Евфимия Всехвальная: чудо и житие великомученицы, чем помогает

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святая Евфимия Всехвальная

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В годы правления Диоклетиана, самого жестокого гонителя христиан, многие были возведены в лик святых. Одна из них молодая девушка, образ которой запечатлен на иконе Евфимии Всехвальной. В начале третьего века до нашей эры провинция Вифинии, где проживала семья девушки, была под правлением проконсула Приска, приверженца языческой веры.

Житие Святой Евфимии Всехвальной

Девушка была дочерью знатных родителей в городе Халкидоне Малой Азии на берегу Босфорского пролива. Она исповедовала христианство.

В Халкидоне располагался храм язычников, посвященный Марсу. Поклонение языческому Богу для христиан означало признать беса. Многие христиане скрывались в день праздника Марса и тайно проводили службу Всевышнему.

Приск задумал провокацию, чтобы наказать тех, кто не принесет дары в честь Ареса. Он приказал разыскать людей, не пришедших на праздник. В одном укромном месте собралось 49 христиан, среди которых была Евфимия. Всех доставили проконсулу Халкидона. Но никто даже под страхом смерти не стал скрывать свое вероисповедание. Смерть во имя Христа принимали как дар Божий.

Людей пытали 19 дней, но никто не отрекся от веры во Христа. На одной из таких пыток проконсул обратил внимание на Евфимию и отделил от других. Он стал обещать дары красавице, но девушка отвергла его предложения. Тогда мучитель придумал страшную пытку. Ее привязали к колеснице с острыми ножами и стали вращать. С тела девушки срывались куски плоти. Но она молилась Всевышнему, колесо перестало крутиться. Стражники старались продолжить мучения, но ничего не могло заставить вращаться колесо снова. Святая Евфимия сошла с него словно живая. Тогда правитель принять решение бросить ее в пламя. Стражники, которые должны были отправить девушку в костер, стали видеть в огне ангелов и отказались выполнять приказ. Другие исполнители воли проконсула сгорели заживо, а она осталась невредимой.

Пила тупилась, змеи не кусали, львы и медведи лизали раны. Она лишь молилась Господу и просила принять жертву. Наконец девушка, не выдержав мук, умерла. В это время началось страшное землетрясение. Языческие храмы и дома стали рушиться, люди гибли под обломками. Родители забрали тело девушки и похоронила. На этом месте позже построили церковь в память о Евфимии. В гробнице из мрамора хранились ее останки, а сбоку находилось маленькое отверстие. Ежегодно в день смерти, его открывали и доставали губку, пропитанную священной кровью. Она благоухала и помогала в любых болезнях.

Монастырь в честь Евфимии

Женский монастырь святой Великомученицы Евфимии Корфу – самый древний в Керкире, основан в пятнадцатом столетии. Находится обитель у ботанического сада Мон Репо. Маленький и уютный монастырь сохранил фрески пятнадцатого и шестнадцатого столетия, частичку мощей святой Евфимии и чудотворный образ, который выносят в даты ее почитания 11 и 16 июля. Нетленные останки также хранятся в Константинополе в церкви святого Георгия.

Прославилась дата 11 июля, как чудо святой Евфимии Всехвальной. Священники оставили на ночь у гробницы с нетленными останками два указа. Один с православным учением о двуединости Христа, а другой – толкование о божественной природе Спасителя. Когда открыли гробницу утром, в руках у Евфимии был один свиток с христианским учением, а в ногах монофизитская исповедь.

О чем молятся святой Евфимии

Издавна православные молились Евфимии. Девушка погибла во имя Христа, поэтому и обращаются с молитвами об утверждении в православной вере. Чудотворная икона святой была обнаружена в русском селении в 1910 года. Если обращаться с верой к святым угодникам, можно получить желаемое.

О чем молятся Святой Евфимии:

  • об избавлении от зубной боли;
  • от слепоты;
  • от дизентерии.

Молились и во время засухи рыли колодцы, где была обретена икона, чтобы пошли дожди.

Большой силой обладает и акафист Евфимии Всехвальной.

Избранней и венчанней деве мученице, истинней поклоннице сущаго на Небесех истиннаго Бога, невесте Христовой Евфимии, от сердец умиленных похвальное пение воспоим. Ты же, яко всехвальная победительнице и низложительнице врага лукаваго, от всяких нас бед защити, Господа о нас присно умоляя, да зовем ти:

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Ангелом чистотою души своея уподобилася еси, святая дево Евфимие, с ними же ныне в светлости неизреченней ликуеши и от трудов своих почиваеши. Темже, не забуди и нас, живущих на земли, да и мы сподобимся причастницами славы Божия явитися, поющии ти:

Радуйся, от родителей благочестивих рожденная.

Радуйся, благочестию ими наученная.

Радуйся, красотою своею ангелам уподобившаяся.

Радуйся, благородным происхождениим своим не возгордившаяся.

Радуйся, яко в послушании Господу своему славно пожила еси.

Радуйся, яко Его всем сердцем своим пламенне возлюбила еси.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Видяще нечестивий Диоклетиан, яко христиане гнушахуся жертвы идолом богомерзким воздавати, повеле предавати их на мучения лютыя. Ты же, всехвальная Евфимие, в тайнем месте с сорока христианы служение Господу нашему Иисусу Христу совершала еси, чистым сердцем Его славя: Аллилуиа.

Силу веры своея показуя, купно с присными твоими, боголюбивая Евфимие, влекомая яко овца на заклание, небоязненно пред мучителем своим стала еси, даже до крови пострадати за Господа своего готовившаяся. Темже, таковую крепость твою видя, восхваляем тя пении сими:

Радуйся, яко повелению цареву не покорилася еси.

Радуйся, яко твари вместо Творца не поклонилася еси.

Радуйся, поклонницею истиннаго Бога себя показавшая.

Радуйся, идолом мерзким жертву не воздавшая.

Радуйся, льстивой речью царя не прельстившаяся.

Радуйся, от пути прямого, в рай ведущий, не уклонившаяся.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Верою своею в мучениих непоколебима бе, блаженная Евфимия, купно с тобою бо страдавшыя, тако укрепляху тя, юную и прекрасную: «Подвизайся дево, Жениха Небеснаго ради, подвизайся страданиим Ему угодити, подвизайся во сретение Его изыти с мудрыми девами, да возлюбит Он тя, яко невесту Свою и введет тя в чертог Свой, в нем же воспоеши Ему сладце: Аллилуиа.»

Видя нечестивый проконсул тя, достоблаженная Евфимие, в лике святых мучеников, яко луно посреди звезд сиявшую, аки волк хищный похити тя из Христова стада. Мы же, словесам твоим радуяся: «Не остави мене, вселюбезнейший Женише мой, на Тя токмо надеющуся, не выдай зверем душу, любящую Тя и исповедающую имя Твое святое, не дай врагу моему возрадоватися надо мною, укрепи мя, немощную рабу Твою, да не одолеет мя беззаконие», воспеваем ти:

Радуйся, к Богу за помощию взывавшая.

Радуйся, в руце Его спасение свое отдавшая.

Радуйся, яко на Господа упование свое возложила еси.

Радуйся, яко в отчаяние не впадала еси.

Радуйся, благодатию Господа укрепившаяся.

Радуйся, пред мучителем не посрамившаяся.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Восхотев к безбожию своему обратити тя, святая Евфимие, мучитель лестию тя уловити потщися, абие с твердостию отвещавала еси ему: «На Христа моего токмо уповаю, яко не оставит мя и не отымет руку Своея от мене и Ему Единому душой взываю: Аллилуиа.»

Хотяй волю твою сломити и к идолом мерзким приклонити, повеле нечестивый мучитель твой на мучения тяжкая тя отдати, непреклонная в исповедании своем Евфимие. Егда же служителие привязаху тя к колесу со множеством ножей, ты крестным знамением осенивши ся, ко Господу с усердием молилася еси: «Господи, просвещение души моея, прииди ныне на помощь ми, да уразумеют вси, яко Ты еси Единый Бог!» Таковое исповедание твое зряще, умиленными сердцы вопием ти:

Радуйся, яко пыток мучителя не убоялася еси.

Радуйся, яко Господу со тщанием молилася еси.

Радуйся, крестом святым себе осеняяй.

Радуйся, сим знамением враги своя побеждаяй.

Радуйся, яко Вышняго положила еси прибежище себе.

Радуйся, яко зло и рана не приближися тебе.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Боготечней звезде уподобилася еси, всехвальная Евфимие, егда ангельский свет освети тя и ангел Божий сокруши колесо и снем тя, раны исцели твоя. С ним же радостно воспела еси Богу, Его силу прославляя: Аллилуиа.

Видевши сие чудо мучитель и вси бывшии тамо, в недоумение приидоша и много чуду сему дивляхуся, обаче не возмогоша познати крепкую руку истиннаго Бога: видяще бо не видеша и слышаще не уразумеша, окамене бо сердце их. Мы же, силу Божию на тебе зряще, Богом возлюбленная Евфимие, с радостию воспеваем ти:

Радуйся, силою Божиею чудеса творяяй.

