Псалом 38: текст на русском языке,для чего читают молитву, значение и толкование

Псалом 38

Псалом для исполнения был назначен Идифуму, одному из начальников хора при Давиде. Псалом написан Давидом. По близкому сходству его содержания с содержанием Пс.37 , можно считать его написанным по тому же поводу и в одно время с первым, Пс.37 , т. е. в начале восстания Авессалома, когда вместе с сознанием своего греха пред Богом Давид мог ожидать и гибели от врагов.

Господи, я буду хранить и хранил молчание пред своими нечестивыми врагами. Но это молчание вызвало сосредоточение мысли на своем положении, у меня явилось опасение: не должна ли моя жизнь кончиться в самом скором времени? (2–6). Я вижу ничтожество человека пред Тобою, Господи, и надежда моя только на Тебя (7–8). Прости мои беззакония и избавь от врагов. Прекрати наказывать меня своими обличениями, но услышь мой вопль о помиловании, не карай меня бедствиями до наступления смерти, но прекрати их (9–14).

Пс.38:2 . Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.

Пс.38:3 . Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.

Давид, пораженный болезнью (см. Пс. 37 ), на которую смотрел, как на заслуженное последствие своего греха, решается не отвечать на все несправедливые обличения, которые возводились на него его врагами (см. Пс. 37:13 ) «доколе нечестивый предо мною» , пока гнев Божий, допускающий это главенство над ним нечестивого не прекратится. Давид с покорностью Божественному провидению решается молчать и тогда, когда он мог сказать о том “добром” , что он делал и что забывали его враги, старавшиеся находить в нем одно дурное.

Пс.38:4 . Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:

«Воспламенялось сердце» , «в мыслях моих возгорелся огонь» – Давида мучили жгучие, беспокойные опасения относительно исхода своей болезни.

Пс.38:5 . скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.

Пс.38:6 . Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета – всякий человек живущий.

Пс.38:7 . Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.

Сознание Давидом своего греха было настолько глубоко, болезнь – настолько сильна, что он убежден был в скорой своей кончине. Очевидно, жизни его осталось в размере “пяди” , ширины кисти руки, т. е. около 7 сантиметров. Давид означает этим выражением, что жить ему осталось самое ничтожное количество дней.

Вся вообще продолжительность человеческой жизни пред Богом совершенное ничто; она подобна призраку, тени, быстро исчезающей, и вся деятельность человека, направленная на приобретение и упрочение своего блага, напрасна, бесполезна и жалка. Этой проповедью о ничтожности жизни Давид произносил осуждение своей прошлой деятельности: он не находил за ней ничего ценного, а потому с опасением смотрит на исход жизни.

Пс.38:8 . И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя – на Тебя.

Что иное, Господи, как не отвержение, я могу ожидать от Тебя при своей кончине? Я сознаю свой грех и свою виновность пред Тобою, но загладить ее не могу за скорой своей смертью, поэтому вся моя надежда на Тебя, Твою милость ко мне и снисхождение.

Пс.38:9 . От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.

Прости мне мои беззакония, очисти от них и не дай нечестивому ( «безумному» ) торжествовать надо мною.

Пс.38:10 . Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.

Пс.38:11 . Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.

Давид изображает свою полную покорность воле Бога и посланным ему страданиям.

Пс.38:12 . Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!

«Краса. человека. рассыплется. от. обличени й Бога». Под обличениями Бога разумеются не одни обличения словом, но и насланием на человека соответственно его грехам внешних наказаний. Человек же пред Богом грешит постоянно и своим поведением способен вызывать Его сильный гнев. Если бы Бог относился к человеку только как его строгий Судья, то никто из людей не устоял бы пред Его правдой и все должны бы погибнуть.

Пс.38:13 . Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.

Человека сохраняет милость и снисхождение к нему Бога, и об этом снисхождении к себе Давид и молит Его. «Ибо странник я у Тебя и пришлец” . Земная жизнь человека есть странствования, т. е. она временна. Настоящая же жизнь начинается за окончанием земной. Как странник, каждый человек подвержен опасностям со стороны своих греховных страстей и привязанностей к земным интересам заплутаться на своем пути. Со стороны Бога нужны для человека руководство на этом пути и снисхождение к слабостям странника. Такое руководство Давид нашел в своих бедствиях и переживаемой им болезни, раскрывшей пред ним его виновность. Но для исправления пути одного обличительного руководства Давиду недостаточно: ему нужно снисхождение и милость Бога.

Пс.38:14 . Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.

Давид и молит Бога о даровании ему этой милости: «отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться» , т. е. не умерщвляй меня в моей болезни, прекрати мои страдания и дай тем мне возможность «подкрепиться» , позаботиться о своем нравственном возрождении и заглаждении своего греха. Эта молитва Давида тождественна с молитвой Иова ( Иов. 16:6 ).

О чем повествует 38 псалом, его толкование и правила чтения

Псалом 38 входит во состав книги Ветхого Завета под названием Псалтирь. Всего в ней собрано 150 псалмов. Данное песнопение отличается покаянным характером. Одной из причин возникновения этого произведения была активно развивающаяся тяжелая болезнь, которая беспокоила автора в последние годы жизни. В результате у него рождались мысли о скорой кончине.

История псалма 38

История псалма начинает свой отсчет со времен восстания сына царя Давида — Авессалома. Осознав свою греховную сущность, автор в предсмертные годы создает песнопение с очень глубоким философским и религиозным смыслом. Он размышляет о скоротечности времени на земле и переосмысливает свой жизненный путь.

