Евдокия Московская: житие святой, дни памяти, мощи и почитание

Краткое житие преподобной Евфросинии Московской (в миру Евдокии великой княгини Московской)

КРАТКОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ
МОСКОВСКОЙ

Имя пре­по­доб­ной Ев­фро­си­нии в ми­ру – Ев­до­кия («Бла­го­во­ле­ние»). Свя­тая ве­ли­кая кня­ги­ня Ев­до­кия ро­ди­лась в 1353 го­ду. Она бы­ла до­че­рью суз­даль­ско­го кня­зя Ди­мит­рия Кон­стан­ти­но­ви­ча († 1383) и его су­пру­ги кня­ги­ни Ан­ны. С мла­ден­че­ских лет вос­пи­тан­ная в ду­хе хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия, Ев­до­кия от­ли­ча­лась ти­хим, крот­ким нра­вом. По бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Алек­сия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го, 18 ян­ва­ря 1366 г. со­вер­ши­лось бра­ко­со­че­та­ние Ев­до­кии с ве­ли­ким кня­зем Мос­ков­ским Ди­мит­ри­ем Ива­но­ви­чем. († 1389). Их счаст­ли­вый со­юз был за­ло­гом со­ю­за и ми­ра меж­ду Мос­ков­ским и Суз­даль­ским кня­же­ства­ми. Лю­бовь к су­пру­гу и де­тям кня­ги­ни Ев­до­кии освя­ща­лась ее лю­бо­вью к Бо­гу. Де­ла хри­сти­ан­ско­го ми­ло­сер­дия кня­ги­ня и ее су­пруг со­че­та­ли с по­дви­га­ми по­ста и мо­лит­вы. В сво­ей жиз­ни они по­ла­га­лись на по­мощь свя­тых, тру­да­ми ко­то­рых бы­ла в те вре­ме­на столь до­сто­слав­на Рус­ская зем­ля.

Вре­мя жиз­ни свя­той бла­го­вер­ной ве­ли­кой кня­ги­ни Ев­до­кии († 1407) сов­па­да­ет с эпо­хой ве­ли­ко­го игу­ме­на зем­ли Рус­ской пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, тай­но­зри­те­ля Свя­той Тро­и­цы. Бла­го­че­сти­вую че­ту мож­но с пол­ным ос­но­ва­ни­ем счи­тать уче­ни­ка­ми пре­по­доб­но­го Сер­гия. Свя­ти­тель Алексий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, был бли­зок к кня­же­ско­му се­мей­ству; ду­хов­ни­ком Ев­до­кии и Ди­мит­рия был уче­ник пре­по­доб­но­го Сер­гия, игу­мен Си­мо­но­ва мо­на­сты­ря, свя­той Фе­о­дор (впо­след­ствии ар­хи­епи­скоп Ро­стов­ский). Пре­по­доб­ный Сер­гий был крест­ным от­цом их дво­их де­тей (все­го у кня­же­ской че­ты бы­ло 8 сы­но­вей и 4 до­че­ри).

Боль­шой лю­бо­вью к Бо­гу, Свя­той Церк­ви и Ро­дине го­ре­ла ду­ша кня­ги­ни. По­двиг ве­ли­ко­го кня­зя Ди­мит­рия по осво­бож­де­нию Ру­си от мон­го­ло-та­тар­ско­го ига раз­де­ля­ла кня­ги­ня Ев­до­кия. По­ход бла­го­вер­но­го кня­зя мос­ков­ско­го Ди­мит­рия про­тив Ма­мая, по­бе­до­нос­но за­вер­шив­ший­ся 8 сен­тяб­ря 1380 го­да на Ку­ли­ко­вом по­ле, под­дер­жи­вал­ся с ее сто­ро­ны го­ря­чи­ми мо­лит­ва­ми и де­ла­ми люб­ви. В па­мять по­бе­ды кня­ги­ня по­стро­и­ла внут­ри Мос­ков­ско­го Крем­ля храм в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы – все­мир­но-ис­то­ри­че­ская по­бе­да рус­ских на Ку­ли­ко­вом по­ле со­вер­ши­лась в этот празд­ник. Хра­мо­зда­тель­ство и ос­но­ва­ние мо­на­сты­рей тру­да­ми свя­той бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ев­до­кии со­дей­ство­ва­ли рас­цве­ту рус­ско­го хра­мо­стро­и­тель­ства в XIV ве­ке, на­ча­ло ко­то­ро­му бы­ло по­ло­же­но по­строй­кой хра­ма в честь Пре­свя­той Тро­и­цы Пре­по­доб­ным Сер­ги­ем.

В 1389 го­ду бла­го­вер­ный князь Ди­мит­рий, не до­стиг­нув со­ро­ка лет, опас­но за­бо­лел и ото­шел ко Гос­по­ду (па­мять 19 мая/1 июня).

Свя­тая кня­ги­ня по­сле бла­жен­ной кон­чи­ны му­жа воз­дер­жи­ва­лась от непо­сред­ствен­но­го уча­стия в го­судар­ствен­ных де­лах, но все же имен­но с ее со­ве­том свя­за­но пе­ре­не­се­ние из Вла­ди­ми­ра в Моск­ву чу­до­твор­ной ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, вы­зван­ное на­ше­стви­ем на Моск­ву ха­на Та­мер­ла­на. В 1407 го­ду, по­сле ви­де­ния ей Ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла, пред­воз­ве­стив­ше­го ско­рую кон­чи­ну, кня­ги­ня Ев­до­кия, «яв­ле­ни­ем Ан­гель­ским от все­го зем­но­го от­ре­шен­ная» (см. ака­фист), ре­ши­ла оста­вить ве­ли­ко­кня­же­ский те­рем и при­нять мо­на­ше­ство, к ко­то­ро­му она шла всю свою жизнь. По ее ука­за­нию был на­пи­сан об­раз Ар­хан­ге­ла и по­ме­щен в кремлев­ском хра­ме в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. При пе­ре­хо­де в Воз­не­сен­ский мо­на­стырь кня­ги­ня Ев­до­кия ис­це­ли­ла слеп­ца, ко­то­рый про­зрел, оте­рев гла­за кра­ем ее одеж­ды, так­же от раз­лич­ных неду­гов во вре­мя это­го ее ше­ствия ис­це­ли­лось 30 че­ло­век. В оби­те­ли кня­ги­ня при­ня­ла по­стриг с име­нем Ев­фро­си­ния(«ра­дость»). По­стриг со­вер­шил­ся 17 мая 1407 г. в де­ре­вян­ной церк­ви Воз­не­се­ния. А через три дня, 20 мая, про­изо­шла за­клад­ка но­вой ка­мен­ной церк­ви в честь Воз­не­се­ния Хри­сто­ва. В ино­че­стве свя­тая Ев­фро­си­ния про­жи­ла несколь­ко ме­ся­цев: 7 июля 1407 го­да мир­но пре­ста­ви­лась ко Гос­по­ду. По­гре­ба­ли свя­тую Ев­фро­си­нию при боль­шом сте­че­нии на­ро­да в ука­зан­ном ею ме­сте стро­ив­ше­го­ся хра­ма, где и по­чи­ва­ла она до 1929 г., со­вер­шая мно­го­чис­лен­ные ис­це­ле­ния и да­руя бла­го­дат­ную по­мощь всем, с ве­рою при­хо­дя­щим к ее мно­го­це­леб­ным мо­щам.

