Ефросинья Полоцкая: житие и биография, факты из жизни, мощи и памятник, почитание и дни памяти, в чем помогает

Ефросинья Полоцкая: житие и биография, факты из жизни, мощи и памятник, почитание и дни памяти, в чем помогает

23 мая (5 июня) ― день памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. Нетленные мощи святой (а она отошла ко Господу в 1173 году) ныне почивают в Крестовоздвиженском храме Полоцкого Свято-Евфросиниевского женского монастыря, возрождение которого началось в 1990 году. Почитая Преподобную как главную покровительницу обители и всей Белой Руси, насельницы монастыря бережно сохраняют многочисленные свидетельства ее помощи нашим современникам. Вот лишь некоторые из них.

Бесценное сокровище веры

Многие паломники Спасской обители, а также благочестивые прихожане (жители г. Полоцка и его окрестностей), желающие потрудиться во славу Божию, по благословению настоятельницы, помогают сестрам на различных хозяйственных работах. В августе 2004 года сестре Иулии, которая в то время несла послушание на кухне, помогала чистить картошку одна раба Божия (имя ее, к сожалению, Иулия не запомнила). Но в памяти Иулии хорошо сохранился рассказ этой женщины, удостоившейся чудесного исцеления по молитвам преподобной Евфросинии.

Около полугода женщина страдала от внезапно открывшегося маточного кровотечения. Врачи сказали, что для того, чтобы остановить его, необходима операция. Но эта раба Божия даже не могла лечь в больницу, так как имела немощного отца и детей, которых не на кого было оставить.

Человек малодушный в таком положении, наверное, сразу бы впал в отчаяние. Но у этой женщины было одно бесценное сокровище ― вера. Кроме того, она очень почитала преподобную Евфросинию Полоцкую. И вот однажды болящая пришла в Спасский монастырь и, так как по причине своего недуга не могла войти в храм, стала на дорожке у стены его, с той стороны, где находятся мощи преподобной Евфросинии, и начала просить об исцелении, надеясь на чудо. Как долго молилась она, с какими словами обращалась к Преподобной, останется тайной ее души. А чудо совершилось вскоре. Кровотечение, длившееся почти полгода, уже на следующий день вдруг прекратилось. Произошло это без всякого внешнего вмешательства, сразу после того, как болящая со смирением и верой помолилась у храма святой Полоцкой княжны.

Послушница Иулия, услышав этот рассказ исцелившейся и благодарной женщины, умилилась сердцем: какие же чудеса творит Господь по нашей вере! Как быстро слышит наши молитвы преподобная Евфросиния!

Рассказ составлен на основании свидетельства послушницы Иулии, насельницы Спасо-Евфросиниевскрго монастыря. Январь 2005 г.

Небесная покровительница Спасской обители

«Я, Ратникова Алла Владимировна, с 1968 года являюсь прихожанкой Спасского храма, а с 1990 года ― со времени открытия Спасо-Евфросиниевской обители ― каждое воскресенье посещаю монастырские богослужения.

Однажды осенью 2000 года мне приснился сон, о котором я хотела бы рассказать: пусть все, боримые страстями и находящиеся в разнообразных искушениях, знают о том, как быстро слышат святые наши молитвы и какое непосредственное участие принимают они в деле нашего спасения.

Как-то прилегла я вечером после работы отдохнуть, заснула, и вот: отчетливо вижу себя в Кресто-Воздвиженском соборе, на том самом месте, где обычно стою во время богослужения. Вдруг из алтаря появляется незнакомая монахиня и направляется по воздуху навстречу мне. Лицо ее я не могу рассмотреть: все очертания очень размыты. Когда стопы монахини оказались примерно на уровне моей груди, и я смогла хорошо разглядеть ее полупальто из черного сукна, она сказала мне: «Собирайся и иди в монастырь! Матушка В. хочет покинуть обитель. Ты еще можешь ее остановить. У сестры В. сейчас очень большие искушения, да и дети ее причиняют ей немалые скорби. Но она не должна уходить из монастыря». Я ясно слышала голос этой дивной монахини и видела ее одежду.

Когда я проснулась, было три часа ночи. Сердце учащенно билось. Я предположила, что виденный мною сон мог предвозвещать скорую смерть нашего дедушки (с нами жил отец моего мужа, который тяжело болел и мог умереть в любое время). Встревоженная, я подошла к дедушке и увидела, что он спал, дыхание его было ровным. Тогда я стала размышлять дальше. Таинственная монахиня говорила о матушке В. Вспоминая знакомых мне сестер Полоцкой обители, я подумала об инокине В., которая несла послушание в иконной лавке. Однако, по моим представлениям, детей у нее быть не могло, так как она пришла в монастырь совсем молодой. Никого больше из матушек по имени В. в тот момент я вспомнить не смогла и в итоге решила, что моему сну не следует придавать никакого значения. Я только подумала, что когда пойду в монастырь к воскресной обедне, то, на всякий случай, спрошу у кого-нибудь о сестре В. Однако к воскресенью я обо всем забыла.

На следующей неделе, в ночь со вторника на среду, мне снова приснился сон, подобный уже виденному ранее: вновь я нахожусь в Кресто-Воздвиженском соборе, и ко мне опять приближается та же дивная монахиня. Она идет по воздуху; вот я вижу ее проходящей между мной и отцом Михаилом (он неподалеку исповедует прихожан), затем слышу ее голос: «Немедленно встань и иди в монастырь! Ты еще можешь удержать матушку В., а иначе будет поздно. Пусть читает Евангелие. ».

Разбуженная среди ночи повелительным голосом таинственной монахини, я стала думать, что же мне делать. Идти ночью в монастырь? Но кого будить? Точно, подумают, что я не в своем уме! И я решила оставить это дело до утра, а утром, часов в семь, по дороге на работу зайти в монастырь и все рассказать.

Но в тот день я проснулась на час позже, чем обычно. Времени, чтобы зайти в монастырь, уже не оставалось. К тому же очень капризничала моя дочь, так что мне пришлось самой везти ее в школу. Днем было много работы, я очень устала, вернулась домой уже около семи часов вечера. Сразу же я подошла к дедушке и увидела, что он чувствовал себя хуже обычного, и поэтому нуждался в особенно внимательном уходе. Когда же, едва успев сделать все необходимое, я ненадолго прилегла отдохнуть, меня разбудил муж, который тихо сказал, что дедушка очень слаб и уже близок к смерти. Тогда я поняла, что нельзя терять время: нужно, не отлагая, причастить больного. Быстро одевшись, я тотчас побежала в монастырь. Там еще шла вечерняя служба. Служил о. Владимир (тот самый батюшка, которого я прежде просила прийти причастить нашего дедушку). Я решила ждать окончания богослужения, чтобы поговорить с о. Владимиром. И тут ко мне подошла матушка В. (алтарница) и о чем-то меня спросила. Помню, что я ей ответила, но мысли мои были заняты другим: мне очень хотелось успеть причастить нашего больного. Также я думала о его возможной скорой смерти и предстоящих похоронах. А матушка В. все стояла рядом, и тут меня осенила мысль: «Не та ли это В., о которой говорила мне монахиня, дважды виденная мною во сне?». Извинившись, я тихонечко сказала сестре В., что видела необычный сон и спросила у нее, не собирается ли она покинуть обитель. Матушка В. была очень удивлена моим вопросом, но, к еще большему моему удивлению, ответила утвердительно. Тогда мы вышли из храма, и я рассказала ей все. Инокиня В. просила меня еще помолиться, чтобы Господь открыл, какие именно главы Евангелия ей нужно читать. Я молилась, но ничего более открыто мне не было.

Кстати сказать, с матушкой В. мы познакомились в монастыре в 2000 году, незадолго до ее поездки в Иерусалим (в то время она еще несла послушание цветочницы). Поскольку я уже бывала в Иерусалиме несколькими месяцами ранее, она просила меня рассказать ей о Святой Земле, а также обо всех подробностях моей паломнической поездки. И вот удивительно! Несмотря на то, что все это было совсем недавно, я о матушке В. вдруг забыла. И мне не пришло в голову, что именно об этой В. говорила мне незнакомая монахиня во сне».

Рассказанное Аллой Владимировной вызвало у инокини В. одновременно чувства благоговейного трепета и страха. Она поняла, что сама Преподобная матерински печется о ее душе. Вскоре мысли об уходе из обители оставили матушку, и по сей день она живет и трудится в Спасо-Евфросиниевском монастыре.

Алла Владимировна Ратникова, жительница г. Новополоцка.

«Зачем я сюда приехала?»

