Арсений Великий – житие и биография, труды, дни памяти и почитание, мощи

Можайское благочиние

21 мая — день памяти ПРЕПОДОБНОГО АРСЕНИЯ ВЕЛИКОГО

Преподобный Арсений был диаконом в городе Риме и проводил жизнь целомудренную, всего себя посвятив на служение Церкви и алтарю.

Когда император Феодосии Великий стал искать воспитателя для своих сыновей, то во всем Риме не нашлось более образованного и добродетельного мужа, чем Арсений-диакон, и царь отдал под его руководство своих детей. При этом он окружил Арсения большим почетом и даже приказал всем называть Арсения: “отец государя и детей его”.

Но чем большая слава окружала Арсения, тем больше он скорбел духом, потому что сердце его не лежало ни к славе, ни к богатству, ни к суетной мирской похвале; в глубине души он сильно желал послужить Богу в смиренной жизни иноческой, в безмолвии и нищете; поэтому Арсений начал усердно молиться ко Господу, прося освободить его от пребывания в царских палатах и сподобить его пустынной иноческой жизни. И Господь исполнил его желание. Однажды ночью во время молитвы Арсений услышал свыше голос, говоривший:

“Арсений! Беги от людей, и ты спасешься”.

Тотчас Арсений убежал из царского дворца, сел на корабль и уехал в Египет, а там стал монахом в пустыне Скит. Его принял к себе в ученики преподобный Иоанн Колов, который весьма возлюбил Арсения за его смирение и вскоре, обучив его житию подвижническому, дал ему келию неподалеку от себя.

Арсений же подвизался в посте, молитве и трудах иноческих и так преуспел во всех добродетелях, что превзошел многих старцев своими подвигами. Однажды он помолился: “Господи, научи меня спастись!”

В ответ на это был голос с неба, говоривший:

“Арсений! Скрывайся от людей и пребывай в молчании; это корень добродетели”.

Внимая этому голосу, Арсений ушел в глубь пустыни и построил там для себя небольшую келию, в которой он всегда пребывал один, стараясь соблюдать молчание. Он постоянно устремлял ум свой к небу; пребывая на земле телом, он духом возлетал к ангелам. Каждый воскресный и праздничный день он приходил в Церковь и после службы возвращался молча в свою келию; при этом он никогда ни с кем не разговаривал, а только коротко отвечал на вопрос, если его кто-нибудь спрашивал. Все подвижники, обитавшие в скитской пустыне, весьма удивлялись добродетельной жизни преподобного Арсения.

Однажды преподобный Марк спросил его:

“Для чего ты, честный отец, удаляешься от нас?”. Арсений ответил ему:

“Знает Бог, как я люблю вас; но я не могу одновременно пребывать и с Богом, и с вами”.

Преподобный Арсений пылал столь сильною любовию к Богу, что постоянно был как в огне по причине своих пламенных молитв.

Однажды некоторый брат спросил Арсения о том, что полезно для души? Преподобный же ответил ему:

“Всячески заботься о том, чтобы то, что ты мыслишь в уме своем, было бы угодно Богу”.

В другой раз преподобный сказал:

“Если мы действительно от всего сердца будем искать Бога, то Он Сам придет к нам и мы увидим Его; и если мы удержим Его чистою жизнию близ себя, то Он пребудет с нами”.

Часто говорил преподобный Арсений:

“Много раз я сожалел о словах, которые произносили уста мои, но о молчании я не жалел никогда”.

Когда же начал приближаться самый час кончины преподобного, то он начал много плакать и пришел в большой страх. Ученики, увидав его плачущим, спросили его:

“Неужели и ты, честный отец, боишься смерти?”

“Действительно, я всегда чувствовал страх смерти во все дни иноческой жизни своей, начиная с того дня, в который я облекся в образ иноческий”.

Затем преподобный уснул блаженным сном смерти, предав честную душу свою в руки Господа своего, Которому служил так усердно в течение всей жизни своей.

Когда авва Пимен услыхал о мирной кончине преподобного, то прослезился и сказал:

“Блажен ты, отец Арсений, потому что ты плакал в продолжение всей жизни своей; за это ты будешь вечно веселиться. Тот же, кто здесь не плачет по своей воле, поневоле заплачет после смерти среди мучений, но от плача этого никому не будет пользы”.

Да дарует Господь и нам по молитвам святого Арсения оставление грехов и жизнь вечную у Христа, Господа нашего, Которому воссылается слава со Отцом и Святым Духом вовеки. Аминь.

свящ. Константин Островский

Преподобный Арсений Великий

Аудио

Память 8 / 21 мая

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Преподобный Арсений Великий

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер ) Читает иеромонах Зосима (Мельник)

Святой Арсений родился в благородной римской семье в начале IV века. Одаренный живым умом, он получил всестороннее светское образование. Но став диаконом [1] , решил посвятить себя исключительно священным трудам. Святой так прославился в столице, что, когда император Восточной Римской империи Феодосий Великий попросил правителя западной ее части императора Грациана найти учителя для его сыновей, Грациан послал к нему Арсения.

Несмотря на почет при дворе и уважение, оказываемое ему Феодосием, который взирал на него как на духовного отца, сорокалетний Арсений не позволял себе быть обманутым ложными прелестями мира и горячо желал посвятить жизнь свою только Богу. Как-то ночью он молился Господу, прося указать путь ко спасению, и услышал голос с небес: «Арсений, бегай от людей – и спасешься!» Он немедленно покинул дворец, дошел до пристани, сел на корабль и приплыл в Александрию. Его тотчас постригли в монахи в одном из многочисленных монастырей, что располагались вокруг столицы Египта. И если при дворе он носил богатое и дорогое платье, то здесь стал носить только самую простую одежду, в которой его невозможно было узнать. Он отказался от суетной мирской науки и стал учеником суровых египетских подвижников, к которым без колебаний обращался по поводу любого своего помысла.

