Псалом 53: текст на русском языке, толкование и значение молитвы, для чего читают

Псалтирь | псалом 53

Ключ к этому псалму лежит у двери, так как его заглавие сообщает, по какому случаю он был сочинен: когда жители Зифа, мужи Иуды (прообраз предателя Иуды), выдали Давида Саулу, подсказав, где скрывается беглец и как его схватить. Они делали это дважды (1Цар 23:19; 26:1), и это записано к их вечному бесславию. Этот псалом благозвучный. Возможно, псалмопевец размышлял над ним, находясь в бедствии, а изложил на бумаге в то время, когда опасность миновала, добавив к тексту два последних стиха, где выразил свою благодарность за избавление. Эти стихи в то же время могли быть написаны в вере в то время, когда он был напуган. В этом псалме (I) Давид жалуется Богу на злобность своих врагов и молится против них (ст. 2-4).

(II) Он утешает себя уверенностью в Божьем благоволении и защите, ободряя себя тем, что в должное время его враги будут смущены, а он – избавлен (ст. 5-8). Всякий раз, находясь в беде, мы можем петь этот псалом для собственного утешения.

Начальнику хора. На струнных орудиях.

Учение Давида. Когда пришли Зифеи и сказали Саулу: «Не у нас ли скрывается Давид?»

Стихи 3-5. В этих стихах мы можем обратить внимание (1) на великую беду, в которой оказался Давид, о чем говорится в начале псалма. Зифеи договорились и пришли к Саулу, чтобы сообщить, где находится Давид, пообещав передать его в руки царя. Можно было подумать, что Давида не будут преследовать после того как он бежал из страны, что в чужих землях его не смогут найти, а в своей стране не предадут. Но все было не так. Ни одному благочестивому человеку не следует надеяться, что он окажется в безопасности и покое, пока не попадет на небеса. Как же вероломны оказались дружелюбные Зифеи! Хорошо, что Богу можно доверять, так как людям верить нельзя (Мих 7:5).

(2) На молитву Давида к Богу с просьбой о помощи и избавлении (ст. 3,4). Он взывает к силе Божьей, которая могла помочь ему, и к Его имени, благодаря которому Господь мог помочь ему. Псалмопевец умоляет, чтобы Всевышний спас его от врагов и судил, то есть излагает свою ситуацию и просит вступиться. Давиду не к кому больше обращаться, кроме имени Божьего; у него нет другой силы, чтобы положиться, кроме Божьей силы, и он делает их своим прибежищем и упованием. Он уверен, что получит действенный ответ на свои молитвы (ст. 4), которые, даже находясь в бегстве и не имея возможности торжественно обратиться к Богу, он время от времени возносил к небесам: «Боже! услышь молитву мою, которая исходит от сердца, внемли словам уст моих».

(3) На его просьбу, описывающую характер врагов (ст. 5).

[1] Они были чужие. Таковыми являлись Зифеи, недостойные носить имя израильтянина. «Они поступили со мной более подло и жестоко, чем филистимляне». Наихудшего обращения можно ожидать от того, кто, разорвав узы родства, ведет себя как чужой.

[2] Они – угнетатели. Таким был Саул, который, являясь царем, должен был использовать свою власть для защиты верных подчиненных, а он использовал ее для их истребления. Нет более печального зрелища, чем угнетатель на месте суда (Еккл 3:16). Самым большим опасностям апостол Павел подвергался со стороны единоплеменников и лжебратьев (2Кор 11:26). То же можно сказать о Давиде.

[3] Они были грозными и пугающими, так как не только ненавидели Давида и желали ему зла, но и пытались умертвить его тело, объединив свои усилия для совершения злодеяния.

[4] Они были очень злобны и искали души псалмопевца. Они охотились за его драгоценной жизнью, так как ничто другое не могло их удовлетворить. Мы можем с верой молиться Богу, чтобы Он Своим провидением не даровал им успех и это не выглядело бы так, словно Он одобряет таких кровожадных людей.

[5] Они были абсолютно мирскими людьми и атеистами, и поэтому Давид полагает, что честь Господа требует, чтобы Он выступил против них. Они не имеют Бога пред собою, то есть отгоняют мысли о Боге, не считают, что Он все видит; что, сражаясь против Его народа, они сражаются против Него; не считают, что их бесчестные дела повлекут за собой фатальные последствия. Отметьте, что от тех, кто не имеет Бога перед собою, ничего хорошего нельзя ожидать. Более того, в каком бесчестии такие люди не виновны? Какие узы родства, дружбы, благодарности или обета могут хранить люди, не имеющие страха Божьего? Selah – Отметьте это. Давайте будем уверенны, что Бог всегда перед нашими глазами, ибо если это не так, то мы можем отчаяться.

Стихи 6-9. В этой молитве мы видим действенные проявления веры Давида, благодаря которой он был уверен в благополучном исходе этого дела, хотя угроза была значительной.

I. Он был уверен, что Бог на его стороне (ст. 6), и говорит об этом с торжеством и ликованием: «Вот, Бог помощник мой». Если мы – за Него, то и Он – за нас, и в Нем мы будем иметь такую помощь, что нам не придется бояться никаких сил, выступивших против нас. Хотя люди и бесы стараются погубить нас, они не смогут добиться своего, пока Бог – наш Помощник. «Господь подкрепляет душу мою»28 . Сравните этот стих со следующим: «Господь мне помощник… (Пс 117:7). Есть люди, которые поддерживают меня, и Бог – один из них. Он – главный из них; никто из них не поможет мне, если Он не поможет им». Каждое творение относится к нам так (а не по-другому), как ему повелевает Бог. Слова псалмопевца подразумевают: «Господь подкрепляет душу мою, не дает мне потерять интерес к моему делу и погибнуть от бедствий». Тот, кто Своим провидением подкрепляет все окружающее, Своей благодатью поддерживает души Своего народа. Бог, который в нужное время спасет Свой народ, в трудное время поддержит и ободрит его, чтобы сотворенный Им дух не пал пред Ним.

II. Бог на его стороне, и Давид не сомневается, что его враги побегут и падут пред ним (ст. 7): «Он воздаст за зло врагам моим, которые следят за мной, выискивая возможности причинить зло. Но зло, которое они замышляют против меня, праведный Бог обратит на их головы». Не Давид будет воздавать им зло, а Бог: «А я, как глухой, не слышу. Ты услышишь, Господи». Врагов, которых мы простили, но они не покаялись, будет судить Бог. Мы не должны мстить, так как Бог сказал: «Мне отмщение». Но псалмопевец молится: «…истиною Твоею истреби их». Это не молитва злобного человека, а молитва веры, ибо она взирает на слово Божье и желает лишь его исполнения. Во всех угрозах Божьих, как и в обетованиях, присутствует истина, и нераскаявшиеся грешники узнают об этом на собственном горьком опыте.

III. Давид обещает возблагодарить Бога за ощущения Его милости, которые он имеет сейчас (ст. 8): «Я усердно принесу Тебе жертву». Хотя жертвы были дорогие, но если Бог требовал, чтобы поклоняющиеся Ему именно так прославляли его, то Давид обещал не только принести их, но принести добровольно, без принуждения. В этом смысле все наши духовные жертвы должны быть добровольными приношениями, ибо Бог любит доброхотно дающего. Но Давид не только обещает принести жертву (что было лишь тенью обряда), но и исполнить его сущность: «Я прославлю имя Твое». Благодарное сердце и уста, воздающие хвалу Его имени, являются теми жертвами, которые Бог примет: «Я прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо. Твое имя не только величественно, но и благо, и поэтому оно заслуживает хвалы. Мы обязаны не только прославлять Твое имя, но так как оно благо, приятно и полезно, то благо есть славить Господа (Пс 91:2), и поэтому я прославлю имя Твое».

