Франциск Ассизский: жизнь и биография святого, мощи, почитание и дни памяти

Святой Франциск Ассизский Биография

Святой (ок. 1181–1226)

Святой Франциск Ассизский отказался от роскошной жизни ради жизни, посвященной христианству, по сообщениям, услышав голос Бога, который повелел ему перестроить христианскую церковь и жить в нищете. Он является покровителем животных и окружающей среды.

Кем был Святой Франциск Ассизский?

Родившийся в Италии около 1181 года, Святой Франциск Ассизский в молодости был знаменит тем, что пил и развлекался. После сражения в битве между Ассизи и Перуджей Фрэнсис был взят в плен и заключен в тюрьму за выкуп. Он провел почти год в тюрьме в ожидании платежа его отца и, согласно легенде, начал получать видения от Бога. После освобождения из тюрьмы Фрэнсис услышал голос Христа, который сказал ему отремонтировать христианскую церковь и жить в нищете. Следовательно, он оставил свою роскошную жизнь и стал преданным веры, его репутация распространилась по всему христианскому миру.

Позже в жизни Фрэнсис получил видение, которое оставило его со стигматами Христа знаки, напоминающие раны, которые Иисус Христос получил, когда был распят, делая Фрэнсиса первым человеком, получившим такие святые раны. Он был канонизирован как святой 16 июля 1228 года. За свою жизнь он также развил глубокую любовь к природе и животным и известен как покровитель окружающей среды и животных; его жизнь и слова имели длительный резонанс с миллионами последователей по всему миру. Каждый октябрь многие животные во всем мире получают благословения в день его праздника.

Святой Франциск Ассизский

Почему Святой Франциск является покровителем животных?

Сегодня Святой Франциск Ассизский является покровителем экологов титул в честь его безграничной любви к животным и природе.

Ранняя жизнь роскоши

Родился около 1181 года в Ассизи, герцогство Сполето, Италия, Святого Франциска Ассизского, хотя и почитается сегодня начал свою жизнь как убежденный грешник. Его отец был богатым торговцем тканями, который владел сельхозугодьями вокруг Ассизи, а его мать была прекрасной француженкой. Фрэнсис не был в нужде в юности; он был избалован, балуя себя прекрасной едой, вином и дикими праздниками. К 14 годам он бросил школу и стал известен как мятежный подросток, который часто пил, устраивал вечеринки и нарушал комендантский час в городе. Он также был известен своим обаянием и тщеславием.

В этом привилегированном окружении Франциск Ассизский изучил навыки стрельбы из лука, борьбы и верховой езды. Ожидалось, что он последует за своим отцом в семейный текстильный бизнес, но ему надоела перспектива жизни в торговле тканями. Вместо того, чтобы планировать будущее как торговец, он начал мечтать о будущем как рыцарь; рыцари были средневековыми героями боевиков, и если у Фрэнсиса были какие-то амбиции, он должен был стать таким же героем войны. Пройдет не так много времени, прежде чем появится возможность для ведения войны.

В 1202 году между Ассизи и Перуджей началась война, и Фрэнсис с нетерпением занял его место в кавалерии. В то время он мало что знал, его опыт войны изменил бы его навсегда.

Война и заключение в тюрьму

Фрэнсис и люди из Ассизи подверглись сильной атаке, и перед лицом Превосходящие номера, они взлетели. Вскоре все поле битвы было покрыто телами убитых, изуродованных людей,кричать в агонии. Большинство выживших войск Ассизи были немедленно убиты.

Неквалифицированный и без боевого опыта Фрэнсис был быстро захвачен вражескими солдатами. Одетый как аристократ и одетый в новые дорогие доспехи, он считался достойным достойного выкупа, и солдаты решили пощадить его. Он и другие богатые войска были взяты в плен, уведены в сырую подземную камеру. Фрэнсис провел бы почти год в таких ужасных условиях & # x2014; в ожидании платежа его отца во время которого он вполне мог заболеть серьезным заболеванием. Также в это время он позже сообщит, что начал получать видения от Бога.

После войны

После года переговоров, Фрэнсис & apos; выкуп был принят,и он был освобожден из тюрьмы в 1203 году. Когда он вернулся в Ассизи, Фрэнсис был совсем другим человеком. По возвращении он был опасно болен как душой, так и телом утомленная битвой жертва войны.

Однажды, как гласит легенда, во время езды на лошади в местной сельской местности Фрэнсис встретил прокаженного. До войны Фрэнсис бежал от прокаженного, но в этом случае его поведение было совсем другим. Рассматривать прокаженного как символ моральной совести или как Иисус инкогнито, по мнению некоторых религиозных ученых он обнял и поцеловал его, позже описал переживание как ощущение сладости во рту. После этого случая Фрэнсис почувствовал неописуемую свободу. Его прежний образ жизни потерял всю свою привлекательность.

Впоследствии Фрэнсис,теперь, когда ему было 20 с небольшим, он начал обращать внимание на Бога. Вместо того, чтобы работать, он проводил все большее количество времени в отдаленном горном убежище, а также в старых, тихих церквях вокруг Ассизи, молился, искал ответы и помогал кормить прокаженных. За это время, молясь перед старым византийским распятием в церкви Сан-Дамиано, Фрэнсис, как сообщается, услышал голос Христа, который сказал ему восстановить христианскую церковь и жить в условиях крайней нищеты. Фрэнсис повиновался и посвятил себя христианству. Он начал проповедовать вокруг Ассизи, и вскоре к нему присоединились 12 преданных последователей.

Некоторые считали Фрэнсиса сумасшедшим или дураком, но другие рассматривали его как один из величайших примеров того, как жить христианским идеалом со времен Иисуса Сам Христос. Был ли он действительно тронут Богом,или просто человек, неправильно истолковывающий галлюцинации, вызванные психическим заболеванием и / или плохим состоянием здоровья, Франциск Ассизский быстро стал известным во всем христианском мире.

Преданность христианству

После своего прозрения В церкви Сан-Дамиано Фрэнсис пережил еще один определяющий момент в своей жизни. Чтобы собрать деньги на восстановление христианской церкви, он продал рулон ткани из магазина своего отца вместе со своей лошадью. Его отец пришел в ярость, узнав о действиях сына, и впоследствии потащил Фрэнсиса к местному епископу. Епископ велел Фрэнсису вернуть деньги его отца, на что его реакция была необычайной: он снял с себя одежду и вместе с ними вернул деньги своему отцу, заявив, что теперь Бог — единственный отец, которого он узнал.Это событие отмечается как Фрэнсис & apos; окончательное обращение, и нет никаких признаков того, что Фрэнсис и его отец когда-либо говорили снова после этого.

Епископ дал Фрэнсису грубую тунику, и одетый в эту новую скромную одежду, Фрэнсис покинул Ассизи. К несчастью для него, первые люди, которых он встретил на дороге, были группой опасных воров, которые сильно его избили. Несмотря на свои раны, Фрэнсис был в восторге. Отныне он будет жить по Евангелию.

Франциск & apos; В то время радикальное представление о бедности, подобной Христу. Христианская церковь была чрезвычайно богата, как и люди, которые ее возглавляли, что касалось Фрэнсиса и многих других, которые чувствовали, что давние апостольские идеалы были разрушены. Фрэнсис отправился на миссию по восстановлению собственных, первоначальных ценностей Иисуса Христа в ныне декадентской церкви.Своей невероятной харизмой он привлек к себе тысячи последователей. Они слушали Фрэнсиса & apos; проповеди и присоединился к его образу жизни; его последователи стали известны как францисканские монахи.