В один из апрельских дней 2004 года в Спасо-Евфросиниевский монастырь приехали паломники из Могилевской области. Когда они вошли в Спасский храм, то одна из женщин, находившихся в этой группе, начала страшно кричать и браниться. При приближении к святым мощам женщина кричала еще громче, из уст ее вырывались скверные слова. Раба Божия Зинаида, дежурившая у мощей преподобной Евфросинии, желая помочь болящей, подошла к ней и стала ее увещевать повторять со смирением: «Преподобная Евфросиния, исцели меня!». На некоторое время несчастная женщина успокоилась, а когда Зинаида отошла к свечному ящику, бесноватая вновь стала истошно кричать. Склонившись под ракой с мощами, она вопила: «Зачем я сюда приехала?». Зинаида еще несколько раз подходила к болящей и сама просила Преподобную о ее исцелении. Время от времени из-под раки были слышны слова, произносимые надрывным голосом: «Не исцеляй!».

Но вскоре бесновавшаяся женщина притихла, успокоилась и смогла проползти под мощами. Нечистый дух оставил ее. Поведение прежде одержимой стало совсем другим: в полном молчании некоторое время она стояла у раки, затем, приблизившись к своим спутникам, о чем-то тихо разговаривала с ними, а перед выходом из храма женщина уже сама, с благодарностью, подошла и приложилась к святыне.

Составлено на основании свидетельства Зинаиды Колыбаловой, трудящейся в Спасо-Евфросиниевском монастыре.

Несостоявшаяся операция

«Хочу описать случай исцеления, происшедший со мною, по милости Божией, у мощей преподобной матери нашей Евфросинии.

В январе 2002 года врачи женской консультации при обследовании обнаружили у меня кистозное образование размером 34×29 мм. К медицинской помощи я не прибегала, и через полгода образование увеличилось (это показали результаты УЗИ). Мне была предложена операция, так как размеры образования стали значительными (49x40x50 мм). Через неделю, пройдя еще одно обследование, я получила подтверждение необходимости хирургического вмешательства.

Накануне предстоящей операции в надежде на помощь преподобной Евфросинии я поехала в Спасо-Евфросиниевский монастырь и провела там два дня (субботу и воскресенье), в течение которых поисповедовалась и сподобилась причаститься Святых Христовых Тайн. Трижды с молитвенной просьбой о сохранении мне жизни и здоровья прикладывалась я к святым мощам угодницы Божией.

Уже на следующий день, сразу же по приезде домой, меня госпитализировали в онкологический диспансер. Несмотря на неизвестность того, что могло произойти со мной вскоре, в душе я ощущала мир и спокойствие: чувствовалось, что Господь рядом. Помню, что мысленно я все время призывала в помощь преподобную Евфросинию.

Перед тем как назначить окончательно день операции, врачи решили обследовать меня еще раз, и что же. они не увидели никаких следов прежде обнаруженного образования: оно исчезло. А по прошествии трех недель я получила устный ответ о результатах гистологического обследования: «Абсолютно здорова». Тогда же мне были выданы две выписки с результатами УЗИ, которые свидетельствовали о моем исцелении.

По правде говоря, я особенно в чудеса не верила и никогда не думала, что в моей жизни может произойти подобное чудо. Но объяснить вышеописанное могу только действием силы Божией, все иные объяснения оказываются несостоятельными. «Верую, Господи, помоги моему неверию!»

Валентина Романовна Приходченко, врач стоматологической поликлиники N г. Витебска. Ноябрь 2004 г.

Нет благословения на брак

Однажды в Спасский храм вошли мужчина и женщина. Они поставили свечи и сразу же подошли к раке со святыми мощами преподобной Евфросинии. Казалось, что в их жизни должно было произойти какое-то событие, в преддверии которого они хотели помолиться святой угоднице и испросить благословение Божие. Женщина, трижды перекрестившись, поцеловала святые мощи, а мужчина, после того как дотронулся рукой до края раки, внезапно отпрянул в сторону. Это было так неожиданно, что привело его в крайнее смущение. И мужчина, и женщина были очень огорчены необъяснимым для них происшествием. Было видно, что они о чем-то разговаривали между собой, а затем женщина стала уговаривать своего спутника хотя бы проползти под мощами. Мужчина наклонился и полез под мощи, но вскоре выскочил из-под раки, задыхаясь, и сразу же выбежал из церкви. Следом за ним вышла и женщина.

Спустя некоторое время эта пара вновь вернулась в храм. Монахиня Агриппина и раба Божия Зинаида, дежурившие у мощей, стали расспрашивать их о том, откуда они приехали и что привело их к Преподобной. Оказалось, что женщина была полочанкой, а мужчина ― жителем Москвы. К Преподобной они пришли просить благословение на брак. На вид, женщина была намного старше мужчины, так что, казалось, он годился ей в сыновья. У женщины этой были свои, уже взрослые, дети, у мужчины также ― жена и маленький ребенок. Монахиня Агриппина и Зинаида объяснили «влюбленным» значение происшедшего с ними у святых мощей. Матушки сказали, что преподобная Евфросиния дала им прямой ответ: она не благословляет такой брак.

Рассказ составлен на основании свидетельства Зинаиды Колыбаловой, трудящейся в Спасо-Евфросиниевском монастыре.

Чудом возвращенный к жизни

В августе 2002 года Дмитрий Юнак ехал на своем мотоцикле в гости к другу. В какой-то момент он не справился с управлением, и мотоцикл, сойдя на обочину, с силой ударился в дерево. Дмитрий получил серьезную травму черепа.

Когда пострадавшего в бессознательном состоянии привезли в хирургическое отделение городской больницы, врачи обнаружили у него пролом черепа в лобной части размером со спичечный коробок. Узнав, что случилось с Дмитрием, его мать и брат Андрей поспешили в больницу. Они, конечно же, были потрясены происшедшим и, увидев врача, прежде всего обратились к нему с вопросом: «Будет ли жить Дмитрий?» Хирург сказал, что в подобных случаях выживают редко, но медицинский персонал сделает все, что в его силах.

Более двух часов длилась операция, после которой врачи признали состояние Дмитрия безнадежным. Родственникам больного было сказано, что «он не жилец: ведь не может жить человек с дыркой в черепе». Убитые горем, Андрей с матерью плакали, глядя, как Дмитрия везут из операционной в реанимацию. В это время на консультацию к хирургу приехала монастырская сестра Иоанна с одной из матушек. Увидев Андрея и его мать плачущими, Иоанна подошла к ним и спросила, что произошло. Андрей поведал ей о случившемся. И тогда Иоанна сказала: «Что же вы здесь стоите? Немедленно идите в монастырь к преподобной Евфросинии и просите у нее помощи». Какое-то время Андрей с матерью колебались, но вскоре, обретя в словах послушницы спасительную надежду, последовали ее совету и поехали в монастырь.

В тот день в Спасском храме у святых мощей дежурила матушка Евдокия. Узнав о случившемся с юным Дмитрием, она стала говорить Андрею и его матери, что не нужно терять веру: Богу все возможно. Матушка рассказала им несколько случаев исцелений, совершившихся по молитвам Преподобной, свидетельницей которых была она сама. Поверив, что и их несчастью Господь может помочь, родственники Дмитрия долго молились у мощей преподобной Евфросинии, затем заказали молебен о здравии тяжелоболящего.

Целую неделю после операции Дмитрий находился в реанимации и жил подключенным к аппарату искусственной вентиляции легких. И вот, по истечении недели, ему стало лучше, чего никак не ожидали врачи. Спустя некоторое время сестра Иоанна, увидев Андрея Юнака в монастыре, спросила его о состоянии здоровья Дмитрия. Андрей с благодарностью в глазах ответил, что брат идет на поправку.

В настоящее время Дмитрий Юнак, чудом возвращенный к жизни по молитвам преподобной Евфросинии, живет в Полоцке со своими родными и трудится во славу Божию по мере своих сил.

Рассказ составлен на основании свидетельства Андрея Владимировича Юнака, жителя г. Полоцка. Январь 2005 г.

По книге: Преподобная Евфросиния, княжна и игумения Полоцкая. Житие, чудеса, служба с акафистом.― Минск: Православное братство в честь Святого Архистратига Михаила, 2006.

Читайте также:  Икона «Лиддская»: история и описание, в чем помогает и как молиться, где находится

Преподобная благоверная княгиня Евфросиния Полоцкая: житие, просветительская деятельность, день памяти

В историю домонгольской Руси вошла благоверная княгиня Евфросиния Полоцкая, принадлежавшая к княжескому роду, основателем которого являлся сын князя Владимира Великого и его жены Рогнеды – Изяслав. Свою славу она снискала как выдающийся религиозный деятель и просветитель периода Полоцкого княжества. Несмотря на сравнительно позднюю канонизацию, она входит в число наиболее почитаемых православных святых.

