Григорий Неокесарийский – житие и биография святителя, мощи, творения и труды, почитание

Святитель Григорий Чудотворец, Неокесарийский

Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, родился в городе Неокесарии (север Малой Азии) в языческой семье. Получив прекрасное образование, он с юности стремился к Истине, но мыслители древности не могли утолить его жажды познания. Истина открылась ему лишь в Святом Евангелии, и юноша стал христианином.

Для продолжения образования святой Григорий отправился в Александрию, знаменитый тогда центр языческой и христианской учености. Любознательное юношество стекалось в Александрийское огласительное училище, где преподавал пресвитер Ориген, знаменитый учитель, обладавший огромной силой ума и глубиной познаний. Святой Григорий стал учеником пресвитера Оригена. Впоследствии святитель так писал о своем наставнике: “Этот человек получил от Бога величайший дар – быть переводчиком слова Бога к людям, разуметь Слово Божие, как Бог Сам его употреблял, и изъяснять его людям, как они могут уразуметь”. Восемь лет учился святой Григорий у пресвитера Оригена и принял от него Крещение.

Подвижническая жизнь святого Григория, целомудрие, чистота и нестяжательность вызывали зависть в самоуверенных и грехолюбивых сверстниках – язычниках, и они решили оклеветать святого Григория. Однажды, когда он беседовал с учителями на площади, к нему подошла известная в городе блудница и стала требовать платы за якобы совершённый с нею грех. Сначала святой Григорий кротко возразил ей, что она ошибается, принимая его за кого-то другого. Однако блудница не унималась. Тогда он попросил друга дать ей деньги. Как только блудница взяла в руки неправедную мзду, она тотчас же пала на землю в припадке беснования, а затем призналась в обмане. Святой Григорий совершил над ней молитву, и бес оставил .ее.

Вернувшись в Неокесарию, святой отказался от деятельности в миру, к которой его настойчиво склоняли влиятельные сограждане. Он удалился в пустыню, где в посте и молитве стяжал высокое духовное совершенство и благодатные дары прозорливости и пророчества. Святой Григорий полюбил пустынножительство и хотел остаться в уединении до конца своих дней, однако Господь судил иначе.

Епископ. Каппадокийского города Амасии, Федим, узнав о подвижнической жизни святого Григория, решил поставить его епископом Неокесарийским. Провидя духом желание владыки Федима, святой стал скрываться от посланцев епископа, которым было поручено разыскать его. Тогда епископ Федим рукоположил святого во епископа Неокесарийского заочно, прося Господа, чтобы Он Сам освятил необычную хиротонию. Святой Григорий воспринял такое чрезвычайное событие как проявление воли Божией и не посмел противиться. Этот эпизод из жизни святого Григория описал святитель Григорий Нисский. Он же сообщает, что высший священный сан святой Григорий Неокесарийский воспринял только после совершения над ним всех положенных священнодействий епископом Редимом Амасийским.

Святой Григорий перед хиротонией, во время которой нужно было произнести Исповедание веры, горячо и усердно молился, прося Бога и Божию Матерь открыть ему истинный образ поклонения Пресвятой Троице. Во время молитвы ему явилась Пречистая Дева Мария, сияющая, как солнце, с апостолом Иоанном Богословом, облаченным в архиерейские одежды. По повелению Богородицы, апостол Иоанн научил святого, как достойно и праведно следует исповедовать тайну Пресвятой Троицы. Святой Григорий записал всё, что открыл ему апостол Иоанн Богослов. Тайноводственный Символ веры, записанный святителем Григорием Неокесарийским, – великое Божественное Откровение в истории Церкви. На нем основано учение о Святой Троице в православном Богословии. В последующем оно было раскрыто святыми отцами Церкви – Василием Великим, Григорием Богословом, Григорием Нисским. Символ святого Григория Неокесарийского был рассмотрен и одобрен Первым Вселенским Собором (325 г.), подтвердившим его непреходящее значение для Православия. Став епископом, святитель Григорий направился в Неокесарию. По дороге из Амасии он изгнал бесов из языческого храма, жрец которого обратился ко Христу. Обращенный стал свидетелем еще одного чуда, совершённого святителем, – по его слову сдвинулась с места огромная каменная глыба. Проповедь святителя была деятельной, живой, плодотворной. Он учил, творя Именем Христовым чудеса: исцелял больных, помогал нуждающимся, разрешал ссоры и жалобы. Два брата при дележе наследства не могли договориться об озере, которое было в имении их умершего отца. Каждый из братьев собирал вокруг себя друзей-единомышленников. Готовилось побоище. Святитель Григорий уговорил их отложить окончание спора до следующего дня, а сам всю ночь молился на берегу озера, ставшего причиной раздора. Когда рассвело, все увидели, что предмета спора больше нет, – озеро ушло под землю. Силой молитвы святитель укротил однажды разлив реки, своим жезлом определив границы половодья. Другой раз, при строительстве церкви, он повелел Именем Христовым потесниться горе и освободить место под фундамент.

Когда началось гонение на христиан при императоре Декии (249 – 251), святитель Григорий увел свою паству на отдаленную гору. Один язычник, знавший местопребывание христиан, указал его гонителям. Воины окружили гору. Святитель вышел на открытое место, поднял руки к небу и, повелев своему диакону поступить так же, начал молиться. Воины обыскали всю гору, прошли несколько раз мимо молящихся и, не увидев их, вернулись назад. Они рассказали в городе, что на этой горе спрятаться негде: там никого нет, стоят лишь два дерева недалеко друг от друга. Доносчик был потрясен чудом, раскаялся и стал ревностным христианином.