Непрерывно пытаясь достичь духовного совершенства, Фрэнсис вскоре проповедовал в пяти деревнях в день, обучая новый тип эмоциональной и личной христианской религии, которую обычные люди мог понять. Он даже зашел так далеко, что проповедовал животным, что вызвало критику у некоторых и принесло ему прозвище «дурак Бога». Но Фрэнсис сообщение было распространено повсюду, и тысячи людей были пленены тем, что услышали.

В 1224 году, по сообщениям, Фрэнсис получил видение, которое оставило его с клеймом Христа & # x2014;следы, напоминающие раны, которые Иисус Христос получил, когда был распят, через его руки и пронзительную рану на его боку. Это сделало Фрэнсиса первым человеком, получившим священные раны стигматов. Они останутся видимыми до конца его жизни. Из-за его ранней работы по лечению прокаженных некоторые считают, что раны были на самом деле симптомами проказы.

Смерть и наследие

Когда Фрэнсис приблизился к своей смерти, многие предсказывали, что он был святым в создание. Когда его здоровье стало ухудшаться быстрее, Фрэнсис пошел домой. Из Ассизи были высланы рыцари, чтобы охранять его и следить за тем, чтобы никто из соседних городов не утащил его (в то время тело святого рассматривалось как чрезвычайно ценная реликвия, которая принесла бы, среди прочего, славу город, где он отдыхал).

Франциск Ассизский скончался 3 октября 1226 года в возрасте 44 лет в Ассизи, Италия. Сегодня Фрэнсис имеет длительный резонанс с миллионами последователей по всему миру. Он был канонизирован как святой спустя два года после своей смерти, 16 июля 1228 года, его бывшим покровителем, папой Григорием IX. Сегодня Святой Франциск Ассизский является покровителем экологии титул в честь его безграничной любви к животным и природе. В 2013 году кардинал Хорхе Марио Бергогли решил почтить святого Франциска, приняв его имя и став папой Франциском.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святой Франциск Ассизский, житие, молитва

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святой Франциск Ассизский – великий святой, монах, миссионер, учредитель нищенствующего ордена францисканцев, названого его именем. Он ознаменовал собой важный перелом в формировании аскетического идеала, что стало одним из важнейших этапов становления новой эпохи в истории западного монашества.

Житие Франциска Ассизского

Франциск Ассизский (Джованни Франческо ди Пьетро Бернардоне) родился в небольшом древнем городе Ассизи (Италия) в семье богатого мещанина. Период учения мальчика был достаточно непродолжительным. И в 14 лет по решению отца он стал помогать ему в торговле. Франциск был любимцем молодежи и проводил свободное время в беззаботном юношеском веселье.

На протяжении многих лет юноша мечтал о карьере настоящего рыцаря. И после похода в Апулию, где ему пришло Божье видение, он обратился к Господу. Это событие стало началом обращения святого. Также важным моментом этого стала его случайная встреча с прокаженным: увидев в нём лик страдающего Христа, он обнял страдающего. С тех пор святой часто помогал прокаженным и совершал паломничества.

Помогая отцу в торговле, Франциск стал раздавать выручку бедным, что привело к конфликту с родным человеком. За это он публично лишил юношу наследства.

Мечты о рыцарстве всё же манили святого и понемногу начинали сбываться. Он принял участие в войне, но попал в плен и целый год провел в тюрьмах, где сильно заболел. Это было время размышлений о своём предназначении. И видел его юноша в милосердии и сострадании.

После этого он ходил в тунике в виде креста, помогая больным и прокаженным, а также начал проповедническую деятельность. Франциск самостоятельно отреставрировал три храма.

Очень быстро у него появились последователи, вместе с которыми они составили устав братства и получили утверждение его самим Папой Римским. Именно во время этого визита в Рим святой был официально посвящен в диаконы.

Святой и его братья не раз отправлялись к сарацинам, дабы обратить их в христианство, посещали и другие страны в роли миссионеров.

Важным событием в жизни Франциска стало получение стигматов – ран, напоминающих следы Господних страданий:

Зная о приближении смерти, святой выразил желание перенести его в “колыбель Ордена” – часовню Божией Матери Ангельской, где и смиренно почил. А двумя годами позже был торжественно причислен к лику святых.

Жизнь Франциска Ассизского, как и его роль в церковной культуре, поистине уникальна и своеобразна, о чём свидетельствует и его художественное изображение: в монашеской рясе коричневого цвета с поясом из трёх узлов, что являются символами данных им обетов: бедности, послушания и целомудрия. Также он единственный из святых францисканцев, кто имеет стигматы (раны Христа).

Церковь Франциска Ассизского

Один из грандиозных шедевров архитектурного искусства, который носит гордое имя Франциска Ассизского, находится в Вене (Австрия). Церковь, выполненная в неороманском стиле, была построена на берегу Дуная. И это строительство продолжалось целых 15 лет.

И сегодня храм, имеющий великую и интересную историю, является местом паломничества многих людей со всего мира. Ведь это не только красота, запечатлённая в камне, это символ неувядающей веры и вечного служения Господу.

День святого Франциска Ассизского

День памяти святого – 4 октября. В это время к иконе Франциска приходят верующие люди, дабы получить его верную защиту. Также монах является покровителем:

  • францисканцев;
  • купцов;
  • бедняков;
  • прокажённых;
  • зверей и окружающей среды (экологов).

Франциск Ассизский по праву является одним из величайших и уважаемых религиозных деятелей во всё мире.

Молитва Франциска Ассизского

Молитва святого – также очень уникальное произведение, ибо в нём гармонично сочетаются красота слова и глубокий философский смысл. Условно её можно разделить на части:

  • молитва о мире;
  • молитва из послания ко всему Ордену;
  • молитва, произнесённая перед распятием.

Её текст настолько точен и справедлив, что вызывает благодатные чувства к человеку, о котором говориться в ней. Ибо он никогда не забывал о ни о ком из людей, не делил их по статусу, не осуждал.

В его словах – великая вера и послание к тем, кто хочет изменить себя и мир вокруг, а сделав это, – приблизиться к Богу, стать частью его деяний и нести славу о них другим людям.

Молитва о мире, приписываемая святому Франциску

Дай мне, Господи, быть орудием Твоего мира,

чтобы я приносил любовь ненавидящим,

чтобы я приносил свет во тьму.

Дай мне, Господи, утешать, а не ждать утешения,

понимать, а не ждать понимания,

любить, а не ждать любви,

ибо, кто дает, тот обретает,

кто о себе забывает — находит себя,

кто прощает — будет прощен,

кто умирает — воскресает для жизни вечной.

Молитва святого Франциска Ассизского из послания ко всему Ордену

Всемогущий, вечный, праведный и милосердный Боже, дай нам, несчастным, поступать по Твоей воле, делать, что Ты хочешь, и всегда хотеть того, что Тебе угодно, чтобы, внутренне очищенные, внутренне просвещенные и огнем Святого Духа зажженные, мы могли следовать по стопам возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, и Твоею благодатью достигнуть Тебя, о Всевышний, Который в Троице совершенной и Единстве простом живешь и царствуешь во веки веков. Аминь.

Молитва святого Франциска Ассизского, произнесённая перед распятием

Всевышний славный Боже, освети тьму моего сердца и дай мне истинную веру, ясную надежду и совершенную любовь, разумение и познание, Господи, чтобы исполнил я Твою святую и истинную волю.

4 октября. Святой Франциск Ассизский. Память

Святой Франциск Ассизский провел юность в беззаботном веселье, в зрелом возрасте оказался в тюрьме, но снискал почет и уважение как великий подвижник христианской Церкви. Он — один из наиболее почитаемых и известных в мире католических святых. Под конец жизни у него на теле открылись стигматы — кровоточащие раны, похожие на те, что были нанесены Христу при распятии. Он стоит у истоков крупнейшего в средневековой Европе движения духовного пробуждения. Три ныне существующих монашеских Ордена считают его своим основателем.

