Григорий Богослов – житие и биография святителя, учения, чудеса и дни памяти

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святитель Григорий Богослов

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Дни памяти Григория Богослова припадают на 7 и 12 февраля. Это один из трех учителей Церкви и великий христианский деятель. Святитель Григорий Богослов был учеником и последователем святого Василия Великого.

Жизнь и учение святителя Григория Богослова

Отец Григория был аристократического происхождения, а мать – истинная христианка. У нее долго не было детей. В молитвах она просила послать ребенка, которого посвятит Господу. Впоследствии она родила еще двоих детей, которые также канонизированы церковью.

Григорий учился в высших учебных заведениях Палестины, Александрии, Каппадокии. Затем перебрался в Афины, где посвятил себя изучению астрономических, математических, ораторских наук, а также поэзии. Здесь он подружился с Василием Великим. Закончив обучение, стал преподавать красноречие.

Когда он вернулся домой, отец его окрестил, ему уже исполнилось тридцать лет. В те времена в богатых семьях крестили после обучения. Позже он перебрался в обитель основанную Василием Великим, где изучал труды философа Оригена.

Отец вел борьбу с еретиками и царем Юлианом, ему необходима была поддержка сына. Григорий вернулся домой, его назначили в пресвитеры, затем епископом Назианза. Но отшельнический образ жизни был больше по душе Григорию, он снова уезжает в монастырь. Василий Великий просил его занять пост епископа и кафедру в городе Сасима. Он согласился, но скоро удалился в пустыню, где провел три года. Этот уход прервал дружбу с Василием. Смерть родителей была для него ударом. Вторым неприятным событием стала кончина Василия Великого.

Григорий стал популярным защитником христианской веры и прекрасным проповедником. Теперь его стали звать Григорием Богословом за блестящие ораторские качества. Император Феодосий предложил возглавить епархию в Константинополе. Но он считал, что не достоин занимать место отца. Константинополь был в руках ариан, поэтому Григорий стал объектом преследования. Через два месяца город посетил император и лично передал церковь Софии.

Для борьбы с еретиками был созван Второй Вселенский собор, где Григорий ввел догмат Троичности: единый Бог в трех лицах – отец, сын, святой дух. В результате развернулся спор, в котором Григория осудили за несоблюдение положения Первого Вселенского собора. Он оставался епископом Сасима и не мог возглавлять епархию Константинополя. В результате он покинул город. К тому же власть ему была чужда. Он был аристократической личностью и самоуглубленным человеком, занял первый раз церковный пост сановника по просьбе Василия Великого. Поэтому он уезжает в Назианза, где продолжает управлять церковью. Когда он стал болеть, назначили епископом Евладии.

Храмы, труды, мощи святителя Григория Богослова

Григорий Богослов начал сочинять:

Он автор более четырехсот стихов. Посещал монастыри и путешествовал. К трудам святителя Григория Богослова относятся 45 бесед за двадцатилетнее время. Сочинения Григорий повлияли на других богословов в основании христианской этики и проведении церковных служб. Его труды толкуют наравне со святым писанием.

Умер святитель 25 января 389 года в родных местах, где его тело предали земле. Он завещал все состояние монастырю, деньги и одежду друзьям, рабов отпустил на волю.

Через 50 лет царь Константин Багрянородный отправил мощи Григория Богослова в Константинополь. Затем при вторжении крестоносцев в тринадцатом столетии их забрали в Рим. Они находятся в храме святого Павла в гробнице, часть была отдана собору святого Георгия в Стамбуле. Храмы Григория Богослова расположены в:

  • Одессе, Украина;
  • селении Макарешты, Молдова;
  • Ростове Великом, Россия.

Икона святителя Григория Богослова находится в Троицком храме Москвы, Успенском соборе города Владимира и церкви Трех вселенских святителей Санкт-Петербурга. Он изображен в яркой и богатой одежде архиепископа по пояс, в одной руке – Святое Писание, а другой – указывает на него. Иногда на иконах он вместе с Василием Великим и Иоанном Златоустом.

Молятся Григорию Богослову о том, что беспокоит в жизни, но особенно:

  • об упрочении веры;
  • об исцелении души;
  • о поддержке в новых делах.

Текст молитвы Григорию Богослову:

О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Григорие! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую великое и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися паствы Христовы спасти людей, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующих к подвигам добраго течения укрепи, царствующий град и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немоществующия исцели, и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к тебе и усердно припадающих и молящихся от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки. Аминь.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Григорие Богослове:

7 февраля отмечается День памяти святителя Григория Богослова

Верующие чтят память преподобного Григория Богослова 7 февраля. Григорий был архиепископом в Константинополе. Святитель появился на свет в 325 году в состоятельной христианской семье. Отцом Григория был язычник, который воспринял веру в Христа и стал епископом местной епархии. Мать преподобного росла в верующей семье и свято чтила заветы христианства. Григорий был не одинок, у него были брат и сестра, все члены его семьи со временем стали святыми.

Биография святителя Григория Богослова

Григорий получил достойное начальное образование, которое он решил продолжить в городе философов и ученых Афины. Именно в этом священном городе Григорий встретил Василия Великого, который впоследствии стал величайшим отцом христианской веры. В 30-летнем возрасте преподобный Григорий принял крещение от своего отца и отправился в храм, который был основан его другом Василием Великим. Монастырская жизнь, как и годы учебы в афинских школах, были самыми трудными в жизни преподобного, однако судьба уготовила ему стать важнейшей фигурой в церковной борьбе за чистоту веры.

Григорий очень долго отказывался стать епископом, он даже самовольно покинул вверенную ему епархию в городе Сасим, однако после кончины своего отца он вынужден был принять управление делами церкви отца. После кончины Василия Великого, Григорий принимает предложение переехать в Константинополь.

Христианская церковь в Москве раньше была под контролем еретиков, 40 лет до этого арианская ересь была единственной истинной. Григорий с грустью в душе отмечал, что о Господне рассуждали самые темные и необразованные люди. Преподобный начал проводить в одной из комнат жилища своих родственников богослужения. Подобное действие возмутило арианских адептов, которые ворвались к Григорию и с криками и тяжелыми камнями отвели преподобного к властям. Святой был куда убедительнее ариан, поэтому его отказались бросать в темницу.

Григорий был услышан императором Феодосием, который назначил преподобного главой Константинопольской церкви. Когда Григорий стал управлять храмом, то на хмуром небе засияло солнце. Это было отличным знаком как для святого, так и для всего народа. Григорий принялся очищать православную веру от еретических примесей. Для этого он созвал Второй вселенский церковный собор.

После анафимирования ересей преподобный имел право оставаться епископом в Константинополе, однако ему припомнили давнюю историю с его должностью епископа в Сасими, откуда он сбежал. Преподобный не стал бороться за власть, которую искренне не желал, он решил вернуться на родные земли и взялся за управление епархии, бывшей некогда под управлением его отца. После ухудшения состояния здоровья преподобный перебрался в семейное поместье, где в уединении занимался литературными богословскими трудами до самой смерти.

Григорий-весноуказатель: приметы и гадание о погоде

Данное торжество не зря называют Весноуказателем. Дело в том, что люди в этот день ждали поворота к весне, напоминая, что вчера они встречали Ксению-полузимницу.

В народе говорили, что в этот день можно узнать о том, какой погода будет в следующем году. День до полудня говорил о первой половине следующей зимы, после — второй. Если выпадал снег, то зимы не стоит ждать в скором времени. Пение птиц говорило крестьянам о том, что в февральском месяце морозы все еще будут бушевать.

Что обязательно нужно сделать в этот день

Люди действительно верили, что в этот день стоит не только вспоминать о помощи со стороны других, но и самим постараться успеть сделать как можно больше хороших дел. Запрещено было хвастаться своими поступками, ведь тогда они теряли свою силу. И вообще это считается большим грехом.

