Псалом 49: текст на русском языке,для чего читают молитву, значение и толкование

Псалом 49

Псалом 139 текст на русском, толкование, зачем читают

Псалтырь не случайно пользуется особой любовью у верующих. В ней собрана мудрость всей Библии, только в более сокращенной форме. Раньше (да и теперь) псалмы использовались для пения, в котором со всем благоговением превозносится Господь. 139 псалом, как и другие, имеет перевод на русском.

Он посвящен не самым светлым временам, которые случаются в жизни каждого, хотя богословское толкование рассматривает даже эту ситуацию с положительной стороны.

По замыслу автора, он продолжает развивать тему людской вражды, которая звучит и в предыдущих стихах. Написан 139 псалом в то время, когда царь Давид скрывался от сына своего Авессалома. Спустя какое-то время он сумел выбраться из Иерусалима и укрыться в неприступных горах. Но до тех пор окружающая обстановка кажется ему очень опасной. Каждый день он наблюдает за тем, как собственный отпрыск строит козни.

Ни одно действие недоброжелателей не укрывается от псалмопевца. Очевидно, родство с гонителем причиняет ему особую душевную боль. Что только не предпринимал сын, чтобы настроить всех вокруг себя против законного царя: пытался обольстить подданных лестью, наговаривал. Ежедневно от замышлял все новые хитрости.

В середине псалма автор обращается к Господу, как к единственному своему союзнику. Он верит в то, что тот сможет укрыть его от врагов. Он просит, чтобы те несчастья, которые недоброжелатели готовят ему, обратились на их собственные головы. На русском текст звучит более понятно. Ведь обороты церковного языка далеко не каждому знакомы.

Текст молитвы псалом 139

Чаще всего используются в чтении текст молитвы Псалом 139 на русском языке, хотя в храмах священнослужители зачитывают его на старославянском.

На церковнославянском языке с ударениями

В коне́ц, псало́м Дави́ду.1 Изми́ мя, Го́споди, от челове́ка лука́ва, от му́жа непра́ведна изба́ви мя,2 и́же помы́слиша непра́вду в се́рдце, весь день ополча́ху бра́ни,3 изостри́ша язы́к свой, я́ко змии́н, яд а́спидов под устна́ми их.4 Сохрани́ мя, Го́споди, из ру́ки гре́шничи, от челове́к непра́ведных изми́ мя, и́же помы́слиша запя́ти стопы́ моя́.5 Скры́ша го́рдии сеть мне, и у́жы препя́ша сеть нога́ма мои́ма.6 При стези́ собла́зны положи́ша ми.7 Рех Го́сподеви: Бог мои́ еси́ Ты, внуши́, Го́споди, глас моле́ния моего́.8 Го́споди, Го́споди, си́ло спасе́ния моего́, осени́л еси́ над главо́ю мое́ю в день бра́ни.9 Не преда́ждь мене́, Го́споди, от жела́ния моего́ гре́шнику: помы́слиша на мя, не оста́ви мене́, да не когда́ вознесу́тся.10 Глава́ окруже́ния их, труд усте́н их покры́ет я́.11 Паду́т на них у́глия о́гненная, низложи́ши я́ в страсте́х, и не постоя́т.12 Муж язы́чен не испра́вится на земли́: му́жа непра́ведна зла́я уловя́т во истле́ние.13 Позна́х, я́ко сотвори́т Госпо́дь суд ни́щым и месть убо́гим.14 Оба́че пра́веднии испове́дятся и́мени Твоему́, и вселя́тся пра́вии с лице́м Твои́м.

На русском языке

К исполнению. Псалом Давида.1 Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя:2 они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань,3 изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их.4 Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои.5 Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге,6 преткновения на пути положили мне.7 Я сказал Господу: Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих!8 Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани.9 Не предай меня, Господи, против желания моего грешнику. Замыслили против меня, не оставь меня, чтобы им никогда не возвыситься.10 Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их.11 Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали.12 Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель.13 Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным и справедливость бедным.14 Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицем Твоим.

Автором произведения является царь Давид, если верить писаниям на еврейском, латинском и греческом. Песнь написана во времена угрозы от хитрых и коварных врагов. Если верить писаниям, то псалом был написан в момент предательства сына Давида Авессалома. Даже настолько близкий человек может совершить зло и предательство. Авессалом собрал войско против отца. Подговорил близких знакомых и друзей, тем самым заставив Давида бежать. Царь был очень расстроен поведением сына, а также он был беспомощным против врагов. В момент слабости он и обратился к Господу с хвалебной песней-прощением.

Толкование псалма

Текст начинается мрачно — автор не видит спасения, он страдает духовно и физически (царь был в то время чем-то болен). Он жалуется на врагов, которые преследуют и жаждут смерти автора, но при этом певец уповает на Бога и просит Его наказать врагов и поступить справедливо со всеми. Наравне с мрачностью и печалью автора можно в тексте увидеть и упование на Отца Небесного.

Разбирая по стихам, можно наблюдать следующую картину:

  1. Стихи 1-4: Описание врагов автора и средств их действий. Автор подчеркивает, что они возбуждают против него народ путем клеветы и лжи, что соотносится с описанием действий Авессалома в Царствах. Сын царя настраивал против Давида приходящих к нему, убеждая, что дела народа просто не интересны и никто не будет их решать.
  2. Стих 8: выражение надежды только на Господа, только в Его руке Давид видит себя спокойным и защищенным. Это стих упования и надежды, что Бог покарает виновных и защитит Давида, ведь он невинно страдает. Он не ждет помощи от приближенных или просто человека, надежда царя только на Творца.
  3. Стих 9: прошение Бога заступиться за царя, наказать виновных и поступить с ними сообразно справедливому суду. Выражение «последнее покроет голову их» тут означает понести заслуженное наказание, в то время как Давида защитят праведные поступки и выполнение Закона Божьего.