Через некоторое время Арсений вновь спросил в молитве у Бога, как возможно спастись. Тот же голос сказал ему: «Арсений, скрывайся от людей, пребывай в молчании, сохраняй трезвение ума. Это корни совершенства». Тогда он отправился в известный монастырь Скит, чтобы пустынничать. Там он построил себе келью в 47 километрах от церкви. Он выходил из кельи очень редко, 40 лет пребывал наедине с Богом, мужественно отвергая бесовские соблазны, напоминавшие ему о прежней жизни. Каждый день он спрашивал себя: «Арсений, для чего ты ушел из мира?» – и смиренно просил Бога: «Даруй мне, по милости Твоей, положить начало».

Так же, как и другие отшельники, Арсений проводил дни, плетя из пальмовых ветвей корзины и читая псалмы. Он никогда не менял воду, в которой замачивались ветви, и смиренно переносил зловоние, заменявшее ему теперь, как он сам говорил, духи и благовония, которыми он некогда пользовался в миру. В его келье не было никаких удобств, даже светильника. Из еды он довольствовался одной корзиной хлеба в год. Тем не менее, святой Арсений никогда не отвращался от сотворенного Богом и в урожайное время просил приносить ему фрукты, которые пробовал, впрочем, только один раз. Он целые ночи молился, отказываясь от сна, а утром, повинуясь природе, говорил сну: «Иди сюда, злой раб!» – и ненадолго предавался отдыху. Подвижник считал, что монаху, если он настоящий воин, достаточно одного часа сна. В субботу вечером этот небесный человек начинал молиться спиной к заходящему солнцу и стоял с протянутыми к небу руками, пока солнце не начинало светить ему на лицо.

Когда посетители, даже самые высокопоставленные, приходили к его келье за наставлениями, святой Арсений отказывался их принимать. Архиепископу Александрийскому Феофилу, желавшему его посетить, он ответил: «Если ты придешь, я тебе открою, но если я открою тебе, я открою всем – а тогда я здесь не останусь». Его спросили, почему он избегает людей, и он ответил: «Бог знает, что я вас люблю, но я не могу жить и с Богом, и с вами. Мириады небесных сил имеют лишь одну волю, а у людей их много. Я не могу оставить Бога и идти к людям».

От продолжительного уединения, молчания, бдения, хранения помыслов слезы постоянно увлажняли его глаза. Когда Арсений занимался ручным трудом, он все время клал кусок ткани себе на грудь, чтобы собирать слезы, которые текли легко и так обильно, что у него выпали ресницы. Поток слез не только омыл его душу от всех нечистых страстей, но также преобразил его тело, сделав святого похожим на ангела: подвижник имел облик всецело светлый. Раз один из братии подошел к келье и тихо посмотрел внутрь, прежде чем постучаться. Он увидел, как старец стоит как бы охваченный пламенем, преображенный светом благодати.

Иногда святой Арсений приходил в церковь Скита к Евхаристии. Он стоял за столбом, чтобы никто не видел его лица, и с неохотой отвечал на вопросы братий. Подвижник имел совершенно белые волосы и длинную бороду до пояса.

Святой Арсений жил в Скитской пустыне примерно 40 лет. Когда варвары напали на монахов, святой прошел мимо них, но они его не увидели. Однако после второго нашествия на знаменитый монастырь (434) [2] ему пришлось бежать на гору Троган, где он жил десять лет. Затем, после трехлетнего пребывания в Канопе, святой Арсений вернулся в Троган, где преставился в возрасте 95 лет (449).

Перед самой смертью святой приказал ученикам бросить его тело на горе; еще он сказал: «Я часто раскаивался в произнесенных словах, но никогда – в молчании». Братия, увидев, что он смущен и плачет, спросили, неужели он боится, несмотря на то что достиг такого бесстрастия? Подвижник ответил: «Истинно, страх, который я испытываю сейчас, сопровождает меня с тех пор, как я стал монахом». Затем он отошел ко Господу.

Из памятных слов святого Арсения своим ученикам напомним и следующее: «Сколько можете, старайтесь, чтобы ваше внутреннее занятие было согласно Богу – и вы победите внешние страсти».

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

21 мая – День памяти святого Арсения Великого

Арсений родился в столице великой империи, в Риме. Произошло это в 354 году. Семья мальчика была обеспеченной и благочестивой, Арсений получил хорошее образование и воспитывался как настоящий христианин. С детства он отличался хорошей памятью и незаурядным умом, поэтому учился с большой охотой. Уже в отрочестве он прекрасно владел греческим языком, хорошо знал латынь и прочитал все самые известные сочинения выдающихся философов и риторов. Но изучение наук он оставил, решив посвятить свою жизнь Господу. Он стал клириком и получил сан диакона в одной из церквей Рима.

Читайте также:  Савва Освященный - житие и биография преподобного, мощи, дни памяти и почитание, труды и творения

Правитель Восточной Римской империи Феодосий (правил государством с 379 по 395 год) был глубоко верующим человеком и хотел найти для сыновей (Гонория и Аркадия) воспитателя, который мог бы стать образцом для подражания. Естественно, что он также должен был обладать недюжинными познаниям в богословии и философии. Диакон Арсений обладал этими качествами и поэтому император доверил ему своих сыновей. Святой выполнял эту обязанность с усердием, но против воли своей – роскошь, светское окружение и высокое положение тяготили его. Стремившийся к уединенной жизни инока Арсений горячо молился Господу, чтобы Он указал ему путь истинный. И Бог помог Арсению: во время молитвы услышал диакон глас божий, и было ему сказано: «Беги от людей и будешь спасён»! Тогда снял Арсений одежды роскошные, надел простое рубище и ночью, тайно, покинул Рим. На корабле он добрался до Александрии, а затем отправился в пустыню, к святым отшельникам.