IV. Давид говорит о своем избавлении, словно оно уже совершилось (ст. 9): «Я прославлю имя Твое и скажу: «Ты избавил меня»; теперь об этом моя песнь». Он радуется полному избавлению и говорит: «Ты избавил меня от всех бед». Теперь его сердце успокоилось: «…на врагов моих смотрело око мое, я не видел, чтобы они были отрезаны или истреблены, но враги были вынуждены отступить, так как Саулу принесли новости о том, что против него выступили филистимляне (1Цар 23:27,28)». Давид желал лишь личной безопасности, и в отступлении войск Саула увидел исполнение своего желания. «Ты избавил меня от всех бед».

(1) Возможно, этой мыслью Давид утешал себя, когда был в отчаянии: «Ты избавлял меня от всех бед до сего момента. Много раз я достигал своей цели и видел исполнение своего желания относительно врагов, поэтому Господь избавит меня и от этой беды». Из этого следует, что, находясь в стесненных обстоятельствах, мы должны ободрять себя своими прежними избавлениями.

(2) Возможно, когда страх прошел, этой мыслью он возвеличил свое нынешнее избавление, и это стало залогом будущего избавления. Давид говорит о собственном избавлении, как о совершенном действии. Хотя перед ним было еще много проблем, но, имея Божье обетование, он был так уверен в нем, словно оно уже совершилось. «Тот, кто начал избавлять меня от всех бед, даст мне по крайней мере увидеть на врагах его исполнение». Возможно, это указывает на Христа, прообразом которого был Давид, и эти слова означают, что Он был абсолютно уверен в том, что Бог избавит Его от всех бедствий и унижений. Писание говорит, что все будет положено у ног Христа, и хотя мы еще не видим этого, но уверены, что Он будет царствовать, пока все враги не будут положены у Его ног и на них Он увидит исполнение Своего желания. Это также является ободрением для всех верующих помнить свои личные избавления, как Давид и апостол Павел, сказавший: «Я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства» (2Тим 4:17).

Псалом 53

Известный праведник и пророк царь Давид был венчан на царствование самим Господом, однако путь к престолу был труден и долог. Давиду пришлось пройти много испытаний и трудностей, в то время он написал немало песен, среди которых и псалом 53. В трудное время только помощь Бога спасала будущего царя.

Текст молитвы псалом 53

На русском языке

В конец, в песнех разума Давиду, внегда приити Зифеем, и рещи Саулови: не се ли Давид скрыся в нас;

1 Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми.

2 Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.

3 Яко чуждии восташа на мя и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою.

4 Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей.

5 Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их.

6 Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи,

7 яко благо, яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое.

На церковнославянском языке

К исполнению, по образу гимнов. Учение Асафа. Когда пришли Зифеи и сказали Саулу: «Вот, не Давид ли скрылся у нас?»

1 Боже, именем Твоим спаси меня и силою Твоею суди меня.

2 Боже, услышь молитву мою, вникни в слова уст моих.

3 Ибо чужие восстали на меня, и сильные искали душу мою, и не представили Бога пред собою.

4 Но вот, Бог помогает мне, и Господь – заступник души моей.

5 Обратит Он зло на врагов моих: истиною Твоею истреби их.

6 Я усердно принесу жертву Тебе, прославлю имя Твоё, Господи,

7 ибо оно благо, ибо от всякой скорби Ты избавил меня, и на врагов моих смотрело око моё.

История написания

В молодости Давид был простым пастухом, но Господь венчал его на царствование. Правивший в те времена царь Саул не желал отдавать власть, поэтому пытался убить праведника и посылал разбойников на его поиски. Давид никогда не стремился стать царем и оставался верен Саулу, однако был вынужден бежать в страхе смерти.

Текст псалма 53 посвящен событиям, происходившим в то время. Господь предупредил Давида о надвигающейся опасности, и тот бежал в пустыню Зиф, чтобы скрыться от царя. Зифляне не хотели враждовать с Саулом, который привел целое войско. Они хотели выдать праведника, скрывавшегося в скалистых горах. Когда конец был близок, прискакал гонец, который сообщил царю Саулу о нападении филистимлян. Войско спешно возвращалось, а Давид был спасен благодаря милости Господа.

В минуты отчаяния и уныния, когда поражение казалось неизбежным, Давид не оставлял веры и продолжал молиться Богу. Его искренние просьбы были услышаны Господом, который не оставляет в беде нуждающихся. Псалом 53 – одна из песен Псалтири, посвященных тем страшным минутам, в которых Бог оставался единственной надеждой и спасением.

Для чего читают псалом 53?

Ряд псалмов царя Давида объединены особым молитвенным правилом, их читают в дни скорби. Рекомендуют использовать такие песни частично, выбирать только те слова, которые отражают просьбу верующего и читать их искренне и смиренно. Псалом 53 читают для борьбы с болезнями и трудностями, в отчаянии и унынии. Даже в самые трудные времена нельзя забывать о вере, нужно продолжать обращаться к Господу и просить Его о помощи и помиловании, как делал это царь Давид. Суд Господа справедлив, невиновный никогда не будет страдать, а его обидчики не останутся безнаказанными.

Для прочтения молитвы не обязательно посещать храм, читать псалом 53 на русском языке разрешается дома. Лучше обращаться к Богу перед иконой, чтобы сосредоточиться на своей просьбе. Следует соблюдать обряд таинства и не отвлекаться на посторонние мысли и заботы.

Толкование

В тексте песни повествуется не просто старая история, а вечная борьба и зла, вопрос храбрости и страха. Псалом 53 читают в разных ситуациях, но чтобы молитва была услышана, она должна быть искренней.

Для толкования псалма 53 следует обратиться к отдельным стихам:

  • Подпись к песне несет особый смысл, в этих строках отражено лицемерие зифлян и предательство, которое они совершили, выдав Давида царю Саулу.
  • Стих 1 – в минуты смертельной опасности Давид видел в Господе единственное спасение и защиту, он отдал себя на суд Бога.
  • Стихи 2-3 – отчаянная мольба к Господу о спасении и защите от врагов. Здесь же Давид говорит о том, что его враги отступили от Бога, предали Его и Его законы.
  • Стихи 4-5 – к Давиду возвращается надежда, он не оставил веру и видит, что Господь не отвернулся от него. Бог не опаздывает с помощью, не оставляет праведника в беде.
  • Стихи 6-7 – благодарность Давида Господу за чудесное спасение. Псалмопевец обещает впредь восхвалять Бога и добровольно вверить себя Божьей воле.

Псалтырь

Чтение псалмов на всякую потребу

Какие псалмы читать в различных обстоятельствах, искушениях и нуждах

Икона. Царь и пророк Давид-псалмопевец

Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18

Против нападений бесовских: 45, 67

При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51

Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11

Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138

Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42

В благодарность за победу над врагом: 17

Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142

При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101

В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139

  • Основы Православия – подборка лучших публикаций о Православии
  • Полный псалтырь со всеми кафизмами и молитвами – одним текстом (формат htm)
  • Смотрите также иные молитвы в нашем разделе “Православный молитвослов” – молитвы разные на все случаи жизни, молитвы святым, молитвы путешествующих, псалмы, Молитвы воинов, молитвы за болящих, молитвы на разные случаи семейной жизни: благословление на вступление в брак, молитвы о покровительстве Бога вступающим в брак, молитвы о счастливом браке, молитвы беременных женщин о благополучном разрешении и о рождении здоровых детей, молитвы родителей о детях молитвы при бесплодии, молитвы о учащихся детях и многие другие.
  • Молитвы о благополучии и счастье семьи – подборка известных православных молитв о семье
  • Молитвы православных воинов – сборник молитв для духовной помощи и защиты православных воинов, а также молитвы во время бедствия и нашествия врагов, иноплеменников и иноверных..
  • “Православные акафисты” – сборник акафистов
  • Молитва и ее необходимость для нашего спасения – сборник поучительных публикаций
  • Словарь православных гимнографических терминов (значение слов акафист, глас, икос, кондак, канон, тропарь и пр.)