Об авторе

Данный псалом создал Давид — второй царь Израиля после Саула. Псалмопевец был выходцем из семьи Иессея, жившей в Вифлееме. Библия повествует о том, что Давид правил на протяжении сорока лет. В течение семи лет и шести месяцев он был государем в Иудее. Позже он в течение тридцати трех лет правил в объединенном царстве Израиля со столицей в городе Иерусалим.

До царствования он был обычным пастухом. Новый Завет указывает, что из рода Давида позже появился Мессия – Иисус Христос.

История написания

Предположительно, поводом для написания 38 псалма является начало восстания под предводительством Авессалома. В этот период вместе с сознанием собственного греха перед Богом Давид мог ожидать и гибели от руки своих врагов. Данное песнопение предназначалось для хора, которым во времена правления царя Давида руководил Идифум.

Изначально псалом был написан на древнееврейском языке. С оздавалась Псалтирь в период с 10 по 5 века до Рождества Христова. В 3-м веке до Р.Х. был сделан перевод с древнееврейского на греческий язык. По преданию, это был заказ Александрийского царя Птолемея Филадельфа. Переводили тексты Библии 70 еврейских переводчиков-мудрецов, потому данный вариант называется переводом Семидесяти, или по-гречески – Септуагинта. Затем именно этот текст был уже переведен на церковнославянский язык. На русский язык псалмы переводились с древнееврейского.

Первый перевод Псалтири был сделан святыми братьями Кириллом и Мефодием в 863 году. Это была первая ветхозаветная книга, которую перевели на славянский язык. Первый официальный русский перевод выпустили в 1876 году. Он был осуществлен по благословению и под контролем Священного Синода. Его назвали Синодальным. В этом переводе россияне читают псалом 38 сегодня.

Сходство этого текста с 37 псалмом свидетельствует о том, что песнопения были написаны приблизительно в один временной период – в последние годы жизни царя Давида.

Псалом учит мудрости: в нем рассматриваются проблемы о скоротечности времени и жизни.

На склоне лет Давид много размышлял над понятиями «грех» и «покаяние», сожалел, что в течение своей жизни много времени уделял греху и мало – покаянию.

Дожив до старости и осознав всю ничтожность мирских человеческих ценностей и устремлений, израильский царь стремится предупредить тех, кому еще предстоит прожить много лет на земле. В псалме он призывает молодых людей провести свой земной путь с пользой для души.

Для чего читают

Сегодня многим людям трудно найти новую высокооплачиваемую и постоянную работу, поэтому православным христианам рекомендуется читать псалом 38.

Песнопение читается, чтобы Господь Бог:

  • даровал покаяние;
  • укрепил силы человека, помог устоять против недругов;
  • даровал легкую смерть.

Правила чтения

  1. Время чтения. Лучше всего читать песнопение утром.
  2. Обстановка. Проговаривать псалом рекомендуется в одиночестве при хорошем освещении. К чтению нужно подготовиться заранее. Ничего не должно отвлекать, никакие посторонние звуки.
  3. Чтение. Лучше всего выучить песнопение наизусть. Но если такой возможности нет, то текст псалма нужно выписать разборчиво на листочек. Песнопение следует проговаривать полушепотом или нараспев. Во время чтения из глубины души должна исходить искренность. Только так слова молитвы будут услышаны Богом и принесут пользу человеку.
  4. Концентрация внимание на тексте псалма. В момент чтения необходимо сосредоточиться и постараться избавиться от ненужных мыслей, личных обид и настроить себя на положительный лад. Эффективность молитвенного обращения к Богу зависит от того, насколько искренне молился человек.

Текст и толкование

В песнопении Давид рассказывает верующим про свой тяжелый недуг. По его мнению, болезнь – это результат его греховности. Поэтому он решает не реагировать на несправедливость со стороны недоброжелателей. Давид решил принять Божью волю.

Фразы: «воспламенялось сердце», «в мыслях моих возгорелся огонь» говорят о том, что Давида беспокоили опасения по поводу исхода его болезни. Осознание Давидом своей греховной сущности было настолько глубоким, что он был уверен в своей скорой смерти. Считал, что ему существовать в мире осталось всего несколько дней.

В этом псалме Давид стремится рассказать людям, что жизнь человека перед Богом – это ничто. Она как призрак и тень, которая быстро исчезает. Поэтому вся активная деятельность человека, связанная с обогащением, на земном пути является жалкой. Своими размышлениями на тему о бессмысленности жизни Давид осуждал свою прошлую деятельность: он не находит в ней ничего нужного, поэтому со страхом наблюдает за тем, как заканчивается его жизнь.

Израильский царь отмечает, что человека на земле хранит Божье милосердие. Об этой милости Давид и молит Господа.

Фраза: «Ибо странник я у Тебя и пришелец» говорит о том, что земная человеческая жизнь – это путешествие, потому что она временна. Жизнь начинается после кончины человека, когда он попадает в иной мир навечно. Во время земного путешествия каждого поджидают греховные страсти и привязанности к земным делам, поэтому человек может заблудиться на своем нелегком земном пути. Таким образом, христианин нуждается в помощи на этом непростом пути и милосердии.

Данное предзнаменование Господа Давид распознал в своем недуге, который раскрыл перед ним его вину и греховность. Давид молит Господа Бога о снисхождении, чтобы Он даровал ему эту милость.

Видео

В этом видео представлен текст 38 псалма на русском языке.