Мно­го раз ви­де­ли, что у гро­ба свя­той Ев­фро­си­нии са­ма воз­го­ра­лась све­ча. И в XIX ве­ке здесь со­вер­ши­лось несколь­ко чу­дес­ных ис­це­ле­ний. Так, в 1869 го­ду, при­ло­жив­шись к гроб­ни­це с мо­ща­ми пре­по­доб­ной, ис­це­лил­ся одер­жи­мый от­рок. В 1870 го­ду пре­по­доб­ная Ев­фро­си­ния яви­лась во сне па­ра­ли­зо­ван­ной де­ви­це и вер­ну­ла ей здо­ро­вье. Неиз­ле­чи­мо боль­ной был воз­вра­щен к жиз­ни через воз­ло­же­ние на него пе­ле­ны с гроб­ни­цы свя­той Ев­фро­си­нии. Ее ду­хов­ный по­двиг сви­де­тель­ству­ет о том, что ни бо­гат­ство, ни вы­со­кое об­ще­ствен­ное по­ло­же­ние, ни се­мей­ные узы не мо­гут быть непре­одо­ли­мым пре­пят­стви­ем для стя­жа­ния бла­го­да­ти Бо­жи­ей и свя­то­сти. Па­мять пре­по­доб­ной Ев­фро­си­нии со­вер­ша­ет­ся 17/30 мая и 7/20 июля.

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

По кон­чине пре­по­доб­ной по­строй­ку хра­ма про­дол­жи­ла ве­ли­кая кня­ги­ня Со­фья Ви­то­втов­на, су­пру­га ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия Ди­мит­ри­е­ви­ча. Боль­шой по­жар не поз­во­лил окон­чить со­ору­же­ние хра­ма, так что он сто­ял недо­стро­ен­ным по­чти 50 лет и, на­ко­нец, су­пру­га ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия Тем­но­го – Ма­рия Яро­слав­на – да­ла обет за­вер­шить по­строй­ку. В 1467 г. храм был тор­же­ствен­но освя­щен.

Воз­не­сен­ский храм стал усы­паль­ни­цей ве­ли­ких кня­гинь и ца­риц Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства. Над ме­ста­ми их по­гре­бе­ния воз­дви­га­лись над­гро­бья. Здесь бы­ли по­гре­бе­ны Со­фья Па­лео­лог (1503 г.) – вто­рая же­на Иоан­на III, Еле­на Глин­ская (1533 г.) – мать Иоан­на IV Гроз­но­го, Ири­на Го­ду­но­ва (1603 г.) – су­пру­га ца­ря Фе­о­до­ра Иоан­но­ви­ча, На­та­лия Ки­рил­лов­на (1694 г.) – мать Пет­ра I и дру­гие. По­след­ней упо­ко­е­на здесь ца­рев­на и ве­ли­кая кня­ги­ня На­та­лия Алек­се­ев­на (1728 г.), внуч­ка Пет­ра I, дочь ца­ре­ви­ча Алек­сея Пет­ро­ви­ча. К на­ча­лу XX ве­ка в хра­ме сто­я­ло 35 гроб­ниц.

Мо­щи ос­но­ва­тель­ни­цы мо­на­сты­ря по­чи­ва­ли под спу­дом за пра­вым стол­пом со­бо­ра, у юж­ной сте­ны. В 1822 г. над мо­ща­ми бы­ла устро­е­на по­се­реб­рен­ная ра­ка с се­нью.

7 июля 1907 г. в Крем­ле празд­но­ва­ли 500-ле­тие со дня кон­чи­ны пре­по­доб­ной Ев­фро­си­нии. Этот празд­ник ожи­вил в па­мя­ти ве­ру­ю­щих об­раз мо­лит­вен­ни­цы за Рус­скую зем­лю.

В 1922 г. ра­ку и сень над мо­ща­ми изъ­яли с це­лью из­вле­че­ния из нее дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Мо­щи пре­по­доб­ной Ев­фро­си­нии оста­лись в ка­мен­ной гроб­ни­це под по­лом со­бо­ра.

В 1929 г. по ре­ше­нию пра­ви­тель­ства на­ча­лось уни­что­же­ние по­стро­ек Воз­не­сен­ско­го мо­на­сты­ря. Со­труд­ни­ки му­зея пы­та­лись спа­сти некро­поль. Для его раз­ме­ще­ния вы­бра­ли под­вал Суд­ной па­ла­ты Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра. Бе­ло­ка­мен­ная гроб­ни­ца пре­по­доб­ной Ев­фро­си­нии ока­за­лась по­вре­жден­ной, и вы­нуть ее це­ли­ком из зем­ли не смог­ли. Мо­щи пре­по­доб­ной бы­ли спа­се­ны от уни­что­же­ния, но вы­де­лить их се­го­дня вряд ли воз­мож­но, т.к. они на­хо­дят­ся вме­сте с дру­ги­ми остан­ка­ми из за­хо­ро­не­ний в двух бе­ло­ка­мен­ных гроб­ни­цах XV ве­ка.

При вскры­тии за­хо­ро­не­ний сре­ди остан­ков пре­по­доб­ной Ев­фро­си­нии, кро­ме неболь­ших ча­сти­чек тка­ни от са­ва­на, на­шли об­рыв­ки ее ко­жа­но­го мо­на­ше­ско­го по­я­са с тис­не­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков и под­пи­ся­ми к ним. Эти свя­ты­ни вме­сте с на­хо­див­ши­ми­ся в гро­бах со­су­да­ми для елея хра­нят­ся в фон­дах му­зеев Крем­ля. Об­лом­ки ка­мен­ной гроб­ни­цы пре­по­доб­ной на­хо­дят­ся до се­го дня в том же под­ва­ле.

Так Ар­хан­гель­ский со­бор Крем­ля стал об­щей се­мей­ной усы­паль­ни­цей ве­ли­ко­кня­же­ских и цар­ских се­мей Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства.

Пре­по­доб­ная Ев­фро­си­ния, ве­ли­кая кня­ги­ня Мос­ков­ская, со­еди­ни­ла по­двиг граж­дан­ско­го слу­же­ния сво­е­му на­ро­ду и род­ной зем­ле с мо­на­ше­ским по­дви­гом, вос­ста­нав­ли­вая цар­ское до­сто­ин­ство че­ло­ве­ка. Неда­ром изо­бра­жа­ют ее в древ­не­рус­ских ли­це­вых ру­ко­пи­сях с цар­ской ко­ро­ной. Она ста­но­вит­ся пя­той из свя­тых жен Ру­си с име­нем Ев­фро­си­ния – «Ра­дость». Ибо ее жизнь яви­лась ве­ли­кой ра­до­стью для всей зем­ли Рус­ской.

