Иоанн Рыльский: житие святого, в чем помогает, мощи и день памят

День памяти перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского

Седмица 20-я по Пятидесятнице. Глас 2. Сегодня святая Церковь чтит память перенесения мощей преподобного Иоанна Рыльского

Преподобный Иоанн Рыльский – великий духоносный подвижник Болгарской Православной Церкви и Небесный покровитель болгарского народа, родился в 876 г. в селе Скрино Средецкой области (древний Средец – ныне София).

Рано оставшись сиротой, мальчик ушел пастухом в чужие люди. Однажды богач избил его за то, что потерялись корова с теленком. Мальчик долго плакал и молился, чтобы Бог помог ему. Когда он нашел корову с теленком, то в реке Струме сильно поднялась вода. Юный пастух помолился, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял на руки теленка и прошел с ним, как по суху, на другой берег реки, где уже находилась корова. Богач, спрятавшийся в лесу, ужаснулся, видя это чудо, и, щедро наградив мальчика, отпустил его из своего дома. Раздав имущество, мальчик ушел из родного села.
Где и когда святой принял иноческий постриг, осталось неизвестным. Первоначально он подвизался на высокой и голой горе, питаясь лишь дикими растениями. Хижина его была из хвороста. Спустя недолгое время разбойники напали на него ночью и, избив, прогнали оттуда. Тогда он нашел глубокую пещеру и поселился в ней. Там же вскоре поселился и его племянник святой Лука. Место было столь безлюдное, что преподобный Иоанн счел сначала появление Луки за бесовскую кознь, но, узнав, что юноша ищет душевного спасения, с любовью принял его. Недолго, однако, им пришлось жить вместе: брат преподобного Иоанна нашел подвижников и силой забрал сына. По дороге домой юноша умер от укуса змеи. Раскаявшись, брат просил прощения у преподобного. Пустынник часто ходил потом на могилу праведного юноши; там было его любимое место отдыха.

Двенадцать лет провел преподобный в дикой пещере, а затем перешел в Рыльскую пустыню и поселился в дупле дерева. Он много постился, молился и постоянно плакал; питался только травой. Видя такое терпение, Бог произрастил преподобному бобы, которыми он питался долгое время. Эти-то бобы и сделали его подвиги известными людям. Однажды стадо овец от внезапного страха бежало по горным стремнинам, пока не остановилось у места, где жил преподобный. Пастухи, следовавшие за стадом, с изумлением увидели отшельника, который ласково угощал их: “Вы пришли сюда голодные – рвите себе бобы мои и ешьте”. Все ели и насытились. Один же напрятал себе много бобов и в запас. По дороге домой он предложил их товарищам, но в украденных стручках не оказалось ни зернышка. Пастухи воротились с раскаянием, и старец простил, сказав с улыбкой: “Видите, дети, эти плоды назначены Богом для пропитания пустынного”. С тех пор стали приводить к преподобному больных и одержимых нечистым духом, которых он исцелял молитвой. Избегая известности, подвижник ушел из любимого дупла и поселился на высокой и труднодоступной скале, где 7 лет провел под открытым небом. Слух о великом пустыннике дошел до болгарского царя Петра (927-969), который желал видеться с ним; но преподобный Иоанн, написав письмо, отклонил свидание по смирению. Позже пустынник принял под свое окормление иноков, которые устроили монастырь с храмом в пещере, где прежде жил преподобный Иоанн. Он мудро пас свое стадо и скончался 18 августа 946 года на 70-м году жизни.

За 5 лет до кончины он написал своей рукой “Завет к ученикам”, одно из лучших творений староболгарской письменности. Святая жизнь подвижника и знамения милости Божией по его молитвам были самой лучшей проповедью христианской веры в новокрещеной Болгарской земле. В тревожное время борьбы Болгарии с Византией, при западноболгарском царе Самуиле (976-1014 г.), преподобный Иоанн Рыльский явился ученикам, повелевая перенести его мощи в Средец (Софию).

1 июля 1469 г. святые мощи преподобного Иоанна Рыльского были возвращены в Рыльский монастырь, где они почивают до нынешнего дня, подавая благодатную помощь всем верующим.

Преподобный Иоанн Рыльский, моли Бога о нас!

Завет преподобного Иоанна Рыльского

Преподобный Иоанн Рыльский

Я, смиренный и грешный Иван, не совершивший никакого доброго дела на земле, когда пришел в эту Рыльскую пустыню, не нашел человека в ней, но только диких зверей и непроходимые дебри. И поселился здесь сам со зверьми, не имея ни пищи, ни крыши над головой, но небо было мне покровом, земля – постелью, и травы – пищей. Но благой Бог, из-за любви к Которому я презрел все и претерпел голод и жажду, мороз и зной и телесную наготу, совсем не оставил меня, но, как милосердый и чадолюбивый Отец, обильно удовлетворил все мои нужды. И чем я воздам Господу за все, что Он дал мне? Многочисленны Его благодеяния ко мне, ибо со Своей святой высоты Он воззрел милосердно на мое смирение и помог мне претерпеть все – не мне, а Христовой силе, которая во мне, – ибо от Него всякое доброе дарование, и каждый совершенный дар нисходит свыше (ср. Иак. 1, 17).

И когда я вижу вас сегодня собравшимися в Господе здесь, где, как я уже сказал, доныне не обитал человек, но только дикие звери, и предвидя, что скоро наступит конец моей здешней жизни, надумал я оставить вам прежде моего отхода из нынешней жизни настоящее мое отеческое завещание, как и отцы по плоти оставляют своим чадам земное наследие из серебра и злата и иного имущества, чтобы, поминая вашего отца во Святом Духе, вы не забывали и его завещания.

Знаю я, возлюбленные в Господе чадца, знаю хорошо, что вы, будучи новоначальными, все еще не утверждены в иноческой жизни. Но не бойтесь, ибо сила Божия в немощи проявляется. Именно из-за сего я и надумал написать вам это мое грубое и неученое завещание, чтобы вы, имея его всегда в памяти своей, укреплялись телесно и душевно в Господе и возрастали добродетелями в страхе Божием. Ибо я верую моему Богу, Коему служу с молодости своей и усердно покорился ему, что после моего ухода эта пустыня, которая доселе была страшной и необитаемой, будет населена множеством пустынножителей, и о ней исполнится писанное: чада оставленной много больше, нежели той, которая имеет мужа (ср. Ис. 54, 1).

Ради сего, прошу вас, чадца мои, коих я собрал в Господе, не пренебрегайте наставлением вашего отца, и вместе с апостолом говорю: «Вновь я в муках, пока не изобразится Христос в вас» (Гал. 4, 19). Прошу вас и заклинаю вас страшным Божиим именем, не нарушайте и не оставляйте ничего из него после моей смерти, но все, что я написал, исполняйте в точности, как вы и обещались пред Богом. И кто преступит или нарушит что-либо из него, таковой да будет проклят и отлучен от Отца и Сына и Святого Духа и да не имеет доли со святыми, кои угодили Богу, но да будет его доля с теми, кои распяли Господа славы, и с предателем Его Иудою, да будет вымаран из книги живых и да не будет записан с праведными.

И, прежде всего, завещаю вам хранить святую веру непорочной и незатронутой никаким зломыслием, как вы восприяли ее от святых отцов, не вдаваясь в чуждые и различные учения. Стойте крепко и держитесь преданий, которые вы услышали и увидели от меня. Не уклоняйтесь ни направо, ни налево, но идите по царскому пути. Берегите себя от светских увлечений и всегда помните, ради чего вы оставили мир и презрели его и мирские дела.

