Христофор Псеглавец: житие и биография святого, мощи, почитание и дни памяти

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святой Христофор Псеглавец: житие, икона, молитва

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святой Христофор Псеглавец – личность довольно неоднозначная, ибо в православной культуре существуют разные сведения о его жизни и деяниях, а вместе с тем, и различного рода факты, которые свидетельствуют о достаточно противоречивых событиях исторического характера. Этим же и интересен образ святого, ибо ореол тайны и святости – это почести поистине великого человека.

Житие святого Христофора

О житие святого известны лишь некоторые сведения. Исторические источники сообщают, что Христофор до крещения имел другое имя – Репрев (в переводе – отверженный, осужденный).

Годы жизни мученика припадают на время правления императора Деция Траяна. По документальным данным человек с именем Репрев был захвачен римлянами в плен во время боя в Мармарике. Позже известно и его службе в римском подразделении мармаритов.

Память святого высоко чтится как на востоке, так и на западе, особенно в Испании. О нём существует множество историй, полных странностей и необыкновенных фактов. Согласно одной из версий, более распространённой, Репрев имел такие особенности:

  • огромный рост;
  • тело человека, а голова собаки (пса);
  • безобразный вид;
  • происходил из страны людоедов;
  • отличался ужасающим поведением.

Согласно другой, довольно поздней, получившей широкое распространение на Кипре, мученик от рождения имел красивую внешность, которая очень нравилась женщинам. И желая избежать соблазнов, он сам молился о том, чтобы Бог дал ему уродливый облик. И именно после этого он стал похожим на пса.

Страдания сопровождали святого всю жизнь. Он обличал инакомыслящих, которые преследовали христиан, за что часто жестоко был избит. Но принимал всё со смирением, ибо это ради слова Христа. Мученик старался никогда не превращать свои слова и действия в гнев, ибо тогда перед его силою не устоял ни один человек, даже сам император.

Одна из историй гласит, что однажды 200 воинов было послано за Псеглавцем, дабы привести его к императору. Но когда они шли, то увидели нереальные чудеса:

  • сухой жезл в руках святого расцвёл;
  • когда в путешествии у воинов не хватило хлеба, то святой дал его в изобилии.

Эти великие дела привели воинов в удивление – они уверовали в Господа и были крещены вместе со святым (тогда он и получил имя Христофор).

Не раз император заставлял мученика отречься от Христа: сначала хитростью, потом применяя различные методы насилия и к нему, и к людям, которые вместе с ним познали волю Христа. Но всё было тщетно. Праведник не испытывал страданий ни от огненных языков, ни от раскалённого сосуда, ни от гвоздей, что вонзались в его тело. Видя всё это, многие простые люди поверили ему и также обратились ко Христу, за что приняли смерть.

И даже после всего содеянного страдания святого не прекратились, император жаждал кончины Христофора:

  • сначала ему привязали на шею камень и бросили в колодец, но чудесным образом ангел достал его оттуда и вернул к жизни;
  • потом на него надели раскаленную медную одежду;
  • и наконец, отсекли голову мечом.

Так мученик скончался в Ликии около 250 года.

Мощи и голова святого долгое время хранились в Константинополе, а затем были перевезены на остров Раб (Хорватия), который они чудесным образом защитили от нападения норманнов. С тех пор одна из крупнейших средневековых крепостей этого острова названа в честь мученика Христофора.

День памяти

Святой мученик Христофор имеет и свой день памяти в православном календаре. Это 9 (22) мая. В этот день к его чудодейственной силе обращаются тысячи христиан по всему миру.

Святой Христофор Псеглавец, икона

Иконографические сюжеты изображения Христофора также являются достаточно “спорными”. До XVIII века в православии святой изображался с головой пса и в облике воина. Позже святого стали изображать только в образе человека.

Также в христианстве существует и аналогичный западному вариант изображения Христофора: в момент переправы через реку, в виде великана с Младенцем Христом на плечах.

Святой Христофор в православии ассоциируется с праведностью смирением. Поэтому и сегодня его почитают как символ незыблемой веры, вечной и всепобеждающей, которая способна изменить весь мир.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о святом Псеглавце:

Святой мученик Христофор Песьеглавец: Иконография и почитание

Святые Христофор и Георгий. Керамическая икона. V–VII вв. Македония

22 мая (9 мая по ст. ст.) Православная Церковь празднует день памяти святого мученика воина Христофора, пострадавшего за христианскую веру при императоре Деции около 250 года. Житие святого сообщает нам, что Христофор был выходцем из земли хананеев и до крещения имел имя Репрев (греч. – отверженный, осужденный). Сила его веры была так велика, что, видя ее, воины и блудницы, нанятые императором, стали христианами.

Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки. По одному сказанию, Христофор имел песью голову от рождения, так как происходил из страны кинокефалов – людей с собачьими головами. С кинокефалами иногда отождествляли хананеев, поскольку созвучное слово «канинеи» происходит от латинского canis – собака. Когда же будущий святой был крещен, он приобрел человеческий облик. По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

В Константинопольском синаксарии указывается, что собакоголовый облик святого и его происхождение из страны кинокефалов и антропофагов (людоедов) следует понимать символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником[1]. В Синаксарии преподобного Никодима Святогорца ничего не говорится о звероподобном виде Христофора, сообщается лишь, что тот имел уродливый лик.

Дирк Баутс. Святой Христофор. Левая створка триптиха. 1467–1468 гг. Старая Пинакотека, Мюнхен

В западнохристианской иконографии святого, имя которого буквально переводится как «Христоносец», изображают как великана, несущего на своих плечах Младенца Христа. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Когда он однажды переносил через реку ребенка, то ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос.

Традиция изображения Христофора как высокого мужчины с Младенцем в западной средневековой скульптуре, книжной миниатюре, а также живописи более позднего времени устойчива. Именно так святого изображали Иероним Босх, К. Витц, Альбрехт Дюрер и другие художники.

В искусстве Византии существовало несколько вариантов изображения мученика, которые сформировались уже в раннюю эпоху. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (как во фресках Дечан и церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи. Последний вариант представлен росписями Старой церкви (Токали Килиссе; Каппадокия, 913–920 гг.), первого слоя церкви Агиос Стефанос (Х в.), церкви святых врачей в Кастории (конец XII в.) и в мозаиках монастыря Осиос Лукас (вторая четверть XI в.). На Руси изображение святого Христофора как юного воина сохранилось в арке диаконника церкви святого Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.)[2].

Святой Христофор. Икона. Первая половина XVII в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

Наиболее необычна и интересна иконография святого Христофора, изображаемого в зооморфном облике, с головой собаки. Древнейший известный образ Песьеглавца представлен на керамической иконке VI–VII веков из Македонии[3]. Святой Христофор вместе со святым Георгием поражают змей. Оба мученика изображены с копьями, между ними – круглый щит и крест. Другое изображение святого с песьей головой, но уже не в воинских одеждах, находится в Византийском музее в Афинах.

