Флор и Лавр – житие и биография мучеников, труды и послания, чудеса и дни памяти

Мученики Флор и Лавр

31 августа – память мучеников Флора и Лавра

Среди храмов Москвы, чудом сохранившихся в годы советских антицерковных гонений, многие только сегодня завершают свое восстановление. Понадобилось не менее четверти века, чтобы возродить их после десятилетий поругания. Одной из таких московских святынь является широко известная церковь святых Флора и Лавра на Зацепе. Храм, в XX столетии претерпевший многие мучения, символом которых стали двое новомучеников из числа священнослужителей этой церкви.

Старший священник храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе протоиерей Григорий Белоус рассказал Царьград.TV:

“В нашем храме служило два священномученика, которые были впоследствии расстреляны за веру на Бутовском полигоне. Это – протоиерей Николай Виноградов и иерей Дмитрий. “

Мученический подвиг клириков этого храма, как и многих других новомучеников и исповедников Церкви Русской во многом напоминает подвиг раннехристианских мучеников. В том числе и тех, кому посвящена сама церковь – Флора и Лавра – святых братьев, отдавших жизнь за веру во II веке от Рождества Христова.

Из Жития мучеников Флора и Лавра

“Мученики Флор и Лавр были родными братьями. Они успешно проповедовали среди язычников, чему способствовали чудеса, в числе которых было исцеление сына языческого жреца, приведшее ко Христу и исцелённого, и его отца. Однажды святых братьев, как известных каменщиков, правитель балканского Иллирика направил строить языческий храм. В новопостроенном храме Флор и Лавр вместе с обращёнными ими христианами совершили молитву, после чего уничтожили языческих идолов. Все участники этих событий были схвачены и сожжены, а Флор и Лавр брошены в колодец и засыпаны землёй. Впоследствии их мощи были обретены нетленными и перенесены в Царьград. “

Церковь мучеников Флора и Лавра на Зацепе находится в минуте ходьбы от Павелецкого вокзала. Изначально же эти места были территорией знаменитой Ямской Коломенской слободы – места проживания ямщиков. Что в значительной степени послужило посвящению храма именно этим святым. Протоиерей Григорий Белоус отмечает:

“Мученики Флор и Лавр получили от Бога особую благодать молиться и помогать животным. И в нашей русской истории, когда в Новгороде был падеж скота, после молебнов святым мученикам Флору и Лавру эта моровая язва прекратилась, и с тех пор на Руси стали особенно почитать этих святых как покровителей животных. “

Это почитание особенно глубоким было среди русских крестьян, ямщиков и воинов. А потому неудивительно, что в народе святых Флора и Лавра нередко именовали “лошадниками”. В чем не было ни капли кощунства. По словам отца Григория Белоуса:

“Они настолько почитались как покровители животных, что на Куликовскую битву преподобный Сергий благословил благоверного князя Димитрия 31 августа, как раз в день святых мучеников Флора и Лавра. У нас есть чисто русская икона “Чудо о Флоре и Лавре”. Этой иконы вы ни в одной православной стране не найдете, только на Руси. И здесь наш народ, наши иконописцы изобразили целое богословие: не сам Флор и Лавр управляют животными, но тут изображен Архистратиг Божий Михаил, который дает им поводья. Тем самым, Высшая Сила дает им силу и разум для управления животными. “

И сегодня, как в былые века, многие христиане молятся в церкви Флора и Лавра перед иконами этих святых, в том числе и о своих домашних питомцах. И эти трогательные молитвы очень часто бывают услышаны.

Кто на небесах молится о наших питомцах? О святых братьях, мучениках Флоре и Лавре

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Сейчас в наших домах можно встретить много разнообразных домашних животных: от кошек и собак до рыбок и медлительных улиток. Животные становятся полноценными членами семьи: о них заботятся, ухаживают, их лечат, за них переживают, когда они болеют.

Христианское учение не дает однозначного описания: наследуют ли животные Царство Небесное и что с ними происходит после смерти. Однако, нам всем хочется верить, что и после смерти мы встретимся с нашими пушистыми, когтистыми и забавными питомцами.