Родственница византийских императоров

Точная дата её рождения вызывает споры у исследователей, но, по мнению наиболее авторитетных специалистов, она приходится на 1104 год. Известно, что во святом крещении будущая святая получила имя Предславы. Впоследствии, при вступлении в монашество, она сменила его на Евфросинью, под которым и вошла в русскую историю.

В 1068 году дед княгини, князь Всеслав Брячиславич, отвоевавший мечом киевский престол, посадил на удельные княжения своих сыновей, но так как отец Евфросинии – Святослав Всеславич был младшим из них, то свой родной Полоцк, являвшийся крупным торговым и административным центром, в управление он не получил. Есть мнение ряда учёных, что для княжения ему был предоставлен менее значимый по тем временам Витебск. В нём, как принято полагать, и появилась на свет преподобная Евфросиния Полоцкая.

Также вызывает дискуссию в научном мире и имя матери будущей святой. Наиболее вероятной считается старшая дочь Владимира Мономаха – София. Если это мнение справедливо, то сама Евфросиния Полоцкая приходится родственницей византийскому императору Мануилу I Комнину. Впрочем, многие оспаривают эту точку зрения. Предслава (Евфросиния) была старшим, но не единственным ребёнком в семье. «Повесть временных лет», а также «Житие», составленное после её кончины, упоминают о младших братьях и сёстрах.

Тайный постриг княжеской дочери

Известно, что, получив хорошее домашнее образование, и рано овладев грамотой, Предслава с юных лет пристрастилась к чтению религиозной литературы – единственно доступным по тем временам книгам. Это во многом определило её дальнейшую судьбу. Когда по достижении совершеннолетия, то есть двенадцатилетнего возраста, отец попытался выдать девушку замуж, подыскав ей подходящего в династическом отношении жениха, она категорически отказалась. Более того, порывая связи со светской жизнью, Предслава тайно постриглась в монахини, приняв имя Евфросинии.

Настоятельницей Полоцкого женского монастыря, в котором состоялся постриг, была родная тётка Евфросинии – вдова князя Романа Всеславича. Вначале она всячески противилась решению племянницы, опасаясь гнева отца, и старалась отвратить её от принятого решения. Лишь после длительных уговоров настоятельница благословила девушку на столь решительный шаг.

Её опасения, как оказалось, были не напрасны. «Житие» повествует, что Святослава Всеславича это известие «повергло в печаль», и вместе с ним о случившемся скорбела вся семья. Однако, рассудив, что «на всё Воля Божья», он смирился, и попыток вернуть беглянку не предпринимал.

Начало просветительской деятельности

Поскольку молодая монахиня владела грамотой, в качестве послушания ей была поручена переписка церковных книг – книгопечатания, как известно, в те времена ещё не существовало. Поселившись в специально отведённой ей келье при Софийском соборе, Евфросиния Полоцкая трудилась все дни в скриптории – особом помещении, предназначенном для работы писцов.

В те давние времена процесс письма представлял собой нелёгкую физическую работу, которой занимались почти исключительно мужчины. Достаточно сказать, что писать в ту эпоху было принято не на столе, а на ладони левой руки, локоть которой упирался в колено. Текст наносился на пергамент – материал из сыромятной недубленой кожи. Уставной шрифт, должен был быть крупным, прямым без наклона, при этом буквы отделялись друг от друга равными интервалами.

Кроме безукоризненного знания грамоты, переписчик обязан был обладать и художественными способностями, поскольку заголовки разделов, а также заглавные буквы требовалось оформлять растительным или животным орнаментом. Кроме того, в отдельных случаях текст украшался миниатюрами. Именно в скриптории Софийского собора началась просветительская деятельность Евфросинии Полоцкой.

Основание Спасского монастыря

В 1133 году недалеко от Полоцка в небольшой деревушке Сельцо, являвшейся собственностью местной епархии, началось строительство Спасского женского монастыря. Инициатором этого богоугодного начинания стала Евфросиния Полоцкая. «Житие» рассказывает, что обозначил это место ангел Божий, явившейся ей во сне.

Небесный посланник, указуя перстом на берег реки Полоты, сказал деве, что отныне здесь её место. Это сновидение повторилось трижды, после чего Евфросиния поведала его полоцкому епископу Илие, который в присутствии князя Бориса Всеславича и всех знатных жителей города, объявил, что передаёт Сельцо будущему монастырю.

Строительство Спасского собора

Как свидетельствуют исторические документы, рождение монастыря было отмечено знаменательным событием – началом строительства Спасского собора, инициатором которого также явилась инокиня Евфросиния. Работа по возведению основного объёма здания была выполнена в рекордный по тем временам срок – 30 недель, то есть один строительный сезон.

Разумеется, в столь важном деле не обошлось без помощи Вышних Сил. «Житие» рассказывает, в частности, что однажды, когда у строителей закончился их основной материал плинфа – тонкий обожжённый кирпич квадратной формы, по молитвам Евфросинии, перед ними чудесным образом явилось его недостающее количество.

Строительством в Сельце руководил выдающийся зодчий домонгольского периода Иоанн. Возведённый им и дошедший до наших дней храм Святого Спаса является единственным на территории республики Беларусь сооружением, где в первозданном виде сохранились фрески XII века.

Возведение в сан игуменьи

По завершении строительства храма, преподобная Евфросиния Полоцкая была возведена в сан игуменьи новой обители. Её ближайшими помощницами стали родственницы – двоюродная сестра Звенислава и родная – Гордислава, которую Евфросиния постригла тайно, вызвав в монастырь якобы для обучения грамоте. Узнав о её намерении, отец приехал в монастырь, и в слезах уговаривал свою младшую дочь вернуться домой, но её решение было непреклонно. Обе сестры принесли в дар обители богатые вклады.

Святой образ – дар Константинополя

С именем первой игуменьи Спасского монастыря в Сельце связано появление на Руси одной из её наиболее почитаемых святынь – иконы Богородицы Эфесской. Принято считать, что ещё во дни земной жизни Царицы Небесной евангелистом Лукой были написаны три Её образа. За одним из них Евфросиния послала в Константинополь своего слугу Михаила, снабдив его письмом к императору Мануилу, приходившемуся ей родственником, а также к патриарху Луке Хрисовергу.

Прибыв в Полоцкое княжество, святыня находилась вначале в Спасском, а затем в Богородицком монастырях, после чего в 1239 году была перенесены в Воскресенскую церковь города Торопцы. В советский период она экспонировалась в одном из залов Ленинградского Русского музея, а в 2009 году была временно помещена в церковь святого Александра Невского в посёлке Княжье Озеро Московской области, где находится и поныне.

Святыня, созданная в мастерской Спасского монастыря

Важным этапом просветительской деятельности игуменьи Евфросии стало создание ювелирной и иконописной мастерских в помещениях возглавляемого ей монастыря. В 1161 году одним из наиболее искусных мастеров того времени Лазарем Богше был изготовлен по её заказу наперсный крест с вмонтированным в него реликварием – ковчегом, где хранились нетленные мощи святых угодников. На протяжении многих столетий он являлся святыней белорусского народа, и одновременно памятником его древней письменности.

Хранившийся долгие годы в Спасском монастыре, этот крест был вывезен в XIII веке в Смоленск, а затем в 1514 году по указу Ивана III отправлен в Москву. Его внук – Иван Грозный вернул реликвию на её родину. В период наполеоновского нашествия, чтобы спасти крест от врагов, его замуровали в нишу стены Софийского собора, а после изгнания французов вновь поместили в Спасский монастырь.

Пережив века, и те беды, которые обрушились на Россию, бесценная реликвия была безвозвратно утрачена в советские годы. Ещё во время национализации церковных ценностей её изуродовали, выломав драгоценные камни, и содрав позолоту. Когда же в 1941 году советские войска отступали из Могилёва, крест XII века был брошен на произвол судьбы, после чего бесследно исчез. В статье представлено фото его копии, сделанной в наше время.

Паломничество в Иерусалим

В 1167 году незадолго до своей смерти преподобная Евфросиния, покинув Полоцкое княжество, отправилась во Святую землю поклониться Гробу Господню. Как бы предчувствуя вечную разлуку, полочане устроили ей всенародные проводы, на которые приехали её родные братья Давид, Вячеслав и Василёк. С ними прибыли и две её племянницы – дочери Вячеслава – Ольга и Кирьяна, которых отец просил благословить на принятие монашеского пострига. Покидая основанную ей обитель, Евфросиния Полоцкая поручила управление ей своей родной сестре и ближайшей помощнице Евдокии.