После прекращения гонений святитель Григорий вернулся в Неокесарию. По его благословению были установлены церковные праздники в честь мучеников, пострадавших за Христа. В то время стало распространяться лжеучение еретика Павла Самосатского (Самосата – город в Сирии). Этот еретик смешивал Сущность Нераздельной Троицы с Сущностью Единого Бога Отца, смущая речами и писаниями умы многих христиан. Ересь Павла Самосатского была осуждена на первом Антиохийском Соборе, состоявшемся в 264 году. На этом Соборе святитель Григорий занимал первенствующее место.

Своей богоугодной жизнью, проникновенной проповедью, чудо-творениями и благодатным управлением паствой святитель неуклонно умножал число обращенных ко Христу. Перед его кончиной (+ ок. 266 – 270) в городе осталось только 17 язычников. А когда святитель Григорий чудотворец, епископ Неокесарийский, вступал на кафедру, в городе было только 17 христиан.

святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский

Священное Писание Ветхого Завета

святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский (

Биография

На пути к священству

Григорий Неокесарийский (Чудотворец) происходил из знаменитой, обеспеченной семьи; являлся потомком греческих поселенцев.

Точная дата его рождения неизвестна. Считается, что он появился на свет около 213 года, в Неокесарии Понтийской. Согласно преданию, первоначально он именовался Феодором, а имя Григорий, вероятно, получил при Крещении.

Отец Феодора, далёкий от православного мировоззрения, воспитывал сына, как язычник язычника. Будучи человеком не бедным, он стремился дать ему хорошее светское образование. Между тем, в четырнадцатилетнем возрасте Феодор лишился отца, и многое в предполагавшейся карьере стало зависеть от его близких и от него самого, но главное, от Премудрого Бога.

Какое-то время Феодор учился в школе грамматика, потом — в школе ритора, затем погрузился в юриспруденцию; готовясь стать адвокатом, изучал законы и право, и, конечно, использовавшийся в то время язык законов — латинский. Желая познать основы римского права, он предполагал было отправиться в Рим. Но по Промыслу Божьему его жизнь сложилась не так, как когда-то задумывал он и язычник-отец.

Сопроводив в Кесарию сестру, муж которой получил от властей должность советника при наместнике Палестины, Феодор, прибывший туда вместе со своим братом, Афинодором, имел возможность продолжить образование в Берите, где в то время располагалась известная в регионе юридическая школа.

Но здесь произошло то, о чём никто из близких даже и не предполагал. В тот период в Кесарии Палестинской действовала богословская школа, организованная стараниями знаменитого христианского учителя Оригена. Освоившись по прибытии, Феодор вместе с братом, то ли целенаправленно, то ли из любопытства, захотел услышать проповеди Оригена.

Вскоре состоялась их встреча (есть мнение, что этому поспособствовал епископ Фирмилиан). Встреча переросла в личное знакомство, которое повлияло на судьбу Феодора самым решительным образом. Феодор, услышав пылкие, красноречивые наставления, проникся к Оригену симпатией и уважением, а Ориген, в свою очередь, предложил взять его к себе в ученики. За Феодором последовал и его брат, Афинодор.

Поначалу Ориген учил Феодора обнаруживать и собирать семена истины, содержащиеся в философских системах, и вообще приобщил его к любомудрию. Затем он последовательно раскрыл ему смысл Книг Священного Писания, научил доверять Сверхъестественному Откровению и христианскому учению.

По завершении обучения у Оригена, длившегося, как полагают, не менее пяти лет, Феодор с радостью принял Крещение, публично почтил своего наставника добрым словом и вместе с братом вернулся в родные края.

Вскоре (Феодор) Григорий получил от Оригена послание, в котором тот настоятельно призывал его направить свои способности, силы и знания на спасение собственной души и на пользу Церкви.

Пастырское служение

Обретя в христианстве надёжные нравственные ориентиры, Григорий, по примеру многих великих подвижников, решил уединиться от суеты мира и посвятить свою жизнь служению Тому, Кто Сам в Себе есть Истинная Жизнь.

Приблизительно в 245 году епископ Амасийский Федим рукоположил его во епископа Неокесарийского. Поначалу Григорий, по смиренному осознанию собственной недостойности, наотрез отказался принять столь высокое звание и достоинство.

В знак несогласия и нежелания занимать епископскую кафедру, Григорий удалился, но Федим против его несогласия заручился согласием Божьим. Правильно понимая, что Господь равно видит его и Григория, Федим, помолившись, наложил на Григория слово вместо руки и назначил ему в управление город.

Узнав о случившимся, и, вероятно, почувствовав благодатное озарение, Григорий, конечно же, изумился. Противостоять такому неординарному назначению он не мог, ведь одно дело — возражать Амасийскому епископу, и совсем другое — Господу епископа. После того как Григорий дал своё согласие, его посвятили в архиерея в соответствии с каноном.

Осуществляя служение, епископ Григорий пользовался у своей паствы чрезвычайно глубоким уважением и авторитетом. Между тем, сила его слова и личного примера оказывала колоссальное воздействие не только на верующих, но и на язычников. Об этом красноречиво свидетельствует зафиксированный в предании факт: к моменту начала его архиерейского служения в городе находилось всего несколько верующих, а под конец, когда он искал, нет ли кого-нибудь ещё, кто бы нуждался в обращении к Искупителю, обнаружилось всего несколько заблудших.