Несмотря на то, что в Иконописном подлиннике XVI века новгородской редакции о святом Христофоре говорится, что он изображается «аки Дмитрий, риза бакан, испод празелен»[4], то есть в образе юноши-воина, в русском искусстве второй половины XVI века и в XVII веке получили распространение иконы святого Христофора с головой собаки. Более ранних примеров до нас не дошло, хотя они, по всей видимости, существовали: первые упоминания о днях памяти святого встречаются в месяцесловах XI–XII веков[5]. Возможно, святого почитали как защитника от заразных болезней и эпидемий. Так, в Великом Новгороде в 1533 году была построена церковь во имя святого Христофора именно во время мора. В Москве одна из эпидемий, прекратившаяся в 1572 году, сопровождалась также построением в Кремле церкви во имя этого святого[6]. К сожалению, никаких конкретных сведений ни о самом храме, ни о его внутреннем убранстве не сохранилось.

Типы русских икон, на которых изображается святой Песьеглавец, различны. В Государственном Историческом музее хранится Минея 1597 года на май месяц, где святой Христофор с открытой пастью и высунутым языком представлен в нижнем ряду святых, рядом со святителем Николаем. В Государственной Третьяковской галерее находится северная дверь иконостаса второй половины XVI века из церкви Троицы в селе Кривом, (Архангельская область), в Череповецком художественном музее – дверь в жертвенник второй половины XVII века. Эти монументальные изображения в рост отличаются по характеру от более камерных, небольших по размеру моленных икон святого, писавшихся, по всей видимости, для частного заказчика. Одна из таких икон – середины XVII века из бывшего собрания П.И. Щукина (ныне в Государственном Историческом музее) – имеет в нижней части ожоги от ставившейся перед ней свечи. Святой в воинских одеждах и развевающемся алом плаще предстоит в молении Спасу Еммануилу, изображенному в левом верхнем углу в сегменте неба. Среди других икон мученика этот образ выделяется не только своей иконографией, но и особым настроением. Христофор представлен не как устрашающий и безобразный песьеглавец, но прежде всего как предстатель пред Господом, усердно молящийся за человеческий род.

Второй половиной XVII века датируется одна из икон небольшого деисусного чина, созданного для домашнего иконостаса (ныне – в Государственном Историческом музее). Это изображение святого Христофора отличается от всех указанных выше: мученик показан прекрасным юношей, держащим песью голову на блюде в правой руке[7]. В левой руке святой держит крест.

Святой Христофор. Фреска на юго-западном столпе Спасо-Преображенского собора в Ярославле. 1563–1564 гг.

Изображение святого на иконе первой половины XVII века из Ростовского музея примечательно тем, что сопровождается поясняющим иконографию текстом. В надписи на фоне, по сторонам от нимба, сообщается, что святой мученик был «родом от песьих глав». В правой руке Христофор держит крест, в левой – опущенный меч.

Изображения святого Христофора Кинокефала встречаются также в монументальной живописи – в росписях церкви Успения в Свияжске (XVI в.), Преображенского собора (1563–1564 гг.) и церкви Николы Мокрого в Ярославле (1673 г.). Кроме того, мученик часто представлен в произведениях лицевого шитья, связанных с заказами именитого семейства Строгановых[8].

История почитания святого в XVIII веке полна противоречий. С одной стороны, на протяжении всего столетия неоднократно ставился вопрос о недопустимости его изображений с головой собаки, с другой – подобные иконы продолжали появляться и бытовать.

В 1707 году в ответ на распоряжение Петра I о соблюдении тех иконописных правил, что были приняты на Большом Московском соборе 1667 года, Синодом разрабатывалось постановление о запрещении икон «противных естеству, истории и истине»[9]. К таковым относились и образы святого песьеглавца. Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.

Святой Христофор. Икона. XVIII в. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский. В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия»[10]. На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.

По всей видимости, принятие решений относительно образов святого осуществлялось по усмотрению местного церковного начальства. Так, Московская консистория подвергла наказанию священника Варваринской церкви, допустившего изображение Христофора с песьей головой в храме. При этом известно, что подобные образы продавались в иконописных рядах и лавках Москвы[11].

В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. В росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: справа на нимбе виден абрис собачьего лика.

В музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века. Среди примечательных образов XVIII века – икона святых мучениц Софии, Веры, Надежды, Любови и святого Христофора, предстоящих Спасу Еммануилу (Государственный Исторический музей). Очевидно, что на ней изображены небесные покровители членов семьи заказчика моленного образа.

Святой Христофор (?). Прорись. Первая четверть XIX в. Государственный Исторический музей, Москва

Необходимо отметить, что в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную. Форма черепа несколько меняется, становится более округлой, собачья пасть, некогда показывавшаяся заостренной, открытой или оскаленной, меняется на более добродушную лошадиную морду. В качестве примера можно привести икону конца XVIII века из Государственного музея истории религии, где святого с головой лошади, изображенного на фоне пейзажа в многоцветных доспехах, с крестом и копьем в руках, благословляет Христос. В собрании Исторического музея имеется иконная прорись XIX века – образец для иконописцев, на которой святой Христофор показан тоже с головой, похожей на лошадиную. Существующее объяснение произошедшего изменения в иконографии неумением иконописцев изображать голову собаки[12] представляется неубедительным.

Изучение иконографии и истории почитания святого Христофора выявляет новые стороны русской религиозной жизни XVII–XIX веков.

[1] Максимов Е.Н. Образ Христофора Кинокефала: Опыт сравнительно-мифологического исследования // Древний Восток: К 75-летию академика М.А. Коростовцева. М., 1975. Сб. 1. С. 82.

[2] Сарабьянов В.Д. Церковь святого Георгия в Старой Ладоге. М., 2002. С. 182–183.

[3] Подробнее об этом образе см.: Балабанов К., Крстевски Ц. Керимачке иконе из Винице. Београд, 1991.

[4] Цит. по: Снигирева Э.А. Образ святого Христофора: Предания и действительность // Проблемы формирования и изучения музейной коллекции Государственного музея истории религии. Л., 1990. С. 53.

[5] Лосева О.В. Русские месяцесловы XI–XIV веков. М., 2001. С. 335, 355.

[6] Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи: Опыт исторической классификации. Т. 2. М., 1963. С. 235–236.

[7] Гувакова Е. В. Святой песьеголовец – аберрация, дань православной традиции или иконографический курьез? Обзор икон святого мученика Христофора в собрании фонда древнерусской живописи ГИМ // Труды Государственного Исторического музея. Вып. 143. Забелинские чтения 2003. М., 2004. С. 59.

[8] См.: Силкин А.В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 87. Кат. 21, 23, 79, 80, 83–85, 86, 88, 95, 127, 144.

[9] Снигирева Э.А. Указ. соч. С. 56.

[10] Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М., 2003. С. 231. Кат. 68.

[11] Снигирева Э.А. Указ. соч. С. 59.

[12] Владимирский В., священник. Животные в церковной живописи // О церковной живописи. Сб. ст. СПб., 1998. С. 234

Святой мученик Христофор и его иконография

Святой мученик Христофор. Византийская икона ХІІІ века, ныне хранящаяся в Афинах

Тропарь, глас 4:

Одеждами от кровей украшаяйся, Господеви предстоиши Царю сил, Христофоре приснопамятне: отонудуже со безплотными и мученики поеши трисвятым и страшным сладкопением: темже молитвами твоими спасай стадо твое.

Житие святого сообщает нам, что святой Христофор до крещения имел имя Репрев (Ρεπρεβος – отверженный, осужденный).

