Иоасаф Белгородский: житие и биография святого, мощи и дни памяти, наследие, труды

ДНИ ПРОСЛАВЛЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАСАФА БЕЛГОРОДСКОГО

Процессия с честными мощами свт. Иоасафа следует по белгородским улица. 16 сентября 2014 года. Фото: С. Минаков / Православие.Ru

Воистину: Белгород, вся Белгородчина стали процветать, когда снова оказались под покровом святителя Иоасафа Белгородского, то есть когда его честные мощи, чудесным образом обретенные в Санкт-Петербурге вместе с мощами преподобного Серафима Саровского, возвратились в город.

Три года назад русское Православие отметило 100 лет со дня прославления святителя Иоасафа, состоявшееся в 1911 году по инициативе и при непосредственном содействии Государя Николая II Александровича. Утром 16-го сентября 2011 года крестные ходы, шедшие в течение нескольких дней в Белгород из Ровеньков, Алексеевки, Старого Оскола, Красного, Прохоровки, Красной Яруги, Грайворона, Губкина и других городов и районов области, а также из соседствующих с Белгородчиной областей Украины, собрались в пяти пригородных точках и двинулись по улицам Белгорода на Свято-Троицкий бульвар. Конечным пунктом их движения стал нововозведенный на Свято-Троицком бульваре, рядом с домом № 20, храм-часовня во имя святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца.

В день прославления свт. Иоасафа. Белгород Фото С. М. Прокудина-Горского с колокольни Св.-Троицкого монастыря. 4 сентября 1911 г

Как и в нынешнем году, так и тогда мощи небесного покровителя Белгорода из кафедрального Спасо-Преображенского собора в праздник Преображения Господня были перенесены через два квартала в Николо-Иоасафовский храм на старом кладбище, где находится не только знаменитый камень из иоасафовой «пещерки», на коем полтора века простояла рака с честными мощами святителя, но и некоторые личные вещи епископа.

В Николо-Иоасафовском соборе архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн накануне юбилейных торжеств совместно с духовенством епархии совершил переоблачение мощей святителя Иоасафа Белгородского. Новое облачение, пошитое к празднованию 100-летия со дня канонизации, сходно с тем, что изображено на иконе святителя. В три часа дня священство, после молебна и чтения акафиста святителю Иоасафу вынесло на своих плечах раку (к юбилею была изготовлена новая) со святыми мощами и с большим числом прихожан проследовало по улицам Попова, Соборной площади и Свято-Троицкому бульвару к новому храму-часовне.

Теперь, с появлением новой Иоасафовой часовни на Троицком бульваре, закрепляется новый ритуал городского крестного хода. Сначала ларец с мощами святителя приносят сюда, а потом возвращают в Преображенский собор, где он пребывает весь год, до праздника Преображения Господня. Этот путь неизменно сопровождается шествующими и стоящими на тротуарах молящимися, поющими и плачущими, праздно и непраздно любопытствующими, причастными и сторонними. По пути следования раки улицы усыпаются дорожкой из осенних цветов и хвои. Многие затем поднимают эти памятные цветы с земли и уносят с собой.

Теперь мощи святителя Иоасафа раз в году, уже четвертый раз по счету с 2011 года, возвращаются ненадолго к месту своего первоначального упокоения.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл у раки со св. мощами свт. Иоасафа в восстановленной «пещерке». 16.09.2011

Напомним историю с честными мощами святителя Иоасафа и его «пещеркой». Из житийной литературы известно, что перед поездкой на родину святитель, предвидя приближение кончины, приказал устроить у стены Свято-Троицкого собора одноименного белгородского монастыря склеп для погребения. Что и было исполнено в юго-западной части придела храма.

Святым мощам поклонялись не только священство и простые верующие Российской Империи, но и Екатерина II, Александр I, Николай I, Николай II

По кончине 10 декабря в 1754 года епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа, почившего в Грайвороне после тяжелой двухмесячной болезни, тело 2 месяца пребывало без тления во гробе, доставленном в Белгород, что и изумляло притекавших прихожан, и, в каком-то смысле, соответствовало их представлениям о святости жизни почившего. В устроенной в подвальном помещении «пещерке» рака святителя простояла 156 лет (с 1755-го по 1911 год). В ней святым мощам поклонялись не только священство и простые верующие всей Российской Империи, во множестве сюда притекавшие, но и российские монархи Екатерина II, Александр I, Николай I, Николай II. Посещение Белгорода страстотерпцем императором Николаем II с августейшим семейством состоялось в 1904-м и 1911 годах. На самих торжествах по канонизации святого, инициированного, как и в случае с преподобным Серафимом Саровским (прославлен в 1903 году), самим Государем, присутствовали 4 (17 по нов. ст.) сентября 1911 года святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна и Великий князь Константин Романов.

С. М. Прокудин-Горский. Троицкий собор Белгородского мужского Свято-Троицкого монастыря Сентябрь 1911 года

К слову, и в марте 1908 года Великая княгиня Елисавета молилась в пещерке Свято-Троицкого собора перед гробницей епископа Иоасафа, тогда еще не прославленного в лике святых.

В 1920 году безбожная власть извлекла мощи святителя для атеистической пропаганды. Место его первоначального погребения в 1930-1950-е годы было засыпано.

В 1920 году безбожная власть извлекла мощи святителя для атеистической пропаганды, монастырь был разобран, а на этом месте впоследствии выстроен жилой квартал. Место первоначального погребения святителя – склеп, получивший в народе название «пещерка», в 1930-1950-е годы был засыпан.

Мощи святителя, хранившиеся в архивах музея религии и атеизма в Казанском соборе Ленинграда и чудом там уцелевшие, как и мощи преподобного Серафима Саровского, были обретены в самом начале 1990-х и возвращены Церкви.

В результате исторических исследований, с помощью электроразведки, проведенной специалистами белгородского горного НИИ ВИОГЕМ, после археологических раскопок в мае 2009 года пещерка была обнаружена. В середине 2011 года рядом с пещеркой была построена часовня, а над самой пещеркой установлен стеклянный купол, увенчанный статуей ангела с крестом.

На момент канонизации было записано до 400 чудесных исцелений от мощей святителя Иоасафа. Свою историю рассказал в юбилейный год прославления и архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн: «Однажды мы пришли к мощам великого чудотворца с официальной делегацией. Был вечер. Мы приложились к мощам. В этот момент привезли ветерана афганской войны в коляске. В результате ранения у него были парализованы ноги, и он не мог самостоятельно передвигаться. И когда его поднесли к мощам, он приложился – и вдруг… (а мы уже уходили из храма) все услышали такой крик! Это кричал тот человек. Он кричал, что почувствовал свои ноги сразу после того, как приложился к мощам. Потом он соскочил с коляски и начал бегать по храму. Это было на наших глазах! Свидетелями стали все участники делегации – высокопоставленные лица России, и для нас, очевидцев, это было потрясением! Можно только представить, каково было потрясение для самого человека!»

Это кричал тот человек. Он кричал, что почувствовал свои ноги сразу после того, как приложился к мощам. Он соскочил с коляски и начал бегать по храму

Рассказывают, что когда в 1911 году при канонизации святителя шла процессия, то многие, особенно страдающие болезнью ног и рук, исцелялись, и даже стоял хруст, когда мощи несли. Об этом сохранилось очень много свидетельств.

Я же отмечу такой действенный факт, свидетелем которого стал непосредственно и даже заснял на видео: когда 16 сентября 2011 года раку с мощами святителя Иоасафа проносили на самом повороте с улицы Попова на Соборную площадь, чтобы выйти затем на Троицкий бульвар, одна из пожилых женщин, стоявших в толпе, вдруг стала корчиться, жутко кашлять и закричала страшным голосом, каковой мне прежде доводилось слышать, скажем, в Троицком соборе Почаевской лавры, куда привозят на вычитку одержимых бесами.

