Дмитрий Донской: житие и биография князя, деятельность и княжество, дни памяти

Житие святого благоверного князя Дмитрия Донского

Житие святого благоверного князя Дмитрия Донского.

«Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными и с младенческих лет возлюбил Бога». Любовь к Богу стала основной чертой князя. Родившись в 1350 году от князя Иоанна Красного и княгини Александры, он оказался под непосредственным влиянием святого Митрополита Алексия, который был близким другом и советником отца.

Когда же умер в 1359 году князь Иоанн, то святитель заменил юному Димитрию отца, воспитывая его совершенно в духе истинного познания Бога.

Святой Димитрий Донской, икона начала XXI века – изображение со страницы «Успенский собор» книги «Храмы Соборной площади Коломны».

Долгое время святитель поучал Димитрия любви к Богу, повиновению Его воле, обращению к Нему с горячей молитвой. «Ещё юн он был годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вёл, и непристойных слов не любил, и злонравных людей избегал, а с доброжелательными всегда беседовал», – говорится в «Слове о житии…»

Действительно, святитель Алексий предвидел необходимость воспитания в нём мужества и духовной силы для самостоятельного решения государственных дел.

Памятные места, связанные с именем Дмитрия Донского.


Памятник святому благоверному князю Дмитрию Донскому в Коломне.

Памятник-колонна Дмитрию Донскому установлен на Куликовом поле и увековечивает память героев Куликовской битвы.

Недалеко от Куликова Поля находится Святой источник – Прощенный колодец, где, по преданию, Дмитрий Донской омывал раны своих воинов и прощался с ними после Куликовской битвы.

Положение на Руси было тяжёлое, народ нуждался в умном правителе. Здесь святитель всегда служил для Димитрия личным примером, что укрепляло молодого князя. Всенощные бдения, душеспасительные чтения, беседы с подвижниками – всё это глубоко волновало душу.

Современник князя, Епифаний Премудрый, которого считают автором жития, писал о нём: «С Богом все творящий и за Него борющийся». Знал святой Димитрий, что в его руках находится власть от Бога творить суд, милость и правду. Ведь с самого начала жизни Великий князь был приобщен к среде русского подвижничества, пребывал в атмосфере, которую создавал вокруг себя Преподобный Сергий.

«Царским саном облеченный жил он по-ангельски, постился и сново вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью бесплотных».

Так Епифаний описывает жизнь князя: «Землею Русскою управляя, он в душе об отшельничестве помышлял, царскую багряницу и царский венец носил, а в монашеские ризы всякий день облекаться желал. Всегда почести и славу от всего мира принимал, а крест Христов на плечах носил, божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресенье Святых Таинств приобщался. С чистейшей душой хотел он перед Богом предстать; поистине земной явился ангел и небесный человек».


Князь Димитрий Донской, художник И. Глазунов – изображение со страницы «Церковь Воскресения Словущего» книги «Храмы Соборной площади Коломны».

Возмужавший князь стал сильнее ощущать необходимость освобождения Руси от монголов. Пламенная вера, искреннее чувство любви к Богу помогали ему на протяжении всей его жизни мужественно стоять за родную землю и сохранить «Божий Престол» в чистоте и неприкосновенности от чуждых и враждебных Церкви влияний.

«Кому уподоблю великого сего князя Димитрия Ивановича, Царя Русьския земли и собирателя христианского? Приидите, возлюбленные друзья церкви…достойно похвалить держателя земли Русьской», – пишет Епифаний Премудрый. «Держатель земли Русской» жил в Боге, и Господь не оставлял его. За свои 39 лет князь пронес в себе надежду на Его Божественный Промысл, скорбя по угнетенной Руси. Волжская Булгария, р.Вожа, Куликово поле – факты милосердной помощи Божией в непосильных сражениях князя с татарами. Внутриполитические дела, проблемы с Рязанским, Тверским, Литовским и Суздальскими княжествами помогали Димитрию решать угодники Божии: Преподобный Сергий, святитель Алексий, Феодор Симоновский. Так помогала князю его любовь ко Христу, что он воистину стал доброй почвой, принесшей плоды во сто крат (Притча о сеятеле, Мф.13, 18-23).

Но, как море не может вместиться в сосуд, так и любовь Христова не содержится в человеке, а изливается ко всем близким. Потому и Димитрий обладал необыкновенной любовью к людям, которая не замедлила проявиться в его семье, а затем и в широком смысле – изливаться на весь христианский народ.

В основе жизненного уклада великокняжеского дома находился истинно христианский брак. Семейная жизнь великокняжеской четы проходила под духовным руководством Святителя Алексия, позже – Феодора Симоновского.

В жизни святого благоверного князя был надёжный спутник, верный и любящий друг. «Ещё и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Также и Дмитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнём божественного духа распалялись и слезами покаяния очищались».

Такие слова для описания совместной семейной жизни великокняжеской четы находит автор «Слова о житии…» Супруга князя, Евдокия Димитриевна, вела подвижническую семейную жизнь при жизни Димитрия (младшая дочь Нижегородского князя Дмитрия Константиновича), а после его смерти приняли постриг с именем Ефросинья, знаменуя остаток своей жизни аскетическими подвигами и чудесами. Она принадлежала к ученикам Преподобного Сергия.

У супругов было 12 детей, из них двое сыновей Димитрия Иоанновича и Евдокии Димитриевны были крещены Троицким Игуменом. Можно представить, какой мир и спокойствие царили в этой христианской семье. Сразу хочется вспомнить слова известного русского философа Владимира Соловьёва: «Смысл любви – действительно, всем нашим существом принять то безусловное значение за другим человеком, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе». Ведь христианский брак есть великое таинство, это подобие союза Христа с Церковью, которой нерасторжим. И как Господь предал Себя за Церковь на смерть, ради её спасения, так и в семье должно быть самопожертвование.

Духовное зерно было заложено в княжеском союзе, «малая церковь», связанная с «большой семьёй» – государством, служила наглядным примером единства.

Но единство было необходимо всему народу. «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе; так и вы, если не будете во Мне», (Ин. 15,4) – сказал некогда Христос Своим ученикам. Внутренняя политика Дмитрия Донского была направлена на единодержавие. Только единство религиозно-нравственного начала, только «симфония властей» могли обеспечить жизнеспособность и безопасность российского государства.

К этому стремился святой Димитрий, как мудрый политик, любящий свой народ.

Брак с княжной Евдокией в Коломне в 1366 году укрепил союз с Суздалем. В период княжения Дмитрия шла борьба за укрепление и целостность государства.


Княгиня Евдокия Московская, художник И. Глазунов – изображение со страницы «Церковь Воскресения Словущего» книги «Храмы Соборной площади Коломны».

Продолжительная борьба с Литвой и Тверью (1368-1375 годы), конфликты с Рязанским князем (1371 год) закончились подписанием мира и признанием власти Москвы. В 1368 году, после разрушительного нашествия литовцев, был заключен союз с Новгородом и Псковом. Великий князь Дмитрий Иоаннович вошел в русскую историю как герой Куликовской битвы. Хан Мамай был недоволен политикой, проводимой Великим князем: размер выплачиваемой в Орду дани сократился, в Нижнем Новгороде была разгромлена татарская дружина и убит посол, но никто не был наказан за это. Мамай стал собирать силы, одновременно посылая на Русь небольшие отряды.

В 1377 году, воспользовавшись оплошностью русских воинов, татарский царевич Араб-шах почти полностью разгромил объединение московско-нижегородское войско. В 1378 году на Русь был послан ещё один отряд под предводительством Бегича. Сражение на реке Воже закончилось победой русских. Это была первая с начала нашествия победа русского войска над татарами.

