Аверкий Таушев – житие и творения, послания, почитание и дни памяти

Аверкий Таушев – житие и творения, послания, почитание и дни памяти

Данный пятитомник наиболее полно представляет наследие архиепископа Аверкия (Таушева), чьи труды представляют для нас огромную ценность: они отвечают на множество непростых вопросов современности и дают читателю, искренне ищущему верные духовные ориентиры, понимание истинно христианского благочестия, ведущего ко спасению. Так же в комплекте DVD “Уроки жизни архиепископа Аверкия (Таушева)”, где собраны передачи “Уроки Православия” и “У книжной полки” с рассуждениями ведущих и приглашенных священников, а так же уникальные документальные кадры.

«Само собой разумеется, что борьба против истины врага Божия и врага человеческого спасения — дьявола, который, по словам Самого Господа, “ложь есть и отец лжи” (Ин. 8, 44), не прекратилась и до скончания века не прекратится, а потому твердое стояние в истине путем исповедничества и неустанной борьбы за истину, вплоть до готовности душу свою положить за нее, остается главным нравственным долгом каждого подлинного христианина» (архиеп. Аверкий(Таушев))

Содержание : Собрание творений в 5 томах. Архиепископ Аверкий (Таушев).

Книга I. Дороже всего Святое Православие.

Предисловие
Иеромонах серафим (Роуз)ю Архиепископ Аверкий и его значение для Вселенской Православной Церкви
Архиепископ аверкий (таушев) «Созижду Церковь Мою. »
Вступление
Слово архимандрита Аверкия при наречении во епископа Сиракузско-Троицкого
«Благодарим Господа!»
Только Бог — источник подлинного насыщения!
С нами Бог!
Рождество Христово — праздник божественного смирения
Слава в вышних Богу!» «. И на земли мир»
Архипастырское послание ко дню праздника Рождества Христова — 25 декабря 1968 года верным чадам Сиракузской и Троицкой епархии
Пасха, Господня Пасха!
«Веселимся божественне, яко воскресе Христос, яко всесилен»
Христос воскресе! Истинное христианство — это радость о воскресшем Господе
Христос воскресе! Пасхальная радость
Христос воскресе! «Воскресения день, просветимся людие. »
Полнота пасхальной радости — лишь в верности Христу
Почему для искупления человеческого рода
от греха, проклятия и смерти понадобилась
Крестная Жертва Христова?
Что говорит слово Божие и как учили величайшие отцы Церкви о великой тайне Искупления
День Святой Троицы
Церковь Христова — «столп и утверждение истины»
«Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей»
«Матерь Господа Моего»
Чему поучает нас Успение Пресвятой Богородицы?
«Во успении мира не оставила еси, Богородице»
Дорожим ли мы омофором Пречистой?
«Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла»
Торжество девства и хула на девство
Храм — училище благочестия
Воспитание детей: каким оно должно быть?
«Приидите, вси языцы, благословенному древу поклонимся, имже бысть вечная правда. »
«Крест — царей держава»
Крест — верных утверждение
Кто мы: «погибающие» или «спасаемые»?
Мир невидимый — «силы бесплотные»
«Храм Мой храм молитвы наречется»
«Что есть истина?»
Как правильно понимать слова Христовы
о поклонении Богу «духом и истиною»?
Как нужно поклоняться Богу?
«Апостолов первопрестольницы».
Слово в день памяти святых первоверховных
апостолов Петра и Павла — 29 июня
Приближается день святого князя Владимира
Верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. К предстоящему
Собору епископов Русской Православной Церкви Заграницей

Книга II. Дороже всего Святое Православие

«И врата адовы не одолеют ее»
Что такое православие?
Сознаем ли мы себя православными и дорожим ли нашим православием?
Святая ревность
Великий пост и сущность христианства
Храните веру православную, завещанную нам святым князем Владимиром!
Храним ли мы заветы святого князя Владимира?
Сущность евангельского учения — любовь.
Христианство — религия истины и любви
Христианство есть подвиг крестоношения.
Проповедь о Христе — «слово крестное»
Истинное христианство есть несение креста
«Приидите, вси языцы, благословенному
Древу поклонимся. »
Наша вера — отеческая
В чем наше спасение?
Наш подлинно православный пастырь 260
К пастырскому совещанию в Свято-Троицком монастыре
В чем истинное православие, и храним ли мы его?
К предстоящему Архиерейскому Собору.
Себя ли мы хвалим или нашу святую веру и Церковь?
О необходимости усиленной внутренней миссии в нашей Русской Зарубежной Церкви
«В храме стояще славы Твоея, на небес и стояти мним, Богородице. »
Отпущение грехов и мнимая христианская любовь и всепрощение
Объединимся все вокруг Креста Христова!
«Се время благоприятное, се время покаяния, отложим дела тьмы и облечемся во оружия света!»
Прощаем ли мы, и то ли прощаем, что нужно?
Как проводим мы Великий пост?
Опасные болезни века
Торжество Православия
Чин Православия и наше время
Выражают ли в наше время названия «христианский» и «православный» существо дела?
«Бдите и молитеся, да не внидите в напасть!»
Мир и непримиримость
«Не мир пришел Я принести, но меч»
«Се творю все новое»
«Надлежит быть и разномыслиям между вами. »
«В ногу со временем» мы не пойдем!
Можно ли говорить о единении христиан вне
благодати и истины?
Существо православия и современная борьба против него
Реформация в православии — Иудино предательство
Яд модернизма
Правда, как она есть
Еще о правде и лжи
Что нам всего дороже? Дороже всего для нас именно святое православие!

Книга: Предверие антихриста

Вступление
Свет Разума
В преддверии покаяния
Бойтесь слепоты духовной!
Слово Божие будет судить нас
Беснование прежде и теперь
Знамение времени
“Господи, спаси мя!”
Будет ли Страшный Суд?
Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых
“Се Жених грядет в полунощи. “
Православие и признаки современного отступления от него
Всем сомневающимся в том, что будет Второе Пришествие Христово
Еще один год
“Господь грядет, и кто стерпит страх его?”
Особенно яркий симптом приближения конца
“Помышляю день страшный. “
“. Времени уже больше не будет”
О чем напоминает нам Новый год?
Святая Пятидесятница – день рождения Церкви Христовой
Непростительное легкомыслие – или.
С каждым новым годом
“Действо льсти”
Придет ли антихрист и когда?
Дух антихристов и предтечи антихриста
Не продавайте вашего первородства за чечевичную похлебку!
Мир и мы
Царство Божие на земле: “прогресс” или – Крест?
“. и на земли мир”
В преддверии антихриста
Хотящим играть роль в современном мире
Жизнь без совести
“Блюдите, како опасно ходите!”
Будь верен!
“Соль обуевает” – знамение приближения конца
Мир безумствует
Христос Воскресе!

