Бронзов Александр – житие и труды, идеи и позиция, сочинения

Бронзов Александр – житие и труды, идеи и позиция, сочинения

Бронзов Александр Александрович (1858, Белозерск Новгородской губ,—1919) — русский православный богослов. Учился в Белозерском духовном училище, в Новгородской духовной семинарии; окончил Петербургскую духовную академию (1883) по богословскому отделению. Магистерская диссертация «Аристотель и Фома Аквинский в отношении к их учению о нравственности» (1884) — богословский этико-философский трактат, в основе которого сравнительный анализ выразителей духа двух типов нравственности — греческой и римско-католической. В 1899 защитил докторскую диссертацию «Преподобный Макарий Египетский. Его жизнь и нравственное мировоззрение». С 1884 преподаватель Священного Писания в Курской духовной семинарии, в 1886 перешел на кафедру греческого языка в Петербургскую духовную семинарию. С 1894 преподаватель Петербургской духовной академии, с 1897 экстраординарный профессор по кафедре нравственного богословия. Читал лекции по истории греческой литературы. Автор перевода и примечаний к «Точному изложению православной веры» Иоанна Дамаскина. Бронзову принадлежит около 950 статей, посвященных преимущественно вопросам этики.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А – Д, с. 312.

Бронзов Александр Александрович (1858 — к. 1912), богослов и философ. Образование получил в Новгородской духовной семинарии, а затем в Петербургской духовной академии, которую и окончил в 1883 со степенью кандидата богословия. В 1883 за сочинение «Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности» удостоен степени магистра богословия; в том же году назначен преподавателем Курской духовной семинарии, а в 1886 перешел в Петербургскую духовную семинарию. Советом академии в 1894 избран профессором по кафедре нравственного богословия. Кроме диссертации, вышеупомянутой магистерской и докторской — «Преподобный Макарий Египетский», перу проф. Бронзова принадлежат труды: «Нравственно-безразличное и дозволенное», «Отношения между человеком и животными», «Христианская любовь, как единственно истинный принцип человеческих взаимоотношений», «Нравственное Богословие в России в XIX столетии» и др. В книге «Современное масонство» (1912) Бронзов раскрывает антихристианский, преступный характер масонской идеологии, которая является выражением интересов «тайного правительства еврейской нации», которому «нет дела до какого-то нравственного совершенствования человечества». «Масонам, — писал Бронзов, — прежде всего ненавистна всякая религия, как стоящая у них на дороге в качестве препятствия. Религия — какова бы она ни была — учит о Боге, о почитании Его. А масоны питают «ненависть к Богу» и славят «только Люцифера», поклоняются дьяволу. Всякая религия вызывает в них только одно «отвращение». Они с радостью «изгнали» бы отовсюду даже само «Имя Бога». Масонская ложа «Великий Восток» (в 1877) «исключила из устава» своего «слова, говорившие о существовании Бога и бессмертии души». Где нельзя неприкровенно восставать против религии, там масоны со свойственной им хитростью ратуют за «веротерпимость» во имя свободы совести, свободы убеждений. При допущении «веротерпимости» легко размножаются всякие сектантские учения и постепенно разовьется равнодушие к религии, «подорвется» к ней должное «уважение». Масонская нотка такого рода нередко слышится и у нас, в России. Но если масоны ненавидят религию вообще, то в особенности они пылают непримиримой «ненавистью» к религии христианской. И понятно. Масоны и евреи — одно и то же. А евреи ненавидят Христа всего больше: распятый ими, Он завоевал мир. Власть «Галилеянина» над человечеством, настраивающая людей, притом в антимасонском духе, является для масонов, безусловно, непереносимой. Они стремятся к всемирному владычеству еврейства, а не христианства. Христианство называют своим «заклятым врагом», к которому может быть, по их мнению, только одно чувство: «Беспредельная ненависть». Какое глумление над Христом масоны себе позволяют, видно хотя бы из поведения их «папы» (Лемми), устроившего на месте христианского алтаря нечто воистину невозможное, непередаваемое на бумаге — перевернувшего крест верхней частью вниз и заставлявшего всех, кто проходил мимо, плевать на этот священный христианский символ. Проповедь «антихристианства», полное уничтожение христианской Церкви — нечто вожделенное для этих сатанистов, обожающих Люцифера. Они называют себя «антицерковью», «церковью ереси».

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа – http://www.rusinst.ru

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник ХРОНОСа).

Сочинения:

Краткая этимология Геродотова диалекта. СПб., 1888;

Нравственное богословие в России в течение 19 столетия. СПб., 1901.

Сочинение на тему: “Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского”

“Повесть…” посвящена теме мужества и противостояния за­хватчикам. Она вызывает чувство гордости за наше историческое прошлое.

Рассказчик называет себя “ничтожным, многогрешным и не­разумным” и стремиться подчеркнуть этим разницу между собой, простым человеком, и святым князем Александром Невским.

Автор повести говорит о том, что был его современником, так: “…И был самовидец деяний. его, потому и рад поведать о че­стной и славной жизни его”.

Для того чтобы подчеркнуть достоинства Александра Нев­ского, рассказчик

Автор повествует о трех подвигах Александра Невского: о Невской битве, о Ледовом побоище и о поездке в Орду. Два первых подвига посвящены борьбе с иноземными захватчика­ми – шведами на реке Неве в 1240 году и немецкими кресто­носцами на Чудском озере в 1242 году, а последний – попыт­ке ослабить влияние Золотой Орды на Русь, “отмолить людей от беды той”.

Александр Невский прославился такими словами,

Глоссарий:

– повесть о житии александра невского сочинение

– сочинение на тему житие александра невского

– сочинение на тему образ александра невского

– какой теме посвящена повесть и какие чувства вызывает при чтении

– сочинение о невском

Related posts:

Тема повести о житии и храбрости благородного и великого князя Александра НевскогоТема – это круг явлений, событий, жизненных вопро­сов, описанных в произведении. То, о чем говорится в произ­ведении. “Повесть о житии Александра Невского” о служении Роди­не, о мужестве и стойкости князя Александра, об историческом прошлом нашей родины. Очень интересна позиция рассказчика. Он принижает себя, называет “ничтожным, многогрешным, неразумным”. Так он по-своему превозносит деяния того человека, о […].

Автор повести о житии и храбрости благородного и великого князя Александра НевскогоАвтор повести – образованный человек, он хорошо зна­ком с Библией. Чтобы подчеркнуть достоинства князя, он срав­нивает его с библейскими героями: Иосифом (значит, Алек­сандр был красивым человеком), Самсоном, отличавшимся большой физической силой, царем Соломоном, который отли­чался необычайной мудростью, Веспасианом – полководцем. Так рассказчик утверждает, что Александр обладал качествами всех перечисленных героев. В “Повести…” изображены 3 исторических […].

Повествование в повести о житии и храбрости благородного и великого князя Александра НевскогоПовествование в произведении действительно очень об­разное. За этой образностью скрываются переживания рассказ­чика, волнение, поэтому он хочет нарисовать картину как можно живее. Возьмем, к примеру, описание сражения на Чудском озере. Рассказчик передает звуки битвы (“треск от ломления копий”, “звук от сечения мечей”). Он использует эпитеты (“сеча злая”). Повествование динамичное, автор использует много глаголов. Картина получается настолько […].

