Псалом 8: текст на русском языке, толкование, для чего читают и в чем помогает молитва

Псалом 8

В сборнике Псалтырь есть такие особенные хвалебные песни, которые называются «песни торжества». Одной из такой молитв стал псалом 8. Чаще всего люди обращаются к Господу с просьбами и покаяниями. Но за все содеянное Творцом нужно благодарить. Текст псалма 8 как раз и обращается к Богу с благодарностями и хвалой.

Текст молитвы псалом 8

Многие верующие читают в храмах молитву на церковнославянском языке, но можно читать псалом 8 на русском языке.

На церковнославянском языке

В конец, о точилех, псалом Давиду

1 Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес.

2 Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника.

3 Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси.

4 Что есть человек, яко помниши eго? или сын человечь, яко посещаеши eго?

5 Умалил еси eго малым чим от ангел, славою и честию венчал еси eго.

6 И поставил еси eго над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе eго.

7 Овцы и волы вся, еще же и скоты польския,

8 птицы небесныя, и рыбы морския, преходящыя стези морския.

9 Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли.

На русском языке

К исполнению, о точилах. Псалом Давида.

1 Господи, Господь наш, как чудно имя Твоё по всей земле, ибо превознеслось великолепие Твоё превыше небес!

2 Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу ради врагов Твоих, чтобы уничтожить врага и мстителя.

3 Когда увижу небеса – дела перстов Твоих, луну и звёзды, которые Ты утвердил,

4 то что – человек, что Ты помнишь его, или сын человеческий, что посещаешь его?

5 Чем-то малым Ты умалил его пред Ангелами, славою и честью увенчал его,

6 и поставил его над делами рук Твоих, всё покорил под ноги его:

7 овец и всех волов, а ещё и скот на полях,

8 птиц небесных и рыб морских, всё проходящее стезями морскими.

9 Господи, Господь наш, как чудно имя Твоё по всей земле!

История написания

Автором текста молитвы является царь Давид. Его ода сплошное торжество и восхищение. Толкователи говорят, что песню нужно исполнять на гефском музыкальном орудии. Связывается он с победой Давида над Голиафом. Еще мальчиком Давид сразился с огромный врагом – Гефянином Голиафом. А такой подвиг не останется без внимания. Будущий царь уже тогда видел защиту Господа.

Для чего читают псалом 8?

Псалом 8 читают в любое время. Молитву используют:

  • если настигла беда;
  • при болезни;
  • при финансовых проблемах;
  • если проблемы в семейной жизни;
  • при непослушании детей;
  • в любых спорах и начинаниях.

Толкование псалма 8

  • Стихи 1-2: Все свое восхищение Богом Давид передает в песне. Господь видит все, и не укрыт от его глаза ни один кусочек земли. Именно он наделяет человека жизненной энергией и силой. Божья слава поднимается выше гор и морей.
  • Стихи 3-4: Для Божьей славы не нужны ученые, историки, правители. Всего лишь нужно доверять создателю и помощь придет. Под защитой Творца даже младенец силен. Разумом невозможно понять всю чудодейственную силу Господа. Хвала Создателю! Давид благодарит его за великие деяния и помощь.
  • Стихи 5-9: Автор проводит параллель между людьми и Господом. Только благодарность и смирение будут в благодать. Завершает текст Давид словами благодарности Всевышнему.

Правила чтения

Читать псалом 8 на русском языке можно в домашних условиях. Перед чтением лучше исповедаться, покаяться от грехов. Строгих правил чтения молитвы нет.

Псалом 8

Пс.8:1 B конец, о точилех. псалом Давиду

– вот надписание восьмого псалма. О значении слова в конец было сказано при объяснении псалмов 4 и 6. Выражение псалом Давиду тоже не раз было объясняемо. Теперь требуется сказать о значении слова о точилех. Если понимать это слово буквально, по значению его на славянском языке (в переводе с греческого языка), то слово точило будет значить пресс, или тиски, коими выжимают из виноградных гроздьев (ягод) виноградный сок, в виноградных кадах, для выделки из него виноградного вина ( Мф. 21:33 ). Некоторые из иудейских раввинов думают, что псалом этот написан Давидом по случаю собрания винограда, когда употреблялись точила для выжимания виноградного сока. Но т.к слово это, о точилех, имеется и в надписаниях многих других псалмов, то нельзя допустить, чтобы оно употреблено было в значении виноградного пресса. По-еврейски здесь употреблено слово gittit (гиттит), которое означает музыкальный инструмент – гефский, т.е. из города Гефа, бывшего в Филистимской, соседней с Иудейскою, землею. Соответственно этому и в издании Псалтири на русском языке надписание о точилех заменено словами: «На Гефском орудии», т.е. псалом 8 должен быть исполнен музыкой на гефском музыкальном инструменте.

Пс.8:2 Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес.

Весь псалом этот есть восторженная песнь или хвала величеству, премудрости и благости Божией ко всей твари, в особенности же к человеческому роду. Размышляя о величестве Существа Божия, пророк приходит в удивление, как это столь великий Бог столько возлюбил человека и так благоволит к нему, что удостаивает его Своего посещения, великих милостей и благодеяний, и в этом удивлении восклицает: Иегова, Господи наш! Как величественно имя Твое по всей земли! Ты вознес величие Твое превыше небес! Таково величие Спасителя мира, сидящего одесную Бога Отца! Так чудно имя Господа нашего Иисуса Христа, к Которому лично и непосредственно относятся изречения следующих стихов псалма.

Пс.8:3 Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника.