Арсений стал послушником, а наставником его был святой отец Иоанн Колов. Вскоре молодой отшельник превзошёл в подвижничестве многих старцев. И снова услышал он голос, повелевший ему искать спасения в уединении и тишине, ибо молчание является корнем добродетели. И ушёл Арсений из скита в уединённую келью, и дал обет молчания. В праздничные и воскресные дни посещал он храм, но ни одного слова никто от него не слышал. Подвиг безмолвия совершал он в строгости. Иноки, жившие в скиту, спрашивали у него, зачем он удалился не только от мира, но и от святых отцов. На это Арсений им отвечал, что любит пустынников всем сердцем, но быть одновременно с ними и с Господом не может. На небе ангелов великое множество, но все они имеют одну волю – божественную, и одни мысли – о Его величии. Каждый же человек наделён собственной волей и разумом, мысли у каждого свои и всякое общение между людьми мешает общению с Богом. Поэтому Арсений предпочитал полное уединение. И сказал он братии, что умер он для мира, чтобы заслужить жизнь иную, высшую. И пусть никто не считает его живым, то есть присутствующим в мирской жизни.

Приходил к нему монах странствующий, но не услышал от него даже приветствия. Когда же обратился инок к другому пустыннику, Моисею, то был радушно принят. Моисей предложил ему кров и пищу. И рассудил инок, что Моисей лучше Арсения, ибо не остался он глух к чаяниям своего брата во Христе. А другой инок, узнав про это, обратился к Господу с вопросом: «Боже Всемогущий! Кто более достоин благодати Твоей: тот, кто даёт людям во славу Твою или тот, кто бежит от людей ради Тебя?». Иноку этому было видение: два корабля плыли по великой реке. На первом находился святой Моисей и правили им Ангелы, и пели славу Господу, и мёдом угощали пустынника. А второй корабль плыл в полной тишине. И был на нём Арсений и сам Господь вёл корабль по волнам. Рассказал инок о своём видении великим подвижникам, которые много лет прожили в пустыне. И отцы-пустынники единодушно решили, что подвиг Арсения более угоден Богу, так как был Иисус на его корабле.

Святой Арсений совсем отделился от мира, в полном молчании и строгом посте проходили дни его. В душе своей он молился беспрестанно. И любовь его к Иисусу была так велика, что жар великий охватывал его и, казалось, что свет исходит от этого внутреннего огня. Иногда преподобный отшельник уходил на несколько дней в места, куда вообще никогда не приходили люди, сохраняя тем самым душу свою в покое.

Лишь иногда открывались уста его, чтобы донести до учеников слово Господа. Тогда говорил Арсений о том, что на свете много людей, стремящихся к чистоте телесной. Они усмиряют плоть свою многими трудами, бдением, строгим постом и молитвами. Тех же, кто заботится о душе своей ревностно, гораздо меньше. Не берегут люди души своей от грехов гнева, уныния, гордости, славолюбия, зависти. Поэтому многие телом чисты, а душа их – смердящий сосуд, гроб с гнилыми останками. Он хоть снаружи и красив, но внутри зловонен и ужасен. И узрят Господа те, кто сумеет и душу свою спасти от скверны и гниения.

Себе же самому святой говорил: «Пришёл ты в мир этот не для праздности и отдыха, а для подвига. Трудись же беспрестанно и лени не поддавайся». Ещё такие он произносил слова: «Часто я раскаивался в своих словах, но никогда не сожалел о молчании».

Великий молчальник и отшельник 50 лет совершал подвижнический подвиг, питаясь словом Божьим и духом Святым, забыв обо всех мирских делах. Сорок лет жил он в пустыне, в скиту. Ещё десять лет провёл он в местечке под названием Трогин, неподалёку от Вавилона. Три года домом святого была келья в Канопе, около Александрии. Некоторое время Арсений жил в таких пустынных местах, что никто не видел его. Возвратившись из пустынных странствий в Трогин, оставался он там в течение последних двух лет своей жизни. Всего лет его жизни было 95 и умер он в конце 449 или в начале 450 года. За то, что явил он миру невиданный подвиг служения, современники назвали Арсения Великим.

Молитва преподобному Арсению Великому

О, священная главо, земный ангеле, небесный человече, безмолвия рачителю, молчания любителю, преподобне и богоносне отче наш Арсение. Припадаем ти и молимся: помолися ко Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, да дарует нам, грешным и недостойным рабом Своим, вся ко спасению душевному благопотребныя дары Своя: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, любомудрие христопоследовательное и вся добродетели, во святем Евангелии Им заповеданныя, да будем подражатели твоего благоугоднаго жития и вкупе с тобою сподобимся спасение вечное получите и Царствие Небесное унаследити. Ей, угодниче Божий! Не презри нас, но помози нам, небесным предстательством твоим, благочестно житие временное скончати, кончину благую, мирную и непостыдную стяжати и блаженства райскаго удостоитися, да прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго и покланяемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Арсения

глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Арсение отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Арсения

глас 3

От Рима возсиял еси, якоже солнце великое,/ и к Царскому граду достигл еси, преблаженне,/ словесы твоими просвещая сего и делы,/ всяку неразумия мглу отгоня./ Сего ради тя почитаем,// отцев славо, Арсение преподобне.

