Довмонт Псковский: житие и биография святого, дни памяти и почитание

Святой благоверный князь Довмонт Псковский

Святой благоверный князь Довмонт (Домант) Псковский, князь Нальшинайский (Нальшанский), был родом из Литвы, сначала ревностно исповедовал язычество. В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, был вынужден бежать из Литвы и с 300 литовскими семьями пришел во Псков. Псковская земля стала его второй родиной. Здесь, по выражению летописца, “дохнула на него благодать Божия”, когда со всей своей свитой он принял святое Крещение с именем Тимофей и сподобился великих даров от Господа. Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем. В течение 33 лет он управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Через брак с дочерью великого князя Димитрия, внучкой святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября и 30 августа), он породнился с русским великокняжеским родом. Князь Довмонт, как и святой Александр Невский, был славным защитником Русской земли. Основная заслуга благоверного князя Довмонта как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений.

В 1268 году князь Довмонт был одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками. Перед каждой битвой святой Довмонт приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч.

Святой Довмонт сделал псковскую крепость неприступной. В память о славном защитнике города каменная оборонительная стена, возведенная святым князем рядом с Кромом в конце XIII века, была названа Довмонтовой, а территория, огражденная стеной, до сих пор называется Довмонтовым городом. У святого защитника “Дома Святой Троицы” был еще один благочестивый обычай: в благодарность Господу, Именем Которого он одерживал победы, не зная поражений, благоверный князь Довмонт рядом с Кремлем возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу. Ставили там храмы по особым обетам и другие жители Пскова. Небольшая территория нынешнего Довмонтова города была сплошь покрыта храмами. (Первый храм в честь святого Довмонта-Тимофея был построен в Довмонтовом городе в 1574 году.)

Свою последнюю победу доблестный князь-воин одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско. Ливонские рыцари неожиданно напали на посад у Пскова, захватили пригородные Снетногорский и Мирожский монастыри и сожгли их, жестоко расправившись с насельниками. Они убили основателя Снетногорского монастыря преподобного Иоасафа с 17 иноками и преподобного Василия, игумена Мирожского (память 4 марта). Святой князь Довмонт, не дожидаясь, пока соберется большое псковское войско, вышел навстречу врагу с дружиной и изгнал святотатцев за пределы Русской земли.

Через несколько месяцев святой благоверный князь Довмонт-Тимофей скончался и был погребен в Троицком соборе Пскова. Летопись свидетельствует, что “бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам, и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее”. Псковичи вспоминали, как святой князь заботился о них в мирные дни и особенно, когда городу угрожала опасность, как вел их в бой со словами: “Добрые мужи псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот брат. Постоим за Святую Троицу!”

Вскоре после кончины князя началось почитание его как святого заступника пред Богом, молитвенно охраняющего нашу землю от врагов и бедствий. Не раз и по смерти защищал Псков святой князь. Так, в 1480 году, когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне одному горожанину и сказал: “Возьмите одеяние (покров) гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь”. Псковичи исполнили его указание, и немцы отступили от города. После этого чудесного избавления от врагов святому князю была составлена служба. Рядом с мощами благоверного князя в Троицком соборе висел его боевой меч (в настоящее время меч хранится в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике), который вручался в храме Святой Троицы псковским князьям при возведении на престол.

Святой благоверный князь Довмонт-Тимофей и его супруга, в схиме преподобная Марфа (+ 1300; память 8 ноября) удостоились особой почести быть изображенными на чудотворной Мирожской иконе Божией Матери (празднование 24 сентября): “Благоизволися пречистому образу чудотворныя иконы Твоея, Богородице, написатися зрака подобию нашего в бранех твердаго заступника князя Доманта со благочестивою супружницею” (седален службы святому благоверному князю Довмонту-Тимофею). При явлении Божией Матери старцу Дорофею во время осады Пскова поляками 27 августа 1581 года святой благоверный князь Довмонт-Тимофей был среди избранников Божиих, сопровождавших Небесную Заступницу Пскова (сведения о Псково-Покровской иконе помещены 1 октября).

Мощи святого благоверного князя Довмонта-Тимофея покоятся в Псковском кафедральном соборе Живоначальной Троицы.

Святые князья Псковские Всеволод и Довмонт не раз помогали русским воинам в защите западных пределов Отечества. Но настал час и, с той же священной непреклонностью, посланные Взбранной Воеводой небесного воинства, встали они на защиту наших восточных рубежей.

В 1640 г. великое народное движение на Восток – “встречь солнца” – завершилось выходом русских землепроходцев к устью Амура и Тихому океану. Русь в тех краях столкнулась с языческим Китаем. Оплотом Православия стала русская крепость Албазин, прославленная чудотворной Албазинской иконой Божией Матери (празднуется 9 марта) и героической “албазинской обороной” (1685 – 1686).

. Летом 1679 года, в Петров пост, отряд казаков во главе с Гаврилой Фроловым отправился из Албазина на разведку в долину реки Зеи. Три года несли казаки дозорную службу на Зее, объезжали окрестные селения, приводили в русское подданство тунгусское население, основывали зимовья и остроги. Однажды казачий разъезд повстречал в горах двух всадников на белых конях, закованных в броню, вооруженных луками и мечами. Это были святой Всеволод и святой Довмонт. Вступив в разговор с казаками и узнав, что они из Албазина, святые князья-воины предрекли последовавшее вскоре вторжение китайских войск на Амур, трудную оборону и конечное торжество русского оружия. “И паки придут китайцы, будут приступы и бои великие, и мы в тех боях будем в помощь русским людям. А града китайцы не возьмут”.

Несколько раз в 1684 – 1686 гг. китайские полчища подступали к Албазину, но града не взяли. Чудесной помощью Албазинской иконы Божией Матери и святых князей Всеволода и Довмонта Псковских вражеский натиск бессильно разбился о дальневосточную православную твердыню.

“Повесть о чудеси святых благоверных великих князей Всеволода и Довмонта” была записана Гаврилой Фроловым в Якутске 23 октября 1689 г. Обетования святых друзей Божиих не имеют срока давности. Приходят новые поколения, меняется лицо земли, но неизменно в священный дозор у границ Отечества встают российские воины-защитники – святые Всеволод и Довмонт.

Святой благоверный князь Довмонт (Домант) Псковский

Святой благоверный князь Довмонт (Домант) Псковский

Биография Довмонта по драматичности превосходит сюжет любого романа или античной трагедии. История начинается в 1262 году, когда у великого князя Литовского Миндовга умерла жена. Сестра умершей была замужем за молодым нальшанским князем Довмонтом. Миндовг велел ей приехать, чтобы вместе оплакать покойную супругу, а затем заявил: «Сестра твоя, умирая, велела мне жениться на тебе, чтоб другая детей ее не мучила». Если бы Довмонт открыто выступил против Миндовга, то немедленно расстался бы с жизнью. Ему пришлось смириться и позволить старому великому князю, незадолго до этого вернувшегося к родному язычеству, жениться на 20-летней свояченице.

