Игумен Даниил – житие и хождение, история и факты о паломничестве, дни памяти и почитание

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Игумен Даниил житие и хождение, поломничество

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Житие и хождение игумена Даниила — это древнейшее описание паломничества на Святую Землю. Это прекрасный литературный памятник, который проникнут радостным узнаванием, написан рукой человека, а не напечатан на машинке человеком, который умеет быть внимательным и тщательно в деталях описывает все то, что видит.

Биография игумена Даниила

К сожалению точных данных о биографии игумена Даниила нет. Неизвестно даже то, с какого монастыря он был игуменом. В свое время М.Карамзин отождествил его епископом Даниилом, поставленным в Юрьеве – Южном в 1115 году и умершим в 1122 году.

Паломником же его назвали благодаря его хождениям в святые места в Царьград. Это путешествие, как и много других в деталях были описаны в сведении Даниила .

Из упоминаний имен некоторых князей из писания «Хождение игумена Даниила», а также правителя Константинополя , с войском которого Даниил и сделал одно из своих странствий, было сделано вывод, что время его путешествий припадало на 1106-1108 гг. или на 1113-1115 года. Конечно, первые предположения считают более правдоподобными.

Нужно отметить, что подробности жития игумена Даниила не известны и по сегодняшний день. Как предполагают историки, он скорее всего родился и жил в Черниговского области (из Киевской земли). Там он проживал до того, как решил принять монашество. После 1111 года он был назначен епископом в пограничный город Юрьев. Сегодня этот город именуется Белая Церковь.

Паломничество игумена Даниила

Свое паломничество игумен Даниил начал примерно с 1106 года. Главной целью этого путешествия было посещение Палестины. Ведь это страна, в которой жил и проповедовал Иисус Христос. В этой стране находятся священные места для всех православных людей : Иерусалим, Назарет, Вифлеем, Елеонская и т.д.

Но в период с 1099 по 1187 гг Палестина находилась под контролем Крестоносцев, поэтому в это время разрушений и войны было особо тяжело путешествовать. В эти года на территории этой страны велись постоянные военные действия, поэтому эта земля подвергалась постоянному значительному опустошению.

После посещения этой земли паломник отправился в Константинополь. Это место для путешествия было выбрано не случайно. Ведь это исторический центр всего Православия.

Киевские князья были против проведения военных действий на территории Палестины. Они не поддерживали крестоносцев и арабов. Их очень сильно интересовало отношение местных правителей к Православию. Поэтому во время путешествия разобраться в сложившейся ситуации. Вместе с ним было отправлено еще двое человек. К сожалению, их имена нигде не упоминаются. Но все же главной целью хождения было совсем иное.

Куда совершил паломничество игумен Даниил

И так как уже упоминалось выше в начале 12 века русский игумен Даниил начал свой паломнический путь. Куда только не совершил паломничество русский игумен Даниил. Он посетил достаточно большое количество городов и поселков, которые и по сей день считаются святыми.

  • Весь свой путь он размечает местами, в которых он побывал. Эти места служат своеобразным ориентиром.
  • Не доходя до Средиземного моря, он замечает, что его путь расходиться на две стороны. Одна сторона ведет в Иерусалим, а другая — на Афон.
  • Также на своем пути он посетил город Эфес. В нем находится гроб Иоанна Богослова. Это место имеет сильные целебные свойства, которые усиливаются в день его памяти. Стоит отметить, что молясь над ним многие тяжело больные, исцеляются и выздоравливают. Также данный город является знаменитым среди паломников тем, что в нем находится пещера, в которой лежат тела 7 отроков, проспавших 360 лет. Тут же покоятся и тела других многих святых, в том числе и Марии Магдалены.
  • С помощью попутных кораблей Даниил достиг острова Хиоса, Родоса и многих других. После чего он попал на Кипр.
  • На острове Родос Игумен сделал интересное открытие. Им было обнаружено следы пребывания на этой земле Князя Олега Святославовича. По мнению паломника, самым интересным достопримечательным местом на Кипре является кипарисный крест. Он был поставлен на самой высокой горе святой Еленой. На кресте есть прибитый гвоздь. Тот самый, которым прибивали Христа во время распятия. Он также имеет целебные свойства. К этому кресту приезжают паломники и верующие со всего мира, чтобы избавится от множества недугов.
  • Встретив на своем пути других паломников, вместе с ними он добирается до города Яффа. Стоит отметить, что именно этот город служит началом пути на Святые Земли для многих паломников. Несмотря на то, что от Иерусалима Яффа находится совсем недалеко, путь является очень опасным. Так как тут ведут разгул разбойники арабы. Они избивают и грабят странников.
  • Удачно преодолев этот опасный участок, Даниил все же попадает в Иерусалим. Вошел он в город через Вениаминовы ворота. На Святой Земле Даниил посетил все возможные святыни. Он их детально описал в своих записях. Имеются детальные описи Церкви Святой Святых, Церковь Воскресенья, Фаворская гора и многое другое.

На протяжении всего своего пути, посещая святые места, паломник Даниил воспринимая свое путешествие как общерусское дело, молился о боярах и всех православных людях. Сначала всех их поминал, а потом себя.

Но в этих записях самым ценным является каждое описание сделанное игуменом. Особенно описания всех святых мест, храмов и церквей, находящихся в самом Иерусалиме.

Это путешествие было невероятно увлекательным. Его нельзя сравнить с современными путешествиями, которые происходят в комфортных условиях поездов или самолетов. Ведь в те времена такого транспорта не было и основную часть пути путешественники преодолевали пешком. Конечно, основную часть своего пути Даниил совершил по морю.

И напоследок хотелось бы отметить, что «Хождение» на сегодня стало не просто древнейшим описанием путешествия на Святую Землю. Это одно из самых ярких древнерусских произведений литературы, читать которую не только легко, но и неимоверно интересно.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще и видео о хождении игумена Даниила:

Хождение Игумена Даниила (комментарии)

ХОЖДЕНИЕ ИГУМЕНА ДАНИИЛА

Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова

«Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли» — древнейшее из русских описаний паломничества в Святую землю. Для всех последующих русских хождений этот памятник начала XII века послужил образцом.