По благословению полоцкого епископа Дионисия, преподобная Евфросиния, сопровождаемая родным братом Давидом и двоюродной сестрой Евпраксией, отправилась в Константинополь, чтобы затем проследовать во Святую Землю. Историки полагают, что эта поездка, осуществлённая не морским, а сухопутным путём, носила также и дипломатический характер. В частности, на одном из её этапов произошла встреча Евфросинии с византийским императором Мануилом, направлявшимся во главе войска в поход против венгров.

Кончина преподобной Евфросинии Полоцкой

В начале 1167 года полоцкая игуменья и сопровождавшая её свита достигли Иерусалима. В те годы святой город принадлежал крестоносцам, и во главе его стоял король Амальрих I, приходившийся Евфросинии дальним родственником. После нескольких дней, проведённых в молитве возле Гроба Господня, знатная паломница неожиданно заболела. Состояние её стало быстро ухудшаться. Не оказала заметной помощи и вода, доставленная по просьбе больной со святой реки Иордан, взятая в месте крещения Иисуса Христа.

Предчувствуя близкую кончину, преподобная Евфросиния обратилась с прошением к настоятелю иерусалимской Лавры Саввы Освященного с просьбой похоронить её в монастырском храме. Однако, это желание не было исполнено, поскольку обитель была мужской, и женщин в неё не допускали ни живых ни мёртвых. Получив отказ, преподобная купила погребальное место в храме монастыря Феодосия Великого, где и была похоронена после того, как 23 мая (ст. стиль) 1167 года Господь призвал её душу в Свои Небесные Чертоги.

Возвращение нетленных мощей

После захвата Святого города мусульманами в 1187 году мощи Евфросинии Полоцкой были перевезены в Киево-Печерскую лавру, где упокоились в одной из пещер. Её почитание началось вскоре после кончины, но носило сугубо местный характер. Несмотря на то что самая ранняя икона Евфросинии Полоцкой датируется XVI веком, в этот период за пределами Московского княжества её имя было мало известно.

Официальная канонизация святой произошла сравнительно поздно – лишь в 1893 году. Тогда же был установлен день памяти Евфросинии Полоцкой, отмечаемый 5 июня как Православной, так и Грекокатолической церковью.

На протяжении многих десятилетий начиная с 1833 года жители Полоцка, добивались переноса мощей преподобной Евфросинии из Киева в их родной город. После долгих проволочек и бюрократических препон, разрешение на это было дано лишь в 1910 году императором Николаем II. В день блаженной кончины праведницы 23 мая (ст.стиль) того же года её мощи были доставлены в Полоцк и торжественно помещены в Спасский собор, где для них была приготовлена кипарисовая рака, покрытая чеканным серебром.

Памятник, открытый в Полоцке

27 сентября 2000 года в день празднования Воздвижения Креста Господня был открыт памятник Евфросинии Полоцкой. Полоцк в тот день отдавал долг памяти святой, оставившей столь яркий след в его истории. Автором композиции является скульптор Игорь Голубев. На торжественной церемонии присутствовали как жители города, так и многочисленные гости, собравшиеся ради этого знаменательного события.

О чем молятся Евфросинии Полоцкой?

Во дни своей земной жизни преподобная прославилась тем, что усмиряла конфликты, интриги и много потрудилась создавая основы культуры и искусства своего народа. И сегодня многие паломники, приходящие в Спасский собор Полоцка, или возносящие молитвы у себя дома, просят её ходатайства перед Небесным Престолом о ниспослании мира в семье и обществе, о разрушении интриг, создаваемых недругами, а также милости Божьей, столь необходимой нам во всех областях жизни.

Ефросинья Полоцкая: биография, деятельность, интересные факты из жизни

Она могла стать женой князя и даже короля, но в 12 лет выбрала путь, лишенный земных радостей. Зато сохранила за собой право принимать решения в родном княжестве

Ефросинья Полоцкая – первая женщина, которую канонизировала Русская Православная Церковь. По месту своего рождения она относится к Белой Руси, то есть Белоруссии, так сейчас называют земли Древней Руси между Днепром и Друтью. О жизненном пути этой Святой, ее подвигах и благих поступках вы узнаете, прочитав эту статью.

Детство и отрочество святой Ефросиньи

Точная дата рождения Великой подвижницы неизвестна. Историками установлено, что родилась Ефросинья Полоцкая, в миру Предслава, приблизительно в 1101 году. Родословная девочки походила от знатного рода Рюриковичей. Она была внучкой самого Владимира Мономаха, а также дочерью полоцкого князя Георгия. Отец Предславы с ранних лет позаботился об образовании дочери, ее обучали монахи. В доме князя находилась очень большая библиотека, где было много книг как религиозного, так и светского характера. Именно к чтению девочка имела огромный интерес. Описание Ефросиньи Полоцкой и ее жизни взято из летописей, которые были написаны свидетелями того времени. Среди ее любимых книг были: Священное Писание и Псалтырь. Помимо чтения, девочка часто и усердно молилась. Слухи о не по годам мудрой девочке быстро распространились далеко за пределами земли Полоцкой, поэтому многие из знатных князей мечтали о такой жене.

Тяга к знаниям

Произведение «Житие Евфросинии Полоцкой» повествует нам о том, что с детских лет у нее проявлялась большая любовь к сердечной молитве и к книгам. Свое образование Предслава, по одним сведениям, получила в Софийском соборе, а по другим — дома, непосредственно при княжеском дворе (эта версия считается более вероятной). Учителями девочки были только духовные особы. Они давали ей образование, используя вместо учебников житийную литературу и Святое Писание. Со слов учителей и из жизнеописания святых девочка получала представление о тех уставах и обычаях, которые существовали в монастыре. Наука давалась ей легко. Она во многом обгоняла своих сверстников. В «Житии…» отмечается ее необычная любовь к учению, большие способности и прилежание. У Предславы был широкий доступ к книгам. В ее доме находилась обширная библиотека, где помимо религиозной литературы девочка читала роман о подвигах А. Македонского, сборники с афоризмами и изречениями и т. д. Несколько позже ее стали интересовать сочинения, описывающие богословские толкования о сущности природы, а также книги с античной историей. В «Житии…» указывается и то, что девочка с самых ранних лет сочетала любовь к образованию с сосредоточенной молитвой. Ее мудрости «чудились» не только родители. Слава о Предславе разошлась по многим городам.

Решение стать монахиней

Когда Предславе было 12 лет, ее засватал один из князей. Родители дали свое согласие, а девочка приняла совсем другое решение. Ефросинья Полоцкая, биография которой с этого момента получила новый виток, тайно ушла в монастырь. Игуменьей этого монастыря была вдова ее дяди Романа. Когда игуменья услышала просьбу о разрешении принять постриг, первым ее решением был отказ. Девочка была еще слишком юна и к тому же очень красива. Все же со временем, видя страстное моление, веру и ум Предславы, игуменья дала свое согласие, не побоявшись гнева отца девочки. Так Ефросинья стала монахиней.

Монашеские годы

Некоторое время Евфросиния Полоцкая проходила школу послушания господня. При этом она жила в том же монастыре, в котором и приняла постриг. Однако несколько позже она получила благословение епископа Полоцкого Илии и ушла жить в Софийский собор. Ее комнатой была келья – «голбец каменный». В этом соборе Евфросинию особенно привлекала библиотека. Из книг, находившихся в ней, монахиня «насыщалась премудрости», а глубоко постигать ее помогала удивительная сосредоточенность княжны. Все эти годы Преподобную не оставляла любовь к учению. И при этом она считала, что духовное просвещение является неотъемлемой частью милосердия и любви к людям. Евфросиния стала переписывать книги, открывая всем мудрость с помощью своего трудолюбия. В те годы этим нелегким трудом занимались только мужчины. И уже одно то, что за такую работу взялась молодая женщина, само по себе было подвигом. Часть книг, переписанных Евфросинией, уходила на продажу. Вырученные от этого деньги по просьбе монахини раздавали бедным. В это же время знаменитая княжна стала писать собственные книги. В них она запечатлевала поучения и молитвы, а также делала переводы с латыни и греческого. Кроме того, Евфросиния вела переписку с братьями по духу и со своими соотечественниками. Одним из них был Кирилл Туровский. При этом Преподобная не шла на борьбу с существующими старыми традициями. Она добивалась «освещения светом», в чем и проявлялась высшая мудрость женщины.