Однако Довмонт заключил тайный союз с племянником Миндовга, жмудским князем Тренятой. В следующем году Довмонт, выбрав подходящий момент, захватил замок Миндовга – в ночной схватке погибли старый князь и двое его сыновей. А Тренята по уговору с Довмонтом стал княжить в Литве вместо Миндовга, но вскоре был убит конюшими Миндовга, мстившими за своего князя. Сын Миндовга Войшелк при поддержке пинского князя Шварна Данииловича изгнал Довмонта и его сторонников из Литвы. В битве с войсками Шварна и Войшелка погиб сражавшийся на стороне Довмонта безудельный рязанский князь Евстафий Константинович, а Довмонт бежал вместе с остатками своей дружины в Псков, где крестился и получил православное имя Тимофей. Псковитяне избрали его своим князем.

Довмонт-Тимофей правил в Пскове до самой смерти и за этого время не одержал ни единого поражения, пользуясь редкой популярностью и уважением среди псковитян. Великий князь Ярослав Ярославич был недоволен фактической независимостью Пскова и избранием в князья чужеземца. Он пытался изгнать Довмонта, но новгородцы отказались выступать против псковского князя.

В феврале 1268 года в датских владениях в Эстонии близ города Раковора (Раквере) произошла страшная битва новгородцев и псковичей с датчанами и Ливонским Орденом, по своим масштабам и значению намного превосходившая Ледовое побоище. Как писал летописец, «ни отцы, ни деды наши, — отмечал летописец, — не видали такой жестокой сечи». Центральный удар железного рыцарского клина, «великой свиньи» приняли на себя новгородцы во главе с посадником Михаилом. В сече погиб и сам Михаил, и многие его воины. Однако русские сумели переломить ход битвы в свою пользу и обратили рыцарей в бегство. Исход сражения решил фланговый удар полков князя Дмитрия Александровича, сына Александра Невского, которые обратили крестоносцев в бегство и гнали их семь верст до самого Раковора. Потери обеих сторон были очень велики для 13 века (несколько тысяч человек). Однако Довмонт и после тяжелого сражения смог совершить рейд по всей Ливонии. В 1269 году Орден предпринял ответный поход, закончившийся безрезультатной 10-дневной осадой Пскова, отступлением рыцарей при приближении новгородского войска во главе с князем Юрием и заключением мира. Именно после Раковорского поражения (а не битвы на Чудском озере) Ливонский орден уже не мог серьезно угрожать мощным княжествам северо-запада Руси.

Довмонт, несмотря на бурное литовское прошлое, хранил нерушимую верность своим союзникам. Он женился на сестре великого князя Димитрия Александровича Марии и в 1282 году помогал своему тестю, которого прогнал с великокняжеского престола его младший брат Андрей. И не просто поддержал его, но вторгся в Ладогу, вывез оттуда казну Димитрия Александровича и вернулся к нему в Копорье.

Уже глубоким стариком Довмонт одержал последнюю победу над крестоносцами. Весенней ночью 1299 года орденские кнехты тайно высадились на берег и начали жечь и грабить беззащитный посад. Здравый смысл предписывал закрыть ворота крепости, чтобы враг не прорвался внутрь вместе с бегущими горожанами. Однако князь совершил отчаянную вылазку, спасая своих людей. А потом разбил немцев и преследовал их на берегах Псковы. Умер Довмонт через два месяца – не от вражеского меча или старости, а из-за морового поветрия. Его погребли в Троицком соборе.

Позже князь стал почитаться как небесный заступник Пскова и был прославлен в лике святых. Мечом Довмонта, на котором был выбит девиз «Не терпим обидим быти», опоясывали всех последующих псковских князей. Этот меч сейчас можно увидеть в псковском музее «Поганкины палаты». Сын Довмонта, Давид Городенский, стал таким же непобедимым полководцем, как и его отец, неоднократно побеждал крестоносцев. А жена князя Довмонта на 18 лет пережила своего мужа, приняв постриг в псковском Рождества Иоанна Предтечи монастыре под иноческим именем Марфа, где и скончалась в 1317 году.

Святой благоверный князь Довмонт (Домант) Псковский, князь Нальшинайский (Нальшанский), был родом из Литвы, сначала ревностно исповедовал язычество. В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, был вынужден бежать из Литвы и с 300 литовскими семьями пришел во Псков. Псковская земля стала его второй родиной. Здесь, по выражению летописца, «дохнула на него благодать Божия», когда со всей своей свитой он принял святое Крещениекартинки князь довмонт тимофей с именем Тимофей и сподобился великих даров от Господа. Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем. В течение 33 лет он управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Через брак с дочерью великого князя Димитрия, внучкой святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября и 30 августа), он породнился с русским великокняжеским родом. Князь Довмонт, как и святой Александр Невский, был славным защитником Русской земли. Основная заслуга благоверного князя Довмонта как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений.

Читайте также:  Владимир Богоявленский: биография священника, труды, мощи и почитание

В 1268 году князь Довмонт был одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками. Перед каждой битвой святой Довмонт приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч.

Святой Довмонт сделал псковскую крепость неприступной. В память о славном защитнике города каменная оборонительная стена, возведенная святым князем рядом с Кромом в конце XIII века, была названа Довмонтовой, а территория, огражденная стеной, до сих пор называется Довмонтовым городом. У святого защитника «Дома Святой Троицы» был еще один благочестивый обычай: в благодарность Господу, Именем Которого он одерживал победы, не зная поражений, благоверный князь Довмонт рядом с Кремлем возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу. Ставили там храмы по особым обетам и другие жители Пскова. Небольшая территория нынешнего Довмонтова города была сплошь покрыта храмами. (Первый храм в честь святого Довмонта-Тимофея был построен в Довмонтовом городе в 1574 году.)

Свою последнюю победу доблестный князь-воин одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско. Ливонские рыцари неожиданно напали на посад у Пскова, захватили пригородные Снетногорский и Мирожский монастыри и сожгли их, жестоко расправившись с насельниками. Они убили основателя Снетногорского монастыря преподобного Иоасафа с 17 иноками и преподобного Василия, игумена Мирожского (память 4 марта). Святой князь Довмонт, не дожидаясь, пока соберется большое псковское войско, вышел навстречу врагу с дружиной и изгнал святотатцев за пределы Русской земли.

Через несколько месяцев святой благоверный князь Довмонт-Тимофей скончался и был погребен в Троицком соборе Пскова. Летопись свидетельствует, что «бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам, и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее». Псковичи вспоминали, как святой князь заботился о них в мирные дни и особенно, когда городу угрожала опасность, как вел их в бой со словами: «Добрые мужи псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот брат. Постоим за Святую Троицу!»