Сказание о житии Александра НевскогоСказание об Александре Невском наполняет душу гордостью за то, что на Руси жили такие люди. Житие рассказывает о подвигах великого князя, о том, как он защищал родную землю. Александр Невский был истинным патриотом. По рассказу его дружинника, он горячо молил Господа Бога за Русь. И Бог помогал ему! Нет на нашей земле ни литовцев, ни […].

Вопросы и ответы к “Повести о житии Александра Невского”Назовите отличительные особенности жанра жития. Кто являлся героем жития? Какую цель преследовали создатели житийного жанра? Жанр жития возник и сложился в Византии, а в Древней Руси появился как переводной. На основе заимствованных текстов в XI веке возникает оригинальная древнерусская житийная литература. Житиями (слово житие в церковнославянском языке означает “жизнь”) назывались произведения, рассказывающие о святых – […].

Сочинение на тему Александр Невский – Житие и образ Александра НевскогоОбраз Александра – это сочетание лучших человеческих качеств для воинов прошлых времен. Автор произведения характеризует его как храброго, мудрого, сильного человека, и при всем этом очень красивого. Он был отличным правителем, который любил свою державу и защищал ее от всяческих посягательств чужеземных врагов. Автор в ходе произведения восхищается Александром и его “мужами” за их храбрость […].

Почему мы чтим память Александра Невского?Александр Невский – князь новгородский, великий князь владимирский, известен нам как полководец, одержавший победу над шведами. В честь этой битвы, произошедшей при впадении Ижоры в Неву, Александр и получил имя Невского. За ратные подвиги церковь причислила его к лику святых. Петр I чтил память великого полководца, считая его одним из своих предшественников-наставников, поэтому при строительстве […].

Биография Александра НевскогоДата рождения: 13 мая 1221 года Дата смерти: 14 ноября 1263 года Место рождения: Переславль-Залесский, Русь Невский Александр Ярославич – один из знаменитых полководцев Древней Руси. Так же Александр Невский известен как князь нескольких русских земель. Александр появился на свет в знатной семье князя Ярослава и княжны Ростиславы. Родителям принадлежали несколько княжеств – Переславское, Новгородское. […].

Краткое содержание “Жития Александра Невского”Ы Князь Александр был сыном великого князя Ярослава. Его мать звали Феодосией. Ростом Александр был выше других, голос у него был как труба, а лицо – прекрасно. Он был сильным, мудрым и храбрым. Знатный человек из Западной страны по имени Андреяш специально пришел посмотреть на князя Александра. Вернувшись к своим, Андреяш говорил, что не встречал […].

Сочинение на тему: “Повесть о Петре и Февронии Муромских”“Повесть о Петре и Февронии Муромских” – это произ­ведение житийного жанра. Жития святых – это описания жизни духовных и светских лиц, канонизированных хрис­тианской церковью. Современное и древнерусское значения слова “повесть” различны между собой. В Древней Руси это не жанровое определение произведения: “повесть” означает “по­вествование”. Жанр “Повести о Петре и Февронии Муромских” – жи­тие. В середине […].

Сочинение на тему: ОБРАЗ КНЯЗЯ ОЛЕГА В СТИХОТВОРЕНИИ А. С. ПУШКИНА “ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ”Уже первые строки стихотворения характеризуют князя Олега как отважного и смелого воина, решивше­го отомстить хазарам за их наглое вторжение в рус­ские земли. Однако неустрашимый князь Олег верит в предсказания кудесника, с уважением называя его “покорный Перуну старик одному”. Он просит старого волхва рассказать, что ждет его в будущем. И даже обещает старику за это самого […].

Летописные повести о походах великого князя Ивана IIIПОВЕСТИ О ПРИСОЕДИНЕНИИ НОВГОРОДА-летописные повести о походах великого князя Ивана III на Новгород в 1471 и 1477-1478 гг. и окончательном присоединении последнего к Русскому государству. Московская и новгородская повести о событиях 1471 г.-совершенно самостоятельные памятники, никак не связанные между собой. Московская повесть о походе Ивана III в 1471 г. читается в летописях, отражающих великокняжеские летописные […].

Краткие комментарии о “Житии великого грешника” Достоевского часть IВ “Житии великого грешника” читаем: “Тихон. О смирении (как могуче смирение). Все о смирении и о свободе воли”. Там же намечена мысль св. Тихона и, главное, Исаака Сирина “о прощении непростимого преступника” (что “это мучение всего мучительнее”). А в отделе, озаглавленном “Главная мысль”, писатель замечает, что “После монастыря и Тихона великий грешник с тем и […].

Краткие комментарии о “Житии великого грешника” Достоевского часть IIСам писатель утверждал, что некоторые легенды и, главное, стиль (“наивность”) взяты им для жизнеописания старца Зосимы из “Сказания о странствии… инока Парфения”, а основные идеи от Тихона Задонского. Но, видимо, здесь наличествует гораздо более сложный комплекс. Тут и учение о церкви А. С. Хомякова, и мысли Вл. С. Соловьева; и Жития святых, и Библия, и […].

Сочинение на тему: ОБРАЗ КНЯЗЯ ВАСИЛИЯ КУРАГИНА (Л. Н. Толстой. “Война и мир”)В романе Л. Толстого “Война и мир” действует бо­лее пятисот героев. Но никто из них не вызывает у чи­тателя такого презрения, возмущения и негодования, как отец и дети Курагины. “Подлая, бессердечная по­рода” – такую характеристику семейству Курагиных дает Пьер Безухов. Образ отца семейства – князя Василия Курагина – олицетворяет собой тип предприимчивых карье­ристов и стяжателей. […].

Почему “слово великого князя Святослава” – “золотое”23 апреля 1185 года, во вторник, Игорь Святославич Новгород-Северский, сын его – Владимир Путивльский, племянник – князь Святослав Ольгович Рыльский вместе с присланными от Ярослава Всеволодовича Черниговского во главе с Ольстином Олексичем дружинами ковуев выступили в далекий степной поход на половцев без сговора с киевским князем Святославом. Результаты этого похода оказались плачевными для Руси. Впервые […].

Сочинение Образ князя игоря. Слово о полку Игореве“Слово о полку Игореве” – это летопись, которая актуальна и в наше время. Многие люди гордятся своей родиной. Многие готовы отдать жизнь за мир и покой родной отчизны. Автор данного произведения в деталях описывает эпоху прошлого. Каждый герой имеет свой характер, свои сильные и слабые стороны. Каждый герой делает данное произведение интересным и насыщенным. Главным […].

Сочинение по картине В. М. Васнецова “Крещение Князя Владимира”Среди работ В. М. Васнецова, посвященных религиозной теме, хочу отметить картину “Крещение князя Владимира”. Прежде чем написать эту картину, автор много времени изучал рукописи, работы летописца Нестора. Благодаря этому, картина имеет большую историческую ценность, но она не похожа на написание икон, несмотря на такую тематику. Известно, что в основе картины – легенда “Повести временных лет”. […].

Сочинение на тему ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫВ предыдущих классах изучалась “Повесть временных лет”, “Сказание о Кожемяке”, “Сказание о Белгородском киселе”, “Поучение” Владимира Мономаха и “Повесть о Петре и Фев – ронии Муромских”. Наиболее запомнилось последнее произведение. Эта повесть была написана в конце XV века. В ее основе лежат две сказки: о “летающем змее” и о “мудрой деве”, которые талантливо объе­динены в […].

