выступает не в том образе, в котором мы привыкли на него смотреть в Евангелии. Если там он кроток и милостив, то в псалме 2 он больше похож на себя самого из апокалипсиса. Он грозен и велик, а в его руках жезл, которым он сокрушает народы, как глиняные горшки.

«Прославьте сына, чтобы он не прогневался, почтите сына», – говорит псалом. И эти слова одинаково касаются как евреев, не верующих во Христа, так и в бывших христиан, образом жизни отвернувшихся от солнца.

Псалом 2: текст с ударениями и переводом на русский язык

Текст на церковнославянском языке с ударениями:

Текст на русском языке:

Читая начало этого псалма, мы понимаем, что назревает какой-то глобальный конфликт, в который втянуты народы и племена. То есть речь идет не о противостоянии еврейского народа с филистимлянами, а нечто более глобальное, нечто более значительное. Но любое восстание против Бога никогда не увенчается успехом. Во время этого глобального восстания люди пытались свергнуть с себя ига Божьих заповедей. Их цель – снять все табу, чтобы исполнить свои какие-то гедонистические устремления. Но все их попытки изначально представляются суетными, не имеющими смысла, все они бессмысленные.

Цари и князья устроили некий заговор против Господа и его Помазанника, держат совет друг с другом. Они задумали свернуть заповеди синайского откровения и отказаться от ига евангельских заповедей.

Но чем может увенчаться их восстание, когда все цари и князья единодушны против Бога? Чем завершится их столь глобальный проект? Конечно же, они не могут одержать победу над Создателем.

Пока мы будем сохранять верность главе церкви – Господу Богу, враг не сможет нас одолеть. Почему Христос говорит: «Будьте мудры, как змеи!». Все потому, что змея всегда защищает свою голову, так как при нападении все пытаются угодить именно в нее.

Но если цари и князья вразумятся и будут дальше служить Господу со страхом и радостью, у них есть шанс на спасение.

Читайте также:  Молитвы и акафист святителю Димитрию, Митрополиту Ростовскому

Далее идет речь о почтении Сына Божьего. А почему здесь не говорится о почтении Отца? Дело в том, что мы не можем прийти к Отцу, минуя сына. Получается, что верующий в Сына, верит и в Отца. Поэтому почтение к Сыну – это почтение и к Отцу, и к Духу Святому.

Почему считают, что 1 и 2 псалмы были единым произведением? Потому что первый псалом начинается словом «блажен», а второй заканчивается «блаженные все уповающие на него». На этом основании древние христиане и иудеи считали, что это один псалом, который был разделен на два, чтобы подчеркнуть особенности мессианского смысла 2 псалма по отношению к первому, который является общей конституцией, квинтэссенцией всего содержания Псалтыри.

Псалтирь. Псалом 2. Слушать.


Как уже мы отмечали выше, в древнейших рукописях этот псалом не надписан. Однако уже в первом веке существовала традиция отождествления авторства с Давидом.

Псалом 2 – царский. Можно предположить, что изначально он исполнялся при торжественном праздновании восхождения царя на иерусалимский трон в допленный период. Возможно, что этот псалом ежегодно повторялся в храме в день коронации царя.

Если следовать еврейской версии текста, то стихи 1-6 и 10-12 звучат как бы от предстоятеля богослужения, в то время как 7-9 стихи звучат как ответные стихи самого царя.

Если следовать греческой версии псалма, в нем весь текст идет как бы от лица псалмопевца, то есть царя.

Послушайте, насколько красиво звучит 2 псалом, ведь традиция песнопения сформировалась еще в период Ветхого Завета, поэтому большинство псалмов предназначались для пения. Отмечается, что православные во время псалмопения испытывают особую близость к Богу.