28 мая 2008 г. состоялось торжественное перенесение честных мощей преподобной Евфросинии в придел мученика Уара Архангельского собора.

«Сегодняшний день можно считать вторым обретением мощей преподобной, потому что они после долгого пребывания в Судной палате будут перенесены в придел мученика Уара, где православные будут иметь доступ к этим мощам и смогут вознести перед ними свои молитвы святой преподобной Евфросинии Московской», ― отметил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

«Особенно важно, что на . небосклоне святых земли Русской мы чтим великих женщин нашей страны, сонм которых открывает святая преподобная Евфросиния, которая приняла управление Русью и сохранила Русь, которая является молитвенницей за всех нас, кто прибегает к ее предстательству», ― сказал Патриарх перед перенесением мощей преподобной.

Еще в 1998 году Сестры Православного Общества во имя святых жен Руси и православные миряне обратились с прошением к Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II о благословении на создание православной общины во имя преподобной Евфросинии Московской.

Одновременно с этим зародилась мысль о постройке храма в районе Котловка г.Москвы. Место для храма было выбрано неслучайно. На территории современного района Котловка княгиня Евдокия, как упоминают летописные своды, встречалась с митрополитом Московским Киприаном. В 2003 году, в юбилейный 650-летний год со дня ее рождения, была основана домовая церковь в честь Евфросинии Московской. Первый камень в основание храма был заложен в июле 2005 года. В мае 2008 года в храм были перенесены мощи пре­по­доб­ной Евфросинии Московской, а в феврале 2011 года был совершен чин малого освящения храма. Через 2 года были окончательно завершены все строительные работы и 2 июля 2017 года Святейший Патриарх Кирилл совершит Великое освящение храма в честь преподобной Евфросинии великой княгини Московской.

День памяти преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московской, собеседницы преподобного Сергия Радонежского

7/20 июля Русская Православная Церковь молитвенно почитает день кончины (1407) прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел. кн. Московской, собеседницы преподобного Сергия Радонежского.

18 января 1366 года по благословению митрополита Алексия в Коломне совершилось бракосочетание Евдокии Димитриевны с великим князем Димитрием Иоанновичем. Этот брак имел большое значение для судьбы Руси, закрепив военно-политический союз Московского и Нижегородско-Суздальского великих княжений, правители которых в 1359–1363 годах вели борьбу за владимирский престол. По словам летописца, бракосочетание юных князя и княгини «преисполнило радостию сердца русских».

Отношения между Димитрием Иоанновичем и Евдокией Димитриевной являли собой образец истинно христианского супружеского союза. Вся жизнь великокняжеской четы прошла под благодатным покровительством великих святых земли Русской – митрополита Алексия и преподобного Сергия Радонежского, а также ученика Преподобного – святого Феодора, игумена московского Симонова монастыря, духовника Евдокии Димитриевны. Преподобный Сергий крестил московских княжичей.

В августе 1380 года, отправляясь в поход против Мамая, великий князь Димитрий оставил Евдокию с сыновьями Василием I и Юрием (Георгием) в Москве. В «Сказании о Мамаевом побоище» отмечается, что вместе с женами бояр, плача, она провожала мужа в поход и молилась Богу, прося о ниспослании победы над врагами. В летописном повествовании говорится, что великая княгиня молилась в церкви «день и нощь» и «нача сугубы милостыни творити».

16 мая 1389 года, после кончины супруга, великая княгиня Евдокия не стала принимать монашество, к чему стремилась ее душа, но за малолетством большинства своих сыновей осталась в миру. Согласно рассказу Степенной книги, втайне от окружающих под пышной великокняжеской одеждой она носила власяницу и тяжелые вериги. Каждый день великая княгиня молилась в приходских храмах или монастырях. Проводя строгую аскетическую жизнь, Евдокия Димитриевна в соответствии со своим саном принимала участие в боярских советах и пирах. Вокруг нее стали распространяться слухи и клевета, которые достигли ее любимого сына князя Юрия Димитриевича. Евдокия Димитриевна вынуждена была открыть правду. Она сняла перед ним часть великокняжеских одежд, и сын увидел, что его мать носила вериги, а тело ее иссохло и почернело и «плоть прилипла к костям». Великая княгиня запретила князю Юрию Димитриевичу думать о мести и просила никому не рассказывать о том, что он видел.

Все свои богатства великая княгиня отдавала на богоугодные дела, устроение храмов и монастырей. В 1392 году на своем дворе в Кремле вместо маленькой деревянной церкви Евдокия Димитриевна построила каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в память о Куликовской битве, которая произошла в этот день в 1380 году.

Церковь была освящена в присутствии всех сыновей княгини.

С именем великой княгини Евдокии связано одно из самых знаменательных событий в духовной истории России. Во время нашествия Тамерлана в 1395 году по совету Евдокии Димитриевны в Москву из Владимира была принесена Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю. В тот самый день Тамерлан в сонном видении увидел «Светозарную Жену», окруженную сиянием и множеством «молниеносных воинов», грозно устремившихся вперед. По совету своих наставников Тамерлан отдал приказ войскам повернуть от границ Руси.

Читайте также:  Житие великомученицы Параскевы Пятницы - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святой

В 1407 году после видения архангела Михаила, предвозвестившего ей скорую кончину, великая княгиня Евдокия решила принять монашество, к которому стремилась всю свою жизнь. По ее желанию был написан образ архангела Михаила и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Сохранилось предание о вступлении великой княгини на монашеский путь и совершившемся при этом чуде. В канун своего пострига великая княгиня явилась во сне одному нищему слепцу и обещала исцелить его от слепоты. И вот, когда Евдокия шла в обитель на «иноческий подвиг», слепец обратился к ней с мольбой: «Боголюбивая госпожа великая княгиня, питательница нищих! Ты обещала мне во сне даровать зрение; исполни же слово твое». Великая княгиня, будто не замечая слепца и не слыша его мольбу, шла далее и как бы случайно опустила на слепца рукав рубашки. Тот с благоговением и верою отер этим рукавом свои глаза. На виду у всех совершилось чудо: слепой прозрел! Народ прославил вместе с прозревшим угодницу Божию.

Постриг был совершен 17 мая 1407 года в деревянной церкви Вознесения на территории основанного Евдокией Димитриевной в Кремле Вознесенского монастыря. Великая княгиня получила в постриге имя Евфросиния, что в переводе означает «радость». В день пострига великой княгини от различных болезней исцелились тридцать человек. Спустя три дня, 20 мая, была заложена новая каменная церковь в честь Вознесения Христова, в которой великая княгиня определила место своего упокоения. Но ей не довелось увидеть завершение строительства. 7 июля 1407 года она скончалась на 54-м году жизни.

Погребение преподобной Евфросинии было совершено при большом стечении народа в указанном ею месте.