Некоторые из священных толкователей псалмов под именем младенцев разумеют здесь младенствующих злобой ( 1Кор. 14:20 ), а также людей простых, не обучавшихся человеческой мудрости. Но Сам Господь Иисус Христос отнес это место псалма к еврейским детям, воспевавшим: «Осанна сыну Давидову» ( Мф. 21:15,16 ). «Чтобы кто под отроками, названными в Евангелии, – говорит св. Иоанн Златоуст, – не разумел людей незлобивых и простых, Давид прибавил: и ссущих, т.е. грудных детей, не могущих принимать твердой пищи, но еще сосущих молоко матери» [5, с. 94]. В церковной службе на праздник Ваий прямо говорится, что Сам Всесвятой Дух научил детей воспевать хвалебную песнь Сыну Давидову при торжественном входе Его в Иерусалим, следовательно, это было истинное чудо, проявление чудного Имени Спасителя. И чудо это совершено для того, чтобы заградить уста врагов Господа, враг Твоих ради, для посрамления и вразумления неверующих. Еже разрушити врага и местника, т.е. чтобы упразднить вместе с тем власть и силу невидимого врага – дьявола, который, обольщая людей, мстит им, причиняет им всевозможные бедствия.

Пс.8:4 Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну звезды, яже Ты основал еси.

Продолжая удивляться величию Божию и желая воздать Ему за Его великие дела достойную хвалу, пророк говорит: «Когда посмотрю на великие и премудрые дела Твои, Господи, то узрю небеса, дела перст Твоих, узрю луну и звезды, которые Ты основал, поставил и утвердил на небесах». Узрю небеса, не сказал – дела рук Твоих, а – дела перстов Твоих, чтобы этим особенно выразить премудрость Божию в устроении небес и светил небесных, т.к. перстами устрояются вещи, требующие особенного искусства. Словом основал пророк выразил то, что небеса, луна и звезды сотворены из ничего, и что прежде их ничего еще не было.

Пс.8:5 Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его?

Изречения эти, по связи с предыдущими, имеют такой смысл: велик и чуден Ты, Господи, не только по отношению к видимой природе, к сотворенным Тобою небесам и светилам небесным, но и по отношению к человеку, который есть прах и пепел пред Тобою. Что есть человек, что Ты помнишь его? Или что такое сын человеческий, что Ты посещаешь его, т.е. с таким благоволением, с такою любовью взираешь на него? Что значит человек – существо после грехопадения такое слабое, подверженное всяким немощам, но и того Ты, Господи, не забываешь, помнишь и посвящаешь Своею милостью. Св. апостол Павел в Послании к Евреям ( Евр.2:6–8 ) ясно истолковал эти слова, относя их к Спасителю, а потому, принимая во внимание это истолкование, будем и следующие изречения понимать как пророческие – о Спасителе. Потому словам объясняемого стиха должно дать такой смысл: когда я созерцаю славу и величие Божие во вселенной и то, что все в ней подчинено Господу Иисусу Христу, то в удивлении от этой славы Его восклицаю: что это за человек, так много Тобою возвеличенный, о котором так много печешься?

Пс.8:6–9 Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его; и поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его: овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя и рыбы морския, преходящыя стези морския.

Пророк говорит здесь об особенных благодеяниях Божиих и преимуществах, оказанных человеческому естеству. И во-первых, говорит, что человек сотворен от Бога с такими высокими достоинствами, что разве малым чем не уравнен с ангелами. Далее, он почтен славой и честью выше всех других тварей, потому что сотворен по образу и по подобию Божию и одарен разумом и свободной волей. И наконец, ему дарованы от Бога власть и господство над всеми творениями Божиими, особенно же над животными, каковы суть овцы и волы, птицы небесныя и проч. «Разумной природе, как богоподобной, – говорит св. Афанасий, – Бог даровал господство над всем. И человек, приняв силу в образе Божием, также поставлен князем всего на земле, как и Бог есть Царь всяческих» [3, с. 57]. Это господство, потерянное падением Адама, возвращено во всей силе человечеству Христа Спасителя; ибо Отец Небесный «вся покорил под нози его» ( Евр. 2:8 ; 1Кор. 15:27 ); люди же получают это господство по мере веры от Господа, что доказывается бесчисленными чудесами, совершенными и совершаемыми святыми Божиими человеками именем Господа Иисуса. Еще более проявится власть святых над природою в будущем веке, где они будут сонаследниками и соучастниками Спасителя во власти и славе Его, в Царстве Отца Небесного. Таким образом, слова (объясняемых стихов) псалмопевца в собственном смысле относятся к Спасителю мира, как и относит их св. апостол, и частью к истинно верующим (Толкование еп. Палладия. С. 31).

Пс.8:10 Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли.

Исполненный глубокого чувства удивления к величию, могуществу, премудрости и благости Творца и Промыслителя всех Бога, пророк выражает это чувство опять теми же словами, какими начал эту хвалебную песнь: «Господи Боже наш, как величественно имя Твое по всей земле», – и таким образом заканчивает псалом.

К этому глубокому чувству пророка-псалмопевца так близки чувства св. Ефрема Сирина, прославляющего Искупителя рода человеческого, Господа Иисуса! Вот его славословие Искупителю: «Приидите земные и небесные, дивитесь и изумляйтесь пред величием достоинства! Потому что род наш возведен на чрезмерную высоту недостижимого Божества. Великое для нас и для всей твари новое чудо совершил Бог в нашем человечестве. Ибо тело наше соделал храмом, чтобы наполнить его тем, что досточтимо всеми. Небо и Земля и все, что в них, да славословят вместе с нами возвеличившего род наш; потому что обновил Он образ Свой в нас, изгладил грехи наши, дал нам имя Свое и все покорил нам. Всякого прославления от чтущих Его достоин Тот, Кто над всем превознес нас. Все единогласно воспоем Ему и Отцу – пославшему Его, и Духу Святому» (Псалтирь св. Ефрема Сирина).

