Водосвятный молебен – что это такое, как и когда проводят

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Водосвятный молебен

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Часто мы можем услышать такое понятие как молебен. Что это такое? Молебен – это особый вид богослужения, во время которого обращаются с просьбами к Господу, Богородице и святым о послании благодати и милости за получение благ. А что такое водосвятный молебен в церкви?

Это праздник, во время которого происходит освящение воды. Основным большом праздником принято считать Крещение, но бывают и малые водосвятные молебны. Именно поэтому освященную воду взять в храме можно в любое время. Эти молебны Вы можете заказать и самостоятельно с именами Ваших близких.

Во время такой молитвы священнослужитель будет просить о здоровье для тех, о ком молится. Если Вы присутствовали на ней, то по окончанию Вы сможете набрать воды домой.

Чаще всего такие молебени заказывают по таким случаям как:

  • Путешествия
  • Болезни
  • Для вразумления заблудшего

Зачастую заказывают молебен святому, имя которого Вы носите. Рекомендуют делать это в день именин. Если Вы делаете это в другой день, то желательно знать, какой святой будет наилучшим помощником в любой мирской проблеме и ситуации.

Водосвятный молебен последование

В храмах подобные молебни проводят после литургии по нуждам и просьбам верующих. Во время их проведения в основном проводят малое освящение воды. Текст водосвятной молебни никогда не меняется.

Ритуал происходит определенным образом:

  • На середину церкви выносят стол и покрывают его. Затем ставят чашу с водой и кладут Евангелие и Крест. Перед чашей стоят зажженные свечи.
  • После возгласа священнослужителя произносится псалом 142-й.
  • После поют: Бог Господь и тропари. Во время этого иерей производит крестообразно кадит воду.
  • За прочтением псалма 50-го, тропарей и ектении, производят каждение храма или дома, в котором это происходит.
  • После этого читается прокимен и читается Апостол (Евр. 2, 14-18).
  • Затем проводится чтение Евангелие (Ин. 5, 2-4).
  • За этим произносят ектению:

Миром Господу помолимся , в которой возносятся прошения об освящении воды. В основном при этом происходит каждение воды. После чего священник произносит молитву об освящении воды.

Бывает, что читают и особенную молитву:

Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди ныне к молящим Тя рабом Твоим, Владыко, и поели Духа Твоего Святаго и освяти воду сию: и даждь пиющим от нея и приемлющим и кропящимся ею рабом Твоим пременение страстен, оставление грехов, болезнем исцеление, и освобождение от всякого зла, и утверждение же и освящение домом и очищение всякая скверны, и навета диавольскаго отгнание: яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь .

  • Затем священник берет Крест. Распятие он направляет к себе. Затем делает крестообразное движение поверх воды его нижней частью. После происходит погружение всего Креста в воду. В это же время поются тропари: Спаси, Господи, люди Твоя… (трижды) и Твоих даров… .
  • После этого иерей целует Крест, который вынули из воды, и кропит всех присутствующих и церковь.
  • Все по очереди прикладываются к кресту, а священник кропит каждого.
  • По завершению процессии те, кто заказал молебен, могут набрать воды.

Это было краткое описание всего того, что происходит и как происходит процесс полностью. Те, кто желает узнать полностью, могут ознакомится с текстом последования водосвятного молебна из видео в конце статьи.

Водосвятный молебен святителю Спиридону Тримифунтскому

Молитвы, которые обращают к этому Святому, помогут Вам:

  • Улучшить материальное состояние
  • Достичь успехов в делах
  • Привлечь денежное благосостояние

Часто рекомендуют заказывать молебни именно этому Святому, если у Вас не получается решить какие-то вопросы, связанные с этими сферами. Главное – это искренняя молитва и Ваше прошение будет услышано.

Нет разницы к Господу, Богородице или какому другому Святому Вы обращаете свою молитву и прошение – основное в этом деле – молитва от чистого сердца, искренность и чистота мыслей. Ведь только с помощью твердой веры мы сможем донести нашу просьбу до небес. Только искренняя вера может творить чудеса, которые порой так нам необходимы!

Да хранит Вас Господь!

В этом видео вы узнаете текст последование водосвятного молебна:

Водосвятный молебен

В богослужебной практике Православной Церкви есть такое понятие, как требы. Это небольшое по объему Богослужение, совершаемое по просьбе (потребности) прихожан. К требам относятся молебны – особые службы Господу, Богоматери, ангелам и святым, во время которых молятся о здравии православных христиан. Молебны совершают как отдельное Богослужение до или после Литургии, а также в любые другие дни.

