Феофан Грек: биография и работы иконописца, творчество и труды

Феофан Грек

Биография

Рассвет русской иконописи приходится на рубеж XIV–XV веков — время, когда свои шедевры создавали именитые живописцы Андрей Рублев и Феофан Грек. Последний прибыл в Русь из Византии уже сформировавшимся мастером, но по-настоящему великим стал в 1390-е годы. Фресками и иконами Феофана Грека украшены крупнейшие православные храмы Москвы и Нижнего Новгорода.

Судьба

Согласно общепринятой версии, иконописец родился около 1340 года в Константинополе — сердце Византийской империи, за что и получил прозвище Грек. Русь стала родиной для Феофана в 1370 году — он приехал в Новгород, предположительно, вместе с митрополитом Кирпианом. Спустя 20 лет, в 1390-м, переехал в Москву, где и провел остаток жизни. По данным некоторых историков, Феофан также проживал в Серпухове и Коломне, но созданные там шедевры не сохранились.

Фреска Феофана Грека «Успение» / Третьяковская галерея

Феофан Грек — последователь исихазма. Это христианское вероучение называет медитацию методом познания божественного. Иконописец умер около 1410 года, но не позже 1413-го. Причина смерти естественная, ведь Феофан Грек, по приблизительным расчетам, разменял 8-й десяток.

1413-м датируется лестная характеристика Феофана Грека, которую писатель и художник Епифаний Премудрый направил своему другу преподобному Кириллу Белозерскому. Кстати, письмо Епифания — основной источник, из которого черпаются данные о личной жизни Феофана и его методе работы.

Творчество

По сведениям Епифания Премудрого, за свою жизнь Феофан расписал более 40 каменных церквей в Константинополе (современный Стамбул), Халкидоне, Галате, Кафе (ныне Феодосия) и в городах Древней Руси. До наших дней сохранились лишь русские шедевры.

Первой и единственной документально подтвержденной работой Феофана Грека является церковь Спаса Преображения на Ильине улице, которая до сих пор служит украшением Великого Новгорода. До наших времен росписи дошли фрагментарно. Неповрежденные элементы позволяют оценить мастерство автора и масштаб проведенной работы.

Наиболее хорошо сохранились купол и «барабан». В центральной части конструкции изображен Пантократор, он же Спас Вседержитель. По контуру портрета выведен стих из Псалтыри, а под небесным царем нарисованы четыре архангела и четыре херувима и серафима. Такое оформление купола традиционно не только для новгородской, но и византийской архитектуры: создавая фрески, Феофан Грек опирался на убранство собора Святой Софии.

Фреска Феофана Грека «Троица» / Википедия

Троицкий придел Спасо-Преображенской церкви также хорошо сохранился. Особую ценность представляет фронтальное изображение Троицы. У ее ног, согласно задумке Феофана Грека, покоились Авраам и Сарра, подносящие гостям пищу. Сейчас на фреске можно увидеть только Сарру.

В начале 1390-х годов Феофан приехал в Москву. Здесь художник писал иконы и украшал церковные книги. Предполагается, что перу византийца принадлежат иллюстрации и буквицы в Евангелие боярина Фёдора Кошки и Евангелие Хитрово. Работы датируются 1392 годом. Искусствоведы, опираясь на художественный анализ, приписывают Феофану авторство произведений «Успение Божией Матери» и «Донская икона Божией Матери».

Фреска Феофана Грека «Донская икона Божией Матери» / Третьяковская галерея

«Успение Божией Матери» — двусторонняя. С одной стороны изображен церковный праздник, посвященный памяти о смерти, или успении Пресвятой Богородицы. На обороте нарисованы Богородица с младенцем. Позже умиленный портрет на оборотной стороне получил отдельное название — «Донская икона Божией Матери».

До второй половины XX века считалось, что Феофан Грек создал икону Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском «Преображение». Однако современные эксперты Третьяковской галереи безапелляционно заявляют, что рука византийца не прикасалась к этому холсту. Сейчас икона демонстрируется как работа «неизвестного иконописца».

В 1405 году три легендарных иконописца — Феофан Грек, Андрей Рублев и Прохор с Городца — собрались, чтобы расписать Благовещенский собор. Кроме того, Феофану приписывают авторство ряда икон с иконостаса собора. Кстати, этот иконостас является уникальным для церковного искусства — он стал первым в России, на котором фигуры изображаются в полный рост.

Состоит Благовещенский иконостас из 9 икон. Здесь можно увидеть лики Василия Великого, Апостола Петра, Архангела Михаила, Богоматери, Спаса Вседержителя, Иоанна Предтечи, Архангела Гавриила, Апостола Павла и Иоанна Златоуста. Авторство приписывают Феофану Греку ввиду того, что манера исполнения икон схожа с манерой росписей Спасо-Преображенской церкви в Великом Новгороде.

Фреска Феофана Грека «Спас Вседержитель» / Википедия

Феофан очеловечивал героев икон либо обожествлял по собственному усмотрению. Мастер часто отрывался от работы и разговаривал со служителями храма, прихожанами, что словно помогало осмыслить мазок, который предстоит нанести на фреску. Такой метод работы объясняет, почему Феофан Грек создавал фрески скорописью, то есть без детальной проработки изображения.