Слава о Григории перешагнула далеко за границы округи. Жившие позже него святые отцы по праву именовали его Великим, Знаменитым. Как следует из утвердившегося в V веке дополнения к его имени, «Чудотворец», за святость жизни он был удостоен от Бога и дара чудотворений.

Читайте также:  Апостол Петр: житие и биография, мощи и чудеса, послания и проповеди, почитание и дни памяти

Во время гонения на христианство при Декии святитель Григорий, проявляя благоразумную осторожность, скрывался от язычников вместе со своей паствой в окрестных горах. И Бог хранил его. После прекращения гонения святитель инициировал распространение практики празднований в честь мучеников за Христа.

В 264 году епископ Григорий принял участие в Антиохийском Поместном Соборе, созванном против еретика Павла Самосатского, ложно учившего о Пресвятой Троице и отрицавшего Божественное достоинство Иисуса Христа.

Точная дата смерти Григория Чудотворца нам не известна. Полагают, что он почил о Господе в период между 270 и 275 годами.

Творческое наследие

Несмотря на богатую проповедническую деятельность святого Григория, количество дошедших до нас письменных поучений (достоверность которых не подвергается сомнению) не велико.

Среди них особое место занимает обозначаемый его именем Символ (Символ веры Григория Чудотворца, см.: Изложение веры).

Существует предание, что текст этого краткого изложения догматов веры Григорий получил прежде возведения на Неокесарийскую кафедру. Однажды, когда он пребывал в молитве и богомыслии в безлюдной пустыне, к нему подошли два необычных человека: благообразный старец и светоносная Жена. По слову Жены, её спутник и преподал Григорию Символ, который, впоследствии, он внедрил в Неокесарийской общине. Под явившейся Женой издревле разумеется Богородица, а под старцем — Евангелист Иоанн Богослов.

Этот символ с ранних времен почитался Церковью как одно из лучших изложений догматов веры.

Тропарь святителю Григорию Чудотворцу, епископу Неокесарийскому, глас 8

В молитвах бодрствуя, чудес деланьми претерпевая, / тезоимение стяжал еси исправления, / но молися Христу Богу, отче Григорие, // просветити души наша, да не когда уснем в смерть.

Кондак святителю, епископу Неокесарийскому, глас 2

Чудес многих прием действо, / знаменьми ужасными демоны устрашил еси / и недуги отгнал еси человеческия, всемудре Григорие, / чудотворец же именуешися, // звание от дел прием.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона Григория Чудотворца

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Среди верующих именные иконы достаточно популярны, к ним обращаются со многими просьбами. Каждому советуют приобрести святой лик, имя которого он носит. Так, самым распространенным и чтимым считают Григория Чудотворца. А в чем помогает икона Григория Чудотворца? Нет особой разницы в том, к кому обращаетесь с просьбой. Важно помнить то, что прошения наши исполняются не бумажным ликом святого, а влиянием нашей веры в Господа.

Житие святого

Есть упоминания о том, что в Кесарию Палестинскую прибывало множество учеников для постижения христианских истин. Наиболее выдающимся среди них был Феодор. Изменение его многие связывают с проведением обряда крещения. Некоторые ученные считают, что это был первый его носитель в христианстве, так как язычники его не использовали.

Он принадлежал к богатой семье переселенцев из Греции. Родители старались дать ему образование, которое получали дети знатных вельмож. Изначально он воспитывался на языческих аспектах. Некоторое время занимался юриспруденцией. Во время поездки в Бейрут он присутствовал на лекции Оригена. Это и решило его дальнейшую жизнь.

После 5 лет учебы у мудреца, он вернулся в родные земли. Он длительный период провел в изучении святых писаний. Участвовал в первом Антиохийском Соборе. Умер он в промежутке между 270-275 гг. Почитают его многие. Поминают его – 17 ноября.

О чем молятся святому Георгию

Важной деятельностью Григория Неокесарийского Чудотворца и о чем ему молятся признано сотворение чуда. Именно поэтому зачастую его просят о:

  • исцелении от различных недугов;
  • даровании долгожданного ребенка;
  • укреплении веры;
  • преодолении трудностей и прочем.

Но не стоит думать, что простое прочтение написанного текста будет панацеей от всех Ваших проблем. Стоит верить в Господа и произносить святые тексты от чистого сердца. Если не знаете специальных обращений, то можно и своими словами. Главное, чтобы все шло от души.

Среди некоторых обращений есть и запрещенная молитва святого Григория Чудотворца. Вот как она выглядит.

«О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, спасово со отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Григорие! Пред­стоя у престола всех Царя и наслаждаяся светом единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, ве­ликое же и неизследованное дерзновение имея ко всемило­стивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, помози во бранех отечеству нашему, и покори вся противныя нам враги, мирное и безмятежное житель­ство наше устрой: благостояние святых церквей утверди: архиереи благолепием святительства украси: монашествующия к подвигом добраго течения укрепи: град сей и вся грады наши и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти нам умоли: мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сиро­ты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе и усердно припадающия и молящияся тебе от всяких напастей и бед хода­тайством твоим свободи. Моли о нас всещедраго и человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия его от шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.»

В ней нет никаких особенных слов. А запретной она считается для тех, кто желает с ее помощью нанести вред другому человеку. Помните, такое деяние никогда не окажется безнаказанным.