Нет, ничего удивительного в том, что мы начинаем задаваться вопросом, а существуют ли святые – покровители животных? В агиографической литературе существует повествование о святых страстотерпцах Флоре и Лавре.

О мучениках Флоре и Лавре известно крайне мало. К сожалению, сведения об их жизни ограничиваются житием.

Иконография: Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре Датировки: XIX в. Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 101 см, ширина 82 см Композиция иконы делиться условно на 2 части: верхнюю и нижнюю. Наверху в центре изображен ангел. Архангел Михаил изображен в рост, в фас, стоящим на пригорке. С левой и правой сторон помещены фигуры святых Флора и Лавра. Они представлены в рост, в повороте ¾, в легком наклоне вперед. Немного ниже изображены фигуры двух коней в профиль, вставших на задние ноги. На первом плане иконы изображения трех всадников и лошадей у водопоя. Инв. № КГИАХИМ КП 5504. © Каргапольский государственный историко-архитектурный и художественный музей

Содержание страницы

Житие святых

Мученики Флор и Лавр были родными братьями, исповедующими жизнь во Христе. Они жили во II веке в Византии, откуда перебрались в Иллирию (современная территория Босния и Герцеговина, Сербия) и были искусными мастерами в обработке камня.

В житие святых, составленным Дмитрием Ростовским, мы можем прочесть:

Правитель области, где жили братья, Ликаон, послал их на строительство храма Геракла в соседний край. Флор и Лавр усердно исполняли свои обязанности.

Полезные материалы

Братья не скрывали, что исповедуют христианство. Днем работали на стройке храма, ночью молились. Большую часть заработанных денег раздавали нищим, помогали нуждающимся, рассказывали язычникам о христианской вере.

Однажды на место строительства храма пришел сын верховного оракула, чтобы наблюдать за работой братьев. К несчастью, он подошел слишком близко и кусок камня поразил его в глаз. От боли юноша закричал и на его стенания прибежал языческий жрец Мемертин, отец юноши и даже хотел побить нерадивых работников, но его остановили.

Флор и Лавр дали ему слово вылечить его сына. Они привели отрока в свой дом и стали ревностно молиться об уврачевании глаза, призывая больного уверовать в Иисуса Христа. Флор и Лавр увещевали юношу уверовать в Единого Бога Иисуса Христа. Только чистая и искренняя вера в Бога может помочь больному. Сын языческого жреца ответил, что уверует, если глаз его станет здоров.

Икона святых мучеников — братьев Флора и Лавра

В подтверждение своих слов он рассказал о случае, произошедшим с одним жрецом, по имени Ерм. По обычаю, язычника привели в храм Зевса, чтобы посвятить его в жрецы. Обряд обращения состоял в том, чтобы опустить на голову посвящаемого огромную тяжелую руку идола.

Когда опускали десницу языческого божества на голову будущего жреца, она была настолько тяжелой, что ее не смогли удержать и рука идола сильно повредила лицо Ерма. С каждым днём несчастному становилось всё хуже, но ни один из языческих богов не пришёл к нему на помощь и не вылечил его.

Лавр и Флор, выслушав рассказ, стали снова молиться, призывая помощи Бога вернуть здоровье раненному глазу. Окончив молитву, они осенили отрока крестным знамением и тотчас же глаз заживился и стал видеть, как раньше. Видевший это чудо, Мемертин уверовал в Истинного Бога Иисуса Христа также, как и излечившийся юноша.

После окончания строительства храма, Флор и Лавр не передали его жрецам, а наоборот установили в восточной части сооружения крест и собрав вместе около трехсот человек из новообращенных ими горожан, исполнили первую молитву.

Во время служения произошло чудо храм озарился небесным светом. Видя всё это, присутствующие немедленно отправились в соседнее здание, где хранились идолы, приготовленные для установки в новом храме, там они принялись бить и ломать статуи.

Правитель области, узнав об этом, пришел в ярость и приказал поймать всех, кто были вместе с Фролом и Лавром и придать сожжению, среди погибших были Мемертин и его сын. Братьев, после жестокого избиения, отправили обратно в Иллирию.

Там, правитель Ликаон, убедившись, что они исповедуют христианство и не собираются отрекаться от своих убеждений, приказал кинуть несчастных в глубокий колодец и закопать его. Так, Флор и Лавр, приняли мученическую смерть за Бога нашего Иисуса Христа.