Молебны бывают: Спасителю, Богоматери перед различными Ее иконами, ангелам и святым угодникам Божиим. Также по цели обращения молебны бывают: благодарственные, о болящих, о путешествующих, перед началом учебного года и т.д.

Все это разнообразие молебнов можно разделить на группы:

  • Благодарственные
  • Просительные
  • Молебны с водосвятием
  • Молебны с акафистом
  • Молебны с крестным ходом

При этом на водосвятном молебне может также читаться акафист. Молебен с крестным ходом служится, как правило, в дни престольных и других храмовых праздников.

Что такое водосвятный молебен

Молебен с водосвятием отличается от обычного тем, что на нём священник освящает воду. Такой молебен обычно служат в дни больших или храмовых праздников, а также особо чтимых святых до или после Божественной Литургии.

Если недалеко от храма или монастыря имеется источник, молебен с водосвятием часто служат там. В особых случаях (обычно это тяжёлая болезнь) водосвятный молебен можно отслужить и дома по согласованию со священником.

На водосвятном молебне вода освящается малым чином. В отличие от Великого освящения воды, которое совершается только два раза в году,18 и 19 января, то есть в Крещенский сочельник и на сам праздник Крещения Господня. Интересно, но чин малого освящения воды ничуть не короче великого, а скорее наоборот. Одно из отличий в том, что на Крещение благословляется «все водное естество», а во время водосвятного молебна только та вода, в которую священник погружает Крест.

Заказать молебен с водосвятием можно любому святому. В Русской Церкви наиболее популярны молебны перед иконами Божией Матери Владимирская, Иверская, Неупиваемая Чаша, Всецарица; святителю Николаю Чудотворцу, блаженным Ксении Петербургской и Матроне Московской, Пантелеимону Целителю, Луке Войно-Ясенецкому.

На некоторых приходах или в монастырях есть традиция регулярно служить водосвятные молебны, как правило, по субботам или воскресеньям. Вода, освященная на таком молебне, стоит потом всю неделю в большой бочке в храме, ее прихожане пьют и набирают домой.

Часто требы служат святому, в честь которого освящен храм или его предел. Молебны могут быть как простительные: о здравии, о путешествующих, на всякое доброе дело, так и благодарственные.

Как написать записку в храме

На молебен принято подавать записки только о здравии. Вверху записки как обычно рисуют крест. Православный крест бывает четырех, шести- и восьмиконечный.

Кроме обычного заголовка «о здравии» пишут «молебен» и кому он служится. Часто берутся традиционные распечатанные бланки записок, а уточнения записывают от руки.

  • На молебне, так же как на Литургии, можно молиться только о крещеных православных христианах.
  • Имена нужно писать в полном формате, в родительном падеже: Анны, Виктора, мл. Александра и т.д.
  • Также, как и в обычной записке, уточняют возраст человека: до 7 лет – младенцы, от 7 до 14 – отрок, отроковица.
  • Указывают духовный сан: иерей – иер.; протоиерей – протоиер.; инок (инокиня) – ин.; игумен (игумения) – игум. Иоанна, архим. Анатолия и т.д.

Краткое последование молебна с водосвятием

На середину храма или часовни ставят стол, на который ставят чашу с водой для освящения, кладут Евангелие и Крест. Также на стол ставят ёмкости с водой, принесенные прихожанами. Не стоит приносить на освящение воду в бутылках с узким горлышком, т.к. иерей не сможет опустить туда Крест, как положено по Уставу.

Молебен начинается с традиционного возгласа иерея: «Благословен Бог наш…». Затем поют молитву Святому Духу «Царю Небесный». На великой ектении добавляют особые прошения: благодарственные, просительные, о благополучном путешествии и т.д. в зависимости от цели молебна. Также на молебне поются тропари и припевы (краткие молитвенные обращения ко Господу, Божией Матери, Ангелам и святым).

Записки, которые вы подали на молебен, будут читаться во время сугубой ектении после чтения Евангелия.

Чин малого водоосвящения заключается в следующем:

Священник произносит великую ектению, к которой добавляют особые прошения об освящении воды, даровании ей благодатных свойств.

