Феодосий Кавказский – житие и биография святого, мощи и могила, чудеса и почитание, дни памяти, труды

Северный Кавказ: В Минводах отметили память блаженного Феодосия Кавказского

Минеральные воды, 10 августа 2015 г.

По благословению Высокопреосвященнейшего Феофилакта, архиепископа Пятигорского и Черкесского в Минеральных Водах торжественно отметили память преподобноисповедника Феодосия Кавказского. Тысячи и тысячи людей из разных уголков России и зарубежья стремятся посетить в эти дни Покровский собор, где пребывают святые мощи преподобного.

Торжества начались 7 августа всенощным бдением. Затем в течении всей ночи в храме совершалось богослужение. В 3 часа ночи началась ранняя Божественная литургия, которую совершили насельники Успенского Второ-Афонского Бештаугорского мужского монастыря, за которой причащались около пятисот человек, в 5 часов утра была совершена 2-я Божественная литургия, за которой причащались около трехсот человек.

В 9 часов началась поздняя Божественная литургия, которую возглавил настоятель Покровского собора протоиерей Илия Агеев, ему сослужили благочинные и клирики Пятигорской епархии, а также гости из Москвы и Марселя, причащалось более трехсот человек. Затем был совершен крестный ход вокруг храма.

Богослужение завершилось, но паломники, в течении всего дня, непрестанным потоком, прибывали в храм, чтобы в этот праздничный день, помолиться возле раки с мощами преподобноисповедника.

Преподобный Феодосий Кавказский

Родители его, Федор и Екатерина, были благочестивые и глубоко верующие христиане и, несмотря на бедность и многодетность, приучали детей жить благочестиво. С молоком матери впитывал будущий великий подвижник слова псалмов и песнопений.

Неудивительно, что, обладая глубоким религиозным настроением и стремлением к подвижнической жизни, Феодор Кашин в 1889 году[2] направил свои стопы в Святую Гору Афон. В Иверском монастыре в течение нескольких десятилетий он прошел путь от послушника до настоятеля подведомственной этому древнему монастырю келии Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы и через 8 лет был рукоположен в священный сан.

Вот что гласит свидетельство о рукоположении “русского уроженца, преподобнейшего Феодосия, твердо держащегося православного учения и ведущего беспорочную жизнь и всеми за такового признаваемого”, которое совершил 12 декабря 1897 года Митрополит Нил, бывший Карпатский и Касский. “Так как вышеназванный священник имеет все качества, требуемые для духовника, то посему даем ему позволение исповедывать помыслы желающих приступить к исповеди /:/; и возводимых в сан священства он обязан испытывать и исследовать обстоятельно, как того требует Апостольский и Соборный закон. Дозволяется же ему постригать и в монахи с испытанием их и быть их восприемником”.

С 1909[3] по 1913 года будущий исповедник совершал паломничество в Святой град Иерусалим, где неоднократно служил у Гроба Господня.

В 1913 году иеромонах Феодосий вернулся в Россию, где посетил родительский кров, но местом жительства выбрал все же не Урал, а Северный Кавказ, где и поселился в станице Кавказской с намерением устроить там “больницу-богадельню с домовой церковью”[4].

После 1917 года иеромонах Феодосий, поселился неподалеку от поселка Темные Буки (хутор Горный), в 27 километрах от города Крымска, где постепенно сформировалась женская иноческая община. В окрестностях Крымска молва о необыкновенном старце распространилась мгновенно. К нему стали приходить за благословением и советом. Одних он обличал, других исцелял от болезней, иных врачевал словом. Ко всем относился с участием, направлял на путь спасения.

В марте 1927 года, за две недели до Пасхи, отец Феодосий был арестован и осужден к 3 месяцам лишения свободы.

В 1929 году постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ отец Феодосий был заключен в концлагерь сроком на три года. Чуть позже концлагерь заменили на высылку в Казахстан[5].

В ссылке отец Феодосий пробыл до 1932 года. После освобождения он приехал в Минеральные Воды, остался здесь на жительство и принял подвиг юродства: ходил по улицам, одетый в цветную рубашку, играл с детьми, которые называли его “дедушкой Кузюкой”. Вероятно, это было единственно верное решение для того времени и того положения, в котором оказался отец Феодосий, и единственно возможное, чтобы творить людям добро. Минераловодские жители рассказывают множество необычных случаев, в которых отец Феодосий приоткрывал завесу будущего.

В последние годы своей жизни отец Феодосий жил с послушницами в небольшом домике. Батюшка почти все время лежал, а вставал по веревочке, привязанной над кроватью. Почти все время молчал. Евангелие он знал наизусть. Порой без всяких книг читал вслух без перерыва, лампадка и свечи в его комнате сутками не угасали. Незадолго до своей кончины старец попросил, чтобы его отвезли в церковь Покрова Божией Матери. В храме отец Феодосий буквально преобразился, его лицо воссияло неземным светом, он весь исполнился благодатной силы и находился в состоянии истинной одухотворенности.

Житие отца Феодосия есть непрерывное устремление к Богу, непрерывный подвиг, самое возвышенное служение. Все дела, которые он делал в своей земной жизни, — это дела, сделанные Христа ради.

Дивна и смерть отца Феодосия. К счастью, остались еще в живых свидетели и очевидцы его кончины, наступившей 8 августа 1948 года. Раба Божия Антонина рассказывает: “Перед смертью, видя нашу растерянность и наше горе, отец Феодосий утешал нас словами: “Обо мне не беспокойтесь. Бог все управит”.

Вот что рассказывает о погребении исповедника житель Минеральных Вод С. Г. Дидик. “После смерти отца Феодосия отпевали — Николай, что из Грозного, другие священники. Народу было — не пройти, не проехать. Пели так, что все дрожало. Гроб я нес — легкий такой, ведь дедушка маленький был. На похоронах столько калек было! Мы идем, а они под гроб падают: Крестик у него был золотой, на веревочке. Когда гроб забивал — смотрю, крестик у дедушки светится. Лежал он, как живой, сухенький такой”.

Отец Феодосий прожил на земле долгую и богоугодную жизнь. Многих наставил мудрым советом и указал путь в жизнь вечную. Сам блаженный старец говорил своим духовным детям, что мог бы жить еще, но уже — пора.

Он часто говорил перед смертью: “Кто меня будет поминать, с тем всегда рядом буду”. И слова эти исполнились. Верующие люди давно почитают преподобного Феодосия, совершают паломничество к месту его погребения, и многие, очень многие получают просимое. Народная тропа к могилке старца не зарастает и поныне. Да и как же могло быть иначе, ведь у Бога все живы, наш Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых (Лк. 20, 38).

Тысячи и тысячи верующих людей Кавказа и всей Руси Великой стремятся к могилке и святым мощам преподобного, имея живую веру в то, что они получат просимое предстательством и молитвами старца Феодосия — нашего кавказского угодника Божия.

Память и почитание в церковном сознании преподобного Феодосия как истинного угодника Божия и молитвенника за землю Кавказскую, находившие отражение в сердцах многих и многих православных христиан, как в пределах Ставропольской епархии, так и во всей России, привели к рассмотрению Епархиальным советом Ставропольской епархии вопроса о прославлении в лике местночтимых святых старца Феодосия как покровителя и молитвенника земли Кавказской, бескорыстного пастыря, исполненного глубокого смирения и ради преданной любви к Богу и людям подвиги молитвы, поста, воздержания, юродства, темничного заточения, стояние у Гроба Господня совершившего.