Вознесенский храм стал усыпальницей великих княгинь и цариц Российского государства. Над местами их погребения воздвигались надгробья. К началу XX века в нем насчитывалось тридцать пять гробниц. В 1929 году основанный княгиней Вознесенский монастырь был разрушен. Мощи преподобной вместе с останками других великих княгинь и цариц были перенесены в Судную палату Архангельского собора Московского Кремля. 28 мая 2008 года мощи преподобной Евфросинии крестным ходом перенесли в возрожденный придел мученика Уара, расположенный у апсид Архангельского собора.

Святитель Московский Филарет (Дроздов) в 20-е годы XIX века поднял вопрос о совершении служб преподобной Евфросинии, соединившей подвиг гражданского служения своему народу и Отечеству с монашеским подвигом.

Но хотя, как повествует сказание, преподобная Евфросиния вскоре после кончины была «удостоена прославления», почитание ее как святой утвердилось в Вознесенском монастыре лишь в 1869 году, после ряда чудесных исцелений, происшедших у гробницы преподобной. В 1880 году были опубликованы служба и акафист преподобной Евфросинии. Акафист читался после каждой воскресной Литургии. Праздничным богослужением отмечались как день кончины преподобной, так и день ее пострига.

В 2007 году Священный Синод учредил орден и медаль преподобной Евфросинии Московской, которыми награждают женщин за особые заслуги в укреплении духовно-нравственных традиций в обществе и развитии социального служения Церкви.

Память преподобной Евфросинии Московской совершается 17/ 30 мая и 7/20 июля.

Тропарь благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии, глас 8

П о земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим.

Ин тропарь преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московской, глас 5

О т юности предызбранная Богом угоднице,/ оставльши светлый чертог княжеский,/ уклонилася еси во обитель, тобою созданную,/ и, пучину житейскаго моря преплывши,/ ныне со Ангелы песнословиши Христа Бога./ Емуже непрестанно молися, преподобная,/ яко да сохраняет выну обитель, тобою созданную,// и дарует нам мир и велию милость.

Кондак благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии, глас 2

В ся красная мира сего, яко суетная, презревши/ и тело твое постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молитвами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозрение и многим недужным иcцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:// слава Богу, прославляющему святыя Своя.

Молитва святой благоверной княгине Евфросинии

О преподобная княгине Евфросиние, добляя в женах подвижнице, прехвальная угоднице Христова! Приими моление от нас, недостой­ных, с верою и любовию к тебе припадающих и теплым к Богу ходатайством испроси граду Москве и людям от бед и напастей сохранение, споспешествуй, яко чадолюбивая мати, чадом, тобою собранным, понести иго Христово во благодушии и терпении и добре подвизатися ко исправлению жития своего, еже ко спасению; в мире благочестно живущим испроси у Господа в вере твердость, во благочестии преспеяние и всем, с верою прибегающим к тебе и твоея просящим помощи и заступления подавай всегда недугов исцеление, в скорбех утешение и во всем житии благопоспешение, наипаче же умоли Господа в мире и покаянии земное житие преити нам, мытарств горьких и мук вечных избавитися и Царство Небесное твоим ходатайством получити, идеже ты со всеми святыми Господу предстоиши, да всегда славим Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и в бесконечные веки веков. Аминь.

Преподобная Евфросиния (Евдокия), великая княгиня Московская

Житие преподобной Евфросинии, великой княгини Московской.

празднование совершается 17/30мая, 7/20 июля

С вятая благоверная великая княгиня Московская Евдокия, в иночестве преподобная Евфросиния. Время жизни святой благоверной великой княгини Евдокии (+1407) совпадает с эпохой великого игумена земли Русской Преподобного Сергия Радонежского, тайнозрителя Святой Троицы. Княгиня Евдокия была супругой великого князя Московского Димитрия Донского. Благочестивую чету можно с полным основанием считать учениками Преподобного Сергия. Не случайно летописец сравнивает их со святыми равноапостольными Ольгой и Владимиром.

Святая благоверная великая княгиня Евдокия была дочерью Димитрия Константиновича, князя Суздальского. Детство провела она в Суздале и Переяславле-Залесском, в неспокойной обстановке постоянных междоусобных распрей, которые вели с ее отцом удельные князья. С ранних лет княгиня Евдокия привыкла полагать все свое упование на Бога. В 1367 году она вступила в брак с великим князем Московским Димитрием Иоанновичем, впоследствии прозванным Донским. Любовь к супругу и детям княгини Евдокии освящалась ее любовью к Богу. Дела христианского милосердия княгиня и ее супруг сочетали с подвигами поста и молитвы. В своей жизни они опирались на помощь святых, трудами которых была в те времена столь достославна Русская земля. Святитель Алексий, митрополит Московский, был близок княжескому семейству; духовником Евдокии и Димитрия был ученик Преподобного Сергия, игумен Симонова монастыря, святой Феодор (впоследствии архиепископ Ростовский). Преподобный Сергий был крестным отцом их двоих детей (всего у княжеской четы было 5 сыновей и 3 дочери).

Подвиг великого князя Димитрия по освобождению Руси от монголотатарского ига разделяла княгиня Евдокия. Поход благоверного князя Московского Димитрия против Мамая, победоносно завершившийся 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, поддерживался с ее стороны горячими молитвами и делами любви. В память победы княгиня построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (всемирно-историческая победа русских на Куликовом поле совершилась в этот праздник). Храм был расписан выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным. Храмоздательство и основание монастырей трудами святой благоверной княгини Евдокии содействовали расцвету русского храмостроительства в XIV веке, начало которому было положено постройкой храма в честь Пресвятой Троицы Преподобным Сергием.

Постепенно жизнь святой княгини Евдокии становилась подвигом самоотречения и предания себя всецело воле Божией. В 1383 году великий князь Московский должен был явиться к татарскому хану Тохтамышу. Но из-за крайнего озлобления Тохтамыша на князя Димитрия решили послать в Орду его старшего сына Василия, которому в то время было около 13 лет. Святая Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание: князь Василий был задержан в Орде как заложник. В 1389 году благоверный князь Димитрий, не достигнув сорока лет, опасно заболел и отошел ко Господу (память 19 мая).