Радуйся, неверующых исцелением своим удивляяй.

Радуйся, ангелом незримо охраняемая.

Радуйся, крепкой мышцею Господней укрепляемая.

Радуйся, яко во славу Христа подвизалася еси.

Радуйся, яко исповеданием своим Господа прославляла еси.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Проповедницею славы Божией явилася еси, богомудрая Евфимие, к пещи бо огненней приведенная, огня вещественнаго не убоялася еси, огнем любви ко Богу пламенея. На небо очи возведя, молитву Господу творила: Аллилуиа.

Возсия свет чудный воином Виктору и Сосфену, во огни бо дивное видение узреша: пред ними ангели Божий предсташа, огнь разметая и воспящая невесты Христовой касатися. Увидев чудо сие, мучителю глаголаша: «Не посмеем мы коснутися к сей святей деве и ввергнути ю в огнь, аще бо и повелиши главы нам усекнути, ибо зрим мы чудо велие, еже ты не зриши. И не терпети нам ярость твою, нежели гнев светоносных мужей, в пламене огненнем стоящих». Купно с благоразумными воины, воспеваем ти, мужественная Евфимие:

Радуйся, яко пламени огненнаго не убоялася еси.

Радуйся, яко паки ангельским заступлением сохранилася еси.

Радуйся, яко к свету истинному Виктора и Сосфена привела еси.

Радуйся, яко им в Бога уверовати помогла еси.

Радуйся, силою молитвы своея огнь в пещи угасившая.

Радуйся, паки чудо ново пред всеми сотворившая.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Хотящу тя погубити, повеле нечестивый мучитель твой, доблестная Евфимие, иным воином Кесарю и Варию паки тя в пещь ввергнути. Пламя сильное попали сих неразумных воев, ты же, ликуя посреди пещи, яко в чертозе светлем, песнь триех отроков воспевала еси, славя Бога: Аллилуиа.

Новое чудо людем неверующим показа Господь, огнь бо не коснуся святой Евфимии, ибо Сам Жених нетленный Иисус Христос тайно прииде в пещь к невесте Своей и ороси ю небеснею прохладою. Мы же, изумляяся чудеси сему, поем ти умиленно:

Радуйся, от пламене огненнаго Господом сохраненная.

Радуйся, росою небесною Им орошенная.

Радуйся, целою и здравою из пещи изшедшая.

Радуйся, в изумление дивное всех приведшая.

Радуйся, яко паки мучителя посрамила еси.

Радуйся, яко веру на поругание тому не дала еси.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Странно есть видети нечестивому проконсулу чудесы, на тебе творящиися силою Божиею, преславная Евфимие, не ведая более чесо сотворити с тобою, повеле в темницу тя ввергнути. Послежде воев Виктора и Сосфена к себе призвавши, повеле им идолом мерзким поклонитися. Они же, Господу поклонишася, славя имя Его святое: Аллилуиа.

Всех Господь и Создатель просвети светом истины Виктора и Сосфена, шедшим бо им на казнь и усердно Богу молившимся, раздася с Небеси глас Божественный, ко упокоению их призывающий. С радостию души своя Богу предавши, ныне на небесех купно с тобою, святая Евфимие, воспевают Бога, с ними же приими и наша похвалы сия:

Радуйся, яко душы многих исповеданием своим к Богу привела еси.

Радуйся, яко с ними ныне ликуеши на Небеси.

Радуйся, чистотою своею присно сияяй.

Радуйся, звездою яркою нам блистаяй.

Радуйся, в Царство Божие нас путеводящая.

Радуйся, всем нам спастися хотящая.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Всею душею своею Бога славила еси, достоблаженная Евфимие, егда ведену ти бывшу на судище, воспевала еси Ему: «Боже, песнь нову воспою Тебе и буду славити Тя посреди племен и языков, Ты бо еси Единый истинный Бог и несть инаго Бога, паче Тебе!». С тобою и мы воздаем хвалу истинному Богу нашему: Аллилуиа.

Ветийство человеческое не довлеет по достоянию восхвалити вся претерпенныя тобою мучения и страдания во славу Бога истиннаго: не можаху бо нечестивый мучитель твой принудити тя жертвы идолом воздати, повеле повесити тя и тело твое острыми ножами строгати. Ты же, силою Божиею, и послежди сего мучения невредима осталася еси. Мужество и долготерпение твое прославляя, дражайшая Евфимие, вопием ти умиленными гласы:

Радуйся, кровию себя от главы до ног обагрившая.

Радуйся, кровию истекшею душу свою убелившая.

Радуйся, повешение со Христом претерпевшая.

Радуйся, в страданиих лютых Бога воспевшая.

Радуйся, яко воспевая Бога, укрепилася еси.

Радуйся, яко в мучениих с Господом сочеталася еси.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Спасти хотящи душу твою, тело свое не жалела еси, прехвальная Евфимие, и в ров изрытый, гады и ехидны исполненный, небоязненно вошла еси, крестным знамением себя осеняя и ко Господу моляся: «Свете мой Иисусе Христе! Ты во утробе воднаго зверя невредимым Иону сохранил еси, Ты избавил еси Даниила от уст львовых, сохрани и мя крепкою руку Твоею, да прославится во мне имя святое Твое, да воспою Тебе песнь славы: Аллилуиа.»

Стеною твердою и неодолимою бысть тебе Господь, на Него же упование свое возлагала еси, славная дево Евфимие, яко изо рва воднаго, по милости Божией, невредима от гадов и змий вышла еси, мучителя жестокость и неверие посрамляя. Того ради приими хваления наша, с любовию тебе приносимыя:

Радуйся, в ров безбоязненно вшедшая.

Радуйся, погибели в нем не нашедшая.

Радуйся, в вере своей мучителем неодолимая.

Радуйся, Божией десницей верно хранимая.

Радуйся, яко и твари водныя тебе не вредиша.

Радуйся, яко и ангели тебе служаху и от смерти храниша.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Пение похвальное приносим тебе, богорадованная Евфимие, немогущии разумом своим постигнути, яко ты, столь млада сущи, такия велия страдания претерпевала еси: ты бо по острым мечам и копиям, хврастием и землею прикровенным, яко птица, легце прешла еси, Господа преславно восхваляя: Аллилуиа.

Свещею, немерцаемо горящею и мрак идольский разгоняющею, явилася еси, богомудрая Евфимие, слышаще бо людие неверующии, яко ты неустанне восхваляеши Господа: «Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его», в вере истинней просвещахуся, с ними же приими и наша похвалы тебе:

Радуйся, Господа верно и неустанно прославляяй.

Радуйся, на Его Единаго искренне уповаяй.

Радуйся, яко проконсула терпением своим посрамила еси.

Радуйся, яко в сети, им расставленныя, не уловилася еси.

Радуйся, преодолением страданий своих мучителя утомившая.

Радуйся, от истиннаго Бога ни на шаг не отступившая.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Благодатию данною ти от Бога, новыя страдания претерпела еси, доблестная Евфимие, яже на тя мучитель твой воздвиже: перепилити бо тя намереваяся, не возможе вреда тебе причинити, на раскаленных углиях сожигати тя повеле, абие углие ангелы, с тобою неотступно пребывающии, остудиша. Ты же, вся мучения мужественно преодолевая, Подателю сил и крепости Господу Иисусу воспевала неустанно: Аллилуиа.

Поюще крепкия подвиги твоя, хвалим терпение и смирение твое, боговенчанная Евфимие, ими бо врага невидимаго посрамила еси и венец нетленный от Господа на Небеси стяжала еси. Темже на последнее мучение твое ведомая, осуди бо тя мучитель твой на снедение зверем, молилася еси ко Господу: «Господи сил! Ты явил еси на мне Твою непобедимую силу и неодоленную десницу, Ты показал еси немощь бесов и безумие мучителя, а мене поставил еси высше всех мучений. Приими ныне мою жертву, принесенную Тебе от души сокрушенной и смиреннаго духа, и упокой душу мою в селениих святых и в лице мученик, яко благословен еси во веки». Просвети и нас, всехвальным исповеданием твоим, да зовем ти умиленно:

Радуйся, яко лютыя звери ноги тебе лизаху.

Радуйся, яко причинити вреда зверие тебе не можаху.

Радуйся, глас с Небеси, во обители горния тя призывавший, услыхавшая.

Радуйся, с радостию душу свою Господу отдавшая.

Радуйся, яко с почестьми родители твоими погребена была еси.

Радуйся, яко чрез пролитие крове своея невестою Жениха Небеснаго стала еси.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

О святая великомученице Евфимие, Господа неустанно в мучениих своих восхвалявшая и от благодарных чад Божиих всехвальною нареченная. Научи же и ны все упование наше на Единаго Господа возлагати, да Им Единым в бедах и скорбех наших укреплятися, да возможем причастницами Царствия Его стати, в нем же с тобою воспевати Ему будем: Аллилуиа.