Святой Франциск одним из первых не только в христианской, но и в западной культурной традиции вообще, отстаивал собственную ценность жизни природы, проповедовал сопричастность, любовь и сострадание ко всякой твари, фактически видоизменяя тем самым идею безграничного господства человека над всем сущим в сторону заботы и попечения об окружающей среде. В 1979 году Папа Иоанн Павел II официально провозгласил святого Франциска Ассизского небесным покровителем экологов.

Мы поздравляем всех духовных чад св. Франциска Ассизского, трудящихся в России, а особенно — францисканцев в Преображенской епархии, несущих свое служение в приходе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Новосибирске!

Читайте также:  Житие Димитрия Солунского - описание и история жизни, биография и чудеса святого

Франциск родился в 1181 или 1182 году в Ассизи — небольшом древнем городе в Умбрии (Центральная Италия), в богатой мещанской семье. Его отца — торговца сукном — звали Пьетро Бернардоне; мать — Пика — была родом из Франции. При Крещении она дала сыну имя Джованни (Иоанн); однако отец, бывший в то время в поездке, по возвращении назвал мальчика Франциском (по-итальянски — «Франческо», т. е. «Французик»), очевидно, из-за хорошего отношения к стране, с которой поддерживал торговые связи.

Франциск был третьим ребенком в семье, но при этом единственным в ней мальчиком.

Поэтому его окружили заботой и любовью сразу три женщины — мать и две сестры. Он ни в чем не знал отказа, и ему всё позволялось. К тому же Франциск был красивым ребенком, и редко кто проходил мимо него без того, чтобы не обратить внимание на ангелоподобное создание. Так протекало его детство.

В юности Франциск собирался стать рыцарем. Однако после того, как он провел год в тюрьме в качестве военнопленного в ходе войны между Ассизи и Перуджей, его отношение к жизни коренным образом изменилось.

Франциск ознакомился с тяжелым бытом нищих, убогих и больных. Увиденная картина потрясла его до глубины души. В 1206 году двадцатипятилетний Франциск ушел из дому и стал ухаживать за прокаженными. Помимо этого он занялся восстановлением старых разрушенных церквей в окрестностях своего родного города.

В одной из них ему было видение, открывшее его будущее. Ему явился Иисус и сказал следующее: «Франциск, мой дом рушится, почини его!»

И лишь спустя некоторое время Франциск осознал, что Иисус имел в виду не ремонт церковных зданий, а восстановление самой Церкви.

Услышав в церкви во время богослужения чтение из 10-й главы Евангелия от Матфея о следовании за Христом, Франциск понял, что этот призыв обращен лично к нему. И тогда он полностью отказался от всех земных благ, стал проповедовать смирение, терпимость и распространять среди простых людей Слово Божие.

Вскоре у него появились ученики. В 1210 году Франциск написал устав нового монашеского ордена и отправился в Рим, чтобы просить Папу Иннокентия III утвердить этот устав. Принципиальным требованием Устава была «Святая нищета»: не только отдельным членам францисканского движения, но и всей конгрегации в целом запрещалось владеть какой-либо собственностью, включая здания, церковную утварь, книги… Первые францисканцы, проповедуя людям слово Божие, питались исключительно подаянием, причем обнаружившиеся к концу дня «излишки» требовалось тут же раздать нуждающимся, а каждый новый день неизменно начинать в материальном смысле заново, «с полного нуля». Столь суровые требования отчасти были реакцией на показную роскошь многих прелатов, в чем Католическую Церковь упрекали весьма приумножившиеся в то время еретики.

Первоначально Папа с подозрением отнесся к новшествам, предлагаемым Франциском, и не захотел даже разговаривать с ним. Но молодой подвижник из Ассизи был непреклонен и решил во что бы то ни стало добиться аудиенции у главы Католической Церкви.

Франциск с товарищами поселились неподалеку от папской резиденции и стали ждать. Ожидание продлилось больше двух недель, пока однажды Папе Римскому не приснился сон: собор Святого Петра рушится, а невероятно огромный Франциск Ассизский подпирает его плечом.

И тогда Иннокентий III пригласил к себе Франциска, и их беседа длилась более пяти часов. Выслушав все доводы молодого человека, понтифик удовлетворил его пожелания.

Со временем Франциск переложил управление Орденом на плечи своих помощников, а сам удалился в хижину на располагавшейся в окрестностях Ассизи горе Альверно — одной из вершин Апеннинского хребта.

Как уже было отмечено выше, устав францисканцев коренным образом отличался от уставов других монашеских орденов того времени. Если святой Бенедикт считался образцом строгости, то святой Франциск являл собой образ невиданной кротости и доброты. Он любил абсолютно всех — даже мусульман, к которым в то время христиане относились с опаской и враждебностью.

Франциск настаивал на необходимости буквального, вплоть до мельчайших деталей, исполнения всех евангельских заповедей. Братья-францисканцы не должны были иметь денег, любого имущества, и, как и все монашествующие, были обязаны соблюдать обет безбрачия: ведь семейный человек становится уязвимым к соблазнам мира сего и не может являть своей жизнью идеал «Святой нищеты». Однако же в самом скором времени вокруг монашеского «ядра» францисканского движения возникло еще и движение сочувствующих мирян, и это стало первым в истории примером «третьего Ордена», разделявшего основные принципы духовности отца-основателя и органично дополнявшего служение монашеских мужской и женской ветвей (женская ветвь францисканского движения была представлена духовными дочерьми св. Клары).

Франциск и творение Божие

Франциск с любовью относился ко всему живому на Земле вплоть до того, что читал проповеди не только людям, но и зверям, и птицам. В наши дни его почитают покровителем экологического движения и молятся ему в том случае, если какое-нибудь животное заболело или нуждается в помощи.

Святой усматривал во всей природе и всём, что она содержит, отражение ее Создателя, и именовал зверей, птиц, луну, звезды, воду своими «братьями» и «сестрами». Только землю он называл сестрой-матерью. Ко всем существам он обращался, как к своим близким родственникам. Родство ценно своей связью, но не менее ценен в нем элемент индивидуальности. Как следует обращаться с братом или сестрой? — Их не следует эксплуатировать, их надо любить и уважать из-за родственной связи. Расширение этой концепции вплоть до включения в нее всего сущего и стало проявлением оригинальности и прозорливости святого из Ассизи. Его уважение к животным привело его к принципиальному отказу убивать их, хотя строгим вегетарианцем он не был. Франциск выступал в защиту зверей в неволе, заботился о них и, по возможности, выпускал их на волю. Так он спас нескольких диких голубей, которых несли продавать на рынок, а однажды воскликнул: «Если бы я только мог предстать перед императором, я бы умолял его, ради любви к Богу и ко мне, издать указ, запрещающий ловить и лишать свободы моих сестер-жаворонков». Сокол добровольно служил ему как будильник. Франциск уважал и неживую природу: старался не наступать на воду и почитал скалы. Он ощущал себя сопричастным всякой без исключения твари. Одно из народных преданий повествует о том, как святой Франциск уговорил селян кормить разорявшего их стада волка (вместо того, чтобы убить его), предварительно взяв с того клятву не красть овец. Он просил императора издать указ о праздничном кормлении домашних ослов и быков накануне Рождества.