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Прославление и возвеличивание Господа: когда и как читать псалом 8

История написания

Святые отцы, богословы современности и прошлых веков оставили после себя труды, посвященные толкованию Псалтири и других книг Библии. По мнению профессора Александра Павловича Лопухина, данный текст был составлен пророком Давидом еще до того, как он был помазан на царство. Это профессор объясняет самим содержанием псалма. Псалом 8 входит в состав первой кафизмы.

Читайте также:  Псалом 12: текст молитвы, значение и история, толкование, для чего читают и правила чтения священного текста

В тексте автор описывал величие Господа в природе, что подразумевает продолжительное наблюдение псалмопевца Давида за ней и ее явлениями. Но общественное служение, преследования Саула, войны, заботы об управлении государством отвлекали внимание царя Давида от этого. Поэтому написание текста можно отнести к тому времени, когда еще юный Давид жил в доме своего отца. Он был пастухом, пас стада и имел возможность подолгу находиться на природе и наблюдать за ее красотой и гармонией, которую создал Господь.

Из надписания текста можно сделать следующие выводы:

  1. Псалом нужно исполнять под аккомпанемент музыкального инструмента, который был оснащен отверстиями, похожими на те, что предусмотрены в точиле.
  2. Возможно, псалом следует исполнять на гефском орудии во время сбора винограда.

Толкование текста

По мнению профессора А. П. Лопухина, в тексте заключены благодарственные, хвалебные слова, обращенные к Богу. Это хвала Творцу за все блага, которые Он щедро дарует людям, за гениальное устройство Вселенной. Псалмопевец выражает свое благоговение перед Господом. Бога восхваляют «небеса» – святые Ангелы, и «земля» – люди. В псалме описывается настоящее для автора время, а также пророчества о конце веков.

В толковании, составленном святителем Афанасием Великим, надписание «в конец» расшифровывается как указание на то, что содержащееся в тексте пророчество должно исполниться в конце веков.

По словам святителя, в псалме 8 автор говорит о Христе и о церкви по Его вочеловечении, так как Он назван лозой, а верные – рождием. Если иудеи будут стараться объяснять значение этих слов, как повествование о человеке в целом, то и в этом случае нужно учитывать, что все покорено человеку, так как «имел вочеловечиться Сый во образе Божии». В древние времена было только одно «предточилие» – это жертвенник в храме. Но с тех пор как были призваны и обратились язычники, точил стало много. Ими можно назвать церкви, собирающие урожай тех, кто преуспевает в благочестивой жизни.

В тексте автор описывал величие Господа в природе

  • Стих 2. Пророк изумляется величию Господа, ведь теперь не только жителям Иудеи ведом Бог.
  • Стих 3. В Евангелии это находит отображение, когда фарисеи пытались остановить прославление и благословение Христа детьми.
  • Стих 5. «…что есть человек, что Ты помнишь его…» – здесь скрыты слова о Спасителе. Также можно увидеть великую милость к слабым, грешным людям, которую непрестанно оказывает Господь.
  • Стих 7. Повествует о том, что человек получил от Бога господство над землей. Здесь кроется не только власть над природой земной, но и пребывание на небесах после смерти.
  • Стихи 8–9. В них перечисляются уверовавшие иуде и язычники. «Птицы небесные» означают высокомудренных людей, которые превозносятся житейскими делами.
  • Стих 10. Автор, изумленный боговедением, открывшимся людям, повторяет хвалу.

Видео «Чтение псалма 8»

В этом видео представлена аудиозапись благодарственной песни.

Когда и как читать псалом

Человек не может быстро научиться чистой молитве. Это может стать трудом всей жизни. Главное, не отчаиваться и не прекращать молитву и чтение.

Преподобный Варсонофий Оптинский в ответ на желание одного человека оставить читать Псалтырь из-за сложности понимая говорил, что бесы понимают написанное и бегут. Значит, чтением Псалтири мы прогоняем от себя бесов.

Важно читать псалмы на церковнославянском языке. Не стоит пользоваться переводом на русский язык. Также можно использовать псалмы, написанные на церковнославянском, но русскими буквами. Нельзя принимать навязываемое современным духовенством обновленчество, попрание догматов и канонов церкви.

Псалом 8: для чего читают, толкование, текст молитвы

Для чего читают Псалом 8? Каково толкование Псалма и что значат его стихи? Слушать онлайн или читать текст молитвы Псалом 8 на русском языке вы можете у нас на сайте.

1 Господи, Господь наш, как чудно имя Твоё по всей земле, ибо превознеслось великолепие Твоё превыше небес!

2 Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу ради врагов Твоих, чтобы уничтожить врага и мстителя.

3 Когда увижу небеса – дела перстов Твоих, луну и звёзды, которые Ты утвердил,

4 то что – человек, что Ты помнишь его, или сын человеческий, что посещаешь его?

5 Чем-то малым Ты умалил его пред Ангелами, славою и честью увенчал его,

6 и поставил его над делами рук Твоих, всё покорил под ноги его:

7 овец и всех волов, а ещё и скот на полях,

8 птиц небесных и рыб морских, всё проходящее стезями морскими.

9 Господи, Господь наш, как чудно имя Твоё по всей земле!

Псалом, восхваляющий Бога и говорящий о том, что Господь все подчинил простому человеку, которого создал

Восьмой Псалом Ветхого Завета можно читать двум категориям людей. Во-первых, тем, кто хочет прославить Господа, воздать Ему хвалу и выразить свою благодарность. Во-вторых, тем, у кого занижена самооценка, кто считает себя никчемным и бесполезным. Давид в этом Псалме говорит о том, что Бог любит всякого человека, созданного Им. Господь поставил его выше Ангелов, настолько он ценен в Его глазах и любим. Поэтому никто не должен чувствовать себя каким-то ущербным или в чем-то ущемленным. В Псалме есть стихи с параллельными местами из Писания, которые более полно раскрывают смысл слов Давид и ту мысль, которую он хотел донести до своего народа тогда, и для читающего человека сегодня.