Читайте также:  Житие преподобной Марии Египетской - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святой мученице Евфимиии:

Житие великомученицы Евфимии Всехвальной и о чем просить перед иконой, текст молитвы к святой

Житие великомученицы Евфимии Всехвальной пришлось на период правления императора-язычника Диоклетиана, зачинателя кровавого преследования христиан. Юная жительница Халкидона терпела муки с собратьями по вере и показывала чудеса, совершаемые молитвой Господу. После воцарения на небесах Евфимия вновь сотворила чудо на земле, чтобы ознаменовать истинность христианской веры.

Краткое жизнеописание святой

О мученических подвигах и чудесах Евфимии Всехвальной известно из описания Симеона Метафраста, анонимного «Мученичества» и «Слова на страдание вмц. Евфимии» святого митрополита Амасии Понтийской, Австерия.

Происхождение

Великомученица Евфимия родилась в 304 году в городе Халкидоне, провинции Европа, в Византии. Девушка происходила из знатной семьи. Родители святой — сенатор Фелафрон и Феодосия.

Житие и служение Богу

Проконсул провинции, Приск, придумал уловку, чтобы выявить тайных христиан. Ярый идолопоклонник призвал жителей прийти на праздник бога войны Ареса и принести жертву.Воины во время торжества обходили город и арестовывали жителей, которые не пошли на жертвоприношение. Непослушных горожан ожидали пытки и смерть, если они не признаются в отступничестве и не вернутся к вере в языческих богов.

Сила воли

В одном доме стражники нашли 50 христиан. Пока язычники восхваляли бога войны, они молились Единому Богу. На службу пришла и дочь сенатора Евфимия. Ее и всех участников богослужения доставили к проконсулу, допрашивали и пытали. Через 19 дней никто так и не раскаялся.

Приск направил помыслы на юную Евфимию. Проконсул решил, что обращение знатной девушки пошатнет убеждения остальных отступников. По его плану, одиночество и страх должны были сломить девушку. Поэтому Приск приказал пытать ее одну.

Сила веры

Евфимию привязали к пыточному колесу с лезвиями, которое вращалось и причиняло страдания. Девушка горячо молилась, и орудие остановилось. Слуги не смогли вновь запустить механизм. К узнице явился ангел и исцелил ее раны. Чудо увидели стражники Виктор и Сосфен.

Спасение Евфимии разозлило Приска. Он приказал Виктору и Сосфену бросить великомученицу в печь. Теперь стражники увидели двух ангелов, взирающих на них из пламени. Воины отказались повиноваться и объявили себя христианами. По приказу проконсула их закрыли на арене и выпустили зверей. Виктор и Сосфен вознесли молитвы к Богу, и их души вознеслись на небеса прежде, чем зубы и когти животных коснулись тел.

Испытание огнем продолжилось для Евфимии. Верные язычники исполнили приказ проконсула и бросили девушку в печь. Она вышла невредимая. Приск велел отвести великомученицу в темницу, а сам стал размышлять. Он объяснял неуязвимость девушки сговором или колдовством.

Чтобы уличить Евфимию либо в том, либо в другом, проконсул подготовил ловушку. По его приказу выкопали канаву, воткнули на дне ножи лезвиями вверх и прикрыли ветками. Приск заставил Евфимию пройти по канаве, умолчав о ножах. Великомученица прошла, будто по твердой земле.

Последнее испытание ожидало Евфимию на арене с дикими животными. Великомученица молилась Господу, чтобы Он забрал ее на небеса. Звери не тронули ее. Только медведица оцарапала ногу и пустила кровь, чтобы просьба Евфимии исполнилась. Душа девушки отлетела, а город сотрясся от землетрясения.

Чудеса

Родители похоронили Евфимию за городом. Рядом с могилой великомученицы построили храм, в который поместили мощи святой. В 451 году в храме Евфимии Всехвальной прошел IV Вселенский собор, посвященный вопросу двойственной природы Иисуса Христа. В то время стало распространяться еретическое учение монофизитов, которые признавали Спасителя только Богом. Первоначальная догма, поддерживаемая православием, гласила о соединении Божественной и человеческой природы Христа.

Дискуссия привела представителей православия и монофизитства в тупик. Патриарх Константинопольский, Анатолий, предложил попросить помощи у Святого Духа и великомученицы Евфимии. Участники Собора подготовили два свитка: православный, с изложением ортодоксального учения, и монофизитский, с отрицанием Иисуса-человека.

Для официального освидетельствования прибыл император Маркиан. Служители открыли раку святой Евфимии. Документы положили на грудь великомученицы. Император запечатал саркофаг и приставил охрану.

Патриархи молились и постились три дня. На четвертый день участники собрания вновь пришли в храм. Первое свидетельство изъявления воли Святого Духа они увидели, когда открыли раку. Свиток с православным учением находился в правой руке великомученицы, а документ монофизитов — у ее ног.

Святая Евфимия сама подтвердила истинность христианской веры и протянула участникам собрания правую руку со свитком. Чудесное явление укрепило христиан и многих еретиков в истинной вере. Убежденных монофизитов отлучили от церкви.

История обретения мощей вмц и их почитание

В записях церковного историка Евгария Схоластика есть описание чудес, происходивших у мощей великомученицы Евфимии в халкидонском храме. Останки источали кровь, которую собирали палкой с губкой на конце через отверстие в раке. Святая являлась во сне благочестивым горожанам и приглашала прийти в храм, чтобы собрать священные дары. Служители разливали собранную жидкость в склянки и раздавали людям.

Император Маврикий усомнился в подлинности животворящей крови великомученицы и хотел взять пробу для исследования. Но произошло чудо — мощи Евфимии испустили много жидкости, и храм наполнился божественным благоуханием. Император раскаялся в неверии.

Останки великомученицы Евфимии находились в Константинополе. Их перевезли в обитель православия в 620 году, чтобы уберечь от разрушения во время разгоревшейся войны с персами. Мощи хранились в церкви, освященной в честь великомученицы.

В 8 веке распространилась новая ересь, поддерживаемая императором Львом Исавром — отрицание икон и мощей, как хранилищ Святого Духа. Священную раку с мощами великомученицы Евфимии бросили в воды Босфора по приказу императора. Саркофаг подняли на борт моряки корабля, который взял курс на остров Лемнос.

Мощи сначала хранились тайно, а потом местный епископ построил церковь во имя святой Евфимии. Саркофаг стоял в храме, пока в конце 8 века новый Патриарх, Тарасий, не пресек ересь и уничтожение святынь. Впоследствии мощи великомученицы Евфимии вернули в Константинополь. Святыня покоится в городе Фанаре, в соборе Святого Георгия.

Явление Паисию Святогорцу

В 1974 году прославленный сподвижник отец Паисий жил на Афоне в каливе Честного Креста. Он редко ездил в город, но трудноразрешимый церковный вопрос заставил его покинуть келью. По возвращении отец Паисий по-прежнему пребывал в расстройстве.

Монах читал часы в своей келье. Вдруг в дверь постучали. На вопрос «кто там?», женский голос ответил «Евфимия». Паисий удивился, откуда на Афоне появилась женщина. Чтобы не поддаваться проискам лукавого, часто морочившего афонских монахов, Паисий не стал открывать. Женщина снова постучала и назвалась Евфимией. Во второй раз святой отец не открыл ей. В третий раз дверь кельи отворилась сама, несмотря на закрытый засов.

Паисий увидел женщину, осиянную светом. Рядом с ней стоял апостол Лука, как показалось старцу, но потом он исчез. Паисий чувствовал благодать, исходившую от женщины, но решил испытать ее и призвал вместе помолиться Святой Троице. Евфимия повторяла за Паисием слова молитвы.

Убедившись после молитвы, что перед ним великомученица Евфимия Всехвальная из древнего Халкидона, Паисий усадил гостью в келье, и у них состоялся разговор. Святая помогла разрешить церковный вопрос, мучивший монаха, а также рассказала о своих мучениях во имя Христа.

Отец Паисий удивился, как такая маленькая и слабая женщина выдержала пытки. Ему показались чудовищными истязания, выпавшие на долю несчастной. Но Евфимия ответила, что за тяжелые испытания мученикам положена благодать на небесах. Святая пришла, чтобы разрешить вопрос церкви, как тогда на Вселенском соборе, а не почтить старца своим присутствием. Паисий после визита Евфимии пребывал в радостном настроении и три дня мог только славить Бога. Он написал в честь великомученицы хвалебные стихиры.

Во время следующей поездки в город Паисий встретился с монахинями монастыря в Суроти и рассказал им о чуде. По описанию старца сестры написали икону святой Евфимии. Паисий сам делал деревянные иконы великомученицы и раздавал паломникам. При изготовлении стальной матрицы ему не удавалось красиво вырезать левую руку Евфимии. В неудачных попытках Паисий видел отплату за проверки святой «на лукавого».

Иконография

В ранней византийской настенной живописи Евфимию изображали юной девушкой в богатой одежде, с венцом мученицы на голове и пальмовой ветвью в руке. На фресках 10 века в церквях Италии, Греции, Македонии великомученица предстает одетой в темный мафорий. Святая держит свиток, крест или простирает ладони вперед, принимая благодать.