В псалме 139 виден пример твердого упования на Господа

  • Стих 12: царь уверен, что поступки он всегда базировал на выполнении слова Божьего, на справедливости. Поэтому надеется, что Бог это учтет и каждому воздаст по делам.
  • Стих 14: призыв к прославлению всеми Бога, как Справедливого и Милостивого Судью.
  • Важно! Главной характеристикой царя Давида было то, что он всегда уповал на Бога. Никогда не отчаивался и не принимал помощь человека прежде, нежели помощь Бога

    Псалом 49

    Писателем псалма был Асаф (см. о нем во введении к Псалтири). Можно думать, что этот Асаф был современником Давида и псалом поэтому нужно считать писанным в царствование Давида. Псалом представляет обличение евреев в распространении среди них взгляда на богослужение и богоугождение как на внешнюю форму, как только на соблюдение закона со внешней стороны, почему у приносящего, напр., жертвы не было покаянного, духовного настроения (Пс.49_4, 17, 18, 21). Действительно, торжественная постановка внешнего богослужения, введенная Давидом, могла ослеплять своею пышностью и блеском еврея, вообще склонного ко всему внешнему и чувственному, а потому и вселять убеждение, что в соблюдении внешней стороны богослужения и заключается вся сущность богоугождения. Этот ложный взгляд необходимо было рассеять, к чему и направлен этот псалом Асафа. Ту же заботу высказывал и Давид, когда при перенесении Кивота Завета на Сион требовал от обитателей последнего нравственной чистоты и внутреннего просвещения (см. Пс. 14 ). Согласие этого псалма с эпохой Давидова времени, равно как и сходство его содержания с псалмами Давида, подтверждают предположение о его происхождении из эпохи Давида и о писателе Асафе – как современнике того царя.

    Бог богов призывает на суд пред Себя свой народ – евреев (1–6). Он грозно говорит ему: «Я обличаю тебя не за жертвы, которые ты приносишь, а за настроение твое. В твоих жертвах я не нуждаюсь. Они не нужны Мне для питания, так как все звери и птицы принадлежат Мне и в Моей власти (7–13). Ты принеси Мне хвалу и воздай обеты, тогда во время скорби Я избавлю тебя (14–15). Ты же грешен: соблюдаешь только внешне Мой устав, а живешь с прелюбодеями, коварствуешь, ненавидишь своего брата. За это Я накажу тебя. Тот получит награду, кто чтит Меня внутренне и следует Моим заповедям в своей жизни» (16–23).

    Пс.49:1 . Бог Богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада.

    “Бог богов” . Повторение одного и того же слова употребляется для усиления его значения, как напр., суета сует, песнь песней и др. “Бог богов” – значит высочайший Бог. Под богами нужно разуметь языческие божества, за которыми хотя истинный еврей не признавал реального бытия и живого могущества, но не считаться с верованием в них не мог, так как эти верования в ложных богов были распространены среди соседей язычников, да и сами евреи часто увлекались ими. Указанием, что Господь, Бог евреев, есть Бог богов, псалмопевец устанавливает истинность и высоту верований евреев в Господа, как единого и высшего над всею землею. Этим же указанием определяется важность и серьезность повиновения Ему и великая преступность оскорбления Его непослушанием Его заповедям. – «Призывает землю» – Изображаемый суд Бога над евреями производится пред всею землею, так как Господь есть Бог и Владыка всего живущего. – «От восхода солнца до запада» – две противоположные стороны света берутся для означения всего света.

    Пс.49:2 . С Сиона, который есть верх красоты, является Бог,

    «С Сиона, который есть верх красоты» . – Гора Сион, которая по своему виду, является венцом красоты особенно потому, что в ней обитает сам Господь.

    Пс.49:3 . грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря.

    «Пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря» . Картина, напоминающая явление Господа в 17 псалме. Эти образы означают Божественное Правосудие, не допускающее торжествовать злу и уничтожающее последнее, как огонь освобождает металлы от лигатуры. «Сильная буря» – символ Его могущества.

    Пс.49:5 . «соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве».

    «Святых Моих» , т. е. евреев, которые призваны Богом быть народом святым ( Исх. 19:6 ). – «Вступивших в завет со Мною при жертве» – разумеются жертвы, принесенные евреями при Синае, как внешний знак торжественности момента.

    Пс.49:8 . Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною;

    Бог укоряет евреев не за “жертвы” , которые они приносили, а за то настроение и смысл, который они соединяли с этим жертвоприношением. – «Всесожжения твои всегда предо Мною» – вероятно указывается на постоянное всесожжение, которое ежедневно приносилось в храме утром и вечером.

    Пс.49:12 . Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее.

    Пс.49:13 . Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?

    Пс.49:14 . Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои,

    Пс.49:15 . и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня».

    Жертвы Богу не нужны для Его питания. Если бы за ними было только такое внешнее значение, то Господу, во власти которого весь мир, они не надобны. Важно в жертве не вещество приносимое, а та “хвал а» Богу и те “обеты” , которыми должно сопровождаться это приношение. Под хвалою разумеется благоговейное чувство пред Богом, то чувство, которое лежит и в основании обетов, как обязательств, налагаемых на себя человеком добровольно пред лицом Господа, а потому и с сознанием важности их значении. Молитва к Богу при таких жертвоприношениях приятна Ему и Он избавит молящегося в день скорби. Такой человек – праведен пред Ним.

