Псалом 25: текст на русском языке, толкование и значение молитвы, для чего читают

Псалом 25

В случае с этим псалмом авторство царя Давида не ставится под сомнение, он пишет от первого лица в трудной для него жизненной ситуации. Из текста псалма 25 мы видим, что во время его написания Давид спокойно посещал скинию и приносил дары. Этот факт дает понять, что события, во времена которых был написан псалом, никак не связан с конфликтом с Саулом, когда Давид был отправлен в гонения и был вынужден скрываться. Речь в данном случае идет об измене Авессалома – сына Давида, узнав о которой он впал в отчаяние и печаль. Поползли слухи по земле иудейской о восхождении на трон помазанника Божьего. И Давид в очередной раз склоняет голову, прося милости Бога, не оправдываясь и не доказывая свою правду. Праведник верит в справедливый суд Создателя и знает, что он все ведает. Царь вкладывает в свою молитву особый смысл о смирении и терпении.

Текст молитвы псалом 25

На церковнославянском языке с ударениями

1 Суди́ ми, Го́споди, я́ко аз незло́бою мое́ю ходи́х, и на Го́спода упова́я, не изнемогу́.

2 Искуси́ мя, Го́споди, и испыта́й мя, разжзи́ утро́бы моя́, и се́рдце мое́.

3 Яко ми́лость Твоя́ пред очи́ма мои́ма есть, и благоугоди́х во и́стине Твое́й.

4 Не седо́х с со́нмом су́етным, и со законопресту́пными не вни́ду.

5 Возненави́дех це́рковь лука́внующих, и с нечести́выми не ся́ду.

6 Умы́ю в непови́нных ру́це мои́, и обы́ду же́ртвенник Твой, Го́споди.

7 Е́же услы́шати ми глас хвалы́ Твоея́, и пове́дати вся чудеса́ Твоя́.

8 Го́споди, возлюби́х благоле́пие до́му Твоего́ и ме́сто селе́ния сла́вы Твоея́.

9 Да не погуби́ши с нечести́выми ду́шу мою, и с му́жи крове́й живо́т мой.

10 И́хже в руку́ беззако́ния, десни́ца их испо́лнися мзды.

11 Аз же незло́бою мое́ю ходи́х, изба́ви мя, Го́споди, и поми́луй мя.

12 Нога́ моя́ ста на правоте́: в це́рквах благословлю́ Тя, Го́споди.

На русском языке

1 Суди меня, Господи, ибо я в беззлобии моём ходил, и, на Господа надеясь, не изнемогу.

2 Проверь меня, Господи, и испытай меня, расплавь внутренность мою и сердце моё.

3 ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей,

4 не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду;

5 возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду;

6 Омою среди невинных руки мои и обойду жертвенник Твой, Господи,

7 чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои.

8 Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.

9 Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными,

10 у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства.

11 А я хожу в моей непорочности; избавь меня, [Господи,] и помилуй меня.

12 Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа.

Для чего читают псалом 25?

Верующий человек в определенный момент своей жизни чувствует необходимость в чтении того или иного псалма. Святые отцы остерегают православных, ведь порой по незнанию они могут просить о таких вещах, которые могут негативно сказаться на их будущем. В связи с этим церковь рекомендует читать псалом 25 на русском языке, чтобы молитва была осознанна и понятна, прежде всего, для самого просящего. Псалом 25 читают для того, чтобы наполнить свою душу надеждой и умиротворением, оградиться от клеветы и лживых объяснений, а также получить помощь в поиске своего истинного пути.

Толкование

Толкователи находят схожесть между 25 и 7 псалмами, где Давид так просит Бога о защите против клеветы завистников, когда он был обвинен в том, что претендует на трон Саула. Псалом начинается с обычного надписания «Псалом Давиду». Составляя этот псалом, Давид просит праведного суда у Бога и помощь в избавлении его от нападок врагов и клеветников. Каждый стих псалма наполнен своим чудодейственным смыслом.

  • Стих 1: Давид говорит, что не на кого ему положиться, кроме Господа Бога, только его справедливый суд может помочь ему в этой сложной ситуации. Однажды молитва уже помогла ему, разрешив проблемы с царем Саулом.
  • Стих 2: автор просит искусить, испытать его, разжечь его словно металл, чтобы понять прочность, на которую он способен. Таким образом, Давид предлагает проверить самые сокровенные и внутренние помыслы и чувства его души. Только Бог по своему решению может открыть невинность праведника перед народом.
  • Стих 3: в этом стихе открывается причина, почему Давид так уповает на Бога. Он находится под милостью Божьей, которую получал не единожды в различных ситуациях мирской жизни, считая ее наградой за свое праведное служение и доброту. Так же автор признает, что всегда живет по заветам и не верит в непреложную истину Божью, что так же дает ему силу и уверенность в успехе.
  • Стих 4-5: Давид говорит о язычниках, чьи сборища он наблюдал на капищах, будучи там в изгнании в земле Филистимской. Служение этим идолам он считает неправильным и нечестивым, словно нарушающим закон. Он высказывает презрение к этой псевдорелигии и утверждает, что не общался с ними и не имел ничего общего, хоть и был вынужден находиться рядом.
  • Стих 6-7: среди древних верующих был обычай омовения рук и других частей тела, дабы очиститься от негативного, преступного и заявить о своей чистоте и невиновности. Именно об этом пишет Давид, обращаясь к Богу и словно смывая с себя все воспоминания о язычниках, у которых он томился в изгнании. Певцы скинии во время чтения Моисеевых книг приносили жертву и обходя вокруг места для жертвоприношения, об этом и говорит автор, обещая умилостивить Всевышнего и отмолить свой недостойный поступок.
  • Стих 8: насколько ненавистны для Давида идолы и капища язычников, настолько сильна его любовь и тоска по дому Божьему. Под именем дома Господа автор имеет в виду скинию, в которой особым образом являлась слава Создателя и он открывал народу своему свои заветы.
  • Стих 9-10: при толковании этого стиха у историков возникают противоречия. Согласно первому мнению, под нечестивыми автор представляет своих обидчиков – царя Саула и его подданных, а вот во втором варианте так он называет все тех же язычников, у которых жил Давид во время своего изгнания. Праведник просит Бога уберечь его от судьбы этих нечестивых, а также мужей крови (убийц), так как он всегда благочестив и верен своему Создателю.
  • Стих 11: здесь вновь просматривается смысл, заложенный в начале псалма. Давид уже поведал о своих поступках и возможных прегрешениях Богу и теперь ждет, что он проведет свой праведный суд и примет верное решение, наградив его милостью. Праведник говорит, что он беззлобен и добр в своей жизни, а потому просит избавить его от бед и несчастий.
  • Стих 12: в заключении Давид говорит, что, несмотря на все его несчастья, он не свернул с истинного пути и сохранил свою веру. Псалмопевец утверждает, что он всегда будет чувствовать благодарность и любовь к Богу, а потому не устанет прославлять его, словно создавая пророчество о том, насколько будет востребован Псалтырь во время богослужений.