Преподобный Арсе ́ ний Великий

День памяти

Житие

Житие преподобного Арсения Великого

Ро­дил­ся в 354 г. в Ри­ме, в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье, дав­шей ему хо­ро­шее вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние. Изу­чил со­чи­не­ния всех ри­то­ров и фило­со­фов и хо­ро­шо знал как гре­че­ский, так и ла­тин­ский язы­ки, од­на­ко оста­вил су­ет­ную жизнь мир­скую и пре­не­брег ел­лин­ским лю­бо­муд­ри­ем, по­свя­щая се­бя на слу­же­ние Бо­гу. Ко­гда он всту­пил в чис­ло кли­ри­ков од­ной из рим­ских церк­вей, то был воз­ве­ден в сан диа­ко­на.

Им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий (379–395 гг.), пра­вив­ший в то вре­мя Во­сточ­ной по­ло­ви­ной Рим­ской им­пе­рии, ис­кал для сво­их сы­но­вей Ар­ка­дия и Го­но­рия учи­те­ля, ко­то­рый на­учил бы их и фило­со­фии, и бо­же­ствен­ной муд­ро­сти не толь­ко сло­вом, но и при­ме­ром сво­ей доб­ро­де­тель­ной жиз­ни. Услы­шав об об­ра­зо­ван­но­сти и бла­го­че­стии диа­ко­на Ар­се­ния, он по­ру­чил ему вос­пи­та­ние сво­их сы­но­вей. Про­тив во­ли, но с усер­ди­ем за­нял­ся пре­по­доб­ный об­ра­зо­ва­ни­ем юно­шей. Од­на­ко вы­со­кий по­чет, ко­то­рым он был окру­жен, тя­го­тил его дух, стре­мив­ший­ся к слу­же­нию Бо­гу в без­мол­вии ино­че­ской жиз­ни. Пре­по­доб­ный Ар­се­ний стал со сле­за­ми мо­лить­ся Бо­гу, чтобы Он на­пра­вил его на путь спа­си­тель­ный. И од­на­жды услы­шал свы­ше го­лос, го­во­рив­ший: «Ар­се­ний! Бе­ги от лю­дей, и ты спа­сешь­ся». То­гда, сняв с се­бя рос­кош­ные одеж­ды и на­дев стран­ни­че­скую, он тай­но ушел из двор­ца, сел на ко­рабль и от­плыл в Алек­сан­дрию, от­ку­да немед­лен­но по­спе­шил в скит­скую пу­сты­ню.

Про­хо­дя по­слу­ша­ние под ру­ко­вод­ством пре­по­доб­но­го ав­вы Иоан­на Ко­ло­ва (па­мять 9/22 но­яб­ря), пре­по­доб­ный Ар­се­ний вско­ре пре­взо­шел в по­движ­ни­че­стве мно­гих от­цов-пу­стын­ни­ков. Ко­гда он опять мо­лил­ся, чтобы Гос­подь на­учил его спа­стись, то в от­вет на это был го­лос с неба, го­во­рив­ший: «Ар­се­ний! Скры­вай­ся от лю­дей и пре­бы­вай в мол­ча­нии, это ко­рень доб­ро­де­те­ли». С тех пор пре­по­доб­ный Ар­се­ний по­се­лил­ся вне ски­та, в уеди­нен­ной кел­лии, при­няв по­двиг без­мол­вия, при­хо­дя в цер­ковь толь­ко в празд­нич­ные и вос­крес­ные дни, ни с кем не бе­се­до­вал, со­блю­дая пол­ное мол­ча­ние. Ко­гда ино­ки, под­ви­зав­ши­е­ся в скит­ской пу­стыне, спра­ши­ва­ли его, по­че­му он скры­ва­ет­ся да­же от них, свя­той от­ве­чал «Зна­ет Бог, как я люб­лю вас, но я не мо­гу пре­бы­вать од­новре­мен­но и с Бо­гом, и с людь­ми, по­то­му что на небе, хо­тя и очень мно­го выш­них сил – ты­ся­чи ты­сяч или де­сят­ков ты­сяч, но все они име­ют од­ну во­лю и по­то­му еди­но­душ­но сла­вят Бо­га, но на зем­ле мно­го воль че­ло­ве­че­ских, и у каж­до­го че­ло­ве­ка свои мыс­ли; каж­дый из нас име­ет раз­лич­ные на­ме­ре­ния и мыс­ли, и по­то­му я не мо­гу, оста­вив Бо­га, жить с людь­ми». Пре­по­доб­ный Ар­се­ний го­во­рил о се­бе, что он ни в чем не нуж­да­ет­ся, по­то­му что он умер для ми­ра; пусть ни­кто не счи­та­ет его бо­лее жи­вым (то есть жи­ву­щим для ми­ра).

Читайте также:  Житие святого Иуды – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Один стран­ству­ю­щий инок, по­се­тив пре­по­доб­но­го, не услы­шал от него ни од­но­го сло­ва, а ко­гда при­шел к пре­по­доб­но­му Мо­и­сею (па­мять 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря), то тот при­нял его с ра­до­стью, пред­ло­жил от­дох­нуть и под­кре­пить­ся пи­щею, и инок при­знал луч­шим пре­по­доб­но­го Мо­и­сея, ока­зав­шим ему боль­шую лю­бовь. Дру­гой инок, узнав об этом, стал мо­лить­ся к Бо­гу, го­во­ря так: «Гос­по­ди! Ска­жи мне, кто из них бо­лее со­вер­шен и за­слу­жи­ва­ет боль­шей бла­го­да­ти Тво­ей: тот ли, кто скры­ва­ет­ся от лю­дей ра­ди Те­бя, или тот, кто при­ни­ма­ет всех так­же ра­ди Те­бя?» И в от­вет на мо­лит­ву свою этот лю­бо­муд­рый инок имел сле­ду­ю­щее ви­де­ние. Ему пред­ста­ви­лись два ко­раб­ля, плыв­шие по ка­кой-то очень боль­шой ре­ке, в од­ном ко­раб­ле на­хо­дил­ся пре­по­доб­ный Ар­се­ний, и Дух Бо­жий управ­лял ко­раб­лем его, со­блю­дая его в ве­ли­кой ти­шине, в дру­гом был пре­по­доб­ный Мо­и­сей, ко­раб­лем же его управ­ля­ли Ан­ге­лы Бо­жии, вла­гав­шие мед в уста Мо­и­сея. Об этом ви­де­нии инок тот рас­ска­зал дру­гим, бо­лее опыт­ным по­движ­ни­кам, и все на­шли, что бо­лее со­вер­шен пре­по­доб­ный Ар­се­ний, пре­бы­ва­ю­щий в мол­ча­нии, неже­ли пре­по­доб­ный Мо­и­сей, при­ни­ма­ю­щий стран­ни­ков, по­то­му что с пер­вым пре­бы­вал Сам Бог, а со вто­рым же бы­ли толь­ко свя­тые Ан­ге­лы.

