Псалом 21: текст молитвы, значение и история, толкование, для чего читают и правила чтения священного текста

Псалом 21

В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду

К исполнению, о заступлении утреннем. Псалом Давида.

1 Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси? Далече от спасения моего словеса грехопадений моих.

1 Боже, Боже мой, внемли мне, для чего Ты оставил меня? Удалила меня от спасения вина грехопадений моих.

2 Боже мой, воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне.

2 Боже мой, я буду взывать днём – и Ты не услышишь; и ночью – и это не вменится в неразумие мне.

3 Ты же во Святем живеши, хвало Израилева.

3 Но Ты живёшь во святилище, Похвала Израиля!

4 На Тя уповаша отцы наши, уповаша и избавил еси я.

4 На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавил их;

5 К Тебе воззваша, и спасошася, на Тя уповаша, и не постыдешася.

5 к Тебе воззвали – и спаслись, на Тебя уповали – и не постыдились.

6 Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей.

6 А я червь, а не человек, поношение для людей и ничтожество в народе!

7 Вси видящии мя поругаша ми ся, глаголаша устнами, покиваша главою:

7 Все взирающие на меня поглумились надо мною, говорили устами, кивали головою:

8 упова на Господа, да избавит eго, да спасет eго, яко хощет eго.

8 “Он уповал на Господа, пусть избавит его, пусть спасёт его, ибо он угоден Ему!”

9 Яко Ты еси исторгий мя из чрева, упование мое от сосцу матере моея.

9 Ибо Ты – извлекший меня из чрева, надежда моя от сосцов матери моей,

10 К Тебе привержен есмь от ложесн, от чрева матере моея Бог мой еси Ты.

10 на Тебя оставлен я от утробы, от чрева матери моей – Ты Бог мой.

11 Да не отступиши от мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми.

11 Не отступи от меня, ибо скорбь близка, ибо нет помощника мне.

12 Обыдоша мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя.

12 Окружило меня множество тельцов, быки тучные обступили меня,

13 Отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй.

13 открыли против меня уста свои, как лев, хватающий и рычащий.

14 Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости моя, бысть сердце мое яко воск, таяй посреде чрева моего.

14 Как вода я разлился, и рассыпались все кости мои; стало сердце моё, как воск, тающий среди внутренности моей.

15 Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси.

15 Иссохла, как черепок, сила моя, и язык мой прилип к гортани моей, и в прах смерти Ты низвёл меня.

16 Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя, ископаша руце мои и нозе мои.

16 Ибо окружило меня множество псов, сборище злодеев обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.

17 Исчетоша вся кости моя, тии же смотриша и презреша мя.

17 Пересчитали все кости мои, сами же наблюдали и взирали на меня.

18 Разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий.

18 Разделили одежды мои себе и об одеянии моём бросали жребий.

19 Ты же, Господи, не удали помощь Твою от мене, на заступление мое вонми.

19 Ты же, Господи, не удали помощь Твою от меня, к заступлению меня обратись!

20 Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою.

20 Избавь от меча душу мою и из руки пса – одинокую мою.

21 Спаси мя от уст львовых и от рог единорожь смирение мое.

21 Спаси меня из пасти льва, и от рогов единорогов меня, смиренного.

22 Повем имя Твое братии моей, посреде церкве воспою Тя.

22 Возвещу имя Твоё братьям моим, посреди собрания воспою Тебя.

23 Боящиися Господа, восхвалите Его, все семя Иаковле, прославите Его, да убоится же от Него все семя Израилево.

23 Боящиеся Господа, восхвалите Его, всё семя Иакова, прославь Его, да убоится же Его всё семя Израиля!

24 Яко не уничижи, ниже негодова молитвы нищаго, ниже отврати лице Свое от мене, и егда воззвах к Нему, услыша мя.

24 Ибо Он не пренебрёг, и не вознегодовал на моление нищего, и не отвратил лица Своего от меня, и когда я воззвал к Нему, услышал меня.

25 От Тебе похвала моя, в церкви велицей исповемся Тебе, молитвы моя воздам пред боящимися Его.

25 От Тебя – хвала моя, в собрании великом я прославлю Тебя, обеты мои воздам пред боящимися Его.

26 Ядят убозии и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века.

26 Будут есть бедные и насытятся, и восхвалят Господа ищущие Его: будут живы сердца их во век века.

27 Помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык.

27 Вспомнят и обратятся ко Господу все концы земли, и поклонятся пред Ним все племена народов,

28 Яко Господне есть царствие, и Той обладает языки.

28 ибо Господне Царство, и Он владычествует над народами.

29 Ядоша и поклонишася вси тучнии земли, пред Ним припадут вси низходящии в землю, и душа моя Тому живет.

29 Поели и поклонились все тучные земли; пред Ним припадут все нисходящие в землю. И душа моя для Него живёт,

30 И семя мое поработает Ему, возвестит Господеви род грядущий.

30 и семя моё будет служить Ему, возвещено будет Господу о роде грядущем;

31 И возвестят правду Его людем рождшымся, яже сотвори Господь.

31 и возвестят они правду Его народу, который родится, – что сотворил Господь.

Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси? Далече от спасения моего словеса грехопадений моих. Боже мой, воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне. Ты же во Святем живеши, хвало Израилева. На Тя уповаша отцы наши, уповаша и избавил еси я. К Тебе воззваша, и спасошася, на Тя уповаша, и не постыдешася. Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей. Вси видящии мя поругаша ми ся, глаголаша устнами, покиваша главою: упова на Господа, да избавит его, да спасет его, яко хощет его. Яко Ты еси исторгий мя из чрева, упование мое от сосцу матере моея. К Тебе привержен есмь от ложесн, от чрева матере моея Бог мой еси Ты. Да не отступиши от мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми. Обыдоша мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя. Отверзоша на мя уста Своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй. Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости моя, бысть сердце мое яко воск, таяй посреде чрева моего. Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси. Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя, ископаша руце мои и нозе мои. Исчетоша вся кости моя, тии же смотриша и презреша мя. Разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий. Ты же, Господи, не удали помощь Твою от мене, на заступление мое вонми. Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою. Спаси мя от уст львовых и от рог единорожь смирение мое. Повем имя Твое братии моей, посреде церкве воспою Тя. Боящиися Господа, восхвалите Его, все семя Иаковле, прославите Его, да убоится же от Него все семя Израилево. Яко не уничижи, ниже негодова молитвы нищаго, ниже отврати лице Свое от мене, и егда воззвах к Нему, услыша мя. От Тебе похвала моя, в церкви велицей исповемся Тебе, молитвы моя воздам пред боящимися Его. Ядят убозии и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века. Помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык. Яко Господне есть царствие, и Той обладает языки. Ядоша и поклонишася вси тучнии земли, пред Ним припадут вси низходящии в землю, и душа моя тому живет. И семя мое поработает Ему, возвестит Господеви род грядущий. И возвестят правду Его людем рождшымся, яже сотвори Господь.