Лик святого Григория

Самое раннее его изображение было найдено на фресках собора св. Софии Константинопольской. Есть и прочие варианты. Существует и особенная история иконы Григория Чудотворца. На ней изображен святитель, который благодаря своим проповедям расширяет и приумножает количество тех, кто обратились к Христу. Считают, что основой для ее сотворения стало следующее явление.

Во времена правления императора Деки христиане стали снова потерпать от гонений. Он решил сохранить свою паству и спрятать ее в горах. Язычники нашли их и сообщили доносчику. Когда Григорий начал молится, то воины не смогли их найти. Те, кто не верили, раскаялись и стали ревностными христианами.

Храмы и мощи святителя

В мире есть несколько мест, где сохраняются его мощи. Изначально сберегались только в Неокесарии. Затем их начали развозить в прочие уголки планеты. Так например:

  • правица — храм Гроба Господня в Иерусалиме;
  • левая – в Метеорском монастыре;
  • часть – в монастыре великомученика Пантелеймона на Афоне;
  • м-рь первомученника Стефана в Метеорах;
  • церковь Анастасии и Георгия;
  • святыня Агия-Лавра радом с Калавритой;
  • м-рь Константина и Елены вКаламате;
  • обитель Успения Пресвятой Богородицы в Кинурии;
  • монастырь Кехровунион;
  • храм Иоанна Богослова.

Есть известия о том, что глава его была переправлена в церковь Сан-Роки в Лиссабоне. Присутствуют части и в Риме в храме св. Игнатия и в соборе апостола Петра. Найти мощи можно и преклонится к ним с молитвой в храме святого Григория Неокесарийского на Полянке в Дебрицах в Москве.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Григорие:

Святой Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский. Его жизнь, творения, богословие (2 стр.)

Семнадцатый год, как и для многих других учёных и преподавателей, стал для Николая Ивановича переломным. Тяжело переживая закрытие в 1918 году Духовной Академии, он вынужден был с семьёй вернуться на свою родину – в Полтаву, где бедствовал и терпел лишения. В Октябре 1918 года Николай Иванович вместе с своим братом Александром Ивановичем (читавшим с 1910–1918 г. в Академии лекции по церковной литературе на Второй кафедре Патрологии) и сыном Василием, в целях изыскания средств к существованию, оказывается в Киеве, где в 1919 году зачисляется в состав приват–доцентов Киевского Университета святого князя Владимира и начинает чтение лекций по истории древней Христианской литературы.

Летом 1920 года Николай Иванович уезжает в Полтаву для воссоединения с семьёй и с целью “поправить образование детей, которое смято, оборвано”. Чтобы иметь хотя какой-то заработок Николай Иванович нанимается на работу по разбору частных дворянских архивов с почасовой оплатой.

С конца 1920 года Николай Иванович состоит заведующим и главным библиотекарем Полтавской Центральной Научной библиотеки, образованную из книжных собраний, изъятых из разрушенных имений бежавших с Русскими добровольцами интеллигентов, а также читает лекции no истории Византийской литературы в Институте Народного Образования (И.Н.О.). Однако работе мешает подозрительность, с какой относятся к нему как к малороссу российской ориентации. В письме от 20.XI.1920 г. он напишет Н. Н. Глубоковскому: “В Полтаве, как и вообще на Украйне, жизнь сильно осложняется национальной борьбой, которая приняла острые формы и даст чувствовать себя на каждом шагу не только россиянам, но и украинцам российской ориентации, – последние считаются “щирими украинцами” за более вредный элемент, чем чистокровные россияне” .

В письме 27 Мая 1921 года тому же адресату он с горечью напишет о внутриполитической ситуации того времени: “…разрушены все устои государственной, торговой и хозяйственной жизни страны, и в душу каждого влито столько горечи, что осадок ее будет чувствоваться и переживаться очень долго”.

Невероятная дороговизна заставляет профессора вместе с сыном Мишей исполняет обязанности дворника, а летом всей семьёй обрабатывать взятые в аренду землю и сад. Последнее письмо его к Н. Н. Глубоковскому (от 27 Мая 1921 года) полно печали: “…Уходят лучшие годы, а с ними и надежды на осуществление даже скромных планов, какие намечались в области научной работы”.

В 1924 г. Николай Иванович вместе с семьёй переехал в Киев. Он получил должность заведующего отделением во Всенародной Библиотеке Украины, а с 1926 г. по 1928 г. является заместителем председателя Византологической комиссии при Всеукраинской Академии Наук. В дальнейшем проф. Н. И. Сагарда продолжает свои труды в Академии Наук. Последние его печатные труды – исключительно статьи библиографического характера, посвящённые составлению каталогов научных изданий Всеукраинской Академии Наук. Проживал профессор Н. И. Сагарда в Киеве по адресу: Кудрявский проулок, д. 8, кв. 4. О времени и обстоятельствах его кончины нам не удалось собрать полных сведений. Предположительно, он скончался в 1943–м году во время немецкой оккупации.

Читайте также:  Житие Иоанна Богослова - описание и история жизни, чудеса и дни памяти святого

Продолжая издавать труды доктора церковной истории, профессора Николая Ивановича Сагарды, Издательство считает особо важным для Русской богословской науки переиздание впервые после 1916 г. докторской диссертации профессора “Святый Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский. Его жизнь, творения и богословие. Патрологическое исследование” (Петроград, 1916). Этот труд был издан в серии “Учёные труды Петроградской Духовной Академии, издаваемые на средства юбилейного фонда в память столетия Академии”.