За семь веков до Альберта Швейцера святой Франциск убирал червяков с дороги, дабы они не попали случайно под чей-то сапог или колесо. В любой из живых форм он прозревал элемент святости. Созерцая цветок, он ощущал мистический экстаз. Он просил садовников оставлять в садах место для диких растений, дабы «красота цветов могла возвещать о возможностях Отца всех существ», по-своему предвосхищая идею современных заказников дикой природы.

Франциск был твердо убежден, что природа имеет ценность сама в себе, а не только в силу ее «полезности» для человека: ведь и она тоже сотворена Богом и возлюблена Им. Таким образом он предварил краеугольный принцип экологической этики, разрабатываемой современными экофилософами. Святой не позволял рубить деревья в лесу, ибо всякое дерево — символ того, на котором был распят Сын Божий.

По мнению святого, отношения человека с природой должны носить характер взаимодополнения, взаимозависимости. Природа значима не только благодаря своей «нужности» человеку, но, прежде всего, благодаря многочисленным формам благожелательного присутствия в ней Бога. Отсюда — и наложенная на человека обязанность любовного отношения к окружающей среде, заботы о ней.

Франциск Ассизский подчеркивал присутствие Бога в разнообразии всего сущего, как и в радости, возбуждаемой фактом этого присутствия в душе человека, в желании человеческого сердца прославлять великое дело Божия творения, в котором единство не поглощает множественности существ, но щедрость Господа проявляет себя в их индивидуальности.

Последние годы жизни и кончина святого

За два года до своей кончины Франциск Ассизский чудесным образом приобрел стигматы — знаки пяти ран на теле распятого Иисуса (две на руках, две на ногах — следы от гвоздей, и одна в боку — след от копья).

Во сне святой Франциск увидел светящийся крест, к которому его привязали воины, так что он не мог ни говорить, ни сопротивляться, ибо его члены ему не повиновались. И вдруг он почувствовал сильнейшую боль, после чего лишился чувств и более ничего не помнил. Когда же наутро святой проснулся, боли не было, но на его теле открылось пять ран, которые немного кровоточили.

Франциск принял происшедшее со смирением и возблагодарил Господа, считая, что Бог, отметив его таким образом, одобрил его деяния.

В последние два года жизни Франциск испытывал тяжкие физические страдания, но при этом в полной мере сохранил свое поэтическое воззрение на мир. Главным же содержанием его поэзии всегда была трепетная любовь ко всякой твари.

Святой из Ассизи продолжает кормить зимой пчёл медом и вином, уносить с дороги червяков, чтобы их не раздавили… Он выкупает ягненка, которого ведут на бойню, освобождает зайчонка, попавшегося в капкан, обращается с наставлениями к птицам в поле, просит «брата огня», когда ему делают прижигание, не причинять слишком много боли…

Весь мир, со всеми его живыми существами и стихиями, обратился для Франциска в одну большую любящую семью, имеющую одного Отца и единодушную в любви к Нему. Из этого мироощущения излилась великая поэтическая «Хвала» Господу и всему творению Его во главе с «господином братом солнышком».

Вместе с тем Франциск понимал, что его уход близок, а потому почти всё свое время отдавал общению с людьми, проповедуя, беседуя, увещевая, наставляя…

Последние дни его земной жизни были полны мучений, но страдания плоти были отчасти облегчены ему заботливым уходом св. Клары и его собственным возвышенным настроением. Франциск добавил к своей «Хвале» еще одну строфу с прославлением «сестры нашей, телесной смерти», и, не только как монах-аскет, но и как поэт, подвел итог всему словами: «Жить и умереть мне одинаково сладко». Святой Бедняк из Ассизи скончался 4 октября 1226 года в Порциункуле, местечке вблизи его родного города, в котором он когда-то начинал свой духовный путь, восстанавливая своими руками заброшенную церковь Св. Дамиана.

Уже два года спустя он был канонизирован Папой Григорием IX, бывшим кардиналом Уголино. На «райском холме» началась постройка великолепного готического собора во имя нового святого; но не так желали почтить память «Ассизского Бедняка» иные близкие его сердцу сподвижники — и однажды ночью брат Леон с некоторыми другими братьями, опрокинул и разбил столб с кружкой, поставленный генеральным настоятелем Илией для сбора пожертвований на построение храма Св. Франциска. Так на могиле Апостола мира разгорелась борьба, в которой столкнулись разные интерпретации завещанного им идеала, и этой борьбой было наполнено всё XIII столетие, да и в дальнейшем чувствовались ее отголоски, тем более, что основанное Франциском духовное движение охватило широчайшие народные массы и стало одним из самых многочисленных за всю историю Церкви. В настоящее время три действующих во Вселенской Церкви и исполняющих в ней важное служение монашеских Ордена считают своим основателем св. Франциска.

Могила святого находится в нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи в монастыре Сакро-Конвенто.

Новое в блогах

Святой Франциск Ассизский

4 октября-день памяти одного из самых почитаемых святых католической церкви-Святого Франциска Ассизского (Sanctus Franciscus Assisiensis), которого еще при жизни называли Святым и Братом-Солнцем.

Святой Франциск Ассизский
(Ок. 1181 – 1226)

Св. Франциск Ассизский, покровитель Италии, один из самых популярных и почитаемых святых в христианском мире.
Точная дата рождения Франциска не известна. Считается, что это произошло приблизительно в 1181 – 1182 году. Его отец, по имени Бернардоне, успешно торговал сукном и был зажиточным купцом. Имя сыну он дал в память о Франции, куда он по делам своей торговли часто ездил. Франциск знал песни французских трубадуров и в юности распевал их по-французски. В этот период своей жизни Франциск вел весьма легкомысленный образ жизни, и казалось, ничто не предвещало его преображения. При этом он всегда был щедр по отношению к нищим. Паломничество в Рим открыло ему путь к осознанию себя последователем Христа и апостолов. Тогда же ему открылся более глубокий духовный смысл нищенствования. Теперь духовным идеалом Франциска стало «нищее житие».
Новый импульс в духовном преображении Франциска придало его общение с прокаженными и уход за ними в лепрозории. Сам Франциск именно этот опыт считал началом своего покаяния. Позже, в своем Завещании, он писал: «Господь дал мне, брату Франциску, начать мое покаяние так: когда я жил в грехах, слишком горько было для меня видеть прокаженных; но Господь Сам привел меня к ним, и я им служил. И когда я уходил от них, то, что казалось мне горьким, стало сладостью для души моей и тела. И после того я недолго медлил и оставил мир». Уход в монашество привел Франциска к разрыву с отцом: он отказался не только от отцовского наследия, но даже от одежды, которая была на нем (см. ниже: ЭПИЗОДЫ ИЗ ЖИЗНИ ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО).
Вокруг Франциска собирается круг его последователей. Он пишет Устав монашеского ордена (так называемый Устав, не утвержденный буллой), который он пытается учредить. В конце концов, после нескольких попыток учредить орден, и получения устных одобрений со сторон папы Иннокентия III, в 1220 году следующий папа, Гонорий III, издает буллу с подтверждением права учреждения ордена францисканцев.
Франциск много путешествовал с целью распространения своих идеалов духовной жизни. Порой он и его братия подвергались опасности, как это случилось, например, в Марокко, когда пять монахов-францисканцев, отправившихся туда, погибли от рук мусульман. Сам Франциск чуть не погиб, когда, оказавшись в Египте (с войском крестоносцев), попытался обратить в христианство местного султана.
С ростом численности ордена возникали – еще при жизни самого Франциска – внутренние разногласия, особенно, когда сам Франциск отправлялся в свои миссионерские путешествия. Франциску суждено было пережить глубокую личную драму: он стал свидетелем того, как христолюбивое странствующее братство на его глазах превращалось в оседлый францисканский орден со строгой иерархией. Сам Франциск отказался быть «министром» (так именовалась должность главы ордена). В последние годы жизни Франциск не одобрял господствовавшего в ордене направления, но связанный обетом послушания, не восставал против него.
Умер Франциск Ассизский 3 октября 1226 года. Всего два года спустя он был канонизирован папой Григорием IX.