Сочинение на тему: МЫ – ПТИЦЫМЫ – ПТИЦЫ ( идентификация ) Пришла зима – спасайся кто может! А кто не может? Вот мы, синицы: большие, долгохвостые, хохлатые. И мы – воробьи, поползни. Что делать нам? Мы не улетаем в жаркие страны, как перелетные птицы. Мы не впадаем в спяч­ку, как ежи и медведи. Нам каждый день надо есть. А еда […].

“Человек и история” (повесть Александра Солженицына “Раковый корпус”)“Человек умирает от опухоли – как же может жить страна, проращенная лагерями и ссылками?” А. И. Солженицын Творчество выдающегося русского писателя Александра Исаевича Солженицына давно уже признано во всем мире, но на родину писателя его произведения начали возвращаться лишь в 80-х годах теперь уже прошлого столетия. Слишком уж трагичной оказалась правда, запечатленная в “Матренином дворе”, […].

Читайте также:  Феодор Стратилат: житие и биография святого, дни памяти и мощи, чудеса

Сочинение на тему: Повесть Собачье сердце М – БулгаковаПодготовка к ЕГЭ: сочинение на тему: “Повесть “Собачье сердце” М. Булгакова” Повесть “Собачье сердце” была подарена М. Булгаковым читателю в тяжкие времена. Это одно из избранных произведений, изображает реалии тогдашнего, тоталитарного строя. Фантастическое и реальное в произведении переплетаются и завуалированно доносят читателю действительность происходящего на протяжении периода 30х гг. IX ст. Строки повествования наделяют читателя […].

Трагизм гибели великого русского поэта Александра Пушкина“При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о национальном русском поэте, – сказал Н. В. Гоголь. – В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство”. Пушкин явление чрезвычайное и, может быть, единственное. В нем русская природа, […].

Сочинение на тему первая любовь повесть (Тургенев И. С.)По повести И. С. Тургенева ” Первая любовь” Иван Сергеевич Тургенев написал повесть “Первая любовь”. Она о двух молодых Влюбленных людях. Главные герои Зинаида и Вольдемар. В этой повести мне понравилось ее хорошее и трогательное название “Первая любовь”. По уже своему только названию она привлекает молодежь. Повесть очень большая по содержанию. Когда я начала читать, […].

Сочинение на тему: РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРИРОДЕРАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРИРОДЕ Осенний город – уютный, притихший, умиротворенный. Осень – это бал, вихрь разноцветных листьев. Ветер словно нарочно оставляет их на скамейках, на тротуарах, во дворах. И кажется, что кто-то собрал эти охапки, разложил да забыл уне­сти. Парк становится полупрозрачным, насквозь хрустящим, и откуда-то веет сладковатой гарью. Глухо и живо падают каштаны, раскалываясь и […].

Сочинение на тему: КНИГЕ – ДОЛГУЮ ЖИЗНЬКНИГЕ – ДОЛГУЮ ЖИЗНЬ Зачитанная книжка… Это уже характеристика. Если так говорят, значит, книжка не пылится на полке, а постоянно на­ходится у читателей. В библиотеке на нее очередь. Ее читают дома, в транспорте, на улице. Потрепанная, готовая в любую минуту рассыпаться на от­дельные сшивки, книжка может прекратить свое существова­ние, если ее вовремя не “подлечить”. Кто […].

Сочинение на тему: РУКИ МАСТЕРАРУКИ МАСТЕРА Делать нужные для жизни и труда предметы красивыми люди умели с давних пор. Любой природный материал красив. Гру­бый и серый кусок глины не привлекает взгляда, но под ловки­ми руками украинского гончара из него рождаются облитые яркой глазурью чашки, вазы, кувшины. Мастер снимает такую тонкую кружевную стружку со ствола сосны. Он словно очища­ет для […].

Доклад на тему “Повесть временных лет”Повесть временных лет Вот повести минувших лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла русская земля “Повесть временных лет” – наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII в. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее […].

Сочинение на тему: “повесть”Повесть Любому школьнику, который не слишком злостно прогуливал уроки литературы в старших классах, однажды становится известно, что существуют три рода литературы: эпос, лирика и драма. Не буду касаться второго и третьего родов, остановлюсь на первом. К эпическим произведениям относятся такие, что имеют значительный объем (нас ведь всегда интересует вопрос, точнее, ответ на него – а […].

Сочинение на тему: МУЗЫКА ВЕСЕННЕГО ЛЕСАМУЗЫКА ВЕСЕННЕГО ЛЕСА Прислушайтесь к весеннему лесу. Вы услышите звуки необыч­ные и разнообразные. Вот с изящной, склонившейся ветки бере­зы спадает прозрачная капля. Раздается тонкий хрустальный звон. Вот вы слышите сдержанный шепот молодых листьев. Вот дятел пускает веселую барабанную дробь. От пенька к пеньку перебегает хлопотливая мышь. Гудит, ударяется о березу, сби­вается с пути и грузно […].

Сочинение на тему: Забавная историяЗабавная история Я очень люблю животных. В нашей квар­тире живут кошка и собака. Мне интересно наблюдать за ними. Вначале они были настоящими врагами. Со­бака часто обижала кошку, и та спасалась бегст­вом, взбираясь на стол или пианино. Я решил наказать собаку за злой нрав и не дал ей утром поесть. Она ходила за мной и выла. […].

Сочинение на тему: Роса на травеРоса на траве (сочинение по заданному концу) Когда однажды в солнечное утро летом я пошла в лес, то в траве увидела алмазы. Они блестели и переливались на солнце раз­ными цветами: желтым, красным, синим. Ког­да подошла ближе, то увидела, что это капли росы собрались в траве и блестят на солнце. Листок внутри мохнат и пушист, как […].

Сочинение на тему: Как я однажды искал грибыКак я однажды искал грибы. Один раз я пошел по грибы в дальнюю рощу. По дороге заходил в разные перелески, но нигде ничего не находил. Наконец я при шел в заветное место. Там тоже было пусто. Решив побродить еще немного, я начал углубляться в лес. Вдруг густые заросли кончились, и я вышел на поляну. Тут […].

Сочинение на тему: Зачем мне нужна собака?Зачем мне нужна собака? Мне очень нужна собака! Зачем? Собака – самый верный и преданный друг. Она не предаст, не соврет, не обидит. Недаром есть такая поговорка: “Собака – друг человека”. Это во-первых. Во-вторых, я всегда очень хотел ухажи­вать за каким-нибудь животным. А так как я больше всего знаю о содержании собаки и читал специальную […].

Сочинение на тему: ЗА ЧТО Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ШКОЛУЗА ЧТО Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ШКОЛУ Нашей школе в этом году исполнилось целых пятьдесят лет… Я думаю, что это одновременно и много, и мало. Много, пото­му что за это время через стены нашей школы прошли почти че­тыре тысячи выпускников, а мало, потому что каждый год пер­вого сентября наша школа молодеет и вместе со своими младшими […].

Сочинение – Александр Невский – Краткое сочинение сын земли русской об Александре НевскомПодготовка к ЕГЭ: Сочинение. Александр Невский. Краткое сочинение сын земли русской об Александре Невском Образ Александра Невского стоит в одном ряду с такими русскими богатырями, как Илья Муромец, Добрыня Никитич. Но это не выдуманный персонаж. Александр Невский был князем Великого Новгорода, Киева и древнего Владимира. Александр был сыном русского князя Ярослава. Еще до наступления совершеннолетия, […].