Особую ценность этому изданию придаёт то, что монографий, посвященных святому Григорию Чудотворцу, существует даже в современной патрологической науке совсем немного.

Апостол Понтийской страны, основатель Неокесарийской Церкви, этот святой (род. ок. 213 г., память 17/30 Ноября), будучи человеком деятельного служения, посвящал свои литературные труды преимущественно практическим пастырским целям и писал их лишь тогда, когда в этом была настоятельная необходимость. Происходя из языческой семьи высокопоставленных сановников Неокесарии Понтийской , изучив на родине риторику и юриспруденцию, он вместе со своим братом Афинодором приехал в Кесарию Палестинскую, куда муж их сестры был назначен Императорским Губернатором Палестины. Находясь там, он попал под влияние гения вдохновенного Оригена и стал посещать oro лекции, что сыграло решающую роль в его жизни и отразилось затем в написанной св. Григорием “Благодарственной Речи Оригену”, являющейся ценным источником сведений о личной судьбе Оригена и методе его преподавания.

И он, и его брат, приняв Христианство и крестившись, остались в Кесарии на целых пять лет (233–238 г.), чтобы основательно пройти весь курс лекций Оригена. В этой школе св. Григорий изучал философию, логику, диалектику, геометрию, физику, астрономию, этику, метафизику. На этом основании полагался венец обучения – богословие и изъяснение Священного Писания.

По окончанию обучения у Оригена св. Григорий и его брат были отправлены обратно на родину к их матери. Принадлежа к высшему кругу Неокесарийского общества, имея прекрасное образование, св. Григорий по возвращении домой не стремился обнаруживать свою учёность всенародно в собраниях. Напротив, как пишет его биограф св. Григорий Нисский, он решил “удалиться от шума площадей и от всей городской жизни и в уединении пребывать с собою и чрез себя с Богом”. Оставив практическую деятельность св. Григорий ищет уединения. Однако, по призыву Церкви и настоятельной просьбе Федима, епископа Амасийского, преданного делу распространения Христианства, он оставляет своё уединение. A вскоре, несмотря на молодость св. Григория, епископ Федим совершил его хиротонию в первого епископа Неокесарии.

Св. Григорий проповедывал Евангелие в своей провинции столь ревностно, что ко времени его кончины во всём Понте язычников осталось лишь 17–ть человек. Он привлекал к себе множество людей теми дарами чудотворения, которые дал ему Господь. Эти чудотворения, совершаемые св. Григорием для преодоления препятствий, встречавшихся на его миссионерском поприще, снискали ему титул Тауматурга (Фавматурга) или Чудотворца.

Св. Григорий и в епископстве оставался религиозным философом, всему предпочитая “любомудрствовать”, по словам св. Григория Нисского, “о чаемой горней жизни”. И его философские дарования освящались даром Божественного вразумления. В каждом термине краткого Символа Веры, полученном св. Григорием через откровение от самих Апостолов, выражены величайшие глубины богословского умозрения. Известно, что св. Григорий принимал участие в Антиохийском соборе 265 года, осудившем ересь Павла Самосатского.

Полная отдача миссионерскому служению, стремление лично насаждать веру Христову ограничивали литературную деятельность святого, однако речи св. Григория, носившие печать вдохновения древних пророков, сохранялись в памяти благочестивых жителей Понта, почитавших его как Апостола своей страны, а затем передавались ими своим детям и внукам. Так св. Василий Великий получил наставления св. Григория по преемству памяти от своей высокообразованной бабки Макрины, живой свидетельницы проповедей Понтийского святителя. Каппадокийские отцы IV столетия почитали его как основателя Каппадокийской Церкви, а св. Григорий Нисский оставил жизнеописание св. Григория Чудотворца, которое дошло до нашего времени. Предание Понтийских жителей, сохраненное св. Василием Великим, показывает св. Григория кротким, чуждым превозношения, гнева, стремящимся прежде всего в личной жизни осуществить заповеди Христовы, через что происходило его глубокое нравственное влияние на все стороны жизни его паствы. Таким образом, личность и деятельность св. Григория, несмотря на то, что он был церковным деятелем далёкой окраины, каким в то время являлся Понт, и после его блаженной кончины, последовавшей в правление Аврелиана (270–275 г.), имела колоссальное значение по влиянию его на последующие поколения отцов Церкви.

Николай Иванович Сагарда, заинтересовавшись столь мало исследованными творениями и личностью св. Григория, с 1912 года начал заниматься переводом немногочисленных сохранившихся писаний св. Григория Чудотворца. Видимо, в это же время у него появилась мысль составить полноценную монографию, посвященную св. Григорию Чудотворцу. И вот в 1916 году увидела свет книга “Святый Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский. Его жизнь, творения и Богословие”.

К сожалению, этот капитальный труд не получил должной оценки в богословской литературе. Даже в Журналах Совета Петроградской Духовной Академии не сохранилось полноценных отзывов на книгу. Причиной тому стала революционная смута, оборвавшая нормальное течение жизни. Однако, именно это научное исследование выдвигает Николай Иванович в 1917–м году на соискание степени доктора церковной истории, и определением Совета Академии от 5–6 Мая 1917 года он удостаивается этой высокой степени. A в Январе 1918 года после слушания отзывов на означенное сочинение профессора Н. И. Сагарды, представленных в Совет Академии профессорами И. И. Соколовым и А. И. Бриллиантовым, ему была присуждена Макарьевская премия.