Детальное толкование

Восьмой Псалом Ветхого Завета условно можно поделить на 4 части:

  1. Прославление Бога устами Давида – царя Израиля (стихи 1-3)
  2. Прославленец удивлен тому, что великий Бог помнит и знает человека, посещает его (стихи 4 и 5)
  3. Давид говорит, что Бог поставил человека властелином всего, что создал (стихи 6-9)
  4. Царь завершает Псалом прославлением Господа.

Деление Псалма сделано для того, чтобы разбить его на смысловые части и лучше понять изложенное.

Часть 1 – «Слава Твоя простирается превыше небес»

Стих 1

Давид поет Псалом Богу на Гефском орудии (инструменте) в присутствии начальника своего хора. Музыкальный гефский инструмент тогда применялся в праздник сбора и выжимке винограда. Слово «геф» означает «пресс» или «точило». Многие инструменты того времени использовались только для определенных празднеств. Но особенно любимой Давидом была арфа, на которой он часто пел Господу в своей юности. Помимо того, что у царя был прекрасный музыкальный слух, он еще и владел игрой ни на одном музыкальном инструменте.

Параллельных стихов из Библии нет.

Стих 2

Давид прославляет бога словами о том, что Его имя обладает величием. И слава Бога простирается по всей земле. Нет такого народа или племени, которое не слышало бы о Боге. Слава Божья находится не только на земле, но и выше небес. Господь неизмерим, Его невозможно поместить в какие-то рамки. Такова и Его слава, которую не уместить в каком-то определенном месте, потому что она вообще не имеет физических очертаний, как, впрочем, и сам Бог. В конце времени все увидят славу Божью, она будет сиять со всех краев земли. Не останется тех, кто бы не увидел ее.

Параллельных стихов из Божьего Слова нет.

Стих 3

Бог сам устроил хвалу из «уст младенцев и грудных детей». Это выражение можно понимать по-разному. Во-первых, славу Богу воздают даже маленькие дети. Во-вторых, младенцами в христианстве часто называют людей, которые совсем недавно «познали» Бога – примирись с ним через покаяние, отвернулись от грехов, в которых раскаялись, и живут, согласно Божьим заповедям. Когда и те, и те хвалят Бога, враги и мстители замолкают – поет Давид.

И не удивительно, больше всего дьявол не выносит прославление Бога. Как только кто-то начинает славить Господа, он замолкает, теряет свою силу и влияние на человека. Поэтому даже если взрослые люди не прославляют Бога, он устроит себе хвалу устами самых маленьких, тех, чье сердце еще чисто и кому легко и просто искренне воздавать Богу славу.

    Мф 21:16 – Дети восклицали в храме: «Осанна сыну Давидову», то есть Иисусу, что подтверждает слова Псалма о том, что прославлять Бога будут младенцы и грудные дети. И сейчас в мире много детских хоров и ансамблей, славящих Бога. Они образуются при многих Церквях.

Часть 2 – «Что есть человек, что Ты помнишь его?»

Стих 4

Давид говорит, что когда он поднимает свои глаза к небу, на котором есть луна, звезды и все, что создал Бог, то удивляется тому, насколько Он силен и величественен. Иногда для осознания того, что Господь всемогущ, достаточно посмотреть вокруг, на то, что Им создано. Многие явления до сих пор не изучены и не поняты людьми, потому что их создал Тот, чей разум и воображение не могут вместить даже самые великие «умы» современности. Невозможно со стопроцентной уверенностью сказать, что находится во вселенной и каковы ее пределы. Настолько и Бог не объят и неизмерим. Этому и поражается Давид в своем прославлении.

Людям тоже порой необходимо поднимать свои глаза к небу и смотреть на то, что не может быть постигнуто ими до конца, потому что Творец этому Бог. Смотреть стоит на все, что сотворил Господь – так приходит осознание того, что не люди властелины и хозяева земли, а только Бог.

Параллельных стихов из Писания нет.

Стих 5

Псалмопевец, понимая все величие Господа, удивляется еще и тому, что Бог помнить человека и посещает Его. Посещает – приходит, когда тот взывает к Нему, отвечает на молитвы, поддерживает, помогает и направляет, взаимодействует с человеком. Насколько велик Бог и насколько мало его творение – человечество. Однако каждый из всего множества людей важен для Господа.

Он видит мысли человека и знает его чувства и переживания. От него не скрыть как печальные, так и радостные события из жизни. Бог рядом, несмотря на Свое величие и славу, которая, как воспевал Давид, превыше неба. Царю кажется странным то, что великий и всемогущий Бог ниспускается до простого и немощного человека, слушает его молитвы и помогает идти по жизни. Но именно так и происходит. Богу не все равно, что случается в жизни каждого его ребенка.

    Иов 7:17-18 – Иов спрашивает у Бога о том, что значит для Него человек. Ведь Господь ценит людей, обращает на них свое внимание, посещает их каждое утро и каждое мгновение испытывает их. Испытание в этом случае означает, что Бог каждый день наблюдает за тем, какие решения принимает человек и чем руководствуется в их принятии – злыми или добрыми умыслами. Пс 143:3 – Слова этого стиха почти идентичны основному – Давид снова спрашивает Творца о том, что значит для него человек, раз Бог обращает на него внимание каждый миг. Евр 2:6 – В Послании Евреям Богу снова задается вопрос о том, что такого особенного есть в человеке, что сам Владыка посещает его и обращает Свое внимание на него.