Овдовевшая княгиня видела свою обязанность пред Богом прежде всего в завершении воспитания детей. Вместе с тем она начала устроение Вознесенского женского монастыря в Московском Кремле, отдав под него княжеские чертоги. Видимо, изначально она мыслила этот монастырь местом своего будущего иночества. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переяславле-Залесском. Однако не только о строительстве храмов думала княгиня Евдокия: ее главной сокровенной целью после смерти супруга стало устроение внутреннего монашества, созидание храма в собственном сердце. Княгиня Евдокия стала вести тайную подвижническую жизнь. По пышным одеждам, в которых святая княгиня являлась перед людьми, нельзя было догадаться о том, что она изнуряла себя постом, бдением, тяжелыми веригами. Пришлось ей претерпеть и человеческую клевету. Ее подвиг увенчался явлением ей Архангела Михаила, предвозвестившего скорую кончину. Образ Архангела, написанный по ее указаниям, был помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Святая княгиня после блаженной кончины мужа воздерживалась от непосредственного участия в государственных делах. Но все же именно с ее советом связано перенесение из Владимира в Москву чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, вызванное нашествием на Москву хана Тамерлана. Пресвятая Богородица отозвалась на всенародную мольбу. В день сретения иконы в Москве (26 августа 1395 года) Тамерлану было грозное видение во сне Светоносной Жены; устрашенный завоеватель отступил от Москвы. В 1407 году, после видения ей Архангела Михаила, княгиня Евдокия, «явлением Ангельским от всего земнаго отрешенная», решила оставить великокняжеский терем и принять монашество, к которому она шла всю свою жизнь. При переходе в Вознесенский монастырь княгиня Евдокия исцелила слепца, который прозрел, отерев глаза краем ее одежды, также от различных недугов во время этого ее шествия исцелились 30 человек. В обители княгиня приняла постриг с именем Евфросиния. Кроме смиренного несения иноческих подвигов, святая княгиня заложила в монастыре новую каменную церковь Вознесения. В иночестве святая Евфросиния прожила несколько месяцев: 7 июля 1407 года мирно преставилась ко Господу.

Святость преподобной Евфросинии удостоверена чудесными знамениями милости Божией, совершавшимися на ее гробнице в течение нескольких столетий. Много раз видели, что у гроба святой Евфросинии сама возгоралась свеча. И в XIX веке здесь совершилось несколько чудесных исцелений. Так, в 1869 году, приложившись к гробнице с мощами преподобной, исцелился одержимый отрок. В 1870 году преподобная Евфросиния явилась во сне парализованной девице и вернула ей здоровье. Неизлечимо больной был возвращен к жизни через возложение на него пелены с гробницы святой Евфросинии. Ее духовный подвиг свидетельствует о том, что ни богатство, ни высокое общественное положение, ни семейные узы не могут быть непреодолимым препятствием для стяжания благодати Божией и святости.

Православная Жизнь

14 марта Православная Церковь чтит память преподобномученицы Евдокии Илиопольской, пострадавшей за веру во II веке по Р. Х. Жизнь этой святой сопровождалась большим количеством невероятных чудес, в реальность которых нынешнему человеку с его рациональным мышлением, подвергающем все сомнению, трудно поверить.

В настоящее время почти уже не встретишь девочку или женщину с редким именем Евдокия (в пер. с греческого «благоволение»). А между тем был такой период, когда на Руси это имя считалось самым популярным, особенно среди людей низших и средних сословий. И это вовсе не случайно. До 1492 года русское церковное и светское летоисчисление велось от Сотворения мира и год начинался 1 марта. В этот же день Православная Церковь поминала блаженную мученическую кончину святой Евдокии Илиопольской. В народном сознании, невзирая на перенятые от Византии христианские традиции, этот день еще очень долго переплетался с древним языческим обычаем встречи весны, а святая Евдокия почиталась как ее хранительница. Потому в старину простой народ именовал Евдокию Весенницей и в ее праздник не работал, чтобы не прогневить святую и не навлечь беды на свою семью на целый год. И естественно, что с этим днем была связана масса народных примет и предрассудков, которые дожили и до нашего времени. Нынешние неоязычники весьма внимательно относятся ко всем этим приметам и суевериям, а некоторые традиции, связанные с этим днем, чтут до сих пор. Все это, конечно же, не имеет никакого отношения к памяти святой Евдокии Илиопольской, которую равно почитают как православные, так и западные христиане за ее веру и любовь к Христу и мученический подвиг.

Читайте также:  Антоний Печерский - житие и биография святого, творения и труды, почитание и дни памяти

Согласно житию этой преподобной мученицы, изложенному святителем Димитрием Ростовским, своим современникам святая Евдокия была сначала известна тем, что вела распутный образ жизни, подвергая искушению и толкая к греху блуда многих из своего окружения, а затем – благодаря искреннему и глубокому покаянию – обрела такую силу благодати Божией, что могла воскрешать мертвых.

По своему происхождению она была самарянкой, родившейся и проживающей в городе Илиополе, расположенном в Финикии Ливанской. Евдокия обладала необыкновенной красотой, которой она, достигнув зрелости, стала пользоваться как приманкой для своих целей. Она имела множество поклонников среди знатных и богатых мужчин, весьма щедро оплачивающих ее услуги. Поэтому вовсе не удивительно, что Евдокия довольно быстро стала владелицей большого состояния, которое по своей стоимости приравнивалось к царскому. Утопая в богатстве и роскоши, она, на первый взгляд, была вполне довольна своим способом существования. Однако Всеведущий Господь, Который Один только знает, что на самом деле творится в душе каждого человека, призвал в свое время эту погибающую овцу ко спасению. Невзирая на тот нечестивый образ жизни, который вела Евдокия, какое-то понимание о добродетели у нее все-таки было, потому что иногда она даже оказывала милосердие неимущим и нищим. К тому же самарянский народ, к которому она принадлежала, нельзя было назвать вполне языческим. Из Евангелия от Иоанна (4:1–42) мы знаем, что самаряне хоть и были по отношению к иудейской вере еретики, все же тоже жили в ожидании прихода Мессии. Трудно сказать наверняка, слыхала ли Евдокия что-либо о Христе до того случая, который стал поворотным в ее судьбе.

За стеной дома, где проживала будущая мученица, находилось жилище одного состоятельного христианина. У него однажды на ночь остановился инок по имени Герман. Учитывая то, что в то время иночества и монастырей в том виде, в котором они появились гораздо позже, еще не было, Герман, скорее всего, был членом какой-то закрытой мужской христианской общины, где верующие проводили аскетическую жизнь вдали от города, упражняясь в молитве, посте и доброделании, посвятив свою жизнь всецело служению Богу. Этот-то инок и разбудил своим пением и молитвами среди ночи грешницу. По-видимому, какие-то слова молитвы так сильно смутили и впечатлили ее, что она с ужасом и трепетом стала размышлять до самого рассвета о своей жизни. Пригласив наутро Германа к себе, Евдокия попросила его ответить на ее вопросы о Страшном суде, ожидающем грешников, и о его вере. Эта беседа стала поворотным моментом в судьбе святой, которая всем сердцем возжелала познать истинного Бога и изменить свою жизнь. Блаженный Герман перепоручил Евдокию местному пресвитеру. Тот посоветовал ей затвориться у себя в горнице и в течение семи дней поститься, вспоминать свои грехи и каяться в них. Святая так и поступила. В одну из ночей, когда она плакала и молилась о своих грехах, ей явился Архангел Михаил и пообещал помощь и поддержку от Господа на ее новом трудном пути. Это видение еще больше укрепило святую в ее намерении служить всем сердцем Богу. Вскоре она приняла крещение, а затем, раздав все свое имущество и отпустив слуг, отправилась по совету Германа в одну из женских общин, в которой проживало 30 христианок. Через какое-то время Евдокия возглавила эту общину. Однако враг рода человеческого не дремал. Один из бывших ухажеров Евдокии, Филострат, разжигаемый похотью, решил вернуть святую к ее прежнему ремеслу. Хитростью проникнув в жилище, где подвизались женщины, он лестью и обманом стал уговаривать блаженную покинуть обитель. Беседа закончилась тем, что обманщик, подобно евангельским героям Анании и Сапфире (Деян. 5:1–10), упал замертво. Но Господь, явившийся во сне святой, повелел ей помолиться около мертвого тела. Воскрешенный Филострат, раскаявшись в своих дурных намерениях, восславил истинного Бога и, получив наставления от Евдокии, вернулся обратно в город.