По тщательному изучению данного вопроса комиссией по канонизации святых при Ставропольском епархиальном управлении, в начале 1995 года Епархиальный совет, воздав хвалу и благодарение Господу Спасителю и Промыслителю о всем мире, дающему неоскудевающую милость Своей Церкви, определил обратиться с прошением к Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II благословить почитание в лике местночтимых святых исповедника Феодосия и совершать память ежегодно 8 августа — в день его блаженной кончины.

11 апреля 1995 года, во вторник шестой седмицы Великого поста, в городе Минеральные Воды совершилось торжественное обретение честных останков исповедника.

8 августа 1998 года, в пятидесятую годовщину блаженной кончины Старца совершилось перенесение останков старца Феодосия из Михаило-Архангельского храма в Покровский собор г. Минеральные Воды. В крестном ходе и богослужениях приняло участие более семидесяти тысяч жителей города и паломников, прибывших не только со всего Кавказа, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, ближнего и дальнего зарубежья.

1. РГИА. Ф. 796, оп. 204, 5 отд., 1 ст., д. 44

2. Архив Управления ФСБ РФ по Краснодарскому краю, № п20857. Дело №66943.

3. Письмо архимандрита Леонида (Сеннова), начальника Русской духовной Миссии в Иерусалиме № 249 от 12. 09. 1912 г.

Преподобный Феодосий Кавказский

Старец Феодосий родился в Перми 16 мая 1841 года в бедной крестьянской семье.

Повивальная бабка, принимающая роды у Екатерины Кашиной, сообщила отцу ребёнка – Федору: “Будет священником – в монашеской камилавке родился!” При крещении мальчику было дано имя Феодор.

Феодор рано покинул отчий дом, с богомольцами прибыл на святую гору Афон. Придя к обители Положение Пояса Богородицы, мальчик назвался сиротой, и попросил:

-Примите меня к себе, я буду Боженьке молиться и буду всё вам делать.

Игумен сжалился над “сиротой”. Старец Феодосий не один десяток лет служил на Святой Земле у Гроба Господня, имел возможность совершать богослужение на языке людей той национальности, которых было больше всего в храме (знал в совершенстве 14 языков). В 1906 году, когда в России повсеместно вспыхивали волнения, было необходимо усилить влияние Святой церкви на народные массы, и старец Феодосий вернулся домой.

Сотни людей по молитвам старца пришли тернистым путём к Православию. По молитве вознесенной иеросхимонахом Феодосием к Господу, в скорбные предвоенные и военные годы, вершились чудеса исцеления. Долгое время представители власти не беспокоили старца. В пустыньке, построенной старцем, жили беспризорные дети, одинокие старики. Лишние рты были не в тягость – паломники всегда приезжали с продуктами. В 1925 году за две недели до Пасхи старец благословил своих духовных детей печь куличи и красить яйца. В Великую пятницу старец освятил всё и сказал:

– Будете разговляться, а меня с вами не будет.

В этот миг постучали. За порогом стояли трое военных:

– Собирайся отец в гости.

– Я вас давно дожидаюсь, – поклонился старец.

По некоторым сведениям старец попал на Соловки.

Шесть лет пробыл благодатный старец в ссылке, а по возвращению в Минеральные воды принял подвиг юродства. Теперь он ходил по городу одетый в пёструю рубашку с яркими цветами и резвился с ребятами, которые называли его “дедушка Кузюка”. Дети любили доброго старичка, у которого всегда были припрятаны для них леденцы.

Из воспоминаний духовных детей старца:

– Как-то батюшка пришел к железнодорожнику Петру и говорит: “Пойдём скорее”. Подходят к воротам склада, а у ворот молодой человек. Батюшка говорит: “Что ты хочешь сделать с собой? Ведь у тебя семья, воспитывай детей своих и молись Богу!”

Люди всмотрелись, а над головой на воротах петля из верёвки. Человек собирался на виселицу, а батюшка почувствовал духом, спас его душу.

Очевидцы рассказывали, что когда немцы подходили к городу, старец Феодосий подбежал к детскому саду и закричал: “Гули-гули, деточки бегите за мной, бегите!”

Дети и воспитатели, забавы ради побежали за старичком. В это время на здание детсада упал снаряд. По милости Божией никто не погиб.

Из воспоминаний железнодорожника:

– Городская больница тогда находилась рядом с железнодорожными путями. На рельсах стояли три вагона со снарядами. Идет дедушка Кузюка, одной рукой сжимает крест, другой толкает вагоны. Я подумал: “Ну, дед чудной, сдвинуть ли ему такую махину?!”

И вдруг глазам своим не поверил: вагоны как игрушечные сдвинулись с места. Чуть позже на то место где они раньше стояли, упала бомба, не причинив больнице вреда.

Из воспоминаний А.П. Донченко:

– Однажды, приехали к отцу Феодосию из Ростова семь женщин. Шесть из них он принял, исповедал, причастил, а седьмой сказал: “Езжай домой, отдай жене мужа, а детям отца. Покаешься перед Богом, приедешь – приму”.

Отец Феодосий всегда говорил: “Читай молитву Иисусову, идёшь ли, сидишь ли, надобно уйти умом и вниманием от всего мирского, не иметь никакой мысли, кроме молитвенных слов: “Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя, грешную!”

Из воспоминаний Николая Дмитриевича Жученко:

– В последнее время, уже после ссылки, жил батюшка Феодосий с послушницами в небольшой хатке, сыро там было, потолки низкие. Батюшка креститься учил не одним только крестом, а с умной молитвой на устах. Евангелие знал наизусть. Перед смертью старец часто говорил: “Кто будет поминать меня, с тем я всегда рядом буду”.

В декабре 1994 года в Ставропольском епархиальном управлении на епархиальном совете был поднят вопрос об изучении жизни иеросхимонаха Феодосия и о народном почитании его как угодника Божия.

Знаменательно, что прославление Кавказского чудотворца случилось в день празднования иконы Иверской Божией Матери. Под покровом Небесной Вратарницы много лет на Афоне подвизался старец Феодосий.

Молитва Преподобному Феодосию

О, преподобне и Богоносне отче Феодосие! Призри на нас, грешных, тебе моление сие приносящих, и умоли о нас Господа Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Богородицу и Приснодеву Марию, во еже избавиться нам исцелением от недугов многоразличных плотских и духовных, и хворей, и порчи, и получити нам от Господа Бога прощения согрешений наших, и стяжати Духа Святаго, Господа Животворящего, во вспоможение брани на супротивныя и залога Царствия Отца нашего Небесного.

Создателю и Господу Богу нашему, яко Благ и Человеколюбец еси, поклонимся и воздадим славу, и превознесем Пречестное и Великолепное Имя Его, Отца и Сына, и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Что известно о жизни прп. Феодосия Кавказского

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Преподобный Феодосий Кавказский

Прп. Феодосий Кавказский (мирское имя – Феодор Кашин) в 1995 г. прославлен как местночтимый святой. Однако , дискуссии вокруг его личности продолжаются до настоящего времени. Во многом это связано с крайне противоречивыми данными о его жизни и подвигах .

Содержание страницы

Пустынь, храм и источник преподобного

Пустынь Феодосия Кавказского находится на хуторе Горный недалеко от Новороссийска. Здесь известен источник, который, согласно преданию, забил из земли по молитве старца и которому он испросил у Бога чудотворную силу. В 2011 году в пустыни завершено строительство храма. Пустынь относится к Новороссийской епархии, источник прп. Феодосия на сайте епархии обозначен в числе ее святынь.