Одни искусствоведы утверждают, что иконописец работал в монохромной технике, используя красно-коричневые тона. Другие же предполагают, что часть цвета потерялась во времени, что палитра Феофана была куда многообразнее. Ведь для того, чтобы заново открыть шедевры византийца, реставраторам приходилось сбивать штукатурку и использовать известь.

Феофан Грек: биография и работы иконописца, творчество и труды

Считается, что рукой иконописца движет Бог. Мы расскажем вам о семи мастерах, творчество которых перевело русское иконописание в разряд величайших достижений как национальной, так и мировой культуры.

На миниатюре: Донская икона Божией Матери кисти Феофана Грека. Один из величайших иконописцев своего времени, Феофан Грек родился в Византии в 1340 году и в течении долгих лет оттачивал свой уникальный экспрессивный стиль, расписывая храмы Константинополя, Халкидона, генуэзской Галаты и Кафы. Однако ни одна из фресок того периода не сохранилась до наших дней, и всемирную славу мастера составили росписи, сделанные на Руси.

Приехал в Новгород (в 1370 году) он уже состоявшимся иконописцем. Первой работой Феофана в Новгороде стала роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице – единственный сохранившийся монументальный труд Феофана Грека. Время пощадило фрески со знаменитым погрудным изображением Спаса Вседержителя с Евангелием, с фигурами Адама, Авеля, Ноя, Сифа и Мелхиседека, а также образы пророков Илии и Иоанна.

Спустя двенадцать лет Феофан Грек переезжает в Москву, где руководит работой мастеров по росписи храмов Московского Кремля. Не все знают: оригинальные фрески Феофана Грека и его учеников не сохранились, но отдельные фрагменты их композиции вновь и вновь воспроизводились на стенах Кремлевских соборов. Особого упоминания заслуживает тот факт, что Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком расписывали также старец Прохор с Городца и Андрей Рублев.

Помимо иконописания Феофан Грек создавал миниатюры для книг и оформлял Евангелия – к примеру, перу великого византийского мастера принадлежат орнаментальные украшения знаменитого Евангелия московского боярина Федора Кошки.

Интересный факт: Феофану Греку приписывается авторство икон из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Это первый в России иконостас с фигурами святых, изображенными в полный рост. Также именно кисти Грека принадлежат хранящиеся в Третьяковской Галлерее Донская икона Божией Матери и икона Преображения Иисуса Христа на гор е Фавор.

На миниатюре: Икона «Троица» кисти Андрея Рублева. Андрея Рублева можно назвать самым знаменитым и – в случае, если такое определение возможно в разговоре о причисленном к лику святых монахе-художнике – популярным русским иконописцем, творчество которого на протяжении сотен лет является символом подлинного величия русского искусства и абсолютной преданности выбранному жизненному пути.

До сих пор неизвестно ни место рождения Рублева, ни даже имя, данное ему при рождении – Андреем он был наречен уже при постриге в монашество – однако, скудность фактических сведений о мастере в определенном смысле даже добавляет его образу выразительности и яркости.

Самой ранней из известных работ Рублева считается совместная с Феофаном Греком и Прохором с Городца роспись Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году. После окончания этой работы Рублев расписывал Успенский собор в Звенигороде, и позже, совместно с Даниилом Черным, – Успенский собор во Владимире.

Непревзойденным шедевром Рублева традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в первой четверти XV века – одна из самых многогранных икон, когда-либо созданных русскими иконописцами, в основе которой лежит сюжет о явленнии праведнику Аврааму Бога в виде трех юношей-ангелов.

Интересный факт: повествуя о росписи Благовещенского собора Московского кремля, Троицкая летопись упоминает имя «чернеца Рублева» последним в ряду Феофан Грек-Прохор с Городца-Рублев, что, согласно летописной традиции, означает, что именно он был младшим в артели. Вместе с этим сам факт совместной работы с Феофаном Греком дает понять, что к тому моменту Рублев был уже состоявшимся мастером.

На миниатюре: Фреска «Лоно Авраамово» кисти Даниила Черного. Множество книг и статей о русском иконописании также зачастую вспоминают о монахе Данииле только в контексте его совместной работы с автором великой «Троицы», однако, на деле его заслуги перед русской культурой этим отнюдь не исчерпываются.

Даниил Черный был не только старшим товарищем и наставником Рублева (cогласно знаменитой «Духовной грамоте» Иосифа Волоцкого), но и абсолютно самодостаточным и опытным художником, отличавшимся от многих своих современников не только поистине уникальным даром живописца, но и умением работать с композицией, цветом и характером рисунка.

Среди авторских работ Даниила Черного встречаются как фрески, так и иконы, наиболее известными из которых являются «Лоно Авраамово» и «Иоанн Предтеча» (Успенский собор Владимира), а также «Богоматерь» и «Апостол Павел» (Троице-Сергиева Лавра)

Интересный факт: совместные работы Даниила Черного с Андреем Рублевым поставили перед историками непростую проблему разделения их произведений, интересное решение которой предложил художник-искусствовед Игорь Грабарь. Иконами и фресками авторства Даниила Черного нужно признать те, в чертах которых просматриваются приметы предшествующей школы письма XIV века. Безукоризненная логика такого решения такова: в сравнении с Рублевым Даниила Черного можно считать художником старшего поколения, следовательно и все приметы «старого» иконописания – дело его рук.