Позднее, мощи святых мучеников были обретены и триумфально перевезены в Константинополь.

Читайте также:  Житие пророка Илии – полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

Почему братья считаются покровителями животных

Зародилось чинопочитание святых мучеников как покровителей домашних животных, в особенности лошадей, уже в XIII веке. Свидетельства о чудесных исцелениях, исходящих от мощей праведных мучеников описывал новгородский паломник Антоний уже в 1200 году.

С тех пор в Новгороде бытовало предание о прекращении падежа скота и врачевание животных через молитвы Флору и Лавру.

Житийная икона мучеников Флора и Лавра

Икона

Изображать лошадей на иконах святых принято только в русской православной традиции. У других народов, исповедующих православие такой особенности, нет.

Чудо Архангела Михаила

Это же предание легло в основу сюжета самой известной иконы, посвященной мученикам «Чудо о Флоре и Лавре». Сюжет иконы рассказывает о том, как святые пришли на выручку пастуху, лишившемуся своих коней и помогли отыскать утерянных животных.

На иконе на золотом фоне изображены Архангел Михаил, стоящий на вершине холма, лицом к молящимся, а по сторонам, страстотерпцы Флор и Лавр. Ниже – два коня: белый и вороной под красивыми седлами. Архангел Михаил передает братьям поводья этих коней.

О чём возносят молитвы и читают акафисты

В Древней Руси икона святых Флора и Лавра была в каждой крестьянской семье потому что лошадь являлась основной кормилицей. Ко дню памяти мучеников-братьев, крестьяне старались закончить все работы в поле, чтобы освободить животных от работы.

Лошадей приводили на церковные паперти, украшали яркими попонами, вплетали в гривы различные ленты и цветы. После праздничного богослужения коней окропляли освященной водой. Сейчас эту икону часто можно встретить на конюшнях и в ветеринарных клиниках.

Значение имени Флор

Святые покровители лошадей

Как отмечают исследователи, уже в 2000 году новорожденных снова начинают называть Флорами.
Флор происходит от латинского слова «florus», что значит «цветущий». В народе это имя было очень распространено, но в другом варианте – Фрол. От него, например, происходит популярная фамилия Фролов. Возможно, имя переиначили из-за сложного и непривычного уху сочетания согласных.

Но не только в России, в Европе это имя тоже популярно по сей день. Чаще оно употребляется в полной форме: Флориан, Флорин, Флоринду. Святые Флор и Лавр почитаются и православными и католиками. С той только разницей, что Русская Православная церковь чтит память святых мучеников 31 августа (18 августа по ст.стилю), а католики 18 августа.

Мученики Флор и Лавр

Неизвестно, в каком именно году родились братья-близнецы Флор и Лавр. Как неизвестно и кто были их родители, чем они занимались. Вероятнее всего, они были выходцами из Константинополя. Юноши воспитывались в христианской вере и отличались благочестием. Однажды Флор и Лавр, покинув родные земли, отправились в город Ульпиана, столицу римской провинции Дардания (территория современной Сербии). Во II веке, когда и произошли описываемые события, эта область входила в крупный регион Иллирия, правителем которой был некий Ликион. Город Ульпиана, в котором оказались братья, был не только важным перевалочным пунктом на Дунае, но известен также своими серебренными рудниками. Здесь-то братья и познакомились с двумя христианами — Максимом и Проклом. Те были каменотесами и не только научили Флора и Лавра мастерству работы с камнем, но еще и укрепили в них веру в истинного Бога.

Успехи юношей в овладении искусством не остались незамеченным. Правитель соседней области пригласил их потрудиться над возведением языческого храма. Флор и Лавр взялись за работу, но все, что получали, раздавали бедным, а еще проповедовали и многих обратили в свою веру.

Как-то в их мастерской появился Анастас, сын языческого жреца Мемертина. Мальчик с интересом наблюдал за работой мастеров, но стоял к ним так близко, что случайно был ранен отлетевшим осколком камня. Жрец прибежал на крик. Увидев, что сын фактически лишился глаза, готов был на месте убить Флора и Лавра. Его остановили, объяснив, что юноши не виноваты в случившимся. Более того, Флор и Лавр пообещали, что смогут исцелить мальчика.

