Псалом 57: текст молитвы, значение и история, толкование, для чего читают и правила чтения священного текста

Псалом 57

В период гонений царя Саула на Давида последний написал несколько песен, одна из которых – псалом 57. В момент создания стихов, царь был в бегстве, переживал минуты горя и отчаяния. Псалом 57 называют песней-плачем, в которой Давид желает отмщения и бед своим врагам.

Текст молитвы псалом 57

На церковнославянском языке

В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание
1 Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии.
2 Ибо в сердце беззаконие делаете, на земли неправду руки ваша сплетают.
3 Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу.
4 Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои,
5 иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра.
6 Бог сокрушит зубы их во устех их, членовныя львов сокрушил есть Господь.
7 Уничижатся яко вода мимотекущая, напряжет лук свой, дондеже изнемогут.
8 Яко воск растаяв отъимутся, паде огнь на них и не видеша солнца.
9 Прежде еже разумети терния вашего рамна, яко живы, яко во гневе пожрет я.
10 Возвеселится праведник, егда увидит отмщение, руце свои умыет в крови грешника.
11 И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли.

На русском языке

К исполнению. Не погуби. Давида, для надписи на столбе.
1 Если воистину вы правду говорите, право судите, сыны человеческие.
2 Ибо в сердце беззаконие делаете, на земле неправду руки ваши сплетают.
3 Отступили грешники от материнского лона, заблудились от чрева, говорили ложь.
4 Ярость их – по подобию змеи, как у аспида глухого и затыкающего уши свои,
5 который не послушается от голоса заклинающих, и от зелья, приготовляемого мудрым.
6 Бог сокрушит зубы их в пасти их, челюсти львов раздробил Господь.
7 Исчезнут они, как вода протекающая; Он натянет лук Свой, доколе не изнемогут.
8 Как расплавленный воск уничтожатся, пал огонь на них – и не увидели солнца.
9 Прежде, чем сплетутся колючки ваши в терновник, заживо во гневе поглотит Он их.
10 Возрадуется праведник, когда увидит отмщение, руки свои омоет в крови грешника.
11 И скажет человек: «Если подлинно есть плод праведнику, значит, есть Бог, судящий их на земле».

История написания

Царь Давид был помазан на царство Господом за свою праведную жизнь и смирение. Царь Саул же был человеком жестоким и властным, а милость Господа к Давиду вызывала в нём зависть. Именно этот грех толкнул Саула на ужасные деяния – он стал преследовать Давида, чтобы убить его.

В гонениях и страхе Давида не оставляла надежда на примирение. Но Саул не раз предавал и обманывал юношу, так что не оставалось сомнений – только смерть Давида успокоит царя. Отчаяние и страх смерти сопровождали Давида, в то ужасное время он написал текст псалма 57, в который вложил свою боль и надежду на помощь Господа.

Для чего читают псалом 57?

На богослужениях среди недели читают 8 кафизму, в состав которой входит псалом 57 на старославянском языке, языке священнослужителей. Читают песнь в минуты горести, чтобы представить своих обидчиков на суд Божий.

Псалом 57 читают для того, чтобы отвадить врагов, не вершить суд самому, а передать их грехи Господу, который никогда не оставит праведного в беде и муках.

Толкование псалма Давида 57

Каждый стих псалма 57 пропитан отчаянием и надеждой на спасение. Во времена Давида нескончаемые войны обозлили народ, жизнь была тяжелой, а люди жестокими, это отразилось на всем. Текст псалма Давида 57 кому-то кажется слишком злым, но в нем описаны те чувства, которые в царе пробудили ложные обвинения, клевета и оскорбления.

Толкование псалма 57 дает понимание того, что грешники никогда не останутся без наказания, но суд их находится в руках Господа.

  • Стих 1-3 – описание врагов Давида и их злодеяний: клевета и ложные обвинения;
  • Стих 4-5 – здесь заговорщиков и клеветников сравнивают со змеями, непослушными Божьей воле;
  • Стих 6-9 – Давид молит Господа о помощи и заступничестве в надежде, что тот накажет и сокрушит их;
  • Стих 10-11 – ликование о чудесном спасении и восхваление Господа, заступника праведных.

Правила чтения

Рекомендуется посетить службу в храме, на которой читают псалом 57, но обращаться с песнью к Господу можно и дома. Таинство молитвы лучше совершать перед иконами. Если в храме священнослужители используют старославянский язык, то дома можно читать псалом 57 на русском языке. Грешники всегда будут наказаны за свои злодеяния, но суд находится в руках Господа, не стоит молить об отмщении из-за мелкой ссоры и, тем более, самому клеветать на невиновного, пусть и немилого человека.

Псалтирь | псалом 57

Некоторые толкователи (в частности, Амираль-дус) предполагают, что прежде чем Саул начал открыто преследовать Давида и поднял для этого армию, он, согласно закону, устроил суд, на котором Давида осудили, даже не выслушав его, опозорили как предателя и великим синедрионом, или Верховным судом страны, объявили qui caput gerit lupinum – волком вне закона, которого каждый человек мог убить и никто не должен был защищать. Старейшины, чтобы завоевать расположение Саула, признали его виновным в государственной измене. Предполагается, что псалом был написан в связи с этим событием.

(I) Давид описывает их грех и отягощает его (ст. 2-6).