На миниатюре: Икона «Сошествие во ад» кисти Дионисия. Имя Дионисия олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения московской иконописи XV-XVI веков. Историки и искусствоведы считают его своего рода продолжателем традиций Андрея Рублева, занимающим свое почетное место в ряду величайших русских иконописцев.

Читайте также:  Симеон Новый Богослов - житие и биография праведного, почитание и дни памяти, книги и труды

Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (XV век). Спустя более сотни лет, в 1586 году, старый собор был разобран ради постройки нового. Каменные блоки с фресками Дионисия и Митрофана оказались использованы в его фундаменте, где и были успешно обнаружены много лет спустя. Сегодня эти фрески хранятся в московском музее древнерусской культуры и искусства и Боровском филиале Калужского краеведческого музея.

В 1479 году Дионисий написал иконостас для деревянной церкви Успения в Иосифо-Волоколамском монастыре, а еще через 3 года – образ Богоматери Одигитрии на обгоревшей греческой иконе из разрушенного в 1929 году Вознесенского монастыря в Московском Кремле.

Отдельного упоминания заслуживает работа Дионисия на севере России: около 1481 года им были написаны иконы для Спасо-каменного и Павлово-Обнорского монастырей под Вологдой, а в 1502 году – совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием – фрески для Ферапонтова монастыря на Белоозере.

Интересный факт: о манере письма Дионисия можно судить по великолепно сохранившимся фресками того самого Ферапонтова монастыря на Белоозере. Эти фрески никогда не переписывались и не подвергались серьезной реставрации, оставаясь таким образом максимально близкими к своему оригинальному виду и цветовой гамме .

На миниатюре: Икона «Мученики Кирик и Иулитта» кисти Гурия Никитина ) Фрески костромского художника-иконописца Гурия Никитина – не только пример великолепия и символичности русской иконописи, но по-настоящему уникальное для его времени сочетание декоративизма и монументальности в рамках одного произведения. Дело в том, что именно на период творческой зрелости Никитина – а это приблизительно 60-е годы XVII столетия – приходится подъем русского монументально-декоративного искусства – и эти тенденции не обходят стороной молодого мастера.

В непростом для русской церкви 1666 году Гурий Никитин принимает участие в возобновленных работах по росписи Архангельского собора Московского Кремля – кисти Никитина принадлежат изображения воинов-мучеников на столбах, а также отдельные части монументальной композиции «Страшный суд». Спустя 2 года Никитин пишет 4 иконы для московской церкви Григория Неокессарийского.

Однако, пожалуй, главным «профессиональным достижением» Гурия Никитина стала стенопись в ярославской церкви Ильи Пророка и костромском Ипатьевском монастыре. В эти годы он уже руководил группой иконописцев, выполняя при этом самую сложную часть работы – он в одиночку вычерчивал контуры всех фресок, которые потом дорисовывали ученики.

Интересный факт: если верить Дозорной книге 1664 года, выясняется, что Никитин – не фамилия, а отчество знаменитого иконописца. Полное имя мастера – Гурий Никитин (Ни китович) Кинешемцев.

На миниатюре: Икона Богородицы «Умиление» кисти Симона Ушакова. Фаворит царя Алексея Михайловича, любимый и единственный иконописец первых лиц государства, непревзойденный мастер рисунка и цвета, Симон Ушаков в определенном смысле обозначил своим творчеством начало процесса “обмирщения” церковного искусства. Выполняя заказы царя и патриарха, царских детей, бояр и других важных персон, Ушаков написал более 50 икон, ознаменовав начало нового, «ушаковского» периода русской иконописи.

Многие исследователи сходятся на том, что Ушакову не было равных в писании ликов – и именно по тому, как он писал их проще всего отследить, какие изменения – логичным образом совпавшие с церковной реформой патриарха Никона – произошли с русской иконописью. У Ушакова традиционный для русской иконописи лик Спасителя приобрел «новые, неведомые ему дотоле черты. Новгородский Спас был грозным Богом, новый Спас бесконечно ласковее: он Богочеловек. Это очеловеченье Божества, приближение его к нам внесло теплоту в суровый облик древнего Христа, но в то же время лишило его монументальности».

Еще одной важнейшей исторической особенностью творчества Ушакова становится тот факт, что в отличие от иконописцев прошлого, Ушаков подписывает свои иконы. На первый взгляд ничтожная деталь в сущности обозначает серьезнейший перелом в общественном сознании того времени – если раньше считалось, что рукой иконописца водит сам Господь – и хотя бы поэтому мастер не имеет морального права подписывать свою работу – то теперь ситуация меняется на полностью противоположную и даже религиозное искусство приобретает светские черт ы.

Интересный факт: Симон Ушаков активно занимался преподаванием иконописи. Среди прочих учился у него и Гурий Никитин.

На миниатюре: Икона «Илья Пророк в пустыне» кисти Федора Зубова. Исследователи русской иконописи сходятся на том, что главнейшей заслугой Федора Зубова стало стремление вернуть изображаемым ликам святых духовную значительность и непорочность. Иначе говоря, Зубов старался объединить лучшие достижения иконописи XVII века с достижениями более древних традиций.