Вскоре после кончины князя началось почитание его как святого заступника пред Богом, молитвенно охраняющего нашу землю от врагов и бедствий. Не раз и по смерти защищал Псков святой князь. Так, в 1480 году, когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне одному горожанину и сказал: «Возьмите одеяние (покров) гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь». Псковичи исполнили его указание, и немцы отступили от города. После этого чудесного избавления от врагов святому князю была составлена служба. Рядом с мощами благоверного князя в Троицком соборе висел его боевой меч (в настоящее время меч хранится в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике), который вручался в храме Святой Троицы псковским князьям при возведении на престол.

Святой благоверный князь Довмонт-Тимофей и его супруга, в схиме преподобная Марфа (+ 1300; память 8 ноября) удостоились особой почести быть изображенными на чудотворной Мирожской иконе Божией Матери (празднование 24 сентября): «Благоизволися пречистому образу чудотворныя иконы Твоея, Богородице, написатися зрака подобию нашего в бранех твердаго заступника князя Доманта со благочестивою супружницею» (седален службы святому благоверному князю Довмонту-Тимофею). При явлении Божией Матери старцу Дорофею во время осады Пскова поляками 27 августа 1581 года святой благоверный князь Довмонт-Тимофей был среди избранников Божиих, сопровождавших Небесную Заступницу Пскова (сведения о Псково-Покровской иконе помещены 1 октября).

Мощи святого благоверного князя Довмонта-Тимофея покоятся в Псковском кафедральном соборе Живоначальной Троицы.

Святые князья Псковские Всеволод и Довмонт не раз помогали русским воинам в защите западных пределов Отечества. Но настал час и, с той же священной непреклонностью, посланные Взбранной Воеводой небесного воинства, встали они на защиту наших восточных рубежей.

В 1640 г. великое народное движение на Восток — «встречь солнца» — завершилось выходом русских землепроходцев к устью Амура и Тихому океану. Русь в тех краях столкнулась с языческим Китаем. Оплотом Православия стала русская крепость Албазин, прославленная чудотворной Албазинской иконой Божией Матери (празднуется 9 марта) и героической «албазинской обороной» (1685 — 1686).

…Летом 1679 года, в Петров пост, отряд казаков во главе с Гаврилой Фроловым отправился из Албазина на разведку в долину реки Зеи. Три года несли казаки дозорную службу на Зее, объезжали окрестные селения, приводили в русское подданство тунгусское население, основывали зимовья и остроги. Однажды казачий разъезд повстречал в горах двух всадников на белых конях, закованных в броню, вооруженных луками и мечами. Это были святой Всеволод и святой Довмонт. Вступив в разговор с казаками и узнав, что они из Албазина, святые князья-воины предрекли последовавшее вскоре вторжение китайских войск на Амур, трудную оборону и конечное торжество русского оружия. «И паки придут китайцы, будут приступы и бои великие, и мы в тех боях будем в помощь русским людям. А града китайцы не возьмут».

Несколько раз в 1684 — 1686 гг. китайские полчища подступали к Албазину, но града не взяли. Чудесной помощью Албазинской иконы Божией Матери и святых князей Всеволода и Довмонта Псковских вражеский натиск бессильно разбился о дальневосточную православную твердыню.

«Повесть о чудеси святых благоверных великих князей Всеволода и Довмонта» была записана Гаврилой Фроловым в Якутске 23 октября 1689 г. Обетования святых друзей Божиих не имеют срока давности. Приходят новые поколения, меняется лицо земли, но неизменно в священный дозор у границ Отечества встают российские воины-защитники — святые Всеволод и Довмонт.

Благоверный князь Довмо ́ нт (в Крещении Тимофе ́ й) Псковский

Дни памяти

28 июня (переходящая) – Собор Псковских святых

Житие

Краткое житие благоверного князя Довмонта (во Святом Крещении Тимофея) Псковского

Св. бла­го­вер­ный князь До­в­монт, в свя­том Кре­ще­нии (1265) Ти­мо­фей, при­над­ле­жал к ли­тов­ско­му кня­же­ско­му ро­ду. Ко­гда в Лит­ве про­изо­шел го­судар­ствен­ный пе­ре­во­рот, он дол­жен был со сво­и­ми род­ствен­ни­ка­ми оста­вить ро­ди­ну. Он на­шел убе­жи­ще в воль­ном го­ро­де Пско­ве, и пско­ви­чи из­бра­ли его сво­им кня­зем.

Он окру­жил го­род вы­со­кой сте­ной, на­зы­ва­е­мой До­в­мон­то­вой, и счаст­ли­во во­е­вал с вра­га­ми сво­е­го го­ро­да — нем­ца­ми и ли­тов­ца­ми. Пе­ред бо­ем он при­хо­дил в цер­ковь, клал свой меч на пре­стол, мо­лил­ся со сле­за­ми, при­ни­мал бла­го­сло­ве­ние ду­хов­но­го от­ца сво­е­го и его ру­кой на­де­вал свой меч. По утвер­жде­нию уро­жен­цев го­ро­да Пско­ва, это был тот са­мый меч с над­пи­сью: «Honorum meum nebus davo», то есть «Че­сти мо­ей ни­ко­му не от­дам», ко­то­рый впо­след­ствии ле­жал на гроб­ни­це кня­зя До­в­мон­та и сво­ей ве­ли­чи­ной и тя­же­стью сви­де­тель­ство­вал о ро­сте и си­ле св. кня­зя. Пско­ви­чам князь До­в­монт го­во­рил: «Доб­рые му­жи псков­ские! Кто из вас стар — тот мне отец, кто мо­лод — тот брат!» Он был же­нат на княжне Ма­рии Ди­мит­ри­евне (в св. схи­ме Мар­фа, па­мять ее 8 но­яб.), внуч­ке св. вел. кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го (па­мять его 30 авг.), и за­бо­тил­ся об от­це ее кня­зе Ди­мит­рии Алек­сан­дро­ви­че, из­гнан­ном бра­том сво­им вел. кня­зем Ан­дре­ем, до его смер­ти, а по­сле, как удель­ный князь, был ве­рен Ан­дрею. За все эти доб­ро­де­те­ли лю­би­ли его пско­ви­чи.

В са­мый по­след­ний год жиз­ни князь До­в­монт от­бил Псков от нем­цев, неожи­дан­но за­хва­тив­ших его (см. жи­тие прмч. Иоаса­фа и Ва­си­лия — 4 мар­та). Ко­гда же он умер, бы­ла во Пско­ве «ту­ча ве­ли­кая» — пи­шет ле­то­пи­сец. Св. князь До­в­монт по­гре­бен в Тро­иц­ком со­бо­ре, и в XIV в. ему уже бы­ла по­свя­ще­на цер­ковь, а в XVI в. по­сле его яв­ле­ния с дру­ги­ми угод­ни­ка­ми и во вре­мя оса­ды Пско­ва Сте­фа­ном Ба­то­ри­ем (1581) ему бы­ла на­пи­са­на служ­ба.