Следующее искушение пришло к святой Евдокии от самого царя, правившего той местностью. Оставшиеся в городе ее прежние поклонники, за счет которых она когда-то обогатилась, решили отомстить блаженной, написав правителю, Аврелиану, что Евдокия сбежала в пустыню с большим количеством золота, равного царской казне. Жадный до денег царь, услыхав о таком богатстве, дал зачинщикам триста воинов, которые окружили место, где подвизалась вместе с другими христианками святая. Все попытки воинов проникнуть в общину закончились безуспешно, потому что невидимая Сила Божия их не допускала. К тому же неведомо откуда появился змей, поразивший своим ядом солдат. Только троим из них удалось вернуться назад и все рассказать царю. Святую Евдокию объявили волшебницей и отправили на ее поимку новый отряд, который возглавил сын самого правителя. Но той же ночью сын царя, упав с лошади и получив сильную травму, скончался. Опечаленному правителю пришел на помощь воскрешенный Евдокией Филострат. Он убедил царя не преследовать святую, а написать ей письмо с просьбой, чтобы она помолилась Богу об оживлении мертвеца. На просьбу правителя Евдокия дала смиренный ответ, заверяя царя, что Господь может вернуть отцу сына только в том случае, если у того будет вера. Посланник, вернувшись с ответом от святой, вразумленный Богом, прежде чем передать письмо, положил его на тело мертвого царского сына, призвав имя Христово. Какового же было у всех удивление, когда тот открыл глаза и предстал здоровым и невредимым. Это чудо способствовало тому, что весь царский дом уверовал и принял крещение. В благодарность правитель соорудил церковь в том месте, где жила святая с другими сестрами. Царская дочь присоединилась к общине Евдокии, сын стал диаконом, а со временем – и епископом.

Когда Аврелиан умер, новый наместник Илиополя, язычник Диоген, возвел гонения на христиан. Первым делом он отправил отряд воинов, чтобы разорить общину святой Евдокии, а ее саму захватить и привести для расследования. Перед тем как отправиться с солдатами в город, святая взяла с собой часть Животворящих Христовых Таин и сокрыла их на груди. По дороге ей было видение Ангела. Святую в городе заключили в темницу и начали морить голодом, затем, обвинив в волшебстве, подвергать мучениям. Ее повесили на дереве и стали жестоко бичевать. Когда раздевали, часть Пречистого и Животворящего Тела Господня выпала из груди. Слуги, не зная, что это такое, подняли и принесли Его наместнику. Едва правитель протянул руку, как из Тела Христова излился огонь и попалил слуг мучителя, а ему самому повредил плечо. Но это не вразумило наместника, он разгневался еще больше и стал молиться своему божеству, прося прощения за то, что до сих пор еще не уничтожил святую. В этот момент его настигла молния, и он упал замертво. Воин, стоявший рядом с мученицей, увидев все это, уверовал в истинного Бога. Он стал просить святую о том, чтобы она помолилась Христу о возвращении к жизни правителя и его умерщвленных слуг. Святая долго молилась, и Господь снова сотворил чудо.

У комита Диогена по имени Диодор скоропостижно скончалась супруга Фирмина. Святая Евдокия умолила Господа воскресить и ее, направив затем на путь покаяния. Все свидетели этих чудес стали последователями Христа и, приняв крещение, уже сами начинали свидетельствовать о Великой Силе Божией, сотворившей такие дивные дела. Одним из последних чудес святой было чудо воскрешения отрока, который умер от укуса ядовитой змеи.

Преподобная мученица Евдокия со дня своего крещения прожила 56 лет и приняла мученическую кончину чрез усечение главы в первый день марта при правителе Викентии (где-то около 160–170 г. по Р. Х.).

Всем нам, живущим сегодня, очень трудно представить себе такое обилие чудес, которые могли совершать святые первых веков. Однако каждый христианин, знакомый с текстом Священного Писания и доверяющий словам Спасителя о том, какие знамения будут сопровождать верующих (Мк. 16:17–18), не станет в этом сомневаться. Житие святой Евдокии как раз и свидетельствует нам о той силе веры, для которой, по словам Самого Господа: «Ничего не будет невозможного» (Мф. 17:20), а также о великой действенной силе покаяния, способного преобразить любого грешника в святого человека.

Преподобная Евфросиния (Евдокия) – благоволение и радость земли Московской

20 июля Русская Церковь отмечает день памяти преподобной благоверной княгини московской Евфросинии (в миру Евдокии) (ок. 1352/57 – 7.06.1407), супруги Великого князя московского Дмитрия Ивановича

Преподобная (пам. 17 мая, 7 июля, 6 июля – в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), вел. кнг. Московская, дочь Суздальского и Нижегородского вел. кн. Димитрия (Фомы) Константиновича и вел. кнг. Анны (именование ее Вассой в Никоновской летописи и в нек-рых синодиках неверно), супруга вел. кн. Московского св. Димитрия Иоанновича Донского, основательница московского в честь Вознесения Господня жен. мон-ря в Кремле. Главными источниками сведений о жизни Е. Д. служат известия раннего московского летописания, завещание вел. кн. Димитрия Иоанновича и «Въмале сказание о блаженнеи великои княгини Евдокии, во инокинях Ефросинии, супружницы достохвалнаго великаго князя Димитрия Ивановича Донскаго», дошедшее в составе «Книги степенной царского родословия» нач. 60-х гг. XVI в. (12-я степень, главы 14-20). Составитель «Въмале сказания» использовал летописные известия и устную традицию о Е. Д., сохранявшуюся в Вознесенском кремлевском мон-ре.

Самое раннее известие о Е. Д. относится к 1366 г. 18 янв. этого года 16-летний московский кн. Димитрий женился на Е. Д., что означало заключение союза между Московским и Нижегородско-Суздальским княжествами, правители к-рых до этого вели борьбу за Владимирский великокняжеский стол, доставшийся в итоге московскому кн. Димитрию. Свадьба состоялась в Коломне (возможно, это связано не только с обычным для XIV в. частым пребыванием московского князя в своем владении, но и с тем, что старшая сестра Е. Д. тогда же была выдана замуж за коломенского наместника М. В. Вельяминова; кроме того, в 1365 Москва сильно пострадала от «мора» и пожара). Венчал Димитрия и Е. Д., вероятно, Коломенский еп. Филимон, по преданию, зафиксированному в 1843 г., в ц. Воскресения – домовом храме великокняжеского двора. Совр. здание храма относится к XVI-XVIII вв., однако деревянный храм на его месте, согласно археологическим данным, существовал уже в 1-й пол. XIV в. За 22 года супружеской жизни Е. Д. родила 12 детей, в т. ч. 8 сыновей (трое умерли в младенчестве).

