Величит душа моя Господа: текст молитвы на русском, в чем помогает и как читать

Величит душа моя Господа: текст молитвы на русском, в чем помогает и как читать

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.

Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.

Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.

Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.

Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

«Величит душа моя Господа…»

Хвалебный гимн, воспетый Пресвятой Богородицей Богу в одном из евангельских событий, является вместе с тем хвалебной песнью и Самой Богородице. Эта широко известная песнь, особенно любимая церковным народом, звучит на утрене православного богослужения и предваряется словами: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!» Матерь Света – как родившую «Свет человеков» (см.: Ин. 1, 4).

Песнь Богородицы (см.: Лк.1, 46–55)

1. Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

2. Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди. Честнейшую…

3. Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роди родов боящимся Его. Честнейшую…

4. Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордые мыслию сердца их. Честнейшую…

5. Низложи сильные со престол, и вознесе смиренныя, алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи. Честнейшую…

6. Восприят Израиля, отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его, даже до века.

Свщ. Писание и богослужение

«Постарайся, чтобы Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу… Тогда и деятельность твоя удобно соделается евангельскою». Свт. Игнатий Брянчанинов

Источник православного вероучения – Божественное Откровение. Слово Божие преподает нам образ и правой веры, и христианского благочестия. По словам отцов, на каждое дело, которое мы делаем, должно иметь свидетельство Писания. Для этого оно должно быть постоянным предметом нашего внимания. Небрегущие об этом сами себя окрадывают. «Все мы, нерадящие о чтении Писаний, терпим от этого вред и оскудение. В самом деле, как мы приведем в благоустройство дела свои, если не знаем тех самых законов, по которым нужно приводить их в благоустройство?» – спрашивает свт. Иоанн Златоуст. Христианин должен читать, изучать, усваивать Свщ. Писание, прилагать усилия к тому, чтобы оно – особенно Новый Завет – стало критерием и руководством всей его жизни.

Православное богослужение, насыщенное и ветхозаветными, и новозаветными библейскими текстами, оказывает в этом большую помощь. Достойно внимания то, что на богослужении Церковь преподает нам Свщ. Писание в контексте своего Свщ. Предания, без которого Писание не может быть ни понято, ни усвоено. «Православное богослужение – это Святое Евангелие и Священное Предание, переложенное в молитвы, чудесные и животворящие стихиры, тропари, кондаки, каноны, стихословия, песни, воздыхания…» – пишет прп. Иустин Попович. Эти литургические сокровища – достояние Церкви, которым она делится с нами.

Та песнь, о которой идет речь сегодня, тоже из этой сокровищницы. Ее текст – это собственные слова Пресвятой Богородицы, припев – творение св. песнописца Космы Маиумского. Событие, в котором воспета Девой Марией песнь, описано в Евангелии от Луки.

Из Евангельской истории (Лк. 1, 39–56)

После события Благовещения (Лк. 1, 26–38) – явления Пресвятой Деве Архангела Гавриила и Ее смиренного согласия стать Матерью Божией, Мария спешит посетить свою родственницу Елисавету, будущую мать Иоанна Крестителя. Цель посещения – поделиться с ней Своей радостью и принять участие в радости самой Елисаветы, ожидающей рождения сына. В момент встречи Марии и Елисаветы младенец взыграл во чреве Елисаветы, она исполнилась Святого Духа и произнесла пророческие слова о Матери Господа, посетившей ее дом. По мысли отцов, слова Елисаветы – это радостное приветствие Земли Сыну Божию, сшедшему с Небес и воплотившемуся от Духа Святого и Марии Девы. Мария ответила ей торжественным вдохновенным гимном: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем…», прославляющим Бога за исполнение обетований о приходе в мир Спасителя, и пророчески засвидетельствовала, что отныне Ее ублажат все поколения за то, что милость Божия в исполнении этих обетований открылась через Нее. Песнь Марии может быть названа победной, так как в ней выражается торжество смирения и добродетели, увенчанной и превознесенной Самим Богом.

Рассмотрим слова этой песни более подробно в свете толкования св. отцов Православной Церкви.