Книга: Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче

ПОУЧЕНИЯ НА ВЕЛИКИЙ ПОСТ

“Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!”
Почему должны мы поститься?
Будем ли мы готовиться к Великому посту?
“Истинный пост есть злых
отчуждение”
В преддверии Великого поста
Фарисейство в наши дни
Пост, благоугодный Господеви
Будем ли мы, наконец, каяться?
На реках вавилонских
“Покаяния отверзи ми двери
Жизнодавче!”
Помни последняя твоя!
Готовимся ли мы к Великому посту?
О чем напоминает нам преддверие Великого поста?
Прощаем ли мы, и то ли прощаем
что нужно?
Двери покаяния
“Убойся лицемерия. “
“Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых
Чему учит нас великий проповедник покаяния?
Как проводим мы Великий пост?
Существо православия и современная борьба против него
Пост и истинное православие
Слово архиепископа Аверкия пред совершением чина Православия
Что такое православие?
Чрез временные страдания к вечному блаженству
Крест Господень — наше знамя и наше оружие
Крест Христов — наше знамя и оружие, наша радость и похвала
Путь истинно христианской жизни
Сила истинного покаяния
Реформация в православии — иудино предательство
Торжество девства и хула на девство
Живем ли мы в Церкви? Сраспинаемся ли мы Христу, спогребаемся ли Ему и совосстаем ли с Ним?
“Се Жених грядет в полунощи. “

Великий пост и сущность
христианства
Всему свое время
“Вонми себе!”
Существуют ли духи зла, или бесы?
Не простишь ближнему – не будешь и сам прощен Богом!
“Мнози бо суть звани, мало же избранных”
Современные ироды
“Что сделать мне доброго, чтобы наследовать жизнь вечную?

Книга: Святые – жатва Духа Божия.

СВЯТЫЕ – ЖАТВА ДУХА БОЖИЯ

Слово памяти Златоусту последних времен
Высший идеал христианства
Святая ревность
«Вторый предтеча пришествия Христова»
Вера, действующая любовью
Апостол любви
Жены-мироносицы — пример для нас
Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Наша вера — отеческая
Чему учит нас великий проповедник покаяния?
«Правило веры»
Слово в день памяти святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца

ПЛОДЫ РУССКОЙ СВЯТОСТИ

Была ли у нас Святая Русь?
«Вси святии земли Русския,молите Бога о нас!»
Святая Русь—наш идеал
Июль — месяц русских святых
Сознаем ли мы еще себя духовными чадами святого князя Владимира?
Владимир Красное Солнышко
Благодарны ли мы нашему просветителю и чтим ли его как должно?
Знаменательный юбилей: 969—1969 гг
Наш русский идеал
Наш путевождь ко спасению
Идеал русской православной государственности
«Истинныя веры был еси проповедник безбоязнен. »
Истинной веры проповедник безбоязнен
«Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором»
К 50-летию обретения святых мощей преподобного Серафима Саровского
Светлый юбилей. К столетию прославления святителя Тихона Задонского
Еще один светлый юбилей. К пятидесятилетию прославления святителя Иоасафа Белгородского
Провозвестник кары Божией русскому народу
Наш подлинно православный пастырь
Святой праведный Иоанн Кронштадтский — пророк Божий, посланный России на вразумление
Священной памяти высокопреосвяшеннейшего Феофана, архиепископа Полтавского и Переяславского

ПОРОК И ДОБРОДЕТЕЛЬ

Страшная ночь
Сатанинская природа бунта.
Ко дню Русской скорби
Чего в наше время более всего недостает людям?
Кому мы служим?

СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ АРХИЕПИСКОПА АВЕРКИЯ (ТАУШЕВА)

Семинарский вечер в честь ректора Свято-Троицкой семинарии
Поздравительный адрес владыке Аверкию в день памяти его небесного покровителя
Благодарность болящего архиепископаАверкия
Благодарность архиепископа Аверкия
Благодарность архиепископа Аверкия
Благодарность архиепископа Аверкия за праздничные поздравления

Параметры книги Собрание творений в 5 томах. Архиепископ Аверкий (Таушев).

Размер книг: 12,0 см x 17,0 см x 1,5/2,5 см
Переплет: твердый
Бумага: офсетная
Шрифт: русский
Вес книги: 2250 гр.
Год издания: 2017 год
Тираж: 500
Издательство: «Москва» «Севастополь»
ISBN: 978-5-9500967-6-1

Предлагаем купить книгу: Собрание творений в 5 томах. Архиепископ Аверкий (Таушев) в православном интернет-магазине Псалом.ру.

Архиепископ Аверкий (Таушев)

В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Архиепископ Аверкий (Таушев)». Составитель Ольга Рожнева.

Владыка Аверкий (Таушев; 1906–1976) — архиепископ Русской Православной Церкви Заграницей, богослов и духовный писатель, автор широко известного руководства к изучению Священного Писания и других трудов. Архиепископ Аверкий стяжал дар духовного рассуждения, дар различения духов, что позволяло ему безошибочно обнаруживать и обличать самые утонченные духовные подделки и соблазны, которыми переполнен современный мир. Книга знакомит читателя с его жизнью, воспоминаниями и наставлениями. Его предостережения имеют непреходящий характер.

Архиепископ Аверкий (в миру Александр Павлович Таушев) родился 19 октября 1906 года в городе Казани (Симбирской губернии). Он был единственным сыном в дворянской семье Павла Сергеевича и Марии Владимировны Таушевых. Владыка Аверкий так вспоминал о своем детстве: «Род службы отца был причиной того, что нам постоянно приходилось быть в поездках по России. И я благодарю Бога за то, что, хотя и рано пришлось мне покинуть горячо мною любимую Родину, в 1920 году, но я все же повидал ее и глубоко запечатлел в своем детском сердце…» Таушевы уехали в Болгарию. «Помню, с какой скорбью сжималось сердце, когда мы покидали Русскую землю… С замиранием сердца следили мы, как исчезали последние русские огоньки на горизонте. Прощай, наша несчастная многострадальная Родина! И неужели это навсегда?»

…Александр учился отлично и в 1926 году окончил гимназию с золотой медалью. После гимназии поступил на богословский факультет Софийского университета и успешно окончил его в 1930 году.

В этот период на Александра оказали большое влияние архиепископ Серафим (Соболев), известный своей высокой духовной жизнью, и архиепископ Феофан Полтавский (Быстров), духовный подвижник, неофициальный духовник царской семьи, ученик святителя Феофана Затворника.

Благодаря своим наставникам Александр утвердился в мысли о принятии монашества. Как-то Александр узнал из газеты «Православная Карпатская Русь», что на Карпатской Руси есть возможность потрудиться на миссионерском поприще. И по благословению архиепископа Феофана в 1931 году молодой человек отправился на Карпатскую Русь (сегодня это Закарпатская область Украины). Здесь, в Свято-Николаевском монастыре при селе Иза Хустского округа, 30 мая 1931 года Александр был пострижен монашество с именем Аверкий в честь святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского. В Свято-Николаевском монастыре монаха Аверкия рукополагают в иеродиакона, затем во иеромонаха. В 1937 году он был возведен в сан игумена. В 1940 году Прикарпатскую Русь заняли венгерские войска, и игумен архимандрит вынужден был перебраться в Югославию, в Белград. В 1944 году отец Аверкий (уже архимандрит) снова вынужден эвакуироваться. На этот раз в Австрию. С 1945 года вместе с Архиерейским Синодом РПЦЗ архимандрит Аверкий находился в Мюнхене.

