Алексий Второй: жизнь и биография патриарха, как умер и где похоронен, труды

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Патриарх Алексий

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Имя Алексия II Патриарха Московского занимает прочное место в церковной науке. Еще до Первосвятительского престола он опубликовал более 150 работа на церковно-исторические и богословские темы. Он стал пятнадцатым Предстоятелем Русской Православной Церкви и получил почетное звание Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Детские годы патриарха

В миру он — Алексей Михайлович Ридигер. Был рожден 23 февраля 1929 года в эстонском городе Таллинне. Семья будущего Патриарха была глубоко верующей. Отец Алексея, Ридигер Михаил Александрович, был уроженцем Санкт-Петербурга и происходил от старинного петербургского семейства. Мать Святого, Писарева Елена Иосифовна, была эстонкой.

В довоенной Европе жизнь русских семей. которые эмигрировали с родины, была не очень обеспеченной. Но хотя материальная жизнь была скудной, это не помешало Святейшему развиваться культурно.

Мальчик с юных лет стремился к богослужению. В семье Первосвятителя всегда царил дух православной церковности. Всегда считалось, что храм и семья — это неотделимая часть. Именно поэтому для молодого Алексея не было вопроса о выборе пути по жизни.

В возрасте шести лет мальчик совершил свои первые сознательные шаги в православном храме. Он выступил помощником священника, разливая священную воду. Тогда он точно решил, что когда вырастет, станет священнослужителем.

Юность Алексея II Патриарха Московского

Святейший с юных лет стал прислуживать в церкви. В 15 лет он стал иподиаконом в епископа Исидора и архиепископа Павла Эстонского и Таллиннского. В 1945 году Алексей стал ризничим и алтарником в местном соборе. Через несколько лет он поступил в духовную семинарию Санкт-Петербурга. А через пять лет стал настоятелем Богоявленского монастыря в Йыхви. В 1957 году его также назначили настоятелем Успенского собора. В течение года он служил в двух монастырях.

Епископское и патриархальное служение Святейшего Патриарха Алексия II

В возрасте 32 лет Святейший принял монашеский постриг. В этом же году было принято постановление о присуждении звания Эстонского и Таллиннского епископа Алексию Ридигеру. Так он стал управляющим Рижской епархией.

Время это было не легким. В коммунистической стране все больше разгорались революционные действия, которые были направлены на гонения религиозности. Это время хрущевских гонений. Правда, это не были довоенные времена, когда служителей церкви истребляли. В то время все просто обходилось клеветой на церковь в сообщениях массовой информации: газеты, радио, телевидение. Власти хотели затравить христиан, закрывая религиозные учебные заведения и храмы.

Сам Патриарх Алексий Второй об этом времени говорит так: «Только Господу известно, сколько каждому священнослужителю, который остался в Советской России, пришлось пережить в это время. Мы отстояли интересы Православной Церкви».

10 июня 1990 года был выбран пятнадцатый Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

За время своего служения Святейший образовал большое количество новых епархий. Создавал новые центры церковного и духовного руководства. Все это способствовало оживлению религийно-церковной жизни. Также он постоянно выступал с миротворческими инициативами в противостоянческих и боевых действиях на Балканах, в Молдавии, на Северном Кавказе, в Южной Осетии и Ираке.

Где похоронен Патриарх Алексий II

XV патриарх Русской православной церкви умер в светлый Рождественский пост — 5 декабря 2008 года. До своего юбилея Алексий не дожил всего два месяца. Смерть Патриарха Алексия была шоком для всего православного народа.

Сегодня верующие люди очень часто обращаются к мощам Святейшего:

  • за помощью;
  • за советом;
  • за исцелением;
  • с благодарностью.

Даже после смерти Патриарха его паломнический маршрут складывается сам собой. Многие приезжают к его месту захоронения. Он похоронен в Богоявленском соборе, который в народе еще называют Елоховским.

Люди приходят к нему, говорят с ним, советуются, просят о чем-то или поклоняются великому Святому Человеку. Причем приходят к нему, как обычные простые люди, так и руководители, знаменитые деятели, и даже президенты.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о Святейшем патриархе Московском Алексие II:

Смерть патриарха Алексия – вереница государственных тайн


Современность удивляет. Даже про смерть Будды мы знаем намного больше, чем про гибель Алексия 2-го, патриарха всея Руси. А ведь до Будды – как до звезд, нас разделяют большие времена и расстояния. А Предстоятель, наш современник, умер в эпицентре цивилизации, перенасыщенной камерами видеонаблюдения и столичным людьми. Но отдал Богу душу таким необычным способом, что и по сей день общественность строит догадки, кто отправил его на тот свет – болезнь иль команда убийц.
При этом самой неправдоподобной версией, как и полагается на постсоветской Руси, оказалась версия официальная, самая лживая из всех, заявлявшая, что патриарх почил от сердечной недостаточности. Глава пресс-службы Московской Патриархии нагло врал, как и положено главе того или иного официоза.
Но даже до начала скандала интеллигенция была шокирована тремя поразительными фактами:
Впервые в истории православия патриарха хоронили с закрытым лицом.
Впервые общественность не узрела заключения медэксперта и не услышала высказывания заботившихся об Алексии врачей и близких друзей. Словно смерть постигла не общественного столичного деятеля, а одинокого Робинзона на далеком необитаемом острове.
Впервые в истории православия преемник Предстоятеля, митрополит Кирилл, высказывался о смерти главы православной Церкви радостно, с нескрываемым удовлетворением. Новый патриарх не сомневался, что смерть была не невосполнимой потерей, а великой удачей для всего православного христианства.

Великая мудрость Карамзина – «ничто не ново под луной» – дала сбой. Слишком уж много было этих неприятных и таинственных «впервые». Жесткие ортодоксы, вдобавок ко всему, добавили свое собственное: они полагали, что при этом патриархе церковь впервые обратилась лицом к экуменизму, который она долгие века презирала.