Святоотеческое толкование

Обратимся за объяснениями к блж. Феофилакту, архиеп. Болгарскому, толкования которого на тексты Нового Завета получили название «Благовестника» и приняты Православной Церковью. «При чтении евангелистов должно читать и Благовестник… Чтение Благовестника необходимо, оно способствует правильному пониманию Евангелия и, следовательно, точнейшему исполнению его. Притом правила Церкви требуют, чтобы Писание было понимаемо так, как объясняют святые отцы, а отнюдь не произвольно», – пишет свт. Игнатий Брянчанинов.

Итак, по словам блж. Феофилакта…

Стихи 1–3. Дева, будучи совершенно уверена в истине предсказанного Ей, славословит Бога; приписывая чудо не Себе, а Ему, говорит: «Он призрел на Меня, смиренную, а не Я воззрела на Него; Он явил Мне милость, а не Я Его взыскала. И “отныне будут ублажать Меня все роды…” За что же ублажать? Неужели за Мою добродетель? Нет! Но за то, что Бог явил надо Мной величие». Указывает на то, что «милость Его» не к Ней одной, но и ко всем боящимся Его. Слова «в роды родов» означают, что эта милость будет получена от Бога не только в этом веке, но и в бесконечном (см.: Мф. 19, 29). Относительно слов «Величит душа Моя Господа… и возрадовался дух» – блж. Феофилакт поясняет, что вначале душа величает Господа, а уж потом дух радуется. Ты называешься христианином? – не умаляй же достоинства имени Христова через недостойные дела, но величай через дела великие, тогда и дух твой возрадуется.

Читайте также:  Молитва от антихриста - сильная молитва оптинских старцев, правила чтения

Стихи 4–6. По объяснению блж. Феофилакта, мышца Бога Отца – Сын. Господь «рассеял надменных» бесов, изгнав их из душ человеческих. Можно разуметь здесь и иудеев, которые и поныне в рассеянии. «Низложил сильных с престолов», то есть бесов, которые господствовали над людьми и в их душах имели престолы. Но и фарисеи – сильные как похитители имущества бедных и как учители, имеют престолы, с которых низложены. «Вознес смиренных» – людей или язычников, которых грех смирил, вознес, даровав им сыноположение; алчущих – язычников (так как они не имели Писаний, закона или заповедей), исполнил благами от Писаний, а иудеев, богатящихся законом и заповедями, выслал за пределы Иерусалима, горнего и дольнего, лишенными всякого блага. «Воспринял Израиля, отрока Своего» – говорится или о чувственных израильтянах, из которых многие уверовали, и исполнилось обетование Бога Аврааму: «и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12, 3); или об Израиле духовном: Израиль означает «видящий Бога» – Бог воспринял всех видящих Бога в небесное наследие.

И завершим толкование Песни Богородицы духовными размышлениями на данную тему сщмч. Григория (Лебедева), еп. Шлиссельбургского (отдал жизнь за Христа в 1937 г.; причислен к лику святых – в 2005-м). Он пишет: «Гордый и самонадеянный собирает сокровища земли и надеется удовлетворить свою жажду первенства на земле… Но тщетно! Господь насыщает только “алчущих правды”… Они насыщаются истинными “благами” и “в Бога богатеют”… И сии блаженны… А самонадеянные гоняются за призрачным насыщением жизнью, за обманным богатством. Они даже не богатые, а “богатящиеся”, т. е. думающие, что они богатые. В действительности же они – последние нищие, потому что, гоняясь за призрачным фундаментом жизни, они остаются в пустоте и сами пустые и обнаженные… Господь отпустил богатящихся “ни с чем”…

Так смиренный, предавший себя Божию водительству и ставший на Божием пути жизни, утвержден, вознесен, насыщен жизнью; и всё это потому, что “воспринял” Господь его, как “Израиля, отрока Своего”, и распростер над ним “милость Свою, обещанную Аврааму и семени (потомкам) его до века”.

Возвеличь же, душа моя, Господа, и радуйся, дух мой, о Боге, Спасителе моем!»

«Честнейшую Херувим…»

Песнопение, служащее припевом Песни Богородицы – не только красивое, но и глубоко догматичное, – подтверждает ту истину, что православное богослужение является замечательным учебником богословия. В этом песнопении, выражающем суть учения Церкви о Божией Матери, содержатся две важные для нашей веры истины – о Богоматеринстве и приснодевстве Преблагословенной Девы Марии. Эти истины проясняют вопрос о досточтимости и беспримерном прославлении Девы Марии в Церкви, поставляющей Ее превыше всех сотворенных существ – не только людей, но и Ангелов.