Читайте также:  Алипий Печерский - житие и биография святого, иконы и труды, мощи и чудеса, почитание и дни памяти

В 1951 году по приглашению архиепископа Виталия (Максименко) архимандрит Аверкий переехал в США и поселился в Свято-Троицком монастыре города Джорданвилля. В том же году будущий архиерей начал преподавать в джорданвилльской семинарии, а спустя год стал ее ректором.

В 1961 году владыка Аверкий стал архиепископом Сиракузским и Троицким. С 1964 года архиепископ Аверкий — постоянный член Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей.

Отец Серафим (Роуз) писал о владыке Аверкии: «Владыка Аверкий был безупречным учителем православной нравственной и духовной жизни, и, одновременно, непревзойденным богословом и святоотеческим наставником для нас».

Иеромонах Дамаскин (Христиансен) свидетельствовал о даре благодатной проповеди у архиепископа Аверкия: «Даже в повседневном разговоре его речь была по-ораторски гладкой и ровной, к чему он отнюдь не прилагал усилий. Ораторский его дар в сочетании с пламенной любовью к истине делал его проповеди незабываемыми. Часто покаянное настроение настолько охватывало его, что он начинал рыдать посреди проповеди. Лишь самые бесчувственные из слушающих смеялись над этой “эмоциональностью”, но всем было ясно, что эти слезы были совершенно естественными — они исходили “от избытка сердца” (Лк. 6, 45)».

Владыка Аверкий был ревнителем чистоты православной веры и национального самосознания. Эта ревность отражена в его многочисленных проповедях, словах, письмах, статьях и докладах в период с 1956 по 1976 год. Часть наследия архиепископа Аверкия вошла в сборник под названием «Современность в свете слова Божия».

Владыка Аверкий говорил: «Наш путь — это путь всецелой верности исконной, а не “модернизованной” христовой вере и Церкви со всеми ее догматами и канонами, принятыми и утвержденными на Вселенских и Поместных Соборах, со всеми ее благочестивыми обычаями и традициями, — со всем тем подлинным духовным богатством, которое передали нам святые апостолы Христовы и великие отцы Церкви, и которое полу чили мы в наследство от наших благочестивых отцов и дедов».

Владыка сокрушался о современном человеке: «Современный человек — это как винтик или колесико в огромной машине нынешней материалистической культуры: он теряет свою личность, свою индивидуальность и подлинно, по меткому народному выражению, целый день, а нередко и ночь, “вертится как белка в колесе”… “Время — деньги” — вот основной лозунг жизни современного человечества, а потому нет времени на то, чтобы углубиться в себя, самососредоточиться, прислушаться к движениям своего духа, к голосу своей совести. Этот темп жизни, нервный и бешеный, чрезвычайно утомляет, обессиливает человека, а потому не остается у него достаточно сил для непременной работы над собой, каковой требует духовная жизнь. Остается только желание как-то развлечься, отдохнуть, отвлекшись на время от этой гнетущей механизации жизни, а потому так распространились теперь всякие дешевые, легкомысленные увеселения вроде кино, танцулек и т. п. мест время провождения в свободное от работы и от занятий время… Это несомненный бич современности, разлагающий все здоровье в человеке, но это неизбежное порождение современной культуры человека, отрекшейся от Бога и сделавшей основой своей жизни дух самоутверждающейся человеческой гордыни».

«Единственный путь спасения человечества от этой окончательной гибели — это путь духовной жизни, но не той “духовной” жизни, которую подносят современному человеку его культурные вожди, совершающие подлог и подмену “духовностью”, а подлинной духовной жизни, проявления которой заключаются в стремлении человека к Богу, искании общения с Богом и желании жить по Его святой воле».

В последний год жизни архиепископ Аверкий сильно болел. Скончался он 10 апреля 1976 года, оставив после себя богатое литературное наследие. Погребен в крипте Троицкого собора Свято-Троицкого монастыря в городе Джорданвилль. Прежде своего отшествия ко Господу владыка Аверкий писал: «Меня, как и всех, будет судить справедливый Бог. Но я могу сказать одно: я делал все честно, в соответствии со своей совестью, и не взирал на лица».

Книгу можно приобрести:

  • на сайте отдела оптовых продаж Издательства Сретенского монастыря
  • в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,
    тел.: +7 (495) 150-19-09)
  • в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.

Аверкий Таушев – житие и творения, послания, почитание и дни памяти

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 45-лѣтію священнослуженія и 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св.-Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ IV. 1974-1975 г.г.

БЛАГОДАРНЫ ЛИ МЫ НАШЕМУ ПРОСВѢТИТЕЛЮ И ЧТИМЪ ЛИ ЕГО, КАКЪ ДОЛЖНО?

П о естественному чувству благодарности, каждый изъ насъ, кто не потерялъ совѣсти, всегда цѣнитъ, чтитъ и любитъ своего благодѣтеля, особенно если оказанное намъ благодѣяніе дѣйствительно велико.

Н о что можетъ быть выше и прекраснѣе того великаго благодѣянія, которое оказалъ намъ, православнымъ русскимъ людямъ, нашъ Просвѣтителъ — святый равноапостольный великій князь Владиміръ, даровавшій величайшее въ мірѣ сокровище — святую православную вѣру?

В ѣдь онъ — нашъ духовный отецъ, обновившій насъ «банею пакибытія» — святымъ крещеніемъ, возродившій насъ къ новой, нетлѣнной жизни во Христѣ и ставшій основоположникомъ всей нашей русской православной христіанской культуры, передъ которой преклоняются до сихъ поръ всѣ лучшіе люди міра.

К акъ говорилъ въ своемъ вдохновенномъ словѣ Митрополитъ Иларіонъ, каждая страна чтитъ своего просвѣтителя, научившаго ее святой православно-христіанской вѣрѣ: Римъ — св. Апостоловъ Петра и Павла, Азія и Ефесъ — св. Іоанна Богослова, Индія — Ѳому, Египетъ — Марка.

О казавшись въ изгнаніи — въ эмиграціи, мы имѣли возможность убѣдиться, какъ чтитъ Болгарія своихъ просвѣтителей святыхъ равноапостольныхъ Меѳодія и Кирилла, первоучителей словенскихъ, а Сербія своего просвѣтителя — св. Савву, перваго Архіепископа Сербскаго. Дни памяти этихъ святыхъ являются у нихъ днями великаго религіозно-національнаго всенароднаго торжества, когда весь народъ въ полномъ смыслѣ слова празднуетъ и ликуетъ.