Часовня у святого источника прп. Феодосия Кавказского в п.Горном.

Несмотря на то, что прп. Феодосий Кавказский до настоящего времени не прославлен для общецерковного почитания, он чтится многими верующими как подвижник, исповедник, чудотворец.

Читайте также:  Феодор Студит - житие и биография преподобного, труды и правила, творения, дни памяти

Житие старца

Феодор Кашин родился в Пермской губернии , родители были крестьянами. Год его рождения точно не известен, указываются 1841, 1848, 1862 годы. Противоречивы и фрагментарны биографические данные о пе рвых годах жизни Феодора, но известно, что подростком он ушел на Афон. Настоятель монастыря (предполагается, что это был Иверский монастырь, называют также обитель Положения Пояса Богородицы) не хотел принимать юношу из-за его возраста, однако Феодор сказал, что он сирота, после чего был принят послушником.

Полезные материалы

Некоторые авторы указывают на то, что еще не будучи монахом, в 14 лет, он совершил первое чудо – избавил от беснования жену русского сано вника. Так как на Афон запрещен доступ женщинам, послушник отправился к больной на пароход , взяв с собой икону Богородицы. По его молитвам женщина исцелилась. Послушник отказался от вознаграждения, посоветовав отдать деньги игумену обители.

Феодор принял иночество с именем Феодосия, будучи 18-ти лет. Данные о монашеской жизни Феодосия на св. горе Афон так же противоречивы, как и о ранних годах его жизни. Разные источники содержат данные о неоднозначном отношении братии монастыря к Феодосию: ему часто приходилось терпеть гонения, притеснения, а однажды его даже бросили в яму с навозом.

Документальные же источники содержат только данные о «послужном списке» отца Феодосия, то есть о послушаниях, которые довелось ему нести. Так, известно, что в 1897 г. он был рукоположен в иеромонаха.

Сведения о дальнейшем монашеском пути Феодосия вновь разноречивы. По данным житий, составленных его почитателями и духовными детьми, и авторов, которые опираются на эти материалы, иеромонах сл ужил в Константинополе (Стамбуле ) на подворье монастыря, потом в Иерусалиме, у Гроба Господня. С. Девятова в книге «Православные старцы XX в.» упоминает о том, что в Иерусал име Феодосий совершал богослужение на национальных языках паломников, которые приходили в храм, так как владел несколькими языками .

Д. Орехов, однако, представляет служение о. Феодосия несколько иным образом: русские паломники вынуждены были селиться при греческих монастырях, где служба совершалась, конечно, по- гречески. Но «к счастью, находились монахи, как из России, так и из русских обителей святой горы Афон, которые облегчали соотечественникам встречу со святыней». Одним из таких монахов был отец Феодосий, совершавший богослужение по-славянски, что было привычно для паломников из России.

Существует и иное видение служения о. Феодосия в Константинополе и Иерусалиме. Обитель Положения Пояса Богоматери являлась не полноценным монастырем, а так называемой келлией, не большой уединенной обителью, нас еленной всего несколькими иноками, каковых на Афоне достаточно много и сейчас. В таком случае отъезд о. Феодосия в Константинополь выглядел как попытка устроить своего рода подворье келлии в этом городе.

Такие попытки иногда предпринимали и другие русские монахи-келлиоты, однако эти инициативы далеко не всегда получали благословение священноначалия и поддержку на родине, где к тому же немалым было давление либеральной общественности, повсеместно недовольной Церковью и монашеством, а также утечкой средств на Афон: келлии: бедные монастырьки, часто обращались на родину за финансовой помощью и получали ее .

Именно крайней неоднозначностью отношения к организации «подворий» келлий, очевидно, был вызван получивший отражение в греческой и русской прессе скандал вокруг служения о. Феодосия: оно расце нивалось как самовольное устройств о подворья келлии , которая, не будучи монастырем, подворья иметь не может.

К скандалу вокруг самовольной организации подворья, соответственно духу времени, присоединились также обвинения Феодосия в сожительстве с некой девушкой Татьяной, готовившейся к монашескому постригу и находившейся в тесном общении со своим духовным отцом, что получило соответствующую интерпретацию. Обвинения, однако, так и не были доказаны . По-видимому, сложившиеся обстоятельства, сложности во взаимоотношениях со священноначалием – все это так или иначе вынудило о. Феодосия вернуться в Россию.

В начале XX в. (в разных источниках указываю тся 1906, 1909, 1913 годы) Феодосий посещает родительский дом на Урале, а затем поселяется на юге России (ныне Краснодарский край) в станице Кавказской. Здесь он, очевидно, проживал до 1917 г., после чего переехал на хутор Гор ный в 27 км от г. Крымска. В Горном им была основана пустынька и построена небольшая церковь.

Иеросхимонах Феодосий Кавказский

Достаточно долгое время советская власть не трогала о. Феодосия – возможно, потому, что при помощи своих духовных чад ему удалось организовать при пустыньке приют для беспризорников и одиноких стариков, а борьба с беспризорностью была одной из задач власти после окончания гражданской войны. Жития о. Феодосия указывают на то, что среди его духовных дочерей была жена «всероссийского старосты» М.И.Калинина, Екатерина Ивановна Калинина, что также могло сыграть свою роль, хотя факт этот не подтвержден , равно как не подтверждены и данные о приезде в пустынь самого Калинина. который якобы лично дал разрешение на открытие приюта и даже соответствующую бумагу .

Во всяком случае, до 1927 г. община существовала спокойно, а в 1927 г. старец был арестован. Был осужден по печально известной статье 58 (антисоветская агитация и пропаганда) и отправлен сначала в концлагерь, затем в ссылку, которую отбывал до 1932 г.

Вернувшись из ссылки, о. Феодосий поселился в городе Минеральные Воды и принял на себя подвиг юродства: представлялся безумным, называл себя «мой дяденька», «дедушка Кузюка», совершал странные и необъяснимые поступки, отчего большинство людей считали его «тронутым» , хотя и безобидным . Согласно сохранившимся воспоминаниям, «дедушка Кузюка» неоднократно помогал людям в кризисных и критических ситуациях.

Например, женщине, недавно вернувшейся из тюрьмы и не имеющей возможности устроиться на работу, он передал деньги, прикровенно обличив ее за мысли о самоубийстве :

Рассказывали о случае , происшедшем в период Великой Отечественной войны , когда «дедушка Кузюка» спас от гибели людей в детском саду: во время прогулки позвал детей и побежал от них. Вслед за малышами из садика выбежали воспитатели – почти сразу после этого началась бомбежка и бомба разрушила детский сад, но люди, успевшие покинуть здание за несколько минут до взрыва, остались живы и даже не пострадали. Обладал старец и даром исцелений.

В эти годы Русская Церковь испытывала не только гонения от светских властей, но и внутренние проблемы, связанные как с разного рода расколами, так и с реакцией духовенства и мирян на декларацию митрополита Сергия (Страгородского), в которой содержалось признание Церковью советской власти. Значительная часть духовенства не поддержала декларацию и перестала поминать митрополита Сергия на богослужениях.

К числу таких «непоминающих» принадлежал, по ряду свидетельств, и иеромонах Феодосий, что впоследствии дало основания для его особого почитания со стороны так называемой Катакомбной церкви («Истинно-православная церковь»), а также разного рода спекуляций вокруг канонических и богословских взглядов старца. Так, некоторые авторы считают о. Феодосия не только «напоминающим», но и приверженцем «имяславия», движени я, возникшего в начале XX в. среди русских монахов, проживавших на Афоне, основным богословским постулатом которого было учении о незримом присутствии Бога в Его Имени.