Псалом 21

Из всех песней псалтыри самые разнообразные по форме стиха и красоте образов – псалмы, пророчествующие о пришествии Мессии. Один из них – 21 псалом Давида. На землю придет Спаситель мира – Господь Иисус Христос, говорится в тексте, перенесет искупительные страдания и воскреснет. Это одна из причин, по которой псалом 21 часто цитируется в Евангелии.

Текст молитвы псалом 21

На церковнославянском языке с ударениями

1 В коне́ц, о заступлении утреннем, псалом Давиду

2 Бо́же, Бо́же мой, вонми́ ми, вску́ю оста́вил мя еси́? Дале́че от спасе́ния моего́ словеса́ грехопаде́ний мои́х.

3 Бо́же мой, воззову́ во дни, и не услы́шиши, и в нощи́, и не в безу́мие мне.

4 Ты же во Святе́м живе́ши, хвало́ Изра́илева.

5 На Тя упова́ша отцы́ на́ши, упова́ша и изба́вил еси́ я́.

6 К Тебе́ воззва́ша, и спасо́шася, на Тя упова́ша, и не постыде́шася.

7 Аз же есмь червь, а не челове́к, поноше́ние челове́ков и уничиже́ние люде́й.

8 Вси ви́дящии мя поруга́ша ми ся, глаго́лаша устна́ми, покива́ша главо́ю:

9 упова́ на Го́спода, да изба́вит его, да спасе́т его, я́ко хощет его..

10 Яко Ты еси́ исто́ргий мя из чре́ва, упова́ние мое́ от сосцу́ ма́тере моея́.

11 К Тебе́ приве́ржен есмь от ложе́сн, от чре́ва ма́тере моея́ Бог мой еси́ Ты.

12 Да не отсту́пиши от мене́, я́ко скорбь близ, я́ко несть помога́яй ми.

13 Обыдо́ша мя тельцы́ мно́зи, юнцы́ ту́чнии одержа́ша мя.

14 Отверзо́ша на мя уста́ своя́, я́ко лев восхища́яй и рыка́яй.

15 Яко вода́ излия́хся, и разсы́пашася вся ко́сти моя́, бысть се́рдце мое́ я́ко воск, та́яй посреде́ чре́ва моего́.

16 И́зсше я́ко скуде́ль кре́пость моя́, и язы́к мой прильпе́ горта́ни моему, и в персть сме́рти свел мя еси́.

17 Яко обыдо́ша мя пси мно́зи, сонм лука́вых одержа́ша мя, ископа́ша ру́це мои́ и но́зе мои́.

18 Исчето́ша вся ко́сти моя́, ти́и же смотри́ша и презре́ша мя.

19 Раздели́ша ри́зы моя́ себе́, и о оде́жди мое́й мета́ша жре́бий.

20 Ты же, Го́споди, не удали́ по́мощь Твою от мене́, на заступле́ние мое́ вонми́.

21 Изба́ви от ору́жия ду́шу мою, и из руки́ пе́сии единоро́дную мою.

22 Спаси́ мя от уст льво́вых и от рог единоро́жь смире́ние мое́.

23 Пове́м и́мя Твое́ бра́тии мое́й, посреде́ це́ркве воспою́ Тя.

24 Боя́щиися Го́спода, восхвали́те Его, все се́мя Иа́ковле, просла́вите Его, да убои́тся же от Него́ все се́мя Изра́илево.

25 Яко не уничижи́, ниже́ негодова́ моли́твы ни́щаго, ниже́ отврати́ лице́ Свое́ от мене́, и егда́ воззва́х к Нему, услы́ша мя.

26 От Тебе́ похвала́ моя́, в це́ркви вели́цей испове́мся Тебе́, моли́твы моя́ возда́м пред боя́щимися Его.

27 Ядя́т убо́зии и насы́тятся, и восхва́лят Го́спода взыска́ющии Его, жива́ бу́дут сердца́ их в век ве́ка.

28 Помяну́тся и обратя́тся ко Го́споду вси концы́ земли́, и покло́нятся пред Ним вся оте́чествия язы́к.

29 Яко Госпо́дне есть ца́рствие, и Той облада́ет язы́ки.

30 Ядо́ша и поклони́шася вси ту́чнии земли́, пред Ним припаду́т вси низходя́щии в зе́млю, и душа́ моя́ тому́ живе́т.

31 И се́мя мое́ порабо́тает Ему, возвести́т Го́сподеви род гряду́щий.

32 И возвестя́т пра́вду Его лю́дем ро́ждшымся, я́же сотвори́ Госпо́дь.

На русском языке

1 К исполнению, о заступлении утреннем. Псалом Давида.

2 Боже мой! Боже мой! [внемли мне] для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего.

3 Боже мой! я вопию днем, — и Ты не внемлешь мне, ночью, — и нет мне успокоения.

4 Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля.

5 На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их;

6 к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде.

7 Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе.

8 Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою:

9 «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему».

10 Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей.

11 На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты — Бог мой.

12 Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет.

13 Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня,

14 раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий.

15 Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей.

16 Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной.

17 Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.

18 Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище;

19 делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий.

20 Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне;

21 избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою;

22 спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня.

23 Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя.

24 Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля,

25 Ибо Он не пренебрёг, и не вознегодовал на моление нищего, и не отвратил лица Своего от меня, и когда я воззвал к Нему, услышал меня.

26 О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его.

27 Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки!

28 Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников,

29 ибо Господне есть царство, и Он — Владыка над народами.

30 Поели и поклонились все тучные земли; пред Ним припадут все нисходящие в землю. И душа моя для Него живёт,

31 Потомство [мое] будет служить Ему, и будет называться Господним вовек:

32 придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь.

История написания

Особого события, которое послужило поводом к написанию текста, нет. Историки и богословы предполагают, что 21 псалом Давида был написан во время незаслуженных тяжелых гонений от Саула, предположительно в пустыне Маон. Тогда пророк думал, что он оставлен Богом, а положение казалось безвыходным.

Читайте также:  Акафист святителю Спиридону Тримифунтскому чудотворцу

Для чего читают псалом 21?

В зависимости от необходимости псалом 21 читать рекомендуется в следующих случаях:

  • в защиту от природных катаклизмов и бедствий, несчастных случаев;
  • да сдержит Господь пожар, чтобы не было большого ущерба;
  • когда есть потребность поблагодарить, прославить Бога в отношении к отдельным лицам;
  • когда необходима надежда на Бога в страхе и смущении души;
  • в скорби и горьких обстоятельствах.

Толкование

Текст песни насыщен сравнениями и аллегориями, поэтому хорошо читать псалом 21 на русском языке и разобрать толкование святых отцов.

