Псалом 5: текст молитвы на русском языке, толкование, для чего читают и в чем помогает священный текст

В чем помогает и что означает псалом 5 царя Давида

История написания

Псалтирь (Psalms) читается не только в православии, но и в иудаизме и исламе.Текст псалма составлен царем Давидом до того, как он был вынужден бежать из-за восстания Авессалома. Пророк описал волнения, которые в то время происходили в народе. Враги настраивали людей против царя Давида, распространяли ложь и давали ложные обещания. Готовился не относительно мирный переворот, а насильственный, подразумевающий кровопролитие.

Псалом 5 написан царем Давидом

Псалмопевец Давид молился Господу о наказании злоумышленников и исправлении его собственного пути перед Богом. В целом содержание текста говорит о начале восстания Авессалома и видении царем связи между начинающимися волнениями и его собственным преступлением.

Для чего читают псалом 5

Существует несколько указателей чтения псалмов в тех или иных жизненных ситуациях. Подобный труд составил прп. Арсений Капподокийский. Можно найти соответствующие указания в молитвословах, особенно если они содержат Псалтирь.

Псалом 5 читают в следующих случаях:

  • чтобы стяжать любовь к молитве;
  • для смирения духа;
  • чтобы исцелились глаза, уязвленные злодеем;
  • для обретения телесного здоровья;
  • от нечистых духов.

Важно молиться с верой и смирением. Псалмы – это не магические заговоры. Не стоит ждать, что после первого прочтения человек быстро получит просимое. Господь помогает каждому человеку, но следует проявлять терпение и уповать на милость Божию.

Толкование святого послания

Над толкованиями Псалтири и других библейских книг трудились и святые учителя церкви, и современные священники. Особого внимания заслуживают толкования святых отцов, которые были водимы Духом Святым. Сохранились изречения о Псалтири святителей Афанасия Великого, Василия Великого, Иоанна Златоуста и других отцов.

Стихи 2-7

Пророк Давид обращается к Богу, молится ему. Он надеется быть услышанным, ведь в нем нет ненавистного Богу беззакония, лукавства, несправедливости, лжи, зависти. В стихе 6 указаны делающие беззаконие люди, которые грешат своим образом жизни. А тех, кто отпал от истины и является инакомыслящим, считает идолов богами, псалмопевец назвал «глаголющими лжу», и им грозит погубление от Бога. Существует разница между «возненавидел еси» и «погубиши»: последнее обозначает худшую участь.

С другой стороны, в этих стихах указано, что пророк видел – готовящийся бунт ждет успех. Он молится Богу, просит скорой помощи, а также не оберегать злоумышленников. Под словом «кровожадный» в стихе 7 подразумевается Авессалом, который во время восстания мог совершить убийство.

Стихи 8-13

Псалмопевец говорит о том, что по милости Божией он войдет в Небесный Иерусалим. Он просит пребывать и поклоняться в храме Божием. По упованию на человеколюбие Господа, пророк, пребывая в страхе Божием, не решается отринуть его.

Далее речь идет о «мудрых века сего», возможно и о еретиках. Они распространяют опасные учения, обратились против псалмопевца Давида. Те, кто гонит душу, исполняющую волю Божию, огорчают Господа. Слова «И вселишися в них» в стихе 12 можно соотнести со строками, которые значительно позже появились в Евангелии: «Ибо придут и Сам Он и Отец Его, и обитель у него сотворят». Люди, любящие Имя Божие, возвысятся духом. За понесенные труды следует увенчание венцами, ограждающими подобно некоему орудию.

Видео «Чтение псалма 5»

В этом видеоролике представлена аудиозапись написанной царем Давидом молитвы.

Правила чтения

Популярен вопрос о языке, на котором нужно читать Псалтирь. Во время богослужения должен использоваться только церковнославянский язык, несмотря на противоречивые мнения духовенства. Существует синодальный перевод Псалтири на русский язык. Но им разрешается пользоваться только дома.

Во II–III ст. до н. э. Псалтирь перевели с еврейского на греческий язык. В настоящее время книга переведена на многие языки мира, в том числе на русский, грузинский, английский.

Несмотря на доступность переводов, даже дома псалмы нужно читать на церковнославянском языке. Позволяется использовать тексты, написанные русскими буквами. По учению прп. Арсения Великого, даже если чтец не понимает значения, «бесы понимают и бегут».

Текст псалма 5 на русском языке

1 Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.

2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.

3 Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.

4 Господи! рано услышь голос мой,- рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,

5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;

6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.

7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.

8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.

9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.

10 Ибо нет в устах их истины: сердце их – пагуба, гортань их – открытый гроб, языком своим льстят.

11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.

12 И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.

13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

Псалмы читают при разных жизненных обстоятельствах, ведь все успехи человека – это милость Божия. Чтением псалтири можно молиться за живых и усопших, просить здоровья физического и душевного.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Псалом 5: для чего читают, толкование, текст молитвы

Для чего читают Псалом 5? Каково толкование Псалма и что значат его стихи? Слушать онлайн или читать текст молитвы Псалом 5 на русском языке вы можете у нас на сайте.

1 Слова мои услышь, Господи, уразумей вопль мой,

2 внемли гласу моления моего, Царь мой и Бог мой, ибо к Тебе помолюсь я, Господи.

3 Рано утром услышь голос мой, рано утром предстану Тебе и буду взирать.

4 Ибо Ты Бог, не желающий беззакония, не поселится при Тебе творящий зло,

5 не пребудут и беззаконники пред очами Твоими; возненавидел Ты всех, делающих беззаконие.

6 Ты погубишь всех, говорящих ложь; кровожадным и коварным гнушается Господь.

7 Я же по множеству милости Твоей войду в дом Твой, поклонюсь пред храмом святым Твоим в страхе Твоём.

8 Господи, поведи меня в правде Твоей ради врагов моих, направь пред Тобою путь мой.

9 Ибо нет в устах их истины, сердце их суетно, гроб открытый – гортань их, языками своими обманывали.

10 Осуди их, Боже, да отстанут они от замыслов своих, по множеству нечестия их изгони их, ибо они огорчили Тебя, Господи.

11 И да возвеселятся все надеющиеся на Тебя, вовек возрадуются, и Ты поселишься среди них, и будут хвалиться Тобою любящие имя Твоё.

12 Ибо Ты благословишь праведника, Господи; как оружием благоволением Ты оградил нас.

Псалом Давида о том, чтобы Бог наказал нечестивцев и лжецов, а праведным воздал по делам их

Читать пятый Псалом необходимо тем, кто жаждет Божьей справедливости в своей жизни. Тем, кто столкнулся с неоправданной в отношении себя злостью или ненавистью. Кто пережил чей-то заговор или сплетни. Случиться такое может на работе среди коллектива или в кругу родственников и друзей. Современное общество порой бывает жестоко, верит не словам того, кого обсуждает, а досужим сплетням, которые не имеют под собой никаких оснований для того, чтобы им верить. В таких ситуациях и необходимо обращаться к Господу за помощью, просить, чтобы Он воздал лжецам и клеветникам по заслугам. Не выполнять роль судьи, а полностью полагаться на Божью волю в этом вопросе.

