Фома Аквинский: житие и биография, учения и труды, взгляды

Фома Аквинский учение о человеке

Главная > Реферат >Философия

Тема: «Фома Аквинский: учение о человеке».

1.Биография Фомы Аквинского……………………………………….…..4 стр.

2. Историко-философские истоки. …………………………..………..….6 стр.

3. Идеи Фомы Аквинского……………………………………..………. 7 стр.

4. Труды Фомы Аквинского……………………………………………. 8 стр.

Список использованной литературы………………………. …………. 12 стр.

ВВЕДЕНИЕ

В рамках своей контрольной работы я попытаюсь коротко рассказать об одном из крупнейших философов-схоластиков западноевропейского средневековья – Фоме Аквинском, о некоторых конкретных разработанных им положениях теоцентристского мировоззрения и о его значении в философии.

Философия Фомы Аквинского не сразу получила всеобщее признание среди схоластических течений средневековья. Фома Аквинский имел противников в ордене доминиканцев, среди некоторых представителей духовенства, латинскими аверроистами. Однако, несмотря на первоначальные нападки, с XIV в. Фома становится высшим авторитетом церкви, признавшей его доктрину в качестве своей официальной философии.

БИОГРАФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО

Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas) самый видный и влиятельный философ-схоластик западноевропейского средневековья. Родиной Фомы была Италия. Родился в конце 1225г. или начале 1226 г. в замке Роколлека, близ Аквино, в королевстве Неаполитанском. Отец Фомы, граф Ландольф, был видным итальянским феодалом в Аквино. Мать, Теодора происходила из богатого неаполитанского рода. На 5-ом году жизни Фому определяют учиться в монастырь бенедиктинцев в Монте Кассино, где он проводит около 9-ти лет, проходя классическую школу, из которой выносит прекрасное знание латинского языка. В 1239 году возвращается в родной дом, сняв монашескую рясу. Осенью того же года он отправляется в Неаполь, где обучается в университете под руководством наставников Мартина и Петра Ирландского. В 1244 г. Фома принимает решение вступить в орден доминиканцев, отказавшись от должности аббата Монте Кассино, что вызвало решительный протест семьи. Совершив пострижение в монахи он несколько месяцев пребывает в монастыре в Неаполе. Здесь было решено послать его в Парижский университет, являвшийся в то время центром католической мысли. На пути к Парижу он был схвачен группой всадников – его братьями и был возвращен в отцовский замок и здесь в профилактических целях был заключен в башню. в которой находился свыше года. В дальнейшем семья, не пренебрегая никакими средствами, пытается заставить сына отказаться от принятого решения. Но видя, что он не приклонен, смирилась и 1245 г. он отправился в Париж. Во время пребывания в Парижском университете (1245-1248 г.г.) он слушал лекции своего учителя Альберта Больштедта, позже прозванного Альбертом Великим, который оказал на него огромное влияние. Вместе с Альбертом Фома 4-е года провел так же в Кельмском университете, во время занятий Фома не проявлял особой активности, редко принимал участие в диспутах, за что коллеги его прозвали Немым Быком. В 1252г. он возвращается в Парижский университет, где последовательно проходит все ступени, необходимые для получения степени магистра теологии и лиценциата, после чего преподает в Париже теологию до 1259г. Здесь же выходит ряд его теологических трудов, комментариев к Священному писанию, он начинает работу над “Философской суммой”. В 1259г. папа Урбан IV вызвал его в Рим, пребывание в котором длилось до 1268г. Появление Фомы при папском дворе не было случайным. Римская курия усмотрела в нем человека, который должен был совершить важный для церкви труд, а именно дать трактовку аристотелизма в духе католицизма. Здесь Фома завершает начатую еще в Париже “Философскую сумму” (1259-1269 г.г.), пишет труды, так же приступает к работе над главным трудом своей жизни – “Теологическая сумма”. Осенью 1269г. по указанию римской курии Фома отправляется в Париж, ведет ожесточенную борьбу против латинских аверроистов и их главы Сигера Брабантского, а также полемику против консервативных католических теологов, желавших по-прежнему придерживаться только принципов августинизма. В этом споре он занял собственную позицию, выступив как против тех, так и других Августианцев он упрекал за консерватизм и неприятие новых идей. Философские взгляды аверроистов подрывали основы христианско-католической веры, защита которой стала главным смыслом всей жизни Аквинского. В 1272 г. Фома был возвращен в Италию. Он преподает теологию в Неаполе, где продолжает работу над “Теологической суммой”, которую заканчивает в 1273г. Фома – автор и ряда других произведений, а также комментариев к сочинениям Аристотеля и других философов. Спустя 2-а года Аквинский покидает Неаполь, чтобы принять участие в созванном папой Григорием X соборе, происходившем в Лионе. Во время поездки он тяжело заболевает и умирает 7 марта 1274г. в монастыре бернардинцев в Фоссануове. После смерти ему был присвоен титул “ангельский доктор”. В 1323г., во время понтификата папы Иоанна XXII, Фома был причислен к лику святых, а в 1567г. признан пятым “учителем церкви”.

2. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ

Наибольшее влияние на философию Фомы оказал Аристотель, в значительной мере творчески переосмысленный им; также заметно влияние неоплатоников, греческих комментаторов Аристотеля, Цицерона, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Августина, Боэция, Ансельма Кентерберийского, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Аверроэса, Гебироля и Маймонида и многих других мыслителей.

3. ИДЕИ ФОМЫ АКВИНСКОГО

Система Фомы Аквинского базируется на идее принципиального согласия двух истин — основанных на откровении и выводимых человеческим разумом: к некоторым истинам, полученным из откровения (напр. божественное триединство, воскрешение во плоти и др.) человеческий разум не в состоянии прийти, пользуясь собственными средствами, однако эти истины хотя и превосходят разум, но не противоречат ему. Теология исходит из истин, данных в откровении и использует философские средства для их экспликации; философия движется от рационального осмысления данного в чувственном опыте к обоснованию сверхчувственного, напр. бытия Бога, Его единства и пр. (Комм. к «О Троице» Боэция, II 3).

ТРУДЫ ФОМЫ АКВИНСКОГО

Труды Фомы Аквинского включают два обширных трактата, охватывающих широкий спектр тем — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии»), дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»), подробные комментарии на несколько книг Библии, на 12 трактатов Аристотеля, на «Сентенции» Петра Ломбардского”, на трактаты Боэция, Псевдо-Дионисия и на анонимную «Книгу о причинах», а также ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы и стихотворных текстов для богослужения. «Дискуссионные вопросы» и «Комментарии» явились во многом плодом его преподавательской деятельности, включавшей, согласно традиции того времени, диспуты и чтение авторитетных текстов, сопровождающееся комментариями.

5. УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

Как первопричина, Бог создает многочисленные роды и виды вещей, наделенных различной степенью совершенства, требуемых для полноты универсуума, имеющего иерархическую структуру. Особое место в творении занимает человек, заключающий в себе два мира — материальный и духовный, являющийся единством материального тела и души как формы тела. Материальная составляющая человека является конституитивной и неэлиминируемой: именно материя есть «принцип индивидуации» представителей одного вида (в том числе и человека). Хотя душа неподвержена разрушению при разрушении тела, в силу того, что она проста и может существовать отдельно от тела, в силу осуществления особой деятельности, независимой от функционирования материального органа, она не признается Фомой за самостоятельную сущность; для ее совершенства требуется соединение с телом, в чем Фома видит довод в пользу догмата о воскрешении во плоти (О душе, 14). Человек отличается от животного мира наличием способности познания и, на основании этого, способностью совершать свободный осознанный выбор: именно интеллект и свободная (от какой-либо внешней необходмости) воля являются основаниями совершения подлинно человеческих действий (в отличие от действий, свойственных как человеку, так и животному), принадлежащих к сфере этического. Во взаимоотношении двух высших способностей человека — интеллекта и воли, преимущество принадлежит интеллекту (положение, вызвавшее полемику томистов и скотистов), поскольку воля с необходимостью следует интеллекту, представляющего для нее то или иное сущее, как благое; однако при совершении действия в конкретных обстоятельствах и при помощи определенных средств на первый план выходит волевое усилие (О зле, 6). Наряду с собственными усилиями человека для совершения благих действий требуется также божественная благодать, не устраняющее своеобразие человеческой природы, а совершенствующая ее. Также божественное управление миром и предвидение всех (в том числе индивидуальных и случайных) событий не исключает свободы выбора: Бог, как наивысшая причина, допускает самостоятельные действия вторичных причин, в том числе и влекущие за собой негативные нравственные последствия, поскольку Бог в состоянии обращать ко благу зло, сотворенное самостоятельными агентами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении контрольной работы считаю необходимым сделать вывод, в котором были бы изложены основные взгляды Ф. Аквинского.

Из различия форм, являющихся подобием бога в вещах, Фома выводит систему порядка материального мира. Формы вещей независимо от степени их совершенства сопричастны творцу, благодаря чему занимают определенное место в универсальной иерархии бытия. Это касается всех областей материального мира и общества.

Необходимо, чтобы одни занимались сельским хозяйством, другие были пастухами, а третьи – строителями. Для божественной гармонии социального мира необходимо также, чтобы существовали люди, занимающиеся духовным трудом и работающие физически. Каждый человек выполняет определенную функцию в жизни общества, и все творят определенное благо.
Различия в функциях, выполняемых людьми, являются результатом не общественного разделения труда, а целевой деятельности бога. Социальное и классовое неравенство – это не следствие антагонистических производственных отношений, а отражение иерархии форм в вещах. Все это по существу служило Аквинату для оправдания феодальной социальной лестницы.
Учение Фомы пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь официально признало его. Это учение возрождается и в XX веке под названием неотомизма – одного из наиболее значительных течений западной католической философии.

1. Боргош Юзеф. «Фома Аквинский» М.,1975. – 504с.

2. Соколов В.В. – Средневековая философия. М., 1979. – 623с.

3. Гуревич А.Я. – Средневековый мир. М., 1990. – 589с.

4. Гуревич, П.С. Основы философии : учебник. / П.С. Гулыга. – М., 2000.

5. Чанышев А.Н. – Курс лекций по древней и средневековой философии. М..1991.- 603с.

Биография Фомы Аквинского

Ранние годы

Сын Ландальфа, графа Аквинского, святой Фома Аквинский родился около 1225 г. в итальянском городе Роккасекка, в Королевстве Сицилия. Фома был младшим из девяти детей в семье. Несмотря на то, что родители мальчика происходили из рода императоров Фредерика I и Генриха VI, семья принадлежала к низшему сословию дворянства.

Перед рождением сына, святой отшельник предсказал матери мальчика, что ребёнок войдёт в Орден братьев-проповедников и станет большим учёным, достигнув невероятной степени святости.

Следуя традициям того времени, в 5 лет мальчика отправляют в аббатство Монте Кассино, где он учится у монахов-бенедиктинцев.

В монастыре Фома пробудет до 13 лет, а после смена политического климата в стране заставит его вернуться в Неаполь.

Образование

Последующие пять лет Фома проводит в бенедиктинском монастыре, завершая начальное образование. В это время он усердно изучает труды Аристотеля, которые впоследствии станут отправной точкой его собственный философских поисков. Именно в этом монастыре, тесно сотрудничавшем с Неапольским университетом, у Фомы возникает интерес к монашеским орденам с передовыми взглядами, проповедующим жизнь в духовном служении.

Около 1239 г. Фома учится в Неапольском университете. В 1243 г. он втайне вступает в доминиканский орден, а в 1244 г. принимает постриг. Узнав об этом, семья похищает его из монастыря, и целый год держит пленником. Однако от своих взглядов Фома не отказывается и, освободившись в 1245 г., возвращается в доминиканский приют.

С 1245 г. по 1252 г. Фома Аквинский продолжает обучаться у доминиканцев в Неаполе, Париже и Кёльне. Оправдывая пророчество святого отшельника, он становится примерным учеником, хотя, по иронии судьбы, скромность его часто приводит к неверным представлениям о нём как о человеке недалёком.

Теология и философия

Закончив учёбу, Фома Аквинский посвящает жизнь странствиям, философским трудам, преподаванию, публичным речам и проповедям.

Главным предметом средневековой мысли является дилемма о примирении теологии (веры) и философии (разума). Мыслители никак не могут объединить знания, полученные через божественные откровения, с теми сведениями, что получаются естественным путём, с использованием разума и чувств. Согласно «теории двойной правды» Аверроэса, два вида знаний полностью противоречат друг другу. Революционные взгляды Фомы Аквинского состоят в том, что «оба вида знаний, в конечном итоге, исходят от Бога», а потому совместимы друг с другом. И не только совместимы, но и дополняют друг друга: Фома утверждает, что откровение может направлять разум и оберегать его от ошибок, в то время как разум может очищать и освобождать веру от мистицизма. Фома Аквинский идёт дальше, рассуждая о роли веры и разума, как в постижении, так и в доказательстве существовании Бога. Он также всеми силами защищает образ Бога как всемогущей сущности.

Фома, единственный в своём роде, говорит о связи надлежащего социального поведения с Богом. Он верит, что государственные законы, по своей сути, являются естественным продуктом человеческой природы, а потому являются неотъемлемой частью социального благосостояния. Неукоснительно следуя законам, человек может заслужить вечное спасение души после смерти.

Работы

Перу Фомы Аквинского, писателя весьма плодовитого, принадлежит около 60 трудов, от кратких заметок до огромных томов. Рукописи его работ разошлись по библиотекам всей Европы. Философские и богословские труды его затрагивают широкий спектр вопросов, включая комментарии к библейским текстам и рассуждения на тему натуральной философии Аристотеля.

Вскоре после смерти Фомы Аквинского, труды его завоёвывают широкое признание и получают горячую поддержку среди представителей доминиканского ордена. Его “Summa Teologica” («Сумма теологии»), потеснив «Сентенции в четырёх книгах» Петра Ломбардского, становится основным учебником по богословию в университетах, семинариях и школах того времени. Влияние трудов Фомы Аквинского на формирование философской мысли столь велико, что количество написанных к ним комментариев на сегодняшний день составляет не менее 600 работ.

Последние годы и смерть

В июне 1272 г. принимает предложение отправиться в Неаполь, чтобы обучать монахов-доминиканцев в примыкающем к университету монастыре. Он по-прежнему много пишет, но значимости в его трудах становится всё меньше.

Во время празднования Дня св. Николая в 1273 г. Фоме Аквинскому является видение, которое отрешает его от работы.

В январе 1274 г. Фома Аквинский отправляется в паломничество во Францию, на богослужения в честь Второго Лионского собора. Однако по пути его сражает недуг, и он останавливается в цистерцианском монастыре г. Фоссанова в Италии, где и скончается 7 марта 1274 г. В 1323 г. Фома Аквинский был канонизирован папой Иоанном XXII.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Фома Аквинский

Биография

Фома Аквинский – наиболее авторитетный католический религиозный философ, сумевший связать христианские вероучения с разумом и логикой. Биография теолога оказалась коротка, но насыщена – мудрыми мыслями, основополагающими трактатами (например, «Суммы теологии»), божественными откровениями, чудесами. Главное достижение итальянского мыслителя – формулирование 5 доказательств существования бога.