Псалом 108

Псалом 108 — пророческая молитва царя Давида, в которой переданы прошения к Богу наказать врагов и обидчиков через проклятия их.

Значение псалма

Преследования, незаконное наказание, предательство друзей часто ранят душу христианина.

Псалом 108 является молитвой прошения к Богу наказать врагов, преследующих душу царя Давида. В этой молитве много проклятий, но они вызваны не личным мщением, а защитой с помощью Бога от злодеев.

Важно! Современным христианам следует читать эту молитву 40 раз, чтобы понять, что Спаситель все-таки хочет милости, а не суда. Как страшно желать смерти детям, не повинным в преступлениях родителей, ведь у них есть шанс стать хорошими христианами через познание Христа.

1 Боже хвалы моей! не премолчи,

2 ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым;

3 отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины;

4 за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь;

5 воздают мне за добро злом, за любовь мою — ненавистью.

6 Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.

7 Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;

8 да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;

9 дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою;

10 да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;

11 да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;

12 да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;

13 да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;

14 да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;

15 да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле

16 за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его;

17 возлюбил проклятие, — оно и придет на него; не восхотел благословения, — оно и удалится от него;

18 да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;

19 да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.

20 Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!

21 Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня,

22 ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.

23 Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.

24 Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука.

25 Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами.

26 Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей,

27 да познают, что это — Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это.

28 Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется.

29 Да облекутся противники мои бесчестьем и, как одеждою, покроются стыдом своим.

30 И я громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его,

31 ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его.

Толкование псалма 108

В первых пяти стихах Давид жалуется на врагов, которые коварными устами лили на него ложь, окружили ненавистью.

Те, от кого царь ожидал слова любви, скорее всего, это был его сын Авессалом, прекрасный видом и любимый отцом, восстали против него, предали, за добро воздали ненавистью. Немало бед и горя принес в жизнь царя и Доик, некогда друг, впоследствии злейший враг, по слову которого были умерщвлены 85 священников.

Как часто в нашей жизни встречаются такие ситуации, когда люди, за которых мы молимся, оказываются предателями, и не гнушаются никакими средствами, чтобы ранить нас.

Не выдержав горя и страданий от предательства и преследований, царь Давид с огромной горечью и болью просит Бога воздать за свое несправедливое гонение и унижение. Ведь эти нечестивцы нарушили не только верность царю, но и самому Творцу.

Давид молит Бога о беспощадном суде, идентичном беспощадности врагов. Царь не верит в молитву преследующих его. Он заявляет, что все слова преследующих к Всевышнему будут засчитаны, как грех, в их молениях нет искренности и раскаяния.

Стих 8 указывает на то, что преследовавший Давида человек, занимает видное положение в царском окружении, и царь просит Творца заменить его другим. Впоследствии та же картина наблюдается в Новом Завете, когда предавший Иисуса Иуда Искариот был замене евангелистом Матфеем.

Доик, Авессалом стали прообразами Иуды.

Возможно, кому-то покажется жестоким, что в 8-18 стихах гонимый царь просит Бога умертвить не только преследователя, но и весь его род. Дело здесь не в жестокосердии Давида, а в том, что дети наследовали характер родителей, и впоследствии могли стать возмутителями спокойствия в царстве.

В псалме 108 явно звучит призыв воздать врагу по его делам.

С 20-го стиха начинается молитва прошения. В псалме 108 четко прослеживается мысль, что есть ситуации в жизни, когда помощь Бога является не последней, а единственной надеждой.

21-25 стихи описывают бедственное состояние изгнанника, с уязвленным морально и физически сердцем, когда не было сил подняться и снова бороться. Даже в гонениях, ослабленный физически и больной Давид, держал пост, чтобы привлечь к себе внимание Бога. Враги видят его состояние, но в их душах нет милости, только жажда погибели царя.

В заключительной части своей песни-молитве песнопевец просит Бога о милости, но такой, чтобы гонители поняли, что на защиту Давида встал Сам Вседержитель, и возбоялись.

От осознания Божьей силы враги будут готовы проклясть гонимого, но царь уверен, что их проклятия не сбудутся, ибо над ним будет милость Господня.

Важно! Царь призывает на гонителей стыд и позор, а сам он будет всегда славить Господа своими песнями псалмами, жизнью и служением в уверенности, что Всевышний всегда пребывает с ним, находясь с правой стороны.

Православие и псалом 108

В христианстве в псалме 108 видно пророчество, в котором звучат проклятия Иуде Искариоту.

Содержание псалма 108 использовалось в православных богослужениях при чтении псалмокатаров, которые применялись в греческих церквях, когда возникала необходимость наложить наказание на скрывающихся от суда преступников.

Католическая церковь отказалась от чтения псалма 108, признав его не политкорректным.

Слова пророческого Давидового послания часто используют при написании романов и сценариев фильмов. Главный герой романа «Мэр Кэстербриджа», автором которого является Томас Харди, проклинает врага словами этой молитвы.

Удивительно, но даже протестантский священник, который четко знает, что проклинающие прокляты будут (Числа 24:9), проклял президента Обаму стихом 8.