Давид в этом Псалме просит Господа воздать всем врагам его по делам. А недругов у него было много. Встречались они и в царском дворце. Заговоры и сплетни – бич времени правления царей и королей. Поэтому без Божьей помощи, поддержки и защиты Давиду было тяжело справиться с тем грузом ответственности, который он нес и с негативным отношением среди некоторых подчиненных ему людей и народа. Давид просит Бога осудить тех, у кого на сердце плохие и коварные замысли против царя. Он знает, что когда Бог покарает всех нечестивцев, праведники возрадуются и прославят Господа, о чем он и говорит Богу в своей молитве и песне.

Детальное толкование

Пятый Псалом Ветхого Завета можно поделить на 5 частей:

  1. Давид просит Бога о том, чтобы Тот услышал его (стихи 1-3)
  2. Царь приходит в молитве к Господу утром (стихи 4-6)
  3. Давид сравнивает учесть тех, кто верен Богу и его заповедям с теми, кто нарушает Его закон (стихи 7 и 8)
  4. Царь просит Бога, чтобы Тот путеводил его, потому что Давиду сложно двигаться в своей жизни и в правлении без Божьей подсказки (стихи 9-11)
  5. Царь описывает радость праведников в то время, когда Бог будет судить нечестивцев и грешников (стихи 12 и 13).

Деление условное, сделано для того, чтобы лучше понять значение Псалма и его основную мысль.

Часть 1 – Давид жаждет быть услышанным Богом, когда молится и поем Ему

Стих 1

Давид прославляет Бога на духовных орудиях. «Орудие» – музыкальный инструмент. Царь имел хороший слух и даже подростком исполнял Господу песни на каком-нибудь инструменте, особенно на арфе. Псалом пелся начальнику хора.

Параллельных стихов из Писания нет.

Стих 2

Давид просит Господа о том, чтобы быть услышанным Всевышним. Еще просит «уразуметь помышления» — понять, о чем думает царь, какие мысли скрываются у него в голове. Давид знает, что он как человек, может неправильно выразить их, подобрав не те слова, которые нужны. Поэтому просит Бога, посмотреть и на его мысли.

Параллельных стихов из Писания нет.

Стих 3

Царь продолжает просить Бога. Теперь говорит «внемли гласу вопля моего». Глас – голос, должен быть услышан Господом. Вопль – не печаль или негодование, это жалобный и громкий плач. Настолько же тяжело было Давиду, что он не просто молился тихонько Господу, как это делают многие. Он громко и жалобно плакал. Для большинства мужчин такое поведение кажется неприемлемым. Но сам царь Израиля вел себя так, потому что очень нуждался в Божьем водительстве.

Параллельных стихов из Писания нет.

Часть 2 – Давид молится утром и рассуждает о том, кому позволено находиться рядом с богом, а кому нет

Стих 4

Царь Давид любил молиться утром, сразу же после пробуждения, когда еще все спят. «Рано предстану пред Тобой» — говорит он. Каждую молитву мужчина воспринимал не как простой монолог с самим собой, а как встречу с Господом, потому что говорит «предстану». Для него молитва всегда являлась диалогом, общением с Тем, кто сотворил его и знает все его помышления и желания. В общении с Господом Давид говорил, что будет ожидать от Него ответа. Ему было важно знать, что ответит Бог по вопросу, который поднимал царь.

Параллельных стихов из Писания нет.

Стих 5

Давид говорит, что Господь не любит беззакония. Жизнь с Богом не должна быть похожей на хаос, она подчиняется определенным законам и заповедям. Человек должен быть послушен в том, чтобы соглашаться с Божьей волей и принимать ее для своей жизни безоговорочно. Другое значение слова «беззаконие» – поступок, который влечет за собой тяжелые или негативные последствия. Бог любит всех людей – и праведников и грешников. Он не любит грехи, поступки, которые плохо сказываются на жизни человека, следующего им. Давид продолжает, говоря, что у Бога «не водворится» злой. Что значит, не будет иметь место на небе, в раю, не сможет быть рядом с Богом.

Параллельных стихов из Писания нет.

Стих 6

«Не пребудут пред очами Бога» – не смогут находиться в непосредственной близости с Господом, перед Его глазами. Давид относит эти слова к тем, кто ведет себя беззаконно, нечестивые и злые люди. Царь утверждает, что таких Бог ненавидит. Опять-таки необходимо четко понимать, что не самого человека ненавидит Бог, а те плохие поступки, которые он совершает.

Параллельных стихов из Писания нет.

Часть 3 – Давид говорит о том, что ждет нечестивого и его самого после смерти

Стих 7

Мужчина утверждает, что того, кто постоянно врет, Бог погубит. Господь гнушается кровожадных и коварных людей. «Гнушается» – испытывает чувство брезгливости и неприязни. Кровожадными называют людей, которые жаждут чьей-то крови как в прямом, так и в переносном смысле. Это хищные, жестокие и свирепые люди. «Коварный» – это человек, который создает видимость дружелюбия и безопасности, но на самом деле таит в себе угрозу для того, кто общается с ним или имеет какие-то общие дела. Получается, что Бог погубит тех:

    кто говорит неправду кто жесток и свиреп кто снаружи кажется добрым, а внутри таковым не является.

Параллельный стих из Писания:

    Пс 54:24 – Бог низведет коварных и кровожадных в ров погибели – место, которое можно понимать как могилу или ад. Первое значение более приемлемо для этого стиха, потому что далее говорится о том, что такие люди не доживут и до половины своих дней. Такое часто можно наблюдать – по-настоящему злые люди попадают в автокатастрофы, умирая неожиданно. Из-за своей кровожадности они не могут прожить жизнь полностью, часто покидают землю молодыми. Многие называют это «законом бумеранга», на самом же деле это уже давно было предопределено Богом как возмездие за все из злые поступки.

Стих 8

Давид не говорит, что он добр и кара, которая описана выше, не коснется его. Мужчина полагается на Божью милость, говоря «по множеству милости Твоей». Он верит, что Господь многомилостив. И доброты хватит на всех тех, кто решится оставить коварный и кровожадный образ жизни и обратится к Господу с раскаянием. Давид же каждый день входит в храм, чтобы поклониться Богу и уповать на Его милость, которой нет границ или пределов.

