Амвросий Медиоланский – житие и труды, мощи и дни памяти, творения и письма

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, родился в 340 году в семье римского наместника Галлии. Еще в детстве святителя были явлены чудесные предзнаменования его великого будущего. Так, однажды пчелы покрыли лицо спящего младенца и улетели после того, как оставили на языке у него мед.

После смерти отца семья Амвросия переселилась в Рим, где будущий святитель и его брат Сатир получили блестящее по тем временам юридическое образование. Около 370 года, по окончании курса наук, Амвросий был назначен наместником областей (консульским префектом) Лигурии и Эмилии, но жил в Медиолане. В 374 году умер епископ Медиолана Авксентий, и это повлекло за собой раздоры между православными и арианами, так как каждая сторона хотела поставить своего епископа. Амвросии, как первый градоначальник, отправился в церковь для поддержания порядка Когда он обратился с речью к толпе, какой-то ребенок вдруг крикнул: “Амвросий – епископ!” Возглас был подхвачен народом. Амвросий, который в это время был еще в числе оглашённых, почитая себя недостойным, стал отказываться. Он пытался даже ложно опозорить себя, пробовал бежать из Медиолана. Дело дошло до императора Валентиниана Старшего (364 – 375), приказа которого Амвросий не посмел уже ослушаться. Он принял святое Крещение у православного священника и, пройдя за семь дней все ступени церковной иерархии, 7 декабря 374 года был рукоположен в сан епископа Медиоланского и сразу же роздал всю свою собственность, деньги и имение на украшение храмов, пропитание сирот и нищих, сам же обратился к строгой подвижнической жизни.

Суровое воздержание, долгие бдения и труды Амвросий сочетал с исполнением обязанностей пастыря. Святитель Амвросии отстаивая единство Церкви, энергично противодействовал распространению ересей. Так, в 379 году ему удалось поставить православного епископа в Сирмии, а в 385 – 386 годах он отказался передать арианам базилику Медиолана.

Проповедь святого Амвросия в защиту Православия оказывал глубокое воздействие. Об этом свидетельствовал другой знаменитый отец западной Церкви, блаженный Августин, принявший в 387 году святое Крещение благодаря проповеди епископа Медиолана.

Святитель принимал деятельное участие и в государственных делах. Так, Грациан (375 – 383), получив от него Изложение православной веры, убрал, по указанию святителя, из зала сената в Риме жертвенник Виктории, на котором принимались клятвы. Исполненный пастырского дерзновения, святитель наложил на Феодосия I (379 – 395) суровую епитимию за истребление невинных жителей города Солуни. Для него не было различия между царем и простолюдином: разрешив Феодосия от епитимий, святитель не допустил императора причащаться в алтаре, а заставил стоять вместе со всей паствой.

Слава о епископе Амвросии и его деяниях привлекла к нему многих последователей из других стран. Из далекой Персии приходили к нему ученые мудрецы, чтобы обрести Истину. Фритигильда, царица воинственного германского племени маркоманов, часто нападавшего на Медиолан, просила святителя наставить ее в христианской вере. Святой в письме к ней убедительно изложил догматы Церкви. Уверовавшая царица обратила в христианство своего мужа и убедила его заключить мирный договор с Римской империей.

Строгость сочеталась у святителя с необыкновенной добротой. Наделенный даром чудотворения, многих он исцелил от болезней. Однажды во Флоренции, пребывая в доме Децента, он воскресил умершего мальчика.

Кончина святителя Амвросия, преставившегося к Богу в ночь Святой Пасхи, сопровождалась многими чудесами, крещаемым же в ту ночь детям он явился в видении. Святитель был погребен в Амвросиевой базилике, в Медиолане, под жертвенником, между мучениками Протасием и Гервасием.

Ревностный проповедник и мужественный защитник христианской веры, святой Амвросий получил особую известность и как замечательный церковный писатель. В догматических произведениях он отстаивал православное учение о Святой Троице, таинствах и покаянии (5 книг о вере; Изъяснение Символа веры; О воплощении; 3 книги о Святом Духе; О таинствах; 2 книги о покаянии). В сочинениях о христианской нравственности раскрывал превосходство христианского нравоучения пред нравоучением язычников. Известная работа святителя “Об обязанностях священнослужителей” свидетельствует о глубоком осознании им пастырского долга; в ней содержатся указания не только по ведению церковной службы, но и нравственные наставления служителям Церкви. Святитель Амвросий был также преобразователем церковного пения. Он ввел в Западной Церкви антифонное пение (по восточному, сирийскому образцу), известное как “амвросианский напев”; составил 12 гимнов, которые исполнялись при его жизни. Его благодарственный торжественный гимн “Тебе, Бога, хвалим”, составленный в 386 году, вошел в Богослужение Православной Церкви.

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский

Память: 7 декабря / 20 декабря

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, родился в 340 году в семье римского наместника Галлии. Еще в детстве святителя были явлены чудесные предзнаменования его великого будущего. Так, однажды пчелы покрыли лицо спящего младенца и улетели после того, как оставили на языке у него мед.

Святитель Амвросий Медиоланский. Часовня св. Виктора (San Vittore in Ciel d|oro) церкви святителя Амвросия. Милан. Мозаика, V век

После смерти отца семья Амвросия переселилась в Рим, где будущий святитель и его брат Сатир получили блестящее по тем временам юридическое образование. Около 370 года, по окончании курса наук, Амвросий был назначен наместником областей (консульским префектом) Лигурии и Эмилии, но жил в Медиолане. В 374 году умер епископ Медиолана Авксентий, и это повлекло за собой раздоры между православными и арианами, так как каждая сторона хотела поставить своего епископа. Амвросии, как первый градоначальник, отправился в церковь для поддержания порядка Когда он обратился с речью к толпе, какой-то ребенок вдруг крикнул: “Амвросий – епископ!” Возглас был подхвачен народом. Амвросий, который в это время был еще в числе оглашённых, почитая себя недостойным, стал отказываться. Он пытался даже ложно опозорить себя, пробовал бежать из Медиолана. Дело дошло до императора Валентиниана Старшего (364 – 375), приказа которого Амвросий не посмел уже ослушаться. Он принял святое Крещение у православного священника и, пройдя за семь дней все ступени церковной иерархии, 7 декабря 374 года был рукоположен в сан епископа Медиоланского и сразу же роздал всю свою собственность, деньги и имение на украшение храмов, пропитание сирот и нищих, сам же обратился к строгой подвижнической жизни.

Суровое воздержание, долгие бдения и труды Амвросий сочетал с исполнением обязанностей пастыря. Святитель Амвросии отстаивая единство Церкви, энергично противодействовал распространению ересей. Так, в 379 году ему удалось поставить православного епископа в Сирмии, а в 385 – 386 годах он отказался передать арианам базилику Медиолана.

Проповедь святого Амвросия в защиту Православия оказывал глубокое воздействие. Об этом свидетельствовал другой знаменитый отец западной Церкви, блаженный Августин, принявший в 387 году святое Крещение благодаря проповеди епископа Медиолана.

Святитель принимал деятельное участие и в государственных делах. Так, Грациан (375 – 383), получив от него Изложение православной веры, убрал, по указанию святителя, из зала сената в Риме жертвенник Виктории, на котором принимались клятвы. Исполненный пастырского дерзновения, святитель наложил на Феодосия I (379 – 395) суровую епитимию за истребление невинных жителей города Солуни. Для него не было различия между царем и простолюдином: разрешив Феодосия от епитимий, святитель не допустил императора причащаться в алтаре, а заставил стоять вместе со всей паствой.

Святитель Амвросий Медиоланский и император Феодосий. Художник Питер Пауль Рубенс, около 1615 года

Слава о епископе Амвросии и его деяниях привлекла к нему многих последователей из других стран. Из далекой Персии приходили к нему ученые мудрецы, чтобы обрести Истину. Фритигильда, царица воинственного германского племени маркоманов, часто нападавшего на Медиолан, просила святителя наставить ее в христианской вере. Святой в письме к ней убедительно изложил догматы Церкви. Уверовавшая царица обратила в христианство своего мужа и убедила его заключить мирный договор с Римской империей.