Читайте также:  Нил Мироточивый: житие и биография преподобного, посмертные вещания, труды и пророчества

В годы правления императора Деция Траяна человек, носивший имя Репрев, был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике. Позже он служил в римской когорте Cohors – подразделении мармаритов – выходцев из области Мармарика или представителей берберского племени.

Святой мученик Христофор. Греческая икона святого Христофора XVIII века

О сем преславном мученике, память которого весьма чтится как на востоке, так и – еще больше – на западе, особенно в Испании, рассказывают нечто странное и необыкновенное: это был человек огромного роста и ужасающего поведения. Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки – песью голову и происходил из страны людоедов. Одни утверждают, что святой Христофор по происхождению своему был выходцем из земли хананеев, а другие производят его от канинеев (canis – собака) или кинокефалов (κύνος – собака и κεφαλή – голова) – представителей племени «псоглавцев» – собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён, или антропофагов (άνθρωπος – человек и φαγείν – есть). Песий вид святого в славянском Прологе отвергается, а прп. Никодим в Синаксаристе дает ему только безобразный вид.

По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

Святой мученик Христофор

Когда одним комитом (так назывались царские телохранители) он взят был на войне в плен, то не обладал даром человеческой речи. Он помолился Богу, и Господь послал к нему ангела, который сказал ему: «Мужайся, Репрев!» – таково было его первое имя, – а потом прикоснулся к его устам и сообщил ему чрез это способность говорить. Когда после сего он прибыл в один город, то стал обличать тех, которые преследовали христиан. За это некий Вакх избил его, но он в ответ на это сказал Вакху, что принимает со смирением от него побои только ради заповеди Христа, а если бы он поддался гневу, то не устоял бы ни сам Вакх, ни даже сила императора, которую он обратил бы в ничто. Вскоре за ним было прислано двести человек воинов, чтобы привести его к императору (согласно с греческими прологами, это был вероятно император Декий, царствовавший в Римской империи с 249 до 251 г.), и, когда они шли, то на пути совершенно сухой жезл, бывший в руках святого, чудесно расцвел, а затем когда во время путешествия у воинов не хватило хлеба, то он умножил его в изобилии. Это великое чудо привело в удивление воинов, и они уверовали во Христа и вместе со святым были крещены Антиохийским епископом, святым священномучеником Вавилою, причем святому вместо Репрева дано было имя Христофора (Χριστόφορος). Когда святой приведен был к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа, но не явными мерами насилия, а хитростью сперва изменить его настроение, а потом ласкою склонить его к исполнению своей воли. С этою целью он велел позвать двух женщин – блудниц, красивых лицом и готовых отдать себя на блудное соединение, которые соблазнительными беседами возбуждали в молодых людях непреодолимое, безумное стремление к блудодеянию. Имя одной из этих женщин было Каллиникия, а другой – Акилина. Император велел им войти к святому и внушить ему различные соблазнительные мысли, как это было у них в обычае, чтобы, побуждаемый преступною любовью к ним, он согласился отречься от веры во Христа и принести жертву языческим богам, но святой Христофор стал их поучать вере во Христа и своим словом отвратил их от идолослужения. Вернувшись к императору, они объявили себя христианками, за что подвергнуты были жестоким мучениям и, потерпевши таким образом страдания за веру во Христа, восприняли мученические венцы. Сильно разгневавшись на этих женщин, император велел привести к нему святого Христофора и стал издеваться над ним по поводу необыкновенного вида его лица, но святой в ответ на это назвал его вместилищем действий диавола, ибо такой смысл имело имя императора Декия. После этого император приговорил к смерти тех двести человек воинов, которые были посланы, чтобы привести к нему святого Христофора и которые приняли святое крещение вместе с ним, так как они пришли к святому и на глазах императора поклонились ему. Он велел всем им отсечь головы, а тела их сжечь, святого же Христофора приказал заключить в медный сосуд, прибить его в нем гвоздями, а затем сосуд раскалить, но когда это было исполнено, то святой остался невредимым. Не испытывая никаких страданий ни от огня, ни от пригвождения, он стоял в раскаленном сосуде, как бы в какой приятной прохладе. Многим из присутствовавших это показалось обманом, а верующим святой совершенно правдиво и с радостью рассказал, что во время истязания он видел какого-то весьма высокого ростом и прекрасного видом, одетого в белые одежды мужа, который исходящим от него светом превосходил солнце и имел на главе своей блестящий венец, что его окружало множество воинов, с которыми какие-то черные и смрадные арапы вели борьбу, стараясь схватить и увлечь его, но этот страшный вождь с гневом взглянул на них и своим взглядом привел в смятение и поразил все это вражеское воинство, а ему дал силы без вреда перенести мучение. Слыша такой рассказ и видя святого совершенно невредимым, многие из народа поверили ему и обратились ко Христу, а затем вынули святого из раскаленного сосуда, за что и были изрублены царскими палачами. После сего святому Христофору привязали на шею камень и бросили его в колодец, но ангел извлек его оттуда, потом надели на него раскаленную медную одежду и наконец отсекли ему мечом голову. Святой мученик скончался в Ликии при императоре Декии ок. 250 г.

Память святого Христофора и других святых мучеников, с ним пострадавших, празднуется в Кипариссии – местности в Константинополе – в день его кончины, близком ко дню кончины святого великомученика Георгия. Согласно с актами мученика день его кончины все древнейшие календари, восточные и западные, относят к 23 апреля.

Хранившиеся некоторое время в Константинополе мощи и голова святого затем были перевезены на остров Раб в Хорватии. Когда норманны вторглись на остров и осадили город Раб, горожане поместили мощи Христофора на стены. Чудесным образом ветер изменился и корабли отнесло от острова. Одна из крупных средневековых крепостей г. Раб названа в честь святого Христофора.

День памяти святого мученика Христофора в православном календаре 9 (22) мая.

Иконография святого Христофора в православии

Святой мученик Христофор

В православии Христофор часто изображается псоглавым. При этом синаксари указывают, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником. Однако, как говорится в житии Христофора, «когда святой был приведен к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа. ». Таким образом сам вид святого был необычен и он уже к этому времени не был язычником. Поэтому здесь речь идет не о символическом образе святого, а о реальном.

Древнейшее подобное изображение святого находится на керамичесчкой иконе VI–VII веков македонского происхождения. На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия.

Древнейшее изображение святого находится в монастыре Святой Екатерины на Синае и относится ко времени императора Юстиниана (527–565).

Святой мученик Христофор

В русской иконописи изображения святого Христофора в собачей головой известны со второй половины XVI века. Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине». Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.

Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский. В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия». На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.

После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. Так, в росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: на нимбе виден абрис собачьего лика.

Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой. Необходимо отметить, что и в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную.

Святой мученик Христофор. Старообрядческая икона

Таким образом большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре. Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове, а также в Перми. Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в Третьяковской галерее.

С XVIII века Христофор уже изображается только в образе человека. Однако в музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века.

В православии существует и вариант иконографии Христофора, аналогичный западному: святой Христофор изображается в момент переправы через реку, в виде великана, с Младенцем Христом на плечах.

Житие и иконография святого Христофора в католицизме

Святой мученик Христофор.

Житие святого Христофора в западной традиции гласит, что он был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Гигант Репрев отыскивает святого отшельника, и спрашивает его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине.

Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос. Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он – Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя – Христофор, «несущий Христа».

Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций – в западной традиции он выступает под именем Дагнус), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.

Святой мученик Христофор

В католицизме святой Христофор изображается как великан, переносящий через реку благословляющего Младенца (см. букв. перевод его имени – «несущий Христа») – эпизод, непосредственно вытекающий из его жития в западной традиции.

На этот сюжет писали картины Дирк Боутс, Иероним Босх, Мемлинг, Конрад Виц, Гирландайо, гравировали Дюрер и Кранах.

Монеты с ликом святого Христофора чеканились в Вюрцбурге, Вюртемберге и в Чехии. Статуи Христофора часто ставились при входах в церковь и жилые дома, и нередко на мостах. Часто они сопровождались надписями: «Кто сегодня посмотрит на образ святого Христофора, тому сегодня не грозят внезапные обмороки и падения». В Кёльнском соборе есть статуя святого Христофора, которая, по распространённому поверью, защищает посмотревшего на неё от внезапной смерти.

В 1969 году, в свете реформаторских постановлений II Ватиканского Собора, день памяти святого Христофора, вместе с днями памяти некоторых других общехристианских святых, был удалён Ватиканом из всеобщего католического календаря. Тем не менее, праздник остался в местных календарях католических стран.

Так как в православном житии святого Христофора мы не обнаруживаем упоминания о том, что Христофор был перевозчиком через реку и о явлении ему при этом Младенца Христа, то можно предположить, что в восточной и западной версиях жития святого Христофора речь идет о двух совершенно разных святых.

Католические изображения св. Христофора относятся к очень узкому периоду времени: это примерно одно столетие, с 1430 по 1530 гг. Самые известные изображения выполнены ведущими художниками эпохи Возрождения язычества в Германии, Фламандии и Италии.

Примерно в это же время рождается самый известный в мире Христофор – великий мореплаватель Христофор Колумб (в испанском варианте Кристобаль Колон), живший с 1451 по 1506 гг. Как св. Христофор переносит младенца Христа через реку, так Колумб через Атлантический океан приносит в Новый Свет католическую миссию, которая была лишь прикрытием для колонизации, ограбления и физического уничтожения коренного населения Америки. Напротив, восточные православные изображения св. Христофора встречаются на протяжении очень длительного периода времени и представлены в разных иконописных стилях: если самые ранние изображения святого относят к VI-VII веку, то поздние пишут и в наши дни именно с песьей головой. Множество таких икон относится к XIX веку.

Поэтому помещенные ниже современные православные иконы св. Христфора, несущего на своих плечах Младенца Христа, не соответствуют древней восточной традиции изображения этого святого.

Христофор Псеглавец: житие и биография святого, мощи, почитание и дни памяти

В годы правления императора Деция Траяна, человек, носивший имя Репрев (Ρεπρεβος, ср. лат. Reprobus «отверженный, осуждённый, дурной») был захвачен во время боя с племенами в восточном Египте. Он вошёл в Numerus Marmaritarum — подразделение Мармаритов (римская когорта Cohors III Valeria Marmaritarum [1] ; предполагается, что это было берберское племя Киренаики). Это был человек огромного роста и ужасающего поведения, он был киноцефалом (с пёсьей головой), как и все представители его племени. (Другой вариант возникновения его собачьей головы (эта легенда появилась на Кипре [2] ) — святой был очень красив, но, дабы избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, упросил Господа обезобразить его внешность.

Ещё до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. За это он однажды был избит неким Вакхом и принял побои со смирением. Вскоре после этого были присланы 200 воинов, чтобы привести его, известного силача, к императору Децию. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: жезл в руке святого расцвел (ср. жезл Аарона), по молитве его умножились хлебы, которых недоставало у путников, подобно умножению хлебов Спасителем в пустыне. Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом — мучеником Вавилой.

После крещения Репрев получил имя «Христофор» и стал проповедовать христианскую веру, используя дарованную ангелом возможность говорить на дотоле незнакомом ему языке ликян (ср. глоссолалия апостолов). Когда Христофор был приведён к императору, (вариант — губернатору Антиохии), тот ужаснулся его наружности. Он решил заставить его отречься от бога не насилием, а хитростью. Деций призвал двух женщин-блудниц — Каллиникию и Акилину, и приказал им склонить святого отречься от Христа и принести жертвы римским богам. Но женщины, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами.

Читайте также:  Святая Вероника: история, в чем помогает и как молиться, дни памяти

Деций приговорил к казни также посланных за святым Христофором воинов, которые уверовали во Христа. Император приказал бросить мученика в раскалённый медный ящик. Однако святой Христофор не испытывал страданий и остался невредим. После многих жестоких истязаний мученику наконец отсекли голову мечом. Его тело обратно в Александрию отвёз Петр Атталийский.

Житие в западной традиции

Одна из легенд гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев. Он принял христианство и начал служить Иисусу. Другие легенды говорят, что его именем было Offero, и он родился в Ханаане. В основном католическая традиция основывается на «Золотой легенде» Якова Ворагинского.

Простодушный великан Репрев ищет самого могучего владыку, чтобы поступить к нему на службу. Он поступает на службу к царю, но понимает, что тот боится дьявола. Он предлагает свои услуги дьяволу, но понимает, что тот трепещет при виде креста.

Гигант отыскивает святого отшельника, и спрашивает его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине.

Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он — Христос и несёт с собой всю тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя — Христофор, «несущий Христа».

Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций — в западной традиции он выступает под именем Дагнус), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.

Литературная обработка

Эта греческая легенда могла возникнуть примерно в VI в. В сер. IX в. она распространяется по Франции. Первоначально св. Христофор был простым мучеником, просто упоминаемым в старых мартирологах. Простая форма греческих и латинских текстов страстей скоро уступила место более сложным легендам. В 983 г. находим их в латинских прозаических и стихотворных текстах поддьякона Вальтера Шпейерского «Thesaurus anecdotorum novissimus».

Рассказ, относящийся к XI в., есть в «Acta SS», и ещё один — в «Золотой легенде». Мысль, выраженная в имени святого, изначально означавшая, что он принял Христа в своё сердце, была истолкована буквально, и он стал нести Христа на своих плечах. Словосочетание «большой мученик» также могло быть истолковано буквально, и Христофор стал человеком гигантского роста.

То, что существование мученика не может отрицаться, было доказано иезуитом Николасом Серариусом (Nicholas Serarius) в «Litaneutici» (Кёльн, 1609) и Моланусом (Molanus) в «De picturis et imaginibus sacris» (Louvain, 1570). Как рассказывает «Acta SS», в церкви, посвящённой Христофору, уже в 532 г. было похоронено тело св. Ремигия, а Св. Григорий Великий (VII в.) упоминает монастырь св. Христофора. Древнейшие изображения святого относятся к VI в.

Историческая недостоверность

Почитание в католицизме этой невероятной фигуры резко критиковалось Эразмом Роттердамским в «Похвале глупости». День поминовения Христофора был понижен Ватиканом до уровня местночтимых праздников в 1969 г. из-за недостатка реальных свидетельств о его существовании. (Но вопреки распространённому заблуждению, Христофор не был деканонизирован, он все ещё остается святым католической церкви).