Иконы святой Евфимии встречаются редко. Первая известная икона с изображением страданий великомученицы хранилась в ее храме близ Халкидона. На иллюстрации в лондонском варианте Феодоровской Псалтыри Евфимию окружают дикие звери. Также в минологиях изображают чудо на Вселенском соборе.

Атрибуты великомученицы в западной иконографии:

У ног Евфимии изображали льва. Древнерусские иконописцы следовали византийской традиции изображения святой. Иногда ее голову покрывали белым платком.

О чем можно попросить у великомученицы

Святую Евфимию Всехвальную призывают:

  • для разрешения споров по вопросам веры, положения церкви;
  • для исцеления глазных болезней;
  • с просьбой унять зубную боль.

Древнерусские христиане молились великомученице в засуху о даровании дождя.

Текст молитвы

О, святая всехвальная Евфимие, дево непорочная и великомученице преславная, истинная невеста Христова, нам в защищение Господом данная, услыши ныне моления наша, тебе с любовию приносимыя. Данною тебе от Бога благодатию, помози нам, немощным и убогим, поприще жития сего многотруднаго и многоскорбнаго безбоязненно преити, да возможем, яко же и ты, не устрашатися козней врага злохитростнаго, на ны воздвигаемых и души наша погубити хотящаго. Принеси Господу нашему Сладчайшему Иисусу Христу смиренное моление наше и умоли Его даровати нам крепость и силу, терпение и смирение, да ними возможем врага превозмогати и Господа нашего неустанно прославляти, с Ним же и Небеснаго Отца и Святаго Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Великомученица Евфи ́ мия Всехвальная , Халкидонская

Дни памяти

Житие

Свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Ев­фи­мия со­вер­ши­ла му­че­ни­че­ский по­двиг в го­ро­де Хал­ки­доне в 304 го­ду, во вре­мя го­не­ния, воз­двиг­ну­то­го на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ром Дио­кли­ти­а­ном (284–305). Пол­то­ра сто­ле­тия спу­стя, ко­гда хри­сти­ан­ская цер­ковь ста­ла гос­под­ству­ю­щей в Рим­ской им­пе­рии, Бог спо­до­бил Все­х­валь­ную Ев­фи­мию вновь явить­ся осо­бен­ной сви­де­тель­ни­цей и ис­по­вед­ни­цей чи­сто­ты пра­во­слав­но­го уче­ния.

В 451 го­ду в го­ро­де Хал­ки­доне, в церк­ви, где по­чи­ва­ли про­слав­лен­ные чу­де­са­ми мо­щи свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ев­фи­мии, про­ис­хо­ди­ли за­се­да­ния IV Все­лен­ско­го Со­бо­ра (све­де­ния о нем 29 июля). Со­бор был со­зван для опре­де­ле­ния точ­ной фор­му­ли­ров­ки дог­ма­та пра­во­слав­ной церк­ви о при­ро­де Бо­го­че­ло­ве­ка Иису­са Хри­ста, что бы­ло необ­хо­ди­мо вви­ду ши­ро­ко рас­про­стра­нив­шей­ся ере­си мо­но­фи­зи­тов, ко­то­рые, во­пре­ки пра­во­слав­но­му уче­нию о двух при­ро­дах Иису­са Хри­ста – Бо­же­ствен­ной и че­ло­ве­че­ской, лож­но утвер­жда­ли в Нем од­ну при­ро­ду – Бо­же­ствен­ную, вно­ся в Цер­ковь сму­ту и раз­до­ры. На Со­бо­ре при­сут­ство­ва­ли 630 пред­ста­ви­те­лей от всех По­мест­ных Хри­сти­ан­ских Церк­вей. Со сто­ро­ны пра­во­слав­ных в со­бор­ных де­я­ни­ях при­ни­ма­ли уча­стие свя­ти­тель Ана­то­лий, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский (па­мять 16 июля), свя­ти­тель Юве­на­лий, пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский (па­мять 2 июля), и пред­ста­ви­те­ли свя­ти­те­ля Льва, па­пы Рим­ско­го (па­мять 18 фев­ра­ля). Мо­но­фи­зи­ты при­сут­ство­ва­ли в боль­шом ко­ли­че­стве во гла­ве с Ди­о­ско­ром, пат­ри­ар­хом Алек­сан­дрий­ским, и Кон­стан­ти­но­поль­ским ар­хи­манд­ри­том Ев­ти­хи­ем.

По­сле дол­гих пре­ний сто­ро­ны так и не смог­ли прид­ти к со­глас­но­му ре­ше­нию.

То­гда свя­той пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Ана­то­лий пред­ло­жил Со­бо­ру предо­ста­вить ре­ше­ние цер­ков­но­го спо­ра Ду­ху Свя­то­му чрез Его несо­мнен­ную но­си­тель­ни­цу – свя­тую Ев­фи­мию Все­х­валь­ную, у чу­до­твор­ных мо­щей ко­то­рой про­ис­хо­ди­ли со­бор­ные пре­ния. Пра­во­слав­ные свя­ти­те­ли и их про­тив­ни­ки на­пи­са­ли свое ис­по­ве­да­ние ве­ры на от­дель­ных свит­ках и за­пе­ча­та­ли сво­и­ми пе­ча­тя­ми. От­кры­ли гроб­ни­цу свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ев­фи­мии и оба свит­ка по­ло­жи­ли на ее гру­ди. По­том в при­сут­ствии им­пе­ра­то­ра Мар­ки­а­на (450–457) участ­ни­ки Со­бо­ра за­кры­ли гроб­ни­цу, при­ло­жи­ли к ней им­пе­ра­тор­скую пе­чать и по­ста­ви­ли стра­жу на три дня. В эти дни обе сто­ро­ны на­ло­жи­ли на се­бя стро­гий пост и со­вер­ша­ли уси­лен­ные мо­лит­вы. Через три дня пат­ри­арх и им­пе­ра­тор в при­сут­ствии все­го Со­бо­ра от­кры­ли ков­чег с мо­ща­ми: сви­ток с пра­во­слав­ным ис­по­ве­да­ни­ем свя­тая Ев­фи­мия дер­жа­ла в пра­вой ру­ке, а сви­ток ере­ти­че­ский ле­жал у ее ног. Свя­тая Ев­фи­мия как жи­вая под­ня­ла ру­ку и по­да­ла сви­ток пат­ри­ар­ху. По­сле это­го чу­да мно­гие из укло­нив­ших­ся при­ня­ли пра­во­слав­ное ис­по­ве­да­ние, а упор­ство­вав­шие в ере­си бы­ли пре­да­ны со­бор­но­му осуж­де­нию и от­лу­че­нию.

В VII сто­ле­тии по­сле на­ше­ствия пер­сов мо­щи свя­той Ев­фи­мии бы­ли пе­ре­не­се­ны из Хал­ки­до­на в Кон­стан­ти­но­поль, во вновь по­стро­ен­ную цер­ковь, по­свя­щен­ную ее име­ни. Через мно­го лет в пе­ри­од ико­но­бор­че­ской ере­си ков­чег с мо­ща­ми свя­той по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Льва Ис­ав­ра (716–741) был бро­шен в мо­ре. Из мо­ря ков­чег был взят бра­тья­ми-ко­ра­бель­щи­ка­ми Сер­ги­ем и Сер­го­ном, ко­то­рые пе­ре­да­ли его мест­но­му епи­ско­пу. Свя­ти­тель по­ве­лел хра­нить свя­тые мо­щи тай­но, под спу­дом, так как ико­но­бор­че­с­кая ересь про­дол­жа­ла сви­реп­ство­вать, но все же над мо­ща­ми бы­ла со­ору­же­на неболь­шая цер­ковь, а на ков­чег бы­ла по­ло­же­на дос­ка с над­пи­сью, по­яс­ня­ю­щей, чьи мо­щи по­ко­ят­ся в нем. Ко­гда ико­но­бор­че­ская ересь бы­ла окон­ча­тель­но осуж­де­на на свя­том Седь­мом Все­лен­ском Со­бо­ре (787 г.) при свя­ти­те­ле Та­ра­сии, пат­ри­ар­хе Кон­стан­ти­но­поль­ском (784–806) и при им­пе­ра­то­ре Кон­стан­тине VI (780–797) и ма­те­ри его свя­той Ирине (797–802) мо­щи свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ев­фи­мии Все­х­валь­ной бы­ли вновь тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль.

Святая великомученица Евфимия Всехвальная

Почему к лику святых была причислена Евфимия Всехвальная? О чем просят ее? Помогают ли молитвы, обращенные к ней? Житие Евфимии Всехвальной будет поведано далее.

Эпоха мучеников

Город Халкидон основан в 680 году до н. э. в Малой Азии, на берегу Чёрного моря, вернее, Босфора. Был одним из городов Древней Греции, а позже некоторое время принадлежал персам. В Римской империи стал центром одной из провинций, Вифинии, под управлением проконсула. В начале III столетия нашей эры им был человек по имени Приск. Диоклетиан, правивший тогда в империи, известен своим добровольным отречением от престола. Но в истории христианства он прежде всего самый жестокий гонитель приверженцев истинной веры. В годы его владычества множество христиан прославились в лике святых. Мученичество во имя Христово воспринималось этими людьми как дар Божий. Одна из них – святая великомученица Евфимия Всехвальная. Подробнее всего о ней рассказывается в житии, составленном святителем Димитрием Ростовским.