О почитании Божией Матери

«Из всего доброго – Она лучшая, из всего святого – Она святейшая, из всего чистого – Она чистейшая, из всего чудесного – Она чудеснейшая… После Господа Христа – Она совершеннейшая Вседобродетель в роде человеческом». Прп. Иустин Попович

«Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной» называет Церковь Пресвятую Богородицу. Мы почитаем Ее – потому что таково изволение Божие; потому что Она – чудесная Богоматерь и Дева; потому что Она – Матерь спасения, т. к. родила Спасителя; потому что Она – Всесвятая; потому что Она – Матерь всех христиан; потому что «во успении мира не оставила еси»… И личный опыт всех обращающихся к Ней с просьбами о помощи и заступлении свидетельствует, что эти просьбы не остаются безответными.

При этом свт. Филарет Московский замечает, что почитание наше не должно заключаться только в словах. Он пишет: «Не красна похвала в устах грешника. Если желаем достойно ублажать Матерь Божию, то да возлюбим всем сердцем Ее достоинства и добродетели; возлюбив, да поревнуем, по возможности, достойно в жизни следовать тому, что мыслию и словом ублажаем».

Подготовила Людмила Кузнецова

Молитва «Честнейшую херувим»

Пресвятая дева Мария совершила визит к своей дальней родственнице праведнице Елисавете, находившейся уже в преклонных годах. Обе женщины находились в положении. Радость Божественного присутствия преисполнила младенца во чреве Елисаветы и передалась матери его. Она встретила Богородицу пророческими словами благословления Сына Божьего.

В ответ Царица Небесная произнесла торжественный гимн во славу Господа. Ее речь благодарности была записана и впоследствии превращена в молитву «Честнейшую Херувим».

Как читается молитва?

В Евангелии почти не приведено описаний речей Пресвятой Царицы Небесной, но этот лирический и провидческий текст молитвы «Честнейшую Херувим» получил в христианстве богослужебное предназначение. По традициям православия молитву Богородицы «Честнейшую Херувим» принято петь на утрене между восьмым и девятым канонами.

Дьякон проводит обряд каждения повсеместно во всей церкви. Начинает он со святого престола и алтаря, затем обходит царские ворота и останавливается по правую сторону иконостаса у иконы Божьей матери, затем дает указ хору начинать пение.

В некоторых храмах поют антифонно на два хора, но в большинстве случаев молитву Честнейшую Херувим исполняют всей общиной совместно с прихожанами.

Это славословие является данью признания и почтения Девы Марии как истинной Богородицы и Царицы Небесной.

Верующие говорят, что искренне молящихся от всей души Пресвятая Матерь Божия осеняет личным благословением.

В чем помогает молитва «Честнейшую Херувим»?

Издревле Богородица выступает защитницей рода человеческого перед Господом. Ей можно довериться и поведать о всех своих радостях и горестях. Царица Небесная преумножит отраду и утолит печали. Люди обращаются к ней в следующих случаях:

  • неуверенность в себе;
  • алчность, зависть и корыстные намерения;
  • в поисках ответа на тягостные вопросы;
  • в тяжелой жизненной ситуации.

Матерь Божия дарует смирение и стойкость духа, избавляет от всяких дурных помыслов и утверждает на пути праведном. По вере просящего да прибудет ему.

Текст молитвы полностью на русском языке

Оригинальный текст молитвы Богородице «Честнейшую Херувим» был создан на греческом языке, а позднее переведен на славянский.

Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.

Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.

Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.

Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.

Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.

Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Духовная ценность и полный текст молитвы Богородице “Честнейшую Херувим”

История возникновения молебна

Многие православные верят, что слова этой чудесной молитвы были подсказаны её автору самой Божией Матерью. Действительно, история написания святого текста просто необыкновенна.

Молебен был написан в VIII веке преподобным Космой Маюмским. В Великую Пятницу его посетило божественное озарение, в результате чего святой сложил эту молитву. По преданию, сама Богородица явилась после этого Косме, выразив своё одобрение и вознеся ему похвалу.