Строгость сочеталась у святителя с необыкновенной добротой. Наделенный даром чудотворения, многих он исцелил от болезней. Однажды во Флоренции, пребывая в доме Децента, он воскресил умершего мальчика.

Кончина святителя Амвросия, преставившегося к Богу в ночь Святой Пасхи, сопровождалась многими чудесами, крещаемым же в ту ночь детям он явился в видении. Святитель был погребен в Амвросиевой базилике, в Медиолане, под жертвенником, между мучениками Протасием и Гервасием.

Ревностный проповедник и мужественный защитник христианской веры, святой Амвросий получил особую известность и как замечательный церковный писатель. В догматических произведениях он отстаивал православное учение о Святой Троице, таинствах и покаянии (5 книг о вере; Изъяснение Символа веры; О воплощении; 3 книги о Святом Духе; О таинствах; 2 книги о покаянии). В сочинениях о христианской нравственности раскрывал превосходство христианского нравоучения пред нравоучением язычников.

Мощи святителя Амвросия Медиоланского и мучеников Гервасия и Протасия в крипте базилики Святого Амвросия (Милан)

Известная работа святителя “Об обязанностях священнослужителей” свидетельствует о глубоком осознании им пастырского долга; в ней содержатся указания не только по ведению церковной службы, но и нравственные наставления служителям Церкви. Святитель Амвросий был также преобразователем церковного пения. Он ввел в Западной Церкви антифонное пение (по восточному, сирийскому образцу), известное как “амвросианский напев”; составил 12 гимнов, которые исполнялись при его жизни. Его благодарственный торжественный гимн “Тебе, Бога, хвалим”, составленный в 386 году, вошел в Богослужение Православной Церкви.

Молитва святителю Амвросию Медиоланскому:

  • Молитва святителю Амвросию Медиоланскому. Святитель Амвросий – яркая звезда Православного Запада: образованнейший муж, мудрейший праведник и церковный писатель, благотворитель, гимнограф и апологет. Обладал даром исцелений. Покровитель учителей и миссионеров, певчих. К нему обращаются за помощью о вразумлении сектантов и неверующих, в нужде и болезнях (особенно детских), для преодоления похоти и сохранения девства.

Акафист святителю Амвросию Медиоланскому:

Канон святителю Амвросию Медиоланскому:

  • Канон святителю Амвросию Медиоланскому

Житийная и научно-историческая литература о святителе Амвросие Медиоланском:

  • Святитель Амвросий, епископ Медиоланский (краткое житие) – Православие.Ru

Труды святителя Амвросия Медиоланского:

  • О покаянии – святитель Амвросий Медиоланский
  • “О покаянии” – святитель Амвросий Медиоланский
  • “Слово о надежде воскресения” – святитель Амвросий Медиоланский
  • “Слово на смерть Феодосия Великого” – святитель Амвросий Медиоланский
  • “Слово утешительное на смерть императора Валентиниана младшего” – святитель Амвросий Медиоланский
  • “К Августу Грациану три книги о Святом Духе. Книга первая” – святитель Амвросий Медиоланский
  • “Об Исааке, или душе” – святитель Амвросий Медиоланский
  • “О таинствах” – святитель Амвросий Медиоланский
  • “О тайнах” – святитель Амвросий Медиоланский
  • “Объяснение Символа” – святитель Амвросий Медиоланский
  • “Надежда Воскресения” – святитель Амвросий Медиоланский
  • “О девстве и браке” – святитель Амвросий Медиоланский
  • “Об обязанностях священнослужителей. Книга первая” – святитель Амвросий Медиоланский
  • “Об обязанностях священнослужителей. Книга вторая” – святитель Амвросий Медиоланский
  • “Об обязанностях священнослужителей. Книга третья” – святитель Амвросий Медиоланский
  • “Слово в Неделю Ваий” – святитель Амвросий Медиоланский
  • “Слово на Святую Пасху” – святитель Амвросий Медиоланский
  • “Слово о взаимной любви христиан” – святитель Амвросий Медиоланский
  • “Слово о том, как должно сретать день Рождества Христова” – святитель Амвросий Медиоланский
  • “Слово обличительное по случаю затмения луны” – святитель Амвросий Медиоланский
  • “О благе смерти” – святитель Амвросий Медиоланский
  • “О таинстве Пасхи” – святитель Амвросий Медиоланский
  • “Об Иакове и блаженной жизни” – святитель Амвросий Медиоланский
  • “Об Иосифе” – святитель Амвросий Медиоланский
  • “Церковь, мистическая Ева” – святитель Амвросий Медиоланский
  • “Шестоднев” – святитель Амвросий Медиоланский
  • “Письма (1–53)” – святитель Амвросий Медиоланский
  • “Письма (54–77)” – святитель Амвросий Медиоланский
  • “Письмо LVII императору Евгению” – святитель Амвросий Медиоланский
  • “Послания Валентиану против восстановления алтаря Победе” – святитель Амвросий Медиоланский
  • “Гимны” – святитель Амвросий Медиоланский
Читайте другие публикации раздела “Святые Православия”

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект “К Истине”, 2004 – 2020

Амвросий Медиоланский – житие и труды, мощи и дни памяти, творения и письма

Святитель Димитрий Ростовский

Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том XII. Декабрь

Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви Номер ИС Р16-606-3070

Оформление переплета Павла Ильина

Память 1 декабря

Память святого пророка Наума

Святой пророк Наум – один из двенадцати так называемых «малых пророков», – происходил из Галилеи, из селения Елкоша[1].

Главное содержание книги Наума есть пророчество о падении и погибели Ниневии[2], предсказание бедствий, какие праведный Господь наведет на сей город, и самое живое изображение окончательного и совершенного разрушения этого великого и сильно укрепленного города. Пророк Наум предсказывает разрушение Ниневии, как наказание за ее беззакония и особенно за разрушение Израильского царства и за хулу Сеннахирима[3] на Иегову[4]. Таким образом, Наум повторяет то грозное пророчество, которое было изречено на Ниневию пророком Ионою; пророчество Ионы о погибели Ниневии[5] не было отменено, но лишь отстрочено. Ниневитяне, покаявшись на малое время после проповеди пророка Ионы, видя, что на них не сбылось его пророчество, снова обратились к прежним своим злым делам; этим они снова прогневали Бога и оскорбили Его долготерпение.

Пророк Наум. Икона. Конец XVIII в.

Государственный научно-исследовательский институт реставрации

Поводом к пророчеству послужило следующее: когда войско Сеннахирима было чудесным образом истреблено под стенами Иерусалима, и Сеннахирим с угрозою удалился. Евреи, хотя и рады были этому освобождению, но боялись, что Сеннахирим, разгневанный неудачею, снова соберет войско, даже больше прежнего, и снова явится, как угрожал, под стенами Иерусалима. Чтобы успокоить и ободрить народ еврейский, пророк Наум и выступил со своей речью, в которой предсказал уже окончательную погибель Ниневии, которая будет разрушена сильным разливом вод, а сокровища города будут разграблены и истреблены огнем [6].

Вся книга пророка Наума представляет из себя одно последовательное изложение грозного определения Божия о погибели Ниневии за то, что из нее произошел умысливший зло против Иеговы Сеннахирим, а Иудейскому царству предсказывается освобождение от ига Ассирии. Затем следует описание осады и самое разрушение Ниневии и, наконец, разъясняется, что Ниневия вполне заслужила такую участь своим идолопоклонством, особенно же своим развратом и волшебством, через которое она порабощала народы. Посему никакие средства защиты не спасут ее, и все народы будут радоваться, что избавились от такого жестокого притеснителя[7].

Время служения пророка Наума относится ко второй половине царствования Езекии, царя Иудейского – к 727–698 годам до Р. X., после разрушения царства Израильского.