Итак, в декабре 2008 года из жизни ушел действительный член Российской академии образования, ничего не сделавший для народного образования, почетный член Российской академии художеств, не нарисовавший ни одной картины, доктор богословия, не умевший красиво изъясняться и не создавший ни одного стоящего философского трактата. Его странная смерть сопровождалась бы гробовым общественным молчанием, как, например, смерть любого генсека советских времен, если бы тишину не нарушил вопль Станислава Садальского: «Патриарха – убили!»
Это возмущение известного актера стало тем роковым камушком, брошенным с горы, который породил информационную лавину. И на общественной трибуне вновь появляется знаменитый дьякон, Андрей Кураев, который всю жизнь разъяснял любознательной публике, «что в церкви творится на самом деле».
А на самом деле не было никакого сердечного приступа. Дьякон озвучил свою собственную версию, весьма далекую от официальной. Дескать, старый человек утратил координацию движений, упал и ударился затылком об угол стула. А дальше все было как в песне про короля Генриха: «От этого удара кровь брызнула из жил, и Предстоятель старый скончался, как и жил». Кураев полагал, что, упав на стул, можно перерезать себе вены. А эта версия была совсем уж никудышной. Сразу стало ясно, что биологию и сопромат дьякону изучать не приходилось. Даже ребенок знает, что деревянные стулья имеют закругленные углы и порезаться о них невозможно. Вены – прочные ткани. Разрезать жилу можно лишь в том случае, если в резиденции патриарха были железные стулья с острыми как у бритвы углами. Что намного невероятнее всех озвученных версий.
Поразила и другая подробность, о которой поведал известнейший богослов: на стенках помещения остались кровавые следы от патриарших рук. По всей видимости, человек боролся за жизнь, агонизировал, умер не сразу. И ложь Вигилянского, руководителя Пресс-службы, стала наконец очевидной. От сердечного приступа не умирают в большой луже крови.
Печально было лишь то, что правдолюбивый Кураев тоже был мало осведомлен. Он не предъявлял доказательств – фотографий кровавых следов на стене, например. Излагая свои гипотезы, он руководствовался слухами, но слухами, по всей видимости, более достоверными, чем те, которые множились в прессе. Складывалось впечатление, что умер не патриарх, а резидент иностранной разведки, убитый неизвестно кем и когда.
Лгать нехорошо. Это не будут оспаривать даже атеисты. Но желание выглядеть красиво и величественно породило диаметрально противоположный результат. Ложь патриархии породила много слухов и, самое главное, неуважение к высшему церковному руководству.
Люди ломали себе голову над простейшими вопросами. Действительно, где именно умер Алексий – в ДТП, в ванной или в сортире? В конце концов выяснили: в сортире. Но разве нельзя об этом сказать сразу? В уборной может даже праведник погибнуть, это – не преступление, на Небе судят за иные поступки. Пресс-служба никак не может понять, что истинное величие порождает не красивая ложь и сусальное золото, а искренность и горькая правда. По всей видимости, церковный официоз уже давным-давно разучился говорить правду, еще при товарище Брежневе.
Но были и другие нехитрые вопросы, которые являются тайной за семью печатями и по сей день. Когда Садальский заявил, что в голове несчастного аж целых три дырки (по заверениям доверившихся ему попов и милиционеров), никто не стал это опровергать. Хотя опровергнуть актера не составило бы большого труда: пресс-служба могла обнародовать качественную фотографию покойника, например. Но патриархия этого не сделала. Одна поступила диаметрально противоположным способом: похоронила Алексия с закрытым лицом. Что противоречило традиции и укрепляло страшные слухи. Три пулевых отверстия виртуозным гримерам замаскировать проще простого. Но складывалось впечатление, что завуалировать повреждения черепа невозможно, как будто в голову патриарха не стреляли, а били по ней кувалдой.
Некоторые люди, хорошо знавшие патриарха, вообще усомнились в том, что в гробу лежало тело Алексия. Они увидели, что руки покойника – не руки усопшего патриарха. На них не было характерных веснушек, а были грязные нестриженые ногти, чего у истинного Предстоятеля никак быть не могло. Маловероятно, что такие заявления являются истинными, но и опровергнуть их тоже в настоящий момент невозможно. Поразительно, что советский народ был запуган до такой степени, что ни у кого не хватило смелости в Переделкино: ни один человек не смог подойти к покойнику, чтобы поцеловать его в лоб. Именно это – традиция, а не закрытие лика. Церковное руководство, прислуживающее не Христу, а его врагам, добилась-таки своего: тотальный страх превратил людей в марионеток. Целование в лоб не является уголовным преступлением, тем не менее, этот жест побоялись совершить все. Литературные и кинематографические шедевры неустанно воспитывают, показывают героизм и великих героев, и обычных людей, попавших в критическую ситуацию, но вся церковная и школьная педагогика потерпела фиаско: страх оказался победителем на этих похоронах. Церковь перековала людей не в рабов Божьих, а в рабов императора и КГБ.
И все ж таки запугать удалось не всех. Станислав Садальский попытался раскрыть тайну плохого здоровья Алексия. Плохим оно было не всегда. Недомогание началось внезапно в Астрахани. Конфиденциальный источник из окружения Алексия сообщили актеру, что во время поездки в астраханскую епархию, произошло то, что превосходит любую фантастику. К вполне здравствующему Предстоятелю пришел сам Феодосий Печерский, тот самый великий монах, который жил в 11 веке и был одним из основателей Киево-Печерской лавры. Его слова поразили как громом главную церковную шишку, прислуживающую КГБ. Феодосий, сурово глядя на Ридигера, заявил, что он и многие его братья давно перестали служить Богу и стали служить дьяволу. Что у Руси уже давно нет правителей, а есть лишь кривители. И расплата – геенна огненная – недалече.
Именно с этого момента, если верить Станиславу, и начинаются «дела сердечные» – сердечные приступы и госпитализация патриарха.
Каждый волен верить или не верить актеру. Ибо опровергнуть такую информацию невозможно. Все может быть.
Но если эти сведения правдивы, тогда поведение патриарха вполне объяснимо. Не исключено, что и сам Алексий начал мало-помалу верить, что перед ним была не галлюцинация, а видение подлинного святого. В таком случае его реакция предсказуема: Алексий попытался что-то сделать благое для церкви и народа, чтобы избежать адских мук. Религия перестала быть для него забавным и доходным игрищем, где нужно быть актером на церковных подмостках: махать кадилом и заигрывать с вурдалаками. Он вдруг почуял у себя под ногами страшное дыхание ада. Несчастный человек неожиданно ощутил приближение неминуемой расплаты за предательство, за то, что был ведущей шестеренкой у политических монстров. Это подорвало его психику и здоровье. И у Алексия созрело решение: совершить хоть раз в жизни что-либо героическое, святое.
Возможно, он попытался возвратить православным людям святыни, «приватизированные» митрополитом Кириллом в июле 2008 года, когда журналист Василий Липский в газете «Коммерсант» потребовал дать отчет, почему никто не видел эти бесценные вещи после того, как они были извлечены из царских сокровищниц Кремля. Но не исключена и другая ситуация: мы никогда не узнаем об истинных поступках, приведших к гибели. Невозможно переметнуться на сторону Христа без боли. Демоны не любят перебежчиков. Как и все другие.
Тайн в этой истории много. Например, общественность понятия не имеет, куда исчезли два человека: личный шофер и инокиня, прислуживавшая монаху. Может быть, хоронить пришлось целую группу людей. Но все оставшиеся покойники не были столь знаменитыми, поэтому и отпевали в храме одного лишь Алексия.

Читайте также:  Ефросинья Полоцкая: житие и биография, факты из жизни, мощи и памятник, почитание и дни памяти, в чем помогает

Но самой главной загадке никто даже не заикнулся. Кого на самом деле хоронила столица: офицера КГБ, игравшего роль патриарха, или Предстоятеля, который висел на крючке у властительных бесов? Был ли он Патриархом с точки зрения Небесного Православия, с точки зрения святых небожителей? Вот главный вопрос, ответ на который нам не известен.
Как бы то ни было, но мученическая смерть позволяет избавиться от значительной доли мучений, предписанных грешнику. Это – своеобразное искупление. Будем надеяться, что райских обителей Алексий однажды достигнет.