Д вижение получило неоднозначные оценки в церковной среде и Святейшим Синодом было официально объявлено еретическим. Однако приверженность о. Феодосия «имяславию» не подтверждается. Установлению истины в этих спорных вопросах, безусловно, препятствовал как принятый о. Феодосием подвиг юродства, не предполагавший открытого исповедания веры, так и вообще условия времени, гонения, давление властей, на дававшие возможность для открытого изложения богословских позиций.

Иеромонах Феодосий (Кашин) скончался в Минеральных Водах в 1948 г., уже после войны.

Где находятся мощи, адрес в Минеральных Водах

Торжественное богослужение в день празднования памяти прп. Феодосия Кавказского

Современные чудеса преподобного Феодосия Кавказского

Почитание старца Феодосия Кавказкого продолжилось и после его кончины. Достойные удивления чудеса совершаются на могиле старца и по сей день. Сюда потоком идет люд Божий, обращаясь к нему в молитвах с разными нуждами и просьбами, и получает просимое. Многие больные и одержимые здесь ощущают благодатную силу и исцеляются.

В 1992 году у нас заболел мальчик. Сначала это были простуды, потом начали болеть уши, нос, голова, ноги. Болезнь как будто меняла место своего пребывания. Мальчик стал глохнуть, слабели ножки, болел часто кишечник. Что мы прошли — теперь вспомнить страшно: и экстрасенсы, и гомеопаты, и тибетские врачи, и знахари — это еще не весь перечень тех, к кому мы обращались со своим горем. Однажды женщина, знавшая нашу семью, спросила: «А были ли вы с мальчиком в церкви?» И вот, когда мы уже отчаялись бороться с болезнями (а диагнозы были не из простых: неврит слуховых нервов, гематома мозжечка, лямблиоз, отставание в развитии, поражение центральной нервной системы), пришли в храм Архистратига Михаила, где находятся мощи святого Феодосия.

Вот где мы увидели впервые счастливые глаза сына. Когда стали ходить на вычитку, он стал реже жаловаться на ноги, затем спустя время мы забыли о болях в животе, и теперь медленно, но верно появляются улучшения. Свидетельство этому аудиограммы слуха ребенка, проводимые в больнице края, где мы стоим на учете.

Слава Господу мы верим, что Он не оставит нас и дальше и благодать Его пребудет с нами.

Татьяна Диканева, Ставропольский край, город Железноводск

Я очень долго страдала полипами, причем врачи утверждали, что болезнь эта неизлечима. Смирившись с волей Божией, продолжала жить, делая каждый год весной операцию носа. Операции эти были очень болезненны, внутри носовой полости не было уже живого места. Приехала я на могилку старца Феодосия, взяла воды, маслица, земельки, хорошо помолилась. Помазала маслом больные места, умылась водой. Приехав домой, почувствовала, что хочу высморкаться. Когда я это сделала, в носовой платок высыпались все мои злосчастные полипы. После этого я уже не нуждалась больше в операциях. Сейчас нахожусь в полном душевном и телесном здравии. Слава Богу за все!

Эмма Землякова, Краснодарский край, город Армавир

До 11 июля 1997г. я проживал в г. Грозном. В начале 1997г. мы с женой решили поменять место постоянного проживания. По совету соседей я приехал в Северное, подыскал подходящий по моим деньгам домик и вернулся в Грозный. Купить дом в Северном я мог только после предварительной продажи квартиры в Грозном. С продавцом дома мы договорились о крайней дате моего приезда для покупки дома.

Я надеялся на быструю продажу квартиры в Грозном, так как одна чеченка более года ходила к нам с целью покупки квартиры. И вот, когда мы договорились о покупке дома в Северном, предложив ей купить квартиру в Грозном, она отказалась. Мы с женой оказались в сложном положении. В курсе всех этих событий был мой знакомый монах Владимир, служащий до сих пор в церкви г. Грозного (в миру его фамилия Кораблев).

По его настойчивому совету решил съездить к мощам Феодосия Кавказского с просьбой заступничества перед Господом в решении моих дел о купле-продаже.

Я приехал в Минводы, нашел храм Архистратига Михаила, поставил свечу у мощей, помолился Господу и одновременно просил заступничества у Феодосия. Затем я обратился к служительнице, продающей свечи в церкви, чтобы она рассказала мне, как пройти на могилу Феодосия. Одна из посетительниц сказала мне: «Подождите меня, я сейчас тоже пойду к могиле».

Когда мы вышли из храма, моя новая знакомая поинтересовалась, откуда и с какой целью я здесь.

Выслушав меня, она сказала: «Он поможет в ходатайстве перед Господом». Придя к месту бывшей могилы о. Феодосия, я поставил свечу, сотворил молитву Господу и попросил еще раз заступничества у о. Феодосия. Затем я поехал в Северное для повторного договора с продавцом о дате моей покупки.

Когда я с попутчицей шел из храма к могиле, она поведала мне о том, что в 1990г. она болела раком печени. После заключения консилиума врачей Ленинградского онкологического института, предсказавшего безнадежность положения и бесполезность лечения, она решила съездить к могиле тогда еще не канонизированного о. Феодосия. По ее словам, она месяц жила в селе, где находится храм, ежедневно ходила на службу в церковь, а затем к месту могилы и молилась. К концу месяца почувствовала облегчение, вернулась в Ленинград, попросила повторного консилиума у тех же врачей. Повторное обследование дало результат — «здорова». С тех пор она ежегодно на 2–3 дня приезжает в Минводы к мощам с благодарной молитвой к Господу и о. Феодосию.

Но самое интересное и удивительное для меня случилось потом.

Я поразительно удачно доехал до села Северное, договорился с продавцом о новой дате покупки дома и на попутном транспорте на следующее утро к 8 часам добрался до своего дома в Грозном. Когда я зашел в квартиру, моя жена, удивившись моему быстрому возвращению, сказала: «Вчера вечером приходили покупатели, муж с женой, чеченцы, и я им сказала, что ты должен приехать завтра, они ответили, что придут, мол, сегодня к 7 часам вечера». Представьте наше состояние, когда я поведал обо всем моей супруге. Вечером к 7 часам пришли мои покупатели. Мы обговорили с ними все интересующие нас вопросы и решили с Абу, главой семьи, ехать через два дня в Северное для покупки нам дома. В течение этих двух дней я сделал подсвечник, отлил к нему соответствующую свечу, и в оговоренный день мы выехали автобусом.

В свободное время я поехал в храм Архистратига Михаила, передал подсвечник и свечу священнику и вновь обратился с просьбой к о. Феодосию о благополучном переезде. Что впоследствии и осуществилось. После моего переезда в Северное я, будучи в храме, от незнакомого церковного служителя выслушал просьбу обо всем этом написать и переслать в комиссию по канонизации, что и делаю.

Афанасенко Евгений Павлович, Северное, Александровского р-на Ставропольского края

На вторые или третьи сутки после открытия мощей преподобного Феодосия Кавказского в Свято-Андреевском кафедральном соборе совершалось всенощное богослужение. Послушник Куков Николай дал мне кусочек дерева от гроба преподобного. Я, прости меня, Господи, отнесся к этому скептически, но из уважения к Николаю положил этот кусочек в левый нагрудный внутренний карман куртки. Во время службы в храме этот кусочек как-будто начал согревать область моего больного желудка. Прошло несколько минут, я почувствовал облегчение, и болезнь чудесно прошла. Вечером, после службы, положил этот кусочек в коробочку в святой угол, под Казанскую икону Божией Матери.

