Андрей Кесарийский – труды и творчество, история жизни, Толкование на Апокалипсис

Апокалипсис. Толкование святого Андрея, архиепископа Кесарийского

Артикул: 13460
Формат(мм): 145*10*200
Количество страниц: 192
Год издания: 2014
Количество в упаковке: 20
Издательство: Киево-Печерская Лавра
Все книги этого издательства

[Товар временно отсутствует в продаже]

Дополнительная информация о книге

Содержания

«Ей, гряди, Господи Иисусе!»
ТОЛКОВАНИЕ НА АПОКАЛИПСИС СВЯТОГО АНДРЕЯ, АРХИЕПИСКОПА КЕСАРИЙСКОГО

СЛОВО 1
Глава 1
Глава 2. Видение, в котором видел одетого в подир посреди семи золотых светильников
Глава 3. Открытое Ангелу Ефесской церкви

СЛОВО 2
Глава 4. Открытое Ангелу Смирнской церкви
Глава 5. Открытое Ангелу Пергамской церкви
Глава 6. Открытое Ангелу Фиатирской церкви

СЛОВО 3
Глава 7. Открытое Ангелу Сардийской церкви
Глава 8. Открытое Ангелу Филадельфийской церкви
Глава 9. Открытое Ангелу Лаодикийской церкви

СЛОВО 4
Глава 10. О виденных на небе дверях и 24-х старцах и о прочем
Глава 11. О запечатанной семью печатями книге, разрешить которую никто из созданных тварей не мог
Глава 12. О видении того, что посреди престола, и о четырех животных. О разрешении книги Агнцем, имеющим семь рогов

СЛОВО 5
Глава 13. Снятие первой печати, означающее Апостольское учение
Глава 14. Снятие второй печати, означающее брань неверных против верующих
Глава 15. Снятие третьей печати, означающее отпадение от Христа нетвердо в Него уверовавших

СЛОВО 6
Глава 16. Снятие четвертой печати, показывающее язвы, наводимые на нечестивых
Глава 17. Снятие пятой печати, показывающее вопль святых душ ко Господу о кончине
Глава 18. Снятие шестой печати, означающее язвы, наводимые при кончине

СЛОВО 7
Глава 19. О ста сорока четырех тысячах людей, которые не потерпели вреда от язвы четырех Ангелов
Глава 20. О бесчисленном из языков народе носящих светлые одежды
Глава 21. Снятие седьмой печати, показывающее, что Ангельские силы приносят Богу молитвы Святых, как фимиам

СЛОВО 8
Глава 22. О семи Ангелах и о том, что, когда вострубил из них первый, на землю пали град, огонь и кровь
Глава 23. О втором Ангеле и о погибели живущих в море
Глава 24. О третьем Ангеле и о горечи речных вод

СЛОВО 9
Глава 25. О четвертом Ангеле и о затмении светил
Глава 26. О пятом Ангеле, мысленных акридах и о различном виде их
Глава 27. О шестом Ангеле и об Ангелах, разрешенных при Евфрате

СЛОВО 10
Глава 28. Об облеченном в облако и радугу Ангеле, предвозвещающем о кончине
Глава 29. О том, как Евангелист получил от Ангела книжку
Глава 30. Об Енохе и Илии

СЛОВО 11
Глава 31. О том, как воскреснут умерщвленные антихристом два пророка Божий
Глава 32. О седьмой трубе и о Святых, прославляющих Бога за будущий суд
Глава 33. О гонениях Церкви прежних и при антихристе

СЛОВО 12
Глава 34. О брани Ангелов и демонов и о ниспадении сатаны
Глава 35. О том, что змий не перестает гнать Церковь
Глава 36. О семиглавом и десятирогом звере

СЛОВО 13
Глава 37. О лжепророке
Глава 38. О скверном имени антихриста
Глава 39. Об Агнце и ста сорока четырех тысячах стоящих с Ним на Сионской горе

СЛОВО 14
Глава 40. Об Ангеле, предсказывающем близость будущего суда
Глава 41. Об Ангеле, возвещающем падение Вавилона
Глава 42. Об Ангеле ином, предупреждающем верных не принимать антихриста

СЛОВО 15
Глава 43. О том, что сидящий на облаке пожнет серпом произрастания земли
Глава 44. Об Ангеле, обрезывающем лозу горечи
Глава 45. О семи Ангелах, наводящих на людей язвы перед кончиной, и о стеклянном море, которое видел в откровении

СЛОВО 16
Глава 46. О том, что по излиянии первого фиала на отступниках сделались гнойные раны
Глава 47. Об излиянии второго фиала на находящихся в море
Глава 48. О том, что от третьей язвы реки превращаются в кровь

СЛОВО 17
Глава 49. О том, что от четвертой язвы люди опаляются зноем
Глава 50. О том, что пятой язвой омрачается звериное царство
Глава 51. О том, что шестым фиалом открывается путь через Евфрат царям от восхода солнечного

СЛОВО 18
Глава 52. О том, что чрез седьмую язву будет на людей град и землетрясение
Глава 53. Об одном из семи Святых Ангелов, который показывает блаженному Иоанну разрушение города блудницы, и осеми главах и десяти рогах
Глава 54. О том, как истолковал ему Ангел виденную тайну

СЛОВО 19
Глава 55. Об ином Ангеле, возвещающем падение Вавилона и о небесном голосе, повелевающем бежать из города и отложить приятное, что имели прежде
Глава 56. О песнопении Святых и троякой «Аллилуйя», которую они поют при разорении Вавилона
Глава 57. О таинственном браке и о вечери Агнца

СЛОВО 20
Глава 58. О том, что Евангелист видел Христа на белом коне вместе с силами Ангельскими
Глава 59. Об антихристе и о тех, которые вместе с ним ввержены в геенну
Глава 60. О том, что сатана с распятия Христова связан до кончины, и о тысяче лет.