Сагарда Н. И., проф. Святой Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский. Его жизнь, творения и богословие

Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.

Оглавление размещено в начале.

Проф. Н. И. Сагарда.

Святой Григорий Чудотворец,

епископ Неокесарийский.

ЕГО ЖИЗНЬ, ТВОРЕНІЯ и БОГОСЛОВІЕ.

Типография В. Д. Смирнова, Екатерининский кан., д. № 45-
1916 .

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Жизнь св. Григория Чудотворца . 1—206.

Значение названия «Понт»—1. Географическое положение Понта—3. Реки Понта—5. Понтийские горы—8 Климат— 9. Описание Понта у св. Василия Великого и Григория Богослова — 11. Население Понта—14. Исторические судьбы Понта—19. Города и крепости—26. Неокесария—31. Культурные влияния в Понте—34. Религиозная жизнь в Понте—37. Распространение христианства в Понте—49.

Значение благодарственной речи Оригену—62. Слово св. Григория Нисского—63. Сирийское житие — 66. Вопрос о взаимном отношении разных источников—69. Анализ повествований об избрании св. Григория на епископскую кафедру—77, об изгнании демонов из языческого храма и перемещении скалы—82, об осушении озера для примирения братьев—88, об ограждении озера от разливов р. Лика — 91, об избрании кузнеца Александра во епископа — 98, об обман иудеев и наказании их—99, об исцелении одержимого юноши—100, о гонении на христиан и удалении св. Григория—102, об оклеветании св. Григория блудницей—107. Общие выводы из сопоставления житийных сказаний—110. Источники сведений о св. Григории у Василия Великого и Григория Нисского—119. Историческое значение слова св. Григория Нисского—122. Сведения о св. Григории в других источниках—125.

Имя св. Григория—129. Происхождение и первоначальное образование—130. Обстоятельства, приведшие св. Григория к Оригену—134. Ход обучения у Оригена —140. Время пребывания св. Григория у Оригена—149—168 (письмо Оригена к св. Григорию и вопрос о времени и обстоятельствах происхождения его—149, вопрос об удалении Оригена в Каппадокию—162). Возвращение св. Григория на родину—171. Посвящение св. Григория во епископа и его святительская деятельность —175. Гонение на христиан в Понте и удаление св. Григория с паствою в горы—186. Нашествие готов—189. Конец жизни св. Григория—195. Характеристика личности и деятельности св. Григория—199.

Творения св. Григория Чудотворца 209—566.

Вопрос об объеме литературной деятельности св. Григория — 209. Перечень творений св. Григория и их издания—215.

Рукописи и издания—220. Содержание речи—223. Заглавие и характер произведения—230.

Текст символа—239. Свидетельства о нем св. Григория Нисского — 244, Руфина — 246, св. Григория Богослова — 247. Возражения против подлинности символа—251. Вопрос об отношении к символу св. Василия Великого—256. Разбор «внутренних» доводов против подлинности—251. Вопрос об отношении к Оригену—264. Параллели к символу у св. Дионисия Александрийского и св. Иринея—270. Неповрежденность символа—286. Замечания о характере символа—282.

Замечания об обстоятельствах происхождения послания и его первоначальном назначении—285. Вопрос об ΙΙ -м правиле—288. Содержание послания—290. Вопрос о подлинности послания—293.

Содержание произведения — 300. Вопрос о подлинности—308.

Содержание произведения—311. Какие противоположные воззрения имел в виду автор трактата—321. В каком отношении стоят раскрытые в трактате мысли к Эранисту блаж. Феодорита — 326. к Иларию—328, к Мефодию Олимпийскому—330, к Оригену—334. Опровержение эпикурейства у св. Дионисия Александрийского—336. Подлинность трактата—339.

Вопрос об авторе послания в современной научной литературе—341. Содержание послания—345. Надписание послания—348. Разбор данных о принадлежности послания о в. Григорию Богослову—340. Кто был Евагрий—363. Анализ оснований в пользу принадлежности послания св. Григорию Нисскому — 371. Послание не может быть произведением IV века—377. Послание написано св. Григорием Чудотворцем—389.

Содержание произведения — 387. Вопрос об авторе—391. Свидетельства рукописей об авторе и составе трактата—395. Оценка выводов /span> Jul. Lebréton ’ a —403.

Содержание произведения — 412. Вопрос об авторе—416. Параллели из анти-аполинарианских произведений—421. Вывод—436.

Содержание произведения—429. Свидетельство о принадлежности произведения св. Григорию Чудотворцу—446. Свидетельство о подлоге—450. Свидетельство блаж. Феодорита—453. Анализ догматических воззрений автора произведения—458. Вопрос об отношении произведения к св. Григорию и его символу—463. Выводы К. Каспари и проф. А. А. Спасского из свидетельства блаж. Феодорита—467. Подлинный характер произведения и его происхождение—474.