Что нельзя делать 7 февраля

В этот день запрещается стричь ногти на руках и ногах, плеваться и стричь волосы. Стоит отметить, что нет никаких обоснований у этих ограничений. Более того, их даже не осталось в народной памяти. Но некоторые все же стараются придерживаться этих запретов.

О чем молится Григорию Богослову

Преподобному молятся об укреплении своей веры. Также к Богослову обращаются, если хотят получить дар убеждения людей и обращения их в христианство. В народе люди верили, что Григорий способен помогать не только тем, кто решил стать проповедником.

Григорий является защитником людей, которых искушают, и тех, кто находится в гонении. Говорят, что преподобный может помогать и в работе, он может расположить к себе начальство.

Существует одна традиция, которая связана со строительством. Люди, которые строят новый дом или же ремонтируют старый, обращаются с молитвой трем Отцам Церкви — Григорию Богослову, Василию Великому и Иоанну Златоусту. Им принято молиться и на новоселье. Во время данного торжества также обязательно читать тропарь и кондак святителя.

Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский

7 февраля – день памяти Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, вселенского отца и учителя Церкви
12 февраля — Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТИТЕЛЮ ГРИГОРИЮ БОГОСЛОВУ

Святителю Григорию Богослову молятся, чтобы укрепить веру в Господа, о научении правильно молиться, об обращении людей в православие. Его помощь особо проявляется тогда, когда необходимо получить дар проповедования Божиего Слова.
Издавна в народе пошла традиция молиться трем учителям Вселенским Григорию Богослову, Василию Великому и Иоанну Златоусту о помощи при строительстве или ремонте дома, а также при вхождении в новое жилье.
Святой Григорий Богослов может помощь защититься людям, которых искушают и которые находятся в гонениях. А на работе святой может помочь добиться благосклонности от начальства.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА

Святитель Григорий Богослов родился примерно в 329 году в знатной христианской семье около Назаиана в Каппадокии, что в Южной Азии. Оба его родителя были твердыми христовыми последователями: отец святитель Григорий, епископ Назианский (память 1 января), мать– святая Нонна (память 5 августа).
Как только святитель Григорий подрос и научился читать – ему подарили первую книгу в его жизни, Священное Писание. С детства Григорий получал хорошее образование, он учился у хороших учителей и в лучших школах- в Кессапии Каппадокийской, затем в Александрии.
Около 352 года, после Александрии Григорий отправился в Элладу для продолжения своего обучения наукам.

В Афинах шесть лет святитель изучал риторику, поэзию, геометрию и астрономию. Здесь он познакомился с другим будущим Вселенским учителем св. Василием Великим. Они жили в одной комнате, у них оказались одинаковые интересы, оба были образованны и благочестивы, эта их дружба продолжалась до самого конца их жизней.

После окончания учебы святой Григорий некоторое время жил в Афинах, где преподавал красноречие. По некоторым данным он в 358 году вернулся в Назианз к своим родителям, где и в возрасте 30 лет принял Святое Крещение от своего отца, который уже стал епископом.

Его друг, Василий Великий, к тому времени в имении своего отца основал полумонашескую общину и приглашал к нему Григория. Он принял предложение и отправился к нему, где друзья жили по монашеским правилам, находясь все время в физически тяжелых трудах и молитвах.

В 361 году Григорию пришлось покинуть общину, он направился домой на помощь отцу. Будучи епископом Назианским, отец Григория подписал раскольнический омиусианский символ веры, но при этом, сильно не вникая в тонкости богословия. В епархии назревал раскол, который с трудом разрешил святитель Григорий–сын. Он разъяснил отцу его ошибку, которую тот потом признал публично. После того, как Григорий написал «Слово по случаю возвращения монахов в лоно церкви», люди стали успокаиваться, примирение состоялось.

Когда его отец умер, святитель Григорий некоторое время находился в Назианзе и управлял епархией этого города.

Его друг Василий Великий, который к тому времени стал архиепископом Кесарии Каппадокийской, пригласил святого Григория на епископство в город Сасима. Святитель принял приглашение, но пробыл на этой должности недолго, он даже не совершал служб и не рукоположил ни одного клирика. Объяснив такое поведение нежеланием участвовать в борьбе Василия с арианством, Григорий вернулся домой, и на целых три года удалился в пустынь.

В 378 году, после кончины Константинопольского патриарха Валента, Антиохийский Собор попросил святителя Григория о помощи их Церкви, святитель согласился и прибыл для служения в Константинополь.
Когда в начале 379 года святитель Григорий Богослов узнал о смерти Василия Великого, он был потрясен:

«И это выпало на мою скорбную долю — услышать о смерти Василия, об исходе святой души»

Позже Григорий написал Надгробное Слово о смерти друга, это сочинение стало одим из его лучших.
В этом же 379 году Григорий начал служить в небольшой церкви своих родственников в Константинополе. В то время еретики (ариане и аполлинаристы) повсюду активно распространяли свои учения, но и проповеди Григория были очень проникновенны — собрание храма активно росло.

21 апреля 379 года, во время Крещения новобрачных на Пасху, несколько вооруженных еретиков ворвались в церковь, устроила погром, один епископ даже был убит камнем, а сам святой Григорий получил рану. Святитель не испугался– его проповеди продолжали быть такими же благодатными и поддерживали православных. Он со скурпулезностью, шаг за шагом, разъяснял людям Священное Писание, постепенно его паства увеличивалась, этим удалось достигнуть существенного ослабления еретичества.
В 381 году был поставлен Патриархом Константинопольским и утвержден в этом сане II Вселенским Собором.

Со стороны Египетских и Македонских кафедр это назначение Григория Богослова вызвало негативную оценку, в результате чего в Церкви возникла смута. Чтобы утихомирить возможную бурю, святой уезжает из Константинополя к себе на родину, где продолжает совершать иноческие подвиги: ходит босыми ногами, спит на голой земле, питается скромной пищей.
Святитель продолжает быть непримиримым врагом с ересью, проповедует и разъясняет людям христианское вероучение.

7 февраля (25 января по старому стилю) 389 года, в возрасте около 62 лет, окончилась земная жизнь святителя Григория Богослова преставился ко Господу. Его тело похоронили в Назианзе.

В 950 году святые мощи перенесли в Константинополь в церковь Святых Апостолов. В 1204 году Константинополь был захвачен и разграблен крестоносцами, мощи святого Григория перевезли в Рим и помещены в специально построенную гробницу в соборе св. Петра в Риме. В 2004 году, 26 ноября, мощи были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Иоанна Златоуста.
Сейчас мощи Григория Богослова находятся в храме святого Георгия в Стамбуле.

Читайте также:  Евстафий Плакида: житие и биография святого, чем помогает и о чем молятся

ТРУДЫ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА

В наследие Церкви святитель Григорий Богослов оставил 45 посланий (писем), 507 духовных стихотворений и 45 «Слов» (проповедей). Свой дар слова святитель хотел принести в дар Богу Слова:

«Сей дар приношу я Богу моему, сей дар посвящаю Ему: — это одно, что осталось у меня и чем богат я; от всего прочего отказался я по заповеди Духа; всё, что ни имел, променял за драгоценную жемчужину. Только словом владею я, как служитель Слова; никогда добровольно не хотел бы пренебрегать этим богатством, я уважаю его, дорожу им, утешаюсь им более, чем другие утешаются всеми сокровищами мира. Оно — спутник всей моей жизни, добрый советник и собеседник; вождь на пути к Небу и усердный сподвижник»

Слова

Собрание 45 бесед (Слов) составляет основную часть литературного наследия Григория. Слова охватывают 20-летний период его жизни. В 387 году сам Григорий подготовил сборник 45 избранных бесед, стремясь, по-видимому, предоставить священству образцы различных видов проповеди.