Даниил стремится быть как можно более ясным и точным в своих описаниях; чисто литературных задач он не ставит перед собой никаких; ухищрений стиля у него нет. И вместе с тем перед нами прекрасный литературный памятник, проникнутый высоким пафосом радостного узнавания, написанный рукой человека, умеющего быть внимательным и способного описать то, что он видел.

Свое путешествие Даниил начинает и оканчивает в Константинополе, ничего совершенно не говоря ο пути из Руси и на Русь, каковой, очевидно, представлялся ему всем хорошо знакомым и, во всяком случае, не заслуживающим описания.

Даниил плыл по морю из Константинополя до Яффы в Палестине, посещая по пути острова и приморские города, аккуратно отмечая при этом расстояния между ними и их основные достопримечательности — святыни, промыслы, а также общее их состояние.

Из Яффы с группой паломников (с ним было и несколько русских) Даниил по суше двинулся к Иерусалиму. Описал и этот путь, небезопасный из-за нападений мусульман, которым часто подвергались путешественники; сказал ο чувствах, охватывающих паломников при виде города священной истории.

Незадолго до того, в 1099 году, Иерусалимом овладели крестоносцы; побережье они завоевали чуть позже, в начале XII века. Β 1100 году Иерусалим стал королевством. Когда туда прибыл Даниил, там правил первый король крестоносцев Балдуин (Балдвин) I. Даниил характеризует его как человека благочестивого, доброго, скромного, не горделивого, говорит, что тот покровительствовал ему.

Β Иерусалиме Даниил поселился в подворье (метохе) палестинского монастыря Св. Саввы, где прожил шестнадцать месяцев. Там ему встретился хороший знаток этих мест, прославленных ветхозаветной и новозаветной историей. Не щадя «худого своего добыточка» на оплату провожатых, Даниил совершал путешествия по городу, его окрестноcтям и по стране, жадно осматривая и очень старательно описывая памятники и достопримечательности — вид, состояние, устройство, размеры, материал, из которого они сделаны, расстояние и направление движения от одного κ другому.

Даниил несколько раз ходил κ Иордану и Мертвому морю, посетил лавру Св. Саввы, Вифлеем, Хеврон и множество других мест. Большое путешествие на север, в Галилею, ему удалось проделать благодаря счастливой оказии — вместе с войском короля Балдуина. Войско шло κ Дамаску. Даниил просил и получил позволение присоединиться κ нему у самого короля, С крестоносцами Даниил дошел до верховьев Иордана, здесь оставался десять дней, пока король не возвратился, осматривал Галилею вокруг Тивериадского моря, а также Фавор, Назарет, Кану Галилейскую. Оттуда, тоже с «дружиной многой», Даниил прошел в Акру, недавно (1104) взятую христианами, далее по берегу — до Кесарии и через Самарию вернулся в Иерусалим.

Пользуясь добрым κ себе отношением короля Балдуина, Даниил смог поставить на камне Гроба Господня лампаду «от всея Русьскыя земля» и оказался на удобном для обзора месте во время пасхальной службы у Гроба, когда зажигались стоящие на камне Гроба лампады. Эти праздничные события Даниил прекрасно описал в особом рассказе, помещенном в конце «Хождения». Морем — через Яффу, Кесарию, Акру, Вириту (Бейрут),— проплыв мимо устья Оронта, на котором стояла Антиохия, будучи напоследок ограблен в Архипелаге пиратами, Даниил возвратился в Константинополь.

«Аз же неподобно ходих путем симъ святым, во всякой лености и слабости и во пьянстве, и вся неподобная дела творя»,— сокрушается Даниил. Единственной своей заслугой, хотя опять-таки прося прощения за «худоумие» и простоту, Даниил считает основательность своего знакомства со Святой землей. Многие, пишет он, ходили в святой город Иерусалим торопливо и, «многа добра не видевши», собираются идти опять, но опять торопливо, «а сего пути нелзе въскоре створити». Лишь прожив шестнадцать месяцев в Иерусалиме, Даниил смог хорошо «походити и испытати вся святая си места». Действительно, «Хождение» Даниила выделяется среди принадлежащих той же эпохе описаний Святой земли (Зевульф, Иоанн Вирцбургский, Фока) точностью и обстоятельностью наблюдений. Будучи замечательным литературным памятником, оно является в то же время драгоценным источником исторических и археологических сведений ο Палестине и Иерусалиме начала XII века.

Путешествие Даниила длилось, очевидно, больше двух лет. Этим временем прежде считали 1113—1115 годы, затем его рассчитали как 1106—1108 годы, а теперь полагают вероятным, что путешествие имело место в 1104—1106 годах.

Очевидно, что Даниил был человек незаурядный по уму, энергии, душевной основательности, и потому вполне вероятно предположение Η. Μ. Карамзина, что «сей путешественник мог быть Юрьевским епископом Даниилом, поставленным в 1113 году», умершим 9 сентября 1122 года (Карамзин Н. М. История государства Российского, т. II, примеч. 211 и 225). Карамзин имеет в виду южнорусский Юрьев. Иордан Даниил сравнивает с рекой Сновью, в которой видят реку, берущую начало в окрестностях Стародуба и впадающую в Десну. Β таком случае Даниил в самом деле был жителем южной России, Черниговских земель.