Читайте также:  Иоанн Рыльский: житие святого, в чем помогает, мощи и день памят

Судьба

Фома Аквинский, или Фома (Томас) Аквинат, родился предположительно 25 января 1225 года в итальянском городе Аквино (территория современной Лацио), в замке Рокказекка. Отец Ландольф Аквинский служил рыцарем при короле Рожере II, а Теодора, мать-неаполитанка, воспитывала семерых детей.

Портрет Фомы Аквинского

Пока старшие сыновья осваивали военное дело, родители избрали для Томаса путь Синибальда, брата Ландольфа, который служил настоятелем в бенедиктинском монастыре Монтекассино. В 5 лет мальчик оказался в церковной обители, в 1239 году — в Неаполитанском университете. Здесь Фома Аквинский познакомился с Аристотелем, еврейским богословом Маймонидом, западно-арабским философом Аверроэсом, чьи взгляды повлияли на теологические учения итальянца.

В 19 лет молодой философ решил присоединиться к католическому Ордену братьев-проповедников. Семья Фомы Аквинского была против этой идеи. Чтобы избежать вмешательства Теодоры в судьбу сына, члены Ордена попытались укрыть мыслителя в Риме, но по пути его схватили родные братья.

Фома Аквинский

Родители, пытаясь заставить сына отказаться от присоединения к монашескому Ордену, 2 года продержали его в заточении. Говорят, что однажды братья привели в «тюрьму» публичную женщину, чтобы та разрушила обет безбрачия. Фома Аквинский защищался от нее горячим поленом.

Победа молодого человека над соблазном запечатлена в портрете Диего Веласкеса «Искушение святого Фомы Аквинского». На полотне изображен изнеможенный, облаченный в монашеское одеяние Томас, которого обнимает ангел. Еще один посланник небес стоит позади, а из-за его плеча выглядывает удивленная женщина. На полу, у ног мыслителя, валяется обугленное полено.

Картина Диего Веласкеса «Искушение святого Фомы Аквинского»

Обет безбрачия философ хранил до самой смерти, личной жизни в распространенном ее значении Фома Аквинский предпочитал схоластику. Жены и детей у него не было.

Понимая, что труды не приносят результатов, в 1244 году Теодора организовала побег Томаса сначала в Неаполь, затем в Рим, где философ встретился с Иоганном фон Вильдесхаузеном, генеральным магистром Ордена, и вошел в ряды монашеской организации.

Иоганн фон Вильдесхаузен

В 1245 году молодой человек поступил в Парижский университет, его наставником стал теолог Альберт Великий. Из-за грузности и покорности, слишком строгой даже для монаха, сокурсники дразнили Фому Аквинского Сицилийским Быком. В ответ на насмешки Альберт Великий произнес пророческую цитату:

«Вы называете его немым быком, но его идеи однажды взревут так громко, что оглушат мир».

Вслед за учителем 3 года спустя Томас уехал в Кёльн, где разъяснял студентам законы Ветхого Завета. В 1252 году вернулся в Париж, чтобы получить степень магистра богословия. За заслуги перед учением через 4 года философу предложили стать регентом Парижского университета, в 1268-м Томас снова занял эту должность.

Фома Аквинский оставил отпечаток в истории римско-католической церкви: в 1261 году Папа Урбан IV поручил философу сочинить гимны для нового праздника Тела и Крови Христовых. «Pange lingua», «Tantum ergo» и «Panis angelicus» исполняются и сегодня.

Фома Аквинский слышит голос Иисуса Христа

В 1265 году церковь снова обратилась к Томасу за помощью: следующий Римский Папа Климент IV предложил итальянцу место богослова.

В 1272 году, покинув пост регента Парижского университета, Фома Аквинский переехал в Неаполь, где проповедовал для народа. А год спустя мыслителя настигло божье просветление. Легенда гласит, что после утренней мессы в доминиканском монастыре Неаполя, в часовне Святого Николая, Томас услышал голос Христа:

«Ты хорошо описал меня, Томас. Какую награду ты хочешь за свой труд?».

Еще одно просветление имело место в декабре 1273 года, когда во время проповеди Фому Аквинского поразил длительный экстаз. Он отказался продолжать крупнейшее свое произведение, позже получившее название «Сумма теологии». После отдыха в мыслителе снова проснулась жажда писать, но завершить трактат ему так и не удалось.

Папа Григорий X объявил о созыве Второго Лионского собора, главной целью которого было примирение римско-католической и православной церквей. На встречу пригласили и Фому Аквинского. По пути, катаясь на ослике по римской Аппиевой дороге, мужчина ударился головой о ветку упавшего дерева и серьезно заболел.

Гробница Фомы Аквинского

Философа доставили в Монтекассино на лечение. Восстановив здоровье, Томас пустился в дорогу, но снова занемог. Его приютили в аббатстве Фоссанова. Монахи ухаживали за ним несколько дней. Фома Аквинский умер 7 марта 1274 года за столом — он комментировал «Песнь песней Соломона».

Спустя 50 лет, 18 июля 1323 года, папа Иоанн XXII провозгласил Фому Аквинского святым, а 7 марта окрестил в римском праздничном календаре Днем святого Фомы Аквинского. После 1969 года дата сместилась на 28 января. Останки философа неоднократно переносили: в январе 1369 года — в церковь Якобинского монастыря в Тулузе, с 1789 по 1974 годы они хранились в Базилике Святого Сатурнина Тулузского, затем возвращены в церковь Якобинского монастыря, где остаются по сей день.

Философия и идеи

Фома Аквинский никогда не относил себя к философам, считая их язычниками, которые «отрицают истину и мудрость христианского откровения». Он также считал, что философия прислуживает теологии, поскольку божье откровение важнее разума. Несмотря на нелестные выражения, Томас почитал Аристотеля, что нашло отражение в его схоластических теориях.

Теолог Фома Аквинский

Взяв за основу 4 ступени познания истины Аристотеля — опыт, искусство, знание и мудрость, Фома Аквинский определил свои. Он писал, что мудрость есть знание о Боге, то есть выше всяких ступеней. Мыслитель пошел дальше и выделил 3 типа мудрости: благодати, богословскую (мудрость веры) и метафизическую (мудрость разума).

Подобно Аристотелю, Фома Аквинский считал душу самостоятельной субстанцией, которая существует соответственно с желаниями человеческими, является отражением добрых и злых деяний. Душа человеку дана, чтобы после смерти соединиться с Господом.

Фома Аквинский на кафедре

Поэтому, говорит мыслитель, разумный гражданин стремится жить праведно, чтобы по ту сторону мира соединиться с Создателем. В этом Томас повторяет идеи прародителя идеи христианской философии Аврелия Августина, или Августина Блаженного.

Человек познает мир разумом, интеллектом и умом. Благодаря первому формулируются суждения и выводы, второе помогает анализировать внешние образы явлений, а третье представляет собой совокупность духовных компонентов человека. В целом познание – то, что, по мнению Фомы Аквинского, отделяет индивида от животных, растений, божественных существ.

Фома Аквинский

Для познания божественного начала также существуют 3 инструмента – разум, откровение и интуиция. Таким образом, Фома Аквинский был одним из первых теологов, признающих возможность постижения высшего просветления рациональным способом. Более того: в крупнейшей работе «Сумма теологии» мыслитель привел 5 доказательств бытия Бога.