В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140

Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66

Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28

Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40

Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138

В болезнях: 29, 46, 69

В смятении душевном: 30

В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69

В утешение угнетаемым: 19

От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139

Когда имеешь потребность исповедования истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137

Читайте также:  Молитва Пресвятой Богородице о помощи в работе - прошение святой на успех и удачу в делах

О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129

В радости духовной: 102, 103

Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52

Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72

В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148

Перед выходом из дома: 31

В дороге: 41, 42, 62, 142

Перед посевом: 64

От потопления: 68

В гонениях: 53, 55, 56, 141

О даровании мирной кончины: 38

О желании переселиться в вечные селения: 83

Если одолевает лукавый: 142, 67

“Изъяснение каждого псалма Псалтири”. – М.: Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2000.

Изложено по преподобному Арсению Каппадокийскому афонским старцем Паисиеем. Преподобный Арсений использовал псалмы для благословения, подходящие к различным случаям; особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность.

Цифрой указан номер псалма, а затем указано, при какой нужде его следует читать:

1. Когда посадить древо или лозу, да принесут плод.

2. Да просветит Господь грядущих на собрания и советы.

3. Да оставит людей злоба, и да не пытают они неправедно ближних своих.

4. Да исцелит Господь мягкосердечных, впадающих в уныние при виде деяний жестокосердных.

5. Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем.

6. Да освободит Господь находящегося под заклятием.

7. Мучимым страхом от козней и угроз злодеев.

8. Уязвленным бесами или нечестивыми людьми.

9. Да прекратятся бесовские страхования во сне или искушения днем.

10. Жестокосердным супругам, что препираются и разводятся (когда жестокосердный муж или жена терзают супругу или супруга).

11. Душевнобольным, что мучимы злобой и нападают на ближних.

12. Страдающим болезнями печени.

13. От беса читать трижды в день три дня.

14. Да обратятся воры или разбойники, и вернутся восвояси и да покаются.

15. Да найдется потерянный ключ.

16. При тяжких несправедливых обвинениях читать трижды в день три дня.

17. При землетрясениях, других бедствиях или буре с грозой.

18. Да разродится роженица.

19. Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись.

20. Да умягчит Господь сердца богатых и подадут они милостыню бедным.

21. Да сдержит Господь пожар, и да не будет большого ущерба.

22. Да усмирит Господь непокорных детей, чтобы не огорчали они родителей.

23. Да откроется дверь, когда ключ потерян.

24. Сильно страдающим от искушений, что теряют и жалуются.

25. Когда кто испрашивает что у Бога, чтобы Он подал просимое без вреда для просящего.

26. Да защитит Господь крестьян от вражеской рати, чтобы не было вреда народу и полям.

27. Да исцелит Господь страдающих душевными и нервными болезнями.

28. Страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря.

29. В опасностях в дальних землях сущим, среди варваров и безбожных, да защитит их Господь и да просветит людей земель тех и умирит их, дабы узнали Бога.

30. Да ниспошлет Господь достаточно зерна и плодов, когда погода неблагоприятна для земледелия.

31. Да найдут заблудившиеся и смятенные путники дорогу.

32. Да откроет Господь правду о неправедно осужденных и да отпустят их на свободу.

33. Стоящим на пороге смерти, когда терзают их бесы. Или когда неприятель вторгается со зловещими намерениями.

34. Да освободит Господь добрых от козней злых, что притесняют людей Божиих.

35. Да рассеется враждебность после споров и недоразумений.

36. Израненным разбойниками.

37. При зубной боли.

38. Да найдут брошенные и впавшие в уныние работу, чтобы больше им не скорбеть.

39. Да помирятся хозяин и работник после ссоры.

40. Да разрешится жена от бремени успешно, если роды преждевременные.

41. Молодым, когда страдают от несчастной любви.

42. Да освободятся соотечественники из вражеского плена.

43. Да откроет Господь супругам правду, если было между ними недоразумение, чтобы жить им в мире и любви.

44. Страдающим болезнями сердца или почек.

45. Молодым, которым враги из зависти не позволяют жениться.

46. Дабы примириться работнику или хозяину, когда работник уходит обиженный хозяином, и да найти ему работу.

47. Когда шайки разбойников грабят людей и происходят тяжкия бедствия, читать в продолжение 40 дней.

48. Тем, чей труд сопряжен с опасностями.

49. Да покаются удалившиеся от Бога и обратятся, дабы спастись им.

50. Когда по грехам нашим для вразумления посылает Бог кару (мор людей или животных).

51. Да покаются жестокосердные правители и да умягчатся сердца их, и да перестанут мучить народ.

52. Да благословит Бог сети и да наполнятся они рыбой.

53. Да просветит Господь богатых, купивших рабов, и да отпустят они их на свободу.

54. Да восстановится доброе имя семьи, что была неправедно обвинена.

55. Для мягкосердечных людей, уязвленных ближними.

56. Страдающим от головной боли, происходящей от великой скорби.

57. Да благоприятствуют обстоятельства трудящимся с добрыми намерениями и да запретит Господь бесам и лукавым людям.

58. Немым, да даст им Господь дар речи.

59. Да откроет Господь правду, когда много людей осуждены неправедно.

60. Тем, кому трудно работать от лени или от страха.

61. Да избавит Господь от напастей слабого, дабы тот не жаловался.

62. Да принесут поля и деревья плоды при засухе.

63. Когда укусит кого бешеная собака или волк.

64. Да процветают купцы.

65. Да не принесет лукавый в дом разлад, и да не ввергнет семью в скорбь.

66. Благословение да будет на домашнем скоте.

67. Да излечится страдающая выкидышами.

68. Когда разольются от дождей реки и смывают людей и дома.

69. Мягкосердечным, которые по пустякам грустят и впадают в отчаяние, да укрепит их Господь.

70. Одиноким, которые по козням бесовским наскучили ближним и впадают в отчаяние, да помилует их Господь и исцелит.

71. Да благословит Бог новый урожай, который собирают крестьяне.

72. Да покаются разбойники.

73. Да защитит Господь крестьян, которые работают на полях, когда неприятель окружил деревню.

74. Да умирится злобный хозяин и не терзает своих ближних, работников.

75. Матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь.

76. Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, дабы дети слушались родителей, а родители любили детей.

77. Да просветит Господь заимодавцев, дабы они были сострадательны и не вымогали долги у должников.

78. Да защитит Господь деревни от грабежа неприятельским войском.

79. Да исцелит Господь больного водянкой.

80. Да не оставит Господь бедных в нужде и горе, впавших в отчаяние от бедности.

81. Дабы люди покупали товары у крестьян, и те не впадали в горе и отчаяние.

82. Да запретит Господь злодеям, замыслившим убийство.

83. Да охранит Господь домашнюю утварь, скот и плоды трудов.

84. Да исцелит Господь раненых разбойниками и страдающих от испуга.

85. Да спасет Господь мир, когда приходит чума и люди умирают.

86. Да продлит Господь жизнь тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие.

87. Да защитит Господь беззащитных, страдающих от жестокосердных ближних.

88. Да укрепит Господь болезненных и слабых, дабы не изнемогали они на работе и не впадали в уныние.

89. Да пошлет Господь дождь в засуху, и да наполнятся пересохшие источники.

90. Да исчезнет бес, являющийся перед человеком и пугающий его.

91. Да даст Господь людям благоразумие, чтобы возрастали они духовно.

92. Да защитит Господь корабль, находящийся в опасности в море. (Преподобный также советовал кропить корабль святой водой с четырех сторон.)

93. Да просветит Господь смутьянов, что сеют раздоры в народе и вызывают беспорядки и разделения.

94. Да не подпадут супруги влиянию чар, что заставляют их ссориться и препираться.

95. Да исцелит Господь глухих.

96. Да рассеются чары.

97. Да утешит Господь удрученных горем.