Полное житие благоверного князя Довмонта (во Святом Крещении Тимофея) Псковского

Свя­той бла­го­вер­ный князь До­в­монт (До­мант) Псков­ский, князь Наль­ши­най­ский (Наль­шан­ский), был ро­дом из Лит­вы, сна­ча­ла рев­ност­но ис­по­ве­до­вал язы­че­ство. В 1265 го­ду, спа­са­ясь от меж­до­усо­биц ли­тов­ских кня­зей, был вы­нуж­ден бе­жать из Лит­вы и с 300 ли­тов­ски­ми се­мья­ми при­шел во Псков. Псков­ская зем­ля ста­ла его вто­рой ро­ди­ной. Здесь, по вы­ра­же­нию ле­то­пис­ца, “дох­ну­ла на него бла­го­дать Бо­жия”, ко­гда со всей сво­ей сви­той он при­нял Свя­тое Кре­ще­ние с име­нем Ти­мо­фей и спо­до­бил­ся ве­ли­ких да­ров от Гос­по­да. Уже через год за доб­лесть и ис­тин­но хри­сти­ан­ские доб­ро­де­те­ли пско­ви­чи из­бра­ли его сво­им кня­зем. В те­че­ние 33 лет он управ­лял го­ро­дом и был един­ствен­ным кня­зем за всю ис­то­рию Пско­ва, ко­то­рый су­мел так дол­го про­жить в ми­ре и со­гла­сии с псков­ским ве­чем. Он был спра­вед­лив и стро­го сле­дил за пра­во­су­ди­ем дру­гих, щед­ро тво­рил ми­ло­сты­ню, при­ни­мая ни­щих и стран­ни­ков, бла­го­го­вей­но чтил цер­ков­ные празд­ни­ки, по­кро­ви­тель­ство­вал хра­мам и мо­на­сты­рям и сам ос­но­вал оби­тель в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Через брак с до­че­рью ве­ли­ко­го кня­зя Ди­мит­рия, внуч­кой свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го (па­мять 23 но­яб­ря и 30 ав­гу­ста), он по­род­нил­ся с рус­ским ве­ли­ко­кня­же­ским ро­дом. Князь До­в­монт, как и свя­той Алек­сандр Нев­ский, был слав­ным за­щит­ни­ком Рус­ской зем­ли. Ос­нов­ная за­слу­га бла­го­вер­но­го кня­зя До­в­мон­та как пол­ко­вод­ца и го­судар­ствен­но­го де­я­те­ля со­сто­ит в том, что в те­че­ние мно­гих лет он на­деж­но за­щи­щал се­ве­ро-за­пад­ную гра­ни­цу Рус­ско­го го­су­дар­ства от непри­я­тель­ских на­па­де­ний.

В 1268 го­ду князь До­в­монт был од­ним из ге­ро­ев ис­то­ри­че­ской бит­вы при Ра­ко­во­ре, где рус­ская рать одер­жа­ла по­бе­ду над дат­ски­ми и немец­ки­ми вой­ска­ми. Пе­ред каж­дой бит­вой свя­той До­в­монт при­хо­дил в храм, по­ла­гал свой меч к под­но­жию свя­то­го пре­сто­ла и при­ни­мал бла­го­сло­ве­ние ду­хов­ни­ка, ко­то­рый пре­по­я­сы­вал ему меч.

Свя­той До­в­монт сде­лал псков­скую кре­пость непри­ступ­ной. В па­мять о слав­ном за­щит­ни­ке го­ро­да ка­мен­ная обо­ро­ни­тель­ная сте­на, воз­ве­ден­ная свя­тым кня­зем ря­дом с Кро­мом в кон­це XIII ве­ка, бы­ла на­зва­на До­в­мон­то­вой, а тер­ри­то­рия, ограж­ден­ная сте­ной, до сих пор на­зы­ва­ет­ся До­в­мон­то­вым го­ро­дом. У свя­то­го за­щит­ни­ка “До­ма Свя­той Тро­и­цы” был еще один бла­го­че­сти­вый обы­чай: в бла­го­дар­ность Гос­по­ду, Име­нем Ко­то­ро­го он одер­жи­вал по­бе­ды, не зная по­ра­же­ний, бла­го­вер­ный князь До­в­монт ря­дом с Крем­лем воз­во­дил хра­мы в честь то­го свя­то­го, в день па­мя­ти ко­то­ро­го одер­жи­вал по­бе­ду. Ста­ви­ли там хра­мы по осо­бым обе­там и дру­гие жи­те­ли Пско­ва. Неболь­шая тер­ри­то­рия ны­неш­не­го До­в­мон­то­ва го­ро­да бы­ла сплошь по­кры­та хра­ма­ми. (Пер­вый храм в честь свя­то­го До­в­мон­та-Ти­мо­фея был по­стро­ен в До­в­мон­то­вом го­ро­де в 1574 го­ду.)

Свою по­след­нюю по­бе­ду доб­лест­ный князь-во­ин одер­жал 5 мар­та 1299 го­да на бе­ре­гу ре­ки Ве­ли­кой, где он с ма­лой дру­жи­ной раз­бил боль­шое немец­кое вой­ско. Ли­вон­ские ры­ца­ри неожи­дан­но на­па­ли на по­сад у Пско­ва, за­хва­ти­ли при­го­род­ные Снет­но­гор­ский и Ми­рож­ский мо­на­сты­ри и со­жгли их, же­сто­ко рас­пра­вив­шись с на­сель­ни­ка­ми. Они уби­ли ос­но­ва­те­ля Снет­но­гор­ско­го мо­на­сты­ря пре­по­доб­но­го Иоаса­фа с 17 ино­ка­ми и пре­по­доб­но­го Ва­си­лия, игу­ме­на Ми­рож­ско­го (па­мять 4 мар­та). Свя­той князь До­в­монт, не до­жи­да­ясь, по­ка со­бе­рет­ся боль­шое псков­ское вой­ско, вы­шел на­встре­чу вра­гу с дру­жи­ной и из­гнал свя­то­тат­цев за пре­де­лы Рус­ской зем­ли.

Через несколь­ко ме­ся­цев свя­той бла­го­вер­ный князь До­в­монт-Ти­мо­фей скон­чал­ся и был по­гре­бен в Тро­иц­ком со­бо­ре Пско­ва. Ле­то­пись сви­де­тель­ству­ет, что “бысть же то­гда жа­лость ве­ли­ка в Плес­ко­ве му­жам и же­нам, и ма­лым де­тям по доб­ром гос­по­дине бла­го­вер­ном кня­зе Ти­мо­фее”. Пско­ви­чи вспо­ми­на­ли, как свя­той князь за­бо­тил­ся о них в мир­ные дни и осо­бен­но, ко­гда го­ро­ду угро­жа­ла опас­ность, как вел их в бой со сло­ва­ми: “Доб­рые му­жи пско­ви­чи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто мо­лод, тот брат. По­сто­им за Свя­тую Тро­и­цу!”