Взяв его в свой дом, они рассказывали Анастасу о Христе, и говорили ему, что если он уверует, то Господь вернет ему здоровье и зрение. Сами же Флор и Лавр провели ночь в непрестанной молитве. Они просили Бога, чтобы Тот помог прозреть не только глазам, но и душе мальчика.

Утром всем было явлено чудо. Мальчик видел. Вместе с отцом, потрясенным произошедшим, они уверовали в Христа.

Флор и Лавр продолжили работать над строительством храма и очень скоро завершили его. Но прежде, чем сдать работу, установили в храме крест, который освятили. Более трехсот христиан, включая исцеленного мальчика и его отца Мемертина, пришло ночью в храм, чтобы вместе помолиться. А после молитвы вместе же обвязав собственными поясами идолов, они свергли и разрушили их.

Безусловно, это событие не осталось незамеченным. Рассерженный правитель приказал схватить братьев и всех, кто участвовал с ними в молитве. Триста христиан вместе с Мемертином и его сыном были заживо сожжены. А Флор и Лавр отправлены на суд к Ликиону.

Римский наместник хотел лишь узнать подробности произошедшего. И, может быть, надеялся, что вера талантливых братьев-каменотесов — недоразумение. Но ошибся, юноши были тверды в своей вере. Негодующий Ликион велел бросить Флора и Лавра в пустую шахту и заживо засыпать землей. Много лет спустя мощи святых братьев были обретены нетленными. Торжественно они были перенесены в Константинополь, где их видели, судя по летописям, многие русские паломники и в XIII, и даже в XIV веке.

Покровители коней

На иконах Флор и Лавр часто изображались в окружении коней. Почему и когда именно святых мучеников стали почитать как покровителей лошадей, сказать сложно. На этот счет существовало как минимум три предания. По одному из них, Флор и Лавр были не каменотесами, а копали колодцы. И были заживо погребены во время работ, когда стены колодца обвалились. Много лет спустя у этого места начал бить родник. Однажды на водопой к нему пришел больной конь, который на глазах стал здороветь. Люди специально начали пригонять своих коней к роднику, когда поняли, что кони после такого водопоя и выглядят лучше и работают отменно. Решили раскопать колодец. Тут были обнаружены дивные и невредимые мощи Флора и Лавра. Якобы с тех пор мучеников стали почитать как покровителей лошадей.

По другой версии, один крестьянин как-то вышел в поле с конем, а тот во время работы упал. Хозяин жестоко хлестал скотину, требуя встать и работать. Но лошадь не поднималась. Неожиданно перед крестьянином предстали два странника, братья-близнецы, которые пожалели животное. Они упрекнули мужика за то, что сам он имеет праздничные дни, а коня заставляет работать круглый год. Сказали, мол, что каждая животина у Бога на счету и за жестокость каждому из людей предстоит держать ответ. Сами же они назвались святыми Флором и Лавром, сказали, что приставлены к лошадям как заступники. Также велели крестьянину на следующий день собрать всех в селе и вести своих коней к храму, помолиться Богу, чтобы кони их «были здоровы и к работе охотливы». Якобы с тех давних пор принято 31 августа, в день памяти святых Флора и Лавра, совершать водосвятные молебны, на которых святой водой кропили коней. В этот день лошадей не только не запрягали, но кормили лучшим овсом «в полную сыть», купали, заплетали в гривы ленты, а хвосты в косы. В некоторых районах существовали поляны, на которых специально в честь святых мучеников Флора и Лавра возводились небольшие часовни. Сюда-то народ и пригонял своих лошадей на молебен. Такие дни назывались «Фролами». Но не только кони праздновали этот день. Принято было на «фролы» убираться в доме, кроме того, к этому дню варили пиво, которое, впрочем, пили только женщины.

Наконец, согласно третьей легенде, архангел Михаил обучил братьев Флора и Лавра управлять лошадьми. И когда однажды в Новгородской области начался мор среди животных, по молитве верующих были открыты мощи святых мучеников. Мор прекратился.