О других обстоятельствах жизни пророка ничего неизвестно. По преданию, он умер на 45-м году жизни и был погребен в своей отечественной земле.

Просветившееся духом чистое твое сердце, пророчества быстъ светлейшаго приятелище: зрити бо яко настоящая далече сущая. Сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Науме славне.

Житие святого праведного Филарета Милостивого

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут[8], – сказал Господь. Сие сбылось на блаженном Филарете Милостивом, который за свое великое милосердие к нищим получил от Бога богатое воздаяние и в настоящей жизни, и в будущей, как свидетельствует о сем его блаженная жизнь.

Читайте также:  Святые Кирилл и Мефодий – житие и биография братьев, деятельность и учения, дни памяти

Блаженный Филарет жил в Пафлагонии[9], в селении называвшемся Амния[10]. Благородные родители его, Георгий и Анна, с детства воспитали его в благочестии и страхе Божием, и жизнь его украшалась целомудрием и всякими другими добродетелями. Достигнув совершенного возраста, Филарет вступил в супружество с благородной и богатой девицей, по имени Феозвою, от которой у него родились трое детей: сын Иоанн и две дочери – Ипатия и Еванфия. Бог благословил блаженного Филарета, как в прежние времена праведного Иова, и умножением его имущества, и изобильным богатством. Были у него и многочисленные стада и села, плодоносные нивы и изобилие во всем; сокровищницы его были полны всяких земных благ, и многое множество рабов и рабынь служили при доме его. И был известен Филарет, как один из знаменитых вельмож той страны. Обладая таким великим богатством и видя, как в то же время многие бедствуют от бедности и крайней нищеты, он чувствовал к ним сострадание и, в умилении души, говорил себе:

– Неужели так много благ получил я от руки Господней только ради того, чтобы самому одному ими питаться и жить в наслаждении, угождая своему чреву? Не должен ли я разделить дарованное мне Богом великое богатство с нищими, вдовами, сиротами, странниками и убогими, которых Господь на Страшном Суде перед ангелами и людьми не постыдится назвать Своими братьями? Так как Он говорит: «Как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне»[11]. И какую пользу принесут мне в день Страшного Суда все имения мои, если я, по скупости своей, сохраню их для одного себя? Ибо на том Суде не получат милости те, кто не оказал милости[12]. Будут ли мои имения для меня в будущей жизни бессмертною пищею и питием? Послужат ли мне там мои мягкие одежды нетленным одеянием? Нет, сего не будет! Ибо так говорит апостол: «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести»[13]. Итак, если ничего из нашего земного имущества взять с собою мы отсюда не можем, то гораздо лучше отдать сие Богу, как бы взаймы, руками нищих; Бог же никогда не оставит ни меня, ни жены моей, ни детей моих. В этом уверяет меня пророк Давид, говоря: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба»[14].

Так размышляя в душе, блаженный Филарет стал милостив к нищим, как отец к своим детям: кормил голодных, одевал нагих, принимал в свой дом странников и с любовью доставлял им всякий покой. И был сей праведный человек подобен древнему странноприимцу Аврааму[15] и нищелюбцу Иову [16]. Посему невозможно было утаиться под спудом такому светильнику, украшенному делами милосердия, и он прославился по всей стране, как город, красующийся на вершине горы[17]. В дом его, как в надежное прибежище, спешили приютиться все нищие и убогие. И кто из них чего просил у него: пищи ли, одежды ли, коня, вола, осла или чего-либо другого – то и доставлял ему Филарет с благожелательною щедростью.

Но вот наступило время, когда Человеколюбец Господь, все устрояющий на пользу человека, допустил и Филарета праведного, подобно древнему угоднику Своему Иову, подвергнуться искушению, дабы и терпение святого могло проявиться, подобно терпению Иова, и чтобы он, очищенный искушением, как золото в горниле, явился бы достойным рабом Божиим. Началось с того, что блаженный Филарет стал впадать в нищету: однако сие нисколько не изменило его сострадательности и милосердия к нищим, и он продолжал раздавать нуждавшимся из того, что оставалось у него.

Почему пророк и называет себя Елкошеянином, или Елкосеянином (Наум. 1:1). По славянскому и другим переводам пророк Наум значится сыном Елкесиевым; но большинство толковников (например, блаженный Иероним, св. Кирилл Иерусалимский, Епифаний и другие) принимают еврейское слово «Елкоши» (переведенное по-славянски «сын Елкесиев») за наименование места рождения Наума. По преданию, записанному блаженным Иеронимом, селение Елкоша находилось на севере Галилеи, в царстве Израильском.

Ниневия была главным городом ассирийцев, с которыми евреи тогда находились во враждебных отношениях. Ниневия лежала на восточном берегу реки Тигра в Месопотамии. Это был многолюднейший и богатейший город в древнем мире; имел около 84 верст в окружности.

Сеннахирим – царь Ассирийский, сын и преемник Салманассара, разрушившего царство Израильское.

Иегова (по-славянски «Сущий») – одно из иен Божиих. Оно означает самобытность, вечность и неизменяемость Существа Божия и постоянно употребляется в Священном Писании об одном истинном Боге.

Это пророчество о погибели Ниневии от воды и огня исполнилось буквально. Ниневия, осажденная врагами (Циаксаром, царем Мидийским и Набопалассаром, царем Вавилонским, ок. 600 г. до Р. X.), три года стойко выдерживала осаду, и только разлив реки Тигра, подмывший городские стены, дал возможность врагам, прежде чем Ниневитяне успели воздвигнуть новую стену, войти в город и разрушить его до основания (Наум. 3:14). Сарданапал, царь Ниневийский, отчаявшись в своем спасении и боясь плена, велел сложить в самом дворце большой костер, собрал сюда все свои сокровища и сжег себя вместе со всеми наложницами. Так исполнились грозные слова Наума и другого великого пророка Исаии (Ис. 30:33).

Кроме пророчества о падении Ниневии, в книге пророка Наума можно находить и мессианские черты: «Наум изрекает, – говорит блаженный Феодорит, – гибель Ниневии, ее войску и городу за то, что они, хотя и покаялись после проповеди Ионы, но вскоре забыли о ней и пошли с оружием на Израиля, но – продолжает он – есть в книге и пророчество о Спасителе такое: «Поднимается на тебя разрушитель: охраняй твердыни, стереги дорогу, укрепи чресла, собирайся с силами» (Наум. 2:1) (по-славянски: «взыде вдыхаяй в лице твое»), ибо как в Адама Бог вдунул дыхание жизни, так и Владыка Христос, возобновляя сей образ, «дунул» на апостолов «и говорит им: примите Духа Святаго» (Ин. 20:22). Поэтому и под всем сокрушенным царством ассириян в книге Наума мы разумеем власть диавола, побежденную Владыкою Христом, а под ликующим Иудою разумеем ликующую о спасении вселенную». – За богослужением Православной Церкви книга пророка Наума не употребляется.

Амвросий Медиоланский – Творения

Амвросий Медиоланский – Творения краткое содержание

Творения читать онлайн бесплатно

Амвросий Медиоланский Две книги о покаянии. в серии Учители неразделенной церкви. М.,1997 1. Apologia David altera, сент. 390 г. — CORPUS SCRIP–TORUM ECCLESIASTICORUM LATINORUM (далее сокр. CSEL). 1897–1982 гг. — CSEL 32, 2; Citta Nuova Editrice (далее сокр. CNE ). 1977–1985 гг. <итальянские переводы с параллельным латинским текстом>. — CNE № 5 (1981).