Читайте также:  Роман Сладкопевец - житие и биография преподобного, мощи, дни памяти и почитание, труды и творения

КРЕСТ ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ

Святыни Белой Руси

По мнению многих экспертов, крест Евфросинии Полоцкой, как и пресловутая Янтарная комната, входит в десятку самых ценных пропавших произведений искусства, за которыми охотятся известнейшие коллекционеры. История этого креста драматична, полна загадок и неясностей. И до сих пор неизвестно его местонахождение. Но знаменитая реликвия для православных не просто художественная редкость – она бесценна, ибо является одной из самых известных святынь Белоруссии.

История креста Евфросинии Полоцкой началась в теперь уже далеком XII веке. Согласно преданию, однажды к молодой полоцкой монахине Евфросинии (в миру княжне Предславе, внучке полоцкого князя Всеслава Чародея) в келью явился ангел и сказал, что она должна поселиться в Сельце, что на берегу Полоты, неподалеку от Полоцка, и основать там женский монастырь. Евфросиния так и поступила и, при поддержке епископа Илии и влиятельных родственников, учредила в Сельце обитель.

В 1161 году усердием Евфросинии здесь была возведена каменная Спасо-Преображенская (Спасо-Евфросиниевская) церковь. Строили ее всего 30 недель, что очень быстро для того времени. Сооружался храм под руководством зодчего Иоанна. Церковь получилась на славу и простояла века, продолжая радовать и нас, уже в XXI веке, изысканностью своих архитектурных форм и древних росписей. Ее пропорции и форма оказали сильное влияние на храмовое зодчество других городов Киевской Руси – Смоленска, Новгорода, Рязани, Пскова. Характерной чертой такой архитектуры стали стремящиеся ввысь пропорции здания. Особенно ярко эта особенность проявилась в облике Пятницкой церкви в Чернигове.

При монастыре действовала мастерская, где делали оклады для образов и другие предметы церковного обихода. Одним из самых искусных мастеров в Полоцке был Лазарь Богша – золотых дел мастер (или ювелир, если прибегнуть к современному языку). Богша – сокращенная форма имени Богуслав, которое тогда было широко распространено в землях Юго-Западной Руси; имя Лазарь он получил при крещении. Мастер владел техникой перегородчатой эмали – очень редкой на Руси в то время. Вероятнее всего, Лазарь Богша научился этому искусству в Византии. К тому времени, когда мастер получил от Евфросинии заказ изготовить напрестольный крест для Спасо-Преображенской церкви, он был уже в достаточно зрелом возрасте. Свидетельство этому – надписи на ювелирных и культовых изделиях, совпадающие с характерной надписью на кресте Евфросинии Полоцкой, которые, однако, были сделаны еще за 30 лет до того, как Лазарь принялся за крест. Ряд неподписанных работ, выполненных на весьма высоком уровне эмальерного искусства, также приписывают Лазарю Богше – в частности, медальон барм нагрудного княжеского украшения, найденный в Киеве в 1824 году и описанный историком Н.П. Кондаковым. Существуют и предметы, выполненные в схожем стиле позже, чем крест Евфросинии Полоцкой, но искусствоведы, учитывая возраст мастера, считают, что они, скорее всего, были изготовлены уже его учениками.

Манастыр заснаваны Святой князёўнай Ефрасінняй Полацкай

Последние годы жизни

Находясь в пожилом возрасте, Евфросиния решила отправиться в паломничество в святой Иерусалим. Там она, будучи обессиленной после долгого путешествия, заболела и вскоре умерла. Похоронили полоцкую княжну недалеко от Иерусалима, в монастыре св. Феодосия. В 1187 г. состоялось перезахоронение святой. Ее останки были перевезены в Феодосьеву пещеру Киево-Печерской лавры. Лишь в 1910 г. мощи святой доставили в Полоцк.

Святая Евфросиния почила 5 июня (23 мая ст. ст.) 1167 года (?) или 1173 года (?) во святом граде Иерусалиме. Этот день считается днем ее памяти, так как в этот день она отошла ко Господу.

К этой дате Отдел редких книг и документов подготовил книжную выставку «Святая патронка Беларусі – Еўфрасіння Полацкая», которая размещена в читальном зале библиотеки.

Экспозиция состоит из трех разделов. В первом помещены публикации житий сявтой праведной. Последнее издание его вышло в 2012 г. и подготовлено сестрами Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Житие уникально тем, что впервые церковнославянский текст жития из списка XVI в. был адаптирован для чтения мирянам. Издание богато украшено клеймами житийной иконы преподобной Евфросинии, написанной в наше время иконописцем Т. Жук.

Во второй части экспозиции помещены материалы по теме «Смысл жизни в уроках истории», которые помогают через прикосновение к страницам истории извлечь уроки жизни о Боге, оставленные нам преподобной княжной Евфросинией Полоцкой и ее верными последователями.

Третья часть выставки соодержит издания по истории и иллюстрации одной из главнейших святынь Беларуси – Креста, созданного в XII полоцким мастером Лазарем Богшей по заказу Игумении. В отделе редких книг и документов хранится виленское издание «Западно-русского месяцеслова на 1865 год», в котором в 1864 г. напечатана статья «Святыня города Полоцка: Церковь Св. Спаса и Крест преподобной Евфросинии» – одна из немногих дореволюционных публикаций посвященной Кресту Евфросинии Полоцкой. Кроме того, здесь представлена статья Вл. Орлова «Хто выкраў Крыж Еўфрасінні?» (Адраджэнне : гістарычны альманах. Мн., 1995. Вып. 1. С. 22–36), где писатель излагает собственное исследование о судьбе Креста и выдвигает гипотезу о месте его нахождения сегодня. Как известно, святыня Беларуси до сих пор не найдена.

Святая просветительница земли русской Евфросиния Полоцкая и монастырь в ее честь

Преподобная княгиня Евфросиния, причисленная к лику святых, вошла в историю Руси 12 века как женщина-просветительница. В наши дни она считается покровительницей и небесной заступницей земли белорусской. К мощам святой сегодня едут тысячи паломников просить о помощи. Приходят к ней за здоровьем, любовью, работой и благосостоянием — просьбы самые разные. Очень часто случается так, что мольбы оказываются услышанными, страждущие получают желаемое.

Кто такая Евфросиния Полоцкая

Преподобная Евфросиния — княгиня, монахиня, просветительница, святая. Нас и эту сильную женщину разделяет почти тысяча лет, но результат ее трудов мы ощущаем и сегодня. Еще один интересный факт — про Евфросинию известно достаточно много, в то время как многие исторические личности, родившиеся гораздо позже, остаются для нас загадками.

Детские и юношеские годы

До принятия пострига девочку звали Предслава. Она принадлежала княжескому роду Брячиславовичей, являлась праправнучкой святого равноапостольного князя Владимира и дочерью Полоцкого князя Святослава Всеславича.

Уже в юные года девочка обладала стальным характером и ярким умом, знала, как хочет построить свою судьбу. Многие князья просили руки Предславы, желая породниться с ее родом и объединить земли, однако все предложения она отвергала. Она мечтала стать монахиней, даже несогласие родителей не останавливало ее стремлений.

Тяга к знаниям

Монашеский постриг

Когда девушка достигла возраста 12 лет, родители решили выдать ее замуж за подходящего жениха, однако она от свадьбы категорически отказалась. Решив порвать связь со светским миром, Предслава тайно бежала из дома в женский монастырь к своей тетушке — игуменье Романии. Там она попросила о постриге. Юный возраст и невероятная красота княгини казались тетушке несовместимыми с монашеской жизнью, однако глубокий ум и искренняя молитвенная настроенность племянницы переубедили матушку Романию.

Игуменья дала благословение девушке на постриг, при котором Предслава получила имя Евфросиния. На некоторое время новопостриженная осталась на послушании в обители, однако жизнь при общежительном монастыре не удовлетворяла ее стремления к духовному подвигу.

Юная монахиня обратилась к Полоцкому епископу Илии и по его благословению уединилась в келье при Софийском соборе Полоцка. Там она проводила время в молитве, занялась переписыванием духовных книг, которые дарила жаждущим духовного просвещения.

Просветительская деятельность

Когда духовные силы монахини укрепились, она получила откровение оставить келью. По велению ангела, который являлся к ней трижды, она основала Спасо-Евфросиниевский женский монастырь, где стала игуменьей.

В новоустроенном монастыре Евфросиния обучала сестер грамоте. В обители игуменья создала одну из первых на Руси женскую школу, где учила девушек писать, петь, шить. Школа способствовала быстрому расширению обители.

В 1161 г. усердием преподобной в Полоцке был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский собор. Позже Евфросиния основала и отдала инокам Богородицкий мужской монастырь с каменной церковью, украшенной иконами.

