Икона «Лиддская»: история и описание, в чем помогает и как молиться, где находится

Лиддская нерукотворная икона Божией Матери

Лиддская икона Божией Матери, или Римская икона Пречистой — это почитаемый Православной церковью нерукотворный образ с ликом Пресвятой Богородицы и Младенца Иисуса. Празднование святынь совершается по дням их обретения:

  • 12 марта (по старому стилю 25 марта) Лиддской нерукотворной на столпе икон Божией Матери;
  • 26 июня (по старому стилю 9 июля) Лиддская (Римская) икона Богородицы.

Верующим людям известно существование Нерукотворного образа Христа, который первый появился на его пути к Голгофе. Иисус, падая и поднимаясь, проходил свой последний Крестный путь. Добрая женщина, видящая его муки, подала Сыну Божьему плат, чтобы он смог вытереть кровавый пот со своего лба. Иисус взял ткань: после того как он вытер лицо, оно отпечаталось на материале. Так была создана первая икона с ликом Господа. Позже появились другие.

Удивительное появление образа Богородицы на столпе

Святые апостолы Иоанн Богослов и Петр несли свет своего учителя Христа людям. На этот раз проповеди звучали неподалеку от Иерусалима, в городе Лиде (более позднее его название Диоспол). Община из новообращенных христиан собиралась в новом, только что построенном, храме, посвященном Пречистой Деве.

Вернувшись на время в Иерусалим, апостолы обратились к Божьей Матери, вымаливая для Лиддского храма благословения, освящения, просили ее посетить новую христианскую обитель. На что Пречистая молвила любимым ученикам Иисуса, чтобы те спокойно возвращались к пастве, а Приснодева там будет. Войдя в Лиддский храм, апостолы вдруг увидели настоящее чудо – на одном из столпов, служивших опорой свода здания, появился удивительной красоты образ Царицы Небесной, причем он проявился сам по себе, без участия рук человеческих. Позднее Матерь Божия пришла во храм, она освятила его, передала дивному изображению божественную силу и благодать.

Особенности нерукотворной Лиддской иконы Богоматери

Изображение Пречистой Девы Марии с Младенцем Христом, восседающем на левой руке, принадлежит к иконописному типу «Одигитрия». Мария склонила голову к голове Сына Божьего. Основная черта, отличающая этот образ от других богородичных композиций, – положение рук: правая Спасителя и левая Пречистой соприкасаются между собой. Выглядит так, будто Богоматерь старается прикрыть своею кистью руку Младенца Христа.

Нерукотворная икона привлекала все больше людей к христианскому храму, которые желали воочию увидеть чудесный Лиддский образ. А увидев однажды, в их сердцах рождалась и росла вера Господу Иисусу Христу, желание следовать очерченным им путем.

Иконоборчество против нерукотворного образа

Спустя почти триста лет во время властвования Юлиана Отступника (с 361 по 363 год), убежденного язычника, противника христианства, икона Божией Матери Лиддская вновь явила чудо. Правитель послал в храм Матери Божией каменотесов, наказав им уничтожить нерукотворную икону. Мастера старались выполнить задание – стесать святое изображение, но оно не исчезло. Казалось, что образ Богородицы уходит вглубь каменного столпа.

Известие о чудесной силе иконы быстро распространялось среди христиан Палестины, они шли со всех концов страны, чтобы поклониться святому образу Царицы Небесной. С обретенного лика изготовили копию, которую отвезли в Рим. Эта икона проявила силу, стала чудотворной.

Нерукотворный Лиддский образ Богородицы в церкви Энея

Есть свидетельства, что христиане владели еще одним Лиддским нерукотворным образом Матери Христа. Изображение видели в Лиддской церкви, созданной неким Энеем, человеком, которого исцелил от болезни сам святой апостол Петр. Христианское здание храма хотели забрать себе язычники и иудеи. Чтобы разрешить спор, правитель принял решение закрыть помещение на трое суток, ожидая какого-то знамения, которое подскажет правильный вердикт. Открыв храм спустя оговоренное время, участники конфликта увидели нерукотворное изображение Царицы Небесной.

Появление и существование двух Лиддских икон было подтверждено тремя восточными Патриархами: Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским. О них упоминалось письмом к Феофилу, императору-иконоборцу (829-842 годы). Информация об упомянутом письме встречается в историческом трактате о нерукотворном образе Иисуса Христа города Едесса. Его авторство принадлежит императору Константину Багрянородному (912-959 годы).

Чудеса Лиддских образов

Сегодня не известна точная судьба и нахождение первообретенного Лиддского нерукотворного изображения Богоматери. Последние свидетельства о нем, повествуют о многочисленных чудесах, творимых в XI веке.

Высоко ценил чудесную богородичную икону святой Герман (будущий Константинопольский патриарх), живший в VIII веке. Он направился к Палестине с желанием повидать все святые прославленные места. Придя в Иерусалим, Герман поклонился гробу Иисуса Христа, затем направился к святым местам Лидды. Находясь под сильным впечатлением от увиденного, будущий патриарх заказал у местного иконописца написать на доске точную копию нерукотворной иконы. С благоговением паломник взял ее с собой в Константинополь. А после всегда держал образ при себе и ежедневно перед ним молился.

С восхождением на престол императора-богоборца Льва Исавра Герман стал подвергаться гонениям. Находясь в нужде и изгнании, владыка понимал, что приближается его кончина. Он написал послание Папе Римскому Григорию, поместил его в образ и опустил на волю волн, говоря, чтобы Владычица (икона) уходила сейчас же не от Ирода в Египет, а от врага с именем зверя в Рим, «к благочестивым христианам». На следующий день образ остановился в устье Тибра, достигнув Рима. Папе Григорию II было видение во сне, известившее о появлении образа. Он отправился навстречу со всеми служителями храма, принял шествовавшую по воде святыню, а затем установил ее в алтарь собора Св. Петра. Скоро множество паломников устремились к новой римской иконе за исцелениями.