Слова чрезвычайно разнообразны по тематике и жанру. Они включают, в частности, надгробные слова (7, 8, 18, 43), обличения императора Юлиана (4, 5) и еретиков (27, 33, 35), слова в память священномучеников (16, 24, 35, 44), беседы на Богоявление (38), Крещение (40), Пятидесятницу (41) и другие праздники. Первая и последняя (45-я) беседы были произнесены на Пасху. Во многих беседах Григорий говорит о себе и событиях своей жизни. Так, уже в самом начале 1-го Слова он упоминает о добром принуждении, подразумевая своё рукоположение по настоянию отца; в 3-м Слове оправдывает своё удаление в Понт; а в 33-м Слове говорит о своём противостоянии с арианами. Ряд Слов имеют адресатом отца Григория (9, 10, 12) или произнесены в его присутствии; среди адресатов Слов есть и Василий Великий (10) и Григорий Нисский (11). Важнейшее место в наследии Григория занимают Слова о Богословии (27-31), посвящённые догмату Троичности, они и принесли Григорию славу богослова.

Письма

Сохранилось по разным оценкам до 245 писем Григория Богослова, большая их часть была написана и собрана им самим в сборник, составленный в последние годы жизни, по просьбе родственника Никовула. Сохранилась обширная переписка Григория с Василием Великим: в письмах Григорий вспоминает их совместное проживание в монастыре, поздравляет Василия с епископской хиротонией, в поздних письмах он уже обвиняет Василия в вовлечении его в борьбу с арианами и возведении себя на Сасимскую кафедру.

Богословский интерес и значимость представляют два письма Григория к Кледонию, в которых он рассуждает о природе Христа и выступает с критикой учения Аполлинария Лаодикийского и послание к монаху Евагрию о Божестве.

Стихотворения

Большинство стихотворных сочинений были написаны Григорием в последние годы его жизни после возвращения из Константинополя. Стихи написаны не только на богословские темы, но содержат и автобиографические воспоминания, несколько стихотворений было написано Григорием на смерть друзей.

О своем поэтическом даре святитель писал так:

«Я — Господень орган и сладостно сложенной песней Вышнего славлю Царя: в трепете все перед Ним».

Влияние св. Григория на богословов последующих времен было огромным. Его произведения едва ли не приравнивались к св. Писанию. Его очень почитал преподобный Максим Исповедник. Тексты сочинений Григория использовались гимнографами, и, в частности, наши рождественский, богоявленский и пасхальный каноны — не что иное как перефразированные св. Иоанном Дамаскином отрывки из проповедей св. Григория. Также и на Западе св. Григорий Богослов всегда пользовался большим уважением. Так, св. Фома Аквинский утверждал, что, в то время как у любого отца Церкви можно найти какую-нибудь ересь, у Григория Богослова нет ни одной.

Высказывания и афоризмы Григория Богослова

Бог творит все как хочет, а человек — как может.
Безумен, кто в богатстве забудет друга.
Злой человек и в богатстве живет неправедно.
Старайся всякому делать добро, а не себе одному.
Не красота всякой женщины — золото, но ум и молчание.
Праведная жена — богатство дому и спасенье мужу.
Дурная жена в дому подобна злой вьюге.
Добрая жена любит труд и спасает от зла.
Пугливый муж пугливые мысли имеет.
Мудрым решения ночью приходят.
Мужу, в беду попавшему, не сотвори зла — и тебя не постигнет зло.
Никто о себе не скажет: я злодей.
Лучше смолчать, чем худое молвить.
Говорящий плохое — всегда в убытке.
Изрекать могут многие — понимают не все.
Одного невозможно избыть человеку: стремленья к женщине.
Ссоры любящих длятся недолго.
Не суди по виду, суди по делам.
Не сыскать ни одной жизни, без печали прошедшей.
Многих, творящих зло, оправдает их чин.
Беседы, долго идущие, пожирают жизнь.
Душе израненной, доброе слово — лекарство.

ТРОПАРЬ И КОНДАК ГРИГОРИЮ БОГОСЛОВУ

Тропарь, глас 1

Пастырская свирель богословия твоего риторов победи трубы, якоже бо глубины духа изыскавшу, и доброты вещания приложишася тебе. Но моли Христа Бога, отче Григорие, спастися душам нашим.

Тропарь, глас 3

Богословным языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне, Православия одеждею свыше истканною Церковь украсил еси, юже и носящи, с нами зовет твоими чады: радуйся, отче, богословия уме крайнейший.

МОЛИТВЫ ГРИГОРИЮ БОГОСЛОВУ

Молитва первая

О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Григорие! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую великое и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися паствы Христовы спасти людей, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующих к подвигам добраго течения укрепи, царствующий град и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немоществующия исцели, и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к тебе и усердно припадающих и молящихся от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки. Аминь.

Молитва вторая

О, великий во иерарсех вселенныя учителю богомудрый, преблаженне отче Григорие! Велия подвиги и труды твоя, яже во славу Святыя Церкве совершил еси: ты исповедник твердый и светильник веры Христовы на земли был еси, светом боговедения верныя озаряяй, ложныя учения попаляяй, и всему миру слово спасительныя истины возвещаяй. Ныне же, велие на небесех имеяй дерзновение ко Святей Троице, помози нам, со смирением к тебе припадающим, твердо и неизменно святую Православную веру до конца жития нашего сохранити, от маловерия же, сомнений и колебания в вере соблюди, да не прельщени будем богопротивных и душепагубных учений словесами.
Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас, ихже Христос постави быти пастырями, да всеусердно просвещаем и утверждаем в правей вере словесное стадо Христово.
Испроси, о милосердный святителю, от Отца светов и всем, всякий дар коемуждо благопотребен: младенцем благое в страсе Божием возрастание, юным целомудрие, старым и немощным укрепление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблуждшим вразумение и исправление, обидимым заступление, сиротам и вдовицам защищение, искушаемым благодатное поможение, отшедшим от сего временнаго жития, отцем и братиям нашим, блаженное упокоение. Ей, святче Божий, призри милостивно от Обителей Горних на нас смиренных, многими соблазнами и напастьми обуреваемых, и к земли приверженных возведи к высоте небесней.
Преподаждь нам, преблагий отче, твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняемии, в сие новое лето и во все прочее время живота нашего в мире, покаянии и послушании Святей Православной Церкви поживем, заповеди Христовы усердно творяще, подвигом добрым веры подвизающеся, и тако Царствия Небеснаго достигнем, идеже с тобою и всеми святыми сподоби Троицу Святую, Единосущную и Нераздельную, пети и славити во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О, великий святителю отче Григорие, преславный Вселенския Церкве учителю, славы Пресвятыя Троицы всеусердный поборниче, Матере Божия и Ея Пренепорочнаго Девства предъизбранный исповедниче, пресветлый чистоты, смирения и терпения образе.
Се аз многогрешный и недостойный на высоту небесную взирати, смиренно молю тя, премудрый Церкве Христовы учителю, научи мя тако богобоязненно житие свое проводити, да никогдаже на путь, Божиим повелением противен, уклонюся или совращен буду. Соблюди и избави мя твоим многомощным предстательством от соблазнов мира и козней диавольских, якоже избавил еси от них юношу, от Сладчайшаго Спасителя нашего отступивша и во власть сатаны впадша.
Даруй мне силу душевную усердным быти подражателем добродетелей твоих высоких: соделай мя в вере правей тверда и непоколебима, укрепи мя малодушнаго в терпении и уповании на Господа, возгрей в сердце моем истинную Христову любовь, да небесных благ паче всех желаю и ими услаждаюся. Испроси мне у Господа искреннее о гресех сокрушение, да прочее время живота моего в мире, покаянии и исполнении заповедей Христовых провождати буду.
Егдаже час моего скончания приблизится, ты, о преблагий отче, с Преблагословенною Девою Мариею, тогда ускори на помощь, защити мя от злобных наветов вражиих, и сподоби мя наследника быти райских селений, да купно с тобою и со всеми святыми непреступнаго Божия Величества Престолу предстану и Живоначальную, Единосущную и Нераздельную Троицу прославляю и воспеваю, присно и в безконечныя веки. Аминь.