Праздник в честь идола

Девушка была дочерью благочестивых сенатора Филофрона и его супруги Феодоросии. Быть христианином в те времена – значило подвергать свою жизнь опасности одним только тем фактом, что ты исповедуешь неугодную власти веру. В Халкидоне был языческий храм, посвящённый Аресу (Марсу). Для православных это означало поклонение не просто идолу, но обитавшему в нём бесу. В житии упоминается, что, гнушаясь богомерзким праздником, который хотел устроить проконсул в его честь, христиане скрывались и тайно, из опасения гнева властей, проводили службы истинному Богу, господу нашему Иисусу Христу. Но праздник в честь Ареса был, видимо, задуман и как своего рода провокация. Кто не пришёл к капищу и не принёс жертв, мог быть наказан только за это. Тем более что, скорее всего, этот человек был поклонником распятого, как это называли язычники.

Сорок девять христиан

Приск велел учинить строгий розыск тех, кто не пришёл на праздник. В некоем тайном месте и было обнаружено 49 приносивших молитвы христиан. Была среди них и Евфимия. Дом, где проходила служба, окружили, выломали двери, и всех находившихся там людей с насмешками приволокли к владыке Халкидона. Никто из них не стал скрывать своё вероисповедание. Ни угрозы страшными пытками, ни обещания славы и богатства за отречение от истинной веры не возымели действия. Всё, что он мог им предложить, эти люди уже давно отвергли во имя Христово. Поклониться твари вместо Творца для них было хуже смерти. Можно только предполагать, каким пыткам их подвергали целых 19 дней, но не совратился ни один человек. Во время последней встречи с ними, поняв бесполезность издевательств и уговоров, проконсул обратил внимание на Евфимию. Может быть, жалость закралась в сердце, а может, посчитал, что молодую девочку можно испугать и сломить, но Приск отделил её от остальных обречённых. Однако всесильный владыка провинции переоценил свои возможности.

На колесе

Пытаясь прельстить красавицу, он обещал ей такие дары, от которых, казалось, невозможно отказаться. Но девушка была тверда, сравнивая его со змием, сумевшим когда-то обольстить Еву. Разгневанный властитель велел приготовить «колесо». Наверное, ни один инквизитор позднейших времён не измыслил бы такого орудия пытки. Это было деревянное колесо с острыми ножами. К нему привязывали жертву и крутили. При этом с тела срезались целые куски плоти. Это и происходило с молодой христианкой. Но она не кричала от боли, а молилась Иисусу Христу. И чудовищное орудие остановилось. Никакие попытки прислужников не могли заставить его вращаться вновь. А святая великомученица Евфимия Всехвальная сошла с него совершенно невредимой, благодаря и хваля Бога.

Читайте также:  Валентина Минская: биография и житие святой, в чем помогает, могила

И пламя не опалило

Что мог подумать язычник при виде такого чуда? Признать в этом действие Бога, которого молила о помощи и восхваляла девушка? К этому он был уже неспособен и, конечно, подумал о волшебстве. Даже всё, что произошло после этого, не убедило его в величии и благости Господа. Пламя в разожжённой по его приказу печи не устрашило отроковицу. Вспоминая в молитве, как Бог защитил от огня трёх отроков в Вавилоне, она без страха ждала, когда её бросят в пылающее жерло. Тех, кто должен был это сделать, звали Виктор и Сосфен. Намереваясь исполнить приказ, они сподобились увидеть в печи ангелов, которые «размётывали» огонь. После этого они не осмелились тронуть жертву гнева правителя. Даже после угроз в свой адрес не покорились, уверовав во Христа, и были заключены в темницу. Повеление исполнили другие, и тут же сгорели в вырвавшемся из печи пламени. А Евфимия стояла в огне невредимой и пела песнь во славу Господа.

Смерть во имя Господне

Много мучений придумал Приск для пленницы, которую считал волшебницей. Сломить её так и не удалось, а все пытки не причиняли ей вреда. Пила, которой её хотели перепилить, тупилась, змеи во рву, куда её бросили, не кусали, а выносили её на себе к берегу. Тогда повели мученицу в цирк, чтобы предать обычной для христиан казни, отдать на растерзание зверям. В молитве она просила Бога принять свою жертву и упокоить душу в селениях мучеников и святых. Львы и медведи, выпущенные на арену, лизали ноги той, которую должны были разорвать на части. Только одна небольшая рана кровоточила на её теле. Наконец Всевышний снизошёл к молитвам, и она умерла, доказав своей жизнью «немощь бесов и безумие мучителя». Тут же началось землетрясение. Языческие храмы и крепостные стены рушились, погребая под собой нечестивых. Все разбежались, а родители взяли дочь и похоронили неподалёку от города. Именно на том месте впоследствии возвели первый храм в честь святой.

На иконе – с крестом и свитком

Иконописных изображений Евфимии Всехвальной не так много. Самое раннее из известных датируется второй половиной XI века. Известен также диптих конца XI века, находящийся в монастыре великомученицы Екатерины. Ещё на одной синайской иконе Евфимия Всехвальная изображена вместе с великомученицей Мариной. Другие изображения святой находятся в храмах Каппадокии. Все они относятся ко времени ранней Византии. Древнейший текст с описанием её жизни и мученического подвига, чей автор известен, это «Слово на страдание вмц. Евфимии Всехвальной» митрополита Амасийского Астерия. Он упоминает об изображениях мучений святой. Их можно было увидеть в храме, который находился при её гробнице. Начиная с X века, её стали писать не только с крестом, но и со свитком в руке. Это связано с чудом, о котором пишет и святитель Димитрий Ростовский.

Посмертное чудо

В V веке по Рождестве Христовом в большую силу вошли монофизиты, отрицавшие человеческую природу Иисуса Христа. Для того чтобы точно сформулировать догмат, в Халкидоне был созван IV Вселенский собор. Ересь настолько утвердилась к тому времени, что существовала реальная опасность извращения истинной веры. Собралось 630 человек, которые представляли все поместные христианскиецеркви. Среди них были выдающиеся представители православия, впоследствии прославленные в лике святых. Но очень долгие прения так и не дали результата. Тогда Анатолий, патриарх Константинопольский, предложил, чтобы решение было предоставлено Духу Святому. Святая мученица, конечно, была его носительницей. Исповедание веры монофизитов и православных записали на двух свитках. Открыли гробницу святой, положили их на её груди, и в присутствии императора, которым был тогда Маркиан, закрыли, а рядом поставили стражу. Через три дня усиленного поста и молитв гробницу вскрыли. Монофизитское исповедание лежало в ногах святой, а истинное она держала в правой руке, которой и подала свиток патриарху. Таким образом еретики были посрамлены.

Почитание на Руси

Если говорить о Древней Руси, то предполагают, что изображение Евфимии Всехвальной было ещё в храме Святой Софии Киевской, а это первая половина XI века. Концом XV века датируется её образ в церкви Святого Симеона Богоприимца Звенигородского монастыря, что в Великом Новгороде. Со свитком – на иконе-таблетке начала XVI века, которая называется «Рождество Христово. Зачатие св. Иоанна Предтечи и св. Евфимия Всехвальная», она находится в том же городе на берегу озера Ильмень.

В изображении святой следовали византийской традиции. В Западной Европе она чаще предстаёт верующим юной девушкой, держащей в руках лилию, символизирующую непорочность, или пальмовую ветвь, которая является символом мученичества. Дополняют облик плащ и диадема на голове. Немало иконок святой сделал для паломников преподобный Паисий Святогорец. Он рассказывал о встрече с Евфимией одному своему гостю. Больше всего старец изумлялся, как такая хрупкая девчушка могла вытерпеть нечеловеческие муки. Она ответила. Сказала, что, если бы знала о славе, которая ожидает святых, молила бы о ещё больших мучениях.

Если просить с верой

Евфимия Всехвальная почиталась в Халкидоне, где и жила. Храм с её мощами стоял на том же месте, где святую похоронили родители после её смерти на арене римского цирка. В мраморной гробнице находился ковчег с мощами, а сбоку – небольшое отверстие. Каждый год в тот день, когда она пострадала за Христа, его открывали после Всенощной, и епископ вынимал оттуда сухую прежде губку, напитанную святой кровью. Она благоухала и исцеляла любые болезни. Известны многочисленные случаи, когда святая помогала больным, и в России. Почему-то принято считать, что у каждого святого своя «специализация». Но на самом-то деле они, живущие в славе Божией, могут вымолить у него для нас любую милость, если просить с верой. Чудотворная икона была обретена в одном из русских сёл в июле 1910 года. Люди, молившиеся ей, избавлялись от зубной боли, слепоты, она избавляла село и округу от дизентерии, которая в то время грозила смертью, а часто и была её причиной. Засуха стала причиной того, что местные жители стали требовать рытья колодца на месте обретения иконы. Сон о необходимости этого увидел один из крестьян. И только после того как требование было выполнено, погода наладилась.