Параллельных стихов из Писания нет

Часть 4 – Давид просит о том, чтобы сам Бог руководил его жизнью и защищал от злых людей

Стих 9

Царь просит, чтобы Бог «путеводил его», то есть говорил ему, куда следовать и когда это делать. Давид не хотел принимать в своей жизни единомышленных решений, не посоветовавшись сначала с Господом. Так должны делать все земные правители, но вряд ли кто-то сейчас перед принятием очередного закона, советуется в Богом по вопросу, наделять его силой или нет. Но Давид, будучи царем Израиля, всегда приходил к Господу перед принятием важного политического решения, особенно перед военным походом. И сейчас он тоже просит о водительстве.

Читайте также:  Величит душа моя Господа: текст молитвы на русском, в чем помогает и как читать

«Уравняй передо мною путь» – Давид просит, чтобы его жизненный путь был ровным, без резких поворот и неприятных неожиданностей. Давиду нравилась предсказуемость и порядок. Он всегда мечтал о спокойной жизни, но ходил на сражения, потому по-другому в ту пору уладить конфликты не получалось.

Параллельных стихов из Писания нет.

Стих 10

После мужчина переходит на рассуждения о нечестивых людях, говоря, что их сердце – это пагуба. Пагуба же, в свою очередь, означает большой вред и гибель. То есть орган человека, который влияет на жизнь, стал гибелью для него самого, потому что из него исходит только вред. Гортань грешников Давид сравнил с открытым гробом. То есть, из него не может исходить что-то доброе и светлое, наоборот, только неприятности и смерть. «Языком своим льстят» – не говорят правды, а только лгут или источают притворство. А если и говорят что-то хорошее, то только для того, чтобы извлечь из этого для себя выгоду.

Параллельный стих из Писания:

    Рим 3:13 – Помимо того что гортань грешников напоминает открытый гроб, и они обманывают своим языком, в стихе говорится – «яд аспидов на губах их». Когда аспид – это представитель семейства ядовитых змей. Яд ядовитого холоднокровного находится на губах грешника, который любит врать и льстить.

Стих 11

Давид просит, чтобы Бог осудил таких людей, чтобы их замыслы обернулись против них самих же. Чтобы Господь отверг их, потому число беззаконий их велико. Живя так, они не просто отвергают законы, установленные Господом, а отвергают самого Творца, который создал их, благодаря которому они дышат и живут. Поэтому Давид просит от Господа для них кары, которая соответствовала бы их поведению и грехам.

Параллельных стихов из Писания нет.

Часть 5 – Благословения, которые ожидают тех, кто уповает на Господа и живет согласно Его заповедям

Стих 12

Те, кто будет уповать на Бога, обязательно возрадуются в конце своего земного пути. Будучи в раю, они будут славить Бога вечно, потому жизнь на небесах не имеет временных рамок, она бесконечна. Господь будет покровительствовать им, они будут счастливы тому, что находятся под Его защитой, в безопасности. Там будут только те, кто по-настоящему любил Бога, живя на земле. Не был таким, какими описаны в этой главе нечестивые люди – кровожадными и коварными.

Параллельных стихов из Писания нет.

Стих 13

Бог всегда благословляет того, кого считает праведником – человека, с правильным сердцем и правильным положение перед Господом, ненавидящим грех и все, что с ним связано. Благословение Бога Давид сравнивает со щитом, которое защищает того, кто за ним находится. Это щит как венец для того, кого Бог помиловал и наградил. Венец – головной убор, который возлагается на человека для того, чтобы отличить его, показать его высокое звание и призвание. Поэтому Божье благословение распространяется только на тех, кого Господь хочет наградить, выделить от остальных, подчеркнуть важность этого человека для Себя.

Параллельных стихов из Писания нет.

Краткое толкование

Истолковать пятый Псалом коротко можно так:

    Давид поет Псалом на духовном инструменте Просит Господа о том, чтобы ему быть услышанным, чтобы Бог уразумел его мысли «Услышь мой громкий плач, потому что только тебе я молюсь и только у тебя прошу помощи» «Встаю рано и прихожу к Тебе. Жду твоего ответа и водительства» «Ты не любишь тех, кто поступает беззаконно, рядом с тобой никогда не будет такого человека» «Ты погубишь тех, кто постоянно лжет, кто кровожаден и коварен» «Я же уповаю на твою милость, что когда придет мое время быть судимым Тобой, ты помилуешь меня и я смогу войти в твой храм и быть рядом с Тобой» «Будь моим путеводителем, говори, куда мне двигаться и какие решения принимать» Давид снова сетует на то, что у нечестивых нет ни одного правдивого слова, они постоянно льстят и любят притворяться «Пусть их коварные планы станут для них же самих ловушкой, потому что они стали противиться Твоим повелениям и заповедям» «Тогда все праведники будут радоваться Твоей справедливости, будут ликовать и прославлять Тебя, будут хвалиться Тобой, потому что они любят Тебя и на протяжении своей земной жизни стараются исполнять все, что написано в Твоем Слове» Бог дарует праведникам много благословений, каждое из которых как щит для человека, охраняющего его.

Пятый Псалом состоит из 13 стихов и 16 предложений. Находится на странице 570 Библии синодального перевода. Исполнил пятый Псалом царь Давид на духовном орудии для своего начальника хора.

Слушать Псалом 5


90-й псалом 40 раз. Создает поле сильнейшей защиты!

90-й псалом 40 раз. Создает поле сильнейшей защиты!

С древних времен до наших дней верующие люди знают наизусть 90-й псалом. Читают его в сложнейших ситуациях и иногда носят пояски, ладанки, кусочки ткани или кожи с текстом этого псалма.

Я сама его выучила одним из первых, когда пришла к живоей вере и использую каждый день в молитвенном правиле, чтобы защититься прежде всего от негативных мыслей, так как прекрасно понимаю откуда они идут и как после мыслей могут рождаться греховные чувства и действия.

Рекомендую и вам использовать этот сильнейший инструмент нашего спасения и защиты, укрепляясь этим в вере в силу и любовь нашего всемогущего Бога.

Я размещаю здесь видео, где 90-й псалом читается 40 раз, что создает поле сильнейшей защиты. Как и где его использовать, что важно понимать и учитывать читайте также ниже.

Отследите как успокаивается ваша душа и как начинают благоприятно складываться события, о которых вы раньше сильно переживали, а теперь отдали их и себя в руки Бога, создав сильнейший щит и поле вхождения Духа Святого.

Когда и как использовать.