На заметку! В настоящее время эта молитва читается в православных храмах в Страстную пятницу.

Правильное чтение молитвы—проклятия

Горя обидой, болью, жаждой мести, не спешите использовать псалом 108 в качестве наказания врага, остановитесь и подумайте над такими вопросами:

  • действительно ли вам нанесен такой ущерб, физический или моральный, что его нельзя простить или помиловать виновного, чтобы проклясть его самого и весь род, ведь за незаслуженное наказание придется нести ответ;
  • в случае совершения вами подобного греха Господь применит и к вам все сказанное в псалме 108;
  • все ли способы прощения и примирения были вами использованы;
  • береги вас Господь использовать священные молитвы в качестве магии и заклинаний.
Читайте также:  Акафист князю Владимиру - священные тексты мученику для защиты от бед и неудач

Внимание! Псалом 108 читается при необходимости 40 раз. По исследованиям христианских психологов именно столько времени требуется человеку, чтобы полностью оценить величину просимого, наполниться милосердием и прощением.

Всякое слово, обращенное к Богу, имеет свою силу, использовать псалом 108 нужно только в крайнем случае, с разрешения духовного попечителя, ибо Иисус сказал, что он милость превозносит над судом (Иак. 2:13).


Какой пророческий смысл несет в себе псалом 108 «Отмщение врагам»

История написания

Житие Давида до конца его дней было преисполнено трудностями и испытаниями. До рождения Христа убийство врагов не считалось смертным грехом, а было даже почетным, однако царь израильский никогда не поднимал ни на кого руку. Вместо этого он обращался к Всевышнему, моля Создателя о справедливой каре для своих недругов. С началом новозаветных времен старые догмы были отменены, а отмщение и желание зла другому человеку стало расцениваться, как великий грех.

Богословы до сих пор спорят, кому был адресован псалом 108, который Давид читал в самые трудные для него времена. Бытует мнение, что он насылает проклятия на голову первого израильского правителя. Заметив маленького пастуха, победившего великана Голиафа, Саул сделал его своим оруженосцем, а позже отдал за него любимую дочь. Однако, видя щедроты, коими одаривал Давида Бог, царь возненавидел зятя и дважды пытался лишить его жизни. Когда злые замыслы провалились, он послал юношу в страшную битву, но Всевышний вновь уберег того от смерти.

Несмотря на вражеские козни, Давид продолжал верно служить правителю Израиля, каждый раз доказывая ему свою преданность. Даже когда у него появилась возможность убить недруга, он не стал этого делать, так как считал, что царь был ставленником самого Господа.

Существует еще одно мнение относительно происхождения 108-го Псалма. Оно рассказывает нам о пастухе Доике, предавшего Давида. Когда последний скрывался от гонителей в иерусалимском храме, предатель рассказал обо всем царю, добавив при этом, что зять его замышляет убийство. Услышав новости о покушении, Саул приказал отыскать беглеца, попутно казнив всех священников, причастных к сокрытию преступника. Однако никто не осмелился исполнить царский приказ, и тогда Доик сам убил более 300 приговоренных. Так главный пастух первого израильского правителя вошел в историю, как самый жестокий персонаж.

Когда следует читать псалом 108

Песнь отмщения – очень сильный текст, который помогает призвать беду на голову врага. Повседневные ссоры или мелкие недомолвки не являются причиной для такого сильного проклятия, а потому обращаться к 108-му Псалму в этих случаях не стоит.

Перед тем как вознести молитву, следует понимать, какой эффект она может возыметь. Опрометчивое или неправильное использование песни может обернуться против произносящего, поэтому читать ее нужно только в крайних случаях:

  • кощунство;
  • постоянные оскорбления;
  • нежелание мирно решить спор;
  • намеренное презрение церкви.

Толкование и пророческий смысл

Псалтырь – это не только собрание сильных молитв. Много псалмов несет в себе пророческий смысл, и песнь отмщения не является исключением:

  1. После страшного предательства Иуда был разоблачен и лишен сана епископа.
  2. Когда евреи восстали против римлян, последние устроили осаду, что привело к голоду. Войдя в город, противники убили всех мужчин, оставив умирать голодной смертью их жен и детей.
  3. Те, кто смог выжить в этой кровавой бойне, бежали с израильских земель. Не имея за душой ни гроша, они вынуждены были нищенствовать, странствуя по соседним странам.
  4. Явившись победителями, римляне наложили на евреев огромную дань, лишив их тем самым последнего имущества.
  5. Историческое событие, выгнавшее иудеев с их земель, происходило на протяжении одного поколения. Потомки выживших уже не застали Иерусалим и его храм.
  6. Грех идолопоклонничества во время 40 лет странствий по пустыне, а также распятие Христа привело к тому, что древний иудейский народ был полностью стерт с лица земли.

Царь Давид в 108-м Псалме олицетворяет образ Спасителя, который не отвечает злом на зло, а просит Всевышнего отомстить за него справедливой карой.

Богословы на протяжении нескольких веков пытались растолковать глубинный смысл песни отмщения. Смысл священного текста – все беды происходят по вине самого человека, который намеренно творит зло против других людей. Суровость наказания и его длительность зависят от тяжести преступления и от того, насколько грешник отторгает от себя Бога.

Правила чтения псалма «Отмщение врагам»

Псалом 108 помогает только в том случае, если чтение молитвенного текста происходит вдумчиво, с полным пониманием каждого слова. Чтобы самому не стать жертвой проклятий, необходимо следовать нескольким правилам:

  • молитесь на церковнославянском языке;
  • чтобы лучше понять смысл песни, вдумчиво прочтите ее на русском, желательно несколько раз;
  • перед обращением к Господу помолчите немного, угомоните внутренние страсти, обретите душевное спокойствие;
  • прочитайте вначале «Царю Небесный», Трисвятую Песнь и «Приидите, поклонимся», после чего трижды поклонитесь до пояса;
  • поскольку 108-й псалом является частью Кафизмы 15, лучше слушать ее от начала до конца, осознавая собственные прегрешения;
  • читая молитвослов, поставьте себя на место недруга и возносите хвалу Господу за Его милосердие.