Пре­по­доб­ный Ар­се­ний про­дол­жал пре­бы­вать в без­мол­вии, все бо­лее и бо­лее углуб­ля­ясь в бо­го­мыс­лии. Он пы­лал столь силь­ной лю­бо­вью к Бо­гу, что по­сто­ян­но был как бы в огне по при­чине сво­их пла­мен­ных мо­литв. Пре­по­доб­ный не все­гда под­ви­зал­ся на од­ном и том же ме­сте, но ино­гда пе­ре­се­лял­ся из скит­ской пу­сты­ни в бо­лее уеди­нен­ные и без­молв­ные ме­ста, уда­ля­ясь от при­хо­дя­щих для бе­се­ды лю­дей, так как они на­ру­ша­ли по­кой его ду­шев­ный.

Пре­по­доб­ный Ар­се­ний учил: «Есть мно­го та­ких лю­дей, ко­то­рые вся­че­ски ста­ра­ют­ся со­блю­дать чи­сто­ту те­лес­ную и для это­го умерщ­вля­ют те­ло свое по­стом, бде­ни­ем и мно­ги­ми тру­да­ми; но ма­ло та­ких, ко­то­рые рев­ни­во обе­ре­га­ют ду­шу свою от гре­ха тще­сла­вия, гор­до­сти, среб­ро­лю­бия, за­ви­сти, бра­то­не­на­ви­де­ния, гне­ва, па­мя­то­зло­бия, осуж­де­ния. Та­ко­вые сна­ру­жи чи­сты те­лом, но ду­ша их гряз­на, они по­доб­ны гро­бам, сна­ру­жи разу­кра­шен­ным, внут­ри же пол­ным ко­стей смер­дя­щих. Бла­жен тот, кто ста­ра­ет­ся со­хра­нить от сквер­ны как те­ло, так и ду­шу свою, ис­тин­но бла­жен­ны чи­стые серд­цем (а не толь­ко те­лом), по­то­му что они Бо­га узрят».

О се­бе ве­ли­кий ав­ва ча­сто го­во­рил та­кие сло­ва: «Ар­се­ний! Для че­го ты сю­да при­шел? Ты при­шел сю­да не для от­ды­ха а для тру­дов, не для ле­но­сти, а для по­дви­га. Под­ви­зай­ся же, тру­дись и не ле­нись». Ча­сто го­во­рил так­же пре­по­доб­ный и та­кие сло­ва: «Мно­го раз я со­жа­лел о сло­вах, ко­то­рые про­из­но­си­ли уста мои, но о мол­ча­нии я не жа­лел ни­ко­гда». Стя­жал бла­жен­ный Ар­се­ний и дар бла­го­дат­ных слез.

Ве­ли­кий по­движ­ник и без­молв­ник про­вел 50 лет в ино­че­ских тру­дах и по­дви­гах, по­стом и мо­лит­вой бла­го­уго­ждая Бо­гу. В ски­те про­был со­рок лет, де­сять лет жил на ме­сте, на­зы­вав­шем­ся Тро­гин, око­ло Ва­ви­ло­на, на­про­тив го­ро­да Мем­фи­са; за­тем пре­по­доб­ный про­был три го­да в Ка­но­пе, близ Алек­сан­дрии и в неко­то­рых дру­гих пу­стын­ных ме­стах, так что ни­кто не знал его об­ра­за жиз­ни, по­том сно­ва воз­вра­тил­ся в Тро­гин, про­жил там два го­да и там же по­чил о Гос­по­де в воз­расте 95 лет в 449 г. или в на­ча­ле 450 г., за­слу­жив от совре­мен­ни­ков на­зва­ние Ве­ли­ко­го.

Житие Арсения Мацеевича, митрополита Ростовского — объясняем по порядку

Имя этого архиерея могло затеряться в истории, так и не обретя вечной славы в сонме святых. Так уж сложилось, что при монархии не любили упоминать о непокорных. А в атеистические годы и вовсе уничтожалась память о тех, кто являлся блюстителем чистоты истинной веры. Но по воле Божьей владыка Арсений был канонизирован и сегодня считается священномучеником, ревностным проповедником и борцом за права Православной Церкви XVIII века.

Православное воспитание

Арсений Мацеевич, которого в миру звали Александром, происходил из рода польских шляхтичей. Он родился в семье православного священника в 1697 году. Родным городом Мацеевича был Владимир-Волынский. Источники сообщают, что начальное образование мальчик получил в Польше. В 1715 году он отправился учиться в Киевскую Духовную Академию, которую успешно окончил.

Священномученик Арсений, митрополит Ростовский

Получив впоследствии сан иеромонаха, Арсений отправился в длительное путешествие. Он побывал в Устюге, Холмогорах и Соловецком монастыре. В рамках своих поездок, отец Арсений встречался с заточенными староверами и подолгу с ними беседовал. Итогом этих разговоров стало его произведение «Увещевание к раскольнику».