Находясь в Палестине, Даниил, как он пишет, молитвенно вспоминал имена русских князей, а в лавре Св. Саввы и записал их для поминовений,— какие он смог вспомнить. Анализ перечня этих княжеских имен показывает, что Даниил вспомнил и расположил их, по всей видимости, не случайно, но имея в виду систему старшинства, разработанную как средство против усобиц по инициативе Владимира Мономаха на княжеских съездах в конце ХІ — начале ХІІ века. Упомянул он — причем в порядке старшинства — лишь входивших в верховную коалицию князей, номинально объединенных под великим князем киевским. Называя себя «Русьскыя земли игуменом», Даниил, стало быть, мыслил себя в Палестине не частным лицом и представителем не одного лишь своего монастыря или одной области, но действительно «всея Русьскыя земля» как некоего политического целого, за которое он и ставил лампаду.

Читайте также:  Мытарства Феодоры: история, идея и суть, значения, авторство книги

«Хождение Даниила» было очень популярно в Древней Руси. Оно сохранилось в ряде редакций и во множестве (около 150) списков. Древнейшие из списков восходят, однако же, не κ XII веку, но только ко второй половине XV века.

Β основу настоящего издания и перевода положен текст первой редакции «Хождения» по дному из древнейших и исправнейших списков — РНБ, Q. XVII. 88, 1495 г. Л. 1—48. Вставки пропущенных в этом списке отрывков (от слов «и не впусти ея сила Святаго Духа» до слов «теми вороты исходятъ къ Гепсимании» и от слов «стаащеа на Гробе Господни, та 3 кандила» до слов «поклонився Гробу тому Святому») сделаны по списку РГБ, Рум., № 335, XV-ХѴІ вв.

«Игумен Даниил и его Хождение в русской церковной традиции». Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на конференции «Дабы не в забыть было то, что показал мне Бог»

29–30 марта 2007 года в Москве в Паломническом центре Московского Патриархата проходит международная научно-церковная конференция «Дабы не в забыть было то, что показал мне Бог», посвященная девятисотлетию хождения во Святую Землю черниговского игумена Даниила.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата выступил на встрече с докладом, текст которого ниже приводится полностью.

2007 год по праву может считаться годом игумена Даниила. Через 10 дней исполняется ровно 900 лет с той Великой Субботы, когда русский человек впервые затеплил у Гроба Господня лампаду от Святого Огня, чтобы принести его на Русь.

Созданное игуменом Даниилом «Хождение» является выдающимся памятником древнерусской церковной мысли. На протяжении веков оно постоянно переписывалось, украшалось миниатюрами, входило в круг чтения православного человека, во многом определив формирование русской картины мира. Оставаясь непревзойденным по своей художественной и богословской глубине, «Хождение» Даниила стало образцом для всей последующей паломнической литературы.

В наше время, когда Русская Православная Церковь восстанавливает традицию паломничества, и у православных верующих вновь появилась возможность своими глазами увидеть святыни Иерусалима и Палестины, «Хождение» игумена Даниила становится востребованным путеводителем – не только по святым местам, но и по всему тысячелетнему пространству нашей духовности и культуры. В эпоху разделений и нестроений, лампада, возжженная Даниилом от Благодатного Огня «за всех князей русских», является символом единства славянских народов и их верности Христу.

Русско-палестинские церковные и культурные связи не уступают по давности самой истории Руси и Русской Православной Церкви. Русский народ, как только узнал о Православии, как только принял в днепровской купели Крещение, устремился в Святую Землю.

Время игумена Даниила – рубеж XI–XII веков – особое время в русской и мировой истории. Эпоха крестовых походов радикально раздвинула духовный, политический и географический кругозор народов, впервые открыв людям христианской Европы, в том числе Руси, Палестину, колыбель христианской цивилизации, целый мир Востока. Для православной Руси вхождение в заповедный мир библейского Востока было глубоким творческим потрясением. Но в отличие от западных крестовых походов движение русских богомольцев привело к возникновению мирного, не рыцарского «сословия», – так называемых «калик перехожих», певцов и сказателей былин, духовных стихов, сливающих порой до неразличимости в своих поэтических образах Святую Землю и Святую Русь. Древнейший из славянских фольклорных памятников – Стих о Голубиной книге – ярко и наглядно передает библейско-палестинскую окрашенность всей русской народной космологии, согласно которой «гора Фавор – всем горам мать», ибо на ней совершилось Преображение Господне, «Иордан-река – всем рекам мать, ибо крестился в ней Сам Иисус Христос», Иерусалим, естественно, «всем городам мать», а «кипарис – всем деревьям мать», так как на кипарисовом Кресте был распят Спаситель.

Русско-палестинские связи становятся важной составляющей в духовной жизни Руси, определяя на столетия вперед «картину мира» русского человека. Тогда же в русском языке, наряду с обычным обозначением странник, то есть уходящий на чужбину, появляется специфически иерусалимский термин паломник, от латинского «пальмариус» ( palmarius).

Подчеркнем и другой важный аспект: тяга к Святой Земле традиционно находила на Руси свое выражение не только в народной поэзии и стихийном паломническом движении, но и в государственной, державной инициативе. В 1001 году, по преданию, сохраненному Никоновской летописью, великим князем Владимиром было отправлено первое посольство на Ближний Восток. Сто лет спустя, в первый год по освобождении Иерусалима крестоносцами, в Святом Граде окончила свои дни русская княгиня Гита Гаральдовна, жена Владимира Мономаха. В 1167 году прибыла с паломничеством в Иерусалим, чтобы умереть и быть похороненной в нем, другая представительница дома Рюриковичей – святая княжна Евфросиния Полоцкая, просветительница Белоруссии. И дальше, прослеживая историю русско-палестинских контактов, мы постоянно будем видеть, как государственная инициатива взаимодействует и переплетается с народным устремлением.

Между тем, православное паломничество как религиозное и культурно-историческое явление лишь в последние годы становится у нас полноценным объектом научного исследования и осмысления. Проходят научные конференции, защищаются диссертации, издаются книги. Не только в церковном обществе, но и в среде историков зреет понимание того, что мы здесь имеем дело с особым явлением, с отдельной стороной в духовной жизни народа.