Посмертные скитания Евфимии

Великомученицу не оставили в покое и после смерти. В VII веке Халкидон разграбили персы. После их ухода мощи из опасения, что это не последнее нападение, перевезли в Константинополь. Но и там они не обрели покоя. В эпоху иконоборчества в Византии (VII—начало IX веков) еретики боролись с почитанием не только самих икон, но и мощей святых. Мощи Евфимии Всехвальной были осквернены и выброшены в море. Чудесным образом ковчег подобрали проплывавшие мимо купцы, доставившие святыню на остров Лимнос. Они остались на этом клочке суши, построили на свои средства небольшую церковь и всю жизнь служили «своей» святой. Когда местный епископ хотел перенести святые останки в более подобающий для них храм, она сама воспротивилась этому, явившись ему во сне. Там они и находились, пока не закончилось владычество иконоборцев. Тогда мощи вернулись обратно в Константинополь. Сейчас это, как известно, Стамбул, а Халкидон стал частью мегаполиса. Но там и по сей день цел храм, который был выстроен неподалёку от места упокоения великомученицы. А люди, молящие о помощи, получают её, если действительно веруют в Иисуса Христа и мучеников, умерших во славу его.

Евфимия Всехвальная

«Уважаемая Ольга Петровна! Недавно в нашем селе обрели икону Евфимии Всехвальной, и сразу пришлось завести тетрадку, чтобы записывать случаи чудесного заступничества святой за нас, грешных. А в архивных источниках – по случайности, хотя мы знаем, ничего не бывает просто так – краеведы нашли историю этого образа. Если есть возможность, пожалуйста, расскажите о нем. Мы верим, православные все друг другу браться и сестры, а чудеса Евфимии Всехвальной в наши дни актуальны не менее, чем во времена Диоклетиана. Если кто-то хочет приехать и лично убедиться, – милости просим.

С уважением, Елизавета и Екатерина Долгановы, уроженки села Прокуткино Ишимского района Тюменской области».

История этого образа известна, как записано в документах, со второго июля 1910 года. Крестьянские дети Максим и Иван собирали землянику вблизи кладбища, в березовой роще за сельской окраиной. И вдруг Иван увидел на трухлявом пне небольшую икону. Образ был ему незнаком: такого мальчики «в доме своих родителей, а также соседей не видали». Они подозвали старших сестер, и те решили отнести икону в дом к священнику Александру.

Батюшки дома не оказалось: как благочинный он уехал по делам в соседний приход. Матушка внимательно рассмотрела находку. На деревянной доске «масляными красками разных цветов» была изображена женщина «средних лет, с распущенными по плечам волосами, непокрытой головой, в руках – развернутая книга и пальмовая ветка, по полям фон, цвет светло-голубой, у подножия – изображение наподобие озера, покрыто растительностью». Над ликом шла полукругом надпись славянскими буквами: «Святая Великомученица Евфимия».

Матушка-попадья решила, что икону оставил «кто-то из переселенцев» – они обыкновенно провожали своих родственников в последний путь с образами. Через два дня, поскольку никто не признал находку своей, она послала дочь отнести икону в церковь, где трапезник поставил ее на выступ колонки иконостаса, по левую сторону от царских врат. Тот же трапезник через восемь дней после находки прибежал к отцу Александру с новостью: икона исчезла. Мысль о том, где искать пропажу, родилась тотчас: конечно, на том месте, где обнаружилась. Правда, при расследовании осталось неясным, кто же сделал это предложение – батюшка ссылался на трапезника и наоборот. Икона действительно обнаружилась на том же пне, и трапезник принес ее обратно в храм.

Вторично образ исчез 12 июля, и так же, как клятвенно уверял сторож, «при закрытых дверях». День был официально нерабочий, «царский» – праздновались именины великой княжны Марии. Совершалась литургия, и во время службы образ пребывал на месте. А после обеда пропал.

Народ, взбудораженный известием, начал собираться на поиски. Икона стояла на том же гнилом пне, погруженная наполовину в труху, от нее распространялось приятное благоухание – сохранявшееся после несколько дней. Никто не решался извлечь икону, пока не появилась попадья. Вскоре подошел и батюшка, вызванный с полевых работ («поповская пашня» находилась в четырех верстах от села). Отслужив молебен святой Евфимии, он передал икону крестьянину Симеону Седунову, человеку, уважаемому за богобоязненность. И прихожане торжественным крестным ходом, под колокольный звон, перенесли икону в храм, где ей определили место на аналое за правым клиросом. Там она и лежала в течение года, будучи почитаема селянами, но не являя каких-то особых знамений. Ни прихожане, ни священник, по его же словам, «никакой молвы не распускали», памятуя о том, что живут «в век упадка веры среди христиан, в век сомнений и недоверчивого отношения к чудесным явлениям». Однако в одиннадцатом году произошел ряд событий, после которых икона снискала в народе славу чудотворной.

Первым записанным чудом стало исцеление семидесятилетнего крестьянина – того, который нес икону с кладбища. Через год он заболел тифом. Когда дело пошло на поправку, «неосторожно выпил кружку молодого квасу», и болезнь вернулась. Священник уже напутствовал его последним причастием Христовых Таин. Однако мольба умирающего к святой Евфимии об исцелении была услышана, и он выздоровел. Этот чудесный факт оказался настолько очевидным, что в силу молитвы к святой великомученице поверили многие. Чему немало способствовали и климатические особенности наступившего лета.

Весна стояла «благоприятная для роста хлеба и трав, что и радовало крестьян». Однако с середины мая наступила засуха. Когда на пастбищах выгорела трава, среди прихожан прокатились первые волнения. Их инициатор, один крестьянин увидел сон, в котором некто «в священническом облачении» предложил ему выкопать колодец на месте явления образа святой Евфимии, заметив: «Тогда бы и была у вас вода». После воскресной литургии прихожане дождались в церковной ограде отца Александра и потребовали у него дозволения выкопать колодезь. Священник стал увещевать их не делать этого. Из толпы последовали выкрики: «Что ты нам за пастырь, ты – политик (т. е. безбожник), не позволяешь делать нам доброе дело». Тем не менее батюшке удалось отговорить селян от их затеи.

Вторая волна поднялась, когда выгорел хлеб. Скот худел, ходили слухи, что в других волостях начался его падеж, а в желудке у павшей скотины находили вместо травы землю. Где-то в уезде появилась сибирская язва. В таких обстоятельствах «народ должен был лишиться всего совершенно». Новым катализатором народной активности стал сон, увиденный за два дня до Петрова поста крестьянином тридцати семи лет. Во сне он увидел колодец, на дне которого явилась сначала чистая вода, а после ее исчезновения – новый образ святой Евфимии. Иларион пересказал сон отцу, а пока тот ходил за священником, и собравшимся на дворе крестьянам. Причем говорил «с таким воодушевлением», что увещевания настоятеля храма уже не действовали. Тому оставалось лишь ответить: «Как хотите, так и поступайте же, но разрешения я вам не даю».

Отца Александра можно было понять. Здесь ему пришлось столкнуться с самой настоящей «политикой». С одной стороны, он не мог благословить прихожан на такое мероприятие без разрешения гражданских и духовных властей, которое если бы и последовало, то с волокитой, через продолжительное время, что не успокоило бы крестьян. И доносить о происходящем он не мог: власти могли указать крестьянам на источник информации. С другой стороны, на территории прихода проживали старообрядцы, которые «могли внушить православным, что вот какие у них священники, не позволяющие делать доброе дело». Поэтому батюшка пошел на компромисс. Чтобы избегнуть народного недовольства, он, официально не разрешая копание колодца, но и не сообщая полиции о намерении прихожан, отслужил на следующий день молебен святой Евфимии, после чего крестьяне, вооружившись лопатами, отправились на кладбище. Они аккуратно разделили пень на части, роздали пришедшим и начали копать колодезь.

До нашего времени не дошли сведения, прекратилась ли тогда засуха после устройства колодца (сохранились свидетельства, что глубина его три аршина, т. е. чуть более двух метров, а вода «светлая, пресная, на вкус приятная»). Зато сообщается множество прочих чудесных явлений, произошедших летом и осенью того же года. Вот лишь некоторые из них.

Крестьянка Наталья рассказала, что долгое время страдала от болезни глаз и однажды во сне увидела небольшой образ от которого шел голос: «Поди в село Прокуткинское, отслужи молебен святой Евфимии». Видение повторилось несколько раз, а болезнь отступила. Узнав, что ее спутник из того самого села, крестьянка пообещала прийти отслужить в церкви молебен. А когда через месяц исполнила обещание, то подтвердила, что виденный ею во сне образ точно такой же, как и в церкви, хотя прежде она в том селе никогда не бывала и ничего об иконе прежде не слышала, кроме как во сне. Крестьянке Александре вода из колодца также помогла избавиться от сильной рези в глазах.

Крестьянка Аполлинария страдала от зубной боли. В июне кто-то посоветовал ей приложить к зубам кусочек пня, на котором нашли икону святой Евфимии. Она исполнила совет. Через неделю боль стихла, и она отслужила молебен святой «как целительнице от зубной болезни».