  1. Этот 90 псалом надо выучить наизусть и использовать в любой точке времени и пространства, особенно когда идет внутреннее нападение негативных мыслей уныния, отчаяния и т.п. от нижних сил.
  2. Читайте его, когда на вас нападают страхи, сильные сомнения, так как они являются одним из главных инструментов вляния на нас бесовских сил. Человек в страхе обессилен и подвержен любому влиянию. Поэтому успокаивайте себя этим псалмом и наполняйте душу в противовес страху крепкой верою.
  3. Также надо читать этот псалом, если появляются желания и порывы нарушить одну из заповедей Бога. Это тоже нижняя провокация и эта молитва может полностью остановить искушение и отвести вас от греха.
  4. Когда человек уже свернул с праведного пути.
  5. 90 псалом может защитить , когда вы идете в сложную среду, в которой присутствуют не очень порядочные и добрые люди.
  6. При любых угрозах со стороны злых людей.
  7. Читайте его от всей души, когда едете в поездку, чтобы защитить себя от всяких неожиданностей и создать коридор Божественной защиты для себя и родственников. Если кто-то близкий отправляется в путь, то держите его мысленно перед собой и читайте этот псалом, как ходатай за душу перед Богом, чтобы Он по вашей вере провел его по наилучшему пути и отвел от всякой беды.
  8. Помогает 90-й псалом и когда на вас каким — то образом идет нападение магических сил, колдовское влияние, сглаз, порча, когда в ваш дом приходят люди, которые занимаются магией (их вообще не надо пускать в дом, но бывает всякое).
  9. Когда снятся кошмарные сны, кто-то вас душит.
  10. Он может защитить от тяжелых болезней, особенно если они были вызваны негативными мыслями, нашептанным снизу, то есть являются психосоматическими.
  11. 90 псалом также уберет преграды на пути к достойной цели, чтобы зашитить вас от вредного, разрушительного влияния недобросердечных людей и сил, которые на них влияют. Кода вы открываете новый магазин, бизнес, новое дело, идите на новую работу.
  12. Когда на вас нападает бес лени и у вас нет сил начать новое хорошее дело.
  13. Молитва «Живый в помощи» защищает от недругов и любого их проявления, зависти и разных опасностей на протяжении дня.
  14. Псалом 90 защитит вас от природных катаклизмов и проблем, связанных с ними.
  15. Когда ситуация кажется безвыходной.
  16. Чтобы не попасть под негативное вляние алкоголиков, наркоманов, распутних людей и т.п.
  17. При желании защитить жилье от разорения, хищения, нападения.
  18. Если грозит смерть (при отравлении, эпидемии, от неизвестных причин, при гнойных воспалениях, от радиации) и т.п.
  19. Чтобы избавиться от гнева и гордыни.
  20. Читать 90 псалом можно и нужно просто каждый день, включив его в свое молитвенное правило, и этим создав профилактическую защиту на весь день от любой беды и проблемы.

Важные условия чтения.

Каждый текст настраивает вас на определенную волну, достигающую соответствущих слоев невидимого мира и синхронизирующего с ними вашу душу. И весь Псалтырь оставлен нам царем Давидом как духовное наследие и сильнейшая помощь для нас в самых разных ситуациях жизни.

Такие тексты являются богодухновенными, то есть написанными не от человеческого заземленного ума, а пришедшие свыше от Духа Святого.

Но надо понимать, что простое вычитывание или прослушивание этого текста без участия сердца и сознания является языческим обрядом или ритуальной магией, когда человек начинает верить в силу этого текста и не ищет при этом реальной помощи от живого Бога и контакта с ним.

Молитва должна идти из глубины души. Богу важно, чтобы мы выражали через этот псалом свою крепкую веру и открывали этим возможность нам помочь.

Читайте псалом 90-й после того, как перекреститесь. Сконцентрируйтесь на тех событиях, которые есть в тексте, не проговаривайте его скороговоркой. Лучше всего прочитать его 3 раза, убрав все посторонние мысли. Сделайте набольшую паузу между повторением.

40 раз надо читать этот псалом только в экстренной ситуации, когда вы чувствуете тоску, нападение, отчаяние, панические атаки и т.д. Это как скорая помощь, которая едет к человеку, когда есть критическая ситуация и надо оказать быструю необходимую помощь, успокоить душу и дать благие мысли как дальше поступить.

А ежедневно, когда у вас все более менее нормально, то можно ограничиться чтением псалма 1-3 раза. Не надо считать, что тем больше, тем лучше. Это не тот принцип, который вам поможет. Главное — ваше вера, а не количество повторений.

Если вы дома, то уединитесь и молитесь. Можно тогда читать его вслух, чтобы лучше включить в процесс ум и сознание. Важно вдумываться в текст и понимать каждое слово. Интонация должна быть спокойной, а голос – ровным.

Если есть необходимость по ситуации прочитать этот псалом в общественном месте, то делайте это мысленно, уединившись по возможности, или даже находясь среди людей, просто опустив свой ум в сердце и сконцентрировавшись максимально на молитве.

Чтобы усилить действие молитвы, можно взять в руки образ Иисуса Христа или представить его мысленно.

Как происходит защита.

Охранное поле может создать только вера в Божье всемогущество и милосердие. То есть основной смысл этого псалма в том, что тот, кто верит, доверяет Богу, уповает сильнее всего на Него, тот всегда будет иметь просимое и сильнейшую защиту.

Нижние силы боятся этого псалма и сразу втягивают свои щупальца, оставляют душу в покое и отходят от нее. Он их просто попаляет, так как имеено живая вера человека во всемогущество и сильнейшую помощь, любовь Творца есть восстановление союза Бога и человека, который был утерян в Эдеме при грехопадении.

Тогда доверие людей к Богу было утеряно из-за искушения змея — искусителя и именно это стало причиной нашего падения. А псалом как бы запускает этот процесс в обратном направлении и выполняет роль соединения Бога и человека. И тогда человек становится как бы прообразом Адама, который изначально был надоступен для любого негативного и разрушительного влияния всех сил и стихий мира.

В тексте есть сильнейшая вера в постоянное присутствие Бога в жизни человека, в его уникальные способы как человек может быть защищен от любой беды и болезни.

Иногда Господь попускает нападение на нас темных сил, чтобы мы через подобную молитву и укрепление веры научились отражать их и стали крепкими воинами в его войске Света.

Только так можно наработать свои сильные стороны личности и добродетели, через которые достигается Богоподобие. И тогда жизненный путь становится ровным и спокойным.

Ведь нет у Бога ничего, что он не мог бы сделать для своего любимого чада, нет ситуации, когда человека нельзя защитить, укрыть от любой беды и напасти. Все это во власти Творца, а наша задача — восстановить свою крепкую веру через чтение этого 90-го псалма, как одного из сильнейших способов помощи нам и работы над собой.

Никогда на уповайте только на молитву, на текст, обязательно осознавайте и кайтесь в своих грехах, убирайте из своей души и жизни все плохое и только тогда все возможное влияние Бога на человека сможет вам реально помочь и избавить от бед и болезней, от пороков и страхов.

Упоминание в Библии и в церкви.

До нас дошли две легенды возникновения «Живые помощи». Согласно первому преданию, молитва была написана самим Моисеем. Другая версия утверждает, что автором считается ветхозаветный царь Давид. По этой легенде, священный текст был написан примерно в IX-X веке до нашей эры.