Последние годы жизни

На склоне лет монахиня, уже предчувствуя скорую кончину, совершила вместе с пле­мян­ни­ком Дави­дом и сестрой Евпраксией паломничество на Святую Землю.

Она прибыла в Иерусалим и там 24 мая 1173 го­да приняла свою кончину. Случилось это в русском монастыре Пресвятой Богородицы. Желание Евфросинии о погребении на Святой Земле было исполнено.

Крест и мощи княгини

В октябре 1187 года Иерусалим был завоеван султаном Саладином, потребовавшим у христиан в короткие сроки покинуть город. Монахи русской обители, возвращаясь на родину, забрали с собой святые мощи полоцкой княгини и принесли их в Киево-Печерскую Лавру.

В 1910 го­ду мо­щи перенесены в По­лоцк, в ос­но­ван­ный преподобной монастырь. В 1915 году во время Первой мировой войны Полоцк оказался в положении прифронтового города, святые мощи эвакуировали в Ростов Великий в Богоявленский Авраамиев монастырь. Там они находились в течение пяти лет. После этого их вновь вернули в родные стены.

При советской власти мощи попали в антирелигиозный музей. Откуда в период оккупации во время Второй мировой войны были перенесены в Витебскую Покровскую церковь, где находились до 1943 года, а затем — в Спасский монастырь.

27 декабря 2006 года в связи с работами по реставрации фресковой росписи мощи преподобной были перенесены из древней церкви в стены Кресто-Воздвиженского собора, где находятся и сегодня.

Вместе с мощами в храме хранился н апрестольный Крест, который в 1161 году создала святая княжна. Во время Второй мировой войны святыня была бесследно утеряна, где находится Крест Евфросинии Полоцкой сегодня, никому не известно. Сегодня в храме хранится святой воссозданный Крест.

История Спасского собора

Вокруг истории возведения каменного Спасо-Преображенского собора ходят легенды. Он был построен в кратчайшие сроки — всего за 30 недель, что для тех времен кажется невероятным. В житии святой Евфросинии рассказывается о том, что кирпичи, которых не хватало для постройки храма, чудом появлялись по молитве игуменьи.

Возведение и основание

Спасский собор был воздвигнут в 1161 г. По сей день он считается жемчужиной древнерусского зодчества.

Строил храм мастер Иоанн. По легенде он, ведомый Духом Святым, велевшим ему принять участие в возведении собора, сам пришел к игуменье. Построенный Иоанном и дошедший до нашего времени храм является единственным в Беларуси зданием, где в первозданном виде сохранились фрески XII века.

Историческая судьба

Православный храм существовал до 1580 года, после чего Полоцк вошел в состав Речи Посполитой, а монастырь передали монахам-иезуитам. В 1656 году русские войска царя Алексея Михайловича отвоевали и вернули Полоцк и обитель православным, но ненадолго. В 1667 году Полотчина вновь присоединилась к Речи Посполитой. Спасский собор вновь отошел к католикам. Лишь в 1832 году церковь окончательно вернулась православным.

Полоцкий епископ Василий (Лужинский), считавший одной из своих задач восстановление древних полоцких святынь, добился в октябре 1841 года указа о возрождении Полоцкого женского монастыря. До 1848 года на пожертвования удалось восстановить помещения для всех монастырских служб, построить здание для женского духовного училища — преемника школы, созданной преподобной Евфросинией.

С приходом советской власти, невзирая на гонения, обитель действовала до 1928 года.

Монастырь открылся вновь во время Второй мировой войны несмотря на то, что часть обители использовалась оккупантами под концлагерь. После войны монастырь продолжил действовать, однако в 1960 году был все-таки закрыт и почти тридцать лет пребывал в запустении, д ействовала только Спасо-Преображенская церковь.

6 июля 1989 года Русская Православная Церковь благословила возрождение женского монастыря в Полоцке. Обитель снова стала одним из главных центров православия в Беларуси.

Современное положение

Сегодня монастырь живет по общежительному уставу. В послушничестве здесь находится около 70 монахинь. Ежедневно утром и вечером совершаются богослужения. В стенах обители непрерывно читается Псалтирь. Храм гостеприимно принимает всех молящихся.

Богатая ранее монастырская библиотека была утрачена, однако в настоящее время обитель собирает новую коллекцию книг.

Архитектура и убранство сооружения

Спасская церковь — единственный дошедший до нас в полном объеме памятник истории и архитектуры Полоцка 12 века. Строители того времени владели техническими знаниями на высоком уровне, что подтверждается чистотой кладки, качеством кирпича и известкового раствора. Это самая древняя постройка на территории монастыря, которая сохранилась до сегодняшних дней.

Внешний вид

Архитектура храма соединяет в себе несколько различных направлений. Старая церковь является шестистолпным трехнефным однокупольным храмом, который перекрыт сводами и широкими подпружными арками. Строение имеет нартекс и хоры, расположенные на втором этаже, куда ведет внутристенная лестница. С двух сторон хоров находятся две маленькие крестообразные келии.

Каждая из келий представляет собой крошечный придельный крестово-купольный храм, один из них перекрыт небольшим куполом, другой — цилиндрическим сводом.

Главной характеристикой и интерьера, и внешнего вида собора является вертикальная направленность постройки, акцентированная устремленность ввысь.

Внешний вид церкви дошел до нас сильно искаженным последующими перестройками, однако они почти нигде не изменили древней кладки. Интерес представляет реконструкция В. Ракицкого, в ней точно воссоздан один из главных элементов: двойной ряд кокошников, обрамляющих граненый барабан храма со шлемовидным куполом.

Внутреннее оформление

Главным достоянием церквушки является фресковая роспись, покрывающая все стены храма. В начале 1990-х годов была начата реставрация стенописи. К настоящему времени раскрыта большая площадь фресок, дающая представление о стиле и внутреннем оформлении церкви.

В 2007 году интерьер церкви был дополнительно украшен резным иконостасом. В алтарной нише хранится воссозданный святой Крест Евфросинии. На хорах сохранилась келия монахини, которая также расписана фресками.

Святыни храма

Сегодня на территории монастыря хранится множество святынь. Не все они находятся в древнем храме, но их можно найти в прилежащих церквях при монастыре.

В Полоцкой обители возможно преклонить колени и помолиться перед:

  • Крестом прп. Евфросинии;
  • Веригами прп. Евфросинии;
  • Эфесской иконой Божией Матери;
  • Красностокской иконой Божией Матери;
  • святыми мощами прп. Евфросинии;
  • Ковчегом с частицами святых мощей преподобных отцов Киево-Печерских и старцев Оптинских;
  • Ковчегом с частицами мощей Глинских старцев и святых угодников Божиих;
  • Ковчегом с частицами святых мощей сщмч. Киприана, еп. Антиохийского, мчч. Иустинии Антиохийской и Урсулы Кельнской.

Уникальной святыней комплекса является Крест преподобной святой. Однако сейчас в храме хранится воссозданная его версия. Оригинал был бесследно утерян во время Второй мировой войны.

Как проходят богослужения

В храмовом комплексе ежедневно проходят богослужения. К сожалению, в маленькой древней церкви службы не ведутся из-за восстановительных реставрационных работ. Другие храмы открыты и с радостью встречают паломников. Все желающие могут поучаствовать в общей молитве и чтении акафиста.

Кроме ежедневных уставных богослужений в монастыре читаются:

  • акафист Иисусу Сладчайшему по воскресеньям;
  • акафист Божией Матери по пятницам;
  • молебны с акафистом у мощей преподобной Евфросинии ежедневно.

В дни земной жизни святая трудилась над созданием основ культуры и искусства своего народа, а также славилась способностью усмирять конфликты и интриги. Многие паломники, приезжающие в монастырь, просят ее о мире в семье и обществе, разрушении интриг, а также Божией помощи, необходимой во всех областях жизни.

Как добраться до церкви

Точный адрес монастыря в Полоцке: улица Евфросинии Полоцкой, 89.

Паломникам, приезжающим из других городов, удобно добираться от авто- и ж/д вокзалов:

  • сядьте на автобус № 4 или маршрутное такси с тем же номером;
  • выйдите на остановке «Лесной техникум».

Другие храмы и церкви Полоцка

Паломник, приехавший в Полоцк, сможет посетить не только Евфросиниевскую обитель, в городе есть и другие христианские достопримечательности. Каждое святое место имеет уникальную историю.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Построенный в 1781 году х рам Покрова Пресвятой Богородицы в Полоцке изначально являлся кладбищенской церковью при Богоявленском монастыре, в 1804 году он был объявлен соборным. Позже, после того как иезуитский костел Святого Стефана был переосвящен в соборную церковь, Свято-Покровская церковь получила звание приходской.