Молитва четвертая

О, великий и преславный святителю Христов, всея Вселенския Церкве учителю богомудрый, Православия твердый исповедниче и поборниче, преблаженне отче Григорие! Призри от высот небесных на нас, смиренно к тебе припадающих, и умоли Господа Вседержителя, Егоже верный на земли служитель был еси, да дарует нам веры правыя твердое и неизменное сохранение, Церкви Святей послушание, жития нашего исправление, и во всех нуждах, скорбех и искушениих скорое поможение, терпение же и укрепление. Подаждь нам твое святое благословение, да оным осеняемии, сие новое лето, и во вся дни богоугодно, в мире и покаянии, поживем, и во Царствии Небеснем сподобимся купно с тобою и со всеми святыми Живоначальнуто Троицу воспевати и славити, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

святитель Григорий Богослов

Труды на иностранных языках

святитель Григорий Богослов (325/30–389/90)

Биография

Первые шаги на пути христианского делания

Святитель Григорий Богослов родился в юго-западной области Каппадокии, в Арианзе (недалеко от города Назианза), приблизительно около 330 года.

Происходил он в прямом смысле этого слова из семьи святых: отец — Григорий, епископ Назианзский, мать Нонна, брат Кесарий и сестра Горгония — все они после своей кончины были канонизированы.

Его родной отец, Григорий старший, в свое время он принадлежал к сторонникам культа, поклонявшихся Богу как Высочайшему, но при этом исповедовавших веру, состоящую из смеси положений христианства, иудейства и персидских учений. Ко Христу он обратился по молитвам супруги, Нонны, глубоко верующей, ревностной христианки. Под её благотворным влиянием он принял Крещение. Вскоре его посвятили во священника, а впоследствии возвели на епископскую кафедру в Назианзе.

Ещё до появления на свет Григория младшего, будущего святителя Григория Богослова, Нонна усердно молилась Богу о даровании ей сына и обязалась, что в случае, если её молитва будет исполнена, она посвятит дитя Богу. Сын был дарован, обещание исполнено.

С детских лет Григорий младший воспитывался в любви к Богу и ближним. Первоначальное образование, в том числе в области основ Православного вероучения, он приобрёл в родительском доме. Благодаря влиянию матери он ещё с юности определился, что будет вести безбрачную, богоугодную жизнь.

По мере взросления, он проходил обучение в лучших для той поры школах: в Кесарии Каппадокийской, в Кесарии Палестинской, в Александрии, в Афинах. Обучение обходилось недешево, но материальное состояние родителей это позволяло.

В Кесарии Каппадокийской Григорий познакомился с будущим вселенским учителем, святителем Василием Великим. Затем их знакомство продолжилось во время учёбы в Афинах и переросло в крепкую дружбу.

Возвратившись из Афин (приблизительно в 358 году), Григорий принял Крещение, после чего предался аскетической жизни: проводил жизнь в постах, молитве, богомыслии и созерцании. В этот период он посещал Понт, ища встреч и совместных подвигов со своим другом и единомышленником Василием. Одним из плодов их творческого сотрудничества стало произведение «Филокалия», включавшее мысли и выдержки из сочинений знаменитого церковного учителя Оригена.

Около 360 года Григорий старший, отец Григория Богослова, не вполне понимая тонкости распространившегося к тому времени арианского лжеучения, подписал арианский символ, чем вызвал негодование православных, представителей его паствы. Многие готовы были отойти от своего епископа. В тот момент Григорий младший сумел разъяснить отцу его ошибку и показать несоответствие подписанного Символа Никейскому. В результате Григорий старший признал заблуждение публично и порядок среди его паствы был восстановлен.

Священническое и епископское служение

В 361 году, в день торжественного празднования Рождества Спасителя, Григория, вопреки его возражениям, рукоположили во священника. По смирению он был против этого посвящения, но опять же, по смирению не решился противиться воле архиерея, отца. Опечалившись таким поворотом событий, Григорий отправился в Понт, к Василию. Тот сумел подобрать нужные слова утешения и ободрил давнего друга.

К Пасхе 362 года отец Григорий возвратился в Назианз и приступил к деятельному исполнению пастырского долга. С того времени он находился при вверенной ему пастве и по мере возможностей помогал родному отцу, Григорию старшему, в его архиерейском служении.

Когда в 370 году Василия Великого возвели в архиепископа Кесарийского, тот, в целях лучшего управления своей паствой и борьбы с арианством, стал открывать новые кафедры. В этот период он нуждался в ревностных, религиозно-образованных пастырях.

Следуя своему замыслу святитель Василий поставил своего друга, Григория, епископом в Сасим. Шёл 372 год. Григорий Богослов хотя и понимал, в чём состояла важность этого шага с позиции Василия Великого, и согласился, однако, как и в случае с рукоположением во священника, подчинился этому выбору с неохотой, а затем удалился в безлюдное, пустынное место, где предался созерцательной молитве.

Через какое-то время Григорий старший уговорил своего сына прибыть в Назианз. Тот вернулся, но с условием, что не будет преемником по кафедре отцу.

В 374 году умер отец Григория Богослова, а вскоре и мать. Придя в храм, где служил и её супруг, и её любящий сын, и приблизившись к жертвеннику, она внезапно почувствовала приближение смерти, произнесла молитву и предала душу Богу. Всё это, конечно же, отразилось на внутреннем состоянии Григория. Какое-то время он продолжал дело отца, но вскоре заболел, да так тяжело, что некоторые даже и не надеялись на его выздоровление.

В 375 году, оправившись от недуга, желая предаться уединённому жительству, он удалился в Селевкию Исаврийскую. Здесь он жил так, словно бы сам себя заточил. Страшное огорчение принесла ему весть о смерти Василия Великого (379 г.).

Борьба с ересью. Литературная деятельность

После смерти Валента, покровительствовавшего арианским «священнослужителям», на царский трон взошёл Феодосий, который поддерживал православных.

В 379 году верующие граждане Константинополя обратились к святителю Григорию с призывом о помощи. Внявший советам друзей и чувству пастырского долга, он оставил уединение и поспешил в столицу.

Увиденное там привело его в состояние праведного негодования: храмы были захвачены арианами, внутри православных отсутствовало единство, нравы жителей отличались распущенностью и развращенностью. Святитель Григорий вынужден был искать себе более или менее безопасное пристанище и обрёл его в частном доме.

Читайте также:  Житие Феодосия Печерского - описание и история жизни, биография, чудеса и дни памяти святого

Ревность о Господе, преданность Православию, трезвомыслие, образованность и, конечно же, красноречие Григория Богослова не могли не вызвать надлежащего отклика в сердцах горожан. Под действием его увещеваний и проповедей люди преображались. Многие пламенели желанием увидеть и послушать ревностного защитника веры. Очень быстро слава святителя достигла такого размаха, что стала привлекать в Константинополь даже и жителей отдаленных селений.

Всё это вкупе возбуждало у последователей Ария недружелюбные, агресивные чувства. Еретики были готовы не только интриговать против святителя, но даже и покушались на его жизнь.

Прибывший в 380 году в Константинополь государь, Феодосий, прибегнул к возможностям своей, царской, власти и передал захваченные еретиками храмы в руки Православных. Святитель Григорий, понимая необходимость личного присутствия, согласился остаться в столице, пока не соберется намеченный Собор.