    Пс.49:16 . Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои,

    Пс.49:17 . а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?

    Пс.49:18 . когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься;

    Пс.49:19 . уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство;

    Пс.49:20 . сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь;

    Читайте также:  Молитвы при родах - священные тексты и прошения святым для легких и благополучных родах ребенка

    Грешен пред Ним и заслужит наказание тот, «кто проповедуе т уставы Его, бере т завет Его, . а сам ненавиди т наставление Его и слова Его бросае т за себя” .

    Одно лишь внешнее благочестие, показное, но без соответствующих словам дел, есть оскорбление Бога, пренебрежение Его заповедями ( “броса ние за себя” ).

    Пс.49:21 . ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои].

    «Ты это делал, и Я молчал» , т.е. Бог не тотчас по своему долготерпению обличает и наказывает грешника, но дает возможность ему исправиться и загладить свое поведение. Из этого “молча ния» Бога, медлительности в послании кары, нечестивый делает нелепый вывод, что Бог такой же, как и он, т. е. довольствующийся только внешним богоугождением, внешними жертвами, а не внутренним настроением и соответственным ему поведением человека, Бог изобличит такого человека и накажет.

    Пс.49:23 . Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие».

    Истинный чтитель Бога тот, кто приносит Ему жертвы с искренним чувством благоговения пред Ним и заботится, чтобы и его внешнее поведение и поступки согласовались с этим настроением.

    «Никогда никакая греческая или латинская ода, говорит Фенелон, не могла достигнуть высоты псалмов. Напр., тот из них, который начинается словами: «Бог богов, Господь возглаголал, и приз вал землю” , превосходит всякое человеческое воображение» (Вигуру).

    Вам может быть интересно:

    1. Толкование на Псалтирь – Псалом 48 – профессор Александр Павлович Лопухин 1253,7K

    Псалом 49

    Псалом 49 предназначен для порицания иудеев, которые считают, что внешнее соблюдение религиозных обрядов важнее молитвы и прославления Господа, а также для тех, кто, толкуя закон для других, ведет порочный образ жизни.

    Текст молитвы псалом 49

    На церковнославянском языке с ударениями

    1 Бог бого́в Госпо́дь глаго́ла и призва́ зе́млю от восто́к со́лнца до за́пад.

    2 От Сио́на благоле́пие красоты́ Его.

    3 Бог я́ве прии́дет, Бог наш, и не премолчи́т: огнь пред Ним возгори́тся, и о́крест Его бу́ря зе́льна.

    4 Призове́т Не́бо свы́ше и зе́млю разсуди́ти лю́ди Своя́.

    5 Собери́те Ему преподо́бныя Его, завеща́ющыя заве́т Его о же́ртвах.

    6 И возвестя́т небеса́ пра́вду Его, я́ко Бог судия́ есть.

    7 Услы́шите, лю́дие мои́, и возглаго́лю вам, Изра́илю, и засвиде́тельствую тебе́: Бог, Бог твой есмь Аз.

    8 Не о же́ртвах твои́х обличу́ тя, всесожже́ния же Твоя́ предо Мно́ю суть вы́ну.

    9 Не прииму́ от до́му Твоего́ тельцо́в, ниже́ от стад твои́х козло́в.

    10 Яко мои́ суть вси зве́рие дубра́внии, ско́ти в гора́х и воло́ве.

    11 Позна́х вся пти́цы небе́сныя, и красота́ се́льная со Мно́ю есть.

    12 Аще вза́лчу, не реку́ тебе́: Моя́ бо есть вселе́нная и исполне́ние ея́.

    13 Еда́ ям мяса́ ю́нча или́ кровь козло́в пию́?

    14 Пожри́ Бо́гови же́ртву хвалы́ и возда́ждь Вы́шнему моли́твы Твоя́.

    15 И призови́ Мя в день ско́рби твоея́, и изму́ тя, и просла́виши Мя.

    16 Гре́шнику же рече́ Бог: вску́ю ты пове́даеши оправда́ния Моя́ и восприе́млеши заве́т Мой усты́ твои́ми?

    17 Ты же возненави́дел еси́ наказа́ние и отве́ргл еси́ словеса́ Моя́ вспять.

    18 Аще ви́дел еси́ та́тя, текл еси́ с ним, и с прелюбоде́ем уча́стие твое́ полага́л еси́.

    19 Уста́ Твоя́ умно́жиша зло́бу, и язы́к твой сплета́ше льще́ния.

    20 Седя́, на бра́та твоего́ клевета́л еси́ и на сы́на ма́тере твоея́ полага́л еси́ собла́зн.

    21 Сия́ сотвори́л еси́ и умолча́х, вознепщева́л еси́ беззако́ние, я́ко бу́ду тебе́ подо́бен. Обличу́ тя и предста́влю пред лице́м твои́м грехи́ Твоя́.

    22 Разуме́йте у́бо сия́, забыва́ющии Бо́га, да не когда́ похи́тит, и не бу́ет избавля́яй.

    23 Же́ртва хвалы́ просла́вит Мя, и та́мо путь, и́мже явлю́ ему спасе́ние Мое́.

    На русском языке

    1Бог Богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада.

    2 С Сиона, который есть верх красоты, является Бог,

    3 грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря.

    4 Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой:

    5 «соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве».

    6 И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог.

    7 «Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог.

    8 Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною;

    9 не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих,

    10 ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор,

    11 знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною.

    12 Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее.

    13 Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?

    14 Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои,

    15 и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня».

    16 Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои,

    17 а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?

    18 когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься;

    19 уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство;

    20 сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь;

    21 ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои].