Патриарх Алексий Второй

Патриарх Алексий Второй — жизнь, биография, слова

Совсем недавно, менее десятка лет назад, отошел ко Господу Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, возглавлявший Русскую Православную Церковь в труднейшие для всей страны переломные годы конца 80-х —начала 90-х. Его Святейшество, вопреки высокому положению, был простым в общении, а потому любимым всеми, знавшими его близко, принципиальным человеком светлой души. Он стал пятнадцатым после восстановления Патриаршества в России Предстоятелем Церкви.

Имя Алексия II также занимает основательное место в науке об истории Церкви и теологии. Только до восшествия на Первосвятительский престол он имел более 150 публикаций по церковной истории и богословию темы. Кто такой Патриарх Алексий (Ридигер), почему его почитают как праведника и что он сделал для Церкви и всей России — вы узнаете в данной статье.

Детство Патриарха

При рождении, в миру Патриарх также имел имя Алексей Ридигер — что достаточно необычно, обычно при пострижении в монашество имя меняют. Он появился на свет 23 февраля 1929 года в «столице советской Эстонии» — Таллине. Необычна история его семьи: по отцу, Михаилу Александровичу, он был потомком немецкого рода дворян, переселившихся в новую столицу — Санкт-Петербург при Анне Иоанновне или даже Петре Первом и обрусевших, то есть принявших православную веру. По матери, Елене Иосифовне Писаревой, Его Святейшество был эстонцем. Семья была эмигрантами, после революции покинувшими Петроград через Финляндские земли. Несмотря на скудость быта, характерную для всех беженцев, Алеша Ридигер был воспитан в знании и уважении к культурным ценностям, интересе искусству и Церкви.

Корни глубокой веры и благочестия Алексия II были заложены его семьей, ведшей подлинно христианскую жизнь. Отец будущего Патриарха был священником и благословлял сына помогать ему за богослужениями, церковная жизнь была неотделима от семейной. Известно даже время первой службы, в которой участвовал будущий Святейший Патриарх: в шесть лет, в 1936 году, он начал помогать разливать святую воду для прихожан на Крещение Господне. Вероятно, с детства он желал послужить Церкви — но только Богу известно, как и когда появилась в нем та сила духа, которая позволила возглавить всю Русскую Церковь.

Важной страницей начала жизни Алексия II было регулярное посещение вместе с родителями Спасо-Преображенского Валаамского монастыря — духовной жемчужины Ладоги, древней обители. Здесь он также прислуживал в алтаре. Ясно, что в этой обители появилось у него и желание отдать жизнь монашескому служению Богу и людям.

Русский Патриарх в молодости

Талант вдохновенной молитвы, благочестие, знание церковный служб — вот что определило призвание Алексея Ридигера, ставшего уже в 15 лет иподиаконом (то есть сопровождающим и постоянно прислуживающим за богослужениями архиерею) епископа Исидора и архиепископа Павла Эстонского и Таллинского. В 16 лет — в год окончания Великой Отечественной войны — Алексей стал даже ризничим (ответственным за облачения и церковную утварь), продолжая совершать служение алтарника в кафедральном соборе Таллина.

Вскоре он поступил в Ленинградскую православную духовную семинарию (ныне СПбПДАиС) и по ее окончании стал студентом духовной Академии Северной столицы. Приняв рукоположение во иереи, поначалу он был просто белым священником-целибатом (не имеющим монашеского пострига, но давшим только обет девства). Начав иерейское служение в небольшом городке Йыхви, вскоре он стал настоятелем Богоявленского монастыря, а в 1957 году — и настоятелем местного Успенского собора. Так около года он руководил двумя обителями и приходом собора. Затем его официально поставили благочинным округа (то есть священником, контролирующим деятельность ряда приходов, — обычно эта должность отдается настоятелю крупного собора области, имеющим многолетний пастырский опыт).

С 1959 года будущий Патриарх принимает решение полностью посвятить себя Богу в монашестве. Совсем немного времени прошло с его рясофорного пострига — наречения нового имени, символического пострижения волос с возможностью носить некоторые монашеские одежды — до пострига мантийного. В это время Алексий, как все рясофорные послушники, имел возможность отказаться от пострига в монахи, это не было бы грехом. Однако будущий Предстоятель был уже тверд в своем решении отказаться от мирской жизни, и в 1959 году его постригли в мантию, то есть «малый ангельский образ», малую схиму. Он дал обеты послушания епископу, отречения от мира и нестяжания — то есть отсутствия своего имущества. Такое пострижение монахов идет с древности и продолжается до настоящего момента.

Отец Алексий был пострижен в мантию с сохранении имени, что достаточно необычно для церковной практики. Также через малое время — лишь спустя 2 года — его хиротонисали во епископа. В свои 32 года он был, одним из самых молодых архипастырей Церкви. Его направили на управление родной Рижской епархией с присвоением титула Эстонского и Таллинского епископа.

Епископ Алексий — будущий Патриарх Московский

Несмотря на «хрущевскую оттепель», 1960-е годы, когда начал свое архиерейское служение владыка Алексий, были трудны для Церкви. Если в 1930-х священников расстреливали вместе со всеми как врагов народа, то во времена Великой Отечественной войны их начали массово возвращать из лагерей, открывая храмы. Хрущев открыл новые гонения: в первую очередь, организовав информационную волну даже не безбожия, а стереотипной клеветы на Церковь в средствах массовой информации. Поднялись революционные лозунги, осуждавшие «мракобесие», на людей давили психологически, позоря на работе, например, за посещение пасхального богослужения. Закрывались семинарии под предлогом некачественного образования и церкви, которые просто «необходимо» было использовать под склады, заводы и зернохранилища.

Став Патриархом, Алексий Второй часто говорил, в том числе в печати, но без подробностей, об этих временах, что лишь Богу осталось известным, как непросто приходилось священникам и архиереям переживать время гонений. Однако интересы Православной Церкви» отстаивались, Она не умирала при помощи таких ревностных служителей Господа, как владыка Алексий.

Так, став епископом, Преосвященнейший Алексий начал активно работать в сфере международных и межцерковных взаимоотношений. Он трудился во многих комитетах, входил в состав делегаций. Его Преосвященство (это обращение к епископу) был активным сторонником совместного труда Церквей различных христианских конфессий, подчеркивая, что в совершенном мире люди забывают в принципе о Христе, и что все христиане должны искать точки соприкосновения в служении и общении друг с другом, действуя сообща.