Отзывы людей, использовавших эту молитву, говорят о том, что максимальный эффект от нее можно получить следующим образом:

  • читайте священный текст над фотокарточкой недруга или его именем, написанным на клочке бумаги;
  • песнь отмщения также можно произносить над едой или личной вещью врага;
  • псалом произносится для каждого недоброжелателя отдельно, по одному разу.

Особая молитвенная помощь

В духовной среде есть одно предание святых подвижников о молитвенном правиле призывания особой помощи Божией: «Кто утром перед утренними молитвами прочитает 26-й, 50-й и 90-й псалмы – по тому хоть пушки стреляют, ничего с ним не будет».

Писатель Сергей Александрович Нилус с женой Еленой Александровной при беседе с Оптинским старцем отцом Иоанном (Саловым) получили такой наказ: «Если на вас враг пускает стрелы свои, – не бойтесь! Ни одна вас не коснется, только возьмите мой совет за правило, послушайтесь: читайте утром и вечером перед вашей молитвой оба эти псалма — 26-й и 90-й, а перед ними великое Архангельское обрадование — «Богородице Дево, радуйся». Будете так делать, ни огонь вас не возьмет, ни вода не потопит… — Больше вам скажу: бомбой не разорвет!»
«И бомба не разорвет. » Предсказание о. Иоанна (Салова) в точности исполнилось во время гражданской войны. По воспоминаниям М. В. Смирновой-Орловой, Елена Александровна рассказывала ей, что однажды, когда они с мужем ехали под обстрелом в тарантасе, рядом с ними разорвалась бомба, но их совершенно не задела.

Старец схиархимандрит Виталий (Сидоренко) (1928—1992гг.) был воспитанником великих старцев Глинской пустыни. Он прошел жизненный путь и как монастырский послушник, и как странник-юродивый, и как монах-пустынник, явившись, наконец, пастырем многих Христовых овец. Как истинный христианин, он исполнил Евангелие всей своей жизнью. Батюшка советовал утром, выходя из дома, прочитать 26, 50 и 90 псалмы, а между ними, в начале и в конце по одной молитве «Богородице Дево, радуйся». После этого, он говорил, если рядом разорвется снаряд или пуля, или случится пожар — никакая беда тебя не коснется. «Читайте 26, 50, 90 псалмы, и Господь и Матерь Божия подадут Свои милости» — говорил старец.

Святой праведный Феодор Ушаков, адмирал Российского флота, прославленный Церковью в лике святых, провел 40 крупных морских сражений и не потерпел ни одного поражения, не потерял ни одного корабля, ни один его матрос не попал в плен. Его корабли носили имена святых и православных праздников. Его любили моряки. Основное напутствие адмирала перед боем было: «Братцы, читайте 26, 50 и 90 псалмы, и вас не возьмет ни пуля, ни сабля!» [Журнал «София. Премудрость Божия» №3 2008 г, стр. 52] Все воины св. прав. Феодора Ушакова читали 26-й, 50-й, 90-й псалмы и “Да Воскреснет Бог. ” перед боем. Эти псалмы и молитва были их щитом от физической опасности.

По опыту жизни и Церкви данное правило дополнено здесь еще некоторыми краткими молитвами, через которые было также явлено особое заступничество Божие.

Православная подвижница и исповедница ХХ века схимонахиня Нила (Евдокия Андреевна Колесникова, 1902-1999) 12-летней ушла в монастырь, где приняла в 18 лет постриг с именем Евфросиния. После разорения обители в советское время пережила ужасы этапов и лагерей в течении 14 лет. Выйдя на свободу в послевоенные годы жила в Туле, а затем в Подмосковье. В 1960-е годы приняла схиму с именем Нила. Господь наделил её благодатными дарами: прозорливости, пророчества, исцелений. Со всех концов России приходили люди к благодатной старице, получая духовную помощь, утешение, исцеление от недугов.
Схимонахине Ниле дано было глубоко видеть души людей, раскрывая все их мысли и сердечные переживания, даже тех, кто находился далеко от неё.
Свое духовное чадо она наставляла: «Когда выходишь из дома, садишься за руль, выходишь из машины, непременно читай молитву: «Господи, даруй ми печать дара Святаго Духа на все мои пути и дороги. Аминь». Эта молитва должна всю жизнь быть с тобой».
Матушка Нила считала, что молиться надо постоянно – и на работе, и на отдыхе, и в транспорте:
– Работа в руках, а молитва в устах. Молитва прежде всего, доченьки!
О значении молитвы она говорила так:
– Мир держится молитвой. Если хотя бы на один час молитва прекратится, то мир перестанет существовать. И особенно нужна молитва ночная, она более других угодна Богу. Самый великий и трудный подвиг – молиться за людей. Нужно терпеть, молиться, трудиться, несмотря ни на что, сколько бы ни ругали, ни поносили. Есть поношение слева, от лукавого, а бывает и справа, от близких. И то и другое – трудно, но полезно и даже необходимо. Не внешние труды нужны, нужно очищение сердца. Не позволяйте себе никакого лукавства, будьте открытыми с людьми. И не думайте о себе плохого.

ОСОБАЯ МОЛИТВЕННАЯ ПОМОЩЬ

Архангельское приветствие Богородице:

“Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших”.

“Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?
Внегда приближатися на мя злобующим, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще восстанет на мя брань, на Него аз уповаю. Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его. Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. И ныне се, вознесе главу мою на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения, пою и воспою Господеви. Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах, помилуй мя и услыши мя. Тебе рече сердце мое, Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене, Боже, Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя. Законоположи ми, Господи, в пути Твоем, и настави мя на стезю правую враг моих ради. Не предаждь мене в душы стужающих ми, яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа”.

“Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших”.

“Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего чисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отъими от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу безнаконныя путем Твоим, и нечистивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже, спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на алтарь Твой тельцы”.

“Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших”.

“Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое”.