    22 Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, — и не будет избавляющего.

    23 Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие».

    История псалма 49

    Псалом 49, наполненный нравоучительными стихами, был написан Асафом во время правления царя Давида. Две темы звучат в псалме: поклонение Богу людьми и исполнение 10 заповедей. Торжественная обстановка богослужения, введенная Давидом, ослепляла блеском и пышностью и вселяла в евреев убеждение, что исполнение ритуалов крайне важно. Асаф стремится рассеять этот ложный взгляд. Но те же взгляды выражал и Давид, когда при перенесении Ковчега Завета на Сион потребовал от обитателей последнего нравственной чистоты. Псалом 49 сходен по содержанию с псалмами Давида, что также подтверждает версию о том, что автором являлся современник знаменитого псалмопевца.

    Для чего читают псалом 49?

    Текст псалма 49 является предостережением не только древним евреям, но и православным христианам в наши дни. Посещая храм и участвуя в таинствах, можно не иметь в глубине души самого главного – истинной веры. Автор призывает нас больше внимания уделять внутреннему подвигу.

    Каждый верующий должен задуматься о своей православной жизни, чтобы в один день быть готовым ответить за все поступки и мысли.

    Дома псалом 49 читают на русском языке в следующих случаях:

    • о спасении неверующих;
    • когда мы хотим с любовью обличить близких, не вызвав их ответной гневной реакции.

    В храме псалом 49 читается на старославянском языке.

    Толкование

    Псалом 49 является назиданием, а не молитвой или прославлением. Воспевая его, мы должны наставлять и предостерегать друг друга. Автор обращается к тем, кто превратил религию в ритуальное служение. Например, к тем, кто, принося жертву, не обращается к Господу с покаянным чувством, идущим от самого сердца.

    Обличает автор и тех, кто считают себя чадами Церкви, но относятся к своим ближним лицемерно, пренебрегая 10 заповедями. Это гибельный путь.

    Асаф рисует сцену суда в небесах, когда Господь станет строго разбирать дела народа Своего. Бог обвинит народ в формальном поклонении Ему, ведь жертвы благодарения приносятся от смиренного сердца, а также в лицемерном отношении к своим ближним.

    Чтобы лучше понять глубинный смысл, следует разобрать толкование псалма 49 по каждому стиху:

    • Стих 1-2: подчеркивается величие Господа, правящего миром от востока до запада.
    • Стих 3-6: христиане, считающие себя праведниками, предстанут перед судом Всевышнего, и с небес будет возвещена воля Творца.
    • Стих 7-13: Бог осудит евреев не за неукоснительное соблюдение ритуала жертвоприношений, а за их формальный характер. Все звери в лесу и весь скот, пасущийся в горах, принадлежат Ему. Господу не нужны жертвенные животные для пропитания. Этот ритуал был учрежден Им ради людей, нуждающихся в Нем.
    • Стих 14-15: автор подчеркивает, что Господу необходима искренность человеческого упования на Него. В жертву необходимо принести благоговение перед Всевышним (хвалу), а также исполнить данные обеты.
    • Стих 16-23: евреи обвиняются в лицемерии и безнравственном поведении. Господу известны любые истинные помыслы. Тщетна надежда грешника скрыть свои проступки. Спасение будет дано лишь тому, кто не только возносит хвалу Всевышнему, но и поступает благочестиво.

    Псалом 49

    Псалом Асафу

    Псалом Асафа.

    1 Бог богов Господь глагола и призва землю от восток солнца до запад.

    1 Бог богов Господь заговорил и призвал землю от востока солнца до запада.

    2 От Сиона благолепие красоты Его.

    2 С Сиона благолепие красоты Его.

    3 Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна.

    3 Бог явно придёт, Бог наш, и не промолчит: огонь перед Ним загорится, и вокруг Него – буря сильная.

    4 Призовет Небо свыше и землю разсудити люди Своя.

    4 Призовёт Он небо свыше и землю, рассудить народ Свой.

    5 Соберите Ему преподобныя Его, завещающыя завет Его о жертвах.

    5 Соберите Ему святых Его, заключивших с Ним завет о жертвах.

    6 И возвестят небеса правду Его, яко Бог судия есть.

    6 И возвестят небеса правду Его, ибо Бог – судия.

    7 Услышите, людие мои, и возглаголю вам, Израилю, и засвидетельствую тебе: Бог, Бог твой есмь Аз.

    7 “Слушай, народ Мой, и скажу тебе, Израиль, – и засвидетельствую тебе. Я Бог, твой Бог;

    8 Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжения же Твоя предо Мною суть выну.

    8 не за жертвы твои обличу тебя: ибо всесожжения твои всегда предо Мною.

    9 Не прииму от дому Твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов.

    9 Не приму из дома твоего тельцов, ни из стад твоих – козлов.

    10 Яко мои суть вси зверие дубравнии, скоти в горах и волове.

    10 Ибо Мои все звери в лесу, скот на горах и волы.

    11 Познах вся птицы небесныя, и красота сельная со Мною есть.

    11 Я знаю всех птиц небесных, и красота поля – со Мною.

    12 Аще взалчу, не реку тебе: Моя бо есть вселенная и исполнение ея.

    12 Если бы был Я голоден, не сказал бы тебе: ведь Моя вселенная, и что наполняет её.

    13 Еда ям мяса юнча или кровь козлов пию?

    13 Разве буду Я есть мясо волов или пить кровь козлов?

    14 Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы Твоя.

    14 Принеси Богу жертву хвалы, и воздай Всевышнему обеты твои,

    15 И призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя.

    15 и призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя, и ты прославишь Меня”.