Утром, перед молитвой, открыл коробочку со святыней, и комната наполнилась благоуханием, подобного запаха прежде я не знал. После этого каждый день открывал коробочку, чтобы вдохнуть этот аромат. Спустя несколько дней рассказал знакомым о благоухании… и вновь произошло чудо – благоухание исчезло.

Читайте также:  Варсонофий Оптинский - житие и биография, духовное наследие и книги, дни памяти

Кусочек дерева от гроба преподобного и теперь хранится в том же месте. Два года назад заболел зуб. В военной поликлинике лечат плоховато. Я обратился в платную поликлинику, но оказалось, что средств на лечение зуба не хватит, пришлось ждать получку. Боль тем временем усилилась так, что не давала спать несколько ночей кряду. Ничего не помогало. Решил положить на зуб прополис, но прежде – положить его на коробочку со святыней и помолиться. Начал читать вечернее правило. От усталости, как я успел подумать, начало клонить в сон. Не помню, как уснул тут же, на полу. Проснулся только к утру, зуб не болел. Господи, прости меня, грешного! Преподобный отче Феодосие, моли Бога о нас, грешных!

Подполковник Чулков Сергей Александрович, Ставрополь

Феодосий Кавказский: старец и святой нашего времени

СТАРЕЦ И СВЯТОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Множество святых прославил Господь за долгие века существования Церкви. И сегодня, несмотря на кажущееся оскудение людей верующих, а тем более святых, в мире, несмотря на потоки информации, очерняющей Церковь и пропагандирующей грех, узнают люди о многих чудесах в наше время. Так недавно был прославлен и преподобный Феодосий Кавказский. Он пока малоизвестен в народе, однако поистине является не только необычным святым, но и уникальным человеком нашего времени. Еще живы свидетели его жизни и прижизненных чудес.

В советское время он не скрылся за границей, а жил в СССР и под видом юродства, под яркой рубашкой в цветах, скрывал свои духовные подвиги и высокую эрудицию — достаточно сказать, что он свободно владел четырнадцатью языками. Для настоятеля афонской обители в честь Положения Пояса Богоматери это неудивительно; больше изумляет, что он выжил в ссылках и тюрьмах, уготованных ему советской властью и в жизни понес тройное служение: монашеское, юродивое и старческое (духовническое).

Из нашей статьи вы узнаете житие чудотворца нашего времени, совершенные им чудеса, историю обретения святых мощей, а также найдете в ней сильную редкую молитву и акафист святому Феодосию Кавказскому.

ИКОНА СТАРЦА

Образ старца похож на образ многих преподобных святых Церкви. Обратите внимание, что каждая икона подписывается, поэтому любого святого всегда легко распознать, приглядевшись к надписи.
Иконы святого пишутся с его фотографий, в академическом (живописном) стиле. Зачастую иконой становится сама фотография святого с нимбом. На нее тоже можно молиться.

На образе преподобный предстает старцем с седыми волосами и объемной бородой. Он одет в коричневый плащ с черным капюшоном схимы, под плащом также видна часть схимнического облачения — парамана (черного цвета, состоит из капюшона и широкой полосы ткани, вышитой особыми крестами). Иногда святой держит в руках образ Казанской Божией Матери.

ЖИТИЕ

Множество испытаний выпало на жизненном пути старца. Он родился на севере Сибири, а оказался на юге страны — на Кавказе; он был настоятелем монастыря, а стал юродивым странником.

По словам исследователей биографии святого он родился около 1862 года в бедной крестьянской семье Кашиных, при рождении имел имя Федор. Его родители были людьми верующими и воцерковленными, своих детей они воспитывали в вере и благочестии. Однако даже рождение будущего святого уже было ознаменовано необычным для этой семьи характером ребенка. Уже принимавшая роды женщина, повитуха, по некоторым признакам предсказала родителям, что мальчик станет священником. Ребенком он просил маму петь псалмы, а сам слушал и запоминал. Затем с малолетства будущий старец полюбил молиться в лесу: по преданию, он творил свои детские молитвы у камня, и некий небесный голос сказал, что камень этот называется Раев (Райский).

Многие люди видели, что малыш — избранник Божий. Его шутку звали Батюшкой, напоминая таким образом предсказание повивальной бабки. Родители Федора стали свидетелями чуда: во время общего семейного обеда из-за икон появился белый голубь и слетел прямо на руку мальчику. Погладив его, будущий старец пустил голубя вверх, и тот снова скрылся за образами.

По разным сведениям, когда святому было то ли 9, то ли 19 лет, он тайно от родителей ушел на Афон: просто гуляя по берегу реки, сел на баржу, и незамеченным уплыл из села, а затем с паломниками дошел до Афона. Святая Гора — это одно из самых благодатных мест на Земле, греческий полуострове, издревле населенный монахами и находящийся под особым покровом Божией Матери.

В Иверской обители, известной тем, что она хранит великую православную реликвию — Честной Пояс Пресвятой Богородицы — юноша, горевший желанием посвятить жизнь Богу, остался до поры. Его приняли в монастырь, когда он назвался сиротой — обычно в обитель брали только после получения родительского благословения. Однако никаких скидок и жалости он не получал, напротив, трудился на самых черных работах, возрастая в смирении и послушании.

Еще не будучи постриженным в иноки он совершил чудесное исцеление больной жены русского генерала. Как известно, женщин не пускают на Афон во избежание искушений для монахов. Этот обычай положила Сама Пресвятая Богородица. Генерал приехал в обитель, поскольку его жена была одержимой: в нее вселился бес, и изгнать его не могли долгое время. Однажды во сне ей было возвещено Ангелом или Самим Господом, что поможет ей только молодой афонский инок Иверской обители. Среди иноков генерал не узнал описанного женой спасителя, и лишь случайно увидел Феодора — сочли невозможным, что у него столь быстро явились духовные дарования, поскольку он еще не был пострижен. Именно он был показан в видении жене генерала, и по его молитве из женщины вышел бес.

По преданию, после этого братия монастыря начала завидовать ему. Узнав откуда-то, что Феодор не является сиротой, они передали это настоятелю, который направил послушника домой за родительским благословением. Однако тяготы пути не сломили подвижника: с родного Урала он вернулся с Казанской иконой Богородицы, благословленный родителями, и был пострижен в монахи с именем Феодосий. Несколько десятков лет он трудился в Иверском монастыре, причем стал настоятелем кельи — принадлежащего монастырю небольшого скита, места, где жило лишь несколько человек братии — и духовником обители, несмотря на то, что в Греции такое послушание дается лишь опытным пожилым монахам, которых зовут «геронда» («старец»). Он представлял Иверскую обитель в Константинополе, где жил продолжительное время, и в Иерусалиме, куда несколько раз совершал паломничества с богослужениями у Гроба Господня.

В 1913 святой в сане иеромонаха (священника, постриженного в монашество) вернулся в Россию. Нет сведений о том, что побудило его это сделать, как непонятно и то, почему он уехал на Кавказ. Известно, что к тому времени он уже говорил на многих языках, был опытным начальником, духоносным иноком. Возможно, что он провидел испытания, которые ожидали России в ходе войны и революции. Есть свидетельства, что в Иерусалим, где он находился, прибыл некий военный и уговорил его уехать в Россию, обещая помогать в создании обители на родной земле.