  • Стих 1: Древние исследователи псалтыри, святые Феодорит и Григорий Богослов, дают толкование псалма 21 как предсказание о Христе. Слова «на заступление» означают просьбу о защите. В некоторых стихах 21 псалом Давида написан от лица Христа, который просит Отца о помощи и укреплении в предстоящих страданиях. По мнению некоторых толкователей, прибавление «утреннем» здесь означает «Христовом», потому что именно Христос – образ рассвета, солнца правды и познания. Автор дает и нам пример молитвы в минуты бед и страшных испытаний.
  • Стих 2: Господь слышит нас всегда. Но здесь псалом 21 показывает, что и Иисус Христос смутился, как и свойственно человеку, перед лицом испытаний. Тем более, что Он не был ни в чем виноват, но несет наказание для искупления тех, кто согрешил. Потому и нам нужно помнить, что Бог не помогает тем, кто живет в постоянных грехах.
  • Стих 3: Здесь пророк показывает, почему даже в самый тяжелый момент молитвы бывают безответны. Иисус Христос молился в шестом и девятом часу – «во дни и в нощи», и не был услышан, так как таков был замысел Божий ради спасения людей.
  • Стихи 4-6: Давид здесь образно обозначает принадлежность Христа к Единой Троице и подчеркивает одно желание Отца и Сына – спасение человечества. На это надеялись и «отцы» израильские, поэтому и могут быть уверены в помощи Божией современные христиане.
  • Стих 7: Несмотря на эти уничижительные слова, здесь Давид намекает на большую силу. Как незаметный червь может принести вред, так и человек, признающий себя незначительным, смиренным, может уклониться от злых козней демонов и достичь спасения. Так и поношения, бесчестия, которые перенес Господь перед смертью, никак не повлияли на Его Божественную славу.
  • Стихи 8-9: Все насмешки и злые слова Господь перетерпел, надеясь на помощь Небесного Отца.
  • Стихи 10-12: Потому что по Божьему замыслу было сверхъестественное зачатие Христа Спасителя и от рождения Он был наставляем от Бога. И человеческая душа рождается от Бога и направляется Им в жизни.
  • Стихи 13-18: В то время, как влиятельные иудейские старейшины и учителя искали, в чем уличить Христа, апостолы (образ которых здесь – кости), смутились и разбежались. Далее пророк описывает, как Спаситель страдал на кресте от физических мучений, жажды, душевной скорби, как издевались над Ним бесстыдные и жестокосердные иудеи и язычники.
  • Стих 19: Эти слова употребляются на службах Страстной седмицы. Богословы и историки дают следующее толкование: когда Спасителя распяли, воины бросили жребий, чтобы выбрать, кто из них возьмет цельнотканую одежду Христа, и разделили ризы.
  • Стихи 20-21: Здесь снова – просьба о помощи, чтобы Бог воскресил Своего Сына на третий день.
  • Стих 22: В этом стихе Давид под «рогом» подразумевает фарисейскую гордыню и просит Бога избавить «единородную», то есть душу, от нападок гордых людей.
  • Стих 23: Толкователи говорят, что под «именем» здесь значится вочеловечившийся Иисус Христос как лицо Святой Троицы. Именно это возвещает Спаситель братии – апостолам, и о чем призваны говорить и все христиане, и вся Церковь.
  • Стих 24: Пророк, предвидя победу Мессии и Воскресение Христа, призывает всех, в том числе язычников и иудеев, распространить это известие по миру, славить Спасителя.
  • Стихи 25-26: Нищим здесь Господь называет Себя в человеческом образе, победившего с помощью Бога дьявола. Не смотря на то, что Христос принял человеческую немощь, Бог Отец услышал Его молитву. Так основалась Церковь как дом Божий, в которой все соборно прославляют Бога.
  • Стихи 27-29: Псалмопевец указывает, что в новой созданной Церкви верующие насытятся духовной пищей – в молитве и таинствах, найдут источник вечной жизни, освободятся от рабства идолам, страстям и порокам.
  • Стихи 30-32: Христиане станут богатыми добрыми делами и благочестием, будут жить надеждой на освобождение от греха, своим примером возвещать правду о Христе, — таким уверением завершается псалом 21.

В чем заключается духовная польза чтения Псалтири?

Святитель Амвросий Медиоланский говорит: «Во всем писании дышит благодать Божия, но в сладкой песне псалмов дышит она преимущественно. История наставляет, закон учит, пророчествует, предвозвещает, нравоучение убеждает, а книга псалмов убеждает во всем этом и есть самая полная врачебница спасения человеческого». В храме псалмы читаются ежедневно за всяким утренним и вечерним богослужением. В чем же заключается духовная польза чтения Псалтири? Почему важно неукоснительно использовать эту книгу в своем домашнем молитвенном правиле? На эти вопросы отвечают священнослужители Русской Православной Церкви.

Читая Псалтирь, мы, несмотря на все наши грехопадения, воздвигаем свои сердца горе

– Псалтирь – собрание, должно быть, самых древних богослужебных текстов, составленных в разное время разными людьми, но в основе своей написанных ветхозаветным царем и пророком Давидом. Уже исходя из того, что книга эта – богослужебная по преимуществу, польза её заключается в возможности теснейшего и живого молитвенного общения человека с Богом. А цель такого общения – наше освящение и приобщение благости Божией. Кроме богослужебного употребления, существует древняя православная традиция домашнего, или «келейного», чтения этой великой книги. В любом случае, духовная польза чтения Псалтири заключается в принесении духовных плодов, которые суть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Всё это – дары Духа Святого, но подаются они ищущим Бога, и чтение Псалтири, с одной стороны, служит исповеданием этого нашего искания, а с другой – в этом искании нам помогает. Потому что псалмопевец Давид именно и отличался крайним своим, всецелым устремлением к Богу. Притом он не лишен был грехов и треволнений, и страхов, и борений (всё это нашло отражение в Псалтири), как это свойственно и нам. Но всю эту житейскую, скажем так, мятежность Давид преодолевал непрестанно крайним упованием на Бога с любовью и покаянием. Вот почему, читая Псалтирь, мы вместе с этим великим мужем и сами, несмотря на все наши грехопадения, скорби и трудности, воздвигаем свои сердца горе, в надежде, что Господь не оставит нас, но по молитвам святого, также познавшего трудности земного странствия, подаст нам решимость неотступного и повседневного устремления ко Господу и упования на Него. А то, что Господь никогда не оставляет человека, имеющего такое сокрушенное сердечное расположение и соответствующие труды, – множество подтверждений этому мы опять же находим в Псалтири, где Давид снова и снова благодарит Господа за то, что во всех многосложных и опасных обстоятельствах жизни Он не оставляет раба Своего, одаривая многими милостями и щедротами, главная из которых – сама возможность теснейшего и живого общения с Богом.