А что мы русскіе? Такъ ли и мы чтимъ и празднуемъ день памяти нашего Просвѣтителя св. равноап. вел. кн. Владиміра? Чтимъ ли мы высоко и любимъ ли его, какъ нашего Отца духовнаго?

У вы! этого сказать, къ сожалѣнію, нельзя! День его памяти — 15 іюля ст. ст. проходитъ у насъ, по большей части, малозамѣтно, какъ одинъ изъ многихъ, чисто-церковныхъ «среднихъ» праздниковъ, какимъ онъ и значится въ нашемъ Церковномъ Уставѣ. И кромѣ раз /с. 154/ вѣ Кіева, нигдѣ у насъ этотъ день не праздновался какъ всенародное торжество.

Т олько попавъ заграницу, послѣ того какъ нашу Родину постигло страшное кровавое бѣдствіе, многіе русскіе люди занялись въ изгнаніи переоцѣнкой цѣнностей, и вскорѣ поняли, какъ слѣпы они были раньше и какъ мало цѣнили они своихъ подлинныхъ духовныхъ вождей, національныхъ героевъ и гигантовъ духа. Поняли они (но, къ сожалѣнію, далеко не всѣ!), что величайшимъ сокровищемъ русскаго народа является св. Православная вѣра, которой русскій народъ обязанъ буквально всѣмъ, что есть у него лучшаго, истинно-прекраснаго, благороднаго и возвышеннаго. Поняли они (опять-таки, далеко не всѣ!), что величайшимъ и славнѣйшимъ событіемъ въ исторіи нашего народа является Крещеніе Руси, главнымъ виновникомъ котораго является св. равноапостольный князь Владиміръ.

Д ля всѣхъ сознательно-мыслящихъ и дѣйствительно національно-настроенныхъ русскихъ людей зарубежомъ стало ясно, какое ни съ чѣмъ несравнимое значеніе имѣетъ для русскаго народа его св. Православная вѣра и что день памяти его великаго Просвѣтителя — 15 іюля ст. ст. долженъ быть для насъ какъ бы «второй Пасхой», послѣ Пасхи обще-христіанской. Въ день Пасхи мы празднуемъ избавленіе всего человѣчества отъ вѣчной смерти и власти діавола, а въ день св. кн. Владиміра мы вспоминаемъ нашу «національную Пасху» — избавленіе отъ вѣчной смерти и власти діавола нашего родного русскаго народа. Этотъ день для насъ и какъ бы «вторая Пятидесятница», когда мы можемъ съ особеннымъ чувствомъ пѣть: «Видѣхомъ свѣтъ истинный, пріяхомъ Духа Небеснаго, обрѣтохомъ вѣру истинную, нераздѣльнѣй Троицѣ покланяемся, Та бо насъ спасла есть!» Да и какой другой день ни взять изъ прочихъ великихъ праздниковъ, мы не можемъ не видѣть, что спасительной благодати его мы пріобщаемся не иначе, какъ чрезъ столь знаменательный для насъ праздникъ 15-го іюля. Не будь этого дня, не были бы мы христіанами и не существовало бы для насъ радости ни одного изъ великихъ христіанскихъ праздниковъ. Поэтому, для всѣхъ, кажется, должно быть ясно, что день памяти св. равноап. кн. Владиміра долженъ быть для насъ, православныхъ русскихъ людей днемъ великаго праздника — днемъ свѣтлаго всенароднаго религіозно-національнаго торжества.

Н о, увы! Даже послѣ всѣхъ пережитыхъ нами ужасовъ торжества кроваваго безбожія на нашей Родинѣ еще далеко не всѣ такъ думаютъ, не всѣ это понимаютъ, къ стыду своему и общему горю нашему!

/с. 155/ В се же кое-гдѣ заграницей, а особенно въ бывшемъ духовномъ центрѣ русской эмиграціи — столицѣ Югославіи Бѣлградѣ день св. кн. Владиміра въ теченіе ряда лѣтъ праздновался весьма торжественно, нося многозначительное названіе «Дня Русской Славы». Сербскія власти даже освобождали въ этотъ день всѣхъ русскихъ отъ необходимости являться на работу.

Н ачиналось это наше великое національное торжество. конечно, прежде всего всенощнымъ бдѣніемъ св. кн. Владиміру наканунѣ и затѣмъ Божественной литургіей съ произнесеніемъ соотвѣтствующей проповѣди и молебнымъ пѣніемъ, по возможности, съ крестнымъ ходомъ и освященіемъ воды въ память Крещенія Руси. Въ послѣобѣденные часы устраивалось торжественное академическое собраніе съ нѣсколькими серьезными лекціями и докладами о св. кн. Владимірѣ и о значеніи его великаго дѣла Крещенія Руси, а вечеромъ — болѣе легкая, общедоступная программа въ видѣ приличествующихъ празднеству литературно-музыкальныхъ выступленій и подходящихъ случаю развлеченій въ національномъ духѣ для молодежи.

К онечно, главной темой всего этого празднованія всегда было воспоминаніе о томъ, какъ, при какихъ обстоятельствахъ русскій народъ изъ народа языческаго сталъ народомъ христіанскимъ, какія обязательства это на него наложило и какъ онъ эти обязательства на протяженіи всей своей дальнѣйшей исторіи выполнялъ.

Т радиція такого праздновзнія дня св. Владиміра послѣ 2-й міровой войны была перенесена въ новый временный духовный центръ русской эмиграціи въ г. Мюнхенъ въ Германіи, но, конечно, въ болѣе скромныхъ масштабахъ, соотвѣтственно новому скромному бѣженскому положенію. Но одно было утѣшительнымъ: храмы всегда были переполнены молящимися.

В ъ Америку культъ почитанія св. князя Владиміра былъ перенесенъ большимъ церковно-общественнымъ дѣятелемъ и русскимъ патріотомъ блаженно-почившимъ Архіепископомъ Виталіемъ (Максименко) который даже началъ здѣсь въ Кассвилѣ (нынѣ Джаксонѣ) постройку большого величественнаго Храма-Памятника св. равноапостольному князю Владиміру, а затѣмъ, съ наплывомъ русскихъ бѣженцевъ изъ Европы, создалъ при каждомъ изъ приходовъ своей епархіи св. Владимірскіе кружки молодежи, съ цѣлью предохраненія нашей русской молодежи отъ денаціонализаціи и воспитанія ея въ строго-церковномъ православномъ и національномъ русскомъ духѣ. Въ первые годы это начинаніе имѣло громадный успѣхъ, и наша молодежь съ большимъ духовнымъ подъемомъ ежегодно собиралась на /с. 156/ общіе съѣзды на такъ называемой «Владимірской Горкѣ» у строящагося Храма-Памятника св. князю Владиміру. Но этотъ явный успѣхъ «кому-то» не понравился, и началась систематическая травля св. Владиміровскихъ кружковъ подъ предлогомъ, что для молодежи якобы непріемлемъ такой строго-церковный подходъ къ дѣлу ихъ религіозно-національнаго воспитанія. Были даже общественныя выступленія съ порицаніемъ этого подхода и духовнаго руководства молодежи, — было сдѣлано все возможное, чтобы разстроить и прекратить работу этихъ кружковъ, и цѣль эта, въ концѣ концовъ, была достигнута.