В XIV веке эта история была облечена в зрительный образ, но с изменениями: обученные архангелом Михаилом, Флор и Лавр помогли найти лошадей пастуху который обратился с молитвой к святым.

Как бы то ни было, на Руси святые мученики почитались как покровители лошадей. Иконы с их изображением было принято устанавливать в конюшнях над яслями.

Тропарь мучеников Флора и Лавра

Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую/ восхвалим, вернии, по достоянию,/ Флора преблаженнаго и Лавра всечестнаго./ Иже усердно Троицу несозданную ясно проповедасте всем,/ темже пострадавше до крове,/ и венцы пресветлыми увязостеся,// молитеся Христу Богу, да спасет души наша.

Читайте также:  Алипий Печерский - житие и биография святого, иконы и труды, мощи и чудеса, почитание и дни памяти

Кондак мучеников Флора и Лавра

Яко благочестия мученики и страдальцы Христовы богомудрены,/ вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь,/ яко да улучим благодать и милость молитвами их// и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в День Судный.

Место которого нет

 Православие

Мученик Лавр
Жития святых мужей
09.03.2010

Имя, подвиг и память святого мученика Лавра неразрывно связано с именем его брата, мученика Флора. Они были братьями не только по плоти, но и по духу, оба веровали во Христа и вели добродетельную жизнь.

Их учителями были благочестивые Прокд и Максим, которые вместе с ремеслом научили братьев и правилам христианской веры. Сами учители приняли мученическую смерть от правителя Иллирии Ликиона.

Судьба же святых братьев сложилась следующим образом

Некий правитель соседней области обратился к правителю Иллирии [164] с просьбой прислать ему искусных каменщиков для постройки великолепного каменного храма языческим богам. Так как самыми большими специалистами в этом деле были как раз Лавр и Флор, то выбор и пал на них. Они прибыли на место и приступили к сооружению храма. Все средства, получаемые за свою работу, братья раздавали бедным и при этом учили их основам христианской веры.

Сами они проводили время в посте, молитве и трудах. Ночью молились, а днем трудились на строительстве. Пищу принимали в минимальном количестве, зато обильно кормили голодных и бедных. Своей добротой и любовью они обратили к христианской вере не только окормляемых ими бедных, но и одного языческого жреца вместе с его сыном. Случилось это таким образом.

Однажды, когда братья тесали камень, к ним подошел сын жреца, молодой юноша, и, став поблизости, смотрел на их работу. Неожиданно от камня отскочил осколок, ударил юношу в глаз и выбил его. От боли юноша закричал. На его крик прибежал отец, языческий жрец.

Видя окровавленное лицо сына, он разорвал на себе одежды и набросился на братьев с явным намерением побить их. Братья пытались оправдаться, уверяя жреца, что вины их здесь нет, что юноша сам не принял никаких мер предосторожности, подошел слишком близко к рабочему месту, и в конце концов пообещали исцелить глаз его сына и сделать его таким же зрячим, как и прежде.

После этого они взяли юношу на ночь к себе в дом и стали учить его христианским истинам, уверяя его:

— Если будешь всем сердцем веровать в Истинного Бога, о Котором мы возвещаем тебе, то глаз твой скоро будет здоров.

— Если мой глаз станет таким же, как был прежде, — ответил юноша, то я уверую в вашего Бога и буду чтить Его. Без сомнения, больше надлежит веровать в Того Бога, Который исцеляет больных и возвращает зрение слепым, нежели в тех богов, которые не только больных не исцеляют, но и здоровых делают больными.

При этом юноша рассказал святым о таком случае.

— Есть, — сказал он, — среди наших жрецов один жрец по имени Ерм. Когда за несколько лет перед этим хотели поставить его в жреческое звание, то привели к идолу Зевса чтобы возложить руку идола на его голову. Такой существует у нас обряд при поставлении в жречество. Он состоит в том, что руку идола, приделанную к плечам и движущуюся в суставе, жрецы при помощи серебряной цепи поднимают кверху, а потом опускают на голову поставляемого. Когда эту руку опускали на голову Ерма, то серебряная цепь случайно выскользнула из рук державших ее, и рука идола, упав на лицо Ерма, ободрала его ногтями вплоть до костей, так что до сего дня издалека видны зубы его. И ни один бог не оказал ему помощи, напротив, ему делается все хуже.