(II) Он призывает несчастья на их голову и предсказывает их гибель и суд, которые праведный Бог пошлет на их голову, совершая справедливость (ст. 7-10). Эти суды станут поводом (1) для утешения святых (ст. 11) и (2) прославят Бога (ст. 12). В этом псалме грех предстает чрезвычайно порочным и опасным, а Бог – справедливым мстителем обиженных, и это должно впечатлять нас, когда мы поем этот псалом.

Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида.

Стихи 2-6. У нас есть повод считать, что этот псалом ссылается на злобность Саула и его янычар, направленную против Давида, так как он несет ту же идею (не погуби, писание Давида), что предыдущий и следующий псалом. Судя по заглавию этих псалмов, можно прийти к выводу, что псалмопевец ссылается на преследования, в которых Бог сохранил его, и поэтому псалмы, написанные по этому поводу, были ценны для него. Доктор Хаммонд переводит слова «писание Давида» как «драгоценные камни Давида».

В этих стихах Давид, не как царь, ибо он еще не взошел на престол, а как пророк во имя Господа обвиняет и обличает судей с большей авторитетностью и справедливостью, чем было проявлено с их стороны в преследовании его судебным порядком. Он обвиняет их:

I. В порочности их правления. Они были обществом людей, представителями правосудия, более того, возможно, конгрессом государств, от которого человек ожидал справедливого решения, ибо они были мужами, обученными закону. Они изучили уставы и приговоры, которые были такими справедливыми, что с ними не могли сравниться законы никакой другой страны. И человек не мог подумать, что подобное общество можно подкупить и сделать необъективным. Тем не менее похоже, что именно так обстояло дело, ибо сын Киса мог сделать для них то, чего не мог сделать сын Иессея (1Цар 22:7). У него были виноградники, поля, должности, и поэтому, чтобы угодить царю, они были согласны поступать по его воле, правильно это или нет. Среди всех печальных мыслей, которые овладели Соломоном, когда он обозревал эту землю, и огорчили его, была мысль о том, что место суда, а там беззаконие (Еккл 3:16). Так было во времена Саула.

1. Судьи не поступали справедливо, не защищали и не отстаивали попранную невиновность (ст. 2): «Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите? Нет, вы далеки от истины, ваша собственная совесть может свидетельствовать вам лишь о том, что вы не оправдываете возложенного на вас доверия, как государственная власть, согласно которому вы должны быть ужасом для злодея и хвалой для благочестивых. Неужели это та справедливость, в совершении которой вы притворяетесь? Неужели это то заступничество, та моральная поддержка, которую надеются получить у вас честные люди? Помните, что вы – сыны человеческие; вы смертны, вам придется предстать перед Богом с самыми ничтожными людьми, по которым вы топтались; вы будете призваны дать отчет и будете судимы. Вы – сыны человеческие, и поэтому мы можем взывать к вам и к закону природы, написанному на каждом человеческом сердце. Подлинно ли правду говорите вы? И не будут ли ваши вторичные мысли исправлять то, что вы сделали?» Обратите внимание, что всем нам очень полезно почаще размышлять о том, что мы сказали, и задавать серьезный вопрос: «Подлинно ли правду говорите вы?», чтобы мы могли взять свои неуместные слова обратно и в дальнейшем не повторять подобной ошибки.

2. Они совершают много зла и используют данную им власть для поддержки несправедливости и угнетения (ст. 3): «Беззаконие составляете в сердце (все зло, совершенное в жизни, зарождается в сердце)». Это означает, что они составляют заговоры и достигают цели с помощью хитростей и уловок; их поступки не внезапны, им предшествует размышление, которому сопутствует сильное желание и решимость. И чем больше сердце участвует в совершении зла, тем оно хуже (Еккл 8:11). В чем же заключалось их зло? Ответ: «Вы кладете на весы злодеяния рук ваших на земле, вместо того чтобы заниматься своей основной обязанностью – хранить мир». Они творили насилие и наносили вред (насколько это было в их силах) либо для обогащения, либо из мести, а затем взвешивали это зло, то есть (1) они действовали очень искусно и осторожно: «Вы, являясь великими мастерами искусства угнетения, замышляете зло с помощью правил и принципов (что подразумевает это слово), чтобы оно наиболее эффективно содействовало вашим злобным намерениям».

(2) Они творят зло под видом справедливости. В своих руках они держат весы – символ правосудия, – словно собираются поступать справедливо; и люди правильно делают, ожидая этого от них, но результатом их действий является насилие и угнетение, которые для большей эффективности совершаются под видом законности и справедливости.

II. В порочности их природы. Это было тем корнем горечи, из которого произросли желчь и полынь (ст. 4): «Нечестивые, которые в сердце своем носят зло, с самого рождения отступили: отступили от Бога и от всех благ, отчуждены от жизни Божи-ей, от всех ее принципов, сил и удовольствий» (Еф 4:18). Греховное состояние – это состояние отчуждения от общения с Богом и служения Ему, для чего мы были сотворены. Поэтому не удивляйтесь, что эти нечестивцы осмеливаются так грешить; нечестие – это их природа, такими они родились в этот мир, в своей природе они имеют сильную склонность ко греху; этому они научились у своих греховных родителей благодаря плохому воспитанию. Их правильно называют «преступниками от утробы» и не ожидают от них ничего, кроме вероломных поступков (Ис 48:8). С момента рождения они уходят от Бога и своего долга (т.е. как только в состоянии сделать это). Безрассудство, которым охвачено их сердце, проявляется при первых проблесках разума подобно тому, как плевелы появляются с первыми ростками пшеницы. Здесь приводятся три характеристики их порочной природы.