Сочинение на тему: Идет веснаИдет весна С каждым днем весна чувствуется все сильнее и сильнее. Оседает снег, в лесу вокруг деревьев начинают протаивать глубокие ок­руглые воронки. На пригорках уже появились первые проталины. Дятлы, сидя на старых деревьях, выбива­ют барабанную дробь. Синицы и овсянки, гре­ясь на солнышке, распевают звонкие песни. Только выйдешь из дому, так и пахнет в лицо свежим […].

Сочинение на тему: СКАЗКИ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУЖили-были два брата-принца. У них был разный характер, и поэтому назвали их по-разному: Мягкий знак и Твердый знак. Однажды после утреннего подъема они приказали, чтобы им приготовили что-нибудь вкусненькое. Мягкий знак заказал бульон с шампиньонами, а Твердый знак – объемистый котел с воробьиными крылышками. Завтрак был подан. – Вкусненько, – говорит Мягкий знак. – Не […].

Сочинение на тему: РЕЖИМ ДНЯРЕЖИМ ДНЯ Чтобы хорошо учиться, нужно много заниматься. Самое главное – это правильный режим дня. Я планирую часы своих занятий так же, как и товарищи, с начала учебного года. Лите­ратурному чтению, а также русскому языку я отвожу особые часы. На уроках мы часто пересказываем прочитанное и заучи­ваем наизусть. Дома я тоже занимаюсь пересказом. Чтобы я […].

Сочинение на тему: ОБЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИОБЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ Я очень люблю животных. Наблюдаю за ними, пытаясь по­нять. Вы, конечно, заметили, что домашние животные пони­мают нашу мимику или жесты, наш общий тон (приветливый или недовольный), обращенный к ним. Но ведь и мы понимаем, в каком настроении наша собака или кошка, довольна ли она нашими действиями, хочет ли она общаться с нами. […].

Сказание о житии Александра Невского. Композиция жития

Назовите отличительные особенности жан­ра жития. Кто являлся героем жития? Какую цель преследовали создатели житийного жанра?

Жанр жития возник и сложился в Ви­зантии, а в Древней Руси появился как переводной. На основе заимствованных текстов в XI веке возникает оригинальная древнерусская житийная литература. Жи­тиями (слово житие в церковнославян­ском языке означает «жизнь») назывались произведения, рассказывающие о свя­тых — государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. Создатели жи­тийного жанра ориентировались на Свя­щенное Писание, образы которого, и преж­де всего образ Иисуса Христа, являлись идеальными. Автор жития создавал образ святого по определенным правилам — ка­нону, поэтому создателя жития волновали не столько реальные качества, сколько вечное, общее, образцовое для многих свя­тых. Не индивидуальность личности, а его святость, связь с Богом, избранность — вот что стремились показать в житии. По­вествуя о реальном историческом лице, автор жития изображал не жизнь конк­ретного человека во всех ее деталях и под­робностях, а некое обобщенное воплоще­ние святости. Из жизни святого брались те факты, которые соответствовали пред­ставлениям об идеальном герое. Рассказ о его жизни освобождался от всего бытово­го, конкретного, случайного. Все это было обусловлено тем, что житийная литерату­ра стремилась к поучительному воздейст­вию на читателя.

Что вы можете сказать о композиции жития как художественного произведения?

Жития имели следующую структуру: вступление, в котором объяснялись при­чины, побудившие автора начать повест­вование; далее следовала основная часть — рассказ о жизни святого, его смерти и по­смертных чудесах; завершалось житие по­хвалой святому.

Найдите в тексте портретную характерис­тику Александра Невского. Какой прием использу­ет автор жития, давая характеристику герою? С ка­кими героями сравнивается Александр Невский? Что вы о них знаете? Почему эти персонажи вы­браны автором для сравнения?

Автор так описывает князя: «И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поста­вил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую».

Характеризуя героя, автор прибегает не к описанию, а к сравнительному методу: его образ создается с помощью многочис­ленных сравнений. Александр Невский сравнивается с различными библейскими героями Ветхого Завета — правителями, являвшимися воплощением лучших чело­веческих качеств — красоты, мудрости, силы, храбрости. Иосиф — любимый сын Иакова и Рахили, Самсон — богатырь, об­ладавший огромной физической силой, скрытой в его длинных волосах. Соло­мон — царь Израильско-иудейского го­сударства, правивший в 965-928 годах до н. э. Согласно библейскому преданию, когда Соломону явился Бог и пообещал выполнить его просьбу, Соломон попро­сил не богатства и славы, а мудрости. Бо­гу понравилась его просьба, и он наделил Соломона мудростью и даже умением по­нимать язык птиц и зверей, а сверх того — богатством. Соломон прославился спра­ведливым судом и мудрыми изречениями. Веспасиан Тит Флавий (9-79) — рим­ский полководец, подавлявший восста­ние в Иудее, император, известный воин­скими победами.

Эти правители являлись образцовыми, и, сравнивая с ними князя, автор подчер­кивает его особенность, исключитель­ность, идеальность.

Какие эпизоды жития вызывают эмоцио­нальный подъем у читателя? Почему? Какие худо­жественные приемы способствуют возникновению такого сильного впечатления?

Эпизод о явлении святых Бориса и Гле­ба, без сомнения, оказывает сильное воз­действие на читателя так же, как и описа­ние посмертного чуда. Автор жития ре­ализует свою цель — донести до читателя или слушателя символы православной ве­ры и вызвать чувство восторга, эмоцио­нальный подъем.

В видении накануне сражения с римля­нами князю Александру являются святые великомученики Борис и Глеб, приплыв­шие в лодке. Борис обещает Александру помощь и поддержку. Согласно истории, они были вероломно убиты по приказу своего брата Святополка Окаянного, бо­ровшегося за киевский престол, а после смерти — канонизированы и признаны святыми. Видение может быть истолкова­но как Божие благословение князя на свя­тое дело — защиту отечества.

В житии описано посмертное чудо: ког­да было положено тело Александра Нев­ского в гробницу, «Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную». Александр же поднял руку и принял гра­моту из рук митрополита, которого охва­тило смятение. Так прославил Бог угодни­ка своего.

Описание доблести князя Александра и его дружины также не оставляет читате­лей равнодушными. Глубине восприятия способствуют художественные приемы, использованные автором.

Эпитеты: шум сильный, красные одежды, бесчисленное множество, не­мцы безбожные, воины, храбрые, силь­ные, стойкие, сеча великая.

Сравнения: гребцы же сидели, слов­но мглою одетые.

«Скитского жития начальник»

Преподобный Нил Сорский и его поучения

Основателем скитского образа монашеской жизни на Руси по праву считается преподобный Нил Сорский. Ему принадлежит заслуга не только создания первого скита на наших землях, но и составления Устава монашеской жизни в нём. Память святого отмечается 20 мая.

Монашеский постриг

Преподобный Нил Сорский Довольно немногочисленные сведения о жизни преподобного Нила Сорского дошли до наших дней. Известно, что родился он в 1433-м г. в семье Майковых, вероятно, имевших дворянское происхождение и живших в Москве. То же, что в своих сочинениях сам Нил часто называл себя «невеждой и поселянином», исследователи объясняют лишь его глубоким смирением.