Рака с мощами свт. Иоасафа Белгородского. Фото: С.минаков / Православие.Ru

В 17-30 в тот солнечный сентябрьский день к часовне прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (завершив двухдневный визит в Луганскую епархию). Прибытия Святейшего Патриарха у храма-часовни ожидали многие сотни верующих, среди которых была и группа паломников из Винницкой области Украины, доставившая большую икону святителя Иоасафа и киот от нее, на стекле которого чудесным образом отпечаталось изображение святителя. Теперь в винницком храме и сама икона, и удивительное стекло выставляются для поклонения рядом. А в ночь с 16 на 17 сентября, когда св. мощи святителя Иоасафа находились в новой белгородской часовне, винничане установили чудесное стекло рядом с ракой святителя.

Эффект запечатления святого образа на стекле киота известен по случаю Богородичной иконы «Призри на смирение» в киевском Введенском монастыре (в августе 1993 года образ Богородицы с младенцем отобразился на стекле, которое прикрывало икону, но не касалось ее). Стекло киевского киота исследовалось учеными неоднократно с помощью новейших аппаратов, однако природу явления установить не удалось.

Предстоятель Русской Церкви совершил на Свято-Троицком бульваре малое освящение часовни, после чего спустился по подземному переходу в крипту часовни, где прочитал молитву святителю Иоасафу и поклонился его честным мощам.

Патриарх обратился к пастве, отметив: «Обретение нетленных мощей святителя Иоасафа, сам факт которого является дивным явлением Божественной благодати, – событие огромного духовного значения в жизни современной России, в жизни Русской Православной Церкви. И как замечательно, что сегодня, когда мы вспоминаем столетие со дня прославления святителя, его мощи среди нас – в таком прекрасном месте, как открытая и отреставрированная пещерка, созданная по воле святителя, ставшая местом его упокоения, здесь – в Святом Белогорье».

Крипта над пещеркой свт Иоасафа. 7.09.2014

В тот день в Белгородском академическом драматическом театре имени М. С. Щепкина состоялся торжественный вечер, после официальной части которого участникам был показан спектакль «Сказание о Иоасафе».

В тот же день в Белгороде Архивный отдел Белгородской области открыл виртуальную выставку «Небесный покровитель Святого Белогорья».

Судьба святителя Иоасафа весьма объединительна: в миру Иоаким Андреевич Горленко, нареченный в честь родителя Пресвятой Богородицы, родился в Украине, 8 (19) сентября 1705 года, в селе Замостье Прилуцкого уезда Черниговской губернии (ныне Полтавская область), в семье полковника Андрея Дмитриевича Горленко и дочери гетмана Даниила Апостола Марии; служил в России, был настоятелем Мгарского монастыря, наместником Троице-Сергиевой лавры, где при нем была выстроена самая большая колокольня, любил посещать Харьков. Служение святителя Иоасафа, конечно же, является нераздельным началом Россий Великой и Малой. Святого епископа Иоасафа на Харьковщине называют святителем «Белгородским и Харьковским», образ его помещен на общей иконе Святых Слободского края.

А в 1754 году, в год своей кончины, на Харьковщине, в Замостье, пригороде города Изюма, на Песках, святитель среди угля в притворе Вознесенской церкви обрел Икону Богородицы Песчанской, которая с тех пор почитается как защитительница от нападения иноверных; известна история чудесного Ее пребывания в русских войсках на фронтах Первой мировой войны.

В 2009 году этот Образ «приходил» крестным ходом с харьковчанами к 17 сентября в Преображенский собор Белгорода, к раке святителя. И всенощную службу с 16-го на 17-е сентября юбилейного 2011 года возле новой часовни тоже осенял Образ Песчанской Богородицы, но другой.

Если мерить числами, то новые времена, пожалуй, уступят цифири столетней давности.

Тогда в Белгород, который был тихим уездным городом Курской губернии с населением в 40 тысяч человек, прибыло до 200 тысяч паломников! Сто лет спустя, по словам архиепископа Белгородского Иоанна, «начиная с 28 августа 1911 года и в дни торжеств, ежедневно к мощам святителя прикладывались по 16-20 тысяч паломников. Около 100 тысяч расположились в “стане” богомольцев – своеобразном городе паломников, в котором на возвышении раскинулось 2 000 палаток, 6 деревянных бараков, столовые, чайные. Было проведено много водопроводных кранов, устроено 5 амбулаторных пунктов. Часть паломников спала прямо на открытом воздухе». В наши дни, при населении Белгорода до 400 тысяч человек, на юбилейную Литургию утром 17 сентября 2011 года собралось, по оценкам местной полиции, 10 тысяч человек. Нам показалось, что раза в два больше, но дело не в этом. Общая атмосфера праздника в городе была и остается несомненной, однако несомненно и то, что годы безбожья сильно нас опустошили.

У часовенки свт. Иоасафа. 16.09.11

Автору этих строк довелось, направляясь юбилейной ночью к новой Иоасафовой часовне, пройти по Белгороду, в котором храмы были открыты для исповеди. Зашел в два, о которых достоверно известно, что в них правил службы епископ Иоасаф – в Смоленский собор (1706) и в Успенско-Николаевский храм Марфо-Мариинской обители (1701-1703, строился на средства Петра I, пожертвованные перед Полтавской битвой). В 23 часа в Смоленском соборе молилось перед исповедью четыре человека, а в Успенско-Николаевском в полночь – один. Этот храм женской обители принял на ночлег несколько десятков паломниц и паломников, отдыхавших кто в деревянных креслах, кто на полу, кто на предалтарных подиумах.

Изобильно исповедовались православные лишь возле новой часовни, можно сказать, вблизи мощей святителя. Исповедь принимали несколько батюшек, и все время к ним стоял народ в ожидании. Так же, как и не истощалась до трех часов ночи очередь в часовню – поклониться мощам и получить на лоб крест елеопомазания.

Не все измеряется числом. И в духовном деле, в духовной рати воюют не числом, а умением

Тем не менее, не все измеряется числом. И в духовном деле, в духовной рати воюют не числом, а умением.

17 сентября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на Соборной площади Белгорода. Престол был установлен под особой сенью у здания драмтеатра, построенного в конце 1950-х на месте разрушенного в безбожные времена Богородице-Рождественского монастыря, основанного в 1622 году. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь о значении духовного подвига святителя Иоасафа для нашего времени: «Сегодня, в день воспоминания перенесения мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского, мы торжественно отмечаем столетие со дня его прославления. Мы собрались в таком множестве на центральной площади Белгорода для того, чтобы вспомнить его святое имя, обратиться к нему с молитвой, попросить его ходатайства пред Богом об Отечестве нашем, о всей исторической Руси, о Церкви нашей, о народе, о святой Белгородской земле и о граде сем. Чтобы понять смысл служения, которое совершил святитель Иоасаф, нужно обратить особенное внимание на слова апостола Павла, которые сегодня читались всем нам в назидание. Апостол пишет к Коринфянам: “Каждый да разумеет нас как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих; домостроители же трудятся для того, чтобы каждый оставался верным” (1 Кор. 4:1-2). Речь идет о строительстве Царствия Божия, речь идет о созидании человеческого спасения, речь идет о достижении главной цели человеческого бытия. Пример святителя Иоасафа подтверждает замечательные слова, сказанные великим отцом Церкви Григорием Нисским, который говорил, что каждому слову должно сопутствовать дело, а слово без дела – суетно и неплодотворно.

Обращу внимание на знаменитые слова о пастыре добром, прозвучавшие при чтении Евангелия от Иоанна на площади в это утро: “А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах”. Слова эти позволяют задуматься и о нас самих, и о нашем отношении к нашему Отечеству, о том, кому и как вверяем мы судьбы Родины».

Божественная литургия на Соборной площади Белгорода в день 100-летия прославления свт. Иоасафа Белгородского. 17.09.2011

На вернисаже «Святитель Иоасаф – небесный покровитель Святого Белогорья» в «Белэкспоцентре» губернатор Белгородской области Е. Савченко подчеркнул: «Сегодня мы отмечаем не только столетие канонизации святителя Иоасафа, но и двадцатилетие обретения его мощей на земле Белгородской. Эти двадцать лет мы незримо чувствовали его присутствие, его участие в тех позитивных преображениях, которые происходят на Белгородчине. И эта выставка, которую я приглашаю посмотреть всех белгородцев, говорит о правде, о силе, о красоте Православия». Это слова человека, чувствующего огромную ответственность за судьбу региона и живущих в нем людей.