(1) Ложь. Они быстро учатся говорить ложь. Они, как лук, напрягают язык свой для лжи. (Иер 9:3). Как быстро маленькие дети учатся лгать, чтобы оправдать ошибку или заработать похвалу! Как только они начинают говорить, так начинают бесчестить Бога. Грех языка является одним из первых наших фактических злодеяний.

(2) Злобность. Яд у них (т.е. их недоброжелательность и злобность к благочестию и всем благочестивым людям, в особенности к Давиду) — как яд змеи, врожденный, смертоносный и очень злобный, от которого невозможно исцелиться. Нам жаль собаку, которая случайно отравляется, но мы ненавидим змею, которая ядовита по природе. Такой же является враждебность семени змея против Господа и Его помазанных.

Читайте также:  Молитва святителю Тихону, патриарху Московскому и всея Руси

(3) Непокорство. Они злобны. И ничто не может подействовать, чтобы смягчить и улучшить их, – ни разум, ни доброта. Они похожи на глухого аспида, который затыкает уши свои (ст. 5,6). Псалмопевец, сравнив нечестивцев, на злобность которых он здесь жалуется, со змеями, использует эту возможность, чтобы в другом контексте сравнить их с глухим аспидом или гадюкой, которая (как говорили), услышав звуки, производимые для того, чтобы очаровать ее с целью убийства или чтобы не дать ей возможность совершить зло, одним ухом ложилась на землю, а другое закрывала своим хвостом, чтобы не слышать голоса заклинателя и таким образом обезопасить себя и спасти. Применение этого сравнения не подтверждает этот рассказ и (даже если это правда) не оправдывает использование заклинаний, а является лишь ссылкой на него, чтобы проиллюстрировать упорство грешников, стоящих на греховном пути. План Бога, исполняющийся в Его слове и провидении, заключается в том, чтобы исцелить змей от их вредоносности. Как мудры, сильны и правильны уговоры для достижения этой цели! Какой силой обладают правильные слова! Но для большинства людей они напрасны. В чем же дело? Все дело в том, что они не слушают. Самыми глухими являются те, которые не желают слушать. «Мы играли вам на свирели, и вы не плясали», да и как они могли плясать, когда закрыли свои уши?

Стихи 7-12. В этих стихах:

I. Нам представлены молитвы Давида против своих врагов и всех врагов Церкви Божьей, ибо именно таковыми он их считает, и к этим молитвам его побудила не личная месть, а гражданский дух. Он молится, (1) чтобы в дальнейшем у них не было возможности совершить какое-нибудь зло (ст. 7): «Боже! сокруши зубы их, но не для того, чтобы они не могли есть, а чтобы не смогли других сделать своей добычей» (Пс 3:8). Псалмопевец не говорит: «Сокруши выи их»; нет, сохрани им жизнь, чтобы они покаялись, не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой. Он просит: «Сокруши зубы их, так как они – молодые львы, питающиеся добычей».

(2) Чтобы они разочаровались в своих уже составленных заговорах и не достигли цели: «Когда напрягут стрелы, направленные на правых сердцем, пусть они будут как переломленные (ст. 8). Пусть они падут у ног праведного и никогда больше не приблизятся к цели».

(3) Чтобы они и их планы разрушились и они исчезли, как вода протекающая, то есть как вода, затопляющая землю, которая на какое-то время пугает, но вскоре уходит в землю или возвращается в свое русло; или как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать, которая постепенно высыхает и исчезает. Таковыми являются потоки беззакония, которые иногда устрашают нас (Пс 17:6). Поэтому гордые воды, грозящие пройтись над душею нашею, будут усмирены (Пс 123:4,5). Так давайте же верой видеть, что их ждет в будущем, и тогда мы не будем их бояться в настоящее время. Давид молится (ст. 9), чтобы его враги исчезли, как распускающаяся улитка, с каждым движением оставляющая позади себя часть своей жидкости, из которой состоит, – и спустя какое-то время после нее остается лишь блестящий след. Тот, кто подобно улитке в своем домике, plenus sui – насыщен сам собой, кто угождает себе и полагается лишь на себя, – поглощает сам себя, и вскоре от него ничего не останется. Псалмопевец молится, чтобы они не увидели солнца, как выкидыш женщины, который умирает сразу, как только начинает жить. Иов в порыве страсти пожелал себе подобной участи (Иов 3:16), но он тогда не контролировал себя. Мы можем в вере молиться против замыслов врагов Церкви, как это делал пророк: «…что Ты дашь им? дай им утробу нерождающую и сухие сосцы» (Ос 9:14), так как данные слова объясняют молитву Давида.

II. Он предсказывает их гибель (ст. 10): «Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий терн, разложенный под ними (а это совершается в настоящее время, так как тернии быстро разгораются и сильно пылают), Бог, подобно вихрю, похожему на живое существо в ярости, стремительно и неумолимо разбросает вас».

1. Эти свойственные пословице выражения затруднительны, но их смысл прост.