Строки Псалтири остаются актуальными вот уже почти три тысячи лет

– Псалтирь – самая популярная сейчас книга Ветхого Завета. Исходя из смысла коротких песней, которые раньше исполнялись под аккомпанемент похожего на гусли инструмента, можно понять, что их авторы ставили своей целью восхваление Бога в любых житейских ситуациях: от покаяния и славления Бога до восхождения на крутые ступени ветхозаветного храма. А поскольку и у современного читателя довольно разнообразная жизнь, то и строки Псалтири остаются актуальными вот уже почти три тысячи лет. К сожалению, существует довольно серьезный перегиб в обществе: многие считают Псалтирь исключительно книгой, чтомой по усопшим. Но это умаляет значение прекрасного труда пророка Давида и единомышленников. Ведь те строки о покаянии, о справедливости Божией, о Его милости, о заботе и о долге верного последователя помогают не только усопшим, но более читающим. Именно в этом я вижу источник духовной пользы Псалтири.

– В Евангелии от Матфея мы читаем о событиях, которые происходили на Голгофе: А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46). Этот текст воспроизводится Христом из Псалтири: Боже мой, Боже мой, для чего Ты оставил Меня? (Пс. 21, 2). Таким образом, Господь Иисус Христос научает нас, что в самые тяжелые моменты жизни нужно обращаться к святой Псалтири и от ее псалмов находить для себя молитвенные слова утешения. И действительно, когда мы молимся по Псалтири, то, с одной стороны, восхваляем Бога, так как в еврейской традиции эта книга с древности называется – Книга Восхвалений (ивр. ‏ תהלים ‏‎ (тəhилим). А с другой стороны, многие псалмы имеют покаянную содержательность, направленность, и они подсказывают нам такие слова, которые помогают нам в сердечном раскаянии перед Богом раскрыть свою душу и совершить акт настоящего покаяния. А так как в Псалтири не только покаянные, но и хвалительные псалмы, мы и каемся пред Богом, читая Псалтирь, и прославляем Его, читая Псалтирь, а также воспеваем Его чудные Имена, которые во множестве присутствуют на страницах Псалтири, когда говорится о Боге – Великом, Могущем, Милосердном, Любвеобильном и т.д.

В Древней Руси Псалтирь была излюбленным чтением. По Псалтири учили детей читать

В Древней Руси Псалтирь была излюбленным чтением. По Псалтири учили детей читать. И когда в Советское время занимались изучением берестяных грамот, то, хотя люди в основном на бересте писали на житейские темы, можно было выявить скрытые цитаты. По скрытым цитатам определили, что самой читаемой книгой Древней Руси является именно Псалтирь. Второе место занимали притчи царя Соломона. Уж не знаю почему. Может, потому, что там очень часто затрагивается семейная тематика, воспитание детей, – то, что было близко нашим предкам, которые воспринимали Православие прежде всего как образ жизни.

Чтение Псалтири – это особое состояние духа: когда человек погружается в эти глаголы, он как бы стяжает ангельскую благодать. Мы знаем, что ангелы непрестанно предстоят Престолу Божию и воспевают Его чудные Имена. И всякий раз, когда православный христианин или христианка, взрослый человек или ребенок открывают Псалтирь и начинают по ней молиться, они присоединяются к ангельскому хору. И, живя на земле, они как бы оказываются на небесах.

Псалтирь – это Божие слово к нам. Сам Бог дал нам Псалтирь как пример и образец молитвы

– Почему важно читать Псалтирь, а не только молитвослов или акафисты? Потому что псалмы – это не просто древние, трудно понятные молитвы, как многие думают, а часть Священного Писания, данного нам Самим Богом. Если любая молитва – наше обращение к Богу, стремление к Нему, подобно как пламя свечи устремляется к небу, то Псалтирь – это Божие слово к нам, это свет, нисходящий с неба и просвещающий самые тайные стороны нашей души. Псалтирь – книга Богооткровенная. Через царя и пророка Давида Сам Бог дал нам Псалтирь как пример и образец молитвы. «Вот так вы должны обращаться ко Мне, каяться во грехах, чего-то просить, прославлять Своего Творца и восхищаться Промыслом Божиим», – говорит нам Господь через священную книгу Псалтири.

Псалтирь – духовная защита от любых темных сил

Псалтирь включает в себя всё, все виды молитв: здесь и покаяние во грехах, и прошение в различных нуждах, скорбях нашей жизни, и благодарение Бога за Его многочисленные благодеяния, и радостное славословие Господа как нашего Отца и Промыслителя. Псалтирь – духовная защита от любых темных сил, и вместо того чтобы всюду бояться какой-то там порчи, достаточно просто читать регулярно Псалтирь, так что к тебе не приблизится никакой искуситель. Не случайно псалмы включены практически во все церковные моления и молебны.

Псалтирь вкратце излагает Священную историю – от сотворения мира и вплоть до Страшного Суда, о котором сказано, что Господь грядет судити земли: судити вселенней в правду и людем истиною Своею (Пс. 95, 13). Всё наше богослужение насыщено священными строками из Псалтири, поэтому тот, кто дома читает псалмы, тот и в храме лучше понимает богослужение.

Псалтирь – это камертон, который задает очень точный тон всей духовной жизни

Иногда говорят, что мы не понимаем псалмов, и, значит, зачем их читать. Но если мы не понимаем состав лекарства, то это не значит, что в болезни мы не должны его принимать. Как еще говорят, «ты не понимаешь, зато бесы понимают»: они отходят от искушаемого человека, когда слышат священные слова псалмов. Если не начать читать Псалтирь, то ты ее так никогда и не научишься понимать. Смысл становится понятен по мере нашего возрастания и духовного опыта, когда псалмы входят в нашу духовную жизнь, когда они становятся созвучны голосу нашего сердца.

Псалтирь имеет исключительную ценность, о которой мы подчас не задумываемся. Эту ценность трудно передать на словах. Ее понимаешь со временем. Псалтирь – это как камертон, который задает очень точный тон всей духовной жизни. Псалтирь дает нам духовную бодрость и трезвость, освобождает сердце от нашедших искушений, помогает выправить свой жизненный путь по стезе исполнения Божией воли.

Роль в православном христианстве пророческого псалма 21 из книги Псалтырь

История написания

На данный момент не существует точных данных об истории создания 21 псалма. Читая текст песни, можно прийти к выводу, что автор в момент написания подвергался тяжелым испытаниям. Создателем 21 псалма считается Давид. По тексту можно понять, что царь, находясь в скитаниях и страданиях, обращается за помощью к Господу, ведь горести эти незаслуженны. Псалом предположительно был написан в пустыне Маок.

Псалмы — это духовные религиозные песни

Видео «Псалом 21 из книги Псалтырь»

В этом видео вы можете прослушать аудиозапись псалма 21 из книги Псалтырь.

Значение и толкование псалма 21

Весь текст песни состоит из 32 стихов. Каждый из них имеет свое значение. В песне рассказывается о мучениях человека, который потерял свою связь с Господом. В псалме очень точно передаются чувства так называемой “потерянной души”, которая была оставлена Творцом.