Вско­ре по­сле кон­чи­ны кня­зя на­ча­лось по­чи­та­ние его как свя­то­го за­ступ­ни­ка пред Бо­гом, мо­лит­вен­но охра­ня­ю­ще­го на­шу зем­лю от вра­гов и бед­ствий. Не раз и по смер­ти за­щи­щал Псков свя­той князь. Так, в 1480 го­ду, ко­гда бо­лее ста ты­сяч нем­цев оса­ди­ли го­род, он явил­ся во сне од­но­му го­ро­жа­ни­ну и ска­зал: “Возь­ми­те оде­я­ние (по­кров) гро­ба мо­е­го, об­не­си­те его три ра­за во­круг го­ро­да с кре­ста­ми и не бой­тесь”. Пско­ви­чи ис­пол­ни­ли его ука­за­ние, и нем­цы от­сту­пи­ли от го­ро­да. По­сле это­го чу­дес­но­го из­бав­ле­ния от вра­гов свя­то­му кня­зю бы­ла со­став­ле­на служ­ба. Ря­дом с мо­ща­ми бла­го­вер­но­го кня­зя в Тро­иц­ком со­бо­ре ви­сел его бо­е­вой меч (в на­сто­я­щее вре­мя меч хра­нит­ся в Псков­ском ис­то­ри­ко-ху­до­же­ствен­ном и ар­хи­тек­тур­ном му­зее-за­по­вед­ни­ке), ко­то­рый вру­чал­ся в хра­ме Свя­той Тро­и­цы псков­ским кня­зьям при воз­ве­де­нии на пре­стол.

Читайте также:  Иоанн Дамаскин - житие, описание и история жизни, творения, учения, труды и чудеса святого

Свя­той бла­го­вер­ный князь До­в­монт-Ти­мо­фей и его су­пру­га, в схи­ме пре­по­доб­ная Мар­фа († 1300; па­мять 8 но­яб­ря) удо­сто­и­лись осо­бой по­че­сти быть изо­бра­жен­ны­ми на чу­до­твор­ной Ми­рож­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри (празд­но­ва­ние 24 сен­тяб­ря): “Бла­го­из­во­ли­ся пре­чи­сто­му об­ра­зу чу­до­твор­ныя ико­ны Тво­ея, Бо­го­ро­ди­це, на­пи­са­ти­ся зра­ка по­до­бию на­ше­го в бра­нех твер­да­го за­ступ­ни­ка кня­зя До­ман­та со бла­го­че­сти­вою су­пруж­ни­цею” (се­да­лен служ­бы свя­то­му бла­го­вер­но­му кня­зю До­в­мон­ту-Ти­мо­фею). При яв­ле­нии Бо­жи­ей Ма­те­ри стар­цу До­ро­фею во вре­мя оса­ды Пско­ва по­ля­ка­ми 27 ав­гу­ста 1581 го­да свя­той бла­го­вер­ный князь До­в­монт-Ти­мо­фей был сре­ди из­бран­ни­ков Бо­жи­их, со­про­вож­дав­ших Небес­ную За­ступ­ни­цу Пско­ва (све­де­ния о Пско­во-По­кров­ской иконе по­ме­ще­ны 1 ок­тяб­ря).

Мо­щи свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя До­в­мон­та-Ти­мо­фея по­ко­ят­ся в Псков­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы.

Довмонт псковский

Довмонт псковский (умер в 1299 году) – псковский князь, прославившийся как успешный полководец.

Причислен Русской православной церковью к лику святых. При этом князе Псков не только успешно отбивался от иноземных захватчиков, но и получил независимость от Новгорода.

Биография

Довмонт был литовцем по происхождению и принадлежал к одному из местных княжеских родов. О его точном происхождении имеются разные версии.

Одни источники называют его сыном самого Миндовга – литовского великого князя, основателя первой правящей династии; ещё одним сыном Миндовга был Войшелк, с которым позже у Довмонта были столкновения.

Другие источники считают его сыном Тройдена – другого литовского великого князя. Разнятся данные и о его последующей личной жизни. Его женой называют то сестру жены Миндовга, то сестру жены Наримунта – князя полоцкого. Как бы то ни было, когда в 1263 году состоялось убийство Миндовга, в числе его исполнителей был и Довмонт.

Будущий русский князь, таким образом, проводил бурную молодость, участвуя в яростной борьбе за власть и земельные угодья. Когда же Войшелк завоевал Нальщанский уезд, который был вотчиной Довмонта, тот решил бежать в Псков, чтобы собрать армию и воевать со своим недругом (предположительно – родным братом). Войшелк в то время считался самым сильным и могущественным правителем в Литве.

В Пскове Довмонт принял православное крещение и, по желанию горожан, стал местным князем. Новый правитель города не стал долго раздумывать и пошёл в очередной поход – против Герденя, сидевшего тогда в Нальщанах. Поход оказался успешным – князь разбил войско Герденя, разорил его область и увёл в плен его жену и детей.

То, что в Пскове обосновался Довмонт, не понравилось владимирскому великому князю Ярославу Ярославичу, который собрал против него войско. Но быстро его распустил – после того, как ему отказались помогать новгородцы. Вообще с Новгородом у псковского князя долгое время были отношения весьма дружественные: так, он ходил вместе с ними в походы против литовцев, оканчивавшиеся успехом.

Одним из самых крупных сражений Довмонта была Раковорская битва (на территории современной Эстонии), где русские войска сражались против немецких и датских войск (Ливонский орден). Вместе с Довмонтом в битве участвовали и другие русские князья, в том числе Ярослав Ярославич.

Сражение окончилось безоговорочной победой русских войск и считается одним из крупнейших в русской истории; однако историки придают ему лишь второстепенное значение, поскольку, во-первых, в нём не участвовали достаточно крупные фигуры вроде Александра Невского; а во-вторых – главной целью похода было взятие крепости Везенберг, и эта цель достигнута не была. Кроме того, в точности неизвестны место проведения битвы и количество погибших.

Тем не менее, битва явно не уступает по своему масштабу и исторической значимости тому же Ледовому побоищу, в отношении которого в советской науке был установлен своеобразный культ, при том что о прочих крупных событиях историки предпочли «забыть».

В дальнейшем европейцы предпринимали попытки отомстить псковскому князю. Магистр Ливонского ордена Отто фон Лаутенберг даже осадил Псков на некоторое время; однако на помощь Довмонту опять пришли новгородцы, благодаря чему город был спасён – ливонского магистра вынудили заключить перемирие и отступить.

Несмотря на совместное участие в Раковорской битве, Ярослав Ярославич по-прежнему был недоволен Довмонтом; на его место он посадил некоего человека по имени Айгуст, однако горожане в скором времени вернули престол Довмонту. Позднее Довмонт помогал владимирскому великому князю Дмитрию Александровичу, на дочери которого успел жениться, вернуть престол, отобранный его младшим братом Андреем.