Читайте также:  Феодор Студит - житие и биография преподобного, труды и правила, творения, дни памяти

К ъ сожалѣнію, какъ это было въ Россіи, такъ и заграницей: внутренніе враги не дремлютъ и ведутъ свою подрывную работу, стараясь разложить и уничтожить среди русскихъ людей все честное, все подлинно-чистое и святое, направленное къ угожденію Богу и дѣлу спасенія душъ, замѣняя это, для отвода глазъ, дешево стоющими «суррогатами», которые не имѣютъ никакой цѣны въ очахъ Божіихъ, и молодежь нашу не спасутъ отъ постепенной потери своей вѣры и полной денаціонализаціи, что мы уже со скорбью и наблюдаемъ на каждомъ шагу. Молодежи въ храмахъ и на русскихъ національныхъ собраніяхъ и торжествахъ, за малыми исключеніями, почти не видно!

К ъ сожалѣнію, вообще многіе русскіе люди заграницей какъ-то легко становятся «непомнящими родства», забывая или почти забывая, что они «русскіе» и «православные», что они — духовные сыны и дщери нашего великаго Просвѣтителя св. равноапостольнаго князя Владиміра. Много содѣйствуетъ этому всякаго рода разруха и нестроенія въ нашей заграничной церковной жизни, явно вызываемыя врагами Церкви и русскаго народа, которые дѣйствуютъ очень искусно и изподтишка, умѣя скрывать свое лицо и ловко пользуясь человѣческими страстями и самолюбіемъ. Умѣло настраиваютъ многихъ такъ, что они всегда и во всемъ считаютъ себя безусловно правыми, а всѣхъ другихъ, несогласныхъ съ ними, огульно и поголовно во всемъ виноватыми.

Ж изнь наша въ странахъ, ставящихъ во главу угла матеріальное благосостояніе и чисто-матеріальный «прогрессъ», ознаменовывается все въ большей и большей степени потерей духовныхъ интересовъ, духовныхъ стремленій, угасаніемъ духовныхъ потребностей — полной или почти полной утратой духовности вообще. Подлинная духовная жизнь замираетъ и замѣняется всякими суррогатами ея, на ея мѣсто приходятъ развлеченія и увеселенія всевозможнаго рода. Вмѣсто духовно-насыщенныхъ церковныхъ собраній и съѣздовъ на богомолье /с. 157/ — «банкеты», «пикники», «балы», хотя это и дѣлается иногда подъ декораціей церкви (тутъ дѣло доходитъ иногда почти до кощунства, профанаціи святыни!).

И страшно просто сказать, куда мы идемъ: чѣмъ дальше, тѣмъ все больше оскудѣніе подлинной духовности — «соль обуеваетъ», какъ предрекали многіе духоносные отцы нашей Церкви. Истинное, дѣйствительное (не на словахъ только!) почитаніе нашего великаго Просвѣтителя святаго равноапостольнаго князя Владиміра, даровавшаго намъ Свѣтъ Христовъ и призвавшаго насъ къ подлинной жизни духа — жизни во Христѣ и давшаго въ себѣ самомъ примѣръ этой жизни, отходитъ куда-то далеко, далеко на задній планъ а то и cовсѣмъ забывается.

Л юди, называющіе себя не «русскими» а «украинцами», провозглашаютъ св. князя Владиміра «украинскимъ княземъ», совершенно не думая о томъ, что въ 10-омъ столѣтіи Кіевъ былъ «матерью городовъ русскихъ», центромъ русскаго государства, а не «окраиной», или «украиной».

О завѣтахъ же св. князя Владиміра никто почти и не помышляетъ — живутъ совсѣмъ другими чисто-земными, матеріалистическими интересами, заботясь только о своемъ матеріальномъ благополучіи.

Н о особенно, конечно, жаль нашу молодежь, которая почти забыта, заброшена или руководится такими же обездуховленными интересами: подлинная духовная жизнь для нея, въ большинствѣ, непонятна, недоступна воспріятію, чужда ихъ психологіи, за очень-очень рѣдкими счастливыми исключеніями, и думаетъ она только о развлеченіяхъ и веселой жизни, прикрываясь иногда наружно благовидными лозунгами о сохраненіи своей «русскости», но безъ дѣйствительнаго внутренняго содержанія.

О дна видимая внѣшность — безъ духа! Вотъ самый печальный симптомъ все усиливающагося въ нашей изгнаннической жизни духовнаго разложенія и постепеннаго умиранія!

С троимъ мы храмы, но весьма часто — не для того, чтобы въ нихъ молиться Богу, оплакивать грѣхи свои и утверждать себя въ духовной жизни, становясь настоящими христіанами. Объ этомъ краснорѣчиво свидѣтельствуютъ то и дѣло происходящіе у насъ въ приходахъ склоки, ссоры, распри и доходящіе до судовъ смуты. При постройкѣ храмовъ многіе требуютъ, чтобы эти храмы обязательно имѣли нижнее подвальное или полу-подвальное помѣщеніе для общественной «культурной жизни», какъ они говорятъ, и для встрѣчъ молодежи /с. 158/ — фактически: для устройства танцевъ, театральныхъ представленій, развлеченій и увеселеній.

В отъ какова часто бываетъ истинная подкладка усердія при строительствѣ новаго храма: не домъ молитвы нуженъ, а домъ для развлеченій. Нерѣдки бывали случаи, когда въ полупустомъ храмѣ идетъ богослуженіе, а внизу — шумное веселіе, хохотъ, танцы.

П олная или почти полная духовная опустошенность — вотъ, что часто приходится у насъ видѣть, вмѣсто благоговѣйнаго почитанія памяти и храненія священныхъ завѣтовъ нашего Просвѣтителя св. князя Владиміра!

С ъ такимъ «духовнымъ багажомъ», конечно, безполезно и невозможно возвращаться намъ въ Россію, если и настанетъ день такой счастливой возможности для всѣхъ насъ.

Ч то мы привеземъ туда?

Ч то можемъ мы тамъ сдѣлать хорошаго для ея возстановленія и возрожденія?

Н е привозить же туда всѣ тѣ нездоровыя настроенія, которыя въ свое время и были причиной гибели нашей Родины, ввергнувъ ее въ мрачный жуткій омутъ неистоваго кроваваго богоборчества?!

Н ѣтъ, братіе и сестры! Необходимо трезво смотрѣть на вещи и, прежде всего, на самихъ себя, и давать всему безпристрастную и правильную оцѣнку: безъ этого ничего хорошаго впереди намъ ожидать нельзя.