Важным и интересным фактом является и то, что песня имеет не только мученский или жалобный характер. В ней же содержится и пророчество. Так в тексте песни говорится о скором пришествии Мессии. Также присутствуют и, пророческие моменты об описании страданий Сына Божьего, который придет только через несколько сотен лет для спасения человечества.

Вернемся же к толкованию отдельных частей священной песни. Условно ее можно разделить на две составляющие. Так, в начале царь Давид обращается к Господу как жертва с надеждой на поддержку. Здесь говорится о страданиях невиновного и одинокого человека, затем о силе его нерушимой веры, позже с мольбой о помощи. В конце автор благодарит Творца за посланную веру и утешение, здесь же царь Давид прославляет и его величие.

Читайте также:  Псалом 102: текст молитвы, значение и история, толкование, для чего читают и правила чтения священного текста

Читать псалом нужно утром

Как и в каких случаях читать псалом 21

Читать псалом нужно утром. Хотя, стоит заметить, что при этом нет каких-либо четких и строгих правил. Псалом вполне можно читать дома и в любое время, но предпочтение отдается началу дня.

Чаще всего люди читают текст этой песни для поддержания своего духа и силы веры. Этот текст поможет во время мучений или испытаний, которые выпали на людскую долю.

21 псалом — это священная песня, которая была написана человеком во времена его тяжелых испытаний. Она является жалобой и молитвой к утешению. Если человек читает этот священный текст искренне и с истинной верой в сердце, то Господь всегда услышит его.

Текст псалма 21

1 Начальнику хора. При появлении зари. Псалом Давида.

2 Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего.

3 Боже мой! Я вопию днем — и Ты не внемлешь мне, ночью — и нет мне успокоения.

4 Но Ты, Святой, живешь среди славословий Израиля.

5 На Тебя уповали отцы наши; уповали — и Ты избавлял их;

6 к Тебе взывали они — и были спасаемы; на Тебя уповали — и не оставались в стыде.

7 Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе.

8 Все, видящие меня, ругаются надо мной, говорят устами, кивая головой:

9 «Он уповал на Господа. Пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему».

10 Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей.

11 На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты — Бог мой.

12 Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет.

13 Множество тельцов обступили меня; тучные васанские окружили меня,

14 раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий.

15 Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось как воск, растаяло посреди внутренности моей.

16 Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прилип к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной.

17 Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.

18 Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище;

19 делят ризы мои между собой и об одежде моей бросают жребий.

20 Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! Поспеши на помощь мне;

21 избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою;

22 спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня.

23 Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя.

24 Боящиеся Господа! Восхвалите Его. Все семя Иакова! Прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля,

25 ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда этот воззвал к Нему.

26 О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его.

27 Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши вовеки!

28 Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли, и склонятся пред Тобою все племена язычников,

29 ибо Господне есть Царство, и Он — Владыка над народами.

30 Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей.

31 Потомство мое будет служить Ему и будет называться Господним вовек;

32 придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

21 псалом

Псалом 21: Христос в страданиях и славе

Оставлен! Словно бы обрек Единосущного на отчужденье Бог, Меж праведностью Сына и Отца Межою грех Адама лег. Тогда вселенную сотряс Осиротевшего Еммануила глас, Из одиночества в безмолвие направлен: “Зачем, Мой Отче, Я Тобой оставлен!” Из уст Его святых раздался он Среди погибшего творенья, Чтоб всяк, кто верует, Не одинок был больше ни мгновенья.

Элизабет Барретт Браунинг

21:1-3 К этому псалму нужно подходить с предельной торжественностью и благоговением – возможно, на почву такой святости вы еще не ступали. Вы поднимаетесь на Голгофу, где Пастырь добрый полагает жизнь Свою за овец. На протяжении трех часов земля была окутана густою тьмой. И вот “осиротевшего Еммануила глас” раздается в безмолвии вселенной: “Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?”

За этим мучительным вопросом лежит страшная реальность – страдающий Спаситель действительно был, в буквальном смысле и полностью, оставлен Богом. Вечный Сын, Который всегда был отрадою для Своего Отца, теперь забыт и отвержен. Совершенный Человек, безупречно исполнявший волю Божию, испытывает ужасное одиночество отлучения от Бога.

Возникает вопрос – “для чего?” Для чего святой и безгрешный Сын Божий попадает в средоточие ужасов вечной преисподней на эти долгие три часа тьмы? Писание дает нам несколько ответов. Прежде всего, Бог свят, праведен и справедлив, а это означает, что Он должен наказывать грех, когда бы его ни встретил. Не заметить грех или проигнорировать его для Бога невозможно. Это приводит нас ко второму пункту. Хотя у Господа Иисуса не было собственных грехов, Он взял на Себя наши грехи. Он добровольно принял на Себя обязательство заплатить за все наши беззакония. Наши долги были списаны с нас на Его счет, и Он добровольно стал их поручителем. Но что тогда мог сделать Бог? Все Его атрибуты, связанные с Его праведностью, требовали, чтобы грех был наказан. Однако сейчас Он видит, что Его Единородный Сын выступает в роли козла для отпущения грехов других. Его возлюбленный Сын понес на Себе наши грехи. Что сделает Бог, увидев, что наши грехи возложены на Его возлюбленного Сына?

Не могло быть ни малейших сомнений в том, что сделает Бог! Он целеустремленно излил всю ярость Своего праведного гнева на Своего возлюбленного Сына. Грозный поток божественного суда обрушился на невинную Жертву. Ради нас Бог оставил Христа, чтобы мы никогда не оказались оставлены.

Поэтому, когда мы читаем о глубочайших страданиях Христа, мы всегда должны отчетливо понимать, что все это Он вынес ради нас. Мы должны дополнять каждое предложение словами ради меня. Он был оставлен – ради меня. Когда я читаю, что Он сетовал: “далеки от спасения моего слова вопля моего”, я знаю, что это было ради меня. И ради меня небеса ничего не отвечали Ему днем и ночью.

21:4 Некоторое объяснение Своей оставленности Спаситель дает в словах: “Но Ты, Святой, живешь среди славословий Израиля”. Божия любовь требует, чтобы плата за грех была взыскана. Божия любовь осуществляет то, что требует Его святость. Он послал Своего Сына умереть в качестве заместительной жертвы. Теперь же, “коль правосудие сурово долг взыскало, пришла для милосердия пора”.

21:5, 6 Но вслушаемся! Спаситель все еще обращается к Своему Отцу, напоминая Ему, что патриархи никогда не были Им забыты. Их полные веры мольбы о помощи никогда не оставались без ответа. Ни разу не были они разочарованы, когда взывали о спасении. Несмотря на их грехи и заблуждения, Бог ни разу не нашел повода отвернуться от них. Такой приговор выпал лишь на долю незапятнанного Агнца Божиего!