2. De Abraham, ок. 378 г. — CSEL 32, 1; CNE № 2, 2 (1984).

3. De apologia proph. David, 390 г. — CSEL 32, 1; CNE № 5 (1981).

4. De bono mortis, ок. 387–389 гг. — CSEL 32, 1; CNE № 3 (1982).

5. De Cain et Abel, ок. 377/378 г. — CSEL 32, 1; CNE № 2, 1 (1984).

6. De excessu fratris Satyri, 378 г. — CSEL 73; CNE № 18 (1985).

7. De fide, 378 r. (libri 1–11); 380 г. (libri III–IV). — CSEL 78; CNE № 15 (1984).

8. De fuga saeculi, ок.394 г. — CSEL 78; CNE № 4 (1980).

9. De Helia et ieiunio, ок. 389 г. — CSEL 32, 2.

10. De incamationis dominicae Sacramento, 382 г. — CSEL 79; CNE № 16 (1979).

11. De institutione virginis, 392 г. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES LATINA ( PL). Т. XYL <Изд. Миня >— PL 16.

12. De interpellatione lob et David, ок. 388 г. — CSEL 32, 2;CNE № 4(1980).

13. De loseph, ок. 388 г. — CSEL 32, 2; CNE № 3 (1982).

14. De Isaac vel anima, OK. 391 г. — CSEL 32, 1; CNE №3 (1982).

15. De Jacob et vita beata, 386 г. — CSEL 32, 2; CNE (1982).

16. De mysteriis, OK. 391 г. — CSEL 73; CNE № 17 (1982).

17. De Nabuthae, ок. 389 г. — CSEL 32.2.

18. De Noe, OK. 377 Г. — CSEL 32,1; CNE № 2,1 (1984).

19. De obitu Theodosii, 395 г. — CSEL 73; Citta Nuova, №18 (1985).

20. De officiis ministeriorum, OK. 389 г. — CNE № 13 (1977)

21. De paenitentia, ок. 388 г. — CSEL 73; CNE № 17 (1982).

22 De paradise, OK. 378 г. — CSEL 32, 1; CNE № 2, 1 (1984).

23 De patriarchis , OK. 391 г. — CSEL 32, 2; CNE № 4 (1980).

24 De sacramentis, OK. 391 г. — CSEL 73; CNE № 17 (1982).

25. De Spiritu Sancto libri tres, 381 г. — CSEL 79; CNE № 16 (1979).

26. De Tobia, OK. 389 г. — CSEI 32, 2.

27. De viduis, OK. 377 г. — PL 16.

28. De virginibus, 377 г. — PL 16.

29. De virginitate, 377 г. — PL 16.

30. Epistulanun libri I–VI. — CSEL 82, 1 <изд. о. Отто Фалера>;Epistularum libri VII–IX. — PL 16; Epistularum libri X. — CSEL 82, 3 <изд. М. Цельнер>;

31. Exameron, ок. 378–390 г. — CSEL 82; CNE № 1 (1979).

32. Exhortatio virginitatis, 394 г. — PL 16.

33. Explanatio super psalmos XIL 387–397 гг. — CSEL 64; CNE № 7–8 (1980). 34 Explanatio symboli, OK. 391 г. — CSEL 73; CNE № 17 (1982).

35. Expositio de psaimo CXVIH, ОК. 389 г. — CSEL 62.

36. Expositio evangelii sec. Lucarn, OK. 390 Г. — CSEL 32, 4; CNE № 11–12 (1978). См. также общую библиографию:Cento anni di bibliografia ambrosiana, 1874–1974 Vita e Pensiero.1981. См. также: Omnia quotquot extand Ambrosii, episcopi Medio–lanensis opera. T. 1–5. Basel, 1567; S. Ambrosii Mediol. episcopi opera omnia ad Mediol. codices pressius exacta curante P. Aneelo Ballerini, , Mediol., 1875 II. Издания св. Амвросия на русском языке в хронологическом порядке

37. Св. Амвросий Медиоланский. Об обязанностях священнослужителей. Пер. Г. Харламова. М., 1776.

38. Св. Амвросий Медиоланский. О покаянии. Пер. Г. Харламова. Спб., 1778.

39. Слово св. Амвросия Медиоланского к императору Феодосию. Пер. с лат. Спб., 1790.

40. Св. Амвросия, епископа Медиоланского, Увещание к падшей деве, купно с наставлением како дева, посвятившая себя иноческому житию, хранити себя долженствует. М., 1805.

41. Св. Амвросий Медиоланский. Проповеди. М„ 1807.

42. Св. Амвросий, епископ Медиоланский, о важности и свойствах чина священнического. М., 1814 (на старославянском).

43. Св. Амвросий, епископ Медиоланский. О должностях. Киев,1823.

44. Св. Амвросий, епископ Медиоланский. О чине священническом. М., 1823.

45. Св. Амвросий Медиоланский. Избранные слова. М., 1824.

46. Св. Амвросий Медиоланский. Слова: О том, как должно сретать день Рождества Христова. — «Христианское чтение», 1835, IV, с. 235 слл; О посте. — Там же, 1837, 1, с. 229 слл.; О взаимной любви христиан. — Там же. 1837, IV, с. 28 слл.; О том, как мы должны бояться не плотских, а духовных врагов и благодарить Бога за благодеяния. — «Христианское чтение», 1838, IIL с. 20 слл.; Об удалении от мира. — Там же, с. 145 слл.; Наставление воинам и другим членам государства и Церкви. — Там же, с. 254 слл.; Слово обличительное по случаю затмения луны. — «Христианское чтение», 1840, IIL с. 36 слл.; О таинстве Пасхи. — Там же, 1841, IL с. 40 слл.; О Кресте Христовом. — Там же, 1841, III, с. 387 слл.; Слово на день Рождества Христова. — Там же, 1846, IV, с. 345 слл.

47. Св. Амвросий, епископ Медиоланский. Избранные поучительные слова. Пер. Донского монастыря, М., 1838.

48. Св. Амвросий Медиоланский. О должностях. Кн. L — «Христианское чтение», 1839.

49. Иже во святых отца нашего Амвросия, епископа Медиоланского, о должностях три книги. М., 1865.

50. Св. Амвросий Медиоланский. Полные творения. Киев, 1875.

51. О должностях священнослужителей Церкви Христовой. (Из творения св. Амвросия Медиоланского «De officiis minist–rorum»). Изд. Петра Поспелова, Киев, 1875.

52. Избранные поучительные слова св. Амвросия. Киев, 1882.

53. Святого отца нашего Амвросия, епископа Медиоланского, две книги о покаянии. М., 1884. Пер. прот. Иоанна Харламова (2–е изд., М„ 1901).

54. Св. Амвросий Миланский. Песнопения. Пер. с лат. и предисловие П. И Цветкова. — «Творения святых Отец. Издание Московской Духовной Академии». Сергиев Посад, 1891;«Радость христианина», 1893.

55. Творения святителя Амвросия, епископа Медиоданского, по вопросу о девстве и браке. Пер. с лат. А. Вознесенский под ред. проф. Л. Писарева. Изд. Казанской Духовной Академии. Казань, 1901.

56. Об обязанностях священнослужителей (De officiis nimistrorum). Творение св. Амвросия епископа Медиоланского. Пер. с лат. Гр. Прохорова. Под ред. проф. Казанской Духовной Академии Л. Писарева. Казань, 1908 /репринт:Москва–Рига, изд. «Благовест», 1995 /.

57. Амвросий Медиоланский. Письмо об алтаре Победы (Письмо XYIII). — «Памятники средневековой латинской литературы IY–IX веков». М., 1970.

58. Св. Амвросий Медиоланский. Те Deuni Laudamus. Переложение Валентина Никитина. — ‘Чаша», 1990, №11, с. 14–15;«Путь», №1, 1991, с. 15.

59. Св. Амвросий. Церковь, мистическая Ева (фрагмент «Изложения Евангелия от Луки»). — В кн.: Анри де Любак. Католичество. Социальные аспекты догмата. Милан, изд. «Христианская Россия», 1992, с. 356–357.

60. Сборник церковных песнопений. Предисловие Андрея Куличенко. Изд. Святого Креста. Рим–Люблин, 1994, с. 115–117, 121, 124, 127, 128, 255–258. III. Литература о св. Амвросии Медиоланском

61. Vita s. Ambrosii mediolanensis episkopi a Paulino conscripta (издатель Krabinger).

62. Житие иже во святых отца нашего Амвросия, епископа Медиоланского. Киев, 1830.