Читайте также:  Псалом 53: текст на русском языке, толкование и значение молитвы, для чего читают

Затем священник читает особую молитву:

Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди ныне к молящим Тя рабом Твоим, Владыко, и поели Духа Твоего Святаго и освяти воду сию: и даждь пиющим от нея и приемлющим и кропящимся ею рабом Твоим пременение страстен, оставление грехов, болезнем исцеление, и освобождение от всякого зла, и утверждение же и освящение домом и очищение всякая скверны, и навета диавольскаго отгнание: яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь .

Потом священник берёт Крест распятием к себе, опускает его основание в воду и делает крестообразное движение, а после опускает в сосуд с водой весь Крест. При этом иерей поет первую строчку тропаря Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя», а хор продолжает: «И благослови достояние Твое..». Так повторяется три раза.

Потом священник окропляет святой водой молящихся и весь храм под пение хором тропарей: «Твоих даров», «Источник исцелений» и т.д.

Затем произносится сугубая ектения и отпуст. Если служился благодарственный молебен, то в конце поется «Слава в вышних Богу» или «Тебе Бога хвалим». Традиционно молящиеся после молебна прикладываются к мощам, иконе святого, которому служили молебен, или чтимой иконе. При этом хор поет «Величание».

Как заказать водосвятный молебен

Водосвятный молебен заказывают довольно редко. В некоторых храмах есть традиция служить молебен с водосвятием каждую неделю. Также водосвятием молебен служится на престольный праздник храма, а также в дни памяти некоторых угодников Божиих.

Но это не значит, что нельзя заказать водосвятный молебен при необходимости. Только сделать это нужно заранее, придя в храм и обратившись в церковную лавку («за ящик»). В особых случаях разрешается служить этот чин дома или на улице. Например, молебен от грызунов, которые вредят посевам.

Как обращаться со святой водой

Итак, молебен закончился и прихожане получили по баночке освящённой воды. Что делать с ней дальше? Как хранить, когда употреблять?

Хранить святую воду нужно в чистой стеклянной банке с крышкой или в специальном сосуде, который продается в церковных лавках.

Натощак, то есть до приема пищи, пьют только Крещенскую воду. Воду же с обычного молебна можно употреблять в течение дня, кропить ей дом, людей, домашний скот, добавлять в пищу.

Но нельзя окроплять святой водой нечистые места. Только однажды в году, в день праздника Крещения Господня окропляют все места без исключения.

Святой водой нельзя пользоваться для проведения магических обрядов. Многие колдуны используют святую воду в своих целях и этим оскверняют ее.

Не стоит хранить святую воду вместе с продуктами и бытовыми вещами. Выделите для нее отдельное место где-то в красном углу.

Пить святую воду нужно с благоговением и молитвой о том, чтобы Господь освятил наши мысли и чувства, исцелил душевные и телесные болезни и дал нам силы жить по Его святым заповедям.

Молитва перед принятием святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый святая Твоя просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Молебен

Моле́бен (молебное пение) – богослужение, при котором верующие просят Господа, Богородицу или святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благодеяний.

Благодарственные молебны адресуются только Господу. Заказывая молебен за свечным ящиком, мы подаем записку с именами тех, за кого он будет совершаться.

Некоторые молебны принадлежат к общественному богослужению и совершаются в храмовые праздники или в особо установленное время, обычно они соединяются с чином малого освящения воды. Другие совершаются по просьбе отдельных лиц или в бедственных случаях (болезнь, засуха, война).
Потребность помолиться «о малом» так, как учил преподобный Амвросий Оптинский – «коротенько, да горяченько», осуществляется нами на молебне. Болеем ли мы? – Будем служить молебен о недужных. Начинаем ли важное дело? – На молебне попросим помощи Божией. Отправляемся ли в путь? – Выслушаем чин благословения в путешествие. Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться своему святому? Закажем ему молебен. Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? – Совершим чин благословения на начало учения отроков. Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? – Будем служить благодарственный молебен…

Совершение молебна может происходить в храме, в доме, при освящении посевов – на поле и т.д. Может соединяться с водоосвящением.

По структуре молебен представляет собой сокращённый вариант утрени. Евангелие на молебне читается не перед чтением канона, а после его 6-й песни. На молебне должен читаться канон в честь того, или тех, кому молебен служится. В современной практике канон может читаться не полностью, а служение может быть ограничено пением одних лишь ирмосов или припевов канона.

В Чин молебна входят 50-й псалом, тропари, канон (обычно поются одни припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому был обращен молебен. Чинопоследование молебна содержится в Требнике. Иногда к молебну прибавляется пение акафиста.