На Северном Кавказе святой поселился в одной из станиц, где сначала обустроил дом престарелых с больницей и небольшим храмом, а после революции основал у поселка Темные Буки недалеко от города Крымск женский монастырь. (Подобные случаи основания монастырей из почитательниц старца были в Русской Православной Церкви, например, у святого Серафима Саровского, преподобного Амвросия Оптинского). Этот край во многом не был просвещен светом Христовой веры, но молва о новом иеромонахе, который помогал многим и советом, и чудотворной молитвой распространилась так быстро, что люди стали во множестве посещать новообразованный монастырь.

При помощи благочестивых людей в обители была создана церковка и кельи. Монахи кормились обучением детей. В эти годы святой принял великую схиму (высший сан в монашестве с наложением большой ответственности за подвиги), став иеросхимонахом. Перед Пасхой Христовой 1925 или 1927 года преподобный неожиданно сказал, что праздновать будут без него: и действительно, в Великую Субботу пришли его арестовывать. Офицерам он сказал, что давно ждал гостей, и и даже склонился в земном поклоне перед гонителями.

Неизвестно, где отбывал шестилетний срок отец — вероятно, в страшном Соловецком лагере, ставшем местом мученичества многих святых Церкви. После освобождения он смог вернуться только в город Минеральные Воды. Именно здесь произошел ряд известных чудес старца, здесь он взял на себя подвиг юродства и в этом же городе он почил в 1948 году.

СВЯТОЙ И ИИСУСОВА МОЛИТВА

Записи о жизни и чудесах святого оставили его духовные дочери. Известно, что он многим завещал молиться Иисусовой молитвой — это известная сильная молитва, на протяжении тысячелетий используемая и монахами, и мирянами Церкви.

Считается, что Иисусова молитва была создана на греческом языке и всегда особо практиковалась афонитами, то есть насельниками монастырей Святой Горы Афон. Очевидно, они и принесли ее на Русь, а затем активно распространяли в России. Одним из таких людей был и подвижник. Существует несколько вариантов Иисусов молитвы на русском. Она имеет и длинную, и короткую форму, однако смысл один: этими словами мы просим Господа Христа помиловать нас. То есть человек обращается к Богу с просьбой о милости, милосердии, о том, чтобы Господь не оставил его своей помощью в земной жизни и спас его душу после смерти. Обратите внимание, что главное слово в этом молитвенном прошении — обращение «помилуй»:

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного.
Господи, Иисусе Христе, помилуй меня.
Господи, помилуй.

Вы можете прочитать Иисусову молитву единожды (один раз), например, если внезапно оказались в опасности; испугались чего-то; оказались во внезапном затруднении перед принятием решения и т,д. Можете читать ее утром и вечером вместо молитвенного правила. Стоит повторять слова Иисусовой молитвы, когда вы находитесь в состоянии раздражения, озлобленности, гнева или ярости: вы можете навредить своим ближним словом или делом и согрешить пред Господом, а молитва обратит ваше сердце к Богу и успокоит вас.

Используют Иисусову молитву для ограждения от порчи и сглаза. Известно, что человек, который редко посещает храм и редко молится, не приступает к Таинствам Церкви, может быть подвержен воздействию колдовских сил. Но если вы обращаетесь к Богу с молитвой и стараетесь не согрешать, Господь оградит вас от зла.В опасности начинайте читать Иисусову молитву, 90-й псалом или молитву самому преподобному онлайн и наизусть:

Всю жизнь Господу Христу ты отдал, о преподобный отец наш, подвиги молитвы, ссылок и тюремных заточений, стояния у Гроба Господня, поста и воздержания, даже юродства ты ради Христа терпел до конца. Потому и Сам Христос долголетием и чудесами тебя прославил, и сегодня люди всей нашей страны к мощам твоим приходят с верой и надеждой, получают необходимое. Отец наш и чудотворец, молись ко Господу Богу и Владыке всех людей о хранении в стране Российской веры Православной, спасении мира и входе нашем в Царствие Небесное. Аминь.

В практике православных христиан Иисусова молитва читается определенное количество раз, для чего используют четки. Это нить или проволока с нанизанными на нее бусинами из камней или обычной пластмассы. За 10 минут вы прочитаете Иисусову молитву в самой распространенной форме: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного», — около 150 раз. Каждый раз, говоря эту молитву, передвигайте бусину. То есть, повторив Иисусову молитву 150 раз, вы 15 раз пройдете отрезок из 10 малых бусин между большими. Такая молитва заменяет утреннее и (или) вечернее молитвенное правило.

ЧУДЕСА И МОЩИ

В обитель подвижника до его ареста ехали люди со всего СССР (неудивительно, что его сослали в лагеря, ведь он наставлял людей в православии, проповедовал своим примером Христову веру). Известен ряд случаев его прозорливости:

    • Из группы семи приехавших паломниц он благословил лишь шестерых, а одной сказал возвращаться в город, вернуть жене мужа и детям — отца, только потом подходить под благословение (очевидно, женщина грешила связью с женатым мужчиной).
    • В военные годы уже в Минеральных Водах человек стал свидетелем того, как святой один перекатил на несколько десятков метров три вагона с боеприпасами. Они стояли неподалеку от больницы, и на их место упала бомба — если бы не он, вагоны бы взорвались и уничтожили больницу с ранеными.
    • С помощью игры святой отец вывел детей и воспитателей из детского сада, куда затем попал снаряд. Дети любили святого и называли его «дедушка Кузюка». Никто не подозревал, что это один из умнейших людей своего времени. Святой носил рубашку с цветами, запомнившуюся многим жителям городка, и все время что-то рассказывал. Так и в тот раз — подбежав к детям, он позвал их: «Гули-гули, детки, бегите за мной», таким образом отведя от здания, внезапно вспыхнувшего от бомбы.

В 1990-е годы, через 40 лет после смерти святого, Церковь решила изучить свидетельства о чудесах святого и его останки. В 1995 году, 11 апреля они были обретены, то есть вынуты из земли, положены в раку — ковчег для мощей — и выставлены для общего поклонения.

Хранятся они в новом кафедральном Покровском соборе Минеральных Вод. В 1998 году семидесятитысячным крестным ходом почитателей святого, съехавшихся со всей страны на Кавказ, мощи были перенесены сюда из из Михаило-Архангельского храма, куда часто на богослужения ходил подвижник. Неподалеку от собора на кладбище показывают могилку , бывшее место захоронения святого, которое также почитается в народе. Известно, что над ней иногда виден столп сияющего света — указание на святость преподобного.

В соборе ведется постоянная фиксация чудес по молитвам к святому. Он почитается как месточтимый, канонизация его состоялась усилиями митрополита Гедеона Ставропольского и Кавказского. Есть свидетельства о следующей помощи, которую и вы можете также просить у святого:

  • Исцеление от нервных заболеваний детей и взрослых. Зафиксирован случай излечения ребенка от серьезной болезни после помазыванная маслом от мощей.
  • Выход полипов, избавление от доброкачественных и раковых опухолей.
  • Помощь в сделках с недвижимостью, продаже квартиры.
  • Принятие жизненно важных решений.
  • Избавление от опасности.
  • Укрепление веры, доверия Богу.
  • Исцеление различных ранений и болезней.
  • Помощь в семейном мире и взаимопонимании.
  • При депрессии, суицидальных мыслях, об ограждении близких от самоубийств.
  • В военное время, при необходимости участия в конфликтах.