    16 Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими?

    16 Грешнику же сказал Бог: “Для чего ты проповедуешь повеления Мои и принимаешь завет Мой устами твоими?

    17 Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса Моя вспять.

    17 Ты же возненавидел наставление и отбросил слова Мои назад!

    18 Аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси.

    18 Если видел вора, бежал вместе с ним, и с прелюбодеем долю свою разделял;

    19 Уста Твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения.

    19 уста твои умножили злобу, и язык твой сплетал коварство.

    20 Седя, на брата твоего клеветал еси и на сына матере твоея полагал еси соблазн.

    Читайте также:  Молитвы и акафист в праздник Рождества Пресвятой Богородицы

    20 Сидел и клеветал на брата твоего, и на сына матери твоей наводил соблазн.

    21 Сия сотворил еси и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен. Обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи Твоя.

    21 Ты это сделал, и Я промолчал; ты помыслил беззаконие, что Я буду тебе подобен. Обличу тебя и представлю пред лицо твоё грехи твои”.

    22 Разумейте убо сия, забывающии Бога, да не когда похитит, и не будет избавляяй.

    22 Уразумейте же это, забывающие Бога, чтобы Он вас не похитил, и не будет избавителя.

    23 Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю eму спасение Мое.

    23 “Жертва хвалы прославит Меня, и там путь, на котором явлю ему спасение Моё”.

    Бог богов Господь глагола и призва землю от восток солнца до запад. От Сиона благолепие красоты Его. Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна. Призовет Небо свыше и землю разсудити люди своя. Соберите Ему преподобныя Его, завещающыя завет Его о жертвах. И возвестят небеса правду Его, яко Бог Судия есть. Услышите, людие Мои, и возглаголю вам, Израилю, и засвидетельствую тебе: Бог, Бог твой есмь Аз. Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжения же твоя предо Мною суть выну. Не прииму от дому твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов. Яко Мои суть вси зверие дубравнии, скоти в горах и волове. Познах вся птицы небесныя, и красота сельная со Мною есть. Аще взалчу, не реку тебе: Моя бо есть вселенная и исполнение ея. Еда ям мяса юнча или кровь козлов пию? Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя. И призови Мя в день скорби своея, и изму тя, и прославиши Мя. Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими? Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса Моя вспять. Аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси. Уста твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения. Седя, на брата твоего клеветал еси и на сына матере твоея полагал еси соблазн. Сия сотворил еси и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен. Обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя. Разумейте убо сия, забывающии Бога, да не когда похитит, и не будет избавляяй. Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое.

    Псалом 118

    Псалом 118 — отцовское наставление, переданное Богом через Давида, прожившего совсем не святую жизнь, но сумевшего к ее окончанию стать мудрее, послушнее и благодарным Творцу.

    Значение псалма

    В православии святые слова этой молитвы часто читают в память об усопших во время домашних молитв, чтобы облегчить пребывание умершего в потустороннем мире. Душа покойного оставила земную жизнь с ее грехами и проступками, словами святой молитвы несется в Небеса духовная радость для нее.

    Современным христианам легче и понятнее читать псалом 118 на русском языке, после прочтения которого в христианской душе загорается удивительное сияние и наступает покой.

    1. Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем.

    2. Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его.

    3. Они не делают беззакония, ходят путями Его.

    4. Ты заповедал повеления Твои хранить твердо.

    5. О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих!

    6. Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои:

    7. я славил бы Тебя в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей.

    8. Буду хранить уставы Твои; не оставляй меня совсем.

    9. Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему.

    10. Всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих.

    11. В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою.

    12. Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

    13. Устами моими возвещал я все суды уст Твоих.

    14. На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве.

    15. О заповедях Твоих размышляю, и взираю на пути Твои.

    16. Уставами Твоими утешаюсь, не забываю слова Твоего.

    17. Яви милость рабу Твоему, и буду жить и хранить слово Твое.

    18. Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего.

    19. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих.

    20. Истомилась душа моя желанием судов Твоих во всякое время.

    21. Ты укротил гордых, проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих.

    22. Сними с меня поношение и посрамление, ибо я храню откровения Твои.

    23. Князья сидят и сговариваются против меня, а раб Твой размышляет об уставах Твоих.

    24. Откровения Твои — утешение мое, советники мои.

    25. Душа моя повержена в прах; оживи меня по слову Твоему.

    26. Объявил я пути мои, и Ты услышал меня; научи меня уставам Твоим.

    27. Дай мне уразуметь путь повелений Твоих, и буду размышлять о чудесах Твоих.

    28. Душа моя истаевает от скорби: укрепи меня по слову Твоему.

    29. Удали от меня путь лжи, и закон Твой даруй мне.

    30. Я избрал путь истины, поставил пред собою суды Твои.

    31. Я прилепился к откровениям Твоим, Господи; не постыди меня.

    32. Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое.

    33. Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца.

    34. Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем.

    35. Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее.

    36. Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти.

    37. Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоем.

    38. Утверди слово Твое рабу Твоему, ради благоговения пред Тобою.

    39. Отврати поношение мое, которого я страшусь, ибо суды Твои благи.

    40. Вот, я возжелал повелений Твоих; животвори меня правдою Твоею.

    41. Да придут ко мне милости Твои, Господи, спасение Твое по слову Твоему, —

    42. и я дам ответ поносящему меня, ибо уповаю на слово Твое.

    43. Не отнимай совсем от уст моих слова истины, ибо я уповаю на суды Твои

    44. и буду хранить закон Твой всегда, во веки и веки;

    45. буду ходить свободно, ибо я взыскал повелений Твоих;

    46. буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь;

    47. буду утешаться заповедями Твоими, которые возлюбил;

    48. руки мои буду простирать к заповедям Твоим, которые возлюбил, и размышлять об уставах Твоих.