«Мы видим, каким стал Белгород – красивым, процветающим, духовным! Это было бы невозможно без помощи и небесного покровительства святителя Иоасафа»

Интересно, что практически ту же мысль высказала нам в личной беседе прихожанка, ожидавшая у новой Иоасафовой часовни прибытия Патриарха. Она справедливо заметила: «Мы видим, каким стал Белгород – красивым, процветающим, духовным! Это было бы невозможно без помощи и небесного покровительства святителя Иоасафа, честные мощи которого были привезены сюда в 1991 году!»

Читайте также:  Парфений Киевский - житие и биография старца, молитвы и труды, дни памяти и почитание

Сюда же отнесем слова Святейшего Патриарха: «Глубоко убежден в том, что многие успехи, которые сегодня очевидны и которыми отмечена жизнь Белгородской области, связаны именно с благословением святителя Иоасафа. Пусть же это благословение и далее простирается на Белгородскую землю и на всю Русь Святую».

«Взбранных воинов мужества наследниче и Христова стада пастырю предобрый, светильниче веры, на свещнице Белграда возсиявый, нищих питателю и о людех ко Христу Богу молитвенниче, похвальная восписуем ти раби Господа твоего от сердец наших к любви твоей вопиюще: Радуйся, Святителю Христов Иоасафе, чудотворче предивный!»

Святитель Иоасаф Белгородский

Святитель Иоасаф Белгородский

Краткое житие святителя Иоасафа, епископа Белгородского.

празднование 4/17 сентября и 10/23 декабря

С вятитель Иоасаф, епископ Белгородский, родился 8 сентября 1705 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в г. Прилуки Полтавской губернии в семье Андрея Дмитриевича и Марии Даниловны Горленко. В Крещении назван Иоакимом. Однажды его отец увидел на небе Пресвятую Божию Матерь, а у ног Ее склоненного в молитве Иоакима и услышал голос: «Довлеет Ми молитва твоя». В то же мгновение Ангел накрыл ребенка мантией епископа. Отец был потрясен, но забыл увиденное и вспомнил о нем только после кончины сына.

В 1712 году семилетнего Иоакима отдали в Киевскую Духовную Академию. Посещения Киево-Печерской Лавры пробудили в мальчике желание стать иноком. Семь лет будущий святитель испытывал себя и, утвердившись, попросил у родителей благословения на постриг. Отец строго отказал и, чтобы наблюдать за сыном, приставил к нему слугу. В 1725 году тайно от родителей Иоаким принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре. Отец и мать смирились и послали ему свое благословение.

21 ноября 1727 года, после окончания Духовной Академии, инок Иларион принял постриг в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. А через год он был хиротонисан архиепископом Киевским Варлаамом (Вонатовичем) в сан иеродиакона и оставлен преподавателем в Киевской Духовной Академии. После смерти Преосвященного Варлаама Киевской кафедрой управлял архиепископ Рафаил (Заборовский). Необычайные способности молодого подвижника привлекли его внимание, и он поручил ему должность экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года иеродиакон Иоасаф был посвящен в сан иеромонаха и переведен из Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. В том же году его назначили членом Киевской духовной консистории. Деятельность святого Иоасафа в консистории явилась для него хорошей школой: он узнал нужды священнослужителей, деловые качества сочетал с подвигом молитвы и поста и быстро восходил по лествице духовного совершенствования. Об этом свидетельствует его творение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными», а также слова, с которыми он обратился к своей сестре перед кончиной (у святителя было слабое здоровье): «Сестрица, суровые подвиги в начале не дают мне веку дожить!»

24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря в г. Лубны, с возведением в сан игумена. Он отдал все силы для благоустройства обители — в прошлом оплота Православия в борьбе с унией. В одном из храмов монастыря покоились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца (память 2 мая), который в свидетельство о своем покровительстве несколько раз являлся новому игумену.

В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года святого вызвали в Москву и по распоряжению Святейшего Синода назначили наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В обители преподобного Сергия святитель самоотверженно исполнял послушания Церкви (требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).

2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. На архиерейской кафедре святитель Иоасаф строго следил за соблюдением благочестия, нравственностью паствы, за правильностью совершения Богослужения, и состоянием храмов, ежегодно объезжал епархию. Однажды он увидел во сне, что в притворе какой-то церкви на груде мусора находится икона Пречистой Божией Матери и услышал голос: «Образ Мой предназначен быть источником благодати, а его выбросили в мусор!» Икону Пресвятой Богородицы, именуемую Песчанской, которую святитель нашел в Вознесенской церкви в предместье города Изюма — Замостье, он приказал поставить в храме и долго молился перед ней. Как-то на собрании духовенства святитель заметил очень старого священника (130-ти лет) и из беседы с ним узнал, что причина томительного долголетия — нераскаянный грех: местный помещик опоздал к Литургии и заставил священника совершить ее вторично, что святыми канонами запрещено. После первого же возгласа священник услышал: «Не дерзай, проклят будешь!» В исступлении несчастный сказал: «Сам ты проклят!»—и продолжил Литургию. Святитель ужаснулся и сказал: «Ты проклял Ангела Хранителя святого места, которые всегда находятся в тех местах, где стоят церкви, и это причина твоего долголетия». Святитель взял походную церковь и отправился с покаявшимся священником в поле, на место бывшей церкви, благословил его отслужить Литургию и во время ее совершения усердно молился, преклонив колени. По окончании Литургии священник прочитал после отпуста молитву праведного Симеона Богоприимца. Затем святитель благословил его и сказал: «Прощаю и разрешаю тя от всех твоих грехов». Примиренный с Богом и совестью, старец припал к подножию престола и скончался.

Однажды в комнате одного священника святитель почувствовал неизъяснимый трепет. На полке между цветочными горшками он нашел в бумажке Святые запасные Дары. Коленопреклоненно всю ночь он молился перед святыней, а утром лишил недостойного пастыря сана.

Святитель Иоасаф тщательно скрывал свою внутреннюю жизнь. Он стяжал благодатный молитвенный дар слез и при каждом бое часов читал молитву: «Буди благословен день и час, в оньже Господь наш Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада». Письма к матери свидетельствуют о нежности сердца архипастыря, перед строгостью которого трепетала вся епархия. Он покупал и сам колол дрова для бедных вдов и сирот. Тайно оказывал денежную помощь: в ночь на Рождество из-за болезни келейника сам разнес ее и, неузнанный, был избит своим привратником, которого простил, одарил, но заставил молчать. Постоянно кормил бедняков, посылал пищу заключенным в тюрьмах.

В июле 1754 года святитель в последний раз посетил родительский дом. Выйдя из экипажа, поклонился отцу в ноги. Узнав, что храм, строившийся родственниками, не завершен, он заставил брата поспешить и достроить придел. Распорядился, чтобы просфоры выпекали только из белой муки. Затем посетил Мгарский монастырь и отправился в обратный путь, но до кафедрального города не доехал. Изнемогая от болезни, святитель Иоасаф остановился в загородном архиерейском имении Грайворон. На смертном ложе он предсказал своему келейнику Василию, что он будет диаконом, а священником не станет. Так и случилось. После соборования, исповеди и причащения Святых Христовых Таин 10 декабря 1754 года святитель Иоасаф скончался. Тело почившего привезли в Белгород, плач и рыдания народа заглушали пение. После епископа осталось только 70 копеек. Хоронили его на средства архиерейского дома. Преосвященный Иоанн Переяславский задержался и прибыл только в феврале, а святитель Иоасаф лежал в открытом гробу до погребения, и тление не коснулось его. Похоронили святителя в Троицком соборе 23 февраля. Через два года его святые мощи были обнаружены нетленными. Прославление святителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года.

День памяти Святителя Иоасафа Белгородского

Святитель Иоасаф Белгородский обычно изображается на иконах со строгим взглядом на сдержанном лице. Его ревность и бескомпромиссность в вопросах веры и благочестия действительно можно сравнить с той, что была у пророка Илии. Однако не только «правилом веры», но и «образом милосердия» именует Белгородского епископа Святая Церковь. Чем же так прославился этот дивный святой, строгий аскет и заботливый архипастырь?