63. Сократ Схоластик. Церковная история. СПб., 1850.

64. Созомен Эрмий. Церковная история. СПб., 1851.

65. Православно–догматическое богословие Макария, епископа Винницкого, ректора Санкт–Петербургской Духовной Академии. СПб., 1857.

66. Прот. Е. Алексинский. Св. Амвросий, епископ Медиолан–ский. — «Православное обозрение», т. 4, М., январь, 1861; т. 5, М, май, 1861.

67. Епископ Арсений. Летопись церковных событий. СПб, 1869.

68. Григоров <инициалы не указ.>. Деятельность Амвросия Медиоланского в борьбе с язычеством. — «Чтения в обществе любителей духовного просвещения», 1871, т. YII, с. 11–17; т. XI, с. 14–21.

Читайте также:  Фаддей Успенский – житие и творения, почитание и дни памяти, мощи

69. Свящ. Владимир Геттэ. История Церкви от Рождества Господа нашего Иисуса Христа до наших дней. Т. 3, СПб., 1875.

70. Петр Поспелов. Пастырская жизнь святого Амвросия Медиоланского. Киев, 1875.

71. Тихонравов Н. Св. Амвросий Медиоланский и его проповеди. Харьков, 1878 (оттиск из «Харьковских епархиальных ведомостей» за 1878 г.).

72. Erwald Paul. Der Einfluss der stoisch–ciceronianisclien Moral auf die Darstellung der Ethik bei Ambrosius. Leipzig, 1881.

73. Филарет, архиепископ Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви. Т. 2, изд. 2, СПб., 1882.

74. Избранные жития святых, кратко изложенные по руководству Четиих–Миней А. Н. Бахметевой. Декабрь. М., 1888, с. 57–64.

75. Архимандрит Тихон. История Православной Церкви до начала разделения Церквей, СПб., 1891.

76. Kellner. Der heilige Ambrosius, Bischof von Mailand, als Erklarer des alten Testamentes. Regensburg, 1893.

77. С. Лосев. Св. Амвросий Медиоланский как толкователь Священного Писания Ветхого Завета. Киев, 1897 (оттиск из «Трудов Киевской Духовной Академии» за 1896 г.).

78. Православная богословская энциклопедия. Выпуск 5, т. 1, СПб., 1900.

79. Архиепископ Сергий. Полный месяцеслов Востока. Том 2, изд. 2, Владимир, 1901.

80. Вознесенский А. Творения св. Амвросия, епископа Медиоланского, по вопросу о девстве и браке. — «Вера и Церковь», кн. 5, М„ 1901.

81. Блаженный Августин, епископ Иппонийский. Творения, ч. 1. Исповедь. Изд. 2–е, Киев, 1901.

82. Исповедь Блаженного Августина, епископа Ишюнского. [Пер. Марии Ефимовны Сергеенко]. — «Богословские труды», сб. 19, М., изд. Московской Патриархии, 1978, с. 71–264.

83. Житие св. Амвросия Медиоланского. М., 1902.

84. Серафим Булгаков. Учение св. Амвросия Медиоланского о Таинствах. — «Московские церковные ведомости», 1902, № 29–30 (имеется отд. оттиск, Курск, 1903).

85. Фаррар Ф.В. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. Перевод с англ. А. П. Лопухина, т. 2, изд. 2, СПб., 1903.

86. Св. Димитрий Ростовский. Жития святых. Декабрь, М., 1906.

87. Проф. В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. Т. III. История Церкви в период Вселенских Соборов. СПб., 1907 (репринт, М„ 1994).

88. Гр. Прохоров. Вместо предисловия. — В кн.: Об обязанностях священнослужителей (De officiis niinistrorum). Творение св. Амвросия епископа Медиоланского. Казань, 1908, с. 3–32.

89. Р. de Labriolle. St. Ambroise. Paris, 1908.

90. Адамов И. И.. Учение о Троице св. Амвросия Медиоланского. Сергиев Посад, 1910 (оттиск из «Богословского вестника» за 1910 г.).

91. Гр. Прохоров. Нравственное учение св. Амвросия, еп. Медиоланского. — «Вера и разум», 1911, 7, 13. Харьков. 1911.

АМВРОСИЙ

Аврелий [лат. Aurelius Ambrosius] (ок. 339, Августа Треверов, совр. Трир – 4.04.397, Медиолан, совр. Милан), свт. (пам. 7 дек.), еп. Медиоланский (с 7.12. 373), один из великих зап. отцов Церкви.

Житие

Источником сведений о жизни А. являются прежде всего его творения, среди к-рых наибольшее значение имеют письма, датируемые периодом с 379 по 396 г. Житие А., написанное в 412-413 гг. его последним секретарем св. Павлином Медиоланским по просьбе блж. Августина, вполне заслуживает доверия, поскольку автор пользовался сведениями, полученными от близких к А. лиц (его сестры Марцеллины и др. «достойнейших доверия людей»). Большое значение имеют также «Церковные истории» Руфина, Сократа, Созомена и особенно блж. Феодорита Кирского. Созданные на основе последней греч. жития, одно из к-рых приписывается св. Симеону Метафрасту (X в.), имеют с исторической т. зр. второстепенное значение, равно как и анонимное лат. житие IX в.

Дата рождения А. устанавливается по его собственному свидетельству о том, что он достиг 53-летнего возраста ко времени неких бурных событий в империи (Ep. 59. 4). Относя эти слова к гос. перевороту, устроенному Арбогастом (392), рождение А. обычно датируют 339 г. ( Dassmann. S. 362 – называются также 330, 334 и 337 гг.). Родители А. происходили из Рима и принадлежали к аристократическим семьям с давними христ. традициями: среди его родни наряду с консулами была св. дева Сотирия, принявшая мученичество в гонение при имп. Диоклетиане (Exhort. virg. 12. 82). Отец его, Аврелий Амвросий, занимал высокий пост префекта Галлий и ведал гражданским управлением зап. провинций империи с резиденцией в Августе Треверов. После его гибели во время похода имп. Константина II в Италию (340) мать А. с малолетними детьми переехала в Рим. Старшая сестра А., Марцеллина, в 353 г. приняла монашество. Его брат Ураний Сатир, также не вступивший в брак, стал чиновником и впосл. помогал Медиоланскому епископу; он скончался в 375 г. после изнурительной поездки в Африку по церковным делам. А., самый младший в семье, изучал грамматику, риторику и юриспруденцию, получив образование, обычное для людей его круга, готовившихся к карьере на гос. поприще. Его образованность и начитанность были весьма велики: он свободно владел ораторским искусством на лат. и греч. языках, увлекался философией и лит-рой, особенно Платоном, в его творениях весьма часты реминисценции из Цицерона, Вергилия, Светония и др.

Осенью 374 г. умер Медиоланский еп. Авксентий I, сторонник арианства, что повлекло за собой борьбу православных и ариан. Споры имели долгий и острый характер, так что самому императору приходилось увещевать противоборствующие стороны. В городе начались беспорядки, и А. лично явился в собор, где происходили выборы нового епископа. В разгар споров о кандидатуре вдруг раздался детский голос: «Амвросий – епископ!» – после чего собравшиеся представители обеих партий единодушно избрали на кафедру консуляра. А. никак не ожидал этого: ведь он не был еще крещен, откладывая принятие таинства на более поздний срок, как это нередко делалось в то время. Горожане отправили прошение императору о разрешении поставить А. епископом; сам же он, тяготясь этим избранием, делал все возможное, чтобы избежать епископства: сурово поступил с осужденным, демонстративно приглашал к себе публичных женщин, пытался тайно бежать из города; народ, видя все это, кричал ему: «Грех твой на нас!» ( Paulin. Vita Ambr. 7). А. даже стали стеречь в собственном доме, но ему удалось скрыться на вилле своего друга Леонтия, где он проводил время за чтением Плотина. Тем временем пришел указ, одобряющий избрание А., и ему пришлось согласиться принять сан. Он был крещен правосл. епископом (вероятно, Лимением Верчелльским) и через неделю был рукоположен (7.12.373 – Dassmann . S. 363; называются и др. даты: 7.12. 374, 1.12.373). По сведениям Феодорита, на хиротонии присутствовал имп. Валентиниан I.