    49. Вспомни слово Твое к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать:

    50. это — утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня.

    51. Гордые крайне ругались надо мною, но я не уклонился от закона Твоего.

    52. Вспоминал суды Твои, Господи, от века, и утешался.

    53. Ужас овладевает мною при виде нечестивых, оставляющих закон Твой.

    54. Уставы Твои были песнями моими на месте странствований моих.

    55. Ночью вспоминал я имя Твое, Господи, и хранил закон Твой.

    56. Он стал моим, ибо повеления Твои храню.

    57. Удел мой, Господи, сказал я, соблюдать слова Твои.

    58. Молился я Тебе всем сердцем: помилуй меня по слову Твоему.

    59. Размышлял о путях моих и обращал стопы мои к откровениям Твоим.

    60. Спешил и не медлил соблюдать заповеди Твои.

    61. Сети нечестивых окружили меня, но я не забывал закона Твоего.

    62. В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои.

    63. Общник я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои.

    64. Милости Твоей, Господи, полна земля; научи меня уставам Твоим.

    65. Благо сотворил Ты рабу Твоему, Господи, по слову Твоему.

    66. Доброму разумению и ведению научи меня, ибо заповедям Твоим я верую.

    67. Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню.

    68. Благ и благодетелен Ты, научи меня уставам Твоим.

    69. Гордые сплетают на меня ложь; я же всем сердцем буду хранить повеления Твои.

    70. Ожирело сердце их, как тук; я же законом Твоим утешаюсь.

    71. Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим.

    72. Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра.

    73. Руки Твои сотворили меня и устроили меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим.

    74. Боящиеся Тебя увидят меня — и возрадуются, что я уповаю на слово Твое.

    75. Знаю, Господи, что суды Твои праведны и по справедливости Ты наказал меня.

    76. Да будет же милость Твоя утешением моим, по слову Твоему к рабу Твоему.

    77. Да придет ко мне милосердие Твое, и я буду жить; ибо закон Твой — утешение мое.

    78. Да будут постыжены гордые, ибо безвинно угнетают меня; я размышляю о повелениях Твоих.

    79. Да обратятся ко мне боящиеся Тебя и знающие откровения Твои.

    80. Да будет сердце мое непорочно в уставах Твоих, чтобы я не посрамился.

    81. Истаевает душа моя о спасении Твоем; уповаю на слово Твое.

    82. Истаевают очи мои о слове Твоем; я говорю: когда Ты утешишь меня?

    83. Я стал как мех в дыму, но уставов Твоих не забыл.

    84. Сколько дней раба Твоего? Когда произведешь суд над гонителями моими?

    85. Яму вырыли мне гордые, вопреки закону Твоему.

    86. Все заповеди Твои — истина; несправедливо преследуют меня: помоги мне;

    87. едва не погубили меня на земле, но я не оставил повелений Твоих.

    88. По милости Твоей оживляй меня, и буду хранить откровения уст Твоих.

    89. Навеки, Господи, слово Твое утверждено на небесах;

    90. истина Твоя в род и род. Ты поставил землю, и она стоит.

    91. По определениям Твоим все стоит доныне, ибо все служит Тебе.

    92. Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем.

    93. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня.

    94. Твой я, спаси меня; ибо я взыскал повелений Твоих.

    95. Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои.

    96. Я видел предел всякого совершенства, но Твоя заповедь безмерно обширна.

    97. Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем.

    98. Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною.

    99. Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих.

    100. Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню.

    101. От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое;

    102. от судов Твоих не уклоняюсь, ибо Ты научаешь меня.

    103. Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим.

    104. Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи.

    105. Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей.

    106. Я клялся хранить праведные суды Твои, и исполню.

    107. Сильно угнетен я, Господи; оживи меня по слову Твоему.

    108. Благоволи же, Господи, принять добровольную жертву уст моих, и судам Твоим научи меня.

    109. Душа моя непрестанно в руке моей, но закона Твоего не забываю.

    110. Нечестивые поставили для меня сеть, но я не уклонился от повелений Твоих.

    111. Откровения Твои я принял, как наследие навеки, ибо они — веселие сердца моего.

    112. Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих навек, до конца.

    113. Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю.

    114. Ты покров мой и щит мой; на слово Твое уповаю.

    115. Удалитесь от меня, беззаконные, и буду хранить заповеди Бога моего.

    116. Укрепи меня по слову Твоему, и буду жить; не посрами меня в надежде моей;

    117. поддержи меня, и спасусь; и в уставы Твои буду вникать непрестанно.

    118. Всех, отступающих от уставов Твоих, Ты низлагаешь, ибо ухищрения их — ложь.

    Читайте также:  Псалом 12: текст молитвы, значение и история, толкование, для чего читают и правила чтения священного текста

    119. Как изгарь, отметаешь Ты всех нечестивых земли; потому я возлюбил откровения Твои.

    120. Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь.

    121. Я совершал суд и правду; не предай меня гонителям моим.

    122. Заступи раба Твоего ко благу его, чтобы не угнетали меня гордые.

    123. Истаевают очи мои, ожидая спасения Твоего и слова правды Твоей.

    124. Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и уставам Твоим научи меня.

    125. Я раб Твой: вразуми меня, и познаю откровения Твои.

    126. Время Господу действовать: закон Твой разорили.

    127. А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого.

    128. Все повеления Твои — все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу.

    129. Дивны откровения Твои; потому хранит их душа моя.

    130. Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых.

    131. Открываю уста мои и вздыхаю, ибо заповедей Твоих жажду.

    132. Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое.

    133. Утверди стопы мои в слове Твоем и не дай овладеть мною никакому беззаконию;

    134. избавь меня от угнетения человеческого, и буду хранить повеления Твои;

    135. осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим.

    136. Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят закона Твоего.

    137. Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои.

    138. Откровения Твои, которые Ты заповедал, — правда и совершенная истина.

    139. Ревность моя снедает меня, потому что мои враги забыли слова Твои.

    140. Слово Твое весьма чисто, и раб Твой возлюбил его.

    141. Мал я и презрен, но повелений Твоих не забываю.

    142. Правда Твоя — правда вечная, и закон Твой — истина.

    143. Скорбь и горесть постигли меня; заповеди Твои — утешение мое.

    144. Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить.

    145. Взываю всем сердцем моим: услышь меня, Господи, — и сохраню уставы Твои.

    146. Призываю Тебя: спаси меня, и буду хранить откровения Твои.

    147. Предваряю рассвет и взываю; на слово Твое уповаю.

    148. Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое.

    149. Услышь голос мой по милости Твоей, Господи; по суду Твоему оживи меня.

    150. Приблизились замышляющие лукавство; далеки они от закона Твоего.

    151. Близок Ты, Господи, и все заповеди Твои — истина.

    152. Издавна узнал я об откровениях Твоих, что Ты утвердил их навеки.

    153. Воззри на бедствие мое и избавь меня, ибо я не забываю закона Твоего.

    154. Вступись в дело мое и защити меня; по слову Твоему оживи меня.

    155. Далеко от нечестивых спасение, ибо они уставов Твоих не ищут.

    156. Много щедрот Твоих, Господи; по суду Твоему оживи меня.

    157. Много у меня гонителей и врагов, но от откровений Твоих я не удаляюсь.

    158. Вижу отступников и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего.

    159. Зри, как я люблю повеления Твои; по милости Твоей, Господи, оживи меня.

    160. Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей.

    161. Князья гонят меня безвинно, но сердце мое боится слова Твоего.

    162. Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль.

    163. Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю.

    164. Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей.

    165. Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения.

    166. Уповаю на спасение Твое, Господи, и заповеди Твои исполняю.

    167. Душа моя хранит откровения Твои, и я люблю их крепко.

    168. Храню повеления Твои и откровения Твои, ибо все пути мои пред Тобою.

    169. Да приблизится вопль мой пред лицо Твое, Господи; по слову Твоему вразуми меня.

    170. Да придет моление мое пред лицо Твое; по слову Твоему избавь меня.

    171. Уста мои произнесут хвалу, когда Ты научишь меня уставам Твоим.

    172. Язык мой возгласит слово Твое, ибо все заповеди Твои праведны.

    173. Да будет рука Твоя в помощь мне, ибо я повеления Твои избрал.

    174. Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой — утешение мое.

    175. Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне.

    176. Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл.

    Толкование псалма

    Феофан Затворник в толковании этой уникальной молитвы подчеркивает, что она отличается от остальных 150-и не только количеством стихов, а их 176, но и тем, что весь псалом посвящен законам Божьим. Несмотря на то что некоторые из них якобы повторяют смысл другого стиха, в каждом есть своя индивидуальность и изюминка мысли.

    Самыми простыми словами автору этого песнопения удалось открыть глубину Божьих законов. Величие самой длинной Давидовой песни поразило блаженного Августина, преклоняясь перед нею, святой долго не брался за трактовку этого послания.

    В каждом стихе закопан клад, добывая который человек по крупицам размышления над каждым словом уникального послания найдет сокровище, руководство для жизни.

    Блаженный Феодорит утверждал, что изучения этого святого послания достаточно:

    • для усовершенствования в добродетели желающих познать милость Господню;
    • возбудить тщание у живущих в рассеянии;
    • упавших духом воодушевить;
    • справить пути нерадивых.

    По его словам, этот псалом является врачевателем для людей, страдающих человеческими немощами.

    Уникальность самого длинного псалма Давида

    Как уже было сказано выше, в псалме 176 стихов, но, кроме этого, уникальная молитва разбита на 22 части, по 8 строк в каждой.

    В оригинальном написании каждая строчка начиналась с буквы еврейского алфавита. Другими словами, в этом послании представлен весь еврейский алфавит, что делает псалом одним из уникальных посланий в Божественном Писании среди остальных 66 книг.

    Первые восемь стихов начинаются с «альфы», восемь — с «беты» и так далее, еврейская азбука содержит всего 22 буквы. В православии целая кафизма представлена этим уникальным произведением песнопевца.

    На заметку! Современные евреи также заставляют детей учить азбуку по этой молитве.

    Историческое происхождение послания Давида

    По мнению толкователей Библии, псалом 118 написан Давидом в помощь сыну Соломону в его обучении.

    Состарившийся Давид не представлял своей жизни без отношений с Творцом и наследования Его законов. Приобретя со временем духовное богатство, царь передает его своему наследнику Соломону в псалме 118.

    В высказываниях блаженного Феодорита подчеркнуто, что Давид остался верен Богу, несмотря на сложную жизнь, во время которой:

    • его преследовали враги;
    • он побеждал недругов;
    • горевал и впадал в искушения;
    • радовался и каялся.

    Важно! В псалме 118 собраны молитвенные воззвания, произносимые Всевышнему на каждом этапе жизни, которые стали единым целым учением для последующих поколений.

    Изучаемое евреями в детстве послание давало им руководство к жизни, становясь предметом постоянного размышления и ориентира на Творца.