  • Первое – движение. Движение всех динамичных предметов в мире когда-либо было спровоцировано движением других предметов, а те – третьих предметов. Однако первопричиной движения стал Бог.
  • Второе – производящая сила. Доказательство сходно с предыдущим и подразумевает, что первопричиной всего, когда-либо произведенного на свет, является Бог.
  • Третье – необходимость. Каждая вещь подразумевает потенциальное и реальное использование, однако все вещи не могут быть в потенции. Необходим фактор, способствующий переводу вещей из потенциального в актуальное состояние, в котором вещь необходима. Этот фактор есть Бог.
  • Четвертое – степень бытия. Люди сравнивают предметы и явления с идеальным нечто. Это идеальное и есть Бог.
  • Пятое – целевая причина. Деятельность живых существ должна быть целесообразной, значит, необходим фактор, задающий цель для всего, что есть в мире. И этот фактор – Бог.

Помимо религии, Фома Аквинский рассуждал о государстве. Оптимальной формой политического устройства философ считал монархию. Король – аналог Бога на земле, который обязан учитывать интересы и нужды всех слоев общества, не отдавая предпочтение отдельным кастам. При этом воля государя обязана подчиняться духовенству, то есть гласу божьему.

Статуя Фомы Аквинского

Томас первым провел черту между сущностью и существованием. Впоследствии это разделение легло в основу католичества. Сущностью Фома Аквинский назвал «чистую идею», то есть суть явления или вещи, совокупность характеристик. Факт нахождения вещи или явления в мире есть доказательство ее существования. На то, чтобы та или иная вещь существовала, необходимо божье одобрение.

На идеях мыслителя и его религиозном трактате «Сумма теологии» построено учение, получившее название томизм, или фомизм. Оно говорит не столько о догматах веры, сколько о способах принятия веры посредством разума. Однако высшей оценкой философии Фомы Аквинского является принятие ее как официальной идеологии католицизма.

Цитаты

Пусть мысли, заключенные в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, – процентами на него.

Счастливому человеку нужны друзья, и не для того, чтобы извлекать из них пользу, ибо он сам преуспевает, и не для того, чтобы восторгаться ими, ибо он владеет совершенными восторгами добродетельной жизни, но собственно для того, чтобы творить добрые дела для друзей.

Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях.

Я часто раскаивался в том, что говорил, но редко сожалел о том, что молчал.

Святой Фома Аквинский Биография

Святой, богослов, священник (ок. 1225–1274)

Итальянский доминиканский богослов Святой Фома Аквинский был одним из самых влиятельных средневековых мыслителей схоластики и отцом томистической школы богословия.

Синопсис

Философ и теолог Святой Фома Аквинский родился около 1225 года в Рокказекке, Италия. Сочетая богословские принципы веры с философскими принципами разума, он входит в число наиболее влиятельных мыслителей средневекового схоластизма. Авторитет Римско-католической церкви и плодовитый писатель Аквинский умер 7 марта 1274 года в цистерцианском монастыре Фоссанова, недалеко от Террачины, Лацио, Папские штаты, Италия.

Ранняя жизнь

Сын Ландульфа, граф Акино, Святой Фома Аквинский родился около 1225 года в Рокказекке, Италия, недалеко от Акино, Терра-ди-Лаворо, в Королевстве Сицилия. У Томаса было восемь братьев и сестер, и он был самым младшим ребенком. Его мать, Теодора, была графиней Теано. Хотя Томасчлены семьи были потомками императоров Фридриха I и Генриха VI, их считали более низкими дворянами.

До рождения святого Фомы Аквинского отшельник поделился с матерью предсказанием, предсказав, что ее сын войдет в Орден монахов-проповедников, станет великим учеником и достигнет непревзойденной святости.

Следуя традициям того периода, святого Фомы Аквинского отправили в аббатство Монте-Кассино для обучения среди бенедиктинских монахов, когда он был всего 5 лет. В Мудрости 8:19 Святого Фомы Аквинского описывают как «остроумного ребенка», который «получил хорошую душу». В Монте-Кассино юмористический мальчик неоднократно задавал вопрос: «Кто такой Бог?» его благодетелям.

Святой Фома Аквинский оставался в монастыре, пока ему не исполнилось 13 лет,когда политический климат заставил его вернуться в Неаполь.

Образование

Святой Фома Аквинский провел следующие пять лет, заканчивая начальное образование в бенедиктинском доме в Неаполе. В течение этих лет он изучал работу Аристотеля, которая впоследствии стала главной отправной точкой для собственного исследования философии святым Фомой Аквинским. В бенедиктинском доме, который был тесно связан с Университетом Неаполя, Томас также проявил интерес к более современным монашеским орденам. Его особенно привлекали те, кто подчеркивал жизнь духовного служения, в отличие от более традиционных взглядов и защищенного образа жизни, которые он наблюдал в аббатстве Монте-Кассино.

Около 1239 года святой Фома Аквинский начал посещать Университет Неаполя. В 1243 годуон тайно присоединился к ордену доминиканских монахов, получив привычку в 1244 году. Когда его семья узнала об этом, они почувствовали себя настолько преданными, что он отвернулся от принципов, на которые они подписались, что они решили похитить его. Семья Томаса держала его в плену целый год, заключенного в крепости Сан-Джованни в Рокка Секка. В течение этого времени они попытались депрограммировать Томаса из его новых убеждений. Фома, однако, твердо придерживался идей, которые он изучил в университете, и вернулся в доминиканский орден после своего освобождения в 1245 году.

С 1245 по 1252 год святой Фома Аквинский продолжал учиться у доминиканцев. в Неаполе, Париже и Кельне. Он был рукоположен в Кельне, Германия, в 1250 году и продолжал преподавать богословие в Парижском университете. Под опекой Святого Альберта Великого,Святой Фома Аквинский впоследствии получил докторскую степень по теологии. В соответствии с предсказанием святого отшельника Томас оказался образцовым ученым, хотя, по иронии судьбы, его скромность иногда заставляла одноклассников неправильно воспринимать его как дурака. Прочитав диссертацию Томаса и посчитав ее блестящей, его профессор, Святой Альберт Великий, заявил в защиту Томаса: «Мы называем этого молодого человека тупым волом, но его рев в учении однажды прозвучит по всему миру!»

Теология и философия

Получив образование, святой Фома Аквинский посвятил себя путешествиям, письму, преподаванию, публичным выступлениям и проповедям. Религиозные учреждения и университеты стремились извлечь выгоду из мудрости «христианского апостола».

На переднем крае средневековой мысли была борьба за примирение отношений между теологией (вера) и философией (разум). Люди не могли понять, как объединить знания, полученные в результате откровения, с информацией, которую они наблюдали естественным образом, используя свой разум и свои чувства. Основываясь на «теории двойной истины» Аверроэса, два типа знания находились в прямой противоположности друг другу. Революционные взгляды святого Фомы Аквинского отвергли теорию Аверроэса, утверждая, что «оба вида знания в конечном итоге исходят от Бога» и поэтому совместимы. Они не только были совместимы, согласно идеологии Томаса, но и могли работать совместно: он считал, что откровение может руководить разумом и предотвращать его от ошибок,в то время как разум мог прояснить и демистифицировать веру. Работа Святого Фомы Аквинского продолжается, чтобы обсудить роль веры и разума в восприятии и доказательстве существования Бога.