СЛОВО 21
Глава 61. О престолах для сохранивших неизменным Христово исповедание
Глава 62. О том, что есть первое воскресение и вторая смерть
Глава 63. О Гоге и Магоге

СЛОВО 22
Глава 64. О Сидящем на престоле, общем воскресении и о суде
Глава 65. О новом небе, новой земле и о вышнем Иерусалиме
Глава 66. О том, что сказал Сидящий на престоле

СЛОВО 23
Глава 67. Об Ангеле, показывающем город Святых и измеряющем стену его со вратами
Глава 68. О чистой реке, казавшейся исходящей от престола
Глава 69. О том, что Христос есть Бог Пророков и Владыка Ангелов

СЛОВО 24
Глава 70. О достоверности виденного Ангелом
Глава 71.0 том, что Откровение повелено не запечатлевать, но проповедовать
Глава 72. О том, что Церковь и обитающий в ней Дух ожидают славного пришествия Христова, и о проклятии, которому подвергаются повреждающие эту книгу

Отзывы (1)

Попова Елена 27.12.2012 10:17

Святитель Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийской – автор первого сохранившегося толкования на Откровение Иоанна Богослова (между 563 и 614 гг.). В своей работе раскрывает тройной смысл Апокалипсиса: буквальный, тропологический (от греческого «тропо» – нрав, т.е. раскрывающий истины нравоучительные, относящиеся к духовной жизни) и анагогический (от греч. «анаго» – возвожу, т.е. открывающий тайны грядущего Царства). Все последующие толкования Апокалипсиса примыкают к работе Андрея Кесарийского и отчасти являются извлечениями из него.

Андрей Кесарийский – труды и творчество, история жизни, Толкование на Апокалипсис

Апокалипсис, толкование св. Андрея архиеп. Кесарийского

Благословение:Митрополит Киевский и всея Украины Владимира
Бумага:офсет
Вес:250 г
Год издания:2012
Издательство:Киево-Печерская Лавра
Количество страниц:192
Переплет:мягкий, глянец
Размер книги:145 х 198 х 11 мм
  • Описание
  • Отзывы (0)

В книге дается толкование святого Андрея, архиепископа Кесарийского, на Апокалипсис — Откровение Иоанна Богослова. Предисловием к нему является статья Блаженнейшего Митрополота Владимира, в которой раскрывается смысл православного отношения к вопросам о «последних временах» и апокалютгического восприятия современности. В оформлении обложки использованы гравюра и фрагмент титульного листа одноименного издания типографии Киево-Печерской Лавры 1625 года.

ОГЛАВЛЕНИЕ

«Ей, гряди, Господи Иисусе!»

ТОЛКОВАНИЕ НА АПОКАЛИПСИС СВЯТОГО АНДРЕЯ, АРХИЕПИСКОПА КЕСАРИЙСКОГО

СЛОВО 1
Глава 1
Глава 2. Видение, в котором видел одетого в подир посреди семи золотых светильников
Глава 3. Открытое Ангелу Ефесской церкви

СЛОВО 2
Глава 4. Открытое Ангелу Смирнской церкви
Глава 5. Открытое Ангелу Пергамской церкви
Глава 6. Открытое Ангелу Фиатирской церкви

СЛОВО 3
Глава 7. Открытое Ангелу Сардийской церкви
Глава 8. Открытое Ангелу Филадельфийской церкви
Глава 9. Открытое Ангелу Лаодикийской церкви

СЛОВО 4
Глава 10. О виденных на небе дверях и 24-х старцах и о прочем
Глава 11.0 запечатанной семью печатями книге, разрешить которую никто из созданных тварей не мог
Глава 12. О видении того, что посреди престола, и о четырех животных
О разрешении книги Агнцем, имеющим семь рогов

СЛОВО 5
Глава 13. Снятие первой печати, означающее Апостольское учение
Глава 14. Снятие второй печати, означающее брань неверных против верующих
Глава 15. Снятие третьей печати, означающее отпадение от Христа, нетвердо в Него уверовавших

СЛОВО 6
Глава 16. Снятие четвертой печати, показывающее язвы, наводимые на нечестивых
Глава 17. Снятие пятой печати, показывающее вопль святых душ ко Господу о кончине
Глава 18. Снятие шестой печати, означающее язвы, наводимые при кончине

СЛОВО 7
Глава 19. О ста сорока четырех тысячах людей, которые не потерпели вреда от язвы четырех Ангелов
Глава 20. О бесчисленном из языков народе носящих светлые одежды
Глава 21. Снятие седьмой печати, показывающее, что Ангельские силы приносят Богу молитвы Святых, как фимиам

СЛОВО 8
Глава 22. О семи Ангелах и о том, что, когда вострубил из них первый, на землю пали град, огонь и кровь
Глава 23. О втором Ангеле и о погибели живущих в море
Глава 24. О третьем Ангеле и о горечи речных вод

СЛОВО 9
Глава 25. О четвертом Ангеле и о затмении светил
Глава 26. О пятом Ангеле, мысленных акридах и о различном виде их
Г лава 27. О шестом Ангеле и об Ангелах, разрешенных при Евфрате

СЛОВО 10
Глава 28. Об облеченном в облако и радугу Ангеле, предвозвещающем о кончине
Глава 29. О том, как Евангелист получил от Ангела книжку
Г лава 30. Об Енохе и Илии

СЛОВО 11
Глава 31. О том, как воскреснут умерщвленные антихристом два пророка Божии
Глава 32. О седьмой трубе и о Святых, прославляющих Бога за будущий суд
Глава 33. О гонениях Церкви прежних и при антихристе

СЛОВО 12
Глава 34. О брани Ангелов и демонов и о ниспадении сатаны
Глава 35. О том, что змий не перестает гнать Церковь
Глава 36. О семиглавом и десятирогом звере

СЛОВО 13
Глава 37. О лжепророке
Глава 38. О скверном имени антихриста
Глава 39. Об Агнце и ста сорока четырех тысячах стоящих с Ним на Сионской горе

СЛОВО 14
Глава 40. Об Ангеле, предсказывающем близость будущего суда.
Глава 41. Об Ангеле, возвещающем падение Вавилона
Глава 42. Об Ангеле ином, предупреждающем верных не принимать антихриста

СЛОВО 15
Глава 43. О том, что сидящий на облаке пожнет серпом произрастания земли
Г лава 44. Об Ангеле, обрезывающем лозу горечи
Глава 45. О семи Ангелах, наводящих на людей язвы перед кончиной, и о стеклянном море, которое видел в откровении

СЛОВО 16
Глава 46. О том, что по излиянии первого фиала на отступниках сделались гнойные раны
Глава 47. Об излиянии второго фиала на находящихся в море
Глава 48. О том, что от третьей язвы реки превращаются в кровь

СЛОВО 17
Глава 49. О том, что от четвертой язвы люди опаляются зноем
Глава 50. О том, что пятой язвой омрачается звериное царство
Глава 51. О том, что шестым фиалом открывается путь через Евфрат царям от восхода солнечного

СЛОВО 18
Глава 52. О том, что чрез седьмую язву будет на людей град и землетрясение
Глава 53. Об одном из семи Святых Ангелов, который показывает блаженному Иоанну разрушение города блудницы, и о семи главах и десяти рогах
Глава 54. О том, как истолковал ему Ангел виденную тайну