Чудесное дополнение получила песнь, посвящённая Царице Небесной, в Х веке в монастыре Святого Афона. Один из монахов в своей келье усердно молился. Когда он начал произносить слова молитвы «Честнейшую Херувим», в келье внезапно появился очень красивый юноша. Он остановил монаха и пропел другое, неизвестное начало молебна. А уже потом добавил к этим словам окончание «Честнейшую Херувим». Неизвестные дотоле слова были столь прекрасны и изумительны, что афонский инок стал просить незнакомого юношу, чтобы он написал ему начало заветной молитвы. Но в келье не было никаких письменных принадлежностей. Тогда гость попросил принести каменную плиту и рукой написал на плите пропетые им слова. Затем он произнёс: «Отныне всегда так пойте и вы, и все православные христиане», – и стал невидим. После этого изумлённый инок понял, что это был Ангел Божий.

Так и возникла эта удивительная песнь во славу Матери Божьей, в которой человеческое творение переплелось с ангельским. Отныне, с 980 года, священный текст звучит в полном чтении.

Читайте также:  Молитвы и акафист иконе Пресвятой Богородице "Боголюбская" - священные тексты Богоматери о помощи

Видео «Молитва «Честнейшую Херувим»

В этом видео вы можете прослушать аудиозапись молитвенного песнопения.

В чем помогает молитва

Во все времена Царица Небесная является покровительницей рода человеческого перед Господом. Верующие ищут у неё утоление своих печалей и преумножение отрады.

Христиане обычно обращаются с просьбами к Богородице и произносят слова заветной молитвы, когда в жизни возникают следующие ситуации:

  • неуверенность в себе, растерянность и потеря нравственных ценностей. Далеко не всегда возможно справиться с неуверенностью самому. Здесь приходит на помощь искренняя молитва;
  • невозможность самому найти ответы на тяготящие вопросы;
  • зависть, алчность и корыстные намерения других людей причиняют немалый вред;
  • неспособность самостоятельно выбраться из тяжелой жизненной ситуации.

Матерь Божия дарует всем просящим стойкость духа, избавляет от греховных мыслей и злого умысла, направляет на путь истинный. Человек, потерявший покой, в любом бедствии может обратиться за помощью к небесам – далеко не со всеми трудностями можно справиться самостоятельно.

Матерь Божия дарует всем просящим стойкость духа

Как и когда читать молитвенное обращение

Несмотря на то, что молебен известен почти всем православным верующим, в Евангелии нет чётких и твёрдых указаний относительно места и времени его проведения. Однако многие священнослужители придерживаются некоторых правил и традиций чтения речей Богородицы. В наше время они считаются общепринятыми:

  • по традициям православия молитву Богородицы «Честнейшую Херувим» принято петь на утрене между восьмым и девятым канонами;
  • во время обряда каждения дьякон обходит храм, начиная со святого престола и алтаря и заканчивая царскими воротами;
  • в церкви, дьякон обязательно становится по правую сторону иконостаса, возле иконы, на которой изображен божественный лик Небесной Царицы;
  • после того, как священнослужитель занимает это место, начинает петь хор;
  • читать молитву можно как в церкви, так и дома;
  • чтение молебна необходимо произносить нараспев.

Произнося эту молитву, верующий не должен отвлекаться на посторонние вещи.

Текст молитвы «Честнейшую Херувим»

Разумеется, молитва, возносимая к Божьей матери, приносит свои плоды лишь в том случае, если просящий искренен в своих помыслах и не имеет зла в душе. Сами священнослужители считают такой обряд признанием и почтением Девы Марии, а христиане посредством этой молитвы могут выразить свою благодарность Матери Спасителя за оказываемую им защиту и помощь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Молитва «Величит душа моя Господа»

«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм “Господи, Спаси и Сохрани †” – ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)

Молитвы, псалтыри, песнопения, каноны, акафисты – это неотъемлемые составляющие каждого богослужения. Среди них можно выделить песнь Богородицы «Величит душа моя Господа». Она предшествует девятой песни канона на утреннем православном песнопении. Она является составной из нескольких частей:

  • хвалебная речь Девы Марии,
  • припев «Честнейшую херувим…»

Поэтому еще ее можно встретить под названием «Честнейшая». Есть сведения о том, что молитва-величание «Честнейшую херувим…» написал преподобный Косьма Маюмский. А сама песнь Богородицы с пророчеством Захарии вместе входят в девятую библейскую песнь.