В 1368 и 1370 гг. Е. Д. вместе с мужем пережила осады Москвы литов. и тверскими войсками. О ее жизни во время княжения Димитрия Донского сведения сохранились по преимуществу в повестях о событиях нач. 80-х гг. XIV в. В летописной повести 1-й пол. XV в. о Куликовской битве говорится, что, отправляясь в поход против Мамая, вел. кн. Димитрий оставил Е. Д. с сыновьями в Москве, она молилась в церкви «день и нощь» и «нача сугубы милостыни творити». В «Сказании о Мамаевом побоище» (нач. XVI в.) рассказывается, как Е. Д. с женами бояр, плача, провожала мужа в поход и как вместе с ними молилась Богу, прося о ниспослании победы. По свидетельству Новгородской IV и Софийской I летописей (1-я пол. XV в.), Е. Д. с детьми (в т. ч. с новорожденным Андреем) в авг. 1382 г., когда к Москве приближались войска хана Тохтамыша (при к-ром находились и родные братья вел. княгини), уехала с мужем в Кострому.

Читайте также:  Бронзов Александр - житие и труды, идеи и позиция, сочинения

В «Слове о житии и преставлении вел. князя Дмитрия Ивановича, царя рускаго» говорится о счастливой и благочестивой семейной жизни Е. Д. Этот памятник содержит литературно обработанный плач вел. княгини над телом скончавшегося Димитрия и слова умирающего, обращенные к супруге: «Ты же, драгая моя княгини, буди чадом своим отець и мати». Эти слова находят полное подтверждение в тексте завещания Димитрия Донского (ДДГ. № 12), составленного незадолго до смерти, в апр.-мае 1389 г., к-рое начиналось словами, свидетельствовавшими о большом доверии вел. князя к жене, ставшей гарантом великокняжеского завещания: «Приказываю дети свои своеи княгине. А вы, дети мои, жывите заодин, а матери своее слушайте во всем». Димитрий Иоаннович поручал Е. Д. в случае необходимости перераспределять земли между сыновьями. «А вы, дети мои,- обращался он к сыновьям,- слушаите своее матери, что кому дасть, то тому и есть». По завещанию вел. князь щедро наделил жену, передав ей часть торговых пошлин в Москве, волости и села во владениях каждого из сыновей. К купленным самой Е. Д. землям Димитрий Иоаннович присоединил собственные «прикупы» – села, к-рыми Е. Д. могла в отличие от земель в уделах сыновей свободно распоряжаться.

«Въмале сказание» сохранило память о строгой жизни Е. Д. после смерти мужа и о ее аскетических подвигах (распространившиеся в Москве слухи о недостойном поведении вдовы Димитрия Иоанновича вынудили ее показать сыновьям вериги, к-рые она носила под одеждой; княгиня запретила рассказывать о своем подвиге). Располагая после смерти мужа немалыми собственными средствами (она владела 31 волостью), Е. Д. использовала их на благочестивые дела. Известны ее крупные вклады во владимирский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь – с. Арбузово во Владимирском и с. Баскаково в Суздальском уездах. Прп. Кириллу Белозерскому в основанный им Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь Е. Д. дала вкладом с. Сандыревское на Белоозере. По свидетельству «Въмале сказания», Е. Д. построила в Переяславле, «близ града, у реки Трубежа», ц. во имя св. Иоанна Предтечи и «монастыри устрои». С ее именем предание связывает возобновление ок. 1392 г. переславль-залесского Горицкого в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря.

В 1393 г. на своем дворе в Кремле вместо маленькой деревянной ц. во имя прав. Лазаря Е. Д. построила каменную ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом прав. Лазаря, наделив ее золотыми и серебряными сосудами. Церковь была освящена 1 февр. 1394 г. митр. Киприаном в присутствии всех сыновей вел. княгини. Исследователи справедливо полагают, что храм был возведен в память о Куликовской битве, к-рая произошла в день праздника Рождества Богородицы. Храм представлял собой 4-столпную 3-апсидную постройку из белого камня, она частично сохранилась в составе помещений Большого Кремлевского дворца. В июне 1395 г. храм начали расписывать Феофан Грек и Симеон Чёрный с учениками; в 1399 г. в нем была похоронена дочь Е. Д. Мария, тело к-рой привезли из Великого княжества Литовского. Согласно «Въмале сказанию», в 1395 г., когда ожидалось нашествие на Русь войск Тамерлана (в рус. летописях – Темир-Аксак), по молитвам Е. Д. и по повелению ее сына Василия I Димитриевича и митр. Киприана в Москву была перенесена Владимирская икона Божией Матери.

О последних годах жизни Е. Д. важные сведения сохранило «Въмале сказание», где описано явление вел. княгине арх. Михаила, «возвещающа еи из мира сего исшествие». После этого видения святая утратила речь; она вновь начала говорить, когда иконописцы создали такой образ арх. Михаила, в к-ром Е. Д. узнала своего посетителя. Весной 1407 г. по приказу Е. Д. в Кремле, в недавно основанном ею жен. мон-ре, где вел. княгиня намеревалась принять монашеский постриг, началось возведение каменного храма в честь Вознесения. Как рассказывается во «Въмале сказании», когда Е. Д. шла из Успенского собора в мон-рь на пострижение, исцелился слепец, к-рого она коснулась рукавом, а всего во время шествия Е. Д. в мон-рь исцелилось 30 чел. Приняв постриг с именем Евфросиния, вел. княгиня вскоре скончалась и была похоронена в Вознесенском храме, к-рый после ее смерти долгое время оставался недостроенным, но затем стал местом погребения представительниц великокняжеских и царских семей. Во «Въмале сказании» говорится, что после смерти Е. Д. у ее гроба много раз сами собой загорались свечи.

Возможно, по заказу Е. Д. была изготовлена хранившаяся в ризнице Троице-Сергиевой лавры небольшая двусторонняя каменная икона. На одной ее стороне изображен свт. Николай Чудотворец, на другой – мц. Евдокия и прп. Максим Исповедник, небесный покровитель сына Е. Д. Андрея, в крещении Максима (см.: Турилов А. А. К биографии и генеалогии Михаила Клопского // Средневековая Русь. М., 2006. Вып. 6: К 75-летию акад. Л. В. Милова. С. 203. Примеч. 91).