Читайте также:  Димитрий Прилуцкий: житие и биография преподобного, мощи, почитание

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИКОНОГРАФИИ СВ. ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО

Сочинения св. Франциска Ассизского
Здесь мы приводим лишь те литературные произведения св. Франциска Ассизского, которые имеют значение для его иконографии.
Regula non bullata (Устав, не утвержденный буллой). 1221.
Regula bullata (Устав, утвержденный буллой).1223.
Легенда (Житие)
В эпоху Средневековья термин «легенда» означал «книгу, которую следует читать». Эта формула означала, что эпизоды биографии святого имеют назидательный смысл, который и должен уразуметь читатель.
С точки зрения иконографии св. Франциск Ассизский представляет собой явление уникальное. Мы имеем, по крайней мере, четыре его биографии, написанные его современниками в течение первых четырех десятилетий после его смерти.

Фома Челанский. «Первое житие» («Vita Prima»). (1228 – 1229) [далее: Челано I].
Агиография св. Франциска стала складываться, когда началась подготовка к канонизации св. Франциска, которая состоялась 16 июля 1228 года, то есть через два года после его кончины. Канонизация требовала создания официального жития святого. По поручению папы Григория IX сбор материала о Франциске взял на себя брат (фра) Фома Челанский. Труд, вышедший из-под его пера и представленный на одобрение папы, появился в первые месяцы 1229 года. Он вошел в историю как «Vita Prima» («Первое житие»). Судьба этого документа оказалась печальной. Эта легенда была в ходу до появления заново составленного Фомой более полного жития Франциска, после чего эта первое житие было уничтожено. Его список был найден уже во второй половине XVIII века учеными из кружка болландистов (по имени И. Болланда, ученого-иезуита, предпринявшего попытку издания всех известных тогда житий святых). Он был впервые опубликован лишь в 1768 году.

Фома Челанский. «Второе житие» («Vita Secunda»). (1246 – 1247) [далее: Челано II].
«Первое житие» оказалось неполным, и в 1244 году на капитуле, проходившем в Генуе, генерал Ордена Крешенций из Иессы предложил всем, кто имел сведения о св. Франциске, записать их и передать ему. Полученные таким образом материалы были переданы затем все тому же Фоме Челанском, который к тому времени стал официальным историографом Францисканского ордена и на основании этих собранных материалов он написал новую расширенную биографию св. Франциска, которая была обнародована в двадцатую годовщину смерти святого. При этом «Первое житие» должно было быть уничтожено

Фома Челанский. «Трактат о чудесах» («Tractatus de miraculis»). (1252 – 1253) [далее: III Челано].
Этот трактат был написан с целью прославления того духовного движения, которое было рождено деяниями св. Франциска. К этому времени стали достойны восхваления деяния двух Францисканских орденов – мужского и женского (Св. Клары). Трактат дошел до нас в одном единственном манускрипте (ок. 1300 г.) и впервые был опубликован в 1899 году болландистом Ф. ван Ортруа. На иконографию св. Франциска этот трактат влияния не оказал.

Бонавентура из Баньореджо. «Большая легенда» («Legenda major»). (1263) [далее: Бонавентура].
В 1260 году на Генеральном Капитуле в Нарбонне было принято решение составить новое жизнеописание св. Франциска. Этот труд взял на себя св. Бонавентура. “Большая легенда” является пространным житием, тогда как «Малая легенда» (сокращенное житие) предназначалась для чтения на литургии. Свой труд св. Бонавентура представил уже через три года Генеральному Капитулу в Пизе (1263). На нем это житие было одобрено в качестве официальной биографии святого. В 1266 году на Генеральном Капитуле в Париже было принято решение считать «Большую легенду» официальным житием св. Франциска. Все другие более ранние его жития аннулировались, то есть были уничтожены. Этим решением объясняется печальная судьба обоих «Житий» – Vita Prima и Vita Secunda – Фомы Челанского (правда, собранный Фомой материал полностью вошел в жизнеописание св. Бонавентуры). Будучи официально признанной Церковью биографией святого, «Большая легенда» сохранилась во множестве списков. Именно «Большая легенда» стала основной литературной программой для изображений как самого святого, так и большинства сцен из его жизни.

Другие источники
«Легенда трех товарищей [спутников]» («Legenda trium sociorum»).
Это самая значительная из неофициальных биографий Франциска. Свое название он получила потому, что ее авторство приписывалось братьям (монахам) Льву, Руфину и Ангелу. Здесь наиболее полное выражение нашла идея уподобления Франциска Христу.
«Цветочки св. Франциска» («Fioretti di san Francesco»). (Последняя четверть XIV столетия).
Это произведение близко подходит к статусу авторского, хотя оно было составлено более чем через сто лет после смерти святого. Оно представляет собой перевод с латинского на итальянский язык Actus beati Francisci et socuiorum eius (ок. 1327 – 1340). Его составителем был, как предполагают исследователи, Уголино из Монтеджорджо. Многие эпизоды из живописных циклов о Франциске заимствованы из этого источника.

ИЗОБРАЖЕНИЯ СВ. ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО

Уже при жизни Франциск почитался как святой. Сразу после его смерти легенды и сказания о нем умножились. Порой они «конструировались» по типу библейских, и тогда Франциск изображался высекающим воду из скалы (подобно Моисею) или являющимся на небе в огненной колеснице (как Илия). Но самым важным – в частности, для иконографии Франциска – было его уподобление Христу.
Обстоятельства жизни Франциска – во всяком случае, в биографических повествованиях о нем – формировались по принципу: Франциск Ассизский – второй Иисус Христос (второй сын Божий). Этот взгляд на Франциска особенно распространился к XV столетию, и тогда появились рассказы о том, что Франциск родился в хлеву между ослом и волом, что в своем служении он превратил воду в вино, что у него было двенадцать учеников (как апостолов Христа), и, подобно тому, как Иоанн был «возлюбленным» для Христа, Лев был ближайшим для Франциска. Раны распятого Христа чудесным образом проявились на теле Франциска (стигматы). Бонавентура в прологе своего «Жития» пишет: «Он в нерушимое свидетельство истины запечатлен был знаком уподобления Богу живому, сораспялся Христу, и знак это проступил на его теле не силой природы и не благодаря искусству, но по внушающей изумление воле Духа Бога живого».
В народных песнопениях, так называемых «лаудах», говорится:

Хвала святому Франциску,
Который, подобно Искупителю,
Явился распятым на кресте.

Все это нашло отражение в живописи. Появившись в Италии, изображения Франциска к концу Средневековья распространилась во всем христианском мире. С хронологической точки зрения интересно было бы проследить, как менялась иконография Франциска, когда Легенды Фомы Челанского были заменены «Большой легендой» Бонавентуры в качестве официальной биографии святого.