Для инока богатство не есть серебро и злато, но совершенная бедность, отречение от своей воли и возвышенное смирение

А больше всего бегите от сребролюбивой змеи, ибо сребролюбие – корень всех зол, согласно апостолу, который называет его вторым идолослужением. Ибо для инока богатство не есть серебро и злато, но совершенная бедность, отречение от своей воли и возвышенное смирение. Не говорю вам это как мою заповедь, но напоминаю вам заповеди Христовы. Ибо Он говорит Своим святым ученикам, а через них и всем, кои отреклись от мира: «Не имейте ни злата, ни серебра, ни сумы, ни медных денег в поясе» (ср. Мф. 10, 9). Ибо злато и серебро суть большие враги инока и, подобно змее, жалят того, кто имеет их. Если же мы имеем несомненную надежду на Бога, то Он не оставит нас лишенными чего бы то ни было, ибо Сам Он говорит: «Если даже и женщина забудет детей своих, то Я не забуду вас» (ср. Ис. 49, 15). И в другом месте: «Ищите прежде царствия Божия и правды Его, а остальное приложится вам» (ср. Мф. 6, 33). Ибо в начале, когда я пришел в эту пустыню, лукавый попытался искусить сребролюбием и меня – поскольку благочестивый царь послал мне много злата. Когда же я отказался видеть его ради Господа, я понял, что это было коварством диавола. И я не принял его, но возвратил тому, который послал его, ибо так помыслил в себе: если бы я желал иметь злато и серебро и подобные им вещи, то зачем же тогда я пришел в эту страшную и непроходимую пустыню, где не нашел человека, но лишь диких зверей, – и так избавился от козней лукавого искусителя, который старается преткнуть нас в тех вещах, от коих мы добровольно отказались. Вот почему и вы не ищите ничего из этих вещей. Ибо ваш Небесный Отец знает еще до ваших молитв, в чем вы нуждаетесь.

Также не стремитесь быть знаемыми и любимыми земными царями и князьями и не поддавайтесь им, оставляя Небесного Царя, Коему вы присягнули быть воинами и воевать не по плоти и крови, а против миродержителя тьмы века сего. Ведь и пророк Иеремия предостерегает нас, говоря следующее: «Проклят да будет человек, надеющийся на человека» (ср. Иер. 17, 5) и прочее. Перечисляя все зло от этого, он добавляет, что благословен человек, надеющийся на Господа. Не говорите: что будем есть, или что будем пить, или во что оденемся. Ибо язычники ищут все это. Взгляните на птиц небесных, которые не сеют и не жнут, ни собирают в житницы, но ваш Небесный Отец питает их. Не превыше ли вы птиц? (ср. Мф. 6, 26) Раз вы однажды уже ушли из мира, не возвращайтесь назад ни телом, ни умом, ибо никто, согласно написанному, который, положивши руку на орало, смотрит назад, не получит Царствия Небесного (ср. Лк. 49, 62). Но и апостол учит нас забывать то, что позади, и стремиться к тому, что впереди нас. Что означает, чадца мои, сие: забывать то, что позади нас? Ничего иного, кроме как предавать всячески глубинам забвения все то, что – уходя ради Бога из мира – мы оставили и презрели, и стремиться к лежащему пред нами подвигу, к коему мы призваны нашим основоположником – преблагим Богом нашим Господом Иисусом Христом, Который удостоил нас понести Его благое ярмо, ибо иго Его благо и бремя Его легко (ср. Мф. 11, 30).

Общежительное пребывание во многих отношениях полезнее для иноков, нежели уединенное

И как вас собрала воедино благодать Святого Духа, так и вы старайтесь жить единодушно и единомысленно, дыша одинаково, направляя взор лишь к вечному воздаянию, которое Бог подготовил тем, кто возлюбили Его. Общежительное пребывание во многих отношениях полезнее для иноков, нежели уединенное. Ибо уединенное не подходит многим, но лишь весьма немногочисленным и совершенным во всех иноческих добродетелях людям. Общая же жизнь вообще полезна для всех, как и отеческие книги достаточно говорят и учат нас. Духом говорящий пророк Давид восхваляет его, говоря: «Как хорошо и как красиво братьям жить вместе» (ср. Пс. 132. 2). К сему припевает и один Духом движимый церковный песнописец так: «Ибо в этом Господь обещал вечную жизнь». Но и Сам благой Владыка наш Господь Иисус Христос не говорит ли Своими пречистыми устами: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (ср. Мф. 18, 20)? А наши богоносные отцы говорят о уединенном житии: «Горе одинокому, ибо если он упадет, некому будет поднять его» ( ср. Еккл. 4, 10).

Вот почему, чадца, раз и Дух Святой устами пророка похваляет общее житие, то не пренебрегайте им и вы, но, напротив, утвердите его и будьте как одно-единственное тело в Господе, которое имеет разные члены, одни – образующие главу, которая обладает повелительством, а другие – ноги, каковыми являются те, кто работают и носят, иные же – другие части тела, дабы из всех составилось единое духовное в Господе тело, водимое и управляемое одной разумною и словесною душою – сиречь духовным рассуждением, – и не было ничего разделенного. И когда установится таковое пребывание и житие по Господу, тогда и Он Сам будет посреди вас, правя невидимо вами.

Не ищите первенства и начальства, но помните Того, Кто сказал: «Тот, кто хочет быть наибольшим среди вас, да будет слугою всем» (ср. Мф. 20, 25). Избирайте себе наставников и поставляйте себе начальников, коих Бог укажет вам, то есть мужей, засвидетельствованных всеми в духовных деяниях и превосходящих всех по разуму и духовному рассуждению и годам, дабы они пасли хорошо и богоугодно ввереное им стадо на пажитях благочестия и животворных заповедей Христовых. Для таковых подобает искать подтверждения более от Бога, нежели от собственного мнения. Если же, как говорит великий наш отец и иноческий наставник преподобный Ефрем Сирин, вы все возжелаете начальства и предстательства, и быть всем игуменами, и наставниками, и толкователями, и учителями, и возникнут среди вас соперничества, раздоры, распри, ревность, клеветы, высокомерие, зависть и другие неподходящие для монахов страсти, то тогда знайте положительно, что Христос не среди вас, ибо Христос не есть учитель раздора и несогласия, но мира и соединения.

Если возникнут среди вас раздоры, тогда знайте положительно, что Христос не среди вас, ибо Христос не есть учитель раздора и несогласия

Ибо Он молится Богу и Отцу и о Своих святых учениках, чтобы они были едиными, то есть единомысленными, а также и все, которые через них веруют в Него, и говорит так: «Отче святый, сохрани их во имя Твое, да будут одно, как и Мы одно» (ср. Ин. 17, 11). И в другом месте: «Молюсь не только об этих, но и обо всех, которые веруют в Меня по словам их, да будут все одно» (ср. Ин. 17, 20). Так и вы будьте одно, имейте мир между собою, ибо Он говорит ученикам Своим: «Мир оставляю вам, Мой мир даю вам» (Ин. 14, 27). А каков этот Христов мир, чадца? – Он Сам вновь указывает, говоря: «Не как дает мир, даю Я» (Ин. 14, 27 ). Но этот Христов мир превосходит любой ум. Это тот мир, о коем говорит пророк: «И мир его не имеет пределов» (Ис. 9, 7). Но и апостол учит нас, говоря: «Имейте мир и святость, ибо без этого никто не увидит Бога» (ср. Евр. 12, 14). Таковой мир имейте и вы между собою, и с большим единомыслием и рассуждением устраивайте все по Богу, дабы не гневить благого Владыку вашего Бога.