Хотя сохранившиеся свидетельства об его жизни переплетаются с рассказами о чудесах и явлениях, которые плохо воспринимаются современной историографией, всё же сохранилось достаточно информации, чтобы попытаться нарисовать картину его жизни, приемлемую для современного человека.

Первое, на чём спотыкаются современные агиографы — это упоминание о том, что Христофор был собакоголовым людоедом. Данная информация должна быть рассмотрена с точки зрения того факта, что эти свидетельства о Христофоре даны его современниками. А для греко-римско-персидской ойкумены той эпохи практика описывать всех людей из «нецивилизованного» мира как людоедов, с звериными частями тела, или даже ещё более странно — была очень распространена, пусть даже иногда использовалась и метафорически. Более поздние поколения могли воспринять эту метафору и гиперболу как факт.

А рассматриваемая персона, как гласит легенда, была включена в военное подразделение, состоящее из марматанцев (Marmaritae). Это племя было независимым народом Мармарики (совр.Ливия), которое было вытеснено к границам после римской колонизации. Как человек из приграничного племени он вполне (в рамках образного языка своего времени) мог быть описан как псоглавец. Различные чудеса, приписываемые ему восточными легендами — обычные атрибуты житий святых первых веков христианства.

Наконец, утверждение, что он был убит в Антиохии, и его тело было увезено епископом. Христофор не мог быть казнен на 4-м году правления императора Декия, так как тот правил только два года. Возможно, всё это происходило во время правления императора со сходным по звучанию именем — Максимина Дазы, тогда смерть святого приходится на 308 г. Правда, информации о посещении императором Максимином Антиохии не сохранилось, вдобавок, вероятно, информация о казни Христофора в личном присутствии цезаря — более позднее измышление.

К сожалению, ничего из этих фактов не позволяет его идентифицировать как фактически существовавшего человека. По-гречески его имя — просто «несущий Христа», и в восточной традиции это соотносится с готовностью этого святого «нести крест» — частая метафора для обращения в христианство. Его языческое имя Reprebus — это просто «отверженный, дурной», так что сама история его крещения другим именем в двух словах сводится к примитивному: «дурной человек обратился в христианство». К тому же могилы святого Христофора не показывают нигде, что достаточно странно для мучеников.

Было предположено, что Святой Христофор — это тот же человек, что и коптский Святой Мена (Reprobras), чья могила IV в. известна. Но никаких других достоверных деталей и прямых связей между ними нет.

Иконография

Иконография в православии

В православии Христофор часто изображается псоглавым. Версии сложения столь экзотической иконографии Христофора-кинокефала (псоглавца), в основном, связаны с предположением, что какое-либо его прозвище было истолковано ошибочно. Варианты прозвища:

  1. от географического названия: местность Киноскефалия (возвышенность в Фессалии)
  2. от слова «cananeus» («хананит»), которое могло быть истолковано как «собачий».
  3. описание ужасной внешности — «звероподобный» могло быть воспринято буквально.
  4. ещё один вариант: сравнение с символом верности — собакой постепенно переросло в объединение образа с символом; проводятся параллели с опричникамиИвана Грозного, приторачивавшими к лошадиному седлу голову собаки (действительно каждый из них был «всадником с собачьей головой») и т. п.
  5. Ещё одна версия гласит, что образ псоглавца пришёл из коптской христианской живописи, на территории которых оставались следы почитания псоголового Анубиса (см. также псоголовых коптских святых Ахракса и Аугани на иконе из Музея Коптского искусства в Каире[3] ).

Также существует представление о Христофоре, как представителе племени «псоглавцев» — собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён.

Запрет на «псоглавца»

Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине». После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой [4] .

Большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре. Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове Великом, а также в Перми. Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в Третьяковской галерее. Сохранились также скульптуры, одна из которых хранится в соборе Парижской Богоматери. Большинство подобных икон было уничтожено в период иконоборчества.

С XVIII в. Христофор изображается только в образе человека.

Два других типа изображения в православии

Всего в православии существует три варианта иконографии Христофора. Два других:

  • прекрасный юноша, с длинными волосами, с четырёхконечным крестом в правой руке; на нём багряный плащ, туника украшена золотыми полосами.
  • аналогичный западному: Христофор изображается в момент переправы через реку, в виде великана, с младенцем на плечах.

Иконография в католицизме

В католицизме Святой Христофор изображается как великан, переносящий через реку благославляющего Младенца (см. букв. перевод его имени — «несущий Христа») — эпизод, непосредственно вытекающий из его жития в западной традиции.

Древнейшее изображение святого находится в монастыре Святой Екатерины на Синае и относится ко времени императора Юстиниана (527—565). Монеты с его ликом чеканились в Вюрцбурге, Вюртемберге и в Чехии. Статуи Христофора часто ставились при входах в церковь и жилые дома, и нередко на мостах. Часто они сопровождались надписями: «Кто сегодня посмотрит на образ Святого Христофора, тому не сегодня не грозят внезапные обмороки и падения». В Кёльнском соборе есть статуя Святого Христофора, которая, по распространённому поверью, защищает посмотревшего на неё от внезапной смерти.

Почитание

День памяти мученика Христофора в православном календаре 9 (22) мая, в католическом календаре 24 июля (Германия, Литва), 25 июля (Италия), в евангелическом — 24 июля.

Из всеобщего католического календаря день памяти святого Христофора был удалён Ватиканом в 1969 г. Тем не менее, праздник остался в местных календарях католических стран.

Хранившиеся некоторое время в Константинополе мощи и голова святого затем были перевезены на остров Раб в Хорватии. Когда норманны вторглись на остров и осадили город Раб, горожане поместили мощи Христофора на стены. Чудесным образом ветер изменился и корабли отнесло от острова. Одна из крупных средневековых крепостей г. Раб названа в честь святого.

В Католической церкви Христофор — один из 14 святых помощников и святой патрон путешественников. Несмотря на удаление из всеобщего католического календаря, Христофор остаётся популярным среди католиков, особенно любим моряками, паромщиками, перевозчиками и путешественниками. В наши дни крупные центры его почитания находятся в Италии и среди итало-американцев. Продолжается выпуск медальонов с его именем, их часто помещают в автомобилях, чтобы помочь в путешествиях. Часто на них надпись «Si en San Cristóbal confías, de accidente no morirás» (Если верите в Святого Христофора, не умрете в аварии).

Кроме того, в католицизме он заботится о следующих вещах: всё, что связано с путешествиями, люди, несущие ношу, против удара молнии, против мора, лучники, автоводители, холостяки, лодочники, переплётчики, эпилептики, наводнения, торговцы фруктами, садовники, сукновалы, ливни и дожди, водители грузовиков, рыночные торговцы, носильщики, сёрфингисты, зубная боль.

Христофор — патрон следующих географических пунктов: Баден, Борджи (Италия), Брауншвейг, Мекленбург, о. Раб, Роермонд (Нидерланды), Тосес (Каталония), Агринион (Греция), Вильнюс, Гавана.

В Испании

Особенно чтится в Испании, где к его молитвам прибегают при заразных болезнях. Считается покровителем путешествующих (в том числе автомобилистов), паромщиков, мостостроителей, мореплавателей, переплётчиков, садовников.