Спустя короткий промежуток активного и деятельного архипастыря заметили в руководстве Московского Патриархата, начав выдвигать на еще более ответственные посты. В 1964 году, в 35 лет, он становится архиепископом, заместителем председателя Отдела внешних церковных связей, а затем, по сути, первым заместителем Святейшего Патриарха Московского. Он получает сан митрополита (то есть более высокий, нежели епископский) Таллинского, а затем был в сане митрополита Ленинградского и Новгородского переведен в Санкт-Петербург (Ленинград), в то время, как и сейчас, являвшийся средоточием церковной науки и молитвенной жизни. Трудами владыки Алексия совершились многие события, память о которых хранят благодарные петербуржцы: возвращение братии в Валаамский монастырь — духовную колыбель самого владыки Алексия, возрождение Иоанновского женского монастыря, основанного святым праведным Иоанном Кронштадским на реке Карповке, и обретение мощей самого святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 1989 году Его Высокопреосвященство даже стал народным депутатом СССР, что было крайне необычно, и, по сути, политическим деятелем.

Несмотря на активное служение, владыка Алексий подготовил и защитил докторскую диссертацию на степень кандидата богословия.

В 1990 году скончался Святейший Патриарх Пимен, а 10 июня того же года на его место был выбран Патриархом Московским и Всея Руси Алексий II.

Слова и деяния Патриарха Московского и Всея Руси Алексия 2

Интересно, что деятельность Патриархов Русской Православной Церкви с каждым последующим избранием Предстоятеля все расширяется. Обычно Патриарха избирали из маститых иерархов, имеющих обширный пастырский опыт, но потому оторванных от слишком совершенных веяний общества. В середине ХХ века никто не задумывался о важности привлечения в Церковь молодежи: с ней было трудно разговаривать, ребята не только стремились к обычным развлечениям, но и имели мнение о Церкви как о «сборище мракобесов». Не имея жизненного опыта, они полагались на суждение учителей и авторитет государства.

Со временем многое начало меняться. Интеллигенция, эмигранты обращались к христианству как фактически религии протеста, глотку свежего воздуха в душной советской идеологии. Если Патриархи Алексий Первый и Пимен, в основном, имели заботы о поддержании приходов, о существовании церкви хотя бы в каждом городе, о защите пастырей от репрессий (а Пимен еще и о праздновании 1000-летия Крещения Руси, то есть культурно-историческом утверждении Церкви) — то Святейший Патриарх Алексий Второй развил деятельность по распространению миссионерского служения Церкви, работы с молодежью (на которой делает огромный акцент и новый, нынешний Патриарх Кирилл), реструктуризации Церкви, созданию новых епархий.

Церковные и светские историки выделяют следующие плюсы и минусы деятельности Алексия Второго на посту Патриарха Московского и Всея Руси:

Увеличение числа храмов, обителей и епархий — при том, что число верующих и воцерковленных людей не требовало такого числа церковных структур.

Активное возвращение церкви исторических зданий храмов, их восстановление — это именовалось «претензией Церкви на каноническую территорию». Если некоторые церкви были отданы под склады или цеха и возвращались безболезненно, то возвращение храмов-музеев, храмов-памятников встречало активное сопротивление со стороны общественных активистов. Случались инциденты, когда Церковь и культурные организации оказывались по разные стороны баррикад. Тем не менее, именно в период деятельности Патриарха Алексия был заложен опыт преодоления такого противостояния. Интеллигенция удостоверилась в том, что Церковь действительно умеет сохранять культурное достояние стороны, тем более, что именно она и создала это достояние: именно для молитвы была построена и Троице-Сергиева лавра, и Исаакиевский собор в Петербурге, и Ипатьевский монастырь в Костроме.

Увеличение числа рукоположенных епископов, священников, монахов и аппарата церковных чиновников — Синодальных отделов — в то время, как люди не были духовно готовы к ответственному церковному служению. Это по сей день спорный момент: от апостольских времен и до революции в России не хиротонисали о священники раньше 30 лет При Алексии Втором начали рукополагать даже епископов младше тридцати.

В то же время, такое «увеличение потока кадров» и мест для молитвы создали задел, пространство для дальнейшего прихода в Церковь многих и многих людей. Сегодня начинается не только возрождение храмов в исторических здания церквей, но и строительство новых. Так, в Москве существует программа по созданию 200 новых храмов в спальных районах столицы; в одной Выборгской епархии строится 36 храмов, а во всей Санкт-Петербургской митрополии — более 100. Люди действительно не помещаются в зданиях маленьких церквей, многие приходы по воскресным и праздничным дням выносят колонки наружу здания, чтобы люди могли помолиться и на улице.

Возросло число просветительских центров, активизировалась миссионерская деятельность Церкви. Многие считали , что Церковь не должна привлекать к себе новых людей, а занимать нишу некой сферы услуг. Тем не менее, именно Патриарх Алексий снова начал катехизаторское дело Церкви: ведь еще Христос заповедовал апостолам просвещать все народы светом христианства, спасать души людей. Сам он безбоязненно выступал по всему миру с речами, направленными на укрепление традиционных нравственных ценностей — ведь в их основе лежат именно заповеди Божии — в то время, как в Европе начиналось движение пропаганды гомосексуализма и нивелирования различий между полами, узаконивания эвтаназии. Предстоятель не раз заявлял, что моральное разложение общества ведет к гибели цивилизации.

Непросты были внутрицерковные отношения: редко созывались Поместные соборы, обострились отношения с Римско-Католической Церковью и Вселенским Константинопольским Патриархатом. При этом ряд священнослужителей обвиняли Его Святейшество в экуменизме, то есть слишком активном взаимодействии с другими конфессиями и религиями.

В период Патриаршего служения Алексия Второго в мире и в России происходили военные конфликты. Этот Патриарх известен. тем, что в 1993 увещевал ГКЧП, вынеся Владимирскую икону из запасников Третьяковской галереи и молясь перед ней о мире и помощи Божией со всем народом. Кроме того, он регулярно выступал с миротворческими инициативами относительно войн на Северном Кавказе, в Южной Осетии, при бомбежках ВВС США в Ираке и Сербии.

В интервью незадолго до смерти Святейший владыка Алексий Второй сам подвел итоги своей работы, оценив плоды своих трудов как совершенно новые отношения Церкви и государства, которые он вынужден был выстроить. По воле Божией он смог повернуть взаимодействие и с обществом, и с властью в сторону принятия Церкви.

Патриарха Алексия Второго убили?

Его Святейшество отошел ко Господу, не дожив лишь два месяца до своего 80-летия. Алексий Второй скончался в Патриаршей резиденции в Переделкино, в дни Рождественского поста — 5 декабря 2008 года. Православный народ всей России и ближайших стран настолько привык, что этот добрый пастырь Церкви всегда бодр, ездит по стране и бывает даже в отдаленных епархиях, что смерть его вызвала шок и изумление. На этом фоне стали даже распространяться слухи, что Патриарх был убит, однако свидетельствами близко знавших его иерархов и заключением медицинской экспертизы они были опровергнуты: Алексий Второй в течение последних лет жизни перенес несколько инфарктов и инсульт, поэтому смерть наступила по естественным причинам, став следствием сердечной недостаточности.