История создания

Молитву Богородицы «Величит душа моя Господа» впервые произнесла Дева Мария при встрече со своей родственницей Елисаветой, матерью Иоанна Предтечи. Она длительное время не могла забеременеть и только в довольно преклонном возрасте на нее сошла Божья благодать. Как только Богородица получила такую радостную весть от архангела Гавриила, то тотчас отправилась в Назарет, чтобы обрадовать Елисавету.

Дом находился в гористой части Иудеи, которая принадлежала семейству Иуды. Как только на пороге появилась Божья Матерь, то младенец Иоанн еще в утробе почувствовал приближение Господа и начал биться. Такой знак сразу же передала Елисавета Деве Марии и оно было истолковано как предвестник появления Богомладенца. Именно ответ Богородицы на слова Елисаветы и стали текстом молитвы «Величит душа моя Господа».

Смысл текста и песнь в богослужении

Текст молитвы сохранился только на греческом языке, а также в переводах. Можно предположить, что первоначально данная молитва была на арамейском или еврейском языке.

Есть определенный установленный порядок использования данной молитвы. Зачастую ее исполняют между 8 и 9 канонами и после каждого стиха добавляется один и тот же припев. После 9 канона «Честнейшую херувим» можно петь и припев «Достойно есть». Во время пения молитвы служащий производит полное каждение храма. братия же в свою очередь творит поклоны.

Есть определенные дни, когда пение данной песни отменяется:

  • Светлая и Страстная седмицы,
  • двунадесятые Господские праздники,
  • двунадесятые Богородичные праздники,
  • Недели Цветной Триоди,
  • следующий день после Рождества Христова,
  • Богоявления,
  • Пятидесятницы,
  • Обрезание Господне и прочие.

В такие дни на 9-й песни канона могут петься другие особые припевы. Первый из них бывает оглашается диаконом.

Текст и слова «Величит душа моя Господа»

Данную молитву поют на два хора. Есть только единственное указание гласа пения данной молитвы на 1 сентября в Минее. Именно на данный праздник Новолетия принято петь ее громко и на 6-й глас. Но в современных богослужениях данное требование не придерживается. Зачастую ее поют напевом самогласным. Бывают также случаи, когда ее поют вместе с народом.

Зачастую данную молитву не требуют знать наизусть как некоторые обязательные молитвы. Ее не читают индивидуально, а только в составе хора или священнослужителями. Это молитвословие не особо легкое, поэтому запоминаются сложновато. Ее можно повторять во время общей молитвы, но не стоит делать это машинально. Вдумывайтесь в каждое слово и старайтесь вникнуть в суть сказанного. Многие говорят о том, что чтение именно церковных молитв, а не своими словами, помогает стать ближе к Господу.

Величит душа Моя Господа,
и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе моeм.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Яко призре на смирение рабы Своея,
се бо от ныне ублажат Мя вси роди.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Яко сотвори Мне величие Сильный,
и свято имя Его, и милость Его
в роды родов боящимся Его.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Сотвори державу мышцею Своею:
Расточи гордыя мыслию сердца их
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Низложи сильныя со престол
и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ
и богатящияся отпусти тщи.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Восприят Израиля отрока Своего,
помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим,
Аврааму и семени его, даже до века.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Не забывайте также о том, что после получения чего-либо от Господа, необходимо поблагодарить Его за это. В данном случае можно сказать своими словами, а можно использовать церковные тексты.

Смотрите так же видео с молитвой Богородицы:

ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА

[греч. Μεγαλύνει ἡ ψυχή μου τὸν Κύριον; лат. Magnificat], евангельская песнь Богородицы (Лк 1. 46-55), к-рая в богослужебных книгах включается в число библейских песней.

Евангельский рассказ

Слова этой песни были произнесены Пресв. Девой при встрече со Своей родственницей прав. Елисаветой, матерью св. Иоанна Предтечи. Получив Благую весть от арх. Гавриила, Дева Мария спешно отправилась из Назарета в дом Елисаветы, к-рая чудесным образом зачала в старости. Согласно Евангелию, дом находился в гористой части Иудеи, в городе, принадлежавшем колену Иуды. Когда Пресв. Дева еще только приветствовала Елисавету при входе в дом, младенец Иоанн, почувствовав приближение Господа, от радости взыграл в утробе той (что можно рассматривать как начало свидетельства Предтечи о Христе) и эта радость передалась матери, к-рая по внушению Св. Духа подтвердила обетование о рождении Богомладенца. Песнь Богородицы явилась ответом на сказанное прав. Елисаветой (Лк 1. 42b – 45).