98. Да благословит Бог молодых, что хотят оставить все и последовать Ему, и да подаст им благодать. (По-видимому, речь идет о собирающихся принять монашеский постриг – прим. переводчика.)

99. Да благословит Господь творящих волю Его и да исполнит желания их.

100. Да подаст Господь дары и таланты добрым и простосердечным людям.

101. Да благословит Господь власть имущих, дабы они были добры и сострадательны и помогали людям.

102. Да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью.

103. Да благословит Господь имения людей, дабы не впадали они в уныние, но прославляли Бога.

104. Да покаются люди и исповедуют свои грехи.

105. Да просветит Господь людей, дабы не отступили они от пути спасения.

106. Да исцелит Господь бесплодную.

107. Да усмирит Господь врагов и да оставят они свои злые намерения.

108. Да исцелит Господь больного падучей. Да помилует Господь неправедно обвиняющих, чтобы они покаялись.

109. Дабы младшие уважали старших.

110. Да покаются неправедные судьи и право судят людей Божиих.

111. Да защитит Господь воинов, отправляющихся на войну.

112. Да благословит Господь бедную вдову, дабы она заплатила долги и спаслась от тюрьмы.

113. Да исцелит Господь слабоумных детей.

114. Да благословит Господь бедных детей и утешит их, дабы не страдали они от богатых детей и не впадали в уныние.

115. Да исцелит Господь от ужасной страсти лжи.

116. Да сохранится в семье любовь и да прославят Бога.

117. Да смирит Господь варваров, когда они окружают деревню и наводят страх на жителей, и да отвратит их от злых намерений.

118. Да устрашит Господь варваров и запретит им, когда они убивают невинных женщин и детей.

119. Да подаст Господь долготерпенье тем, кому приходится жить с лукавыми и неправедными.

120. Да защитит Господь рабов от рук неприятеля, чтобы их не искалечили, прежде чем они вернутся на свободу.

121. Да исцелит Господь страдающих суеверием.

122. Да исцелит Господь слепых и страдающих глазными болезнями.

123. Да защитит Господь людей от змей, дабы те не жалили.

124. Да защитит Господь поля праведных от злых людей.

125. Да исцелит Господь страдающих головными болями.

126. Да принесет Господь мир в семью, если возникла ссора.

127. Да не коснется домов злоба врагов и да пребудут в семье мир и благословение Божие.

128. Да исцелит Господь страдающих от мигрени. Да явит Господь милость свою на жестокосердных и несдержанных, которые приносят горе мягкосердечным.

129. Да ниспошлет Господь мужество и надежду тем, кто начинает новую работу и не искусны в ней, и да не испытают они великих трудностей.

130. Да подаст Господь людям покаяние и.утешит их надеждой, чтобы спастись им.

131. Да явит Господь милость свою в мире, где по нашим грехам не прекращаются войны.

132. Да просветит Господь народы, дабы стали они миролюбивыми и жили в мире.

133. Да защитит Господь людей от всякой напасти.

134. Да сосредоточатся люди во время молитвы и да соединятся их души с Богом.

135. Да защитит Господь беженцев, когда те оставляют свои дома и уходят, да спасутся они от варваров.

136. Да умирит Господь вспыльчивого.

137. Да просветит Господь правителей, дабы те понимали нужды народа.

138. Да избавит Господь слабых духом от искушений кощунственными мыслями.

139. Да умирит Господь тяжелый характер главы семьи, дабы не страдали от него домашние.

140. Да умирит Господь жестокого правителя, терзающего ближних.

141. Да умирит Господь смутьяна, приносящего горе людям.

142. Да защитит Господь беременную женщину, дабы не потерять ей плод.

143. Да умирит Господь брожение в народе, дабы не было бунта.

144. Да благословит Бог труды людей и примет их.

145. Да исцелит Господь страдающих кровотечением.

146. Да исцелит Господь укушенных и раненных злодеями.

147. Да усмирит Господь диких зверей, да не причинят те вреда людям и хозяйству.

148. Да ниспошлет Господь благоприятную погоду, дабы люди собрали богатый урожай и прославили Его.

Все вышеприведенные толкования принадлежат преподобному Арсению, следующие два – отцу Паисию со Святой Горы Афон:

149. В благодарность Богу за Его многие милости и за обилие Его любви, что не знает границ и пребывает с нами.

150. Да ниспошлет Господь довольство и утешение братьям и сестрам нашим в дальних землях сущим, и братьям и сестрам нашим усопшим, что еще дальше от нас. Аминь.

“Православная жизнь” (Приложение к “Православной Руси”) № 12, 2007

В чем помогает и что означает псалом 5 царя Давида

История написания

Псалтирь (Psalms) читается не только в православии, но и в иудаизме и исламе.Текст псалма составлен царем Давидом до того, как он был вынужден бежать из-за восстания Авессалома. Пророк описал волнения, которые в то время происходили в народе. Враги настраивали людей против царя Давида, распространяли ложь и давали ложные обещания. Готовился не относительно мирный переворот, а насильственный, подразумевающий кровопролитие.

Псалом 5 написан царем Давидом

Псалмопевец Давид молился Господу о наказании злоумышленников и исправлении его собственного пути перед Богом. В целом содержание текста говорит о начале восстания Авессалома и видении царем связи между начинающимися волнениями и его собственным преступлением.

Для чего читают псалом 5

Существует несколько указателей чтения псалмов в тех или иных жизненных ситуациях. Подобный труд составил прп. Арсений Капподокийский. Можно найти соответствующие указания в молитвословах, особенно если они содержат Псалтирь.

Псалом 5 читают в следующих случаях:

  • чтобы стяжать любовь к молитве;
  • для смирения духа;
  • чтобы исцелились глаза, уязвленные злодеем;
  • для обретения телесного здоровья;
  • от нечистых духов.

Важно молиться с верой и смирением. Псалмы – это не магические заговоры. Не стоит ждать, что после первого прочтения человек быстро получит просимое. Господь помогает каждому человеку, но следует проявлять терпение и уповать на милость Божию.

Толкование святого послания

Над толкованиями Псалтири и других библейских книг трудились и святые учителя церкви, и современные священники. Особого внимания заслуживают толкования святых отцов, которые были водимы Духом Святым. Сохранились изречения о Псалтири святителей Афанасия Великого, Василия Великого, Иоанна Златоуста и других отцов.

Стихи 2-7

Пророк Давид обращается к Богу, молится ему. Он надеется быть услышанным, ведь в нем нет ненавистного Богу беззакония, лукавства, несправедливости, лжи, зависти. В стихе 6 указаны делающие беззаконие люди, которые грешат своим образом жизни. А тех, кто отпал от истины и является инакомыслящим, считает идолов богами, псалмопевец назвал «глаголющими лжу», и им грозит погубление от Бога. Существует разница между «возненавидел еси» и «погубиши»: последнее обозначает худшую участь.

С другой стороны, в этих стихах указано, что пророк видел – готовящийся бунт ждет успех. Он молится Богу, просит скорой помощи, а также не оберегать злоумышленников. Под словом «кровожадный» в стихе 7 подразумевается Авессалом, который во время восстания мог совершить убийство.

Стихи 8-13

Псалмопевец говорит о том, что по милости Божией он войдет в Небесный Иерусалим. Он просит пребывать и поклоняться в храме Божием. По упованию на человеколюбие Господа, пророк, пребывая в страхе Божием, не решается отринуть его.

Далее речь идет о «мудрых века сего», возможно и о еретиках. Они распространяют опасные учения, обратились против псалмопевца Давида. Те, кто гонит душу, исполняющую волю Божию, огорчают Господа. Слова «И вселишися в них» в стихе 12 можно соотнести со строками, которые значительно позже появились в Евангелии: «Ибо придут и Сам Он и Отец Его, и обитель у него сотворят». Люди, любящие Имя Божие, возвысятся духом. За понесенные труды следует увенчание венцами, ограждающими подобно некоему орудию.