Деятельность святителя Григория на Константинопольском Соборе

Именно этому Собору, состоявшемуся в 381 году, получившему статус Второго Вселенского, надлежало поставить заключительную точку в догматических спорах ариан с Православными, что и было исполнено.

На Соборе присутствовали такие выдающиеся отцы Церкви как Мелетий Антиохийский, Григорий Нисский и др. Учитывая желания императора, большинства духовенства и простых верующих, святитель Григорий был избран на Константинопольскую Патриаршую кафедру, а после смерти Мелетия Антиохийского его провозгласили председателем Собора.

Но здесь в дело вмешались прибывшие на Собор египетские архиереи, желавшие видеть на Патриаршем престоле своего ставленника. Возбудили полемику, нашёлся и подходящий мотив: ссылаясь на каноническое правило Никейского Собора, запрещающее переход епископа с одной кафедры на другую, объявили поставление святителя Григория в епископа Константинопольского незаконным.

Несмотря на то, что действие канона, принятого отцами Первого Вселенского Собора, было перекрыто самим избранием святителя Григория отцами Второго Вселенского Собора, за этот формальный предлог уцепились. Как только сформировалась удобная почва для развития интриги, против Григория стали высказываться как те, кто питали к нему недовольство за снисходительность в отношении ариан (как заблудших людей), так и те, кто не желали мириться с его строгостью в деле борьбы за чистоту веры.

Святитель Григорий, чуждый почестей, а тем более гнусных интриг, счёл за лучшее отказаться от полномочий предстоятеля Константинопольской Церкви и удалиться из города. Перед отбытием он произнёс пред собравшимися прощальную речь, в рамках которой изложил свою христианскую позицию и раскрыл свою пастырскую правоту.

Последний период земной жизни

Некоторое время спустя Григорий Богослов прибыл в Назианз, возглавил там местную паству и руководил ею вплоть до момента, когда на кафедру Назианза взошёл епископ Евлавий. Произошло это в 383 году.

После сего святитель переселился на малую родину, в Арианз, где предался молитвенному созерцанию и писательской деятельности.

В 389 году он мирно почил о Господе.

За святость и праведность жизни, яркое, безукоризненное изложение в своих сочинениях учения о Пресвятой Троице и Лице Господа Иисуса Христа Вселенская Православная Церковь почтила его исключительным по значению именем — Богослов. С этим именем в Историю Церкви вошли всего три святых; помимо свт. Григория – апостол Иоанн Богослов и Симеон Новый Богослов.

Святитель Григорий Богослов оставил после себя богатое литературное наследие, состоящее из 245 писем, 507 стихотворений (написанных подчас в подражании Гомеру в формах гекзаметров, пентаметров, триметров) и 45 «Слов».

Творческое наследие

Святитель Григорий Богослов оставил после себя богатое литературное наследие, состоящее из 245 писем, 507 стихотворений (написанных подчас в подражании Гомеру в формах гекзаметров, пентаметров, триметров) и 45 «Слов».

Тропарь святителю Григорию Богослову, глас 1

Пастырская свирель Богословия твоего / риторов победи трубы, / якоже бо глубины духа изыскавшу, / и доброты вещания приложишася тебе. / Но моли Христа Бога, отче Григорие, // спастися душам нашим.

Кондак святителю Григорию Богослову, глас 3

Богословным языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне, / православия одеждею, свыше истканною, Церковь украсил еси, / юже и носящи, с нами зовет, твоими чады: радуйся, отче, // Богословия уме крайнейший.

Григорий Богослов

Биография

Григорий Богослов – христианский деятель, один из трех вселенских учителей Церкви. Святитель Григорий Богослов был воспитанником и сподвижником святого Василия Великого. Его знают и чтят как в Римско-католической церкви – день памяти 2 января, так и в Православной церкви – 7 и 12 февраля.

Детство и юность

Точная дата рождения святителя неизвестна, примерно в 325 году нашей эры. Родился мальчик недалеко от города Назианза, расположенного в Каппадокии (на территории современной Турции). Не случайно позже его прозвали Григорием Назианзиным.

Григорий Богослов

Его отец Григорий был местным аристократом, а его жена Нонна была истинной христианкой, все дни женщина проводила в молитвах, занималась благотворительностью. Вскоре и Григорий-старший принял христианство. Сначала он стал пресвитером в местной церкви, а после и епископом Назианза.

У Нонны долго не получалось забеременеть, поэтому много молилась и просила Бога о благодати. Она пообещала, что, если всевышний ей подарит ребенка, она посвятит его Богу. Позднее во сне женщина увидела своего будущего сына и услышала его имя. После появления на свет Григория у Нонны родилось еще двое детей – сын Кесарий и дочь Горгония. Впоследствии все члены семьи Григория были признаны святыми.

Получив начальное домашнее образование, Григорий отправился сначала в Каппадокию, а позже в Палестину и Александрию, где обучался в высших школах. Но научным центром в то время были Афины. Поэтому Григорий переехал в Афины, где изучал астрономию, геометрию, риторику, поэзию. Он изучал труды Аристотеля и Платона. В большей степени его интересовал стиль изложения, нежели само учение. Но на то, как позднее Григорий стал истолковывать религию, во многом повлияли эти работы.

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Когда Григорий учился в Афинах, он познакомился в Василием Великим. И эта встреча стала судьбоносной для Григория. После обучения он два года преподавал красноречие в Афинах. А по возвращении в Назианз отец его крестил. На тот момент ему уже было 30 лет. Но в то время крещение принимали лишь после того, как получали образование.

Григорию монашеская жизнь пришлась по душе, и он переехал в монастырь, основателем которого был его друг Василий Великий. Вместе они изучали труды основателя библейской филологии и философа Оригена. Позднее Григорий Богослов из его произведений записал выдержки, которые получили название «Филокалии».

Христианское служение

В 361 году отец попросил вернуться сына на родину, ему нужна была помощь. Григория посвятили в пресвитеры. В то время его престарелый отец вел активную борьбу против войск императора Юлиана Отступника, которые пытались захватить христианские храмы. Примечательно, что будущий гонитель христиан Юлиан учился вместе с Григорием Богословом и Василием Великим в Афинах.

Икона Григория Богослова

Но все-таки для Григория была ближе созерцательная монашеская жизнь, поэтому вскоре после рукоположения он вернулся в монастырь. Однако он понимал, насколько его отцу нужна поддержка, и уже на Пасху произнес свою первую проповедь в Назианзе.

Через некоторое время Василий Великий, который на тот момент уже был архиепископом, просит Григория занять должность хорепископа в городе Сасима. Ему были нужны верные и надежные люди в борьбе с арианством. Григорий колебался, но его отец настоял. К сожалению, за то недолгое время, которое он прослужил в Сасиме, он не прочитал ни одной службы, не принял ни одного клирика. Вскоре он покидает город и три года живет в монашеской пустыни. Его уход значительно охладил их отношения с Василием.

В 374 году скончался отец Григория, вслед за ним умерла и мать. Смерть она встретила у иконы при богослужении. Для него это было большим ударом. На похороны его отца приехал Василий Великий и прочел надгробную речь, после чего их дружба вновь наладилась.

Священнослужитель Григорий Богослов

После смерти отца Григорий Богослов руководил епархией, но считал, что права занимать престол отца у него нет. Поэтому он уезжает в город Селевкия, думая, что в его отсутствие жители города выберут нового епископа. Но народ Назианза потребовал его возвращения, и он продолжил управлять местной церковью.

Вторым ударом для Григория стала весть о смерти Василия Великого. К этому времени он уже был известен как ярый защитник веры и талантливый проповедник. В то же время на престол взошел новый император Феодосий, и он в отличие от предшественника является сторонником никейцев. Феодосий приглашает Григория к себе и предлагает возглавить епархию в Константинополе. Тогда-то его и стали называть Богословом, он был по-настоящему блестящим оратором, его проповеди не оставляли никого равнодушными.