Читайте также:  Пророк Иеремия: книга и ее толкование, житие и биография святого

Если же найдется кто-либо среди вас, который будет сеять плевелы, раздоры и иные соблазны, то такового устраните немедленно из вашего собрания, дабы не обратилось это в разъедающую лихорадку, согласно апостолу, и зло не распространилось бы среди добрых, и какой-нибудь горький корень не пророс бы, не сделал бы дурное и чрез это бы не осквернились многие. И злой волк не смутил бы мирное Христово стадо, ибо и таковые явятся. О них предрекает Христос, говоря: «Ибо необходимо, чтобы явились соблазны, и горе миру от соблазна» (ср. Мф. 18, 7). Потому и вы, чадца, берегитесь таковых вещей и не допускайте их в свою среду; но отклоняйте их далеко от себя, как пастырь изгоняет дурных овец из чистого стада.

Жительствуя же вместе ради Господа и нося взаимно свои тяготы, не пренебрегайте и тех, кои живут в уединении, и скитаются в пустынях, и в пещерах, и в пропастях земных – коих не был достоин весь мир (ср. Евр. 11, 38), – но снабжайте их, когда можете, дабы иметь в их лице молитвенников пред Богом, ибо молитва праведника может достичь многого.

Придерживайтесь крепко церковного правила, не оставляя и не презирая ничего из того, что установлено святыми отцами

Поучайтесь в законе Господнем день и ночь, читайте часто отеческие книги и старайтесь быть подражателями святых отцов наших Антония, Феодосия и иных, просиявших, подобно светилам, в мире добрыми своими делами. Придерживайтесь крепко церковного правила, не оставляя и не презирая ничего из того, что установлено святыми отцами.

Ручной труд да не будет пренебрегаем вами, но пусть в руках ваших будет он всегда, а молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» да будет постоянно в устах ваших, как и в уме вашем – память смертная. Таким было деяние древних пустынных отцов, и они не ели впустую свой хлеб; и не только они кормились сами трудом рук своих, но давали и нуждающимся, и так не обманулись в своей надежде. Ибо, как говорит апостол, хорошо, чтобы сердце утверждалось благодатью, а не той пищей, от которой не получили пользу те, которые жили ею. А он говорит: «Да пребывает братолюбие, не забывайте страннолюбия, ибо через него некоторые, не зная того, угостили ангелов» (ср. Евр. 13, 2).

Новопросвещенных людей из единокровного своего народа утверждайте в вере и наставляйте их оставить непристойные языческие обычаи и злые нравы, коих они и после приятия святой веры придерживаются. Но они поступают так по простоте и посему и нуждаются во вразумлении.

Много еще имею говорить вам, возлюбленные в Господе чадца мои, но невозможно написать все. Предаю вас Тому, Кто является источником всякой премудрости и разума и истинным Утешителем – Святому и Животворящему Духу, дабы Он Сам дал вам мудрость, вразумил вас, просветил вас, научил и наставил вас на всякое доброе дело.

А ныне оставляю вам возлюбленного нашего брата Григория наставником и начальником вместо меня, о котором все вы свидетельствуете, что он годен управлять вами хорошо и по Богу, и единодушно избираете его начальником, хоть он и не желает, но из-за послушания и смирения повинуется вашему желанию. А после него – кого вам Бог укажет.

Я же желаю отныне пребывать в тишине и безмолвии, дабы покаяться в своих прегрешениях и испросить милости от Бога. А вы всегда поминайте в ваших молитвах меня, грешного отца вашего, дабы мне получить милость в судный день, ибо ничего доброго не совершил я на земле и боюсь [Страшного] суда и мук, приготовленных для таких грешников, как я, и Божья благодать да будет со всеми вами, осеняя и храня вас ото всех зол. Аминь.

Написано в год от сотворения мира 6449 [941 от Р. Хр.], в 25-й день месяца марта.

Я, смиренный и многогрешный Иоанн, первый житель Рыльской пустыни, подписываюсь собственною рукою и подтверждаю вышесказанное.

Иоанн Рыльский: житие святого, в чем помогает, мощи и день памят

Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Октябрь

Память преподобного отца нашего Иоанна Рыльского

Память 19 октября

Преподобный отец наш Иоанн Рыльский, великий постник, был родом из болгарского селения Скрина, что близ славного города Средца 1. Он жил в царствование христолюбивого Петра, царя болгарского и при греческом императоре Константине Порфирородном 2. По кончине своих благочестивых родителей, Иоанн роздал все оставшееся ему имение нищим, – ибо от юности возлюбил Бога более всего, – а сам принял иночество и ушел из своего родного селения, ничего не имея на себе, кроме одной кожаной одежды. Взойдя на одну высокую и пустынную гору, он стал проводить там подвижническую жизнь, питаясь одними дикими растениями. Чрез несколько времени, по диавольскому наущению, на Иоанна напали ночью разбойники и, избивши, изгнали его оттуда. Тогда Иоанн ушел с той горы в Рыльскую пустыню 3, где продолжал строгую подвижническую жизнь; там он поселился в большом дупле дерева, проводя время в посте и слезах, и совершая непрестанные молитвы перед Богом. В пустыни он прожил шестьдесят лет; питался он там только растениями, никогда не видел человеческого лица и был окружен одними дикими зверями. За такое терпение Иоанна, Бог повелел на том месте вырасти гороху и этим горохом блаженный питался многие годы.

Однажды пастухи открыли убежище Иоанна и рассказали о нем повсюду 4. Многие стали приходить к Иоанну и приносить к нему недужных, которые, по его молитвам, получали исцеления. Слава о преподобном прошла по всей той земле и многие, ревнуя о подвижнической жизни святого Иоанна, захотели жить около него. В соседней пещере они воздвигли церковь и устроили монастырь, в коем начальником и пастырем был преподобный Иоанн. Будучи добрым пастырем своему стаду, Иоанн привел многих неверных ко Господу и творил Его именем великие и славные чудеса 5.

Достигнув глубокой старости, Иоанн в мире окончил жизнь свою 6, удостоившись вечного блаженства на небе, и был погребен своими учениками.

Спустя немалое время, Иоанн явился ученикам, повелевая перенести его мощи в город Средец. Открыв гроб, они увидали тело Иоанна целым и нетленным, источающим благоухание, и прославили о сем Бога. С честью перенесли они его в город Средец и положили в храме святого евангелиста Луки. Впоследствии на том месте создана была прекрасная церковь во имя преподобного Иоанна, и в ней были положены честные мощи его, от коих истекали дивные и преславные исцеления.

Спустя много лет Венгерский король с многочисленным войском двинулся на греческую землю и захватил ее в свою власть. Достигнув города Средца, он взял ковчег с мощами преподобного. – ибо он много слышал о чудесах святого, – и повелел нести его с честью в свою страну и положить в городе Остригоме 7. Архиепископ же Остригомский, слыша, что велик пред Богом преподобный Иоанн Рыльский и славен своими чудотворениями во всех странах, не хотел верить тому.

– Древние книги не упоминают о таком чудотворце, – говорил он, – и не хотел пойти на поклонение святому. Тогда внезапно онемел язык его. Поняв, что причина немоты его состояла в том, что он похулил преподобного, архиепископ поспешил к ковчегу святого и, припадши к нему, облобызал честные мощи его, прося прощения в своей вине. Угодник Божий, святой Иоанн, скоро услышал молитву архиепископа: немедленно разрешил язык его и снова дал ему способность ясно говорить. Получив исцеление, архиепископ с плачем исповедал всем свое прегрешение пред святым и славил Бога и величал угодника Его, святого Иоанна.