Н ужно рѣшительно поставить самимъ себѣ вопросъ: есть ли въ насъ дѣйствительное почитаніе памяти нашего великаго духовнаго отца и основоположника Святой Руси и хранимъ ли мы свято его завѣты:

1) З авѣтъ Боговѣдѣнія, или Богопознанія, выражающагося въ нашей Вѣрѣ, Надеждѣ и Любви къ нашему Творцу и Промыслителю Богу,

2) З авѣтъ всецѣлой, непоколебимой, твердой преданности нашей святой Православно-Христіанской Вѣрѣ и

3) З авѣтъ непрестанной борьбы съ врагомъ Божіимъ и врагомъ человѣческаго спасенія — діаволомъ и всѣми его исчадіями, вплоть до полной побѣды надъ ними при помощи и содѣйствіи благодати Божіей?

И помоги намъ Богъ дойти до такого состоянія, чтобы отвѣтить утвердительно на этотъ первостепенной важности вопросъ, отъ чего зависитъ наше будущее, какъ и будущее нашей Родины-Россіи!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 45-лѣтію священнослуженія и 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св.-Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ IV. 1974-1975 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1976. — С. 153-158.

архиепископ Аверкий (Таушев)

Вопросы и ответы

История Древней Церкви

Священное Писание Нового Завета

Аверкий (Таушев), архиепископ Сиракузский и Троицкий (1.11.1906–13.04.1976)

Биография

Жизнь в России

Архиепископ Аверкий (Таушев) (мирское имя: Таушев Александр Павлович) родился в семье государственного служащего, 19 октября 1906 года.

По долгу службы его отец часто перемещался по территории страны. Это позволило Александру лучше познакомиться с бытом, нравами и традициями населения Руси. Кроме того, посещая различные уголки Русской земли, он открывал для себя новые храмы и обители.

Уже в ранних летах Александр тянулся к духовной литературе. Уже с детства его, например, привлекала такая недетская книга как «Невидимая брань». Приблизительно к 7-8 годам он выказывал некоторую увлеченность монашеским образом жизни.

Жизнь в эмиграции

Во время вспыхнувшей вслед за Октябрьской революцией гражданской войны семья Таушевых вынуждена была оставить Отчизну. Сказалась и опасность возможных репрессий, и несогласие с богоборческой политикой большевиков.

После долгих раздумий и сожалений семья осела в Болгарии, в Варне. Здесь Александр продолжил учёбу.

В этот период он находился под духовным влиянием настоятеля местного храма, отца Иоанна Слунина. Кроме того, большое влияние на становление религиозного склада души Александра оказала встреча с архиепископом Феофаном Полтавским.

Тот посетил Варну в 1925 году. После встречи с архиереем, отличавшимся строгостью жизни и добродетелью, обладавшим даром проникновенного слова, Александр воспламенился желанием приобщиться к монашеству и посвятить себя Богу.

С благословения владыки он поступил на богословский факультет государственного университета в Софии. Богословские дисциплины изучал с живым интересом. Бывало, что он часами не отрывался от книг.

Монашеская жизнь

Успешно окончив факультет в 1930 году, Александр, движимый ревностью о спасении, направил стопы в Карпатскую Русь, с тем, чтобы принять постриг во ангельский образ и осуществлять монашеское служение под эгидой Русской Церкви.

В 1931 году Александра постригли в монашество. Деятельное и ответственное отношение к христианскому долгу плюс богословское образование способствовали скорому возведению его в сан иеродиакона, а затем, в 1932 году, в звание иеромонаха.

Пастырское служение отца Аверкия включало окормление местных приходов и помощь настоятелю Свято-Николаевской обители, располагавшейся недалеко от села Изы.

Кроме того, он принял на себя обязанности по редактированию местного епархиального издания и должность преподавателя Православного катехизиса в ряде средних образовательных школ.

После того, как в 1940 году территория Карпатской Руси подверглась оккупации со стороны венгерских войск, отец Аверкий переселился в Белград.

Митрополит Анастасий (Грибановский) благословил его на служение в Свято-Троицкий Белградский храм. Вместе с тем отец Аверкий преподавал на Миссионерско-пастырских курсах Гомилетику и Пастырское Богословие, а также вел курс для мирян по тематике, касавшейся вопросов духовной жизни.

В 1944 году церковное руководство, в знак признательности его заслуг перед Богом и в видах пользы для верующих, определило возвести его в звание архимандрита.

В период с 1944 по 1951 год архимандрит Аверкий участвовал в деятельности по окормлению русских приходов, располагавшихся на территории Австрии и Германии.

В 1951 году перебрался в Соединенные Штаты Америки. Вскоре он получил приглашение на преподавательскую работу в Свято-Троицкую семинарию. Отец Аверкий принял приглашение с радостью. Здесь он читал курсы лекций по таким дисциплинам как Новый Завет, Гомилетика и Литургика.

Хорошее знание преподаваемых дисциплин и умение грамотно изложить учебный материал способствовали росту уважения, проявляемого к нему и со стороны учащихся, и со стороны администрации.

В 1952 году архимандрит Аверкий удостоился назначения на должность ректора семинарии. На этом посту он проявил себя как талантливый, инициативный организатор, обязательный и ответственный руководитель.

Стараниями отца Аверкия к сотрудничеству с семинарией были привлечены такие известные специалисты как архимандрит Константин (Зайцев), протопресвитер Михаил Помазанский, Н.Тальберг.

Епископская деятельность

В 1953 году отец Аверкий был рукоположен во епископа Сиракузского и Троицкого.

С 1960 года исполнял обязанности настоятеля Свято-Троицкой обители.

В 1961 году владыка Аверкий был возведен в сан архиепископа. С 1964 года входил в членство Архиерейского Синода РПЦЗ. Способствовал организации ряда архиерейских Соборов.

Ратуя за широкое просвещение верующих, занимался писательской деятельностью. Проповеди и наставления владыки Аверкия, публиковавшиеся в монастырском издании «Православная Русь», пользовались большой популярностью как среди пастырей, так и среди прочих людей.

Многие из произведений владыки Аверкия вошли в состав собрания, известного нам под названием «Современность в свете слова Божия».

В своих литературных трудах он стремился преподнести и раскрыть широкий спектр богословских вопросов. Наряду с изложением положительного учения Церкви, отстаивал идею церковного единства, обличал всевозможные антицерковные выпады и движения.

13 апреля 1976 года сердце владыки Аверкия остановилось. Его тело покоится в Джорданвилле, в Троицком храме Свято-Троицкой Православной обители.

Труды:

• Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Джорд., 1956. М.; СПб., 1995п. 2 ч.;

• Руководство по гомилетике. Джорд., 1961. 4 т.;

• Провозвестник кары русскому народу: (Еп. Феофан Затворник). Джорд., 1964;

• Истинное Православие и современный мир. Джорд., 1971; Высокопреосвященный Феофан, архиеп. Полтавский и Переяславский. Джорд., 1974;

• Современность в свете Слова Божия. Джорд., 1975–1979. 4 т. М., 1998р;

• Завет великого князя Владимира русскому народу. М., 1991;

• Апокалипсис, или Откровение св. Иоанна Богослова. М., 1991;

• Семь Вселенских Соборов. М.; СПб., 1996 п;

• Праведный Иоанн Кронштадтский. Живое слово мудрости духовной. М., 1997.