Как и Симон Ушаков, Зубов работал при царском дворе и был одним из пяти «жалованных иконописцев». Проработав в столице больше 40 лет, Федор Зубов написал огромное количество икон, среди которых были изображения Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, пророка Илии, святителя Николая и многих других святых.

Интересный факт: «жалованным иконописцем» царского двора, то есть, мастером, ежемесячно получающим жалованье и через это – определенную уверенность в завтрашнем дне, Федор Зубов стал по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло». Дело в том, что в начале 1660-х годов семья Зубова осталась практически без средств к существованию, и иконописец был вынужден написать челобитную царю.

Феофан Грек

Биография

Начало пути. Византийское творчество.

Феофан Грек считается одним из самых известных русских живописцев. Он родился в Византии около 1340 г. Несмотря на то, что исконно русским благодаря его происхождению Феофана Грека назвать тяжело, письменная традиция часто причисляет его к русским художникам – во многом потому, что значительную часть жизни он творил не у себя на родине, а на Руси.

К сожалению, сведения о детстве и юности Феофана Грека носят фрагментарный характер и рисуют весьма незаконченную картину. Точные дата рождения и смерти живописца неизвестны, поэтому исследователи, как правило, считают эти годы весьма приблизительными. Выдающийся мастер средневековой эпохи, Феофан приехал на Русь уже около 1390 г., когда ему было около пятидесяти лет. До этого он плодотворно работал в Византии. Несмотря на то, что его работы исчислялись десятками, ни одна из них (относящаяся к византийскому периоду) не сохранилась.

Биографические данные о жизни Феофана, в основном, содержатся в новгородских и московских летописях. Тем не менее, большое значение имеет датированное примерно 1415 г. письмо, написанное московским агиографом Епифанием Премудрым архимандриту Спасо-Афанасиева монастыря Кириллу. В этом письме Епифаний приводит подробную описательную характеристику принципов, на которых строятся практически все работы Феофана Грека. По словам Епифания, у него даже хранилось иллюстрированное лично Феофаном Четвероевангелие. Более того, в том же письме подтверждается греческое происхождение Феофана. Епифаний высоко отзывается о способностях мастера, говоря, что «он среди иконописцев отменный живописец». Если верить письму, то к тому времени Феофан уже расписал более 40 каменных церквей – как на Руси, так и в Византии – в Константинополе, Халкидоне и т.д.

Феофан Грек и Русь

Одна из новгородских летописей датирует первую работу Феофана 1378 г. Это была церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Сейчас она выступает не только как выдающийся памятник искусства XIV столетия, но и как единственная дошедшая до настоящего времени работа мастера. Церковь является главным источником для суждения как о его творчестве, так и о роли, которую Феофан Грек сыграл для современной ему эпохи.

С учетом минувших столетий, церковь неплохо сохранились, хотя ее фрески дошли до нас лишь во фрагментарном виде. В традиционной для себя манере Феофан Грек при росписи церкви использовал религиозные сюжеты, украсив купол фигурой Христа в окружении архангелов, а на барабан водрузив фигуры праотцев (Адама, Ноя, Авеля и т.д.). Анализируя сохранившуюся роспись, можно сказать, что Феофан работал в индивидуальной манере: его живопись отличается экспрессивностью и свободой. Как творец Феофан не боялся экспериментировать и пользовался разнообразными приемами, среди которых – приглушенный общий тон росписи и яркие белильные высветления. В палитре мастера преобладают коричневая и серебристо-голубая краски. Церковь Спаса Преображения благодаря Феофану Греку до сих пор считается одним из наиболее выдающихся памятников искусства XIV века.

К сожалению, подробных сведений о раннем творчестве Феофана Грека (т.е. о периоде деятельности до приезда на Русь) не сохранилось. В связи с этим исследователи осмеливаются говорить только об одной документально подтвержденной работе Феофана. Остальное приписывается ему в связи с рядом различных факторов, среди которых – общность духовно-эстетических идей, манера росписи, стиль эпохи. Доподлинно неизвестно, принадлежат ли эти работы в действительности Феофану Греку или же были написаны кем-то другим – вероятно, живописцем со схожей манерой исполнения.

Прославленный во времени византиец около 1390 года ступил на русскую землю. К тому времени, как гласит традиция, Феофан глубоко проникся древним учением исихаизма. Это было обновленческое движение в православии, суть которого состояла в почитании Божественного света. Свет этот открывался верующим лишь с помощью практики регулярных медитаций – глубокого внутреннего сосредоточения. Увлечение исихаизмом прямым образом повлияло на творчество Феофана Грека. Идея возможности обретения Божьего царства на земле путем регулярных медитативных практик захватила Феофана и получила наглядное воплощение в экспрессивно-спиритуалистической манере его живописи.