Но Константинополь был 40 лет в руках ариан, и в одночасье они никуда исчезнуть не могли. Поэтому, приехав в город, Григорий сразу становится объектом преследования у ариан. Однажды они ворвались в собор, когда святитель совершал обряд крещения, кто-то требовал его изгнания, а кто-то и вовсе стал бросать в него камни. Мужчину оттащили к городским властям, которые в итоге не поддержали ариан и оставили его в городе.

Церковь Григория Богослова на его родине, в Каппадокии

А уже через пару месяцев Константинополь посетил сам император. Он лично ввел Григория в храм Софии и «передал» его ему. Для утверждения святителя на кафедре и решения вопросов, связанных с ересями, был собран Второй Вселенский собор.

При обсуждении арианства Григорий зафиксировал догмат Троичности, который сейчас занимает главенствующее место в богословии христианских церквей и является центральной мыслью христианского вероучения. Бог один, единый по существу, но троичен в Лицах – отец, сын, святой дух. Как сообщил сам Григорий Богослов:

«Мы поклоняемся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, разделяя личные свойства и соединяя Божество».

Во время Вселенского собора умер его председатель Милетий, и Григорий занял его место. Позднее стали выбирать главу антиохийской кафедры, которую возглавлял Милетий. Мнения участников разделились. Некоторые хотели видеть на этом посту представителя «запада», другие – «востока».

Григорий Богослов покидает Константинополь

В итоге возник конфликт, в котором затронули и Григория, обвинив его в нарушении правил Первого Вселенского собора. Дело было в том, что он не имел права становиться Константинопольским архиепископом, будучи епископом Сасимским. Плюс ко всему, он самовольно оставил кафедру в Сасиме, что тоже противоречило установленным правилам.

Таким образом, святитель покинул Константинопольскую кафедру. Его это нисколько не огорчало, он уже давно устал от борьбы за власть, которая ему абсолютно не была нужна. По натуре он был тонким и самоуглубленным человеком. На самом деле он не был предназначен для церковного сановника, а стал он им лишь по наставлению друга Василия Великого.

Вернувшись в Назианз, он вновь встал во главе епархии города, не смог отказать горожанам. Но давалась это ему непросто. В 383 году его здоровье ухудшилось, и его освободили от руководства кафедрой. Феодор, епископ Тиранский, поставил на его место хорепископа Евладия, родственника Григория Богослова.

Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст

Уйдя на покой, он посвятил себя сочинительству. Григорий – автор свыше четырехсот стихотворений, он писал эпиграммы, поэмы, гимны. При этом он продолжал посещать обители, много путешествовал. Главным его литературным наследием все же считается «Слова» – 45 бесед, охватывающие 20-летний период его жизни.

Также сохранились 245 писем Григория Богослова, многие из которых адресованы его сподвижнику – Василию Великому. Он вспоминает их совместную жизнь в монастыре, а в поздних письмах обвиняет его во вовлечении себя в борьбу с арианством и возведении его епископом города Сасима.

Григорий Богослов оставил большой след в христианстве, его сочинения оказали влияние на последующих за ним богословов. Работы святителя толковали наряду со Священным Писанием. Православная церковь внесла Григория в число Отцов церкви, что означает, что его личность имеет особый вес в формировании догматики и богослужения.

Смерть

Скончался Григорий Богослов 25 января 389 года в Назианзе, там его и похоронили. После себя он оставил завещание. Вероятно, оно было написано еще в 381 году. Фамильное имение святитель оставил епархии, сбережения и одежду завещал друзьям, а также распорядился о роспуске своих рабов.

Мощи святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста в церкви святого Георгия в Стамбуле

Спустя полвека император Константин Багрянородный перевез мощи Григория Богослова в Константинополь, но после нашествия крестоносцев в 1204 году останки святителя вывезли в Рим.

После возведения собора святого Павла в Риме мощи разместили там, в специальной гробнице. 26 ноября 2004 года папа Иоанн Павел II распорядился, чтобы часть мощей была возвращена церкви Константинополя. Святыня хранится в Соборе святого Георгия в Стамбуле.

Святой Григорий Богослов > I. Житие и творения

1. Св. Григорий не раз описывал свою жизнь и описывал ее с подлинным и лирическим драматизмом. Любитель безмолвия и бездействия, своей волею всегда стремившийся к уединению, чтобы в тиши предаваться богомыслию, чужой волею и волей Божией он был призван к слову и делу, к пастырскому действию, среди житейского мятежа, треволнения и смуты. В постоянном насилии над собою, в постоянном смирении своего хотения, с уязвленным сердцем проходил он свой скорбный и славный жизненный путь. Григорий родился около 330 года в имении своего отца Apиaнзе, близ Назианза, «малейшего между городами» юго-западной Каппадокии. Отец его в это время был Назианским епископом, в молодости он принадлежал к своеобразной секте «ипсистариев». Сильнее отца была мать св. Григория, которая и для мужа была «наставницею в благочестии» и на детей своих «наложила cию златую цепь». И наследственность, и воспитание развили в св. Григории пылкость чувств, возбудимость, впечатлительность и вместе с тем упорство и твердость. К своей семье он навсегда остался горячо и нежно привязан и очень любил говорить и вспоминать о ней. С ранней молодости им овладевает «какая-то пламенная любовь к наукам»: «И не совсем чистые учения старался я придать в помощь истинным», — вспоминал он. По тогдашнему обычаю годы учения бывали годами странствий. В родном Назианзе, в двух Кесариях (Каппадокийской и Палестинской), в Александрии и, наконец, в Афинах Григорий проходит полный и законченный круг образования, словесного и философского. Крещение было отложено до более позднего и зрелого возраста. В Александрии Григорий, вероятно, слушал Дидима. В Афинах он сближается со св. Василием, почти сверстником по годам, с которым он уже встречался в Кесарии Каппадокийской. Об афинских годах св. Григорий всегда вспоминал с радостным волнением — «Афины и науки». Но здесь он, по его собственному сравнению, подобно Саулу, «ища познаний, приобрел счастье», — это была дружба с Василием, самая сладостная и самая жгучая из его земных привязанностей. «Стали мы друг для друга всем — и товарищами, и сотрапезниками, и родными — имели одну цель, любомудрие и непрестанно возрастали в пламенной любви друг к другу. У нас все было общее, и одна душа в обоих связывала то, что разделяли тела». Это был союз доверенности и дружбы. Соблазны «душепагубных Афин» не смущали их, они знали только два пути: в священные храмы и к тамошним наставникам, и к учителям наук внешних. И выше всего ставили они свое имя христиан. «У обоих было одно упражнение — добродетель, и одно усилие — до отшествия отсюда жить для будущего, отрешаясь от здешнего». В этом стремлении аскетические мотивы двоились, то была и философская, и религиозная аскетика. Навсегда остался Григорий «любомудром». «Я первый из любителей мудрости, — говорил он о себе, — я никогда не предпочту этому занятию ничто другое, чтобы сама Мудрость не назвала меня жалким, как учителя мудрости и образования». И он называл любомудрие (философию) «стяжанием и имением всего драгоценнейшим». Он включал сюда и внешнюю мудрость, «мы извлекали из наук пользу и для самого благочестия, чрез худшее научались лучшему и обращали их немощь в твердость нашего учения». И много позже св. Григорий с силою защищал ученость. «Полагаю, что всякий имеющий ум признает первым для нас благом ученость, и не только сию благороднейшую и нашу ученость, которая, презирая все украшения и плодовитость речи, берется за одно спасение и за красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которой многие из христиан, по худому разумению, гнушаются, как злохудожной, опасной и удаляющей от Бога. Но мы не станем восставлять тварь против Творца. Не должно унижать ученость, как некие о том рассуждают, напротив, нужно признать глупыми и невеждами тех, кто, держась такого мнения, желали бы видеть всех подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть собственные свои недостатки и избежать обличения в невежестве». Так говорил Григорий над гробом Василия. Никогда не хотел он забывать афинских уроков. И впоследствии Юлиана Отступника всего больше обличал он за запрет христианам преподавать словесные и мирские науки. В Афинах Григорий учился у Имерия и Проересия (последний был, кажется, христианином), вряд ли у Ливания. Он изучал здесь прежде всего древнюю литературу, ораторов и историков, основательно познакомился с философией. В 358 (или 359) году св. Григорий вернулся на родину, позже Василия, с отъездом которого в Афинах стало для него пусто и тоскливо. Он принимает крещение. От деятельности ритора он уклоняется. Его влечет идеал безмолвия, он мечтает о бегстве, о горах и пустынях, «чтоб неоскверненному беседовать с Богом и чистому озаряться лучами Духа без всякой примеси дольнего и омраченного, без всяких преград для Божественного света, — пока не приду к Источнику здешних озарений и не буду остановлен в желании и стремлении тем, что зеркала упразднятся действительностью». Пред ним вставали влекущие образы Илии и Предтечи. И вместе с тем, «пересиливали любовь к Божественным книгам и свет Духа, почерпаемый при углублении в Божие Слово, а такое занятие не дело пустыни и безмолвия». Но не только это удерживало и не только это удержало св. Григория в миру, — удержала и превозмогла любовь к родителям, требовавшим от него участия в хозяйственных заботах. «Она, как груз, влекла меня к земле». Однако и в родительском доме, среди житейской суеты он проводил жизнь суровую — заимствовал у отрешившихся собранность ума и у мирских — старание быть полезным для общества — в воздержании, в изучении Слов Божиих, в молитвах, в воздыханиях, в бдении без сна. А сердце все сильнее влекло его в Понт, в тамошнюю пустыню, где тогда подвизался Василий, в сожительстве с Богом, «покрытый облаком, как один из ветхозаветных мудрецов», и звал его разделить безмолвие и подвиг. Не сразу и ненадолго удалось св. Григорию удовлетворить свое влечение. Но с радостью и с невинной шуткой вспоминал он потом время, проведенное тогда в Понте в лишениях, в бдении и в псалмопении, и в научном труде. Друзья изучали там Писание и творения Оригена. Все еще продолжались годы учения.