В Мазуринском списке Вселенского синодика московского Успенского собора (кон. XV в.) Е. Д. названа «благоверной и христолюбивой» (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Д. 289. Л. 152 об.). Написание «Въмале сказания» было, по-видимому, связано с подготовкой к прославлению Е. Д. на рубеже 50-х и 60-х гг. XVI в., но по каким-то причинам канонизация не состоялась. «Сказание» о Е. Д. вошло в состав Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. под 7 июня отмечена память «святыя благоверные великия княгини Евдокеи князя Дмитреевы Ивановича Донского, а во иноцех Евфросиния» (РГБ. МДА. № 201. Л. 320). В нояб. 1689 г. Карион (Истомин) написал вирши, посвященные Е. Д. и основанному ею Вознесенскому мон-рю (ГИМ. Чуд. № 302. Л. 139 об.; сообщение А. Г. Авдеева). Карион называет Е. Д. «княгиней святой. славной. блаженной», прославляет ее постническое житие и милосердие.

Документы Вознесенского мон-ря XVII в. не содержат свидетельств о существовании почитания св. княгини в обители. В 1636/37 г. по приказу царя Михаила Феодоровича был изготовлен покров на гробницу Е. Д., но это надгробие ничем не выделялось из числа гробниц др. вел. княгинь и цариц, похороненных в Вознесенском храме. В 1821-1822 гг. здесь были установлены рака с изображением Е. Д. и сень над ракой. Тогда же Московский митр. св. Филарет (Дроздов) поднял вопрос о совершении служб Е. Д. Однако еще в 1856 г. по ней служили панихиды. Почитание Е. Д. как святой (начало служения ей молебнов) утвердилось в Вознесенском мон-ре не позднее 1869 г. По-видимому, это было связано с тем, что 26 нояб. 1869 г. исцелился болящий отрок Адриан, прикоснувшись к гробнице св. княгини. В 1870 г. исцелилась парализованная девица Н. Вихняева, к-рой явилась Е. Д. В том же году была украшена окладом икона Е. Д. в иконостасе Вознесенского храма. В 1872 г. над гробницей св. княгини была устроена новая рака с балдахином, венец на надгробной иконе с изображением исцеления слепого был украшен драгоценными камнями и жемчугом. В 1880 г. были опубликованы служба и акафист Е. Д., написанные с использованием «Въмале сказания». В монастыре утвердился обычай чтения акафиста Е. Д. после каждой воскресной литургии. Праздничным богослужением отмечались 17 мая как день пострига Е. Д. и 7 июля как день ее смерти (эта дата кончины вместо правильной – 7 июня – появилась в списках «Въмале сказания» в XVII в.).

5-7 июля 1907 г. в Кремле праздновалось 500 лет со дня смерти Е. Д. при участии Московского и Коломенского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского), епископов, игумении Вознесенского мон-ря, многочисленного духовенства, делегаций из ряда рус. городов, а также прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны. Вел. княгиня пожертвовала на гробницу Е. Д. золотую лампаду. Монахини Вознесенского мон-ря вышили новый покров с изображением святой в рост, украшенный драгоценными камнями – даром Елисаветы Феодоровны, а также сочинили 2 гимна в честь Е. Д.

В 1929 г. Вознесенский мон-рь был разрушен, останки вел. княгинь и цариц, в т. ч. Е. Д., перенесены в подклет Архангельского собора. Гробница Е. Д. (белокаменный саркофаг, находившийся под полом Вознесенского собора, на к-ром сохранилась надпись: «Евдокея») была вскрыта 6 июня 1929 г., в отчете о вскрытии был отмечен «костяк хорошей сохранности» (Панова. 2003. С. 194). В 2000 г. в подклете Архангельского собора произошло вторичное освидетельствование св. мощей Е. Д. (принадлежность останков вел. княгине была доказана исследователем вознесенского некрополя археологом Т. Д. Пановой). Антропологическое исследование показало, что рост святой был ок. 1,55 м, она умерла в возрасте 50-55 лет. Благочестие княгини подтверждается отсутствием на останках следов свинца, ртути и мышьяка, входивших в состав косметических средств; это уникальный случай среди жен. останков кремлевского некрополя. Частично сохранился кожаный монашеский пояс святой с тиснеными изображениями двунадесятых праздников.

В 2004 г. в Москве была освящена домовая ц. во имя Е. Д. (Севастопольский проспект, дом 15/1). В р-не Котловка (на месте с. Котлы, у к-рого Е. Д. с Василием I встречала в 1390 митр. Киприана) идет строительство каменного храма, посвященного святой. 11 апр. 2007 г. в храме Христа Спасителя в Москве прошла международная научная конференция «Великая княгиня Московская Евдокия и другие русские женщины в историческом формировании российской государственности».

На заседании Свящ. Синода РПЦ 21 авг. 2007 г. были учреждены посвященные Е. Д. награды – орден и медаль прп. Евфросинии Московской. Ими награждают женщин за особые заслуги в деле укрепления духовно-нравственных традиций в обществе и развития социального служения Церкви. В 2007 г. Региональный благотворительный общественный фонд им. вел. кнг. Евдокии Московской учредил общественную награду – знак вел. кнг. Евдокии Московской, к-рый вручается Патриархом Московским и всея Руси женщинам, внесшим особый вклад в возрождение России.

Ист.: Муравьёв А. Н. Житие св. блгв. кнг. московской Евдокии, во инокинях Евфросинии. М., 1871; Акафист св. блгв. вел. кнг. Евдокии, во инокинях Евфросинии. М., 1893; Введенский Д. И. Знаменательные дни под сению кремлевских святынь. Серг. П., 1907; АСЭИ. Т. 2. № 223; Т. 3. № 92а; ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 408-411 [«Въмале сказание»]; Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконстр. текста. СПб., 20022. С. 384, 443-444, 445, 465; Московский патерик: Древнейшие святые Моск. земли. М., 2003. С. 232-234, 276-288; Покровительница: Прп. Евфросиния, вел. кнг. Московская: Житие, акафист / Сост.: Л. Бамблевский. М., 2005.

Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Июль. С. 43-51; СИСПРЦ. С. 90-91; Беляев И. В. Блгв. Евдокия, вел. кнг. Московская, во инокинях Евфросиния. М., 1866; Барсуков. Источники агиографии. С. 176; Пшеничников А. И., свящ. Соборный храм Вознесения Господня в Вознесенском девичьем мон-ре в Москве. М., 1886; Св. блгв. кнг. Евдокия, во инокинях прп. Евфросиния, основательница Вознесенского девичьего мон-ря. М., 1886; Леонид (Кавелин). Св. Русь. Стб. 128-129; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Июль. С. 73-76; Голубинский. Канонизация святых. С. 323, 572-573; Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1962. Т. 2; Lenhoff G. D. Unofficial Veneration of the Danilovichi in Muscovite Rus, // Московская Русь (1359-1584): Культура и ист. самосознание. М., 1997. С. 411-414; Мазуров А. Б. Средневековая Коломна в XIV – 1-й трети XVI в.: Комплексное исслед. регион. аспектов становления единого Рус. гос-ва. М., 2001 (по указ.); Панова Т. Д. Кремлевские усыпальницы: История, судьба, тайна. М., 2003. С. 98-100, 114-118, 194-195.

Ссылка на основную публикацию