После восстановления почитания святых образов (842 год) римляне обратили внимание на повторяющиеся колебания Лиддской иконы. И вдруг во время церковной службы она поднялась и, шествуя над головами прихожан, вышла из храма и снизошла на воды реки Тибр. Римляне испугались, что образ покинул их в знак гнева Всевышнего. Икона тем временем приплыла к Царьграду, остановилась недалеко от царских палат, в гавани. Благочестивые люди взяли ее и доставили императору Михаилу и царице Феодоре, его матери. Вновь обретенную святыню император, патриарх, свита поместили в храме Богородицы (площадь Халкопратия). Так Лиддская икона Богородицы получила название Римской.

Списки Лиддской нерукотворной иконы в России

Один из изводов Лиддского образа Пресвятой Богородицы до переворота 1918 года хранился в Борисоглебском мужском монастыре (Ростовской епархии). Это почти 18 км от Ростова Великого. 1588 года ее принес в обитель старец Валаам, который был строителем храма. Копия содержит надпись о том, что это список иконы, которая самостоятельно изобразилась на церковном столпе в храме, построенном апостолами Христа.

В сложные годы лихолетия над святой нерукотворной реликвией Борисоглебского монастыря надругались, сняв с нее драгоценное покрытие – ризу. Немного позже и сам монастырь закрыли, а икону забрали. Дальше следы ценного списка теряются. Лиддский образ передали (1937 год) Государственной Третьяковской галерее, но только согласно документации. На самом деле здесь находится и описана совсем иная икона.

Создание нового списка Лиддской иконы Пресвятой Девы Марии состоялось в мастерской школы иконописи при Троице-Сергиевой Лавре (2001 год) по благословению архиепископа Ростовского и Ярославского Михея. Размеры, композиция и цвета извода полностью совпадают с первообретенной Лиддской нерукотворной иконой. Несмотря на поругания и утраты, Богородица продолжает помогать тем, кто к ней обращается, слышит каждого, просит за каждого.

Икона Божией Матери Лиддская

Празднование 12/25 марта

Тайна христианства начинается с вопроса о его начале. Он (Бог) столько познается нами, сколько может кто увидеть безбрежного моря, стоя на краю его ночью с сжатой в руках зажженною свечою.

Наш рассказ — об иконе, созданной не человеческими руками. По преданию, когда по вознесении Господнем апостолы Петр и Иоанн проповедовали в окрестностях Иерусалима, то посетили и городок Лидду, где основали общину с храмом во имя Пречистой. А когда вернулись в Иерусалим, то попросили Богородицу посетить Лидду, осмотреть посвященный Ее имени храм и благословить его. Матерь Божия ответствовала любимым ученикам Христовым: «Идите с радостью. Я буду там с вами». И молящиеся в лиддской церкви в тот же миг узрели на одном из его столпов неведомо как появившееся изображение Пречистой с Младенцем на Своей левой руке, принадлежащее к типу «Одигитрии». Отличительная особенность этой иконы — в том, что десницы Спасителя и Пречистой соприкасаются, причем Она словно прикрывает кистью Своей руки руку Сына.

Прошло триста лет, и отпавший от христианства римский император Юлиан, так и вошедший в историю под именем Юлиан Отступник, начал гонения на «суеверия» и среди прочего послал в Лидду каменотесов, дабы те уничтожили сей чтимый образ. Но какими бы орудиями ни пытались стереть чудесное изображение, оно лишь глубже врезывалось внутрь столпа. Весть о чуде быстро разошлась по всему христианскому миру, и в Лидду начали стекаться паломники для поклонения нерукотворному образу Богородицы.

Минуло еще четыре столетия, и в VIII веке Констатинопольский патриарх Герман, поклонявшийся палестинским святыням, сделал список с нерукотворного образа Богоматери, привез его в Царьград и еженощно молился перед ним. Именно за свое благоговейное почитание православных икон он вскоре был изгнан с патриаршей кафедры еретиками-иконоборцами во главе с императором Львом Исаврянином. Предчувствуя свою скорую кончину, владыка Герман доверил список с чудотворной морским волнам, воскликнув в слезах: «Гряди, Владычице, и спасайся ныне не от Ирода в Египет, но от звероименитого врага (то есть Льва) в Рим к благочестивым, дабы там укрыться с Предвечным Младенцем от мерзостных рук иконоборческих; прейди сие море великое и пространное плаванием безбедным».

Заметим, что подобным же образом поступали с обветшавшими иконами и наши предки: вплоть до начала XX столетия такие образы нередко опускали в воды рек на волю Божию. Наши пращуры считали, что «человек предполагает, а Бог располагает» и Сам определит дальнейшую судьбу образа.

Именно так и произошло в далеком восьмом столетии: уже на следующий день море вынесло образ к побережью Италии. Благочестивый папа Григорий II был немедленно извещен о чудесной находке, прибыл на берег моря к устью реки Тибр вместе со своим духовенством, и тогда икона невидимою силою всплыла на воздух и опустилась в простертые руки папы. Римский епископ поместил обретенный образ в алтарь собора Святого Петра, а спустя некоторое время получил письменное известие от патриарха Германа, откуда узнал, какую именно святыню приняли итальянские берега. Чудесные исцеления привлекли к ней множество паломников.

Спустя еще столетие с лишним иконоборческая ересь во Втором Риме была окончательно побеждена (в память чего мы доселе отмечаем особый праздник Торжества Православия). Тем временем молившиеся в соборе Святого Петра стали замечать странные колебания чудотворной иконы. Однажды на виду у всех она поднялась со своего места, проплыла над головами верующих и опустилась в воды Тибра. Течение понесло образ обратно в сторону моря, и тогда народ римский во главе с папой Сергием в слезах возопил: «Увы нам, Госпоже и Царице! Куда отходишь Ты от нас! Не потому ли Ты удаляешься из Рима, что и нам грозит иконоборческая ересь, по причине которой покинула Ты Константинополь? О Всемогущая, доколе не укротишь Ты еретической бури, возмущающей Церковь Христову?»

Тем временем икону вынесло в море, и вскоре ее увидели на волнах прямо у константинопольской пристани. Византийская царица Феодора решила, что это один из тех образов, которые иконоборцы топили в Босфоре, привязывая к ним тяжелые камни.

Но когда до Рима дошло послание императора Михаила и патриарха Мефодия, извещавших собратьев на Западе о состоявшемся во Втором Риме Поместном Соборе, восстановившем иконопочитание, все поняли, что обретенный образ и есть та самая икона, которая чудесным образом покинула Рим.

Читайте также:  Житие Кукши Одесского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Тогда патриарх в сопровождении константинопольского духовенства, в присутствии императора со свитой сановников торжественно водрузил образ в храм Богородицы на площади Халкопратия. Именно тогда он получил наименование Римского с установлением ему особого празднования 26 июня. Главное же празднование нерукотворной Лиддской иконе (на столпе) совершается 12 марта по старому стилю.

О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех и будущия изми муки о Тебе вопиющих: Аллилуиа.

Икона Божией Матери «Лиддская»

Данная статья содержит: молитва божией матери лиддской нерукотворной — информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

История иконы

В городке Лидда был сооружен храм в честь Богородицы, где верующие молили Божию Матерь освятить своим присутствием новую постройку. В самом храме на одном из опорных столбов верующие узрели лик Богородицы, которая благословила храм и прихожан своим явлением. Триста лет спустя в храм были посланы камнетесы, чтобы убрать святое изображение по указу императора Юлиана Отступника, однако их старания были тщетны. С Лиддской иконы было сделано множество списков, которые «разошлись» по разным церквям и храмам, неся свое благословение верующим.

Один из списков с иконы опустили в воды моря, чтобы уберечь его от иконоборцев. Спустя время волны вынесли образ на берег Италии, и вновь Лиддская икона проявила чудеса: множество паломников, устремившихся поклониться Богоматери, были исцелены от недугов.

Лиддская икона Божией Матери

Существует два чудотворных образа Божией Матери, носящих имя небольшого городка Лидды, находящегося на территории Палестины. Икона-первообраз была создана не человеческими руками. По преданию,апостолы Петр и Иоанн, во время своей проповеди в окрестностях Иерусалима, посетили и город Лидду, где основали общину с храмом во имя Божией Матери. После своего возвращения в Иерусалим, они попросили Богородицу посетить Лидду, осмотреть посвященный Ее имени храм и благословить его, на что Матерь Божия ответила: «Идите с радостью. Я буду там с вами». Обещание Богородицы исполнилось во время соборной молитвы в лиддской церкви, когда апостолы и все люди

Происхождение нерукотворного образа Лиддской Божией Матери на столпе вкратце излагается в службе Казанской иконе (8 июля и 22 октября): «Божественнии Слова Апостоли, евангелия Христова велегласные благовестницы, божественную церковь создавшее в пресвятое Твое имя, Богородице, и к Тебе, Госпоже, приходят, молящее Тя приити на тоя освящение. Ты же, о Богомати, рекла еси: идите с миром, и Аз с вами тамо есмь: Они же шедшее обретают тамо на стене церкви Твоего, Владычице, образа подобие…» (седален 3-й песни канона).

чтобы спасти её от иконоборцев

В Борисо-Глебском монастыре существует и свой особый праздник Сретения Лиддской иконы Божией Матери, отмечающий тот день, когда икона была впервые принесена в обитель. Празднование совершается 9/22 февраля.

Об обеих нерукотворных Лиддских иконах писали три восточных Патриарха (Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский) в послании к императору-иконоборцу Феофилу (829-842). Сведения об этом послании находятся в историческом слове о нерукотворном образе Спасителя в Едессе, написанном императором Константином Багрянородным (912-959).

Лиддская икона Божией Матери

Лиддская икона Божией Матери (Римская икона Пресвятой Богородицы) — почитаемая в Православной церквииконаБогородицы. Празднование совершается 12 (25) марта (Лиддская на столпе) и 26 июня (9 июля). Икона относится к иконописному типу Одигитрия. Отличительной особенностью является то, что десницы Богородицы и Иисуса соприкасаются так, что Дева Мария прикрывает кистью руку своего Сына.

Икона имеет легендарное происхождение. Согласно преданию, первообраз иконы является нерукотворным и появился в городе Лидда, где апостолами Петром и Иоанном была основана христианская община. Основание общины было благословлено Девой Марией, и однажды верующие в храме во время молитвы увидели на столбе изображение Богородицы с Младенцем на левой руке. В период правления императора Юлиана Отсупника образ пытались уничтожить, но, согласно церковному преданию, каменотёсы не смогли повредить его. После этого Лидда стала местом христианского паломничества.

Список с Лиддской иконы был заказан константинопольским патриархомГерманом, который в период иконоборчества, по преданию, опустил образ в море, чтобы спасти его от уничтожения. Икона якобы по морю прибыла в Рим, где хранилась в соборе Святого Петра до восстановления в Византиииконопочитания. После этого, согласно преданию, икона сама по морю вернулась в Константинополь и была обретена императрицей Феодорой. После этих событий икона получила своё второе название — Римская.

Легендарная история спасения иконы в период иконоборчества основана на историческом факте отправки патриархом Германом в Рим папе Григорию II ряда константинопольских святынь, которые в настоящее время хранятся в личной папской капелле Сан-Лоренцо рядом с базиликой Сан-Джованни ин Латерано.

  1. The Holy Staircase (History and Devotion). Rome, 2000. p. 5
  2. Фотография алтаря капеллы с константинопольскими святынямиАрхивировано года.

Описание иконы и ее значение

Лиддская икона в одних списках относится к иконографическому типу Одигитрия, в других — Умиление. Дело в том, что все образы Богоматери условно подразделяются на 4 основных типа, несущих в себе богословский смысл:

  • Знамение, символизирует тему Боговоплощения;
  • Одигитрия или Путеводительница, Богоматерь духовно ориентирует нас, направляя ко Христу;
  • Умиление или Сладкое лобзание, самый лиричный образ, открывающий тайну общения Богоматери со Христом;
  • Акафистный, прославление Матери Божией.

Жизнь христианина — это непрестанное восхождение ко Христу, путь, совершаемый из тьмы греха, ошибок к свету Божественной истины, спасению души. И в этом нам на помощь приходит Богородица. Она в свое время послужила мостом, по которому сошел на землю Спаситель. Теперь Матерь Божья — связующее звено, благодаря которому мы все возвращаемся к Богу.

Богоматерь Лиддская (Римляныня) с лицевым сказанием об истории и чудесах

Иконографические особенности образа Одигитрии передают этот богословское послание людям. Фигура Богоматери, изображенная на Лиддской иконе, склонена к Младенцу, который восседает на одной руке, а другая Ее длань указывает на Него.

В этом заключен духовный ориентир, направляющий нас ко Христу, который есть путь, истина и жизнь. Богоматерь несет к Нему наши молитвы, ходатайствует за просящих, оберегает и направляет идущих.

На Лиддской иконе типа Умиление Богоматерь склонилась ко Христу и их лица прижаты друг к другу. Младенец сидит на левой руке Богородицы, а правой Она держит Его руку в Своей. Эта трогательная композиция открывает интимную сторону общения Богоматери с Сыном, символизирует отношения души с Богом.

Описание Лиддской иконы Божией Матери

Лиддскую икону относят к иконописному типу Одигитрии. Узнать святой лик можно по одной особенности: Богоматерь прикасается к руке Предвечного Младенца, словно прикрывая ее. Святой лик обладает притягательной силой, а исполненные любви глаза Богородицы помогают верующим возносить искренние молитвы и просить о прощении грехов.

Иконоборчество против нерукотворного образа

Спустя почти триста лет во время властвования Юлиана Отступника (с 361 по 363 год), убежденного язычника, противника христианства, икона Божией Матери Лиддская вновь явила чудо. Правитель послал в храм Матери Божией каменотесов, наказав им уничтожить нерукотворную икону. Мастера старались выполнить задание – стесать святое изображение, но оно не исчезло. Казалось, что образ Богородицы уходит вглубь каменного столпа.

Известие о чудесной силе иконы быстро распространялось среди христиан Палестины, они шли со всех концов страны, чтобы поклониться святому образу Царицы Небесной. С обретенного лика изготовили копию, которую отвезли в Рим. Эта икона проявила силу, стала чудотворной.

Где находится икона

В России список с иконы можно найти в Москве. Он был передан в Третьяковскую галерею и поныне остается там. Также икона есть в Ярославской области, в городе Ростов. Там список находится в музее-заповеднике. Святой лик есть и в Риме, куда съезжаются паломники для поклонения святыне.

Нерукотворный Лиддский образ Богородицы в церкви Энея

Есть свидетельства, что христиане владели еще одним Лиддским нерукотворным образом Матери Христа. Изображение видели в Лиддской церкви, созданной неким Энеем, человеком, которого исцелил от болезни сам святой апостол Петр. Христианское здание храма хотели забрать себе язычники и иудеи. Чтобы разрешить спор, правитель принял решение закрыть помещение на трое суток, ожидая какого-то знамения, которое подскажет правильный вердикт. Открыв храм спустя оговоренное время, участники конфликта увидели нерукотворное изображение Царицы Небесной.

Появление и существование двух Лиддских икон было подтверждено тремя восточными Патриархами: Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским. О них упоминалось письмом к Феофилу, императору-иконоборцу (829-842 годы). Информация об упомянутом письме встречается в историческом трактате о нерукотворном образе Иисуса Христа города Едесса. Его авторство принадлежит императору Константину Багрянородному (912-959 годы).

Израиль. Центральный округ

Храм вмч. Георгия Победоносца

(Ἱερός Ναός Ἁγίου Γεωργίου ἐν Λύδδῃ)

Последнее обновление страницы: 16:03:57

Координаты: N31.95309 E34.89970 –

Фото Н. Андрущенко.

Для того, чтобы увидеть изображение крупнее, щелкайте по нему мышкой.

Наружные виды

Вид от парковки

Интерьер храма

Надпись под праздничным рядом:

«ΔΑΠΑΝΗ ΜΕΛΕΤΙΟΥ ΑΡΧΙΜΑΝΔΡΙΤΟΥ

ΣΑΜΙΟΥ ΕΧΡΩΜΑΤΙΣΘΗ ΤΟ ΠΑΡΟΝ

ΕΙΚΟΝΟΣΤΑΣΙΟΝ ΤΗ 15 ΦΕΒΡΟΥΑΡΙΟΥ 1872

ΕΠΙ ΤΗΣ ΗΓΟΥΜΕΝΕΙΑΣ ΙΕΡΟΘΕΟΥ ΣΑΜΙΟΥ»

(«На средства Мелетия архимандрита

Самиоса (уроженца о. Самос?) расписан

в игуменство Иерофея Самиоса»)

Крипта с гробницей (мраморным кенотафом) вмч. Георгия

Память вмч. Георгия Победоносца: 23 апреля / 6 мая.

Празднование Обновления храма вмч. Георгия в Лидде: 3/16 ноября.

Молитва божией матери лиддской нерукотворной

икона Богородицы «ЛИДДСКАЯ» (НА СТОЛПЕ В ЛИДДЕ)

25 марта (12 марта по старому стилю)

В церковном календаре существует два названия Лиддской иконы Пресвятой Богородицы: Лиддская (на столпе в Лидде) с празднованием 25 марта ­ ­и Икона Божьей Матери ЛИДДСКАЯ (РИМСКАЯ) с празднованием 9 июля. Но и в том, и другом случае речь идёт об одной иконе Богородицы.

Согласно преданию, Лиддская икона Божией Матери явилась следующим образом. Апостолы Пётр и Иоанн Богослов устроили храм в Лидде, недалеко от Иерусалима. Придя в Иерусалим, апостолы попросили Божию Матерь посетить и Своим присутствием благословить церковь. Пресвятая Дева Мария на это отвечала им: «Идите с радостью, Я буду там с вами». Вернувшись в Лиддский храм, апостолы на одном из его столпов обнаружили нерукотворное изображение Богородицы. В IV веке по приказу римского императора иконоборца Юлиана Отступника образ несколько раз пытались уничтожить – его вырубали каменотесы, но краска лишь глубже врезалась внутрь столба.

В VIII веке Константинопольский патриарх Герман велел сделать список (копию) чудотворной иконы Божией Матери, но во время изгнания иконоборцами, предчувствуя свою скорую кончину, пустил его в море. На другой день Лиддская икона Богородицы чудесным образом достигла Рима, где явила немало чудес и исцелений. Через сто с лишним лет, когда на Востоке было восстановлено почитание икон, во время одного из богослужений Лиддская икона БогоМатери на виду у всех снялась со своего места и опустилась в реку Тибр. Вскоре она прибыла в Царьград, была узнана римскими послами и поставлена в храме Богородицы. С этого времени икона получила ещё одно название – Римская с празднованием 26 июня (9 июля по новому стилю).

После XI века следы Лиддской иконы Божьей Матери теряются, о дальнейшей её судьбе ничего не известно. На Руси список Лиддской иконы Божией Матери известен с XIV века. Древняя святыня, хранящаяся в Борисоглебском монастыре (18 км от Ростова Великого), в 1922 году подверглась поруганию – с иконы была снята драгоценная риза. В 1928 году монастырь был закрыт, икона изъята. В настоящее время находится в Ростовском музее-заповеднике (Ярославская область).

Читайте также:  Афанасий Сахаров - житие и труды, дни памяти и почитание, мощи, письма

Иконы Божьей Матери – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Литература – Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные “духовные” практики.

Молитва перед Лиддской иконой

«Пресвятая Богородица! Ты и лики Твои чудотворные не раз были поруганы иконоборцами и неверующими, но раз за разом образ Твой оставался невредимым. Пресвятая Дева, давшая миру Спасителя, защити и убереги от помыслов дурных, помоги укрепиться в вере и не дай свернуть с пути истинного. Помоги исцелиться от недугов и поддержи в трудную минуту. Аминь».

Дата празднования

Лиддскую икону почитают дважды в год: 25 марта и 9 июля. Священнослужители приглашают верующих в храмы и церкви, чтобы вознести общие молитвы Богородице, поблагодарить ее за оказанную поддержку и попросить о заступничестве.

Обращение к Богоматери не обязательно должно сопровождаться походом в церковь. В момент трудности можно помолиться как дома, так и в пути, чтобы получить поддержку Высших Сил. Лиддская икона будет прекрасным дополнением к домашнему иконостасу и защитит дом от любого зла. Счастья вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Молитва святой Марте на исполнение желания

Чудотворные молитвы часто помогают в жизни. Малоизвестная, но крайне действенная молитва святой Марте поможет вам …

Икона Божией Матери «Споручница грешных»

Икона «Споручница грешных» глубоко почитается православными христианами. Это одна из самых удивительных икон, чей духовный …

Икона Святой Мученицы Софии

София является одной из самых почитаемых святых в православной церкви. Ее жизнь была полна страданий …

Икона святой Маргариты

Святая великомученица Маргарита почитается православными христианами всего мира. Икона этой святой может помочь вам изменить …

ЛИДДСКАЯ (РИМСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

чудотворная святыня древней Палестины, К-поля и Рима, особо почиталась в Московском царстве со 2-й пол. XVI в. История образа восходит к апостольским временам и связана с живописным изображением, возникшим «нерукотворно» на столпе в ц. Пресв. Богородицы, построенной апостолами Петром и Иоанном в г. Лидде (Диосполе) (празднование «образу на столпе в Лидде» совершается 12 марта). В VIII в. свт. Герман I, патриарх К-польский, заказал иконный список с изображения на столпе. Список сначала находился в столице Византийской империи, а в период иконоборчества пребывал в Риме, после того как чудесным образом приплыл туда по воде. После восстановления иконопочитания Л. и. таким же способом вернулась в К-поль, где была поставлена в Халкопратийском храме. С этого времени она получила 2-е наименование «Римская» (греч. ἡ Ρωμαία); празднование иконе установили 8 сент. ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 178), совр. празднование совершается 26 июня.

Самые ранние визант. свидетельства о Л. и. датированы VIII в. ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 276). Русская редакция «Сказания о чудесах иконы Богоматери Римляныни» относится к 1395 г. ( Кулаковский. 1928. С. 470). В сер. XVI в. история Л. и. вошла в Степенную книгу царского родословия в составе Сказания о чудесах иконы Тихвинской иконы Божией Матери в качестве предыстории этой рус. иконы. С этого времени на Руси Л. и. отождествлялась с Тихвинской иконой ( Кулаковский. 1928. С. 474).

Изображений Л. и. византийского времени не известно; Н. П. Кондаков ( Кондаков. Т. 2. С. 176-179) не связывал ее ни с одним из существующих образов Пресв. Богородицы, однако указывал, что, возможно, она принадлежала к типу «Одигитрия Дексиократуса» (т. е. Богоматерь, держащая Младенца на правой руке). Кроме того, Кондаков высказывал осторожное предположение, что Л. и. могла быть соотнесена с иконой Божией Матери «Спасительница Римского народа» (Salus Popoli Romani, VI в.(?), поновлена в XII-XIII вв.) из рим. ц. Санта-Мария-Маджоре. А. Грабар был склонен отождествлять Л. и. с энкаустическим образом Богоматери кон. VII – нач. VIII в. из ц. Санта-Мария-Нуова (ныне Санта-Франческа-Романа) в Риме.

На Руси изображения Л. и. встречаются редко. Самые ранние относятся к XVI в.: в росписях в 2 ярусах на сев. стене и сев.-зап. столбе Покровского (ныне Троицкого) собора в Александровской слободе (60-е гг. XVI в., переписаны в XIX в.); на 22 дробницах (60-е гг. XVI в.) на подвесной пелене (80-90-е гг. XVIII в.) из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК); во фресках на сев. и зап. стенах Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (кон. XVI в.). К тому же периоду относятся: икона «Богоматерь Лиддская (Римляныня), с лицевым сказанием об истории и чудесах» из Ростовского Борисоглебского монастыря на Устье (1587, ГМЗРК); «Смоленская икона Божией Матери, с клеймами» из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК; см. Цицинова (в печати)); росписи Благовещенского собора г. Сольвычегодска (1600, под записью). Во всех случаях изображение Л. и. (исключение составляет икона из ГМЗРК) помещено в сценах, иллюстрирующих отдельные сюжеты «Сказания. ». Иконографический тип иконы тождественен типу Тихвинской иконы Божией Матери, отличительной чертой к-рой является положение правой ступни Младенца, развернутой на зрителя. Таким же образом Л. и. представлена: на 4-рядных створках «Чудеса Римской иконы Богоматери» работы иконописца Истомы Гордеева (после 1602, ГТГ (Музей П. Д. Корина)); на иконе «Богоматерь Тихвинская, с чудесами» работы иконописцев Федора Елизарьева и Гавриила Кондратьева (1668, ГММК); на московской иконе «Богоматерь Тихвинская, с историей образа в 112 клеймах» (история Л. и. помещена в клеймах с 78 по 87; кон. XIX в., ГТГ).

Другой иконографический извод Л. и.- Богоматерь «Одигитрия», без отличительных деталей и надписей, встречается на русских иконах XVII, XIX вв.: на иконе работы иконописца Симеона Спиридонова Холмогорца «Богоматерь с Младенцем на престоле» из ярославской ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (80-е гг. XVII в., ЯХМ), где изображение Л. и. помещено в 2 клеймах (10, 15), иллюстрирующих Сказание о Л. и. ( Чинякова. 2009. С. 22); на иконе работы мстёрского иконописца В. А. Кукина «Богоматерь Неопалимая Купина, с чудотворными иконами Богоматери» (1894, собрание В. А. Бондаренко); на палехской минейной иконе на янв., февр., март и апрель с избранными образами Богоматери на полях (1-я четв. XIX в., собрание И. В. Возякова); на иконе «Успение и свод чудотворных икон Богоматери» (XIX в., ГТГ). На 3 последних изображение иконы сопровождается наименованием «Римская».

В сборнике «Солнце Пресветлое», принадлежавшем сторожу московского Благовещенского собора С. Ф. Моховикову (10-20-е гг. XVIII в.; МГУ НБ. № 293), на л. 76 помещены изображение и краткая история Л. и. (под 12 марта), иконография которой аналогична римскому образу «Спасительница Римского народа» с характерным для него положением правой руки Богоматери, сложенной в благословляющем жесте и опущенной вниз. Так же представлена икона на гравюре Г. П. Терпчегорского кон. XVII – нач. XVIII в. (ГМИИ) с сопровождающей подписью: «Изображение образа Пресвятыя Богородицы Римской, яже писал евангелист Лука, обретается в приделе Павлинове». В сб. «Солнце Пресветлое», переписанном в 1730 г. Федором Мурыгиным (ГИМ. Муз. 42), история образа помещена на листах 86-88 об. Однако судить об иконографии образа нет возможности (гравюра на л. 85 об. отсутствует). Помимо этого на л. 72 об. и л. 142 в сборнике из ГИМ оставлены места под гравюры с изображением 2 икон «Богоматери Римской» (празднование в февр. и марте соответственно, но сами гравюры отсутствуют).

Исключением в наст. время представляется изображение Л. и. в иконографическом варианте «Умиление» в 7 клеймах Смоленской иконы Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК) – 7 клейм из 24 содержат иллюстрации к Сказанию о Л. и.

Поздравления именинникам, подарки

Поздравляем от всей души именинников, отмечающих день памяти своего святого.
В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».
Подарите имениннику подарок, не забудьте!

25 марта – Празднование иконе Божией Матери Лиддская (на столпе в Лидде)

О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех и будущия изми муки о Тебе вопиющих: Аллилуиа.

В церковном календаре существует два названия Лиддской иконы Пресвятой Богородицы: Лиддская (на столпе в Лидде) с празднованием 25 марта и ЛИДДСКАЯ (РИМСКАЯ) с празднованием 9 июля.

Существовало два чудотворных образа Божией Матери, носящих имя небольшого городка Лидды, находящегося на территории Палестины. Икона-первообраз была создана не человеческими руками. В городе Лидде (впоследствии Диосполе), недалеко от Иерусалима, где святые апостолы Петр (память 29 июня и 16 января) и Иоанн Богослов (память 8 мая и 26 сентября) проповедовали Господа Иисуса Христа, для новообращенных был сооружен храм во имя Пресвятой Богородицы. Придя в Иерусалим, апостолы молили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева сказала: «Идите с миром, там и Я с вами буду». Обещание Богородицы исполнилось во время соборной молитвы в лиддской церкви, когда апостолы и все люди увидели на одном из его столпов чудесным образом появившееся изображение Пречистой Богородицы с Младенцем на левой руке – так, как Она позже стала писаться на большинстве Своих образов. Затем и Сама Матерь Божия посетила Лиддский храм и даровала образу Своему особую благодать и силу.

Лиддская икона Божией Матери представляет собой распространенный иконографический тип Богородицы Одигитрии. Отличительная особенность этого образа в том, что десницы Спасителя и Его Матери соприкасаются, причем Богородица словно прикрывает кистью Своей руки руку Сына.

Происхождение нерукотворного образа Лиддской Божией Матери на столпе вкратце излагается в службе Казанской иконе (8 июля и 22 октября): «Божественнии Слова Апостоли, евангелия Христова велегласные благовестницы, божественную церковь создавшее в пресвятое Твое имя, Богородице, и к Тебе, Госпоже, приходят, молящее Тя приити на тоя освящение. Ты же, о Богомати, рекла еси: идите с миром, и Аз с вами тамо есмь: Они же шедшее обретают тамо на стене церкви Твоего, Владычице, образа подобие. » (седален 3-й песни канона).

Через триста лет, во время правления императора Юлиана Отступника (361–363) в Лидде совершилось новое чудо. В храм были посланы каменотесы для уничтожения чудотворного изображения. Однако, как ни старались они стесать священное изображение, оно не исчезало, а лишь углублялось более и более внутрь столпа. Слава о благодатном образе распространилась по всему христианскому миру, и в Лидду стали стекаться многочисленные верующие для поклонения нерукотворному образу Богоматери.

Существовал еще один Лиддский нерукотворный образ Матери Божией. Он находился в храме, созданном в Лидде Энеем, исцеленным святым апостолом Петром (Деян. 9, 32-35). Когда этот храм хотели отнять у христиан иудеи и язычники, то по распоряжению правителя он был заперт на три дня, чтобы явилось знамение для решения спора. Когда через три дня храм открыли, то увидели в нем нерукотворное изображение Матери Божией.

Читайте также:  Максим Грек - житие и биография преподобного, деятельность и сочинения, послания, мощи и почитание, дни памяти

Об обеих нерукотворных Лиддских иконах писали три восточных Патриарха (Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский) в послании к императору-иконоборцу Феофилу (829-842). Сведения об этом послании находятся в историческом слове о нерукотворном образе Спасителя в Едессе, написанном императором Константином Багрянородным (912-959).

Последние сведения о Лиддском образе, относящиеся к ее чудотворениям, восходят к XI веку. Современное местонахождение настоящей Лиддской иконы неизвестно.

В VIII веке святой Герман, будущий патриарх Констатинопольский, отправился в Палестину, чтобы посетить наиболее прославленные места святой земли. Побывав в Иерусалиме и поклонившись гробу Господню, он прибыл затем и в Лидду. Здесь он поручил одному иконописцу сделать на доске точный список иконы, и, взяв его с собой в Царьград, всегда хранил при себе и совершал перед ним ежедневное моление.

Во времена гонений патриарх Герман был низложен как ревностный защитник икон императором Львом Исавром. В изгнании, предчувствуя свою скорую кончину, владыка Герман вложил в икону письмо папе Римскому Григорию и доверил ее морским волнам со словами: «Гряди, Владычице, и спасайся ныне не от Ирода в Египет, но от звероименитого врага в Рим к благочестивым христианам». Уже на другой день икона чудесным образом достигла Рима, остановившись в устье реки Тибр. Папа Григорий II, извещенный об этом в сонном видении, отправился в сретение иконы со всем клиром и, приняв на руки шествовавшую по водам святыню, поставил в алтаре собора Святого Петра. Спустя некоторое время папа получил письменное известие от патриарха Германа, откуда узнал, какой именно образ приняли итальянские берега. В скором времени чудесные исцеления привлекли к иконе множество паломников.

В 842 году, когда на Востоке было восстановлено почитание икон, жители Рима были встревожены неоднократными колебаниями иконы, а во время одного из патриаршьих богослужений икона на виду у всех снялась со своего места и над головами верующих по воздуху вышла из церкви и спустилась на воды Тибра. Это чудо изумило и устрашило римлян, принявших его за предзнаменование гнева Божия и опасавшихся, не постигнет ли и их такое же гонение от иконоборцев или других беззаконников, какое было в Константинополе, и из-за которого отплыла оттуда святая икона.

Между тем, после своего отшествия из Рима, святая икона прибыла в Царьград и пристала к гавани близ царских палат. Здесь она была обретена благочестивыми людьми и принесена императору Михаилу и матери его царице Феодоре, которая сначала решила, что это один из образов, утопленных во времена иконоборчества.

Вскоре после этого от благоверного царя Михаила и от святейшего патриарха Мефодия были отправлены в Рим нарочитые послы из лиц духовного и светского звания с грамотами к папе, содержавших приглашение в Константинополь на собор для рассмотрения и осуждения иконоборческой ереси. Достигнув Рима и вручив папе грамоты, посланники узнали о чуде от иконы Пресвятой Богородицы, как она, поднявшись с места, на котором стояла, отплыла из Рима. Записав все эти чудесные события, они отметили день отшествия иконы из Рима и потом, прибыв в Константинополь, рассказали обо всем слышанном. Скоро и в Константинополь прибыли особые посланники от папы, которые тотчас узнали чудотворный образ и засвидетельствовали, что он совсем недавно удалился из города.

С большой радостью о вновь обретенной царьградской святыне Константинопольский патриарх в сопровождении духовенства, в присутствии императора со свитой сановников торжественно поставил образ в храме Богородицы на площади Халкопратия. С этих пор икона Лиддской Божией Матери носит еще и наименование Римской с установлением ей особого празднования 26 июня / 9 июля.
Чтимый список Лиддской иконы Божией Матери до революции находился в Ростовском Борисо-Глебском на Устье мужском монастыре (затем хранилась в Ростовском художественном музее). Эта икона была принесена в обитель в 1588 году ее строителем, старцем Варламом. В обители почитался список с Лиддской (Римской) иконы Божией Матери, привезенный в Б. м. из Москвы 9 февр. 1588 г. строителем Варлаамом.

В России один из списков Лиддской (Римской) иконы Пресвятой Богородицы с клеймами, написанный в конце XVI века, пребывал в Борисоглебском монастыре (Ростовская епархия). На обороте иконы имелась длинная надпись XIX века следующего содержания: «Сия икона Божией Матери называется Лидскою потому, что она есть список с той иконы Божией Матери, называемой Лидскою, которая сама собою изобразилась на столпе церковном в храме, созданном святыми апостолами в г. Лиде. Еще ее называют Римскою, потому что список с чудотворной иконы Божией Матери Лидской патриархом Германом, списанный в 715-м году, во время иконоборства 115 лет находился в Риме.

Празднование положено церковию 12-го марта и 26-го июня. В сем же Борисоглебском монастыре ей праздновали неизводно с 1588 году при строителе Варлааме, бывшем ключаре московского Архангельского собора, в мире называемом Владимире, современнике Иринарха затворника, 9-го февраля. Сведения о праздновании 9-го февраля заимствованы из кормовых книг на стр. 33-й на обороте и 116-й на обороте же».
Древняя святыня, хранящаяся в Борисоглебском монастыре (18 км от Ростова Великого), в 1922 году подверглась поруганию – с иконы была снята драгоценная риза. В 1928 году монастырь был закрыт, икона изъята.

В 1937 году Лиддская икона Божией Матери с клеймами была передана Государственной Третьяковской галерее. По документам, список находится в собрании музея, но в действительности под именем Лиддской в инвентарной книге описана другая икона – Шуйская-Смоленская икона Пресвятой Богородицы. Далее следы Лиддской иконы теряются, о дальнейшей её судьбе ничего не известно.

В 2001 году по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея в мастерской Иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры был создан список с чтимой святыни Борисо-Глебской обители в ее меру и подобие.

Он имеет также лицевое сказание о истории иконы и ее чудесах. Этот новый список, достаточно высокого художественного уровня, с сохранением древних традиций русской иконы, написанный с благоговением и молитвой, несомненно продолжает жизнь чтимой святыни Борисо-Глебской обители – Лиддской иконы Пресвятой Богородицы.

В Борисо-Глебском монастыре существует и свой особый праздник Сретения Лиддской иконы Божией Матери, отмечающий тот день, когда икона была впервые принесена в обитель.

Интересна связь Лиддской иконы Божией Матери с историей появления в России Владимирского и Тихвинского образов Пресвятой Богородицы. В «Повести о сретении Владимирской иконы Богородицы», в связи с мыслью о Руси как уделе Богоматери, говорится следующее: «Ты, о владычице Богородице, свой чюдотворьний образ, его же мнози глаголют вторничьная икона, именовашеся древле же Римляныни, поначалу же Лидская зовома, юже. Герман с самовоображеннаго образа преписати повеле в Лиде, иконоборства же ради Льва Саврянина в Рим отпусти ю, на море поставив. И тако сама святая икона прииде в Рим единым нощеденством, по летех же 130 паки сама икона изыде из Римския Церкви на море и прииде в царствующий град. в лета. Рюрика, потом же в нашей Росийской земьле на реце на Тихвине на воздусе явися, святыми анггелы невидимыми носима, иде же и доныне пребывая, бесчислена чюдеса содевая и исцеление подавая неоскудно всем, с верою приходящим. ».

Тропарь Пресвятой Богородицы

К Богородице прилежно ныне притецем,
грешнии и смиреннии, и припадем,
в покаянии зовуще из глубины души:
Владычице, помози, на ны милосердовавши,
потщися, погибаем от множества прегрешений,
не отврати Твоя рабы тщи,
Тя бо и Едину надежду имамы.

Ин тропарь Пресвятой Богородицы

Не умолчим никогда, Богородице,
силы Твоя глаголати недостойнии,
аще бо Ты не бы предстояла молящи,
кто бы нас избавил от толиких бед?
Кто же бы сохранил доныне свободны?
Не отступим, Владычице, от Тебе,
Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.

Кондак Пресвятой Богородицы

Предстательство христиан непостыдное,
ходатайство ко Творцу непреложное,
не презри грешных молений гласы,
но предвари, яко Благая, на помощь нас,
верно зовущих Ти:
ускори на молитву и потщися на умоление,
предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Ин кондак Пресвятой Богородицы

Не имамы иныя помощи,
не имамы иныя надежды,
разве Тебе, Владычице,
Ты нам помози,
на Тебе надеемся
и Тобою хвалимся,
Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Икона «Лиддская»: история и описание, в чем помогает и как молиться, где находится

икона БогоМатери «ЛИДДСКАЯ» (РИМСКАЯ)

9 июля (26 июня по старому стилю)

____________________________________

В церковном календаре существует два названия Лиддской иконы Пресвятой Богородицы: Лиддская (Римская) с празднованием 9 июля и Икона Божией Матери ЛИДДСКАЯ (НА СТОЛПЕ В ЛИДДЕ) с празднованием 25 марта. Но и в том, и другом случае речь идёт об одной иконе.

Согласно преданию, Лиддская икона Божией Матери явилась следующим образом. Апостолы Пётр и Иоанн Богослов устроили храм в Лидде, недалеко от Иерусалима. Придя в Иерусалим, апостолы попросили Божию Матерь посетить и Своим присутствием благословить церковь. Пресвятая Дева Мария на это отвечала им: «Идите с радостью, Я буду там с вами». Вернувшись в Лиддский храм, апостолы на одном из его столпов обнаружили нерукотворное изображение Богородицы. В IV веке по приказу римского императора иконоборца Юлиана Отступника образ несколько раз пытались уничтожить – его вырубали каменотесы, но краска лишь глубже врезалась внутрь столба.

В VIII веке Константинопольский патриарх Герман велел сделать список (копию) чудотворной иконы, но во время изгнания иконоборцами, предчувствуя свою скорую кончину, пустил его в море. На другой день икона чудесным образом достигла Рима, где явила немало чудес и исцелений. Через сто с лишним лет, когда на Востоке было восстановлено почитание икон, во время одного из богослужений икона на виду у всех снялась со своего места и опустилась в реку Тибр. Вскоре она прибыла в Царьград, была узнана римскими послами и поставлена в храме Богородицы. С этого времени икона получила ещё одно название – Римская с празднованием 26 июня (9 июля по новому стилю).

После XI века следы Лиддской иконы теряются, о дальнейшей её судьбе ничего не известно. На Руси список Лиддской иконы Божией Матери известен с XIV века. Древняя святыня, хранящаяся в Борисоглебском монастыре (18 км от Ростова Великого), в 1922 году подверглась поруганию – с иконы была снята драгоценная риза. В 1928 году монастырь был закрыт, икона изъята. В настоящее время находится в Ростовском музее-заповеднике (Ярославская область).

Фотография иконы Пресвятой Богородицы Лиддская Римская из Борисоглебского монастыря:

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы – Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы – О чудесных явлениях БогоМатери.

Иконы Богородицы – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице – Основные молитвы.

Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Православные притчи – Сборник небольших притч (историй)

Литература – Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные “духовные” практики.

Суеверия – Описание некоторых суеверий.

Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня !

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

Ссылка на основную публикацию