(1) Суды Божьи часто удивляют нечестивцев, находящихся в разгаре веселья, и своей внезапностью сокрушают их. Как только грешники вступают на свой путь, освещаемый светом собственного пламени, ими же зажженного, очень скоро они в мучении умирают (Ис 50:11), а их хохот напоминает треск хвороста под котлом (Еккл 7:6). Их утешения очень скоро исчезают, если только они не признают: «Увы! Я – червь». Невозможно устоять перед гибелью от руки Всевышнего, ибо кто знает силу гнева Божьего? Когда Бог изгоняет грешника (мертвого или живого), никто не может противостать Ему. За зло свое нечестивый будет отвергнут. А теперь обратите внимание:

2. В результате гибели грешников псалмопевец обещает себе, что (1) праведные получат ободрение и утешение (ст. 11): «Возрадуется праведник, когда увидит отмщение». Роскошь, могущество, процветание и успешность нечестивцев приводят в уныние праведных. Их сердца огорчаются, руки ослабевают, и они сами иногда испытывают сильное искушение засомневаться в своих устоях (Пс 72:2,13). Но когда они увидят суды Божьи, сметающие грешников прочь, и справедливое возмездие за их зло, причиненное народу Божьему, они возрадуются удовлетворению, ответившему на их сомнения. Тем самым укрепится их вера в провидение Божье, Его справедливость и праведность в управлении этим миром. Тогда, уразумев их конец, они возрадуются победе, одержанной над искушением (Пс 72:17). Праведник омоет стопы свои в крови нечестивого, то есть будет пролито много крови (Пс 67:24). Святые получат такое облегчение, увидев, что Бог прославился в кончине нечестивцев, какое получает уставший путник, омыв свои ноги. Это также удовлетворит их; увидев мщение Господа, они затрепещут перед Ним (Пс 118:120) и убедятся в порочности греха и необходимости исполнять свои обязанности перед Богом, который вступается за них и не допустит, чтобы какой-либо человек причинил им зло и остался ненаказанным. Поэтому радость святых при виде гибели нечестивцев является святой и оправданной, раз она помогает им стать более святыми и очищает от греха.

(2) Грешники будут обличены в своих грехах и обратятся (ст. 12). Иногда человек, увидев суды Божьи над нечестивцами в этом мире, говорит: «Подлинно есть плод праведнику», и многие люди, ранее отрицавшие эту простую истину или сомневавшиеся в ней, могут сделать подобный вывод, исходя из таких провидений. Одних это приведет к исповеданию, а мировоззрение других так изменится, что они добровольно признают Бога и возблагодарят за то, что Он дал им увидеть Свое мщение, за то, что Бог существует, за то, что [1] Он щедро награждает Своих святых и служителей: «Подлинно (как бы там ни было, можно прочитать) есть плод праведнику». Какой бы ущерб ему ни был нанесен, какие бы трудности за свою веру ему ни пришлось претерпеть, в итоге он не только ничего не потеряет, но и получит неизреченные блага. Даже в этом мире для праведников есть награда. Они получат вознаграждение уже на земле. Тот, кто кажется презренным, презираемым и незаметным, будет почтен, защищен и отмечен.

[2] Он является праведным правителем мира и безусловно воздаст по заслугам врагам Своего царства: «Подлинно, как бы там ни было, хотя нечестивцы процветают и с пренебрежением смотрят на божественную справедливость, тем не менее, к собственному смущению, они увидят, что миром правит не случай, а Личность бесконечной мудрости и справедливости, что есть Бог, судящий на земле, хотя Он и поставил Свой престол на небесах». Он руководит всеми делами сынов человеческих, направляет и располагает их в соответствии со Своей волей для Своей славы. И Он накажет нечестивцев не только в грядущем мире, но и на земле, где они собирали себе богатства и обещали себе блаженство, – на земле, чтобы о Господе узнали по судам, которые Он совершает, и они восприняли их как залог грядущего суда. Он есть Бог (читают некоторые), а не слабый человек, не ангел, не просто имя или (как предполагают атеисты) плод человеческого страха и фантазии, не обожествленный герой, не солнце и луна (как представляют идолопоклонники), а Бог – самодостаточная совершенная Личность, Тот, кто судит землю. Поэтому давайте искать Его благоволения, так как от Него исходит всякий человеческий суд, и пусть Ему принадлежат все суды.

Псалом 57

В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание. С Евр.: «Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида». «Настоящий псалом, – говорит св. Афан., – имеет одинаковое содержание с предыдущим, лучше сказать, с ясностию означает, какой был конец восстававшим на Спасителя». «Псалом сей, – говорит бл. Феод., – описывает лукавство Саула и лживость слов его. Не раз поклявшись прекратить вражду, нарушал он клятву и старался уловить Давида. Прилагает же опять к надписанию: да не растлиши; потому что Давид, двукратно имев Саула в руках, не восхотел умертвить его».

2. Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите сынове человечестии. Давид, сознавая себя невинным, обращается с сими словами к Саулу и его советникам, и их делает судиями в своем деле. Будьте сами судиею того, что вы делаете, и сами произнесите правый приговор о том, справедливо ли вы меня гоните? (Бл. Феод.). С Евр.: «Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие»? По св. Афан. – речь эта обращена к врагам Христовым, которые казались ревнителями правды и закона; но судили несправедливо».

3. Ибо в сердце беззаконие делаете, на земли неправду руки вашя сплетают. С Евр.: «Беззаконие составляете в сердце, кладете на весы злодеяния рук ваших на земле». – Т.е. вы только на словах ревнуете о правде, а на самом деле нарушаете правду; слова хороши, а в сердце и на деле – беззаконие (Св. Афан. и бл. Феод.).

4. Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу. С Евр.: «С самого рождения отступили нечестивые; от утробы матери заблуждают, говоря ложь». – «Издавна отступив от истины, вы возлюбили ложь. Пророк присовокупил: от ложесн, от чрева; потому что Бог и до создания знал дела их» ( Иер. 1:5 ; Ис. 48:8 . Бл. Феод.). Или: потому вы не можете говорить правду, что испорчены с юности, развращены от утробы матерней, след. знакомы только с ложью и злом, а не с правдою и истиною. – Св. Афан. относит к врагам Спасителя, а бл. Феод. к врагам Давида.

5. Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха, и затыкающего ушы свои. С Евр.: «Яд у них, как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои».

6. Иже не услышит гласа обавающих 357 , обаваемь обавается от премудра 358 . С Евр.: «И не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях». – «Здесь враги Саула уподобляются аспиду по памятозлобию и злокозненности», говорит бл. Феод. Аспид есть вид змия, водится в Египте и имеет около двух футов длины; яд его весьма силен и причиняет смерть немедленно, если член, им зараженный, не отсекается, а потому аспида припускали к преступникам, осужденным на скорую смерть. Искусство заклинания змей, как видно из этого места, известно было при Давиде. Под обавателями разумеются заклинатели, под премудрым – знахарь, – заклинатель, заговаривающий змия. Но на аспида заклинания не производят никакого влияния, он остается глух к ним, как бы затыкает уши свои, и противится всем средствам премудрого или знахаря. Таковы, говорит Давид, мои враги, они злы, ядовиты, как аспиды, глухи ко всем внушениям истины и добра. – «Затыкают уши, подобно аспиду, который делает это от чрезмерной злости, чтобы не быть очаровану обаяниями и не уступить действию состава, приготовленного так называемым мудрецом». Так поясняет бл. Феодорит и под аспидом разумеет Саула. Давид все сделал, чтобы убедить Саула прекратить вражду; «однако же не убедил, а потому прилично уподобил его аспиду, который не по природе глух, но затыкает уши и не допускает до себя обаятельных слов». «Св. Афанасий разумеет неверных Иудеев, уподобившихся аспиду, у которого на зубах яд, и который не хочет слышать заклинателей, и потом отложить свою ярость».

Читайте также:  Акафист святым страстотерпцам - священные тексты царской семье о мире, согласии и любви в семье

7. Бог сокрушит зубы их во устех их. Т.е. по бл. Феодориту, «сделает недействительными все ухищрения врагов Давидовых»; по св. Афанасию, «разрушит клеветы, сложенные Иудеями на Спасителя, сокрушит силу их, ибо сила львов в зубах их». – Членовныя 359 львов сокрушил есть Господь. «Членовными, – говорит бл. Феод., – называет сторонние зубы, коими обыкновенно разжевываем пищу». Сокрушил Господь львиныя челюсти их, т.е. всю страшную силу врагов Давидовых. С Евр.: «Боже! сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов»!

8. Уничижатся яко вода мимотекущая, т.е. «сделаются презренными подобно воде, пролитой и никуда негодной» (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Да исчезнут, как вода протекающая; когда напрягут стрелы, пусть они будут как переломленные». Напряжет лук свой, Дóндеже изнемогут. Сам Господь Бог напряжет лук Свой, – т.е. «не престанет поражать их наказаниями, пока не сокрушит их силу» (Бл. Феод.).

9. Яко воск растаяв отимутся: паде огнь на них, и не видеша солнца. С Евр.: «Да изчезнут, как распускающаяся улитка; 360 да не видят солнца, как выкидыш женщины». «Подобно воску, который близ огня и тает, будут они истреблены и лишатся жизни. В сем смысле сказал пророк: и не видеша солнца; потому что умершие не могут видеть луча солнечного» (Бл. Феод.). «Вверженные в огонь вечный, не увидели они солнца правды» (Св. Афан.).

10. Прежде еже разумети терния вашего рамна 361 , яко живы, яко во гневе пожрет я. С Евр.: «Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий терн, и свежее и обгоревшее да разнесет вихрь». Симмах перевел: «Прежде нежели вырастут терния ваши и образуется из них рамн, еще живых, как нечто совершенно высохшее, подымет вихрь». По LХХ: «Прежде нежели возрастут терния ваши, т.е. грехи, и соделаются рамном, т.е. процветут и принесут плод, постигнет вас гнев Божественный» (Св. Афан.). «Прежде нежели лукавство ваше возрастет и уподобится рамну, т.е. большому терну, постигнет вас казнь от Бога и обратит в ничто. Как поглощенное делается невидимым, так и вы будете преданы забвению. Предречение это угрожает Саулу и споспешникам его скорым наказанием» (Бл. Феод.).

11. Возвеселится праведник, егда увидит отмщение, руце свои умыет в крови грешника. С Евр.: «Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого». – «Веселится же рачитель добродетели, видя, что делатель греха наказуется; веселится, не издеваясь над ним, но усматривая Божие промышление, которое не оставляет без призрения обиженных им. Умывает же руки свои, не кровию обагряя и оскверняя их, но доказывая, что невинен и далек от лукавства. Ибо не кровию умывает, как полагали некоторые, но умывает при виде крови, как не имевший никакого общения с грешником» (Бл. Феод.). «Праведники, увидев во время праведного суда, что изъяты из среды злобные демоны, возвеселены будут сим праведным судом Божиим, как оказавшиеся неповинными и свободными от наказания за смерть. Сказанное же: умыет должно разуметь о невинном, по сказанному в другом месте: умыю в неповинных руце мои» ( Пс. 26:10 . Св. Афанасий).

12. И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли. С Евр.: «И скажет человек: подлинно есть плод праведнику! и так есть Бог, судящий на земле». Т.е. видя наказание нечестивых и награды праведным, люди исповедуют, что есть Бог, есть праведный суд на земле, есть награды благочестивому и возмездие нечестивому. Бл. Феод. и Св. Афан.