Избранник Божией Матери

Вся жизнь святителя Иоасафа, епископа Белгородского, была ознаменована особым Божьим попечением о нём, наиболее же покровительством Царицы Небесной. Родился будущий святой в 1705 году на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В честь праведного родителя Пречистой Девы Марии мальчика назвали Иоакимом. Родители святителя принадлежали к знатному казацкому роду Горленко. Жили они в городке Прилуки, тогда относившемся к Полтавской губернии, в Малороссии.

О будущем архипастырском служении Иоакима было возвещено его отцу в одном необычном видении. Как-то вечером, сидя на крыльце дома, он увидел стоящую над горизонтом Божию Матерь. Возле неё стоял ангел, а перед ними на коленях молился Иоаким. И Пресвятая Дева при этом одобрительно произнесла: «Довлеет Мне молитва твоя», – после чего ангел облачил молящегося в архиерейскую мантию. Однако вскоре само это видение отец Иоакима позабыл и смог вспомнить уже только после смерти сына.

В семилетнем возрасте мальчик поступил учиться в Киевскую академию. Уже в это время у него зарождается горячее желание принять монашество, которое полностью утвердилось к шестнадцати годам. Однако он знал, что этого не одобрят его родители, мечтавшие видеть в сыне продолжателя своего славного рода и наследника их имения. По этой причине на одном из последних курсов обучения, без ведома родителей, Иоаким удалился в один из монастырей под Киевом, где проходил искус в течение двух лет. В Киеве в это время оставался слуга Иоакима, который, получая письма от его родителей, привозил их в монастырь и отправлял им ответы уже из Киева.

Только после принятия иноческого пострига c именем Иларион молодой человек сообщил об этом своим родителям, прося у них прощения за причинённую скорбь. В монахи он был пострижен в 1727 году на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. При постриге он получил имя Иоасаф – в честь святого Индийского царевича, чья память отмечалась накануне. Уже на следующий год Иоасаф был рукоположен в иеродиакона и стал преподавать в Киевской академии.

Пастырское служение

На редкие духовные дарования молодого монаха сразу же обратил внимание архиепископ Рафаил (Заборовский), вскоре ставший митрополитом Киевским, который и приблизил Иоасафа к себе. Он сам рукоположил его в иеромонахи и позже назначил настоятелем Мгарского монастыря под Лубнами. Со смирением приняв на себя новое послушание, молодой игумен принялся за восстановление обители, находившейся тогда в полуразрушенном состоянии. Несмотря на значительно ухудшившееся здоровье, Иоасафу удалось значительно преобразовать и улучшить хозяйство монастыря, в том числе построить большой братский корпус. Дважды игумену Иоасафу в тонком сне являлся святой Афанасий Константинопольский, считавшийся покровителем Лубенской обители. В этих видениях святитель Афанасий выражал новому настоятелю монастыря своё покровительство и поддержку.

Однако на строительные работы по восстановлению главного собора монастыря средств не хватало. Тогда игумен Иоасаф с целью поиска средств отправился в Москву и Санкт-Петербург. Поездка оказалась настолько успешной, что своей проповедью Иоасаф даже смог привлечь к себе внимание самой императрицы Елизаветы Петровны. Она-то и выделила впоследствии сумму, необходимую для реставрации собора. Кроме того, по ее Высочайшему распоряжению, игумен Иоасаф был удостоен звания архимандрита, а спустя время назначен также наместником Сергиевой Лавры, оставаясь настоятелем Лубенского монастыря.

И здесь множество трудов совершил архимандрит Иоасаф за непродолжительный срок своего наместничества – около трёх лет. Практически полностью под его руководством были восстановлены все лаврские постройки, пострадавшие от недавно случившегося пожара, в том числе реставрирована роспись храмов, при нём был отлит известный колокол весом в 4 000 пудов. Также стараниями архимандрита Иоасафа было восстановлено подворье Лавры в Москве.

Епископ Белгородский

В 1748 году в Санкт-Петербурге Иоасаф был возведен в сан епископа Белгородского и Обоянского. Так начались его архипастырские труды. Нужно сказать, что кафедра святителю досталась очень большая и крайне бедная. Не жалея своих сил и здоровья, владыка ревностно взялся выполнять новые возложенные на него обязанности. Он сам объезжал даже самые отдаленные приходы своей епархии, вникая во все существовавшие трудности и проблемы. При этом останавливался святитель обычно у самых бедных сельских священников, не лишая их своего архипастырского совета и наставления.

Правило веры

Особенно ревностно епископ Иоасаф относился к соблюдению церковного устава, следил за нравственным обликом духовенства, воспитывал благоговейное отношение ко святыням. Много сил он приложил к тому, чтобы повысить уровень духовного образования и сделать его доступным для малообеспеченных семей. Известно несколько случаев, ярко характеризующих его бдительное попечение о приходах своей епархии.

Однажды, оставшись на ночлег в доме одного сельского священника, владыка никак не мог уснуть, будучи объят непонятным страхом. Тогда, движимый необъяснимым чутьём, он обнаружил в этом доме завернутые в бумагу Святые Дары, спрятанные между посудой. Всю оставшуюся часть ночи святитель простоял в молитве перед святыней, прося у Бога прощения за небрежность священнослужителя, а наутро сделал строжайший выговор этому священнику, после чего лишил его сана.

В другой раз, также объезжая свою епархию, святитель в тонком сне узнал, что в одном из храмов совершается неподобное. Проснувшись, он поспешил поинтересоваться о ближайших храмах. Ему действительно указали на церковь, такую же, какую владыка видел во сне. Прибыв туда, он обнаружил, что во время совершения Божественной литургии один из служителей был пьян. Святитель Иоасаф сразу же на месте разжаловал его.

«Среди духовенства его епархии был священник, доживший до ста тридцати лет. Все считали это особым благословением Божиим. Однако святитель Иоасаф духовным взором увидел иную, скрытую причину такого долголетия»

В житии святого упоминается еще один не менее удивительный и поучительный случай. Среди духовенства его епархии был священник, доживший до ста тридцати лет. Все считали это особым благословением Божиим. Однако святитель Иоасаф духовным взором увидел иную, скрытую причину такого долголетия. Он поинтересовался у этого священника, нет ли у него какого-то важного неисповеданного греха. Хорошо подумав, тот действительно вспомнил один забытый случай. Однажды он отслужил в своем храме Литургию, после чего приехал местный помещик и повелел ему служить ещё одну. Боясь быть наказанным, священнослужитель совершил и вторую Божественную литургию. При этом он ясно слышал в алтаре голос, запрещавший ему это, грозя проклятием. В ответ священник сам проклял говорившего и совершил Евхаристию.

Выслушав этот рассказ, епископ Иоасаф пришёл в негодование. Он понял, что священник проклял ангела, приставленного охранять тот храм. После святитель распорядился собрать походный храм – на том самом месте, где раньше стояла та церковь, они отслужили Литургию. При этом владыка сам исповедал старого священнослужителя, после чего тот ещё во время службы мирно отошел ко Господу.

Обретение Песчанской иконы

Благодаря необычному дару духовного видения, которого сподобился святитель Иоасаф, сегодня мы имеем еще одну православную святыню – Песчанскую икону Божией Матери, которая и сегодня является одной из самых почитаемых в Украине. Её чудесное обретение пришлось на 1754 год. И произошло это следующим образом. Накануне этих событий святитель Иоасаф видел необычный сон: в одном незнакомом храме в небрежении пребывала икона Богородицы. От неё епископ услышал слова: «Смотри, что сделали с Ликом Моим служители сего храма. Образ Мой назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в сор». Вскоре после этого епископу Иоасафу при объезде приходов своей епархии довелось посетить церковь близ города Изюма под Харьковом. В ней он и узнал ту самую, увиденную им во сне. В притворе, к своему ужасу и удивлению, он увидел икону, за которую выбрасывали уголь от кадила. Епископ неожиданно упал перед ней на колени и стал просить прощения у Божией Матери за небрежность священнослужителей. Затем он сам указал почетное место в храме, куда следует поместить образ, объяснив, что на нём почивает особая Божия благодать. Вскоре по молитвам перед этой иконой стали совершаться многочисленные чудеса, которые не прекращаются и по сей день.