Читайте также:  Псалом 102: текст молитвы, значение и история, толкование, для чего читают и правила чтения священного текста

“Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших”.

Богородичный псалом 90:

“Живый в помощи Матери Божией, под крепким кровом Ея водворится; адский противник враг не повредит его, и стрела его летящая не коснется ему, яко многомощная Владычица избавит его сети ловящаго, и крилами Своими покрыет его. Возопийте к Ней вси в бедах ваших, и зловредная рана не приближится душам и телесем вашим: явит бо вам всюду спасение Свое”.

“Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших”.

“Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, Сотворшаго небо и землю. Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя, се не воздремлет, ниже уснет Храняй Израиля. Господь сохранит тя, Господь Покров твой на руку десную твою. Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию. Господь сохранит Тя от всякаго зла, сохранит душу твою Господь. Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века”.

“Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших”.

Знаменуй себя крестом и твори молитву Честному Кресту:

“Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь”.

“Крест Христов, на весь мир освященный благодатию и Кровию Господа нашего Иисуса Христа, дан нам – оружие на всех врагов наших, видимых и невидимых, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь”.

“Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего, Господи, вся сопротивныя силы”.(Читается трижды)

“Яко с нами Бог!” (трижды)

“Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!” (трижды)

«Господи, даруй ми печать дара Святаго Духа на все мои пути и дороги. Аминь».

“Слава Тебе, Боже, за всё во веки!”

Читайте также не менее 150 раз в день молитву
«Богородице Дево, радуйся…»
и почаще, не спеша, со вниманием молитву Иисусову:
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Псалтырь

Чтение псалмов на всякую потребу

Какие псалмы читать в различных обстоятельствах, искушениях и нуждах

Икона. Царь и пророк Давид-псалмопевец

Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18

Против нападений бесовских: 45, 67

При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51

Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11

Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138

Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42

В благодарность за победу над врагом: 17

Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142

При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101

В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139

  • Основы Православия – подборка лучших публикаций о Православии
  • Полный псалтырь со всеми кафизмами и молитвами – одним текстом (формат htm)
  • Смотрите также иные молитвы в нашем разделе “Православный молитвослов” – молитвы разные на все случаи жизни, молитвы святым, молитвы путешествующих, псалмы, Молитвы воинов, молитвы за болящих, молитвы на разные случаи семейной жизни: благословление на вступление в брак, молитвы о покровительстве Бога вступающим в брак, молитвы о счастливом браке, молитвы беременных женщин о благополучном разрешении и о рождении здоровых детей, молитвы родителей о детях молитвы при бесплодии, молитвы о учащихся детях и многие другие.
  • Молитвы о благополучии и счастье семьи – подборка известных православных молитв о семье
  • Молитвы православных воинов – сборник молитв для духовной помощи и защиты православных воинов, а также молитвы во время бедствия и нашествия врагов, иноплеменников и иноверных..
  • “Православные акафисты” – сборник акафистов
  • Молитва и ее необходимость для нашего спасения – сборник поучительных публикаций
  • Словарь православных гимнографических терминов (значение слов акафист, глас, икос, кондак, канон, тропарь и пр.)

В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140

Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66

Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28

Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40

Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138

В болезнях: 29, 46, 69

В смятении душевном: 30

В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69

В утешение угнетаемым: 19

От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139

Когда имеешь потребность исповедования истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137

О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129

В радости духовной: 102, 103

Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52

Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72

В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148

Перед выходом из дома: 31

В дороге: 41, 42, 62, 142

Перед посевом: 64

От потопления: 68

В гонениях: 53, 55, 56, 141

О даровании мирной кончины: 38

О желании переселиться в вечные селения: 83

Если одолевает лукавый: 142, 67

“Изъяснение каждого псалма Псалтири”. – М.: Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2000.

Изложено по преподобному Арсению Каппадокийскому афонским старцем Паисиеем. Преподобный Арсений использовал псалмы для благословения, подходящие к различным случаям; особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность.

Цифрой указан номер псалма, а затем указано, при какой нужде его следует читать:

1. Когда посадить древо или лозу, да принесут плод.

2. Да просветит Господь грядущих на собрания и советы.

3. Да оставит людей злоба, и да не пытают они неправедно ближних своих.

4. Да исцелит Господь мягкосердечных, впадающих в уныние при виде деяний жестокосердных.

5. Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем.

6. Да освободит Господь находящегося под заклятием.

7. Мучимым страхом от козней и угроз злодеев.

8. Уязвленным бесами или нечестивыми людьми.

9. Да прекратятся бесовские страхования во сне или искушения днем.

10. Жестокосердным супругам, что препираются и разводятся (когда жестокосердный муж или жена терзают супругу или супруга).

11. Душевнобольным, что мучимы злобой и нападают на ближних.

12. Страдающим болезнями печени.

13. От беса читать трижды в день три дня.

14. Да обратятся воры или разбойники, и вернутся восвояси и да покаются.

15. Да найдется потерянный ключ.

16. При тяжких несправедливых обвинениях читать трижды в день три дня.

17. При землетрясениях, других бедствиях или буре с грозой.

18. Да разродится роженица.

19. Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись.

20. Да умягчит Господь сердца богатых и подадут они милостыню бедным.

21. Да сдержит Господь пожар, и да не будет большого ущерба.

22. Да усмирит Господь непокорных детей, чтобы не огорчали они родителей.

23. Да откроется дверь, когда ключ потерян.

24. Сильно страдающим от искушений, что теряют и жалуются.

25. Когда кто испрашивает что у Бога, чтобы Он подал просимое без вреда для просящего.

26. Да защитит Господь крестьян от вражеской рати, чтобы не было вреда народу и полям.

27. Да исцелит Господь страдающих душевными и нервными болезнями.

28. Страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря.

29. В опасностях в дальних землях сущим, среди варваров и безбожных, да защитит их Господь и да просветит людей земель тех и умирит их, дабы узнали Бога.

30. Да ниспошлет Господь достаточно зерна и плодов, когда погода неблагоприятна для земледелия.

31. Да найдут заблудившиеся и смятенные путники дорогу.