СЛОВО 19
Глава 55. Об ином Ангеле, возвещающем падение Вавилона и о небесном голосе, повелевающем бежать из города и отложить приятное, что имели прежде
Глава 56. О песнопении Святых и троякой «Аллилуйя», которую они поют при разорении Вавилона
Глава 57. О таинственном браке и о вечери Агнца

СЛОВО 20
Глава 58. О том, что Евангелист видел Христа на белом коне вместе с силами Ангельскими
Глава 59. Об антихристе и о тех, которые вместе с ним ввержены в геенну
Глава 60. О том, что сатана с распятия Христова связан до кончины, и о тысяче лет

СЛОВО 21
Глава 61. О престолах для сохранивших неизменным
Христово исповедание
Глава 62. О том, что есть первое воскресение и вторая смерть
Глава 63. О Гоге и Магоге

СЛОВО 22
Глава 64. О Сидящем на престоле, общем воскресении и о суде
Глава 65. О новом небе, новой земле и о вышнем Иерусалиме
Глава 66. О том, что сказал Сидящий на престоле

СЛОВО 23
Глава 67. Об Ангеле, показывающем город Святых и измеряющем стену его со вратами
Глава 68. О чистой реке, казавшейся исходящей от престола
Глава 69. О том, что Христос есть Бог Пророков и Владыка Ангелов

СЛОВО 24
Глава 70. О достоверности виденного Ангелом
Глава 71. О том, что Откровение повелено не запечатлевать, но проповедовать
Глава 72. О том, что Церковь и обитающий в ней Дух ожидают славного пришествия Христова, и о проклятии, которому подвергаются повреждающие эту книгу

Андрей Кесарийский – труды и творчество, история жизни, Толкование на Апокалипсис

Святитель Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийской

Толкование на Апокалипсис святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова: В 24 словах и 72 главах

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС 13-303-0267

Текст печатается по: Святого Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской, Толкование на Апокалипсис святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в 24 словах и 72 главах / Пер. с греч. Владимира Юрьева. М., 1911.

Предисловие к современному изданию

Вниманию благочестивого читателя предлагается издание экзегетического трактата «Толкование на Апокалипсис святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова» святителя Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской, жившего в конце VI — начале VII веков. Данное произведение датируется предположительно первыми двумя десятилетиями VII века[1]. Ничего больше о самом св. Андрее нам не известно, так как церковные источники не сохранили о нем никаких сведений. Св. Андрей, упоминая о Иерусалиме, впрочем, ничего не говорит о захвате его врагами Византийской империи — персами в 614 по 627 год и арабами в 638 году. Следовательно, написание произведения предполагается либо до 614 года, либо между 627–638 годами[2].

Толкованием Апокалипсиса целиком занимались немногие церковные авторы. На христианском Востоке — Ориген, блж. Икумений, св. Андрей Кесарийский, Арефа Кесарийский, а также отдельные авторы, объяснявшие отдельные места из этой книги, следствием чего является относительная немногочисленность этих комментариев. Некоторые комментарии встречаются и на латинском Западе у таких авторов как св. Викторин Петавский, Тихоний, св. Кесарий Арелатский, Беда Достопочтенный и др. Во многом это связано с тем, что церковные писатели и экзегеты по смирению не чувствовали себя достойными толковать эту самую таинственную и загадочную книгу Нового Завета, содержащую в себе высочайшие эсхатологические пророческие видения грядущих событий, предшествующих концу мира: о Пришествии Христа, о судьбах Церкви и отдельного человека, Воскресении, Страшном Суде и Царстве будущего века. Ибо все это было открыто отчасти Самим Господом Иисусом Христом в Евангелиях, а также Духом Святым — Апостолам. При этом многое изложено в загадочных образах и символах, и для своего толкования требует такого же духовного пророческого дара. «Когда человек изучает Новый Завет и приступает к Откровению, он чувствует себя перенесенным в иной мир. Эта книга вовсе не похожа на остальные книги Нового Завета. Откровение не только отличается от других новозаветных книг, оно и чрезвычайно сложно для понимания современного человека и потому его часто оставляли без внимания…»[3] Поэтому в своем предисловии свт. Андрей сообщает, что принимается за изъяснение этой книги не по своей воле, но по долгим просьбам своих друзей и паствы. Стоит также отметить, что не всё, что встречается в Откровении св. Иоанна, св. Андрей истолковывает однозначно и ясно. Относительно некоторых эсхатологических предметов он предлагает различные толкования, а также признается в своем благом неведении относительно них, иначе ему пришлось бы стать «вторым Иоанном Богословом» или равным ему.

«Толкование же на Апокалипсис Андрея Кесарийского является общепринятым для византийской традиции. Его важность заключается не только в историческом значении, но также и в том, что Андрей использует комментарий Икумения»[4] — первого греческого комментатора всего текста «Апокалипсиса».

Произведение св. Андрея делится на 24 слова и 72 главы, что заключает в себе определенный числовой символизм. В Откровении упоминаются 24 старца, число которых помножается на 3 — в соответствии с тройственной структурой смыслов Священного Писания[5]: «тело», «душа» и «дух», введенной в христианскую теорию библейской герменевтики еще Оригеном в III веке и отражающей три основных смысла Священного Писания — буквальный, нравственный и догматический (или мистический). Структура «Толкования» состоит в последовательном, стих за стихом, приведении текста Апокалипсиса и следующем к ним комментариям самого св. Андрея.

Свт. Андрей Кесарийский при толковании прибегает и к комментариям предшествующих экзегетов «Апокалипсиса»: блж. Икумения, епископа Трикки во Фракии — жившего по некоторым предположениям в VI веке (которого он, правда, не называет по имени), Папия Иерапольского (70–155), св. Иустина Философа и Мученика (120–166), св. Иринея Лионского († 202), св. Ипполита Римского († 258), св. Мефодия Патарского († 312). Кроме того, он обращается и к иным святым отцам: св. Григорию Богослову, св. Епифанию Кипрскому, св. Кириллу Александрийскому, св. Дионисию Ареопагиту и некоторым другим.