Читайте также:  Пророк Иеремия: книга и ее толкование, житие и биография святого

Где похоронен Патриарх Алексий II

При прощании с Патриархом Храм Христа Спасителя, крупнейший храм Москвы, воссозданный на месте взорванного в 1930-х в тех же архитектурных формах, был полон людьми. Днем и ночью они шли целым потоком, чтобы в последний раз взглянуть на пятнадцатого Архипастыря Церкви Русской, возглавлявшего ее в годы перестройки, крушения советского строя и создания нового общества, ведшего Корабль Церкви сквозь воды одного из самых непростых времен истории страны.

Гроб с телом, в величественной похоронной процессии, через всю Москву перевезли в Богоявленский Елоховский кафедральный собор, где и захоронили. Над могилой сейчас стоит мраморное надгробие с крестом. Духовенство храма и сотрудники Церкви свидетельствуют что многие паломнические маршруты из разных регионов страны обязательно имеют остановку в соборе у могилы Алексия Второго. Уже сейчас в народе имеет место почитание Его Святейшества.
Не только его духовные чада, при жизни просившие Патриаршего совета, но и многие люди, от деревенских прихожан, приехавших поклониться святыням столицы, до самого Президента и различных знаменитостей, приходят посоветоваться со Святейшим владыкой, испросить его помощи и благословения на добрые и необходимые дела. Патриарх пока не причислен к лику святых — ведь для канонизации должен пройти не один десяток лет — но уже сейчас фиксируются чудеса по молитвам к нему у могилы, досконально изучаются материалы и свидетельства вех его жизненного пути, разрастается народное почитание.
Так, митрополит Калужский и Боровской Климент, бывший заместителем Алексия Второго — он имел должность Управляющего делами Московской Патриархии — писал, что в близком общении всегда видел в нем рассудительного пастыря Церкви, имевшего поистине дарованную Богом любовь ко всем людям. Он был для всех православных людей словно заботливым отцом, руководившим Церковью с искренним переживанием ее проблем в собственном сердце. Не было для него вопрос неважных, даже самых простых людей, с которыми поступали несправедливо, он отстаивал перед властью, помогал самым дальним и бедным церковным приходам. По словам Высокопреосвященнейшего Климента, на имя Святейшего Патриарха Алексия приходило более десяти тысяч писем ежегодно (то есть около 30 ежедневно) — и ни одно он не оставлял без внимания, каждый день выделяя время на прочтение корреспонденции и указания по просьбам адресантов. Многие люди, служившие вместе со Святейшим или бывшие сотрудниками Синодальных отделов, свидетельствуют, что общение с ним стало школой жизни. Он показывал образец пастырского служения в неизменном устремлении ко Господу и любви к каждому человеку.

Могила Патриарха Алексия

В любой день вы можете посетить Елоховский собор столицы и поговорить у могилы Его Святейшества с ним самим. Молитва — это диалог с усопшим, имеющим признаки святости.

Приобретите в храме свечу, поставьте ее на подсвечник у могилы, обратитесь ко Господу:

«Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, Святейшего Патриарха Алексия, где нет печали и слез, но жизнь и радость бесконечная. Прости ему все грехи вольные и невольные, его же святыми молитвами и меня грешного (грешную) помилуй».

Затем можете своими словами, обращаясь к Патриарху, попросить его о своих нуждах. Многие просят его, как мудрого руководителя,

О совете в делах;

О принятии решения в трудном выборе;

О помощи об избавлении от несправедливости начальства;

Об оправдании при клевете;

С благодарностью за совершенные дела, получившиеся вещи.

Молитвами Патриарха Алексия да хранит вас Господь!


Защитник христианской морали: смерть патриарха Алексия II

Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй умер 5 декабря 2008 года от инфаркта. До этого он уже перенес два инфаркта и наблюдался у кардиолога. Попрощаться со старцем пришло почти 100 тысяч человек. Протодиакон Андрей Кураев высказывал мысль, что патриарха можно было спасти, если бы своевременно вызвали врачей, но его слова были отвергнуты.

На исходе 2008 года смерть патриарха Алексия 2 стала тяжёлой утратой для Русской православной церкви. Его Святейшество готовился отпраздновать свой 80-летний юбилей в феврале следующего года и не думал умирать. Священный сан Алексей Михайлович Ридигер (так звали в миру главу РПЦ) принял в середине прошлого века. Всю оставшуюся жизнь патриарх посвятил священнослужению, а в 2000 году взошёл на престол РПЦ.

За несколько дней до кончины Алексий II вернулся из Германии, где проходил курс лечения. Что же стало причиной смерти? Ведь до самой последней минуты жизни патриарх был в удовлетворительном состоянии и даже не отказывал корреспондентам в интервью.

Сообщение о кончине

За час до полудня, 5 декабря 2008 года, глава пресс-службы Московской патриархии Владимир Вигилянский объявил о скоропостижной кончине патриарха. Местом исхода Владыки стала собственная резиденция, неподалёку от посёлка Переделкино. По заявлению обслуживающего персонала, Алексий II проследовал в ванную комнату для умывания около 7 утра. Ближе к 8:00 патриарх не вышел к заказному завтраку.

Обеспокоенные служащие направились с проверкой в покои Его Святейшества, но застали двери в спальне закрытыми. В ходе осмотра покоев через уличные окна обнаружилось, что старец, вероятнее всего, находится в ванной комнате. На предложения о помощи Алексий не отвечает.

Незамедлительно была вызвана охрана, сотрудникам которой удалось выломать дверь. Владыку обнаружили лежащим на полу ванной комнаты. Тело уже остывало. Прибывшим медикам ничего не оставалось, как констатировать смерть патриарха от инфаркта.

Болезнь сердца патриарха Алексия II

Официальная версия смерти Алексия Второго – сердечный приступ. Действительно, Его Святейшество, епископ Русской православной церкви, имел серьёзные осложнения с давлением и сердечной мышцей. Он перенёс два инфаркта и регулярно наблюдался у кардиологов. А буквально за два месяца до смерти Алексей Михайлович перенёс клиническую смерть и остановку сердца. Но немецкие врачи поставили священнослужителя на ноги.

Актёр Станислав Садальский публично высказывал свою версию об убийстве патриарха. Но его заявления сочли крамольными и беспочвенными. Однако разгорелся нешуточный скандал.

Церемония прощания

6 декабря, ближе к концу дня, гроб с телом покойного патриарха доставили в Храм Христа спасителя. Началась церемония прощания. Богослужение и заупокойные молитвы читались на протяжении 3-х дней. Все эти дни Храм был открыт для православных, желающих проститься с Алексием II. Порядок обеспечивало ГУВД по Москве.

По подсчётам полиции, церемонию посетило свыше 100 тыс. человек. Помимо простых граждан, присутствовали первые лица государства и высокопоставленные чиновники.

Алексий II любили и уважали, он был непреклонным защитником христианской веры и традиционных нравственных норм. Это был образованный человек, говоривший на русском, эстонском и немецком языках. Он происходил из российского дворянского рода фон Ридигеров, имевшего курляндские корни. Его предки приняли православие еще в XVIII веке и не отступали от веры.