Обавающих επαδοντων от επαδω – пою, чтобы обольстить, заклинаю, обворожаю и т. п.

Обаваем обавается от премудра θαρμακουτε φαρμακευομεβου παρα σοφου , т. е. не услышит голоса заклинающих, хотя и подвергается действию колдовских средств знахаря.

Псалом — что это такое. Как их читать

ЧТО ТАКОЕ ПСАЛМЫ

Псалтырь для христианина, является одной из важных книг. Название Псалтырь произошло от греческого «псало», что означает играть на струнах.

Псалмы, принято считать книгой молитв на все случаи жизни, составляются даже списки, в которых указываются значения псалмов. Их слагали в течение 8-ми столетий. Более 80-ти псалмов были написаны царем Давидом (X век до Рождества Христова), в жизни которого были горе и радость, любовь и предательство близких людей. Кроме его псалмов в книгу вошли псалмы Соломона, Моисея, Асафа и его потомков, Емана, Ефама, сынов Кореевых и 41 псалом неизвестных писателей.

Царь Давид первый начал сопровождать пение составленных им молитв к Богу игрой на «псалтырионе», музыкальном инструменте, очень похожим на современную арфу.

Очень часто во время служб исполняется благодарственный 33-й псалом – это очень красивое и проникновенное произведение.

Мы привыкли читать только молитвы, а о псалмах забываем. Церковь рекомендует помнить о них, поэтому многие стихи из псалмов включены в церковные служения, в современные молитвы, а ставший уже классическим, 50-й покаянный псалом, входит в ежедневное утреннее правило к прочтению. Зная о том, какой грех совершил святой пророк Давид, и то, какими словами, записанными в 50-м псалме, он выразил свое сожаление и раскаяние по этому поводу, гораздо лучше начинаешь понимать чувства, переданные в псалмах .
Эти молитвенные воззвания к Господу исполнены любви и благодарения и вселяют в сердца людей чувство благоговения и сопереживания, раскаяния и радости о Господе.

Со мной, автором статьи, произошел интересный случай в аэропорту. Отложили наш рейс. Точно так же, как и отложили предыдущий рейс этой же авиакомпании, который должен был улететь в тот же пункт назначения, что и мы, но на час раньше. Сидим, ждем вылета. Моя супруга достала псалтырь и начала читать псалмы . Прочитала несколько псалмов и вдруг, пассажиров нашего рейса просят пройти на посадку. Наш самолет все-таки улетел вовремя, а вылет предыдущего рейса, к сожалению, опять был отложен.

Святой Ефрем Сирин так писал о псалмах:

Псалом – отгнание демонов.
Псалом – оружие против страха ночного.
Псалом – успокоение от дневных трудов. Псалом – безопасность младенцев.
Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу.
Псалом и из каменного сердца вызывает слезы.
Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает суд, смиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами.

СОКРАЩЕНИЯ В ПСАЛТЫРИ

Написанные в тексте Псалтири сокращения означают следующее:

Слава:
Читать:

  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).
  • Господи, помилуй. (Трижды).
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

По окончании кафизмы, в последней Славе читает ся только:

  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В молитвах, по окончании какой-либо кафизмы написано:
Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш

Читать последовательно следующие молитвы:

  • Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
  • Господи, помилуй. (Трижды)
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

После «Отче наш» читается указанный в псалтире тропарь, потом «Господи помилуй» (40 раз) и молитва.

Если продолжаете читать далее следующую кафизму, то ее начинают с молитвы:

  • Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
  • Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
  • Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Бо́гу нашему. (Поклон)

Если Вы оканчиваете чтение псалтири в этот день, то читаете последовательно:

  • Достойно есть
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Господи, помилуй. (Трижды)
  • Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и Святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

В 118 псалме есть такое сокращение- (среда), которое означает «середина» псалма. Оно служит для удобства священников, т. к. в середине псалма в службу включаются заупокойная ектения об усопших и другие заупокойные песнопения.

КАК ЧИТАТЬ ПСАЛМЫ

Вообще церковь рекомендует читать псалмы , также, как и Евангелие все время. Закончив чтение книги, нужно начинать сначала, и так, в течение всей жизни . Псалмы можно читать без благословения священника, но для постоянного чтения рекомендуется все-таки благословение получить. Постоянное чтение- это труд, его можно назвать даже малым подвигом, и наверняка найдутся силы, которые будут противиться его исполнению.

При чтении Псалтири будет полезно зажечь дома свечу, но ее отсутствие никаким грехом не считается. Главное — это Ваш настрой на молитвы. Для тех, кто только знакомится с псалтирем, вполне можно сначала читать псалмы по-русски, хотя на богослужениях их читают на церковнославянском языке. Очень полезно почитать толкования святых отцов на псалмы и разобраться с их историей, тогда, со временем у человека обычно возникает желание читать только на церковнославянском языке.
При чтении псалтыри (как и любой молитвы), иногда возникает необходимость оторваться — в этом нет ничего страшного, потом можно продолжить с того места, где произошла остановка. Но все же лучше постараться не отвлекаться во время молитв.

Псалтырь разделен на части, которые получили название кафизмы. При домашнем чтении псалмы можно читать по одному, по два, три и больше в день, по одной «славе» (несколько псалмов между словами «слава»), хорошо читать по целой кафизме. Лучше всего читать Псалмы не выборочно, а подряд, с самого начала и до конца.