«Толкование на Апокалипсис святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова» святителя Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской распространилось и стало весьма популярным в разных странах. Основываясь на нем написал свое толкование на Апокалипсис Арефа, архиепископ Кесарии Каппадокийской, в IX веке. В X и XI веках толкование св. Андрея было переведено на грузинский, армянский и славянский языки. «В середине XIII века текст был переписан новгородским книжником пономарем Тимофеем»[6] и получил широкое распространение на Руси. В XVII веке перевод на русский язык был сделан Лаврентием Зизанием и так переиздавался в XVIII веке. На более привычный нам и современный русский язык перевод был сделан в XIX веке М. С. Боголюбским и В. М. Юрьевым.

Текст «Толкования» в предлагаемой читателю книге издается по переводу В. М. Юрьева (М., 1911), который сам сверял свой перевод с предшествующим переводом М. С. Боголюбского (М., 1882). Кроме того, для нашего издания использовалась книга «Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского» в издании Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря (М., 1901; переиздание: Иосифо-Волоколамский монастырь, 1992). Помимо этого редактор снабдил текст указаниями страниц (колонок) издания греческого и латинского текстов «Толкования» в 106 томе «Патрологии» Ж. П. Миня и местами сверил текст перевода с греческим оригиналом. Также по возможности были определены цитаты различных святых отцов Церкви, встречающиеся в тексте св. Андрея[7]; указания на них даны в примечаниях в конце книги, среди прочих примечаний (в основном исторического характера), помогающих читателю лучше понять текст св. Андрея. Сам текст книги Откровения св. Иоанна Богослова, а также все новозаветные цитаты для доступности самому широкому кругу современных читателей приводятся не на церковнославянском языке, но на русском по Синодальному переводу. Цитаты из Ветхого Завета даны местами на церковнославянском, местами на русском языке.

Кроме того, редакция нашла возможным заменить некоторые устаревшие выражения и слова «Толкования» на новые — более понятные и привычные для широкого круга читателей.

Редакция надеется, что эта книга станет для отечественных читателей источником познания духовного света Христовой истины, а также весьма актуальной в контексте особого современного интереса к эсхатологической тематике.

Андрей Кесарийский – книги автора

Апокалипсис – самая загадочная книга Нового Завета и единственная пророческая книга, в которой говорится о будущем. Многие поколения верующих христиан, философов, мистиков пытались разгадать тайны Апокалипсиса и понять то пророчество, что ожидает нас. Апокалипсис – его символы, цитаты, загадочные высказывания, образы оказали огромное влияние на развитие всей мировой культуры.

Святые мужи проникли в тайны Апокалипсиса и в очень доступных словах объяснили то, что обычный человек в своем повседневном жизненном ритме понять не в состоянии… Увлекательное чтение, приоткрывающее завесу будущего и открывающее Божественные тайны, Толкование на Апокалипсис познакомит читателя с самой загадочной книгой Нового Завета, введет его в мир, который доступен только святым подвижникам.

Печатается по изданию Святого Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской, Толкование на Апокалипсис святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. М., 1911 г.

Видение, в котором видел Одеянного в подир посреди семи златых светильников

Открытое ангелу Ефесской церкви

Открытое ангелу Смирнской церкви

Открытое ангелу Пергамской церкви

Открытое ангелу Фиатирской церкви

Открытое ангелу Сардийской церкви

Открытое ангелу Филадельфийской церкви

Открытое ангелу Лаодикийской церкви

О виденных на небе дверях и 24 старцах, и о прочем

О запечатанной семью печатями книге, которую разрешить не может никто из созданных тварей

О видении того, что посреди престола и четырех животных. О разрешении книги Агнцем, имеющим семь рогов

Снятие первой печати, означающее апостольское учение

Снятие второй печати, означающее брань неверных против верующих

Снятие третьей печати, означающее отпадение от Христа не имеющих твердой веры в Него

Снятие четвертой печати, показывающее язвы, наводимые на нечестивых

Снятие пятой печати, показывающее вопль святых душ ко Господу о кончине

Снятие шестой печати, означающее язвы, наводимые при кончине

О ста сорока четырех тысячах людей, не претерпевших вреда от язвы четырех ангелов

О бесчисленном народе из языков, носящих светлые одежды

Снятие седьмой печати, показывающее, что ангельские силы приносят Богу, как фимиам, молитвы святых

О семи ангелах и о том, что, когда вострубил из них первый, на землю пали град, огонь и кровь

О втором ангеле и о погибели живущих в море

О третьем ангеле и о горечи речных вод

О четвертом ангеле и затмении светил

О пятом ангеле, мысленных акридах и о различном виде их

О шестом ангеле и об ангелах, разрешенных при Евфрате

Об облеченном в облако и радугу ангеле, предвозвещающем о кончине

О том, как евангелист получил от ангела книжку

Об Енохе и Илии

О воскресении умерщвленных антихристом двух пророков Божиих

О седьмой трубе и о святых, прославляющих Бога за будущий Суд

О гонениях Церкви прежде и при антихристе

О брани ангелов и демонов и о ниспадении сатаны

О том, что змий не перестает гнать Церковь

О семиглавом и десятирогом звере

О скверном имени антихриста

Об Агнце и ста сорока четырех тысячах, стоящих с Ним на Сионской горе

Об ангеле, предсказывающем близость будущего Суда

Об ангеле, возвещающем падение Вавилона

Об ангеле ином, предупреждающем верных не принимать антихриста

О том, что Сидящий на облаке пожнет серпом произрастания земли

Об ангеле, обрезывающем лозу горечи

О семи ангелах, наводящих на людей язвы пред кончиною, и о стеклянном море, которое видел в Откровении

О том, что по излиянии первого фиала на отступниках сделались гнойные раны

Об излиянии второго фиала на находящихся в море

О том, что от третьей язвы реки превращаются в кровь

О том, что от четвертой язвы люди опаляются зноем

О том, что пятою язвою омрачится звериное царство

О том, что шестым фиалом открывается путь через Евфрат царям от восхода солнечного

О том, что чрез седьмую язву будет на людей град и землетрясение

Об одном из семи святых ангелов, показавшем блаженному Иоанну разрушение города блудницы, и о семи головах и десяти рогах

О том, как истолковал ему ангел виденную тайну

Об ином ангеле, возвещающем о падении Вавилона, и о небесном голосе, повелевающем бежать из города и отложить приятное, что имели прежде

О песнопении святых и троекратном «аллилуия», которое они поют при разорении Вавилона

О таинственном браке и о вечери Агнца

О том, что евангелист видел Христа на белом коне вместе со святыми ангелами

Об антихристе и о вверженных вместе с ним в геенну

О связании сатаны от распятия Христова до кончины, и о тысяче лет

О престолах для сохранивших неизменным Христово исповедание

О первом воскресении и второй смерти

О Гоге и Магоге

О Сидящем на престоле, всеобщем воскресении и Суде

О новом небе, новой земле и о вышнем Иерусалиме

О том, что сказал Сидящий на престоле

Об ангеле, показавшем город святых и измерившем стену его с вратами

О чистой реке, казавшейся исходящей от престола

О том, что Христос есть Бог пророков и Владыка ангелов

О достоверности виденного ангелом

О том, что Откровение повелено не запечатлевать, а проповедовать

О том, что Церковь и Дух, обитающий в ней, ожидают славного пришествия Христова, и о проклятии, которому подвергнутся повреждающие сию книгу

Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Под ред. проф. А. П. Лопухина. 1911 г.