Творчество Феофана Грека было практически неизвестно широкой публике вплоть до начала XX века – и это несмотря на то, что из скупых летописных сведений совершенно очевидно, что он почитался своими современниками. Современные исследователи часто ставят знак равенства между именами Феофана Грека и Андрея Рублева. Рублев, будучи младшим современником Феофана (разница в возрасте между ними составляла около тридцати лет), также считается выдающимся для своей эпохи иконописцем. В творчестве этих двух мастеров четко построенная религиозная картина, воплощенная в материи – росписи икон, церквей, храмов. Оба творца в какой-то степени представляют из себя загадку для исследователей, поскольку достоверных биографических данных об их жизни сохранилось очень немного. Для иконописи XIV века Андрей Рублев и Феофан Грек были ключевыми фигурами, сочетавшими в себе с одной стороны – талант монументалистов, а с другой – дарование иконописцев. Именно невозможность отследить их жизни от рождения и до кончины позволяет современным обывателям концентрироваться на творчестве обоих мастеров.

Читайте также:  Нил Мироточивый: житие и биография преподобного, посмертные вещания, труды и пророчества

Среди работ, приписанных Феофану Греку и доподлинно выполненных им, однако не дошедших до наших дней, необходимо упомянуть Успенский собор в Коломне (позднее он был перестроен). Вероятнее всего, Феофан расписывал его по приезду на русскую землю, т.е. около 1390 года. В Благовещенском соборе Московского Кремля впоследствии оказалась икона, чье авторство очень многие специалисты привыкли связывать с именем Феофана – «Богоматерь Донская», которая первоначально находилась в Успенском соборе в Коломне.

Стилистическая манера Феофана Грека

Манера Грека расписывать иконы и фрески неоднозначна. Фрески в исполнении Грека довольно мрачны – святые изображены суровыми, как бы отстраненными от наблюдающих за ними, погруженными в себя. Ведь именно в этом и состоит смысл бытия – обрести спасение, узрев себя самого. Что касается иконописи Грека, то образы, воплощенные в ней, внушительны и монументальны. Вся композиция направлена на подчинение одной цели – вознести Всевышнему благодарственную молитву. Творец при росписи уделял внимание каждому лику, стараясь передать самые мельчайшие его черты. Если фрески Феофана создают довольно гнетущую атмосферу, то его иконопись обращена к спокойствию и умиротворению. Эта способность выражать идею совершенно разными приемами (не только стилистическими, но и техническими), безусловно, выдают в Феофане Греке настоящего мастера своего дела и творца потрясающего таланта.

По всей вероятности, Феофан является автором таких икон, как «Преображение» и «Иоанн Предтеча Ангел пустыни».

Феофан Грек: биография, творчество и иконы

Содержание статьи

  • Феофан Грек: биография, творчество и иконы
  • Характерные черты московской школы иконописи
  • Иеромонах Фотий: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Краткая биография и портрет личности Феофана Грека

О незаурядной личности Феофана Грека (Гречанина) мы знаем благодаря двум историческим персонам и их хорошим отношениям. Это — Кирилл, архимандрит тверского Спасо-Афанасьевского монастыря, и иеромонах Троице-Сергиева монастыря, последователь Сергия Радонежского, а впоследствии составитель его житий Епифаний Премудрый.

В 1408 г. из-за набега хана Едигея иеромонах Епифаний прихватил свои книги и убежал от опасности из Москвы в соседнюю Тверь, а там укрылся в Спасо-Афанасьевском монастыре и сдружился с его настоятелем архимандритом Кириллом.

Вероятно, в тот период настоятель и увидел «церковь Софийскую цареградскую», нарисованную в Евангелии, которое принадлежало Епифанию. Через несколько лет в несохранившемся письме Кирилл, видимо, спросил о рисунках с видами константинопольского собора Святой Софии, которые произвели на него впечатление и запомнились. Епифаний в ответ дал обстоятельное объяснение по поводу их происхождении. Сохранилась копия XVII–XVIII вв. отрывка из этого ответного письма (1413 — 1415 гг.), названного так: «Выписано из послания иеромонаха Епифания, писавшего к некоему другу своему Кириллу».

Епифаний в послании поясняет игумену, что те изображения он собственноручно скопировал у гречина Феофана. И далее Епифаний Премудрый подробно и живописно рассказывает о греческом иконописце. Поэтому мы знаем, что Феофан Грек работал «по воображению», т.е. не смотрел на канонические образцы, а писал самостоятельно по своему усмотрению. Феофан был в постоянном движении, поскольку отходил от стены, оглядывал изображение, сверяя с образом, который сложился в его голове, и продолжал писать. Такая художественная свобода была необычна для русских иконописцев того времени. В процессе работы Феофан охотно поддерживал беседу с окружающими, что не сбивало его с мысли и не мешало его трудам. Епифаний Премудрый, который знал византийца лично и общался с ним, подчеркивал ум и дарование мастера: «муж он живый, преславный мудрок, зело философ хитр, Феофан, гречин, книги изограф нарочитый и живописец изящный во иконописцех».

Ни о семье, ни о том, где и как получил иконописное образование Феофан данных нет. В послании Епифаний указывает только на уже готовые работы византийца. Феофан Грек украсил своими росписями сорок храмов в различных местах: Константинополе, Халкидоне и Галате (предместья Константинополя), Кафе (современная Феодосия), в Новгороде Великом и Нижнем, а также три церкви в Москве и несколько светских зданий.

После работ в Москве имя Феофана Грека не упоминается. Подробности его личной жизни не известны. Дата смерти не точна. Есть предположение, основанное на косвенных признаках, что к старости он удалился на святую гору Афон и закончил свою земную жизнь будучи монахом.