В 1380 году Мамай с огромным войском выступил против Руси. Узнав об опасности, Дмитрий Иоаннович разослал по всем русским княжествам гонцов с указанием немедленно собирать войско и идти в Москву. Более ста пятидесяти тысяч русских воинов выступили из Москвы навстречу Мамаю. В грозный 1380 год на призыв Димитрия откликнулись практически все княжества, за исключением Рязанского, Нижегородского и Тверского. Накануне отъезда Великий князь получил благословение настоятеля Троице-Сергиева монастыря, преподобного Сергия Радонежского.

«Если останемся живы – ради Господа, если умрем за мир сей – ради Господа!» – звучала торжественная речь князя 21 сентября на Куликовом поле. По благословению Преподобного Сергия он заложил ещё в 1378 году Успенский Стромынский монастырь, чтобы перед началом решающей битвы с Ордой собрать в него молитвенников со всей Русской земли, чтобы духовно поддержать Русь.

Церковь вдохновляла прихожан храмов проповедями, призывала к посту и молитве. И вот наступил решающий момент в жизни Великого князя. Тридцать лет его окружало влияние великих святых его времени. В такой атмосфере его дух приобрёл крепость и свободу. Он привык действовать с надеждой на единого Бога, – и теперь, имея Его своим помощником, он оказался в силах выступить против Орды. Под влиянием Церкви в его душе давно сформировалась и укрепилась идея единой Русской земли.

Противостояние татарам мыслилось ему не одинокой оппозицией Московского княжества, но отпором со стороны союза всех русских уделов, стремившихся не только освободить свою родную землю, но и защитить веру. Когда в августе 1380 года на Девичьем поле у города Коломны к пришедшим из Москвы ратям присоединились полки двух литовских князей Димитрия и Андрея, князь с любовью и со слезами благодарности Богу принял собратьев во Христе и укрепился духом.

Открытие во Владимире мощей благоверного князя Александра Невского, явление по дороге в Коломну образа Святителя Николая, благословение Преподобного Сергия и обещание им высшей помощи Божией – все это вдохновило князя перед сражением. Он готов был сразиться за веру и пострадать за Христа.

«Отцы и братья мои, Господа ради сражайтесь и святых ради христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, но жизнь вечная; и ни о чём, братья, земном не помышляйте, не отступим ведь, и тогда венцами победными увенчает нас Христос – Бог и Спаситель душ наших», – говорил перед битвой святой Димитрий, обращаясь к братьям. После молитвы князя перед образом Нерукотворного Спаса, вышитым на стяге, с именем Пресвятой Троицы и Божией Матери на устах, с надеждой на заступничество Преподобного Сергия воины начали бой. Оба противоборствующих войска встретились 8 сентября 1380 года на поле Куликовом. В ходе битвы объединённое русское войско наголову разбило несметную рать Мамая.

Известен факт великого смирения князя, когда он надел великокняжеские доспехи на боярина Михаила Бренка, а сам ринулся в атаку, отражаясь порой удары нескольких воинов. Это ещё более вдохновило дружину. Битва представляла собой противостояние добра и зла. «От сотворения мира не было такой битвы у русских великих князей, как при этом Великом князе всея Руси», – повествует летописец.

В то время народ с плачем молился в храмах, Церковь земная призывала на помощь Церковь Небесную. И она не замедлила явиться своей непобедимой силой. Видели ангелов, помогающих христианам – во главе «трисолнечного» полка стоял архистратиг Михаил, по небесам шествовали рати святых мучеников и с ними – святые воины: Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Борис и Глеб. От духовных воинств на татар летели тучи огненных стрел.

Враги обратились в бегство. Смертельная тишина воцарилась над полем. Среди огромного количества трупов раздавались стоны раненых и голоса ищущих бойцов. Князя долгое время не могли найти, но Господь сохранил святого. Многие уже не надеялись увидеть его, когда всего израненного, чуть живого, нашли Димитрия в роще под ветвями срубленной берёзки. Над полем истаивал последний свет праздничного дня.

В день Рождества Богородицы на головы православных воинов опустилось множество венцов. В те дни поредела дубрава, укрывавшая 21 сентября русский засадный полк, сыгравший решающую роль в сражении. Дровосеки и плотники подбирали деревья поровней, гробы свозились к месту братского захоронения. Со слезами братской любви и благодарности смотрел князь на тела умерших, принявших мученические венцы.

А в Троицком монастыре уже служились панихиды. Преподобный Сергий предвидел духовными очами исход битвы, называя имена погибших. Дорогой ценой досталась победа русских, но она положила начало избавлению, ослабив татаро-монгольское иго и укрепив мысль князя об объединении русских земель. Спустя два года, последовал ответный удар. В 1382 году хан Тохтамыш предпринял новый поход на русские земли. Хану удалось захватить Москву. Город был разграблен и сожжен. Другие русские города: Звенигород, Волок на Ламе, Можайск, Дмитров, Переяславль – также пострадали от набега. Поход Тохтамыша вернул Орде власть над русскими землями.

Но то была предсмертная агония. Главное, что народ осознал свою силу, которая лежит в уповании на Бога, в союзе княжеств, в симфонии властей.

Во время княжения Дмитрия Иоанновича в Москве был построен белокаменный Кремль – первая каменная крепость в Северо-Восточной Руси.

В 1389 году Великий князь почувствовал приближение смерти.

Преподобный Сергий преподал князю Святые Таинства и был главным свидетелем духовного завещания. Детям Димитрий дал наказ чтить свою мать, боярам – товарищеское согласие иметь и доверять друг другу. 19 мая 1389 года святой благоверный князь преставился. Он был похоронен в Архангельском соборе, рядом с гробницей его отца, деда, прадеда. На отпевании находился преподобный Сергий, князя оплакивала вся Русская земля. Рыдание московских жителей заглушало голоса певчих.

Через два года после преставления князя к его сыну, князю Василию Дмитриевичу, явились три знатных ордынца из ханской свиты – Бахтыхозя, Кыдырхозя и Маматхозя. Они сказали о своём желании служить московскому дому и принять Православие. Крестились прямо в Москве-реке на глазах у всех жителей столицы.

Осенью 1409 года войска Едигея подошли к стенам Москвы, но после трёхнедельной осады отступили. В то же время к Москве присоединились Муромское, Тарусское и Суздальско-Нижегородское княжество. Посеянные святым Димитрием семена давали богатые всходы.

Его подвиг необычайной верности идее политической свободы и государственного объединения был результатом его жизни во Христе. Как болезненное изнутри тело не может совладать с нападениями из внешней среды, так государство, не имеющее религиозного начала, не может противостоять нападкам со стороны недоброжелателей.

Святой благоверный князь Димитрий Донской был избранником Божиим, явившимся в самый тяжёлый период жизни для поднимающегося из развалин духовного сознания людей Православной Руси. Благодать Господня пребывала с ним всегда благодаря его любви к Богу и непрестанной надежде на Его милость. Князь сознавал себя слугой и верно служил, воплощая спасительную христианскую идею пожертвования собой ради блага и спасения ближних.

Так сквозь вехи далёких времён дошел до нас светлый образ благочестивого правителя, поборника Православия. Примером мудрости в управлении и смирения перед Жизнодавцем святой Димитрий стал среди сонма молитвенников Российских, вознося Господу прошения о всех чадах Церкви Христовой, дабы обратить сердца наши к тому, Который сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь!» (Ин.14,6).

Великий Князь московский Димитрий Донской канонизирован и причислен к лику святых на Соборе русской православной церкви в 1988 году как святой благоверный на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой даже до крови ради блага и спасения ближних.

Читайте также:  Житие пророка Исайи - полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти святого

Месяца мая в 19-й день Святаго благовернаго великаго князя Московскаго Димитрия Донскаго.

Тропарь, глас 3: Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская,/ языки побеждающа./ Якоже на Доне Мамаеву низложил еси гордыню,/ на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия,/ тако, княже Димитрие,/ Христу Богу молися,/ даровати нам велию милость.

Кондак, глас 2: Подвиги своими, святе Димитрие,/ страну нашу Бог сохрани,/ Давый тебе силу непобедимую./ И ныне, предстателю крепкий, соблюдай молитвами святыми/ град твой Москву невредим/ от всех навет вражиих.

Дмитрий Донской
Донской Дмитрий Иванович

Дмитрий Донской родился 20 октября 1350 года в городе Москва. Сын князя Ивана II Красного и его второй жены княгини Александры Ивановны. Его отец умер рано, и Дмитрий стал Великим князем владимирским и московским на десятом году жизни, с 1359 года, под опекунством Митрополита Алексия.

Не успев сесть на трон, 9-летний князь Дмитрий I оказался вынужден бороться за власть во Владимире с другими претендентами. Из-за козней Тверского князя Михаила началась война между Москвой и Литвой. Три раза литовский правитель Ольгерд пытался захватить княжество юного Дмитрия, хотя и безуспешно, но его нападения сильно подорвали экономику: окрестности были опустошены, тысячи людей угнали в плен.

Нарастающее могущество Московского княжества тревожило ханов Золотой Орды, и Мамай отправляет свои войска в сторону Москвы. Они разгромили Нижний Новгород, но в битве у реки Вожи русское воинство нанесло ордынской армии сокрушительный удар. Тогда Орда собирает еще большее число воинов и идет в новый поход на Русь. Итогом этого стала Куликовская битва, считающаяся одним из ключевых событий русской истории. В этой битве Дмитрий Донской получил контузию, потерял коня и позднее найден в бессознательном состоянии, но живым. Князь побеждает, но его неудачи на этом не прекращаются, хотя дань больше платить было не нужно.

После Куликовской битвы произошло слияние Владимирского и Московского княжеств, а Москва стала центром объединения русских земель. Однако через два года хан Тохтамыш воспользовался отсутствием великого князя в родном городе, напал и подчистую разорил Москву. Пришлось Дмитрию согласиться вновь платить дань Орде, хотя и значительно меньшую, чем раньше. Это привело московскую казну к опустошению, и Донской начинает новые междоусобные войны с Рязанью и Новгородом.

Дмитрий Донской являлся крепким, высоким, плечистым. Имел черную бороду и волосы, притягательный взгляд. Житие сообщает, что Дмитрий отличался благочестием, незлобивостью и целомудрием. При нем построен первый каменный кремль в Москве.

В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Впервые передал великое княжение сыну Василию I без санкции Золотой Орды.

Дмитрий умер рано, на 39-м году жизни, 27 мая 1389 года и погребен в Архангельском соборе в Москве. Канонизирован Русской православной церковью в 1988 году. По правилам Русской Православной церкви днем его кончины и памяти по новому стилю считается 1 июня.

Причислен к лику святых на Поместном соборе РПЦ в 1988 году. День памяти – 19 мая (1 июня нового стиля). Также его память празднуется в соборе Тульских святых, день памяти 22 сентября. С 2015 года установлено общее празднование памяти Дмитрия Донского и княгини Евдокии 19 мая (1 июня).

Имя Дмитрия Донского за несколько столетий стало символом русской воинской славы. В годы Великой Отечественной войны в честь Дмитрия Донского названа танковая колонна, созданная по инициативе Московской патриархии на пожертвования верующих и переданная в 1944 году танковым войскам СССР. В 2002 учрежден Орден «За Служение Отечеству» в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского. В русском флоте именем князя в разное время названы парусные линейные корабли 1771 и 1809 годов постройки, винтовой фрегат, океанский броненосный крейсер и атомная подводная лодка.

Именем Дмитрия Донского названы:

Бульвар Дмитрия Донского, Северное Бутово, Москва, Россия

Станция метро «Бульвар Дмитрия Донского», Северное Бутово, Серпуховско-Тимирязевская линия, Москва, Россия
Ул. Дмитрия Донского, Калининград, Россия
Ул. Дмитрия Донского, Павловский Посад, Павлово-Посадский район, Московская область, Россия
Ул. Дмитрия Донского, Коломна, Московская область, Россия
Ул. Дмитрия Донского, Краснодар, Краснодарский Край, Россия
Ул. Дмитрия Донского, Новосибирск, Россия
Ул. Дмитрия Донского, Уфа, Россия
Ул. Дмитрия Донского, Одесса, Украина
Набережная Дмитрия Донского, Коломна, Московская область, Россия
Площадь Дмитрия Донского, Дзержинский, Московская область, Россия

Единственной женой Дмитрия была Евдокия, дочь великого князя Суздальско-Нижегородского Дмитрия Константиновича. У Дмитрия и Евдокии было двенадцать детей:

Даниил Дмитриевич (1370 – 15 сентября 1379).

Василий I Дмитриевич (30 декабря 1371 – 27 февраля 1425).

Софья Дмитриевна (умерла в 1427), в 1387 году вышла замуж за Федора, сына Олега Рязанского.

Юрий Дмитриевич Звенигородский (26 ноября 1374 – 5 июня 1434).

Мария Дмитриевна (умерла 15 мая 1399) – вышла замуж за князя мстиславского Лугвения (Семена), сына великого князя Литовского Ольгерда.

Анастасия Дмитриевна – вышла замуж за Ивана Всеволодовича, князя Холмского

Симеон Дмитриевич (умер 11 сентября 1379).

Андрей Дмитриевич Можайский (14 августа 1382 – 9 июля 1432).

Петр Дмитриевич Дмитровский (29 июля 1385 – 10 августа 1428).

Анна Дмитриевна (родилась 8 января 1387) – вышла замуж за князя Юрия Патрикеевича

Иван Дмитриевич (1380[18] – 29 июля 1393). В монашестве Иоасаф.

Константин Дмитриевич (14 мая 1389 – 1433) – князь Углицкий

Московский князь Дмитрий Донской — сын и защитник земли русской

Великий князь Московский и Владимирский Дмитрий Донской, краткая биография которого занимает всего лишь несколько печатных листов, прожил, по нашим современным меркам, очень мало — всего 39 лет. Годы его жизни 1350-1389. Но его вклад в объединение и защиту русских земель как правителя и как просто незаурядного человека бесценен.

Давайте же вспомним основные события жития русского князя Димитрия Донского, ставшего символом истинно русского воина — мирного, но не дающего в обиду ни себя, ни своих родных, ни свою Родину.

Рождение богатыря

Родился мальчик Димитрий осенью 12 октября 1350 года. Он стал сыном великого князя Ивана Красного и внуком князя Ивана Калиты. Почему у отца мальчугана была фамилия Красный, учёные доподлинно так и не выяснили: то ли потому, что он был очень красив, то ли была у него какая-то болезнь. Но точно известно, что в возрасте 33 лет он умер. И юноша стал его наследником. С такими нелёгкими обстоятельствами связано начало его правления.

Надо отметить, что когда Дмитрий только родился, никто и не рассматривал его как претендента на княжение, поскольку в родословной и до него хватало кандидатов. Известно, что его родной брат Иван и сестра Анна получили в подданство город Звенигород.

И тут вмешалась сама Судьба, решившая, что Московским княжеством должен управлять именно Дмитрий Иванович. Страшная чума прошла по русским землям, унося с собой огромное множество жизней. Она-то и стала причиной того, что после смерти Ивана Красного лишь его малолетний сын в возрасте 9 лет должен был занять великокняжеский престол. Так начался период правления великого князя.

Счастливый брак: по расчёту или любви?

Место отца мальчика занял митрополит Алексий (Алексей Федорович Бяконт). По завещанию родителя он был назначен опекуном и наставником сына Димитрия.

Одной из главных своих задач Дмитрий Иванович считал объединение разобщённых в те времена русских земель. Этому должен был способствовать его династический брак с княжной Нижегородской и Суздальской Евдокией.

К счастью, этот брачный союз, созданный по расчету, был счастливым. Молодому мужу было 16, а жене 13 лет. Свадьба состоялась в 1366 году. За годы совместной жизни у них родилось 12 детей, но двое из них рано умерли.

Хотя у некоторых историков есть другая информация: Евдокия Московская была второй женой князя. О первой ничего не известно. Предполагают, что на ней Дмитрий женился в 12 лет, но молодая жена умерла через два года после свадьбы, от чумы.

Святой благоверный князь Дмитрий Донской и Евдокия Московская считаются символами безграничной, искренней и верной любви. По легенде, несмотря на юный возраст супругов, они полюбили друг друга с первого взгляда.

Их брак был очень духовным. Всю свою жизнь они разделяли взгляды и устремления друг друга, совместно занимались благотворительностью: помогали нищим, строили множество церквей. Известно, что именно Димитрий и Евдокия основали Переяславльскую обитель, церковь Иоанна Предтечи, храм Рождества Богородицы и Вознесенский женский монастырь в Москве.

После смерти своего мужа Евдокия не оставила своего государственного служения: она помогала сыну в правлении княжеством, особенно, когда он уходил на войну.

В те времена была непреложная традиция: если муж умирал, то его вдова должна была уйти в монастырь, став монахиней. Однако, Евдокия Московская нарушила это правило, за что подверглась осуждению за неверность памяти мужа и распущенность. Однако, народ очень любил свою княгиню и поддерживал это ее решение.

Евдокия продолжала оставаться матерью и воспитывать своих детей. И лишь когда они выросли, тогда приняла монашеский постриг с именем Ефросиния и уже в монастыре продолжала свое служение. И теперь благоверная Ефросинья считается покровительницей города Москвы.

Княжение Дмитрия Донского

Так сложились обстоятельства, что всю свою жизнь князь Дмитрий Донской, годы правления которого составили целых 30 лет (а правил он с 9 лет), вынужден был посвятить святой освободительной борьбе. С оружием в руках, отстаивая свои земли, не позволяя чужестранцам хозяйничать на русской земле, он воевал и с литовцами, и с татарами.

Это был и поход Дмитрия Донского против Твери, и битва его войск на реке Воже с воинами-золотоордынцами. Казалось бы, все эти войны должны были оставить свой отпечаток на характере и личных качествах этого человека, сделать его более жёстким, подозрительным и жестоким.

Но получилось наоборот. Видимо, все эти жизненные уроки научили князя уважать и ценить людей, относиться ко всем доброжелательно, особенно, к своей семье: жене и детям, которых он очень любил и всегда о них заботился.

Реформы и нововведения

Если составить исторический портрет князя, то надо сказать, что Дмитрий Иванович был очень умелым политиком и стратегом. Он знаменит тем, что за годы своего правления и при его реформах Московское государство намного расширилось, количество присоединённых земель существенно возросло.

В итоге Дмитрий Донской за годы своего княжения присоединил земли Углича, Галича, Белоозера, Дмитрова, части Мещеры, а также костромских, чухломских, стародубских и северных коми-зырянских (где была основана пермская епископия) земель.

Князь прославился тем, что в Москве, первом из всех княжеств, стали чеканить серебряные монеты. Все эти события стали огромными достижениями и заслугами в истории жизни Дмитрия Ивановича Донского.

Имя Димитрия Донского связано и с изменением внешнего облика княжеского престола. В 1366 году по его приказу началось переделка и строительство новых кремлевских стен и башен. Они возводились вместо старых деревянных.

Благоверный князь Дмитрий Донской построил новый Московский белокаменный Кремль в 1366-67-х годах. Он был возведен взамен обветшавшего, построенного из дуба ещё при Иване Калите, которому Дмитрий Иванович Донской приходился внуком.

Времена были неспокойные, и для пущей надёжности по приказу Дмитрия Ивановича прокопали ров, который начинался у реки Неглинной и шёл до Москвы-реки. Укрепления были надёжными. Дважды крепость доказала это, благополучно выстояв при осадах литовцев.

Посредством умелого управления Москва стала центром объединения русских земель, военным центром для многих княжеств. А сам Дмитрий, благодаря правильному проведению внутренней и внешней политики, приобрёл себе единомышленников и верных друзей среди представителей Московского боярства. Эти события стали одними из самых важных в деятельности Димитрия, сделав его знаменитым.

Время правления князя, годы его княжения — с 1359 по 1389 — пришлись на тяжёлое для нашей Руси время, когда на нашей земле хозяйничали татарские ханы. Как настоящему русскому человеку не нравилось Дмитрию Ивановичу, государственному деятелю и полководцу, такое положение дел, и решил он восстать против угнетателей.

Усиление влияния князя Московского на государственные, важные для всех, дела проходило как раз в годы непрекращающихся междоусобных войн и злобной вражды за власть в самой Золотой Орде, враждебной русским людям.

Человек безграничной веры, долга и чести

Важной чертой характера, по сообщениям современников при характеристике личности князя, было то, что Дмитрий всегда оставался человеком очень верующим. Он постоянно оказывал всяческую поддержку православным храмам, способствовал открытию новых обителей и преподносил им большие суммы денег в качестве пожертвований.

Так, например, он лично основал Николо-Угрешский монастырь. Об этой обители рассказывают такие интересные факты. Направляясь на очередную битву с золотоордынцами, именно в этом месте ныне Московской области, остановилось на привал войско князя. Здесь была явлена ему икона святого, покровителя и заступника Николая Чудотворца.

Как благословение и добрый знак принял это чудо Московский правитель и сказал: «Сия вся угреша сердце моё». Слова эти надо понимать как: это согрело сердце моё. С тех давних пор местечко это стали называть Угреша. А здешний монастырь называется Николо-Угрешским.

Православие как опора борьбы с захватчиками

В те времена наш народ очень страдал от набегов монголо-татар, от непомерно огромной дани, которую им нужно было платить.

В это время внутренняя борьба за престол сделала ханское государство более уязвимым. И в 1374 году Московский князь Дмитрий отказался уплатить дань Мамаю — правителю Орды, как это происходило много лет до этого.

Таким образом, было проявлено неповиновение. Князь Дмитрий сделал первый серьёзный шаг, положивший начало свержению на Руси татаро-монгольского ига. В этом и была заключена основная роль, историческая миссия Дмитрия Донского, а также отличительная черта его правления.

Решив продолжать военные действия против Золотой Орды, Великий князь Дмитрий Иванович пришёл к настоятелю Сергию Радонежскому, и тот дал ему благословение на битву с врагом.

Также благословил отправиться вместе с Димитрием двух монахов-богатырей: Родиона Ослабю и Александра Пересвета. По народному поверью, предчувствуя кровопролитное Куликовское сражение, чудотворец подарил князю мешочек с целебной травой — солодкой — которую тот с благодарностью принял.

Великое сражение на Куликовом поле

Начало битвы

21 сентября 1380 года произошло важнейшее событие в жизни Дмитрия Ивановича и, конечно, значимое событие для всего русского народа — битва на Куликовском поле, которое находилось в месте слияния Дона и реки Непрядвы. Если смотреть на карте, то это знаменитое место находится на территории современной Тульской области. Сейчас здесь расположен музей-заповедник «Куликово Поле», примерно в 100 километрах от Тулы.

На Куликовом поле сражались русские воины в шлемах и доспехах под знаменем тёмно-красного цвета, возглавляемые князем Димитрием Донским, и войска Золотой Орды, которые возглавлял хан Мамай. Флаг, как и положено, находился в центре войска Донского.

Говорят даже о присутствии Генуэзской пехоты в стане хана, но этот факт вызывает много споров. Противостояние началось с поединка Пересвета и татарина Челубея. Оба воина в бою погибли. Но победил всё же Пересвет, так как Челубей был выбит из седла и упал на землю.

Читайте также:  Василий Острожский: в чем помогает, житие и мощи, чудеса святого

Есть сведения, что Дмитрий, переодевшись в одежду простого воина, сам сражался в рукопашном бою на Куликовском поле, воодушевляя соратников своим примером. Он был ранен, но не убит. За этот ратный подвиг — блестящую победу на Куликовом поле — люди дали ему титул и стали называть Дмитрием Донским. Именно в честь этого великого события князь получил такое прозвище.

В этом страшном побоище проявился незаурядный полководческий талант князя. Одной из главных причин победы стало вступление в бой резервного отряда, который до поры, до времени, по приказу Дмитрия, находился в засаде.

Пираты на службе у народа

Немаловажную роль здесь сыграли и ушкуйники. В наше время их назвали бы спецназом Древней Руси. Такое необычное название люди новгородской вольницы получили из-за ладьи, которая звалась тогда ушкуя и которая была способна преодолевать большие расстояния по рекам. Они совершали пиратские набеги на земли Золотой Орды даже во времена монгольского ига, чем наводили ужас на местных жителей.

На службе у Московского князя они стали его разведчиками, глазами и ушами, следившими за подготовкой Мамая к битве, за его передвижением к полю Куликову. Освободительное сражение, при котором Димитрий Донской разбил, победил в битве Мамая, имело огромное историческое значение для всего русского народа.

Святой Образ среди русских воинов

По одной из легенд, рассказывающих о Куликовской битве, по дороге в Москву князь заехал в казачий город Сиротино. Кроме восхвалений и благодарностей, Дмитрию преподнесли в дар бесценную реликвию — икону Божией Матери. В последующие годы она стала одной из самых почитаемых святынь на Руси.

По другой версии этого же рассказа, казаки прибыли в войско Дмитрия как раз перед Куликовской битвой. И присутствие иконы Богородицы, её заступничество сыграли немаловажную роль в одержанной русскими войсками нелёгкой победе. Ну, как бы то ни было, князь взял святыню и увёз её с собой домой.

В наше время она известна как Донская икона. С 1919 года хранится реликвия в Третьяковской галерее.

Но ежегодно, 1 сентября, её переносят в Донской монастырь, чтобы помолиться ей могли как можно больше людей. Предлагаю послушать замечательный акафист Донской иконе Божией Матери.

Читая молитвы, акафист Дмитрию Донскому, верующие просят у Богородицы и святого благоверного князя помощи и заступничества для всей России, защиты от бед и несчастий. Икона Дмитрия Донского помогает людям в дальней дороге, защищая и оберегая их.

К сожалению, через 2 года после разгрома татарских войск на Куликовом поле, в 1382 году, озлобленный хан Тохтамыш, собрав новые силы, снова напал на Москву, разграбил город, и обязал русичей вновь платить ему дань.

Далее с захватчиками «разбирался» уже другой князь: Иван Третий. Битва за освобождение русских земель от захватчиков в лице хана Золотой Орды Ахмата получила название «Стояние на Угре» или «Угорщина» и состоялась 8 октября 1480 года.

Кончина князя

Умер Дмитрий Донской 19 мая 1389 года. Ему тогда не исполнилось и 39 лет. Причиной его смерти стала болезнь. Известно, что умер он в своих покоях и перед смертью имел долгую беседу с женой и детьми. Своим наследникам он оставил завет: быть добрыми, мудрыми, всегда уважать и слушаться маму.

Похоронен Великий князь был в Архангельском соборе построенного им же Кремля в Москве. Его могила-усыпальница, в которой хранятся его мощи, находится там и до настоящего времени.

В 1988 году в честь 600-летия Московского князя русская православная церковь канонизировала святого Димитрия. Его память празднуется в день его кончины 19 мая по старому стилю или 1 июня по новому.

После своей смерти Дмитрий Иванович завещал правление княжеством своему старшему сыну Василию. Именно он правил на Руси, возглавляя империю, доставшуюся ему по наследству от отца.

Свадьба со скандалом

И ещё одну интересную историю я хотела бы вам здесь рассказать. Связана она с одной личной вещью князя, но так никогда ему и не принадлежавшей. Заинтересовались? Так вот, речь идёт о золотом поясе Дмитрия Ивановича. Когда приехала в Москву Евдокия, его будущая жена, этот пояс входил в приданое невесты для подарка будущему супругу.

Но пояс был так великолепен и так богато украшен, что на него позарился один военачальник. Он подменил пояс, подложив вместо него похожий, но другой. А настоящий подарил своему сыну на свадьбу.

Так и пошло: один подарил другому, тот — третьему. В феврале 1433 года проходила свадьба одного князя, на которой присутствовали сын Дмитрия Донского с женой и множество гостей, среди которых был Василий Косой, князь Московский.

И в ходе этого пиршества жена Василия публично сорвала с Василия по прозвищу Косой пояс, якобы узнав тот, который в далёком прошлом был украден у Дмитрия Донского.

Не будем здесь вдаваться в подробности и выяснять зачем она это сделала. Ведь как умная женщина она понимала, что это серьёзнейшее оскорбление для Великого князя. И этот её поступок не может пройти без последствий. Да и вряд ли дело тут было, действительно, в поясе. А последствия были… Мало того, что свадьба закончилась грандиозной ссорой, так ещё и имели место вооружённые стычки.

Память о святом Димитрие

Через 600 лет, в 1988 году Дмитрия Донского канонизировали. День его памяти отмечается людьми 1 июня (нов.ст.), в день его ранней смерти.

За прошедшие века имя святого благоверного князя Дмитрия Донского — храброго воина, талантливого русского полководца, мудрого, честного и доброго человека — не забыто потомками.

Его имя всегда было и остаётся символом воинской доблести. В России введён орден Дмитрия Донского «За служение Отечеству», выпускаются памятные монеты с его изображением.

За свои громадные размеры атомная подводная лодка в Кронштадте «Дмитрий Донской» занесена в книгу Гиннесса. На боевом корабле располагается ракетный комплекс «Булава», подлодка имеет 6 гиперзвуковых ядерных боеголовок. С недавних пор, а именно с 2007 года, в кают-компании подводного крейсера открыт музей «Куликово поле».

Огромное множество памятников: В Москве, в Коломне и в других городах установлено в его честь. Многочисленные храмы России носят его имя.

Многие художники в своем творчестве прибегали к историческим сюжетам, связанным с именем благоверного князя. А.Бубновым написана картина «Утро на Куликовом поле».

Также изумительное творение Кипренского «Дмитрий Донской на Куликовом поле».

Да и количество литературных произведений о знаменитом народном герое просто не счесть.

Несмотря на то, что со дня смерти князя уже прошло несколько столетий, память о нём всегда присутствует среди нас, его потомков.

А я приглашаю вас вместе со мной побывать в удивительном месте Москвы, связанном с именем великого князя: это Донской монастырь.

Моя поездка в это удивительное место состоялась 10 января 2018 года. А на карте ниже представлены другие достопримечательности Москвы и Московской области, где мне удалось побывать.

Поделитесь в комментариях внизу, а какие факты из жизни князя Дмитрия Ивановича Донского вам известны, какие события тех лет считаете наиболее интересными и значимыми.

Дмитрий Донской

Биография

Дмитрий I Иванович, получивший прозвище Дмитрий Донской за победу в Куликовской битве, уже в 9 лет стал князем Московским, а в 13 – великим князем Владимирским. Правление Дмитрия Донского ознаменовало собой объединение русских земель с центром в Московском княжестве. Дмитрий Иванович Донской известен как основатель белокаменного Московского Кремля, как военачальник, успешно противостоящий Золотой Орде, а главное – как один из самых справедливых и добросердечных правителей на Руси.

Дмитрий Донской | Газета “Культура”

История Дмитрия Донского началась в Москве, в октябре 1350 года. Он родился в семье Князя Московского Ивана II Красного и его второй супруги, княгини Александры Ивановны. У Дмитрия была сестра Анна и брат Иван, получивший в подданство Звенигород. Кстати, знаменитый князь Иван Калита и Дмитрий Донской приходятся друг другу дедом и внуком. Краткая биография Дмитрия Донского успела отсчитать всего девять лет, когда мальчик осиротел. Ребенок принял Московское княжество, но фактическим правителем стал его опекун, митрополит Алексей Федорович Бяконт. У них сложились очень теплые отношения, и князь Дмитрий Донской советовался с митрополитом Алексием даже во взрослом возрасте.

Князь Московский и великий князь Владимирский | Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы

Не успев сесть на трон, 9-летний князь Дмитрий I оказался вынужден бороться за власть во Владимире с другими претендентами. Из-за козней Тверского князя Михаила началась война между Москвой и Литвой. Три раза литовский правитель Ольгерд пытался захватить княжество юного Дмитрия, хотя и безуспешно, но его нападения сильно подорвали экономику: окрестности были опустошены, тысячи людей угнали в плен. От полного разорения Москву в тот период спасли сборы дани.

Политика Дмитрия Донского

Правление Димитрия Донского принадлежит к самым печальным и тяжелым временам отечественной истории. Постоянные войны, вражеские набеги и внутренние междоусобицы стали символом того времени. На Москву нападали литовцы, а сам Дмитрий шел войной против Смоленской и Брянской территорий. После московского пожара 1367 года Дмитрий I построил не деревянный, а белокаменный обновлённый кремль, который стал настоящим щитом города. В итоге князю удалось централизовать власть и успешно сражаться не только против соседей, но и против войск Мамая.

Дмитрий I централизовал Московское княжество | Русская народная линия

Нарастающее могущество Московского княжества тревожило ханов Золотой Орды, и Мамай отправляет свои войска в сторону Москвы. Они разгромили Нижний Новгород, но в битве у реки Вожи русское воинство нанесло ордынской армии сокрушительный удар. Тогда Орда собирает еще большее число воинов и идет в новый поход на Русь. Итогом этого стала Куликовская битва, считающаяся одним из ключевых событий русской истории. Дмитрий Донской побеждает, но его неудачи на этом не прекращаются, хотя дань больше платить было не нужно.

После Куликовской битвы произошло слияние Владимирского и Московского княжеств, а Москва стала центром объединения русских земель. Однако через два года хан Тохтамыш воспользовался отсутствием великого князя в родном городе, напал и подчистую разорил Москву. Пришлось Дмитрию согласиться вновь платить дань Орде, хотя и значительно меньшую, чем раньше. Это привело московскую казну к опустошению, и Донской начинает новые междоусобные войны с Рязанью и Новгородом.

Куликовская битва Дмитрия Донского

Знаменитая битва Дмитрия Донского интересна не только с позиции патриотизма, но и как прекрасный образец воинской стратегии. Армия хана Мамая должна была на южном берегу Оки слиться с воинством литовского князя Ягайло и Олега Рязанского. Тогда Дмитрий двинул свою дружину за Дон, чем ускорил столкновение только с войском Мамая и лишил того численного преимущества. Битва началась с нескольких небольших стычек передовых отрядов, после которых по преданию состоялся знаменитый поединок-дуэль татарина Челубея с иноком Александром Пересветом. Вполне возможно, что этот поединок на самом деле всего лишь литературная выдумка из «Сказания о Мамаевом побоище», так как ученым не удалось пока доказать его реальность.

Куликовская битва | История России

Дмитрий Донской изначально находился в сторожевом полку, но затем поменялся одеждой с боярином Михаилом Бренком и встал в ряды большого полка, чтобы принять непосредственное участие в битве. Также стоит сказать, что татары сумели расщепить русскую рать и погнать левый фланг войска Донского к реке. И как раз тут снова сыграла свою роль стратегия: западный полк Донского не вступил в борьбу сразу, как этого следовало ожидать, а дождался, когда Орда максимально прорвется к реке. Таким образом, враги попали в тиски, татарская конница оказалась в воде и была там перебита. Мамай успел сбежать с Куликова поля вместе с малочисленной группой войск, но основная часть его армии была убита. В этой битве Дмитрий Донской получил контузию, потерял коня и был позднее найден в бессознательном состоянии, но живым.

Личная жизнь

Жена Дмитрия Донского, Евдокия Московская, до сих пор считается идеалом матери и супруги. Они встретились еще в юношестве и, по легенде, полюбили друг друга с первого взгляда. На момент свадьбы невесте было только 13 лет, а жениху 16. В любом случае, союз Дмитрия и Евдокии был очень духовным, что подтверждают церковные летописи. Дмитрий Донской и Евдокия Московская подарили жизнь 12-ти детям. Самым известным из них является второй сын Василий I Дмитриевич, который стал править после смерти отца, так как первенец Дмитрия умер еще ребенком.

Евдокия Дмитриевна, жена Дмитрия I Ивановича

Дмитрий I и Евдокия много сил и средств тратили на благотворительность, построили множество церквей и храмов, в том числе Переяславльскую обитель, церковь Иоанна Предтечи, храм Рождества Богородицы и Вознесенский женский монастырь в Москве.

После смерти Дмитрия Донского канонизировала православная церковь | Горловка-ТВ

После смерти мужа Евдокия Московская отступила от традиции и не сразу постриглась в монастырь, а стала помогать сыну в управлении княжеством и даже занимала трон, когда тот уходил на войну. Противники пытались представить такой поступок женщины как предательство мужа, обвинить ее в неверности и распущенности, но народ воспринял вдовствующую княгиню как прекрасную мать, жаждущую счастья своим детям. Евдокия дождалась, когда все сыновья и дочери обзаведутся семьями, и только тогда приняла постриг, став благоверной Ефросиньей, которую теперь считают покровительницей Москвы.

Смерть

Обстоятельства и причина смерти Дмитрия Донского не выяснены до сих пор. Вряд ли это было убийство, так как князь скончался в своих покоях, перед этим имея длинный разговор с женой и детьми. В ходе этой беседы-завещания он передал правление сыну Василию, но обязал того неукоснительно слушать волю матери Евдокии Дмитриевны.

Дмитрий Донской, годы жизни которого прошли в безустанной борьбе с европейскими захватчиками и Золотой Ордой, умер 19 мая 1389 года. На тот момент ему было только 38 лет. Князя похоронили в Архангельском соборе Кремля, а позднее Русская православная церковь его канонизировала.

Дмитрий Донской: биография, годы правления

Дмитрий I Иванович родился в Москве в 1350 году и впоследствии был прозван Донским за великую победу в Куликовском сражении. Он приходился сыном князю Ивану II Красному и княгине Александре Ивановне. За время властвования Дмитрия Донского было одержано несколько довольно крупных военных побед над полчищами Золотой Орды. Кроме того, при нем продолжилось единение русских земель, а также был выстроен белокаменный Кремль.

В этой статье пойдет речь о том, какой вклад в историю Древней Руси внес великий князь Дмитрий Донской. Кратко будут изложены основные события, произошедшие за годы его правления.

Детство

После смерти отца, князя Ивана Красного, в 1359 году Дмитрий Донской, биография которого с самого начала была насыщена важными событиями, получил в наследство титул верховного правителя Московского княжества. На тот момент ему исполнилось всего лишь 9 лет. Опекуном юного князя Дмитрия стал давний друг его отца, митрополит Алексий. Этот человек славился незаурядным умом и тактом, а также имел талант дипломата и обладал сильным характером и огромным авторитетом.

Читайте также:  Житие Александра Константинопольского - полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти святого

Как и его отец, князь Дмитрий Донской советовался с митрополитом Алексием по поводу политики и дальнейшего присоединения русских земель к Московскому княжеству. Для осуществления этой задачи ему приходилось вести борьбу с тверскими и суздальско-нижегородскими князьями.

Борьба за власть

Надо сказать, что в середине XIV века Русь на северо-востоке состояла из трех довольно сильных княжеств: Тверского, Московского и Суздальского. Главным правителем считали того, кто имел титул князя Владимирского. Именно ему и выдавали ярлык на правление, за которым следовало ехать к хану Золотой Орды. Но в 1359 году умер Бердибек, и в великой империи началась борьба за власть. После смерти отца князя Дмитрия Владимирское княжение отдали суздальско-нижегородским правителям. Но с этим никак не могла смириться Москва.

В 1362 году Мамай от имени тогдашнего хана Абдуллы выдал ярлык на правление Дмитрию Ивановичу, после чего московская рать выгнала из Владимира и Переяславля войска князя Суздальского. Но все же пришлось пойти и на некоторые уступки. Москва подтвердила его права на Новгород, но в обмен на это потребовала отказа от Владимира. Кроме того, Дмитрий Иванович взял в жены дочь князя Суздальско-Нижегородского Дмитрия Константиновича Евдокию. Брак оказался более чем удачным.

Правление Дмитрия Донского пришлось на время, когда начался распад великой Золотой Орды. Он затронул не только ее азиатскую часть: в Волжской Булгарии правил Булат-Тимур, а в мордовских землях – Тагай. Но вскоре их войска были разбиты суздальцами и рязанцами. В 1370 году там уже сидели мамаевские ставленники. С тех пор их власть постепенно укреплялась. Таким образом, могущество Мамая распространилось на территории западнее Волги и постепенно стало принимать общерусские масштабы.

Строительство

В начале своего правления князь Дмитрий осуществил целый ряд мероприятий, которые были призваны объединить и сосредоточить всю государственную власть и военное дело в его руках. В 1365 году Москву охватил великий Всехсвятский пожар. Такое название он получил потому, что начался именно с возгорания церкви Всех Святых. Так как постройки были деревянными, за 2 часа сгорели Посад, Кремль, Заречье и Загорье.

Через 2 года после этого происшествия князь Дмитрий начинает возведение нового белокаменного Кремля. После его завершения столица обрела надежную защиту от многочисленных вражеских набегов. Одним из свидетельств этого является тот факт, что в 1368 году Михаил Тверской попытался осадить и взять Кремль. Но, как известно, все его усилия оказались тщетными.

Конфликт с Тверью

События, предшествующие попытке осады Кремля, заключались в следующем. У Василия Михайловича Кашинского был племянник Михаил Александрович, который враждовал с ним из-за земель, некогда принадлежащих умершему Семену Константиновичу. Чтобы разрешить этот спор, оба обратились за поддержкой к великому князю Московскому. Дмитрий решил принять сторону Василия. После этого Михаил отправился к своему зятю – литовскому князю Ольгерду. Тем временем Василий, пользуясь его отсутствием, с помощью московского войска опустошил принадлежащие ему земли.

Михаил не простил своему дяде такого вероломства. Рать Ольгерда пошла на Тверь и изгнала Василия. После этого Михаил назвал себя великим князем Тверским и решил восстановить независимость своих земель от власти Москвы. Боясь его замыслов, ближайшее окружение Дмитрия посоветовало ему хитростью заманить бунтовщика в столицу якобы для решения возникшего спора между двумя тверскими князьями. В Москве Михаила взяли под стражу. И только представитель хана сумел заставить князя Дмитрия отпустить Михаила Тверского. Обиженный племянник тут же отправился к Ольгерду, и тот двинулся на столицу со своим войском.

Война с Литвой

В конце ноября 1368 года произошла кровопролитная битва у реки Тростны, протекающей неподалеку от Москвы. Столичный сторожевой полк был разбит. Только благодаря каменным стенам Кремля и вторжению тевтонцев в западные литовские земли осада Москвы не увенчалась успехом. Разорив земли вокруг столицы, Ольгерд вынужден был повернуть назад.

Летом 1372 года Дмитрий Донской, биография которого была полна различными военными походами, со своей ратью двинулся к литовской крепости Любутск. Она была воздвигнута на реке Оке, протекающей вблизи Тулы. На этот раз московские войска разгромили сторожевой литовский полк. После этого было заключено перемирие с Михаилом Тверским и Ольгердом.

Борьба с Мамаем

В 1376 году Дмитрий Донской распространил свое влияние на Волжско-Камскую Булгарию, а также начал переговоры с князем Великого Новгорода по поводу торговли. В результате он открыл свободный доступ товаров на московские земли. Взамен же заручился военной поддержкой новгородцев в случае возникновения какого-либо конфликта с Тверью.

Глядя на то, как московский князь ведет свою политику, Мамай сильно обеспокоился его всевозрастающим могуществом. Поэтому в 1377 году ордынские войска пошли на Нижний Новгород. Состоялась крупная битва на реке Пьяне, где русская рать была разгромлена полчищами царевича Арапши. Тогда же был сожжен и Нижний Новгород.

На следующий год Мамай отправил войско под предводительством Мирзы Бегича на Москву с целью разграбить и сжечь ее дотла. Но князь Дмитрий встретил его на рязанских землях. В августе 1378 года состоялась битва у реки Вожи, где войска ордынцев потерпели поражение, а сам Бегич был убит.

Куликовская битва

Мамай не мог простить Москве такого разгрома, поэтому подготовил новый поход на Русь. На этот раз он заручился военной поддержкой литовского князя Ягайла. Кроме того, ордынское войско пополнилось наемными воинами из числа черкесов, аланов и генуэзцев.

Уже через 2 года после поражения на реке Воже Мамай снова пошел на Русь. Но к такому повороту событий уже был готов Донской Дмитрий. Битвы, в которых он принимал участие до этого, закалили его характер и дали необходимый опыт. Дружины крупных русских князей были заранее собраны в Коломне, где в то время была расположена ставка великого князя. Считается, что с обеих сторон могло насчитываться не менее 100-120 тыс. воинов.

Наконец, 8 сентября ордынская и русская рать встретились на Куликовом поле, которое находилось в месте впадения реки Непрядва в Дон. Согласно преданию, князя Дмитрия и его воинов на битву с Мамаем благословил сам Сергий Радонежский, настоятель Троицко-Сергиевского монастыря. Преподобный же и послал к нему двух своих иноков – Пересвета и Ослябю. В легенде говорится, что бой начался с поединка первого из монахов и богатыря-татарина Челубея. Они на всем скаку копьями сбили друг друга с лошадей и упали на землю мертвыми. Сразу после этого началась кровопролитная битва, закончившаяся полной победой Дмитрия Донского.

Были разгромлены татаро-монгольские войска, а Мамаю пришлось спасаться бегством. Сам Дмитрий Иванович был тяжело ранен, и его нашли на поле боя. Литовский князь Ягайло, который спешил на помощь Мамаю, узнав о поражении татар, повернул свое войско назад. А в это время престол Золотой Орды занял Тохтамыш, который добил остатки войска Мамая. Последнему пришлось бежать в Крым, где он и был убит своими генуэзскими союзниками.

Характеристика

Дмитрий Донской, биография которого свидетельствует, что он был хорошим политиком, дипломатом и воином, практически с самого начала своего правления стремился объединить русские земли под своим началом. Сперва ему в этом помогал его опекун – митрополит Алексий, который, видимо, и обучил его всем тонкостям. Доказательством этого может служить брачный союз Дмитрия Донского с суздальской и нижегородской княжной Евдокией. Эта женитьба позволила установить прочные отношения как с Нижним, так и с Великим Новгородом. Также его поддерживал двоюродный брат – князь Владимир Серпуховской.

Дмитрий Иванович сумел сделать Москву центром некоего военно-политического союза, объединившего несколько русских княжеств. Вокруг него сформировалась группа надежных помощников и сторонников из числа преданных ему воевод и бояр. Впоследствии именно они станут главной опорой его власти.

Исходя из этих фактов, исторический портрет Дмитрия Донского можно описать следующими словами: он был хорошим стратегом и дальновидным политиком. И это несмотря на то, что объединение и укрепление русских княжеств происходило во времена все нарастающих междоусобиц, буквально раздиравших Золотую Орду.

Как известно, опекуном и наставником юного князя был митрополит Алексий. Кроме того, огромное влияние на него оказывал и Сергий Радонежский. Поэтому исторический портрет Дмитрия Донского был бы неполным, если не сказать, что князь глубоко веровал в Бога. Он не только поддерживал святые обители и православные храмы, но и стал основателем Николо-Угрешского монастыря.

Престолонаследие

Незадолго до своей смерти, в 1388 году, князь Дмитрий Донской, биография и правление которого пришлись на тяжелые времена многочисленных распрей и войн, и Владимир Храбрый никак не могли договориться по поводу дальнейшего наследования престола, так как на него претендовал старший сын правителя Москвы – Василий. Чтобы как-то уладить эту ситуацию, великому князю пришлось пообещать Владимиру дополнительные территории в обмен на признание детей Дмитрия своими старшими братьями. После смерти своего отца Василий выполнил его обещание. Владимиру Храброму достались Ржев и Волоколамск, которые он впоследствии поменял на Козельск и Углич.

По завещанию дети Дмитрия Донского после его кончины должны были во всем слушаться свою мать – Евдокию Дмитриевну. А всего их было 12: 4 дочери и 8 сыновей. В оставленном завещании Донской впервые без разрешения со стороны Золотой Орды передавал право на великое княжение своему старшему сыну.

Заслуги

Деятельность Дмитрия Донского против Золотой Орды стала поистине неоценимой. Он сумел выстроить довольно сильную великокняжескую власть, которая продемонстрировала политическое единство Руси и создала представление о независимости. Главенство Москвы утвердилось окончательно и бесповоротно.

Князь Дмитрий Донской расширил подвластные ему земли за счет Белоозера, Переяславля, Дмитрова, Галича, Углича, частично Мещеры, чухломских, стародубских, костромских и коми-зырянских территорий. Но были и потери. Им стал западный регион, включающий в себя Тверь со Смоленском. В основном эти земли вошли в состав Великого княжества Литовского.

Что касается самой Москвы, то правление Дмитрия Донского ознаменовалось не только возведением белокаменного Кремля. При нем были построены монастыри-крепости – Андроников и Симонов, которые прикрывали подходы к центральной части города. Кроме того, начали чеканить серебряные монеты.

Итоги

В культурной сфере княжества также были свои достижения, прямо касающиеся сражений, которые выиграл Дмитрий Донской. Годы его правления, как известно, были весьма неспокойны, поэтому они характеризуются созданием произведений, прославляющих русское оружие. Речь идет о «Задонщине» и «Сказании о Мамаевом побоище».

Князь Дмитрий Донской, кратко о котором было рассказано в этой статье, умер в мае 1389 года. Его прах покоится в Архангельском соборе Московского Кремля.

Дмитрий Иванович Донской биография кратко

Дмитрий Иванович Донской (1350 – 19.05.1389 гг.) — великий князь московский с 1359 г. и владимирский с 1362 г. (с перерывами), православный святой.

Сын великого князя Ивана II Красного и его второй жены Александры. На московский престол вступил в девятилетнем возрасте. В годы малолетства воспитателем и фактическим руководителем московского правительства был митрополит Алексий. В 1362 г. в противоборстве с князем Дмитрием Константиновичем получил ярлык на великое владимирское княжение.

Для замирения с Дмитрием Константиновичем Дмитрий в 1366 г. сочетался браком с его дочерью Евдокией Дмитриевной. Свадьбу отпраздновали в Коломне, поскольку годом раньше Москва выгорела в пожаре, названном в летописях «Великим». В 1367-1368 гг. в Москве построен первый белокаменный Кремль; с этого времени и по сей день Москву прозывают Белокаменной.

Дмитрий донской покоряет Тверь

В кон. 60-нач. 70-х гг. 14 в. Дмитрию Ивановичу пришлось вступить в борьбу за великокняжеский стол с тверским князем Михаилом Александровичем. Несколько раз тверичи вместе с соседними литовцами разоряли московские земли и осаждали Москву. Но каменные стены нового Кремля выдерживали осады. В 1371 г. Дмитрий Иванович ездил в Орду, откуда вновь привез ярлык на великое владимирское княжение. В 1375 г. Дмитрий Иванович после месячной осады покорил Тверь; мирный договор значительно ограничил самостоятельность Тверского княжества.

Дмитрий Донской и отношения с Ордой

В противоположность своему деду Ивану Калите, который покупал у Орды русские земли за деньги, Дмитрий Иванович возглавил сопротивление ордынскому режиму, направил все силы на свержение ненавистного ига. И в этом его поддерживали многие другие князья, выдающиеся деятели церкви, простые монахи и миряне. Освобождение от ига, обеспечение безопасности от внешней угрозы становились главными условиями завершения процесса государственно-политического объединения, начатого Москвой.

В 1370-е гг. Дмитрий Иванович все силы посвятил объединению русских земель для борьбы с Золотой Ордой. В 1376 г. он ходил походом на волжских булгар, которые были вассалами Орды и, одержав победу, заставил их заплатить дань Москве.

В Орде в эти годы ханы сменяли один другого, а реальная власть находилась в руках темника Мамая. В 1377 г. объединенные русские войска потерпели сокрушительное поражение на р. Пьяна в нижегородских землях, но в 1378 г. Дмитрий Иванович разбил татарское войско в битве на реке Вожа (правый приток Оки).

Куликовская битва

8 сентября 1380 г. в Куликовской битве объединенные русские полки под командованием Дмитрия Ивановича нанесли сокрушительное поражение войску под водительством Мамая. После этой победы Дмитрия Ивановича стали называть «Донским». По некоторым свидетельствам, под знаменем великого князя в доспехах великого князя стоял боярин Михаил Бренок. Боярин погиб, но полк устоял. А Дмитрий в доспехах простого воина сражался в самой гуще битвы. Два раза его сбивали с коня, израненный, он еле добрался до дубравы, где его после битвы нашли два простых воина-костромича.

Захват Москвы ханом Тахтомышем

Союзные действия русских князей против Орды продолжались недолго. В 1382 г. Дмитрию Ивановичу не удалось собрать объединенное войско против хана Тохтамыша. Князь вынужден был покинуть Москву и уехать в Кострому. После трехдневной осады Тохтамыш взял и сжег Москву, в резне, устроенной татарами, погибло св. 20 тыс. человек. В качестве залога и гарантии выплаты дани Дмитрий Иванович вынужден был оставить в Орде своего старшего сына и наследника Василия.

Дмитрий донской и митрополиты

Кон. 1370- нач. 1380-х гг. отмечены конфликтом Дмитрия Ивановича с новым митрополитом Киприаном. Еще при жизни митрополита Алексия, по требованию литовского князя Ольгерда, константинопольский патриарх назначил Киприана митрополитом Литовским и Русским и поставил условие, что после смерти Алексия Киприан станет митрополитом Киевским и всея Руси.

Митрополит Алексий умер в 1378 г., после чего Дмитрий Иванович попытался утвердить на митрополичьей кафедре своего ставленника — архимандрита Михаила (Митяя). Киприана, попытавшегося занять кафедру, выслали за пределы Московского княжества — в Литву. Но Михаил (Митяй) умер по дороге в Константинополь и в 1381 г. митрополит Киприан все же утвердился в Москве. Но уже в 1382 г. Дмитрий Иванович выслал его из Москвы.

Наследие Дмитрия Донского

К концу правления Дмитрия Ивановича под его власть перешли приокские земли, Галич, Дмитров, часть Смоленской земли, были объединены Московское и Владимирское княжества.

Дмитрий Иванович впервые передал княжество сыну Василию, не спрашивая разрешения у Орды, как «отчину», т. е. как наследственное владение московских князей. С тех пор титул великого князя окончательно перешел в Москву.

В 1988 г. князь Дмитрий Иванович Донской был причислен к лику святых русских. День его поминовения — 19 мая (1 июня).

Ссылка на основную публикацию