Текстология и содержание

Хотя песнь «В.» сохранилась только на греч. языке (и в переводах с него), естественно предположить, что первоначально она была воспета по-еврейски или по-арамейски. Совр. наука с помощью частотных методов доказала это предположение (С. Фаррис); кроме того, цитаты и аллюзии из ВЗ, встречающиеся в тексте песни, соответствуют не греч. переводу LXX, а евр. оригиналу (А. Никкаччи, Р. Бат). Т. о., выдвинутое критической школой мнение об изначальном греч. языке песни, хотя и встречающееся в совр. лит-ре (Р. Браун), ошибочно.

Разночтения в тексте песни в рукописях, как правило, незначительны. Но необходимо отметить то, что в неск. ранних лат. рукописях (напр., кодексы a b по общепринятой системе обозначения новозаветных рукописей) и у нек-рых авторов (напр.: Nicet . Rem . De psalmodiae bono. 9. 11) в ст. 46 вместо имени «Мариам» читается имя «Елисавета» (рукописи, в к-рых нет имени, неизвестны). В греч. новозаветных рукописях это разночтение не встречается и слишком большого значения ему придавать поэтому нельзя; тем не менее в кон. XIX – нач. XX в. мн. критически настроенные исследователи приняли его как сохранившееся оригинальное чтение и стали приписывать создание песни прав. Елисавете. Учеными этого направления был выдвинут ряд аргументов в пользу такой атрибуции, но общее содержание гимна, к-рый в большей мере связан с темой Благовещения, а не с рождением Иоанна Предтечи, и текстологическая слабость чтения «Елисавета», опровергают эти аргументы и доказывают, что евангелист свидетельствует о том, что песнь «В.» была воспета именно Пресв. Девой. Свидетельство этой песни тем бесценнее, что это – одно из немногих изречений Божией Матери, присутствующих в Евангелии.

Читайте также:  Молитва Николаю Чудотворцу о дочери: текст о замужестве и здравии, защите и счастье

Церковь никогда не сомневалась в том, что песнь «В.» была пророчески изречена Самой Божией Матерью, так же считают и мн. совр. исследователи, однако высказывались и иные предположения: что это могли быть слова св. Луки, переадресованные им участникам евангелических событий (A. Гарнак, Р. Таннхилл; впрочем, с т. зр. стиля это маловероятно, как показано в работах Х. Шюрманн, Р. Бультман, Ф. Хаук), или что песнь «В.» является раннехрист. или даже раннеиудейским гимном (Г. Гункель, Ф. Бовон). Метрический размер песни не установлен.

Гимн «В.» принадлежит к жанру хвалебных песен, традиц. для ВЗ и имеющих характерный параллелизм в композиции (Г. Гункель, И. Маршалл, Фаррис, Бовон). Наиболее близки к «В.» те песни, к-рые по содержанию связаны с серьезным вмешательством Бога в жизнь избранного народа (Исх 15, Суд 5, 1 Цар 2, Авв 3); кроме этих песней «В.» имеет близкие параллели и с нек-рыми др. местами в тексте ВЗ (Пс 34. 9 и др.). Песнь имеет схожую структуру с 2 др., приводимыми св. Лукой в рассказе о детстве Христа (песни Захарии и Симеона): пророчество-исполнение-благодарение. Т. о., «В.» может рассматриваться как последняя песнь ВЗ и первая песнь НЗ, свидетельствующая об исполнении мессианских чаяний Израиля и всего человечества. В святоотеческой традиции гимн «В.» иногда рассматривается как пророчество о Церкви ( Iren . Adv. haer. 3. 10. 2).