Много и других преславных чудес сотворил святой в венгерской земле. Приведенный сими чудесами св. Иоанна в изумление, король венгерский украсил ковчег святого серебром и золотом и, облобызав мощи его, опять отослал с великою честью назад в город Средец. Таким образом, чрез несколько времени, Богу угодно было возобновить самостоятельность Болгарского государства, истощенного насилием греков, и это возрождение Болгарского царства совершилось при христолюбивом царе Иоанне Асене. Сей царь, в самом же начале своего царствования, возобновил и укрепил разрушенные болгарские города и ходил войною на окрестные страны, присоединяя новые города к своему царству. Дойдя до города Средца и, завоевав его, он увидал там мощи преподобного Иоанна Рыльского и, услышав о чудесах, совершающихся при мощах, поклонился его святому ковчегу. Облобызав пречестные мощи его, он повелел патриарху Василию и клиру его взять всеславную раку святого и с великою честью нести ее в столицу Болгарии Тернов, при чем в шествии, по царскому приказу, участвовали 300 отборных воинов.

Патриарх Василий возложил пречестную раку на колесницу, и все с радостью отправились в путь, славя Бога и охраняемые молитвами святого; между другими, шли и монахи основанного преподобным монастыря, с игуменом своим Иоанникием. Сам же благочестивый царь Иоанн-Асень опередил шествие, и, поспешно прибыв в столицу, велел устроить там церковь и место для раки святого.

Когда же царь узнал, что приблизилось шествие с мощами преподобного, он сам вышел встречать его на “окоп” 8 вместе с своими вельможами, властями и множеством народа, и все радовались и веселились 9. При виде св. мощей, все поклонились им. На окопе рака преподобного прибыла семь дней, пока не отстроилась церковь. А когда она была отстроена, тогда св. мощи были перенесены туда и положили в ней с великою честью, а сама церковь освящена. Там и доселе лежат чудотворные мощи преподобного, источая постоянный источник исцелений: приходящие с верою – слепые прозревают, немые начинают говорить, больные получают здравие, бесноватые исцеляются.

Тропарь Иоанну Рыльскому, глас 1:

Покаяния основание, прописание умиления, образ утешения, духовнаго совершения равноангельное житие твое бысть, преподобне. В молитвах убо и в пощениих и в слезах пребывавый, отче Иоанне, моли Христа Бога о душах наших.

Тропарь на возвращение мощей из Терново в Рыльский монастырь:

Твоих мощей возвращением обитель твоя обогатися, церковь же твоя, приемши я, просветися и, красящися, верных созывает с веселием светоносный твой светло праздновати день, грядите, глаголющи, и приимите благодатей дарования.

Кондак, глас 8:

Ангельскому житию поревновав преподобне, вся земная оставив, ко Христу притекл еси: и Того заповедьми ограждаяся, явился еси столп непоколебимь от вражиих нападений.

В тот же день страдание святого священномученика Садока епископа Персидского, и с ним 128 мучеников. Память их совершается еще 20-го февраля.

1 Средец – в древности Сардика. Ныне этот город называется София и представляет столицу Болгарского княжества.

2 Петр правил Болгарией с 927 по 968 г. – Константин VII Порфирородный правил Византией с 912 по 959 г.

3 Название свое получила от реки Рыло, в округе города Раслога

4 Это было так: овцы внезапно от какого-то страха побежали по стремнинам до тех пор, пока не добежали до места, где жил отшельник. Пастухи, бежавшие за ними, с изумлением увидели пустынника. “Вы пришли сюда голодные: – рвите себе горох мой и кушайте”, – сказал отшельник. Они ели и насытились; только один напрятал себе много стручьев в запас, без благословения пустынника, и когда на дороге дал товарищам, то в украденных стручьях не оказалось ни зерна. Они возвратились к доброму старцу с раскаянием. Старец простил их и с улыбкою сказал: “видите, дети, – эти плоды назначены Богом для пропитания пустынного”.

5 Многие приходили к преподобному Иоанну и приносили своих больных, которые получали здравие молитвами святого. Человек, несколько лет одержимый нечистым духом, увидя шедших в Иоаннову пустыню, последовал за ними. Не дошел он еще версты до Рыльской пустыни, как упал на землю и стал кричать: “не могу идти далее: палит меня огонь”. Спутники, связав бесноватого, понесли его к преподобному и просили исцелить его. “Дети мои, – сказал он, – это – не по моим силам, я немощный человек, как и вы; один Бог может исцелить его”. Те неотступно просили его, и отшельник помолился о нем: внезапно больной стал здоровым, и все прославили Бога.

6 Св. Иоанн скончался 18 августа 946 г., на 70 году своей жизни.

7 Остригом, – город в Венгрии, на правом берегу реки Дуная, против устья р. Грана. Город очень древний и был колыбелью христианства в Венгрии. Жители – римско-католического исповедания. Остригомский архиепископ есть вместе с тем князь-примас всей Венгрии. (Примас – титул католического архиепископа, приравниваемый на Западе к званию патриарха на Востоке). Преподобный снова положен был в святой своей церкви в 1097 году по Р. Хр.

8 Окоп – городской вал.

9 Перенесение мощей преподобного Иоанна происходило в 1238 году. Сие перенесение и вспоминается Церковью 19 октября.

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Святой преподобный Иоанн Рыльский и монастырь в Риле.

Рилский ставропигиальный мужской монастырь расположен в одном из самых живописных уголков горного массива Рила на юго-западе Болгарии. По обе стороны каменной обители несут свои воды кристально чистые горные реки Друшлявица и Рильская, в которых плещется форель.

Горы Рила — это вообще какой-то кусок Альп, неожиданно приклеившийся к Балканам: заснеженные вершины (часть склонов годится и для лыжников), высокогорные озера, мелкие цветочки и большие отары овец.

Главная болгарская Рыльский Монастырь, находится святыня на высоте 1000 метров над уровнем моря
Этот крупнейший в Болгарии монастырь, основанный в Х-ом веке преподобным Иоанном Рыльским.
Иоанн Рыльский, святой Болгарской Церкви, наиболее почитаемый святой покровитель болгарского народа.
Когда в Х веке отшельник Иван из Рилы с верующими собратьями основал небольшой монастырь в горах, он вряд ли думал, что его строение переживет 11 столетий, несколько поджогов, бесконечные османские нападения, будет основательно перестроено и в конце концов станет главным местом паломничества в стране — символом болгарского возрождения после турецкого ига. Сейчас постройки монастыря украшены колоннадами, лестницами и балконами, которые выложены из контрастного мрамора

Преподобный Иоанн Рыльский – великий духоносный подвижник Болгарской Православной Церкви и Небесный покровитель болгарского народа, родился в 876 г. в селе Скрино Средецкой области (древний Средец – ныне София). Рано оставшись сиротой, мальчик ушел пастухом в чужие люди. Однажды богач избил его за то, что потерялись корова с теленком. Мальчик долго плакал и молился, чтобы Бог помог ему. Когда он нашел корову с теленком, то в реке Струме сильно поднялась вода. Юный пастух помолился, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял на руки теленка и прошел с ним, как по суху, на другой берег реки, где уже находилась корова. Богач, спрятавшийся в лесу, ужаснулся, видя это чудо, и, щедро наградив мальчика, отпустил его из своего дома. Раздав имущество, мальчик ушел из родного села. Где и когда святой принял иноческий постриг, осталось неизвестным. Первоначально он подвизался на высокой и голой горе, питаясь лишь дикими растениями. Хижина его была из хвороста. Спустя недолгое время разбойники напали на него ночью и, избив, прогнали оттуда. Тогда он нашел глубокую пещеру и поселился в ней. Там же вскоре поселился и его племянник святой Лука. Место было столь безлюдное, что преподобный Иоанн счел сначала появление Луки за бесовскую кознь, но, узнав, что юноша ищет душевного спасения, с любовью принял его. Недолго, однако, им пришлось жить вместе: брат преподобного Иоанна нашел подвижников и силой забрал сына. По дороге домой юноша умер от укуса змеи. Раскаявшись, брат просил прощения у преподобного. Пустынник часто ходил потом на могилу праведного юноши; там было его любимое место отдыха. Двенадцать лет провел преподобный в дикой пещере, а затем перешел в Рыльскую пустыню и поселился в дупле дерева.