Беседы, известные с именем св. Григория Чудотворца— 488. Содержание первой беседы на Благовещение—492, второй беседы—494, третьей беседы—495, беседы на Богоявление—496, беседы на всех святых—497, беседы на Рождество Христово—498, отрывка из беседы о воплощении Господа—502, похвального слова Пресвятой Богородице Приснодеве—503, похвального слова в честь первомученика Стефана—504, беседы в честь Пресвятой Богородицы Приснодевы—505. Неподлинность шести бесед в честь Пресвятой Богородицы—508, беседы на Богоявление—526, беседы на всех святых—528; беседы в честь первомученика Стефана — 529, отрывка из беседы о воплощении—530. Беседа на Рождество Христово,—суждения о ней в научных исследованиях—531, отношение армянского перевода ее к греческому тексту—534, вопрос о принадлежности ее св. Иоанну Златоусту—536; беседа не может быть произведением св. Григория—540.

Читайте также:  Святитель Феофан Затворник – житие и труды, мысли и советы

Разговор с Элианом — 544. Фрагменты догматического содержания—547. Фрагменты экзегетического характера—554. Фрагменты назидательного характера—558.

Общие замечания о заклинательных молитвах, приписываемых св. Григорию Чудотворцу-661. Содержание заклинательных молитв—563,

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.

Богословие св. Григория Чудотворца 569—631.

Учение о единстве Бога—571, о простоте, однородности, неделимости, свободе — 572. Отношение Бога к миру—573. Бог Отец в Его отношении к Сыну—578. Слово—579, Премудрость—582, Сила—584, Начертание—588, Единородный Сын—592.

Един Господь — 593, Единственный от Единственного—593, Бог от Бога — 593, Начертание и Образ Божества— 595. Деятельность Сына в мире — 596. Учение о Сыне в благодарственной речи—600. Выражения о Сыне в разговоре с Элианом—603.

Отношение Св. Духа к Отцу—609. Отношение Его к Сыну—612. Отношение Св. Духа к миру—614.

Троица совершенная—619. В ней нет ничего рабского, или служебного, или впоследствии привзошедшего—620. Учение о св. Троице в послании к Евагрию—622. Общий характер триадологического учения св. Григория—625. Отношение к системе Оригена—625. Составные элементы учения св. Григория—627. Влияние малоазийского богословия—626.

Влияние св. Григория Чудотворца на богословие последующего времени 632—638.

Влияние св. Григория на каппадокийских отцов—632.

Святой Григорий Чудотворец. Как он встретил Божию Матерь и Иоанна Богослова

Однажды Григорий пребывал в молитве в пустыне. Тут к нему подошли два человека — старец и светоносная Жена. По слову Жены ее спутник преподал Григорию Символ Веры. Под Женой здесь уже издревле разумеется Сама Пресвятая Богородица вместе со старцем апостолом Иоанном Богословом. То, что апостол Иоанн передал Григорию, он затем и написан своей рукой.

Святой Григорий Чудотворец — первый Неокесарийский епископ, а также святитель и богослов. День памяти его совершается 17 ноября.

Григорий Чудотворец родился в знаменитой и обеспеченной семье

Григорий чудотворец родился в знаменитой и обеспеченной семье. Он стал одним из потомков греческих поселенцев. Точная его дата рождения неизвестна. Считается, что будущий епископ Неокесарийский родился около 213 года в Неокесарии. Вначале его звали Федором, а затем при крещении он получил имя Григорий.

Отец Григория был далек от православия, именно поэтому и сына своего он воспитывал язычником. Так как он был совсем не бедным, он хочет дать своему сыну хорошее светское образование. В 14 лет, отец Григория умер, и все стало зависеть от его близких людей.

Некоторое время Григорий учился в школе грамматики и ритора. Он хотел стать адвокатом, изучал право и законы

Некоторое время чудотворец Григорий Неокесарийский учился в школе грамматики, затем в школе ритора. После чего он сильно погрузился в юриспруденцию.

Он готовился стать адвокатом, долго и усердно изучал законы и право. Чтобы хоть немного освоить римское право, он планировал отправиться в Рим. Но Господь распорядился иначе.

Однажды вместе с братом Афинодором он поехал в Кесарию, где встретил учителя христиан

Однажды Григорий вместе с братом Афинодором сопровождал свою сестру в Кесарию, где он имел возможность продолжить свое образование в Берите. В то время там была довольно известная юридическая школа. Тогда там работала и богословская школа, которая была построена при поддержке христианского учителя Оригена.

Ориген — греческий христианский теолог, философ, ученый. Григорий со своим братом стали его учениками

Тогда Григорий вместе со своим братом решили сходить на одну из проповедей. До сих пор остается неясным, то ли они шли туда целенаправленно, то ли просто из обычного любопытства. В Кесарии Григорий принял Таинство Крещения.

Вскоре Григорий лично встретился с Оригеном. Затем их знакомство переросло в дружбу. Ориген же предложил Григорию быть его учеником. За Григорием последовал и его брат. Последовательно Ориген раскрывал перед ними смысл Священного Писания, христианского учения. После обучения, Григорий принял Крещение. Затем вместе со своим братом они вернулись в свои родные земли.

В 245 году святитель Григорий был рукоположен во епископа Неокесарийского

Вернувшись в свой город, святитель Григорий решил уединиться от всей суеты мира, он решил посвятить себя на служение Богу. В 245 году его рукоположили во епископа Неокесарийского. Вначале Григорий не хотел брать на себя это, он отказался и ушел. Но епископ Федим все равно наложил на его управление городом.

Когда Григорий узнал об этом, он сильно изумился. Противостоять этому он не смог, так как Сам Господь указал ему на это место. После этого Григория посвятили в архиерея.