Ответом на эти вопросы, конечно, будет Божья любовь. Он любит тех, кого создал, поэтому всегда находится рядом, чтобы прощать, помогать и поддерживать.

Часть 3 – «Все положил под ноги его»

Стих 6

Давид говорит, что Бог не много умалил человека перед ангелами. «Умалил» — преуменьшил. Но чем человек умален перед ангелами? Своей смертностью. Ангелы – бессметные Божьи создания, а человек не вечен. Только в этом отношении люди умалены перед этими необычными существами. Но далее Давид говорит, что Бог увенчал людей честью и славой. Чего нет у ангелов. Человек – ребенок Божий, а ангел лишь Его творение. Ценен для Творца каждый. Но человек занимает более почетное место в его сердце, нежели ангелы.

Читайте также:  Псалом 11: текст молитвы, значение и история, толкование, для чего читают и правила чтения священного текста

Поэтому в сознании каждого верующего должно прийти понимание того, что он в чем-то выше даже ангелов, ценнее для Бога, важнее. Но это не должно стать поводом для гордости – ангелы живут рядом с Богом, а человеку каждый день приходится сражаться с соблазнами и испытаниями, которые не одолеть без Божьей помощи и поддержки. Но то, что человек важнее ангела, очевидно.

Параллельных стихов из Библии нет.

Стих 7

Давид продолжает говорить, что Бог сделал для человека: поставил его властвовать над всем, что Он создал, и положил это все под его ноги. То есть, человек наделен властью управлять всем тем, что создано Богом.

    1Кор 15:27 – В Послании к Коринфянам говорится, что Бог все покорил под ноги своего сына Иисуса Христа, кроме самого себя, потому что является его Отцом. Еф 1:22 – В Послании к Ефесянам Святой Апостол Павел говорит, что Бог поставил Иисуса главой Церкви и выше всего, что есть на земле. Евр 2:8 – В Послании к Евреям уточняется, что ничего не осталось не покоренным Иисусу. Но пока еще не видно, что Ему действительно покорено все. Это случится во время второго пришествия Иисуса Христа. Тогда дьявол будет окончательно побежден.

Стих 8

Происходит описание того, что Бог покорил человеку овец, волов, полевых зверей. Подразумевается, что люди властны над животными, они выращивают их, едят, продают, поступают с ними по своему усмотрению. Потому что Бог дал им такую власть. Однако не всегда эти полномочия используются людьми во благо для животных. Так происходит с каждым, кого соблазняет власть и новые возможности. Поэтому в законодательстве есть статья, наказывающая людей за жестокое обращение с животными.

Когда Бог наделял человека такой властью, Он, конечно, не даровал ее людям для того, чтобы они пользовались полномочиями для зла. Властвовать – не истреблять или ставить опыты без научной надобности. Властвовать – управлять с мудростью и осознанием своей ответственности. Именно эту предопределил Господь для человека, когда наделил его властью над всеми земными существами. Не для того чтобы бездумно пользоваться ею, а чтобы мудро руководить и держать все под контролем.

Параллельных стихов из Божьего Слова нет.

Стих 9

Что еще Бог покорил человеку и над чем еще разрешил властвовать: над небесными птицами, морскими рыбами, над всеми, кто живет в морях, реках, озерах и океанах. Подвластными получаются все животные на планете. Пользуясь этой властью, люди часто спасают животных во время лесных пожаров, увозят их из засушливых районов, охраняют тех, чьи особи занесены в Красную книгу, потому что их осталось очень мало. Такое отношение к животным, несомненно, соответствует воле Божьей. Именно. Такого отношения Он и ждал от человечества в отношении животного мира.

Но это не значит, что человечество не должно употреблять их в пищу. Сам Иисус не раз ел рыб вместе со своими учениками и всеми теми, кто приходил его послушать. Однако и в этом вопросе человек должен руководствоваться законом своей страны – не ловить рыб, когда это запрещено, не охотиться там, где делать этого нельзя.

Параллельных стихов из Библии нет.

Часть 4 – «Как величественно имя твое»

Стих 10

Давид заканчивает Псалом прославлением Господа. Завершает его словами о том, что имя Божье величественно, и Его знают по всей земле. Царь никогда не жалел для Бога слов, прославляющих Его. Для мужчины было в радость воспевать Божьи дела, Его милость, щедрость и доброту. Так он чувствовал и этим жил.

Параллельных стихов из Слова Божьего нет.

Краткое толкование

Коротко восьмой Псалом Ветхого Завета можно истолковать так:

    «Как ты велик, Бог! Слава твоя есть как на земле, так и выше неба». «Ты устроил себе хвалу из уст грудных детей и младенцев, даже самые маленькие прославляют Тебя». «Когда смотрю на Тебя и Твою славу, то не могу понять, что значит для Тебя человек, что ты приходишь к нему и помнишь о нем?» «Ты лишь немного умалил человека пред ангелами, но дал ему честь и славу» «Сделал его владыкой над всеми животными, которые ходят по земле, парят в небе и плавают в водах». «Слава тебе, Бог!».

Восьмой Псалом Ветхого Завета состоит из 10 стихов. Находится на странице 571 Библии синодального перевода. Для лучшего понимания стихов он имеет параллельные местописания.

Слушать Псалом 8


В чем заключается духовная польза чтения Псалтири?

Святитель Амвросий Медиоланский говорит: «Во всем писании дышит благодать Божия, но в сладкой песне псалмов дышит она преимущественно. История наставляет, закон учит, пророчествует, предвозвещает, нравоучение убеждает, а книга псалмов убеждает во всем этом и есть самая полная врачебница спасения человеческого». В храме псалмы читаются ежедневно за всяким утренним и вечерним богослужением. В чем же заключается духовная польза чтения Псалтири? Почему важно неукоснительно использовать эту книгу в своем домашнем молитвенном правиле? На эти вопросы отвечают священнослужители Русской Православной Церкви.