Это молитвенное обращение считается самым сильным. Молитва очень почитаема в народе, ведь ее текст наполнен огромной положительной энергетикой. Основная особенность молитвы – это ее универсальность. Она предназначена для надежной защиты верующих от любых напастей. В давние времена каждый православный верующий знал этот псалом и читал его, когда чувствовал какую-либо опасность или угрозу.

“Псалом 90” берет свое начало из библейской книги “Ветхий Завет: Псалтырь” – там он идет под номером 90 (отсюда и название). Однако в масоретской нумерации ему присвоен номер 91. В христианской религии эта молитва также известна по первым словам: на латинском языке – “Qui habitat”, на старославянском (церковнославянском) – “Живый в помощи”.

Касательно происхождения “Псалма 90”, исследователи придерживаются мнения, что авторство его принадлежит пророку Давиду. Он написал его в честь избавления от трехдневной моровой язвы. Данную молитву также называют “Хвалебной песнью Давида” – под этим именем она идет в греческой Псалтыри.

Читайте также:  Молитвы святому Митрофану Воронежскому: прошение чудотворца о работе и жизненном устройстве детей

Упоминание “Псалма 90” встречается даже в Евангелии (от Матфея – 4:6; от Луки – 4:11). Когда Спаситель придерживался 40-дневного поста в пустыне, сатана искушал его. Чтобы не поддаться бесовским козням, Христос читал 11-й и 12-й стихи этой молитвы.

В западном христианстве девяностый псалом читают или поют во время вечернего богослужения, в средних веках он был обязательной частью чтений на Страстную пятницу.

Восточная Церковь применяет молитву на отпеваниях и панихиде, также “Псалом 90” является непременной частью богослужения 6-го часа.

Толкование 90 псалма.

К сожалению, не всем понятен Псалом 90 без полного толкования. Если проанализировать каждый стих молитвы, получается следующее:

  1. Под Божьей защитой будет тот, кто живет под помощью Господней. Как считал святой Афанасий, под Божьей помощью подразумеваются божественные заповеди, который подарил людям сам Господь. Соблюдение этих заповедей способно защитить от демонов и всяких несчастий. Соответственно, под божественной защитой будет находиться лишь тот, кто живет по этим заповедям.
  2. Человек, имеющий непоколебимую веру в Бога, может назвать Господа своим прибежищем и заступником.
  3. Господь избавит человека от сети ловчи. Сеть ловца — иносказательный образ, означающий нападение на тело — физическое и демоническое (т.е. похоть, греховная страсть). Также избавит Бог и от словеси мятежна, что означает клевету, вызывающую мятеж и неспокойствие в душе оклеветанного человека.
  4. Бог любит истину, поэтому в полной безопасности, под надежным его крылом будет лишь тот человек, кто искренен с Господом.
  5. Тому, кто живет в помощи Бога, не страшен ночной страх, исходящий от демонов или плохих людей (грабителей, воров и пр.), не страшны стрелы — физические, поражающие тело, и умственные, исходящие от демонов и страсти.
  6. Живущий в помощи Господа может не бояться вещей, во тьме преходящих (демоническая страсть, блуд), беса полуденного (лени, беспечности).
  7. Тому, кто живет в помощи Бога, не повредят и тысяча, и десять тысяч стрел. Под стрелами подразумевается искушение к совершению грехов, дьявольские козни, противодействующие праведной богоугодной жизни.
  8. Божья помощь поможет узреть своими глазами возмездие нечестивым людям.
  9. Сильная защита со стороны Господа будет поступать по той причине, что верующий уповает на Бога всем своим сердцем и умом, видит в нем своего заступника.
  10. К человеку, уповающему на Бога, не приблизится никакое зло, все телесное, обладающее материальной оболочкой, будет защищено от бед и болезней.
  11. Бог оберегает уповающего на него человека через Ангелов.
  12. Ангелы понесут верующего на своих руках, и человек не споткнется о камень. Руки Ангелов — символ охраняющей силы, которая человека оберегать будет во время искушений и тяжелых жизненных ситуаций. Камень символизирует грех, всё, что выступает препятствием добродетели.
  13. Уповающему на Бога человеку не страшны змеи и крупные хищники. Аспид и василиск — ядовитые змеи. Аспид — символ клеветы, василиск — символ зависти (как своей собственной, так и со стороны других людей). Лев и дракон символизирует жесткость и бесчеловечие. Праведный человек в силах одолеть все эти отрицательные проявления.
  14. Человек уповает на Бога, поэтому Господь защищает его и избавляет от всякой опасности. Божье Имя по-настоящему познает только тот, кто ведет праведную жизнь, соблюдает данные им заповеди.
  15. Бог услышит уповающего на него человека, если тот воззовет к Нему. Господь будет с ним в скорби, избавит и прославит его в жизни земной и вечной.
  16. Уповающему на Бога человеку Господь в награждение дает вечную жизнь, а также может продлить жизнь его земную.

Господь слышит каждого, кто произносит молитву Псалом 90, и никогда не отказывает в своей помощи. Бог милосерден, поэтому помогает он часто и человеку, много грешившему в своей жизни, если тот при чтении молитвы обращается к Господу с глубокой и искренней верой в своем сердце, с упованием на Него.

Текст в русском переводе 90 псалма.

Я привожу вам текст на церковнославянском языке и текст русского перевода этого псалма, так как убеждена, что человек должен понимать что он читает, и использовать на полную силу свое сознание при молитве к Богу. Но вы имеете полное право выбирать на каком языке вам его читать и учить: на церковнослявянском или на русском. Сила его от этого не меняется.

Псалом 90.

Пояс «Живые помощи»

Уже упоминалось, что раньше одним из самых популярных оберегов был пояс, на котором вышивался текст этой мощной молитвы. В церковных лавках можно приобрести уже готовые ленты, на которых нанесена специальными красками молитва. Церковный пояс «Живые помощи» не только защищает, но и приносит своему обладателю удачу. Священнослужители утверждают, что когда человек его надевает, то он должен произнести молитвенный текст, чтобы укрепить веру и силу оберега. Узел завязывают под левой рукой.

Браслет «Живые помощи»

Еще один вариант оберега – специальные браслеты, на которых также наносят текст молитвы. Они могут быть изготовлены их разных материалов и иметь отличающиеся формы, поэтому многие смогут подобрать для себя подходящий вариант. Есть несколько советов, как носить «Живые помощи»:

  1. Если браслет был приобретен в церкви или монастыре для себя, то лучше его сразу надеть, учитывая особую защищенность и силу подобных мест.
  2. При покупке браслета на подарок, во время его одевания важно постараться передать энергетику, ощущающуюся в святых местах. Во время этого необходимо читать молитву.
  3. Что касается того, на какую руку нужно надевать браслет, то в этом плане нет ограничений.
  4. Учтите, что браслет является оберегом, поэтому старайтесь прятать его от посторонних глаз.