Псалом 38

Жизнь не бесконечна, надо об этом всегда помнить. Понимание конечности жизни приходит к человеку не сразу, но когда этот момент наступает, приходит и осознание того, что безгрешных нет, и только Господь может даровать спасение. Псалом 38 – размышление о жизни, о её скоротечности и месте человека. Царь Давид просит у Господа помощи и покоя, которые только Он может даровать.

Текст молитвы псалом 38

На церковнославянском языке

В конец, Идифуму, песнь Давиду

1 Рех: сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим: положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною.

2 Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися.

3 Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь. Глаголах языком моим:

4 скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих, кое есть? Да разумею, что лишаюся аз?

5 Се пяди положил еси дни моя, и состав мой яко ничтоже пред Тобою, обаче всяческая суета всяк человек живый.

6 Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется: сокровищствует, и не весть, кому соберет я.

7 И ныне кто терпение мое, не Господь ли? И состав мой от Тебе есть.

8 От всех беззаконий моих избави мя, поношение безумному дал мя еси.

9 Онемех и не отверзох уст моих, яко Ты сотворил еси.

10 Отстави от мене раны Твоя: от крепости бо руки Твоея аз исчезох.

11 Во обличениих о беззаконии наказал еси человека и истаял еси, яко паучину, душу eго: обаче всуе всяк человек.

12 Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи: яко пресельник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои.

13 Ослаби ми, да почию, прежде даже не отъиду, и ктому не буду.

Читайте также:  Молитвы Пресвятой Богородице пред ее иконой "Помощница в родах" - священные тексты Богоматери о легких родах и избавлении от бесплодия

На русском языке

К исполнению, Идифуму. Песнь Давида.

1 Я сказал: «Буду хранить пути мои, чтобы не грешить мне языком моим». Я поставил для уст моих охрану, когда стоял нечестивый предо мною.

2 Я стал нем, и смирился, и смолчал, как не имеющий благ, и боль моя возобновилась.

3 Согрелось сердце моё во мне и в размышлении моём загорелся огонь. Я произнёс языком моим:

4 «Покажи мне, Господи, конец мой, и число дней моих, какое оно, дабы я познал, чего не хватает мне».

5 Вот, Ты пядями размерил дни мои, и естество моё – как ничто пред Тобою; впрочем, всё – тщета, всякий человек живущий.

6 Подлинно, как призрак, преходящ человек, только напрасно волнуется; копит и не знает, для кого он то соберёт.

7 И ныне, кто – терпение моё? Не Господь ли? И естество моё – от Тебя.

8 От всех беззаконий моих избавь меня: на поношение безумному Ты отдал меня!

9 Я стал нем и не открывал уст моих, ибо Ты соделал так.

10 Отклони от меня удары Твои, ибо от крепости руки Твоей я исчез.

11 В обличениях за беззаконие Ты наставил человека и изнурил, как паутину, душу его; впрочем, тщета – всякий человек!

12 Услышь молитву мою, Господи, и прошению моему внемли, не промолчи, видя слёзы мои, ибо поселенец я у Тебя и пришелец, как все отцы мои.

13 Дай облегчение мне, чтобы я отдохнул прежде, чем отойду и уже не будет меня.

История написания

Точная история написания текста псалма 38 не известна, но предположительно, что царь Давид создал песнь уже на закате своей жизни. В тот момент он задумался о конечности жизни. Он просит у Господа ответа, сколько ему осталось для того, чтобы без сожаления оставить эту жизнь. Когда конец жизни близится, хочется закончить все дела, исправить ошибки, разрешить конфликты, прекратить споры. Эти размышления царя легли в основу песни-размышления, которая была навеяна мудростью, пришедшей с годами.

Когда читать псалом 38?

В храмах во время служб исполняют псалом 38 в старославянском варианте. Дома разрешается для лучшего понимания читать псалом 38 на русском языке. Обращаются к песне в безвыходных ситуациях, в минуты уныния и отчаяния. Молитва – покаяние и надежда на светлое будущее. Псалом рекомендуется к прочтению и для тех, кто лишился работы.

При прочтении молитвы нужно быть сосредоточенным на словах и думать только о своей просьбе, чтобы она была услышана. Желательно читать псалом 38 перед иконами с зажженной свечой или лампадой. Просьба должна быть искренней, поэтому не стоит использовать молитву, если её текст не близок по духу и не подходит по содержанию к сложившейся ситуации.

Толкование

Царь Давид в песне передает свои мысли в минуты скорби от приближения смерти, на этом строится толкование псалма 38.

  • Стихи 1-2 – рассуждения о грехах, лжи и неуместных словах, спокойствии при нападках врагов и подавлении чувств.
  • Стихи 3-4 – перед смертью в душе разгорается огонь, который не унять. От того и возникает вопрос о дне кончины.
  • Стихи 5-7 – автор понимает, что жизнь его конечна и измерена, поэтому хочется знать, сколько времени отведено, чтобы завершить все дела в этом мире.
  • Стихи 8-11 – царь Давид отдает себя во власть Божью, понимает, что болезни и испытания ему посылает Господь и в Его же руках находится спасение.
  • Стих 12 – мысли уставшего человека, который многое пережил и теперь молит о помощи.
  • Стих 13 – просьба о милости Божьей, о снисхождении и избавлении от страданий перед смертью.

Несмотря на законы Божьи и многочисленные чудеса, которые Господь посылал людям, они продолжают сходить с верного пути, цепляются за материальные блага, ставят их превыше духовных, хотя для Бога они ценности не представляют. Царь Давид в тексте псалма 38 просит Господа о милости покинуть мир освобожденным от всех земных проблем и очищенным от грехов, так как только это принесет долгожданный покой.