В течение четырех последующих лет он ездил по просторам России с экспедицией, которая направлялась в Камчатку. По возвращении его направили к члену Синода, Амвросию (Юшкевичу), который на то время являлся одним из высших лиц церковной иерархии.

Эта встреча оказала немалое влияние на дальнейшую судьбу Арсения. Он стал митрополитом Тобольским и всея Сибири. В новой для себя роли святитель развернул масштабную борьбу с притеснителями новокрещенных инородцев Сибири, а также всячески настаивал на том, чтобы светские суды не вмешивались в дела церковного характера.

Проповеди и богословские труды

Арсений Мацеевич был известен как яркий проповедник. В 1742—1761 гг. он активно проповедовал при дворе. По сведениям Евгения (Болховитинова), 7 проповедей его были напечатаны при жизни, в 1742, 1744 и 1749 гг. В настоящее время известно 12 томов рукописных копий его проповедей 1746—1761 гг.; они находятся в библиотеке Троице-Сергиевой лавры.

Известны также труды Арсения Мацеевича против раскола и раскольников. Это «Увещание» раскольнику игумену Иоасафу (1734 г.), предисловие к исправленному им же изданию «Обличение неправды раскольничей» Тверского архиепископа Феофилакта (1745 г.), «Дополнение обличения ответов раскольнических, пустосвятами Выгорецкими в 1723 году предложенных».

Против лютеранства написано сочинение «Возражение на пасквиль лютеранский, называемый молоток», которое датируется Филаретом (Гумилевским) примерно 1745—1753.

Миссионерская деятельность Арсения Мацеевича оценивается неоднозначно:

Взгляд автора (Арсения Мациевича) «Дополнения» на характер отношений к расколу отличался строгостию, доходившею до жестокости. По автору, раскольников, как врагов церкви и государства, надлежит мечем духовным и гражданским истреблять и искоренять, дабы отнять всякую возможность распространения и усиления раскола; истребление раскольников должно совершаться с большим прилежанием и настойчивостью, чем жидов и других еретиков, живущих в пределах России, если последние (то есть все иноверцы), как в зловерии родившиеся, не совращают православных в свою веру и не вредят церкви и государству; раскольники заслуживают не только вечного, но и временнаго мучения и казнения

Владыка обнаружил, что среди ростовской паствы было множество раскольников, из-за отсутствия школ народ находился в глубоком невежестве, а духовенство не стояло на высоте своего призвания. Митрополит Арсений стал сразу заботиться, чтобы Церковь была воспитательницей народа.

Он много потрудился в деле народного просвещения, был ревностный проповедник и горячий защитник православия против лютеран и раскольников-старообрядцев. В борьбе с последними он поступал как человек своего жестокого времени, больше надеясь на грубую силу. Не щадя себя, когда сильные мира сего оказались против него, он, пока сам был сильным, тоже не считал возможным щадить своих противников. Когда дело касалось богатых и почетных раскольников, он своею властью подолгу держал их в заключении, несмотря на жалобы, подаваемые на него духовным и светским властям.

Членство в Синоде

Однако климатические суровые условия Сибири очень негативно сказались на здоровье митрополита — он заболел цингой. Когда на престол взошла Елизавета Петровна, Мацеевича перевели на ростовскую кафедру. В тот же период его назначили членом Священного синода. Получив определенную власть и влияние, владыка Арсений начинает высказывать свой протест против существующей синодальной системы. По его мнению, в Синоде не должны присутствовать светские чины и вообще синодальный строй не имеет канонической основы.

Важно! Мацеевич настаивает перед Екатериной II на необходимости вернуть патриаршество. Первым письменным свидетельством протеста по отношению к светской власти того времени стала записка митрополита «О благочинии церковном».

Напряженность в отношениях Арсения Мацеевича и действующей монархии с органами государственного управления еще больше усугубилась, когда начали выходить указы об ограничении прав управления земельными угодьями для монастырей и церквей. Эти новшества негативно восприняло духовенство высшей иерархии.

В 1763 году 9 февраля владыка провел в Ростове чин отлучения всех, кто решился посягать на права церквей и обителей, отбирая у них то, что было принесено в дар «боголюбцами» прошлых веков. Такую дерзость святителя императрица долго терпеть не могла.

Икона Арсения Мацеевича, митрополита Ростовского

Апогеем стала подача в Синод Арсением двух донесений, о которых тут же сообщили царице, называя митрополита оскорбителем ее величества. Екатерина II велела разобраться с неугодным владыкой синодальному суду. Суд признал Арсения виновным и приговорил его к ссылке в Николо-Корельский монастырь. Митрополита разжаловали в сан обычного монаха.

Реабилитация и канонизация

28 июня 1918 года Всероссийским Поместным Собором, как лишённый святительского сана по политическим мотивам, был восстановлен в архиерейском достоинстве.

Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ (Московский Патриархат) в августе 2000 года определил причислить к лику святых Русской православной церкви для общецерковного почитания, среди прочих, священномученика Арсения Ростовского.

Память священномученику Арсению Ростовскому празднуется (12 марта в високосный год, 13 марта в невисокосный год).

Неканоническая УПЦ (КП) на Поместном соборе 2004 года канонизировала Арсения Мацеевича как новомученика.

Использованные материалы

По другим данным в 1696 году.

Напечатано в «Правосл. собеседнике» 1861 г., т. III

В старых документах его фамилия писалась как через Е, так и через И; такая вариативность вообще не являлась редкостью в написании фамилий.