Факты из жизни

Существует большое количество свидетельств очевидцев, подтверждающих действенность и чудесную силу этой молитвы.

Так, в годы Второй мировой войны командир одного из английских полков ввел среди своих солдат и офицеров практику ежедневного повторения 90-го Псалма. Они регулярно повторяли молитву по памяти, в результате чего слова глубоко запечатлелись в их подсознании.

Благодаря этому вера их в Божественную защиту и помощь настолько укрепилась, что за всю войну полк не потерял ни одного бойца. Случай впечатляет.

В те же годы работницы одной из советских ткацких фабрик тайно вшивали молитву «Живые помощи» в военную форму в районе пояса. Затем эта одежда отправлялась на фронт. К сожалению, в этом случае не сохранилось достоверных свидетельств результата такой работы ткачих.

Можно лишь предполагать и верить, что и наши бойцы, носящие на теле эту сильную молитву, избежали ранений и, победив врага, вернулись к семьям в добром здравии.

Но есть реальные единичные рассказы людей о том, что те воины, которым матери в верхнюю одежду или ладанки зашивали Псалом 90, прошли всю войну без ранений.

На просторах сети Интернет также можно найти массу свежих отзывов о молитве «Живые помощи». Так, рассказывают историю, что даже неверующий мужчина, которому жена в ладанку на шею зашила молитву «Живые помощи», выжил при падении самолета. Самолет при этом сломался пополам, а мужчина остался пристегнутым в своем кресле и запутался в ветвях дерева при падении, что и смягчило удар.

Текст молитвы Живые помощи творит чудеса в мире. Если верующий произносит эти слова, то даже в самые трудные минуты Господь подсказывает, что необходимо делать дальше. Данный священный текст может исцелять больных людей, оберегать от несчастий, быть лучшей защитой, если очень страшно.

Толкование на 50-й псалом

Псалом 50-й — покаянный псалом. В этой статье Вы найдёте полный текст псалма и его подробное толкование. Псалом 50-й связан с Ветхозаветной историей и составлен царем Давидом. Желая завладеть Версавией, женой благочестивого Урии Хеттеянина, Давид совершил страшный грех — убийство и умолял о помиловании.

Псалом 50-й. Текст

Помилуй меня. Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мной. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость (Твою). Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости. Тобою сокрушенные. Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей. Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господь, отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, Господь, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Щедроты — богатые милости. Паче — более. Наипаче — особенно. Аз — я. Яко — потому что. Выну — всегда. Внегда — когда. Се — вот. Иссоп — трава, употреблявшаяся евреями для окропления себя жертвенной кровью. Даси — дай. Созижди — сделай. Прав -праведный, безгрешный. Утроба — живот, внутренность человека. Воздаждь — дай. Устне — рот, язык. Убо — поистине. Всесожжение — еврейская жертва, при которой животное все без остатков сжигалось на жертвеннике. Ублажи — дай блаженство, осчастливь. Сион — гора в Иудее, в городе Иерусалиме. Алтарь — жертвенник.

Псалом 50-й. Вопросы и ответы:

Кем этот псалом составлен и когда?

Псалом этот (псалом-песнь) составлен пророком царем Давидом, когда он каялся в том великом грехе, что убил благочестивого мужа Урию Хеттеянина и овладел его женою Вирсавиею.

Почему этот псалом называется покаянным?

Потому что он выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании; потому-то этот псалом и читается часто в церкви во время богослужения, и нам, виновным в тех или других грехах, следует произносить его возможно чаще.

Чего просим у Бога первыми словами псалма: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое?

Просим Бога, чтобы Он по особенной Своей милости простил наши грехи. Человек слаб, несовершенен и далек от святости. Безгрешных людей не существует. Господь дарует нам спасение не за наше совершенство и праведность. Бог спасает нам по своей милости и любви. От нас требуется лишь верить в его великую милость и соотносить свои дела с Его Заветами. Мы должны быть достойны милости Господа.

Что значат слова: яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну?

Эти слова значат, что мы внимательны к себе, знаем свои грехи, которые беспокоят нашу совесть.

Что значат слова: яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти?

Они означают, что мы так много грешим перед Богом, что Он всегда будет справедлив, как бы ни был строг Его суд над нами.

Что значат слова: се бо, в беззакониих зачат семь и во гресех роди мя мати моя?

Ими мы желаем умолить Бога о прощении грехов, представляя Ему нашу природную склонность ко греху.

Что значат слова: безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси?

Слова эти означают, что Бог открыл человеку то, что ему одному без Бога никогда бы не узнать: научил человека истинной вере и показал путь к Царству Небесному.

Что значат слова: окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся?

Они выражают нашу просьбу, чтобы Господь послал на нас благодать Свою, очистил нас от грехов. Псалом часто читается в местах лишения свободы. Но он создан не только для юридических правонарушений. Псалом 50-й написан и для тех, кто совершил преступление перед Господом.

Что значат слова: возрадуются кости смиренныя?

Означают, что соделанный Давидом грех сокрушал не только его душу, но и тело, и кости. Грех беспокоит и сокрушает каждого человека. По прощении же греха совесть его успокаивается; отчего и тело и кости как бы радуются, возстановляются.

Чего просим словами: дух прав обнови во утробе моей?

Просим Господа, чтобы Он дал нам правый, прямой путь в жизни или расположил нас к благочестивой жизни.

Чего просим словами: не отвержи мене от лица Твоего?

Просим, чтобы Бог не удалял нас от Себя, не лишал нас Своего попечения о нас. Бог никогда не отказывается от нас, но мы должны думать о том, чтобы быть достойными близости к Нему.

Чего просим словами: Духом Владычним утверди мя?

Этими словами просим, чтобы Господь силою Святого Духа утвердил нас в добре. Мы призваны к святости, но, поскольку нам недоступна святость Господа, мы должны стремиться к святости покаяния. Очищая, Господь спасает нас от греха и вечных мук.

Что значат слова: научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся?

Так, по примеру пророка Давида, в благодарность за прощение грехов, обещаемся мы нечестивым внушать волю Божию, чтобы и они обратились к Богу.

Чего просим словами: избави мя от кровей?

Слова эти указывают на кровь убитого Давидом мужа, женою которого он овладел; они выражают нашу просьбу, чтобы Бог избавил нас от убийственных грехов.

Что выражают слова: возрадуется язык мой правде Твоей?

Выражают обещание наше свидетельствовать, или прославлять милость Божию.

Что значат слова: всесожжения не благоволиши?

Слова эти значат то, что Богу не столько угодны жертвы, сжигаемые на жертвенниках (Евр. 10, 4-6), сколько приятна жертва сердечная: дух сокрушенный, т.е. Ему приятно, когда человек сокрушается о грехах.

Что выражают слова: ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския?

Они выражают моление Давида о милости Божией к Иерусалиму.

На что указывают слова: благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая?