Песнь Богородицы в правосл. богослужении

Песнь Богородицы как одно из немногочисленных евангельских изречений Пресв. Марии и одновременно вдохновенный пророческий и поэтический текст получила в Церкви богослужебное употребление. В качестве одной из библейских песней (между песнями вавилонских отроков и прор. Захарии) она под именем «молитвы» (προσευχή – как и песнь прор. Анны) присутствует уже в Александрийском кодексе Библии (V в.). Во многих более поздних памятниках (в частности, в совр. богослужебных книгах правосл. Церкви) «В.» часто помещается после песни вавилонских отроков. В эпоху зарождения гимнографического жанра канона песни вавилонских отроков и «В.» могли образовывать основу для двупеснца (неполного канона) – подобный пример сохранился в папирусе VII в. (Ryland. Pap. 466), к-рый содержит 4-строфные тропари с подзаголовками «на Благословите» (т. е. для исполнения с песнью вавилонских отроков) и «на Величит».

Однако в памятниках к-польского кафедрального богослужения IX-XII вв.- Типиконе Великой ц. и др.,- «В.» помещается после песни прор. Анны и занимает в к-польской системе 15 библейских песней 7-е место (см.: Schneider . S. 64). Согласно певч. рукописи нач. XV в. (Athen. Bibl. Nat. 2061), сохранившей распределение антифонов к-польского песненного последования, «В.» вместе с песнью прор. Анны образовывала 7-й рядовой начальный антифон субботней утрени и пелась с припевом (μεγαλυνάριον) «Матерь святая чистого Света, ангельскими песньми Тя ублажая, величаем» ( Арранц . Как молились. С. 280).

Песнь «В.» (точнее, ее начальные стихи) также использовалась в Типиконе Великой ц. в качестве прокимна на Богородичные праздники: Рождество (8 сент.), Введение во храм (21 нояб.) и Собор Пресв. Богородицы (26 дек.), Сретение Господне (2 февр.; праздник имеет признаки как Господского, так и Богородичного), Положение ризы (2 июля), Успение (15 авг.) и Положение пояса Пресв. Богородицы (31 авг.), в субботу Акафиста, вторник Светлой седмицы, празднование дня освящения построенной патрицием Урбицием ц. Пресв. Богородицы (вечером 1 сент.), а также на литии в день освящения К-поля 11 мая (поскольку К-поль считался городом Божией Матери); стихи «В.» пелись в составе аллилуиария 9-го июля, в среду Светлой седмицы и в понедельник 2-й седмицы по Пасхе ( Mateos . Typicon. Vol. 2. P. 225).

В древнем (IV-X вв.) кафедральном богослужении Иерусалима, согласно груз. переводу иерусалимского Лекционария, песнь «В.» пели на Благовещение и др. Богородичные праздники ( Tarchni š. Grand Lectionnaire. N 268, 1437).

По Студийскому и Иерусалимскому уставам, первый из к-рых получил в IX-XII вв. широкое распространение в визант. монашеской среде, а второй был принят после XII-XIV вв. в правосл. Церкви повсеместно, «В.» входит в структуру канона утрени (он состоит из 9 (или 10) библейских песней), занимая место после песни вавилонских отроков.

Чин богослужения с 9 библейскими песнями впервые встречается в описании воскресного всенощного бдения у аввы Нила, жившего на Синае в VII в. (по «Повествованию отцов Иоанна и Софрония», из гл. 23 «Толкований на молитву Господню» прп. Никона Черногорца (XI в.) – см.: Il testo integrale della «Narrazione degli abbati Giovanni e Sofronio» attraverso le «῾Ερμηνεῖαι» di Nicone / Ed. A. Longo // RSBN. 1965/1966. Vol. 2/3. P. 251-252). Здесь же упоминается практика петь тропари на песнях вавилонских отроков и «В.» (чего, по мнению аввы Нила, не должно быть в богослужении монахов-отшельников); вероятно, имеется в виду практика пения на этих песнях двупеснцев, аналогичных сохранившемуся в папирусе VII в. (Ryland. Pap. 466).

В полном каноне, к-рый является центральным гимнографическим текстом утрени по Студийскому и Иерусалимскому уставам, ирмос 9-й песни обычно посвящен Божией Матери или даже содержит прямые аллюзии на «В.»; возможно, «В.» была основой для 9-й песни канона. Однако в первоначальной редакции Студийского синаксаря, к к-рой близок Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г., специальных сведений о «В.» нет; эта песнь даже не указана среди «отпелов» (антифонов) Типикона ( Пентковский . Типикон. С. 406-407). Ничего не сообщает о «В.» и Евергетидский Типикон кон. XI в.