О недопустимости молебнов после Литургии

Заказ молебнов или панихид сразу после литургии теми, кто в ней участвовал является непониманием сущности Евхаристии. Ниже мы приводим несколько авторитетных мнений по этому вопросу.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

На епархиальном собрании Москвы 23 декабря 2009 года Патриарх указал на недопустимость совершения общего молебна после Божественной литургии и напомнил, что молебен – это краткая утреня. Служение молебна как части Литургии противоречит церковному уставу, сказал Патриарх и отметил, что практика совершения общих молебнов возникла в советское время, когда было «мало храмов, а просьбы отслужить молебен поступали, и чтобы на все просьбы ответить, объединяли все прошения в общий молебен».
Патриарх призвал отходить от этой практики и служить молебны, когда их заказывают: «Заказывают – послужи, заказали с акафистом – надо отслужить с акафистом», – сказал Патриарх. – Отходить от практики. Заказывают – послужить. А делать частью литургии – против церковного устава.

Глава из книги «Евхаристия»
профессор Архимандрит Киприан (Керн)

Отрицанием евхаристичности, т. е. самого смысла Литургии является просьба человека, присутствовавшего на Литургии и слышавшего эти слова, отслужить ему благодарственный молебен, потому что он ему понятнее, ближе и говорит ему больше, чем самая возвышенная благодарственная служба – Евхаристия.

Так невыразимо грустно слышать эти просьбы о благодарственном молебне после Литургии, т. е., иными словами, вместо Литургии, которая, следовательно, ничего не говорит душе желающего поблагодарить Бога человека. Кстати сказать, вообще, служение каких-либо треб после Литургии так противоречит духу нашего богослужения!

После заупокойной Литургии, на которой совершилось поминовение усопших, и на проскомидии и на ектении, после отслуженного накануне парастаса просьба о совершенно частной, моей собственной, моей личной панихиды, т. е. исковерканной заупокойной утрени, сведенной на 10-минутную требу, звучит опять-таки таким непониманием сущности евхаристического Жертвоприношения за упокоение душ усопших.

Еще, может быть, большим литургическим противоречием является вообще служение молебна после Литургии, молебна сегодняшнему святому. Это есть отрицание всего прекрасного архитектонического плана нашего богослужения. Суточный круг последований данного праздника или святого, начавшийся накануне с вечерни, перешедшей потом в утреню (с их стихирами, тропарями, канонами и кондаками, в которых постепенно, все больше и больше нарастая, раскрывалось значение празднуемого события) закончился, завенчался Божественной Литургией, Тайной Вечерей в честь данного события или святого.

Это та вершина богослужебного откровения, выше которой не может и не смеет быть ничего. Если что-то есть, что может быть выше евхаристического прославления данного праздника, то, значит Литургия – не вершина, значит, есть что-то важнее в круге и иерархичности священных воспоминаний и чинопоследований, что выше Тайной Вечери. И таковым является молебен тому или иному святому или празднику, в котором представлена сокращенная до всякой потери индивидуальности данного праздника и воспоминания утреня с запевами канона вместо самого канона, с величанием вместо глубоких по содержанию стихир, пропетых накануне, и, конечно, с подачей записочек о здравии и с многолетиями тому или иному лицу.

Несказанно грустно, скорбно, больно за литургическую безграмотность, за попрание основных принципов устава церковного благолепия, за нарушение церковной красоты. Мы это говорим с полной сознательностью и убеждением не потому только, что это является нашим литургическим убеждением, нашим личным переживанием богослужебного строя, a потому, что за собой мы слышим дорогой нам голос тех наших Учителей, именно Учителей с большой буквы, литургический слух которых был безошибочен и понимание смысла и строя нашего богослужения было непогрешимым.

Мы ссылаемся на авторитет, научный и литургический авторитет церковности покойных митрополита Антония Храповицкого и епископа Гавриила Чепура, которые всегда решительно осуждали эти молебны после Литургии и их не служили никогда.

Читайте также:  Молитва Филарета Московского на каждый день - благодарственная ежедневная молитва святому, правила чтения

«А сегодня на литургии изобразительные пели полностью, на блаженнах – что полагается из канона святого и отцев. Тропарей и кондаков у нас только шесть, читалось три Апостола и три Евангелия. Конечно, молебна не было, ибо не полагается после литургии, а только пред «Буди имя Господне» – тропарь святому и молитва. Но многолетие и вчера после молебна, и сегодня после литургии было. Многолетствовал и преосвященнейшему Корнилию, епископу Вязниковскому и Яропольскому, с богохранимой паствой владимирской. И со стороны продолжительности соблюли устав, который требует, чтобы литургия шла один час. У нас часы и литургия с многолетием заняли 1 час 5 минут».