Псалом 38 толкование

Детально: псалом 38 толкование – со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

В конец, Идифуму, песнь Давиду

К исполнению, Идифуму. Песнь Давида.

1 Рех: сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим: положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною.

1 Я сказал: “Буду хранить пути мои, чтобы не грешить мне языком моим”. Я поставил для уст моих охрану, когда стоял нечестивый предо мною.

2 Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися.

2 Я стал нем, и смирился, и смолчал, как не имеющий благ, и боль моя возобновилась.

3 Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь. Глаголах языком моим:

3 Согрелось сердце моё во мне и в размышлении моём загорелся огонь. Я произнёс языком моим:

4 скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих, кое есть? Да разумею, что лишаюся аз?

4 “Покажи мне, Господи, конец мой, и число дней моих, какое оно, дабы я познал, чего не хватает мне”.

5 Се пяди положил еси дни моя, и состав мой яко ничтоже пред Тобою, обаче всяческая суета всяк человек живый.

5 Вот, Ты пядями размерил дни мои, и естество моё – как ничто пред Тобою; впрочем, всё – тщета, всякий человек живущий.

6 Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется: сокровищствует, и не весть, кому соберет я.

6 Подлинно, как призрак, преходящ человек, только напрасно волнуется; копит и не знает, для кого он то соберёт.

7 И ныне кто терпение мое, не Господь ли? И состав мой от Тебе есть.

7 И ныне, кто – терпение моё? Не Господь ли? И естество моё – от Тебя.

8 От всех беззаконий моих избави мя, поношение безумному дал мя еси.

8 От всех беззаконий моих избавь меня: на поношение безумному Ты отдал меня!

9 Онемех и не отверзох уст моих, яко Ты сотворил еси.

9 Я стал нем и не открывал уст моих, ибо Ты соделал так.

10 Отстави от мене раны Твоя: от крепости бо руки Твоея аз исчезох.

10 Отклони от меня удары Твои, ибо от крепости руки Твоей я исчез.

11 Во обличениих о беззаконии наказал еси человека и истаял еси, яко паучину, душу eго: обаче всуе всяк человек.

11 В обличениях за беззаконие Ты наставил человека и изнурил, как паутину, душу его; впрочем, тщета – всякий человек!

12 Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи: яко пресельник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои.

12 Услышь молитву мою, Господи, и прошению моему внемли, не промолчи, видя слёзы мои, ибо поселенец я у Тебя и пришелец, как все отцы мои.

13 Ослаби ми, да почию, прежде даже не отъиду, и ктому не буду.

13 Дай облегчение мне, чтобы я отдохнул прежде, чем отойду и уже не будет меня.

Рех: сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим: положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною. Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися. Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь. Глаголах языком моим: скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих, кое есть? Да разумею, что лишаюся аз? Се пяди положил еси дни моя, и состав мой яко ничтоже пред Тобою, обаче всяческая суета всяк человек живый. Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется: сокровищствует, и не весть, кому соберет я. И ныне кто терпение мое, не Господь ли? И состав мой от Тебе есть. От всех беззаконий моих избави мя, поношение безумному дал мя еси. Онемех и не отверзох уст моих, яко Ты сотворил еси. Отстави от мене раны Твоя: от крепости бо руки Твоея аз исчезох. Во обличениих о беззаконии наказал еси человека и истаял еси, яко паучину, душу его: обаче всуе всяк человек. Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи: яко пресельник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои. Ослаби ми, да почию, прежде даже не отъиду, и ктому не буду.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 38

Толкование Псалма 38

Этот псалом, написанный Давидом, предназначался для исполнения тем хором, которым руководил Идифум. “Надпись” соответствует стих 1. Тема псалма – быстротечность и хрупкость человеческого бытия; как и в предыдущем псалме, в нем ярко выражена надежда на Господа, звучит мольба, чтобы немногие дни, остающиеся псалмопевцу, Господь дал ему провести в мире и покое.

По своему содержанию и выраженным в нем мыслям Пс. 38 является продолжением Псалма 37 – только тема врагов, преследующих Давида, звучит в нем не так явно. Очевидно, мучительная болезнь, столь подробно описанная Давидом в Пс. 37, привела его к мыслям о “суетности” человеческой жизни, о скорой кончине.

А. Дни человеческие, как “пяди” (38:2-7)

Пс. 38:2-4. Охваченный этими мыслями о краткости бытия, Давид исполнен желания не грешить “на путях своих” и языком своим, не поддаваться на провокации окружающих его нечестивцев, но обуздывать перед ними уста свои. Он говорит Богу, что так и поступал, и даже о добром, которое делал, не напоминал им, однако, скорбь его – оттого, что он усиленно подавлял свои чувства, – лишь возросла (подвиглась); стих 3. И, вот, не в силах побороть горечь в сердце и в мыслях своих (“огонь возгорался” б нем, когда он думал о преследователях своих, о мучительной своей болезни и о приближающейся смерти), Давид стал говорить словами этого псалма к Богу.

Пс. 38:5-7. Он просит Его открыть ему тайну дней его, дабы… знал он, сколько их осталось (сравните Пс. 89:10,12); в изнурившей его болезни они представляются ему краткими, как пяди (“пядь” – старинная мера длины, соответствовавшая ширине ладони). В стихах 6-7 – мысли о призрачности и суетности человеческого существования (сравните с Иов. 7:7; стих 11 в этом псалме, сравните 11с. 61:10; 143:4).