21:7, 8 Он не только оставлен Богом, но на Его долю выпадают также презрение и отверженность в народе. Для созданий, сотворенных Его рукою, Христос даже не человек, а просто червь. Он познал горечь презрения и отторжения со стороны тех самых людей, которых Он пришел спасти. Даже когда Христос был распят на кресте, толпа зевак издевалась и насмехалась над вечным Спасителем, возлюбившим их души! Каким бы невероятным это ни казалось, они дразнили Его язвительными песенками, в которых высмеивали Его явную беспомощность и мнимую тщетность Его веры в Бога.

21:9 “Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему”! Именно так толпа глумилась над Ним при распятии (Мф. 27:39, 43).

21:10-12 Но Сын Божий теперь обращает Свой взор не на людей, а на Бога, и вспоминает Вифлеем. Ведь именно Бог извел Его из девственного чрева. Ведь это Бог хранил Его, беззащитного, в дни Его младенчества. Ведь это Бог поддерживал Его в течение всего Его детства и юности. В память о тех прошлых днях Божией любви Христос ныне призывает Бога приблизиться к Нему в этот час Его одиночества и скорбных испытаний.

21:13, 14 Множество преисполненных ненавистью людей на Голгофе составляли израильтяне. В метафоре Христа это тучные Васанские быки или лев, алчущий добычи и рыкающий. “Васан”, область к востоку от Иордана, славилась своими богатыми пастбищами и тучным, откормленным скотом. Амос в свое время употребил обращение “телицы Васанские”, упрекая погрязших в неправедной роскоши израильтян (Ам. 4:1). Когда Христос говорит здесь “тучные Васанские быки”, Он имеет в виду Своих соотечественников, которые даже в тот момент только и ждали возможности накинуться всем скопом и убить. Они подобны не только рассвирепевшим быкам, но и рыкающим, алчущим добычи львам. Мессия Израиля пришел на землю, а они устремились на Него, словно львы на агнца!

21:15, 16 Физические муки Христа были настолько нестерпимы, что это не поддается описанию. Предельно изможденный, Он пролился, как вода. Распятие на кресте вызвало растяжение связок, все кости Его рассыпались, вышли из суставов. Внутренние органы тоже находились в критическом состоянии. Его сердце, образно говоря, как воск, растаяло посреди Его груди. Его охватила невыносимая слабость, сила Его иссохла, как осколок необожженной глины. Его непрестанно мучила жажда; язык прилип к гортани. Все это неоспоримо означало, что Бог приблизил Его к персти смертной.

21:17, 18 Точно так же, как Своих иудейских мучителей Он сравнил с быками и львами, исполняющих казнь язычников Он называет: “псы”. Это стандартное иудейское выражение для обозначения язычников (Мф. 15:21-28). Здесь речь идет конкретно о римских стражниках, которые окружили Его, словно свора злобно рычащих собак. Именно таким было сборище злодеев, которые пронзили Его руки и ноги. Глядя на Его полуобнаженный торс, они видели, что из-под тонкой кожи выступают все кости. Они смотрели на это со злорадным удовольствием и удовлетворением.

21:19 Затем, как предрек Господь Иисус в одном из удивительных пророчеств этого псалма, солдаты делят ризы Его между собою и бросают жребий о Его одежде. Именно так все и происходило спустя столетия после пророчества:

“Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет” (Ин. 19:23, 24). 21:20-22 В последний раз в этом псалме Спаситель взывает к Богу о близости и о помощи. Он просит избавить Его от меча и от псов; и то, и другое символически указывает на язычников. Меч выступает символом властей предержащих (Рим. 13:4). В данном случае речь идет о римских властях с их прерогативой совершать смертную казнь. Под псами, как отмечено выше, подразумевались языческие стражники. Дальше, в стихе 22, Христос просит спасти Его от пасти льва и от рогов единорогов. Как мы убедились из стихов 13 и 14, эта метафора относится к иудеям, сказавшим Пилату: “мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть. ” (Ин. 19:7).

Фраза “услышав, избавь меня” является переломной; в этот момент совершается преображение, триумфальный переход от стиха 22 к стиху 23. Это стержень, который объединяет две части данного псалма. Поэтическая форма здесь явным образом переходит от скорбной мольбы к ликующему гимну. Страдания Господа Иисуса отныне и навеки уходят в прошлое. Его служение искупления закончено. Крест распятия сменяется венцом прославления!

При этом переходе к следующему стиху псалмопевец мгновенно переносит нас из времени первого пришествия Христа в дни Его Второго пришествия – с Голгофы на гору Елеонскую! И, хотя в псалме об этом не говорится, мы знаем, что в промежуточную эпоху произошли смерть Спасителя, Его погребение, Воскресение и Вознесение, а остальную ее часть занимает век Церкви, в который мы и живем.

21:23 В этом месте псалма Христос уже вернулся на землю, чтобы править миром в качестве Царя. Верный остаток Израиля вошел в это тысячелетнее Царство во всей его славе. Мессия Израилев готов свидетельствовать Своим иудейским братьям о верности Бога, ответившего на Его молитвы из первой части псалма. Ныне Христос прославляет Бога посреди собрания верующих.

21:24, 25 Следующие два стиха передают суть того, что Христос скажет искупленному Израилю в дни грядущего Миллениума. Торжественные параллелизмы характеризуют тех, к кому обращены призывы Христа – это “боящиеся Господа”, “семя Иакова” и “семя Израиля”. Он призывает их восхвалить Господа, прославить Его, и благоговеть перед Ним. Причиной этой благодарственной молитвы выступает то, что Бог услышал и не оставил без ответа стоны страдающего Христа, раздававшиеся во мраке Голгофы. Бог не презрел муки Своего возлюбленного Сына и не навеки скрыл лицо Свое от Него. Напротив, “Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем

Иисуса преклонилось всякое колено. и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца” (Флп. 2:9-11).

21:26 Хвала Мессии обращена Богу: “о Тебе хвала моя в собрании великом”. Христос в Своих муках дал обетование восхвалять Господа перед людьми, и теперь Он воздаст обеты Свои перед боящимися Его.

21:27 Последние шесть стихов этого псалма исходят из других уст. Теперь мы читаем слова из уст Святого Духа, рассказывающего об идеальном состоянии общества, которое установится в эпоху мира и процветания, принесенных тысячелетним Царством.

Тогда бедность будет изжита; бедные будут есть и насыщаться.

Вся земля воздаст хвалу Господу. Восхвалят Господа ищущие Его. На всех них обращено благословение Святого Духа: “да живут сердца ваши вовеки”.

21:28 Духовное возрождение охватит весь мир. Все концы земли тогда вспомнят, что совершил Христос на Голгофе, и обратятся к Господу. Все племена язычников, объединившись, поклонятся Ему с великим благоговением.

21:29, 30 Сам Господь будет править всем миром. Права на престол принадлежат Ему, и Он будет владычествовать над народами. Все сильные мира сего подчинятся Его власти, и все простые смертные преклонятся пред Ним – все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей.