Феофан Грек в Великом Новгороде

Единственными достоверными произведениями русско-византийского мастера считаются только росписи в Новгороде Великом, где он жил и работал некоторое время. Так в Новгородской летописи от 1378 года конкретно указано, что «церковь нашего Господа Иисуса Христа» расписал мастер гречанин Феофан. Речь идёт о церкви Спаса Преображения на Ильине улице, построенной в 1374 году на Торговой стороне города. Византийского мастера для росписи храма позвал, видимо, местный боярин Машков Василий. Предположительно, Феофан прибыл на Русь с митрополитом Киприаном.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Великий Новгород.

Храм Спаса Преображения уцелел, а росписи Грека сохранились лишь частично. Их расчищали несколько десятилетий с перерывами, начав в 1910 году. Фрески, хотя и дошли до нас с утратами, дают представление о Феофане Греке как выдающемся художнике, который принес новые идеи в русскую иконопись. Живописец и искусствовед Игорь Грабарь оценивал приезд в Россию мастеров величины Феофана Грека, как плодотворный внешний импульс в поворотные моменты русского искусства, когда он был особенно нужен. Феофан Грек оказался на Руси, когда государство освобождалось от нашествия татаро-монголов, медленно поднималось и возрождалось.

Феофан Грек в Москве

Московские летописи свидетельствуют о том, что Феофан Грек создавал стенописи кремлёвских храмов в конце 14 – начале 15 века:

  • 1395 год — роспись церкви Рождества Богородицы на сенях в содружестве с Симеоном Черным.
  • 1399 — роспись Архангельского собора.
  • 1405 — роспись того Благовещенского собора, что стоял ранее на месте нынешнего. Благовещенский собор Феофан расписывал вместе с русскими мастерами Прохором с Городца и Андреем Рублевым.

Миниатюра Лицевого летописного свода, 16 век. Феофан Грек и Семён Чёрный расписывают церковь Рождества. Надпись: «В том же году в центре города Москвы была расписана церковь Рождества Пречистой Богородицы и придел святого Лазаря. А мастера — Феодор грек да Семен Черный».

Особенности творчества Феофана Грека

Фрескам Феофана Грека присущ минимализм цветовой гаммы и непроработанность мелких подробностей. Оттого лики святых предстают суровыми, сосредоточенными на внутренней духовной энергии и излучают мощную силу. Пятна белил положены художником так, что создают свет, подобный фаворскому, и акцентируют внимание на важных по смыслу деталях. Мазкам его кисти присуща резкость, точность и смелость нанесения. Персонажи росписей иконописца аскетичны, самодостаточны и углублены в молчаливую молитву.

Творчество Феофана Грека связывают с исихазмом, которое подразумевало непрестанную «умную» молитву, безмолвие, чистоту сердца, преобразующую силу Бога, Царство Божие внутри человека. Через века, следом за Епифанием Премудрым Феофана Грека признают не только гениальным иконописцем, но мыслителем и философом.

Работы Феофана Грека

Достоверных данных нет, но творчеству Феофана Грека обычно приписывают двустороннюю икону «Донской Божией матери» с «Успением Божией Матери» на обороте и деисусный чин иконостаса Благовещенского собора Кремля. Иконостас Благовещенского собора выделяется ещё и тем, что он стал на Руси первым, на иконах которого фигуры святых изображены во весь рост.

Ранее предполагалось, что икона «Преображение Господне» из Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского принадлжеит кисти Феофана Грека и иконописцам мастерской, которую он создал в Москве. Но в последнее время усилились сомнения в его авторстве.

Донская икона Божией Матери. Приписывается Феофану Греку.

Икона «Успение Божией Матери», оборот Донской иконы. Приписывается Феофану Греку.

Икона «Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор». ? Феофан Грек и мастерская. ?

Феофан Грек. Иисус Пантократор — роспись в куполе церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Великий Новгород.

Феофан Грек. Серафим — фрагмент росписи в церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Великий Новгород.

Феофан Грек. Даниил Столпникфрагмент росписи в церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Великий Новгород.

Феофан Грек. Макарий Египетский — фрагмент росписи в церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Великий Новгород.

Икона «Спас в силах» из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Русь, Москва. Последняя четверть XIV в. Предположительно Феофан Грек.

Краткая биография Грека Феофана самое главное для детей

Доподлинно не известно точно, когда родился Феофан Грек, художник, который стал гордостью русской иконописной школы. Источники указывают приблизительно 1340 год, а родом художник был из Византии, отчего получил на Руси прозвище “Грек”.

В Византии художник расписал 40 церквей в Константинополе и Халкидоне. К сожалению, не сохранились даже фрагменты этих фресок. В какой-то степени сохранились фрески в храме Дмитрия Солунского в Феодосии, где художник работал до того, как перебрался на Русь, в Новгород в 1370 году. Именно здесь, на Руси, мощно развилось его творчество и были оценены дар и индивидуальность живописца!
В Новгороде свою работу Феофан начал с росписи церкви Спаса Преображения. Заказали эту работу художнику местный боярин Василий Данилович и жители улицы на которой стоял храм в году 1378. Уцелели эти фрески фрагментарно, но эта работа является единственной, которая имеет документальное подтверждение авторства.