Б. Вся надежда – на Господа (38:8-14)

Пс. 38:8. Сознавая, что всеми своими бедами он обязан своим согрешениям, Давид провозглашает, что вся его надежда на Господа.

Пс. 38:9-12. Он молит Господа очистить его от всех беззаконий и не отдать на поругание врагам (здесь безумному). В стихе 10 – образ полной покорности Давида Богу. В стихе 11 – снова мольба об избавлении от “ударов Божиих” – ввиду крайне бедственного состояния Давида. В стихе 12 под “обличениями” понимаются наказания за грехи. Нет среди людей такого, который не вызывал бы, если не делами своими, то мыслями, словами и чувствами, гнева Божия. Однако если Бог станет “обличать” человека за все его преступления, то он рассыплется, как ткань, изъеденная молью. Краса здесь образ силы, здоровья, благоденствия.

Пс. 38:13-14. Следовательно, лишь милостью и снисхождением Божиими храним человек в своей земной жизни, которую за краткость ее псалмопевец уподобляет странствованию. А себя, как и “всех отцов своих”, – страннику и пришельцу. Услышь, Господи, молитву мою, взывает Давид. Помоги мне (нам), подразумевает он, на опасных путях нашего странствования, где столько соблазнов и зла, руководи нами.

Отступи от меня в стихе 14 надо понимать в значении мольбы о прекращении нынешних страданий. Прежде чем я отойду, просит Давид, дай мне подкрепиться (возможно, в значении “очиститься в глазах Божиих от согрешения своего и не умереть теперь от этой болезни”). Эта последняя мольба Давида напоминает по настроению своему некоторые молитвы Иова (сравните, к примеру, Иов. 7:19, 21; 9:34; 10:20-21).

Читайте также:  Псалом 116: текст на русском языке, для чего читают молитву, значение и толкование

Текст христианского 38 псалма удивительным образом схож с псалмом 37-м, и это дает повод историографам считать, что он написан царем Давидом приблизительно в одно время с предыдущим – на склоне лет второго правителя объединенного израильского царства. Псалом полон мудрости: в нем в значительно меньшей степени звучит призыв к Богу уничтожить врагов царя и больше размышлений о скоротечности жизни.

Возможно, причиной этого стала прогрессирующая болезнь царя, которая, согласно толкованию 38 псалма царя Давида, особенно обострилась в последние годы его жизни и вызывала у него мысли о скорой смерти. На закате своей жизни псалмопевец особенно много размышлял над понятиями «грех» и «покаяние», сожалея о том, что слишком много времени уделял первому и чересчур мало – второму. Осознавая с высоты прожитых лет тщетность мирских человеческих устремлений, царь Давид своей песнью псалма тридцать восьмого, старается предупредить тех, у кого впереди еще много лет жизни, что провести их следует с пользой для души. В православной традиции онлайн слушать и читать 38 псалом особенно рекомендуется людям, которые желают найти новую работу.

Слушать на видео православную молитву псалом 38 на русском языке

Читать Псалтырь, текст молитвы псалом 38 на русском языке

Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась. Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим: скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой. Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий. Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то. И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя — на Тебя. От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному. Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это. Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей. Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек! Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои. Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.

Псалом 118

Псалом 118 — отцовское наставление, переданное Богом через Давида, прожившего совсем не святую жизнь, но сумевшего к ее окончанию стать мудрее, послушнее и благодарным Творцу.

Значение псалма

В православии святые слова этой молитвы часто читают в память об усопших во время домашних молитв, чтобы облегчить пребывание умершего в потустороннем мире. Душа покойного оставила земную жизнь с ее грехами и проступками, словами святой молитвы несется в Небеса духовная радость для нее.

Современным христианам легче и понятнее читать псалом 118 на русском языке, после прочтения которого в христианской душе загорается удивительное сияние и наступает покой.

1. Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем.

2. Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его.

3. Они не делают беззакония, ходят путями Его.

4. Ты заповедал повеления Твои хранить твердо.

5. О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих!

6. Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои:

7. я славил бы Тебя в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей.

8. Буду хранить уставы Твои; не оставляй меня совсем.

9. Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему.

10. Всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих.

11. В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою.

12. Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

13. Устами моими возвещал я все суды уст Твоих.

14. На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве.

15. О заповедях Твоих размышляю, и взираю на пути Твои.

16. Уставами Твоими утешаюсь, не забываю слова Твоего.

17. Яви милость рабу Твоему, и буду жить и хранить слово Твое.

18. Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего.

19. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих.

20. Истомилась душа моя желанием судов Твоих во всякое время.

21. Ты укротил гордых, проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих.

22. Сними с меня поношение и посрамление, ибо я храню откровения Твои.

23. Князья сидят и сговариваются против меня, а раб Твой размышляет об уставах Твоих.

24. Откровения Твои — утешение мое, советники мои.

25. Душа моя повержена в прах; оживи меня по слову Твоему.

26. Объявил я пути мои, и Ты услышал меня; научи меня уставам Твоим.

27. Дай мне уразуметь путь повелений Твоих, и буду размышлять о чудесах Твоих.

28. Душа моя истаевает от скорби: укрепи меня по слову Твоему.

29. Удали от меня путь лжи, и закон Твой даруй мне.

30. Я избрал путь истины, поставил пред собою суды Твои.

31. Я прилепился к откровениям Твоим, Господи; не постыди меня.

32. Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое.

33. Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца.

34. Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем.

35. Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее.

36. Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти.

37. Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоем.

38. Утверди слово Твое рабу Твоему, ради благоговения пред Тобою.

39. Отврати поношение мое, которого я страшусь, ибо суды Твои благи.

40. Вот, я возжелал повелений Твоих; животвори меня правдою Твоею.

41. Да придут ко мне милости Твои, Господи, спасение Твое по слову Твоему, —

42. и я дам ответ поносящему меня, ибо уповаю на слово Твое.

43. Не отнимай совсем от уст моих слова истины, ибо я уповаю на суды Твои

44. и буду хранить закон Твой всегда, во веки и веки;

45. буду ходить свободно, ибо я взыскал повелений Твоих;

46. буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь;

47. буду утешаться заповедями Твоими, которые возлюбил;

48. руки мои буду простирать к заповедям Твоим, которые возлюбил, и размышлять об уставах Твоих.

49. Вспомни слово Твое к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать:

50. это — утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня.

51. Гордые крайне ругались надо мною, но я не уклонился от закона Твоего.

52. Вспоминал суды Твои, Господи, от века, и утешался.

53. Ужас овладевает мною при виде нечестивых, оставляющих закон Твой.

54. Уставы Твои были песнями моими на месте странствований моих.

55. Ночью вспоминал я имя Твое, Господи, и хранил закон Твой.

56. Он стал моим, ибо повеления Твои храню.

57. Удел мой, Господи, сказал я, соблюдать слова Твои.

58. Молился я Тебе всем сердцем: помилуй меня по слову Твоему.

59. Размышлял о путях моих и обращал стопы мои к откровениям Твоим.

60. Спешил и не медлил соблюдать заповеди Твои.

61. Сети нечестивых окружили меня, но я не забывал закона Твоего.

62. В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои.

63. Общник я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои.

64. Милости Твоей, Господи, полна земля; научи меня уставам Твоим.

65. Благо сотворил Ты рабу Твоему, Господи, по слову Твоему.

66. Доброму разумению и ведению научи меня, ибо заповедям Твоим я верую.

67. Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню.

68. Благ и благодетелен Ты, научи меня уставам Твоим.

69. Гордые сплетают на меня ложь; я же всем сердцем буду хранить повеления Твои.

70. Ожирело сердце их, как тук; я же законом Твоим утешаюсь.

71. Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим.

72. Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра.

73. Руки Твои сотворили меня и устроили меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим.

74. Боящиеся Тебя увидят меня — и возрадуются, что я уповаю на слово Твое.

75. Знаю, Господи, что суды Твои праведны и по справедливости Ты наказал меня.

76. Да будет же милость Твоя утешением моим, по слову Твоему к рабу Твоему.

77. Да придет ко мне милосердие Твое, и я буду жить; ибо закон Твой — утешение мое.

78. Да будут постыжены гордые, ибо безвинно угнетают меня; я размышляю о повелениях Твоих.

79. Да обратятся ко мне боящиеся Тебя и знающие откровения Твои.

80. Да будет сердце мое непорочно в уставах Твоих, чтобы я не посрамился.

81. Истаевает душа моя о спасении Твоем; уповаю на слово Твое.

82. Истаевают очи мои о слове Твоем; я говорю: когда Ты утешишь меня?

83. Я стал как мех в дыму, но уставов Твоих не забыл.

84. Сколько дней раба Твоего? Когда произведешь суд над гонителями моими?

85. Яму вырыли мне гордые, вопреки закону Твоему.

86. Все заповеди Твои — истина; несправедливо преследуют меня: помоги мне;

87. едва не погубили меня на земле, но я не оставил повелений Твоих.

88. По милости Твоей оживляй меня, и буду хранить откровения уст Твоих.

89. Навеки, Господи, слово Твое утверждено на небесах;

90. истина Твоя в род и род. Ты поставил землю, и она стоит.

91. По определениям Твоим все стоит доныне, ибо все служит Тебе.

92. Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем.

93. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня.

94. Твой я, спаси меня; ибо я взыскал повелений Твоих.

95. Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои.

96. Я видел предел всякого совершенства, но Твоя заповедь безмерно обширна.

97. Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем.

98. Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною.

99. Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих.

100. Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню.

101. От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое;

102. от судов Твоих не уклоняюсь, ибо Ты научаешь меня.

103. Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим.

104. Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи.

105. Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей.

106. Я клялся хранить праведные суды Твои, и исполню.

107. Сильно угнетен я, Господи; оживи меня по слову Твоему.

108. Благоволи же, Господи, принять добровольную жертву уст моих, и судам Твоим научи меня.

109. Душа моя непрестанно в руке моей, но закона Твоего не забываю.

110. Нечестивые поставили для меня сеть, но я не уклонился от повелений Твоих.

111. Откровения Твои я принял, как наследие навеки, ибо они — веселие сердца моего.

112. Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих навек, до конца.

113. Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю.

114. Ты покров мой и щит мой; на слово Твое уповаю.

115. Удалитесь от меня, беззаконные, и буду хранить заповеди Бога моего.

116. Укрепи меня по слову Твоему, и буду жить; не посрами меня в надежде моей;

117. поддержи меня, и спасусь; и в уставы Твои буду вникать непрестанно.

118. Всех, отступающих от уставов Твоих, Ты низлагаешь, ибо ухищрения их — ложь.

119. Как изгарь, отметаешь Ты всех нечестивых земли; потому я возлюбил откровения Твои.

120. Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь.

121. Я совершал суд и правду; не предай меня гонителям моим.

122. Заступи раба Твоего ко благу его, чтобы не угнетали меня гордые.

123. Истаевают очи мои, ожидая спасения Твоего и слова правды Твоей.

Читайте также:  Молитва Матроне Московской от пьянства - прошение святой об избавлении от алкоголизма

124. Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и уставам Твоим научи меня.

125. Я раб Твой: вразуми меня, и познаю откровения Твои.

126. Время Господу действовать: закон Твой разорили.

127. А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого.

128. Все повеления Твои — все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу.

129. Дивны откровения Твои; потому хранит их душа моя.

130. Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых.

131. Открываю уста мои и вздыхаю, ибо заповедей Твоих жажду.

132. Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое.

133. Утверди стопы мои в слове Твоем и не дай овладеть мною никакому беззаконию;

134. избавь меня от угнетения человеческого, и буду хранить повеления Твои;

135. осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим.

136. Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят закона Твоего.

137. Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои.

138. Откровения Твои, которые Ты заповедал, — правда и совершенная истина.

139. Ревность моя снедает меня, потому что мои враги забыли слова Твои.

140. Слово Твое весьма чисто, и раб Твой возлюбил его.

141. Мал я и презрен, но повелений Твоих не забываю.

142. Правда Твоя — правда вечная, и закон Твой — истина.

143. Скорбь и горесть постигли меня; заповеди Твои — утешение мое.

144. Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить.

145. Взываю всем сердцем моим: услышь меня, Господи, — и сохраню уставы Твои.

146. Призываю Тебя: спаси меня, и буду хранить откровения Твои.

147. Предваряю рассвет и взываю; на слово Твое уповаю.

148. Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое.

149. Услышь голос мой по милости Твоей, Господи; по суду Твоему оживи меня.

150. Приблизились замышляющие лукавство; далеки они от закона Твоего.

151. Близок Ты, Господи, и все заповеди Твои — истина.

152. Издавна узнал я об откровениях Твоих, что Ты утвердил их навеки.

153. Воззри на бедствие мое и избавь меня, ибо я не забываю закона Твоего.

154. Вступись в дело мое и защити меня; по слову Твоему оживи меня.

155. Далеко от нечестивых спасение, ибо они уставов Твоих не ищут.

156. Много щедрот Твоих, Господи; по суду Твоему оживи меня.

157. Много у меня гонителей и врагов, но от откровений Твоих я не удаляюсь.

158. Вижу отступников и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего.

159. Зри, как я люблю повеления Твои; по милости Твоей, Господи, оживи меня.

160. Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей.

161. Князья гонят меня безвинно, но сердце мое боится слова Твоего.

162. Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль.

163. Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю.

164. Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей.

165. Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения.

166. Уповаю на спасение Твое, Господи, и заповеди Твои исполняю.

167. Душа моя хранит откровения Твои, и я люблю их крепко.

168. Храню повеления Твои и откровения Твои, ибо все пути мои пред Тобою.

169. Да приблизится вопль мой пред лицо Твое, Господи; по слову Твоему вразуми меня.

170. Да придет моление мое пред лицо Твое; по слову Твоему избавь меня.

171. Уста мои произнесут хвалу, когда Ты научишь меня уставам Твоим.

172. Язык мой возгласит слово Твое, ибо все заповеди Твои праведны.

173. Да будет рука Твоя в помощь мне, ибо я повеления Твои избрал.

174. Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой — утешение мое.

175. Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне.

176. Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл.

Толкование псалма

Феофан Затворник в толковании этой уникальной молитвы подчеркивает, что она отличается от остальных 150-и не только количеством стихов, а их 176, но и тем, что весь псалом посвящен законам Божьим. Несмотря на то что некоторые из них якобы повторяют смысл другого стиха, в каждом есть своя индивидуальность и изюминка мысли.

Самыми простыми словами автору этого песнопения удалось открыть глубину Божьих законов. Величие самой длинной Давидовой песни поразило блаженного Августина, преклоняясь перед нею, святой долго не брался за трактовку этого послания.

В каждом стихе закопан клад, добывая который человек по крупицам размышления над каждым словом уникального послания найдет сокровище, руководство для жизни.

Блаженный Феодорит утверждал, что изучения этого святого послания достаточно:

  • для усовершенствования в добродетели желающих познать милость Господню;
  • возбудить тщание у живущих в рассеянии;
  • упавших духом воодушевить;
  • справить пути нерадивых.

По его словам, этот псалом является врачевателем для людей, страдающих человеческими немощами.

Уникальность самого длинного псалма Давида

Как уже было сказано выше, в псалме 176 стихов, но, кроме этого, уникальная молитва разбита на 22 части, по 8 строк в каждой.

В оригинальном написании каждая строчка начиналась с буквы еврейского алфавита. Другими словами, в этом послании представлен весь еврейский алфавит, что делает псалом одним из уникальных посланий в Божественном Писании среди остальных 66 книг.

Первые восемь стихов начинаются с «альфы», восемь — с «беты» и так далее, еврейская азбука содержит всего 22 буквы. В православии целая кафизма представлена этим уникальным произведением песнопевца.

На заметку! Современные евреи также заставляют детей учить азбуку по этой молитве.

Историческое происхождение послания Давида

По мнению толкователей Библии, псалом 118 написан Давидом в помощь сыну Соломону в его обучении.

Состарившийся Давид не представлял своей жизни без отношений с Творцом и наследования Его законов. Приобретя со временем духовное богатство, царь передает его своему наследнику Соломону в псалме 118.