Первой обителью молодого подвижника стал Кирилло-Белозерский монастырь, где он и принял монашество. Своим духовным руководителем Нил имел опытного старца Паисия (Ярославова), который впоследствии стал игуменом Свято-Троицкого Сергиева монастыря. Известно, что вместе со своим учителем преподобный принимал участие в Соборе в 1490-м г., на котором осуждалась ересь жидовствующих.

Паломничество на Афон

Вскоре и у самого Нила в обители появились свои ученики. С одним из них – иноком Иннокентием, происходившем из княжеского рода Охлебининых – Нил отправился в паломничество на Восток, в котором он побывал, как сам писал, «на Горе Афонской, в странах Цареградских и других местах».

Читайте также:  Нил Синайский - житие и творения, наставления, дни памяти и мощи

На Святой Горе преподобный провёл несколько лет, очевидно, обучаясь умному деланию и изучая творения святых отцов. Сам он впоследствии вспоминал об этом времени: «Я, как пчела, перелетал с одного цветка на другой, чтобы изучить основы христианского жития и оживить свою зачерствевшую душу, дабы уготовить её ко спасению».

На Афоне Нил познакомился с неизвестным ещё тогда на Руси скитским устройством монашеского жительства. Очевидно, что уже тогда у преподобного появилось желание перенести этот образ жизни монашеской общины к себе на Родину.

Основание скита

По возвращении со Святой Горы Нил поселился вначале невдалеке от Кирилло- Белозерского монастыря, соорудив себе уединённую келлию. Однако суета общежительного монастыря мешала ему и здесь, почему преподобный удалился в ещё более уединённое место не реке Соре, расположенное в 15 км от обители. Местность эта была болотистой, окружённой лесами и весьма отстранённой по этой причине от мирской суеты. Здесь преподобный Нил и устроил первый скит, изначально построив себе келлию и выкопав колодец. Позже он воздвиг здесь ещё часовню.

Со временем и другие монахи, узнавая о подвижнической жизни святого и находя скитское жительство подходящим для себя, стали селиться невдалеке от келлии преподобного. Для удовлетворения нужд братии была устроена водяная мельница, а со временем на высокой насыпи, землю для которой носил сам Нил, был построен деревянный храм в честь Сретения Господня. Также была сооружена братская усыпальница, где раз в неделю совершалась панихида.

Особенности скитского жительства

Жизнь братии в устроенном преподобным Нилом скиту строилась по восточному образцу. Монахи ставили себе келлии на значительном расстоянии друг от друга, на расстоянии брошенного камня, и селились в них по одному. Виделись они не чаще двух раз в неделю за богослужением. На пропитание они должны были зарабатывать исключительно своим рукоделием, причём избирался именно такой вид рукоделия, которым можно было заниматься, не покидая келлии. Главным деланием монахов, таким образом, становилась непрестанная молитва и изучение Священного Писания.

Главным деланием монахов становилась непрестанная молитва и изучение Священного Писания

Известно, что сам преподобный Нил занимался сверкой списков церковных книг и их исправлением с целью наибольшего приближения к оригиналу. Именно на учении святых отцов и исполнении заповедей святой и старался строить всю духовную жизнь в скиту. Сам он писал, что искал ответ на любой неразрешимый вопрос лишь в Священном Писании или Предании, и если не находил, то откладывал вопрос на время и вновь искал, и находил ответ лишь в священных книгах. Так же он учил поступать и своих сподвижников. В связи с этим неграмотных монахов Нил в скит не принимал. Сохранились и некоторые собственные труды преподобного: несколько посланий и «Устав скитского жития».

Ошибочным, однако, будет считать, что жизнь в скиту преподобный Нил Сорский противопоставлял общежительному жительству монахов, отвергая последнее как неудобное для спасения. Об этом свидетельствует и тот факт, что в самом скиту Нил не совершал монашеских постригов – сюда приходили уже постриженные монахи из общежительных монастырей. Таким образом, скитское иночество заняло лишь место недостающего звена в уже сложившейся монашеской традиции, как средний путь между общежитием и отшельничеством.

Пример нестяжательности

Ещё одним обязательным условием жительства в скиту была крайняя нестяжательность монахов. Ничего лишнего в келлии они не должны были иметь, зарабатывали лишь столько, сколько необходимо для их пропитания. Для тех же монахов, кто в силу физической немощи не мог зарабатывать рукоделием, позволительно было брать милостыню у других, но только самую необходимую, чтобы жить без излишества. Не оправдывал Нил дух стяжательства иноков и необходимостью подавать милостыню. Он считал, что главная милостыня монахов состоит в духовном совете и слове утешения.

Свою позицию крайнего нестяжательства преподобный выразил на Московском Соборе 1503 г., на котором он выступал за то, чтобы монастыри отказались от владения селами. Это вызвало противостояние между «нестяжателями» и сторонниками игумена Иосифа Волоцкого («иосифлянами»), который отстаивал право монастырей на владение имениями. И хотя сторонников позиции Нила Сорского тогда оказалось намного меньше, сама идея нестяжательства ещё долгое время была поддерживаема многими иноками и даже целыми монастырями.

Завещание преподобного Нила

7 (20) мая 1508 года, на праздник святых жен-мироносиц, старец Нил преставился. Будучи смиренным при жизни, он желал остаться таковым и по смерти, что выразилось в завещании похоронить его без всяких почестей или же отдать тело на съедение диким зверям. «Ибо оно тяжко согрешило пред Богом и недостойно погребения», – писал он в своём завещании. Эту часть завещания иноки не исполнили и погребли тело преподобного Нила у стен построенного им храма Сретения Господня. В более поздних источниках упоминается и часовня, построенная над гробом святого.

Ещё задолго до своей смерти Нил передал своему верному ученику Иннокентию и распоряжения относительно основанного преподобным скита: «Здесь же как было при жизни моей, так пусть будет и по смерти». Сам святой неоднократно свидетельствовал своё покровительство над обителью и по смерти. Так, когда в 1569-м году царь Иоанн Грозный хотел построить каменный храм вместо деревянного, сам преподобный Нил явился ему во сне и строго запретил это делать.

Спустя много веков после этого – в 1840-е годы – вновь возникла идея строительства каменного храма в Нило-Сорской пустыни на месте старого. Однако когда начали вестись строительные работы, своды нового храма рухнули, но при этом чудом удалось спастись находившимся там строителям. Позже над могилой преподобного всё же был воздвигнут храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

В советские годы скит преподобного Нила был закрыт и отдан в пользование вначале Дому инвалидов, а затем – в 1961-м году – психоневрологическому интернату. Со временем были обнаружены останки одного из монахов, как предполагали, самого Нила Сорского. Долгое время они хранились в музее и лишь в 2001-м году были отправлены в Москву на экспертизу. Однако после этого в интернате случился большой пожар и ряд других трагических событий, в связи с чем было решено вернуть останки назад и положить их на старое место – под полом бывшего Тихвинского храма, теперь служившего столовой для больных. Так завещание преподобного Нила Сорского о погребении его останков без почестей было исполнено спустя много веков.

Поучения преподобного Нила Сорского

О борьбе со страстями

Ум свой должно содержать в великом благоговении, надежде на Бога, чтобы все делать к благоугождению Его, а не из тщеславия и человекоугодия, постоянно помня, что Господь всегда с нами, все наполняющий и вездесущий. Создавший наше ухо и око все слышит и видит.