Образ милосердия

Святитель Иоасаф был не только строгим и взыскательным, но вместе с тем имел такое же милосердное сердце, как у святителя Николая Чудотворца. Очевидно, подражая последнему, он старался помогать людям тайно, чтобы они не знали имени своего благодетеля. В связи с этим однажды с ним произошел даже такой курьезный случай. У епископа Иоасафа был заведен обычай: накануне больших церковных праздников он отправлял своего келейника в дома бедных людей с подарками. При этом келейник оставлял котомку с подарками у дверей, стучался и убегал. Но однажды так случилось, что накануне праздника Рождества Христова келейник святителя заболел. Не желая лишить бедняков подарков, епископ Иоасаф решил сам, переодевшись в простую одежду, отнести их людям. Однако когда он возвращался домой, собственный сторож переодетого владыку не узнал. Думая, что это вор, он схватил святителя и даже ударил. Причем наутро после этого события епископ вовсе не стал наказывать своего сторожа, как можно было ожидать, а напротив, похвалил его за бдительность.

Читайте также:  Николай Японский: житие святого, мощи и храмы, дни памяти, почитание

Молитвенник и чудотворец

Известно, что святитель Белгородский Иоасаф был наделен крайне редким даром прозорливости. Подтверждением этому может служить следующий случай. Однажды жители одного из сел накануне праздника Троицы пришли к епископу просить его молитв, так как стояла сильная засуха, и они могли лишиться урожая. Святитель отдал распоряжение своему кучеру приготовить к утру сани для поездки в это село. Люди удивились, полагая, что владыка ошибся, но он подтвердил своё распоряжение готовить именно сани. К большому удивлению всех, на утро действительно выпал снег, который вскоре растаял, что и позволило спасти урожай.

Преставление святителя

Свою смерть святой предчувствовал заранее. Когда он отправлялся в 1754 году в Прилуки навестить родителей, то, расставаясь со своей белгородской паствой, говорил, что видятся они в последний раз. Возвращаясь из Прилук назад, он остановился в одном из сёл, где сильно заболел и около двух месяцев пролежал в таком состоянии. 10 (23) декабря 1754 года епископ Иоасаф тихо преставился. Известно, что в это же самое время игумену одного из монастырей Белгородской епархии было видение: он был на приёме у владыки, и тот, стоя у окна и показывая на солнце, которое восходило, произнес: «Как сие солнце ясно, так светло я предстал в сей час престолу Божию».

Молитвами святителя Иоасафа Белгородского Господь да помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец!

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святитель Иоасаф Белгородский: молитва, житие, икона

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святой Иоасаф Белгородский очень известный своими чудотворными исцелениями, много людей обрели душевный покой и веру в светлое будущее. Он помог многим исцелиться от сложных болезней, вернув возможность снова наслаждаться позитивными моментами жизни, быть счастливыми и жизнерадостными. Даже простая молитва к святому Иоасафу очень действенна и существуют многочисленные факты полного выздоровления и обретения гармонии с собой и внешним миром. Такие люди, как этой святой, очень уникальны, они смогли только искренне веря, и придерживаясь всех советов развиваться, усовершенствоваться и дарить всем людям знания.

Житие Иоасафа Белгородского

Он родился в 1705 году на Полтавщине, в семье дворянина. День его рождения совпал с великим церковным праздником – Рождество Пресвятой Богородицы. Наверное, это не было случайным совпадением, а повлияло на дальнейшую его жизнь.

  • Мальчик воспитывался в глубоко религиозной семье, где строго придерживались постов и отмечались все праздники соответственно обряду.
  • Таким образом, к одиннадцати годам молодой парень уже созрел к тому, чтобы стать монахом и связать с этим всю свою жизнь, но очень боялся сказать об этом своим родителям.
  • Когда исполнилось 18 лет, Иоасаф отрекся окончательно от мирской жизни и принял монашество, и, зная, что эта новость сильно расстроит родителей, решил оставить слугу на квартире, чтобы через него передавать письма и поддерживать связь с родителями.

За тридцать лет трудов на благо церкви Иоасаф успел очень много:

  • Служил настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря;
  • Был наместником Свято-Троицкой Лавры;
  • Епископом Белгородского монастыря.

И какой пост он не занимал, везде строго следил за состоянием храмов, моральными качествами священников, правильным проведением службы, соответственно с церковными канонами, образованием священников.

Икона Иоасафа белгородского

На иконе изображен лик святого. Она пользуется огромной популярностью до сегодняшнего дня. Многие люди покупают ее в храмах для защиты детей от болезней и всего дома от негативных мыслей посторонних людей. Ее лучше вешать не посредство в комнатах Ваших детей на видном месте.

Святитель Иоасаф Белгородский неустанно продолжал работать и служить Богу, ведь чувствовал, что он нужен людям, его советы окрыляют и дарят надежду и именно он должен нести эти знания священнослужителям и верующим. В своих каждодневных молитвах он прославлял Всемогущего, просил здоровья прихожанам и стабильности в государстве.

Когда люди будут ощущать себя в полной безопасности, то повысится их уровень доверия и возникнет желание упорно работать для достижения поставленных целей. Каждый день, упорно работая над самим собой, преодолевая трудности, святой не изменял своей безусловной любви к Богу и добрыми делами прославлял это.

Мощи Иоасафа Белгородского

На 49 году жизни святой скончался. После кончины, мощи святого были захоронены в склепе Белгородского Свято-Троицкого собора. Через несколько лет, тайно проникнув в склеп, священники обнаружили нетленные мощи святого. Даже после кончины, сила его энергии продолжала служить людям, вселять веру в их сердца и уберегать от болезней.

Существуют факты, что высокопоставленные чиновники, которым представилась возможность собственными глазами увидеть все и прикоснуться к мощам святого убедились на собственном примере о чудотворном действии этого уникального служителя Бога.

История дальнейшего нахождения мощей очень запутана. До 1921 года они были в Свято-Троицком соборе, затем были в музее в качестве самого ценного экспоната. Их разыскивали правоохранительные органы, чтобы удалить любые напоминания и факты, о силе этого святого.

Где находятся мощи Иоасафа Белгородского сейчас? Такой вопрос интересует многих верующих. Только в 1991 году мощи были перенесены из музея в Спасо-Преображенский собор г. Санкт-Петербурга, и в сентябре этого же года за настоянием прихожан были возвращены в Белгородский храм, где покоятся и по сей день.

Молитва Иоасафу Белгородскому помогает семьям с детьми излечится от тяжелейших болезней (врожденное отсутствие слуха, дара речи и возможности видеть этот мир во всех его красках). Также часто матери обращаются с непрестанной молитвой к святому помочь скорейшему выздоровлению детей.