Современное состояние православия. Аверкий (Таушев)

Архиепископ Аверкий также часто приводил слова Епископа Игнатия Брянчанинова: “Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, сохранись от него сам, и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи ею, чтобы, по возможности избегнуть влияния его”.

Читайте также:  Антонин Капустин - биография и история жизни, пророчества и дневники, письма

“Православная Церковь – это не “монополия” клириков, это не только их “дело”, как думают невежественные и чуждые церковного духа. Церковь это не собственность того или иного иерарха или священника. Это теснейший духовный союз всех правильно верующих во Христа, стремящихся благочестиво соблюдать заповеди Христовы, с единственной целью – наследовать то вечное блаженство, которое Христос Спаситель уготовил нам, если они по немощи согрешают, то искренно каются и стремятся “принести достойные плоды покаяния” (Лк.3; 8).

“Церковь, в самом деле, не может полностью удалиться от мира, поскольку в нее входят люди, которые продолжают жить на земле, и поэтому “земная” сторона состава Ее и внешняя организации необходимы; но чем меньше “земного”, тем лучше для достижения вечных целей, стоящих перед Церковью. И уж совсем недопустимо, чтобы “земное” затемняло или подавляло чисто духовное – задачу спасения души и жизни вечной – ради чего Церковь основана и существует”.

“Необходимо понять и всегда помнить, что Православие это не только и не всегда то, что “православием” официально называется, потому что в наши злые и лживые времена появление повсеместно фальшивого “православия”, которое поднимает голову и устанавливается в мире, это исключительно печальный, но, к сожалению, уже несомненный факт. Это лжеправославие яростно стремится подделаться под истинное православие, как в свое время антихрист будет стараться занять место Христа, подменить Его собой”.

Первый уровень Отступления состоит в утрате силы всем Христианством, как единым целым.

В другом месте Архиепископ Аверкий пишет на ту же тему: “Основная задача служителей грядущего антиxpистa состоит в том, чтобы разрушить старый мир со всеми его представлениями и “предрассудками”, с тем, чтобы построить на его месте новый мир, способный принять своего приближающегося “нового господина”, который займет в глазах людей место Христа и даст им на земле то, чего Христос не дал им. Нужно быть совершенно слепым духовно, совершенно чуждым истинному христианству, чтобы не понимать всего этого!

На втором уровне Отступления, как это описывает Архиепископ Аверкий, православные церкви, ступая “в ногу со временем”, откажутся от некоторых традиционных форм церковной жизни и экклесиологических положений, которые они сочтут “несовременными”, и также отпадут от Предания, содержащего в себе силу истинного христианства. Таков один из путей превращения подлинного Православия в мирское фальшивое “православие”. Сущность Православия не может сохраниться там, где утрачено то, что прежде окружало эту сущность.

“Там, где прервана преемственная духовно-благодатная связь со святыми Апостолами и их преемниками Мужами Апостольскими и Святыми Отцами, где введены разные новшества в веро- и нравоучении с целью “идти в ногу со временем”, “прогрессировать”, не отставать от века и приспособляться к требованиям и моде мира сего, во зле лежащего, – там не может быть и речи об истинной Церкви“.

“Православная вера учит тому, как строить свою жизнь в соответствии с требованиями христианского совершенства, тогда как инославие берет от христианства лишь немногое и лишь настолько, насколько это совместимо с требованиями современной культурной жизни”

И, наконец, Православные церкви достигают третьего уровня Отступления, когда, сохраняя все традиции и предания того, что они называют “истинным Православием, они также теряют бесценную “силу” своей веры, и к ним проникает зараза духа мира сего уже под видом духовности.

2) в употреблении внешних обрядовых форм и всего, что задумано было для того, чтобы пробуждать памятование о мире ином в мирских целях. Из этого рождается новая форма фальшивого “православия”, на этот раз еще более тонкая, скрытая, потому что может облекаться в одежды Истины.

“Церковь, – подчеркивает архиепископ Аверкий в другом месте, – дана нам для спасения наших душ и ни для чего больше! Мы не можем делать Ее своим орудием или превращать Ее в арену для разгула своих страстей ради достижения личных наших целей”. “Ревность не по разуму, – ревность, которая теряет свою ценность из-за отсутствия самой главной христианской добродетели: рассуждения, и поэтому вместо пользы приносит вред”.

“Увы! Как мало в наше время людей, среди образованных, а иногда и среди “богословов” и священнослужителей высоких рангов, которые правильно понимают, что такое Православие и в чем его существо. Они подходят к этому вопросу совершенно внешне, формально и решают его слишком просто, даже наивно, не замечая всей полноты Его духовного содержания”.

Итак, чем больше церковный лидер старается играть свою роль, тем более он ожидает, что его паства проникнется его мирским представлением о власти и станет играть роль бездумного стада. Эти властители показывают дурной пример, и люди не имеют возможности сравнить с истиной, поскольку никогда с ней не встречались. Они не способны отличить формальное пастырство от истинного Православия, ведущего к спасению души; а потому ищут пастыря не из духовных соображений, но чтобы “официально” стать членами правильной церковной партии. Если почему-либо эти поиски оканчиваются неудачей, то из-за этого излишнего внимания “официальности” образуется горечь и отчаяние, оттого, что тебя не считают “официально православным”.

Так исполнится предсказание Святителя Игнатия Брянчанинова, которого часто цитировал Архиепископ Аверкий: “Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостоять. Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихий мира, враждебного Церкви, и скорее ускорят падение ее, нежели остановят. Милосердый Господь да покроет остаток верующих в него. Но остаток этот скуден: делается скуднее и скуднее”.

“В наше время Истину вполне официально и торжественно объявляют ложью, а ложь – истиной. И каждый, хочет он этого или не хочет, должен верить всему этому, вопреки всем доказательствам и без оснований. Если же нет, то горе! Тому, кто следует указаниям совести и учению Господа, придется дорого заплатить за это. И так происходит везде – иногда даже в религиозной и церковной среде.

Аверкий Таушев – Четвероевангелие

Аверкий Таушев – Четвероевангелие краткое содержание

Книги архиепископа Аверкия “Четвероевангелие” и “Апостол” и по сей день остаются лучшим пособием по Новому Завету для студентов духовных учебных заведений. Простота и ясность изложения, сочетаемая со строгой церковностью подхода, опорой на всю полноту святоотеческих толкований и неплохим научным уровнем, сделала эти учебники незаменимыми не только для учащегося, но и для всякого, кто стремится к лучшему пониманию евангельского текста.

АВЕРКИЙ (Таушев А. П.) (1906-1976), русский церковный деятель, богослов, духовный писатель, архиепископ Сиракузский и Троицкий. Один из руководителей Русской Зарубежной Церкви. Настоятель Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США) в 1960-76. Автор книг «Провозвестник кары Божией русскому народу» (1964), «Современность в свете Слова Божия. Слова и речи».