Святой Фома Аквинский полагал, что существование Бога может быть доказано пятью способами, главным образом посредством: 1) наблюдения движения в мире как доказательства Бога, «Неподвижного Двигателя»; 2) наблюдение причины и следствия и определение Бога как причины всего; 3) сделать вывод, что непостоянная природа существ доказывает существование необходимого существа, Бога, который происходит только изнутри себя; 4) замечая различные уровни человеческого совершенства и определяя, что высшее, совершенное существо должно существовать; и 5) зная, что природные существа не могли бы иметь разум, если бы он не был им дан им Богом.После защиты способности людей естественно воспринимать доказательство Бога Томас также решил задачу защиты образа Бога как всемогущего существа.

Фома Аквинский также однозначно обратился к соответствующему социальному поведению по отношению к Богу. , При этом он придал своим идеям современный, а некоторые говорили бы, что он вне времени. Томас полагал, что законы государства на самом деле являются естественным продуктом человеческой природы и имеют решающее значение для социального обеспечения. Следуя социальным законам государства, люди могут заслужить вечное спасение своей души в загробной жизни, заявил он. Святой Фома Аквинский определил три типа законов: естественный, положительный и вечный. Согласно его трактату, естественный закон побуждает человека действовать в соответствии с достижением своих целей и управляет человеком ».чувство добра и зла; позитивный закон — это закон государства или правительства, и он всегда должен быть проявлением естественного права; и вечный закон, в случае разумных существ, зависит от разума и приводится в действие посредством свободной воли, которая также способствует достижению духовных целей человека.

Читайте также:  Николай Гурьянов - житие и биография протоиерея, чудеса и могила, пророчества и наставления, книги

Сочетание традиционных теологических принципов с современными философская мысль, трактаты св. Фомы Аквинского, затрагивали вопросы и борьбу средневековой интеллигенции, церковных властей и обычных людей. Возможно, это именно то, что отметило их как непревзойденных по своему философскому влиянию в то время, и объясняет, почему они будут и впредь служить строительным материалом для современной мысли, получая ответы от теологов, философов, критиков и верующих.# x2014; после этого.

Основные произведения

Плодовитый писатель, Фома Аквинский, написал около 60 известных работ длиной от коротких до томоподобных. Рукописные копии его произведений были распространены в библиотеках по всей Европе. Его философские и богословские сочинения охватывали широкий спектр тем, в том числе комментарии к Библии и обсуждения писаний Аристотеля по естественной философии.

Преподавая в Кельне в начале 1250-х годов, святой Фома Аквинский написал длинный комментарий к четырем книгам предложений схоластического богослова Питера Ломбарда, называемый Scriptum super libros Sententiarium, или Комментарий к предложениям. В течение этого периода он также написал «De ente et essentia» или «О бытии и сущности» для доминиканских монахов в Париже.

В 1256 годуБудучи регентом-магистром богословия в Парижском университете, Аквинский написал «Impugnantes Dei cultum et религием» или «Против тех, кто оскорбляет поклонение Богу и религии», трактат, защищающий заурядные приказы, которые критиковал Уильям Сент-Амурский.

Написанный с 1265 по 1274 год, Summa Theologica Святого Фомы Аквинского имеет в основном философский характер, и за ним последовали Summa Contra Gentile, который, хотя он и остается философским, встречается со многими критиками как извиняющийся за убеждения, которые он высказал в своих более ранние работы.

Святой Фома Аквинский также известен тем, что написал комментарии, исследующие принципы естественной философии, изложенные в трудах Аристотеля: «О небесах, метеорологии, о поколении и коррупции, о душе», никомахийской этике и Метафизика, среди прочих./ p>

Вскоре после его смерти богословские и философские сочинения святого Фомы Аквинского получили широкую общественную известность и укрепили сильную поддержку среди доминиканцев. Университеты, семинарии и колледжи пришли на смену Ломбардским четырем книгам предложений Summa Theologica в качестве ведущего учебника по теологии. Влияние сочинений Святого Фомы Аквинского было настолько велико, что на сегодняшний день существует около 6000 комментариев к его работе.

Поздняя жизнь и смерть

В июне 1272 г. Святой Фома Аквинский согласился поехать в Неаполь и начать программу богословских исследований для доминиканского дома рядом с университетом. В то время как он все еще плодотворно писал, его произведения стали страдать по качеству.

Во время праздника Святого Николая в 1273 году,У святого Фомы Аквинского было мистическое видение, из-за которого письмо казалось ему неважным. По сообщениям, он услышал голос, исходящий от распятия: «Ты хорошо написал обо мне, Фома; какая награда у тебя будет?» на что святой Фома Аквинский ответил: «Никто иной, как ты сам, Господь».

Когда исповедник святого Фомы Аквинского, отец Реджинальд из Пиперно, убеждал его продолжать писать, он ответил: «Я не могу Более того, мне открылись такие секреты, что все, что я сейчас написал, кажется малоценным ». Святой Фома Аквинский больше никогда не писал.

В январе 1274 года Святой Фома Аквинский отправился в поездку во Лион, Франция, чтобы служить во Втором Совете, но так и не смог этого сделать. По пути он заболел в цистерцианском монастыре Фоссанова, Италия.Монахи хотели, чтобы святой Фома Аквинский остался в замке, но, чувствуя, что его смерть близка, Фома предпочел остаться в монастыре, сказав: «Если Господь хочет забрать меня, лучше, чтобы меня нашли в религиозный дом, чем в доме мирянина. »

Часто называемый» Вселенский Учитель «, святой Фома Аквинский умер в монастыре Фоссанова 7 марта 1274 года. Он был канонизирован Папой Иоанном XXII в 1323 году. Святой Фома Аквинский умер в монастыре Фоссанова 7 марта 1274 года. Он был канонизирован папой Иоанном XXII в 1323 году.

Божественный теоретик Фома Аквинский: биография католического философа

Он родился в аристократическом многодетном семействе, средств в котором едва хватало, чтобы содержать все голодные рты. Еще до того, как он появился на свет, это было предсказано бродячим мудрецом. Судьбой его была священническая ряса, а жизненной дорогой – воля Христа. Фома Аквинский, итальянский философ и систематизатор схоластики, богослов и основатель томизма, канонизирован в католицизме в качестве святого. В конце девятнадцатого века его признали одним из самых авторитетных христианских ученых, что сумел связать философию Аристотеля и общепринятое вероучение церкви.

Ученый-монах Фома Аквинский: биография седьмого сына

Чтобы лучше понимать, в какой момент истории пришлось жить этому человеку, стоит обратиться к записям путешественников и свидетельствам очевидцев. В тринадцатом веке итальянские города стали играть колоссальную роль в торговле Европы, а также становились центрами средневековых ремесел. Однако каждый из них старательно перетягивал «одеяло на себя», из-за чего постоянно вспыхивали вооруженные конфликты. Венеция, Королевство двух Сицилий, Пиза, Генуя, Неаполь и особенно Флоренция со своими вольнолюбивыми гражданами, регулярно находились в состоянии войны. Эти противоречия осложнялись еще и борьбой папства и королевской власти, а после смерти Генриха VI сицилийские земли оказались под жестким контролем Ватикана.

В юном возрасте философ и теолог отличался высоким ростом, неповоротливостью и некоторой грузностью, потому соученики прозвали его Сицилийский Бык. На это учитель Альберт Великий отвечал, что он «взревет так громко, что его рык оглушит весь мир». Его слова полностью сбылись позже.

Кратко о жизни первого схоластического учителя церкви

У бедных аристократических семейств Европы в тринадцатом веке был небогатый выбор, куда отправить учиться детей, тем более, если в семействе их было достаточно много. Для девочек была одна надежда выбраться из вечных долгов – выгодно выскочить замуж, а мальчикам следовало либо воевать, либо проповедовать. Фома Аквинат выбрал путь веры, но не учел, что его происхождение и близкое родство с противником установления папской власти Фридрихом II Штауфеном сослужит ему плохую службу. Именно потому первые тезисы богослова были осуждены церковью и только позже стали общепринятыми.