По некоторым данным Феофан Грек работал в Коломне, Серпухове и Нижнем Новгороде, который в то время был разорён и выжжен воинами Орды. Нужно было восстановить разрушенные храмы и считается, что Феофан мог расписывать Спасский собор и соборную церковь Благовещенского монастыря. Но эти росписи не сохранились.

Читайте также:  Святитель Феофан Затворник – житие и труды, мысли и советы

В Москву, куда переманил его князь Дмитрий Донской, Феофан Грек прибыл около 1390 г. Есть указания на то, что он вместе с Симеоном Чёрным расписывал церковь Рождества Богородицы с приделом Святого Лазаря (1395). Архангельский собор был расписан им в 1399 году. В 1405 году в содружестве со своим учеником Андреем Рублёвым и иконописцем Прохором он расписал Благовещенский собор. К сожалению, от этих работ тоже не осталось следа.

В Третьяковской галерее Москвы хранится икона “Преображение”, написанная для Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском примерно в 1408 году. Там же находится икона “Богоматерь Донская”. Она двухсторонняя, на обратной стороне изображено “Успение Богоматери”. Её Феофан писал в 1380 году. Искусствоведами признаётся, что некоторые иконы Благовещенского собора это тоже его гениальное творение.

Один из учеников Сергия Радонежского Епифаний Премудрый в письме своему другу архимандриту Кириллу Тверскому писал, как удивил его художник тем, что он совершенно свободен в своей работе, ему не нужно глядеть на образцы. “Он же казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту… Сколько бы с ним кто ни беседовал, не мог не подивиться его разуму, его иносказаниям («притчам») и его хитростному умонастроению”.

Конечно же, появление на Руси Феофана Грека стало большим событием и везением для художников того времени. Он пришёл уже опытным, сложившимся мастером, способствовал тому, что русская культура обогатилась византийскими традициями, а также определил развитие русской живописи на долгое время. Творчество его стало одной из вершин русской культуры. Пронеслись века, но его искусство не утратило силу своего воздействия на зрителя. Экспрессия и динамика его образов, запечатленная в сохранившихся фресках, полная сдержанности и мудрости красота иконных образов не оставляет равнодушными нынешних ценителей древнерусской живописи, да и каждого, кто хоть однажды видел сотворённые гениальным мастером работы.

Точная дата смерти художника не известна. Вероятно. что умер он около 1410 года.

Биография Грека Феофана о главном

Великим византийским и русским иконописцем можно смело считать Феофана Грека. Он отлично знал свое дело, был замечательным мастером среди фресковых росписей. Слава по нему уже прошла по всему миру, поэтому его пригласили на русские земли, чтобы он создал и здесь свои шедевры.

Феофан был рожден в Византии, это были где-то 30-е года XIV столетия. Пока не приехал на Русь занимался любимым делом в Константинополе. В то время на Руси начали возводить храмы и церкви. Для качественной работы, решили пригласить многих мастеров. На помощь откликнулся Феофан Грек, ведь он уже к тому времени внес большой вклад в Византии. Наверно, только благодаря хорошей репутации мастера, Грека приняли хорошо.

В 1370 году мастер поселяется в Новгороде, где трудится не покладая рук над церковью Спаса Преображения на Ильине улице. Его работы так же нашли свое предназначение и во многих других храмах города. Когда, казалось бы, работа в Новгороде была закончена, Феофан отправляется в Москву. Вместе с другими живописцами Грек работает над Московским Кремлем. Для некоторых бояр Феофан оформляет Евангелие, в котором не содержаться миниатюры, а преобладают лишь красочные заставки с применением орнамента. Мастер создает свои шедевры, но о многих иконах так ничего и не известно. Некоторые пропали, какие-то были уничтожены. Ходят разговоры, что так толком и не понятно выполнил ли свои работы Феофан или это были его последователи, или может никто из них.

На Руси Феофан занимается преподавательской деятельностью, учит желающих живописи. В Москве он открывает свою мастерскую, обучая учеников иконописной технике. Грек смог передать талант своим последователям, хотя многие, со временем, выработали что-то свое. Его творчество вызывало у всех восхищение, к нему обращались, он был востребован и любим. Можно сказать, что здесь он нашел свой второй дом. Мастер расписал множество церквей и монастырей. Красотой его творений можно было восхищаться вечно. Не стало мастера в период с 1405 по 1415 год, точно не известно. Говорится лишь о том, что в письме Епифания Премудрого значится, в 1415 году живописца уже не стало.

ФЕОФАН ГРЕК

Византийский живописец, работавший на Руси. Феофан расписал церковь Спаса на Ильине (Новгород, 1378), Архангельский (1399) и Благовещенский соборы Московского Кремля (1405, вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца). Феофану приписывают иконы деисусного чина Благовещенского собора в Московском Кремле — «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча» (при участии и под руководством Феофана Грека исполнены и другие иконы этого и праздничного чинов). Создал в Москве мастерскую, которой приписывают иконы “Богоматери Донской” с “Успением” на обороте (1380 или 1392), “Четырёхчастная”, “Преображение” из Переславля-Залесского. Творчество Феофана Грека оставило ярчайший след в живописи Новгорода и Москвы и нашло множество последователей.