МОЛИТВЫ СВЯТОМУ

Многие отдыхающие на Кавказе поклоняются святым мощам преподобного. Однако если вы не можете съездить в такое паломничество, всегда можно помолиться дома. В храме вашего региона, если только вы не живете на территории Ставропольское и Владикавказкой епархии, иконы преподобного не будет: Церковь почитает его как месточтимого. Смысл этого звания в том, что свидетельств о жизни святого немного, и лишь устные предания, почитание по памяти святого людей определенной местности (в данной случае — на Кавказе) могут рассказать о его святости.

Читайте также:  Вениамин Федченков - житие и биография, творчество и труды, почитание

Молитва — это разговор со святым, ни в коем случае не заговор. Слова сами по себе не имеют силы, но «работают» лишь в вашем мысленном обращении, диалоге, желании услышать волю Божию.

    • Начните молиться с погружения в себя. Встаньте перед образом, подождите некоторое время. Дважды перекреститесь, поклонитесь, поцелуйте изображение святого в руку или край одежды, затем вновь перекреститесь и поклонитесь. Зажгите купленную в храме тонкую восковую свечу на подсвечнике или лампаду — по возможности, это необязательно.
    • Читайте слова молитвы не торопясь, можно вслух. После каждой молитвы креститесь.
    • Не забывайте о молитве в храме и посещении богослужений.
    • Можно молиться своими словами, особенно если у вас на душе есть тяжесть.

Читать молитву святому можно онлайн на русском языке:
О святой угодник Божий, преподобный отец наш Феодосий! Ты с юности любил Господа Иисуса Христа, следовал лишь за Ним одним, ушел на Афонскую Гору Святую, в удел Божией Матери, откуда ко Гробу Господню жить пришел. Там в сане священника много лет ты пребывал и совершал молитвы усердные за Русскую землю, Церковь Православную и весь русский народ.
Когда же пришли страшные годы безбожия на Руси, ты забыл и Афон, и Иерусалим, вернулся в Отечество свое, чтобы разделить беды и страдания твоего народа и Святой Церкви Православной, как верный монах и священник, попав в тюремное заточение. Но твоя вера и смирение, кротость и терпение умиляли даже жестокие сердца заключенных с тобою людей.
В военные годы ты, отец Феодосий, помогал людям православным в битве с врагом, многих спас и от уныния, и пытавшихся самоубийством жизнь покончить. Твоей помощью люди верные укреплялись в надежде своей, что Господь не оставит Отечества наше, что Матерь Его сохранит страну Свою, и гнев Божий, посланный по грехам отцов, на милость сменится.
Твой подвиг юродства во многих трудах удивил людей земных и Ангелов, тебе являвшихся: все может молитва праведника с верой крепкой. Ты знаешь, преподобный отец наш Феодосий, нужды и беды, и печали наши, знаешь и желание наше с Господом всегда пребывать. Проходя трудный и тернистый путь жизни земной, ты сам нес бремя горестей и нападений и от твоих братьев, и от иноверцев, и от родных. Вспомни же нас, старец Божий, у Престола Господня, ведь ты обещал помогать всем, кто обратится к тебе, помянув в молитвах. Твоя же память не исчезает, отец наш Феодосий, в Кавказской земле до сего дня: потому с верой и надеждой приходят все люди православные к могилке твоей и раке твоих честных мощей, прося заступничества перед Богом и молитвенной помощи.
Просим же тебя, о преподобный отец наш Феодосий: помоги нам в трудные дни нашей жизни, во всех бедах, скорбях и страданиях, молись ко Господу, Начальнику всего мира, чтобы смягчил Он злые и ожесточившийся сердца людские, чтобы подал мир народам Кавказа, разрушил неверные совещания раскольников и еретиков, нападающих на Церковь Святую Православную.
Твоими молитвами, угодник Божий, пусть Господь простит нам все грехи, пусть минуют нас стрелы и интриги врагов, соблазны и искушения дьявольские. Попроси нам у Творца и Владыки жизни нашей время на покаяние, избавление от гибели, здравие больным, исправление согрешившим, утешение скорбным, детям воспитание в страхе Божием, уходящим в жизнь загробную добрую обитель райскую, скончавшимся покой и Царствия Небесного жизнь вечную.
Будь, отец наш Феодосий, покровитель и помощник всем православным земли Кавказской и всей России. Пусть крепнет и умножается на ней и по всей Великой Руси Святая Православная вера, мы же, по молитвам твоим святым, укрепляемые Господом, да прославим Троицу Пресвятую и твое заступничество и ходатайство сегодня и во веки все. Аминь.


Святой Павел Таганрогский в чем помогает?

Биография

Святой Павел Таганрогский прожил долгую жизнь, оставив яркий след в истории русского православия. Особенно его почитают в южных восточнославянских землях.

Детство и юность

В ноябре 1792 г. в недалеко от города Кролевец Черниговской губернии в семье богатых дворян Стожковых родился мальчик, которого при крещении нарекли Павлом. Родители мечтали о том, что сын получит хорошее светское образование и займёт достойное место в обществе, но стремления мальчика с раннего детства были направлены на служение Господу. Он мечтал о паломничестве по святым местам и тихой простой жизни, наполненной трудом и молитвами.

В 16 лет юноша уходит из дома и в течение нескольких месяцев путешествует по православным святым местам. Вернувшись в дом отца, Павел со смирением принял наказание разгневанного отца, но не изменил своему стремлению.

В 25 лет он получил причитающуюся ему часть наследства. С благословения родителей он освободил крепостных крестьян, распродал земли и имущество. Большую часть дохода от их продажи молодой человек раздал нуждающимся людям, а оставшиеся средства оставил для исполнения своей заветной мечты.

Зрелые годы

Павел Павлович стойко переносил все тяготы паломнической жизни. В течение 10 лет он посетил множество обителей, расположенных на территории Российской империи. Уже во время этих странствий молодой дворянин старался не раскрывать своего происхождения: он вёл себя как простой крестьянин и говорил на малорусском наречии.

Через 10 лет праведник закончил свои странствования в Таганроге — небольшом городке на берегу Азовского моря. Он селился в самых бедных районах города, работал грузчиком, не страшась даже самой тяжёлой работы. При этом праведник не пропускал ни одной церковной службы и жертвовал свой скромный заработок на нужды храмов.

За многие годы, проведённые в тяжёлом труде и молитвах, о праведном муже узнали многие жители прибрежного города и его окрестностей. К нему приходили люди за советом и помощью, так как его слова открывали в душах христиан путь к Господу.

Старчество

Глубоким старцем Павел Павлович поселился в маленьком домике на подворье Ефима Смирнова, расположенного в Депальдовском переулке. В небольшой комнате было собрано множество икон, перед которыми горели лампады и свечи, установленные в горшки с песком.

Праведник спал на простой деревянной скамье, положив под голову что-либо из одежды. Старец запрещал часто убирать в своём жилище, говоря, что душевная чистота важнее внешнего благополучия. Поэтому люди должны ежедневно молиться, а уборку можно делать один раз в неделю.

К старцу часто приходили мужчины и женщины с просьбой разрешить им жить рядом, приобщаясь к его мудрости и открывая своё сердце Господу. Они основали общину, которая жила по заветам блаженного Павла. Как и праведник, послушники проводили день в труде и молитве, соблюдая при этом строгий пост.

Блаженный старик заботился о людях, нуждающихся в помощи. Многие горожане жертвовали ему деньги, продукты и одежду, которые он раздавал беднякам. Активную помощь старец оказывал узникам. Он передавал им продукты, наставлял на истинный путь и помогал в организации погребения.