Среди малых детей села Прокуткинское обычной болезнью летом был «сильный понос» (вероятно, дезинтерия), от которого многие из них умирали. Так же заболел и годовалый сын крестьянина Михаила Седунова. Ребенок стал настолько слаб, что «невозможно было его ни положить, ни на руках держать». Мать каждую литургию приносила его к причастию и однажды взмолилась перед образом святой Евфимии: «Исцели его или прими душу, дабы окончились страдания младенца!» И ребенок стал поправляться, а к осени совершенно выздоровел.

В июле следующего года засуха едва не уничтожила не только крестьянский урожай, но и все имущество прокуткинцев. В деревне, «прилепившейся» к селу с северной стороны, загорелся жилой дом. Яростный суховей быстро перекинул огонь на соседний дом. Видя страшную угрозу селу и невозможность борьбы с пожаром при столь сильном ветре, братья Седуновы поспешили в церковь и вместе с псаломщиком вынесли образ святой Евфимии. Ветер тотчас изменил направление и вскоре утих, стал накрапывать дождик. Жертвой пожара стали только две усадьбы.

Разумеется, такие события, развивавшиеся на фоне засухи, способствовали усилению народной веры в заступничество «своей» святой. И стихийному порыву не могли помешать никакие официальные инстанции. Прихожане не только выкопали на кладбище колодец, но и западнее его построили на свои средства бревенчатую часовню.

Читайте также:  Аверкий Таушев – житие и творения, послания, почитание и дни памяти

Отцу Александру не довелось узнать результатов следственного дела. По старости лет он скончался, а новый священник на запрос консистории отвечал, что «про случаи благодатных исцелений причт у богомольцев не справляется, но, видимо, есть вера в благодатную силу молитв святой Евфимии, что в нынешнее время и дорого». Окончательная резолюция духовного начальства более чем сдержанна: «Разрешить причту… совершать по просьбе молящихся молебные пения пред иконой святой великомученицы Евфимии». По сути, это осторожное непризнание ее чудотворности.

Дальнейшая судьба иконы не столь тщательно документирована. Прокуткинцы говорят, что в 1920-е годы Христорождественскую церковь закрыли, устроили зерносклад, потом клуб и библиотеку, а после она не то сгорела, не то была разобрана. На ее месте, за отстроенным в брежневские годы кирпичным Домом культуры, лужайка, окруженная высокими березами, которые указывают местоположение бывшего храма. Севернее – закрытая колхозная столовая, в планировке которой угадываются черты типовой церковно-приходской школы. Часовни тоже нет. Колодец оказался заброшен и засыпан.

Следы иконы терялись. В ответ на вопросы музейщиков жители показывали яму на кладбище, щедро усыпанную битыми бутылками и ржавыми банками из-под краски. Утверждали, что здесь росла богородская трава. Увещевания расчистить яму упирались в безмолвное равнодушие…

Но после второго приобретения иконы (по версии Геннадия Крамора, 29 сентября 2005 года) жители села усовестились памятью предков и расчистили от хлама и грязи яму, где когда-то находился колодец с целебной водой. Прихожане верят, что, узнав про икону, из родного села кто-то поможет возрождению Христорождественского храма, места-то там дивные, а там, глядишь, и станет все по-прежнему. Милость Господня чудес полна.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Евфимия Всехвальная: чудо и житие великомученицы, чем помогает

Память 16/29 сентября, 11/24 июля

Святая великомученица Евфимия родилась, воспитывалась и увенчалась мученичеством в Халкидоне, Вифинском городе, который лежит при заливе Черного моря, против Царьграда, по другую сторону разделяющего их пролива Босфора фракийского: пострадала она в царствование Диоклитиана, шестнадцатого сентября, когда и празднуется ее память Сегодня же вспоминается то чудо, которое было от честных ее мощей во время четвертого вселенского собора святых отцов, происходившего в Халкидоне, и которым было явлено и утверждено православное исповедание веры; чудо и это явилось знамением для святых отцов, чтобы не приступать к общению со зловерными и произошло следующим образом.

Патриарх александрийский Диоскор и Евтихий, архимандрит цареградский, еще при жизни правоверного царя Феодосия, воздвигли богохульную ересь на Господа нашего Иисуса Христа, сливая два Его естества, божеское и человеческое, в одно естество; они прельстили многих духовных и мирян своим зловерием, совратили в свою ересь многих знатных придворных и широко пользовались их вескою поддержкою.

Когда собрался поместный собор в Ефесе (через несколько лет после бывшего там же вселенского третьего), или, лучше сказать, разбойническое сборище, на котором святейший Флавиан, патриарх цареградский, исповедник благочестия, был убит единомышленниками Диоскора и Евтихия, – тогда еще больше укрепилась та ересь и стала приниматься за правоверие, истинная же вера православная стала отвергаться, как какое-нибудь зловерие. Нужно было собрать четвертый вселенский собор святых отцов для истребления этой ереси и для утверждения православной веры.

В это время благочестивый царь Феодосий перешел из этой жизни к Господу, а после него принял царство добродетельный и богоугодный Маркиан со святою Пульхериею. Эти ревнители правоверия и благочестия, видя, как ереси смущают Церковь, и какие царят в ней раздоры, повелели святым отцам со всей вселенной собраться в славный город Халкидон, дабы рассмотреть и обсудить здесь вопросы веры.

Собрались святые отцы, числом шестьсот тридцать, в числе них святейший Анатолий, патриарх цареградский, святейший Ювеналий, патриарх иерусалимский и посланники святейшего Льва, папы римского; присутствовали и зловерные во главе с Диоскором, патриархом александрийским, Максимом – антиохийским, которому Диоскор доставил патриаршество вместо отставленного Домна, и другие согласные с ними архиереи, и Евтихий со своими единомышленниками, так что набралось множество еретиков; все вместе со святыми отцами собирались они на совещание в церковь святой великомученицы Евфимии, находившуюся в предместье города около Босфора. Это была престольная церковь Халкидонской митрополии, весьма просторная, могущая вместить в себе многое множество народа; в ней почивали и мощи этой великомученицы, от которых творились дивные и славные чудеса; из них скажем хотя о некоторых. В день святой памяти ее, в который она пострадала за Христа, каждый год текла из честных мощей ее кровь, как будто только что вытекшая из ран; ее собирали следующим образом. Гроб был большой мраморный, покрытый мраморной доскою, а внутри его находился деревянный ковчег с мощами святой; в этом мраморном гробе, в левой стороне было небольшое отверстие, в которое проходила рука и которое закрывалось накрепко, а в нужное время открывалось; через него сам епископ по окончании всенощной, перед святой литургией черпал ту кровь посредством губки, привязанной к длинной железной рукоятке; он влагал туда сухую губку, вынимал оттуда ее полную крови и выжимал из губки кровь в особо приготовленный для этого сосуд. Народ при виде сего воссылал великую славу Богу и святой Его мученице и помазывался той кровью на благословение и исцеление своих болезней. Эта кровь была весьма благоуханная, как будто бы смешана была с драгоценным миром, но никакое миро на земле не могло сравниться с этим: эта кровь была несравненно выше всяких ароматов и исцеляла всякие болезни. И не только во время ежегодного празднования своего святая великомученица источала такую благоухающую миром и целебную кровь из честных своих мощей, но иногда и в другое время, особенно же, если святитель той церкви бывал угоден Богу своей добродетельной жизнью. бывали и многие явления; часто святая являлась молящимся ей с верою, или лежавшим в болезни, или приходившим в церковь к ее гробу, или же находившимся в различных бедах и призывавшим ее на помощь. И стекался народ с великою верою к ней на поклонение в Халкидон отовсюду, от всех городов, а в особенности, поблизости из Царьграда. Там же по повелению царскому, должен был собраться вселенский собор святых отцов.

Много было на том соборе у правоверных с еретиками рассуждений, прений и несогласий, так как зловерные никак не хотели согласиться с православным учением. Тогда святейший Анатолий, посоветовавшись с другими святыми отцами, сказал еретикам:

– Напишите на свитке исповедание вашей веры, также и мы напишем свое исповедание, и оба свитка, запечатанные, положим в гроб на честные мощи святой великомученицы Евфимии; будем поститься и соборно молиться Богу, чтобы Он чрез эту угодницу Свою открыл нам, какое исповедание правильное.

После этих слов святейшего Анатолия, все одобрили его совет, и написали два свитка: правоверные свой, а зловерные свой, запечатали своими печатями, открыли гроб святой, положили оба свитка у нее на груди, закрыли опять гроб, приложили царскую печать, приставили стражу и три дня постились и молились. С наступлением четвертого дня пришел царь и весь собор к честному гробу святой и, когда, сняв царскую печать, открыли гроб, то увидели, что свиток правоверных святая великомученица держит в правой руке, а свиток зловерных лежит у ней в ногах. Удивительнее же всего было то, что она, протянув руку как живая, подала царю и патриарху свиток с правым исповеданием. Тогда все несказанно обрадовались, прославили Бога, воспели похвальные песни с благодарением святой великомученице и поклонились с теплою любовию ее чудотворным мощам. И тотчас объявили православную веру, как утвержденную Богом и чудесно возвещенную святою великомученицей, а еретическое зловерие предали проклятию. Многие из еретиков, увидев такое чудо, обратились к православию, а кто оставался непреклонным, тех лишили сана и сослали в заточение. С этого времени иконописцы начали изображать на иконах святую великомученицу Евфимия со свитком в правой руке, в незабвенную память этого славного чуда во время собора. Как тогда, так и после святая мученица не переставала творить чудеса и источать из своих честных мощей благоухающую миром кровь.