О внешнем облике Франциска говорится, например, в «Послании брата Илии»: «При жизни вид его был убог, и не было красоты в лице его; не осталось в нем места не уязвленного (эта характеристика – аллюзия на описание Бога в книге Исаии, 53: 2 – 5. – А. М.). Члены его были жестки из-за стяжения жил, как бывает у мертвых».
Франциск, как свидетельствуют источники, был ниже среднего роста, болезненный физически. У него было живое приветливое лицо, глаза маленькие, но очень яркие, волосы темно-коричневые. Голос у него был мягкий, но сильный. На первых изображениях он предстает с бородой (негустой). В его облике не было ничего величественного, он обладал мягкими манерами, и все это вместе делало его очень привлекательным.
Франциск изображался с тонзурой (выбритое место на макушке головы у католических духовных лиц). Объясняется это тем, что папа Иннокентий III сделал Франциска клириком, то есть принял его с братией на службу Церкви, взяв с Франциска клятву послушания папе.
Что касается бороды, то известны изображения св. Франциска и без нее. Примечательно, что два варианта изображения св. Франциска Ассизского – с бородой и с выбритым лицом – встречаются даже у одного и того же художника, например, у Джотто. Так, в цикле Джотто «Сцены жития св. Франциска» в Ассизи (если согласиться с его авторством; но это одна из нерешенных проблем мирового искусствоведения) Франциск предстает с бородой, в то время как в цикле в капелле Барди (Флоренция. Церковь Санта Кроче) он без бороды. Совершенно очевидно, что такое «разночтение» должно было иметь определенные основания. Действительно, бритым Франциска изображали в тех случаях, когда заказы на его образ исходили от так называемых конвентуалов. Это было крыло францисканцев, члены которого уже тогда пытались по-своему сформировать образ самого популярного святого. И это касалось не только обета бедности, но даже физического облика святого. В то время в гражданском обществе было принято тщательно бриться, небритых же рассматривали как представителей «низшего разряда». Конвентуалы стремились к более тесным контактам со светским обществом и властями и потому брили бороды.

Стигматы – пять ран, соответствующие ранам распятого Христа, полученные Франциском в экстазе в момент видения ему распятого на кресте Спасителя. Художники часто изображали лучи, идущие от ран Христа к соответствующим ранам Франциска, чтобы подчеркнуть, что природа Франциска аналогична природе Христа.
Ряса (коричневая или серая) монаха францисканского ордена.
Пояс в виде веревки с тремя узлами, символизирующими три религиозных обета – бедности, целомудрия и послушания.
Крест, символизирующий, страстное желание Франциска следовать путем распятого Христа.
Книга – символ литературной деятельности Франциска, в частности, его авторство Устава францисканского ордена.
Лилия – символ целомудрия.
Череп (чаще в искусстве Контрреформации).
Птицы, которых он одушевлял (как и других животных) и которым он проповедовал.
Бедность («госпожа Бедность», как ее принято называть) – аллегорическая фигура, с которой Франциск «обручился».

Надписи, встречающиеся в изображениях св. Франциска Ассизского

Si vis perfectus esse, vade, vendre omnia quae habes et da pauperibus («Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим». – Мф.19: 21; цитируется Франиском в Regula non bullata, Cap. I [Устав, не утвержденный буллой, Гл. I]).
Quis vult venire post me, abneget semetipsum et tollat crucem («Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой» – Мф. 16:24; цитируется Франиском в Regula non bullata, Cap. I [Устав, не утвержденный буллой, Гл. I]).
Ego stigmata Domini Jesu in corpore meo porto («Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» – Гал. 6:17; часто цитируется в ранних житиях святого и других материалах, касающихся его жизни: Послание брата Илии, 22; I Челано, 113; Бонавентура, XIII, 9; Из чудес, совершенных им [св. Франциском. – А.М.] после смерти, X, 9).
Fratres mihi absit gloriari nisi in cruce («Я не желаю хвалиться, разве только крестом» – Гал.6:14; Бонавентура, Из чудес совершенных им [св. Франциском. – А.М.] после смерти, X, 9).
Regula et vita Minorum Fratrum haec est, scilicet Domini nostri Jesu Christi («Устав и жизнь Братьев Меньших таковы: соблюдать святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа” – Regula bullata, Cap. I [Устав, утвержденный буллой, Гл. I]).
Pax huic domui («Мир дому сему») (Лк.10:5; цитируется: Устав, не утвержденный буллой, 15: 2).
Spiritus Domini super me («Дух Господень на Мне») (Лк.4: 18-19)

10 фактов из жизни Франциска Ассизского

Есть среди сонма святых, канонизированных католической церковью, один скромный черноглазый юноша, чья история всегда вызывала массу споров. Но никто не может усомниться, что святой Франциск Ассизский — очень значимая личность, как для истории Церкви, так и для истории многих государств. Именно брат Франческо из провинциального умбрийского городка Ассизи стал основателем ордена францисканцев, тем самым повлияв на течение событий в средневековой Европе.

Сегодня отмечается день его памяти, и я хочу поделиться с вами десятью фактами из жития святого Франциска.

Происхождение

Семья юного Джованни была богатой и знатной. Отец, Пьетро де Бернардоне, был купцом и часто ездил торговать во Францию. Из любви к этой стране он дал сыну второе имя: Франческо, «француз». Родители были рады, что их сын с удовольствием пользуется всеми благами, данными ему. Поощряли знакомства со знатными людьми и тот разгульный образ жизни, который Франческо вёл.

Продолжался такой образ жизни тем не менее недолго.

Сострадание к нищим

Франческо всегда очень внимательно относился к людям, просившим милостыню. Есть рассказ о том, как юноша шёл по своим делам и сперва отмахнулся от нищего, обратившегося к нему с просьбой о деньгах «во имя Господа». Но, пройдя совсем немного, Франческо осознал, что если бы его попросили во имя какого-нибудь знатного господина, то он бы непременно дал! И юноша догнал нищего, чтобы исправить свой промах.

Паломничество в Ватикан

В том путешествии к собору Святого Петра Франциску очень многое открылось о его дальнейшей судьбе. Юноша был неприятно изумлён тем, как мало подают люди на храм, поразив всех щедрыми пожертвованиями. А потом, выйдя на улицу, поднял глаза и увидел длинную вереницу нищих. Что-то изменилось в душе Франческо. Он как будто понял, о чём для него говорил Христос. Сняв с себя богатые одежды, он обменялся ими с одним из нищих и пристроился в их ряд…

Прокажённые

Был у Франческо один панический страх. С детства он до одури боялся прокажённых. Всю жизнь понимал, что это такие же люди, как он сам, но никак не мог преодолеть в себе ужаса перед больными лепрой и стремглав бежал от них. Однажды, уже после того, как Франческо осознал замысел Господа о себе, на дороге ему встретился прокажённый. Вдруг с откуда-то взявшимися силами юноша не просто не отшатнулся, но протянул больному милостыню и обнял, как брата. Идя дальше, Франциск обернулся… и никого не увидел.

Ссора с отцом

Новые увлечения сына совершенно не нравились Пьетро де Бернардоне. Когда Франческо стал просить денег на реставрацию разрушающихся храмов, отец довольно резко отказал. Но Франциск не успокоился и в отсутствие отца взял часть его товаров, продал их и лошадь, на которой приехал в город, а вырученные деньги принёс священнику. Пьетро был в ярости, обратился с жалобой к епископу, на суде потребовал, чтобы сын вернул деньги…

Читайте также:  Поучения Владимира Мономаха: краткое содержание, герои и суть повести

Франческо вернул не только деньги. Он отдал все вещи, полученные в родительском доме, а сам ушёл в соседний лес.

После ухода из дома начался долгий подвижнический путь отшельника Франциска.

Основание ордена

Однажды в часовне Девы Марии, возле которой Франческо построил себе небольшой шалаш, читали Евангелие. Это были слова Христа, обращённые к апостолам, посылаемым на проповедь: «Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха» (Матф, 10:7-11). Восприняв эти слова всем сердцем, Франческо понял, что его удел не только отшельничество и молитва. Сняв обувь, бросив посох и опоясавшись верёвкой, он стал бродячим проповедником. Человеком, нёсшим благую весть всюду, куда приходил. Говорящим о своём любимом Господе с таким жаром, с таким восторгом, что люди шли за ним.