Указывают на различные жертвы, которые в Ветхом Завете евреи приносили Богу.

Читайте также:  Молитва Богородице «Троеручица» – священный текст Божией матери об исцелении

Обыкновенно приносили в жертву ягненка (агнца), тельца, быка, козла и пр. Еврей, когда приводил животное к жертвеннику, клал на его голову свои руки. Это означало, что грех с его головы переносился на голову животного; а так как за грех определена была Богом смерть, то животное закалывали и убивали. За виновного человека, таким образом, умирало невинное животное. Это означало, что некогда Сын Божий, как Агнец Божий, примет на Себя грехи всего мира, умрет за людей, будучи Сам безгрешен. Животное сожигалось на жертвеннике или вполне (полностью), или некоторые только его части, например, печень, жир (жертва благодарственная, жертва для испрошения какой-либо милости у Бога, жертва по обещанию, по усердию). Приносили евреи Богу также бескровные жертвы, например, муку, масло, ладан, вино. На эти-то различные жертвы и указывают слова: благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая.

На что указывают слова: возложат на алтарь Твой тельцы?

Эти слова указывают также на жертвоприношение Богу.

Псалом 50-й читают, когда душу человека терзают нераскаянные грехи. Мы приносим Богу покаяние, чтобы Он даровал нам спасение по Своей милости. Православная Церковь допускает чтение псалма на русском языке, но предпочтительнее читать его на церковно-славянском, так как именно он является языком богослужения.

Читать о 50-м псалме на Правмире:

Фильмы о 50-м псалме:

Больше фильмов о покаянии на канале Правмира

Псалом 139

Человеческая вражда живет со времени сотворения мира, когда Адам и Ева покинули райский уголок. Сплетни, гонения за правду, унижения, распри — проблемы современности стары, как сам мир.

В минуты отчаяния и беспомощности на помощь верующим приходит Псалом 139.

Значение псалма

У историков и теологов нет единой версии причины написания этого псалма. По мнению одних, событием, легшим в основу появления послания, в котором звучит боль и крик о помощи, стало преследование Давида царем Саулом.

Другие считают, что тяжелые времена в период гонений псалмопевец испытывал во время восстания против него сына Авессалома.

Для современных христиан не имеет значения время и причины написания молитвы-воззвания.

Главное, она стала тем посланием, с помощью которого гонимые верующие могут в любой момент обратиться к Господу в тот период, когда:

  • проблемы накрывают;
  • враги атакуют;
  • сплетники не умолкают;
  • долги «душат» и другие.

1 Начальнику хора. Псалом Давида.

2 Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя:

3 они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань,

4 изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их.

5 Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои.

6 Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня.

7 Я сказал Господу: Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих!

8 Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани.

9 Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся.

10 Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их.

11 Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали.

12 Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель.

13 Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным и справедливость бедным.

14 Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицом Твоим.

Толкование псалма

Ни женам, ни детям, ни друзьям не мог излить душу царь Давид, свою защиту и помощь он ждал только от Господа. Находясь в опасности, царь описывает беспощадных врагов самыми мрачными словами, при этом он не пытается вершить суд самостоятельно, вопиет к Богу с просьбой о наказании преследователей.

Враги в молитве Давида названы льстивыми, со злом в сердцах. Притеснители, вынуждающие царя жить в гонениях, вокруг него расставили сети, у изгнанника не осталось больше сил защищаться человеческими силами, и он возопил к Богу.

Ежедневно враги, подобно змеям, жалят пророка своими сплетнями, клевеща на него перед народом. Сложно уберечься от аспида, который незаметно проникает в каждую щель твоего укрытия.

Ни в ком не видит спасения псалмопевец, только в Господе. В Нем вся спасающая сила, она покрывает гонимого шлемом безопасности.

Враги, преследующие царя Давида, надеются на помощь Творца, ведь они также евреи, выросшие в почитании Бога.

Лицемерные люди во все время живут на земле, в храмы ходят, поклоны бьют, а Страха Божьего не имеют. Про таких пишет псалмопевец, что Бог не даст им успеха, ибо они возгордятся своей силой.

Злоязычие — враг номер современного христианства, ничего не изменилось на земле. Критиканство сплетни в церкви являются прямой дорогой в ад, только искреннее раскаяние и удержание своего языка — дорога к победе.

Всевышний никогда не встанет на сторону лицемера и злоречителя, даже если он будет сутки проводить в посте и молитве, но при этом сердце его останется жестоковыйным.

Апостол Иаков говорит о том, что совершенство человек может приобрести только в обуздании языка (Иак. 3:4-10).

Те, кто пытался оболгать царя, наполнили свои уста смертоносным ядом, который убивает их самих.

Важно! Лицо Всевышнего Бога всегда открыто для праведников и непорочных душой и сердцем, ходящими дорогами чистоты и восхваления Творца.

Чистые сердцем будут обитать в присутствии Творца!


В чем заключается духовная польза чтения Псалтири?

Святитель Амвросий Медиоланский говорит: «Во всем писании дышит благодать Божия, но в сладкой песне псалмов дышит она преимущественно. История наставляет, закон учит, пророчествует, предвозвещает, нравоучение убеждает, а книга псалмов убеждает во всем этом и есть самая полная врачебница спасения человеческого». В храме псалмы читаются ежедневно за всяким утренним и вечерним богослужением. В чем же заключается духовная польза чтения Псалтири? Почему важно неукоснительно использовать эту книгу в своем домашнем молитвенном правиле? На эти вопросы отвечают священнослужители Русской Православной Церкви.

Читая Псалтирь, мы, несмотря на все наши грехопадения, воздвигаем свои сердца горе

– Псалтирь – собрание, должно быть, самых древних богослужебных текстов, составленных в разное время разными людьми, но в основе своей написанных ветхозаветным царем и пророком Давидом. Уже исходя из того, что книга эта – богослужебная по преимуществу, польза её заключается в возможности теснейшего и живого молитвенного общения человека с Богом. А цель такого общения – наше освящение и приобщение благости Божией. Кроме богослужебного употребления, существует древняя православная традиция домашнего, или «келейного», чтения этой великой книги. В любом случае, духовная польза чтения Псалтири заключается в принесении духовных плодов, которые суть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Всё это – дары Духа Святого, но подаются они ищущим Бога, и чтение Псалтири, с одной стороны, служит исповеданием этого нашего искания, а с другой – в этом искании нам помогает. Потому что псалмопевец Давид именно и отличался крайним своим, всецелым устремлением к Богу. Притом он не лишен был грехов и треволнений, и страхов, и борений (всё это нашло отражение в Псалтири), как это свойственно и нам. Но всю эту житейскую, скажем так, мятежность Давид преодолевал непрестанно крайним упованием на Бога с любовью и покаянием. Вот почему, читая Псалтирь, мы вместе с этим великим мужем и сами, несмотря на все наши грехопадения, скорби и трудности, воздвигаем свои сердца горе, в надежде, что Господь не оставит нас, но по молитвам святого, также познавшего трудности земного странствия, подаст нам решимость неотступного и повседневного устремления ко Господу и упования на Него. А то, что Господь никогда не оставляет человека, имеющего такое сокрушенное сердечное расположение и соответствующие труды, – множество подтверждений этому мы опять же находим в Псалтири, где Давид снова и снова благодарит Господа за то, что во всех многосложных и опасных обстоятельствах жизни Он не оставляет раба Своего, одаривая многими милостями и щедротами, главная из которых – сама возможность теснейшего и живого общения с Богом.