Труды телесные требуются только от крепких силами и здоровых, сообразно силам каждого; мысленное же делание, постоянное блюдение ума в благоговении, памятовании о Боге, в любви к Нему, – требуется от всех, даже и находящихся в великой болезни.

Страсть, во всех своих проявлениях, подлежит или соразмерному с виною покаянию, или будущему мучению.

Нужно непрестанно каяться и молиться об избавлении от всякой страсти. Будущей же муке подлежат не за брань врага, а за свою нераскаянность.

Будущей же муке подлежат не за брань врага, а за свою нераскаянность

Отгонять и искоренять помыслы могут только совершенные в духовной жизни, а противостоять им – преуспевающие в ней. А новоначальные и немощные только молятся об избавлении от них и стараются дурные помыслы заменить хорошими…

Самые помыслы гневные нужно искоренять из сердца, что и будет полным сердечным прощением. Великую же победу над гневным помыслом одерживает тот, кто не только прощает, но и молится за оскорбителя.

Побежденный духом гордости сам для себя и бес, и враг и в себе самом же носит готовую для себя погибель.

Слово Божие никто не должен утаивать по своему нерадению, но, сознавая свою немощь, не скрывать и Божией истины, чтобы, наряду с преступлением заповедей, не быть нам повинными и в превратном толковании другими Божиих слов.

О молитве

Много добродетельных деланий, но все они – частные; сердечная же молитва – источник всех благ, она напояет душу, как сады.

Молиться за брата – это есть любовь и прощение, а призывать в помощь его молитвы – это уже есть смирение.

Умная молитва выше телесной; телесное делание – лист, а внутреннее, умное – плод.

О скорбях

Без попущения Божия враг не может сам по себе причинить нам ничего: он опечаливает дух наш не столько, сколько бы ему хотелось, но сколько попустит ему Бог.

Если скорбь приходит от людей, претерпевать ее нужно благодушно, нужно молиться за оскорбителей, твердо зная, что не без Промысла Божия случается все с нами, но Бог устраивает нам это на пользу и для спасения наших душ.

Хотя в настоящее время посылаемые скорби и кажутся нам бесполезными, но впоследствии мы увидим, что истинно полезно нам не то, чего мы сами желаем, но то, что устраивает Бог.

Душа, желающая угодить Богу, должна запастись терпением и надеждою

Прежде же всего душа, желающая угодить Богу, должна запастись терпением и надеждою. Ибо в том и состоит хитрость врага, чтобы навести на нас уныние и чрез то лишить надежды на помощь Божию. Но Бог никогда не попускает врагу одолевать душу, уповающую на Него, поскольку знает немощи наши.

Иноческая милостыня в том, чтобы помочь брату во время его нужды советом, утешить его скорбь мудрым рассуждением. Но это дело способных, для новоначальных же составит милостыню претерпевание скорбей, обид и укоризны от братий.

Без искушений никто никогда не может получить венца, потому, находясь в искушении, должно возблагодарить Господа, Благодателя и Спасителя нашего!

Бог терпит все немощи человека, всегда же ропщущего не потерпит, даже и накажет его.

Нам нужно иметь скорбь полезную, скорбь о грехах наших, с доброю надеждою на милосердие Божие чрез покаяние, зная, что нет греха, который бы победил человеколюбие Божие, что оно все прощает кающимся и молящимся. Этим-то скорбь для человека растворяется радостью, делает его усердным ко всякому добру и терпеливым во всех злоключениях.

Источники:

  1. Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения / Изд. подг. Г.М. Прохоров. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005.
  2. Преподобный Нил Сорский // Поселянин Е. Избранные жития святых. М: Артос-Медиа, 2011.
  3. Полное житие преподобного Нила Сорского
  4. Правдин А. Преподобный Нил Сорский и устав его скитской жизни
  5. Еп. Иустин. Преподобный и Богоносный отец наш Нил, подвижник Сорский, и Устав его о скитской жизни
  6. Великие русские старцы. Преподобный Нил Сорский (1433–1508)

Александр I Павлович

Император и самодержец Всероссийский с 12 марта 1801 года. В официальной историографии именовался Благословенный.

Александр I родился 12 декабря 1777 года. Его отцом был император Павел I. Рождение пришлось на время правления бабки, Екатерины Великой, у которой были непростые отношения с отцом Александра. Сразу после рождения императрица забрала внука у родителей и приняла решение, что она сама будет воспитывать его и сделает из него идеального императора. Главным наставником юного наследника стал швейцарец Лагарп, который дал ему хорошее образование западного образца.

Первоначально Александр даже уверился в создании идеального, гуманного общества. Благосклонно относился к идеям Французской революции, хотел помочь полякам, лишенным своей государственности, да и к русскому самодержавию относился с высокой долей скепсиса. Однако время все расставило на свои места.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в результате дворцового переворота был убит Павел I. Александр I стал новым российским императором. Он тяжело переживал гибель отца, и чувство вины терзало его всю жизнь.

Внутренняя политика Александра I

Внутренняя политика Александра I на первых порах была направлена на то, чтобы исправить ошибки, допущенные в период правления отца. Ведь основной причиной недовольства стало лишение привилегий дворянства, и он сразу восстановил эти права.

В этот период внутренняя политика носила либеральный характер. В первую очередь получили амнистию все попавшие в опалу при Павле I. Царь разрешил свободно выезжать за границу, была ослаблена цензура, а в стране вновь появилась иностранная пресса.

При Александре I проводится масштабная реформа государственного управления. Он создает Непременный совет – орган, который мог обсуждать и даже отменять указы императора.

Коллегии были заменены министерствами, во главе которых встали ответственные лица. А созданный кабинет министров стал главным административным органом империи.

Не менее важное место в политике Александра I занимал крестьянский вопрос. Давая привилегии дворянству, он предпринимал большие усилия, чтобы облегчить положение русского крестьянства. Указ от 1801 года позволял купцам и мещанам покупать свободные земли для организации хозяйственной деятельности. По сути, этот указ разрушал вековую монополию дворянства на владение землей.

В 1803 году в стране появились «вольные хлебопашцы», то есть помещик мог сделать крепостного человека вольным за выкуп. Правда, такая сделка могла осуществиться только при обоюдном согласии.

При Александре I разрабатывались и проекты дарования свободы крестьянству, но, как известно, они остались только на бумаге и воплотились в жизнь в 1861 году.

Не была обойдена вниманием и реформа народного образования. Император понимал, что государству катастрофически не хватает квалифицированных кадров. Новая система образования делилась на четыре преемственные между собой ступени.

Во главе каждого учебного округа стояли местные университеты, и уже университет обеспечивал кадрами все уровни образовательных учреждений. При Александре I открылось пять университетов и большое количество гимназий и училищ.

Внешняя политика Александра I

Внешняя политика Александра I прежде всего связана с наполеоновскими войнами. Почти весь период правления Александра Россия воевала с Францией.

20 ноября 1805 года состоялось крупнейшее сражение между объединенными русскими и австрийскими войсками и французскими войсками под Аустерлицем. Наполеон одержал здесь сокрушительную победу. Поражение в этой битве полностью осталось на совести Александра I, который не прислушался к советам опытных русских полководцев, в том числе М. И. Кутузова.