Вскоре у Франциска набралось немало последователей, и проповедник решился идти к папе Иннокентию III за разрешением создать свой орден.

Встреча со святым Домиником

Много веков существует легенда, красивая и очень правдивая по сути. Будто во время IV Латеранского собора в Риме святой Доминик, пришедший из земель Испании, по обыкновению своему молился и увидел разгневанного на людей Бога и Деву Марию, которая уговаривала Сына пощадить народы. Она привела к Нему двух проповедников со словами, что вот те, кто восстановит праведность на земле. Одним из них был Доминик, второго он никогда не видел.

На следующее утро во время мессы Доминик увидел в толпе знакомое лицо и бросился обнимать брата во Христе. Бедняк в подпоясанном верёвкой балахоне, тот самый второй проповедник. Франциск из Ассизи, пришедший в Рим за разрешением папы на учреждение нового ордена.

Стигматы

Всю жизнь Франческо метался в попытках понять, что важнее в его жизни: молитва или проповедь. Зачастую он уходил молиться на вершину Ла-Верна и однажды, осенью 1224 года, на Крестовоздвижение, он возвращается с вершины со стигматами.

Исследователи называют разные причины, по которым открылись стигматы, но факт остаётся фактом: святой Франциск до конца жизни носил на теле раны столь глубоко почитаемого им распятого Христа.

Смерть

Последние два года жизни Франческо страдал тяжкими болезнями, и только бережный уход сестры Клары и бесконечный оптимизм, коренившийся в любви к Богу и всему живому, облегчали страдания. Скончался святой 4 октября 1226 года, сказав напоследок, что жить и умереть ему одинаково сладко.

Любовь

Вся жизнь Франческо из Ассизи пропитана каким-то неземным светом той любви, которая без объяснений, без здравых причин и рассуждений зажигала в душах окружающих надежду, веру и радость. Любовь святого Франциска к Богу, во многом экзальтированная, но от этого не менее искренняя, поражала даже состоятельных людей, оставлявших свои имения и следовавших за ним дорогой «святой бедности».

Именно любовь святого Франциска была той каплей в море, которая изменила католическую среду XII-XIII века, не протестуя против существующего режима, но смиренно действуя изнутри. Святой Франциск воистину стал тем проповедником из легенды, который смог невозможное: сделал мир Средневековья чище, добрее и праведнее. Во имя Господа.

Жизнь и деяния святого Франциска Ассизского в оценке русской православной мысли

Мне большего не нужно, сын мой. Я знаю Христа бедного и распятого.
Св.Франциск

Кажется, совсем еще недавно по призыву ЮНЕСКО весь мир отмечал 800-летие со дня рождения святого Франциска, жизненной миссией которого было «следовать учению Христа и идти по Его стопам». И, сегодня, как и раньше мы помним Святого. В преддверии третьего тысячелетия христианской эры нам следует еще раз обратиться к этой удивительнейшей личности в истории человечества. Тем более, когда наша российская цивилизация и культура находится в столь сложном положении, — нам крайне важно обратиться к этому источнику чистейшей христианской духовности, чтобы с его помощью и с помощью Божией попытаться осмыслить сущность христианской культуры и некоторые особенности христианского исторического пути.

Теперь мы обращаемся к Франциску в связи с публикацией нового перевода «Цветочков» — знаменитых легенд о его духовном подвиге и его жизни. Эта жизнь, этот подвиг настолько уникальны, удивительны и чудесны, что, строго говоря, даже в простых биографических сведениях нам следовало бы поискать знаменательное: в местах его пребывания, в местах молитвы, иногда нам хочется видеть некие знамения для человека и человечества.

Человек, которому впоследствии суждено было стать основателем крупнейшего монашеского ордена, проповедовавшего бедность, родился в богатой семье в 1182 г. Его отец Пьетро ди Бернардоне был из так называемого «жирного народа» (il popolo grasso), был преуспевающим торговцем сукном. Поначалу жизнь Франциска не представляла ничего особенного. Это был молодой провинциальный повеса, наслушавшийся необычайных тогда рассказов и песен о великих провансальских рыцарях-трубадурах. Сам снедаемый жаждой рыцар­ских подвигов, Франциск в 1202 г. участвует в войне между Ассизи и Перуджей, где в стычке у моста Сан Джованни попадает в плен. Год спустя, Франциск с помощью родных освобождается из плена. Он восстанавливает силы. В 1205 г. он отправляется в путь снова, чтобы вступить теперь уже в папскую армию. Вот этому странствию и суж­дено было стать его «дорогой в Дамаск». Он добрался до Сполето, именно там, по преданию, на него снизошло видение, наставляющее его вернуться в Ассизи и ожидать зова к свершению благих деяний. Дома он уединяется и погружается в молитвы. Потом он совершает паломничество в Рим с толпой нищих, живя на подаяния и испытав здесь все тяготы бедности. Долгожданный зов он услышал в полуразрушенной церкви Сан Дамиани на окраине Ассизи. От Распятия над алтарем вдруг прозвучал призыв: «Ступай Франциск и восстанови разрушенный дом Мой». Здесь же, 24 февраля 1208 г., он вдруг с осо­бенной силой проникся словами Христа, какими Он напутствовал Своих учеников в их проповедовании Его Благой Вести: «Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропи­тания. В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете». (Мф 10,39)

Теперь, наконец, смысл жизни и призвание стали для Франциска предельно ясны. Отрекшись от всех мирских радостей и облачившись в самую бедную одежду, он начинает свой путь подражания Христу в проповеди, в молитве, в посте и покаянии. Вокруг него быстро стали собираться последователи. 16 апреля 1209 г. составленные Франци­ском «Правила» для членов образовавшегося братства «Меньших братьев» получили одобрение папы, официально закрепившее суще­ствование Ордена. Почти с этого же времени ряды последователей Франциска пополняются и женщинами, для которых Франциск, спустя три года, учредил второй Орден, известный как Орден кла­рисс, по имени первой его последовательницы Клары Оффредучи. В 1212 г. Франциск намеревался посетить святые места, но судно потер­пело кораблекрушение в Адриатическом море, и ему пришлось вер­нуться на родину. Затем, в 1219 г. он отправился в Египет, где кресто­носцы вели осаду Дамьетты. Согласно преданию, Франциск проник в лагерь мусульман-сарацинов и пытался проповедовать там о Христе.

В последние годы жизни болезни особенно преследовали его. Ему пришлось отказаться от замысла побывать во Франции и Испании. Кроме того, духовная потребность, а так же расширяющееся движе­ние его последователей настоятельно требовали изменения и допол­нения «Правил». И он остается в Италии. В окончательном виде «Правила» были утверждены папой Гонорием III в 1223 г.

Эта настоятельная потребность духовного роста, эти труды в под­ражании Христу, в конечном счете, и выразились в том, что в 1224 г. он с тремя своими последователями отправляется на гору Верния в Тос­кане, чтобы там стяжать новые, доселе невиданные, духовные подви­ги. Потом, во время молитв и скорби о крестных муках Христа, на него снизошло видение шестикрылого серафима. Когда оно исчезло, на теле Франциска обнаружились «стигматы», т.е. следы ран Христа на кистях, стопах и на боку. К Рождеству 1225 г. Франциск возвращается в церковь Санта Мария дельи Анджели, и, несмотря на окончательно подорванное здоровье и прогрессирующую слепоту, в течение не­скольких месяцев 1225 г. он разъезжает по Умбрии, обращаясь с на­ставлениями и проповедями к жителям провинции. Зрение Франци­ска продолжало ухудшаться, поэтому братья по Ордену отвезли его в Риети на лечение, но оно оказалось безуспешным. После непродол­жительного пребывания в Сиене Франциска привезли на его родину в Ассизи, где он и скончался в монастыре при Санта Мария дельи Анджели 3 октября 1226 г. на руках у своих первых братьев-сподвиж­ников: Массео, Анджело, Сильвестро, Иллюминато. Папа Григорий IX канонизировал Франциска в следующем 1228 году.