В сопровождении нескольких своих послушниц святой Павел часто совершал паломничества по святым местам, стойко перенося трудности пути даже в преклонные годы.

Земной путь таганрогского старца закончился 10 марта 1879 г. В момент его кончины произошло чудо, засвидетельствованное послушники и уважаемым в городе священнослужителями. По телу праведника прошла желтая тень, а затем кожа его приобрела белоснежный цвет. В этот же момент уважаемый в городе священник увидел в небе Ангелов, понимающих на Небеса душу. Он спросил кого несут в Царство Господне посланники Его и услышал в ответ, что это чистая душа праведника Павла Павловича.

Божьи странники

В холод и зной, в дожди и метели гнала их вперёд неуёмная жажда поиска Бога и Его Правды. И не только по святой Руси пролегал их путь – доходили они в своих странствиях до пустынь египетских и стен священного града Иерусалима, где коленопреклоненно замирали перед Гробом Господним. А затем отправлялись назад в родную сторонушку, да не самолётами компании «Эль-Аль», а ноженьками своими, в обход двух морей, кормясь по дороге Христовым именем.

Их-то рассказы и определили дальнейшую жизнь Павла. Когда исполнилось ему двадцать пять лет, что, по законам того времени, считалось совершеннолетием и давало право самостоятельно распоряжаться имуществом, отец выделил ему причитающуюся часть наследства.

Она включала в себя, кроме значительных земельных угодий и ожидающей его на банковском счету денежной суммы, триста крепостных крестьян, или, как тогда было принято говорить, «душ». Столь солидный капитал позволял молодому человеку вести широкую, подобающую его дворянскому происхождению, жизнь не только в России, но и в любой из европейских столиц.

Однако не о земных благах помышлял Павел. Помнил он слова Господа о том, сколь трудно богатому стяжать Царство Небесное, и что лишь продав имение своё и раздав всё нищим, можно войти в Горний мир. Павел Таганрогский не стал искать в тех словах иносказания, а выполнил завет Божий в буквальном смысле – крепостных крестьян отпустил на волю, выручку за проданную землицу и банковские накопления роздал нищим, а сам, благословясь у отца с матерью, отправился в странствия по святым местам.

Десять лет посвятил он странничеству. За давностью времён нет возможности узнать, где именно побывал за эти годы Павел Таганрогский. Житие святого, написанное через много лет после его блаженной кончины, оставляет сей вопрос без ответа. Но известно, что по завершении пути поселился он в приморском городе Таганроге, где, презрев своё дворянское происхождение, повёл простую и богоугодную жизнь, зарабатывая тяжёлым трудом кусок хлеба насущного.

Почитание и канонизация

Узнав о кончине праведника множество горожан и людей из окрестных районов пришли проводить его в последний путь. Людей, желающих попрощаться со старцем, было столько, что они стояли в очереди по несколько часов. Множество чудес исцеления произошло у его гроба.

Несмотря на всеобщее уважение и почитание, официальная канонизация Павла Стожкова произошла только в начале XXI века.

В июне 1999 г. произошло местное прославление святого блаженного Павла Таганрогского. Ковчег с честными мощами праведника был перенесён из кладбищенской церкви во имя Всех Святых в городской Свято-Никольский храм. Всю дорогу святыня находилась в руках высших архиереев местной епархии.

Очевидцы торжественной церемонии свидетельствуют о чудесных явлениях, сопровождающих торжественный момент. Во время торжества вокруг стоящего в зените солнца возникло радужное свечение, которое наблюдалось в течение часа. Затем на этом месте появился облачный крест.

О святости происходящего события свидетельствует изменение вкуса воды, которую предлагали прихожанам на входе в храм. Она стала необыкновенно мягкой и приобрела сладкий вкус.

Общецерковное прославление произошло через 17 лет после канонизации святого мужа.

Православные люди стремятся не только приложиться к ковчегу, хранящему мощи святого Павла, но и посетить скромный деревянный домик, в котором сегодня восстановлен интерьер, существовавший при жизни праведника. Люди приходят сюда, чтобы проникнуться духом спокойствия и благодати, не исчезнувших за многие годы запустения.

Наставления

К Павлу Павловичу часто приходили люди за советом и получением перед началом различных дел. Многие его слова сохранились в памяти людей.

Праведник не только на словах, но и личным примером показывал богоугодное милосердие и благотворительность. Он помогал нуждающимся людям, заключённым и согрешившим людям, отмечая, что спасение каждого человека в молитве и Вере. Помочь человеку может только Господь, потому что только Он в силе миловать и карать детей своих.

Благим делом старец называл пожертвования на возведение и украшение храмов. Он лично участвовал в расширении главного городского собора, покупал иконы и масло для лампад. Важным делом праведник считал надлежащее обустройство и содержание молельных мест в частных домах христиан, в которых должно быть много икон, свечей, ладана и масла в лампадах, постоянно горящих перед святыми образами.

Важно! Блаженный Павел призывал почитать церковные праздники, воскресные и пятничные дни, когда христиане должны с особенным рвением предаваться молитве и делу милосердия.

Старец благословил паломников, которые подобно ему мечтали о посещении православных святынь. Он говорил, что тяготы и испытания, ожидающие христиан в пути, очищают их душу и разум.

Чудеса и прорицания

Очистив сердце и разум от греховных мыслей, Павел получил от Господа дар прозорливости и исцеления. Множество чудес произошло по молитве и заступничество праведника перед Господом. Среди них можно выделить следующие события:

    Простому монаху Диамину Павел Павлович предсказал великую судьбу. Через некоторое время он Диамина провозгласили иерусалимским патриархом — одним из самых влиятельных сановников православной Церкви.

Праведник имел дар видеть души людей и их прегрешения. Он громко обличал их, указывая на якобы такие же пороки у своих домочадцев, которые лишь смиренно соглашались со словами учителя. При этом посетитель понимал, что речь идёт о его грехах и уходил от старца с лёгкой душой.

Интересно: как и многие божьи угодники, блаженный Павел знал о часе своей телесной кончины. Он заранее подготовился к этому моменту и лично разослал приглашения на своё погребение.

Посмертные чудесные явления

Почитающие праведника люди и после его смерти продолжали приезжать в Таганрог, ища его заступничество и указания правильного пути. Известно о следующих случаях посмертных чудес, произошедших по молитве Павлу Таганрогскому:

    Многие годы женщина по имени Наталья была одержима злым духом, побуждающим её на убийство родных детей. В последней надежде она пришла на могилу праведника и молила его о помощи. После усердной молитвы ей стало значительно легче, а после нескольких посещений погребения и последнего жилища святого из Таганрога бес прекратил терзать её душу.

Память

После официальной канонизации были установлены дни его общецерковного поминовения. Они приходятся на следующие даты:

  • 23 марта — окончание земного пути;
  • 20 июня — официальное причисление к лику святых предстоятелей.

В эти дни особо торжественные церковные службы проходят в местах, связанных с именем Павла Таганрогского. К ним относятся:

  • домик (келья) в Тургеневском переулке, 88, где провёл последние годы старец;
  • храм-часовня над местом погребения;
  • Свято-Никольская церковь, в которой покоятся мощи святого мужа.

Жизнь Павла Таганрогского — пример служения Господу, для которого необязательно покидать мирскую жизнь. Живя среди простых людей, он личным примером открывал им путь к Господу.

Фильм о святом праведном старце Павле Таганрогском

Ссылка на основную публикацию