Следующее поражение русских войск под Фридландом привело к заключению Тильзитского мира. Русские и французы разделили господство над европейскими территориями. Россия была вынуждена присоединиться к континентальной блокаде Англии.

Читайте также:  Житие Феодосия Печерского - описание и история жизни, биография, чудеса и дни памяти святого

В дальнейшем Россия постепенно оправляется от своих поражений. Растет и ее могущество. В войне 1808–1809 годов русские войска отбирают у Швеции Финляндию.

Во время войны против турок русские войска захватывают Молдавию и Валахию, а русский флот под командованием Сенявина громит турецкий флот в Эгейском море.

В 1810 году Наполеон просит руки сестры Александра Павловича – Анны, но получает отказ, что тоже способствует ухудшению отношений между двумя странами.

В июне 1812 года началась Отечественная война. В этой войне непосредственное участие императора в планировании и ведении боевых действий было минимальным. Командующим русской армией был назначен Михаил Кутузов, который с честью выполнил возложенные на него обязанности.

После изгнания Наполеона из России Александр I решил не прекращать борьбу до низложения Бонапарта. Александр видел свою миссию в избавлении Европы от тирании Наполеона.

Принято считать, что Александр I умер в Таганроге в 1825 году. Смерть наступила очень быстро, что породило большое количество слухов. Долгое время в народе ходила легенда, что в Таганроге похоронили совсем другого человека, а сам император продолжил странствовать по стране в образе старца-отшельника.

Аристотель: краткая биография, философия и основные идеи

Имя великого грека Аристотеля знает каждый школьник и студент. Оно встречается им на страницах учебников по математике, философии, истории, геометрии. Также Аристотель знаменит своими сочинениями, собственной философской системой и прогрессивными идеями, а также личным знакомством с Александром Македонским.

Детство и юность

Аристотель появился на свет в македонском городе Стагире в 384 или в 383 году до нашей эры в семье врача Никомаха, который служил при дворе царя Аминты Третьего. Отец был родом с острова Андрос, а мать будущего философа – Фестида – с Халкиды Эвбейской. Род отца был одним из самых древних в Элладе. Никомах настоял на том, чтобы Аристотеля и остальных детей обучали с ранних лет, что считалось нормальным для знатных семейств того времени. Благородное происхождение и высокий статус отца сослужили ему службу, когда его родители в 369 году до нашей эры умерли. Аристотеля усыновил муж его старшей сестры, которого звали Проксен. Именно он настоял на том, чтобы племянник продолжил свое обучение, и всячески этому способствовал. От отца Аристотель унаследовал интерес к медицине, биологии и естествознанию. Проводя много времени при дворе Аминта Третьего, мальчик общался с его сыном – Филиппом, который позже стал новым македонским царём под именем Филипп Второй.

Отец оставил сыну приличную сумму денег, которые пошли на обучение Аристотеля. Проксен покупал мальчику книги, в том числе и самые редкие. Опекун и воспитанник были очень близки, и эту дружбу Аристотель пронес через всю жизнь. После смерти опекуна он делал все, чтобы семья Проксена ни в чем не нуждались.

Формирование мировоззрения и философских идей

Отец Аристотеля написал несколько сочинений по медицине, которыми зачитывался мальчик в юности. Также среди наследия Никомаха были его личные наблюдения, описывавшие органическую и неорганическую природу. Эти сочинения способствовали формированию мировоззрения мальчика, которое продолжало развиваться под влиянием следующих факторов:

  • Аристотель постоянно слушал при дворе и в семье рассказы о Сократе, Платоне и других мудрецах из Афин.
  • Проксен заставлял мальчика много читать книг по естествознанию и передавал ему свои личные знания и мудрость.
  • После переезда в Афины в 367 году до нашей эры Аристотель стал изучать труды Платона.
  • Также он знакомился с философскими сочинениями других греческих философов и мудрецов.
  • Продолжая своё образование, Аристотель учился в Афинах – центре политической, общественной, культурной и научной жизни древней Эллады.

Огромное влияние на Аристотеля оказывала среда, в которой он вырос. С юных лет Аристотель привык жить красиво, ни в чем себе не отказывая. Поэтому его кодекс поведения отличался от образа жизни древнегреческих философов и историков.

В первую очередь, Аристотель делал все, что хотел, не терпя никаких ограничений. Он ел и пил, что хотел, одевался совсем не так, как другие греки, увлекался женщинами, тратил на них большие средства. При этом женщин он не оценивал слишком высоко и этот факт совсем не скрывал.

Отказ от аскетического образа жизни философа, к которому так привыкли афиняне, отвернули от Аристотеля жителей Афин. Они отказывались признавать его настоящим философом, не считая его равным Платону. Последний, впрочем, несмотря ни на что, отдавал должное острому уму и идеям Аристотеля.

Подобный образ жизни привел к тому, что грек потратил состояние, которое осталось от отца. Биографы Аристотеля говорят о том, что философ решил стать дрогистом. То есть, заняться собиранием лекарственных трав и изготовлением зелий на продажу. По другой версии, Аристотель не тратил состояние, а занимался медициной и зельями, поскольку хотел помогать больным. Скорей всего, это и вызвало зарождение слухов о том, что Аристотель спустил все деньги на кутежи и женщин.

Платоновский период

Два великих грека познакомились уже тогда, когда Аристотель сформировал собственную философскую концепцию, а Платон уже был знаменит в эллинском мире. Его авторитет был неопровержим, но это не мешало Аристотелю критиковать своего учителя, спорить с ним и любить его. Рядом с Платоном Аристотель был 17 лет, которые были наполнены разными событиями. Ученика часто упрекали в неблагодарности к Платону, но сам Аристотель говорил, что вынужден выступать против своего учителя. В его стихах и сочинениях биографы находят подтверждение этой версии.

В одном из своих сочинений Аристотель говорил, что ради истины обязан критиковать Платона и оспаривать его тезисы. При этом в каждой полемике ученик всегда был почтителен с учителем. Насмешки доставались другим. Например, старцу-софисту Исократу, в лице которого Аристотель изобличал всех софистов и насмехался над ними.

Почти двадцать лет ученик находился в Академии Платона. В это время он практически не интересовался политической жизнью Афин. После смерти Платона в 347 году до нашей эры Аристотель и Ксенократ решили покинуть город, поскольку имущество и управление Академией перешли в руки Спевсиппа.

За пределами Афин

Греки отправились в Малую Азию, где остановились в городе Атарнея, которым управлял тиран Гермий. Это был ученик Аристотеля, воспитанный на его идеях и философии. Гермий, как и его учитель, стремился избавить греческие полисы в Малой Азии от владычества Персии. Некоторые современники Аристотеля считают, что философ приехал к тирану не с личным визитом, а с дипломатической миссией.

Тирана Гермия вскоре убили по приказу персидского царя Артаксеркса. Убийство Гермия стало ударом для Аристотеля, который потерял не только друга и ученика, но и союзника в борьбе за независимость полисов. В дальнейшем он посвятил ему два стихотворения, в которых воспел добродетели Гермия.

В Атарнее Аристотель провел три года, женился на приёмной дочери Гермия – Пифиаде, сблизившись с ней после смерти её отца. Вместе с ней, спасаясь от персов, Аристотель бежал из Атарнеи на остров Лесбос в город Митилен. В браке философ с Пифиадой прожил всю жизнь, пережив ее на несколько лет. У пары была дочь, которую назвали в честь матери. Друг Аристотеля Ксенократ в это время вернулся в Афины. Пребывание на Лесбосе не продлилось долго. Философ вскоре получил письмо от Филиппа Второго, который после смерти своего отца возглавил Македонию. Филипп приглашал Аристотеля стать воспитателем его сына – Александра.