Биография

Феофан Грек родился, вероятно, в 30-х годах XIV века и умер между 1405 и 1415 годами. Великий живописец русского средневековья был родом из Византии, почему и получил прозвище “Грек”. На Русь художник приехал не позднее 1378 года. Впервые имя его появляется в Новгородской летописи: видимо, именно новгородцы пригласили уже известного в Греции художника для росписи вновь построенной на Торговой стороне церкви. Третья новгородская летопись под 6886 (1378 год) пишет: “Того же лета подписана церковь Господа нашего Иисуса Христа, на Ильине улице, повелением благородного и боголюбивого боярина Василья Даниловича, со уличаны Ильины улицы, а подписывал мастер Греченин Феофан, при великом князе Димитрии Ивановиче и при Архиепископе Алексии Великого Новгорода и Пскова”. Летописец говорит здесь о фресках церкви Спаса Преображения на Ильине улице, частично сохранившихся до нашего времени. Их расчистка началась в 1910 году, но закончилась только в 1944 году. Теперь эта церковь является одним из наиболее известных исторических памятников Новгорода, главным источником для изучения творческой манеры великого мастера.

Но, пожалуй, главный источник для изучения жизни и творчества Феофана Грека – это письмо писателя и монаха, современника гениального византийца, составителя житий Епифания Премудрого, написанное им Кириллу, игумену тверского Спасо-Афанасьевского монастыря. Это послание, составленное около 1415 года, содержит важные подробности биографии приезжего грека и, кроме того, дает живую характеристику мастера, сделанную человеком, лично знавшим художника и сумевшим подметить необычные, индивидуальные черты его характера.

Только из этого послания известно, что Феофан Грек расписал более сорока каменных церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе (ныне Феодосия), Великом и Нижнем Новгородах, в Москве. Епифаний Премудрый описывает некоторые его произведения, в том числе поразившие современников «страннолепные» (чудесные) росписи княжеских палат, на стене которых художник изобразил Москву. Епифаний Премудрый отмечает также необычайную свободу поведения художника во время творчества, — что он, работая, никогда не смотрел на образцы, беспрестанно ходил и беседовал, причем ум его не отвлекался от его живописи. При этом Епифаний Премудрый иронизирует над скованностью и неуверенностью «нециих наших» иконописцев, неспособных оторваться от образцов. Характеризуя личность и творчество Феофана, Епифаний называет его «преславный мудрец, философ зело хитрый, книги изограф искусный и живописец изящный среди иконописцев».

Между 1378 и 1390 годами Феофан, по свидетельству Епифания, участвовал в восстановительных работах в Нижнем Новгороде после набега татар, которые сожгли город и монастыри. Его росписи не сохранились. Около 1390 года мастер прибыл в Москву. По свидетельству московских летописей, Феофан Грек участвовал в украшении кремлёвских храмов (1395, 1399 и 1405). В 1395 году он расписывал церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле (позднее здание было разобрано в связи со строительством на этом месте Архангельского собора, 1505—1508). В 1405 году Феофан расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле вместе с Прохором с Городца и «чернецом» (монахом) Андреем Рублёвым. По традиции Феофану Греку приписывают также оформление знаменитых рукописей рубежа XIV–XV веков – Евангелия Хитрово и Евангелия Федора Кошки, хотя вопрос об их авторстве окончательно не решён.

К сожалению, ни летописи, ни Епифаний Премудрый не упоминают о дате смерти Феофана, которая так и осталась неизвестной. Видимо, он скончался в весьма преклонном возрасте где-то между 1405 и 1415 годами.

Искусство Феофана Грека

Хотя манера письма Феофана исключительно индивидуальна, все же и для нее можно найти прямые источники в памятниках константинопольской школы. Это, прежде всего, фрески трапезной Кахриэ Джами, возникшие во втором десятилетии XIV века. Здесь головы отдельных святых (особенно Давида Солунского) кажутся как бы вышедшими из-под кисти Феофана. Они написаны в энергич­ной, свободной манере письма, основанной на широком применении смелых мазков и так называемых отметок, с помощью которых моделируются лица. Эти блики и отметки особенно активно используются в отделке лба, скул, гребня носа. Сам по себе данный прием не нов, он весьма распространен в живописи XIV века, преимущественно первой его поло­вины. Что сближает росписи Кахриэ Джами и фрески Феофана — это замечательная точность в распределении бликов, всегда попадающих в нужное место, благодаря чему форма приобретает крепость и конструктивность. В памятниках провинциального круга (как, например, в росписях пещерного храма Теоскепастос в Трапезунде) мы никогда не найдем подобной точности моделировки. Лишь познакомившись с такими провинциальными работами, окончательно убеждаешься в столичной выучке Феофана, который в совершен­стве овладел всеми тонкостями константинопольского мастерства.

На константинопольскую школу указывают и основные принципы феофановского ис­кусства — напряженный психологизм образов, необычайная острота индивидуальных характеристик, динамическая свобода и живописность композиционных построений, изы­сканный «тональный колорит», преодолевающий пеструю многодетность восточной па­литры, наконец, незаурядное декоративное чутье, восходящее к лучшим традициям цареградской живописи. Всеми этими гранями своего искусства Феофан выступает перед нами как столичный художник, живущий эстетическими идеалами константинопольского общества.

Ссылка на основную публикацию