В Иерусалимском уставе порядок исполнения «В.» освещен подробно: она поется между 8-й и 9-й песнями канона утрени (основу 8-й песни канона утрени образует песнь вавилонских отроков; основу 9-й – песнь прор. Захарии, отца св. Иоанна Предтечи), к каждому стиху «В.» припевается один и тот же припев – написанный прп. Космой Маюмским ирмос 9-й песни трипеснца Великой пятницы «Честнейшую херувим» (из-за этого в богослужебных книгах синонимом термина «В.» выступает термин «Честнейшую»). В конце 9-й песни канона «Честнейшую херувим» может повторяться еще раз с припевом «Достойно есть». Стихи «В.» с припевом «Честнейшую херувим» поются 2 хорами поочередно; для пения «Достойно есть» хоры сходятся.

Возможно, обычай исполнять «В.» таким способом появился уже в эпоху Студийского устава: в Мессинском Типиконе 1131 г. неск. раз упомянуты «7 обычных ирмосов Божией Матери» ( Arranz . Typicon. P. 395), исполняемые после канона; предположительно, число 7 возникает благодаря соединению 6 стихов «В.» со стихом «Достойно есть».

Согласно Иерусалимскому уставу, пение «В.» на утрене начинается с того, что диакон (или священник), кадя св. престол, возглашает: « (или ) » (в старых редакциях богослужебных книг – напр., рус. дониконовских,- возглас может не содержать слов « »). Во время пения «В.» служащий совершает полное каждение храма, а братия творит поклоны. «В.» поется на 6-й глас, т. е. на глас ирмоса «Честнейшую херувим», затем начинается 9-я песнь канона, в конце к-рого (за рядом исключений) поется гимн «Достойно есть», непосредственно связанный с «В.» использованием общего припева, а также тем, что после «Достойно есть» совершается поклон.

Согласно совр. рус. Типикону, «Достойно есть» в конце канона исполняется только на будничной утрене (когда не поется Великое славословие) вне пред- и попразднств, только если канон не имеет катавасии (впрочем, в Троицкую родительскую субботу указаны и катавасия, и «Достойно есть»). Т. о., весьма часто возникают случаи, когда «В.» на утрене поется, а «Достойно есть» – не исполняется. В старых редакциях Иерусалимского устава связь между «В.» и «Достойно есть» более отчетлива, т. к. последнее указывалось и для праздничной утрени и отменялось только вместе с «В.».

Иногда «В.» отменяется. По совр. рус. Типикону (гл. 20) это случается в следующие дни: Страстную и Светлую седмицы (начиная с Лазаревой субботы и заканчивая Антипасхой); двунадесятые Господские праздники; двунадесятые Богородичные праздники; отдания двунадесятых праздников; Недели (воскресенья) Цветной Триоди, кроме 7-й; Преполовение Пятидесятницы и его отдание; следующий день после праздников Рождества Христова, Богоявления (26 дек. и 7 янв.) и Пятидесятницы (понедельник Св. Духа); Обрезание Господне (1 янв.) и праздник Трех святителей (30 янв.). Однако не во все эти дни «В.» отменяется безусловно: если двунадесятые Богородичные праздники (а также праздник Сретения Господня, имеющий характер и Господского, и Богородичного), отдания двунадесятых праздников, 26 дек. и 1, 7 и 30 янв. попадают на воскресные дни, то «В.» поется; «В.» может исполняться и на праздник Сретения Господня и на отдание Благовещения, если те попадут на нек-рые дни Триоди Постной. В совр. рус. практике «В.» может отменяться и на день Покрова Пресв. Богородицы (1 окт.).

Отмена «В.», как правило, связана с пением на 9-й песни канона особых праздничных припевов (Μεγαλυνάρια букв.- Величания). Однако в нек-рые дни «В.» отменяется, но не заменяется припевами: во всю Страстную седмицу (включая Лазареву субботу и Неделю ваий); в Недели (воскресенья) Цветной Триоди со 2-й по 6-ю; на Преполовение и его отдание; в понедельник Св. Духа и на отдание Пятидесятницы (на саму Пятидесятницу особый припев в Типиконе не указан, но он традиционно выписывается в певч. книгах).

Ссылка на основную публикацию