Будучи поначалу не слишком сведущ в вопросах богословия, А. усердно начал изучать Свящ. Писание по толкованиям Оригена, свт. Ипполита Римского, Дидима и свт. Василия Великого, в чем ему помогал его давний друг и буд. преемник Симплициан. Вскоре А. становится одним из лучших эгзегетов и проповедников на Западе (De off. I 4).

Одной из главных забот А. была борьба с влиянием на Западе арианства. После компромиссного вероопределения Аримино-Селевкийского Собора (359) шла борьба за утверждение никейского вероисповедания. А. сразу же решительно выступил на стороне защитников Никейского Символа. В 376 г. ему не без труда удалось установить на кафедре Сирмия (где в то время находился двор юного имп. Валентиниана II, младшего сына Валентиниана I) правосл. еп. Анемия ( Paulin. Vita Ambr. 11). А. сблизился со старшим сыном Валентиниана I зап. рим. имп. Грацианом (375-383), к-рый под влиянием А. стал все более открыто поддерживать никейское Православие (эдикт от 22.04.380 – Cod. Theod. XVI 5. 4). В сент. 381 г., вскоре по окончании Всел. II Собора в К-поле, утвердившего правосл. Символ веры, А. провел в Аквилее Собор 32 епископов из Сев. Италии, Паннонии, Африки, Пентаполя и Галлии (не было представителей 5 первенствующих кафедр, в т. ч. и от папы Дамаса). На Соборе А. зачитывал писания Ария и испрашивал мнение присутствовавших по каждому из пунктов арианской доктрины. Были осуждены и низложены епископы из придунайских провинций, Палладий Ратиарийский и Секундиан Сингудунский (PL. 16. Col. 916-939, 980-990).

Имп. Грациан, боровшийся с пережитками язычества (при нем были лишены льгот и доходов коллегии жрецов и весталок, из имп. титулатуры был исключен титул «pontifex maximus»), в 382 г. приказал убрать из зала заседаний рим. сената алтарь богини Победы с ее статуей, установленный еще при Августе, удаленный при Констанции II (337-361) и возвращенный имп. Юлианом Отступником (360-363). Требование вновь вернуть алтарь Победы сплотило языческую партию, во главе к-рой встал сенатор Симмах, один из самых образованных и родовитых римлян того времени. Депутация Симмаха не была принята императором под воздействием сенаторов-христиан, папы Дамаса и А. В 383 г. Грациан был убит в Галлии сторонниками узурпатора Магна Максима; в Италии воцарился его 12-летний брат Валентиниан II (383-392). В 384 г. Симмах, получивший должность префекта Рима, вместе с префектом претория Италии Веттием Агорием Претекстатом составил реляцию в защиту алтаря Победы; летом того же года Валентиниан II принял их депутацию. Речь Симмаха в защиту «былой славы Рима» была принята благосклонно, но вмешался А., немедленно отправивший императору увещательное письмо (Ep. 17), а затем и трактат с опровержением Симмаха (Ep. 18). Депутации было отказано. Когда в Италию вторгся Магн Максим (388), Симмах написал в его честь панегирик, но вновь не достиг цели: узурпатор отнесся к языческой партии прохладно. После того как Феодосий I Великий (379-395) сверг Максима, Симмаху пришлось оправдываться за свой панегирик и даже искать убежища в храме. Впрочем, и Феодосий начал колебаться в деле о возвращении алтаря после визита к нему депутации во главе все с тем же Симмахом. В ответ на это А. стал избегать встреч с императором и тем усовестил его: Феодосий отказал Симмаху. 13 июня 389 г. состоялся триумфальный въезд императора в Рим, где он разрешил сохранить лишь те языческие статуи, которые украшали город и были произведениями знаменитых мастеров. В короткое правление Евгения (393-394) алтарь Победы все же был возвращен в сенат, и лишь повторный триумф Феодосия I поставил точку в истории этого одного из главных символов языческого Рима.

Когда после гибели Грациана в Медиолан переехал Валентиниан II, начались столкновения между А. и матерью юного императора Юстиной, благоволившей арианам, к-рых было немало при дворе. В 385 г. Валентиниан потребовал передать арианам одну из базилик города; А. отказал, горожане выступили в защиту епископа. На Пасху 386 г. из дворца были посланы комиты с военным отрядом, чтобы занять базилику за городскими стенами (basilica Portiana, совр. ц. Сан-Лоренцо). К этому времени арианская партия была официально узаконена имп. эдиктом от 23.01.386 (Cod. Theod. XVI 1. 4); базилику предполагалось передать бежавшему с Востока арианскому еп. Авксентию II, самого же А. планировалось отправить в ссылку. Вызванный на диспут, арбитром в к-ром должен был выступить сам император, А. отказался явиться, ответив, что в делах епископов судьями могут быть только епископы; против Авксентия он составил письменную речь (Sermo contra Auxentium; Ep. 21), а императору отвечал, что государь не имеет власти над предметами, посвященными Богу, и не может требовать у него передачи храма Божия (Ep. 20). Несмотря на угрозы, А. заперся в базилике и в течение 3 дней вместе с народом, воодушевляемым молитвами и пением гимнов, выдерживал осаду; когда солдаты, страшась отлучения, стали переходить на сторону епископа, император вынужден был уступить. В ходе этих событий выяснилось, что авторитет святителя непререкаем даже для его противников. Блестящие проповеди А. привлекали в Церковь множество неофитов, среди к-рых был и 32-летний Августин, принявший св. Крещение от А. (к-рого он уважительно именует «папой») на Пасху 387 г.

Напряженные отношения с Медиоланским епископом не мешали Валентиниану II и Юстине возлагать на него важные поручения. Так, в 383/84 г. А. возглавил посольство к Магну Максиму, подчинившему к тому времени все земли империи на Западе, кроме Итальянской префектуры. Посольство А. позволило выиграть время, чтобы перекрыть дороги через Альпы. Спустя год А. вновь отправился к Максиму, но на этот раз посольство окончилось неудачно: А. был обвинен в коварстве и принят не был. В Медиолане ему поставили в вину излишнее упорство и послали новое посольство к Максиму, к-рое тот с любезностью принял. Но как только послы возвратились с добрыми вестями, Максим неожиданно перешел Альпы и заставил имп. семью бежать в Фессалонику. В янв. 388 г. Максим вступил в Рим, но вскоре потерпел поражение от Феодосия, к-рый захватил и казнил его, возвратив престол Валентиниану II.

Молодой император после смерти Юстины сделал А. одним из самых приближенных к себе людей (Ep. 53. 1-2). Пользуясь уважением и полным доверием со стороны правителя зап. империи, Медиоланский епископ сблизился и с имп. Феодосием I, правившим вост. частью империи, и впосл. не раз использовал свой авторитет для влияния на принятие гос. решений. А. приветствовал изданный Феодосием закон против еретиков от 14.06. 388 (Cod. Theod. XVI 5. 15). В кон. 388 г. в г. Каллиник (пров. Осроена) народ с ведома епископа разрушил иудейскую синагогу; Феодосий приказал христ. общине города восстановить синагогу за свой счет, но А. энергично выступил против этого (Ep. 40-41), горячо убеждая не дать восторжествовать иудеям над христианами и не вынуждать епископа поступать против совести, ибо это не подобает христ. императору. Феодосий отменил распоряжение. Впрочем, стремясь подчеркнуть независимость своих решений, он не раз демонстрировал несогласие с А. (Ep. 51. 2) и издал ряд указов, не вполне благоприятных для Церкви (Cod. Theod. XII 1. 121; XVI 2. 27). Особенного напряжения отношения Феодосия и А. достигли летом 390 г. Во время городских волнений в Фессалонике был убит имп. военачальник гот Ботерих и неск. высших офицеров; император позволил готам из своей армии отомстить горожанам, и в итоге было убито ок. 7 тыс. жителей. При известии об ужасном побоище А. удалился из Медиолана, где в то время пребывал Феодосий, уклоняясь от встречи с императором. Из своего уединения А. направил императору письмо (Ep. 51), в к-ром изобличал его преступление и призывал к раскаянию. Епископ объявил императору, что впредь не будет совершать богослужений в его присутствии и что тот не должен приближаться к алтарю, пока не принесет покаяния ( Paulin. Vita Ambr. 24). Феодосий все же пришел в собор, но не был допущен к св. Причастию А., сказавшим, что тайного покаяния недостаточно. Неск. месяцев император не получал св. Причастия от епископа; наконец на Рождество 390 г., сложив с себя знаки царского достоинства, он с покаянием явился в храм и вымолил прощение ( Феодорит. Церк. ист. V 17; многие детали этого рассказа совр. историки считают преувеличением).