Православное паломничество, как всякое историческое явление, имеет свои закономерности, свою периодизацию, свою религиозно-психологическую специфику. Очевидно, можно даже говорить о «богословии паломничества», имея в виду осмысление его духовных основ, места в церковной жизни и Предании.

Святые места, храмы, обители, даже развалины древних храмов, обладают благодатной силой воздействия на человека независимо от чьей-либо воли, санкций или запретов, ибо являются материальным свидетельством Божьего присутствия в мире, действия Его в истории. Они образуют в совокупности особую реальность, единственным способом вхождения в которую как раз и являются паломничество и поклонение.

Все богослужение Православной Церкви и устройство православного храма основано на реалиях, связанных со Святой Землей – воспоминании и символическом изображении земной жизни Спасителя от Рождества до Голгофы и Воскресения. Любой христианский храм в литургическом смысле есть модель мира и любой престол в момент совершения Евхаристии является символически Гробом Господним. Символичны и все совершаемые при богослужении действия и обряды. Но коснуться губами, приложиться к подлинному Гробу Господню, поклониться в Гефсимании подлинному ложу Успения Божией Матери, пройти путями Господа Иисуса Христа по Галилее, вознести молитву на том самом месте на Фаворе, где преобразился Он пред апостолами, – это христианин может сделать, только совершая паломничество.

По-настоящему приобщиться к духовному опыту православия можно только пройдя святые места в качестве участника крестного хода. Само слово «паломник», по первоначальному своему смыслу, как раз и означает «участник иерусалимского крестного хода от Виффагии до Гефсиманских ворот Старого Города, с пальмовыми ветвями, – с ветвями ваий».

Паломничество существовало и существует в различных религиозных и национальных традициях. Язычники Греции и Рима приходили за предсказанием будущего к святилищам древних богов, кельты и славяне поклонялись священным холмам и дубравам. Из священной истории Ветхого Завета мы знаем, что благочестивые иудеи регулярно совершали паломничество в Иерусалим, для принесения жертв в храме Единого Бога. Впервые пришедший с родителями на Пасху 12-летний отрок Иисус был найден в Иерусалимском Храме, беседующим с учителями (Лк. 2. 41-49). Время общественного служения Спасителя определяется по Евангелию от Иоанна тремя Пасхами (Ин. 2. 13; 6. 4; 11. 55), в канун последней из них, Пасхи Страданий, совершился искупительный подвиг Сына Божия на Голгофе. На Пасху в Иерусалим каждый раз спешит из своих благовестнических путешествий святой апостол Павел (Деян. 18. 21-22; 19. 21; 21. 13).

Особый характер приобрел Иерусалим после Воскресения и Вознесения Спасителя как центр паломничества христиан. Со времени равноапостольных Константина и Елены, обретших святыни Голгофы и Живоносного Гроба, воздвигших первые христианские храмы на местах евангельских событий, паломничество становится постоянной формой церковной жизни. С дальнего Запада, от пределов Британии, Галлии, Испании, и всех концов земли устремляются верующие в Иерусалим. Многие из них по возвращении описывали свои хождения. Так формировалась целая литература – итинерариев на латинском Западе, проскинитариев на греческом Востоке.

Другая серьезная проблема – это соотношение духовной реальности евангельских святынь и сугубо археологической, научной обоснованности их как мест поклонения.

Мы знаем, что Господь ходил по Иерусалиму, который лежит от трех до пяти метров ниже нынешнего уровня Иерусалима. Да, культурный слой нарастает, это скажет любой археолог. Но когда вы видите наших русских паломников, особенно женщин, которые падают на колени и лобзают камни вот этой сегодняшней мостовой, вы понимаете, что они не ошибаются, что верующее сердце здесь не ошибается, что вопрос не в археологической точности, этого камня коснулся Спаситель или не этого. Речь ведь идет не об археологической, а об историко-литургической реконструкции. Да, этот путь есть повторение Крестного пути Спасителя. Вот в это мы верим и этих камней мы касаемся, и этим путем мы должны пройти, как прошли им до нас на протяжении истории тысячи и сотни тысяч православных паломников, ради этого устремлявшихся в Святую Землю.

Другой пласт актуальной для нас и сегодня проблематики связан с церковно-историческими реалиями Хождения игумена Даниила, прежде всего вопрос взаимодействия в Святой Земле различных Поместных Церквей и конфессий. Игумен Даниил с благодарностью вспоминает о встречах и общении с греческим духовенством Кипрской и Иерусалимской Православных Церквей. 16 месяцев, по его словам, он пребывал в Лавре преподобного Саввы Освященного, где Господь помог ему встретить святого и опытного старца, «весьма книжного», который искренне полюбил посланца далекой Руси и «показал добре все святые места в Иерусалиме и по всей Святой Земле, и до Тивериадского моря водил и до Фавора, и до Назарета, и до Хеврона, и до Иордана и потрудился» с Даниилом «любви ради».

Особый интерес имеет опыт его общения с католическим духовенством латинского Иерусалимского королевства крестоносцев. Даниил неоднократно упоминает об исключительно дружелюбном и доверительном отношении к себе и своим спутникам со стороны крестоносных рыцарей.

Завершается Хождение первым в русской литературе повествованием о схождении Благодатного огня. В этом эпизоде ровное и доброжелательное отношение к католическому духовенству раскрывается наиболее ярко. Храм Гроба Господня в Иерусалиме, как и другие святыни Палестины, принадлежал тогда католикам. Для современного читателя может показаться почти невероятным тот факт, что в описании русского православного игумена в богослужении Великой Субботы «латинянам» сослужат «попы православные, и черноризцы, и все духовные мужи, и пустынники многие». И когда «воссиял Святой Свет во Гробе Господнем, латинский епископ с 4 диаконами открыл дверь Гроба, и взял свечу у князя Балдуина, и первым делом зажег свечу князя от Святого Света. И стал князь на месте своем, держа свечу с великой радостью, и от него мы все зажгли свои свечи». Столь тесного и единодушного единения христиан восточных и западных в литургической молитве храм Гроба Господня, пожалуй, не видел более со времен Даниила.