4 февраля (по ст.ст) 1923 года (Свт. Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец. ТСЛ, 2003, стр. 72.).

Преподаватель регентского факультета Свято-Тихоновского университета Евгений Тугаринов, регент архиерейского хора Русского православного собора в Лондоне (из интервью)

– В России относятся к молебнам и литиям после литургии по-разному. Например, архимандрит Таврион (Батозский) говорил что это ни к чему – в Чаше заключена вся полнота.

– Вот и владыка (митрополит Сурожский Антоний) и отец Михаил (Фортунато) говорили мне примерно то же самое: зачем молебен, зачем панихида, мы уже всех поминали на проскомидии.

Священник Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, г. Москва, духовник Свято-Владимирского учебного центра, ведущий телепрограммы «Православная энциклопедия»

Если человек участвует в Литургии, если мы говорим, что он одновременно ее сослужитель, то он пришел в храм не просто просить что-то лично для себя, но в этот момент стал Церковью, исполнил себя как член Тела Христова. И поэтому когда совершается Литургия, она обнимает собой каждого человека лично со всеми его нуждами, печалями и тугами. Веровать во святую апостольскую Церковь – значит верить, что она и все твое прошение, всю глубину твоей скорби, твоей радости, твоего горя, твоего благодарения принесла к престолу Божию.

Но люди, которые не видят в Церкви ее всеобъемлющего значения, потом приходят и просят – специально для меня послужите вот по этому конкретному поводу, хотя в самой Литургии уже заключено исполнение всех этих прошений. И в практику нашей Церкви давным-давно вошло служение после Литургии молебнов и панихид. Зачем? Подал ты записку или не подал, раз ты в Церкви стоишь, разве тебя Господь не видит? Разве Он не знает прежде твоего прошения все, что ты хочешь у Него попросить?

И поэтому служить после Литургии молебен просто бессмысленно. Происходит это только оттого, что часть людей, пришедших на службу в храм, участвует в Литургии, а часть – находится во время Литургии. Часть людей – отдается полностью соединению Церкви, а часть переживает немножечко иначе: они пришли, отстояли службу, а уже потом для них начинается самое главное, – сейчас будут просить о его личной конкретной просьбе, о его здоровье, о его путешествии, хотя все это в Литургию входит духовно, потому что приносится жертва, и Он, Спаситель мира, приносит жертву за всех и за вся.

Это так привычно стало, – заканчивается Литургия, священник выходит служить водосвятный молебен. Но вы себе представить не можете, как священнику внутренне тяжело и нелепо служить молебен после Литургии, когда все, что можно, у Бога испросили.

Тогда возникает вопрос: зачем существуют молебны, зачем существуют панихиды? А они существуют как внелитургическое действие. И сейчас нигде, ни в Греции, ни в Болгарии, мы не встретим совершение молебна после Литургии, и в России раньше такой практики не было. Священник приглашался в дом или в какое-то определенное место, и служился молебен по конкретному поводу с конкретными людьми. Например, молебен на ниспослание дождя.

Но если есть нужда молиться о ком-то особенно, например, о болящем, об этом должна молиться вся Церковь, все вместе, а не отдельно священник за отдельно взятого человека. Поэтому существует специальное прошение, которое при необходимости вставляется в сугубую ектению, – и о путешествующих, и о страждущих, и о болящих. И тогда о ком-нибудь одном или, может быть, о двух-трех людях, которые близки сердцу каждого в храме, будет молиться вся Церковь.

Водосвятный молебен: что это такое и почему он важен для православного человека?

В христианской традиции существует множество обрядов и действ, направленных на помощь страждущим. К ним относятся и так называемые требы – небольшие службы, проводимые по просьбам прихожан. Наиболее распространенные требы в православной церкви – это молебны. Их проводят как в большие церковные праздники, так и в обычные дни, ими часто завершают особые, торжественные и повседневные богослужения. Одной из важнейших треб для православного верующего выступает водосвятный молебен, что это такое и почему эта служба так значима для многих прихожан, мы узнаем в этой статье.

Традиционный молебен с водосвятием

Как известно, наиболее важным водосвятным богослужением считается великий праздник Крещения Господня, посвященный воспоминаниям о том, как Сын Божий был крещен Иоанном Крестителем в водах реки Иордан.