В Литве

Покровитель Вильнюса и изображён на гербе и флаге города. В 1957 году во дворе костёла Святого Николая в Вильнюсе была установлена статуя Христофора с младенцем на руках и текстом на постаменте (на литовском языке) «Святой Христофор, опекай наш город!», созданная по просьбе прелата Чесловаса Кривайтиса скульптором Антанасом Кмеляускасом (за что он был исключён из членов Союза художников Литвы). В 1995 году имя покровителя города было присвоено основанному в 1994 году камерному симфоническому оркестру Вильнюсского самоуправления. [5] Имя святого Христофора носит средняя школа в Вильнюсе на улице Казлишкю ( Kazliškių g. 4 ). [6]

В июле — августе в Вильнюсе ежегодно проводится международный летний музыкальный фестиваль имени святого Христофора. Начиная с 1997 г. за неделю до Рождества в Вильнюсе ежегодно вручается статуэтка святого Христофора — самая почётная награда города наиболее заслуженным частным лицам, учреждениям и предприятиям за благотворительную деятельность, выдающиеся достижения в искусстве, спорте, науке и просвещении, за вклад в развитие туризма и т. п.

Другие святые того же имени

Православная церковь вспоминает еще трёх других святых того же имени [7] :

  1. Преподобный Христофор, родом римлянин, подвизался в IV в. в Киновии близ Иерусалима. Днём он исполнял монастырские послушания, а ночью уходил в пещеру св. Феодосия, где молился до утреннего богослужения. Затем провел 50 лет в строгой жизни на Синайской горе. Память 30 августа (ст.стиль).
  2. Мученик Христофор, пострадавший при Диоклетиане в Никомидии в 303 г. вместе со свв. мучениками Феоном и Антонином. Все трое были копьеносцами императора, поражённые твёрдостью великомученика Георгия, они бросили оружие и объявили себя христианами. Их бросили в темницу и после мучений сожгли. Память 19 апреля (ст.стиль).
  3. Преподобный Христофор Коряжемский, основатель Христофровой Пустыни.

Икона святого Христофора Псеглавца

СВЯТОЙ ХРИСТОФОР ПСЕГЛАВЕЦ: ИКОНА САМОГО НЕОБЫЧНОГО СВЯТОГО

Как ясно из прозвища святого, в переводе с церковнославянского — Собакоголовый — он явно выделяется среди других святых. Вокруг него — ореол легенд и мифов, а между тем в дни его памяти икона человека с собачьей головой лежит посреди всех православных церквей, люди молятся ему и просят помощи во многих жизненных обстоятельствах.

Кто же такой Христофор Псеглавец — фольклорный персонаж, выдуманный лжесвятой или реально существовавший человек?

ИКОНА СВЯТОГО ХРИСТОФОРА

Разумеется, икону святого узнать проще, чем икону любого другого святого: на ней изображен человек с очень странной головой. Иногда это оскаленная собачья морда, иногда — голова лошади. Одет святой в воинские доспехи. Однако нужно отметить, что изображение его имеет определенную иконографическую историю, и именно необычную икону с собачье головой теперь трудно приобрести — в храмах на аналой по праздничным дням кладут только древние изображения святого в таком виде, новые иконописцы делают только по особому заказу. Также можно найти такую икону в старообрядческом храме или заказать в старообрядческой мастерской.

Иконы Христофора с собачьей или лошадиной головой в Православной Церкви существовали только в XVI-XVIII веках, а самая ранняя такая икона была создана на территории Византийской империи в VI веке.

В 1722 указом Святейшего Синода в России запретили их писать как слишком смущающие многих людей. Сейчас в церковных мастерских создаются иконы святого Христофора в образе обычного воина с подписью «Святой Христофор». На иконе святой опирается за расцветший посох в воспоминание о чуде святого, благодаря которому уверовал во Христа целый отряд воинов-гонителей христиан.

Отметим, что в католической традиции и в южных областях России распространена икона святого Христофора с Христом-Младенцем на плечах: это отражение одной из легенд, согласно которой Христофор был великаном-перевозчиком на реке и в своей молодости встретил маленького Христа, хотевшего перейти через реку. Христофор перенес Его на плечах, а позже услышал проповедь уже взрослого Господа Иисуса и уверовал в Него. Однако такая легенда лишена оснований, ведь в церковных книгах зафиксировано, что святой Христофор пострадал за Христа через 250 лет после Его рождения.

ЖИТИЕ И ЧУДЕСА СВЯТОГО ХРИСТОФОРА ПСЕГЛАВЦА

Христофор жил в III веке после Рождества Христова и пострадал за Него при римском императоре Декии, гонителе христиан. Разные источники сообщают, что он происходил из варварских племен: хананеев, берберов или киноцефалов — имел высокий рост и свирепый характер, был очень силен.
Главная загадка жизни святого — зверообразное лицо. Оно объясняется по-разному: обычной для его племени, но ужасающей для римлян внешностью; объективным уродством из-за, например, генетической аномалии при рождении; метафорой, которая показывает звероподобность его нрава до того, как он был просвещен Светом Христа. Римляне называли его Репрев (в переводе — плохой, отверженный). Также существует предание, согласно которому святой, наоборот, от рождения имел внешность, соблазняющую женщин. Когда он уверовал — причем неизвестно, почему он поверил в Бога и кто наставил его на путь христианства — то чтобы избегать блудных соблазнов от женщин, Репрев стал молиться и выпросил себе у Бога столь страшный облик.

Читайте также:  Икона «Лиддская»: история и описание, в чем помогает и как молиться, где находится

Римский император Декий преследовал христиан как государственных преступников: ведь они признавали Богом только Христа, а не императора. Римская же империя стояла на уверенности в том, что император — бог, он непогрешим и все делает правильно. Святость жизни, праведность или простая нравственность не требовались — напротив, из истории мы знаем множество развратных и преступных императоров-пьяниц. Зато императора не свергали, простой народ боялся выступать против бога — его могли только убить, и то делали это сами приближенные императора. Ко времени распада Империи люди уже не верили в божество императора и всех богов римского пантеона, приносили жертвы иногда, по привычке. Император Декий решил поднять религиозный дух римлян по-имперски своеобразно: урегулировав жертвоприношения, после каждого из которых гражданину выдавался документ о его религиозном рвении. Христиане же, по мнению императора, разваливали государство и заставляли Фортуну — богиню удачи — отвернуться от Рима. Сегодня мы упоминаем ее имя в поговорках вроде «колесо фортуны», забывая, как много христиан погибли из-за поклонения удаче.

Когда император Декий узнал о христианской вере Репрева, а он очень ценился в войсках и был известен своей силой, то послал к нему 200 воинов, чтобы привести этого силача ко двору. Возможно, это житийное преувеличение, однако отправление хотя бы отряда свидетельствует о действительно необычайной силе мученика. Сам же он пошел к императору без всякого сопротивления, кротко, как подобает истинному христианину. По дороге ко двору Репрев рассказывал о Христе, и сухая трость в его руках расцвела, а также умножился хлеб, которого не хватало его же арестовавшим воинам. Таким образом воины узнали о Христе и удостоверились в чудесах Божиих, а затем сами уверовали во Христа и были крещены епископом Антиохии Вавилой. Неизвестно, был ли до того крещен Репрев, но имя Христофора (по-гречески «свет Христов») он получил именно после того, как сам привел ко крещению целый отряд.