Читайте также:  Владимир Богоявленский: биография священника, труды, мощи и почитание

Этот духовный опыт Иерусалима в смысле устроения единого сакрального пространства для верующих всего христианского мира актуален и сегодня. Православные паломники с одинаковым усердием посещают и Камень Моления о Чаше, оказавшийся с 1924 года в «Храме Всех Наций» в Гефсимании, и Пещеру раскаяния апостола Петра в храме святого Петра в Галликанту, принадлежащем ордену ассумпционистов, и немецкую бенедиктинскую базилику на месте Успения Божией Матери на Сионе.

Русские православные паломники смиренно обучались и обучаются здесь воспитывать в себе, как любил говорить архимандрит Антонин (Капустин), «терпимость, столь нужную тому, кто решился принести на Гроб Господень дань и своей признательной души вместе с тысячами других, подобных ему пришельцев, часто не похожих на него ничем, кроме одного образа человеческого и имени христианского».

Игумен Даниил и его хождение

Игумен Даниил: русский путешественник-молитвенник и его хождение

Одна из великих, но во многом утраченных православных традиций — паломничество в святые места, к мировым святыням. Благодаря удобным перелетам и автомобилям сегодня паломничество часто превращается в туристическую, развлекательную поездку. Но долгие века все было иначе — также и сегодня каждый может подумать, что сделать для того, чтобы путь к святыне стал путем к самому себе и к Богу.

Кто такой игумен Даниил?

Это настоятель одного из русских монастырей, совершивший большое путешествие на Святую землю — в Палестину и во многие другие страны. Он создал памятник древнерусской словесности — «Хождение игумена Даниила», в котором рассказал о трудностях и благодатной помощи Божией, которую получил в пути. Свой путь он прошел в XI — начале XII века, поэтому «Хождение» — древнейшее русское сказание о паломничестве на Святую Землю.

Многие исследователи и богословы называют его «игуменом земли Русской», предтечей преподобного Сергия Радонежского, который с честью принял это звание благодаря своему значению для русского монашества. В лице игумена Даниила за два столетия до появления на свет преподобного Сергия молодая Церковь Русская и все жители русских земель обрели молитвенника и предстоятеля перед Богом. Даниил не прославлен в лике святых, но почитаем многими, по крайней мере, благодарными ему людьми.

Биография игумена Даниила

История сохранила совсем немного сведений о самом игумене. Исследователи полагают, что жил он в Киевской Руси на рубеже XI-XII веков. Историк Николай Карамзин оставил в своем великом труде «История государства Российского» предположение, что это Даниил, поставленный епископом в городе Юрьеве-Южном в 1115 году и скончавшимся там же в 1122 году. Сегодня этот город называется Белая Церковь.

Современные историки подтверждают эти сведения, говоря, что в таком случае игумен Даниил родился под городом Черниговым и поступил в Киево-Печерскую лавру иноком, там со временем он и стал монахом, затем получил сан игумена — обычно его дают как поощрение.

Известно, что паломничество в Святую землю и Царьград отец Даниил совершил в течение двух лет: около 1006 года, а возможно оно завершилось в 1008 или 1115 году. Это становится ясным из упоминаний имен русских князей и правителя Константинополя, с войском которого Даниил совершил один из переходов в пути.

Паломничество игумена Даниила

Этот памятник литературы был «бестселлером» в Древней Руси: о пути рассказано интересным и легким (как можно оценить этот почти тысячелетний текст и сегодня) языком, а археологи нашли более сотни рукописных списков «Хождения» — почти беспрецедентный случай для тех времен.
Литературоведы по сей день называют этот текст литературным шедевром: здесь есть и интересный сюжет, и бытовые подробности, и географические, экономические, исторические сведения. Конечно, современный человек с трудом воспринимает текст на старославянском, однако сегодня есть ряд переложений и пересказов.

Книга разделена на главы, имеющие подзаголовки по темам:

Путь до Иерусалима,

Святыни острова Патмос,

Святая Земля: гора Голгофа и Воздвижение Креста Господня,

Вифлеемская пещера, где родился Спаситель.

Свой длинный путь игумен Даниил начал из Киева, и основной целью его была Святая земля Палестины, где совершил свой земной путь Господь Иисус Христос и где находятся священные для всех христиан места: Иерусалим, Назарет, Вифлеем, Елеонская гора и Голгофа.

С 1099 по 1187 годы Палестина была под властью крестоносцев, поэтому в то время паломничества были особо опасны (отметим также, что в те далекие годы было в принципе страшно путешествовать). На этих землях велись постоянные войны, поэтому и игумен Даниил был под постоянной охраной воинов, путешествовал обычно с двумя спутниками-монахами, которые выехали с ним из Киевской Руси.

Сначала игумен Даниил посетил Палестину, затем Константинополь — ныне Стамбул, исторический центр для православных, ведь здесь была основана первая православная столица в мире. Одной из целей путешествия была дипломатическая миссия: необходимо было пообщаться с правителями Византии и, по поручению киевских князей, попытаться договориться с ними, чтобы уменьшить накал противостояния крестоносцев и арабов.

Путь игумена Даниила

В первую очередь отец Даниил посетил храм Гроба Господня — собор, построенный над местом Воскресения Христа, главную святыню христианства, и прошел крестный путь Господень.
Обычно сегодняшние паломники и туристы заканчивают на этом свой путь. Как дипломат, игумен Даниил мог ограничиться делами, но как ученый, исследователь и паломник он посетил множество Иерусалимских храмов, обошел места проповеди Христовой и побывал в Греции, где на острове Патмос пребывал в заключении апостол Иоанн.