ЧОИДР.1862.Кн. II. Смесь. С.3 — П.В.Знаменский, «Приходское духовенство в России», СПб, 2003, С.595

П.В.Знаменский, «Приходское духовенство в России», СПб, 2003, с. 594

в извлечении напеч. у Чистовича, «Феофан Прокопович», стр. 386—407

напеч. в «Чтениях Моск. общества истории», 1862 г., т. II и III

Труды

На сегодняшний день известны следующие сочинения владыки, изданные при жизни:

  • «Увещание» раскольнику игумену Иоасафу;
  • Слово в день Петра и Павла;
  • Слово в день восшествия на престол Елизаветы Петровны;
  • «Феофилактово обличение поморским ответам».

После кончины святителя в свет вышли:

  • Дополнение обличения ответов раскольнических, пустосвятами Выгорецкими в 1723 году предложенных;
  • Доношения Арсения в Св. Синод.

Также сохранились рукописи Мацеевича проповеднического характера.

Читайте также:  Житие святителя Тихона Задонского - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Мужественность этого человека и огромная внутренняя сила удивительным образом сочетались со смирением перед лицом страданий. Проведя последние земные дни в тесном каменном чулане, Арсений ни на минуту не усомнился в правильности своих поступков. Ведь для него на первом месте всегда был Бог и за его имя он сознательно принял мучения, до последнего вздоха отстаивая православие.

Священномученик Арсений (Мацеевич), митрополит Ростовский

Дни памяти и мощи

Почитание памяти священномученика Арсения Ростовского приходится на 28 февраля по старому стилю. По-новому — 12 марта в високосный год, и 13 марта в не високосный.

Важно! Украинская Православная Церковь канонизировала Мацеевича, как новомученика, в 2004 году.

Святые мощи митрополита Арсения Ростовского покоятся в храме св. Николая города Таллин, по адресу: ул. Вена, 24.

Почитание

Вся жизнь митрополита Арсения — это была борьба с раскольниками и вольнодумцами. О нем говорили, что он был человек сдержанного образа жизни и большой строгости. Сила характера, упрямство и глубокая вера в правоту своего дела не дали сломаться ему под гнетом царского недовольства и восстания собратьев по вере. Он был непреклонен в своих взглядах до конца жизни.

Как проповедник и просветитель, Арсений Мацеевич сделал очень многое для народа. В борьбе с раскольничеством часто больше рассчитывал на действенность грубой силы, чем на уговоры. И, хотя его предшественник Дмитрий Ростовский, действовал совершенно противоположными методами, владыка глубоко чтил святого и даже содействовал обретению его мощей.

Мощи Арсения Мацеевича находятся в Никольской церкви г. Таллина

Однако главным фактором, определившим трагическую судьбу Мацеевича, все же был протест против изъятия монастырских земель. Простой люд любил своего пастыря и очень сочувствовал ему, считая митрополита честным, правдивым поборником справедливости.

Интересно!Спустя несколько столетий на Поместном соборе РПЦ Арсения Мацеевича восстановили в архиерейском сане, так как он был лишен его по мотивам политического характера. Собрание состоялось в 1918 году в июне. А прославление пришлось на 2000 год. Ныне священномученик почитается православными христианами.

Житие и творения святителя Василия Великого

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Учитель христианства, ясно сформулировавший догматы веры. Многомудрый философ, автор множества богослужебных песнопений. Наставник монахов, создатель устава для иночества. Все это – о сравнительно короткой жизни одного человека, Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийский. Его по праву называют Великим.

Святитель Василий Великий из деисусного чина Благовещенского cобора Московского Кремля
Последняя четверть XIV в.
210 × 90 см

Содержание страницы

Житие Василия Великого

Христианская семья

Святитель родился около 330 г. в Кесарии, столице Римской провинции Каппадокии. Каппадокия уже с I в. была освящена сначала проповедью Апостолов Петра и Павла, затем – кровью сотен мучеников за веру. Эта благодатная земля дала миру вмч. Георгия Победоносца, мчч. Маманта, Полиевкта, Власия, Сергия – всего по Святцам мы знаем несколько десятков имен родившихся и пострадавших за Христа здесь. Еще больше христиан скрывались от гонений в пещерах и ущельях Каппадокии. К числу их принадлежали дед и бабушка Василия Великого по отцу. Внучкой мученика была мать отрока, Емемлия.

История мучеников для этой семьи была не отвлеченным рассказом, а самой жизнью.

Образование

От отца, известного учителя риторики, юноша унаследовал способности и любовь к наукам. Отец был и первым учителем сына, дав ему домашнее образование. Затем, после смерти родителя, юноша учился сначала в родном городе, Кесарии, через несколько лет уехал в Константинополь. Завершил обучение Василий в Афинах – центре просвещения. Там же происходит еще одна судьбоносная встреча: Василий познакомился со своим земляком, каппадокийцем Григорием из города Арианза, позже известным христианам под именем Григория Богослова. Их дружба сохранится на всю жизнь. Так прошло 5 лет. Василий приобрел обширные познания в философии, риторике, грамматике, астрономии, языках.

Но чем больше он читал, думал, тем более чувствовал пустоту мирской жизни. Василий вернулся в Кесарию, стал учителем риторики. Но успехи в науках, уважение учеников на дали ему успокоения. Наконец, юноша решил, оставив мир, стать иноком.

Полезные материалы

В пустыне Египетской

В IV в. Египет славился своими подвижниками. Здесь, в пустыне, совершали свои подвиги Макарий Великий и Макарий Александрийский, Пахомий Великий, основатель общежительного монашества, Пафнутий, другие известные отцы. Духовным наставником молодого подвижника стал архимандрит Порфирий. Живя с аввой, Василий поучался иноческому деланию и изучал творения святых отцов около года. Затем отправился по святым местам Сирии и Месопотамии. Тогда же он заглянул в Афины, где остались его друзья и соученики.