Читайте также:  Праведный Алексий Мечёв - житие и творения, мощи, дни памяти, почитание

К тому времени здание деревянного храма сильно обветшало, он был закрыт, однако в начале 70-х годов 19-го века был вновь отремонтирован и открыт. Вскоре, во время пожара 1900 года, Свято-Покровская церковь сгорела, жители Полоцка собрали средства и восстановили храм, сделав его кирпичным.

В начале 30-х годов после прихода советской власти церковь закрыли, а священнослужителей репрессировали. Годы СССР церковь пережила с трудом: после войны в ней открылась конфетная фабрика, в 60-е года она вновь горела, а в 1967 году пострадавшие от пожара стены храма были разобраны.

После распада Советского Союза общественность подняла вопрос о восстановлении святого места, однако открытие храма состоялось лишь в октябре 2004 года.

Современная церковь построена в стиле традиционного русского зодчества: шатровая звонница в два яруса и молитвенный зал создают ощущение величия, спокойствия и простоты.

Крестовоздвиженский собор

Первый камень собора был заложен 23 мая 1893 года.

Богоявленский собор

Богоявленский собор в Полоцке является памятником архитектуры 18 века и представляет собой часть ансамбля Богоявленского монастыря. На храме сохранились три фрагмента фресковой росписи того времени.

Каменный собор был построен монахами в 1761 году, 5 августа 1777 года он был освящен.

Первоначально собор представлял собой крестово-купольный храм с одной апсидой и двухбашенным фасадом, однако впоследствии многократно перестраивался.

В советское время храм был закрыт. Сначала его переоборудовали в спортзал, а с 1981 года здесь разместилась картинная галерея. В 1991 году собор вновь открыли для богослужений. В настоящее время церковь является кафедральным собором Полоцкой и Глубокской епархии.

Видео о монастыре

В видео о Спасо-Евфросиниевском монастыре в Полоцке можно воочию познакомиться с храмами и святынями обители.

Ефросинья Полоцкая — интересные факты

Ефросинья Полоцкая была монахиней, она умерла во время паломничества в Иерусалим. Ее мощи хранятся в полоцком Свято-Евфросиньевском монастыре. Представляем интересные факты о Ефросинье Полоцкой.

  1. Точная дата рождения не известна, примерно 1101 год.
  2. При рождении девочка получила имя Предслава или Предислава.
  3. Она происходила из знаменитого княжеского рода Рюриковичей, историки считают, что она являлась внучкой Владимира Мономаха и дочерью князя Полоцкого Георгия.
  4. Она была старшей дочерью в семье, ее отец Георгий был младшим из семи братьев и не мог владеть по праву городом Полоцком. Историки считают, что ему дали Витебск, в котором возможно и родилась его знаменитая дочь.
  5. Отец Предславы стремился дать дочери хорошее образование, ее обучали монахи из города Полоцк.
  6. Девочке с раннего детства привили любовь к чтению, у ее отца была большая библиотека на религиозную и светскую тематику. Любимыми ее книгами были Псалтырь и Священное Писание.
  7. Она была религиозна и воспитана в лучших традициях православия.
  8. В переводе с греческого имя Ефросинья означает «Радость», при постриге в монахини ей было 12 лет.
  9. По всему Полоцку она славилась как советчица, никогда не отказывала в помощи нуждающимся. К ней обращались при решении конфликтов, для того, чтобы получить указания в изменении жизни, чтобы укрепиться в православной вере.
  10. Живя в монастыре, девушка начала переписывать книги, труд, которым по тем временам занимались только мужчины, одно это занятие уже выделяло ее среди женщин. Позднее она стала писать свои мысли и целые повествования, она писала молитвы и переводы с греческого и латыни, так как прекрасно владела этими языками.
  11. Свои книги Ефросинья писала в свободное от молитв и служений время, а все вырученные от продаж деньги отдавала бедным.
  12. Она вела переписку с соотечественниками, делилась своими взглядами, среди них был епископ Кирилл Туровский. Определенное влияние Ефросинья оказала на политику Древней Руси.
  13. Всю жизнь она прожила на территории Белой Руси, сейчас эти земли относятся к Белоруссии.
  14. Заветная мечта Ефросиньи была посетить Святую Землю, но она осуществила ее уже будучи в очень преклонном возрасте. В паломничество с ней отправились племянник Давид и сестра Евпраксия.
  15. Когда Предславе было 12 лет ее сосватали с богатым князем, но девочка предпочла вместо замужества тайно уйти в монастырь, где подстриглась в монахини, получив имя в честь Ефросиньи Александрийской.
  16. Отец и мать не одобрили решения дочери отказаться от брака в пользу монашеского пострига и не раз пытались вернуть ее домой. Отец в какой-то момент даже перестал с не общаться.
  17. Игуменья монастыря тоже не сразу дала согласие на постриг девочки в монахини, она была тетей девочки и считала ее слишком юной и красивой для монахини. Но видя, с каким рвением Предслава молиться, она уступила ее просьбе.
  18. В монастыре Ефросинья расширяла свой кругозор, изучала историю и различные науки. Благодаря большому количеству книг в церковной библиотеке она смогла стать очень образованной среди людей своего времени.
  19. Она жила в палатке при церкви святой Софии с разрешения полоцкого епископа Илии.
  20. Построила женский монастырь в местности Сельцо недалеко от Полоцка.
  21. В 1161 году был воздвигнут Спасо-Преображенский собор, ставший жемчужиной древнерусского зодчества. Позднее храм получил также имя Спасо-Ефросиниевская церковь, его построили всего за 30 недель, что очень быстро для того времени. Он стал прообразом для многих храмов древнерусских городов – Новгорода, Смоленска, Пскова и Рязани.
  22. Также она открывала школы при монастырях, где монахи изучали грамотность, различные науки и учились переписывать книги.
  23. Сама она также переписывала книги и писала новые, учила людей, решала проблемы монастыря.
  24. После посещения в Иерусалиме гроба Господня она заболела тяжелой болезнью, от которой скончалась 23 мая 1173 года.
  25. Ефросинья Полоцкая похоронена около обители преподобного Феодосия недалеко от Иерусалима, так она сама завещала.
  26. В 1187 году мощи перенесли в хранилище Киево-Печерской лавры.
  27. В 1910 году их вернули на историческое место в Полоцк. Ходатайство поддержал император Николай II. На церемонии перенесения мощей присутствовали члены царской семьи.
  28. Пик поклонения ей верующих пришелся с 1910 по 1917 года, после переезда ее мощей на историческую родину в Полоцк.
  29. В 1914 мощи, пряча от немцев, увезли в Ростов. В 1918 году их вернули в Полоцк.
  30. Большевики вели антирелигиозную политику, они выставили мощи на всеобщее обозрение в Витебском атеистическом музее, что очень больно ранило верующих людей.
  31. В 1943 году во время оккупации мощи вернули в монастырь в Полоцк. Но обитель была закрыта в 1961 году, всех монахинь распустили. Работала только построенная Ефросиньей Спасо-Преображенская церковь, в ней мощи и хранились. Советская власть планировала передать их в Полоцкий краеведческий музей, но обстоятельства сложились так, что этого не произошло.
  32. В 1994 году 23 мая признано днем памяти Ефросиньи Полоцкой, по новому стилю это 5 июня, этот день праздничный для всех граждан Белоруссии.
  33. В честь Ефросиньи Полоцкой нарекли православный крест, он представляет собой шедевр древнерусской культуры.
  34. Создан он по ее заказу, изготовлен полоцким мастером Лазарем Богша. Историки считают, что он обучился ювелирному делу в Византии.
  35. У креста было кипарисовое основание с четырьмя отделениями для мощей. Реликвию украшали изображения святых Нового Завета из 21 золотой пластины, 20 серебряных платин и драгоценных камней. Высота креста была 52 сантиметра.
  36. В 13 веке смоленские князья захватили город, и увезли крест в Смоленск.
  37. В 16 веке Василий III с войсками покорил Смоленск. Крест перевезли в Москву, много лет его бережно хранили в царской казне, редко использовали при богослужениях.
  38. Иван Грозный после покорения Полоцка в 1563 году он вернул крест в этот город..
  39. Реликвию многие десятилетия хранили полоцкие монахи. Во время войны с французами в 1812 году крест замуровали в стену собора, чтобы он не достался врагу.
  40. Позднее реликвия помогла епископу Василию Лужинскому собрать средства на восстановление Полоцкой епархии. Он возил его по Москве и Петербургу, где все желающие до ночи молились над ним, а по ночам епископ посещал дома богатых людей столиц для проведения обрядов водосвятия. Щедрые пожертвования и помогли епископу собрать необходимые средства.
  41. Советская власть конфисковала многие ценности, так произошло и с крестом Ефросиньи. Из Полоцка его забирал писатель и историк Вацлав Ластовский. Он сделал описание креста, которое не соответствует действительности. В частности, он уверял, что его основание сделано из обычного дерева, а не кипариса, на кресте отсутствовали некоторые элементы – два куска золота, три эмали, а драгоценные камни голубого цвета заменены стеклом. Есть версия, что настоящий крест спрятали, а Ластовский привез в Минск подделку (или копию).
  42. Белорусский государственный музей в Минске хранил реликвию с 1928 года, а спустя год 21 ноября его перевезли в Могилев, об этом сохранился архивный документ.
  43. Реликвия пропала во время Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, когда Могилев оккупировали немцы, крест исчез (его спрятали или конфисковали немцы).
  44. В 1997 году ювелиры Бреста под руководством мастера Николая Кузьмича создали по старым описаниям копию креста, она освящена митрополитом Филаретом.
  45. Существует множество версий о пропаже креста. К его поискам подключали даже Интерпол.
  46. Реликвию искали в Германии как вывезенную немцами во время войны, крест искали на американских антикварных аукционах, но найти реликвию так и не удалось.
  47. Есть версия, что до Германии крест так и не доехал, так как автомобильный караван разбомбили по дороге.
  48. В фондах музеев России он не числиться, но историки не исключат версию, что крест храниться в Троицко-Сергиевой лавре.