Святые Лавр и Флор со слезами молились Богу о том, чтобы Он исцелил юношу и просветил не только его телесный глаз, но и душевные его очи. После усердной молитвы они осенили больной глаз юноши крестным знамением и глаз тотчас зажил, сделался совершенно здоровым и так же хорошо видел, как и прежде.

После этого чуда во Христа уверовал не только сам юноша, но и его отец, языческий жрец, которого звали Мемертин. А святые братья с помощью ангела Божия в короткое время окончили постройку храма и тут же освятили его для прославления имени Иисуса Христа. Они поставили в нем на восточной стороне крест и, собрав до трехсот человек бедняков, братьев по вере, совершили всенощную молитву.

Во время молитвы свыше сошел неизреченной небесной славы свет и наполнил храм дивным сиянием. По окончании молитвы все отправились к стоявшему неподалеку зданию, в котором находились приготовленные для нового храма идолы и уничтожили их, раздробив на мелкие части.

Узнав обо всем этом, правитель области велел схватить Лавра и Флора и всех тех, кто был с ними, и в числе их — Мамертина и его сына.

Всех бывших с братьями единоверцев он приговорил к сожжению, а их самих, связав, отправил к правителю Иллирии Ликиону. Ликион обстоятельно расспросил их обо всем и, узнав, что они — христиане и остаются непоколебимыми в свое вере, велел бросить их в глубокий колодец и засыпать землей.

Спустя много лет были обретены их святые и чудодейственные мощи. Их с честью перенесли и погребли в Константинополе.

Преудобренную [165] и богомудрую двоицу пресветлую восхвалим вернии по достоянию, Флора блаженного, и Лавра мечестиаго, иже усердно Троицу несозданную ясно проповедаста всем. Темже пострадавшие до крове, и венцы пресветлими увязостеся [166]. Молитеся Христу Богу, да спасет души наша.

Святые мученики Флор и Лавр

31 августа – память святым мученикам Флора и Лавра.

Святые мученики Флор и Лавр жили во II веке в Иллирии (ныне земли Югославии). Они были родными братьями не только по плоти, но и по духу, так как единодушно веровали во Христа и угождали Богу добрыми делами.

Братья были искуснейшими каменотесами в Иллирии. Правитель Иллирии послал их в соседнюю область для сооружения языческого храма как лучших знатоков строительного дела. Братья, работая на строительстве, раздавали свою оплату за труд бедным людям и учили всех святой вере во Христа. Они кормили голодных и бедных, а по ночам молились о просвещении людей светом Христовой веры. Святые братья обратили ко Христу многих людей, среди которых был и сам жрец языческого храма Мемертин со своим сыном.

Однажды, когда Флор и Лавр тесали камень, рядом стоял сын жреца. Случилось так, что осколок от камня отлетел и поранил юноше глаз. На крик юноши прибежал разгневанный отец. Флор и Лавр успокоили его и пообещали, что юноша получит исцеление. Они взяли юношу к себе в дом и стали учить познанию Истинного Бога Иисуса Христа.

Святые Флор и Лавр со слезами молились Богу, чтобы Он исцелил юношу и просветил не только телесный глаз, но и духовные его очи. После усердной молитвы братья осенили больной глаз крестным знамением – и глаз сразу же зажил и видел так же хорошо, как и прежде. Исцелившись, юноша уверовал во Христа, уверовал и его отец, который из служителя идолов превратился в раба Господа Иисуса Христа.

Окончив постройку храма, святые Флор и Лавр разломали и разбили идолов, а в храме поставили крест и, собрав около трехсот человек, принявших веру Христову, совершили молитву, прославляя Христа.

Флор и Лавр — покровители скота

Во время всенощного пения неизреченный свет воссиял в храме.

Узнав о случившемся, начальник области велел бросить всех христиан в темницу.

Всех молившихся в храме приговорили к сожжению, а самих Флора и Лавра отослали к правителю Иллирии.

Жестокий Ликаон приказал бросить святых мучеников Флора и Лавра в глубокий колодец и засыпать землей живых.

Через много лет святые мощи мучеников-братьев были обретены и перенесены в Константинополь. Господь прославил их честные мощи исцелениями и чудотворениями. В 1200 году мощи посетил новгородский паломник Антоний, который видел их великую целебную силу. По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание святых мучеников Флора и Лавра как покровителей лошадей и скота. На Балканах сохранилось предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми.

Читайте также:  Онуфрий Великий: житие и биография святого, о чем молятся и в чем помогает

Чудо о Флоре и Лавре

На Руси стали писать иконы мучеников Флора и Лавра с изображением лошадей. Так возник иконописный сюжет «Чудо о Флоре и Лавре» в XVI веке. Он неизвестен у других православных народов. Предание, которое послужило темой для написания иконописного сюжета повествует о том, как святые братья явились на помощь пастуху, потерявшему коней, и помогли найти пропажу. На иконе на золотом фоне изображены Архангел Михаил в рост, стоящий на вершине горы, лицом к молящимся, а по сторонам, вполоборота к нему – святые мученики Флор и Лавр. Ниже – два коня: черный и белый под нарядными седлами. Архангел Михаил вручает мученикам поводья этих коней.

«Лошадиный праздник»

На Руси существовал удивительный народный обычай: на «лошадиный праздник» (так называли день памяти Флора и Лавра) пригоняли к церквам лошадей со всех окрестных деревень. В расчесанные гривы и хвосты вплетали ленточки самых ярких цветов и куски кумача, наряжали лошадей в расшитые попоны и сбрую, украшенную лентами и бубенцами. Лошадей водили для купания к водоемам, подводили к храмам, где совершались торжественные молебны святым мученикам Флору и Лавру. После молебна перед церковью лошадей окропляли святой водой.

Это происходило повсюду на Русской земле, святые Флор и Лавр были известны всем, их иконы можно было встретить в каждом крестьянском доме.

Справка
Флор – от латинского «цветущий», Лавр – название дерева, ветвями которого принято украшать победителей.

Флор и Лавр – житие и биография мучеников, труды и послания, чудеса и дни памяти

Память 18 августа

Святые мученики Флор и Лавр были братьями не только по плоти, но и по духу, так как оба единодушно веровали во Христа и угождали Ему добрыми делами. По занятию они были каменщиками. Учителями их были благочестивые мужи Прокл и Максим, от которых вместе с ремеслом они научились и богоугодной жизни по правилам христианской веры. За веру во Христа сперва преданы были смерти их учителя, а потом, спустя некоторое время, вслед за учителями своими и они унаследовали мученические венцы, приняв страдальческую смерть от правителя Иллирии 1 Ликиона. Поводом к страданию их был следующий случай.

Некий правитель соседней страны обратился к правителю Иллирии с просьбою прислать ему искусных каменщиков для построения великолепного каменного храма языческим богам. Так как самыми искусными в стране знатоками этого дела были святые Флор и Лавр, то Ликион и отправил их к этому правителю. Сооружая согласно воле последнего храм, святые братья раздавали бедным плату, получаемую ими за свой труд, и при этом учили бедных святой вере во Христа. Сами они всегда проводили время в посте, молитве и трудах: ночью молились, а днем производили свои работы; пищу принимали в малом количестве, за то обильно кормили голодный и бедных. Действуя таким образом, они обратили к христианской вере не только призреваемых ими бедняков, но и одного языческого жреца с его сыном. Случилось это так.

В один день, когда святые братья тесали камень, к ним подошел сын жреца, молодой юноша, и, ставши близко, смотрел на их работу. Вдруг от камня отскочил осколок, ударил юношу в глаз и выбил его. От боли юноша закричал; на его крик прибежал отец его, языческий жрец. Видя, что лицо сына окровавлено и глаз выпал, он разорвал от горя на себе одежды, стал бранить святых работников и бросился было на них, чтобы их побить, но его удержали бывшие тут же другие рабочие. Удостоверяя невинность святых братьев, они говорили, что виноват в своем несчастии сам юноша, потому что он близко подошел к ним в то время, когда они тесали камень и смотрел на их работу, не принимая мер предосторожности. Святые угодники Божии Флор и Лавр, стараясь успокоить жреца, обещали скоро исцелить глаз его сыну и сделать его настолько же зрячим, как и прежде.