Читайте также:  Житие Давида Гареджийского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

В 392 г. зап. имп. Валентиниан II был убит главнокомандующим Арбогастом (De obit. Valent.; Ep. 53). На престол был возведен Евгений, к к-рому А. отнесся с недоверием из-за его проязыческих настроений, хотя тот и пытался привлечь святителя на свою сторону (Ep. 17). Избегая встречи с узурпатором, А. покинул Медиолан. Вскоре Феодосий I разбил Арбогаста и казнил Евгения; А. успешно ходатайствовал перед ним за представителей провинциальной знати, сотрудничавших с побежденными.

В 395 г. Феодосий Великий скончался. Власть над Зап. Римской империей перешла к его сыну Гонорию (395-423), опекуном при к-ром был полководец Стилихон. Влияние Медиоланского епископа при дворе заметно уменьшилось: так, не помогло его заступничество некоему Кресконтию, к-рый укрылся у А. от гнева Стилихона, но был силой выведен из храма ( Paulin. Vita Ambr. 34). Из-за обострения болезни епископ уже не мог активно участвовать в общественных делах. Последние годы он больше занимался лит. творчеством, диктуя сочинения своему секретарю Павлину. Умер А. через 3 года после имп. Феодосия. Он был похоронен в одной гробнице с мучениками Гервасием и Протасием (мощи к-рых были чудесно обретены им в 386) в базилике, получившей впосл. его имя. В кон. XIX в. подлинность мощей святителя была подтверждена археологически.

Почитание А. как на Западе, так и на Востоке возникает сразу же по его кончине, о чем свидетельствуют появившиеся уже в V в. лат. и греч. жития. В католич. традиции А. вместе с блж. Августином и святителями Иоанном Златоустом и Афанасием Великим являются наиболее чтимыми отцами и учителями Церкви.

Творения

Лит. деятельность А. тесно связана с церковной кафедрой: большую часть его творений составляют проповеди, записанные слушателями. Нек-рые из них сохранились только в конспектах, иные были пересмотрены автором и приведены в форму отдельных трактатов и книг. По содержанию все творения А. можно разделить на догматические, экзегетические и нравственно-аскетические. В отдельные группы можно выделить письма и гимны. Нек-рые творения святителя не сохранились. Немало сочинений, долгое время приписывавшихся А., в наст. время признаны неподлинными. К их числу относятся гл. обр. комментарии на НЗ (см. Амброзиастер).

Догматические

5 книг «De fide» (О вере; кн. I, II – 378, III-V – 380; здесь и далее датировки по Пареди; альтернативные датировки см. Mara (1986), с подробной библиографией), посвященные имп. Грациану, содержат полемику с арианами и разъясняют догмат о Св. Троице. В 3 книгах трактата «De Spiritu Sancto» (О Святом Духе, 381) рассматривается догмат об этом Лице Св. Троицы, о Его участии в творении, промышлении и искуплении. Учение о Св. Троице, Сыне Божием и тайне воплощения излагается в труде «De incarnationis Dominicae sacramento» (О тайне Господнего воплощения, 382), направленном против арианства и аполлинарианства. Обращение к слушателям в начале этого сочинения свидетельствует о том, что оно было переработано из проповеди.

Амвросий Медиоланский

Святой Амвросий Медиоланский (по-латыни Ambrosiuus от греч. άμβρόαιος — бессмертный), один из величайших отцов и учителей церкви. Принадлежал к знатной и богатой римской фамилии, родился в 340 году, умер в Медиолане в 397 году; он получил в Риме хорошее юридическое образование, и около 370 г. был назначен консульским префектом в Лигурии и Эмилии. Он поселился в Медиолане; и когда в 374 г., после смерти Авксентия, возник ожесточенный спор между православными и арианами по вопросу об избрании нового епископа, он, как первый градоначальник, отправился в церковь для поддержания порядка. Когда он там обращался с речью к толпе, какой-то ребенок вдруг закричал: «Ambrosius episcopus» (Амвросий епископ). Этот возглас подхвачен был народом, и по единогласному и настойчивому голосованию, он избран был во епископа, и таким образом сменил судейскую карьеру на епископскую кафедру. В это время он был только еще оглашенным, но немедленно же принял крещение, и чрез восемь дней после того, 7 декабря 374 г., был рукоположен в сан епископа, причем завещал всю свою собственность, деньги и имения, церкви, ревностным служителем которой сделался.

Как вождь церкви, Амвросий сделал гораздо больше, чем три епископа, которые в течение его времени занимали папский престол, Либерий, Дамас, Силиций. Он видел, что римское государство быстро клонилось к разрушению. Естественно возникала задача организовать церковь так, чтобы она могла пережить разрушение государства, и послужить спасительным ковчегом для человеческого общества. Необходимо было, чтобы церковь была единой и согласной сама с собой. Хотя лично отличаясь полной веротерпимостью, св. Амвросий поэтому энергично противодействовал распространению ересей в церкви. В 379 г. ему удалось поставить православного епископа в Сирмие, не смотря на все старания зараженной арианством императрицы Юстины. В 365—366 г. он отказался передать одну базилику в Медиолане императрице для арианского богослужения. Об этой борьбе с арианством он рассказывает сам в своих письмах к Марцеллине (Ер. 20, 22) и Валентиниану II (Ер. 21), и в своей речи De Ваsilici Tradendis. Ожесточенный спор он вел также с римским монахом Иовианом, обнаружившим рационалистические наклонности. Но церковь, по его представлению, должна была быть не только единой и властной, но она должна быть также и могущественной. Язычество не должно находить никакой поддержки от государства. В зале сената в Риме стоял жертвенник Виктории, на котором принимались все клятвы. Грациан удалил этот жертвенник, но в 384 г. он был поставлен вновь. По настойчивому требованию Амвросия, Валентиниан еще раз удалил его; но в 389 г, он был восстановлен опять, пока вскоре после смерти Амвросия, Феодосий не удалил его навсегда (Ер. 17, 18). С другой стороны, государство, хотя и вмешивавшееся в дела язычества, не должно было, по его идее, вмешиваться в дела церкви. В 389 г. христиане сожгли синагогу в Каллинике, в Месопотамии и Феодосий приказал вновь построить эту синагогу на счет епископа той местности. В 370 г. народ в Фессалонике во время мятежа умертвил военного правителя, и Феодосий не остановился перед позволением воинам отомстить за это жестоким побоищем. В обоих случаях Амвросий мужественно обращался к императору с укором и назиданием и в последнем случае он принудил его к публичному покаянию в церкви Медиоланской (Ер. 51).