Крещенское богослужение отличается еще и тем, что в этот праздник водосвятный молебен проводится по особому великому чину освящения. Вода, освященная в этот день, называется Великая агиасма, она хранится весь год до следующего праздника Крещения. Верующие говорят, что даже спустя время такая вода совершенно не портится, не меняет запах и вкус, более того, согласно исследованиям, у такой жидкости хорошие физические и химические характеристики, отличная молекулярная структура, что, как считается, наделяет ее целительными свойствами.

Помимо великого праздника Крещения, существует еще так называемое малое освящение воды. Такой водосвятный молебен может быть проведен в любой день, согласованный со священнослужителем. Такие службы можно заказать в честь святого, именем которого назван прихожанин или в честь которого был крещен храм. В таком случае богослужение проводится в день именин. В любое другое время рекомендуют узнать, какой именно святой поможет в разрешении мирских проблем именно в этот день, и упомянуть его в молитвах.

В некоторых храмах существует традиция проводить такие службы в установленные дни, когда каждый прихожанин может принять участие в мероприятии, получить благословение, помолиться за здравие и благополучие своих близких, поблагодарить Господа за все ниспосланные им блага и радости, взять с собой частичку святой воды.

К тому же в некоторых случаях, когда верующий человек не имеет возможности посетить храм из-за болезни или по другим важным причинам, молебен с водосвятием могут провести и на дому.

Порядок проведения водосвятного молебна

Богослужение, как правило, начинается с того, что на средину церкви или дома, в котором проводится обряд, выносят стол и накрывают его тканью. Затем на стол ставят специальную большую чашу с водой, а рядом с ней кладут Распятие и Священное Писание. Если служба проводится по просьбе прихожан, то они могут написать на клочках бумаги имена своих близких и родственников, которых священнослужитель обязательно упомянет в чинопоследовании. Также перед началом водосвятного молебна принято зачитывать отрывок из Евангелия и ектению (молитвенные прошения, произносимые вместе с хором и паствой).

После того, как священник произносит молитву об освящении воды, он трижды погружает распятие в чашу, вопрошая Господа освятить жидкость. Далее диакон окропляет уже святой водой прихожан и принесенные ими емкости с водой, которые они смогут отнести к себе в дом и использовать для своих нужд.

Для чего нужна святая вода?

Некоторые прихожане, принося домой освященную воду, не знают, как с ней быть дальше, как правильно использовать и хранить святыню. Принесенную после водосвятного молебна воду можно применять следующим образом:

  • умывать и окроплять детей, чтобы избежать болезней и отвернуть дурное влияние;
  • окроплять жилье (кроме отхожих и нечистых помещений);
  • умывать больных или истощенных людей для очищения тела и души;
  • готовить пищу с добавлением святой воды;
  • пить для поддержания в себе веры и сил (воду после малого освящения можно пить ежедневно в неограниченном количестве, воду же Крещенскую рекомендуют пить исключительно натощак с небольшим кусочком просфоры).

Также есть несколько рекомендаций относительно того, как лучше хранить святую воду, чтобы она не утратила своих чудодейственных свойств:

  • Хранить емкость с освященной водой лучше всего в месте, отведенном для икон и святынь. В окружении других освященных предметов ее влияние будет лишь усиливаться.
  • Крещенскую воду, запас которой хранится целый год, не стоит помещать в бытовые шкафчики, на антресоли или другие места, где хранятся повседневные вещи или продукты, для нее необходимо выделить отдельное место.

В заключение повествования о таком богослужении, как водосвятный молебен, о том, что это такое и какое значение имеет для православных верующих, можно сказать, что в этом действе самое важное – это искренняя вера, идущая от чистого сердца, и только благодаря ей проявляется чудодейственная сила святой воды.

Читайте также:  Молитва Архангелу Рафаилу о женитьбе - прошение святому, чтобы найти невесту

Как и когда проводят водосвятный молебен в православной церкви

Что такое водосвятный молебен

Чтобы понимать, в чем состоит смысл этой службы, необходимо обратиться к основам. Зачастую люди привыкли молиться дома, келейно, прося Господа Бога и святых о защите, спасении или помощи. Однако иногда происходит так, что жизненные невзгоды не спешат отступать. Тогда верующие христиане обращаются к священнослужителю, чтобы тот провел священнодействие и помолился о страждущих от имени всей Церкви.