Прошло много лет; престол принял Маврикий, царь благочестивый, но он, по своему маловерию, дерзнул усомниться в чудесах святой и истекающую от мощей ее кровь стал считать поддельною, а не истинною. Желая испытать и добиться истины, он сделал так. Задолго до дня годовой памяти святой великомученицы он запечатал гроб и отверстие в нем своею царскою печатью. Когда подошел день ее празднества, он сам прибыл из Царьграда в Халкидон и, сняв печать, открыл отверстие; тотчас же распространилось прекрасное благоухание и наполнило всю церковь; крови, или, лучше сказать, мира, подобного крови, истекло из честных мощей святой больше обыкновенного; ни в один год не истекало так много, как в этом, чтобы пристыдить маловерие царя и утвердить крепко веру в силу Божию, которою может совершаться все сверхъестественное. Господь, Который в древности мог из кости животного, из ослиной челюсти, вывести для Самсона источник ключевой воды (Суд.15:18-19), разве не мог потом источить кровь и миро из нетленных мощей Своей угодницы? Тогда царь, поняв свое прегрешение, раскаялся и с тех пор крепко верил в святую.

Впоследствии, в царствование Ираклия, попущением Божиим случилось нашествие персов на вифинскую страну и на окрестности Халкидона, так что всё предместье, по варварскому обычаю было опустошено. Неприятели вошли и в церковь святой великомученицы и взяли всё, что нашли; хотели открыть гроб святой, но никак не могли этого сделать и, сколько ни трудились, ничего не добились: не только верхняя мраморная доска оставалась неподвижной, но даже и малого отверстия в гробу нельзя было сделать. Тогда персы принесли множество дров и хворосту, обложили гроб, наложили на него целую гору горючего вещества и зажгли в надежде, что мрамор от сильного жара треснет. Однако и таким образом они ничего не добились. Всё, что было наложено, сгорело дотла, а гроб святой остался нисколько не поврежденным. Такою дивною сделал Бог Свою угодницу! По уходе персов царь совещался с патриархом о мощах святой великомученицы Евфимии, и решили они перенести их из Халкидона в Царьград, боясь вторичного нашествия варваров на Халкидон. В Царьграде, близ ипподрома, построили церковь во имя святой, наподобие Халкидонской, большую и прекрасную, перенесли в него с почестями святые мощи с каменным гробом; при них определили быть митрополиту халкидонскому ради большей чести мощам. Гроб поставили в алтаре вместо божественного жертвенника, и совершалась на гробе бескровная жертва; внутри же находились честные мощи великомученицы; от них и в Царьграде совершались чудеса, как в Халкидоне, и кровь, благоухающая миром и целебная, источалась в обычное время.

Прошло много лет, много царей переменилось, миновали вселенские соборы святых отцов – пятый и шестой, спустя еще после них долгое время воцарился и именем и нравом зверь – царь Лев Исаврярнин. Он первый начал смущать Церковь Божию иконоборческою ересью, называя святые иконы идолами и рассуждая со своими единомышленниками так:

– Вот те, о ком говорит пророк: «Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат» (Пс.113:13-14).

Ему противодействовал святейший патриарх Герман; царь с бесчестием сверг его с престола, а на его место возвел еретика, своего единомышленника; таким же образом и других правоверных архиереев, противившихся его ереси, он с бесчестием отправлял в изгнание. Не только святые иконы, но и мощи святых хулил он, как пес, необузданным языком и уничижал их всячески. Видя и слыша о чудесах от честных мощей святой великомученицы Евфимии, он терзался в душе от зависти, но не осмеливался ничего дурного с ними сделать, боясь народного восстания и мятежа. Он выдумал такую коварную вещь. Он пошел ночью с своими единомышленниками тайно в церковь святой Евфимии и открыл гроб ее, которого не могли открыть персы: попустил Христос Бог рукам зловерных христиан коснуться честных мощей невесты Своей, которые сохранил неприкосновенными от неверных язычников. Персы грешили в неведении, а христиане отважились на злодеяние, зная, что делали; попустил им Бог, к большему их осуждению, совершить бесчестие святой. Злочестивый царь, открыв гроб, вынул оттуда с деревянным ковчегом чудотворные и нетленные мощи святой Евфимии, а вместо них положил какие-то гнилые, вонючие кости, которые нарочно приготовил для этого, и опять накрыв доской, ушел, унесши с собою воровским образом те честные мощи и положил их в одной из комнат царского дворца. Сестры же его и дочери тайно приходили к святым мощам, кадили благовониями, освещали свечами, почитая их и с любовию поклоняясь им. Но вскоре узнал про то злочестивый царь и тотчас взял ковчег с мощами и ночью бросил его в море. На утро, собрав толпу зловерных, он стал смеяться в лицо над правоверным народом, глумясь и укоряя мощи святой великомученицы:

– Ступайте, глупые, посмотрите на обман, которым вас прельщают, называя нетленными и чудотворными мощи славной Евфимии, откройте гроб и посмотрите, правда ли это.

И тотчас послал своих приближенных с народом открыть гроб. Пошли, открыли и увидели все гнилые, вонючие кости. Еретики тогда начали смеяться и глумиться над правоверными, называя их поклонниками гнилых костей; правоверные же удивлялись такой неожиданности, недоумевали, стыдились, жалели. Тогда многие подумали о всех чудесах святой, что это был обман, плевали на те гнилые кости, выбросили их вон, а также и тот мраморный гроб вытащили из церкви, и храм Божий обратили в мерзость запустения; его подвергли большому поруганию, и церковь та стала как какой-нибудь пустой вертеп, или скотское стойло, или даже хуже, потому что там было место для всякой скверности и нечистот. Потом внутри церкви кузнецы устроили кузнечные печи и стали заниматься там своим ремеслом; и где прежде слышалось пение божественных славословий, оттуда стали раздаваться звуки молотов, ударяющих по железу на наковальне, послышались нелепые голоса сквернословия и бесчинный говор людей. Эти ремесленники жили в пустой церкви с женами и детьми, а в святом алтаре, как в закрытом месте, устроили себе отхожее место; и долго терпел Бог такие дела людей, такое осквернение Его святыни, пока не погубил злых злом, воздвиг опять православие, очистил и освятил Свое место, сделав его опять селением славы Своей.

Когда честные мощи всехвальной мученицы были брошены в пучину морскую, плыл по смотрению Божию корабль из пристани, называемой Софиина; на это корабле были два хозяина, братья Сергий и Сергон. Они, увидев близ своего корабля несомый волнами ковчег, взяли его из воды на корабль, думая, что в нем какое-нибудь земное сокровище и, поставив паруса, поплыли дальше. Находясь в пристани называемой Авидова, они открыли ковчег и увидели там нетленные мощи; от них неслось великое благоухание, и порадовались они этому духовному сокровищу, особенно, когда в видении узнали святость тех мощей; а именно, в наступившую ночь они увидели в видении над мощами великую славу, горящие светильники и свечи, и мужей светлых, поющих и восхваляющих Бога. Получив это видение, они стали молить Бога открыть их, какого святого эти мощи; плыли они дальше и подплыли к острову, называемому Лимнос. На это острове тоже находились чудотворные и мироточивые мощи, святой мученицы Гликерии 16 ; проводя ночь около этого острова, они увидели в видении святую мученицу Гликерию, идущую к их кораблю, а из корабля вышедшую ей навстречу прекрасную девицу; они обе нежно обнялись. И сказала девица, пришедшая к девице, вышедшей из корабля:

– Будь здрава, мученица Христова, Евфимия всехвальная!

Та же сказала ей в ответ:

– Будь здрава, мученица Христова, Гликерия блаженная!

И, приветствовав друг друга, разошлись: святая Гликерия пошла к себе, а святая Евфимия возвратилась на корабль. Это видение одно и то же было обоим братьям; они очень обрадовались, что узнали, чьи это мощи, и в теплой молитве усердно припадали к святой великомученице Евфимии, обнимали ковчег, целовали его, проливая от радости слезы. Они хотели это бесценное сокровище везти в свое отечество, но Богу и Его святой угоднице не было это угодно. Корабельщики поставили паруса и пустились в путь в свою сторону; когда они были далеко уже от этого острова, внезапно поднялась буря и сильное волнение, и корабль прибило волнами опять к тому же острову. Опять корабельщики, как утихнет море, пускались плыть, но опять, по Божию повелению, внезапно поднимались волны и приносили корабль к остову. И это делалось не два, не три раза, но много раз; и были все на корабле в большом недоумении.

Ссылка на основную публикацию