Видео «Чтение псалма 5»

В этом видеоролике представлена аудиозапись написанной царем Давидом молитвы.

Правила чтения

Популярен вопрос о языке, на котором нужно читать Псалтирь. Во время богослужения должен использоваться только церковнославянский язык, несмотря на противоречивые мнения духовенства. Существует синодальный перевод Псалтири на русский язык. Но им разрешается пользоваться только дома.

Во II–III ст. до н. э. Псалтирь перевели с еврейского на греческий язык. В настоящее время книга переведена на многие языки мира, в том числе на русский, грузинский, английский.

Несмотря на доступность переводов, даже дома псалмы нужно читать на церковнославянском языке. Позволяется использовать тексты, написанные русскими буквами. По учению прп. Арсения Великого, даже если чтец не понимает значения, «бесы понимают и бегут».

Текст псалма 5 на русском языке

1 Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.

2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.

3 Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.

4 Господи! рано услышь голос мой,- рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,

5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;

6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.

7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.

8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.

9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.

10 Ибо нет в устах их истины: сердце их – пагуба, гортань их – открытый гроб, языком своим льстят.

11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.

Читайте также:  Псалом 19: текст на русском языке, для чего читают молитву, значение и толкование

12 И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.

13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

Псалмы читают при разных жизненных обстоятельствах, ведь все успехи человека – это милость Божия. Чтением псалтири можно молиться за живых и усопших, просить здоровья физического и душевного.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Псалом 118

Псалом 118 — отцовское наставление, переданное Богом через Давида, прожившего совсем не святую жизнь, но сумевшего к ее окончанию стать мудрее, послушнее и благодарным Творцу.

Значение псалма

В православии святые слова этой молитвы часто читают в память об усопших во время домашних молитв, чтобы облегчить пребывание умершего в потустороннем мире. Душа покойного оставила земную жизнь с ее грехами и проступками, словами святой молитвы несется в Небеса духовная радость для нее.

Современным христианам легче и понятнее читать псалом 118 на русском языке, после прочтения которого в христианской душе загорается удивительное сияние и наступает покой.

1. Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем.

2. Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его.

3. Они не делают беззакония, ходят путями Его.

4. Ты заповедал повеления Твои хранить твердо.

5. О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих!

6. Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои:

7. я славил бы Тебя в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей.

8. Буду хранить уставы Твои; не оставляй меня совсем.

9. Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему.

10. Всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих.

11. В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою.

12. Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

13. Устами моими возвещал я все суды уст Твоих.

14. На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве.

15. О заповедях Твоих размышляю, и взираю на пути Твои.

16. Уставами Твоими утешаюсь, не забываю слова Твоего.

17. Яви милость рабу Твоему, и буду жить и хранить слово Твое.

18. Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего.

19. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих.

20. Истомилась душа моя желанием судов Твоих во всякое время.

21. Ты укротил гордых, проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих.

22. Сними с меня поношение и посрамление, ибо я храню откровения Твои.

23. Князья сидят и сговариваются против меня, а раб Твой размышляет об уставах Твоих.

24. Откровения Твои — утешение мое, советники мои.

25. Душа моя повержена в прах; оживи меня по слову Твоему.

26. Объявил я пути мои, и Ты услышал меня; научи меня уставам Твоим.

27. Дай мне уразуметь путь повелений Твоих, и буду размышлять о чудесах Твоих.

28. Душа моя истаевает от скорби: укрепи меня по слову Твоему.

29. Удали от меня путь лжи, и закон Твой даруй мне.

30. Я избрал путь истины, поставил пред собою суды Твои.

31. Я прилепился к откровениям Твоим, Господи; не постыди меня.

32. Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое.

33. Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца.

34. Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем.

35. Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее.

36. Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти.

37. Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоем.

38. Утверди слово Твое рабу Твоему, ради благоговения пред Тобою.

39. Отврати поношение мое, которого я страшусь, ибо суды Твои благи.

40. Вот, я возжелал повелений Твоих; животвори меня правдою Твоею.

41. Да придут ко мне милости Твои, Господи, спасение Твое по слову Твоему, —

42. и я дам ответ поносящему меня, ибо уповаю на слово Твое.

43. Не отнимай совсем от уст моих слова истины, ибо я уповаю на суды Твои

44. и буду хранить закон Твой всегда, во веки и веки;

45. буду ходить свободно, ибо я взыскал повелений Твоих;

46. буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь;

47. буду утешаться заповедями Твоими, которые возлюбил;

48. руки мои буду простирать к заповедям Твоим, которые возлюбил, и размышлять об уставах Твоих.

49. Вспомни слово Твое к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать:

50. это — утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня.

51. Гордые крайне ругались надо мною, но я не уклонился от закона Твоего.

52. Вспоминал суды Твои, Господи, от века, и утешался.

53. Ужас овладевает мною при виде нечестивых, оставляющих закон Твой.

54. Уставы Твои были песнями моими на месте странствований моих.

55. Ночью вспоминал я имя Твое, Господи, и хранил закон Твой.

56. Он стал моим, ибо повеления Твои храню.

57. Удел мой, Господи, сказал я, соблюдать слова Твои.

58. Молился я Тебе всем сердцем: помилуй меня по слову Твоему.

59. Размышлял о путях моих и обращал стопы мои к откровениям Твоим.

60. Спешил и не медлил соблюдать заповеди Твои.

61. Сети нечестивых окружили меня, но я не забывал закона Твоего.

62. В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои.

63. Общник я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои.

64. Милости Твоей, Господи, полна земля; научи меня уставам Твоим.

65. Благо сотворил Ты рабу Твоему, Господи, по слову Твоему.

66. Доброму разумению и ведению научи меня, ибо заповедям Твоим я верую.

67. Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню.

68. Благ и благодетелен Ты, научи меня уставам Твоим.

69. Гордые сплетают на меня ложь; я же всем сердцем буду хранить повеления Твои.

70. Ожирело сердце их, как тук; я же законом Твоим утешаюсь.

71. Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим.

72. Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра.

73. Руки Твои сотворили меня и устроили меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим.

74. Боящиеся Тебя увидят меня — и возрадуются, что я уповаю на слово Твое.

75. Знаю, Господи, что суды Твои праведны и по справедливости Ты наказал меня.

76. Да будет же милость Твоя утешением моим, по слову Твоему к рабу Твоему.

77. Да придет ко мне милосердие Твое, и я буду жить; ибо закон Твой — утешение мое.

78. Да будут постыжены гордые, ибо безвинно угнетают меня; я размышляю о повелениях Твоих.

79. Да обратятся ко мне боящиеся Тебя и знающие откровения Твои.

80. Да будет сердце мое непорочно в уставах Твоих, чтобы я не посрамился.

81. Истаевает душа моя о спасении Твоем; уповаю на слово Твое.

82. Истаевают очи мои о слове Твоем; я говорю: когда Ты утешишь меня?

83. Я стал как мех в дыму, но уставов Твоих не забыл.

84. Сколько дней раба Твоего? Когда произведешь суд над гонителями моими?

85. Яму вырыли мне гордые, вопреки закону Твоему.

86. Все заповеди Твои — истина; несправедливо преследуют меня: помоги мне;

87. едва не погубили меня на земле, но я не оставил повелений Твоих.

88. По милости Твоей оживляй меня, и буду хранить откровения уст Твоих.

89. Навеки, Господи, слово Твое утверждено на небесах;

90. истина Твоя в род и род. Ты поставил землю, и она стоит.

91. По определениям Твоим все стоит доныне, ибо все служит Тебе.

92. Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем.

93. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня.

94. Твой я, спаси меня; ибо я взыскал повелений Твоих.

95. Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои.

96. Я видел предел всякого совершенства, но Твоя заповедь безмерно обширна.

97. Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем.

98. Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною.

99. Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих.

100. Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню.

101. От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое;

102. от судов Твоих не уклоняюсь, ибо Ты научаешь меня.

103. Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим.

104. Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи.

105. Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей.

106. Я клялся хранить праведные суды Твои, и исполню.

107. Сильно угнетен я, Господи; оживи меня по слову Твоему.

108. Благоволи же, Господи, принять добровольную жертву уст моих, и судам Твоим научи меня.

109. Душа моя непрестанно в руке моей, но закона Твоего не забываю.

110. Нечестивые поставили для меня сеть, но я не уклонился от повелений Твоих.

111. Откровения Твои я принял, как наследие навеки, ибо они — веселие сердца моего.

112. Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих навек, до конца.

113. Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю.

114. Ты покров мой и щит мой; на слово Твое уповаю.

115. Удалитесь от меня, беззаконные, и буду хранить заповеди Бога моего.

116. Укрепи меня по слову Твоему, и буду жить; не посрами меня в надежде моей;

117. поддержи меня, и спасусь; и в уставы Твои буду вникать непрестанно.

118. Всех, отступающих от уставов Твоих, Ты низлагаешь, ибо ухищрения их — ложь.

119. Как изгарь, отметаешь Ты всех нечестивых земли; потому я возлюбил откровения Твои.

120. Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь.

121. Я совершал суд и правду; не предай меня гонителям моим.

122. Заступи раба Твоего ко благу его, чтобы не угнетали меня гордые.

123. Истаевают очи мои, ожидая спасения Твоего и слова правды Твоей.

124. Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и уставам Твоим научи меня.

125. Я раб Твой: вразуми меня, и познаю откровения Твои.

126. Время Господу действовать: закон Твой разорили.

127. А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого.

128. Все повеления Твои — все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу.

129. Дивны откровения Твои; потому хранит их душа моя.

130. Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых.

131. Открываю уста мои и вздыхаю, ибо заповедей Твоих жажду.

132. Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое.

133. Утверди стопы мои в слове Твоем и не дай овладеть мною никакому беззаконию;

134. избавь меня от угнетения человеческого, и буду хранить повеления Твои;

135. осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим.

136. Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят закона Твоего.

137. Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои.

138. Откровения Твои, которые Ты заповедал, — правда и совершенная истина.

139. Ревность моя снедает меня, потому что мои враги забыли слова Твои.

140. Слово Твое весьма чисто, и раб Твой возлюбил его.

141. Мал я и презрен, но повелений Твоих не забываю.

142. Правда Твоя — правда вечная, и закон Твой — истина.

143. Скорбь и горесть постигли меня; заповеди Твои — утешение мое.

144. Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить.

145. Взываю всем сердцем моим: услышь меня, Господи, — и сохраню уставы Твои.

146. Призываю Тебя: спаси меня, и буду хранить откровения Твои.

147. Предваряю рассвет и взываю; на слово Твое уповаю.

148. Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое.

149. Услышь голос мой по милости Твоей, Господи; по суду Твоему оживи меня.

150. Приблизились замышляющие лукавство; далеки они от закона Твоего.

151. Близок Ты, Господи, и все заповеди Твои — истина.

152. Издавна узнал я об откровениях Твоих, что Ты утвердил их навеки.

153. Воззри на бедствие мое и избавь меня, ибо я не забываю закона Твоего.

154. Вступись в дело мое и защити меня; по слову Твоему оживи меня.

155. Далеко от нечестивых спасение, ибо они уставов Твоих не ищут.

156. Много щедрот Твоих, Господи; по суду Твоему оживи меня.

157. Много у меня гонителей и врагов, но от откровений Твоих я не удаляюсь.

158. Вижу отступников и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего.

159. Зри, как я люблю повеления Твои; по милости Твоей, Господи, оживи меня.

160. Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей.

161. Князья гонят меня безвинно, но сердце мое боится слова Твоего.

162. Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль.

163. Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю.

164. Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей.

165. Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения.

166. Уповаю на спасение Твое, Господи, и заповеди Твои исполняю.

167. Душа моя хранит откровения Твои, и я люблю их крепко.

168. Храню повеления Твои и откровения Твои, ибо все пути мои пред Тобою.

169. Да приблизится вопль мой пред лицо Твое, Господи; по слову Твоему вразуми меня.

170. Да придет моление мое пред лицо Твое; по слову Твоему избавь меня.

171. Уста мои произнесут хвалу, когда Ты научишь меня уставам Твоим.

172. Язык мой возгласит слово Твое, ибо все заповеди Твои праведны.

173. Да будет рука Твоя в помощь мне, ибо я повеления Твои избрал.

174. Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой — утешение мое.

175. Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне.

176. Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл.

Толкование псалма

Феофан Затворник в толковании этой уникальной молитвы подчеркивает, что она отличается от остальных 150-и не только количеством стихов, а их 176, но и тем, что весь псалом посвящен законам Божьим. Несмотря на то что некоторые из них якобы повторяют смысл другого стиха, в каждом есть своя индивидуальность и изюминка мысли.

Самыми простыми словами автору этого песнопения удалось открыть глубину Божьих законов. Величие самой длинной Давидовой песни поразило блаженного Августина, преклоняясь перед нею, святой долго не брался за трактовку этого послания.

В каждом стихе закопан клад, добывая который человек по крупицам размышления над каждым словом уникального послания найдет сокровище, руководство для жизни.

Блаженный Феодорит утверждал, что изучения этого святого послания достаточно:

  • для усовершенствования в добродетели желающих познать милость Господню;
  • возбудить тщание у живущих в рассеянии;
  • упавших духом воодушевить;
  • справить пути нерадивых.

По его словам, этот псалом является врачевателем для людей, страдающих человеческими немощами.

Уникальность самого длинного псалма Давида

Как уже было сказано выше, в псалме 176 стихов, но, кроме этого, уникальная молитва разбита на 22 части, по 8 строк в каждой.

В оригинальном написании каждая строчка начиналась с буквы еврейского алфавита. Другими словами, в этом послании представлен весь еврейский алфавит, что делает псалом одним из уникальных посланий в Божественном Писании среди остальных 66 книг.

Первые восемь стихов начинаются с «альфы», восемь — с «беты» и так далее, еврейская азбука содержит всего 22 буквы. В православии целая кафизма представлена этим уникальным произведением песнопевца.

На заметку! Современные евреи также заставляют детей учить азбуку по этой молитве.

Историческое происхождение послания Давида

По мнению толкователей Библии, псалом 118 написан Давидом в помощь сыну Соломону в его обучении.

Состарившийся Давид не представлял своей жизни без отношений с Творцом и наследования Его законов. Приобретя со временем духовное богатство, царь передает его своему наследнику Соломону в псалме 118.

В высказываниях блаженного Феодорита подчеркнуто, что Давид остался верен Богу, несмотря на сложную жизнь, во время которой:

  • его преследовали враги;
  • он побеждал недругов;
  • горевал и впадал в искушения;
  • радовался и каялся.

Важно! В псалме 118 собраны молитвенные воззвания, произносимые Всевышнему на каждом этапе жизни, которые стали единым целым учением для последующих поколений.

Изучаемое евреями в детстве послание давало им руководство к жизни, становясь предметом постоянного размышления и ориентира на Творца.

В толковании Афанасия Великого сказано, что святым пророком дано пророчество, описывающие будущие жизненные пути и подвиги, святых, полные скорби.

Православная Церковь желает, чтобы каждый христианин глубже понимал псалом 118 для достижения блаженства пребывания в Боге и познания глубины Его законов.


Для чего, когда и сколько читают псалом 33 «Благословлю Господа на всякое время»

Для всего христианского мира сборник псалмов считается очень важной книгой. Зачастую мы каждый день возносим молитвы Господу, читая их из Библии, а про псалмы забываем. А между тем псалтырь считается необходимым сборником для любого случая из нашей жизни. Одно то, что слагали псалтырь в течение восьми веков, уже говорит о его важности. Слово псалтырь произошло из греческого языка — «псало», что в переводе на русский значит — играть на струнах.