Алексей в детстве посещал Валаамский монастырь, был алтарником в храме Таллина, где служил диаконом его отец Михаил. Окончил Ленинградскую духовную семинарию, а затем Духовную академию. Вся его жизнь была связана с церковью.

Отпевание и похороны

В понедельник 8 декабря пришло время заупокойной литургии. В ней приняли участие 200 священников и архиереев. Затем патриарх Константинопольский Варфоломей провёл церемонию отпевания.

9 декабря гроб с Владыкой вынесли на улицу и совершили Крестный ход вокруг собора, как это завещал сам покойный. По окончании шествия, траурная процессия проследовала за катафалком в Богоявленский кафедральный собор в Елохове. Там в Благовещенском приделе состоялось погребение Святейшего патриарха Алексия.

Рассказ Кураева

Садальский был не единственной персоной, которую православное сообщество желало предать анафеме. Вместе с актёром о загадочной смерти старца высказывался близкий к патриаршим кругам протодиакон, блоггер и публицист Андрей Кураев. Он открыто рассуждал об обстоятельствах смерти Алексия II.

По мнению Кураева, после кончины не было опубликовано официальное медицинское заключение о причинах смерти священнослужителя. Что и подтолкнуло Станислава Садальского к радикальным выводам. Также протодиакон сообщил, что причины ухода из жизни Алексея Михайловича сознательно умалчивались, дабы скрыть факт «неблаговидности» случившегося.

По предположению Кураева, старец не мог скончаться от инфаркта. Просто он оказался в максимально неудачных обстоятельствах для призыва о помощи. Сам приступ также был поставлен под сомнение. По мнению протодиакона, пожилой человек мог потерять координацию движения и упасть.

Версия о потери равновесия не лишена смысла, ведь у патриарха был обнаружен сильный удар на затылке, повлёкший обильное кровотечение. Но об этом факте старательно умалчивают все работники и служащие резиденции Его святейшества. А ведь после удара старец пытался вставать, о чём свидетельствуют многочисленные кровавые следы от рук на стенах уборной.

В 1970 году, при схожих обстоятельствах скончался тёска Его святейшества, патриарх Алексий I (Симанский). По официальной версии от сердечной недостаточности.

На самом деле произошло следующее. Оставшись один, без слуг, 91-летний старец направлялся в ванную комнату, неся в руках тазик с водой. По пути он поскользнулся и упал. Но умер Алексий I не сразу, а лишь спустя несколько месяцев. Остаток жизни он провёл в постели, не вставая после падения.

При такой травме, пострадавшего можно было спасти, если бы рядом была охрана или служащие. Но патриарх предпочитал уединение. Для этого он запирался в покоях изнутри. Тело удалось разглядеть в уличное окно ванной снаружи и только после этого была взломана мощная дверь. То есть, была потеряна масса драгоценного времени.

Заставляет задуматься и тот факт, что при больном патриархе всегда дежурила бригада кардиологов. Где они были и почему оставили пациента без присмотра?

Со стороны прокуратуры обрушилась масса подобных вопросов. Но видимо, служащие посчитали смерть в таком заведении непристойной для Владыки и держали обет молчания. Такая весть была бы радостной для причитающий о «смерти Ария» и ожидающих внутрицерковных расколов. Учитывая эти обстоятельства, изначально планировалось оповестить население об автоаварии. Это могло сойти за правду, если брать во внимание разбитую голову.

Такими версиями оперировал в своих постах протодиакон Кураев. Посты блоггера подогревались комментариями читателей. Многие обращали внимание на странную самоизоляцию больного старца. Выдвигались версии о личном опасении за свою жизнь и недоверии к ближайшему окружению.

Дабы не тревожить честь усопшего, православные придерживаются официальной версии.

Последнее интервью Святейшего Патриарха Алексия II. Посмотрите, в каком хорошем состоянии был священнослужитель. А его здравомыслящая речь кому-то окажется полезной.

Алексий II — служение длиною в жизнь

Добрый, пронзительный взор, скромная улыбка — такой патриарх Алексий II на фото.

Алексий II, патриарх Русской православной церкви

У патриарха Алексия II дворянское происхождение

Патриарх Алексий II имеет дворянские корни немецкого рода фон Ридигеров. Ридигер Алексей Михайлович – так звали будущего патриарха. Семья была верующей, отец — протоиерей. Алекий II родился в 1929 году 23 февраля в Таллине.

Биография патриарха Алексия 2 имеет один странный эпизод. Есть версия, что в свидетельстве о рождении Алексия II указано имя Абрам Моисеевич Ридигер. Якобы фотография этого свидетельства о рождении была в какой-то эстонской газете.

Но эта версия официально не подтверждена.

С раннего детства мальчик хотел стать священником, с удовольствием служил алтарником. В пятнадцать лет, после окончания богословских курсов, был рукоположен как иподиакон. Служил архиепископу Нарвскому Павлу. Затем служил в Александро-Невском соборе алтарником и ризничим, был псаломщиком в Таллиннской Казанской церкви.

Таллинский собор Александра Невского. Именно здесь патриарх Алексий II начал свое служение как алтарник

В 1947 году Алексей поступил на третий курс Ленинградской духовной семинарии. А после закончил Ленинградскую духовную академию. С этих пор начинается путь к сану святейшего патриарха.

Алеша Ридигер, патриарх в детстве

Семейная жизнь патриарха не продлилась и года

Алексей II был женат на своей однокласснице, Вере Алексеевой. Отцом ее был настоятель Александро-Невского собора. Бракосочетание произошло в апреле 1950 года. Но вскоре между молодоженами произошел разлад, и брак расторгли.

Правящий в то время митрополит Григорий дал согласие на разрыв. Этот не сложившийся союз позволил Алексею быть рукоположенным во диакона, а затем во пресвитера и стать настоятелем в Богоявленском храме, расположенном в эстонском городе Йыхве в апреле 1950 года.

До епископства Алексий II был приходским клириком, настоятелем, протоиереем

В течение трёх лет с 1950 по 1953 будущий патриарх Алексий 2 совмещал службу приходского клирика и учебу. По окончании академии за курсовую работу о Московском митрополите Филарете, Ридигер становится обладателем степени кандидата богословия.

В 1957 году Алексей служит настоятелем собора в городе Тарту.

В 1958 году он дослуживается до сана протоиерея.

В августе 1959 года протоиерей потерял мать, после чего постригся в монахи, получив имя Алексий.

Алексей Ридигер. 50-е годы

Алексий становится епископом

После Священного Синода, в августе 1961 года святейший патриарх становится епископом Таллинским и Эстонским. В то время церковь была не в лучшем положении из-за начавшихся хрущевских гонений. Молодой епископ в первые же дни столкнулся с проблемами.

Читайте также:  Эмилиан Вафидис - житие и творения, слова и наставления, дни памяти, мощи

Власти собирались закрыть Пюхтицкий монастырь и более тридцати приходов. Тогда Алексей идет на хитрость – он организовывает посещение монастыря представителями немецкой евангелистской церкви.