Псалом 2

В еврейской, греческой и латинской Библиях этот псалом не имеет в надписании имени Давида; существующее же в русской Библии надписание этого имени подтверждается свидетельством кн. Деяний ( Деян. 4:25 ), где Ап. Петр, цитируя слова 1 и 2 стихов этого псалма, называет их словами Бога, произнесенными «устами отца нашего Давида, раба Твоего» .

В Пс.2_1–4 ст. предсказывается неудача нападения врагов на помазанника Божия. Причиной этой неудачи является великое покровительство ему от Бога и обетование о том, что власть этого помазанника распространится даже по всему миру (Пс.2_5–9), поэтому и его настоящее царствование над святым Сионом (Пс.2_6) будет непоколебимым. Святость же горы Сиона зависит от пребывания на ней Бога, видимым знаком чего служит присутствие на ней Кивота Завета. Поэтому можно думать, что псалом написан уже после перенесения Давидом на Сион ковчега из Кариаф-Иарима.

Царствование Давида было временем постоянных войн. Самым сильным восстанием на него было восстание соединенных сил сирийцев и аммонитян. Можно думать, что изображаемое в псалме восстание на Давида народов и было во время его войны с сиро-аммонитянами. Главное же содержание псалма посвящено раскрытию того обетования, которое было дано Богом Давиду о будущей всесветной власти его над миром. Такое обетование, как видно из исторических книг ( 2Цар. 7:12–16 ), было дано Давиду через пророка Нафана о его Потомке, царство которого будет вечным. Из всего сказанного можно сделать вывод, что этот псалом был написан после перенесения Кивота на Сион по поводу данного Давиду обетования о Потомке во время войны с сиро-аммонитянами.

В первой части псалма (1–9) Давид выражает недоумение и сожаление, что цари земли восстали против Бога и Его помазанника, когда такое восстание по самому своему существу не может кончиться удачей, как восстание слабого на сильного (1–5). Власть помазанника останется непоколебимой, так как он получил от Бога обетование не только быть царем над Сионом, но и над всем миром (6–9). Поэтому благоразумнее сделали бы цари, если бы вместо борьбы с Богом и Его сыном подчинились Ему, чтобы не навлечь на себя совершенной гибели от Господа (10–12).

Пс.2:1 . Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?

Пс.2:2 . Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.

“Мятутся” – волнуются, «замышляют тщетное» – замышляют не осуществимое; “цари” – высшие правители государства, “князья” – военачальники. Под Помазанником Давид мог разуметь себя, так как он получил власть над народом еврейским от Бога через помазание его пророком Самуилом.

Пс.2:3 . «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».

“Расторгн уть узы” и “свергн уть оковы” выясняют цель восстания. Могущество Давида возросло до высокой степени. Чтобы положить конец его дальнейшему развитию, оставшиеся независимыми соседние языческие народы возбудили против Давида уже покоренные им племена и соединились с ними, чтобы общими силами сломить его распространявшуюся власть. Таким и было восстание аммонитян ( 2Цар. 10:6–13 ), которые возбудили против Давида и сирийцев ( 2Цар. 10:6 ), ранее уже покоренных Давидом ( 2Цар. 8:5–6 ).

Пс.2:4 . Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.

Пс.2:5 . Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:

«Живущий на небесах» – по воле Господа и при непосредственно оказываемой Им помощи Давиду, это предприятие врагов вместо славы доставит им поругание и посмеяние, т. е. кончится неудачей, что действительно случилось и должно было случиться, так как враги вступали в борьбу с Богом, покровителем Давида, существом всемогущим.

Пс.2:6 . «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею» 1

Пс.2:7 . воз­вещу определе­ние: Го­с­по­дь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;

Давид противополагает непоколебимую прочность своего престола не успеху предприятия врагов; последние «самовольно» восстали на него, Давид же “помаза н» Господом. Враги должны погибнуть, так как Давид получил такое обетование от Бога: «Ты Сын Мой: я ныне родил Тебя» . В связи речи и применительно к историческому положению Давида в борьбе с сиро-аммонитянами это обетование может быть понимаемо, как ожидание Давидом помощи от Бога именно в данном случае, так как он сын Божий, т. е. находится под особенным Его покровительством, а естественно, что отец защищает сына, рожденного им (7).