21:31, 32 Слава Христа пребудет вечно. Поколение за поколением будет служить Ему и прославлять Его совершенство. Особая весть будет передаваться от поколения к поколению вовек – весть о том, что Христос праведно завершил великое деяние Искупления. Псалом 21 начинается с четвертого речения Христа на кресте – вопля об искуплении. А кончается он словами: “что сотворил Господь”, означающими в точности то же самое, что и седьмое речение распятого Христа: “совершилось!” (Ин. 19:30). Через века и столетия поколение за поколением будут передавать эту благую весть с восхищенной благодарностью за все, что сотворил Христос.

Читайте также:  Молитва святому Спиридону Тримифунтскому о жилье: о продаже и приобретении квартиры, дома, недвижимости

Комментарии МакДональда на Псалтирь, 21 псалом

Псалом 21

«О заступлении утреннем» – (по слав. тексту) понимаемое в буквальном смысле надписание указывает на просительное содержание псалма об “утренне й», возможно скорой помощи. Понимают это надписание и в смысле указания на время богослужебного исполнения – утром, чему отвечает и евр. надписание – «при появлении зари» . (Есть перевод – «об олени утреннем», т. е., мотив вокального исполнения должен походить на мотив песни, начинающейся словами «утренняя лань»). Давид изображает свое положение безвыходным: он делается предметом насмешки и находится в уничижении (Пс.21_3–9); враги его многочисленны и сильны (Пс.21_13–14); они “лукавы” , нечестивы, Давид же одинок (Пс.21_22), так что он считает свою гибель неизбежной и предвидит, как его подвергнут казни через распятие (Пс.21_17–19). В этом псалме Давид нигде не говорит о своей виновности пред Богом, а потому его страдания, при их незаслуженности являются особенно тяжелыми. Такая безвыходность положения Давида относится ко временам Саула, когда он был окружен с одной стороны горами, а с другой пустыней, а навстречу ему шел Саул с войском. Это было в пустыне Маон. Гибель Давида казалась неизбежной, но слух о нападении в это время на южные пределы государства филистимлян ( 1Цар. 23:24–28 ) побудил Саула выступить на защиту государства, чем и был спасен Давид.

Боже мой! Для чего Ты оставил меня? (2–3). Я все-таки буду взывать к Тебе (4–6). Я в презрении у народа: надо мной все издеваются (7–10). Моя надежда только на Тебя, моего Творца, к которому я привязан с детства. Не удаляйся от меня, но защити от врагов, готовых распять меня, всеми оставленного (11–23). Благословляю Тебя, Господи, за защиту. Пусть восхвалят Его все ищущие Его! Имя Его сделается великим среди всех народов и будет воспето по всему миру (24–32).

Пс.21:2 . Боже мой! Боже мой! [внемли мне] для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего.

Давид указывает на безвыходность своего положения в данном случае. По человеческому пониманию и последовательному ходу событий гибель Давида казалась неминуемой, почему у него бывали состояния, когда он видел себя совершенно оставленным Богом, вследствие чего и взывает: «Для чего Ты оставил меня?» Подобное состояние, близкое к отчаянию не было продолжительным. Давид дальше говорит, что «такие слова” , слова “вопля” , близкого к отчаянию, греховны, так как показывают в человеке колебание веры; вследствие же этого обнаруженного недостатка веры в Бога человек и не заслуживает того спасения, о котором он молит Бога.

Пс.21:3 . Боже мой! я вопию днем, – и Ты не внемлешь мне, ночью, – и нет мне успокоения.

Пс.21:4 . Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля.

Пс.21:5 . На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их;

Пс.21:6 . к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде.

Но такое состояние недостатка веры, как мы сказали, было выражением временного упадка духа от тяжелых условий, в которые был поставлен Давид. Он осуждает себя за это малодушие и вслед за тем молится Богу: я буду взывать к тебе днем и ночью, т. е. постоянно; я это делаю, хотя и не вижу тотчас Твоей помощи ( «Ты не внемлешь мне» ) и не считаю такой постоянной и, по-видимому, бесплодной, молитвы – излишней, неразумной. В этом меня убеждает во-первых то, что «Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля» , т. е., Ты – свят, а потому являешься покровителем и защитником святости, праведности, невинности, вообще, за что Тебе постоянно воздаются от Израиля славословия. Как Святый, Ты не оставишь без защиты и меня невинного. Смысл этих слов тот, что Давид оправдывает неусыпность своей молитвы к Богу и веру в Его защиту незаслуженностью настоящих бедствий и Его правосудием, которое не допустит гибели праведного; во-вторых – историческими фактами из жизни евр. народа: когда последние в бедствиях взывали к Богу, Он оказывал им свою защиту. Такими фактами история евреев переполнена. Слова 2 ст., выражающие в Давиде чувство богооставленности, были буквально впоследствии повторены Иисусом Христом на кресте ( Мф. 27:46 ; Мк. 15:34 ). Как и Давидом дальше выражена полная вера в Бога и, следовательно, преданность Его воле, так и Иисус Христос обнаружил ту же покорность на кресте воле Отца, когда Он сказал: «Отче! в руки твои предаю дух Мой» ( Лк. 23:46 ).

Пс.21:7 . Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе.

Пс.21:8 . Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою:

Пс.21:9 . «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему».

Во всем последующем содержании до 24 ст. Давид изображает тяжесть своего положения. Над ним, как противником царя, издеваются; он беззащитен и слаб, как червь, которого легко раздавить. Но беспомощность Давида не только ни в ком не вызывает естественного чувства сострадания, а даже вызывает издевательство над его верой в Бога. Давид подвергался тому же унижению, как Христос, когда, вися на кресте и обратившись к Богу, издал предсмертный вопль: «Или́, Или́! лама́ савахвани?» , на что окружавшие его крест отвечали недоверчивым и насмешливым любопытством ( Мф. 27:41–50 ).

Пс.21:10 . Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей.

Пс.21:11 . На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты – Бог мой.

В словах этих стихов – объяснение, почему Господь является единственным предметом упования и надежды для Давида. «Ты извел меня из чрева» , т. е. я родился по особенному Твоему благоволению; своим рождением, началом жизни я был обязан Тебе; «вложил в меня упование у грудей матери моей» – я воспитывался матерью своей в привязанности к Тебе. Вероятно, мать Давида, когда кормила еще его своей грудью, говорила ему о Боге и вместе с молоком матери он воспринял высокие понятия о Нем, благоговение и преданность Ему. Чем же древнее в человеке известные привязанности, тем они глубже и прочнее; заложенные в Давида еще с детства и укрепившиеся в нем от последующих фактов его жизни, они стали несокрушимым достоянием его духовной жизни и сознания.

Пс.21:12 . Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет.

Пс.21:13 . Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня,

Пс.21:14 . раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий.

Пс.21:15 . Я про­лил­ся, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло по­среди внутрен­ности моей.

Пс.21:16 . Сила моя иссохла, как черепок; язык мой при­льпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной.