Аверкий; Таушев Александр Павлович; архиеп. Сиракузско-Троицкий. Апокалипсис, или Откровение святого Иоанна Богослова: История написания, правила для толкования и разбор текста. М., 1991 г.

Схожие по жанру новинки месяца

«Настоящий популярный справочник содержит данные о развитии народного хозяйства и о важнейших событиях в истории СССР за 50 лет. Во втором издании приведены данные за 1967 г., ряд разделов дополнен новыми материалами, некоторые данные уточнены в соответствии с новыми публикациями.

Цифры по СССР сравниваются с данными, характеризующими состояние экономики капиталистических и социалистических стран, развитие мирового хозяйства. Цифровой материал наглядно свидетельствует об успехах Советского Союза в строительстве материально-технической базы коммунистического общества, в повышении благосостояния трудящихся, в успешном выполнении заданий пятилетнего плана.

Статистические данные по Советскому Союзу приведены по материалам, опубликованным в официальных изданиях ЦСУ СССР, в центральных органах печати. По зарубежным странам использован материал из справочников и журналов, издаваемых Организацией Объединенных Наций, статистическими управлениями соответствующих стран, а также опубликованный в периодической печати. Некоторые данные исчислены автором. Материал справочника рассчитан главным образом на пропагандистов и агитаторов, а также на читателей, интересующихся вопросами развития советской экономики.

Подготовил справочник доктор экономических наук Я. А. Иоффе.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

— отсутствие данного явления

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ СТРАН

ГДР — Германская Демократическая Республика

ДРВ — Демократическая Республика Вьетнам

КНДР — Корейская Народно-Демократическая Республика

ОАР — Объединенная Арабская Республика

ФРГ — Федеративная Республика Германии

ЮАР — Южно-Африканская Республика»

Для облегчения использования материалов сборника, все таблицы представлены в формате fb2. Некоторые таблицы, прежде всего — набранные в две колонки, переформатированы с целью более удобного чтения с мобильных устройств. Учитывая, что корректно таблицы поддерживает только одна программа для чтения электронных книг — Cool Reader, мы настоятельно рекомендуем использовать именно эту программу. Для тех, кто пользуется другими программами, все таблицы дублируются в графическом формате. Некоторые пояснения, показавшиеся нам необходимыми для читателя, выросшего в современной России, сделаны нами в комментариях. Изменена нумерация сносок. В оригинале сноски нумеруются для каждой таблицы, в электронной книге используется сквозная нумерация, поэтому некоторые сноски дублируются. В связи с большой шириной некоторых таблиц в формате fb2 для их просмотра рекомендуется альбомная ориентация. — V_E.

«Настоящий популярный справочник содержит данные о развитии народного хозяйства и о важнейших событиях в истории СССР за 50 лет. Во втором издании приведены данные за 1967 г., ряд разделов дополнен новыми материалами, некоторые данные уточнены в соответствии с новыми публикациями.

Цифры по СССР сравниваются с данными, характеризующими состояние экономики капиталистических и социалистических стран, развитие мирового хозяйства. Цифровой материал наглядно свидетельствует об успехах Советского Союза в строительстве материально-технической базы коммунистического общества, в повышении благосостояния трудящихся, в успешном выполнении заданий пятилетнего плана.

Статистические данные по Советскому Союзу приведены по материалам, опубликованным в официальных изданиях ЦСУ СССР, в центральных органах печати. По зарубежным странам использован материал из справочников и журналов, издаваемых Организацией Объединенных Наций, статистическими управлениями соответствующих стран, а также опубликованный в периодической печати. Некоторые данные исчислены автором. Материал справочника рассчитан главным образом на пропагандистов и агитаторов, а также на читателей, интересующихся вопросами развития советской экономики.

Подготовил справочник доктор экономических наук Я. А. Иоффе.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

— отсутствие данного явления

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ СТРАН

ГДР — Германская Демократическая Республика

ДРВ — Демократическая Республика Вьетнам

КНДР — Корейская Народно-Демократическая Республика

ОАР — Объединенная Арабская Республика

ФРГ — Федеративная Республика Германии

ЮАР — Южно-Африканская Республика»

Для облегчения использования материалов сборника, все таблицы представлены в формате fb2. Некоторые таблицы, прежде всего — набранные в две колонки, переформатированы с целью более удобного чтения с мобильных устройств. Учитывая, что корректно таблицы поддерживает только одна программа для чтения электронных книг — Cool Reader, мы настоятельно рекомендуем использовать именно эту программу. Для тех, кто пользуется другими программами, все таблицы дублируются в графическом формате. Некоторые пояснения, показавшиеся нам необходимыми для читателя, выросшего в современной России, сделаны нами в комментариях. Изменена нумерация сносок. В оригинале сноски нумеруются для каждой таблицы, в электронной книге используется сквозная нумерация, поэтому некоторые сноски дублируются. В связи с большой шириной некоторых таблиц в формате fb2 для их просмотра рекомендуется альбомная ориентация. — V_E.

Абд-ру-шин (Abd-ru-shin или Abdruschin) — псевдоним Оскара Эрнста Бернхардта (нем. Oskar Ernst Bernhardt; 18 апреля 1875, Бишофсверда, Германия — 6 декабря 1941, Кипсдорф, Германия) — немецкий писатель и философ, автор трудов, посвященных религиозно-философской теме и объединенных в произведение «В Свете Истины. Послание Грааля» (нем. ‘Im Lichte der Wahrheit. Gralsbotschaft’).