Пс.2:8 . проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;

Пс.2:9 . Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».

Давиду обещается Богом расширение власти над всей землей (8), враги же его пред ним будут так же бессильны, как слабы глиняные сосуды пред железной палкой. “Жезл” – посох, как необходимая принадлежность пастухов. Под посох они для счета пропускали овец, и посох в их руках служил знаком их власти над стадами. “Железны й» посох служит образом несокрушимости этой власти. Так как псалом написан по поводу восстания на Давида врагов, то под сокрушением здесь нужно разуметь гибель тех, кто восстанет на него.

Пс.2:10 . Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!

Пс.2:11 . Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом.

Пс.2:12 . Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

Враги Давида «судьи земли» – высшие сановники, можно разуметь и царей, которым принадлежала и судебная власть, должны опомниться ( «вразумитесь и научитесь »), что им нужно не бороться против Бога, но с благоговением работать пред Ним, т. е. служить Ему, и за получаемые от Него милости радоваться пред Ним с благоговейным “трепетом” , со смирением, а не с гордым сознанием своих заслуг и своей силы. Продолжающееся же сопротивление их Богу вызовет Его гнев и их гибель.

Мы указали связь мыслей в этом псалме и его содержание в применении к обстоятельствам происхождения и поводам его написания. Но все содержание псалма не может быть применимо с точностью к личности Давида и его времени.

Напр., 1) в 1 ст. изображается восстание на помазанника всех народов земли, какового всенародного восстания на Давида не было. 2) рождение Богом Давида “ныне” (7 ст.) буквально, конечно, не может быть понимаемо. 3) в 9–10 ст. предсказывается распространение власти Давида по всему миру, что исторически на нем не исполнилось. Все сказанное указывает, что содержание псалма нельзя уложить в исторические рамки Давидова времени и личности Давида.

Мы уже указывали, что Давиду было дано обетование о происхождении от него Потомка, власть которого будет несокрушимой, вечной. Таким же Потомком был обетованный Мессия, и слова 7 ст. по кн. Деян. 13и по посл. к Евр. 1:5 , 5относятся к воплощению Сына Божия. Первые же два стиха в кн. Деян. 4:27–28 по объяснению апостолов прилагаются к изображению восстания на Христа как представителей власти евр. народа, так и римской, в лице Пилата; тогда же римская монархия была мировой; и восстание на Христа римлян было восстанием всего тогдашнего мира. Таким образом исторические обстоятельства, давшие повод к написанию псалма, послужили и поводом к изображению Давидом будущих мессианских времен, а потому этот псалом – пророчески-мессианский.

По переводу 70-ти: Я поставлен от Него Царем над Сионом, святою горою Его.

Псалом Давида 2 (видео)

Основное содержание псалма 2 доносит мысль о том, нападение врагов на царя бессмысленно: помазанник Божий находится под его защитой и покровительством. В молитве выражается уверенность в том, что власть Мессии распространится от Сиона по всему миру.

Псалом Давида о том, что царям и людям, имеющим высокое положение в обществе, следует повиноваться Господу

Читать второй Псалом необходимо тем, кто считает себя человеком высокого ранга, имеет много гордости, является директором, премьер-министром, президентом. Человеком, который наделен определенными полномочиями и отвечает за людей. Имеет власть и может распоряжаться ею по своему усмотрению. Отвечает за народы Земли, несет ответственность над тем, над кем властвует. Во времена написания Псалма это относилось к царям, сейчас к президентам и всем тем, кто имеет хоть сколько-нибудь власти и высокого положения.