Статьи о Пюхтицком монастыре появляются в немецких газетах, советское правительство не решается закрыть обитель. Затем епископ отстоял таллинский кафедральный собор.

И продолжал бороться с атеистически настроенной властью, сохраняя церковные приходы в целостности. В это же время Алексий занимает должность заместителя председателя в Отделе внешних церковных отношений.

24 июня 1964 года происходит возведение в сан архиепископа, а в декабре того же года назначение управляющим делами Московской епархии.

Алексий становится митрополитом

Сан митрополита епископ таллинский получил в феврале 1968 года. За время работы митрополит Алексий Московский успел многое:

  • 1971 год – проводит Поместный Собор РПЦ;
  • 1958 и 1968 годы – РПЦ празднует 50 и 60 лет возрождения патриаршества;
  • 1980 год – празднуется 1000 лет с момента Крещения Руси;
  • 1983 год – решение о восстановлении Данилова монастыря;
  • 1986 год – митрополитство в Ленинграде и Новгороде;
  • широкая международная деятельность.

Алексий II в начале пути

Алексий II становится патриархом после Пимена

До Алексия II патриарший сан занимал его святейшество Пимен. После его ухода, случившегося в 1990 году, собрали заседание Поместного собора. 10 июня прошло настолование Алексия в Богоявленском соборе. Настолование — общественное богослужение, на котором приветствуют нового епископа, и он вступает в свои права.

С этого события началась новая эпоха в жизни русской церкви. Прошло 6 Архиерейских соборов, которые помогли решить многие проблемы Русской Православной Церкви. Будучи патриархом Алексий II объездил более ста двадцати епархий для пасторского попечительства отдаленных общин. Он работал чтобы укрепить церковь.

С его благословения открылось множество духовных учебных заведений. Он ратовал за возрождение нравственности и духовности. Патриарху удалось внести миротворческие инициативы в конфликтные ситуации на Балканах, Кавказе, в Молдавии. Именно ему удалось устроить переговоры о примирении между конфликтовавшими сторонами во время кризиса 1993 года в Российской Федерации.

Почетное место снискал патриарх Московский и всея Руси Алексий II в церковной науке. Его перу принадлежит не менее 500 работ на церковные и духовные темы. Патриарху стал доктором богословия церковных академий Дебрецена, Санкт-Петербурга, Тбилиси, Праги, Сербии. Он был профессором крупных университетов, почетным гражданином Новгорода, Санкт-Петербурга, Сергиева Посада, Республик Мордовии и Калмыкии. Награжден орденами РПЦ и государственными наградами. В том числе орденом Андрея Первозванного, равноапостольного князя Владимира, Сергия Радонежского, Даниила Московского, Трудового Красного Знамени, За заслуги перед Отечеством, Дружбы народов.

Алексий Второй. Хранитель православных душ

Уход из жизни и погребение

5 декабря 2008 года — день, когда умер патриарх Алексий. Этот день он проводил в своем доме в подмосковном Переделкино.

Причина смерти патриарха Алексия II сердечная недостаточность, от которой он страдал последние годы, перенеся несколько инфарктов и инсульт.

Прощание с телом патриарха прошло в Храме Христа Спасителя с 6 по 9 декабря 2008 года. Елоховский Собор – место, где похоронен Алексий II. Дата смерти патриарха Алексия стала трагической датой в жизни многих православных россиян.

Мемория. Алексий II

23 февраля 1929 года родился Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси.

Личное дело

Алексий II (в миру – Алексей Михайлович Ри́дигер, 1929-2008) родился в Таллине в семье протоиерея Михаила Ридигера. Большую роль в приобщении мальчика к церковному служению сыграл настоятель Коппельской Николаевской церкви в Таллине, в которой Михаил Ридигер служил диаконом. Уже в юном возрасте Алексей стал в этой церкви алтарником.

Желание стать священником у Алексея появилось, по его словам, уже в раннем отрочестве. В пятнадцать лет он стал иподиаконом архиепископа Нарвского (впоследствии Таллинского и Эстонского) Павла (Дмитровского), после этого служил алтарником и псаломщиком в различных таллинских соборах.

В 1947 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию сразу в третий класс, а окончив её в 1949 году стал студентом Духовной академии в Ленинграде. В апреле 1950 года был рукоположен во диакона; через два дня после этого — во пресвитера и определен настоятелем Богоявленского храма в эстонском городе Йыхви Таллинской епархии.

В 1953 году окончил Ленинградскую духовную академию, получив звание кандидата богословия. В июле 1957 года был переведён в Тарту, где служил сперва настоятелем Успенского собора, а с марта 1959 года – благочинным объединенного Тарту-Вильяндиского благочиния Таллинской епархии. В 1958 году был возведен в сан протоиерея.

В августе 1959 года принял решение принять монашество. 3 марта 1961 года в Троице-Сергиевой лавре был пострижен с именем Алексий. В августе того же года был назначен епископом Таллинским и Эстонским и возведён в сан архимандрита. На Таллинской кафедре находился четверть века как епархиальный архиерей — до 1986 года.

После пострига начал вести активную внешнеполитическую и экуменическую деятельность: в составе делегации Русской Православной Церкви участвовал в работе III Ассамблеи Всемирного совета церквей в Нью-Дели (1961); избирался членом Центрального комитета ВСЦ (1961—1968); был президентом Всемирной конференции «Церковь и общество» (Женева, 1966). В качестве главы делегации Русской Православной Церкви участвовал в богословских собеседованиях с делегациями различных Евангелических церквей. Был делегатом и одним из президентов Всемирной христианской конференции «Жизнь и мир» 1983 года в Швеции.

Помимо церковных, Алексий принимал участие в работе и светских международных и советских общественных организаций. Был членом Правления Советского фонда мира, членом совета Фонда славянской письменности и славянских культур, членом правления Советского фонда милосердия и здоровья, членом президиума Ленинградского фонда культуры, вице-президентом Общества советско-индийской дружбы. Был участником учредительного собрания общества «Родина», членом совета Общества с 1975 по 1987 годы.

Уже с начала 60-х годов Алексий начал делать быструю карьеру в центральных структурах Московского Патриархата. В 1961 году он был включён в делегацию РПЦ МП Родосских Всеправославных совещаний, назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского Патриархата.

В июне 1964 года был возведен в сан архиепископа и уже через месяц был назначен Управляющим делами Московской Патриархии и по должности — постоянным членом Священного Синода. В феврале 1968 возведён в сан митрополита.

Был членом Комиссии Священного Синода по подготовке Поместного Собора 1971, а также председателем процедурно-организационной группы, председателем секретариата Поместного Собора. Был заместителем председателя комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. В 1984 году получил звание доктора богословия, диссертацией был трехтомный труд «Очерки по истории Православия в Эстонии».

В июле 1986 года стал митрополитом Ленинградским и Новгородским и постоянным членом Священного Синода.

Более четверти века был сотрудником аппарата, а позднее – одним из президентов (членов президиума) Конференции Европейских Церквей (КЕЦ).