32. Да откроет Господь правду о неправедно осужденных и да отпустят их на свободу.

33. Стоящим на пороге смерти, когда терзают их бесы. Или когда неприятель вторгается со зловещими намерениями.

34. Да освободит Господь добрых от козней злых, что притесняют людей Божиих.

35. Да рассеется враждебность после споров и недоразумений.

36. Израненным разбойниками.

37. При зубной боли.

38. Да найдут брошенные и впавшие в уныние работу, чтобы больше им не скорбеть.

39. Да помирятся хозяин и работник после ссоры.

40. Да разрешится жена от бремени успешно, если роды преждевременные.

41. Молодым, когда страдают от несчастной любви.

42. Да освободятся соотечественники из вражеского плена.

43. Да откроет Господь супругам правду, если было между ними недоразумение, чтобы жить им в мире и любви.

44. Страдающим болезнями сердца или почек.

45. Молодым, которым враги из зависти не позволяют жениться.

46. Дабы примириться работнику или хозяину, когда работник уходит обиженный хозяином, и да найти ему работу.

47. Когда шайки разбойников грабят людей и происходят тяжкия бедствия, читать в продолжение 40 дней.

48. Тем, чей труд сопряжен с опасностями.

49. Да покаются удалившиеся от Бога и обратятся, дабы спастись им.

50. Когда по грехам нашим для вразумления посылает Бог кару (мор людей или животных).

51. Да покаются жестокосердные правители и да умягчатся сердца их, и да перестанут мучить народ.

52. Да благословит Бог сети и да наполнятся они рыбой.

53. Да просветит Господь богатых, купивших рабов, и да отпустят они их на свободу.

54. Да восстановится доброе имя семьи, что была неправедно обвинена.

55. Для мягкосердечных людей, уязвленных ближними.

56. Страдающим от головной боли, происходящей от великой скорби.

57. Да благоприятствуют обстоятельства трудящимся с добрыми намерениями и да запретит Господь бесам и лукавым людям.

58. Немым, да даст им Господь дар речи.

59. Да откроет Господь правду, когда много людей осуждены неправедно.

60. Тем, кому трудно работать от лени или от страха.

61. Да избавит Господь от напастей слабого, дабы тот не жаловался.

62. Да принесут поля и деревья плоды при засухе.

63. Когда укусит кого бешеная собака или волк.

64. Да процветают купцы.

65. Да не принесет лукавый в дом разлад, и да не ввергнет семью в скорбь.

66. Благословение да будет на домашнем скоте.

67. Да излечится страдающая выкидышами.

68. Когда разольются от дождей реки и смывают людей и дома.

69. Мягкосердечным, которые по пустякам грустят и впадают в отчаяние, да укрепит их Господь.

70. Одиноким, которые по козням бесовским наскучили ближним и впадают в отчаяние, да помилует их Господь и исцелит.

71. Да благословит Бог новый урожай, который собирают крестьяне.

72. Да покаются разбойники.

73. Да защитит Господь крестьян, которые работают на полях, когда неприятель окружил деревню.

74. Да умирится злобный хозяин и не терзает своих ближних, работников.

75. Матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь.

76. Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, дабы дети слушались родителей, а родители любили детей.

77. Да просветит Господь заимодавцев, дабы они были сострадательны и не вымогали долги у должников.

78. Да защитит Господь деревни от грабежа неприятельским войском.

79. Да исцелит Господь больного водянкой.

80. Да не оставит Господь бедных в нужде и горе, впавших в отчаяние от бедности.

81. Дабы люди покупали товары у крестьян, и те не впадали в горе и отчаяние.

82. Да запретит Господь злодеям, замыслившим убийство.

83. Да охранит Господь домашнюю утварь, скот и плоды трудов.

84. Да исцелит Господь раненых разбойниками и страдающих от испуга.

85. Да спасет Господь мир, когда приходит чума и люди умирают.

86. Да продлит Господь жизнь тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие.

87. Да защитит Господь беззащитных, страдающих от жестокосердных ближних.

88. Да укрепит Господь болезненных и слабых, дабы не изнемогали они на работе и не впадали в уныние.

89. Да пошлет Господь дождь в засуху, и да наполнятся пересохшие источники.

90. Да исчезнет бес, являющийся перед человеком и пугающий его.

91. Да даст Господь людям благоразумие, чтобы возрастали они духовно.

92. Да защитит Господь корабль, находящийся в опасности в море. (Преподобный также советовал кропить корабль святой водой с четырех сторон.)

93. Да просветит Господь смутьянов, что сеют раздоры в народе и вызывают беспорядки и разделения.

94. Да не подпадут супруги влиянию чар, что заставляют их ссориться и препираться.

95. Да исцелит Господь глухих.

96. Да рассеются чары.

97. Да утешит Господь удрученных горем.

98. Да благословит Бог молодых, что хотят оставить все и последовать Ему, и да подаст им благодать. (По-видимому, речь идет о собирающихся принять монашеский постриг – прим. переводчика.)

99. Да благословит Господь творящих волю Его и да исполнит желания их.

100. Да подаст Господь дары и таланты добрым и простосердечным людям.

101. Да благословит Господь власть имущих, дабы они были добры и сострадательны и помогали людям.

102. Да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью.

103. Да благословит Господь имения людей, дабы не впадали они в уныние, но прославляли Бога.

Читайте также:  Молитва Серафиму Саровскому о помощи в торговле – прошение преподобному об успехе и удаче в торговле

104. Да покаются люди и исповедуют свои грехи.

105. Да просветит Господь людей, дабы не отступили они от пути спасения.

106. Да исцелит Господь бесплодную.

107. Да усмирит Господь врагов и да оставят они свои злые намерения.

108. Да исцелит Господь больного падучей. Да помилует Господь неправедно обвиняющих, чтобы они покаялись.

109. Дабы младшие уважали старших.

110. Да покаются неправедные судьи и право судят людей Божиих.

111. Да защитит Господь воинов, отправляющихся на войну.