Когда все они наконец пришли к императору Декию в город Ликия, он, по преданию, велел казнить обратившихся в христианство своих воинов. Увидев же святого Христофора, его страшное лицо и силу, царь, по преданию, упал от страха! Он побоялся святого Христофора: сначала император решил действовать хитростью. Отправив Христофора до времени отдыхать, он послал к нему двух блудниц, то есть женщин легкого поведения, которых было множество при дворе, чтобы заставить его впасть во грех, а там и склонить к принесению жертвы римским богам. Но Христофор и падших женщин обратил в христианство. Они сами стали проповедовать веру императору, который приказал за это предать их смерти.

Затем Декий приказал своим военачальникам связать Христофора Псеглавца и поместить в раскаленный металлический ящик. Святой кротко и смиренно отправился на мучения, несмотря на свою великую силу — и Господь явил над ним Свои чудеса. Пытки не вредили ему, из колодца, куда его бросили умирать от голода, святого вынес Ангел, и Декий вынужден был приказать отсечь святому голову мечом.

Известно, что Христофор уже во время пыток своими чудесами, спокойствием и проповедью даже среди истязаний смог обратить в веру Христову еще около 50 тысяч язычников (об этом пишет святитель Амвросий Медиоланский).

МОЩИ СВЯТОГО ХРИСТОФОРА ПСЕГЛАВЦА

После прихода к власти Константина Великого христиане получили свободу. Вера в Господа Иисуса стала государственной религией. Многие мощи святых были обретены — так и тело святого Христофора Псеглавца было перенесено для поклонения верующих в Толедо, затем в аббатство Сен-Дени во Франции. Кроме того, в течение веков они были носимы по разным странам, хранились в Константинополе и даже в Москве (причем один из историков, константинопольский диакон Павел Алеппский, писал, что действительно видел удлиненный вперед, как у собаки, череп святого). Со временем, в революционных события, эта святыня была частично утеряна, частично перенесена в Хорватию: именно здесь сегодня хранится часть черепа святого Христофора в золотом реликварии.

Еще одно чудо связано с мощами святого Христофора, когда они пребывали в Хорватии. В 1075 году зданий город Раб осадили норманны, но горожане вынесли на крепостную стену мощи святого с молитвой. Тогда появился сильных вихрь и снес все вражеские корабли от острова. . По сей день в благодарность за это чудо одна из крупнейших крепостей Раба имеет имя мученика Христофора.

ПОЧИТАНИЕ МУЧЕНИКА ХРИСТОФОРА

День памяти святого в Православной Церкви — 22 мая (католики молятся ему 9 мая, это связано с различиями в юлианском и григорианском богослужебных календарях). В этот день перед иконой святого молятся тысячи христиан всего мира.

Накануне вечером совершается торжественное Всенощное бдение, а в сам день памяти — Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы мученику Христофору — тропари и кондаки. Их можно читать онлайн и в любой трудный жизненный момент:

Одежды твои твоей же кровью украсились, когда предстал ты, поминаемый всеми Христофор, перед Царем Небесным и Господом Ангелов, теперь на небесах с бесплотными Небесными Силами и мучениками поешь ты Господу во Святой Троице прекрасные молитвы и радуешься: так твоими молитвами спасай молящихся тебе.

Мученик Твой, Господи, Христофор, в своем страдании получил венец неувядающий от Тебя, Бога нашего: он имел силу Твою, потому мучителей постыдил, разрушил и бессильные нападения демонов. По его молитвам спаси, Боже, души наши!

Светлой звездой стал ты людям, истинную веру миру — Солнца Христа проповедуя людям, светом благодати Божией, о мученик Христофор, погасил все искушения, и сейчас подаешь нам свет благодати Божией, молясь всегда о всех нас.

ПОЧИТАНИЕ СВЯТОГО ХРИСТОФОРА В РАЗНЫХ СТРАНАХ ПО ВСЕМУ МИРУ

Святой Христофор почитается Православной Церковью как воплощение смирения и праведности, кротости при великой силе. Ему молятся об укреплении веры, возрастании в духовной жизни, перенесении трудностей.

Память святого почитается и в Православии, и в Католичестве. Известно, что мученик Христофор Псеглавец особо почитается во многих европейских странах. Его считают особым покровителем Испании, где ему молятся в заразных болезнях (известно, что эта страна сильно пострадала во время Средневековых эпидемий, одна из страшных форм гриппа уже в XIX-XX веках даже называлась «испанкой»).

Кроме также названной нами Хорватии, святому молятся в Италии — здесь он является одним из покровителей путешествующих, есть даже поговорка, которую прикрепляют в сувенирной продукции на автомобили: «Если верите в Святого Христофора, не умрёте в аварии». Святой Христофор почитается как покровитель города Вильнюса в Литве. Некоторое время в Средние века была налажена чеканка монет с образом святого Христофора в Чехии и Вюртембергском герцогстве.

По сей день в Европе существует традиция ставить статуи святого мученика Христофора у входа в любое помещение: не только церковь, но и в ратушу, и обычный жилой дом. Интересна традиция ставить статуи святого на мостах с молитвой-благословением: «Кто посмотрит на образ святого Христофора, тому сегодня не грозят внезапные обмороки и падения». В кафедральном соборе Кельна существует чудотворная статуя святого Христофора, которая защищает молящегося от внезапной смерти.

МОЛИТВА СВЯТОМУ ХРИСТОФОРУ — ЗАЩИТА В ОПАСНОСТИ, ПОМОЩЬ В ТОРГОВЛЕ И БИЗНЕСЕ

По благочестивой традиции, православные молятся святому Христофору в следующих жизненных обстоятельствах:

    • В опасностях;
    • В дороге;
    • При болезни, особенно при зубной боли;
    • В речных и морских круизах уберегает от бед, а также сохраняет всех, чья профессия связана с морем;
    • О хорошей, честной и прибыльной торговле и бизнесе;
    • При проблемах в делах, отсутствии прибыли;
    • Для избежания нищеты, банкротства;
    • О даровании разумения, сил и терпения, честных партнеров.

Не упустите возможность обратиться за помощью к святому мученику Христофору. Ведь наша жизнь лишь кажется цепью наших собственных усилий и дел, изредка перемежаемой случайностями. Все творится нашими усилиями и по воле Божией. Зачастую мы не замечаем пути, который предлагает нам Господь, а то и своими грехами разрушаем этот путь. Простой пример возможности для добродетели: обманув кого-то в делах, мы наживаемся на человеке, извлекаем сиюминутную выгоду, но если бы обмана не было, он бы продолжил доверять нам, а разбогатев, помог и нам улучшить свою жизнь.

Традиция молитвы об успешной торговле известна купцам, торговцам, и бизнесменам всех времен. В торговле и бизнес фактор случайности играет очень большую роль — а пословица гласит: «Кто верит в случай, тот не верит в Бога». Вот почему в трудных обстоятельствах люди всегда усматривают волю Божию. Если вы молились, но вас постигла неудача — значит, вы избежали и более серьезной опасности.