История написание и толкование священного послания

Ни в одной Библии, будь то еврейская, греческая или латинская, не указано на принадлежность этой песни перу Давида. Однако, в книге «Деяний апостолов» мы читаем слова Петра (Деян. 4:25-26), который цитирует псалом в ответ на гонения христиан священниками во главе с Иродом и Понтием Пилатом. При этом апостолом Петр подчеркивает, что так сказал отец Давид, раб Божий.

В псалме 2 Давид выражает недоумение, что цари земли восстали против Бога

Основываясь на обетовании Псалма 2, Петр говорит о покровительстве Господа тем, кто непоколебим в своей вере. Теологи предполагают, что время написания относится к тому периоду истории, когда ковчег Божий был уже перенесен на Сион.

Другие псалмы царя Давида:

В начальных стихах Псалма 2 Давид выражает недоумение, как цари и князья, те которым доверена власть на земле, вершители земных судеб, восстают против Вседержителя, Того, Кто создал все на земле. С первого по четвертый стих Давид, пребывающий в постоянных войнах, знающий, что Господь с ним, ибо Он помазал мужа Божьего на царствование и дал ему обетование вечного покровительства, называет тщетными все восстания и войны, организованные против его царствования.

Великая уверенность звучит в начале Давидовой песни о покровительстве и защите Божьей Помазаннику. Зная дальнейшую историю, под Помазанником можно понимать самого Давида, но скорее всего, речь идет о приходе Миссии. Помазанный Самуилом на царствование Давид обладал даром пророчества, ему было открыта весть о приходе Спасителя мира, против Которого зря будут восставать народы.

Как можно сражаться со всесильным Творцом?

В первом стихе псалмопевец называет тщетным все, задуманное против Господа, а в 3 — 4 стихах Давид подчеркивает, что те, кто поднял восстание и пытается якобы сбросить оковы, вызывают смех и гнев Господний.

Другие интересные статьи:

Все их попытки свергнуть власть Помазанника Господнего закончатся их поруганием и посмеянием. Ни аммонитяне, ни сирийцы не смогли свергнуть царствование Давида, его охрана была на небесах.

Слова Бога, произнесенные в стихе 7, пронесены через всю Библию в Ветхом и Новом Завете, где говорится о том, что Господь родил Сына Своего.

Читайте также:  Молитва вдовы об усопшем супруге - священный текст, читаемый до и после 40 дней

Сыном Божьим считает себя царь Давид, здесь же мы находим подтверждение о том, что Мессия, посланный на землю, был с Богом изначально, от сотворения мира.

Как сын Божий псалмопевец уверен в силе защиты Господней. Никакое оружие на земле не может быть успешным против покровительства Божьего.

На примере царства Давида в псалме 2 пророчествуется о царстве Мессии

В стихах 8-9 звучит сильнейшее обетование от Творца. Дети Божьи могут просить у Господа все — от края до края земли, и все будет дано, если просят на добро и с верой.

Все проблемы и враги поразятся жезлом из железа и исчезнут, как осколки глиняного сосуда. Сосуд лепит горшечник, Богом все сотворено, и Он имеет власть миловать и сокрушать.

Жития ветхозаветных праведников:

Бог дает Давиду право властвовать на всей земле, имея в руках жезл железный, а враги станут слабыми, как глиняные сосуды. Всех восставших на царского помазанника ждет смерть и поражение.

10-11 стих содержит обращение к царям, то есть всем, кому дана власть, с наставлением служить Творцу с трепетом и страхом.

Важно! Только наполнившись разумом, познав всю силу гнева и благодати Господней, можно не погибнуть. Воюющих с Творцом и Миссией ожидает поражение на всех жизненных фронтах.

Текст молитвы псалом 2

На церковнославянском языке с ударениями

Во время богослужения текст псалма 2 читается на церковнославянском (старославянском) языке. Он позволяет создать особую атмосферу, чтобы донести слова молитвы до Бога:

1 Вску́ю шата́шася язы́цы, и лю́дие поучи́шася тще́тным?

2 Предста́ша ца́рие зе́мстии, и кня́зи собра́шася вку́пе на Го́спода и на Христа́ Его́.