В высказываниях блаженного Феодорита подчеркнуто, что Давид остался верен Богу, несмотря на сложную жизнь, во время которой:

  • его преследовали враги;
  • он побеждал недругов;
  • горевал и впадал в искушения;
  • радовался и каялся.

Важно! В псалме 118 собраны молитвенные воззвания, произносимые Всевышнему на каждом этапе жизни, которые стали единым целым учением для последующих поколений.

Изучаемое евреями в детстве послание давало им руководство к жизни, становясь предметом постоянного размышления и ориентира на Творца.

В толковании Афанасия Великого сказано, что святым пророком дано пророчество, описывающие будущие жизненные пути и подвиги, святых, полные скорби.

Православная Церковь желает, чтобы каждый христианин глубже понимал псалом 118 для достижения блаженства пребывания в Боге и познания глубины Его законов.


Издание преемников А. П. Лопухина. Толковая Библия. Толкование на Псалтирь

Псалом 38

Псалом для исполнения был назначен Идифуму, одному из начальников хора при Давиде. Псалом написан Давидом. По близкому сходству его содержания с содержанием XXXVII Пс, можно считать его написанным по тому же поводу и в одно время с первым, XXXVII, т. е. в начале восстания Авессалома, когда вместе с сознанием своего греха пред Богом Давид мог ожидать и гибели от врагов.

Господи, я буду хранить и хранил молчание пред своими нечестивыми врагами. Но это молчание вызвало сосредоточение мысли на своем положении, у меня явилось опасение: не должна ли моя жизнь кончиться в самом скором времени? (2-6). Я вижу ничтожество человека пред Тобою, Господи, и надежда моя только на Тебя (7-8). Прости мои беззакония и избавь от врагов. Прекрати наказывать меня своими обличениями, но услышь мой вопль о помиловании, не карай меня бедствиями до наступления смерти, но прекрати их (9-14).

1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.

2-3. Давид, пораженный болезнью (см. XXXVII Пс), на которую смотрел, как на заслуженное последствие своего греха, решается не отвечать на все несправедливые обличения, которые возводились на него его врагами (см. 37 Пс 13 ст. ) “доколе нечестивый предо мною”, пока гнев Божий, допускающий это главенство над ним нечестивого не прекратится. Давид с покорностью Божественному провидению решается молчать и тогда, когда он мог сказать о том “добром”, что он делал и что забывали его враги, старавшиеся находить в нем одно дурное.

4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:

4. “Воспламенялось сердце”, “в мыслях моих возгорелся огонь” – Давида мучили жгучие, беспокойные опасения относительно исхода своей болезни.

5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета – всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.

5-7. Сознание Давидом своего греха было настолько глубоко, болезнь – настолько сильна, что он убежден был в скорой своей кончине. Очевидно, жизни его осталось в размере “пяди”, ширины кисти руки, т. е. около 7 сантиметров. Давид означает этим выражением, что жить ему осталось самое ничтожное количество дней.

Вся вообще продолжительность человеческой жизни пред Богом совершенное ничто; она подобна призраку, тени, быстро исчезающей, и вся деятельность человека, направленная на приобретение и упрочение своего блага, напрасна, бесполезна и жалка. Этой проповедью о ничтожности жизни Давид произносил осуждение своей прошлой деятельности: он не находил за ней ничего ценного, а потому с опасением смотрит на исход жизни.

8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя – на Тебя.

8. Что иное, Господи, как не отвержение, я могу ожидать от Тебя при своей кончине? Я сознаю свой грех и свою виновность пред Тобою, но загладить ее не могу за скорой своей смертью, поэтому вся моя надежда на Тебя, Твою милость ко мне и снисхождение.

9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.

9. Прости мне мои беззакония, очисти от них и не дай нечестивому (“безумному”) торжествовать надо мною.

10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.

10-11. Давид изображает свою полную покорность воле Бога и посланным ему страданиям.

12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!

12. “Краса человека рассыплется от обличений Бога”. Под обличениями Бога разумеются не одни обличения словом, но и насланием на человека соответственно его грехам внешних наказаний. Человек же пред Богом грешит постоянно и своим поведением способен вызывать Его сильный гнев. Если бы Бог относился к человеку только как его строгий Судья, то никто из людей не устоял бы пред Его правдой и все должны бы погибнуть.

13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.

13. Человека сохраняет милость и снисхождение к нему Бога, и об этом снисхождении к себе Давид и молит Его. “Ибо я странник у Тебя и пришлец”. Земная жизнь человека есть странствования, т. е. она временна. Настоящая же жизнь начинается за окончанием земной. Как странник, каждый человек подвержен опасностям со стороны своих греховных страстей и привязанностей к земным интересам заплутаться на своем пути. Со стороны Бога нужны для человека руководство на этом пути и снисхождение к слабостям странника. Такое руководство Давид нашел в своих бедствиях и переживаемой им болезни, раскрывшей пред ним его виновность. Но для исправления пути одного обличительного руководства Давиду недостаточно: ему нужно снисхождение и милость Бога.

14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.

14. Давид и молит Бога о даровании ему этой милости: “отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться”, т. е. не умерщвляй меня в моей болезни, прекрати мои страдания и дай тем мне возможность “подкрепиться”, позаботиться о своем нравственном возрождении и заглаждении своего греха. Эта молитва Давида тождественна с молитвой Иова (см. XVI:6).

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Ссылка на основную публикацию