После сего они взяли юношу на ночь к себе в дом и стали учить его познанию единого истинного Бога, Иисуса Христа, причем говорили ему:

– Если будешь всем сердцем веровать в Того Бога, о Котором мы возвещаем тебе, то глаз той скоро будет здоров.

– Если глаз мой станет таким же, как был прежде, – ответил юноша, – то я уверую в вашего Бога и буду чтить Его. Без сомнения больше надлежит веровать в Того Бога, Который исцеляет больных и возвращает зрение слепым, нежели в тех богов, которые не только больных не исцеляют, но и здоровых делают больными.

При этом юноша рассказал святым о таком происшествии.

– Есть, – сказал он, – среди наших жрецов один жрец, по имени Ерм. Когда за несколько лет пред этим хотели поставить его в жреческое звание, то привели к идолу Зевса, чтобы возложить руку идола на его голову. такой существует у нас обряд при поставлении в жречество. Он состоит в том, что руку идола, приделанную к плечам и движущуюся в суставе, жрецы при помощи серебряной цепи поднимают кверху, а потом спускают на голову поставляемого. Когда эту руку спускали на голову Ерма, то серебряная цепь случайно выскользнула из рук держащих ее, и рука идола, упав на лицо Ерма, ободрала его ногтями вплоть до костей, так что до сего дня издалека видны зубы его. И ни один бог не оказал ему помощи, напротив ему делается всё хуже.

Когда юноша рассказал об этом происшествии, святые Флор и Лавр со слезами начали молиться Богу о том, чтобы Он исцелил юношу и просветил не только его телесный глаз, но и душевные его очи. После усердной молитвы они осенили больной глаз юноши крестным знамением и глаз немедленно зажил, сделался совершенно здоровым и так же хорошо видел, как и прежде. Вследствие такого чуда уверовал во Христа не только исцеленный юноша, но и отец его, языческий жрец. Имя этому жрецу было Мемертин, и он с этого времени из служителя демонов стал рабом Господа нашего Иисуса Христа вместе с сыном своим.

После сего святые работники Флор и Лавр, получая в своей работе помощь от ангела Божия, в короткое время окончили постройкой сооружаемый храм, но не оставили его для жилища идолов, а освятили его для прославления пресвятого имени Иисуса Христа. Они поставили в нем к востоку честной крест и, собрав до трехсот человек бедняков, братьев своих по вере, совершили всенощную молитву, прославляя Христа Бога. Во время молитвы сошел свыше свет неизреченной небесной славы и наполнил храм дивным сиянием. По окончании всенощной молитвы все бывшие в храме, отправились к стоявшему неподалеку зданию, в котором находились приготовленные для нового храма идолы и, обвязав шеи этих идолов своими поясами, стали влачить их по земле, бить и ломать и, таким образом, раздробили их на мелкие части.

Узнав обо всём этом, областеначальник велел схватить Флора и Лавра и всех тех, кто были с ними, и в числе последних Мамертина и сына его. Всех, бывших со святыми, он приговорил к сожжению, а их самих, предав жестокому избиению, велел связать и отослал к правителю Иллирии Ликиону. Ликион обстоятельно расспросил их обо всём и, узнав, что они – христиане и остаются непоколебимыми в своей вере, велел бросить их в глубокий колодец и засыпать землею.

Спустя много лет были обретены из святые и многоцелебные мощи и с честью перенесены в Константинополь во славу Христа, Бога нашего.

Тропарь, глас 4:

Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую восхвалим вернии по достоянию, Флора преблаженнаго, и Лавра всечестнаго, иже усердно Троицу несозданную ясно проповедаста всем. Темже пострадавше до крове, и венцы пресветлыми увязостеся: молитеся Христу Богу, да спасет душы наша.

Кондак, глас 8:

Яко благочестия мученики, и страдальцы Христовы богомудренны, вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь: яко да улучим благодать и милость молитвами их, и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в день судный.

1 Иллирия – обширная область в северо-западной части Балканского полуострова, расположена была по берегу Адриатического моря. В настоящее время на месте древней Иллирии находятся Босния и Герцеговина, Сербия и др.

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Ссылка на основную публикацию