К середине тринадцатого века стала понятно, что от учения Аристотеля никуда не скрыться, и папа решил как-нибудь «привязать» его к канонам веры. К тому моменту Фома уже славился своими богословскими трактатами, потому он и был избран на роль защитника католической веры. Именно на это он и положил всю свою жизнь. Ему принадлежит разработка пяти основных доказательств бытия Господа (существования Бога), которые в восемнадцатом веке с треском разрушит немецкий философ Кант, но взамен создаст свое, шестое доказательство. Несмотря на это, именно он положил начало фомизму, или томизму – теистического учения о способах постижения веры посредством разума.

Семья будущего богослова

Знатный граф Ландольф Аквинский принадлежал к древнему роду, но был низшего дворянского сословия. Он имел собственное родовое гнездышко – замок Роккасекка, неподалеку от Неаполя в местности, ныне принадлежащей к региону Лацио. Супругу его звали Теодора, она умела красиво вышивать гобелены. Ранее подарив мужу шестерых отпрысков, приблизительно в январе 1225 года она произвела на свет еще одного мальчика, которого и решено было назвать Томас (Фома) Аквинат (Thomas Aquinas).

Существует легенда, будто Теодора во время беременности ездила к святому отшельнику, имя которого не называется. Только увидев женщину, он сразу же упал на колени и стал истово молиться. Только после этого он объяснил испуганной матери, что она родит мальчика, который станет великим проповедником и достигнет невероятного уровня святости. Насколько это правда, выяснить не удастся.

Детство и юность Фомы

Сперва воспитанием детишек занималась мать, она выучила их читать, считать и писать, затем подключился и отец. Нанимать гувернеров и преподавателей семейство не имело возможностей, тем более что у них и так был учитель хороших манер для девушек, которым необходимо было удачно выйти замуж. Родители изначально, после предсказания монаха, собирались определить младшего сына в духовную школу, а в идеале – сделать его аббатом. Поблизости имелось и подходящее заведение – бенедиктинский монастырь Монтекассино, куда и отправила сорванца в возрасте пяти лет. Там он пробыл долгие девять лет и уже подростком изучил все, что ему преподать на том уровне, который имелся в наличии.

В тридцать девятом году тринадцатого века Томас отправился в Неаполь, где с успехом поступил в университет (ныне Неаполитанский университет имени Фридриха II). Там обучались разные люди, но больше всего было монахов-доминиканцев, с которыми у парня завязалась крепкая дружба. Он проникся их взглядами и после завершения учебы мечтал вступить именно в этот орден, а не к бенедиктинцам, как того желала семья.

На это были особые причины, так как он был племянником графа и великого юстициария Сицилии Томмазо д’Ачерра, а по совместительству еще и троюродным братом Фридриха II Штауфена, который давно противился папскому засилью. Братья насильно заперли юношу в крепости Сан-Джованни (ныне коммуна Монте-Сан-Джованни-Кампано), где он штудировал науки и много писал. Такой «урок» ему никак не помог. Надежда на то, что он одумается, у родственников таяла на глазах. Как только ему удалось выбраться из заточения, она сразу же вступил в Доминиканский орден, приняв все его монашеские обеты.

Становление Фомы Аквинского – философа и богослова

После принятия пострига и вступления в Орден, будущий философ еще больше вникает в изучение научных трудов, к примеру, штудирует Аристотеля. Он отправляется в Парижский университет, чтобы получить так недостающие ему знания, в 1245 году. Именно там он приобрел такие связи и знакомства, которые открыли ему глаза на многие вещи в богословии.

Влияние на мировоззрение

В столице на тот момент никто еще даже не догадывался, кто такой Фома Аквинский, но вскоре его узнает весь мир. Он тщательно изучил труды древних античных авторов и даже вывел для себя некоторые закономерности, найденные у Аристотеля. Ему чрезвычайно повезло, так как он попал на курс к самому Альберту Великому, выдающемуся немецкому философу и теологу, признанным впоследствии Учителем Церкви. Огромное впечатление на него произвели сочинения неоплатоников (Августина, Цицерона, Боэрция и прочих), которые он прочёл под его чутким руководством.

К сорок восьмому или пятидесятому году, завершив обучение в Париже, он отправился в Кёльн, куда чуть ранее переехал и его учитель. Как протекала его жизнь в этот период, доподлинно неизвестно, зато точно в пятьдесят втором году он собрал свои вещи и вернулся в монастырь Святого Иакова в столице, который принадлежал доминиканцам. Через три или четыре года молодой человек уже был полностью готов к преподавательской работе, потому был назначен учителем теологии. Именно в этот период Фоме удалось полностью завершить свои первые научные трактаты: «Комментарий к „Сентенциям“», «О сущности и существовании», «О началах природы».

В пятьдесят пятом году Жак Панталеон Кур-Пале стал Патриархом Иерусалима, а в августе шестьдесят первого он становится папой Урбаном IV. Слава про ученого-богослова Томаса к тому моменту уже докатилась и до него, потому он вызывает мужчину к себе в Вечный город. На протяжении восьми-десяти лет Фома занимается преподавательской деятельностью в Риме и Ананьи, а также работает над собственными теологически-философскими сочинениями. Основными же его должностями становятся места чтеца в папской курии и главного советника по богословским вопросам.

К концу шестидесятых годов ребром становится проблема аристотелизма, привнесенного в Европу арабским философом Аверроэсом (Абуль-Валидом Мухаммадом ибн Ахмад аль-Куртуби, известного также как Ибн Рушд). Учение античного философа подавалось с точки зрения, что противоречила мнению церкви. С этим следовало срочно что-то делать, так как многие европейские ученые, к примеру, Сигер Брабантский, начали склоняться к тому, что философия может противоречить богословию. Это могло привести к тотальному расколу церкви и утрате абсолютной власти, потому папа Урбан вызвал Фому и дал ему своего рода персональное задание – примирить эти две науки и найти общее у Аристотеля и учения католицизма.

Суть теологической философии

Изучая труды древних мыслителей, Фома предпочел разграничить теологию и философию. Он назвал первую истиной откровения, в то время как вторую обозначил истиной знания. Причем богословие он всегда ставил превыше любой науки, так как она передает людям премудрость Бога, постичь которую человеку не дано. Однако, чтобы максимально донести ее до умов, одна вполне может использовать другую.

По Аристотелю истина выражается в основных четырех постулатах, идущих последовательно: опыт, искусство, знание и мудрость. Аквинат пошел дальше: у него мудрость считается совершенно отдельной ступенью познания, возможной исключительно посредством божественных откровений. Давайте вкратце рассмотрим основные идеи ученого.

  • Мир вокруг нас, это совокупность субстанций, которые напрямую зависят от Бога и его воли.
  • Мудрость можно разделить на три составляющие – благодать, веру и разум. Некоторые доступны для понимания сами по себе, но далеко не все. Остальные можно осмыслить только путем откровения.
  • Сущность всего телесного заключается в единстве материи и формы, которые друг без друга являются пассивными субстратами (ничего собой не представляют).
  • Индивидуальность каждого – это единство его души (формы) и тела (материи). Душа же – субстанция нематериальная и абсолютно самосущная, является животворящей силой организма.
  • Познание – единственная цель любого человека и человечества в целом. Ведь познавая истины, люди познают и Бога.

Не преминул Томас уделить внимание также этике вопроса, так как нравственность и мораль во все века были главными постулатами католичества в частности, а также христианства в целом. При этом он вполне допускает, что зло необходимо для достижения совершенства, потому пороки приветствуются, если в итоге они будут подавлены и выброшены из жизни.

Подтверждение существования всемогущего Господа

Наиболее известным трактатом философа стал труд «Сумма теологии», в которой и можно отыскать те самые доказательства реальности существования Всевышнего, которые впоследствии так легко и просто разгромил Кант и над которыми слегка посмеивался Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита».

  1. Prima autem et manigestior via est, quae sumitur ex parte motus, что переводится, как «самый простой путь проявляется в движении».
  2. Secunda via est ex ratione causae efficientis, что значит «вторая дорога лежит через первопричину».
  3. Tertia via est sumpta ex possibili et necessario – «третий путь рождается из надлежащего и явно возможного.
  4. Quarta via sumitur ex gradibus qui in rebus inveniuntur, что можно перевести как «четвертая дорога базируется на совершенстве вещей и существ.
  5. Quintia via sumitur ex gubernatione rerum – «пятое доказательство в управлении универсумом (совокупностью вещей)».
Читайте также:  Франциск Ассизский: жизнь и биография святого, мощи, почитание и дни памяти

За основу собственных умозаключений Фома взял постулаты отрицания, потому все его выкладки математически можно назвать правилами от противного. По сути, они сводятся к тому, что нет совершенно никакого смысла доказывать, что Бог существует, так как само по себе бытие и есть самое лучшее доказательство данного факта.

Рассуждение церковного мыслителя о государстве

Жизнь Фомы Аквинского протекала в постоянных трудах, он никогда не останавливался, а его умозаключения касались не только возвышенных сфер, но также обычной жизни и государственного устройства. Он воспринимал закон, как лучшее проявление разума тех, кто действительно заботится о гражданах – правителей. При этом сами монархи должны опираться исключительно на высший закон – божий. Общественная (мирская) жизнь и положение человека в обществе считается им, как Аристотелем, вполне естественным явлением. Он не считает это чем-то суетным или недостойным.

Согласно суждениям философа, справедливыми вариантами государственного устройства могут считаться только монархия, полисная система и власть аристократии, а вот тоталитаризм, тирания, олигархия и демократия – сами по себе несправедливы. При этом церковную власть он ставил гораздо выше светской, то есть, по его мнению, она имела полное моральное право вмешиваться в любое деяние правителя, даже если речь идет об абсолютном монархе.

Отношение к взглядам Томаса Аквината

На отношение католичества к теологии и философии труды мудреца оказали колоссальное влияние, хотя не удалось избежать и противодействия со стороны закоренелых традиционалистов. К примеру, в семьдесят седьмом году святой отец Этьен Тампье выступил с резкой критикой и неприятием выкладок богослова. Однако, несмотря на это, возникло течение, называемое томизмом, по имени великого ученого-теолога. Наиболее сильно оно развернулось в Неаполе, Париже, а затем в Авиньоне. Этому способствовало признание этого человека одним из величайших богословов в истории, а также канонизация в 1323 году. Самыми известными и яркими томистами можно считать кардинала Фому Каэтана и философа Франсиско Суареса.

Однако не удалось избежать и критической оценки учения. Традиционалисты уверяли, что мысли о разуме и познании являются еретическими, так как всемогущество Бога – его воля – стоит гораздо выше любого осмысления. Главными «противниками» томизма можно считать английского философа Уильяма Оккама, французского схоласта Николая из Отрекура, а также логика Жана Буридана.

Смерть пса господнего и память о нем

Каков бы ни был земной путь человека, а Святой Фома Аквинский являлся, как и все другие, именно им, он имеет свойство заканчиваться. Он прошел большую дорогу и с самого детства посвятил все свои устремления и мечты в сторону достижения божественной истины – познания Бога. Удалось ли ему достичь результатов в полной мере, нам неизвестно, однако титанический его труд точно не остался незамеченным человечеством.

Последние годы и похороны

В семьдесят втором году выдалось очень жаркое и засушливое лето. Как раз тогда Фома принял приглашение от монастыря доминиканцев в Неаполе. Поддавшись на долгие уговоры папы, он решает оставить на время философские труды и заняться преподавательской деятельностью, вкладывая в головы студентов прописные истины. В следующем году он получает видение, которое заставляет его бросить работу и отправится в паломничество во имя Второго Лионского собора, что проводился во Франции.

По дороге Фоме неожиданно становится плохо. Он решает остановиться на короткий срок в монастыре цистерцианцев в итальянском городке Фоссанова, так и не добравшись до своей цели. Какая болезнь уложила могучего монаха в постель, доподлинно неизвестно, однако он так никогда более не поднялся. Мужчина умер в начале 1274 года, возможно, в январе или в феврале, даже не разменяв шестой десяток – ему было всего сорок девять.

В память об Аквинате

Несмотря на резкую критику противников, труд Фомы не остался безрезультатным, и потомки этого не забыли. В парке Католического университета в венгерском городке с удивительным названием Пилишчаба, установлен монумент в его честь. Там он держит в руке путеводную звезду, чтобы осветить путь тем, кто блуждает в темноте. В скульптурной композиции Карлового моста, что в Праге, тоже изображена персона великого теолога.

Итальянский художник Беноццо Гоццоли в сорок седьмом году пятнадцатого столетия нарисовал картину «Триумф св. Фомы Аквинского», которая в наши дни хранится в Лувре (Париж). Существует множество документальных фильмов, повествующих о его жизненном пути и мировоззрении, которые интересно будет посмотреть всем, кто интересуется этим.

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 – 1274)

Фома Аквинский (Аквинат) – один из выдающихся мыслителей средневековой Европы, философ и теолог, доминиканский монах, систематизатор средневековой схоластики и учения Аристотеля.Родился в конце 1225 или начале 1226 года в замке Роккасекка, родовом замке близ Аквино, в Неаполитанском королевстве.

Фома получил прекрасное образование. Сначала в монастыре бенедиктинцев в Монте-Кассино он проходит курс классической школы, давшей ему превосходное знание латинского языка. Затем он отправляется в Неаполь, где обучается в университете под руководством наставников Мартина и Петра Ирландского.

В 1244 г. Аквинат принимает решение вступить в орден доминиканцев, отказавшись от должности аббата Монте-Кассино, что вызвало решительный протест семьи. Приняв постриг в монахи, он отправляется учиться в Парижский университет, где слушает лекции Альберта Больштедта, прозванного Альбертом Великим, который оказал на него огромное влияние. Следуя за Альбертом, Фома четыре года посещает лекции в Кёльнском университете. Во время занятий он не проявлял особой активности, редко принимал участие в диспутах, за что коллеги прозвали его Немым Быком.

По возвращении в Парижский университет Фома последовательно проходит все ступени, необходимые для получения степени магистра теологии и лиценциата, после чего преподает в Париже теологию до 1259 г. Начался наиболее плодотворный период в его жизни. Он выпускает ряд теологических трудов, комментариев к Священному писанию и начинает работу над «Суммой философии».

В 1259 г. папа Урбан IV вызвал его в Рим, так как Святой престол усмотрел в нем человека, который должен был выполнить важную для церкви миссию, а именно дать трактовку «аристотелизма» в духе католицизма. Здесь Фома завершает «Сумму философии», пишет другие научные работы и приступает к написанию главного труда своей жизни «Суммы теологии».

В этот период он ведет полемику против консервативных католических теологов, яростно отстаивая основы христианско-католической веры, защита которой стала главным смыслом всей жизни Аквинского.

Во время поездки для участия в созванном папой Григорием Х соборе, проходившем в Лионе, он тяжело заболевает и умирает 7 марта 1274 г. в монастыре бернардинцев в Фоссануове.

В 1323 г., во время понтификата папы Иоанна XXII, Фома был причислен к лику святых. В 1567 г. он был признан пятым «Учителем церкви», а в 1879 г. специальной энцикликой Папы римского учение Фомы Аквинского объявлено «единственно истинной философией католицизма».

Основные произведения

1. «Сумма философии» (1259-1269).

2. «Сумма теологии» (1273).

3. «О правлении государей».

Основные идеи

Идеи Фомы Аквинского оказали огромное влияние не только на развитие философии и теологической науки, но и на многие другие направления научной мысли. В своих произведениях он объединил в единое целое философию Аристотеля и догматы католической церкви, дал толкование форм государственного устройства, предложил предоставить светской власти существенную автономию, сохраняя в то же время господствующее положение Церкви, провел четкую границу между верой и знанием, создал иерархию законов, высшим из которых является божественный закон.

Основанием правовой теории Фомы Аквинского является нравственная сущность человека. Именно нравственное начало служит источником права. Право, согласно Фоме, – это действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. Аквинат характеризует справедливость как неизменную и постоянную волю предоставлять каждому свое.

Закон определяется им как общее право для достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или к воздержанию от него. Взяв у Аристотеля деление законов на естественные (они самоочевидны) и положительные (писаные), Фома Аквинский дополнил его делением на законы человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают на пути достижения «небесного блаженства»).

Человеческий закон – это положительный закон, снабженный принудительной санкцией против его нарушений. Совершенные и добродетельные люди могут обходиться и без человеческого закона, для них достаточно и естественного закона, но чтобы обезвредить людей порочных и не поддающихся убеждениям и наставлениям, необходимы страх наказания и принуждение. Человеческим (положительным) законом являются только те человеческие установления, которые соответствуют естественному закону (велениям физической и нравственной природы человека), иначе эти установления – не закон, а лишь искажение закона и отклонение от него. С этим связано отличие справедливого человеческого (позитивного) закона от несправедливого.

Позитивный божественный закон – закон, данный людям в божественном откровении (в Ветхом и Новом завете). Библия учит, какой образ жизни Бог считает для людей правильным.

В трактате «О правлении государей» Фома Аквинский поднимает еще одну очень важную тему: взаимоотношение церковной и светской властей. Согласно Фоме Аквинскому, высшая цель человеческого общества – вечное блаженство, но для ее достижения усилий правителя недостаточно. Забота об этой высшей цели возлагается на священников, и особенно на наместника Христа на земле – папу, которому все земные правители должны подчиняться, как самому Христу. В решении проблемы соотношения церковной и светской властей Фома Аквинский отходит от концепции непосредственной теократии, подчиняя светскую власть церковной, но различая сферы их влияния и предоставляя светской власти существенную автономию.

Он первый проводит четкую границу между верой и знанием. Разум, по его мнению, только дает обоснование непротиворечивости откровения, веры; возражения же против них рассматриваются лишь как вероятные, не вредящие их авторитету. Разум должен быть подчинен вере.

Представления Фомы Аквинского о государстве – первая попытка развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской «Политики».

От Аристотеля Фома Аквинский перенял мысль о том, что человек по природе есть «животное общительное и политическое». В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. По этой естественной причине и возникает политическая общность (государство). Процедура создания государства аналогична процессу сотворения мира Богом, а деятельность монарха схожа с активностью Бога.

Цель государственности – «общее благо», обеспечение условий для достойной жизни. По мнению Фомы Аквинского, реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированное положение власть имущих, исключение из сферы политики ремесленников, земледельцев, солдат и торговцев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться высшему сословию. В этом разделении Фома Аквинский также идет вслед за Аристотелем и утверждает, что эти различные категории работников необходимы для государства в силу его природы, которая в его теологической интерпретации оказывается, в конечном счете, реализацией законов Провидения.

Защита интересов папства и устоев феодализма методами Фомы Аквинского порождало определенные трудности. Например, логическое толкование апостольского тезиса «всякая власть от Бога» допускало возможность абсолютного права светских феодалов (королей, князей и других) на управление государством, то есть позволяло обращать этот тезис против политических амбиций римско-католической церкви. Стремясь подвести базу под вмешательство клира в дела государства и доказать превосходство духовной власти над светской, Фома Аквинский ввел и обосновал три элемента государственной власти:

2) форма (происхождение);

Сущность власти – это порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения. Данный порядок заведен богом. Таким образом, по своей исконной сути власть есть установление божественное. Потому она всегда есть нечто хорошее, благое. Конкретные же способы ее происхождения (точнее, завладения ею), те или иные формы ее устройства могут иногда являться дурными, несправедливыми. Не исключает Фома Аквинский и ситуаций, при которых пользование государственной властью вырождается в злоупотребление ею: «Итак, если множество свободных людей направляется властителем к общему благу этого множества, это правление прямое и справедливое, какое и подобает свободным. Если же правление направлено не к общему благу множества, а к личному благу властителя, это правление несправедливое и превратное»[1]. Стало быть, второй и третий элементы власти в государстве подчас оказываются лишенными печати божественности. Это случается тогда, когда правитель либо приходит к кормилу власти при помощи неправедных средств, либо властвует несправедливо. И то и другое – результат нарушения заветов Бога, велений Римско-католической церкви как единственной власти на земле, представляющей волю Христа.

Насколько действия правителя отклоняются от воли божьей, насколько они противоречат интересам церкви, настолько подданные вправе, с точки зрения Фомы Аквинского, оказывать этим действиям сопротивление. Правитель, который властвует вопреки законам Бога и принципам морали, который превышает свою компетенцию, вторгаясь, например, в область духовной жизни людей или облагая их чрезмерно тяжелыми налогами, – превращается в тирана. Так как тиран печется только о своей выгоде и не хочет знать общей пользы, попирает законы и справедливость, народ может восстать и свергнуть его. Однако окончательное решение вопроса о допустимости крайних методов борьбы с тиранией принадлежит, по общему правилу, церкви, папству.

Республику Фома Аквинский считал государством, пролагающим путь к тирании, государством, раздираемым борьбой партий и группировок.

Тиранию он отграничивал от монархии, которую оценивал как лучшую форму правления. Он отдавал предпочтение именно монархии по двум причинам. Во-первых, ввиду ее сходства с мирозданием вообще, устроенным и руководимым одним богом, а также из-за ее подобия человеческому организму, разнообразные части которого объединяются и направляются одним разумом. «Итак, один управляет лучше, чем многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать единым целым. К тому же то, что существует по природе, устроено наилучшим образом, ведь природа в каждом отдельном случае действует наилучшим образом, а общее управление в природе осуществляется одним. Ведь и у пчел один царь, и во всей вселенной единый Бог, творец всего и правитель. И это разумно. Поистине всякое множество происходит от одного»[2]. Во-вторых, вследствие исторического опыта, демонстрирующего (как был убежден теолог) устойчивость и преуспеяние тех государств, где властвовал один, а не множество.

Пытаясь решить актуальную для того времени проблему разграничения компетенции светской и церковной властей, Фома Аквинский обосновал теорию автономии властей. Светская власть должна управлять только внешними действиями людей, а церковная – их душами. Фома предусматривал пути взаимодействия этих двух властей. В частности, государство должно помогать церкви в борьбе с ересью.

[1] Аквинский Ф. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI – XVII вв. – Л.: Наука 1990.

Ссылка на основную публикацию