3 Расто́ргнем у́зы их и отве́ржем от нас и́го их

4 Живы́й на Небесе́х посмее́тся им, и Госпо́дь поруга́ется им.

5 Тогда́ возглаго́лет к ним гне́вом свои́м и я́ростию Свое́ю смяте́т я́

6 Аз же поста́влен есмь Царь от Него́ над Сио́ном, горо́ю свято́ю его́,

7 возвеща́яй повеле́ние Госпо́дне. Госпо́дь рече́ ко Мне: Сын Мой еси́ Ты, Аз днесь роди́х Тя.

8 Проси́ от Мене́, и дам Ти язы́ки достоя́ние Твое́, и одержа́ние Твое́ концы́ земли́.

9 Упасе́ши я́ жезло́м желе́зным, я́ко сосу́ды скуде́льничи сокруши́ши я́.

10 И ныне, ца́рие, разуме́йте, накажи́теся вси судя́щии земли́.

11 Рабо́тайте Го́сподеви со стра́хом и ра́дуйтеся Ему с тре́петом.

12 Приими́те наказа́ние, да не когда́ прогне́вается Госпо́дь и поги́бнете от пути́ пра́ведного, егда́ возгори́тся вско́ре я́рость Его́. Блаже́ни вси наде́ющиеся Нань.

На русском языке

Чтобы уменьшить сложность восприятия и понимания отдельных строк молитвы для современного верующего, а также возможности чтения молитвы в домашних условиях (келейно), молитва переведена на русский язык. Если читать псалом 2 на русском языке, его содержание более глубоко проникает в душу:

1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?

2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.

3 Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их.

4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.

5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:

6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;

7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;

8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;

9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».

10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!

11 Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом.

12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

Псалом Давида

Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?

Для чего разъярились язычники и народы замыслили тщетное?

Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его.

Предстали цари земные и князья собрались вместе против Господа и против Помазанника Его:

Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их.

«Расторгнем узы их и сбросим с себя иго их!»

Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругается им.

Живущий на небесах осмеёт их, и Господь опозорит их.

Тогда возглаголет к ним гневом своим и яростию Своею смятет я.

Тогда обратится к ним во гневе Своём и в ярости Своей смутит их.

Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его,

Я же поставлен Им царём над Сионом, горою святою Его;

возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя.

возвещаю повеление Господне: Господь сказал Мне: «Ты – Сын Мой, Я сегодня родил Тебя.

Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли.

Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твоё, и во владение Твоё – концы земли.

Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я.

Будешь пасти их жезлом железным, как сосуды горшечника сокрушишь их».

И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли.

И ныне, цари, поймите, научитесь, все судьи земли.

Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом.

Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом.

Приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющиися Нань.

Примите наставление, чтобы не прогневался Господь, и вы погибнете, сбившись с пути праведного, когда вскоре возгорится ярость Его. Блаженны все, надеющиеся на Него!

1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?
2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.
3 «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».
4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.
5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:
6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».
10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!
11 Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом.
12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

Слушать Псалом 2

Истолковать второй Псалом коротко можно так:

  • Почему племена и народы замышляют против Господа разные предприятия? Мятутся и не могут найти покоя?
  • Цари и народы совещаются между собой, стоят коварный план для того, чтобы противостоять Иисусу Христу и говорят:
  • Снимем с себя эти цепи, которые Бог и Его сын надели на нас.
  • Но Бог, живущий на небесах, смеется над ними.
  • Будучи во гневе и ярости, Он говорит своему Сыну, что помазал Его царем над всеми этими народами как мятежными, так и праведными. Всю землю отдал Ему во владение. Признает Его своим Сыном, говорит о Его рождении.
  • Бог предлагает Иисусу все земли в качестве наследства, чтобы Он владел ими.
  • Господь обещает, что Иисус Христос сможет сокрушить непокорные племена железным жезлом, да так, что они разобьются, как разбивается глиняная посуда.
  • Давид пытается вразумить царей и народы, которые не хотят повиноваться Богу, чтобы они передумали и начали служить Всемогущему. Делали это с трепетом и радостью.
  • Давид говорит о том, что для того чтобы Бог не прогневался и не излил праведный гнев свой, необходимо чтить Его сына Иисуса Христа. Божий гнев рано или поздно возгорится. Главное, не опоздать и вовремя принять самое важное решение в своей жизни – повиноваться тому, кто создал Землю. По-настоящему счастливым может быть только тот, кто уповает на Бога.