Эта книга возмутит спокойствие широкого круга читателей, побуждая каждого из них принять важнейшее в своей жизни решение. Ибо это послание врывается в нынешний век подобно трубному гласу — логика его идей нелицеприятна, тверда и неумолима. Со всей полнотой дается в нем ответ на проклятые вопросы человеческого бытия. Знание, преподаваемое в этой книге, столь грандиозно, что заставит непредубежденного читателя задуматься, взвесить и пойти дальше вперед. Устрашатся многие, влачившие доныне растительное существование, никак не вмешиваясь в ход событий — им, быть может, казалось, что изменить все равно ничего невозможно. Ужас обуяет их при мысли, что′ ими упущено; и — казалось бы — навсегда. Но тот, в ком теплится искра благих побуждений, обретет в этом Послании путеводную нить для радостного Познания Новых, Ясных Путей в Совокупном Творении. В изумлении познает человек, сколь необычайно значительно его бытие в Этом Творении и какая Сила, о существовании которой он и не подозревал, имеется в его распоряжении — Всесокрушающее действие этой Силы поразит его самого, если он не сможет правильно воспользоваться Ею, направив Ее на Благо. Тому, кто не страшится сорвать покровы со все еще не разгаданных загадок жизни, книга эта принесет ни с чем не сравнимую, огромную пользу. Она явится для читателя животворным Посланием Грааля.

Абд-ру-шин (Abd-ru-shin или Abdruschin) — псевдоним Оскара Эрнста Бернхардта (нем. Oskar Ernst Bernhardt; 18 апреля 1875, Бишофсверда, Германия — 6 декабря 1941, Кипсдорф, Германия) — немецкий писатель и философ, автор трудов, посвященных религиозно-философской теме и объединенных в произведение «В Свете Истины. Послание Грааля» (нем. ‘Im Lichte der Wahrheit. Gralsbotschaft’).

Эта книга возмутит спокойствие широкого круга читателей, побуждая каждого из них принять важнейшее в своей жизни решение. Ибо это послание врывается в нынешний век подобно трубному гласу — логика его идей нелицеприятна, тверда и неумолима. Со всей полнотой дается в нем ответ на проклятые вопросы человеческого бытия. Знание, преподаваемое в этой книге, столь грандиозно, что заставит непредубежденного читателя задуматься, взвесить и пойти дальше вперед. Устрашатся многие, влачившие доныне растительное существование, никак не вмешиваясь в ход событий — им, быть может, казалось, что изменить все равно ничего невозможно. Ужас обуяет их при мысли, что′ ими упущено; и — казалось бы — навсегда. Но тот, в ком теплится искра благих побуждений, обретет в этом Послании путеводную нить для радостного Познания Новых, Ясных Путей в Совокупном Творении. В изумлении познает человек, сколь необычайно значительно его бытие в Этом Творении и какая Сила, о существовании которой он и не подозревал, имеется в его распоряжении — Всесокрушающее действие этой Силы поразит его самого, если он не сможет правильно воспользоваться Ею, направив Ее на Благо. Тому, кто не страшится сорвать покровы со все еще не разгаданных загадок жизни, книга эта принесет ни с чем не сравнимую, огромную пользу. Она явится для читателя животворным Посланием Грааля.

В книге Станислава Грофа — одного из основателей трансперсональной психологии и психотерапии — обосновано новое понимание механизма действия психоделиков, которые, как выяснилось, являются мощными катализаторами психических процессов, способными при квалифицированном применении значительно ускорить процесс психотерапии. В книге предлагается новая картография человеческой психики, охватывающая как современные, так и древние описания.

Обсуждаемый материал представляет интерес для психологов, психотерапевтов, философов, мифологов и представителей других гуманитарных профессий.

Книга посвящена великому старцу XIX века, преподобному Амвросию Оптинскому (1812-1891). Богатый материал о его жизни, 30-летнем старческом подвиге, духовных дарах и наставлениях людям собраны схиархимандритом Агапитом (Беловидовым), который сам начал иноческий путь в Оптиной пустыни. Уникальность этого жизнеописания преподобного Амвросия в том, что это житие пастыря, написанное другим пастырем, житие старца, написанное другим старцем.

Книга Откровения Иоанна Богослова: история, описания и символы

Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова, — последняя из книг Священного Писания. Время создания датируется приблизительно 90 годом н. э. На протяжении многих веков книга вызывает интерес, благоговейный трепет в сердцах верующих и желание понять все описания и символы. Этот текст является повествованием о грядущих событиях, предопределённых для человечества, и завершением круга новозаветных книг.

История написания и канонизации Откровения

Во времена правления римского императора Домициана (81—96 гг. н. э.) христиане подвергались жестоким преследованиям. В 81 году произошло одно из крупнейших гонений со стороны язычников. Многие христиане, не угодившие римской власти, были отправлены в ссылку. Именно в этот период апостол Иоанн Богослов сослан на остров Патмос (небольшой греческий остров в Эгейском море), где, согласно преданию, и написана его книга.

Как и остальные книги, вошедшие впоследствии в канон Нового Завета, оригинал Откровения написан на общеупотребительном в те времена наречии восточного Средиземноморья — древнегреческом языке койне.

Первые упоминания о книге апостола Иоанна датируются вторым веком. Помимо древнего предания, передаваемого из уст в уста, ссылки на труд евангелиста и цитаты из него встречаются в работах многих раннехристианских писателей и отцов церкви, таких как Ириней Лионский, Тертуллиан, Евсевий Кесарийский, Климент Александрийский, Папий Иерапольский.

На сегодняшний день найдено около 300 манускриптов с теми или иными фрагментами текста Апокалипсиса. Древнейший из них — третий папирус Честера Битти (P47), создание которого датируется третьим веком. Кроме того, до нас дошли многочисленные переводы.

Вопрос канонизации Апокалипсиса долгое время оставался под сомнением. Против этого выступали некоторые Отцы Церкви. Среди них — епископ Кирилл Иерусалимский, а также архиепископ Константинопольский Григорий Богослов, который вовсе не упоминал этот текст в перечне рекомендованных для чтения книг Священного Писания.

В 364 году состоялся Лаодикийский Поместный собор, на котором среди прочих вопросов, рассматривалась каноничность книг Ветхого и Нового Завета. В список книг, утверждённых собором, Откровение не попало. Однако на рубеже IV и V столетий в защиту Апокалипсиса выступил Афанасий Великий, после чего каноничность книги была утверждена на Иппонском (383 г.) и Карфагенском (419 г.) Поместных соборах.

Краткое содержание книги Апокалипсис

Откровение — единственная пророческая книга Нового Завета. В своих предсказаниях Иоанна Богослов повествует о последних временах перед Вторым Пришествием Христа, о Его битве с Антихристом и низвержении дьявола в огненное озеро, а также о конце мира и становлении Нового Иерусалима, где больше не будет слёз, страданий и греха.