Читайте также:  Молитвы и акафист святителю Димитрию, Митрополиту Ростовскому

Царь и пророк Давид написал больше восьмидесяти псалмов, а жизнь его была полна разных чувств: любви, радости, разочарований и предательства. Помимо песней Давида в псалтырь входят писания Соломона, Моисея, Емана, Ефама, Асафа и его потомков, сынов Кореевых, а также тексты 41 псалма, не имеющие известных авторов. Сегодня мы будем читать псалом 33 и рассмотрим его более детально.

История псалма 33

Среди псалмов Давида особое значение имеет псалом 33 . Давид написал его после сложной ситуации в жизни, когда его преследовал Саул, после чего был момент избавления от не менее жесткого царя Авимелеха.

Об авторе

Царь Давид — правитель Израиля, который превратил Иерусалим в духовный центр — место, куда стекались паломники со всего мира. Давид обладал богобоязненностью в сердце и великой мудростью, но все же он, как и все смертные, не удержался от греха и пошел на преступление, а ценой его была расплата, длящаяся долгое время.

Помимо правления царством Давид совершил не одну религиозную реформу, также он славится тем, что написал боговдохновенные псалмы, благодаря которым богослужения стали более мелодичны. Став царем, он продолжил играть на струнном щипковом музыкальном инструменте.

Давид славился умом, красотой и талантом, он обладал искусством оратора. Много жен и наложниц было у него, но он полюбил замужнюю женщину и совершил из-за нее грех, расплата за который длилась всю его жизнь.

Для христиан Давид — это пророк, из его рода к нам явился Иисус Христос. Православные христиане чтят Давида за то, что царь написал псалмы, составляющие Псалтырь. А Псалтырь, как известно, это неотъемлемая часть Ветхого Завета. На сегодняшний день пение псалмов — это духовное учение, которое помогает понять, насколько для всех нас важно Евангельское служение.

История написания

Когда пророк Самуил помазал Давида на царское правление, человек, недавно пасущий скот, стал служить при дворе, потому что благодаря ему и его хитрости Израиль был спасен от Голиафа. Саул же был завистлив и не мог простить этого Давиду, он даже хотел убить его. Несмотря на то, что Давид являлся его зятем, Саул преследовал Давида несколько лет. Долгое время Давиду пришлось провести в скитаниях, прячась и пытаясь сберечь себя.

Убежищем будущий царь выбрал землю филистимлян, но они помнили поражение своего героя и захватили Давида, чтобы выдать своему царю — Авимелеху. Давид понял, — Авимелех убьет его, поэтому, чтобы спастись, притворился безумцем, падающим перед троном, ползающим по земле и пускающим ртом пену. Авимилех сказал людям, что этот немощный сумасшедший не может быть тем героем, который одержал победу над Голиафом, и выгнал прочь их и Давида.

Благодаря этой хитрой уловке Давид спасся и, благодаря Бога, написал песнь — Благословлю Господа на всякое время , в которой изложил все свои надежды, а также благодарил Создателя за свое неожиданное спасение и сохранение жизни.

Текст

Ниже представлен текст молитвы на русском и старославянском языках.

На русском

1 Буду благословлять Господа во всякое время, хвала Ему всегда на устах моих.

2 В Господе восхвалится душа моя, – да услышат кроткие и возвеселятся.

3 Возвеличьте Господа со мною и вознесём имя Его вместе.

4 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня.

5 Придите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся.

6 Этот нищий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбей его спас его.

7 Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их.

8 Вкусите, и увидите, что благ Господь, – блажен муж, который уповает на Него.

9 Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его.

10 Богатые обнищали и стали голодать, а ищущие Господа не потерпят нужды ни в каком благе.

11 Придите, дети, послушайте меня, страху Господню научу вас.

12 Кто – человек, желающий жить, кто хочет увидеть добрые дни?

13 Удержи язык свой от зла и уста свои от коварных речей.

14 Уклонись от зла и сотвори добро, взыщи мира и устремись к нему:

15 очи Господни – на праведных, и уши Его – к молитве их;

16 но лицо Господне – на творящих зло, чтобы истребить с земли память о них.

17 Воззвали праведные – и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их.

18 Близко Господь к сокрушённым сердцем и смиренных духом спасёт.

19 Много скорбей у праведных – и от всех их избавит их Господь.

20 Хранит Господь все кости их, ни одна из них не сокрушится.

21 Смерть грешников зла, и ненавидящие праведного погрешат.

22 Избавит Господь души рабов Своих, и не погрешат все, уповающие на Него.

На старославянском (церковнославянском)

1 Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих.

2 О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся.

3 Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе.

4 Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя.

5 Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.

6 Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей eго спасе и.

7 Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их.

8 Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает Нань.

9 Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его.

10 Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.

11 Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас.

12 Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?

13 Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти.

14 Уклонися от зла и сотвори благо. Взыщи мира, и пожени и.

15 очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их.

16 Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их.

17 Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их.

18 Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет.

19 Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.

20 Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится.

21 Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат.

22 Избавит Господь душы раб Своих, и не прегрешат вси, уповающии на Него.

Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом, и отпусти его, и отъиде.

Толкование

Чтобы было проще понять читаемый текст псалма, желательно ознакомиться с толкованием этой молитвы.

Объяснение смысла каждого стиха 33-го псалма:

  1. Пс.33:2. Благословлять — означает возносить хвалу Всевышнему, благодарить за добро, за Его милость. Смысл данного стиха заключается в следующем: в процветании или в скорби не перестану восхвалять и благодарить Бога, ведь все, что нам выпадает на жизненном пути, от Него, по Его замыслу, а не случайно. Возносить хвалу Ему буду всегда, все делать во славу Его.
  2. Пс.33:3. Давиду ясно, что это была помощь Господа, а не его заслуга, что это не было удачей или проявлением его собственного ума, а единственно — помощь Божья, поэтому он возносит благодарность Ему за это добро. Дальше в стихе идет призыв ко кротким, к людям, которые полагаются на Божью волю, добрым и милосердным, а не отвечающим злобой на зло. Давид говорит им, чтобы они радовались, побуждает их возвеселиться, возрадоваться, видя его чудесное спасение, которое он получил, не прибегнув к сражению, а лишь уповая на одного только Господа. Давайте вспомним слова Феофана Затворника: «на Господа возвергните печаль, и Он за вас устроит все, к чему нет у вас ни сил, ни способов».
  3. Пс.33:4. Возвеличивание Бога необходимо нам затем, чтобы мы чувствовали и осознавали всю глубину Его подарка нам — земли, вселенной, чтобы от осознания этого наш дух исполнился торжественным ощущением. Автор песни призывает тех, кто любит Господа, всех кротких возрадоваться с ним — «вознесем Его имя вкупе».
  4. Пс.33:5. Давид подобно ребенку, ищущему родителей, искал Бога, стараясь во всю силу (взысках), в своем стремлении он напоминает чужеземца, ищущего родные лица. И отозвался Господь к тому, кто Его звал, услышав его внутренний зов, который шел из глубин его сердца. Не раз Саулу выпадал случай убить Давида. Но ничего у него не вышло, так как Давид был под охраной Бога, благодаря чему избежал плена и смерти, т. е. скорбей.
  5. Пс.33:6. Люди, поверившие и полюбившие Отца нашего небесного, получат просветление и божественную благодать. Люди, у которых случилась беда, или если они столкнулись с какими-то серьезными проблемами, сохраняют грустный вид, они полны скорби. Но когда Господь берет их под свою защиту, проблемы и лишения отступают, и их печаль сменяется радостью.
  6. Пс.33:7. Давид говорит о себе «сей нищий». Будучи в изгнании, не имея ни дома, ни друзей, ни родных, человек словно нищий. Но отчаиваться нельзя. Все, что необходимо — воззвать к Господу, попросить о помощи, и Он непременно откликнется. История пестрит подобными примерами, да и в жизни любому из нас когда-нибудь помогал Бог. Нищий — не тот, что не имеет денег и материального достатка. Нищие и блаженные духом — это люди, для которых Отец наш небесный и любовь к Нему занимают первое место.
  7. Пс.33:8. После крещения любому человеку Бог дает ангела-хранителя, помогающего ему и защищающего его в течение всей жизни, если только сам человек не потеряет ангела из-за своих плохих поступков и грехов. Боящихся же и любящих Бога, старающихся не грешить и жить праведно ангел защищает от бед и бережет от опасности.
  8. Пс.33:9. Здесь псалмопевец призывает всех самим попробовать («вкусите») и убедиться в том, что полагающиеся на Господа, молящиеся ему непрестанно, прибегнут к Нему, и наградой от Него станет им благость. Блаженны уповающие на Господа, как нищие, у которых нет в сердце зла, а лишь любовь к Богу. Те, кто уповает на Бога, намного спокойнее и легче переносят невзгоды и беды, в отличие от тех, кто не имеет в душе веры. Доверяющие Богу никогда не падают духом, а происходящее с ними они считают промыслом Божьим, зная, что Всевышний будет помогать им, защищая и избавляя от бед.
  9. Пс.33:10. Псалмопевец верующих в Господа называет святыми. Каждому человеку на земле необходимо жить по законам и предписаниям Творца, имея в душе страх Господень. Своими грехами и неблагочестивым поведением мы оскорбляем Господа нашего. Бояться Господа — не значит дрожать от страха. Бояться Господа — это бояться обидеть Его. Мы должны жить по законам Его и помнить, что грехами и плохими поступками мы оскорбляем святость Всевышнего. У тех же, кто боится Бога, нет бед, они не боятся их, потому что Господь наделяет их духовными благами, которые намного лучше любого сокровища.
  10. Пс.33:11. В данном стихе «богатые» нужно соотнести с людьми самонадеянными, уповающими на собственную силу и власть, а не на Божью. Все годы своей жизни такие люди тратят на накопление богатств и материальных благ, иногда они накапливают их намного больше, чем нужно. Но во время этого собирательства в них развивается страсть к накоплению сокровищ, это приводит к страху потери. И вот уже эти люди не могут радоваться своему материальному положению, а вместо этого живут в постоянном страхе того, что потеряют все, что имеют. И по воле Господа возможно такое, что их страхи сбываются, но даже если при этом Бог сохраняет им их богатства, они все же несчастливы. В некоторых эта фобия развивается до такого масштаба, что имея огромные счета в банках, эти люди в душе нищенствуют. Давид против них ставит тех, кто ищет Бога. Последние пусть и в земной бедности и лишениях, но идут по жизни с легким сердцем и радостью, потому что любые трудности жизни им помогает преодолевать Создатель.
  11. Пс.33:12. В данном стихе Давид затрагивает очень важный момент, призывая нас всех к тому, что ведет к любви Всевышнего — страху Божьему. Этот страх отличается от боязни, которую мы испытываем к врагу или демонам. Страх Господний у тех, кто верит искренне, состоит из боязни обидеть Господа и потерять любовь, заботу, помощь и покровительство Создателя.
  12. Пс.33:13. Иначе этот стих можно произнести так: кто хочет жить и кому хочется видеть благополучие? По святому учению, помимо земной жизни, есть еще и другая — жизнь будущего века. Живот — это жизнь. В данном стихе подразумевается жизнь, наполненная здоровьем и счастьем.
  13. Пс.33:14-15. Это словно краткое руководство для полной счастья жизни. Псалмопевец напоминает, что кроме явного зла, которое можно сотворить путем злого языка, существует еще и лесть, ложь, состоящие из хитрости и коварства — «устне твои удержи, еже не глаголати льсти». Считается большим грехом выведывать, входя в доверие, какие-то тайны другого человека, а потом использовать их, принося зло тому, кто доверился вам. Но для того чтобы попасть в Царствие небесное, нужно не только не совершать грехов, нужно в противовес им делать добрые дела. Гордость сменить на смирение, лень — на трудолюбие, гнев — на кротость. А на злобу других людей нужно отвечать добром — это и есть мирная и спокойная жизнь — «взыщи мира».
  14. Пс.33:16-17. Люди, стремящиеся прочь от зла и лицемерия, те, кто живет праведной жизнью и делает добро, находятся под Божьей защитой и покровительством, потому что Он всегда слышит и помогает тем, кто просит Его о помощи. Но плохих людей Всевышний тоже видит и делает все, чтобы стереть память о них и забыть об их нечестивых делах. История богата такими примерами: истребление жителей Содома и Гоморры, Всемирный потоп и др.
  15. Пс.33:18. Здесь имеется в виду, что взывай и услышат тебя. Но если же случается так, что человек взывает ко Господу, но молитвы не помогают, значит — нужно просто потерпеть, и все наладится. Потому что у Бога есть свой план, который мы, простые смертные, не можем понять своим умом.
  16. Пс.33:19-20. Давид успокаивает праведных, говоря, что Бог всегда рядом с нами, Он защищает нас от врагов. Тот, кто в горести не ропщет на Него, а взывает к помощи, этой самой помощи и удостаивается. Праведники живут, спокойно принимая все, что с ними происходит, зная, что на все воля Божья, и в итоге получают вознаграждение за свое смирение и любовь к Всевышнему.
  17. Пс.33:21. Не только дух праведников, но и тело их также будет нетленным. В истории есть много примеров, когда при перезахоронении останков святых их тела после эксгумации обнаруживались нетленными. Эти чудеса Бог делает для того, чтобы доказать Свое могущество и прославить праведников. В смысле духовном Святое писание поясняет нам это так, что праведники настроены всегда на благо, поэтому все им дается проще и легче.
  18. Пс.33:22. Смерть грешников люта, и ненавидящие праведного прегрешат. Здесь имеется в виду, что грешников ждет ужасная участь, ведь они думают, что со смертью все их горести и испытания закончатся, что после смерти нет ничего, кроме пустоты. Однако все не так. Наоборот, после смерти все только начинается. Пророк объясняет, что грешники на пороге смерти будут ужасно сожалеть обо всех плохих поступках, сделанных ими за свою земную жизнь, потому что поймут, осознают свою гибель, но будет слишком поздно для исправлений. После смерти демоны заберут их души и отправят на мучения, где они будут дожидаться Страшного суда. За земную жизнь грешники нередко обижают праведных, но после смерти все изменится, и они пожалеют об этом, только ничего нельзя будет изменить.
  19. Пс.33:23. Бог освободит от тягот и скорбей всех, кто полагается на Него, примет всех любящих Его людей к себе в рай. Там же все, во что верили праведники, станет явью.

Так Давид взывает ко всем людям, чтобы они не грешили, чтобы полагались на Господа, чтобы как можно больше людей получили спасение и попали в Царствие Небесное.

Для чего читают

Замечено, что в тех или иных жизненных невзгодах полезно бывает на молитве прочесть определенные псалмы из Псалтыря.

Читать или слушать тридцать третий псалом рекомендуется в следующих случаях:

  1. От нападения врагов — в той ситуации, когда создается опасность для жизни, и необходима защита и помощь Господа, так же, как это было у царя Давида.
  2. Для защиты души и сердца от соблазнов и искушений.
  3. В благодарность Господу за помощь.

Правила чтения

Как и любой другой псалом,”Благословлю Господа на всякое время” читается во время утренней или вечерней молитвы, а также во время богослужений. Удобнее приобрести Псалтырь, в котором напечатан текст молитвы на русском языке с ударениями.

Нет никаких особых правил для прочтения его, кроме одного — читать с чистым сердцем и открытой душой, с верой в то, что Господь услышит все и узрит.

Видео о чтении псалма 33

В этом видеоролике можно услышать чтение 33-го псалма на русском и церковнославянском языках.

Ссылка на основную публикацию