Строки Псалтири остаются актуальными вот уже почти три тысячи лет

– Псалтирь – самая популярная сейчас книга Ветхого Завета. Исходя из смысла коротких песней, которые раньше исполнялись под аккомпанемент похожего на гусли инструмента, можно понять, что их авторы ставили своей целью восхваление Бога в любых житейских ситуациях: от покаяния и славления Бога до восхождения на крутые ступени ветхозаветного храма. А поскольку и у современного читателя довольно разнообразная жизнь, то и строки Псалтири остаются актуальными вот уже почти три тысячи лет. К сожалению, существует довольно серьезный перегиб в обществе: многие считают Псалтирь исключительно книгой, чтомой по усопшим. Но это умаляет значение прекрасного труда пророка Давида и единомышленников. Ведь те строки о покаянии, о справедливости Божией, о Его милости, о заботе и о долге верного последователя помогают не только усопшим, но более читающим. Именно в этом я вижу источник духовной пользы Псалтири.

– В Евангелии от Матфея мы читаем о событиях, которые происходили на Голгофе: А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46). Этот текст воспроизводится Христом из Псалтири: Боже мой, Боже мой, для чего Ты оставил Меня? (Пс. 21, 2). Таким образом, Господь Иисус Христос научает нас, что в самые тяжелые моменты жизни нужно обращаться к святой Псалтири и от ее псалмов находить для себя молитвенные слова утешения. И действительно, когда мы молимся по Псалтири, то, с одной стороны, восхваляем Бога, так как в еврейской традиции эта книга с древности называется – Книга Восхвалений (ивр. ‏ תהלים ‏‎ (тəhилим). А с другой стороны, многие псалмы имеют покаянную содержательность, направленность, и они подсказывают нам такие слова, которые помогают нам в сердечном раскаянии перед Богом раскрыть свою душу и совершить акт настоящего покаяния. А так как в Псалтири не только покаянные, но и хвалительные псалмы, мы и каемся пред Богом, читая Псалтирь, и прославляем Его, читая Псалтирь, а также воспеваем Его чудные Имена, которые во множестве присутствуют на страницах Псалтири, когда говорится о Боге – Великом, Могущем, Милосердном, Любвеобильном и т.д.

В Древней Руси Псалтирь была излюбленным чтением. По Псалтири учили детей читать

В Древней Руси Псалтирь была излюбленным чтением. По Псалтири учили детей читать. И когда в Советское время занимались изучением берестяных грамот, то, хотя люди в основном на бересте писали на житейские темы, можно было выявить скрытые цитаты. По скрытым цитатам определили, что самой читаемой книгой Древней Руси является именно Псалтирь. Второе место занимали притчи царя Соломона. Уж не знаю почему. Может, потому, что там очень часто затрагивается семейная тематика, воспитание детей, – то, что было близко нашим предкам, которые воспринимали Православие прежде всего как образ жизни.

Чтение Псалтири – это особое состояние духа: когда человек погружается в эти глаголы, он как бы стяжает ангельскую благодать. Мы знаем, что ангелы непрестанно предстоят Престолу Божию и воспевают Его чудные Имена. И всякий раз, когда православный христианин или христианка, взрослый человек или ребенок открывают Псалтирь и начинают по ней молиться, они присоединяются к ангельскому хору. И, живя на земле, они как бы оказываются на небесах.

Псалтирь – это Божие слово к нам. Сам Бог дал нам Псалтирь как пример и образец молитвы

– Почему важно читать Псалтирь, а не только молитвослов или акафисты? Потому что псалмы – это не просто древние, трудно понятные молитвы, как многие думают, а часть Священного Писания, данного нам Самим Богом. Если любая молитва – наше обращение к Богу, стремление к Нему, подобно как пламя свечи устремляется к небу, то Псалтирь – это Божие слово к нам, это свет, нисходящий с неба и просвещающий самые тайные стороны нашей души. Псалтирь – книга Богооткровенная. Через царя и пророка Давида Сам Бог дал нам Псалтирь как пример и образец молитвы. «Вот так вы должны обращаться ко Мне, каяться во грехах, чего-то просить, прославлять Своего Творца и восхищаться Промыслом Божиим», – говорит нам Господь через священную книгу Псалтири.

Псалтирь – духовная защита от любых темных сил

Псалтирь включает в себя всё, все виды молитв: здесь и покаяние во грехах, и прошение в различных нуждах, скорбях нашей жизни, и благодарение Бога за Его многочисленные благодеяния, и радостное славословие Господа как нашего Отца и Промыслителя. Псалтирь – духовная защита от любых темных сил, и вместо того чтобы всюду бояться какой-то там порчи, достаточно просто читать регулярно Псалтирь, так что к тебе не приблизится никакой искуситель. Не случайно псалмы включены практически во все церковные моления и молебны.

Псалтирь вкратце излагает Священную историю – от сотворения мира и вплоть до Страшного Суда, о котором сказано, что Господь грядет судити земли: судити вселенней в правду и людем истиною Своею (Пс. 95, 13). Всё наше богослужение насыщено священными строками из Псалтири, поэтому тот, кто дома читает псалмы, тот и в храме лучше понимает богослужение.

Псалтирь – это камертон, который задает очень точный тон всей духовной жизни

Иногда говорят, что мы не понимаем псалмов, и, значит, зачем их читать. Но если мы не понимаем состав лекарства, то это не значит, что в болезни мы не должны его принимать. Как еще говорят, «ты не понимаешь, зато бесы понимают»: они отходят от искушаемого человека, когда слышат священные слова псалмов. Если не начать читать Псалтирь, то ты ее так никогда и не научишься понимать. Смысл становится понятен по мере нашего возрастания и духовного опыта, когда псалмы входят в нашу духовную жизнь, когда они становятся созвучны голосу нашего сердца.

Псалтирь имеет исключительную ценность, о которой мы подчас не задумываемся. Эту ценность трудно передать на словах. Ее понимаешь со временем. Псалтирь – это как камертон, который задает очень точный тон всей духовной жизни. Псалтирь дает нам духовную бодрость и трезвость, освобождает сердце от нашедших искушений, помогает выправить свой жизненный путь по стезе исполнения Божией воли.

Ссылка на основную публикацию