Откровение состоит из 22 глав, которые по содержанию можно условно разбить на несколько разделов:

  1. Иоанн получает от Господа повеление сочинить книгу о событиях, ожидающих человечество в последние времена.
  2. Семь церквей и наставления для них.
  3. Видение Бога, восседающего на престоле и Агнца (прообраз Иисуса Христа, пострадавшего за грехи человечества).
  4. Таинственная книга с семью печатями, которые раскрывает Агнец.
  5. Семь ангелов с трубами, предвещающими начало страшных бедствий на земле.
  6. Образ Церкви Христовой в солнечном облачении.
  7. Антихрист в виде зверя и его спутник — лжепророк.
  8. События, предшествующие Страшному Суду.
  9. Всеобщее воскрешение и Страшный Суд.
  10. Церковь становится Новым Иерусалимом.
  11. Заключительная часть: подтверждение истинности повествования и дальнейшие напутствия в соблюдении заповедей.

Последовательность видений и комментарии к ним

Каждый новый раздел начинается фразой «И увидел я…», а завершается изображением Суда Божья. Постепенно раскрываются разные уровни бытия: Небесный мир и его обитатели, Церковь, преследуемая гонителями на земле, мир греха и борьбы с Богом, преисподняя, битва между Господом и силами зла, и в завершение — Страшный Суд.

Видение 1

Христос находится посреди семи светильников, держа в руках семь звёзд.

Семь светильников, среди которых находится Сын Человеческий, — олицетворение семи церквей, основанных апостолом Павлом приблизительно в 40-х гг. Среди перечисленных городов древнеримской провинции в Малой Азии указаны Пергам, Ефес, Смирна, Фиатира, Сардис, Лаодикия и Филадельфия. Но число 7 используется для выражения полноты, значит, обращение направлено ко всей Церкви православия в целом.

Иисус облачён в подир, символизирующий священническое достоинство, и золотой пояс, который говорит о царской власти. Белые власы — олицетворение мудрости и старости, что подтверждает факт единосущности с Богом Отцом. Огонь пламени в глазах — напоминание о том, что ничего не сокрыто от Его взора. Семь звёзд в руках Спасителя олицетворяют епископов.

Видение 2

Бог-Отец на Небесном престоле в окружении 24 старцев и 4 животных. Небесная Литургия.

Сидящий на Престоле подобен разноцветным драгоценным камням: зелёный цвет символизирует жизнь, красно-жёлтый олицетворяет гнев Господа, направленный на грешников, белый говорит о чистоте и святости.

24 старца — люди, которые удостоились занять место рядом с Творцом, поскольку угодили Богу при жизни. Одна из версий говорит о том, что некоторые из них — это апостолы. Они облачены в белые одежды и золотые венцы, как символ святости, непорочности и победы над злом. Существует и другая расшифровка. Старцы соответствуют 24 чредам, установленным Давидом для служения в храме. На каждое из 12 колен Израилевых приходится по 2 человека.

Пред престолом горит семь светильников, представляющих собой образ ангелов. Лев из колена Иудина, который смог открыть семь печатей и прочесть Книгу, — Иисус Христос. Семь Духов Божьих — дары Святого Духа. Много очей олицетворяют всеведение.

Видение 3

Снятие печати с книги, открытой Агнцем.

Запечатанная книга — это символ Божьего промысла и мудрости, скрытой от человеческого ума.

  1. После снятия первой печати появляется всадник-победитель на белом коне, олицетворяющий деятельность святых апостолов и победу над злом, а также все добрые помыслы, чистоту, нравственность и стремление человека к Богу.
  2. Рыжий конь символизирует губительное действия грехов, предаваясь которым человек растрачивает подаренное Богом духовное богатство: таланты, способность к творчеству, стремление к знаниям и т. д.
  3. Вороной конь представляет собой духовную бедность, слабую веру, сознательный отказ от Христа, что приводит к духовной гибели.
  4. Всадник по имени Смерть на бледном коне предвещает грядущие разрушительные последствия согрешений, вражды и войн.
  5. После снятия пятой печати перед взором тайнозрителя предстают души убиенных за Христа, облачённые в белые одежды. Молитва святых предвещает воздаяние грешникам за беззакония.
  6. Шестая печать становится началом стихийных бедствий.
  7. Воцаряется безмолвие на небесах, как затишье перед предстоящей бурей.

Видение 4

Появление Ангелов с семью трубами.

Вострубившие Ангелы, посланные Господом для кары человечества, выступают в роли предвестников грядущих бедствий. Каждая напасть — явный признак приближения конца.

  1. Вострубил первый ангел, на землю падает град с огнём, истребляя третью часть всей растительности. Это иносказательное описание многих нынешних экологических катастроф.
  2. Пылающая гора ввергается в море, превратившееся в кровь, что приводит к гибели морских тварей. Нефть, а также всевозможные химикаты, выпускаемые в водоёмы, приводят к разрушительным последствиям, истребляя значительную часть рыб, птиц и животных.
  3. После возвещения третьего Ангела на землю падает звезда Полынь. Второе название травы полынь — чернобыль. Это свидетельство о Чернобыльской катастрофе: как сказано в Библии, многие люди умерли от воды, ибо она приобрела горький вкус.
  4. После трубного гласа четвёртого Ангела гаснет третья часть небесных светил. В современном мире во многих густонаселённых городах из-за сильного дыма и пыли ночью невозможно увидеть звёзды, а небо приобрело грязно-коричневый оттенок.
  5. Трубит пятый Ангел и на земле появляется саранча, символизирующая бесовские силы и человеческие греховные страсти. Они наносят вред только людям, не имеющим на челе печати Бога. По другой версии — саранча является прообразом нынешних видов оружия.
  6. Появляются 4 ангела и конное войско (символы демонов и бесов).Третья часть человечества истреблена.
  7. Седьмой Ангел — Сам Господь сходит с небес. Христос повествует о скором конце времён и начале новой жизни.

Видение 5

Жена в солнечном облачении преследуется красным змеем.

Жена — образ Церкви Христовой. Венец из 12 звёзд говорит о том, что в ветхозаветные времена она была собрана из 12 колен Израиля (сынов Иакова), а затем руководилась 12 апостолами. Муки рождения — все сложности, которые пришлось претерпеть Церкви: гонения, мученичество и борьба с неверием.

Зверь — воплощение дьявола. На его 7 головах находится 10 рогов, что говорит о лютости против 10 заповедей Господних. Красный цвет — символ ярости, кровожадности и войны. Венцы на его головах — семь правителей, восставших против Церкви.