Читайте также:  Игнатий Богоносец - житие и биография святого, труды и послания, учения, дни памяти

2. Они оборвались с возвращением из Понта. Отец Григория, Григорий старший, с трудом нес свое епископское послушание, у него не хватало ни знания, ни твердости, чтобы найти и соблюсти верный путь среди тогдашней догматической «никтомахии» в водовороте споров и смут. Он искал помощника, надеялся найти его в сыне. Для Григория младшего это было «страшною бурею». Отец связывает сына еще и духовными узами, родительскую власть сливает с епископскою и с насилием, и «против воли» рукополагает сына во пресвитеры. «При этом принуждении, — рассказывает Григорий, — так сильно воскорбел я, что забыл все, — друзей, родителей, отечество, род. И, как вол уязвленный слепнем, ушел в Понт, надеясь там в божественном друге найти врачевство oт горести». Друг облегчил скорбь его сердца. И самое время облегчило чувство бедствия. На Рождестве 361 года состоялось посвящение, но только к Пасхе 362 года возвращается Григорий в Назианз и здесь начинает свое пастырское служение знаменитым словом, начинающимся словами: Воскресения день. просветимся торжеством. И в этом слове он рисовал высокий пастырский идеал, от которого так далеко отступали тогдашние пастыри, считавшие этот сан скорее всего «средством к пропитанию», точно от пастыря душ требуется даже меньше, чем от пастыря бессловесных. Именно это сознание высоты пастырского призвания и заставляло Григория бежать от непосильного служения, к которому он не считал себя готовым. С тех пор и в продолжение десяти почти лет св. Григорий оставался в Назианзе в качестве помощника своего отца и надеялся, что ему удастся избежать почестей высшего звания. Эта надежда оказалась напрасной. И снова из-под неволи, снова по принуждению Григорий в 372 г. был поставлен во епископы городка Сасимы — «место безводное, непроизвращающее и былинки, лишенное всех удобств, селение ужасно скучное и тесное, там всегда пыль, стук от повозок, слезы, рыдания, собиратели налогов, орудия пытки, цепи, а жители — чужеземцы и бродяги». И горечь насилия увеличивалась тем, что теперь это насилие над его пустынелюбивою душою совершал его лучший друг Василий. Григория возмущало, с каким непониманием отнесся друг к его жажде безмолвия и покоя и насилием втягивал его в распри о власти, ибо учреждение кафедры в Сасимах имело целью усилить Василия в его борьбе с Анфимом Канским. «Укоряешь меня в лености и нерадении, — с раздражением писал Василию Григорий, — потому что не взял твоих Сасимов, не увлекся епископским духом, не вооружаюсь вместе с вами, чтобы драться, как дерутся между собою псы за брошенный им кусок». Печально и уныло принял он хиротонию, «уступил принуждению, не убеждению». «Снова на мне помазание и Дух и снова хожу, плача и сетуя». Радость дружбы была омрачена навсегда, и даже над гробом отца и в присутствии Василия Григорий много позже жаловался, что «его огорченного бедствиями жизни под благовидным именем священства предали на беспокойное и злокозненное торжище душ». Он резко упрекал Василия: «Вот что принесли мне Афины, общее упражнение в науках, жизнь под одною кровлею, питание с одного стола, один ум, а не два в обоих, удивление Эллады, взаимное обещание как можно дальше отринуть от себя мир. Все рассыпалось! Все брошено на земь! Да погибнет в мире закон дружбы, которая так мало уважает дружбу». В Сасимы Григорий, правда, поехал. Но, по его собственному признанию, «вовсе не касался данной ему Церкви, не единожды не совершал там Богослужения, не молился с народом, не возложил руки ни на одного клирика». По новой просьбе отца Григорий вернулся в родной город и помогал родителю в его епископских трудах, а после его смерти управлял осиротевшей Церковью временно, «как человек сторонний». И, наконец, получил возможность отойти от дел и «пошел беглецом» в Селевкию Исаврийскую, ко храму прославляемой девы Феклы. Здесь предавался он богомыслию и созерцанию. И снова то было ненадолго. Здесь его застигла скорбная весть о кончине друга. И затем его покой был нарушен зовом в Константинополь на борьбу с арианством.