Молитва первая святителю Иоасафу Белгородскому:

О, угодниче Божий святителю Иоасафе! Из глубины сердца взываем к тебе раби Божии (имена), огради нас от соблазна, ересей и расколов, научи горняя мудрствовати, рассеянный ум наш просвети и на путь истины направи, охладевшее сердце согрей любовию ко ближнему и ревностию ко исполнению велений Божиих, грехом и нерадением ослабленную волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятого. Да твоему пастырскому гласу последующе, сохраним в чистоте и правде души наша, и тако Богу помогающу, Небесного Царствия достигнем, идеже купно с тобою воспрославим пречестное и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

О святителю Христов Иоасафе, чудотворче Белоградский! Веруем, грешнии и недостойнии, яко очи Господни на праведных и уши Его на молитву их, и того ради к молитвам твоим прибегаем и ходатайства твоего за нас просим, по глаголу апостольскому уповающе, яко любы твоя николиже отпадает. Во гресех и болезнех наших льну курящемуся и трости сокрушенней уподобихомся, и, аще живем, милостию Бога живем и за молитвы праведников Его. Преклони убо и ты, отче праведне, сердце твое к молению нашему, и предстательством твоим даждь роду христианскому от Господа мир и благословение. Православие укрепи, нападения же лукавнующих и беззаконных на Церковь Божию отжени. Умоли Отца Небеснаго избавитися нам от нашествия вражескаго, от междоусобий же и смятений народных, от губительных поветрий и смертоносныя язвы, от глада, огня и потопа и иных бед и обстояний. Испроси у Христа Бога душам нашим крепость и телесем нашим потребное здравие, болезнем же исцеление: хромым хождение, слепым прозрение, разслабленным утверждение, печальным утешение и от всех скорбей избавление. Отпадшия же лозы Христовы ветви паки с тою соедини, еяже и сам причастник быти сподобился еси, да тако прославится тобою пречестное и великолепое имя Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва перед мощами святителя:

О великий угодниче Божий и преславный чудотворче, святителю Иоасафе! От дальних и ближних градов и весей сошедшеся, во еже на месте подвигов твоих помолитися и многоцелебныя мощи твои облобызати, из глубины сердца взываем к тебе: жезлом благости, якоже пастырь добрый, упаси заблудшия овцы стада Христова, во дворы Господни сия всели, огради нас от соблазна, ересей и расколов, научи во странствии сущих горняя мудрствовати: разсеянный ум наш просвети и на путь истины направи, охладевшее сердце согрей любовию ко ближнему и ревностию ко исполнению велений Божиих, грехом и нерадением ослабленную волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятаго, да твоему пастырскому гласу последующе, сохраним в чистоте и правде души наша, и тако, Богу помогающу, Небеснаго Царствия достигнем, идеже купно с тобою воспрославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Духа Святаго во веки веков. Аминь.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще и видео о житие святителя Иоасафа:

Святитель Иоасаф Белгородский

Содержание:

Святитель Иоасаф Белгородский – великий подвижник и молитвенник, неустанно пекшийся о пастве, порученной ему Богом.

Начало пути святителя Иоасафа Белгородского

Будущий святитель Иоасаф Белгородский родился 8 сентября 1705 года и был первенцем в малороссийской дворянской семье Горленко. Отец его, Андрей Дмитриевич, заведовал бунчуком — войсковым знаменем при гетмане Данииле Апостоле. А матерью его была дочь гетмана, Мария Даниловна. Младенца назвали Иоакимом, и до семи лет он воспитывался в родительском доме — в Прилуках Полтавской губернии.

На восьмом году родители отдали Иоакима в Киево-Могилянскую академию, переживавшую в то время пору своего расцвета. Находясь в стенах академии, он имел возможность часто посещать многочисленные киевские святыни, а так как уклад жизни «академиков» был почти монашеским, то юный Иоаким привык к нему и не желал для себя ничего другого. Уже в пятнадцать лет он твердо знал, что, если будет на то Господня воля, изберет для себя монашеский путь.

Окончив академию, Иоаким поступил послушником в Межигорский монастырь, где по истечении двух лет принял рясофор и наречен был Иларионом. Еще через два года, в 1727 году, его постригли в мантию с именем Иоасаф.

6 января 1728 года инок Иоасаф стал иеродиаконом, а через некоторое время ему определили послушание наставника в низшем классе Киево-Могилянской академии. На этом поприще святой трудился три года. В 1732 году посетивший академию архиепископ Киевский Рафаил (Заборовский) обратил внимание на молодого иеродиакона, обнаружил в нем недюжинные духовные дарования и приблизил к себе. В 1734 году он назначил Иоасафа экзаменатором при Киевской кафедре и 8 ноября того же года рукоположил во иеромонаха.

Служение Иоасафа Белгородского

Служил отец Иоасаф Белгородский сначала в Киево-Братском монастыре, а потом — в Софийском кафедральном соборе. Видя ревностное исполнение им пастырских обязанностей, владыка Рафаил определил ему быть игуменом Мгарского Преображенского монастыря. В то время Мгарская обитель была уже довольно населенной, и управление ею явилось своего рода экзаменом для молодого настоятеля.

Игумен Иоасаф с честью выдержал этот экзамен, явив себя деятельным и заботливым начальником для братии. Подавая пример инокам, он вел строго подвижническую жизнь. При этом от непосильных трудов настоятель часто болел, что нашло отражение в его собственных записях.

Дважды за время своего игуменства в Мгарском монастыре отец Иоасаф сподобился видения святителя Афанасия III Пателария, Патриарха Цареградского (1560—1654), нашедшего последнее пристанище в Мгарской же обители. Вот запись, сделанная мгарским игуменом о видении, бывшем ему 26 октября 1740 года:

«Видел такой сон: виделся святитель Христов Афанасий, ходящим близ своей раки в полном облачении, которого я провожал под руку. После этого он снова возлег в свою раку, а я, грешный, оправлял его в ней и начал говорить такие слова: „Святейший Патриарх, желаю я вашему святейшеству день празднственный уставить, и подал об этом прошение преосвященному Рафаилу“ (что, действительно, так и было). На это Святейший вопросил: „А что же?“ Я ответил ему, что преосвященный сказал, что нельзя этого сделать, потому что об этом надо писать в Синод, и надо показать его чудеса. Тогда святитель сказал: „О, да, бывают здесь из Москвы. “ Я снова стал ему говорить: „Святейший Патриарх, накажи меня при жизни моей за грехи мои“. А он говорит: „Ведь я уже наказал; разве еще наказать? Добре, добре“. Потом положил на грешной моей голове руки и сказал: „Да благословит тя Господь от Сиона, живый во Иерусалиме“. на чем я и проснулся».

Иоасаф – епископ Белгородский

В 1742 году игумен Иоасаф Белгородский отправился в Петербург за сбором пожертвований. В столице он имел аудиенцию у императрицы Елизаветы Петровны, подарившей обители 2000 рублей. Царица запомнила мгарского настоятеля, произнесшего перед нею трогательную и назидательную проповедь о любви к Богу, и в 1744 году по ее прямому указанию его возвели в сан архимандрита, а менее чем через полгода назначили наместником Троице-Сергиевой Лавры. Служение архимандрита Иоасафа в Свято-Троицкой Лавре было непродолжительным. Уже 15 марта 1748 года вышло повеление о хиротонии его во епископа Белгородского.

В Белгород владыка Иоасаф прибыл утром 6 августа. По старому стилю это было Преображение Господне, и святитель тут же, не отдохнув после долгой дороги, совершил Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Дела в Белгородской епархии обстояли в то время не лучшим образом. Первой бедой, с которой положил бороться новый архипастырь, была бедность и необразованность приходского духовенства. Клирики в большинстве своем не имели возможности содержать детей в духовных училищах и даже если отдавали их учиться, то вскоре забирали домой. Святитель Иоасаф Белгородский должен был взять на себя поддержку малоимущих учеников и попечение о сиротах духовного звания.

Обретение Песчанской иконы Божией Матери

Временами он руководствовался в своем служении указаниями, получаемыми им, как ни дерзновенно это звучит, непосредственно от Бога и Его Пречистой Матери. Например, однажды ему привиделась во сне какая-то церковь, в притворе которой стояла икона Божией Матери, осиянная чудесным светом. При этом подле иконы высились горы мусора. «Смотри, — услышал архипастырь голос от образа Божией Матери, — что сделали с иконою Моею служители храма сего! Сей образ Мой предназначен быть источником благодати для веси сей и всей страны, а они повергли его в сор». Во время очередной архиерейской поездки епископу Иоасафу пришлось быть в городе Изюме. В пригороде его, Замостье, он увидел точь-в-точь такую церковь, какая приснилась ему недавно. С волнением епископ вошел в нее — и в притворе обнаружил большой образ Божией Матери, использовавшийся в качестве перегородки, за которой держали уголь для кадила. Долго стоял в молитвенном молчании он перед иконою. Причт храма пребывал в недоумении: для чего владыка медлит в притворе и не заходит в церковь?