Помощь Бога тем для Давида нужнее, чем ближе и грознее опасность. У Давида нет нигде защитника, враги же его так многочисленны и так обеспечены в своем благополучии, как многочисленны и сыты тельцы васанские, вместе с тем они также грозны по отношению к нему, как львы для обыкновенных животных. Васан имел богатые пастбища, а потому преобладающим занятием обитателей его было скотоводство, особенно много было рогатого скота. Силы Давида истощились, пропали, как бесследно поглощается вода, пролитая на сухую землю; “кости в нем», как более твердая часть человеческого организма, а потому – символ его крепости, рассыпались, т. е. настойчивые преследования со стороны Саула, вынуждавшие Давида к постоянному бегству, настолько истощили последнего, что он не находит в себе уже сил продолжать это бегство. “Сердце его» растаяло, как “воск” , он потерял мужество при виде безвыходности своего положения, как фигура, сделанная из воска, обращается от действия огня в бесформенную массу; силы его пропали, как высыхает вода в скудельном сосуде, когда его обжигает горшечник; его «язык. прильпнул к гортани» , что является показателем истощения его сил. Положение его настолько безвыходно, что он считает себя уже на краю гроба («в персти смертной» ).

Пс.21:17 . Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.

Пс.21:18 . Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище;

Пс.21:19 . делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий.

Давид называет своих врагов “пс ами” и “скопище м злых” , указывая тем как на их многочисленность, так и на их нравственное ничтожество. Они лукавы, фальшивы, неспособны действовать во имя какого-либо высшего идеала и правды, но во имя личных выгод, склоняясь в ту сторону, где сила и польза; они также заслуживают презрения, как “псы” , собаки, которые считались евреями за животных презираемых.

Опасность Давида так велика, и, по-видимому, гибель его так неизбежна, что он уже представляет себе картину своей казни. Его, как государственного преступника, покушавшегося на царскую власть, как врага государя, должны подвергнуть самой жестокой и позорной казни через распятие на кресте. Давид уже видит, как из раны его течет кровь; на теле его от растяжения мускулов особенно ясно выделились кости, так что их можно пересчитать. Хотя эти страдания от растяжении мускулов ужасны по продолжительности и соединенной с ними боли, враги его смотрели на его страдания с пренебрежением, без сочувствия. Все, что было на нем, его платье – разделили на равные части; «об одежде моей бросают жребий» , вероятно – о верхней, о хитоне, которая не шилась, а ткалась цельной и делалась из более тонкого материала. Изображаемые Давидом страдания во всем содержании псалма, особенно в данных стихах, со всей полнотой и точностью исполнились на Христе, о чем свидетельствуют все евангелисты ( Мф. 27:35 ; Мк. 15:24 ; Лк. 23:34 ; Ин. 19:24 ). То, что Давид переживал в своем представлении, что было достоянием его мысли, нашло полное, внешне фактическое выражение в действительных страданиях Мессии.

Пс.21:20 . Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне;

Пс.21:21 . избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою;

Пс.21:22 . спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня.

Пс.21:23 . Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя.

Ввиду неизбежности такой судьбы, если бы враги захватили Давида, последний молит Бога о спасении: “спаси” «от псов одинокую мою» душу, т. е., меня, одинокого, избавь от врагов; «от рогов единорогов» – от рогов единорога, носорога, чем Давид образно рисует силу и жестокость врагов. За свое спасение Давид обещает воспеть Бога «посреди собрания» , т. е., всенародно, в поэтических песнях, будет восхвалять Бога, как единственного защитника всякого страждущего праведника.

С 24 ст. содержание псалма изменяется: ранее оно было скорбно-просительное, теперь же – благодарственно-хвалебное. Можно думать, что вторая часть псалма была написана Давидом по окончании гонений.

Пс.21:24 . Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля,

Пс.21:25 . ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему.

Ввиду необычайности бедствий и спасения от них, Давид вместе с собой приглашает славить Бога и всех евреев за то, что Господь услышал молитву «страждущего» , ничтожного и слабого по своей силе человека.

Пс.21:26 . О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его.

«О Тебе хвала моя в собрании великом» . Та защита, которую Господь оказал Давиду, служит источником похвалы Бога пред народным собранием. В этом – исполнение Давидом того обета, который он дал в минуту опасности (23).

Пс.21:27 . Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки!

Спасение Давида служит свидетельством, что все убогие найдут защиту в Боге: Он даст им необходимое для жизни, будет их питать всегда, поэтому нужно благоговеть и чтить Его. В этом стихе св. Отцы видят указание на таинство Евхаристии потому, что здесь вкушение какой-то трапезы от Бога своим следствием имеет вечную жизнь, каким свойством обыкновенная пища не может обладать. Под трапезой, поэтому, разумеют не обыкновенную пищу или трапезу, а вкушение Тела и Крови Христовых, дающих достойно вкушающему вечную жизнь.

Пс.21:28 . Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников,

Пс.21:29 . ибо Господне есть царство, и Он – Владыка над народами.

Пс.21:30 . Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей.

Пс.21:31 . Потомство [мое] будет служить Ему, и будет называться Господним вовек:

Пс.21:32 . придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что́ сотворил Господь.

Давид говорит об обращении к Богу всего мира: вспомнят все народы о той помощи, какую Господь оказывал своим праведникам и будут поклоняться Ему, как единому, истинному Богу, что и должно быть, так как ведь только Господу принадлежит вся земля и все народы; признание за Ним языческими народами этого неотъемлемого права Его есть только дело времени. Давид рисует даже картину обращения к Богу всех народов. Когда «все тучные земли» , все сильные на земле – правители народов будут поклоняться Ему: будут поклоняться вообще все смертные «нисходящие в персть» , будут благоговеть пред Тем, Кому я, говорит Давид, живу душою, привязан всем существом своим. Мое потомство будет служить Господу. Под потомством нельзя разуметь обыкновенное потомство Давида, которое не всегда было верно Богу, но то семя, которое от него произошло по Божественному обетованию, т. е., Мессию. Милости, оказанные Давиду Богом, сохранятся в памяти последующих поколений людей; каждое из них будет прославлять Бога и возвещать о тех делах, которые Он совершил среди людей, защищая праведных и карая нечестивых. Это предсказание Давида уже осуществилось и будет осуществляться: его песни, равно как история жизни евреев и все вообще священные их книги, читались и будут всегда читаться людьми, тем самым передавая знания из рода в род о великих делах Божиих.

В первой части псалма мы уже видели, что все испытанное Давидом во время гонения от Саула нашло полное и точное повторение и выражение в жизни Мессии Христа, а потому эта часть должна быть названа прообразовательной. Во второй же части псалма Давид рисует картину всеобщего обращения к Богу всех народов. Это последнее сделалось возможным только со времен Мессианских, когда проповедь учения Христа распространяется среди всех стран и народов. Как предсказание словом о будущих событиях мессианского периода эта часть псалма является пророческой.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Псалтирь – Псалом 93 – профессор Александр Павлович Лопухин 1253,7K

Ссылка на основную публикацию