Читайте также:  Шмеман Александр - житие и труды, биография, деятельность и наследие, идеи

Цельбоносные мощи преподобного Иоанна Рыльского, чудотворца – почитаемого святого в Болгарии и Македонии, находятся в монастырской церкви «Рождества Пресвятой Богородицы» под бархатной красной завесой в раке, стоящей под алтарной иконой Спасителя справа от Царских врат. Раку открывают для поклонения в конце богослужений или в течение дня по просьбе паломнических групп.

В тревожное время борьбы Болгарии с Византией, при западноболгарском царе Самуиле (976-1014), преподобный Иоанн Рыльский явился ученикам, повелевая перенести его мощи в Средец (Софию), куда скрылся Патриарх Болгарский Дамиан (927-972). Предполагают, что перенесение мощей было в 980 г. Немного позднее правая рука преподобного Иоанна Рыльского была перенесена на Русь (предположительно в город Рыльск, в котором была построена церковь во имя преподобного Иоанна Рыльского с приделом, посвященным мученикам Флору и Лавру, в день памяти которых – 18 августа, он скончался). Имя преподобного Иоанна с глубокой древности было известно и любимо русскими людьми.
В 1183 году венгерский король Белла II (1174-1196) во время похода на греков взял вместе с другими драгоценностями Средца ковчег с мощами преподобного Иоанна и перенес в г. Остергом. В 1187 году, украсив ковчег, он отослал святые мощи назад с великой честью. 19 октября 1238 года мощи преподобного Иоанна были торжественно перенесены в новую столицу – Тырново и положены в храме во имя святого. 1 июля 1469 г. святые мощи преподобного Иоанна Рыльского были возвращены в Рыльский монастырь, где они почивают до нынешнего дня, подавая благодатную помощь всем верующим.

Ежегодно по молитвам преподобному Иоанну Рильскому совершаются чудеса, которые документируются в Рильском монастыре. Один из последних опубликованных сборников включает 326 чудес.

Перед каждым богослужением и входом в алтарь наместник монастыря епископ Евлогий с особым благоговением прикладывается к одной из великих святынь монастыря и самому чтимому образу Болгарии – чудотворной иконе «Святая Богородица Осеновица». Ее называют еще «Одигитрия» или «Покровителка».

В монастырском архиве не имеется каких-либо древних документов, рассказывающих об истории иконы. О ее происхождении имеется несколько версий, но основная, которую принимают рильские монахи, следующая. В XII веке, когда мощи преподобного Иоанна Рыльского пребывали в Средеце, находившийся в этом городе со своим войском византийский император Мануил I Комнин серьезно заболел. Он долго молился перед мощами преподобного Иоанна Рыльского и получил излечение, а в знак благодарности подарил эту походную икону Божией Матери братии Рильского монастыря.

Известный болгарский иеромонах Неофит Рильский в XIX веке в своем труде об этой иконе-мощевике и всех ее 32 мощах написал:«Где и чья она была, нам это отнюдь неизвестно» . Он считает, что икона принадлежала «боголюбивой царице Каломарии – жене бывшего великого завоевателя султана Мурата II»

Только три раза в год по большим праздникам и для водоосвящения икона «Святая Богородица Осеновица» извлекается из иконостаса. По молитвам перед этой иконой совершено много чудес на болгарской земле. Многие верующие из других балканских стран преодолевают путь к Рильскому монастырю, чтобы поклониться, совершить молитвы и получить желанные исцеления от иконы Божией Матери.

Рильская икона, прославившаяся своей чудотворной силой по всей Болгарии и в смежных с нею балканских странах, откликается на просьбы и молитвы верующих: спасает, приходит на помощь и исправляет, когда такое спасение уже кажется не в людской власти

15 августа 1917 года 15-летняя девочка чистила булавкой зубы и случайно проглотила ее. После рентгеновского снимка врачи решили сделать операцию больной, питавшейся только вареным картофелем. На третий день после случившегося в софийскую клинику, куда поместили пострадавшую, мать привезла дочери из Рильского монастыря бутылочку святой воды, где находилась ватка с маслом от чудотворной иконы. Врачи констатировали необыкновенное чудо : булавка, совершенно не повредив желудок и кишечник, чудесным образом вышла из тела.

Одна из записей рассказывает о том, как прекратилась эпидемия гриппа-«испанки», свирепствовавшего в 1919 году в селе Кочериново, где ежедневно от заразной болезни умирало по 6-8 человек. Сельчане слезно попросили руководство монастыря принести икону в село и совершить там молебен. Два иеромонаха взяли с собой икону и пешком прибыли в село. В местной церкви совершили молебен. После этого мор прекратился и не было ни одного смертельного случая.

Незадолго до наступления 1926 года одна жительница Софии после молебна и чтения канона перед иконой, крадучись, ножичком отковыряла на иконе частицу мощей и решила спрятать ее у себя дома. Однако скоро у нее стали происходить разные неприятности и начали болеть дети. Она написала покаянное письмо епископу Варлааму Левкийскому и просила его совершить молебен перед иконой о прощении ей тяжкого греха. Несколько священников совершили молебен, после чего жизнь покаявшейся женщины вошла в нормальное русло С благодарственными молитвами она пожертвовала деньги и прислала в монастырь подарок.

В августе 1925 года загорелся лес в местности Бричебор. Пожар приблизился к деревне и огонь захватил большое пространство. По просьбе крестьян к месту бедствия была изнесена из Рильского монастыря чудотворная икона и прочитан молебен. После этого неожиданно полил сильный дождь и от бушевавшего пожара остались только обгорелые кустарники и деревья.

30 июня 1936 года некая 40-летняя женщина по имени Димитра С. из-за страха во время сильной грозы потеряла дар речи. Онемевшую жительницу Софии доставили в Рильский монастырь, и у иконы священник решил прочитать сорок молитв. Во время произнесения 39-й по счету молитвы священник обратился к немой: «Отвори свои уста и поблагодари Бога!» Бедная женщина неожиданно для себя и окружающих заговорила и почувствовала себя совершенно здоровой.

В сентябре 1936 года записано событие, приключившееся с гимназистом пятого класса из Софии, который имел нервное расстройство и по молитвам родственников перед иконой стал совершенно здоровым, а позже успешно завершил обучение в гимназии.

Сохранилась и записи, рассказывающие об исцелении парализованного мирянина в 1924 году, и заболевшего в 1938 году менингитом кадета Христо П.

Рассказывается и о русской беженке Наталии Р., которая в своем письме в монастырь cообщила, как она в День Святого Духа 21 июня 1937 года заказала в монастыре молебен о своей смертельно больной матери, жившей в СССР. Через две недели дочь получила от матери письмо, где та рассказывала, что в Духов день она почувствовала себя намного лучше и „потом пошла на поправку”. Наталия после получения радостного письма снова приехала в Рильский монастырь и заказала благодарственный молебен
Чудеса от иконы продолжают совершаться по сей день.

Чтимой иконой является икона Божией Матери «Одигитрия» (1836), украшающая центральный алтарь монастырского храма. Интересную историю об этой иконе рассказал в дни Святой Пасхи 2013 года архимандрит Варлаам (Кириллов). В начале ХХ века перед иконой зафиксировано чудо с одним еще не умевшим разговаривать малышом, которого привезла с собой в монастырь его бaбушка. Во время поклонения она вдруг заметила, что ее внук неожиданно протянул ручки к Богомладенцу на иконе и впервые заговорил. Было похоже, что внук не только произносит первые слова, но и даже по-детски общается с Младенцем-Иисусом и отвечает на какие-то Его вопросы. Через два года та же женщина в праздник Богоявления вновь привезла в Рильский монастырь внука, который спросил ее:

– Кто Этот Мальчик на иконе? Я Его знаю. Мы с Ним уже разговаривали.

Бабушка рассказала внуку о Богомладенце, историю его Рождения и o празднике Богоявления. Когда внуку исполнилось семь лет, он вновь предстал перед иконой Божией Матери «Одигитрия», но, к сожалению, так и не cмог вспомнить и ответить монахам, о чем говорил ему Богомладенец.

В восточном крыле монастырского здания есть музей, который можно было бы пропустить, если бы не удивительный резной деревянный крест, над созданием которого монах Рафаил трудился 12 лет и под конец потерял зрение от кропотливого труда Крест размерами 81х43 см, изготовленный монахом Рафаилом из ствола липы. Монах работал над ним во второй половине XVIII века, в течение 12 лет, до 1802 года. Мастер резал дерево тонкими ножами и орудовал долотом, используя увеличительные стекла. Завершив тончайшую, ажурную работу, монах Рафаил потерял зрение.

На его кресте можно видеть 104 сцены из Священного Писания и 650 миниатюрных фигур. Основание напрестольного креста изготовлено другим мастером.

Почитание преподобного Иоанна в Болгарии настолько велико, что его можно сравнить только с особым почитанием преподобного Сергия Радонежского на Руси. Как преподобного Сергия называют «Игуменом всея Руси», так и преподобного Иоанна можно назвать «Игуменом всея Болгарии». Поражает сходство и их жизнеописаний, и их наследия – оба возрастили сонм подвижников-учеников, явившись столпами Церквей Болгарской и Русской. Основанные ими монастыри стали крупнейшими центрами духовного просвещения этих государств, а их нетленные мощи охраняют их столицы.

Считается покровителем города Рыльска Курской области. В его честь в городе построена церковь Ивана Рыльского и названа наиболее высокая часть береговой гряды — «Гора Ивана Рыльского», на которой стояла в древности Рыльская крепость и наиболее древняя часть города Рыльска. Сейчас на горе возведена часовня в честь преподобного Иоанна Рыльского, а в Рыльском Николаевском монастыре с 2006 года хранится частица мощей Иоанна Рыльского .

Его именем названа часовня на болгарской полярной станции Святой Климент Охридский, самая южная православная часовня на планете.

А в самом Рила, не далеко от монастыря в 1992 году открыли национальный парк Рилы. В нём живут герои Красной Книги; более сотни видов зверей, которые жили здесь еще с Ледникового Периода – этот парк настоящая находка для натуралиста-любителя.

Великий праведник и подвижник Русской Церкви протоиерей Иоанн Кронштадтский родился 19 октября (1 ноября) 1829 го­да, в день памяти преподобного Иоан­на Рыльского. В память своего небес­ного тезоименного покровителя он основал в начале XX века в Петербурге женский монастырь, где впоследствии Иоанн Кронштадский был погребен .

ИОАНН РЫЛЬСКИЙ

Прп. Иоанн Рыльский. Болгарская икона XIV в. Национальный музей “Рыльский монастырь”, Болгария.

Иоанн Рыльский (ок. 876 – 946), преподобный, великий болгарский духоносный подвижник

Память 1 июля в память возвращения мощей из Тырново в Рыльский монастырь в 1469 году (Болг. [1]), 18 августа в день преставления, 19 октября в день перенесения мощей из Средца в Тырново в 1195 году, и в Соборе Болгарских святых

Родился около 876 года в семье благочестивых посе­лян в селе Скрино на правом берегу реки Струмы, на одном из склонов горного хребта Руен. Рано лишив­шись родителей, святой Иоанн в детстве был пастухом у чужих людей. Однажды хозяин стада избил мальчи­ка за то, что тот потерял корову с теленком. Святой обратился за по­мощью к Богу, и Господь не только услышал его, но и явил чудо, из которого было видно, что отрок Иоанн – избранник Божий. Святой отрок нашел корову с теленком за Струмой, но пока он их искал, воды в реке прибавилось, и теленок не мог перейти через реку. Святой Иоанн помолился Богу, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял теленка и прошел с ним, как по суху, на другой берег. Хозяин, спрятавшийся в лесу, ужаснулся, видя это чудо, и, щедро наградив отро­ка, отпустил его из своего дома.

Раздав имущество бедным, святой Иоанн поступил послушником в один из близлежащих монастырей – вероятно, в монастырь во имя святого Димитрия, расположенный на вершине Руена. Там святой Иоанн научился читать и писать, стал изучать Священное Писание, богослужебные книги, творения Свя­тых Отцов. Через некоторое время он принял иноческий постриг и уеди­нился в окрестном лесу, где поселился в сплетенной из хвороста хижине. Он подвизался на высокой и голой горе, питаясь лишь дикими растениями.

Спустя недолгое время разбойники напали на него ночью и, избив, прогнали оттуда Препо­добный Иоанн вынужден был пересе­литься в пустынную местность в верхнем течении Струмы, где жил в глубокой пещере. Там же вскоре поселился и его племянник святой Лука. Место было столь безлюдное, что преподобный Иоанн счел сначала появление Луки за бесовскую кознь, но, узнав, что юноша ищет душевного спасения, с любовью принял его. Недолго, однако, им пришлось жить вместе: брат преподобного Иоанна нашел подвижников и силой забрал сына. По дороге домой юноша умер от укуса змеи. Раскаявшись, брат просил прощения у преподобного. Пустынник часто ходил потом на могилу праведного юноши; там было его любимое место отдыха.

Двенадцать лет святой Иоанн подвизался в пещере, в подвиге поста и молитвы, а затем перешел на Рыльские горы. Не оставаясь долго на одном месте, свя­той Иоанн переходил по склонам вершин Бричебора, Царев верх и Еленин верх, пока не поселился в месте, называемом Голец. Долгое время преподобный Иоанн жил в дупле дерева, и звери не причиняли ему вреда. Все время святой проводил в плаче о своих грехах и молитве, питался лишь травой. Видя такое терпение, Бог произрастил преподобному бобы, которыми он питался долгое время. Эти-то бобы и сделали его подвиги известными людям. Однажды стадо овец от внезапного страха бежало по горным стремнинам, пока не остановилось у места, где жил преподобный. Пастухи, следовавшие за стадом, с изумлением увидели отшельника, который ласково угощал их: “Вы пришли сюда голодные – рвите себе бобы мои и ешьте”. Все ели и насытились. Один же напрятал себе много бобов и в запас. По дороге домой он предложил их товарищам, но в украденных стручках не оказалось ни зернышка. Пастухи воротились с раскаянием, и старец простил, сказав с улыбкой: “Видите, дети, эти плоды назначены Богом для пропитания пустынного”. С тех пор стали приводить к преподобному больных и одержимых нечистым духом, которых он исцелял молитвой.

Через некоторое время, же­лая избежать известности и безмолвствовать, преподобный Иоанн переселился в просторную пе­щеру на высокой скале. Здесь подви­зался он более семи лет, претерпев много искушений от бесов. Подвиж­ник носил длинную кожаную одежду, которая со временем превратилась в лохмотья, питался травами.

Но и это место подвигов преподобного Иоанна было открыто. Известие о нем достигло царского двора. Царь Петр (927-969) отправил девять человек разыскать святого, чтобы взять у него благословение. С боль­шим трудом посланцы нашли святого. Провидя, что путники пять дней ничего не ели, преподобный Иоанн предложил им небольшой хлеб, которым все они чудесным образом насытились, да еще полови­на хлеба осталась. Вернувшись, они рассказали о чуде царю, который сам пожелал увидеть святого. Но на пути встретились непроходимые места, и царь отправил послов с просьбой прийти к нему. В дар святому он послал золото и плоды. Смиренный отшельник отказался выходить из уединения и не принял золота. Царю он написал послание с поучением.

Через некоторое время поблизости от преподобного Иоанна стали се­литься братия, искавшие уединения. Тогда преподобный основал у подно­жия скалы, недалеко от реки Рыло, монастырь. Сначала иноки жили в хижинах, затем на месте подвигов преподобного Иоанна возвели храм и соорудили келии. Монастырь был общежительным; по преданию, вна­чале в нем подвизались шестьдесят шесть иноков.

Много лет преподобный Иоанн был игуменом основанной им обите­ли, наставляя братию примером свя­той жизни и душеполезными назида­ниями. Достигнув преклонного возра­ста, за пять лет до кончины преподобный Иоанн составил сво­им ученикам «Завет», в котором преподал правила иноческой жизни и духовные наставления. Преподобный в совершенстве знал греческий язык и читал святых отцов в подлиннике – в его «Завете», например, использованы творения преподобного Феодора Студита, которые в то время еще не были переведены на староболгар­ский язык.

В 941 году преподобный Иоанн избрал своим преемником любимого ученика Григория, сам же ушел в пещеру в затвор. Последние пять лет земной жизни преподобный Иоанн провел в безмолвии и молитве. 18 августа 946 года, семидесяти лет от роду, он мирно преставился ко Господу и был погребен в притворе монастырского храма в каменной гробнице, которая сохранилась до нашего времени. Святая жизнь подвижника и знамения милости Божией по его молитвам стали наилучшей проповедью Христианской веры в новокрещеной Болгарской земле.

Мощи и почитание

Прп. Иоанн Рыльский с житием. Икона (Болгария, 1834 г. Автор Цаню Захариев Старший. 83×69 см)

Примерно через 30 лет после кончины, в тревожное время борьбы Болгарии с Византией, при западноболгарском царе Самуиле (976-1014), преподобный Иоанн Рыльский явился игумену Рыльского монастыря и повелел перенести его мощи в город Средец (ныне София), куда скрылся патриарх Болгарский Дамиан (927-972). 18 октяб­ря святые мощи были открыты и обретены нетленными. Их перенесли в Средец и положили сначала в кафедральном соборе во имя святого апостола и евангелиста Луки, а в XII веке в новопостроенном храме во имя преподобного Иоанна Рыльского. При храме его имени был основан мона­стырь.

Еще до перенесения честных мо­щей в Средец произошло так называемое отделение десницы святого Иоанна. По мнению некоторых историков, святые мощи были перенесены в 980 году, но десницу святого рыльские монахи оставили в обители. Вскоре им пришлось покинуть монастырь, во время переселения болгар во множе­стве на Русь из-за притеснения гре­ков, захвативших к тому времени Восточную Болгарию и запрещавших болгарам совершать Богослужения на родном языке. Возможно, когда греки начали постепенно завоевывать За­падную Болгарию, рыльские монахи также ушли на Русь, взяв с собой святыню обители – правую руку пре­подобного Иоанна. Известно, что в начале XI века на северо-западе Ки­евской Руси был построен город-крепость Рыльск. Первый храм, кото­рый построили жители города, был освящен во имя преподобного Иоанна Рыльского с приделом во имя святых мучеников Флора и Лавра, в день памяти которых преставился святой. Очевидно, там поселились бежавшие с Рыльских гор болгары. Есть основания считать, что в этом храме хранилась и десница преподобного Иоанна. Таким образом, преподобный Иоанн стал первым южнославянским святым, которому на русской земле был воздвигнут храм, и который стал одним из Небесных покровителей русского народа. Именно в русских источниках [2] сохранилась дата кончины преподобного. Впоследствии, в 1240 году, по словам летописца, «только Рыльск сохранился от Батыева погрома». Когда во время осады жители города призвали на помощь своего покровителя, пре­подобный Иоанн явился на городской стене, махнул платком, ослепил татар и таким образом спас Рыльск.

В 1183 году венгерский король Бела III (1172-1196) захватил Сре­дец и перенес святые мощи в свою столицу – город Гран (слав. Остригом, ныне Остергом). Однако через четыре года король по некоторым знамениям у гробницы святого понял, что преподобному не угодно пребыва­ние в Остригоме, и в 1187 году возвратил святые мощи в Средец, богато украсив гроб золотом и серебром.

19 октября 1195 года, после осво­бождения Болгарии от Византийской зависимости Асеном I (1187-1196), царь перенес святые мощи в новую столицу – Тырново [3]. На холме Трапезица воздвигнули храм, в котором и были положены мощи преподобного Иоанна. В Тырново честные мощи находились и после взятия его турка­ми в 1393 году, и лишь в 1469 году, по просьбе братии Рыльского мона­стыря и благодаря помощи вдовы султана Мурада II Марии, дочери сербского деспота Георгия Бранковича, были возвращены в обитель преподобного Иоанна, где и почивают доныне. 30 июня 1469 года, при игумене Давиде, святые мощи были торже­ственно положены в новой гробнице в храме Рыльской обители. Празднова­ние возвращения мощей было уста­новлено 1 июля.

Тем временем, начало всероссийского почитания преподобного Иоанна Рыльского ус­ловно относится к XIV веку, так как его имя впервые обнаружено вписан­ным полууставом XIV века в руко­пись XII века – Галицкое Евангелие. Дальнейшие сведения о почитании преподобного Иоанна на Руси отно­сятся к первой четверти XV века [4]. С XVI века имя преподобного Иоанна Рыльского упоминается во многих богослужеб­ных книгах. Служба святому в обихо­де Русской Церкви утвердилась с появлением печатных Миней, не ра­нее конца XVII – начала XVIII века. В 1645 году на Руси впервые была издана служба святому, а в 1671 году в типографии Киево-Печерской Лав­ры была напечатана «Служба с жити­ем преподобного отца нашего Иоанна Рыльского», являющаяся также пер­вым печатным изданием Жития свя­того, составленного болгарским пат­риархом Евфимием в XIV веке.

Великий праведник и подвижник Русской Церкви протоиерей Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 го­да, в день памяти преподобного Иоан­на Рыльского. В память своего небес­ного тезоименного покровителя он основал в начале XX века в Петербурге женский монастырь, где впоследствии Иоанн был погребен.

Почитание преподобного Иоанна в Болгарии настолько велико, что его можно сравнить только с особым почитанием преподобного Сергия Радонежского на Руси. Как преподобного Сергия называют «Игуменом всея Руси», так и преподобного Иоанна можно назвать «Игуменом всея Болгарии». Поражает сходство и их жизнеописаний, и их наследия – оба возрастили сонм подвижников-учеников, явившись столпами Церквей Болгарской и Русской. Основанные ими монастыри стали крупнейшими центрами духовного просвещения этих государств, а их нетленные мощи охраняют их столицы.

Сочинения

«Завет» пре­подобного Иоанна считается одним из лучших творений староболгарской письменности и свидетельствует о высокой культуре и глубокой богос­ловской мудрости автора. Преподобный Иоанн рекомендует в «Завете» читать «больше отеческих книг». При этом сам он цитирует «Паранесис» святого Ефрема Сирина. Наи­более ранний староболгарский пере­вод этого произведения (два глаголических ли­ста) был найден в Рыльском монасты­ре в 1845 году. Это обстоятельство, очевидно, указывает на тот факт, что именно в Рыльской обители был сделан первый перевод «Паранесиса» и, возможно, самим преподобным Иоанном.

Молитвословия

Прп. Иоанн Рыльский

Тропарь, глас 4

Тело смирив лощением,/ душу же возвысив пением,/ сосуд явися избран Святому Духу,/ Иоанне, отче наш,/ в чистоте сердца твоего, преподобне, пожив./ Тем, дерзновение имея ко Господу,/ моли спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас тойже

Твоих мощей возвращением/ обитель твоя обогатися,/ церковь же твоя, приемши я, просветися/ и, красящися, верных созывает с веселием/ светоносный твой светло праздновати день,/ грядите, глаголющи,/ и приимите благодатей дарования.

Ин тропарь, глас 1

Покаяния основание, прописание умиления,/ образ утешения, духовнаго совершения/ равноангельное житие твое бысть, преподобне./ В молитвах убо и в пощениих и в слезах пребывавый,/ отче Иоанне,/ моли Христа Бога о душах наших.

Твердым умом и непрестанными молитвами/ борителя врага силу всегубительную до конца поборив,/ достойно от Христа прославился еси,/ Иоанне всеблаженне./ Тем твоих днесь мощей возвращения/ светлый совершающе праздник в веселии,/ согласно вопием ти:/ стаду и людем твоим ты еси с Богом, отче преподобне,/ похвала и утверждение.

Ин кондак, глас тойже

В молитвах бодренно не усыпая/ и в пениих непрестанных Ангелом подобяся,/ в гроб вшел еси, тленную жизнь оставив,/ и к Небеси прешел еси/ на нетление, Иоанне отче,/ от смерти бо к животу вечному/ тя пресели Христос Бог, яко Своего угодника.

Ин кондак, глас тойже

Молящим тя теплейший заступниче/ и просящим скорейший послушателю,/ преподобне отче Иоанне,/ приими моление наше/ и Христа умоли помиловати нас,/ Единаго Преблагаго и Многомилостиваго.

Ин кондак, глас 6

Благодатию Божиею нас обогатил еси/ и делы благими известил еси,/ званием явися, Иоанне, угодник Христа Бога./ В молитвах и постех дарований Божия Духа исполнися/ и бысть недугом прогонитель/ и заступник душам нашим.

Ин кондак, глас 8

Ангельскому житию поревновав, преподобне,/ вся земная оставив, ко Христу притекл еси/ и, Того заповедьми ограждался,/ явился еси столп непоколебим от вражиих нападений./ Тем зовем ти:/ радуйся, отче Иоанне, светило пресветлое.

Литература

  • Минея август, часть 2, Москва: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002, 432 с.
  • Никон (Рождественский), архиеп., Житие и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, Москва: Трифонов Печенгский монастырь; Новая книга; Ковчег, 2003, 432 с.

Использованные материалы

[1] Календарь на официальном сайте Св. Синода Болгарской Православной Церкви, https://bg-patriarshia.bg/calendar.php?month=6 .

[2] Минея на август XII века, Мазуринский летописец

[4] Пролог 1429 года в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры.

Преподобный Иоанн Рыльский

Преподобный Иоанн Рыльский – великий духоносный подвижник Болгарской Православной Церкви и Небесный покровитель болгарского народа, родился в 876 г. в селе Скрино Средецкой области (древний Средец – ныне София). Рано оставшись сиротой, мальчик ушел пастухом в чужие люди. Однажды богач избил его за то, что потерялись корова с теленком. Мальчик долго плакал и молился, чтобы Бог помог ему. Когда он нашел корову с теленком, то в реке Струме сильно поднялась вода. Юный пастух помолился, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял на руки теленка и прошел с ним, как по суху, на другой берег реки, где уже находилась корова. Богач, спрятавшийся в лесу, ужаснулся, видя это чудо, и, щедро наградив мальчика, отпустил его из своего дома. Раздав имущество, мальчик ушел из родного села. Где и когда святой принял иноческий постриг, осталось неизвестным. Первоначально он подвизался на высокой и голой горе, питаясь лишь дикими растениями. Хижина его была из хвороста. Спустя недолгое время разбойники напали на него ночью и, избив, прогнали оттуда. Тогда он нашел глубокую пещеру и поселился в ней. Там же вскоре поселился и его племянник святой Лука. Место было столь безлюдное, что преподобный Иоанн счел сначала появление Луки за бесовскую кознь, но, узнав, что юноша ищет душевного спасения, с любовью принял его. Недолго, однако, им пришлось жить вместе: брат преподобного Иоанна нашел подвижников и силой забрал сына. По дороге домой юноша умер от укуса змеи. Раскаявшись, брат просил прощения у преподобного. Пустынник часто ходил потом на могилу праведного юноши; там было его любимое место отдыха. Двенадцать лет провел преподобный в дикой пещере, а затем перешел в Рыльскую пустыню и поселился в дупле дерева. Он много постился, молился и постоянно плакал; питался только травой. Видя такое терпение, Бог произрастил преподобному бобы, которыми он питался долгое время. Эти-то бобы и сделали его подвиги известными людям. Однажды стадо овец от внезапного страха бежало по горным стремнинам, пока не остановилось у места, где жил преподобный. Пастухи, следовавшие за стадом, с изумлением увидели отшельника, который ласково угощал их: «Вы пришли сюда голодные – рвите себе бобы мои и ешьте». Все ели и насытились. Один же напрятал себе много бобов и в запас. По дороге домой он предложил их товарищам, но в украденных стручках не оказалось ни зернышка. Пастухи воротились с раскаянием, и старец простил, сказав с улыбкой: «Видите, дети, эти плоды назначены Богом для пропитания пустынного». С тех пор стали приводить к преподобному больных и одержимых нечистым духом, которых он исцелял молитвой. Избегая известности, подвижник ушел из любимого дупла и поселился на высокой и труднодоступной скале, где 7 лет провел под открытым небом. Слух о великом пустыннике дошел до болгарского царя Петра (927–969), который желал видеться с ним; но преподобный Иоанн, написав письмо, отклонил свидание по смирению. Позже пустынник принял под свое окормление иноков, которые устроили монастырь с храмом в пещере, где прежде жил преподобный Иоанн. Он мудро пас свое стадо и скончался 18 августа 946 года на 70-м году жизни. За 5 лет до кончины он написал своей рукой «Завет к ученикам», одно из лучших творений староболгарской письменности. Святая жизнь подвижника и знамения милости Божией по его молитвам были самой лучшей проповедью христианской веры в новокрещеной Болгарской земле. В тревожное время борьбы Болгарии с Византией, при западноболгарском царе Самуиле (976–1014), преподобный Иоанн Рыльский явился ученикам, повелевая перенести его мощи в Средец (Софию), куда скрылся Патриарх Болгарский Дамиан (927–972). Предполагают, что перенесение мощей было в 980 г. Немного позднее правая рука преподобного Иоанна Рыльского была перенесена на Русь (предположительно в город Рыльск, в котором была построена церковь во имя преподобного Иоанна Рыльского с приделом, посвященным мученикам Флору и Лавру, в день памяти которых – 18 августа, он скончался). Имя преподобного Иоанна с глубокой древности было известно и любимо русскими людьми. Именно в русских источниках (Минея на август ХII в., Мазуринский летописец) сохранилась дата кончины преподобного. В 1183 году венгерский король Белла II (1174–1196) во время похода на греков взял вместе с другими драгоценностями Средца ковчег с мощами преподобного Иоанна и перенес в г. Остергом. В 1187 году, украсив ковчег, он отослал святые мощи назад с великой честью. 19 октября 1238 года мощи преподобного Иоанна были торжественно перенесены в новую столицу – Тырново и положены в храме во имя святого. 1 июля 1469 г. святые мощи преподобного Иоанна Рыльского были возвращены в Рыльский монастырь, где они почивают до нынешнего дня, подавая благодатную помощь всем верующим.

Читайте также:  Любушка Сусанинская - житие и биография старицы, пророчества и предсказания, где похоронена
Ссылка на основную публикацию