Внезапно они увидели, как святитель повергся перед иконой на колени и, осенив себя крестным знамением, в голос заплакал: «Владычица Небесная, прости небрежность Твоих служителей, не ведают бо, что творят!» Все ждали какого-нибудь «ужасного» продолжения, но его не последовало. Епископ Иоасаф лишь сделал благочинному строгое замечание за неблагоговейное отношение к святыне и велел поставить икону на подобающее место в храме, сказав: «В сем образе преизобилует особая благодать Божия, в нем Пресвятая Владычица являет особенное значение Своего заступничества для веси сей и всей страны». Действительно, впоследствии от этой иконы Божией Матери, названной Песчанской, бывали многие чудотворения.

Читайте также:  Житие преподобной Матроны Московской - полное жизнеописание святой, даты рождения и смерти

Святитель Иоасаф Белгородский – окончание земного пути

Чувствуя, что земных дней его остается мало, владыка выхлопотал себе разрешение Синода посетить родные места. В последний раз он служил Литургию в Троицком соборе Белгорода 29 мая 1754 года. После этого епископ Иоасаф навестил престарелых родителей, живших в родовом имении под Прилуками, съездил в Мгарский монастырь.

Возвращаясь спустя полгода в Белгородскую епархию, архипастырь разболелся. Окончательно он слег в слободе Грайворон, где была загородная резиденция белгородских архиереев. Там, 10 декабря, в 49-летнем возрасте, и окончил свой земной путь Святитель Иоасаф Белгородский.

Мощи Святителя Иоасафа Белгородского

16 сентября 1991 года в Преображенский кафедральный собор Белгорода вернулись мощи святителя Иоасафа Белгородского, небесного защитника этого древнего русского города.

Мощи святителя Иоасафа Белгородского — главная святыня Преображенского собора и всей Белгородчины. Правда, прежде чем упокоиться своими мощами в нынешнем соборном храме, святому пришлось пройти через многое — от довольно позднего и «трудного» официального прославления до поругания и пребывания «под спудом» в северной российской столице.

Первое обретение мощей

Епископ Белгородский Иоасаф (Горленко) отошел ко Господу в декабре 1745 года. В феврале 1746 года его погребли в специально устроенном в Троицком соборе склепе («пещерке») — столь долгая задержка объяснялась тем, что назначенный Синодом для совершения погребения архиерей не мог пробраться в Белгород из-за разлива рек. Все это время на теле святителя не появилось ни одного признака тления.

Чудесные исцеления у гроба святого начались сразу же после погребения, что понудило духовенство спустя два года вскрыть гроб — при этом выяснилось, что мощи епископа Иоасафа по-прежнему совершенно не подверглись тлению. Распространившаяся об этом, равно как и о благодатной помощи, подаваемой святителем, молва вызвала столь многолюдный поток паломников к гробнице, что епископ Белгородский Феоктист (Мочульский) даже приказал закрыть «пещерку» на замок, но вскоре, вразумленный в тонком видении самим святителем Иоасафом, отменил это распоряжение.

Началом XIX века датируются первые попытки подвигнуть Святейший Синод к прославлению епископа Иоасафа. Увы, на протяжении ста лет все подобные попытки оставались безуспешными. Чтобы понять, почему так происходило, следует вспомнить о том, что при Петре I фактически была запрещена канонизация новых святых. «Духовный регламент» 1721 года мотивировал это решение необходимостью борьбы с народными суевериями. До конца XVIII века канонизировали лишь двух святых (святителя Димитрия Ростовского и преподобного Феодосия Тотемского).

В XIX столетии мало что в этом смысле изменилось. Отметим, что с развивавшимися «явочным порядком» культами местночтимых святых Святейший Синод вел жестокую борьбу. Эта борьба непосредственно коснулась и мощей святителя Иоасафа — в 1860-х годах, «во избежание соблазнов», они были облечены поверх архиерейских одежд в «глухой саван», с сокрытием главы святого, до того пребывавшей открытой. Это действие вызвало непонимание и ропот среди паломников, а обращенные в Синод просьбы канонизировать епископа Иоасафа с тех пор стали еще более настойчивыми.

Дело сдвинулось с мертвой точки в царствование Николая II. Специально созданная Синодом комиссия, призванная так или иначе решить вопрос канонизации, работала в Белгороде в мае 1910 года и по результатам своей работы приняла положительное решение. Ликованию белгородцев тогда не было предела.

Торжественное прославление епископа Иоасафа (Горленко) в лике святителей состоялось 4/17 сентября 1911 года. Столь широких и «общенародных» празднеств Белгород до того не видел — одних гостей со всех уголков России к этой дате собралось около ста тысяч человек! Царскую семью на торжестве представляли великий князь Николай Николаевич и великая княгиня Елисавета Федоровна. Вынесенные из «пещерки» и переоблаченные мощи святителя с тех пор пребывали в богатой раке под «древнерусской» сенью, поставленной в северной части Троицкого собора. «Пещерку» же превратили в своеобразный музей, открытый для свободного посещения.

Второе обретение мощей Иоасафа Белгородского

Всё изменилось после большевистского переворота. В августе 1920 года власти приняли постановление «О ликвидации мощей», и уже в декабре нетленные мощи святителя Иоасафа были вскрыты, подвергнуты кощунственному «исследованию» и вывезены в Москву — в Анатомический музей при Наркомздраве. Там они некоторое время выставлялись на всеобщее обозрение в качестве экспоната, с топорными «научными» объяснениями поразительной сохранности тела, а в 1930-х годах были перемещены в ленинградский Музей истории религии и атеизма, занявший к тому времени здание Казанского собора. В 1970 году музейные рабочие спрятали святыню на чердаке, выкопав для того яму в сухом шлаке. Там святые мощи и были обретены на излете зимы 1991 года.

11 марта того трудного для России года их перенесли в стоящий на Литейном Спасо-Преображенский собор. К июлю специальная комиссия установила, что обретенные в Казанском соборе мощи бессомненно есть мощи святителя Иоасафа Белгородского. До 10 августа они оставались в Петербурге; с 11 августа — пребывали в московском Богоявленском соборе, что в Елохове; с 4 сентября — в Сергиево-Казанском соборе Курска.

16 сентября, накануне дня памяти святителя Иоасафа, его мощи прибыли в Белгород. В этот же день в Белгород приехал Патриарх Алексий II, возглавивший торжества по поводу возвращения в город святых мощей небесного защитника Белгородской земли. С тех пор они пребывают в новоустроенной раке, установленной в южной части Преображенского собора.

ИОАСАФ БЕЛГОРОДСКИЙ

Свт. Иоасаф Белгородский

Иоасаф (Горленко) (1705 – 1754), епископ Белгородский и Обоянский, святитель

Память 4 сентября в день перенесения мощей, 10 декабря в день кончины, в Соборах Киевских, Курских, Радонежских, Полтавских и Черниговских святых

В миру Иоаким Андреевич Горленко, родился 8 сентября 1705 года в Прилуках в казацкой семье Андрея Дмитриевича и Марии Даниловны Горленко. Его отец был сыном прилуцкого полковника, состоял бунчуковым товарищем при будущем гетмане Данииле Апостоле, а мать была дочерью Даниила Апостола [1].

Родители мечтали, что сын их пойдет по стопам отца и будет военным. Но Господь готовил ему другой путь. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 оду он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре.

8 января 1728 г. рукоположен во иеродиакона и определен учителем Киево-Братского училища. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии.

8 ноября 1734 г. был рукоположен во иеромонаха и переведен в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии.

24 июня 1737 г. возведен в сан игумена Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря. Много сделал для благоустройства обители.

14 сентября 1744 г. был возведен в сан архимандрита.

24 января 1745 г. назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, оставаясь настоятелем Мгарского монастыря. В те годы требовалось много сил для восстановления Сергиева монастыря после пожара.

2 июня 1748 г. был хиротонисан во епископа Белгородского в соборной церкви Петропавловской крепости Петербурга.

Белгородская епархия была очень обширная, в ней насчитывалось до 1060 церквей. В первый же год святительства св. Иоасаф предпринял поездку до епархии и затем ежегодно совершал такие поездки.