Русский путник смог омыться в водах реки Иордань, где Иоанном Предтечей был крещен Сам Христос;

Отец Даниил молился в комнате, где была Тайная вечеря Христа и апостолов перед Его Крестной смертью;

Побывал в доме, где совершилось Успение Божией Матери;

Восходил на гору Фавор, где совершилось Преображение Христа;

Посетил Назарет, где в первые годы своей жизни жил Христос;

Отец Даниил побывал в Эфесе, где сохранено множество святынь: гроб Иоанна Богослова, пещера с мощами семи отроков Эфесских, проспавших 360 лет, мощи Марии Магдалины;

На кораблях отец Даниил посетил греческие острова Хиос, Родос и Кипр. На Родосе игумен Даниил, по его словам, обнаружил следы посещения острова киевским князем Олегом. Он описал и главную на тот момент святыню острова Кипр (не дошедшую до наших дней) — кипарисовый крест на горной вершине острова поставленный царицей Еленой с оставленным в нем Гвоздем Древа Христова.

В городе Яффа он с Божией помощью начинает обратный путь — отец Даниил пишет, что в этом городе, начале паломничества для многих путников, разбойничают арабы.

Почему древнее описание святынь Палестины актуально и сегодня?

Важнейшим моментом, поучительным для всех, является то, что игумен Даниил воспринимал свое путешествие как общерусское дело. Так, он добился разрешения духовенства храма Гроба Господня на важную привилегию: в Великую Субботу установить на Гробе Господнем лампаду «от всей Русской земли».

Он молился обо всех православных людях, себя же по канону древнерусской литературы и в соответствии с добродетелями христианскими представлял как недостойного милостей Божиих, явленных ему.

Интересно, что большинство святынь бережно сохранено и по сей день. Каждый из нас может, по сути, повторить путь игумена Даниила, но без тех опасностей, которые сопровождали его в пути.

Да упокоит Господь душу игумена Даниила, его же молитвами и нас помилует!


Игумен Даниил

Сегодня во многом утрачены истинные традиции православия, но современные люди могут судить о них по документам из прошлого. Например, было принято совершать паломничества в Святую Землю. Игумен Даниил оставил подробное описание своего путешествия, совершенного много столетий назад.

Игумен Даниил: русский путешественник-молитвенник и его хождение

Одна из великих, но во многом утраченных православных традиций — паломничество в святые места, к мировым святыням. Благодаря удобным перелетам и автомобилям сегодня паломничество часто превращается в туристическую, развлекательную поездку. Но долгие века все было иначе — также и сегодня каждый может подумать, что сделать для того, чтобы путь к святыне стал путем к самому себе и к Богу.

Смотреть что такое «Даниил, игумен» в других словарях:

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.

Кто такой игумен Даниил?

Это настоятель одного из русских монастырей, совершивший большое путешествие на Святую землю — в Палестину и во многие другие страны. Он создал памятник древнерусской словесности — «Хождение игумена Даниила», в котором рассказал о трудностях и благодатной помощи Божией, которую получил в пути. Свой путь он прошел в XI — начале XII века, поэтому «Хождение» — древнейшее русское сказание о паломничестве на Святую Землю.

Многие исследователи и богословы называют его «игуменом земли Русской», предтечей преподобного Сергия Радонежского, который с честью принял это звание благодаря своему значению для русского монашества. В лице игумена Даниила за два столетия до появления на свет преподобного Сергия молодая Церковь Русская и все жители русских земель обрели молитвенника и предстоятеля перед Богом. Даниил не прославлен в лике святых, но почитаем многими, по крайней мере, благодарными ему людьми.

Загадочный инок — биография Игумена

История сохранила очень немного сведений о самом игумене Данииле. Но большинство ученых считает, что жил он во второй половине 11 — начале 12 вв. Родился в черниговской губернии, поступил в Киево-Печерский монастырь. Там он со временем стал игуменом. Затем был рукоположен в сан епископа. Также известно, что он скончался осенью 1122 г.

Само паломничество в Святую землю игумен Даниил совершил в 1104-1006 гг. О себе он пишет очень мало, у монахов это не принято. Их удел — молиться в тишине своей кельи, спасая не только свои души, но и совершая молитвенный подвиг за всех, кто называет себя верующими.

Краткое содержание хождения Игумена Даниила

Современному человеку довольно сложно воспринимать текст, написанный около тысячи лет назад на славянском языке. Поэтому многие знакомятся с «Хождением» игумена Даниила в сокращенной форме.

Книга разделена на большое количество глав, они не очень длинные. Каждая имеет собственный заголовок, в котором отражена тема.

  • О том, как проходила дорога до Иерусалима.
  • Об острове Патмос.
  • О Кипре.
  • О горе, на которой св. Елена поставила Крест Господень.
  • О пещере, где родился Спаситель.

Монах посетил множество святых мест, которые имеются на Святой Земле. И в наши дни туристы едут туда, даже если не причисляют себя к христианам. Придя в святой город, монах жил в обители св. Саввы более года. Он все средства растратил на то, чтобы оплатить услуги местных гидов, но нашелся старец, который стал водить его бесплатно.

Конечно, принято в первую очередь посещать Храм Гроба Господня, пещеру Воскресения, проходить крестный путь, которым шел Христос. Но игумен Даниил на этом не остановился. Он посетил множество храмов, побывал в Греции — например, на острове Патмос, где находился в заключении апостол Иоанн. Также обошел всю Галилею.

В те времена путешествие было не только очень долгим, но и опасным. Например, во время приближения к святому городу многие рисковали подвергнуться нападению грабителей. Иерусалим окружен пустыней, к тому же чтобы подойти к нему, надо осуществить продолжительный и трудный подъем. Поэтому большинство паломников плакали от радости, увидев впереди ворота Святого Города.

Путнику удалось окунуться в воды священной реки Иордан, в чьи воды опускался Господь. Побывал он в церкви, где стояла горница Тайной вечери, молился в комнате, где совершилось успение Божией Матери. Посетил он множество мощей святых, чьими жертвами распространилось христианство в первые столетия. Восходил на Фаворскую гору, посетил и Назарет. Получилось насыщенное путешествие, полезное для души.