Читая Псалтирь, мы, несмотря на все наши грехопадения, воздвигаем свои сердца горе

– Псалтирь – собрание, должно быть, самых древних богослужебных текстов, составленных в разное время разными людьми, но в основе своей написанных ветхозаветным царем и пророком Давидом. Уже исходя из того, что книга эта – богослужебная по преимуществу, польза её заключается в возможности теснейшего и живого молитвенного общения человека с Богом. А цель такого общения – наше освящение и приобщение благости Божией. Кроме богослужебного употребления, существует древняя православная традиция домашнего, или «келейного», чтения этой великой книги. В любом случае, духовная польза чтения Псалтири заключается в принесении духовных плодов, которые суть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Всё это – дары Духа Святого, но подаются они ищущим Бога, и чтение Псалтири, с одной стороны, служит исповеданием этого нашего искания, а с другой – в этом искании нам помогает. Потому что псалмопевец Давид именно и отличался крайним своим, всецелым устремлением к Богу. Притом он не лишен был грехов и треволнений, и страхов, и борений (всё это нашло отражение в Псалтири), как это свойственно и нам. Но всю эту житейскую, скажем так, мятежность Давид преодолевал непрестанно крайним упованием на Бога с любовью и покаянием. Вот почему, читая Псалтирь, мы вместе с этим великим мужем и сами, несмотря на все наши грехопадения, скорби и трудности, воздвигаем свои сердца горе, в надежде, что Господь не оставит нас, но по молитвам святого, также познавшего трудности земного странствия, подаст нам решимость неотступного и повседневного устремления ко Господу и упования на Него. А то, что Господь никогда не оставляет человека, имеющего такое сокрушенное сердечное расположение и соответствующие труды, – множество подтверждений этому мы опять же находим в Псалтири, где Давид снова и снова благодарит Господа за то, что во всех многосложных и опасных обстоятельствах жизни Он не оставляет раба Своего, одаривая многими милостями и щедротами, главная из которых – сама возможность теснейшего и живого общения с Богом.

Строки Псалтири остаются актуальными вот уже почти три тысячи лет

– Псалтирь – самая популярная сейчас книга Ветхого Завета. Исходя из смысла коротких песней, которые раньше исполнялись под аккомпанемент похожего на гусли инструмента, можно понять, что их авторы ставили своей целью восхваление Бога в любых житейских ситуациях: от покаяния и славления Бога до восхождения на крутые ступени ветхозаветного храма. А поскольку и у современного читателя довольно разнообразная жизнь, то и строки Псалтири остаются актуальными вот уже почти три тысячи лет. К сожалению, существует довольно серьезный перегиб в обществе: многие считают Псалтирь исключительно книгой, чтомой по усопшим. Но это умаляет значение прекрасного труда пророка Давида и единомышленников. Ведь те строки о покаянии, о справедливости Божией, о Его милости, о заботе и о долге верного последователя помогают не только усопшим, но более читающим. Именно в этом я вижу источник духовной пользы Псалтири.

– В Евангелии от Матфея мы читаем о событиях, которые происходили на Голгофе: А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46). Этот текст воспроизводится Христом из Псалтири: Боже мой, Боже мой, для чего Ты оставил Меня? (Пс. 21, 2). Таким образом, Господь Иисус Христос научает нас, что в самые тяжелые моменты жизни нужно обращаться к святой Псалтири и от ее псалмов находить для себя молитвенные слова утешения. И действительно, когда мы молимся по Псалтири, то, с одной стороны, восхваляем Бога, так как в еврейской традиции эта книга с древности называется – Книга Восхвалений (ивр. ‏ תהלים ‏‎ (тəhилим). А с другой стороны, многие псалмы имеют покаянную содержательность, направленность, и они подсказывают нам такие слова, которые помогают нам в сердечном раскаянии перед Богом раскрыть свою душу и совершить акт настоящего покаяния. А так как в Псалтири не только покаянные, но и хвалительные псалмы, мы и каемся пред Богом, читая Псалтирь, и прославляем Его, читая Псалтирь, а также воспеваем Его чудные Имена, которые во множестве присутствуют на страницах Псалтири, когда говорится о Боге – Великом, Могущем, Милосердном, Любвеобильном и т.д.

В Древней Руси Псалтирь была излюбленным чтением. По Псалтири учили детей читать

В Древней Руси Псалтирь была излюбленным чтением. По Псалтири учили детей читать. И когда в Советское время занимались изучением берестяных грамот, то, хотя люди в основном на бересте писали на житейские темы, можно было выявить скрытые цитаты. По скрытым цитатам определили, что самой читаемой книгой Древней Руси является именно Псалтирь. Второе место занимали притчи царя Соломона. Уж не знаю почему. Может, потому, что там очень часто затрагивается семейная тематика, воспитание детей, – то, что было близко нашим предкам, которые воспринимали Православие прежде всего как образ жизни.

Чтение Псалтири – это особое состояние духа: когда человек погружается в эти глаголы, он как бы стяжает ангельскую благодать. Мы знаем, что ангелы непрестанно предстоят Престолу Божию и воспевают Его чудные Имена. И всякий раз, когда православный христианин или христианка, взрослый человек или ребенок открывают Псалтирь и начинают по ней молиться, они присоединяются к ангельскому хору. И, живя на земле, они как бы оказываются на небесах.

Псалтирь – это Божие слово к нам. Сам Бог дал нам Псалтирь как пример и образец молитвы

– Почему важно читать Псалтирь, а не только молитвослов или акафисты? Потому что псалмы – это не просто древние, трудно понятные молитвы, как многие думают, а часть Священного Писания, данного нам Самим Богом. Если любая молитва – наше обращение к Богу, стремление к Нему, подобно как пламя свечи устремляется к небу, то Псалтирь – это Божие слово к нам, это свет, нисходящий с неба и просвещающий самые тайные стороны нашей души. Псалтирь – книга Богооткровенная. Через царя и пророка Давида Сам Бог дал нам Псалтирь как пример и образец молитвы. «Вот так вы должны обращаться ко Мне, каяться во грехах, чего-то просить, прославлять Своего Творца и восхищаться Промыслом Божиим», – говорит нам Господь через священную книгу Псалтири.

Псалтирь – духовная защита от любых темных сил

Псалтирь включает в себя всё, все виды молитв: здесь и покаяние во грехах, и прошение в различных нуждах, скорбях нашей жизни, и благодарение Бога за Его многочисленные благодеяния, и радостное славословие Господа как нашего Отца и Промыслителя. Псалтирь – духовная защита от любых темных сил, и вместо того чтобы всюду бояться какой-то там порчи, достаточно просто читать регулярно Псалтирь, так что к тебе не приблизится никакой искуситель. Не случайно псалмы включены практически во все церковные моления и молебны.

Читайте также:  Молитва от проклятий - сильная православная молитва от порчи, обидчиков и сглаза, как и в каких случаях читать

Псалтирь вкратце излагает Священную историю – от сотворения мира и вплоть до Страшного Суда, о котором сказано, что Господь грядет судити земли: судити вселенней в правду и людем истиною Своею (Пс. 95, 13). Всё наше богослужение насыщено священными строками из Псалтири, поэтому тот, кто дома читает псалмы, тот и в храме лучше понимает богослужение.

Псалтирь – это камертон, который задает очень точный тон всей духовной жизни

Иногда говорят, что мы не понимаем псалмов, и, значит, зачем их читать. Но если мы не понимаем состав лекарства, то это не значит, что в болезни мы не должны его принимать. Как еще говорят, «ты не понимаешь, зато бесы понимают»: они отходят от искушаемого человека, когда слышат священные слова псалмов. Если не начать читать Псалтирь, то ты ее так никогда и не научишься понимать. Смысл становится понятен по мере нашего возрастания и духовного опыта, когда псалмы входят в нашу духовную жизнь, когда они становятся созвучны голосу нашего сердца.

Псалтирь имеет исключительную ценность, о которой мы подчас не задумываемся. Эту ценность трудно передать на словах. Ее понимаешь со временем. Псалтирь – это как камертон, который задает очень точный тон всей духовной жизни. Псалтирь дает нам духовную бодрость и трезвость, освобождает сердце от нашедших искушений, помогает выправить свой жизненный путь по стезе исполнения Божией воли.

Псалом — что это такое. Как их читать

ЧТО ТАКОЕ ПСАЛМЫ

Псалтырь для христианина, является одной из важных книг. Название Псалтырь произошло от греческого «псало», что означает играть на струнах.

Псалмы, принято считать книгой молитв на все случаи жизни, составляются даже списки, в которых указываются значения псалмов. Их слагали в течение 8-ми столетий. Более 80-ти псалмов были написаны царем Давидом (X век до Рождества Христова), в жизни которого были горе и радость, любовь и предательство близких людей. Кроме его псалмов в книгу вошли псалмы Соломона, Моисея, Асафа и его потомков, Емана, Ефама, сынов Кореевых и 41 псалом неизвестных писателей.

Царь Давид первый начал сопровождать пение составленных им молитв к Богу игрой на «псалтырионе», музыкальном инструменте, очень похожим на современную арфу.

Очень часто во время служб исполняется благодарственный 33-й псалом – это очень красивое и проникновенное произведение.

Мы привыкли читать только молитвы, а о псалмах забываем. Церковь рекомендует помнить о них, поэтому многие стихи из псалмов включены в церковные служения, в современные молитвы, а ставший уже классическим, 50-й покаянный псалом, входит в ежедневное утреннее правило к прочтению. Зная о том, какой грех совершил святой пророк Давид, и то, какими словами, записанными в 50-м псалме, он выразил свое сожаление и раскаяние по этому поводу, гораздо лучше начинаешь понимать чувства, переданные в псалмах .
Эти молитвенные воззвания к Господу исполнены любви и благодарения и вселяют в сердца людей чувство благоговения и сопереживания, раскаяния и радости о Господе.

Со мной, автором статьи, произошел интересный случай в аэропорту. Отложили наш рейс. Точно так же, как и отложили предыдущий рейс этой же авиакомпании, который должен был улететь в тот же пункт назначения, что и мы, но на час раньше. Сидим, ждем вылета. Моя супруга достала псалтырь и начала читать псалмы . Прочитала несколько псалмов и вдруг, пассажиров нашего рейса просят пройти на посадку. Наш самолет все-таки улетел вовремя, а вылет предыдущего рейса, к сожалению, опять был отложен.

Святой Ефрем Сирин так писал о псалмах:

Псалом – отгнание демонов.
Псалом – оружие против страха ночного.
Псалом – успокоение от дневных трудов. Псалом – безопасность младенцев.
Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу.
Псалом и из каменного сердца вызывает слезы.
Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает суд, смиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами.

СОКРАЩЕНИЯ В ПСАЛТЫРИ

Написанные в тексте Псалтири сокращения означают следующее:

Слава:
Читать:

  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).
  • Господи, помилуй. (Трижды).
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

По окончании кафизмы, в последней Славе читает ся только:

  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В молитвах, по окончании какой-либо кафизмы написано:
Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш

Читать последовательно следующие молитвы:

  • Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
  • Господи, помилуй. (Трижды)
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

После «Отче наш» читается указанный в псалтире тропарь, потом «Господи помилуй» (40 раз) и молитва.

Если продолжаете читать далее следующую кафизму, то ее начинают с молитвы:

  • Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
  • Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
  • Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Бо́гу нашему. (Поклон)

Если Вы оканчиваете чтение псалтири в этот день, то читаете последовательно:

  • Достойно есть
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Господи, помилуй. (Трижды)
  • Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и Святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

В 118 псалме есть такое сокращение- (среда), которое означает «середина» псалма. Оно служит для удобства священников, т. к. в середине псалма в службу включаются заупокойная ектения об усопших и другие заупокойные песнопения.

КАК ЧИТАТЬ ПСАЛМЫ

Вообще церковь рекомендует читать псалмы , также, как и Евангелие все время. Закончив чтение книги, нужно начинать сначала, и так, в течение всей жизни . Псалмы можно читать без благословения священника, но для постоянного чтения рекомендуется все-таки благословение получить. Постоянное чтение- это труд, его можно назвать даже малым подвигом, и наверняка найдутся силы, которые будут противиться его исполнению.

При чтении Псалтири будет полезно зажечь дома свечу, но ее отсутствие никаким грехом не считается. Главное — это Ваш настрой на молитвы. Для тех, кто только знакомится с псалтирем, вполне можно сначала читать псалмы по-русски, хотя на богослужениях их читают на церковнославянском языке. Очень полезно почитать толкования святых отцов на псалмы и разобраться с их историей, тогда, со временем у человека обычно возникает желание читать только на церковнославянском языке.
При чтении псалтыри (как и любой молитвы), иногда возникает необходимость оторваться — в этом нет ничего страшного, потом можно продолжить с того места, где произошла остановка. Но все же лучше постараться не отвлекаться во время молитв.

Псалтырь разделен на части, которые получили название кафизмы. При домашнем чтении псалмы можно читать по одному, по два, три и больше в день, по одной «славе» (несколько псалмов между словами «слава»), хорошо читать по целой кафизме. Лучше всего читать Псалмы не выборочно, а подряд, с самого начала и до конца.

Начинать чтение псалтири нужно с начальных молитв, которые должны быть указаны в начале каждого сборника, потом читать сами псалмы . Если чтение прерывается и Вы продолжаете на следующий день, заново начальные молитвы читать не нужно. Оканчивать чтение всей псалтири необходимо читая молитвы, которые указаны для чтения по окончании псалтири.
Когда все это прочитано, начинаем все заново с начальных молитв.

Во время чтения Псалтири можно помолиться за кого-то, в этом случае во время чтения «Славы» читают :

  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).

Поминаете имена людей, о которых хотите помолиться (как в утреннем Помяннике), затем далее:

  • Господи, помилуй. (Трижды).
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Одновременно читать о здравии и о упокоении нельзя, но во время чтения псалмов в пределах одной кафизмы это можно делать на разных «Славах«:
— на первой «Славе» о здравии поминается Патриарх, епископы, весь священнический чин и Ваш духовник (если есть);
— на второй «Славе» — о здравии все родные и близкие;
— на третьей – о упокоении, начиная с почивших Патриархов, и заканчивая всеми, кого мы знаем и за кого молимся.

КАКИЕ ПСАЛМЫ ЧИТАЮТ В РАЗЛИЧНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

Конечно, псалмы — это очень сильные молитвы, но воспринимать их как «волшебные слова» или «заклинания» нельзя, от их чтения Ваша жизнь сразу же не пойдет в нужное русло. Хотя, если духовно правильно относиться вообще к вере, и в частности к псалмам , то они помогут. Обязательно!

В интернете можно найти описание ситуаций, при которых помогает чтение псалмов — какой спасет от зубной боли, для удачного замужества, получения жилья и т.д. Это частные случаи и, возможно кому они помогли, но основная суть не в этом.

Главная идея псалмов, для чего они существуют, это раскаяние в своих грехах и благодарность Богу за Его милости к нам, людям. В текстах псалмов также часто встречаются мольбы Господу о помощи в трудных обстоятельствах и в защите от врагов. При этом святые отцы указывают, что враги, которые упоминаются в псалтыри — это именно внутренние враги человека: гордыня, злость, ненависть и т.д. Искоренив их (внутренние проблемы), остальные неприятности, по Божией милости, оставят Вас в покое.

Поэтому на вопрос какие псалмы читать в разных определенных случаях (если нет возможности читать псалмы каждый день), можно ответить, что в первую очередь

читают благодарственный или прославляющий Бога псалом, потом нужно искренне покаяться в своих грехах, возможно даже в каких то конкретных, за которые Бог учит Вас, создав определенную неприятную ситуацию, которую Вы хотите разрешить. После покаянного псалма обычно читают псалом о помощи или заступничестве, а потом — опять благодарственный псалом Господу.

Молитвенный набор на разные жизненные случаи у каждого может быть свой. В своем выборе очень полезно почитать толкование псалмов, историю их возникновения и тогда ваша душа поможет вам выбрать наиболее понятные и близкие псалмы.

Например, схиархимандрит Виталий (Сидоренко; † 1992), которого почитают за подвижника, давал следующие наставления своим чадам: перед выходом из дома нужно читать 26, 50 и 90 псалмы, и после каждого псалма нужно читать «Богородице Дева радуйся«, эти молитвы помогут оградить от беды:

Псалом 26 , как видно из значений псалмов, означает упование на Бога, его читают при унынии и оклеветании, в защиту от врагов, в напастях.
50 псалом — молитва о прощении грехов и в покаянии
90 псалом— упование на защиту Божию в любых обстоятельствах.

Ссылка на основную публикацию