Духовенство епархии еще далеко не отвечало своему званию и иногда служило соблазном для пасомых. Поэтому святитель Иоасаф очень строго взыскивал за всякого рода проступки, допускаемые священно и церковнослужителями. Его строгость (вынужденно – по обстоятельствам того времени) доходила до применения телесных наказаний к духовенству. Поссорившимся между собой священнослужителям он запрещал приступать к совершению божественной литургии до примирения.

Строгость архипастыря сочеталась с пастырской любовью, с заботливостью о нуждах духовенства, с горячим желанием защищать его от произвола различных светских лиц. Любовь святителя простиралась не только на духовенство. Он с милосердием относился ко всем страждущим, притесняемым и нищим. Последние имели свободный доступ к святителю и могли в любое время приходить к нему и находить в нем отца, заступника и благодетеля. Все доходы с вотчин архиерейского дома святитель употреблял на помощь неимущим. Милостыню он любил творить втайне. Это делалось так. Перед праздниками христианскими он посылал своего преданного келейника в жилища бедных с подаянием деньгами и одеждою. Этому келейнику он давал указание положить дар у окна или порога, три раза стукнуть в стену для привлечения внимания хозяев, самому же поспешно удалиться. Предание уверяет, что святитель сам под покровом ночи любил разносить подаяние бедным. Сострадательный и милосердный к другим, святитель был очень строг к себе – в келейной своей жизни он сохранил нищету инока. Он был настолько нестяжателен в жизни, что по его кончине у него было найдено несколько медных монет, и погребение, по разрешению Св. Синода, пришлось совершить на запасные суммы архиерейского дома.

Ежечасная молитва святителя Иоасафа

Он был ревностным молитвенником пред Богом, с горячими слезами совершал святитель божественную литургию. И рано утром, и поздно вечером келейник святителя всегда заставал его на молитве. Однажды этот келейник (впоследствии соборный протоиерей г. Изюма) видел в сонном видении святителя Иоасафа молящимся в некоем чудном храме, исполненном благоухания, причем святитель преподал ему наставление на текст: “непрестанно молитеся”. Этот призыв к непрестанной молитве выразился у него в написании ежечасной молитвы, которую он каждый час читал сам и советовал другим: “Буди благословен день и час. “

Усиленные подвиги в юности надломили здоровье святителя. Как он сам говорил на одре болезни: “излишняя святость в начале не дает мне ныне веку дожить”.

Чувствуя приближение кончины, святитель испросил разрешение Св. Синода навестить своих родителей.

29 мая 1754 г. он отслужил в Белгороде последнюю литургию, просил у всех прощение и всех разрешил. Он ясно говорил, что Белгорода он уже более не увидит. Перед отъездом святитель дал указание, чтобы для него готовили место вечного упокоения, причем просил, чтобы все постарались сделать к осени.

Побыв у родителей до осени, святитель отправился в свою епархию. По дороге он заехал в с. Грайворон – вотчину архиерейского дома. Здесь он заболел и продолжать поездку не мог. Болезнь его продолжалась более двух месяцев. Во время этой болезни он предсказал своим келейникам всю их будущую жизнь.

Перед самой кончиной святитель принял таинство Елеосвящения, причастился Св. Христовых Таин и 10 декабря 1754 г. скончался. О кончине святителя было извещено свыше игумену Хотмыжского монастыря Исаии и отцу святителя.

Тело святителя Иоасафа в декабре было привезено в Белгород и оставалось непогребенным до середины февраля 1755 г., так как назначенный на погребение святителя преосвященный Иоанн Переяславский задержался в пути из-за разлива рек. За это время тело почившего святителя не потеряло обычного своего цвета и вида.

23 февраля 1755 г. было совершено погребение святителя Иоасафа.

Через два года его тело и одежды были найдены нетленными, несмотря на сырость в склепе. С этого времени началось благоговейное почитание еп. Иоасафа. Все притекавшие к его гробу получали по вере своей исцеления.

По ходатайству Питирима, еп. Курского через 156 лет после кончины святителя Иоасафа, он был причислен к лику святых.

Открытие его мощей было совершено 4 сентября 1911 г.

В 1920 году произошло надругательство над святыней: мощи св. Иоасафа были извлечены из гробницы, отправлены в Москву и выставлены в музее Наркомздрава. Затем их перевезли в Ленинград и поместили в экспозицию Музея истории религии и атеизма.

В 1991 году мощи святителя были возвращены в Белгородский Преображенский собор, где и находятся в настоящее время.

Святителю Христу Богу возлюбленне, / правило веры и образ милосердия людем был еси, / бдением же, постом и молитвою, яко светильник пресветлый, просиял еси, / и прославлен от Бога явился еси, телом убо в нетлении почивая, духом же Престолу Божию предстоя, / чудеса преславная источаеши. / Моли Христа Бога, да утвердит Отечество наше в Православии и благочестии и спасет души наша.

Ин тропарь, глас 2

Молитвенниче издетства преизрядный, / Богоизбранный святителю Христов Иоасафе, / правило веры и образ милосердия благочестным житием всем являеши, / и с верою к тебе притекающим обильно исцеления источаеши. / Моли Христа Бога, да утвердит в державе Российстей правоверие, мир и благочестие и спасет души наша.

Многоразличныя подвиги жития твоего кто исповесть? / Многообразныя милости Божия тобою явленныя кто исчислит? / Дерзновение же твое у Пречистыя Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще, / во умилении сердечнем зовем ти: / не лиши и нас твоея помощи и заступления, / святителю Христов и чудотворче Иоасафе.

О святителю Христов Иоасафе, чудотворче Белоградский! Веруем грешнии и недостойнии, яко очи Господни на праведных и уши Его на молитву их, и Того ради к молитвам твоим прибегаем и ходатайства твоего за нас просим, по глаголу апостольскому уповающе, яко любы твоя николиже отпадает. Во гресех и болезнех наших льну курящемуся и трости сокрушенней уподобихомся, и, аще живем, милостию Бога живем и за молитвы праведник Его. Приклони убо и ты, отче праведне, сердце твое к молению нашему, и предстательством твоим даждь роду христианскому от Господа мир и благословение. Православие укрепи, нападения же лукавнующих и беззаконных на Церковь Божию отжени. Умоли Отца Небеснаго избавитися нам от нашествия вражескаго, от междоусобий и смятений народных, от губительных поветрий и смертоносныя язвы, от глада, огня, потопа и иных бед и обстояний. Испроси у Христа Бога душам нашим крепость и телесем нашим потребное здравие, болезнем же исцеление: хромым хождение, слепым прозрение, разслабленным утверждение, печальным утешенеие и от всех скорбей избавление. Отпадшия же лозы Христовы ветви паки с тобою соедини, еяже и сам причастник быти сподобился еси, да тако прославится тобою пречестное и великолепное Имя Бога Нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 2, пред честными мощами святителя глаголемая

О великий угодниче Божий и преславный чудотворче, святителю Иоасафе! От дальних и ближних градов и весей сошедшеся, во еже на месте подвигов твоих помолитися и многоцелебныя мощи твоя облобызати, из глубины сердца взываем к тебе: жезлом благости, якоже пастырь добрый, упаси заблудшия овцы стада Христова, во дворы Господни сия всели, огради нас от соблазна, ересей и расколов, научи во странствиях сущих горняя мудрствовати: рассеянный ум наш просвети и на путь истины направи, охладевшее сердце согрей любовию ко ближнему и ревностию ко исполнению велений Божиих, грехом и нерадением ослабленную волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятаго: и да твоему пастырскому гласу последующе, сохраним в чистоте и правде души наша, и тако, Богу помогающу, Небеснаго Царствия достигнем, идеже купно с тобою воспрославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Духа Святаго во веки веков. Аминь.

Труды

  • Путешествие в мире грешника Иоасафа Горленко.
  • Краткая автобиография.
  • Фамильные записки.
  • Брань честных семи добродетелей с седми грехами смертными в человеце путнику так всегда, яко наипаче в дни св. великия четыредесятницы, резидуючая, по чину седмиц ея имагинацеею мистическою и рифмой описанная 1737 г., апреля 9 дня.
  • Все произведения изданы в 1892 г. в Киеве В. Горленко.

Ссылка на основную публикацию