Церковь благословляет успешное мышление, развитие своего бизнеса Ведь материальная обеспеченность является залогом хорошего образования детей, крепкой семьи, поддержки нуждающихся людей. А между тем создание собственного бизнеса — дело непростое. Но молиться перед началом дела — значит впустить Бога в свою жизнь, защититься призванием Имени Его от злых сил и завистников. Известно, что человек, не защищенный молитвой, добрыми делами, церковными Таинствами Крещения, Исповеди и Причастия будет подвержен воздействию темных сил.

Сильная молитва святому Христофору — просьба о помощи в важных аспектах жизни и о благословении на хорошее ведение бизнеса. Ее можно читать дома или в храме, перед иконой святого.

    • По традиции в храмовой лавке покупают свечу, затем походят к иконе;
    • Нужно перекреститься дважды, поклониться, поцеловать руку или край одежды святого и перекреститься вновь.
    • Затем зажечь и поставить перед иконой на подсвечник свечу, помолиться

Помните, что любая молитва не должна восприниматься как заговор — механическое проговаривание текста, чтобы получить некий результат, «подарок». Молитесь святому, понимая, что вы поистине общаетесь с ним благодатью Божией. Научно доказано, что мозг по-особому работает во время молитвы, создавая коммуникативные связи с незримым — со Всемогущим Богом и его святыми, которые живы и близки к нам.

Конечно, мученик Христофор будет помогать вам не в беззаконных делах, а в честных сделках, правильном ведении бизнеса со справедливым отношением к людям. Молитвами его Господь не оставит без награды трудолюбивого, усердного и доброго человека: с Божией помощью вашему делу будет сопутствовать процветание, а семье — мир и любовь.

Сильную молитву на удачу в торговле святому мученику Христофору можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

О прославляемый всеми, одержавший великую победу над кознями дьявольскими мученик Божий Христофор, истинный воин Святой Церкви, родной стране твоей и семье похвала и радость всех почитающих тебя! Ты, не испугавшись гонения безбожного императора, Христианскую веру исповедовал даже до крови, твоими страданиями пример всем современникам своим и всем гонимым в последующие века подав, воротами правды в Царство Небесное легко вошел.
Потому молимся тебе, как ты когда-то молитвой твоей ко Господу получил силу терпеть страдания и чудесно невредимым остался, так и сейчас молись о нас, чтобы Господь дал нам силу соблюдать заповеди Его дающие жизнь вечную, чтобы избавил Он нас от плена греха и искушений неверия, Отечество наше сохранил в спокойствии, мире тишине и исповедании веры Православной до конца времен. Аминь.

Молитвами святого мученика Христофора Псеглавца да хранит вас Господь!


ВЕЛИКОМУЧЕНИК ХРИСТОФОР: СВЯТОЙ С ПЕСЬЕЙ ГОЛОВОЙ «Один раскаявшийся грешник дороже ста праведников» Евангелие от Луки, глава 15, стих 7, «Притча о заблудшей овце».

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 5 ЗР
  • 2 часa промо-показов 10 ЗР
  • 3 часa промо-показов 15 ЗР
  • 4 часa промо-показов 20 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Великан с песьей (реже конской) головой, варвар Репрев, отличавшийся огромным ростом и физической силой — именно таким запомнился образ святого Христофора в восточной христианской традиции, уходящий корнями в латинские прозаические и стихотворные тексты поддьякона Вальтера Шпейерского «Thesaurus anecdotorum novissimus», датирующиеся 983 г. Но это лишь литературная обработка более ранних легенд, распространившихся примерно в VI в. История описывает могучего варвара, выходца из области Мармарика, служившего в римской когорте Cohors III Valeria Marmaritarum), а после — уверовавшего в Христа, несшего его учение в массы, сотворявшего чудеса и принявшего мученическую смерть.

История данного персонажа была подробно описана в собрании христианских легенд и занимательных житий святых, «Золотой легенде», авторства Иакова Ворагинского. Данное произведение было написано около 1260 г., а в XIV—XVI вв. бывшее вторым по популярности после Библии. Через труд Иакова Ворагинского, опираясь также на многочисленные упоминания кинокефалов у античных авторов, таких как Геродот, Ктесий, Мегасфена, Плиний Старший и других, образ святого псоглавца приобрел популярность, эхо которой не удалось скрыть официальной церкви.

Изображение Христофора на иконах «с песьею главою», как и некоторые иные «спорные» иконографические сюжеты — все это было запрещено решением Синода от 1722 г., как «противное естеству, истории и самой истине». С тех пор Христофор изображается антропоморфным, чаще всего — в виде могучего воина. Церковь, противящаяся всего, что стремительно разрывает шаблон, продолжила репрессии этого великомученика, и в 1969 году официальный Ватикан понизил День поминовения Христофора до уровня местночтимых праздников. Но Христофора никто не деканонизировал, а потому и сегодня он остается официальным христианским святым.

Образ песьей головы мог возникнуть по нескольким причинам. Так, наименее вероятная, но все же имеющая право на существование версия — Христофор и правда был кинокефалом. В такое сегодня верится с трудом, но кто его знает, что там творилось две тысячи дет назад? Другая, более вероятная версия, это излишняя впечатлительность средневековых толкователей древних мифов, которые буквально восприняли информацию о звериной природе Христофора, которая, на стыке эр, приписывалась римскими сказителями всем представителям варварских племен.

Есть вероятность, что человек, ставший прообразом Христофора, страдал редким типом генетической мутации, именуемой нынче как гипертрихоз универсальный (hypertrichosis universalis) или синдромом оборотня, в результате которой тело человека практически полностью покрывается густыми волосами, в том числе и лицо. Быть может христианский святой имел прозвище, истолкованное последователями как характеристику его внешности. Загадка столь экзотической иконографии Христофора-кинокефала остается неразгаданной. Но сам образ святого, описание его деяний и даже ситуация, приведшей дикаря в христианство — все это сколь необычно, столь же и замечательно.

Крестил Репрева сам Иисус. Варвар в то время помогал людям преодолевать стремительную горную реку вброд, перевозя их на своей спине. Однажды, помочь перейти реку его попросил маленький мальчик. Репрев взял ребенка на спину и попытался его перенести, но на середине реки ребенок вдруг стал сильно тяжелеть. Мальчик сказал ему, что он — Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем он крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя — Христофор, «несущий Христа». В иконографии такой образ Христофора и закрепился — великан с младенцем на плечах момент переправы через реку.

Сегодня, святой Христофор считается в основном хранителем путешественников. Его образ любят и уважают летчики, водители и моряки. Медальончик с именем святого надписью «Si en San Cristóbal confías, de accidente no morirás» (Если верите в Святого Христофора, не умрете в аварии) считается отличным оберегом в любом путешествии.

Песьеголовый христианский святой Христофор, если верить преданиям, умел творить чудеса, подобно Христу, а вера его была столь сильна, что блудницы, отправленные дабы совратить дух праведника, вернулись к своим подлым нанимателям христианками. В итоге, отчаявшись сломить Христофора, император Деций Траян велел его обезглавить. Христофор Псоглавец оставил после себя лишь легенду да образ — образ самого необычного из христианских святых

Мученик Христофор Псеглавец пользуется почетом в Италии, других европейских странах. Является покровителем г. Вильнюса. Обращаются к нему чаще всего перед отправлением в путешествие. Но также он защищает и в других случаях:

– снимает зубную боль;

– покровительствует морякам и всем, чья работа связана с морем и путешествиями;

Ссылка на основную публикацию