Второй Псалом состоит из 9 стихов и 12 предложений. Находится на странице 569 Библии синодального перевода. Исполнил второй Псалом царь Давид.

Псалом 22

Псалом 22. Текст молитвы

1 Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:
2 Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,
3 подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.
4 Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня.
5 Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.
6 Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.

Толкование на Псалом 22

  1. «Господь пастырь мой» — пишет Царь Давид, воздавая Богу благодарность за защиту от греха, покровительство, обозначая то, что он согласен следовать за Богом. Это — пример величайшего доверия.
  2. «Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим» — «Злачны е пажит и»- луга, на которых пасутся стада, богатые питательной и вкусной травой. «Вод ы тихи е» — неиссякаемые источники. Бурные реки часто пересыхают, а тихие воды вечны.
  3. « подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего» — человек не может достичь святости исключительно своими усилиями. Бог же Совершенен, без Его подкрепления и помощи человек не справится с силами, которые тащат его душу в ад. Поэтому псалмопевец благодарен Господу, не оставляющему его на этом трудном пути, направляющим на стези правды, ведущие в рай.
  4. « Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня» — Жезлом и посохом пастух охраняет свое стадо. У Господа в этом псалме образ Пастыря, он укрывает человека, конечно, посох и жезл — лишь образы. Господь не нуждается в них, чтобы охранить человека, свое творение.
  5. «Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена» — на востоке голову умащивали елеем в знак великой радости, благодарности, которую человек испытывает к своему Небесному Отцу.

История написания

Царь Давид, автор Псалма 22 — второй царь народа Израиля после Саула, младший сын Иессея (Ишая) из Вифлеема (Бет-Лехема), и это — удивительная личность в мировой истории. Даже, если отбросить библейскую историю, мы не знаем авторов Псалмов, как литературных произведений, равных ему. Царь Давид дал Иерусалиму настолько мощную духовную основу, что он стал религиозным центром, фактически это изменило ход мировой истории. Талант Царя Давида был не только политическим. Его псалмы стали частью христианской жизни, без них невозможно представить богослужения. Речь идет не только об их глубоком христианском содержании, но и о безусловном литературном таланте, с которым они написаны. Мы видим Божественный дар, которым не обладал ни один из современников царя Давида.

Царь Давид стал родоначальником гимнографической традиции Церкви. Пусть не каждый псалом Псалтири — его авторства, но именно царь Давид открыл эту традицию. На его произведениях выросла и построилась вся гимнография Церкви. Эта форма разговора с Богом, выражения благодарности и любви сохранилась до сих пор, остается образцом и классикой.

Избранность царя Давида отмечена и тем, что Христос — потомок Давида, еще при жизни царя пророк Нафан сказал ему, что от него произойдет Мессия (см.: 2 Цар. 7, 14–16).

Псалмы Царя Давида в большинстве своем — выражение счастья, радости, восторга перед величием Творца. Он ликует и славит Господа. Псалмы написаны словно для того, чтобы мы не забывали, кому обязаны своим бытием, существованием на земле и с благодарностью принимали все, что нам выпадет перенести.

Когда читают Псалом 22

  • Перед Причастием;
  • Во время покаяния;
  • В знак благодарности Господу;
  • В трудную минуту, когда человек чувствует, что идет «долиною смертной тени».

Ссылка на основную публикацию