Читайте также:  Артемий Антиохийский - житие и биография святого, мощи, почитание и дни памяти, труды

Почему древнее описание святынь Палестины актуально и сегодня?

Важнейшим моментом, поучительным для всех, является то, что игумен Даниил воспринимал свое путешествие как общерусское дело. Так, он добился разрешения духовенства храма Гроба Господня на важную привилегию: в Великую Субботу установить на Гробе Господнем лампаду «от всей Русской земли».

Он молился обо всех православных людях, себя же по канону древнерусской литературы и в соответствии с добродетелями христианскими представлял как недостойного милостей Божиих, явленных ему.

Интересно, что большинство святынь бережно сохранено и по сей день. Каждый из нас может, по сути, повторить путь игумена Даниила, но без тех опасностей, которые сопровождали его в пути.

Да упокоит Господь душу игумена Даниила, его же молитвами и нас помилует!


Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли

Игумен Даниил из Русской земли захотел увидеть город Иерусалим и всю Святую землю. Дошёл он до Иерусалима, обошёл землю Галилейскую и решил описать всё, что видел. Он надеялся, что многие, прочитав об этом, потянутся «душею и мыслию» ко святым местам.

Придя в Иерусалим, Даниил шестнадцать месяцев прожил в монастыре святого Саввы. Все свои деньги он отдавал провожатым, которые показывали ему святые места. К счастью, Даниил встретил в лавре некоего старца, который согласился водить его по всей Святой земле.

Игумен ехал в Иерусалим через Царьград. Оттуда его путь лежал в Эфес, где находится гроб Иоанна Богослова, а также мощи семи отроков эфесских и многих других святых. В стороне, далеко в море — остров Патм, где Иоанн Богослов написал Евангелие. Дорога шла через остров Род, где добывается чёрное благовоние под названием гомфит. Побывал игумен и на большом острове Крит, где царица Елена поставила кипарисный крест. На этом острове собирают ладан.

Последние вёрсты по дороге к Иерусалиму особенно трудно преодолеть: здесь велика опасность нападения сарацинов. А когда наконец открывается вид на Иерусалим, все христиане льют слёзы радости.

В Иерусалимской церкви Воскресения находится Гроб Господень. Это маленькая пещерка, где лежало тело Иисуса Христа Недалеко оттуда и темница, куда посадили Христа перед казнью, и Голгофа, где его распяли. В Иерусалиме много мест, которые напоминают о Ветхом Завете: жертвенник Авраама, столп, где пророк Давид написал Псалтирь, дом Урии. Есть там и двор Иуды, который всё стоит пустым, ибо никто не решается там поселиться. Неподалеку — Овчая купель, где Христос исцелил расслаб­ленного.

В Иерусалиме стоит и церковь Святая Святых. На этом месте Иаков боролся с ангелом и видел во сне лестницу, ведущую на небо. И пророк Давид здесь видел ангела. Старая церковь Святая Святых разрушена, а эта построена начальником сарацинским по имени Амор. Там же, рядом, дом Соломона.

Село Вифания находится за две версты от Иерусалима. В нем Христос воскресил Лазаря. Село Гефсимания тоже близко от Иерусалима. В нём находится гроб Богородицы. Это небольшая пещерка. Над ней была построена церковь, но её разорили мусульмане. Неподалеку оттуда — пещера, где был предан Христос, и сад, где он молился перед казнью. По дороге оттуда к Елеонской горе находится пещера, где Христос научил апостолов молитве «Отче наш». С Елеонской горы Христос вознёсся; теперь на этой горе есть как бы каменный круглый двор, посредине — «теремок» без верха, а в нём — тот самый камень, с которого вознёсся Христос.

Сам же Иерусалим — город большой и крепкий. Вокруг него — горы и ущелья. Место это безводное, так что все люди и животные пьют дождевую воду. Хлеба хорошие родятся там без дождя и много полезных деревьев растёт.

Путь от Иерусалима к Иордану «тяжек велми и страшен и безводен». Тут высокие горы и много разбойников. А неподалеку — Содомское море.

На Иордане, на том самом месте, где Иоанн Креститель крестил Христа, построен небольшой алтарь и свод. Вода Иордана мутная и вкусная для питья. Рядом — то место, где Илья-пророк вознёсся в небо на колеснице огненной. Сохранилась пещера Иоанна Крестителя, а также пещера пророка Илии.

Игумену Даниилу удалось трижды побывать на Иордане, в том числе в день великого водоосвящения. В этот день множество народу приходит на Иордан. Все поют молитвы, а в полночь купаются в реке.

Оттуда несколько верст до города Иерихона и горы Гаваонской, которые связаны с именем Иисуса Навина. В той же горе есть пещера, где Христос сорок дней постился.

От Иерусалима до Феодосиева монастыря шесть вёрст, а оттуда шесть вёрст до монастыря святого Саввы. Лавра эта удивительно устроена. Раньше там протекал глубокий поток с высокими и скалистыми берегами. Поток обезводел, а на обрывах лепятся монашеские кельи. В лавре много мощей великих святых. Рядом с лаврой — высокие скалы, где водятся дикие звери, и Содомское море, в котором нет ничего живого, ибо под ним — место мучений.

Вне городской стены — гора Сионская, где был дом Иоанна Богослова, в котором Христос вечерял с учениками. На этом месте построена церковь. В этой же церкви — комната, где преставилась Богородица. Неподалеку дом Каиафин, где Петр отрекся от Христа. Под горой — село Скудельничье, которое купили на полученные за Христа тридцать сребреников.

В шести верстах от Иерусалима — Вифлеем. Там, в пещере, Богородица родила Христа. Над этой пещерой выстроена большая Церковь. Там находятся ясли, в которые положили младенца Христа. Рядом — место, где ангелы благовестили пастухам о Рождестве.

К югу от Вифлеема находятся Хеврон и Мамврийский дуб. Места эти опасны для проезжающих, но у игумена Даниила были хорошие попутчики, и все вместе прошли страшные места благополучно.