112. Да благословит Господь бедную вдову, дабы она заплатила долги и спаслась от тюрьмы.

113. Да исцелит Господь слабоумных детей.

114. Да благословит Господь бедных детей и утешит их, дабы не страдали они от богатых детей и не впадали в уныние.

115. Да исцелит Господь от ужасной страсти лжи.

116. Да сохранится в семье любовь и да прославят Бога.

117. Да смирит Господь варваров, когда они окружают деревню и наводят страх на жителей, и да отвратит их от злых намерений.

118. Да устрашит Господь варваров и запретит им, когда они убивают невинных женщин и детей.

119. Да подаст Господь долготерпенье тем, кому приходится жить с лукавыми и неправедными.

120. Да защитит Господь рабов от рук неприятеля, чтобы их не искалечили, прежде чем они вернутся на свободу.

121. Да исцелит Господь страдающих суеверием.

122. Да исцелит Господь слепых и страдающих глазными болезнями.

123. Да защитит Господь людей от змей, дабы те не жалили.

124. Да защитит Господь поля праведных от злых людей.

125. Да исцелит Господь страдающих головными болями.

126. Да принесет Господь мир в семью, если возникла ссора.

127. Да не коснется домов злоба врагов и да пребудут в семье мир и благословение Божие.

128. Да исцелит Господь страдающих от мигрени. Да явит Господь милость свою на жестокосердных и несдержанных, которые приносят горе мягкосердечным.

129. Да ниспошлет Господь мужество и надежду тем, кто начинает новую работу и не искусны в ней, и да не испытают они великих трудностей.

130. Да подаст Господь людям покаяние и.утешит их надеждой, чтобы спастись им.

131. Да явит Господь милость свою в мире, где по нашим грехам не прекращаются войны.

132. Да просветит Господь народы, дабы стали они миролюбивыми и жили в мире.

133. Да защитит Господь людей от всякой напасти.

134. Да сосредоточатся люди во время молитвы и да соединятся их души с Богом.

135. Да защитит Господь беженцев, когда те оставляют свои дома и уходят, да спасутся они от варваров.

136. Да умирит Господь вспыльчивого.

137. Да просветит Господь правителей, дабы те понимали нужды народа.

138. Да избавит Господь слабых духом от искушений кощунственными мыслями.

139. Да умирит Господь тяжелый характер главы семьи, дабы не страдали от него домашние.

140. Да умирит Господь жестокого правителя, терзающего ближних.

141. Да умирит Господь смутьяна, приносящего горе людям.

142. Да защитит Господь беременную женщину, дабы не потерять ей плод.

143. Да умирит Господь брожение в народе, дабы не было бунта.

144. Да благословит Бог труды людей и примет их.

145. Да исцелит Господь страдающих кровотечением.

146. Да исцелит Господь укушенных и раненных злодеями.

147. Да усмирит Господь диких зверей, да не причинят те вреда людям и хозяйству.

148. Да ниспошлет Господь благоприятную погоду, дабы люди собрали богатый урожай и прославили Его.

Все вышеприведенные толкования принадлежат преподобному Арсению, следующие два – отцу Паисию со Святой Горы Афон:

149. В благодарность Богу за Его многие милости и за обилие Его любви, что не знает границ и пребывает с нами.

150. Да ниспошлет Господь довольство и утешение братьям и сестрам нашим в дальних землях сущим, и братьям и сестрам нашим усопшим, что еще дальше от нас. Аминь.

“Православная жизнь” (Приложение к “Православной Руси”) № 12, 2007

Псалом — что это такое. Как их читать

ЧТО ТАКОЕ ПСАЛМЫ

Псалтырь для христианина, является одной из важных книг. Название Псалтырь произошло от греческого «псало», что означает играть на струнах.

Псалмы, принято считать книгой молитв на все случаи жизни, составляются даже списки, в которых указываются значения псалмов. Их слагали в течение 8-ми столетий. Более 80-ти псалмов были написаны царем Давидом (X век до Рождества Христова), в жизни которого были горе и радость, любовь и предательство близких людей. Кроме его псалмов в книгу вошли псалмы Соломона, Моисея, Асафа и его потомков, Емана, Ефама, сынов Кореевых и 41 псалом неизвестных писателей.

Царь Давид первый начал сопровождать пение составленных им молитв к Богу игрой на «псалтырионе», музыкальном инструменте, очень похожим на современную арфу.

Очень часто во время служб исполняется благодарственный 33-й псалом – это очень красивое и проникновенное произведение.

Мы привыкли читать только молитвы, а о псалмах забываем. Церковь рекомендует помнить о них, поэтому многие стихи из псалмов включены в церковные служения, в современные молитвы, а ставший уже классическим, 50-й покаянный псалом, входит в ежедневное утреннее правило к прочтению. Зная о том, какой грех совершил святой пророк Давид, и то, какими словами, записанными в 50-м псалме, он выразил свое сожаление и раскаяние по этому поводу, гораздо лучше начинаешь понимать чувства, переданные в псалмах .
Эти молитвенные воззвания к Господу исполнены любви и благодарения и вселяют в сердца людей чувство благоговения и сопереживания, раскаяния и радости о Господе.

Со мной, автором статьи, произошел интересный случай в аэропорту. Отложили наш рейс. Точно так же, как и отложили предыдущий рейс этой же авиакомпании, который должен был улететь в тот же пункт назначения, что и мы, но на час раньше. Сидим, ждем вылета. Моя супруга достала псалтырь и начала читать псалмы . Прочитала несколько псалмов и вдруг, пассажиров нашего рейса просят пройти на посадку. Наш самолет все-таки улетел вовремя, а вылет предыдущего рейса, к сожалению, опять был отложен.

Святой Ефрем Сирин так писал о псалмах:

Псалом – отгнание демонов.
Псалом – оружие против страха ночного.
Псалом – успокоение от дневных трудов. Псалом – безопасность младенцев.
Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу.
Псалом и из каменного сердца вызывает слезы.
Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает суд, смиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами.