3. Снова «не по доброй воле, но насильственно увлеченный другими» явился св. Григорий в Константинополь защитником Слова. Было трудное время. «Церковь без пастырей, доброе гибнет, злое наружу, надобно плыть ночью, нигде не светят путеводные огни, Христос спит». Константинопольская кафедра с давних уже пор была в руках омиев. И Григорий, по его собственному выражению, нашел здесь «не паству, но малые следы или останки паствы, без порядка, без надзора, без точных пределов». Григорий начал проповедовать в частном доме, впоследствии он был обращен в храм под именем Анастасии в знак «воскресения православия». 3десь были сказаны знаменитые беседы «О Богословии». Борьба с арианами протекала бурно, к Григорию подсылали убийц, чернь врывалась в его храм, его забрасывали камнями, и потом его противники его же обвиняли в нарушении общественного спокойствия. С другой стороны, в первое время и проповедь его вызывала смущение. «Сначала город пришел в волнение, — рассказывает он, — восстал против меня, будто бы я вместо единого Бога ввожу многих богов, ибо вовсе не знали они благочестивого учения, не знали, как Единица умопредставляется троично, а Троица единично». Своим пламенным словом св. Григорий вскоре победил, а в конце 380 года в Константинополь вступил новый император Феодосий и передал все храмы православным. Но Григорию пришлось бороться не только с арианами. Приходилось бороться и с аполлинаристами. Немало потерпел Григорий и от православных, прежде всего от Петра Александрийского и египетских епископов, которые сперва вступили с ним в общение, а затем посвятили в Константинопольские епископы некоего Максима Киника, личность темную во всяком случае. С горечью вспоминал Григорий об этой «египетской туче» и о «двойном пере» Петра. Максим был изгнан, но на время нашел защиту в Риме у папы Дамаса, который плохо разбирался в восточных делах. По настоянию народа Григорий принял на себя временное управление Константинопольской Церковью до предстоявшего вскоре Собора. Он готов был удалиться, но народ удерживал его: «Вместе с тобою ты изводишь и Троицу». На Втором Вселенском Соборе, открывшемся в мае 381 года под председательством Мелетия Антиохийского, св. Григорий был признан Константинопольским епископом, — он и радовался, и не радовался своему утверждению на престоле, «которое не было вполне законно». Во время Собора скончался св. Мелетий и председателем стал св. Григорий. Но в вопросе об антиохийских церковных делах, о так называемом «антиохийском расколе» он разошелся с большинством, он стал на сторону Павлина. Против него вспыхнуло давно уже накопившееся недовольство. Одни были недовольны мягкостью его действий, — тем, что в борьбе с арианством он не прибегал к содействию светской власти. «Тайна спасения для желающих, а не для насилуемых» — было правилом его пастырских действий. Других беспокоила его догматическая прямота, в частности, его настойчивая проповедь о Духе. Иным он казался недостаточно вельможен. «Не знал я, — иронизировал Григорий, — что и мне надобно ездить на отличных конях, блистательно выситься на колеснице, что и мне должны быть встречи, приемы с подобострастием, что все должны давать мне дорогу и уже издали расступаться передо мной, как пред диким зверем». И на Соборе был поставлен вопрос о незаконности перемещения Григория из Сасим в Константинополь. Притом не очень скрывалось, что это только предлог для интриги. В великом огорчении решил Григорий оставить кафедру и покинуть Собор. С горечью оставлял он «место общей победы» и паству, которую он приобрел для истины подвигом своим и словом. И эта горечь никогда не смягчилась в его сердце.

4. «Уединяюсь к Богу, Который один чист и не коварен. Углубляюсь в себя самого. Ибо два раза спотыкаться о тот же камень, по пословице, свойственно только безумным», — так писал Григорий Кесарийскому епископу Вoспоpию, покидая Константинополь. Вернулся он на родину усталым и разбитым физически и морально с тяжелыми воспоминаниями: «Дважды уже попадаюсь в ваши сети и дважды обманут». Он искал отдыха и уединения. Вместо того ему пришлось вновь принять на себя управление все еще вдовствовавшей Назианзской Церковью «по нужде обстоятельств, по причине ожидаемого нападения противника». Ему пришлось бороться с аполлинаристами, которым обманом удалось поставить своего епископа в Назианз. И снова начались интриги и споры. С отчаянием просил он Тианского митрополита Феодора снять с него непосильное бремя, заместить Назианзскую кафедру. Он отказывался ездить на Соборы. «Моя мысль — уклоняться от всякого собрания епископов, потому что не видал я еще ни одного, которое бы имело во всех отношениях полезный конец, и более избавляло от зол, нежели увеличивало их. Любопрительность и любоначалие выше всякого описания». «Соборам и собеседованиям кланяюсь издали с тех пор, как испытал много дурного», — писал он Феодору Тианскому. Не сразу удалось св. Григорию добиться свободы, но велика была его радость, когда, наконец, был поставлен в Назианз епископом пресвитер Евлалий. Григорий удалился на покой. Он не бездействовал, — последние годы отдал он литературному труду. Он странствовал по пустыням и обителям, живал в Ламисе, в Сакнавадаике, особенно в Карвалах. Силы его слабели, он часто лечился теплыми водами в Ксанксариде. Грустными мотивами полна его старческая лирика. Почил св. Григорий в 389 иди 390 году.

5. Св. Григорий не был писателем, хотя и был блестящим стилистом. У него была не только филологическая культура, но и гений языка, дар слова. Правда, стиль его слишком тонок и манерен, слишком взволнован. Но это превозмогается силою чувства и мысли. Он был оратором прежде всего. И его гомилии или беседы составляют основную часть его сравнительно небольшого литературного наследия. Известно 45 бесед, большинство относится к константинопольским годам. Из них всего важнее пять слов «О Богословии» (XXVII–XXXI), т.е. о Троическом догмате. Это один из самых замечательных образцов христианского красноречия, конечно, это не были импровизации. Ряд бесед сказан в праздничные дни, особенно значительны беседы: 38-я на Богоявление или Рождество Христово, древнейшая известная рождественская проповедь на Востоке (379 или 380 г.), и 45-ая в день Пасхи, посвященная объяснению искупительного дела Христа (в Apиaнзе, после 383 г.). Затем нужно отметить ряд надгробных речей, важных по историческому материалу, в частности, похвальное слово Василию Великому. Особенный интерес представляет «Защитительное слово по поводу бегства в Понт», обработанное позже в целый трактат о пастырском служении. Впоследствии оно послужило Златоусту образцом и источником для слов о священстве. Нужно назвать еще две инвективы против Юлиана Отступника, писанные после его смерти. Большинство бесед св. Григория связаны с частными поводами. Другой разряд творений св. Григория — это его поэмы (или стихотворения). Они собраны в двух книгах: поемы богословские и поэмы исторические (разделение принадлежит новым издателям). Это скорее риторические упражнения, чем подлинная поэзия. Исключение составляет только личная лирика, где сказывается глубокое волнение чувства. Впрочем, св. Григорий был истинным мастером поэтического слова, этим мастерством он нередко злоупотреблял. Особо нужно назвать автобиографию в стихах «О жизни своей», здесь много важного материала. Св. Григорий не скрывал дидактических мотивов своего стихотворства. Он хотел противопоставить свои стихи языческой поэзии, занятие которою не безопасно. С другой стороны, он хотел ослабить вредное влияние стихов Аполлинария, заключавшего в них свои богословские воззрения. В старческие годы стихи были для Григория большим личным утешением. Наконец, нужно назвать сборник писем, числом 243. Большая часть писем относится к последним годам жизни и носит совершенно личный характер. Эти письма были собраны еще самим Григорием по просьбе его молодого родственника Никовула. В своих письмах св. Григорий следовал правилам риторики, в одном из писем он сам эти правила излагает (письмо 51). Это превращает его письма в литературные произведения. Немногие из писем предоставляют исторический интерес, разве его письма к Василию. Исключение составляют несколько догматических посланий: два к Клидонию и одно к Нектарию Константинопольскому, все три на христологические темы против Аполлинария (382 года), — они имеют значение вероизложения. О подлинности «Послания к монаху Евагрию о Божестве» возможен спор. Нужно прибавить, — творения Григория Богослова пользовались исключительной известностью и авторитетом вплоть до последних веков византинизма. Их толковали и объясняли более, чем кого-либо другого из отцов (кроме разве Ареопагитик). Нужно назвать прежде всего схолии преподобного Максима Исповедника к трудным местам Григория Богослова и Ареопагитике (так наз. Ambigua). К более позднему времени относятся схолии Илии Критского (IX–X вв.), Василия Нового, архиепископа Кесарии Каппадокийской (X в.), Никиты Ираклийского (конец XI века), Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.) и целый ряд других, в том числе анонимных. Нужно назвать еще толкования Зонары и Николая Доксопатра на стихотворения Григория и др. Все это свидетельствует о широком распространении творений св. Григория. Для преподобного Иоанна Дамаскина он был одним из главных источников и авторитетов. Михаил Пселл считал св. Григория христианским Демосфеном.

Ссылка на основную публикацию