Самое удивительное в св.Франциске — это поразительная цель­ность и целеустремленность пребывания его личности во Христе. Хотя сама его жизнь так сложна и многогранна, что каждое поколение верующих находит в нем то, в чем испытывает потребность, или что хочет отрицать. Духовная деятельность св.Франциска в разное время по-разному оценивалась русскими православными богословами и мыслителями, здесь мы остановимся лишь на некоторых оценках.

Ранний этап внимания к духовной деятельности св.Франциска представлен авторами, занимающими различное общественное поло­жение, — это епископ Игнатий Брянчанинов [1] и писатель Ф.М.Досто­евский [2] .

Епископ Игнатий (Брянчанинов) — духовный деятель православ­но-консервативного направления. Поэтому неудивительно то, что он объявил вообще всю католическую аскезу «прелестью», находя в ней «ложное понятие о духовных предметах и о себе, которое подвижник считает истинным» [3] .

Совсем другое мироощущение у Достоевского. Он целиком впи­тал в себя мистический опыт Запада и даже пошел дальше, пытаясь перенести его на почву России, но делал это очень осторожно. В «Братьях Карамазовых» [4] он даже не решается ввести имя святого, а дает лишь его образ. Он сравнивает старца Зосиму с «Pater Seraphicus». Достоевскому импонирует в св. Франциске, прежде все­го его широчайшая любовь. Эту любовь писатель пытается расши­рить до полной универсальности, до полного самозабвения по отно­шению к своему герою. Достоевский создал здесь образ «русского инока», спасающего мир от рабства неверия и Антихриста.

Следует упомянуть и работы о св. Франциске замечательного ис­торика, философа и богослова Л.П.Карсавина. В одной из своих работ он обратил внимание на первоначальные взаимоотношения учеников и братьев св.Франциска.: «Первоначальное братство (до начала 1220 г.) было новым явлением в Церкви… Минориты подражали Христу и апостолам, воспроизводя их жизнь, но поняли они ее не традиционно, как каноники, а по-новому» [5] . Другой капитальный труд Л.П.Карса­вина, посвященный основам средневековой религиозности помогает лучше выявить особенности личности св.Франциска на фоне харак­терных черт эпохи [6] . Карсавин пишет: «Самопроизвольно возникаю­щие организации мирян и основанные Франциском, францисканца­ми группы, выливаются в одинаковые формы, стремятся к одному и тому же идеалу» [7] . В нищенствующих орденах, как и в папстве, нашла себе новые орудия универсальная (т.е. вселенская) идея, — делает вы­вод автор [8] . Примечательно, что Карсавин не трактует духовную цель­ность св.Франциска как некий монолит, лишенный внутренней дина­мики. Он сознательно обостряет противоречия, которые были прису­щи св.Францискув его повседневной практике и называет их антино­миями сознания. Он пишет об этом так: «Справедливая в общей своей форме антиномичность сознания особенно применима к изучаемой нами эпохе. Франциск Ассизский любит природу, восхищается ее красотой в «Гимне брату Солнцу», он жалеет и любит свое тело, бед­ного «брата осла». И он же изнуряет свое тело чрезмерной, достигаю­щей пределов гастрономии аскезой, подавляет в себе естественней- шие и невиннейшие желания. Поэт пантеистической любви вдруг становится упорным борцом с демонами. Непосредственное подра­жание Христу и свободное понимание Его заветов чередуется в нем с формализмом и буквоедством» [9] . Упомянув о том, что Франциск Ас­сизский и его сподвижник брат Эгидий «ищут символов в окружаю­щем мире» Карсавин формулирует еще одно положение: «Благодаря символизму, индивидуальное, не теряя вполне своего интереса, по­глощается и преодолевается общим» [10] и, далее, он пишет так: «Не по­тому отщепенцы францисканского движения отстаивают свой образ жизни, что они верят в его истинность, а потому, что так приписывает устав. Устав же — Евангелие Христа» [11] .

Можно было бы остановиться и на других авторах, уделявших так же много внимания св. Франциску. К их числу относятся Н.А.Бердя­ев, П.А.Флоренский, М.В.Лодыженский, А.А.Блок, Д.С.Мережков­ский, прот. Г.Флоровский, И.А.Ильин и др.

Но нам в заключении представляется возможным привести только оценки Н.Арсеньева — профессора Св. Владимирской Духовной се­минарии в Нью-Йорке. Он часто касался проблемы единства христи­ан, пытаясь найти точки соприкосновения в многообразном духов­ном опыте Православия, Католичества и Протестантизма. В работе «Единый поток жизни» он пишет: «Есть одна основная стихия хри­стианской жизни на Востоке и на Западе» [12] и приводит в пример св.Франциска, который во время последней своей болезни отказыва­ется слушать чтение Свящ. Писание и отвечает брату: «Мне больше не нужно, сын мой. Я знаю Христа бедного и распятого». Арсеньев пи­шет, что ему (Франциску) было достаточно постоянного устремле­ния на Распятого. В этом вся мудрость Франциска, красной нитью проходящая через его жизнь от видения Христа в часовне Сан Дамиани до стигматиции на вернской горе [13] . Далее исследователь приводит почти аналогичный ответ праведного старца Стефана в «Луге Духов­ном» пришедшим к нему для поучения: «Ни на что более не взираю, кроме Господа Нашего Иисуса Христа, пригвожденного к древу кре­стному» [14] .

Прошло уже более 800 лет со дня рождения великого христианско­го учителя и святого. Но он продолжает жить. Сегодня с 45-тысячами монахов и двумя миллионами терциариев францисканский Орден является самым значительным по численности в римско-католиче­ской Церкви. Св.Франциск — первый «западный» святой, которого полюбили русские верующие. Это значит, что шаг в сторону сближе­ния христиан сделан. Ведь его жизнь призывает нас, верующих За­падной и Восточной Церкви, к следованию за Евангелием, во имя Гос­пода Нашего и Спасителя Иисуса Христа.

[1] Еп. Игнатий (Брянчанинов). «Приношение современному монашеству» и другие его работы являются выражением православно-догматических взглядов на подвижни­ческую жизнь.

[2] Достоевский Ф.М. (1821—1881)—великий русский писатель и мыслитель, связанный с другой ветвью православного аскетизма — оптинской школой старцев; был связан также со славянофилами и В. С. Соловьевым.

[3] Еп. Игнатий (Брянчанинов) «Приношение современному монашеству”. Соб. соч.
т.5, СПб, 1905, с.68.

[4] Цит. по Ветловская В.Е. «Pater Seraphicus». Сборник: «Достоевский. Материалы и исследования», т.5, Л., 1983.

[5] Карсавин Л.П. «Монашество в Средние Века», СПб, 1912, с.82.

[7] Карсавин Л.П. «Основы средневековой религиозности в «XII-XIII вв., преимуще­ственно в Италии» Пг, 1915, с.17.

[12] Н.Арсеньев, (ныне покойный) профессор Св. Владимирской Духовной С-Пб.Семинарии в Нью-Йорке. Его труд «Единый поток жизни» (К проблеме единства христиан). Брюс­сель, 1973, с.53.

Журнал «Начало» №3-4 1996г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию