Иоанн Дамаскин – житие, описание и история жизни, творения, учения, труды и чудеса святого

I. Житие и творения

1. О жизни преп. Иоанна мы знаем немного. Известные нам его жития составлены поздно (уже в XI в.), и в них нелегко выделить бесспорное и достоверное. — Родом Иоанн был из Дамаска, носил наследственное прозвище Мансура (что значит: «победительный»). Год его рождения точно неопределим, это был конец VII-го века. Отец Иоанна, по имени Сергий (Ибн-Серджун), служил при дворе халифа, в звании «великого логофета», т. е. сборщика податей (вернее, откупщика или мытаря). Впоследствии его сменил сам Иоанн… Иоанн получил хорошее образование. По преданию, он учился вместе с Косьмой (впоследствии Маюмским) у некоего пленного инока из Калабрии (тоже по имени Косьма). Очень рано пробудились у него богословские интересы. Не знаем точно, когда Иоанн удалился от двора и затворился в обители Св. Саввы. Можно предполагать, что уже до начала иконоборческой смуты. Замечательные слова преподобного в защиту святых икон привлекли к нему всеобщее внимание. Жития преподобного рассказывают о клеветах и гонениях на него при дворе халифа, о жестокой каре и чудесном исцелении. В монастыре преподобный проводил жизнь строгую и замкнутую, в смирении и послушании, что так ярко и трогательно описано в общеизвестном житийском сказании. Больше всего преп. Иоанн занимался здесь писательством, чутко откликался на богословские темы дня. И в тоже время составлял «божественные песнопения». По его собственному указанию, он был поставлен во пресвитера Иоанном Иерусалимским (V-м), т. е. во всяком случай не позже 734 года. В Иерусалиме он оставался недолго. Года кончины преподобного мы не знаем. Можно думать, что скончался он еще до иконоборческого собора 753 года. 2. В истории богословия место преп. Иоанна определяется прежде всего его трудами систематического характера. Это — его «Источник знания» (посвящен Косьме Маюмскому). Этот обширный догматический свод состоит из трех неравных частей. Первая, «философские главы» или диалектика, составлена по Аристотелю (ср. толкования Порфирия и Аммония). Здесь речь идет больше всего об определении основных понятий. И вместе с тем это своего рода естественное богословие, «познание сущего, как такового»… Вторая часть озаглавлена: «О ересях вкратце». Это краткий перечень ересей и заблуждений (всего 103), составленный главным образом по литературным источникам (начиная от Епифания). Интересны тексты, приводимые о заблуждении мессалиан и цитаты из Филопона (о сущности и ипостаси). Заключается этот краткий ересеологический очерк богословским исповеданием веры… Третья часть есть «Точное изложение православной веры». Это — опыт системы. Однако, материал собран очень неравномерно, и о многих членах веры не говорится вовсе (нет особой главы о Церкви). Строгого порядка в изложении нет. Всего больше сказано на христологичиские темы, — чувствуется, что еще совсем недавно это были боевые и тревожные темы… В изложении Дамаскин следует, часто буквально, предшествующим отцам, особенно Григорию Богослову и «великому Дионисию», реже другими каппадокийцам, Кириллу и Леонтию. На других отцов он ссылается очень редко, из западных упоминает только папу Льва, на до-никейских писателей вообще не ссылается. Дамаскин не притязает на самостоятельность; напротив, он стремится выразить именно общее и принятое мнение или веру. И при этом он свободно и творчески разбирается в богословском предании, различает основное и побочное, не вдается в спорные рассуждения, но и не закрывает проблематики… В философии Дамаскин исходит из Аристотеля, но вернее называть его эклектиком, — во многих случаях он скорее платоник, под влиянием своих отеческих авторитетов (Григорий Богослова или Дионисия). — Влияние этого догматического свода (скорее, чем системы) было велико и на Востоке, и на Западе. Впрочем, творческих продолжателей у Дамаскина не было и в Византии. Уже в начале Х века Дамаскинов свод был переведен по-славянски. Может быть, еще при жизни Дамаскина его переводили по-арабски. В XI веке «Точное Изложение» было переведено по поручению папы Евгения III по латыни (1150) и этим, очень неисправным, переводом пользовался Петр Ломбард, а за ним и Аквинат. 3. Из догматических сочинений частного содержания и преимущественно полемического характера нужно назвать прежде всего знаменитые слова «Против отвергающих святые иконы», — их три и писаны они в 726–730 годах. Свои богословские рассуждения Дамаскин подкрепляет здесь сводом отеческих и других свидетельств. — Представляет интерес книга Иоанна «против яковитов» (известна в двух изложениях), — к ней примыкает ряд отдельных догматико-полемических очерков, против монофизитов, монофелитов и манихеев. — Особо нужно отметить известный сборник «Священных Сопоставлений» («Священные Параллели»). Это есть свод текстов и отеческих изречений по различным вопросам веры и благочестия, расположенный в алфавитном порядке по предметам. Однако, первоначально весь материал быль изложен систематически, — в трех отделах: о Боге, о чело веке, о добродетелях и пороках. Сохранились списки и этой первоначальной редакции, — именно ее и можно усваивать самому Иоанну; а затем его свод не раз подвергался обработке, как и сам он продолжал уже дело своих предшественников. 4. Особого внимания требуют труды Дамаскина, как песнописца. Уже Феофан называл его «Златоструем», — «по обилию в нем благодати Святого Духа, текущей в словах его и в жизни». Определить точно объем песненного творчества Иоанна очень трудно. Вряд ли можно приписывать ему составление «Октоиха», как его личное дело, — это труд ряда поколений, в котором есть и доля Дамаскина. И можно думать, что именно Дамаскин сводил уже слагавшийся порядок службы к определенной схеме. Вероятно, ему принадлежат воскресные догматики, — а, может быть, и воскресные каноны — христологического содержания. Особо нужно назвать Пасхальную службу (в целом, не только канон) и ряд праздничных канонов (Рождество, Богоявление, Преображение, Вознесение, Благовещение, Успение и др.); кроме того знаменитые погребальные «самогласны» и антифоны. У Дамаскина (как и у Косьмы Маюмского) очень чувствуется влияние Григория Богослова (ср. схолии к его стихам, составленные Косьмою). Влияние Дамаскина на Востоке в богослужебной поэзии было решающим, чувствуется оно и на Западе. 5. Сравнительно мало Дамаскин занимался экзегетикой (см. его несамостоятельные объяснения к посланиям Павла, которыми воспользовались, кажется, Икумений и Феофилакт Болг.). Сохранилось несколько проповедей, — из них особенно интересны слова в день Успения и на Преображение. Нужно отметить еще ряд отдельных статей аскетического или этического содержания. — Несомненно не принадлежит Дамаскину житие Варлаама и Иоасафа (составлено еще в середине VII века, в обители преп. Саввы, неким Иоанном).

Преподобный Иоанн Дамаскин
I. Житие и творения

1. О жизни преподобного Иоанна мы знаем немного. Известные нам его жития составлены поздно (уже в XI в.), и в них нелегко выделить бесспорное и достоверное.

Родом Иоанн был из Дамаска, носил наследственное прозвище Мансура (что значит: “победительный”). Год его рождения точно неопределим, это был конец VII-го века. Отец Иоанна, по имени Сергий (Ибн-Серджун), служил при дворе халифа, в звании “великого логофета”, т.е. сборщика податей (вернее, откупщика или мытаря). Впоследствии его сменил сам Иоанн. Иоанн получил хорошее образование. По преданию, он учился вместе с Косьмой (впосл. Маюмским) у некоего пленного инока из Калабрии (тоже по имени Косьма). Очень рано пробудились у него богословские интересы. Не знаем точно, когда Иоанн удалился от двора и затворился в обители святого Саввы. Можно предполагать, что уже до начала иконоборческой смуты. Замечательные слова преподобного в защиту святых икон привлекли к нему всеобщее внимание. Жития преподобного рассказывают о клеветах и гонениях на него при дворе халифа, о жестокой каре и чудесном исцелении. В монастыре преподобный проводил жизнь строгую и замкнутую, в смирении и послушании, что так ярко и трогательно описано в общеизвестном житийном сказании. Больше всего преподобный Иоанн занимался здесь писательством, чутко откликался на богословские темы дня. И в то же время составлял “божественные песнопения”. По его собственному указанию, он был поставлен во пресвитера Иоанном Иерусалимским (V-м), т.е. во всяком случае не позже 734 года. В Иерусалиме он оставался недолго. Года кончины преподобного мы не знаем. Можно думать, что скончался он еще до иконоборческого собора 753 года.

2. В истории богословия место преподобного Иоанна определяется прежде всего его трудами систематического характера. Это — его “Источник знания” (посвящен Косьме Маюмскому). Этот обширный догматический свод состоит из трех неравных частей. Первая, “философские главы” или диалектика, составлена по Аристотелю (срв. толкования Порфирия и Аммония). Здесь речь идет больше всего об определении основных понятий. И вместе с тем это своего рода естественное богословие, “познание сущего, как такового”. Вторая часть озаглавлена: “О ересях вкратце”. Это краткий перечень ересей и заблуждений (всего 103), составленный главным образом по литературным источникам (начиная от Епифания). Интересны тексты, приводимые о заблуждении мессалиан и цитаты из Филопона (о сущности и ипостаси). Заключается этот краткий ересеологический очерк богословским исповеданием веры. Третья часть есть “Точное изложение православной веры”. Это — опыт системы. Однако материал собран очень неравномерно, и о многих членах веры не говорится вовсе (нет особой главы о Церкви). Строгого порядка в изложении нет. Всего больше сказано на христологические темы, — чувствуется, что еще совсем недавно это были боевые и тревожные темы. В изложении Дамаскин следует, часто буквально, предшествующим отцам, особенно Григорию Богослову и “великому Дионисию”, реже другим каппадокийцам, Кириллу и Леонтию. На других отцов он ссылается очень редко, из западных упоминает только папу Льва, на доникейских писателей вообще не ссылается. Дамаскин не притязает на самостоятельность; напротив, он стремится выразить именно общее и принятое мнение или веру. И при этом он свободно и творчески разбирается в богословском предании, различает основное и побочное, не вдается в спорные рассуждения, но и не закрывает проблематики. В философии Дамаскин исходит из Аристотеля, но вернее называть его эклектиком, — во многих случаях он скорее платоник, под влиянием своих отеческих авторитетов (Григория Богослова или Дионисия).

Влияние этого догматического свода (скорее, чем системы) было велико и на Востоке, и на Западе. Впрочем, творческих продолжателей у Дамаскина не было и в Византии. Уже в начале X века Дамаскинов свод был переведен по-славянски. Может быть, еще при жизни Дамаскина его переводили по-арабски. В ХI-м веке “Точное Изложение” было переведено по поручению папы Евгения III по латыни (1150) и этим, очень неисправным, переводом пользовался Петр Ломбард, а за ним и Аквинат.

3. Из догматических сочинений частного содержания и преимущественно полемического характера нужно назвать прежде всего знаменитые слова “Против отвергающих святые иконы”, — их три и писаны они в 726-730 г.г. Свои богословские рассуждения Дамаскин подкрепляет здесь сводом отеческих и других свидетельств.

Читайте также:  Евдокия Московская: житие святой, дни памяти, мощи и почитание

Представляет интерес книга Иоанна “против яковитов” (известна в двух изложениях), — к ней примыкает ряд отдельных догматико-полемических очерков, против монофизитов, монофелитов и манихеев.

Особо нужно отметить известный сборник “Священных Сопоставлений” (“Священные Параллели”). Это есть свод текстов и отеческих изречений по различным вопросам веры и благочестия, расположенный в алфавитном порядке, по предметам. Однако, первоначально весь материал был изложен систематически, — в трех отделах: о Боге, о человеке, о добродетелях и пороках. Сохранились списки и этой первоначальной редакции, — именно ее и можно усваивать самому Иоанну; а затем его свод не раз подвергался обработке, как и сам он продолжал уже дело своих предшественников.

4. Особого внимания требуют труды Дамаскина, как песнописца. Уже Феофан называл его “Златоструем”, — “по обилию в нем благодати Святого Духа, текущей в словах его и в жизни”. Определить точно объем песненного творчества Иоанна очень трудно. Вряд ли можно приписывать ему составление “Октоиха”, как его личное дело, — это труд ряда поколений, в котором есть и доля Дамаскина. И можно думать, что именно Дамаскин сводил уже слагавшийся порядок службы к определенный схеме. Вероятно, ему принадлежат воскресные догматики, — а, может быть, и воскресные каноны, — христологического содержания. Особо нужно назвать Пасхальную службу (в целом, не только канон) и ряд праздничных канонов (Рождество, Богоявление, Преображение, Вознесение, Благовещение, Успение и др.); кроме того знаменитые погребальные “самогласны” и антифоны. У Дамаскина (как и у Косьмы Маюмского) очень чувствуется влияние Григория Богослова (срв. схолии к его стихам, составленные Косьмою). Влияние Дамаскина на Востоке в богослужебной поэзии было решающим, чувствуется оно и на Западе.

5. Сравнительно мало Дамаскин занимался экзегетикой (см. его несамостоятельные объяснения к посланиям Павла, которыми воспользовались, кажется, Икумений и Феофилакт Болг.). Сохранилось несколько проповедей, — из них особенно интересны слова в день Успения и на Преображение. Нужно отметить еще ряд отдельных статей аскетического или этического содержания.

Несоменно не принадлежит Дамаскину житие Варлаама и Иоасафа (составлено еще в середине VII века, в обители преподобного Саввы, неким Иоанном).

Преподобный Иоанн Дамаскин

Краткое житие преподобного Иоанна Дамаскина.

празднование 4/17 декабря

П реподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии Дамаске. Родители его были знамениты древностью рода и христианским благочестием. Покрываемые Промыслом Божиим, они сохраняли пламенную веру во Христа, хотя мусульмане, завоевавшие ту страну, не дозволяли никому открыто исповедовать веру Христову. Его отец, Сергий Мансур, был главным логофетом (распорядителем казны и сборщиком податей) при дворе халифа Дамасского. Пользуясь своим высоким положением, он выкупал пленных христиан, избавлял от грозившей им смерти и оказывал необходимую помощь. Отец Иоанна заботился о его воспитании и образовании. Усердно просил он Бога послать человека мудрого и благочестивого, который был бы для сына учителем и наставником в добрых делах. На Дамасском рынке в числе пленных христиан увидел Сергий инока Косму, который оказался ученым старцем из Италии. Выпросив у халифа пленного инока, привел он блаженного старца домой и поручил ему Иоанна и приемного сына, которого также звали Космой. Отроки обнаружили необыкновенные способности: легко усвоили грамматику, философию, астрономию и геометрию, а через некоторое время сравнялись с наставником в знании Священного Писания. После смерти отца святой Иоанн по желанию халифа стал его ближайшим советником.

В то время в Византии возникла и быстро распространилась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717 — 741). Став на защиту православного иконопочитания, святой Иоанн написал три трактата «Против порицающих святые иконы». Доказывая догмат иконопочитания, он приводил слова святого Василия Великого, который учил, что почитание иконы восходит к ее Первообразу. Мудрые, Богодухновенные писания святого Иоанна и влияние их на сознание людей привели императора в ярость. Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором последний будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо император Лев Исавр отослал халифу. Халиф, не подозревая подлога, приказал отстранить Иоанна от должности, отсечь ему кисть правой руки и повесить ее в центре города на всеобщее обозрение. Вечером по просьбе святого Иоанна халиф повелел вернуть ему отсеченную руку. Приложив ее к суставу, преподобный стал молиться пред иконой Пресвятой Богородицы и просить исцеления. Обессиленный, он задремал на молитве и увидел Божию Матерь. Пречистая сказала, что рука его здорова, и повелела усердно трудиться ею во славу Божию. Проснувшись, святой Иоанн ощупал свою руку и увидел ее исцеленной. В память об этом дивном чуде преподобный Иоанн носил на голове плат, которым была обвита его отсеченная рука, и всю дальнейшую жизнь с благодарностью и любовью воспевал в своих произведениях Пречистую Богородицу.

Узнав о чуде, халиф понял, что святой Иоанн не виновен, просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность. Но преподобный раздал свое богатство и вместе с приемным братом Космой отправился в Иерусалим. Они были приняты простыми послушниками в Лавру преподобного Саввы Освященного. Никто из монастырской братии, зная, что послушник Иоанн человек мудрый и знатный, не соглашался быть его духовным наставником. На это согласился лишь один простой старец, который стал строжайшим образом воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Он запретил святому Иоанну писать и наставлял забыть все мирские науки. Однажды старец собрал много корзин, изготовленных иноками обители, и послал преподобного в Дамаск продать их по чрезмерно высокой цене. Проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа, одетый в бедные одежды, ходил по рынку Дамаска. Желающие купить корзины, услышав их цену, бранили и оскорбляли Иоанна. Преподобного узнал его бывший слуга, удивился его нищенскому виду и смирению и купил все корзины по назначенной цене.

По прошествии некоторого времени в монастыре скончался один из иноков. Брат его просил преподобного Иоанна написать для утешения надгробную песнь. Преподобный Иоанн долго отказывался, боясь нарушить запрет старца, но из милосердия уступил просьбам и написал свои знаменитые надгробные тропари: «Кая житейская сладость бывает печали непричастна. »; «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть. » и другие. За ослушание старец изгнал преподобного Иоанна из своей келии, но монахи стали просить за него. Тогда старец наложил на преподобного Иоанна тяжелую епитимию: вычистить в монастыре все отхожие места. Преподобный со старанием выполнял это послушание; даже суровый наставник удивился такому смирению. Через несколько дней в ночном видении старцу явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Зачем ты заградил источник, могущий источать сладкую и изобильную воду. Не препятствуй источнику течь. он всю вселенную протечет и напоит. »

С того времени преподобный Иоанн начал беспрепятственно писать церковные песнопения и духовные книги, из которых особенно известны: «Источник знания» («О ересях», «О правой вере и о воплощении Предвечного Слова», «Точное изложение Православной веры»), Пасхальная служба, каноны на Рождество Христово, на Богоявление, на Вознесение Господне и другие. В этих трудах преподобного поощрял и помогал ему приемный брат Косма, впоследствии поставленный во епископа Маюмского Иерусалимским Патриархом. Тот же Патриарх рукоположил преподобного Иоанна во священника и назначил его проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру святого Саввы, где трудился до конца своих дней.

На Константинопольском Соборе 754 года преподобный обличал иконоборчество. Его подвергли заключению и пыткам, которые преподобный Иоанн стойко перенес и, по милости Божией, остался жив. Преставился преподобный Иоанн Дамаскин около 780 года в возрасте 104 лет и был погребен в Лавре святого Саввы.

При византийском императоре Андронике II (1282—1328) его святые мощи были перенесены в Константинополь.

а. Чудо исцеления Богоматерью отсеченной руки св. Иоанна. Дамаскина.

а. Чудо исцеления Богоматерью отсеченной руки св. Иоанна. Дамаскина.

Св. Иоанн Дамаскин, сильно поражавший – и письменно, и устно – иконоборную ересь, за свою ревность в этом святом деле быль оклеветан греческим императором Львом Исаврянином (в VIII в.) пред эмиром Дамаска, где св. Иоанн занимал важную должность. Эмир не разобрав дела и поверив клевете, велел отсечь у него руку, будто бы писавшую к Льву изменнические письма. Отсеченная рука, в страх всем была вывешена на торжище. Под вечер, когда утих гнев князя дамасского, св. Иоанн ходатайствовал пред ним чрез друзей своих, чтоб позволено было взять ему вывешенную на позор кисть его усеченной руки. Князь склонился на ходатайство своих придворных друзей Иоанновых, и кисть руки была возвращена страдальцу. Когда наступила ночь, св. Иоанн затворился в горнице, назначенной для молитвы, и, приложивши мертвую кисть руки к составу ее, пал пред иконою Богоматери, горько зарыдал и всею силою сердечной веры и любви просил у Нее исцеления руки своей, в защиту православия и на поражение усиливающейся иконоборной ереси. По долгой молитве св. Иоанн задремал и в тонком сне увидел Богоматерь, светлыми и милостивыми очами взиравшую на него. «Вот твоя рука теперь здорова – сказала Богоматерь Иоанну – не скорби более!» Иоанн проснулся, ощупывает свою руку и едва верит собственным чувствам: рука, как и прежде, цела; ни следа болезни, и только, как бы во свидетельство события, там, где она была отсечена, на подобие нити остался признак кровавого усечения. Тронутый чувством невыразимой признательности к Богоматери за ее милость, в память дивного события, св. Иоанн вычеканил из серебра кисти, руки и приложил ее к иконе, от чего она впоследствии и получила название «Троеручицы». Скоро после того Иоанн вступил в обитель св. Саввы, близ Иерусалима. Строгий старец, которому он был отдан в духовное руководство, запретил ему составлять свои духовные песни. И Богоматерь вскоре явилась старцу во сне и внушила ему, чтобы он отнюдь не запрещал Иоанну писать церковные песни, и при этом назвала Иоанна Своим источником: не заграждай источника Моего. (Из кн.: «Сказ, о земн. жизни пресв. Богородицы», изд. 5, стр. 229).

Похожие главы из других книг

Итоги. Общее развитие догматики на Востоке до Св. Иоанна Дамаскина (включительно).

Творения преподобного Иоанна Дамаскина

Творения преподобного Иоанна Дамаскина 1. «Источник знания», книга, состоящая из трех частей: а) «Диалектики», содержащей изложение философии Аристотеля; б) «Списка ересей», включающего 103 названия; в) «Точного изложения православной веры». Эта последняя часть

Читайте также:  Житие Иоанна Русского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Слово преподобного Иоанна Дамаскина [1 ] о поклонении святым иконам

Слово преподобного Иоанна Дамаскина [1] о поклонении святым иконам Так как некоторые порицают нас за то, что мы поклоняемся и почитаем образ Спасителя нашего и образ Матери Божией, а также и образа (иконы) прочих святых рабов Христовых [2], то пусть знают таковые, что

Житие преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина

Житие преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина Преподобный Иоанн Дамаскин родился в столице Сирии Дамаске [1] от знатных и благочестивых родителей [2], пламенная вера коих во Христа, испытанная в скорбях и искушениях, явилась крепче и драгоценнее гибнущего, хотя и огнем

Житие преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина

Житие преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина Преподобный Иоанн Дамаскин родился в столице Сирии Дамаске[120] от знатных и благочестивых родителей[121], пламенная вера коих во Христа, испытанная в скорбях и искушениях, явилась крепче и драгоценнее гибнущего, хотя и огнем

О ВОСЬМИ ГЛАВНЫХ СТРАСТЯХ, СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ДАМАСКИНА

О ВОСЬМИ ГЛАВНЫХ СТРАСТЯХ, СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ДАМАСКИНА 1) Знай, брате, что есть восемь помыслов, воюющих с монахом, как говорят святые отцы. Первый — чревоугодия; второй — злой и срамной похоти; третий — сребролюбия; четвертый — печали; пятый — гнева; шестой —

О ВОСЬМИ ГЛАВНЫХ СТРАСТЯХ святого отца нашего Иоанна Дамаскина

О ВОСЬМИ ГЛАВНЫХ СТРАСТЯХ святого отца нашего Иоанна Дамаскина 1. Знай, брате, что есть восемь помыслов, воюющих с монахом, как говорят святые отцы. Первый — чревоугодия; второй — злой и срамной похоти; третий — сребролюбия; четвертый — печали; пятый — гнева; шестой —

Благодарственная молитва после исцеления от недуга (святого преподобного Иоанна Кронштадтского)

Благодарственная молитва после исцеления от недуга (святого преподобного Иоанна Кронштадтского) Слава Тебе, Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Отца, едине изцеляяй всяк недуг и всяку язю в людех, яко помиловал мя еси грешнаго и избавил еси мя от

Слово преподобного Иоанна Дамаскина [1 ] о поклонении святым иконам

Слово преподобного Иоанна Дамаскина [1] о поклонении святым иконам Так как некоторые порицают нас за то, что мы поклоняемся и почитаем образ Спасителя нашего и образ Матери Божией, а также и образа (иконы) прочих святых рабов Христовых [2], то пусть знают таковые, что

Житие преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина

Житие преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина Преподобный Иоанн Дамаскин родился в столице Сирии Дамаске [1] от знатных и благочестивых родителей [2], пламенная вера коих во Христа, испытанная в скорбях и искушениях, явилась крепче и драгоценнее гибнущего, хотя и огнем

О ВОСЬМИ ГЛАВНЫХ СТРАСТЯХ святого отца нашего Иоанна Дамаскина

О ВОСЬМИ ГЛАВНЫХ СТРАСТЯХ святого отца нашего Иоанна Дамаскина 1. Знай, брате, что есть восемь помыслов, воюющих с монахом, как говорят святые отцы. Первый — чревоугодия; второй — злой и срамной похоти; третий — сребролюбия; четвертый — печали; пятый — гнева; шестой —

Молитва благодарственная, святого Иоанна Кронштадского, читаемая после исцеления от болезни

Читаю книгу, и как будто снова возвращаюсь в те рождественские дни, когда мы с близкими и друзьями могли поклониться святыне. И снова благодать нисходит на меня!Буду читать ее и перечитывать, воскрешая в памяти те светлые январские дни.О. В., Санкт-Петербург . Такие книги

Молитва благодарственная святого Иоанна Кронштадтского после исцеления от болезни

Молитва благодарственная святого Иоанна Кронштадтского после исцеления от болезни Слава Тебе, Господи Иисусе Христе Сыне единородный безначального Отца, Едине исцеляяй всякий недуг и всякую язю в людех, яко помиловал мя еси грешнаго и избавил еси мя от болезни моея, не

В. Эпизоды исцеления по субботам в Евангелии от Иоанна

В. Эпизоды исцеления по субботам в Евангелии от Иоанна В четвертом Евангелии (Ин., 5) имеется любопытный рассказ, в котором фигурируют нарушение субботы и исцеление в субботу, но при этом нарушение субботы отделено от исцеления. Это эпизод, в котором Иисус исцелил человека,

Молитва благодарственная святого Иоанна Кронштадтского, читаемая после исцеления от болезни

Молитва благодарственная святого Иоанна Кронштадтского, читаемая после исцеления от болезни СпасительСлава Тебе, Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Отца, едине изцеляяй всяк недуг и всяку язю в людех, яко помиловал мя еси грешнаго и избавил еси мя

5. Богослужебное пение от Константина Великого до преподобного Иоанна Дамаскина

5. Богослужебное пение от Константина Великого до преподобного Иоанна Дамаскина Миланский эдикт (313) святого императора Константина Великого превращает христианство из религии гонимой в религию официальную и государственную. Вместо катакомб и подземных служений на

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ восьмой. [1962 г.]

Житіе преподобнаго отца нашего Іоанна Дамаскина.
Память 4 декабря.

С в. Іоаннъ Дамаскинъ родился въ гор. Дамаскѣ въ Сиріи. Родители его были люди благочестивые и благородные. Когда сарацины напали на эту страну, то взяли гор. Дамаскъ и многихъ христіанъ убили. Но Господь защитилъ родителей св. Іоанна Дамаскина, и по Его великой милости сарацины, полюбивъ отца св. Іоанна, позволили ему вѣровать во Христа. Они его даже сдѣлали городскимъ судьею. Отецъ св. Іоанна, сколько могъ, помогалъ христіанамъ, и всѣ вѣрующіе благословляли его. Сына своего Іоанна благочестивые родители учили кротости, смиренію, страху Божьему, а не охотѣ на звѣрей, не военному удальству, не художеству человѣческому, не вообще всему, чему учили въ то время юношей. Они молили Бога, чтобы Господь послалъ ихъ сыну разумнаго учителя. И Богъ услышалъ ихъ молитву.

О днажды, отецъ св. Іоанна встрѣтилъ на базарѣ монаха изъ Италіи, котораго Сарацины взяли въ плѣнъ и теперь продавали какъ раба. Монахъ стоялъ и плакалъ. Отецъ св. Іоанна подошелъ къ нему и спросилъ, о чемъ онъ такъ горюетъ. «Я знаю многія науки», отвѣтилъ монахъ, «а учить мнѣ некого. Старъ я уже, могу скоро умереть — и такъ не передамъ никому моихъ знаній». Отецъ Іоанна очень обрадовался. Онъ взялъ его въ учители къ сыну своему и къ сиротѣ Космѣ, который былъ взятъ ими на воспитаніе. Прилежно стали учиться отроки. Іоаннъ былъ какъ орелъ, высоко парящій въ воздухѣ — такъ, уже съ дѣтскихъ лѣтъ, размышлялъ онъ о небесномъ. А духовный его братъ Косма былъ какъ корабль, быстро плывущій по морю, подгоняемый попутнымъ вѣтромъ — такъ скоро понималъ онъ глубину премудрости ученія. Отроки научились писать и стихи, въ которыхъ прославляли Создателя. Когда монахъ хорошо научилъ различнымъ наукамъ отроковъ, то попросилъ отца св. Іоанна отпустить его въ монастырь. Очень жаль было отцу и ученикамъ разставаться съ премудрымъ и добрымъ учителемъ, но все же отецъ исполнилъ его желаніе. Монахъ въ молитвѣ и тишинѣ окончилъ жизнь свою въ лаврѣ св. Саввы Освященнаго.

Ч ерезъ нѣсколько лѣтъ отецъ св. Іоанна умеръ. Однажды князь сарацинскій призвалъ св. Іоанна къ себѣ и сказалъ ему, что онъ поручаетъ ему помогать ему управлять страною. Не хотѣлось св. Іоанну такой безпокойной жизни, но онъ долженъ былъ послушаться князя.

В ъ то время въ Греціи былъ царь Левъ Исаврянинъ, который не позволялъ людямъ поклоняться св. иконамъ. Св. Іоаннъ сталъ посылать христіанамъ множество писаній, въ которыхъ увѣщевалъ ихъ поклоняться св. иконамъ. Царь Левъ, узнавъ объ его посланіяхъ, рѣшилъ отомстить святому. Онъ взялъ одно изъ посланій, написанныхъ рукою св. Іоанна, и отдалъ его искуснымъ придворнымъ писцамъ: они должны были почеркомъ св. Іоанна написать посланіе къ Царю, якобы посланное изъ Дамаска. Желая погубить святого, злой царя составилъ отъ лица св. Іоанна такое посланіе, якобы обращенное къ нему самому:

« Р адуйся, царь, кланяюсь твоему Царскому величеству. Нашъ городъ Дамаскъ, которымъ я управляю, слабо защищенъ, и войска сарацинскаго въ немъ мало. Пошли свое войско, чтобы взять Дамаскъ — я знаю, ты возьмешь его безъ труда. Смилосердуйся надъ городомъ, Царь!».

Э то ложное посланіе Царь послалъ въ Дамаскъ, князю Сарацинскому. Князь повѣрилъ клеветѣ. Въ гнѣвѣ приказалъ онъ отсѣчь святому правую руку и повѣсить ее на базарѣ, чтобы весь народъ видѣлъ ее.

С в. Іоаннъ у себя дома изнемогалъ отъ страшной боли. Онъ обратился съ просьбой къ князю сарацинскому отдать ему отсѣченную руку, чтобы онъ могъ ее предать землѣ. Князь пожалѣлъ его и согласился.

С в. Іоаннъ, получивъ руку свою, вошелъ въ горницу, гдѣ онъ всегда молился, и сталъ взывать въ скорби ко Пречистой, чтобы Владычица исцѣлила его. Долго молился святой и, наконецъ, уснулъ. И видитъ онъ во снѣ икону Пресвятой Богородицы. Матерь Божія смотритъ на него свѣтлыми, милостивыми очами. И слышитъ онъ голосъ Богоматери; Она исполнитъ его просьбу! Св. Іоаннъ проснулся. Къ неописуемой радости своей увидѣлъ онъ, что у него снова двѣ руки. Святой въ веселіи провелъ остатокъ ночи, воспѣвая Господу хвалебныя пѣсни. Утромъ всѣ сосѣди, а потомъ и весь городъ узнали о чудѣ, которое совершила Матерь Божія надъ св. Іоанномъ. Князь сарацинскій призвалъ къ себѣ святого и велѣлъ показать ему приросшую руку. Князь увидѣлъ красную полосу, какъ нить, идущую вокругъ руки въ томъ мѣстѣ, гдѣ отрѣзана была рука.

Читайте также:  Довмонт Псковский: житие и биография святого, дни памяти и почитание

« К акой врачъ вылечилъ тебя?» — слросилъ пораженный князь. Святой радостно и громко отвѣтилъ: «Господь Мой, Всемогущій Врачъ, черезъ Пречистую Матерь исцѣлилъ меня». — «Прости меня, умоляю тебя, за то, что я, невиннаго, тебя осудилъ», вокликнулъ князь. «Ты будешь самый близкій мнѣ человѣкъ. Безъ твоего совѣта я теперь ничего не стану дѣлать. ».

Н о не хотѣлось славы, богатства, почестей св. Іоанну: душа его стремилась въ тихую обитель. Онъ умолилъ князя отпустить его. Раздавъ все свое имущество бѣднымъ, съ другомъ своимъ Космою направился св. Іоаннъ въ Іерусалимъ, а оттуда въ лавру св. Саввы Освященнаго.

У знавъ, какой знатный и великій человѣкъ поступаетъ въ обитель, игуменъ очень обрадовался, что ради любви къ Господу оставилъ святой Іоаннъ міръ, славу земную, богатство. Игуменъ позвалъ одного изъ самыхъ лучшихъ иноковъ и повелѣлъ ему учить вновь поступившаго. Инокъ смиренно отказался, говоря, что онъ не рѣшается учить такого премудраго человѣка. Игуменъ призвалъ другого, но и тотъ отказался. Позвалъ третьяго — и третій отказался. Нашелся только одинъ простой старецъ, но мудрѣйшій, который не отказался научить монашеской жизни св. Іоанна Дамаскина. А училъ его старецъ великому смиренію и послушанію. Такъ, однажды послалъ онъ его далеко, въ самый его родной городъ Дамаскъ продавать корзины. Св. Іоаннъ въ бѣдной, нищей одеждѣ инока сталъ ходить по городу Дамаску и продавать корзины. Старецъ назначилъ за корзины такую дорогую цѣну, что едва ли бы нашелся желающій купить его товаръ. И вотъ св. Іоаннъ въ бѣдной, нищей одеждѣ инока сталъ ходить по городу и продавать корзины, по тому городу, гдѣ онъ раньше ходилъ въ богатыхъ, златотканныхъ одеждахъ. Никто его не узнавалъ, и всѣ смѣялись надъ нимъ, что онъ такъ дорого проситъ за свои корзины. Никто не хотѣлъ покупать ихъ у него. Наконецъ, одинъ человѣкъ узналъ въ бѣдномъ монахѣ прежняго славнаго, богатаго господина. Изъ жалости къ нему онъ купилъ у него всѣ корзины. Св. Іоаннъ съ радостью, восхваляя Бога, вернулся въ свою обитель. Вотъ въ какомъ смиреніи и послушаніи жилъ святой.

О динъ монахъ въ обители св. Саввы умеръ. Его родной братъ неутѣшно плакалъ о немъ. Св. Іоаннъ старался утѣшить скорбящаго. Плача, сталъ просить братъ, чтобы святой написалъ ему умилительную пѣсню, чтобы облегчить его печаль. Св. Іоаннъ пожалѣлъ брата и исполнилъ его просьбу. Старецъ, учитель святого, узнавъ, что тотъ безъ его разрѣшенія написалъ пѣснопѣніе, рѣшилъ наказать своего ученика. Онъ выгналъ его изъ келліи. Монахи жалѣли св. Іоанна и умоляли старца простить его. Но строгій учитель не хотѣлъ его принимать въ свою келлію. «Накажи его, а потомъ впусти», такъ сказалъ старцу другой старый монахъ. Старецъ согласился. Назначилъ онъ ученику своему строгое, суровое наказаніе — онъ долженъ былъ вымыть всѣ самыя грязныя мѣста въ обители. Смиренно сталъ мыть святой зловонныя мѣста. Тогда старецъ, удивляясь его кротости, смиренію и послушанію, обнялъ ученика своего и сталъ цѣловать его голову, руки и плечи. Онъ взялъ святого за руку и ввелъ въ свою келлію. Черезъ нѣкоторое время Сама Владычица міра явилась старцу въ ночномъ видѣніи и повелѣла ему, чтобы онъ разрѣшилъ св. Іоанну писать Божественныя пѣснопѣнія. И сталъ писать святой во славу Божію прекрасные церковные стихи. Онъ воспѣлъ и страданія и воскресеніе Христовы. Всѣ пѣснопѣнія на Святую Пасху составлены Св. Іоанномъ Дамаскинымъ. Со святымъ писалъ и Косма, другъ его дѣтства. Божественныя пѣснопѣнія святого Іоанна облетѣли весь христіанскій міръ. И теперь святая Церковь воспѣваетъ эти стихи, умиленіемъ наполняя души людей. Такъ трудился святой до самой смерти и тихо, блаженно отошелъ ко Господу, Ему же слава, честь и поклоненіе нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ Аминь.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ восьмой. [1962 г.] — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1962. — С. 91-95.

ИОАНН ДАМАСКИН

/ Ориг. : ’Ιωάννης ὁ Δαμασϰηνός, Iohannes Damascenus

ИОАНН ДАМАСКИН греч. ’Ιωάννης ὁ Δαμασϰηνός, лат. Iohannes Damascenus – бо­гослов, по­ле­мист, гим­но­граф, учи­тель Церк­ви, хри­сти­ан­ский свя­той.

Све­де­ния о жиз­ни Иоанна Дамаскина край­не скуд­ны и во мно­гом име­ют ле­ген­дар­ный ха­рак­тер. Пер­вое жи­тие Иоанна Дамаскина бы­ло со­став­ле­но ан­ти­охий­ским мо­на­хом Ми­хаи­лом (конец XI века) на арабском языке. Основным ис­точ­ни­ком све­де­ний о жиз­ни Иоанна Дамаскина яв­ля­ет­ся жиз­не­опи­са­ние, со­став­лен­ное пат­ри­ар­хом Ие­ру­са­лим­ским Ио­ан­ном VIII Хри­зо­сто­мом (около 1098 – до 1122 годы), по другим дан­ным – пат­ри­ар­хом Ие­ру­са­лим­ским Ио­ан­ном IX (середина XII века).

Иоанн Дамаскин про­ис­хо­дил из влия­тель­но­го ара­бо-хри­сти­ан­ско­го ро­да Ман­су­ров; его отец за­ни­мал один из выс­ших фи­нан­со­вых по­стов в Ха­ли­фа­те при дво­ре ха­ли­фа Абд аль-Ма­ли­ка. По во­ле от­ца Иоанн Дамаскин по­лу­чил бле­стя­щее вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние, как хри­сти­ан­ское, так и клас­си­че­ское. По­сле смер­ти от­ца Иоанн Дамаскин на­сле­до­вал его со­стоя­ние и за­нял один из выс­ших административных по­стов. Около 700 года впал в не­ми­лость у ха­ли­фа и был вы­ну­ж­ден уда­лить­ся от дво­ра; при­нял по­стриг в лав­ре Святого Сав­вы Ос­вя­щен­но­го, около 734 был ру­ко­по­ло­жен в пре­сви­те­ры пат­ри­ар­хом Ие­ру­са­лим­ским Ио­ан­ном V (705–735 годы).

Иоанн Дамаскин – ав­тор зна­чительного чис­ла бо­го­слов­ско-дог­ма­тических, по­ле­мических, ас­ке­тических со­чи­не­ний, а так­же гим­но­гра­фических тво­ре­ний (соз­да­ны в мо­на­ше­ский пе­ри­од его жиз­ни). Главный труд Иоанна Дамаскина – три­ло­гия «Ис­точ­ник зна­ния» («Πηγὴ γνῴσεως»), со­стоя­щая из «Диа­лек­ти­ки», «О ере­сях» и «Точ­но­го из­ло­же­ния пра­во­слав­ной ве­ры» («Ἔϰθεσις ἀϰριβῆς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως»). 1-я часть три­ло­гии – ка­те­го­ри­аль­ное фи­лософское вве­де­ние, из­ла­гаю­щее пре­имущественно он­то­ло­гию Ари­сто­те­ля. Во 2-й час­ти на ос­но­ве из­ло­же­ния Епи­фа­ния Кипр­ско­го пред­став­ле­ны све­де­ния о ере­сях, с до­бав­ле­ни­ем со­об­ще­ний о му­суль­ман­ст­ве и ико­но­бор­че­ст­ве. 3-я часть пред­став­ля­ет со­бой свод цер­ков­но­го уче­ния по различным дог­ма­тическим во­про­сам: о Трои­це (1–14), о ви­ди­мом и не­ви­ди­мом тво­ре­нии (15–44), о при­ро­де Хри­ста (45–81), о та­ин­ст­вах, по­чи­та­нии свя­тых мо­щей, икон (82–99), о Вос­кре­се­нии (100).

Об­ра­ща­ясь к ши­ро­ко­му кру­гу про­блем, Иоанн Дамаскин пред­ста­вил по воз­мож­но­сти ис­чер­пы­ваю­щее объ­яс­не­ние основных по­ня­тий хри­сти­ан­ско­го бо­го­сло­вия и свя­зан­ных с ни­ми ас­пек­тов ма­рио­ло­ги­че­ской, эс­ха­то­ло­гической, ли­тур­гической про­бле­ма­ти­ки. Взгля­ды Иоанна Дамаскина по этим во­про­сам не яв­ля­ют­ся ори­ги­наль­ны­ми (сам он сви­де­тель­ст­ву­ет о том, что пи­сал толь­ко об из­вест­ном пред­ше­ст­вую­щим от­цам и со­бо­рам), од­на­ко его бес­спор­ная за­слу­га за­клю­ча­ет­ся в осу­ще­ст­в­ле­нии пол­но­цен­но­го син­те­за все­го пред­ше­ст­вую­ще­го пра­во­слав­но­го бо­го­сло­вия. Бла­го­да­ря это­му «Точ­ное из­ло­же­ние. » при­об­ре­ло ши­ро­кую из­вест­ность в сре­де не толь­ко позд­ней­ших ви­зантийских бо­го­сло­вов, но и ка­то­лических схо­ла­стов (так, например, схо­ла­стические ам­пли­фи­ка­ции Пет­ра Лом­бард­ско­го, Фо­мы Ак­вин­ско­го за­им­ст­ву­ют мно­гое из бо­го­слов­ского син­те­за Иоанна Дамаскина). Из других бо­го­слов­ско-дог­ма­тических со­чи­не­ний Иоанна Дамаскина тра­ди­ци­он­но при­пи­сы­ва­ют «Кни­гу о пра­во­слав­ном об­ра­зе мыс­лей», «О Свя­той Трои­це», «О Трис­вя­той пес­не» и др.

Иоанну Дамаскину при­над­ле­жит ряд по­ле­мических трак­та­тов: «Диа­лог про­тив ма­ни­хе­ев», «Про­тив не­сто­ри­ан­ской ере­си», «О ве­ре про­тив не­сто­ри­ан», «О двух во­лях во Хри­сте», «Со­стя­за­ние хри­стиа­ни­на с са­ра­ци­ном», «Три за­щи­ти­тель­ных Сло­ва про­тив по­ри­цаю­щих свя­тые ико­ны или из­об­ра­же­ния» и др. В сво­ей по­ле­ми­ке с ис­ла­мом Иоанн Дамаскин за­ло­жил ос­но­вы гос­под­ство­вав­ше­го по­том в Ви­зан­тии взгля­да на эту ре­ли­гию как на раз­но­вид­ность хри­сти­ан­ской ере­си. Иоанн Дамаскин был од­ним из пер­вых по­сле­до­ва­тель­ных про­тив­ни­ков ико­но­бор­че­ст­ва. В трёх по­сла­ни­ях к ви­зантийскому императору Льву III Исав­ру он, опи­ра­ясь на мно­го­численные вы­держ­ки из тво­ре­ний от­цов Церк­ви, до­ка­зы­ва­ет древ­ность тра­ди­ции ико­но­по­чи­та­ния. Ав­тор­ст­ву Иоанна Дамаскина при­над­ле­жит раз­ви­тие тео­рии 6 ка­те­го­рий опи­сания икон­но­го об­раза (смотри Ико­на). К его ас­ке­тическим со­чи­не­ни­ям от­но­сят­ся: «О свя­тых по­стах», «О доб­ро­де­те­лях и по­ро­ках» и др.

Иоанну Дамаскину при­пи­сы­ва­ет­ся так­же биб­лей­ско-пат­ри­стическая ан­то­ло­гия по хри­сти­ан­ской ду­хов­ной тра­ди­ции и ас­ке­ти­ке («Sa­cra Parallela»). Ши­ро­кую из­вест­ность при­об­ре­ли гим­но­гра­фические тво­ре­ния Иоанна Дамаскина. В цер­ков­ном пре­да­нии под­чёр­ки­ва­ет­ся его уча­стие в упо­ря­до­че­нии ос­мо­гла­сия (хо­тя оно су­ще­ст­во­ва­ло ра­нее): он упо­ми­на­ет­ся в названиях книг «Ок­то­их си­речь Ос­мо­глас­ник, тво­ре­ние пре­по­доб­на­го от­ца на­ше­го Ио­ан­на Да­ма­ски­на», а так­же счи­та­ет­ся ав­то­ром многих пес­но­пе­ний пра­во­слав­ной церк­ви, сре­ди ко­то­рых – бо­го­ро­дич­ные дог­ма­ти­ки на 8 гла­сов, ряд са­мо­глас­ных сти­хир (в т. ч. Ла­за­ре­вой суб­бо­ты, Не­де­ли Ва­ий, Стра­ст­ной сед­ми­цы), вос­крес­ные ка­но­ны на 8 гла­сов, ка­но­ны По­ст­ной и Цвет­ной Трио­ди, Ми­ней и др. Наи­бо­лее зна­ме­нит Пас­халь­ный («Зо­ло­той») ка­нон. На­ря­ду с ка­но­на­ми Иоанна Дамаскина тра­диционного уст­рой­ст­ва (ко­гда внут­ри ка­ж­дой пес­ни ка­но­на вы­дер­жи­ва­ет­ся по­до­бие, за­дан­ное её 1-й стро­фой – ир­мо­сом) су­ще­ст­ву­ет ряд ка­но­нов с ям­би­че­ской ор­га­ни­за­ци­ей (на Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во, Бо­го­яв­ле­ние, Пя­ти­де­сят­ни­цу). Тра­ди­ция при­пи­сы­ва­ет Иоанну Дамаскину бла­го­дар­ст­вен­ное бо­го­ро­дич­ное пес­но­пе­ние, вклю­чён­ное в «Ок­то­их», – «О Те­бе ра­ду­ет­ся, Бла­го­дат­ная, вся­кая тварь. ». Тво­ре­ния Иоанна Дамаскина, пе­ре­ве­дён­ные на славянские языки, ока­за­ли зна­чительное влия­ние на ду­хов­ную куль­ту­ру Древ­ней Ру­си. Из­вест­ны так­же мно­го­численные пе­ре­во­ды его тво­ре­ний на армянский, грузинскй, арабский язы­ки.

Бо­го­сло­вие Иоанна Дамаскина не­раз­рыв­но свя­за­но с прак­ти­кой ду­хов­ной жиз­ни и ас­ке­зы, с опы­том лич­но­ст­но­го мис­тического вос­при­ятия. Со­глас­но Иоанну Дамаскину, ис­тин­ное ви́дение Бо­га воз­мож­но при дос­ти­же­нии хри­сти­ан­ско­го со­вер­шен­ст­ва, ко­то­рое за­клю­ча­ет­ся в со­зер­ца­нии, бес­стра­стии, воз­дер­жа­нии, чис­то­те серд­ца и люб­ви. Дос­тиг­нув это­го со­стоя­ния, че­ло­век об­ре­та­ет сво­бо­ду в бо­го­об­ще­нии. Путь к со­вер­шен­ст­ву за­клю­ча­ет­ся в двух не­раз­рыв­но свя­зан­ных друг с дру­гом ас­пек­тах ду­хов­ной жиз­ни, ко­то­рые Иоанн Дамаскин оп­ре­деля­ет как «прак­сис» (борь­ба со стра­стя­ми и уп­раж­не­ние в доб­ро­де­те­лях) и «тео­ри́я» (ра­цио­наль­ное ос­мыс­ле­ние ис­тин пра­во­слав­ной ве­ры, вне ко­то­рой не мо­жет быть под­лин­но­го бо­го­об­ще­ния). В стрем­ле­нии к со­вер­шен­ст­ву Иоанн Дамаскин при­зы­ва­ет ид­ти по пу­ти под­ра­жа­ния свя­тым и Са­мо­му Хри­сту. Че­ло­век как об­раз Бо­жий дол­жен под­ра­жать бла­го­сти Бо­же­ст­ва. В ча­ст­ном же слу­чае это под­ра­жа­ние тем, кто уго­дил Бо­гу, как дос­той­но про­явив­шим в се­бе об­раз Бо­жий. На этой тео­рии пер­во­об­ра­за и под­ра­жания ему Иоанн Дамаскин вы­страи­ва­ет по­ле­ми­ку с ико­но­бор­ца­ми.

Как один из вид­ней­ших про­тив­ни­ков ико­но­бор­че­ст­ва, Иоанн Дамаскин был че­ты­ре­ж­ды ана­фе­мат­ст­во­ван ико­но­бор­че­ским Ие­рий­ским со­бо­ром (754 год); 7-й Все­лен­ский со­бор (смотри Все­лен­ские со­бо­ры) при­знал бо­го­сло­вие Иоанна Дамаскина пол­но­стью пра­во­слав­ным. С фи­гу­рой Иоанна Дамаскина тра­ди­ци­он­но свя­зы­ва­ют окон­ча­ние свя­то­оте­че­ско­го пе­рио­да в ис­то­рии не­раз­де­лён­ной Церк­ви на хри­сти­ан­ском Вос­то­ке. В 1880-е годы Иоанн Дамаскин был при­знан ка­то­лической цер­ко­вью учи­те­лем Церк­ви.
День па­мя­ти в восточной Церк­ви – 4(17) декабря; в западной Церк­ви – 27 мар­та.

Сочинения:

Die Schriften / Hrsg. von B. Kotter. B.; N. Y., 1969–1988. Bd 1–5;

Три за­щи­ти­тель­ных сло­ва про­тив по­ри­цаю­щих св. ико­ны. Сер­ги­ев По­сад, 1993;

Вве­де­ние в ос­но­вы дог­ма­ти­че­ско­го бо­го­сло­вия / Пер. Д. Че­пе­ля. М., 2002.

Иллюстрация:

«Иоанн Да­мас­кин». Ико­на нач. 14 в. Афон (скит Свя­той Ан­ны). Архив БРЭ.

Ссылка на основную публикацию