Дракон хочет украсть младенца — прообраз Христа, ежедневно рождаемого Церковью для верующих. Дитя отправляется к Богу-Отцу, а жена убегает в пустыню.

Видение 6

Появление зверя с рогами, числовая метка зверя.

Пророчество показывает зверя — воплощение антихриста. Однако нельзя путать его с сатаной. Антихрист — это человек, который обретёт власть на земле, данную дьяволом. Об этом свидетельствуют венцы на десяти головах. Он воцарится и будет показывать ложные чудеса с целью прельстить и повести за собой как можно больше людей. У всех, кто поклонится ему, на челе будет начертана метка 666.

Видение 7

Агнец на горе Сион и ангелы.

Пред взором тайнозрителя предстаёт Агнец в окружении 144 тыс. избранников с начертанным на чёлах именем Отца. Затем появляется три Ангела: первый несёт Евангелие (благую весть), второй говорит о падении Вавилона (цитадели греха), третий — повествует о вечных мучениях, ожидающих приверженцев сатаны. Иисус Христос держит в руке серп, затем отпускает его на землю и начинается жатва, предвещающая конец света.

Видение 8

Семь чаш Божественного гнева.

Пред глазами Иоанна появляется стеклянное море, олицетворяющее чистоту и непорочность праведников, смешанное с огненными водами, символизирующими благодать. Семь чаш напоминают о казнях в Египте, как символе расплаты государства, восставшего против христиан.

Видение 9

Одно из самых ярких событий книги Апокалипсис. Автор описывает всеобщее воскресение и Страшный Суд.

Видение 10

Зло побеждено, воздвигнуто Новое Царство Христа.

Толкование пророчеств и предсказаний

Труд Иоанна Богослова — одна из самых таинственных, символичных и сложных для понимания библейских книг. Для правильного восприятия лучше всего обращаться к святоотеческой литературе, истолкованиям библейских книг и исследовательским трудам. Иначе буквальное восприятие или неосторожные попытки самостоятельно вникнуть в образность текста приводят к возникновению ложных учений.

Среди известных работ советуется читать следующие:

  • Св. Андрей Кесарийский «Толкование на Апокалипсис Иоанна Богослова».
  • А. П. Лопухин «Толковая Библия» (русский церковный писатель).
  • Лев Тихомиров «Апокалиптическое учение».
  • О. А. Мень «Откровение Иоанна Богослова», «Апокалипсис».
  • Аверкий (Таушев) и Серафим (Роуз) «Толкование Апокалипсиса».

Книга Откровения, или Апокалипсис святого апостола Иоанна Богослова, — один из самых драматических текстов Библии, показывающих битву Бога и сил тьмы. Человечество непрестанно пытается заглянуть в будущее, например, индейцы майя, согласно календарю которых конец должен был наступить в 2012 году. Однако не стоит пытаться вычислить завершение времён, ведь об этом предупреждал Господь: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один».

Как и всё Священное Писание, Апокалипсис создан с целью поддержать верующих, придавая им силы жить и бороться со злом.

Читать онлайн “Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова” автора Святитель (Кесарийский) Андрей – RuLit – Страница 3

Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его как пламень огненный.

Хотя для нас Он и новый, но Он же и древний, или вернее — предвечный; об этом свидетельствуют Его власи белы. Очи Его, как пламень огненный, просвещают святых и опаляют нечестивых.

И ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи.

Григорий Назианзин разумеет под ногами домостроительство Божие, ибо ноги Его плоть суть, которою явившееся на землю Божество соделало наше спасение. Но под ногами можно разуметь и апостолов, как утверждение Церкви. Халколиваном врачи считают особый благовонный фимиам, который они называют сильным и мужеским. Иначе: халк (халкос — медь) означает человеческое естество, ливан (ливанос — ладан) — Божеское, а соединенные вместе в одно слово халколиван — благоухание веры и неслиянное единство естеств. Еще халк означает благоухание Христова учения, а ливан — обращение язычников к Нему, поэтому и повелевается прийти Невесте (Песн. 4,8). Ноги Христа — апостолы, в пещи искушений разжженные для подражания Христу.

И голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч, и лицо Его, как солнце, сияющее в силе своей.

Совершенно правильно говорит, что голос Его как глас вод многих, ибо он один и тот же у Него и у Духа, чрез Которого из чрева верующих истекают реки воды живы (Ин. 7,38) и проповедуют вслух всей земли. Семь звезд ниже называются ангелами церквей. Обоюду острым мечем указывает или на отлучение нечестивых, острейше всякого меча обоюду остра (Евр. 4,12), или на меч духовный, поражающий внутреннего человека. Лицо Его сияет, якоясе солнце, светом духовным, а не чувственным: как Солнце правды, собственною силою и вяастию сияет Он, а не как чувственное солнце, сотворенное и светящее лишь по Божию велению и Богодарованною силою.

И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся, Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь. И имею ключи ада и смерти.

А когда апостол подох к ногами Его, яко мертв, по свойственной человеческому естеству немощи, подобно Иисусу Навину (Нав. 5,14) и Даниилу (Дан. 10, 9–10), Христос укрепил его словами: «Не бойся, потому что Я, безначальный и бесконечный, пришел не умертвить тебя, но Сам был мертв ради вас и имею ключи ада и смерти», то есть смерти телесной и душевной.

Итак, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего. Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть ангелы семи церквей, а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.

Истинный свет есть Христос (Ин. 1,9), и обогатившиеся Его просвещением подобны светильнику, просвещающему тьму настоящей жизни. Но собственно светильниками здесь называются церкви, ибо они обладают светилами, содержащими слово животно, по апостолу (Флп. 2, 15–16). Название светильников и Свешников золотыми указывает на честность и непорочность их веры. У каждой из церквей, говорит Господь, предстоит ангел хранитель. По Григорию Богослову, в данной главе церкви названы звездами образно, за их чистоту и светлость.

Статья третья

Открытое ангелу Ефесской церкви

Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников.

Говорит с церковью чрез ангела подобно тому, как если бы кто беседовал с учениками чрез учителя. Потому что учитель, чтобы уподобить себе ученика, принимает на себя все, касающееся ученика, — ошибки и успехи его. Под семью звездами, или ангелами, которые упоминаются блаженными Иринеем и Епифанием под именем семи небес, здесь нужно разуметь управление ангельскими чинами, держимое, как и все концы земли, в деснице Христовой, ибо по обетованию Он ходит посреди церквей и чрез святых ангелов управляет миром.

Читайте также:  Феодор Тирон - житие и биография, почитание и чудо, дни памяти, труды
Ссылка на основную публикацию