В 1299 году окрепшая ливонская армия вошла в Псковскую республику и разорила её территорию. Однако князь снова отстоял свои владения и разбил врага. Через несколько месяцев Довмонт погиб (20 мая 1299г) – по одним данным, от страшной эпидемии, ходившей тогда в городе, а по другим данным – от полученных в бою ран.

Память

Церковь признала Довмонта святым в XVI веке, по результатам соборов, созванных митрополитом Макарием. День памяти – 2 июня (20 мая).

Интересные факты

  • Традиционные легенды свидетельствуют, что от князя Довмонта происходят дворянские роды – Домонтовичи на Украине и Свирские в Литве. Однако историки не подтверждают эти предположения.
  • 33 года Довмонт правил Псковом, за все это время было согласие и мир с вече.
  • В честь Довмонта оборонительная стена Пскова, построенная им же, названа его именем в память о мужестве и чести.

Итоги

Довмонт Псковский честно защищал рубежи русского государства от литовцев и Ливонского ордена. Князя называют русским героем и воином 13 века.

17. Князь Довмонт. Псковский чудотворец. XIV век

ГОРОД БАРСА. Сборник очерков, посвященных истории Пскова.

«В славном и Богом хранимом граде Пскове…»
Псковская летопись.
**********
Иллюстрация: – Святой воин. Фресковая роспись в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова м-ря на Вологодчине. Дионисий. XV век.
– Псков, Троицкий собор. Рака с мощами Псковских чудотворцев. Современный вид.
– князь Довмонт и княгиня Мария, псковская икона, XV век (Третьяковская галерея, Москва).
Надпись на иконе: «благоверный князь Довмонт во святом крещении Тимофей. благоверная княгиня Мария во иноцех Марфа».
**********
17. КНЯЗЬ ДОВМОНТ. ПСКОВСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ. XIV ВЕК.

В этой главе рассказывается о судьбе супруги князя Довмонта Марии и о том, как после своей кончины князь Довмонт, наряду с князем Всеволодом-Гавриилом Псковским, был возведен псковичами в статус небесного защитника города, который оберегал с мечом в руках до последнего вздоха при жизни.

СУДЬБА КНЯГИНИ МАРИИ. 1317.

«Княгиня Мария после смерти мужа постриглась в монастырь, а после своей смерти была также причислена к лику святых. Она почитается как образец любящей, верной, добродетельной супруги».
Житийная литература.

Что снегу-то, снегу на церковном пороге
Нанесено ногами людскими.
Лики святых на иконах строги.
И ты, и я теперь между ними.

Псковские краеведы XIX столетия считали, что вдова Довмонта, княгиня Мария, умерла через год после своего мужа, то есть в 1300 году. Если это так, то ее жизнь, вероятнее всего, забрал тот же мор. Однако это вряд ли справедливо. Недавно московская исследовательница Л.В. Столярова вновь обратилась к изучению рукописного Служебника начала XIV века, изготовленного в Пскове. В его тексте имеется плохо прочитываемая запись, которая была сделана вскоре после написания этой рукописной книги и содержала сообщение о кончине благоверной княгини Марии. Дефектный текст, по мнению исследовательницы, следует читать следующим образом: «В лето 1317 преставися раба божия княгиня Мария Домонтовая ноября в 6 на память святого Павла Исповедника».

Таким образом, можно заключить, что «княгиня Домонтовая» на 18 лет пережила своего мужа. Второй раз замуж она не выходила, по обычаю знатных русских женщин приняла постриг в псковском монастыре, где и скончалась в 1317 году. Сколько она прожила лет, также можно только гадать, ведь дата ее рождения неизвестна. Если она была дочкой Александра Невского, то лет 60. Если внучкой – лет на пятнадцать меньше.

В старину даже богатые и знатные женщины жили жизнью весьма суровой. Они выходили замуж по воле родителей, во всем подчинялись мужу, занимались домом, рожали и растили детей, молились… они много молились… оставшись «госпожами на вдовьем стольце» и вырастив детей, то есть до конца выполнив свой долг, постригались в монастырь, где молитва оставалась уже их единственным времяпрепровождением – до самой смерти…

Княгиня Мария приняла постриг и была похоронена в псковском Рождества Иоанна Предтечи (Ивановском) женском монастыре в Завеличье, основанном, согласно согласно не подтвержденному церковному преданию, теткой ее мужа, княгиней Евфросиньей-Евпраксией Рогволдовной, возле собора, строительство которого по данным исследований датируется XII-тым веком… и с самых давних времен монастырь превратился в место пребывания и погребения представительниц псковских княжеских семей. Гробница Марии располагалась возле южной стены собора. Рядом с нею, немного ближе к алтарю, находилась гробница невестки Марии, жены ее сына Давида – Наталии.
В поздних синодиках Мария именуется иноческим именем Марфа. В «Описаниях» Иоанно-Предтеченского монастыря позапрошлого столетия приводится запись, гласившая: «Гробница под спудом благоверной княгини схимонахини Марфы. Память ей совершается ноября 8 числа. Поется всенощная за упокой. Також литургия за упокой. По церквам раздается на поминовение 40 пометок. А в пометках пишется четыре имя. Мощи не свидетельствованы».

Бесспорно, что благоверная княгиня пользовалась местным почитанием… еще бы – ведь она была женой особенно знаменитого князя, его слава распространилась и на нее… в конце концов она превратилась в местночтимую святую. Есть и ее иконы. Конечно, они совершенно условны… вот, к примеру, на одной из современных икон Мария изображена симпатичной смуглянкой лет 30-ти, облаченной в черное монашеское платье. Самое древнее ее изображение помещено на уже не раз упомянутой Мирожской иконе. Позднее ее также рисовали вместе с мужем, подписывая ее изображение и мирским, и монашеским именем. И сочинили ее Житие, которое только и может огласить, что жила, вышла замуж, была хорошей, верной, терпеливой, любящей женой… и умерла в свой черед, и не забыта… и это справедливо, потому что жены занимают в жизни даже самых великих людей важное место, созидая домашний очаг, где можно отдохнуть и отогреться душой, и потому достойны всяческого уважения. Верные жены делили с мужьями и радости, и беды – кому что было суждено…

Княгиня Мария Псковская, жена князя Довмонта, имела свою собственную судьбу, свое собственное лицо. И хотя ее житийный образ идеализирован, и никто теперь не знает и не скажет, какой на самом деле была эта столь далекая от нас средневековая княгиня, какой внешностью, каким характером она обладала, была умна или глупа, добра или зла, красива или не очень, но как не признать, что и ей также выпала не самая безоблачная доля, не самый легкий крест – но она пронесла его на своих плечах через всю свою жизнь. Легко ли быть женой человека, главный долг которого – рисковать своей жизнью в бою, защищая других, чей меч всегда лежит рядом с его изголовьем… а она была его женой. Она провожала мужа и в его последнюю битву… В одной статье сказано, что «на подвиг защиты Русской земли и Православной Церкви князя Довмонта вдохновляла и его супруга княгиня Мария, внучка Александра Невского». И ведь это отнюдь не преувеличение.
Память святой благоверной княгини Марфы совершается 8 ноября (по новому стилю – 21 ноября). Этот день выбран для ее поминания как день ее кончины. Кроме того, она поминается в Соборе Псковских Святых (третья неделя по Пятидесятнице, июль).

ПСКОВСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ. XIV ВЕК.

Память благоверного князя Довмонта (во святом крещении Тимофея) Псковского 20 мая (2 июня) в день преставления и в Соборе Псковских Святых.

Главным основанием для причисления к лику святых (канонизации) является дар чудотворения. Чудеса могут проистекать и от мощей усопшего. Святые делятся церковью на лики (разряды). По отношению к великим князьям, членам великокняжеской и царской семьи используется определение «благоверный», то есть исповедующий истинную веру.
Старинная Повесть о Довмонте не содержит описания связанных с ним послесмертных чудес, рассказав только о его прижизненных деяниях. Составитель более поздней, так называемой Распространенной редакции Повести – его церковного Жития, отчасти исправил этот пробел – через 300 лет после кончины князя. Житие cвятого князя Довмонта: «Исходит от честных мощей блаженного вместо мира благовонная теплота некая и видна бывает, как зимой в оконцах храма, в скважинах гроба, измерзает, в белый иней чудно превращается». Древние каменные соборы строились холодными, иней зимой расписывал их стены поверх фресковых картин… белый, пушистый, полупрозрачный иней…

Князь Довмонт был защитником Пскова, в городе уважали и ценили его еще при жизни, а после смерти всем ой как стало его не хватать. Святость представляется прерогативой церковной, но не даром великие подвиги называют священными, а память людей, их совершивших со всем самоотвержением и беззаветной храбростью, окружают благоговейным почитанием, относясь ко всему, что связано с ними, как ко святыне.

Читайте также:  Православие и палеонтология: отношение церкви и мнение священников, как в Библии объясняются динозавры

Местное почитание князя Довмонта началось в Пскове практически сразу же после его кончины, еще в 14-том веке, и достигло апогея в веке 15-ом. В конце концов он был официально канонизирован, что превратило его в общерусского святого. Когда мощи Довмонта перенесли с прежнего места его погребения из Тимофеевской церкви в Троицкую, летописи не говорят, но однажды это было сделано, – и князь Довмонт с честью упокоился в главном городском соборе. Были сочинены приличествующие церковные песнопения, молитва к к святому князю Довмонту гласит:

«и ныне во свете Пресвятыя Троицы предстоя,
моли Христа Бога сохранити и спасти православныя люди
и град твой от безбожных агарян,
и латин нашествия…»

СЕВЕРНАЯ НЕДРЕМЛЮЩАЯ СТРАЖА.

У сильной Псковской республики все должно было быть свое – и свобода, и финансы, и войска, и святыни, и святые тоже. В этом отношении прославление и без того некогда прославленных князей служило возвеличиванию Пскова как нельзя лучше. Это следует иметь в виду.
Однако первоначальное послесмертное почитание князя Довмонта было, конечно, больше связано не с чудесами исцелений, как повествует церковное предание, проистекавшими от его гроба (как и не с обретением его мощей, которого, видимо, и не было – перенос гроба к обретению не прировняли), а с той ролью защитника Пскова, которую он исполнял при жизни, – и, как хотели верить, как верили псковичи, продолжал исполнять после смерти… они видели в нем своего небесного могущественного заступника, продолжающего охранять русскую землю от врагов и бедствий. Недаром и в церковном почитании Довмонт был прославлен именно в лике святых воинов.

На русском севере, в глубинках, сохранились до наших дней очень древние, построенные семь и восемь веков назад каменные церкви – и в них уцелели настенные росписи. Таких церквей мало, можно сосчитать по пальцам, но они есть – Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове (XII век), Георгиевский собор в крепости Старой Ладоги (XII век), церковь Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре на Вологодчине (XV век). В этих произведениях древнерусского искусства присутствует одна общая особенность – среди персонажей храмовых фресок много изображений святых воинов.
«В ладожском крепостном Георгиевском храме из сохранившихся фигур святых, изображенных отдельно, вне композиций, абсолютное большинство принадлежит святым воинам-мученикам. Среди них — святые Савва Стратилат (военачальник) и Евстафий Плакида на откосах арки дьяконника, святой Христофор на южном склоне этой же арки, святой Агафон на южной стене храма и святой Иаков Перский (Персидский) на той же стене, под сценами «Страшного Суда». Составляя единый комплекс со сценами жития святого Георгия, которому посвящен храм, эти и другие, не сохранившиеся, фигуры святых воинов представляли собой мощный пласт воинских изображений».
В Рождественской церкви Ферапонтова монастыря на Вологодчине, где творил свои бессмертные шедевры знаменитый Дионисий, восемь изображений святых воинов. Исследователи пишут, что «Изображения святых воинов в церквах выражают чаще всего идею защиты. В Древней Руси со святыми воинами связано много преданий, в которых они выступают как спасители от всякого рода напастей или нечистой силы (смущающей праведников), как помощники русских воинов в борьбе с врагами, как герои, побеждающие страшных чудовищ. Подвиги святых воинов – персонифицированное выражение народного духа. Восемь святых воинов изображены на столпах храма Рождества Богородицы. Своим обликом – в ратном облачении, со щитами, мечами, копьями, луками и стрелами – воины призваны не устрашать, напротив, эти образы пробуждают в людях благородное желание защищать справедливость».
(«Дионисий. Фрески церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря». Е.Андрюшина.)

Прежде, чем быть прославленными в лике святых, эти воины совершали свои ратные подвиги и подвиги веры при своей земной жизни, и их ряды неуклонно пополнялись. Северная недремлющая стража. Изображенные на фресках, в доспехах, с оружием в руках, они выглядят так, будто и доныне несут свою службу, всегда готовые к бою по первой тревоге.

ДОВМОНТ ПСКОВСКИЙ

Св. блгв. Довмонт Псковский

Довмонт (Домант) Псковский, в крещении Тимофей (+ 1299), князь, святой благоверный.

Происходил из рода князей литовских и владел в Литве Нальщанским уделом, исповедовал язычество.

Позднейшие летописцы ошибочно считают его младшим сыном вел. князя литовского Миндовга. Он был женат на сестре жены Миндовга, отнятой потом у него последним. После убиения Миндовга, к которому, вероятно, был причастен и Довмонт, он был вынужден в 1265 г. бежать из Литвы и с 300 литовскими семьями пришел во Псков, где принял крещение с именем Тимофей.

Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем.

В 1266 году Довмонт разбил литовцев на берегу Двины и опустошил область кн. Герденя, забрав в плен его жену и сыновей.

Вел. кн. Ярослав, недовольный самовольным избранием Довмонта, готовился изгнать его из Пскова, но вследствие отказа новгородцев помочь ему должен был распустить свои войска. Новгородцы в следующем году даже ходили вместе с псковитянами в Литву, под предводительством Довмонта, со славой окончившего и этот поход.