Как учитель церкви, Амвросий оказывал большое и благотворное влияние, и его творения изобилуют весьма ценными практическими замечаниями. Из его догматических творений, сочинение о «Таинствах» напоминает читателю Кирилла Иерусалимского, а творения о «Вере» и «Святом Духе» весьма близко следуют за Василием Великим. Его истолковательные творения также по большей части основаны на творениях Василия Великого, но, как и проповеди, главным образом, отличаются своей практической тенденцией. Среди его нравственных и экзетических творений известны «О должностях священников», составленное по Цицерону; «О девах», «О вдовах», «О девстве», и проч. Несмотря на свой строгий аскетизм, святой Амвросий Медиоланский ставит брак и девство на один уровень между собою, но рекомендует девство и удаление от мира, как более легкий и более верный путь к нравственному совершенству и святости. Кроме того, Амвросий был выдающимся проповедником. О силе его проповеди самым красноречивым свидетелем является блаженный Августин, который, увлеченный прекрасной формой и глубоким содержанием его проповеди, крестился именно под его влиянием в 387 г. Впрочем, его проповеди отличаются большими отступлениями и чрезмерной иносказательностью. В связи с своим практическим направлением, Амвросий как церковный учитель представляет некоторую самостоятельность только в области практического учения. В своих иносказательных объяснениях он сильно примыкает к Филону, в эсхатологии — к Оригену, а в шести книгах Шестоднева — к своему другу Василию Великому; от него же он находился в зависимости и в области догматического умозрения. Вследствие недостатка систематического мышления, два различных направления мысли, греческое и древне-латинское, у него не находят достаточного примирения. Так с одной стороны, мы находим у него стремление удержать свободную волю в человеке, а с другой стороны, примыкая к Тертуллиану, он говорит, что воля в человеке весьма немощна. Он сильно выдвигает идею единства человеческого рода, и поэтому утверждает не только наследственность греха чрез Адама, но и находит в прирожденном грехе, как таком, также и наследственную вину.

Святой Амвросий Медиоланский известен и как преобразователь церковного пения. До его преобразования, пение в христианских церквах Запада производилось хорами, — cantores, которым молящиеся давали только краткие ответы; и это пение состояло из монотонного, неправильного и безыскусственного речитативного пения псалмов и молитв, с незначительным лишь повышением голоса. По примеру восточной и особенно сирийской церкви, Амвросий ввел размерный такт, правильные ритмы, и придал разнообразие мелодии в пении в церкви Медиоланской, пользуясь дорийским, фригийским, лидийским и миксо-лидийским ключами музыкальной системы греков, а также формой альтернаций, причем мужские и женские хоры, и все богомольцы, последовательно принимали участие в пении. Этот новый способ пения, по описанию блаженного Августина, отличался чрезвычайной приятностью, и часто трогал богомольцев до слез («Исповедь», 9, 7; 10, 33). Из Медиолана это нововведение быстро распространилось, и в течение V и VI столетий Амвросиево пение господствовало по всему западу. Но с течением времени вторглась искусственная светская манера, которая к концу VI века вызвала григорианскую реформу, когда пение в церкви опять ограничено было хорами. В качестве текста, Амвросий пользовался уже существовавшими греческими и латинскими песнопениями, заимствуя их у св. Ефрема (378), Илария Пуатьевского (368), и других. Эти гимны обыкновенно делились на строфы, с рифмами или без рифм, и часто отличались возвышенной простотой. Но св. Амвросий и сам составил много гимнов. Так называемые Амвросиевы или римские гимны, вообще без рифм, но хорошо приспособленные к мелодиям. Ему приписывается около тридцати таких гимнов, но только двенадцать с несомненностью, среди которых известны: Deus creator omnium: O lux beata Trinitas; Veni redemptor gentium; Aeterne rerum conditor, и проч. Знаменитая песнь Те D-um landamus (Тебе Бога хвалим), вообще называемая Hymnus SS. Ambrosii et Augustini есть отчасти перевод, вероятно, сделанный Амвросием с более древнего греческого гимна.

После своей смерти, Амвросий Медиоланский был погребен в Амвросиевой базилике, в Медиолане, под жертвенником, между мучениками Протасием и Гервасием. В 824 г. мощи его были положены в саркофаг из порфира архиепископом Ангельбертом II, и его саркофаг был найден 18 июня 1864 г., хотя открыт лишь 8 августа 1871 г. Лучшие издания Амвросия: Бенедиктинское, Париж, 1686—90, часто перепечатывавшееся, напр., в Латинской Патрологии Миня, в 14 томе: и издание Баллерини, Медиолан, 1875 г. и след. Источниками его жизни, кроме его собственных творений, особенно служат его письма, «Исповедь», и «О граде Божием» бл. Августина, причем «Жизнеописание», составленное Павлином, вероятно, относится к VIII столетию. — Подробное жизнеописание его см. у Фаррара, «Жизнь и труды отцов и учителей церкви», (русский перевод А. П. Лопухина). Творения его переведены на русский язык при Московской духовной академии.

Святой Амвросий Медиоланский в Месяцеслове. — Св. Амвросий в христианской агиологии известен, главным образом, по его житию, составленному Павлином Нольским. В греческом переводе это житие, вероятно, существовало уже в IX веке, когда Иосиф Песнопевец составил канон св. Амвросию (помещаемый в Служебн. Мин. на 7 дек.). В настоящее время греческий перевод этого жития издан, по рукописи Иерусалимской библ., Пападопуло-Керамевсом в издав. нашим Палестинским Обществом « Ανάλεχτα », Petrop., I (1891 г.), 27— 88). На греч. языке, кроме того, было другое житие св. Амвросия, служащее некоторым дополнением первого (оно изд. Минем, в дополнение к Метафрастовским, в PG., 116 р. 852—882; в Синод. Моск. библ., в декабр. Мин., перг. XI в., № 369 л. 104 — есть список его, — см. Описан. Владимира, стр. 555). У нас, по-видимому, ни то, ни другое житие, до Димитрия Ростовского, не были известны (в Чет.-Мин. Макария, под 7 дек., кроме проложных, помещено довольно большое повествование о святом Амвросии Медиоланском, но декабрьская книга этих Чт.-Мин. нам была недоступна и потому мы не можем сказать ничего об этом повествовании). У нас жизнь св. Амвросия, память которого в Восточной церкви, во всяком случае, прославляется в IX в. (в Мес. Тип. вел. Кон. ц. уже значится его память — см. у Дмитриев., Опис. лит. рук., стр. 29), была известна по краткому рассказу об нем в Месяц. Василия (Мен. В.) и греч. Синакс., внесенному в Прол. рук. (с XI в.) и потом печат., а также и по песнопениям канона Служебных Миней. В рассказе Мен. В. и Прол. выставляется на вид в характере жизни и деятельности св. Амвросия, кроме его святости и учительности, главным образом — его неподкупная правда в отношениях к людям (еще до посвящения во епископа) и пастырское дерзновение, обнаруженное им в отношениях к императору Феодосию, запятнавшему себя избиением жителей Фессалоник, — дерзновение, заставившее Феодосия признать, что Амвросий «истинно епископ-святитель». В служеб. каноне Иосифа Песнопевца св. Амвросий воспевается как иерарх, которому «Слово Божие премудрости слово дарова» для отражения «безсловеснаго зломыслия еретичествующих» (ариан), — как пастырь «разумения писания» открывавший «неведущим», уясняя в нем «неудобопостижная» (разумеются его беседы и толкование Св. Писания), — как служитель Божий, который с ревностью Илии и Крестителя Иоанна «обличил царя беззаконновавша», «соблюл свою паству от всякаго вреда противных и Ариеву лесть всю омрачил сиянием словес своих» и в тоже время, «соблюдая паству свою» — «себя самого соделал жилищем святаго Духа» (Служ. М., сл. и греч.). — Св. Димитрий Ростовский в Чт.-Мин. изложил жизнь св. Амвросия по Павлину, восполнив его некоторыми местами из древних источников — Феодорита, Созомена, Никифора. — Память святого Амвросия Медиоланского в Православном Месяцеслове 7 декабря, в Римском М. 7 декабря и 4 апреля.

* Александр Иванович Пономарев,
магистр богословия, профессор
Киевской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 1, столб. 582. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу “Странник” за 1900 г.

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Ссылка на основную публикацию