Начинать чтение псалтири нужно с начальных молитв, которые должны быть указаны в начале каждого сборника, потом читать сами псалмы . Если чтение прерывается и Вы продолжаете на следующий день, заново начальные молитвы читать не нужно. Оканчивать чтение всей псалтири необходимо читая молитвы, которые указаны для чтения по окончании псалтири.
Когда все это прочитано, начинаем все заново с начальных молитв.

Во время чтения Псалтири можно помолиться за кого-то, в этом случае во время чтения «Славы» читают :

  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).
Читайте также:  Молитва о потерянной вещи - прошение святым о нахождении и возвращении вещи, правила чтения

Поминаете имена людей, о которых хотите помолиться (как в утреннем Помяннике), затем далее:

  • Господи, помилуй. (Трижды).
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Одновременно читать о здравии и о упокоении нельзя, но во время чтения псалмов в пределах одной кафизмы это можно делать на разных «Славах«:
— на первой «Славе» о здравии поминается Патриарх, епископы, весь священнический чин и Ваш духовник (если есть);
— на второй «Славе» — о здравии все родные и близкие;
— на третьей – о упокоении, начиная с почивших Патриархов, и заканчивая всеми, кого мы знаем и за кого молимся.

КАКИЕ ПСАЛМЫ ЧИТАЮТ В РАЗЛИЧНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

Конечно, псалмы — это очень сильные молитвы, но воспринимать их как «волшебные слова» или «заклинания» нельзя, от их чтения Ваша жизнь сразу же не пойдет в нужное русло. Хотя, если духовно правильно относиться вообще к вере, и в частности к псалмам , то они помогут. Обязательно!

В интернете можно найти описание ситуаций, при которых помогает чтение псалмов — какой спасет от зубной боли, для удачного замужества, получения жилья и т.д. Это частные случаи и, возможно кому они помогли, но основная суть не в этом.

Главная идея псалмов, для чего они существуют, это раскаяние в своих грехах и благодарность Богу за Его милости к нам, людям. В текстах псалмов также часто встречаются мольбы Господу о помощи в трудных обстоятельствах и в защите от врагов. При этом святые отцы указывают, что враги, которые упоминаются в псалтыри — это именно внутренние враги человека: гордыня, злость, ненависть и т.д. Искоренив их (внутренние проблемы), остальные неприятности, по Божией милости, оставят Вас в покое.

Поэтому на вопрос какие псалмы читать в разных определенных случаях (если нет возможности читать псалмы каждый день), можно ответить, что в первую очередь

читают благодарственный или прославляющий Бога псалом, потом нужно искренне покаяться в своих грехах, возможно даже в каких то конкретных, за которые Бог учит Вас, создав определенную неприятную ситуацию, которую Вы хотите разрешить. После покаянного псалма обычно читают псалом о помощи или заступничестве, а потом — опять благодарственный псалом Господу.

Молитвенный набор на разные жизненные случаи у каждого может быть свой. В своем выборе очень полезно почитать толкование псалмов, историю их возникновения и тогда ваша душа поможет вам выбрать наиболее понятные и близкие псалмы.

Например, схиархимандрит Виталий (Сидоренко; † 1992), которого почитают за подвижника, давал следующие наставления своим чадам: перед выходом из дома нужно читать 26, 50 и 90 псалмы, и после каждого псалма нужно читать «Богородице Дева радуйся«, эти молитвы помогут оградить от беды:

Псалом 26 , как видно из значений псалмов, означает упование на Бога, его читают при унынии и оклеветании, в защиту от врагов, в напастях.
50 псалом — молитва о прощении грехов и в покаянии
90 псалом— упование на защиту Божию в любых обстоятельствах.

Толкование книги Псалтырь: для чего читают псалом 57 пророка Давида

История написания молитвы

Многие искусствоведы придерживаются единого мнения: большая часть благодарственных гимнов и просительных песнопений из библейской книги Псалтырь принадлежат перу пророка Давида. Псалом 57 относится именно к таким песнопениям.

Большинство песен из книги Псалтырь было написано пророком Давидом

Текст был написан на грани отчаяния автора, о чем свидетельствует строка «Не погуби!». Царь Саул не мог противостоять собственному чувству зависти. Ведомый злыми духами он начал гонения Давида. Саула раздирали ненависть, злоба и зависть. Он не мог принять, что смиренный и юный отрок был помазан Господом Богом на царство. Гонения, клевета и ненависть Саула и его окружающих заставили песнопевца бежать. Будущий пророк вынужден был скрываться в пустынной местности, где он и начал писать молитвослов.

Представленные в священной книге тексты различаются жанровым исполнением. Так, 6 и 50 стихи относят к мольбам, 43 и 101 – к проникновенным речам, 105 – к историческим событиям. Что касается псалма 57, молитвенный текст кажется чересчур нетерпимым и жестоким. Искусствоведы приравнивают его к проклятиям, которые переполняли Давида в самом начале бегства.

Толкование и главная мысль псалма

Главная мысль 57 песни из книги Псалтырь – отчаяние от безысходности и одновременная вера в Господа Бога.

Многие христиане считают данное молитвенное обращение слишком тяжелым и сложным в восприятии. При написании текста автор использовал весьма жесткие высказывания. Например, третья строка стиха посвящена обличению «судей», замыслы которых полны коварства и лицемерия. Некоторые искусствоведы проводят аналогию с предательством и несправедливым судом над Иисусом Христом. Приговор Сыну Божиему, как и лжесвидетельство против Давида, был вынесен несправедливо.