Четвероевангелие – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Архиепископ Аверкий

Руководство к изучению

Пришествие в мир и отрочество Господа Иисуса Христа

Предисловие Евангелия: Его достоверность и цель. Предвечное рождение и воплощение Сына Божия. Зачатие Предтечи Христова Иоанна. Благовещение Пресвятой Девы Марии. Свидание Пресвятой Девы Марии с Елисаветой. Рождество Святого Иоанна Крестителя. Родословие Господа Иисуса Христа по плоти. Рождество Христово. Откровение обручнику Иосифу тайны Воплощения. Обстоятельства времени Рождества Христова. Обрезание и Сретение Господне. Поклонение волхвов. Бегство в Египет и избиение младенцев. Отрочество Иисуса Христа.

Общественное служение Спасителя

Иоанн Креститель и его свидетельство о Господе Иисусе Христе. Крещение Господа Иисуса Христа. Сорокадневный пост и искушение от дьявола. Первые ученики Христовы. Первое чудо на браке в Кане Галилейской.

Первая Пасха

Изгнание торгующих из Храма. Беседа Господа Иисуса Христа с Никодимом. Последнее свидетельство Иоанна Крестителя. Заключение Св. Иоанна в темницу. Беседа с Самарянкой. Прибытие в Галилею и начало Проповеди. Исцеление сына Царедворца. Призвание рыбаков. Исцеление бесноватого в Капернауме. Исцеление тещи Петровой. Проповедь в Галилее. Проповедь в синагоге Назарета. Исцеление прокаженного. Исцеление расслабленного в Капернауме. Призвание Матфея.

Вторая Пасха

Исцеление расслабленного у овечьей купели. О равенстве Отца и Сына. Срывание колосьев в субботу. Исцеление сухорукого. Господь избегает известности. Избрание Апостолов. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. Свет мира. Две меры праведности. Главное — угождать Богу. Молитва «Отче наш». Вечное сокровище. Не осуждать. Постоянство в молитве. Узкий путь. О ложных пророках. Исцеление прокаженного. Исцеление слуги капернаумского сотника. Воскрешение сына Наинской вдовы. Посольство от Иоанна Предтечи. Обличение нечестивых городов. Прощение грешницы в доме Симона-фарисея. Исцеление бесноватого и обличение фарисеев. Ответ Господа искавшим знамения от Него. Женщина прославляет Матерь Христову. Учение Господа Иисуса Христа в притчах. Притча о сеятеле. Притча о плевелах. Притча о невидимо растущем семени. Притча о зерне горчичном. Притча о закваске. Притча о сокровище, скрытом в поле. Притча о драгоценной жемчужине. Притча о неводе, закинутом в море. О хозяине, хранящем новое и старое. Ответы Господа колеблющимся следовать за Ним. Укрощение бури. Изгнание легиона бесов. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира. Исцеление двух слепцов. Вторичное посещение Назарета. Жатвы много, тружеников — мало. Христос посылает Апостолов на проповедь. Усекновение головы Иоанна Крестителя. Чудесное насыщение пяти тысяч человек. Хождение Господа по водам. Беседа о хлебе небесном.

Третья Пасха

Обличение фарисейских преданий. Исцеление дочери хананеянки. Исцеление глухого косноязычного. Чудесное насыщение четырех тысяч человек. Обличение фарисеев, просивших знамения. Исцеление слепого в Вифсаиде. Апостол Петр исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим. Господь предрекает Свою смерть и воскресение. Преображение Господне. Исцеление бесноватого отрока. Чудесная уплата церковной подати. Беседа о том, кто больше в Царстве Небесном. Именем Христовым творились чудеса. Учение о борьбе с соблазнами. Притча о заблудшей овце. Притча о немилосердном должнике. Христос идет на праздник в Иерусалим. Самаряне не принимают Христа. Послание на проповедь 70 учеников. Господь на празднике Кущей. Суд над прелюбодеицей. Беседа с иудеями в храме. Исцеление слепорожденного. Беседа о добром пастыре. Беседа в праздник обновления. Возвращение 70 учеников. Притча о милосердном самарянине. Господь Иисус Христос в доме Марфы и Марии. Притча о неотступной просьбе. Обличение книжников и фарисеев. Притча о безрассудном богаче. Притча о рабах, ожидающих возвращения своего господина. Притча о благоразумном домоправителе. О разделении среди людей. Падение силоамской башни. Притча о бесплодной смоковнице. Исцеление скорченной женщины. Тесный путь в Царство Небесное. Угрозы Ирода. Исцеление страдающего водянкой. Притча о любящих первенствовать. Притча о званных на вечерю. Об истинных последователях Христа. Притча о блудном сыне. Притча о неверном домоправителе. Притча о богатом и Лазаре. Учение о браке и о девстве. О силе веры. Исцеление десяти прокаженных. Второе пришествие Христово. Притча о судье неправедном. Притча о мытаре и фарисее. Благословение детей. Богатый юноша. Апостолы наследуют жизнь вечную. Притча о работниках, получивших ровную плату. О предстоящих Христу страданиях. Исцеление Иерихонских слепцов. Посещение Закхея. Притча о десяти талантах. Воскрешение Лазаря. Решение Синедриона убить Иисуса Христа. Ужин в доме Лазаря

Последние дни земной жизни Спасителя.

Вход Господень во Иерусалим. Изгнание торгующих из храма. Великий понедельник. Проклятие бесплодной смоковницы. Желание эллинов видеть Иисуса Христа. Великий вторник. Засохшая смоковница. Беседа со старейшинами. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Притча о званных на брачный пир. О дани Кесарю. Посрамление Саддукеев. О наибольшей заповеди. Обличение книжников и фарисеев. Лепта вдовицы. О Втором Пришествии. Притча о десяти девах. О Страшном Суде. Великая среда. Решение первосвященников убить Христа. Великий Четверток. Тайная Вечеря. Омовение ног. Господь объявляет о предателе. Установление таинства Евхаристии. Спор о старшинстве. Прощальная беседа. Продолжение прощальной беседы. Первосвященническая молитва. Моление о чаше. Взятие Христа под стражу. Суд над Господом у первосвященников. Отречение Петра. Великая Пятница. Приговор Синедриона. Погибель Иуды. На суде у Пилата. Крестный путь на Голгофу. Распятие. Покаяние благоразумного разбойника. Богоматерь у креста. Смерть Христова. Погребение Господа Иисуса Христа.

Воскресение

Приход жен-мироносиц ко гробу. Явление Господа Марии Магдалине. Подкуп стражи гроба. Явление ученикам на пути в Эммаус. Явление десяти ученикам. Неверие Фомы. Явление при Тивериадском море. Восстановление апостола Петра. Явление в Галилее. Вознесение Господне.

Оглавления по темам: Избранные беседы Иисуса Христа. Чудеса Христовы. Евангельские притчи. Указатель по главам и стихам.

Пришествие в мир Господа Иисуса Христа

Ссылка на основную публикацию