Македонский период

Точная дата приезда Аристотеля в Пеллу – столицу Македонии – неизвестна. Скорей всего, это произошло в конце 340-х гг. до нашей эры. Здесь философ пробыл восемь лет, из которых три года отдал воспитанию наследника престола. Аристотель в обучении Александра отдавал предпочтение героическим эпосам и поэзии того времени. Особенно македонскому принцу нравилась Илиада, в которой идеальным героем для Александра стал Ахиллес. Процесс воспитания и обучения закончился в тот момент, когда Филиппа Второго убили, и Александр стал новым правителем Македонии.

Одновременно с обучением, Аристотель занимался наукой, развивал свои идеи, наблюдал за природой. И Филипп, и Александр выделяли большие деньги для того, чтобы грек ни в чем не нуждался. Став правителем, Александр отдал распоряжение о том, чтобы придворные доставляли ученому редкие виды животных, растений, трав, деревьев. При дворе македонского царя Аристотель пробыл до тех пор, пока правитель страны не отправился в поход в Азию. После этого философ собрал свои вещи и отправился в Афины. В столице вместо грека остался его племянник Каллисфен, который был воспитан в духе аристотелевской философии и мировоззрения.

Как и все, что связано с Аристотелем, пребывание в Македонии опутано слухами и тайнами. Современники философа говорили о том, что он много времени проводил в походах с Александром, когда тот стал завоевывать мир. Биографы же утверждают, что таких поездок не было, а все наблюдения за редкими животными, жизнью других народов Аристотель делал во время пребывания при македонском дворе.

Возвращение в Афины

После Македонии Аристотель в возрасте 50 лет в сопровождении жены, дочери и воспитанника Никанора вернулся в родной город Стагир. Он был полностью разрушен во время греко-македонских войн. Стагир восстановили на деньги Александра Македонского, отец которого и приказал сравнять Стагир с землей. За это жители города построили здание для Аристотеля, чтобы он тут учил своих сторонников. Но Аристотель отправился дальше – в Афины. Здесь философ открыл собственную философскую школу, которая находилась за чертой города, поскольку Аристотель не был полноправным гражданином этого греческого полиса. Школа находилась в Лике, где занимались афинские гимнасты. Школа располагалась на территории рощи и сада, в котором были построены специальные крытые галереи для прогулок. Такое строение в Древней Греции называлось перипатос, отсюда, скорей всего, и возникло название школы Аристотеля – перипатическая.

В Афинах, вскоре после переезда, умерла Пифиада, что стало ударом для философа. В ее честь он построил мавзолей, куда приходил оплакивать почившую супругу. Спустя два года он снова женился на рабыне Гарпимиде, в браке с которой у него родился сын Никомах.

Занятия в школе Аристотель проводил два раза в день – по утрам, беседуя с учениками о самых трудных предметах и философских проблемах, и по вечерам, обучая тех, кто находился только в начале философского познания. Были в школе банкеты, куда ученики приходили только в чистой одежде.

В конце правления Александра Македонского произошло охлаждение в его отношениях с Аристотелем. Македонский царь провозгласил себя богом и требовал соответствующих почестей от приближенных. Не все соглашались делать это, и Александр казнил их. Среди жертв гордыни Александра был и Каллисфен, который после отъезда дяди в Афины стал личным историографом царя.

Смерть Александра Македонского вызвала в Афинах восстание, философа обвинили в неуважении к греческим богам. Над греком должен был состояться суд, но его Аристотель не дождался и уехал в Халкид. Здесь он скончался в 322 году через два месяца после приезда. Управление школой в Афинах перед путешествием философ оставил Теофрасту.

Практически сразу после кончины Аристотеля появился слух о том, что грек совершил самоубийство. Эта неправдоподобная версия возмутила учеников философа, которые знали, что Аристотель всю жизнь выступал против самоубийства.

Похоронили философа в Стагире, где местные жители построили выдающемуся земляку шикарный мавзолей. К сожалению, здание до наших дней не сохранилось. Никомах – сын Аристотеля – готовил сочинения отца к изданию, но умер в молодом возрасте. Пифиада три раза была замужем, воспитывала троих сыновей, младшего из которых звали Аристотель. Именно он длительное время возглавлял школу своего знаменитого деда, заботился об учениках, сторонникахи сочинениях Аристотеля-старшего.

Наследие философа

Грек писал очень много трудов, о чем свидетельствуют записи в античных каталогах. До наших дней сохранилась совсем небольшая часть произведений философа. К ним относятся:

  • «Политика».
  • «Законы».
  • «Государственные устройства».
  • «Этика Никомаха».
  • «О философии».
  • «О справедливости» и другие.

Философские идеи Аристотеля

Его считают универсальным ученым, человеком энциклопедических знаний, который изучал логику, этику, психологию, физику, биологию, математику. Он изучал место, которое философия занимает среди наук. Под философией Аристотель понимал комплекс научных и теоретических знаний о действительности. Среди основных идей, которые в своем учении разрабатывал Аристотель, стоит отметить:

  • Человеческое мышление и мир – сложные, многосторонние явления.
  • Суть человеческого мышления – самый главный предмет философии как науки.
  • Существуют понятия «первая философия», под которой Аристотель понимал метафизику, и «вторая философия», ставшая потом физикой. Метафизику интересует только то, что существует всегда и везде. Любопытно, что метафизика – это все сочинения, написанные Аристотелем после произведения «Физика». Термин «метафизика» использовал не сам философ, а его ученик Андроник, дословно это слово так и переводится «после физики».
  • Все сущее состоит из двух начал – материи и формы, которая является действующим и ведущим элементом.
  • Бог – это источник всего творческого и всего активного. Также Бог – это цель, к которой все сущее все время стремиться.
  • Душой обладают и люди, и растения, и животные, у которых душа имеет чувства. У растений душа – стимулирует рост. У людей душа обладает разумом.
  • Душа бестелесная, это форма живого тела, но не его внешняя форма, а внутренняя. Душа неотделима от тела, из-за чего не существует переселение душ.
  • Бог и первоматерия определяют границы мира, а также задают их.

В политической сфере Аристотель понимал человека как общественное животное. Его сферу жизни формируют государство, общество и семья. Государство у философа – это государственный деятель, который управляет людьми так, как того требуют обстоятельства, заботясь об их духовном, моральном и физическом развитии. Для государства самыми лучшими формами могут быть только:

  • Аристократия.
  • Монархия.
  • Умеренная демократия.

Обратными негативными сторонами таких государственных форм считаются охлократия, тирания и олигархия.

Существующие науки Аристотель поделил на три группы:

  • Поэтические, способные внести в жизнь человека прекрасное.
  • Теоретические, обучающие знаниям. Это математика, физика и первая философия.
  • Практические, отвечающие за поведение человека.

Аристотель считал, что знания человек получает, основываясь на собственных ощущениях, опыта и умений. Все эти категории можно проанализировать и сделать потом выводы (умозаключения). Знания человек получает только тогда, когда может применить их на практике. Если этого не происходит, то такие знания стоит называть мнение.

Ссылка на основную публикацию