СОКРАЩЕНИЯ В ПСАЛТЫРИ

Написанные в тексте Псалтири сокращения означают следующее:

Слава:
Читать:

  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).
  • Господи, помилуй. (Трижды).
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

По окончании кафизмы, в последней Славе читает ся только:

  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В молитвах, по окончании какой-либо кафизмы написано:
Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш

Читать последовательно следующие молитвы:

  • Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
  • Господи, помилуй. (Трижды)
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

После «Отче наш» читается указанный в псалтире тропарь, потом «Господи помилуй» (40 раз) и молитва.

Если продолжаете читать далее следующую кафизму, то ее начинают с молитвы:

  • Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
  • Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
  • Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Бо́гу нашему. (Поклон)

Если Вы оканчиваете чтение псалтири в этот день, то читаете последовательно:

  • Достойно есть
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Господи, помилуй. (Трижды)
  • Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и Святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

В 118 псалме есть такое сокращение- (среда), которое означает «середина» псалма. Оно служит для удобства священников, т. к. в середине псалма в службу включаются заупокойная ектения об усопших и другие заупокойные песнопения.

КАК ЧИТАТЬ ПСАЛМЫ

Вообще церковь рекомендует читать псалмы , также, как и Евангелие все время. Закончив чтение книги, нужно начинать сначала, и так, в течение всей жизни . Псалмы можно читать без благословения священника, но для постоянного чтения рекомендуется все-таки благословение получить. Постоянное чтение- это труд, его можно назвать даже малым подвигом, и наверняка найдутся силы, которые будут противиться его исполнению.

При чтении Псалтири будет полезно зажечь дома свечу, но ее отсутствие никаким грехом не считается. Главное — это Ваш настрой на молитвы. Для тех, кто только знакомится с псалтирем, вполне можно сначала читать псалмы по-русски, хотя на богослужениях их читают на церковнославянском языке. Очень полезно почитать толкования святых отцов на псалмы и разобраться с их историей, тогда, со временем у человека обычно возникает желание читать только на церковнославянском языке.
При чтении псалтыри (как и любой молитвы), иногда возникает необходимость оторваться — в этом нет ничего страшного, потом можно продолжить с того места, где произошла остановка. Но все же лучше постараться не отвлекаться во время молитв.

Псалтырь разделен на части, которые получили название кафизмы. При домашнем чтении псалмы можно читать по одному, по два, три и больше в день, по одной «славе» (несколько псалмов между словами «слава»), хорошо читать по целой кафизме. Лучше всего читать Псалмы не выборочно, а подряд, с самого начала и до конца.

Начинать чтение псалтири нужно с начальных молитв, которые должны быть указаны в начале каждого сборника, потом читать сами псалмы . Если чтение прерывается и Вы продолжаете на следующий день, заново начальные молитвы читать не нужно. Оканчивать чтение всей псалтири необходимо читая молитвы, которые указаны для чтения по окончании псалтири.
Когда все это прочитано, начинаем все заново с начальных молитв.

Во время чтения Псалтири можно помолиться за кого-то, в этом случае во время чтения «Славы» читают :

  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).

Поминаете имена людей, о которых хотите помолиться (как в утреннем Помяннике), затем далее:

  • Господи, помилуй. (Трижды).
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Одновременно читать о здравии и о упокоении нельзя, но во время чтения псалмов в пределах одной кафизмы это можно делать на разных «Славах«:
— на первой «Славе» о здравии поминается Патриарх, епископы, весь священнический чин и Ваш духовник (если есть);
— на второй «Славе» — о здравии все родные и близкие;
— на третьей – о упокоении, начиная с почивших Патриархов, и заканчивая всеми, кого мы знаем и за кого молимся.

КАКИЕ ПСАЛМЫ ЧИТАЮТ В РАЗЛИЧНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

Конечно, псалмы — это очень сильные молитвы, но воспринимать их как «волшебные слова» или «заклинания» нельзя, от их чтения Ваша жизнь сразу же не пойдет в нужное русло. Хотя, если духовно правильно относиться вообще к вере, и в частности к псалмам , то они помогут. Обязательно!

В интернете можно найти описание ситуаций, при которых помогает чтение псалмов — какой спасет от зубной боли, для удачного замужества, получения жилья и т.д. Это частные случаи и, возможно кому они помогли, но основная суть не в этом.

Главная идея псалмов, для чего они существуют, это раскаяние в своих грехах и благодарность Богу за Его милости к нам, людям. В текстах псалмов также часто встречаются мольбы Господу о помощи в трудных обстоятельствах и в защите от врагов. При этом святые отцы указывают, что враги, которые упоминаются в псалтыри — это именно внутренние враги человека: гордыня, злость, ненависть и т.д. Искоренив их (внутренние проблемы), остальные неприятности, по Божией милости, оставят Вас в покое.

Поэтому на вопрос какие псалмы читать в разных определенных случаях (если нет возможности читать псалмы каждый день), можно ответить, что в первую очередь

читают благодарственный или прославляющий Бога псалом, потом нужно искренне покаяться в своих грехах, возможно даже в каких то конкретных, за которые Бог учит Вас, создав определенную неприятную ситуацию, которую Вы хотите разрешить. После покаянного псалма обычно читают псалом о помощи или заступничестве, а потом — опять благодарственный псалом Господу.

Молитвенный набор на разные жизненные случаи у каждого может быть свой. В своем выборе очень полезно почитать толкование псалмов, историю их возникновения и тогда ваша душа поможет вам выбрать наиболее понятные и близкие псалмы.

Например, схиархимандрит Виталий (Сидоренко; † 1992), которого почитают за подвижника, давал следующие наставления своим чадам: перед выходом из дома нужно читать 26, 50 и 90 псалмы, и после каждого псалма нужно читать «Богородице Дева радуйся«, эти молитвы помогут оградить от беды:

Псалом 26 , как видно из значений псалмов, означает упование на Бога, его читают при унынии и оклеветании, в защиту от врагов, в напастях.
50 псалом — молитва о прощении грехов и в покаянии
90 псалом— упование на защиту Божию в любых обстоятельствах.

Ссылка на основную публикацию