В 1268 г. Довмонт был призван новгородцами на помощь против ливонских рыцарей и, вместе с кн. Димитрием Александровичем и дружинами вел. кн. Ярослава, сражался при Везенберге.

В 1269 г. великий магистр ордена, набрав значительные силы, осадил Псков. Довмонт храбро отстоял город; на помощь подоспели новгородцы, и вел. магистр, раненый самим Довмонт, должен был заключить мир. В 1270 г. Ярослав, не любивший Довмонт, посадил на его место в Пскове какого-то Айгуста, но псковитяне снова возвели в князья Довмонта.

В 1282 г. Довмонт, женившийся между тем на Марии, дочери вел. кн. Димитрия Александровича, помогал своему тестю, прогнанному с великокняжеского престола младшим братом Андреем; с горстью воинов вторгся Довмонт в Ладогу, вывез оттуда казну Димитрия и вернулся к нему в Копорье, но, осажденный новгородцами, должен был оставить крепость. После этого летописи целых 17 лет не упоминают о Довмонте.

Свою последнюю победу доблестный князь-воин одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое ливонское войско. Днём ранее рыцари неожиданно напали на посад у Пскова, захватили пригородные Снетогорский и Мирожский монастыри и сожгли их, жестоко расправившись с насельниками, укрывавшимися там женами и детьми. Они убили основателя Снетогорского монастыря преподобного Иоасафа с 17 иноками и преподобного Василия, игумена Мирожского. Святой князь Довмонт, не дожидаясь, пока соберется большое псковское войско, вышел навстречу врагу с дружиной и изгнал святотатцев за пределы Русской земли.

Через несколько месяцев святой благоверный князь Довмонт-Тимофей скончался и был погребен в Троицком соборе Пскова. Летопись свидетельствует, что “бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам, и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее”. Псковичи вспоминали, как святой князь заботился о них в мирные дни и особенно, когда городу угрожала опасность, как вел их в бой со словами: “Добрые мужи псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот брат. Постоим за Святую Троицу!”

Мощи святого благоверного князя Довмонта-Тимофея покоятся в Псковском кафедральном соборе Живоначальной Троицы. Рядом с мощами благоверного князя в Троицком соборе висел его боевой меч (в настоящее время меч хранится в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике), который вручался в храме Святой Троицы псковским князьям при возведении на престол.

Оценки деятельности

В течение 33 лет Довмонт управлял Псковом и был единственным князем за всю историю города, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Князь Довмонт, как и святой Александр Невский, был славным защитником Русской земли. Основная заслуга благоверного князя Довмонта как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений. Перед каждой битвой святой Довмонт приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч.

Святой Довмонт сделал псковскую крепость неприступной. В память о славном защитнике города каменная оборонительная стена, возведенная святым князем рядом с Кромом в конце XIII века, была названа Довмонтовой, а территория, огражденная стеной, до сих пор называется Довмонтовым городом. У святого защитника “Дома Святой Троицы” был еще один благочестивый обычай: в благодарность Господу, Именем Которого он одерживал победы, не зная поражений, благоверный князь Довмонт рядом с Кремлем возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу. Ставили там храмы по особым обетам и другие жители Пскова. Небольшая территория нынешнего Довмонтова города была сплошь покрыта храмами. (Первый храм в честь святого Довмонта-Тимофея был построен в Довмонтовом городе в 1574 году.)

Небесный защитник Земли Псковской

Вскоре после кончины князя началось почитание его как святого заступника пред Богом, молитвенно охраняющего нашу землю от врагов и бедствий. Не раз и по смерти защищал Псков святой князь. Так, в 1480 году, когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне одному горожанину и сказал: “Возьмите одеяние (покров) гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь”. Псковичи исполнили его указание и немцы отступили от города. После этого чудесного избавления от врагов святому князю была составлена служба.

Святой благоверный князь Довмонт-Тимофей и его супруга, в схиме преподобная Марфа (+ 1300) удостоились особой почести быть изображенными на чудотворной Мирожской иконе Божией Матери: “Благоизволися пречистому образу чудотворныя иконы Твоея, Богородице, написатися зрака подобию нашего в бранех твердаго заступника князя Доманта со благочестивою супружницею” [1]. При явлении Божией Матери старцу Доротею во время осады Пскова поляками 27 августа 1581 года святой благоверный князь Довмонт-Тимофей был среди избранников Божиих, сопровождавших Небесную Заступницу Пскова.

Защита Албазина

В 1640 г. великое народное движение на Восток – “встречь солнца” – завершилось выходом русских землепроходцев к устью Амура и Тихому океану. Русь в тех краях столкнулась с языческим Китаем. Оплотом Православия стала русская крепость Албазин, прославленная чудотворной Албазинской иконой Божией Матери и героической “албазинской обороной” (1685-1686).

. Летом 1679 года, в Петров пост, отряд казаков во главе с Гаврилой Фроловым отправился из Албазина на разведку в долину реки Зеи. Три года несли казаки дозорную службу на Зее, объезжали окрестные селения, приводили в русское подданство тунгусское население, основывали зимовья и остроги. Однажды казачий разъезд повстречал в горах двух всадников на белых конях, закованных в броню, вооруженных луками и мечами. Это были святой Всеволод и святой Довмонт. Вступив в разговор с казаками и узнав, что они из Албазина, святые князья-воины предрекли последовавшее вскоре вторжение китайских войск на Амур, трудную оборону и конечное торжество русского оружия. “И паки придут китайцы, будут приступы и бои великие, и мы в тех боях будем в помощь русским людям. А града китайцы не возьмут”.

Несколько раз в 1684-1686 гг. китайские полчища подступали к Албазину, но града не взяли. Чудесной помощью Албазинской иконы Божией Матери и святых князей Всеволода и Довмонта Псковских вражеский натиск бессильно разбился о дальневосточную православную твердыню. “Повесть о чудеси святых благоверных великих князей Всеволода и Довмонта” была записана Гаврилой Фроловым в Якутске 23 октября 1689 г.

Тропарь блгв. кн. Довмонту во св. Крещении Тимофею, Псковскому

Иже отчее нечестие возненавидев, / преблаженне княже Довмонте, / и нощи страстныя избег, еже к идолом тщание, / прииде мыслию к Солнцу славы — Христу, / озарився благодатию Божественнаго Крещения, / и ныне во свете Пресвятыя Троицы предстоя, / моли Христа Бога сохранити и спасти православныя люди / и град твой от безбожных агарян, / и латин нашествия, и междоусобныя бра­ни/ и спастися душам нашим.

Использованные материалы

  • “Святой благоверный князь Довмонт Псковский”, страница календаря на сайте Издательства Московской Патриархии:
    • https://calendar.rop.ru/?svt=may20-dovmont
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

[1] Седален службы святому благоверному князю Довмонту-Тимофею

Ссылка на основную публикацию