Святой Григорий Неокесарийский стал епископом Неокесарии в 245 году, когда вернулся из Кесарии

К началу своего служения, в городе было всего лишь несколько верующих человек, а уже под конец, обнаруживалось всего лишь несколько заблудших душ. Слава о Григории постепенно распространилась по всему миру. Позже святые отцы стали называть его Великим и Знаменитым.

В 5 веке к его имени также добавилось слово Чудотворец, так как он еще при жизни был удостоен от Бога дара чудотворений. Он творил чудеса именем Христовым. Исцелял больных и хромых. Во время гонения на христиан, святитель скрывался от язычников со своей паствой.

В 264 году Григорий принимал участие в Антиохийском Поместном соборе против Павла Самосатского, который распространял ложное учение о Пресвятой Троице.

Предположительно считают, что умер Григорий в период между 270 и 275 годами

Точная дата смерти Григория неизвестна. Предположительно считают, что умер он в период между 270 и 275 годами.

У Григория было огромное количество письменных поучений. К сожалению, до наших дней дошло совсем не много. Огромное место занимает его творение Символ Веры. У Символа веры есть и краткое изложение, которое Григорий получил еще до возведения его на кафедру в Неокесарию.

Однажды он пребывал в молитве в пустыне. Тут к нему подошли два человека — старец и светоносная Жена.

По слову Жены ее спутник и преподал Григорию Символ Веры. Под Женой здесь уже издревле разумеется Сама Пресвятая Богородица вместе со старцем Иоанном Богословом. Апостол Иоанн также известен в Русской православной церкви.

Святитель Григорий однажды встретил Иоанна Богослова, который дал ему Символ Христианской веры

Вот что Иоанн передал Григорию, что затем он и написан своей рукой:

«Един Бог, Отец Слова Живого, Премудрости Ипостасной, Силы и Образа Вечного, Совершенный Родитель Совершенного, Отец Сына Единородного. Един Господь, Единый от Единого, Бог от Бога, Образ и Изображение Божества, Слово действенное, Премудрость, объемлющая состав всего существующего, и творческая Сила всей твари, Истинный Сын Истинного Отца, Невидимый, Нетленный, Бессмертный и Присносущный Сын Невидимого, Нетленного и Присносущного Отца.

И Един Дух Святый, Который имеет существо от Отца и явлен людям чрез Сына, Совершенный Образ Совершенного Сына, Жизнь, Причина всего живого, Источник Святый, Святыня, подающая освящение, в Котором открывает Себя Бог Отец, Иже над всеми и во всем, и Бог Сын, Иже чрез всех, Троица совершенная, славою, вечностью и царством, неразделяемая и неотчуждаемая.

Итак, в Троице нет ничего сотворенного, или служебного , или привнесенного, как бы прежде не бывшего, а впоследствии привзошедшего. Итак, ни в чем у Сына не было недостатка пред Отцом и у Святого Духа пред Сыном, но непременна и неизменна есть всегда та же Троица».

Григорий Нисский написал слово и о жизни святого Григория Чудотворца

Также стоит сказать и о том, что у Григория Нисского было одно из его замечательных творений, которое называется «Слово о жизни святого Григория Чудотворца».

Григорий Нисский — это христианский богослов и философ, а также епископ города Ниссы. Это один из трех великих каппадокийцев. Григорий Нисский — младший брат Василия Великого, близкий друг Григория Богослова. Он также входил в этот каппадокийский кружок.

Три великих каппадокийца Русской православной церкви — Григорий Нисский, Василий Великий, Иоанн Златоуст

Частицы мощей Григория находятся в храме Гроба Господня

Где же в настоящее время находятся частицы мощей свт. Григория Чудотворца? Правая рука и частицы мощей находятся в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Левая рука находится его в Большом Метеорском монастыре.

Григорию Чудотворцу написана икона

Григорию Чудотворцу написана икона. Самые ранние его изображения были найдены еще на фресках собора святой Софии Константинопольской. На иконе святитель Григорий изображен по пояс или в полный рост. Обоими руками он держит святое Евангелие. Говорят, что в настоящее время существует иконописный подлинник святителя Григория.

Так выглядит более современная икона Григория Чудотворца

Григорию Неокесарийскому молятся об укреплении веры

О чем молятся Григорию Неокесарийскому? Ему молятся:

  • об исцелении от различных недугов;
  • о даровании ребенка;
  • об укреплении веры;
  • о преодолении трудностей.

Григорию Чудотворцу написан тропарь и кондак

Григорию Чудотворцу написан тропарь и кондак. Они исполняются во время его дня празднования в храме.

Вы всегда можете обратиться к святому своими простыми словами. Самое главное, чтобы ваши просьбы шли от самого сердца.

Тропарь святителю Григорию Чудотворцу, епископу Неокесарийскому, глас 8:

Кондак святителю, епископу Неокесарийскому, глас 2:

Молитва святителю Григорию, епископу Неокесарийскому, Чудотворцу:

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, спасово со отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Григорие!

Предстоя у престола всех Царя и наслаждаяся светом единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко всемилостивому Владыце,

моли спастися паствы Христовы людем, помози во бранех отечеству нашему, и покори вся противныя нам враги, мирное и безмятежное жительство наше устрой:

благостояние святых церквей утверди: архиереи благолепием святительства украси: монашествующия к подвигом добраго течения укрепи:

град сей и вся грады наши и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти нам умоли: мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши,

юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе и усердно припадающия и молящияся тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи.

Моли о нас всещедраго и человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия его от шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Ссылка на основную публикацию