После смерти патриарха Пимена в 1990 году был избран Поместным Собором Патриархом Московским и всея Руси. Алексий набрал 166 голосов, обойдя митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) на 23 голоса. 10 июня 1990 года состоялась интронизация (настолование) Алексия II в московском Богоявленском соборе.

Последние годы жизни Патриарх страдал ишемической болезнью сердца, перенес несколько инфарктов и неоднократно ездил за границу на обследование. Последнее общественное богослужение было совершено им 4 декабря 2008 года, в праздник Введения Пресвятой Богородицы. Скончался 5 декабря 2008 года в своей резиденции, неподалеку от поселка Переделкино. По официальной версии, причиной смерти стала острая сердечная недостаточность.

Похоронен Алексий II в южном (Благовещенском) приделе Богоявленского Елоховского собора.

Чем знаменит

Святейший патриарх Алексий II был пятнадцатым предстоятелем Русской православной церкви. Его избрание состоялось незадолго до крушения советского строя. После распада СССР патриарх сумел наладить контакт с руководителями страны. Президент России Борис Ельцин стал первым постсоветским лидером, переступившим порог храма.

За 18 лет, в течение которых Алексий II занимал пост предстоятеля Российской православной Церкви, она существенно укрепила свои позиции.

В 1990-е государство начало оказывать РПЦ деятельную, в том числе и финансовую, помощь в деле восстановления храмов, развития духовного образования, пастырского окормления в государственных ведомствах, в войсках, в местах лишения свободы и т. п. Наблюдался неуклонный рост числа приходов, монастырей, учебных заведений.

Если к моменту избрания Алексия патриархом в составе РПЦ находилось 35 монастырей и чуть более 8000 священнослужителей, то к моменту его смерти число монастырей перевалило за 800, а священнослужителей – за 30000 человек.

И хотя полной реституции дореволюционного церковного имущества не произошло, однако уцелевшие храмы были переданы церкви в безвозмездное пользование, был построен ряд крупных храмов на средства региональных бюджетов и крупных компаний. а строительство храма Христа Спасителя происходило при мощной финансовой поддержке государства.

«Мне пришлось установить совершенно новые отношения между государством и Церковью, каких не было в истории России, потому что Церковь была не отделена от государства, император был главой Церкви, и все решения, которые принимались по церковным вопросам, исходили из его кабинета. А сейчас устанавливались совершенно новые отношения, когда Церковь сама принимает решения и сама отвечает за свои действия перед своей совестью, историей, народом», – сказал Алексий II в своём последнем интервью, данном 1 ноября 2008 года и опубликованном уже посмертно.

О чем надо знать

В 1990-х годах получил огласку материал о некоем агенте «Дроздове», завербованном КГБ в феврале 1958 года «на патриотических чувствах для выявления и разработки антисоветского элемента из числа православного духовенства». По мнению ответственного сотрудника Государственного архива Эстонии историка Индрека Юрьё (эст. Indrek Jürjo), подробности биографии агента по имени Дроздов, найденные в годовом отчёте КГБ за 1958 год, соответствуют эстонскому происхождению, году рождения, образованию и карьерному пути Ридигера Алексея Михайловича, в то время приходского священника.

Согласно исследованию Кристофера Эндрю и Василия Митрохина, в 1975 году Алексей Ридигер основал общество «Родина», служившее организацией прикрытия для деятельности КГБ. Публикации о сотрудничестве «Дроздова» с органами госбезопасности были основаны на документах архивов КГБ, к которым был получен официальный доступ рядом лиц в конце 1991 года.

20 сентября 2000 года с опровержением утверждений о сотрудничестве с КГБ выступил сотрудник ОВЦС Всеволод Чаплин, в связи с чем британская исследовательская организация Keston College опубликовала выводы своего анализа имеющихся в её распоряжении документов: «Утверждения, что Патриарх и иные высокопоставленные епископы Русской Православной Церкви сотрудничали с КГБ, основаны на действительности».

Официально данные об агентурном сотрудничестве Алексея Ридигера с КГБ никогда не подтверждались органами госбезопасности РФ или СССР.

Прямая речь

«Этот выбор был непростым, потому что мы четко понимали, что путь пастырского служения в советское время нелегок. Мой родитель уже был священником. Но, несмотря на все трудности этого пути, о которых я знал, видя служение отца, у меня не было соблазна пойти по иному пути. И как только представилась возможность получить богословское образование, я этим воспользовался. Я был уверен, что должен стать только священником», – Алексий II. Интервью газете «НГ-Религии»

«У патриарха Алексия II была невероятная карьера, в течение которой он переключился с подавления Русской Православной Церкви на то, чтобы быть её поборником. Любимец КГБ, он быстро продвигался в церковной иерархии, выполняя указания Кремля в то время, когда священников-диссидентов бросали в тюрьмы. Как фактический министр иностранных дел Церкви, он помогал скрывать репрессии против русских христиан, защищая советскую систему перед внешним миром. Он быстро возвышался и был избран главой Русской Православной Церкви в ключевой момент в 1990 году, когда СССР приближался к своему краху. Удивительно, но вполне вероятно, что он воспользовался моментом и стал во главе возрождения и процветания Церкви», – Double life of Russia’s patriarch. БиБиСи

«Патриарх Алексий II стал первым представителем церкви, которому удалось настолько сблизить интересы религиозной и государственной власти, что отделить одну от другой стало впредь невозможно», – Коммерсантъ. Патриарх отдал Богу душу.

«Алексий II вывел Русскую церковь из вавилонского плена, то есть из Советского Союза, в новую жизнь»,— архиепископ Марк.

5 фактов об Алексии II

  • Алексий Ридигер при постриге был наречен Алексием в честь другого святого: не Алексия, человека Божия, именем которого был наречён в крещении, а Алексия, митрополита Киевского, святителя Московского.
  • Алексий II стал первым Московским патриархом, использующим при своём имени номер (хотя в историографии принято называть патриархов XVII века Иоасаф I и Иоасаф II, в ту эпоху номера не употреблялись).
  • В 1989 году, в бытность митрополитом Ленинградским и Новгородским, Алексий был избран народным депутатом СССР от общественной организаций «Фонд здоровья и милосердия». Входил в Комиссию Совета Национальностей по вопросам развития культуры, языка, национальных и интернациональных традиций, охраны исторического наследия.
  • В период первосвятительства Алексия II Поместные Соборы не созывались ни разу, хотя Уставом Русской православной церкви, действовавший до 2000 года, определял, что Поместный Собор должен созываться не реже одного раза в пять лет.
  • Церемония прощания с новопреставленным патриархом проходила в Храме Христа Спасителя с 6 по 9 декабря. Храм был открыт круглые сутки. По сообщению пресс-службы ГУВД Москвы, проститься с патриархом пришло более 100 000 человек.

Материалы об Алексии II

Патриарх отдал Богу душу. Газета “Коммерсантъ” №223 от 06.12.2008

Ссылка на основную публикацию