Обращение учителя

Житие рассказывает, что Василий искал своего учителя Еввула, желая привести его к христианству. Еввула он нашел беседующим с несколькими философами. Трудно было Еввулу узнать инока, исхудавшего от поста и подвигов. Лишь когда незнакомый монах, вступив в разговор, разрешил все недоумения несколькими разумными суждениями, Еввул понял, что перед ним его любимый ученик.

Три дня они провели вместе. Василий рассказывал учителю о непрочности мирской славы, о подвигах иноков, и, конечно, о вере. Сила слова и веры подвижника были таковы, что Еввул принял твердое решение стать христианином. Креститься Еввул и Василий решили на Иордане.

Крещение

При всей своей вере, Василий еще не был крещен. Таков был обычай — Крещение многие откладывали. Часто ожидали для этого 30 или 33 лет («возраста Христа»). Сам святитель позже скажет, что отлагать Крещение надолго не следует. Но тогда к Иордану шли два путника в белых одеждах, один — уже опытный инок, другой — новообращенный христианин.

Василий и Еввул были крещены Иерусалимским епископом Максимом.

Искушения

Вслед за столь благодатным Крещением последовали искушения. Опытный подвижник, владеющий науками, очень скоро по крещении рукоположен был во диакона, а затем во священника. Архиепископ родной ему Кесарии, Евсевий, пожелал видеть пресвитера Василия начальником иноков, вообще много пользовался его советами. Притом сам Евсевий, в отличие от своего пресвитера, не отличался высокой образованностью. Ум, опыт Василия скоро снискали ему уважение верующих. А епископ стал завидовать, ревновать. Тогда пресвитер, никогда не желавший мирских почестей, тяготившийся ими, решил уйти, чтобы избежать смуты.

Василий Кессарийский — учитель Церкви

«Патриарх восточного монашества»

Василий удалился в Понт (южный берег Черного моря). Здесь его старшая сестра и мать основали женский монастырь на берегу реки Ирис, недалеко от местечка Аннези. На противоположном берегу поселился Василий — сначала как отшельник. Через некоторое время сюда пришел его друг, каппадокиец Григорий.

Образ жизни отшельника был самым суровым. Отказавшись от имущества, он оставил для себя лишь одежду, которую носил. Подвижники работали своими руками, снискивая пропитание. Их небольшая келья была лишена кровли. Монахи не готовили еду на огне. Так прошло несколько лет. К Василию начали собираться подвижники, желающие спасаться под его руководством.

Василий и Григорий написали монашеский Устав. Поэтому иногда Василия называют «патриархом Восточного монашества».

В Аннези смиренный инок намеревался окончить свои дни. Но Промысл Божий судил иначе. В 364 г. Василий получил письмо от своего епископа: Евсевий просил прощения за прошлое и просил пресвитера срочно вернуться: епископию, как всю Церковь, накрывала смута, требовавшая вмешательства опытного богослова.

Ереси и смуты

То было неспокойное время для христианской Церкви. Давно закончились гонения от языческих императоров, но мира в Церкви не было: начали активно распространяться еретические учения.

Множество людей, пришедших к христианству недавно, хотели понятных и простых объяснений христианских догматов: как Бог, творец миров и Вселенных, стал человеком? Как Он воплотился? Да и Кто Он — Бог? Перед Церковью встала сложная задача: то, что знали христиане из опыта богообщения — объяснить языком, понятным для верующих, может быть, не имеющих высокого духовного опыта.

Первые попытки такого объяснения оказались не просто неудачными — опасными для христианства. Священник Арий из Александрии заговорил о том, что Христос — хоть и высшее существо, но сотворен Богом Отцом, стало быть, не Бог. Выходит, человек Его Воплощением — не спасен, ведь Бог как был, так и остается недоступен людям. Тогда, значит, говоря словами Апостола Павла, «тщетна и вера наша, тщетна и проповедь наша» (1 Кор. 15:14).

То, что сделают смиренные иноки Василий и Григорий, потом назовут «Каппадокийским синтезом» философии и опытного богопознания. А пока Василий вынужден был оставить любезное ему безмолвие и со скорбью вернуться в мир по зову своего епископа.

«Каппадокийский синтез»

Иноческого уединения Василий не видел больше никогда. Едва вернувшись в родной город, он почти не узнал его: верующие Каппадокии были расколоты на ариан и сторонников Никейского собора. Причем ариан поддерживал сам император Валент. Пресвитер Василий же сразу заявил себя активным противником арианства. Много писал, проповедовал, обличал, наставлял. Считается, что именно тогда появились в его сочинениях важнейшие богословские термины, описывающие Божество: «сущность» и «ипостась».

Поставление в епископы

В 370 г., после кончины Евсевия, православные Кесарии избрали архиепископом Василия. Нашлись у избрания противники – ариане, продвигавшие кандидатуру Анфима. Так как Каппадокия делилась на две провинции, по избрании Василия случился раскол: Василий оказался архиепископом только над частью области, в другой же провинции ариане выбрали Анфима.

Борьба с арианством

Отпадали в арианство многие пастыри на территории, канонически подчиненной Каппадокийскому архиерею. Но Василий продолжал бороться с арианством, ставил достойных епископов в Каппадокийские города. Своего брата, Григория, он упросил стать епископом в Ниссе. Невольную скорбь причинил Василий и своему другу, Григорию, любителю иноческого безмолвия: против его воли он поставил его епископом в Назианз.

Архиепископу приходилось часто противостоять власть имущим. Однажды епарх Модест стал угрожать ему, что отнимет все имущество, изгонит, даже предаст смерти.

Когда же епарх изумился, что никто еще не говорил с ним настолько свободно, без страха, Василий так же спокойно ответил: «Да, потому что тебе не случалось ранее говорить с епископом». Так святой приписывал твердость в вере не себе, но данной ему Богом благодати архиерейства.

Ссылка на основную публикацию