Мамврийский дуб красив и раскидист. Под этим дубом обедала Святая Троица, придя к патриарху Аврааму. А Хеврон — это Земля Обетованная. Она очень плодородна. Здесь находится Сугубая пещера. В ней лежат тела ветхозаветных праведников.

Сохранился каменный столп, в который превратилась жена Лота. Столп этот стоит на взгории. А до места, где был Содом, игумен Даниил так и не дошёл. Это место опасно, и оттуда исходит смрад, от которого можно даже заболеть. Вместе со своими попутчиками Даниил вернулся в Иерусалим.

Возле Иерусалима известно место, где Давид убил Голиафа. А к западу от Иерусалима находится дом Захарии, отца Иоанна Крестителя. Полверсты оттуда до той горы, где пряталась Елисавета с младенцем Иоанном, спасаясь от воинов Ирода. Ещё западнее — село Ельмаус, по пути в которое воскресший Христос явился ученикам.

Побывал игумен Даниил и в Капернауме, и на горе Кармильской, где жил Илья-пророк. Оттуда он направился в город Акру, оттуда в Антиохию Великую. Мимо многих городов проплыл он на корабле. Возле города Патары на его корабль напали корсары, захватили всех и ограбили. А дальнейший путь до Царьграда прошёл без происшествий.

Есть дорога от Иерусалима в Галилею, к городу Тивериаде. Путь этот очень тяжёл и страшен, но игумен Даниил преодолел его вместе с войском иерусалимского князя Балдвина, короля крестоносцев, который ехал на войну. Игумен попросил, чтобы Балдвин взял его с собой, и тот охотно согласился. Некогда в этих местах был убит Саул и братья бросили Иосифа в ров.

Воины Балдвина, а с ними и Даниил остановились на ночлег у колодца Иакова. А потом пошли мимо города Васана к верховьям Иордана. В тех местах водится много львов и часты нападения сарацин. Там есть водоём, где купался Христос с учениками. Искупался там и Даниил и его попутчики.

У моста в верховьях Иордана князь Балдвин с воинами остановился пообедать. Потом он пошёл в Дамаск на войну, а Даниил с другими паломниками ходил по святым местам, пока через десять дней Балдвин не вернулся с войны. Паломники купались в Тивериадском море. В этом море водится вкусная рыба, которую любил есть ещё Христос.

В городе Тивериаде Христос совершил множество чудес. На склоне горы известно место, где Христос накормил пять тысяч людей пятью хлебами. Фаворская гора и Назарет находятся западнее Тивериадского моря.

Гора Фавор очень красива На самом верху её — место, где преобразился Христос. Оно обнесено каменной оградой. На этой горе теперь латинский монастырь. Рядом — пещера, где жил святой Мелхиседек.

Погостив в Преобра­женском монастыре, Даниил с прочими паломниками пошёл на запад, к Назарету. Спутников было мало, и все они были безоружны. Но путь они прошли благополучно, хотя и было страшно.

Назарет, где было Благовещение, где много лет прожил Иисус Христос, — маленький городок в горах. Там сохранился гроб Иосифа, обручника Марии. Латиняне устроили церковь над тем местом, где произошло Благовещение. Из Назарета игумен Даниил со спутниками пошёл в Кану Галилейскую, где Христос превратил воду в вино. Там паломники встретили большой отряд и пошли вместе с ним в Акру. Оттуда же пустились в обратный путь к Иерусалиму. И во время всех этих путешествий с ними не случилось ничего плохого.

Игумену Даниилу довелось увидеть, как ко Гробу Господню сходит свет небесный. В Великую Пятницу вливают чистого масла во все лампады, которые находятся в Гробе Господнем. Лампады оставляют незажжёнными. Гроб же Господень закрывают и гасят лампады и свечи во всех храмах. В пятницу же игумен Даниил пошёл к князю Балдзину и попросил разрешения поставить лампаду на святом Гробе от всей русской земли. Князь разрешил. Это было для Даниила великой радостью. Он поставил лампаду и поклонился святому Гробу.

В Великую Субботу перед церковью всегда собирается множество людей. Внутри церкви находятся одни священники. Когда приходит князь с дружиной, открывают церковные двери, и в большой тесноте, давке люди наполняют церковь. Все не могут войти: многие остаются снаружи. Все молятся, взывают: «Господи, помилуй!» И сам князь Балдвин стоит «со страхом и смирением великим».

Когда князь с дружиной пошёл ко Гробу Господню, он позвал с собой игумена монастыря святого Саввы и братию его. Вместе с ними пошёл и игумен Даниил. Князь повелел идти игуменам и монахам впереди, а дружине — сзади. Когда подошли к церкви, дружина князя силой проложила путь ко Гробу. Православные священники стали над Гробом, латиняне — в великом алтаре. В восьмом часу и те и другие начали свою службу.

А в девятом часу на небе появилась туча и небольшой дождь прошёл над святым Гробом. Тогда в пещере воссиял свет. Епископ вошёл туда и зажёг свечу от небесного света и подал князю. От этой свечи все люди в церкви зажгли свои свечи и ликовали, восклицая «Господи, помилуй!». Кроме Даниила, это чудо видели другие новгородцы и киевляне, которые были в Иерусалиме в Пасхальную ночь.

С горящими свечами все пошли домой и зажгли от них лампады в своих церквах.

На следующий день игумен Даниил с игуменом и братиею монастыря святого Саввы опять пошли ко Гробу Господню. Войдя в пещеру, они увидели горящие лампады. Эконом и ключник рассказали, что зажглись только те лампады, которые были поставлены православными.

Через три дня игумен Даниил пошёл взять свою лампаду от Гроба Господня. Ключник дал ему кусочек камня из пещеры.

У Гроба игумен Даниил молился прежде всего о князьях русских, а только потом о себе.

Ссылка на основную публикацию