    В толковании Афанасия Великого сказано, что святым пророком дано пророчество, описывающие будущие жизненные пути и подвиги, святых, полные скорби.

    Православная Церковь желает, чтобы каждый христианин глубже понимал псалом 118 для достижения блаженства пребывания в Боге и познания глубины Его законов.


    Псалом 49 – слушать и читать текст. Толкование.

    Ветхий Завет

    Псалтырь

    К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

    Здесь можно слушать и читать текст Псалма 49

    Толкование Псалма 49

    Перед нами нравоучительный псалом, написанный Асафом, одним из ведущих музыкантов-левитов в дни царя Давида (1-Пар. 16:4-5); Асаф известен как автор целого ряда псалмов, в частности, псалмов 72-82. Двумя темами этого песнопения являются богопоклонение человека и его отношение к ближнему в свете Десяти заповедей.

    Асаф рисует сцену суда в небесах, суда, в процессе которого Господь станет “испытывать” сердца Своего народа и строго разбирать дела его. В двух главных грехах обвинит Бог народ, провозглашает Асаф: в формальном, не от сердца идущем, поклонении Ему и в лицемерном поведении друг по отношению к другу. Что касается первого греха, то народу, если он хочет угодить Своему Богу, следует приносить Ему жертвы благодарения от сердца послушного и уповающего на Него

    А. Явление Господа – Судии (49:1-6)

    Пс. 49:1-3. Вот картина, нарисованная Асафом. Бог всех богов (подразумеваются языческие боги, которым поклонялись народы, окружавшие Израиль, да нередко и он сам; здесь таким образом утверждается высшая власть Иеговы над вселенной), Который есть Господь, призывает всю землю – от востока (от восхода солнца) до запада – во свидетели Своего суда над Израилем.

    Небесный Судия является… с Сиона, обладающего несравненной красотой (стих 2; сравните Пс. 47:3), т. е. оттуда, где возведено жилище Его. Знаки силы Его – огонь поедающий, и… сильная буря – сопутствуют Ему.

    Пс. 49:4-6. стих 4 следует понимать в том смысле, что небо и земля (т. е. все, что обитает во вселенной) призываются быть свидетелями Божиего суда (другими словами, в нем повторяется мысль, выраженная в стихе 1). Ответчиками же на этом суде станут “святые Его”, т. е. народ, отделенный Господом для Себя и вступивший с Ним в завет, подтвержденный жертвоприношением на Синае (стих 5).

    Перед началом суда праведность (в русском тексте – правду) Высшего Судии, Который есть Бог, провозгласят… небеса (стих 6). Два обвинения от имени Господа изложены затем Асафом (стихи 7-15 и 16-23).

    Б. Обвинение в формальном богопоклонении (49:7-15)

    Пс. 49:7-13. Не за неукоснительное соблюдение ритуала жертвоприношений осуждает евреев их Бог (во фразе всесожжения твои всегда предо Мною, очевидно, подразумевались постоянные ежеутренние и ежевечерние всесожжения), а за бездушный, формальный характер их. Израиль словно бы позабыл, что Господь, Которому принадлежат все звери в лесу и весь скот, пасущийся на горах, не нуждается в тельцах и козлах его; они ведь не нужны Ему для пропитания (стихи 12-13). Ритуал жертвоприношений учрежден Им ради людей, которые отчаянно нуждаются в Боге. (Напомним, что в представлении язычников их боги действительно зависели от их жертвоприношений и без них существовать не могли.)

    Пс. 49:14-15. Итак, не жертвенные животные сами по себе важны были Богу, а искренность человеческого упования на Него, с которым эти животные Ему приносились. Принеси в жертву Богу хвалу (т. е. чувство благоговения перед Ним), провозглашает псалмопевец от Его имени, и исполни обещания (воздай обеты), которые ты даешь Всевышнему. И вот тогда, если ты призовешь Меня в день скорби, как бы продолжает Господь устами Асафа. Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня (под “прославлением” подразумеваются непроизвольные, искренние выражения радости по поводу Господних благодеяний).

    В. Обвинение в лицемерии (49:16-23)

    Пс. 49:16-17. Грешно перед Богом (выдвигает второе обвинение от имени Господа Асаф) проповедовать законы, уставы Его и учить завету Его других (стих 16), отвергая их в то же время в собственном сердце (“ненавидя” их) и пренебрегая ими (“бросая их за спину”, словно нечто ненужное; стих 17); внешнее благочестие и есть в глазах Бога пренебрежение заповедями Его.

    Пс. 49:18-22. Псалмопевец ссылается на несколько примеров нечестия скрываемого под видом внешнего благочестия: пособничество ворам (сравните Исх. 20:15), общение с прелюбодеями (сравните Исх. 20:14), склонность к клевете (сравните Исх. 20:16). Повинных в этом Господь предостерегает, чтобы не принимали долготерпение Божие (стих 21) за Его терпимое отношение к подобным делам. Бог – не человек, и если Он медлит с наказанием, то это не значит, что формальное поклонение – это все, что Ему нужно. Нет, довольствующихся им. Он изобличит, представив пред глаза их грехи их. И избавляющего… не будет, грозно предупреждает Он.

    Русскому Я не восхитил в англ. тексте Библии соответствует “Я не уничтожил” (точнее – “не разорвал на части”).

    Пс. 49:23. В заключение псалмопевец провозглашает, что лишь тому явлено будет спасение Божие, кто, чтя Бога сердцем, наблюдает за путем своим. Сравните с советом Иисуса Христа “поклоняться Богу в духе и истине” (Иоан. 4:24).

    Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

    Ссылка на основную публикацию