Водосвятный молебен часто заказывается прихожанами, чтобы освятить воду

Сила церковного богослужения заключается в том, что все присутствующие на требе объединяются, вознося одну общую мольбу к Всевышнему. При этом молебен может быть:

  • простым (самый короткий по времени, проводится во имя святого);
  • благодарственным (о получении прошения и Божьей благодати, свершаются по великим церковным празднествам);
  • акафистным (читается перед чудотворными образами, длится дольше обычного молебна).

Еще один вид подобной требы – водосвятие. Это особое богослужение, которое предполагает освящение воды. Святую водицу прихожане забирают домой, употребляя ее с такими целями:

  • исцелиться от болезней;
  • успокоить растревоженную душу;
  • справиться с искушением;
  • укрепить веру;
  • разрешить трудные жизненные ситуации.

Какие бывают водосвятные молебны

Основная треба водосвятия называется агиасмой. Она совершается раз в год, 19 января, на Крещение Господне. Во время празднования священнослужители проходят крестным ходом к озерам, ставкам или родникам, а затем, проводя великий чин, освящают их. Тогда же святится и питьевая вода, которую потом прихожане забирают домой, храня ее весь год, до следующего празднества.

Основная треба водосвятия совершается на Крещение Господне

Но взять святую водицу можно не только на Крещение. Для этого было установлено малое водосвятие, которое совершается круглогодично. Так, нуждающийся имеет право набрать святой воды, когда ему нужно, посетив богослужение. Он может согласовать дату индивидуальной службы со священником или прийти на общий регулярный молебен, проводящийся в установленный храмом день.

Допускается также проведение малого молебна дома, когда заказавший его вместе с батюшкой молится о семейном благополучии и просит помощи у Всевышнего. Чаще всего это происходит после приобретения квартиры (особенно на вторичном рынке), коттеджа или дачи, чтобы освятить жилые здания.

Водосвятие рекомендуется заказывать на дом, если в квартире наблюдаются сверхъестественные явления.

Видео «Водосвятный молебен в монастыре села Линевичи»

В этом видеосюжете показана последовательность водосвятия.

Последование водосвятного молебна

Требу, как правило, совершают по окончании утрени, которая завершается Божественной Литургией. Последование священнодействия следующее:

  1. По центру храма устанавливают стол, накрытый белоснежной скатертью. На нем располагают металлический чан, наполненный водой. Рядом кладут Святое Писание, Крест и ставят подсвечник с восковыми свечами.
  2. Начинается служба с чтения евангельских текстов, а именно 142-го псалма.
  3. По его окончании хор поет «Бог Господь» вместе с тропарями. Во время песнопения батюшка окуривает ладаном железную чашу, совершая над ней крестные знамения.
  4. Далее духовное лицо читает псалом 50, после которого следуют тропари и ектения. Церковник по очереди перечисляет короткие прошения к Господу, параллельно осуществляя каждение храма.
  5. Затем произносится прокимен вместе со словами Апостольского послания. После этого зачитывается 5-я глава Евангелия от Иоанна.
  6. Завершив чтение, приступают к молитвенному песнопению, во время которого батюшка просит Создателя благословить его на освящение воды. При этом он вновь окуривает металлический чан ладаном, совершая крестообразные движения и призывая Божью благодать.
  7. Далее священнослужитель Крестом рисует над водой крестное знамение, а затем погружает святыню в воду. Все это сопровождается пением хора «Спаси, Господи, люди Твоя».
  8. Вынув Крест, церковник прикладывается к нему губами, а потом окропляет паству и стены храма.
  9. После этого прихожане по очереди целуют святую реликвию, а батюшка кропит каждого освященной водицей.
  10. Завершается водосвятный молебен разрешением набрать воду из железного чана.

Как заказать молебен с водосвятием

Как уже было упомянуто выше, проводить требу можно в любой день. Однако церковью официально установлены даты, когда богослужение должно совершаться вне зависимости от просьб верующих:

  • 14 августа;
  • пятница Пасхальной недели;
  • на 25-й день после Воскресения Христова;
  • храмовые празднества.

Заказать службу, как и слушать ее, может любой крещенный христианин вне зависимости от возраста или половой принадлежности. Церковью установлены некоторые правила относительно водосвятия:

  • записка на молебен должна быть не больше половинки тетрадного листа;
  • лучше написать ее заранее, однако сделать это можно и в храме;
  • обращаться можно к Пресвятой Деве Марии, Иисусу Христу или другим святым;
  • прошения за здравие и упокой подаются отдельно;
  • подается записка рано утром, до начала Божественной Литургии, или с вечера;
  • прошение пишется печатными буквами, разборчивым почерком, придерживаясь родительского падежа и не указывая фамилии;
  • сколько бы ни было имен, священник обязан прочитать их все, однако одна записка должна содержать не более десяти пунктов;
  • категорически запрещается указывать некрещенных, самоубийц, атеистов или приверженцев другой, не православной веры.