В последних строках автор взывает Всевышнего о помощи. Он просит защиты для себя и других верующих людей от напастей, клеветников и грешников.

Видео «Чтение псалма 57 от пророка Давида»

В этом видеоролике можно прослушать аудиозапись молитвенного обращения будущего царя к Высшим силам.

Для чего, когда и как читают

Псалмы читают на церковнославянском и русском языках. Общаться с Богом можно как в церковном храме, так и дома. Текст произносят практически шепотом. Эмоции и переживания излишни.

Слова должны идти от сердца, а не головы. Именно тогда молитва будет услышана Господом Богом.

Если 56 псалом читают для удачи в делах, то следующая песнь произносится в период тяжких испытаний и душевных мук. Молящийся просит помощи, защиты и покровительства Всевышнего.

Читать молитвенное обращение можно не только в сложных жизненных ситуациях, но и при различных начинаниях в делах и бизнесе. Молитва отгоняет сплетников и завистников, которые могут помешать успеху.

Текст псалма 57 на русском языке

1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида.

2 Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие?

3 Беззаконие составляете в сердце, кладете на весы злодеяния рук ваших на земле.

4 С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь.

5 Яд у них – как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои

6 и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях.

7 Боже! сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов!

8 Да исчезнут, как вода протекающая; когда напрягут стрелы, пусть они будут как переломленные.

9 Да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины.

10 Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий терн, и свежее и обгоревшее да разнесет вихрь.

11 Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого.

12 И скажет человек: “подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!”

Псалом 57 переполнен отчаяния и безысходности, при этом буквально каждая строка пропитана надеждой и верой во Всевышнего. А, как известно, искренняя молитва способна творить чудеса.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что такое псалом?

Что такое псалом

Слово «псалом» произошло от греческого «щипать», то есть щипать струны. Пение псалмов обычно сопровождалось аккомпанементом щипкового инструмента. Псалом — это особый жанр молитвословной поэзии. Книгу Псалтирь составляют 150 псалмов.

Каждый псалом состоит из нескольких стихов, которые называют «версами», версы в свою очередь тоже делятся на два-три полустиха. Количество полустихов часто зависит от редакции Псалтири.

Псалмы напоминают песни Библейские (кантики). Псалмы и кантики составляют основу музыки богослужения в западно-христианских конфессиях.

Как читать псалмы

Раньше псалмы пели на богослужении всей общиной, теперь же это обычно делает группа певчих или церковный хор. Но поют и читают их не только на богослужении.

Псалтирь считается книгой, где собраны молитвы на все случаи жизни. Более 80 из них написал сам библейский царь Давид. Но в Псалтири также есть псалмы авторства:

  • Соломона,
  • Моисея,
  • Асафа и его потомков,
  • Емана,
  • Ефама,
  • сынов Кореевых,
  • неизвестных авторов.

Некоторые псалмы призваны прославлять Господа, иные же — просить покаяния. Знаменитый 50-ый псалом входит в состав ежедневного утреннего правила. Автором псалма стал царь Давид, совершивший преступление перед Господом. Чтобы завладеть чужой женой, он отправил ее мужа на верную гибель.

Святой Ефрем Сирин о псалмах

Святой Ефрем Сирин давал такое определение псалмам:

Псалом – отгнание демонов.
Псалом – оружие против страха ночного.
Псалом – успокоение от дневных трудов. Псалом – безопасность младенцев.
Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу.
Псалом и из каменного сердца вызывает слезы.
Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает суд, смиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами.

Читать псалмы можно келейно. Важно сосредоточиться на молитве, не отвлекаться, настроится не на монотонное чтение, а на живой разговор с Богом. Чтение псалмов не должно быть формальным, попробуйте проникнуться каждым словом и, стоящей за ней историей. Псалмы писались людьми, которые были близки к Господу, приблизиться к Нему, славить Его и просить о милости Бога — это и есть цель чтения псалмов.

Не стоит воспринимать псалмы, как волшебные заклинания. В интернете часто можно встретить «псалом, чтобы встретить свою любовь», «псалом, чтобы хорошо сдать экзамен». Вера в помощь Господа не имеет ничего общего с суевериями и представлениями псалмов, как магических заклятий. Всегда стоит читать толкования псалмов, чтобы произносить их не бездумно, а прочувствовав каждое слово всей душой.

Значение псалмов по номерам

  • Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18
  • Против нападений бесовских: 45, 67
  • При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51
  • Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11
  • Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
  • Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42
  • В благодарность за победу над врагом: 17
  • Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142
  • При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101
  • В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139
  • В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140
  • Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66
  • Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28
  • Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40
  • Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138
  • В болезнях: 29, 46, 69
  • В смятении душевном: 30
  • В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69
  • В утешение угнетаемым: 19
  • От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139
  • Когда имеешь потребность исповедования истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137
  • О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129
  • В радости духовной: 102, 103
  • Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52
  • Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72
  • В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148
  • Перед выходом из дома: 31
  • В дороге: 41, 42, 62, 142
  • Перед посевом: 64
  • От покраж: 51
  • От потопления: 68
  • От мороза: 147
  • В гонениях: 53, 55, 56, 141
  • О даровании мирной кончины: 38
  • О желании переселиться в вечные селения: 83
  • По усопшим: 118
  • Если одолевает лукавый: 142, 67

«Изъяснение каждого псалма Псалтири». — М.: Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2000.

Ссылка на основную публикацию