Ефросинья Полоцкая — интересные факты из жизни и биографии

Одна из наиболее известных святых православной церкви родилась и жила в Белоруссии. Родители назвали ее красивым именем Предслава и надеялись выдать замуж за знатного князя, возможно, земного, для продолжения рода.

Но девушка самостоятельно выбрала свой жизненный путь. Имя «Евфросинья», которое она получила при постриге, означает, в переводе с греческого «радость»

Рассмотрим несколько интересных фактов из жизни Евфросиньи Полоцкой, которая стала первой святой, канонизированной русской православной церковью.

Родители

Не сохранилось точных сведений о родителях Евфросиньи и дате ее рождения. Наиболее вероятным годом ее рождения белорусские исследователи считают 1104.

Отцом святой был Георгий – один из младших сыновей полоцкого князя Всеслава Брячиславовича, о котором упоминается в «Слове о полку Игоревом». Однако Георгий – имя, данное при крещении. Оно могло принадлежать одному из двух сыновей князя – Святославу или Ростиславу, судьбы которых были очень похожи.

О матери известно еще меньше. Предполагают, что ее звали Софией и она происходила из древнего княжеского рода. У Предславы были братья, сестры, многочисленные племянники и племянницы.

Родители были против ухода дочери в монастырь. Но она не изменила своему решению, которое приняла еще в 12 лет. Имя для пострига было выбрано в честь Евфросиньи Александрийской, с которой девушка хотела во всем брать пример.

Любовь к книгам

Евфросинья (тогда еще Предслава) получила хорошее образование, знала иностранные языки, с детства любила читать. Когда она стала монахиней, поселилась в келье возле Софийского собора, где начала переписывать книги.

Переписка книг в то время была тяжелым трудом, которым занимались только мужчины. Заголовки в книгах нужно было украшать художественно выписанным орнаментом. за день получалось написать не более 4-х страниц. «Тускло белеет на книге рука», — писал полоцкий поэт Наум Гальперович.

Спасо-Евфросиниевский монастырь

О жизни Евфросинии известно из ее «Жития», которое, как полагают, было написано сестрой Евпраксией. Согласно «Житию», Евфросинье трижды приснился сон, в котором ангел повелевал ей идти в Сельцо – небольшое поселение вблизи Полоцка.

Под впечатлением рассказов Евфросиньи о сне, полоцкий епископ Илья разрешил построить в Сельце монастырь, который был тогда назван монастырем Спаса. Церковь была построена за 30 недель. Строил ее известный в то время зодчий Иоанн. Он заложил основы так называемой «русской готики», которая доминировала в древнерусском зодчестве еще 100 лет. Евфросинья стала игуменьей монастыря, который сохранился до наших дней.

Помощницами игуменьи Евфросиньи стали ее родная сестра Горислава и двоюродная Звенислава, которая получила имя «Евпраксия» и была особенно близка с Евфросиньей. Горислава приняла постриг тайно от отца, который не хотел, чтобы и вторая дочь стала монахиней.

Евпраксия стала игуменьей монастыря, когда Евфросинья скончалась. Она также сопровождала ее в последнее путешествие в Иерусалим.

Первые годы в монастыре, кроме Евфросиньи, ее сестры и Евпраксии, было всего несколько монахинь. Затем при монастыре была открыта школа, иконописная мастерская и скрипторий, где переписывались церковные книги. В монастырь для пострига стали приходить другие женщины.

Евфросинья основала не только этот, но и несколько других монастырей, в том числе мужских.

Крест Евфросинии Полоцкой

Это реликвия, которая в наше время известна только по рисункам. Напрестольный крест был заказан и оплачен Евфросинией у мастера Лазаря Богше в 1161 г. Его высота составляет 0,5 м. Крест был покрыт золотом с драгоценными камнями и представлял собой иконописную композицию. Внутрь креста также были помещены несколько христианских реликвий.

Крест берегли от повреждений и для того, чтобы не опускать его в воду во время церковных праздничных богослужений, сделали точную копию.

В 1921 г. крест был изъят властями и, позже, в 1928 г. вывезен сначала в Минск, а затем, в 1928 г., в г. Могилев как музейный экспонат. Акт передачи креста в музей свидетельствует, что часть золота и драгоценных камней была похищена, а сам крест в нескольких местах поврежден. В 1941 г. во время отступления советских войск из г. Могилева крест пропал и не найден до сих пор.

В 1997 г. белорусским ювелиром Н.П. Кузьмичом была сделана точная копия креста, которая хранится в Спасо-Евфросиньевском монастыре.

Племянницы

Перед отъездом в Иерусалим родные игуменьи приехали в монастырь попрощаться. Брат Вячеслав привез двух дочерей – Кирьяну и Ольгу.

После разговора с игуменьей обе ее племянницы решили принять постриг втайне от отца, который воспротивился бы этому шагу.

Евфросинья не была сентиментальной и обладала твердым характером. Если она чувствовала, что человек готов к постригу, препятствий для нее не существовало.

В Иерусалиме

Мечтой игуменьи Евфросиньи было желание побывать в Иерусалиме, где окончилась земная жизнь Иисуса. Эта мечта сбылась в конце жизни, когда Евфросинья отправилась в путешествие к святым местам. Ей было около 70 лет.

В Иерусалим Евфросинья отправилась с Евпраксией и братом Давидом. По пути она посетила Константинополь, где встретилась с императором Мануилом.

Через несколько дней после прибытия в Иерусалим Евфросинья заболела и попросила брата и Евпраксию принести святой воды из Иордана. В «Житии» написано, что ей было видение ангела, который возвестил, что земная жизнь близится к концу. Вскоре Евфросинья умерла.

После смерти ее мощи были перевезены из Иерусалима в Киевско-Печерскую Лавру. Затем, незадолго до революции, их перевезли в Полоцк.

В 1961 г. Спасо-Евфросиньевский монастырь был закрыт. Но небольшая церковь при монастыре оставалась действующей, и мощи находились там. В монастыре они находятся до сих пор. Их хотели передать в музей, но, к счастью, этого не произошло.

Память

Образ святой воплощен во многих произведениях искусства. Поэты (например, земляк святой, Наум Гальперин) посвящали ей стихи. Среди художественных полотен наиболее известна картина белорусского художника А. Кузьмича «Плач Евфросинии Полоцкой», написанная в 1992 г.

Что еще известно

Описать все интересные моменты из жизни такой многогранной личности невозможно. Перечислим некоторые:

  • Святая считается покровительницей и заступницей Белоруссии.
  • Она любила и сама сочиняла музыку.
  • Покровительствовала художникам и считается первой меценаткой в Белоруссии.
  • Принимала участие в политической жизни государства.
  • В политике старалась играть роль миротворца.
  • Евфросинью признают святой не только православные, но и католики.
  • В 2007 г. в Белоруссии была выпущена памятная серебряная монета.
  • Храмы в честь святой находятся не только в Белоруссии и России, но также в Америке и Канаде.

Ссылка на основную публикацию