Водосвятный молебен обладает великой силой, способной помочь верующим в сложных жизненных ситуациях. Вода, освященная во время этой требы, наделяется целительными свойствами и может храниться, не портясь, на протяжении всего года.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Водосвятный молебен

Что такое Водосвятный молебен

Чтобы рассказать, что такое водосвятный молебен, стоит объяснить, что такое молебен в Русской Православной Церкви. От обычной домашней молитвы молебен отличает то, что для совершения молебна верующие собираются в храме и обращаются с конкретной просьбой или благодарением. Молебны еще называют «требами». Конечно, храм — это не стол заказов, поэтому молебен — это именно мольба, о чем-то с верой, что Господь устроит все так, как будет лучше душе человека.

  • Простые;
  • Благодарственные;
  • Водосвятные;
  • Акафистные.

Какие бывают водосвятные молебны

Во время водосвятного молебна освещается вода. Водосвятные молебны тоже отличаются друг от друга. Так, например агиасма – это чин великого освящения воды, который совершается на праздник Крещения Господня. Вода с этой службы хранится весь год, до следующего праздника.

Но бывает и малое освещение воды, которое совершается в любой день по согласованию с настоятелем храма. Некоторые храмы имеют традицию служить регулярные службы с водосвятием – для этого назначается определенный день и время, когда любой человек может прийти и поучаствовать в богослужении.

Как проходит водосвятный молебен

Для водосвятия в центр храма выносится стол, на который ставят большую чашу с водой, кладут Евангелие и Распятие. Водосвятный молебен читают по служебникам — специальным книгам. Священник произносит ектинью – просительное молитвословие о том, зачем служится этот молебен. Водосвятный молебен часто обращен ко Пресвятой Богородице (перед ее иконами Неупиваемая Чаша, Всецарица, Казанская, Владимирская=), святому Николаю Чудотворцу, святой Матроне Московской, Ксении Петербуржской. В чинопоследовании будут читаться имена из записок, которые подают прихожане, само же последование может быть разным. Например, если читается акафист, служба будет идти дольше.

Примерный порядок выглядит так:

  • Выносят стол с чашей воды, Евангелием, Распятием.
  • После возгласа священнослужителя произносится псалом 142-й.
  • Поют: «Бог Господь» и тропари. Во время этого иерей производит крестообразно кадит воду.
  • За прочтением псалма 50-го, тропарей и ектении, производят каждение храма.
  • После этого читается прокимен и читается Апостол (Евр. 2, 14-18).
  • Затем проводится чтение Евангелие (Ин. 5, 2-4).
  • За этим произносят ектению:

Миром Господу помолимся , в которой возносятся прошения об освящении воды. В основном при этом происходит каждение воды. После чего священник произносит молитву об освящении воды.

Иногда читается особая молитва:

Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди ныне к молящим Тя рабом Твоим, Владыко, и поели Духа Твоего Святаго и освяти воду сию: и даждь пиющим от нея и приемлющим и кропящимся ею рабом Твоим пременение страстен, оставление грехов, болезнем исцеление, и освобождение от всякого зла, и утверждение же и освящение домом и очищение всякая скверны, и навета диавольскаго отгнание: яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь .

  • Затем священник берет Крест. Распятие он направляет к себе. Затем делает крестообразное движение поверх воды его нижней частью. После происходит погружение всего Креста в воду. В это же время поются тропари: Спаси, Господи, люди Твоя… (трижды) и Твоих даров… .
  • После этого иерей целует Крест, который вынули из воды, и кропит всех присутствующих и храм.
  • Все по очереди прикладываются к кресту, а священник кропит каждого.

Как заказать молебен с водосвятием

Молебен с водосвятием редко совершается по заказу. Во многих храмах он проводится каждый четверг. Малый чин традиционно исполняется по православным праздникам и любые другие дни, определенные богослужебными указаниями. При каких-то чрезвычайных случаях или бедствиях по просьбе одного или многих людей может совершиться молебен с водосвятием, не приуроченный к православному празднику. В ряде случаев, молебен дозволяется проводить дома, на улице, если того требуют обстоятельства. Заказать малый водосвятный чин нужно заранее.

Ссылка на основную публикацию